Автор э неизвестный. Эрнст Иосифович Неизвестный

Эрнста Иосифовича Неизвестного называют величайшим скульптором современности. Сын родителей – "лишенцев", он прошел через ранее признание своей одаренности, Вторую мировую войну, мнимую смерть, гонения и признание. Скульптуры Эрнста Неизвестного установлены в Артеке и Ватикане, на Асуанской плотине, в Магадане, Нью-Йорке и других городах мира. В 90 лет, будучи прикованным к инвалидной коляске, великий скульптор и философ продолжает творить.


Эрнст Неизвестный появился на свет 9 апреля 1925 года в Екатеринбурге. Его родителями были детский врач Иосиф Моисеевич Неизвестный и автор популярных детских книг (а также теософка и поэтесса по призванию) Белла Абрамовна Дижур. У Эрнста очень рано проявились способности к рисованию и лепке. С 1939 года он стал участвовать во Всесоюзных конкурсах детского творчества, и неоднократно становился победителем, что позволило ему поступить в среднюю художественную школу г. Ленинграда (ныне Государственный академический художественный лицей им. Иогансона). В марте 1942 года художественная школа была эвакуирована в Самарканд, а через несколько месяцев, прибавив себе возраст, Эрнст Неизвестный добровольно направился в военкомат. Он окончил военно-воздушное училище, но не доехал до фронта – застрелил офицера, изнасиловавшего девушку. Трибунал отправил Неизвестного в штрафбат, на Второй украинский фронт, где он участвовал во многих сражениях и был награжден медалью "За отвагу". В апреле 1945 года, на территории Австрии, Эрнст был тяжело ранен. Врач в госпитале составил документы о его смерти, родителям была направлена похоронка, а сам Неизвестный был посмертно удостоен ордена "Красная звезда". Однако когда санитары небрежно сгрузили "мертвое тело" в подвал, раздался стон. Врачи выходили Неизвестного, хотя он долгое время не мог обходиться без костылей и морфия (по совету отца Эрнсту удалось замен

ить наркотик водкой), а впоследствии стеснялся шрамов, обезобразивших его тело. После демобилизации Эрнст Неизвестный работал преподавателем черчения, затем был направлен для учебы в Рижскую Академию художеств. Однако воин-орденоносец не мог рассчитывать на дружелюбное отношение латышей. В 1947 году он перебирается в Москву и становится студентом сразу двух престижных ученых заведений - Суриковского института и МГУ (философский факультет). Среди преподавателей Неизвестного были такие известные скульпторы, как Вучетич, Томский, Манизер, а студенческие работы Эрнста приобретались Русским музеем и Третьяковкой. Однако у будущего великого скульптора, как у многих студентов-фронтовиков, было свое видение жизни и творчества, и уже в тот период многие из его работ не согласовывались с господствующей концепцией соцреализма. К тому же он жил впроголодь и не имел жилья. Перебиваясь случайными заработками, Эрнст однажды даже предпринял попытку самоубийства.

В 1955 году Неизвестный становится членом Московского отделения Союза художников (секция скульптуры), участвует в столичных выставках, однако его работы не находят спроса. Сочетание реализма и абстракции, экспрессивная пластика и собственное видение мира привлекают внимание знатоков, но не встречают одобрения у критиков и официальных лиц. В 1956 году Неизвестный начал работу над скульптурной композицией "Древо жизни" - но завершить ее

му удалось лишь спустя два десятилетия. Правда, Фестиваль молодежи и студентов в 1957 году принес Эрнсту две медали, а в 1959 году скульптору, казалось, наконец-то улыбнулась удача – его проект монумента Победы победил во Всесоюзном конкурсе. Однако обиженные именитые коллеги обвинили Неизвестного в плагиате, и в результате монумент был возведен по проекту Вучетича. В то же время работы молодого талантливого скульптора пользовались огромным успехом на столичных и зарубежных выставках, а его мастерская стала настоящим центром диссидентов–шестидесятником того времени. Среди постоянных посетителей была и школьница Дина Мухина, которая впоследствии стала известной художницей-керамисткой, женой Эрнста и матерью его дочки Ольги, также будущей художницы.

