Антон Веберн: «Чтобы постичь музыкальную идею, нужен особый дар…. Биография веберна антона Антон веберн биография

Антон Веберн

Австрийский композитор, дирижер, музыковед, доктор философии, педагог Антон Веберн родился в 1883 году. Учиться музыке он начал в десятилетнем возрасте. В 1902 – 1906 годах Веберн обучался в Венском университете, его наставником по музыковедению был Г. Адлер, по гармонии и контрапункту – Г. Греднер и К. Навратил. А в 1904 – 1908 годах Антон занимался композицией у А. Шёнберга, ставшего его главным учителем. В этот период появились и первые музыкальные сочинения Веберна.

С 1913 года музыкант работал дирижером в Вене, Праге, Данциге, а в 1922 – 1934 годах он являлся дирижером Рабочего хорового общества и симфонических концертов Венского рабочего союза. Хотя активно писать музыку Веберн начал довольно рано, широкую известность он получил после окончания Второй мировой войны. Именно тогда его сочинения стали исполняться во многих странах Европы, а их автора громко объявили «апостолом нового искусства».

Представитель новой венской школы, Веберн был наиболее последовательным сторонником системы додекафонии, разработанной его учителем А. Шёнбергом.

Композиторская деятельность музыканта началась с «Пассакальи» для оркестра (1908). Уже в этом произведении ощущается будущая направленность творчества Веберна, что проявилось в элементах пуантилизма: звуки отделены друг от друга паузой по аналогии с живописным пуантилизмом с его точечными красочными мазками. Черты додекафонии заметны и в шёнбергских приемах «темброво-окрашенной» мелодии. В таком стиле написаны и необыкновенно лаконичные «Пять пьес для оркестра» (1913). Несмотря на явную абстрактность построения, эмоциональность и колористическая яркость делают музыку Веберна очень выразительной и привлекательной для слушателей.

Полностью к системе додекафонии Веберн обратился в «Трех духовных песнях» для пения, скрипки (или альта), кларнета и бас-кларнета (1924). С этого времени композитор начал самостоятельно разрабатывать принципы метода Шёнберга. Он стремился к строгому разделению не только интервалов, но и ритмических структур и динамики, что привело к трансформированию музыки в калькуляцию звуков.

Своеобразный стиль Веберна проявился в струнном трио (1927), симфонии для камерного оркестра (1928), квартете для скрипки, кларнета, тенорового саксофона и фортепиано (1930), а также в концерте для девяти инструментов (1934). Все эти произведения свидетельствуют об окончательном отказе композитора от тематических повторов и его стремлении твердо и последовательно проводить принципы пуантилизма. Сам Веберн писал: «Выраженная однажды, тема высказала все, что имела сказать. Необходимо продолжить ее чем-нибудь свежим».

Абстрактность конструирования музыкальной ткани хорошо заметна и в поздних произведениях композитора. Таковы вариации для фортепиано (1936), вариации для оркестра (1940), две кантаты для солистов, смешанного хора и оркестра (1939 и 1942). Структурная сложность и отвлеченность от традиционной системы интонирования соединяются с такими качествами, как тщательная отделка каждой детали, приобретающей самостоятельное значение.

Последний период жизни Веберн провел в Мёдлинге, где занимался исключительно творчеством. Жизнь его оборвалась внезапно: композитор погиб в 1945 году недалеко от Зальцбурга в результате случайного выстрела солдата американской армии.

Веберн оставил потомкам немного произведений, что свидетельствует о требовательности талантливого музыканта к своему искусству. Композитор, искренне веривший в правильность своих эстетических убеждений, никогда не стремился к популярности у публики. Сочинения Веберна, редко исполнявшиеся при его жизни, пользовались большим успехом после смерти композитора, ставшего кумиром представителей музыкального авангардизма.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АЖ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АШ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГР) автора БСЭ

Граф Антон Граф (Graft) Антон (18.11.1736, Винтертур,-22.6.1813, Дрезден), швейцарский живописец. Работал главным образом в Германии, с 1766 преподавал в АХ в Дрездене. Выполнил свыше 1500 живописных портретов и 322 портретные миниатюры серебряным штифтом, запечатлев, в частности, ряд

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЗЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (НЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПА) автора БСЭ

