Ашанти пытают ведьм и сажают их на кол. Центр национальной культуры

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова ашанти

ашанти в словаре кроссвордиста

Энциклопедический словарь, 1998 г.

ашанти

АШАНТИ (самоназвание - асанте, асантефо) народ в Гане. 4 млн. человек (1992). Сохраняют традиционные верования. Есть христиане и мусульмане-сунниты.

Ашанти (народ)

Аша́нти (ашантийцы ; самоназвание - асантефо , асанте - означает «объединяющиеся для войны») - народ группы акан . Живут в центральных районах Ганы. Численность - 3,3 млн чел. (вместе с родственными им народами: денчира , аданси , асение-чифо , васау и др.). Антропологически относятся к негрской расе негроидной расы. (Шпажников 2007, 76)

Ашанти (государство)

Аша́нти , или Федера́ция Аша́нти (Асанте Нкабом ), Эджису - раннефеодальное государство, находившееся на территории современной Республики Гана, в Африке, с конца XVII по XIX век. Включало в себя часть населения Западной Африки - народы ашанти и аканы , проживавшие на его территории.

Ашанти (певица)

Аша́нти Шеквойя Дуглас (; род. 13 октября 1980 года), более известная как """Аша́нти """- американская певица, продюсер, актриса, танцовщица и модель. Наибольшую известность принёс дебютный альбом Ashanti , который в первую же неделю был продан полумиллионным тиражом, что, по данным компании Nielsen SoundScan , стало рекордом для певицы. Песня « Foolish » в течение 10 недель занимала первое место чарта Billboard Hot 100 .

Ашанти (фильм)

«Ашанти » - приключенческий фильм американского режиссёра Ричарда Флейшера. В главных ролях сыграли Майкл Кейн, Беверли Джонсон, Питер Устинов и Омар Шариф.

Ашанти (регион)

Ашанти - один из 10-ти регионов республики Гана, расположен в южной части Ганы и

Ашанти является третьим по величине из 10 регионов, занимая площадь 24 389 км². Административный центр - город Кумаси. С точки зрения населения, это самый населённый регион, с населением 4 780 380 человек на 2010 год, что составляет 19,8 % от общей численности населения Ганы.

Примеры употребления слова ашанти в литературе.

Восемьсот лье по землям Либерии, Берега Слоновой Кости, Ашанти , Дагомеи, Гран-Бассама!

Можно было бы пойти в бордель, но кто знает этих ашанти , как они насчет борделей - и вообще, кто они такие, на хрен - к тому же он был не уверен, что у него сегодня получится.

Буры были для его типа белой босоты тем же, что ашанти для большинства черных.

Он, правда, слышал, что у коммунистов житье не сахар, ну и хрен с ними, можно почитать из красной книжечки, пока ашанти не отвалят обратно, а там сделать ноги.

Теперь ему было невтерпеж добраться до ворот, он еле сдерживался, чтобы не перейти на бег и не привлечь внимание ашанти , которые могут оказаться в толпе.

Бад, спеленутый, как мумия, начал падать вперед, один из ашанти подхватил его, уложил на мостовую и перекатил на спину.

Несколько ашанти начали привязывать к кокону ручки, две на плечах, две на лодыжках, наездник спешился и опустился рядом на колени.

По улице приближался констебль шанхайской полиции в сопровождении двух ашанти на мотороликах.

Главный ашанти поклонился констеблю и выдал еще одну пространную цитату из уложений Общего Экономического Протокола.

Четверо ашанти ухватились за ручки, оторвали Бада от земли и побежали за скачущим вприпрыжку констеблем в направлении дамбы, ведущей через море в Шанхай.

Карл миновал расположения ашанти , курдов, армян, навахо, тибетцев, сендеристов, мормонов, иезуитов, саамов, пуштунов, тутси, Первой Распределенной Республики и ее бесчисленных ответвлений, хартлендеров, ирландцев и местных ячеек КриптНет, поневоле вышедших из подполья.