Одним из наиболее громких событий шестидесятых стал скандал с выставкой к 30-летию МОСХ (1962). Все эпитеты, высказанные по этому поводу Хрущевым, достаточно подробно описаны. Формально Неизвестный не пострадал – его приглашали к участию в советских и зарубежных выставках. Однако скульптор не мог приобрести материалы для творчества, его несколько раз жестоко избивали, в том числе и в отделении милиции, неизвестные лица разгромили его мастерскую и находившиеся в ней работы. При этом Эрнст работал, несмотря ни на что. В 1968 году он создал монументальный рельеф в Артеке, в 1968 году выиграл международный конкурс на возведение монумента на Асуа

ской плотине, много работал над книжными иллюстрациями. В 1974 году, после смерти Н.Хрущева, по просьбе его сына Неизвестный создал надгробие на могиле своего бывшего гонителя.

В 1976 году, после нескольких отказов в зарубежных поездках, знаменитый скульптор принял решение об эмиграции. Его поддержали родители, а жена с дочерью выезжать за границу категорически отказались. Сначала Неизвестный поселился в Цюрихе, а через год переехал в Нью-Йорк, где проживает в настоящее время. Он стал читать лекции в университетах, закончил композицию "Древо жизни", создал несколько скульптур для Ватикана, в том числе и "Большое распятие". В 1982 году Неизвестный выпустил книгу "О синтезе в искусстве". Сотрудничество с Россией Неизвестный возобновил, начиная с 90х годов. Он создал памятник жертвам ГУЛАГа "Маска скорби" (Магадан), копию "Древа жизни" для установки в Москве, "Золотого ребенка" (Одесса), монумент шахтерам (Кемерово). В 1995 году Эрнст Неизвестный женился на этнической русской Анне Грэм, специалистке по лингвистике и искусствоведению. Три года назад скульптор перенес очень сложную операцию и теперь видит лишь одним глазом. Он передвигается в коляске и уже не может лепить, однако создает рисунки, которые его помощники переводят в трехмерные модели. В Екатеринбурге открыт музей Эрнста Неизвестного, а в ближайших планах скульптора - создание в окрестностях города мемориала репрессированным.

Всем известную статуэтку, которую вручают на церемонии ТЭФИ, Неизвестный впервые создал ещё в 1962 году. Тогда "Орфей" был размером в два метра. Его работы на выставке "30 лет МОСХ" были безжалостно раскритикованы Никитой Хрущёвым.

Неизвестный, как и его Орфей, был ранен в грудь на Великой Отечественной. Сам Эрнст говорил о своём ранении:

Я был ранен очень тяжело, разрывная пуля пробила грудь, выбила три ребра, три межпозвоночных диска, порвала плевру.

"Прометей и дети мира" (1966)

Монументальная скульптурная композиция размером в 150 метров создана во всесоюзном лагере "Артек". Этот памятник международной дружбе и единению детей всего мира заложен на камнях, привезённых гостями "Артека" из 83 стран. Надпись на нём гласит: "Сердцем - пламенем, солнцем - сиянием, костром - заревом, дети шара земного, дорогу дружбы, равенства, братства, труда, счастья навсегда озарим!"

Надгробие Никиты Хрущёва (1975)

Хрущёв когда-то назвал работы Неизвестного "дегенеративным искусством", как Йозеф Геббельс, и это сильно навредило жизни скульптора: он не мог обеспечивать себя и ему даже приходилось подрабатывать грузчиком. Но он всё же сделал по просьбе родственников надгробный памятник на могиле Хрущёва на Новодевичьем кладбище из белого и чёрного мрамора.

"Маска скорби" (1996)

30-метровый мемориал жертвам политических репрессий открыт на сопке Крутая в Магадане. Во время сталинских репрессий на этом же месте существовал перевалочный пункт, с которого заключённых перевозили по лагерям на Колыме. В правом глазу самого большого лица ― зарешёченное окно, а внутри воспроизведённая типичная тюремная камера сталинских времён.