Панн Антон Панн (Pann) Антон (1796 или 1797, Сливен, Болгария,-2.11.1854, Бухарест), румынский поэт, композитор, фольклорист. По происхождению болгарин. Автор многих сборников народных песен, рассказов и анекдотов. Его талант наиболее ярко проявился в таких комментированных

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СТ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТА) автора БСЭ

Из книги 100 великих композиторов автора Самин Дмитрий

Из книги Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. автора Коллектив авторов

Антон Веберн (1883–1945) Вся жизнь Веберна связана с Австрией. И если он ненадолго покидал ее, то мысленно всегда здесь оставался - в столь близкой ему культурной среде. Но помимо Вены есть Тироль, откуда вышел старинный род Вебернов Просторы гор. Незамутненный и холодный,

Из книги Популярная история музыки автора Горбачева Екатерина Геннадьевна

Из книги автора

Антон Веберн Австрийский композитор, дирижер, музыковед, доктор философии, педагог Антон Веберн родился в 1883 году. Учиться музыке он начал в десятилетнем возрасте. В 1902 – 1906 годах Веберн обучался в Венском университете, его наставником по музыковедению был Г. Адлер, по

Отец - Карл фон Веберн, горный инженер, чиновник в министерстве сельского хозяйства. Мать - Амалия (урождённая Гер), дочь мясника, интересовалась искусством и была пианисткой-любительницей. В юности Антон жил в Вене, Граце, посещал гимназию в Клагенфурте (Каринтия). С 1895 стал серьёзно заниматься музыкой, обучался игре на фортепиано и виолончели у д-ра Эдвина Комауэра. Окончив гимназию, в 1902-1906 учился как музыковед в Венском университете под руководством Г. Адлера. В 1904-1908 занимался композицией у Арнольда Шёнберга, что оказало серьёзное влияние на формирование его личности и творчество. В классе Шёнберга Веберн познакомился с композитором Альбаном Бергом, который стал его близким другом.

С 1908 Веберн работал как оперный и симфонический дирижёр в городах Австрии и Германии, а также в Праге. Руководил Венским рабочим певческим обществом. В 1928-38 - дирижёр австрийского радио, отстранён от этой должности после утверждения нацистского режима в Австрии.

Жизнь Веберна оборвалась трагично в Миттерзиле, занятом в 1945 году американскими войсками. 15 сентября около 10 часов вечера, выйдя из дома своего зятя Маттеля, чтобы выкурить дорогую американскую сигару, полученную в подарок от зятя, Веберн был застрелен из пистолета тремя выстрелами в упор солдатом (поваром) американской армии, по ошибке принявшим вспышку спички, зажжённой Веберном, за что-то другое. Повар оправдался тем, что стрелял в целях самообороны, будучи в возбуждённом (а вернее, нетрезвом) состоянии. Вдове Веберна Вильгельмине пришлось доказывать американским властям в письменной форме, что её муж по состоянию здоровья и по своим принципам «не мог нападать на кого-либо, особенно на солдата».

Среди учеников Веберна - Филипп Гершкович.

Творчество

Ученик и последователь создателя т. н. «атональной» школы Арнольда Шёнберга, Веберн довёл её принципы до крайних форм выражения. Он использовал в своих сочинениях додекафонную и серийную технику. Для его музыки характерны предельная афористичность, сжатость, лаконизм, экономия и концентрация музыкальных выразительных средств, а также строгость, возвышенность и ирреальность музыкальных образов. Предельная звуковая рафинированность сочетается в музыке Веберна с жёсткой конструктивной схемой и абстрактностью мышления.

Автор симфонических, камерно-инструментальных, вокальных и хоровых произведений, из которых только 31 помечены номерами opus’ов. Автор литературных трудов, поэзии, драмы «Мёртвый» (1913), музыкальных исследований и статей, анализов собственной музыки, цикла бесед «Путь к новой музыке», изданного посмертно в 1960, и т. д.

Творчество Веберна оказало огромное влияние на течения послевоенного музыкального авангарда на Западе, включая таких композиторов как Стравинский, Булез, Штокхаузен, Ноно, Мадерна, Лигети и др., а также на российских композиторов Волконского, Денисова, Шнитке, Губайдулину, Кнайфеля, Вустина и многих других.