Ашанти (3,3 млн. человек) – негроидный народ, живущий в горах Западной Африки. В доколониальную эпоху они были сказочно богаты, так как торговали золотом и рабами, захваченными во время войн. Тем не менее, их империя пала, традиционные верования претерпели серьезные изменения, а их также стали вывозить в трюмах в качестве рабов. Строптивые и неуживчивые, они доставляли много хлопот плантаторам.

Ашанти верят, что дети наследуют кровь матери и дух отца, поэтому права наследования на землю у них передаются по женской линии. Девушки обычно «в девках» не засиживаются. Как только деревня убеждается в зрелости невесты, ей находят мужа.

Им может стать и уже женатый человек, если его богатство позволяет иметь несколько жен. Видимо, такие традиции связаны с гибелью мужчин в войнах, позволяя всем женщинам быть «пристроенными» и рожать детей.

Ребенку в племени очень рады, причем любому – девочке и мальчику. Счастливая мама обычно после родов проходит по деревне с новорожденным за спиной, собирая от соседей подарки и деньги.

Как воинственный народ, раньше ашанти имели множество рабов, которых не гнушались продавать европейцам. Вожди ашанти бахвалились, что сами они никогда не станут рабами.

В конце 19 века, после 70 лет кровопролитных войн и 7 военных походов, англичанам удалось все-таки поработить ашанти, разрушить основы их уникальной культуры. Колонизаторы грабили этот богатейший народ долгие годы и, чтобы было легче оказывать влияние на умы аборигенов, искореняли традиционные верования. Они учили детей в миссиях, стараясь сделать из них законопослушных христиан. Множество древних храмов ашанти было разрушено.

На Севере Ганы развернулись мусульмане, которые, начиная с 14 века, распространили свое влияние на северных племенных вождей. В то же время в Гане мусульманство претерпело свои метаморфозы, и ашанти и фанти основали собственные секты, которые получили название - «Ислам фанти и ашанти». Эти секты известны своей антихристианской и антимусульманской пропагандой в общественных проповедях. Те же, кто считаются христианами (20% населения), также исказили христианские учения, и в настоящее время принадлежат к христианско-африканским сектам, которые являются синтезом христианских и африканских религиозных учений и обрядности.

В Гане часто бывает, что члены одной семьи порой придерживающихся разных религиозных взглядов. Христиане навещают друзей-мусульман во время их религиозных праздников. А те, в свою очередь, не гнушаются повеселиться с христианами.

Особенно почитают в Гане праздник, который проходит один раз в 6 недель и связан с поклонением духам предков. Праздник начинается в деревне утром: вождь собирает совет старейшин во дворце. Конечно, внешне этот дворец напоминает деревенскую избу, но это не мешает вождю сидеть с горделивым видом на специальном деревянном стуле, в котором (как считают все в племени) живут духи предков.

Глиняные стены во дворце покрашены в красный цвет, украшены фетишами из меха и кожи, амулетами, бутылочками с волшебными снадобьями и костями жертвенных животных. В специальной комнате вождь хранит также стулья своих умерших предшественников, церемониальные рога и трость. Обычно сандалии и трости висят под потолком. У вождя даже есть, правда, в одном лице, пресс-секретарь, переводчик и церемониймейстер, который созывает соплеменников на праздник поминовения усопших предков.

Первыми приходят старейшины. Они обсуждают проблемы деревни: уничтожение лесов или снижение цен на какао. Потом все идут в храм, расположенный рядом с дворцом и построенный в том же стиле. Закрытый внутренний двор храма окружают 4 помещения: для барабанов, хора, утвари и алтаря.

Во всей стране сохранилось 10 деревенских храмов, так как остальные традиционные постройки ашанти были разрушены во время колониальных войн. Юнеско причислил эти храмы к историческому наследию, высоко оценив культуру этого уникального народа.

Мотивы декора стен и утвари в храме повторяют орнаменты на тканях. В горшках и деревянных фигурках живут души деревенских богов, а в скамеечке шамана - души умерших. Ашанти считают, что без гармоничного общения с предками у жителей деревни никогда ничего не получится.