"Память шахтёрам Кузбасса" (2003)

Пятитонный 15-метровый монумент открыли в день шахтёра в Кемерове, городе инженеров и машиностроителей. Памятник шахтёрскому труду получился вовсе не скорбным: он, скорее, символизирует святость подвига тех, кто работает под землёй на благо всего человечества. Несмотря на то что Неизвестный работал над памятником в Нью-Йорке, в оформлении используется старая советская экипировка: из Кемерова скульптору доставляли каски и шахтёрские лампы.

"Древо жизни" (2004)

Скульптуру может осмотреть любой желающий москвич во время прогулки по мосту "Багратион". По форме она напоминает человеческое сердце, а под ветками "древа" - изображения разных великих личностей, от Будды до Юрия Гагарина. В целом произведение задумывалось как памятник человеческому духу, который люди несут сквозь века.

Эрнст Неизвестный. Он ушел от нас в августе 2016-го. Ушел всемирно известным, вопреки своей фамилии.

Человек, жизненный девиз которого «Не уступать: никому - ничего - никогда» уважали друзья и враги. Художник с бурной, насыщенной биографией: война (2-й и 3-й Украинские фронты, штурм Будапешта, тяжелейшее ранение в конце войны в Австрии); лидерство в художественной жизни «шестидесятников», знаменитая выставка в Манеже «30 лет МОСХ», разгромленная Никитой Хрущевым, сложные отношения с советским государством и предсказуемая эмиграция на волне 70-х.

Художник мощного таланта, заявивший о себе еще в годы ученичества: студенческие работы Неизвестного приобрели Третьяковка и Русский музей, были удостоены похвалы Пикассо и Ренато Гуттузо.

Скульптор, прошедший путь от работы «Яков Свердлов знакомит Ленина и Сталина» для музея в родном Свердловске до монументальных скульптур-метафор, украсивших многие города мира. Они стоят в Нидерландах, на Асуанской плотине в Египте, у одного из польских монастырей, в арт-музее перед зданием ООН в Нью-Йорке, в Ватикане и музее скульптур Неизвестного в шведском Уттерсберге. В его скульптурах воплотились страшные беды 20 века: холокост, депортация народов, сталинские политические репрессии (свою «Маску скорби» Неизвестный поставил не где-нибудь, а в Магадане). Он сумел «завершить» свой разговор с Хрущевым, создав ему надгробный памятник на Новодевичьем…

Главным своим произведением мастер считал композицию «Древо жизни», над которой работал с 1956 по 2003 гг. и которую подарил Москве. Это своеобразная скульптурная история всего человечества, которая читается как книга. В нее вошли все образы, созданные Неизвестным до этого: Прометей, распятие, Богоматерь, Архангел Михаил, портреты Будды и Юрия Гагарина, сюжет изгнания из рая и еще многое…

Его творчество сочетает в себе мощь, тонкий интеллект и философское обобщение. Свое профессиональное художественное образование в Суриковском институте Неизвестный довершил философским факультетом МГУ. Его кумиром был Леонардо да Винчи - родственный ему по духу титан Возрождения, художник, изобретатель, философ.

Признанный во всем мире (профессор крупнейших университетов США и член Академий Наук Швеции, Нью-Йорка, Европы), Эрнст Неизвестный до последнего мгновения чувствовал себя (и был!) частью русской культуры. Уже новой России он подарил не один монумент. Здесь Неизвестного избрали почетным зарубежным членом Российской Академии художеств. Житель Нью-Йорка с 1977 года, свой 80-летний юбилей Неизвестный отпраздновал в России.

К боевым наградам - медали «За Отвагу» и ордену Красной Звезды в 90-х годах прибавились медаль «За участие в Великой Отечественной войне», орден «За заслуги перед Отечеством» III степени и «Знак Почета».