Сочинения, помеченные опусом

  • Op. 1 - Пассакалья для оркестра (1908);
  • Op. 2 - Ускользая на лёгких чёлнах (Entflieht auf Leichten K?hnen) для смешанного хора
Стефана Георге
  • Op. 3 - Пять песен для голоса и фортепиано
Стефана Георге
  • Op. 4 - Пять песен для голоса и фортепиано
Стефана Георге
  • Op. 5 - Пять пьес для струнного квартета (1909);
  • Op. 6 - Шесть пьес для большого оркестра (1909, вторая ред. 1928);
  • Op. 7 - Четыре пьесы для скрипки и фортепиано (1910, окончательная ред. 1914);
  • Op. 8 - Две песни для голоса и ансамбля
Райнера Марии Рильке)
  • Op. 9 - Шесть багателей для струнного квартета (1911);
  • Op. 10 - Пять пьес для оркестра (1911);
  • Op. 11 - Три маленькие пьесы для виолончели и фортепиано (1914);
  • Op. 12 - Четыре песни для голоса и фортепиано (1915-17);
Ли Бо
  • Op. 13 - Четыре песни для голоса и оркестра (1914-18);
Карла Крауса Георга Тракля
  • Op. 14 - Шесть песен на стихи Георга Тракля (1917-21);
  • Op. 15 - Пять духовных песен для голоса, флейты, кларнета
П. Розеггера
  • Op. 16 - Пять канонов для высокого сопрано, кларнета и бас-кларнета
  • Op. 17 - Три народных текста
П. Розеггера
  • Op. 18 - Три песни для голоса, кларнета in Es и гитары (1925);
П. Розеггера
  • Op. 19 - Две песни для смешанного хора с инструментальным сопровождением
  • Op. 20 - Струнное трио в двух частях (1926-1927);
  • Op. 21 - Симфония в двух частях
  • Op. 22 - Квартет в двух частях
  • Op. 23 - Три песни для голоса и фортепиано
  • Op. 24 - Концерт для 9 инструментов
  • Op. 25 - Три песни на стихи Хильдегард Йоне для голоса и фортепиано (1934);
  • Op. 26 - Свет глаз (Das Augenlicht; другой перевод названия: "Зрение") для смешанного хора и оркестра
  • Op. 27 - Вариации для фортепиано в трёх частях (1935-1936);
  • Op. 28 - Струнный квартет в трёх частях (1936-1938);
  • Op. 29 - Первая кантата для сопрано, смешанного хора и оркестра
  • Op. 30 - Вариации для оркестра (1940);
  • Op. 31 - Вторая кантата для сопрано, баса, смешанного хора и оркестра

Без опуса

  • Две пьесы для виолончели и фортепиано (1899)
  • В летнем ветре (Im Sommerwind) Идиллия для большого оркестра по поэме Б. Вилле (1904)
  • Медленная часть (Langsamer Satz) для струнного квартета (1905)
  • Струнный квартет (1905)
  • Часть (Satz) для фортепиано (1906)
  • Сонатная часть (рондо) (Sonatensatz - Rondo) для фортепиано (1906)
  • Рондо для струнного квартета (1906)
  • Квинтет для фортепиано и струнного квартета (1907)
  • Пьесы для оркестра (1913)
  • Соната для виолончели и фортепиано (1914)
  • Детская пьеса (Kinderst?ck) для фортепиано (1925)
  • Пьеса (Klavierst?ck) для фортепиано (1925)
  • Часть (Satz) для струнного трио (1925)
  • Песни (1899-1914)

Переложения

  • Арнольд Шёнберг: прелюдия и интерлюдии из "Песен Гурре" для 2-х фортепиано в 8 рук (1909-1910; не опубл.); шесть песен (ор. 8) для голоса и фортепиано (1910); пять пьес (ор. 16) для 2-х фортепиано в 4 руки (1912); "Камерная симфония" для флейты (либо скрипки), кларнета (либо альта), фортепиано, скрипки и виолончели (1922-1923)
  • Франц Шуберт: романс из музыки к драме "Розамунда", песни "Скиталец" и "Ты - мой покой" для голоса с оркестром (1903; не опубл.); "Немецкие танцы" для оркестра (1931)
  • И. С. Бах: шестиголосный ричеркар (из "Музыкального приношения") для оркестра (1934-1935)