После визита в храм, правителю приносят церемониальный зонт, под которым он вместе с подданными проходит по главной улице, демонстрируя свою силу и способность всех защитить. Далее деревенский правитель едет к региональному вождю, потом - к еще одному вождю, в провинциальный город. Едет он на автомобиле, марка которого зависит от статуса деревни и ее богатства.

Завершается поездка визитом к королю Ашанти, который живет в большом городе. Там все церемонии проходят в том же духе, но гораздо более пышно. Король принимает подданных, сидя на золотом стуле, в котором живет душа всего народа. Последними в списке приглашенных к нему подходят деревенские вожди. Потом они разъезжаются по своим деревням, где праздник завершается танцами шамана, который, впадая в транс, видит будущее. Приплясывая, он произносит невнятные звуки, понятные лишь для избранных - вождя и его церемониймейстера.

Хорошо, если послание умерших было благоприятным и народу ничего не грозит. Но иногда в жизнь людей вмешиваются вампиры (асанбосам), которые могут тайно, из укрытия нападать на людей и высасывать у них кровь. Асанбосам напоминает обликом человека, но зубы у него- железные. Это невероятное существо сидит на верхушках деревьев, свесив ноги, и использует свои крючкообразные стопы для ловли тех, кто проходит мимо.

Еще одна беда может прийти в мирные деревни в облике колдуньи. Процесс превращения в колдунью обычно долог, непредсказуем. Страшной ведьмой может стать любая пожилая женщина. Колдунья способна покинуть тело и путешествовать в ночи, как раскаленный светящийся шар. Она нападает на людей, высасывая их кровь. Особенно любят эти страшные существа кровь детей, а также сок из фруктов и овощей.

Ашанти верят, что иногда колдуньи могут принимать облик какого-то животного - кошки, крысы. Тогда они ночью высасывает кровь из неприметной ранки, из-за чего возникает затяжная болезнь или смерть. Ведьмы также собираются вокруг бэйси, горшка с кровью жертв. Если кто-то посмотрел в него, он увидел бы лишь воду.

Заподозрив соплеменницу в колдовстве, ее обычно подвергают испытаниям. Способы испытаний удивительным образом похожи на методы инквизиции в Восточной Европе. После того, как подтверждение получено, начинается казнь. Язык приговоренной вытаскивают и пришпиливают к подбородку колючкой (карающие защищались от последнего проклятия). Затем ведьму сажают на кол. В некоторых случаях тело сжигают или оставляют в лесу на растерзание хищникам.

Не случайно Ганриет Табмен (1822-1913) – культовая беглая рабыня, обладающая уникальным даром ясновидящей, была из рода ашанти. Согласно легендам, в своих снах и видениях она могла парить, словно птица над местностью. Она помогала беглым рабам выбрать правильную дорогу, прятала их в безопасных местах.

Ее дар проявился в 12 лет, когда она встала между разъяренным надсмотрщиком и мальчиком- рабом. Надсмотрщик ударил ее в лоб свинцовой гирей весом в два фунта. Девочка чуть не умерла, но выжив, стала сталкиваться с различными видениями и слышать голоса. В ее сознании как бы раскрылось окно для связи с духами предков, которые, как она считала, помогали ей спасать соплеменников.

АШАНТИ, асанте, или асантефо (самоназвание - «объединившиеся для войны»), ашантийцы, асианте, тон, тонава, камбон, камбоси, народ группы акан в центральных районах Ганы . Живут между рек Вольта и Тано (области Ашанти и Бронг-Ахафо). Численность 3,3 млн. человек. Родственные народы: денчира, аданси, асение-чифо, васау и др. Относятся к негрской расе большой негроидной расы. Языки ашанти, аквапим и ачем, часто рассматриваются как диалекты языка чви (тви) - чви каса. Письменность на латинской основе с 19 в. Сохраняют традицмонные верования, есть христиане (католики и англикане), мусульмане-сунниты.