А еще Неизвестный был автором популярной песни «Батальонный разведчик» и бронзовой статуэтки Орфея - главного приза Всероссийского телевизионного конкурса ТЭФИ, которым каждый год награждают отличившихся тележурналистов. «Орфей» Неизвестного - это символ борьбы человека с тяжелыми жизненными препятствиями…

C Новгородом всемирно известного скульптора связывает история несостоявшегося проекта.

1 октября 1996 г., по приглашению руководства АО «Акрон», Эрнст Неизвестный прибыл в Новгород чартерным рейсом частной авиакомпании «Орел». Целью делового однодневного визита стали переговоры об установке в Новгороде монумента Архангела Михаила, который Неизвестный специально разработал для древнего города.

Вероятно, великий скульптор посчитал уместным присутствие здесь образа предводителя небесного святого воинства, своим чудом спасшего Новгород от нашествия войск хана Батыя в 1239 году. Несомненно, что высокообразованному Неизвестному уж точно был знаком текст Волоколамского патерика XVI века, повествующего о том, как Бог и Богородица защитили город явлением архистратига Михаила, запретившего Батыю идти на Новгород. И слова Батыя при виде киевской фрески с изображением Михаила: «Сей ми възбрани поити на Великий Новъгородъ».

В интервью местным СМИ Э. Неизвестный особо подчеркнул, что у него много заказов в России и за рубежом, но «Новгород настолько историческая жемчужина, что, когда представилась возможность поработать здесь, я просто не смог отказаться…» . Скульптор познакомился с достопримечательностями города, чтобы определиться с местом установки монумента. Обсуждение графического изображения (фор-эскиза) скульптуры прошло на уровне губернатора области М. Прусака с участием архитекторов, историков, сотрудников музея-заповедника, художников. Несмотря на то, что произведение мастера с мировым именем сделало бы честь любому городу, новгородские специалисты и культурная общественность высказали однозначное возражение против 20-метрового памятника. Основным аргументом стали озабоченность по поводу искажения исторической среды Новгорода и нарушение архитектурно-градостроительной традиции, по которой главной доминантой является Софийский собор. К чести Э. Неизвестного, он согласился с аргументами, сказав, что Новгород - место особое и поездка в древний город дала ему иное его понимание. Тогда, в 1996-м, стороны договорились взять тайм-аут. Монумент Архангелу Михаилу в Новгороде так и не состоялся…

Однако… Парящий Архангел Михаил с мечом (композиция Э. Неизвестного «Возрождение») встал в апреле 2000 г. в Москве, на Ордынке, у бывшего особняка промышленника Морозова.


Литература к статье:

Визит Неизвестного // Новгородские ведомости. - 1996. - 2 окт.
. Гость Новгорода // Новгород. - 1996. - 3 окт. (№ 40).
. Владимиров М. Известное о визите Неизвестного, или нужен ли Новгороду архангел Михаил? // Новгородские ведомости. - 1996. - 4 окт.
. Зборовский К. Господа Великого Новгорода // Профиль. - 2000. - июль.

ТАЛЛИНН, 10 авг — Sputnik. Знаменитый скульптор Эрнст Неизвестный скончался в Нью-Йорке на 92-м году жизни.

Эрнст Неизвестный родился 9 апреля 1925 года в Свердловске (ныне Екатеринбург). До 1942 года Эрнст Неизвестный занимался в школе для художественно одаренных детей, а в 1943-м ушел добровольцем в Красную армию.

В 1945 году преподавал рисунок в Суворовском училище в Свердловске.

С 1946 по 1947 год учился в Академии художеств Латвийской ССР в Риге, в 1954 году окончил Московский художественный институт имени В. Сурикова (мастерская Матвея Манизера). Параллельно с учебой в институте посещал занятия на философском факультете Московского государственного университета.

В своем творчестве художник и скульптор отдал дань академическому реализму, но в 1950-е годы сформировал свой собственный стиль, сочетающий черты символизма и бурного, темпераментного экспрессионизма. В основном он работал с бронзой, в которой отливались во многих вариантах его скульптурные замыслы, а в монументально-декоративных рельефах — с бетоном.