Цитаты

  • «…новая музыка - это музыка небывалая. В таком случае новой музыкой в равной мере является как то, что возникло тысячу лет назад, так и то, что существует сегодня, а именно: такая музыка, которая воспринимается как ещё никогда ранее не созданная, и не сказанная.» (Веберн: «Путь к новой музыке», Лекция 20 февраля 1933)
  • «Очевидно, существовала некая потребность, некая необходимость, которая вызвала к жизни то, что мы называем музыкой. Что за необходимость? Необходимость что-то сказать, выразить мысль, которую иначе, чем в звуках не выразишь.» (Веберн: «Путь к новой музыке», Лекция 27 февраля 1933)
  • «Человек стремится передать в музыкальных звуках нечто такое, что иначе не скажешь. Музыка является в этом смысле языком.» (Веберн: «Путь к новой музыке», Лекция 27 февраля 1933)
  • «Веберн! Это последний мастер немецкой музыки.»

3 декабря 1883 года родился Антон Веберн, австрийский композитор, дирижер и педагог Антон Веберн - один из виднейших представителей нововенской школы.

Жизненный путь его небогат яркими событиями.

Антон Веберн происходит из старинного дворянского рода – он был сыном горного инженера Карла фон Веберна, служившего чиновником в министерстве сельского хозяйства. Мать Веберна Амалия (урожденная Гер), дочь мясника, интересовалась искусством и была пианисткой-любительницей.

В юности Антон жил в Вене, Граце, посещал гимназию в Клагенфурте (Каринтия). С 1885 стал серьёзно заниматься музыкой. Д-р Эдвин Комауэр обучал его игре на фортепиано и виолончели. Окончив гимназию, Веберн учился как музыковед в Венском университете под руководством Г. Адлера (1902-06).

За диссертацию о композиторе Г. Изаке (XV-XVI вв.) Веберн удостаивается ученой степени доктора философии.

Уже первые сочинения - Идиллия для большого оркестра по поэме Б. Вилле «В летнем ветре» (1904) - обнаруживают быструю эволюцию раннего стиля. В 1904-08 гг. Веберн занимается композицией у Арнольда Шёнберга. В статье «Учитель» он ставит эпиграфом слова Шёнберга:

«Веру в единоспасительную технику следовало бы разрушать, а стремление к истинности - поощрять».

В период 1907-09 гг. уже окончательно сформировался новаторский стиль Веберна.

Закончив образование, Веберн работал дирижером оркестра и хормейстером в оперетте. Атмосфера легкой музыки вызывала в молодом композиторе непримиримую ненависть и отвращение к развлекательности, банальности, расчету на успех у публики.

Работая как симфонический и оперный дирижер, Веберн создает ряд своих значительных произведений - 5 пьес ор. 5 для струнного квартета (1909), 6 оркестровых пьес ор. 6 (1909), 6 багателей для квартета ор. 9 (1911-13), 5 пьес для оркестра ор. 10 (1913) - «музыку сфер, идущую из самых глубин души», как отозвался позднее один из критиков; много вокальной музыки (в т. ч. песни для голоса с оркестром ор. 13, 1914-18) и др.

В 1913 г. Веберн написал маленькую оркестровую пьесу, применив серийно-додекафонную технику.

В 1922-34 гг. Веберн - дирижер рабочих концертов (Венских рабочих симфонических концертов, а также Рабочего певческого общества). Программы этих концертов, ставивших целью приобщение рабочих к высокому музыкальному искусству, включали произведения Людвига ван Бетховена, Франца Шуберта, Иоганесса Брамса, Гуго Вольфа, Густава Малера, Арнольда Шёнберга, а также хоры Ханса Эйслера.

Прекращение этой деятельности Веберна произошло не по его воле, а в результате путча фашистских сил в Австрии, разгрома рабочих организаций в феврале 1934 г.

Веберн-педагог обучал (главным образом частных учеников) дирижированию, полифонии, гармонии, практической композиции. В числе его воспитанников-композиторы и музыковеды - К. А. Хартмал, X. Э. Апостель, Э. Ратц, В. Райх, X. Сирл, Ф. Гершкович.

Среди сочинений Веберна 20-30-х гг. - 5 духовных песен ор. 15, 5 канонов на латинские тексты, струнное Трио, Симфония для камерного оркестра, Концерт для 9 инструментов, кантата «Свет глаз», единственное помеченное номером опуса сочинение для фортепиано - Вариации op. 27 (1936). Начиная с песен ор. 17 Веберн пишет только в додекафонной технике.