Этническая общность ашанти сформировалась в середине 18 - начале 19 вв. в результате консолидации аканских групп на территории Конфедерации Ашанти (около 1700-1896), возникшей как военный союз нескольких племён-вождеств (оманов). Во главе конфедерации стояли верховный вождь (асантехене), его соправительница (асантехема), часто называемая королевой-матерью, и совет старейшин, состоявший из оманхене и военных вождей (асафохене). Экономика Конфедерации Ашанти основывалась на работорговле и посреднической торговле золотом и орехами кола. Опираясь на сильную военную организацию, правители Ашанти завоевали право на монопольную торговлю с европейцами и к началу 19 в. контролировали почти всю территорию современной Ганы . Основными компонентами структуры омана являлись позднепервобытные общины (акура), большие семьи (фиефо), матрилинейные роды (абусуа), патрилатеральные группировки (нторо) и подразделения военной организации (асафо). Возникло деление на знать, свободных общинников и рабов.

Основные традиционные занятия - ручное циклично-залежное земледелие (ямс, маниок, таро, батат, земляной орех, просо, кукуруза, сорго, рис, ананасы, цитрусовые, бананы, бобовые, томаты, овощи, возделывание масличной пальмы и дерева кола), животноводство (мелкий рогатый скот, свиньи, птица), золотодобыча. Охота, рыболовство и собирательство имеют вспомогательное значение. Работают по найму на плантациях какао, лесоразработках, в горнодобывающей промышленности и на промышленных предприятиях в городах. Из ремёсел развиты кузнечное, художественная обработка золота, серебра, бронзы (чеканка, ковка, литьё), гончарное, ткацкое, резьба по дереву. Традиционные дома четырехугольные в плане, из деревянных жердей, обмазанных глиной, с земляным полом, с двускатной крышей, покрытой пальмовыми листьями, травой или железом и шифером. Традиционная одежда - кенте и адинкра (праздничное кенте с тиснённым специальными штампами орнаментом). Пища в основном растительная (различные каши, похлёбки, варёные и печёные овощи и корнеплоды с острыми приправами и пальмовым маслом), а также мясная и рыбная. Живут большесемейными общинами; брачное поселение билокальное, практикуется полигиния. Счёт родства матрилинейный с элементами патрилатеральности. Система родства переходная от ирокезского к арабскому типу. Сохраняют культ предков (асаманфо), объектом которого были вожди и старейшины, культ сил природы, особенно духов рек и др. водоёмов. Имеются пантеон духов (обосом) и представление о сверхъестественном существе Ньяме (небесное божество, демиург, перво-предок) и хтоническом божестве Асасе. Широко распространены фетиши-обереги (сумам). Ежегодно в сентябре устраивается праздник Оджира («очищение»), а через каждые 6 недель - Великий (Большой) Адаэ или Малый Адаэ поочерёдно, тесно связанные с культом предков и др. традиционными верованиями. Ньяме и Асасе наряду с мудрым пауком Анансе - постоянные персонажи фольклора и мифов.

АШАНТИ (ашантийцы, на языке хауса - тонава, на языке манде - блу, на языке гур - камбон, камбоси; самоназвание - асанте, буквально - военный союз), народ группы акан в центральных районах Ганы (области Ашанти и Бронг-Ахафо в междуречье Вольты и Тано). Численность - 2,8 миллиона человек (2000 год, оценка). Язык ашанти - один из официальных языков Ганы, входит в диалектный пучок чви-фанти (акан). Около 50% ашанти - христиане (католики, англикане, методисты, пятидесятники, адвентисты седьмого дня и др.), около 30% - мусульмане (в том числе последователи секты ахмадие), остальные придерживаются традиционных верований.