© Sputnik / Юрий Иванов

Среди важнейших циклов мастера — "Гигантомахия" (с 1958 г.), "Образы Достоевского" (с 1963 г.), "Образы Данте" (с 1966 г.).

Неизвестным были созданы 150-метровый декоративный рельеф "Монумент Дружбы детей мира" в пионерском лагере "Артек" в Крыму (1966), Памятник в честь дружбы народов ("Цветок Лотоса") на Асуанской плотине в Египте (1968), 15-метровая скульптура "Прометей" для выставки "Электроника-72" (1972), 970-метровый рельеф для Института электроники и техники в Москве (1974), скульптурный памятник "Крылья" для Института легких сплавов в Москве, монументальный архитектурный фасад для здания ЦК компартии в Ашхабаде (1975).

В 1974 году скульптор исполнил надгробие Никиты Хрущева на Новодевичьем кладбище в Москве, подчеркнув контрастом форм и цвета внутренний драматизм и противоречивость его правления.

В 1976 году Эрнст Неизвестный эмигрировал сначала в Швейцарию, в 1977 году — в США.

В 1976 году он завершил создание бронзовой головы Дмитрия Шостаковича по заказу Центра Кеннеди в Вашингтоне.

В 1980-х годах Неизвестный неоднократно выставлялся в галерее Магна в Сан-Франциско. По заказу галереи в конце 1980-х годов скульптор создал цикл Man through the Wall, который был посвящен крушению коммунизма.

В 1988 году он создал модель скульптуры "Новая статуя Свободы" в честь Китая и стран третьего мира. В 1989 году завершил работу над иллюстрациями к юбилейному изданию произведений Сэмюэла Беккета.

С 1989 года мастер часто приезжал в Россию. В 1994 году создал статуэтку "ТЭФИ". В 1995 году его скульптура "Золотое дитя" была установлена в морском порту Одессы (Украина).

В июне 1996 года в Магадане на сопке Крутой был открыт монумент "Маска скорби" Эрнста Неизвестного. Центральная скульптура монумента — стилизованное лицо человека, из левого глаза которого текут слезы в виде маленьких масок. Правый глаз изображен в форме окна с решеткой. На обратной сторонеплачущие женщины и обезглавленный мужчина на кресте. Внутри монумента — копия типичной тюремной камеры сталинского времени.

Последним его монументом стал памятник Дягилеву, установленный в Перми в 2007 году.

Эрнст Неизвестный был приглашенным профессором Нью-Йоркского, Гарвардского, Йельского, Калифорнийского, Колумбийского университетов.

Скульптор был членом шведской Королевской академии наук, почетным членом Европейской академии искусств, наук и гуманистики в Париже, действительным членом Академии искусств и наук в Нью-Йорке, членом Латвийской академии наук.

В 1996 году был советником по культуре президента РФ Бориса Ельцина.

Эрнст Неизвестный награжден орденом Красной Звезды (1945), российскими орденами "За заслуги перед Отечеством" III степени (1996), Почета (2000). В 1996 году он был удостоен Государственной премии РФ.

  1. Мировые рекорды Неизвестного
  2. Неизвестный в эмиграции
  3. Скульптуры Неизвестного в постсоветской России

О н прошел через ужасы войны, испытал на себе немилость властей и был вынужден покинуть Родину. Эрнст Неизвестный создавал монументальные произведения, которые сегодня можно увидеть в разных странах мира - в России и Украине, США и Египте, Швеции и Ватикане.

Орден Отечественной войны «посмертно»

Эрнст Неизвестный родился в Свердловске (ныне Екатеринбург) в семье врача Иосифа Неизвестного и поэтессы Беллы Дижур. В детстве и юности ему приходилось скрывать свое происхождение, поскольку его отец был белогвардейцем, а дед, Моисей Неизвестнов, - некогда богатым купцом.

Поколение моего отца, да и я во времена молодости, жили в сплошной лжи. Даже в семье старались скрыть свое происхождение. И выясняется, что фамилия наша не Неизвестный, а Неизвестнов. Отец сменил последние две буквы, будучи мудрым человеком, и, как я понимаю сейчас, эти две буквы нас, в общем-то, спасли.