В 1932 и 1933 гг. Веберн прочитал в одном венском частном доме 2 цикла лекций на тему «Путь к новой музыке». Под новой музыкой лектор подразумевал додекафонию нововенской школы и анализировал то, что ведет к ней на исторических путях эволюции музыки.

Приход Гитлера к власти и «аншлюс» Австрии (1938) сделали положение Веберна бедственным, трагическим. Он уже не имел возможности занимать какую-нибудь должность, у него почти не было учеников. В обстановке травли композиторов новой музыки как «дегенеративной» и «культур-большевистской» веберновская твердость а отстаивании идеалов высокого искусства объективно была моментом духовного сопротивления фашистской «Kulturpolitik».

В последних сочинениях Веберна - квартете ор. 28 (1936-38), Вариациях для оркестра ор. 30 (1940), Второй кантате ор. 31 (1943) - можно уловить тень одиночества и духовной изоляции автора, но нет никаких признаков компромисса или хотя бы колебания.

Словами поэтессы X. Йоне Веберн призывал «колокол сердец» - любовь: «да бодрствует она там, где жизнь еще теплится, чтобы, пробудить ее» (3 часть Второй кантаты). Спокойно рискуя своей жизнью, Веберн не написал ни одной ноты в угоду установкам фашистских идеологов от искусства.

Жизнь Веберна оборвалась трагично в Миттерзиле, занятом в 1945 году американскими войсками.

15 сентября около 10 часов вечера, выйдя из дома своего зятя Маттеля, чтобы выкурить дорогую американскую сигару, полученную в подарок от зятя, Веберн был застрелен из пистолета тремя выстрелами в упор солдатом (поваром) американской армии, по ошибке принявшим вспышку спички, зажжённой Веберном, за что-то другое. Повар оправдался тем, что стрелял в целях самообороны, будучи в возбуждённом (а вернее, нетрезвом) состоянии.

Вдове Веберна Вильгельмине пришлось доказывать американским властям в письменной форме, что ее муж по состоянию здоровья и по своим принципам

«не мог нападать на кого-либо, особенно на солдата».

От Веберна начинет свой отсчет новое измерение музыкального времени и пространства. Это не просто краткость и звуковая насыщенность, но прежде всего – сгущенность, сконцентрированность составляющих музыкального материала. Центр мировоззрения Веберна - идея гуманизма, отстаивание идеалов света, разума, культуры.

В обстановке жестокого социального кризиса композитор проявляет неприятие отрицательных сторон окружающей его действительности, впоследствии занимает недвусмысленно антифашистскую позицию:

«Какие огромные разрушения несет с собой этот поход против культуры!»

Восклицал он в одной из лекций 1933 г. Веберн-художник - непримиримый враг банальности, вульгарности, пошлости в искусстве.

Образный мир искусства Веберна далек от бытовой музыки, простых песен и танцев, сложен и непривычен. Этическая концепция Веберна опирается на высокие идеалы истины, добра и красоты, в чем мировоззрение композитора корреспондирует с Кантом, согласно которому

«прекрасное есть символ прекрасно-доброго».

В эстетике Веберна сочетаются требования значительности содержания, опирающегося на этические ценности (в них композитор включает и традиционные религиозно-христианские элементы), и идеальной отшлифованности, богатства художественной формы.

Из пометок в рукописи квартета с саксофоном ор. 22 видно, какие образы занимали Веберна в процессе сочинения: «Рондо (Дахштайн)», «снег и лед, кристально чистый воздух», вторая побочная тема - «цветы высокогорья», далее - «дети на льду и на снегу, свет, небо», в коде - «взгляд в высокогорье».

Но вместе с этой возвышенностью образов веберновской музыке присущи сочетание крайней нежности и крайней остроты звучания, утонченность линий и тембров, строгость, подчас почти аскетичность звучания, словно она соткана из тончайших светящихся стальных нитей.

У Веберна нет могучих «разливов» и редки длительные нагнетания звучности, ему чужды поражающие образные контрасты, тем более - показ будничных сторон действительности.