Этническая общность ашанти сформировалась во 2-й половине 18-начале 19 веков в рамках Ашанти конфедерации. Занимаются ручным земледелием, золотодобычей, работой по найму (на плантациях, лесоразработках, в городах). Сохраняются культы предков (асаманфо), объектами которого являются вожди и старейшины, сил природы (прежде всего духов рек и других водоёмов), духов (обосом) во главе с небесным духом, демиургом и первопредком Ньяме и др. Ньяме и хтонический женский дух Асасе (наряду с мудрым пауком Анансе) - основные персонажи сказок, пословиц и мифов. Ежегодно в сентябре отмечается праздник Очищения (Оджира), в декабре - праздник урожая (Апо), каждую 6-ю неделю - попеременно Великий или Малый Адаэ. Распространены фетиши-обереги (суман).

Развита обработка металла (бронзы, меди, золота): украшения (кольца, браслеты, орнаментированные диски, маски-подвески, изображающие побеждённых вождей и подвешивавшиеся к мечу победителя; наиболее знаменита маска из сокровищницы правителя Кофи Калкали), парадное оружие и др. В технике литья по восковой модели изготавливали скульптурные гирьки для золотого песка (аберамбо): геометрические фигуры (более ранние), изображения людей, животных, растений, символов власти, оружия, орудий труда (известно до 500 сюжетов); ритуальные сосуды (кудуо) на высоком поддоне с гравированным орнаментом на тулове и скульптурной композицией на крышке (в том числе золотой кудуо правителя Осаи Туту). Из обожжённой глины создавалась погребальная скульптура в виде голов (реже фигур) предков, ритуальные сосуды, курительные трубки, навершия деревянных гребней, посохов и др. Керамические сосуды покрывались рельефным или процарапанным геометрическим орнаментом, иногда с изображениями человеческих личин. Из дерева вырезались фигурки воинов, пленных и др.; куклы с цилиндрическим туловищем, длинной шеей, большой головой в виде плоского, выпуклого или вогнутого диска, короткими распростёртыми в стороны руками, служившие игрушками для девочек, и амулетами, обеспечивающими плодородие, - для женщин (акуа-ба); ритуальные скамейки вождей, покрытые резным орнаментом, иногда инкрустированные медью или серебром, слоновой костью, в том числе «Золотой трон» (сикаджу) правителя ашанти. Для антропоморфной скульптуры характерны кольцеобразные складки на шее, возможно, передающие украшения.

Лит.: Rattray R. S. Ashanti. Oxf., 1923; idem. Religion and art in Ashanti. Oxf., 1927; Шандицева Т. Б. Каталог гирек ашанти для взвешивания золотого песка в собрании ГМИНВ // Сообщения Государственного музея искусства народов Востока. М., 1973. Вып. 7; McLeod М. D. The Asante. L., 1981; Morrison М. К. С. Ethnicity and political integration: the case of Ashanti, Ghana. Syracuse (N. Y.), 1982; Попов В. А. Ашантийцы в XIX в.: Опыт этносоциологического исследования. М., 1982.

В. А. Попов; Н. Е. Григорович (искусство).