Эрнст Неизвестный

Школьником Неизвестный участвовал во Всесоюзных конкурсах детского творчества. А в 1939 году поступил в Ленинградскую художественную школу при Академии художеств . Школу эвакуировали в Самарканд, отсюда молодой скульптор, несмотря на слабое здоровье, ушел добровольцем в армию.

Во время боев он был тяжело ранен - сослуживцы даже посчитали, что он умер. Но в подвале, где хранили тела перед погребением, Неизвестный пришел в себя: ранение оказалось не смертельным. Однако Эрнста Неизвестного по ошибке наградили орденом Отечественной войны II степени посмертно. После ранения он с трудом передвигался на костылях, больше года не мог ваять. Некоторое время после войны он преподавал черчение в военном училище в Свердловске.

Горельеф «Яков Свердлов призывает уральских рабочих к вооруженному восстанию» (фрагмент). Скульптор Эрнст Неизвестный. 1953. Фотография: proza.ru

Скульптура «Яков Свердлов знакомит Ленина и Сталина». Скульптор Эрнст Неизвестный. 1953. Фотография: Татьяна Андреева / rg.ru

В 1946 году Эрнст Неизвестный поступил в Академию художеств в Риге, а через год - сразу в Московский художественный институт имени В.И. Сурикова и на философский факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова . Работы студента Неизвестного уже в годы учебы становились музейными экспонатами. На третьем курсе он изготовил скульптуру «Яков Свердлов знакомит Ленина и Сталина» и горельеф «Яков Свердлов призывает уральских рабочих к вооруженному восстанию» для Свердловского музея. А дипломную работу Эрнста Неизвестного - скульптуру «Строитель Кремля Федор Конь» - купил Русский музей .

Уже в эти годы появились и первые проблемы с цензорами: экспериментальные и неофициальные вещи приходилось прятать.

Разногласия с соцреализмом в институте возникали в первую очередь у фронтовиков. Многие из этих молодых людей были даже коммунистами, но их переживания, их жизненный опыт не соответствовали гладкописи соцреализма. Мы не теоретически, а экзистенциально выпадали из общепринятого, нам требовались иные средства выразительности. На меня выпала судьба быть одним из первых, но далеко не единственным.

Эрнст Неизвестный

Скульптора критиковали газеты, с ним беседовали «в кабинетах» и даже избивали на улице. Однако коллеги-художники поддерживали его, и в 1955 году Неизвестный стал членом Московского отделения Союза художников.

Мемориальный памятник для Никиты Хрущева

В конце 1950 - начале 1960-х годов Неизвестный создал цикл «Война это» и «Роботы и полуроботы», скульптурные композиции «Атомный взрыв», «Усилие», другие изваяния, графические и живописные работы. В 1957 году Эрнст Неизвестный участвовал в VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве и взял все три медали. От золотой медали за скульптуру «Земля» его заставили отказаться.

Композиция «Атомный взрыв». Скульптор Эрнст Неизвестный. 1957. Фотография: uole-museum.ru

Памятник Никите Хрущёву на Новодевичьем кладбище. Скульптор Эрнст Неизвестный. 1975. Фотография: enacademic.com

Когда был объявлен международный конкурс на памятник над Асуанской плотиной, я послал разными каналами, чтобы не знали, что это я, свой проект. Открываются пакеты. Падают, как кегли, советские представители: нежелательный персонаж получил первое место. Но делать ничего не остается, так как мировая пресса печатает мое имя. Появляется оно и в «Правде». В эту щель бросились наши архитекторы и под шумок надавали мне массу заказов.

Эрнст Неизвестный

В 1974 году Неизвестный готовил декор стен для библиотеки Московского института электронной техники. Денег власти выделили мало, недоброжелатели надеялись, что скульптор откажется. Но Неизвестный сэкономил: не стал отдавать свой эскиз в комбинат, как делали многие скульпторы, а выполнил барельеф своими руками. И снова вышел рекорд: площадь барельефа «Становление человека разумного» составила 970 квадратных метров. В те годы в стране он стал самым большим барельефом, созданным внутри помещения.