В своем музыкальном новаторстве Веберн оказался самым смелым из композиторов нововенской школы, он пошел много дальше и Берга, и Шёнберга. Именно веберновские художественные достижения оказали решающее влияние на новые тенденции музыки второй половины XX в.

Пьер Булез сказал даже, что Веберн -

«единственное преддверие музыки будущего».

Художественный мир Веберна остается в истории музыки высоким выражением идей света, чистоты, нравственной твердости, непреходящей красоты.

Ю. Холопов, В. Холопова

Антон Веберн , также Антон фон Веберн (нем. Anton Webern, нем. Anton von Webern; 3 декабря 1883, Вена - 15 сентября 1945, Миттерзилль, Австрия) - австрийский композитор и дирижёр, один из основателей Новой венской школы.

Биография

Отец - Карл фон Веберн, горный инженер, чиновник в министерстве сельского хозяйства. Мать - Амалия (урождённая Гер), дочь мясника, интересовалась искусством и была пианисткой-любительницей. В юности Антон жил в Вене, Граце, посещал гимназию в Клагенфурте (Каринтия). С 1895 года стал серьёзно заниматься музыкой, обучался игре на фортепиано и виолончели у Эдвина Комауэра. Окончив гимназию, в 1902-1906 годах учился как музыковед в Венском университете под руководством Гвидо Адлера. В 1904-1908 годах занимался композицией у Арнольда Шёнберга, что оказало серьёзное влияние на формирование его личности и творчество. В классе Шёнберга Веберн познакомился с композитором Альбаном Бергом, который стал его близким другом.

С 1908 года Веберн работал как оперный и симфонический дирижёр в городах Австрии и Германии, а также в Праге. Руководил Венским рабочим певческим обществом. В 1928-1938 годах - дирижёр австрийского радио, отстранён от этой должности после утверждения нацистского режима в Австрии.

Жизнь Веберна оборвалась трагично в Миттерзилле, занятом в 1945 году американскими войсками. 15 сентября около 10 часов вечера, выйдя из дома своего зятя Маттеля, чтобы выкурить дорогую американскую сигару, полученную в подарок от зятя, Веберн был застрелен из пистолета тремя выстрелами в упор солдатом (поваром) американской армии, по ошибке принявшим вспышку спички, зажжённой Веберном, за что-то другое. Повар оправдался тем, что стрелял в целях самообороны, будучи в возбуждённом (а вернее, нетрезвом) состоянии. Вдове Веберна Вильгельмине пришлось доказывать американским властям в письменной форме, что её муж по состоянию здоровья и по своим принципам «не мог нападать на кого-либо, особенно на солдата».

Среди учеников Веберна - Филипп Гершкович.

Изображен на австрийской почтовой марке 1995 года.

Творчество

Ученик и последователь создателя т. н. «атональной» школы Арнольда Шёнберга, Веберн довёл её принципы до крайних форм выражения. Он использовал в своих сочинениях додекафонную и серийную технику. Для его музыки характерны предельная афористичность, сжатость, лаконизм, экономия и концентрация музыкальных выразительных средств, а также строгость, возвышенность и ирреальность музыкальных образов. Предельная звуковая рафинированность сочетается в музыке Веберна с жёсткой конструктивной схемой и абстрактностью мышления.

Автор симфонических, камерно-инструментальных, вокальных и хоровых произведений, из которых только 31 помечены номерами opus’ов. Автор литературных трудов, поэзии, драмы «Мёртвый» (1913), музыкальных исследований и статей, анализов собственной музыки, цикла бесед «Путь к новой музыке», изданного посмертно в 1960, и т. д.

Творчество Веберна оказало огромное влияние на течения послевоенного музыкального авангарда на Западе, включая таких композиторов как Стравинский, Булез, Штокхаузен, Ноно, Мадерна, Лигети и др., а также на российских композиторов Волконского, Денисова, Шнитке, Губайдулину, Кнайфеля, Вустина и многих других.