Ашанти мифология, комплекс мифологических представлений народа ашанти (Западная Африка), создавшего на территории современной Ганы своё государство (кон . 17-19 вв.). Архаические мифологические представления соседствуют в Ашанти мифологии с более поздними, усложнёнными представлениями; на их основе возникла своеобразная «государственная» мифологическая символика (в разработке её большую роль играли жрецы), посредством которой мифы оказались «привязанными» к иерархической организации государства (ср. «вторичную» мифологию бамбара, догонов).
Главный среди богов (абосом) и духов ашанти - бог неба Ньяме, или Оньяме («сияющий»). Его именуют также Ньянкопон или Оньянкопон («истинно великий Ньяме»), Одоманкома и другими «хвалебными именами».
Каждая ипостась Ньяме имеет свои символ. Один из символов Ньяме - паук (Анансе). Подобно пауку, Ньяме сотворил (сплёл) свой мир и живёт в центре этого мира. Его называют великим пауком (Анансе Кокуроко). Паук фигурирует как культурный герой - в некоторых мифологических сюжетах о происхождении тех или иных элементов природы и культуры (с ним связывают, например, появление солнца , происхождение сказок и др.); в животном эпосе ашанти паук - трикстер .
Ньяме - демиург , благодаря ему возникли дождь и солнце, произошли люди. Прежде Ньяме жил на земле и только позже удалился в небо. В некоторых вариантах мифов Ньяме - богиня. Существовал культ Ньяме - храмы, жрецы. Посвященные ему алтари («дерево Ньяме») имелись почти в каждом дворе и представляли собой ствол дерева с тремя обрезанными ветвями, служившими подставкой для сосуда, который наполняли дождевой водой ; часто рядом помещали также «топор Ньяме» (неолитическое орудие).
Супруга Ньяме - богиня земли Асасе Афуа. Как указывают исследователи (в частности, Ева Л.-Р. Мейерович), у ашанти ранние представления о божестве земли со временем значительно модифицировались. Вместо единой первоначальной богини земли Асасе Афуа появилось два мифологических персонажа - Асасе Афуа и Асасе Йа. Обе богини - дочери Ньяме (Асасе Афуа также и супруга Ньяме). Асасе Афуа - богиня плодородия и плодовитости; в её ведении - все, что растёт на земле, и все, что в ней содержится; её священное число - восемь, символ - восьмилучевая планета Венера ; посвящённое ей животное - коза; её священный день (день происхождения и почитания) - пятница . Асасе Йа воплощает бесплодие земли. Асасе Йа называют «Древняя мать-земля», а также «Земля, сотворившая нижний мир»; соответственно она является матерью умерших. У Ньяме было много сыновей, которых он послал на землю. Это - бог рек Тано и Биа, бог озера Босомтве, бог моря Опо и др.
Одно из наиболее значительных божеств - Тано (существовал культ Тано). Согласно мифу, Тано был обнаружен и в истоках реки Агьентоа (впоследствии названной его именем) охотником на слонов Туо. Однажды Туо в пальмовом лесу услышал бой барабанов и шум (как будто там находились великий вождь и его приближенные), но никого не увидел. Испуганный, он углубился в чащу и оказался у потоков реки. Кто-то невидимый окликнул его по имени и спросил, зачем он пришёл и чего он хочет. Затем бог Тано, которому принадлежал таинственный голос, предложил Туо взять листья растения сумме, обвязать их вокруг оснований пальмовых деревьев и прийти сюда снова через семь дней. Позднее Туо пришёл к этому месту с людьми, которым он обо всем рассказал. И они услышали голос Тано, Сестра Туо - Анаа впала в транс, отправилась к истоку реки и отсутствовала семь дней. Вернувшись, Анаа объявила, что одержима Тано. Она стала танцевать и пророчествовать. Ею было сообщено людям желание Тано - чтобы они к нему приблизились. После этого люди основали близ истоков реки, где находился Тано, деревню и стали там жить.
У ашанти два основных культа - нторо (нторо - духи предков , а так же объединения людей, почитающих одного из этих духов) и абусуа. Первый, восходящий к архаическим, возможно, тотемическим, представлениям, наследовался по мужской линии; абусуа - культ родовых предков, передававшийся по женской линии. В более древних по своему происхождению мифах, связанных с культом нторо, выступает божество Ньяме. Согласно одному варианту мифа о происхождении людей, некогда одна человеческая пара спустилась с неба, а другая вышла из земли. Онини - питон, пришедший от бога неба Ньяме и обосновавшийся в реке (Босоммуру), предложил этим людям, у которых не рождались дети, свою помощь. Он велел, чтобы мужчина и женщина каждой пары стали лицом друг к другу, затем нырнул в воду и, выплыв наружу, обрызгал водой их животы, сказав при этом «кус кус» (это заклинание произносится при отправлении культа нторо и Ньяме). После этого Онини отправил пары домой и велел мужчине и женщине лечь вместе. Женщины забеременели и родили первых людей. Они и их потомки составили нторо Босоммуру. Люди, принадлежащие к этому объединению, не убивают питонов. Сходные мифы существуют о происхождении других нторо: роль, аналогичную питону, играют крокодил, голубь, антропоморфный бог озера и др.
Большую роль у ашанти играют также культ предков и развившийся на его основе культ царей (ср.