Последним проектом Неизвестного на территории Советского Союза стал барельеф на здании Центрального комитета Коммунистической партии в Ашхабаде.

Неизвестный в эмиграции

В 1976 году Неизвестный покинул Советский Союз. Его жена, художница-керамистка Дина Мухина, с дочерью Ольгой не поехала с ним.

В СССР я мог делать большие официальные вещи, использовать свои формальные приемы, но не мог делать того, что хотел. Я сам себе напоминал актера, который всю жизнь мечтает сыграть Гамлета, но ему не давали, и лишь когда он состарился и захотел играть короля Лира, ему предложили роль Гамлета. Формально это была победа, но внутренне - поражение.

Эрнст Неизвестный

За рубежом его уже знали - до эмиграции скульптор проводил в Европе свои персональные выставки. Первой страной, куда перебрался скульптор, стала Швейцария. В Цюрихе Неизвестный прожил меньше года, потом переехал в Нью-Йорк. Там его избрали в Нью-Йоркскую академию наук и искусств. В 1986 году он стал членом Шведской академии наук, а затем и Европейской академии наук, искусств и гуманитарных знаний. В США Неизвестный читал лекции по культуре и философии в Колумбийском, Орегонском университетах, а также в Калифорнийском университете в Беркли. Он был знаком с представителями американской элиты - Энди Уорхоллом, Генри Киссинджером, Артуром Миллером.

Рисунок из серии «Каприччио». Эрнст Неизвестный. Фотография: Антон Буценко / ИТАР-ТАСС

Мемориал «Маска скорби». Скульптор Эрнст Неизвестный. 1996. Фотография: svopi.ru

В первые годы эмиграции Неизвестный изваял голову Дмитрия Шостаковича для Центра исполнительских искусств Джона Кеннеди в Вашингтоне. Несколько раз его выставки проходили в Галерее Магна в Сан-Франциско. По заказу этого выставочного центра Неизвестный выполнил цикл «Man through the Wall» («Человек, пробивающийся сквозь стену»). Его работы выставлялись и в Швеции: в Уоттерсберге в 1987 году открыли музей скульптур Неизвестного. Несколько распятий по проекту Неизвестного купил для Музея Ватикана Папа Римский Иоанн Павел II.

С начала 1990-х годов Эрнст Неизвестный стал часто бывать в России. В 1994 году скульптор создал эскиз главной телевизионной награды страны - «ТЭФИ». Статуэтка представляет собой персонажа древнегреческой мифологии - Орфея, играющего на струнах своей души. Через год у Морского вокзала в Одессе в Украине установили первый на постсоветском пространстве монумент Неизвестного - «Золотое дитя». В 1996 году в Элисте открыли памятник «Исход и Возвращение», посвященный депортации калмыцкого народа в Сибирь. Тогда же открыли мемориал «Маска скорби» И в одну ночь, это буквально было сразу, я во сне увидел «Древо жизни». Я проснулся с готовым решением. <...> Общая форма, форма кроны дерева и форма сердца была решена. Таким образом, я как бы увидел ночью сверхзадачу, которая примирила меня с моей реальной судьбой и давала мне, пусть хотя бы фиктивную, но модель, которая давала возможность работать в никуда, но для единой цели.

Эрнст Неизвестный

В «Багратионе» над «Древом» возвели стеклянный купол - тоже по эскизу Неизвестного. В структуре «Древа жизни» можно увидеть и петли Мебиуса, и лица исторических личностей, и религиозные символы.

В 2007 году скульптор закончил свое последнее монументальное произведение - бронзовую фигуру Сергея Дягилева . Ее установили в родовом доме импресарио в Перми.

В последние годы жизни Неизвестный тяжело болел, почти ослеп и не работал, но время от времени зарисовывал свои идеи на ватмане при помощи специального оптического устройства. Похоронен Эрнст Неизвестный на городском кладбище острова Шелтер в США.