Сочинения, помеченные опусом

  • Op. 1 - Пассакалия для оркестра (1908);
  • Op. 2 - Ускользая на лёгких чёлнах (Entflieht auf Leichten Khnen) для смешанного хора
  • Op. 3 - Пять песен для голоса и фортепиано
  • Op. 4 - Пять песен для голоса и фортепиано
  • Op. 5 - Пять пьес для струнного квартета (1909);
  • Op. 6 - Шесть пьес для большого оркестра (1909, вторая ред. 1928);
  • Op. 7 - Четыре пьесы для скрипки и фортепиано (1910, окончательная ред. 1914);
  • Op. 8 - Две песни для голоса и ансамбля
  • Op. 9 - Шесть багателей для струнного квартета (1911);
  • Op. 10 - Пять пьес для оркестра (1911);
  • Op. 11 - Три маленькие пьесы для виолончели и фортепиано (1914);
  • Op. 12 - Четыре песни для голоса и фортепиано (1915-17);

Страница:

Антон Веберн, также Антон фон Веберн (родился 3 декабря, 1883, Вена — умер 15 сентября, 1945, Миттерзиль, близ Зальцбурга, Австрия) — австрийский композитор, дирижёр, представитель «Новой венской школы».

Антон Веберн был сыном горного инженера Карла фон Веберна, служившего чиновником в министерстве сельского хозяйства. Мать Веберна Амалия (урождённая Гер), дочь мясника, интересовалась искусством и была пианисткой-любительницей. В юности Антон жил в Вене, Граце, посещал гимназию в Клагенфурте (Каринтия). С 1885 стал серьёзно заниматься музыкой. Д-р Эдвин Комауэр обучал его игре на фортепиано и виолончели. Окончив гимназию, Веберн учился как музыковед в Венском университете под руководством Гвидо Адлера (1902-06). С 1904 по 1908 Веберн занимался композицией у Арнольда Шёнберга, что оказало самое серьёзное влияние на формирование его личности и творчество. Творческие контакты Веберна со своим учителем продолжались до конца жизни Веберна. В классе Шёнберга Веберн сблизился также с другим выдающимся композитором Альбаном Бергом. Их триумвират вошёл в историю музыки под названием «Новой венской школы», и сам Веберн считал, что Шёнберг — голова, а он и Берг — крылья Шёнберга.

Какой смысл любителям заниматься элементами музыки, «загадками её правил»? Смысл именно в том, чтобы научить за банальностями видеть бездны! И ещё – и это было бы спасением – быть активным духовно.
(«Путь к новой музыке»)

Веберн Антон

С 1908 Веберн работал как оперный и симфонический дирижёр в городах Австрии и Германии, а также в Праге. Руководил Венским рабочим певческим обществом. В 1928-38 дирижёр австрийского радио, отстранён от этой должности после утверждения нацистского режима в Австрии.

Жизнь Веберна оборвалась трагично вскоре после окончания войны в Миттерзиле, занятом тогда американскими войсками. 15 сентября 1945 около 10 часов вечера, выйдя из дома своего зятя Маттеля, чтобы выкурить дорогую американскую сигару, полученную в подарок от зятя, Веберн был застрелен из пистолета тремя выстрелами в упор солдатом (поваром) американской армии, по ошибке принявшим вспышку спички, зажжённой Веберном, за что-то другое. Повар оправдался тем, что стрелял в целях самообороны, будучи в возбуждённом (а вернее, нетрезвом) состоянии. Вдове Веберна Вильгельмине пришлось доказывать американским властям в письменной форме, что её муж по состоянию здоровья и по своим принципам «не мог нападать на кого-либо, особенно на солдата».

Веберн воспитал множество учеников. Один из них, Филипп Гершкович(1906—1989), в течение многих лет (1941—1987) жил в Советском Союзе, ведя активную педагогическую деятельность.

Ученик и последователь создателя т. н. «атональной» школы Арнольда Шёнберга, Веберн довёл её принципы до крайних форм выражения. Он использовал в своих сочинениях додекафонную и серийную технику. Для его музыки характерны предельная афористичность, сжатость, лаконизм, экономия и концентрация музыкальных выразительных средств, а также строгость, возвышенность и ирреальность музыкальных образов. Предельная звуковая рафинированность сочетается в музыке Веберна с жёсткой конструктивной схемой и абстрактностью мышления.

Он автор симфонических, камерно-инструментальных, вокальных и хоровых произведений, из которых только 31 помечены номерами opus’ов. Он также автор литературных трудов, поэзии, драмы «Мёртвый» (1913), музыкальных исследований и статей, анализов собственной музыки, цикла бесед «Путь к новой музыке» изданного посмертно в 1960, и т. д.