Би 2 горизонт событий отдельных историй.

Свою десятую пластинку команда выпустила холодным осенним днём — 29 сентября, когда отопительный сезон ещё не начался, но тепло на улице уже закончилось. Казалось бы, что может так подогреть поклонников современной отечественной рок-музыки, как интерес или бомбёж от нового альбома такого громкого коллектива?

Можно сказать, это классический альбом Би-2: модненько, свеженько, можно подпеть и потанцевать, даже найти смысл. Заглавный трек Лётчик задал настроение всему альбому. Это именно то, что, пожалуй, и ожидалось от альбома, а именно — простые рифмы чёткого текста, полного метафор, качественные и «по-бидвашному» стильные гитарные риффы. Сингл вышел ещё в мае, и всё это время мы ожидали от альбома чего-то подобного. Ожидания оправдал ироничный клип Лайки , в котором засветился запоминающийся символ группы — маска непонятного существа с круглыми ушами.

Настроение альбома поддержали треки Чёрное солнце (не путать с Чёрным Цветом Солнца группы Сплин — вообще разные вещи), Детство и Философский камень . Начальные треки альбома — это и есть те Би-2, которых мы знаем и любим. Уже не так наивно и злободневно, как пластинка #16плюс : пожалуй, в этом альбоме тексты более продуманные, и рифмы не так предсказуемы. В большинстве песен. Хочется отметить особенности музыкальной составляющей треков: они, что называется, «качают», — хочется кивать в такт, подпевать и подбирать на гитаре (кстати, первые попытки подобрать аккорды уже в сети). Своё западное звучание российские музыканты в полной мере проявляют в композиции Детство . Она семантически продолжает предыдущий релиз команды и удивительно напоминает музыку группы Muse. Философский камень создаёт своей музыкой необъяснимо сказочное настроение. Соло же удивительным образом напомнило композицию Суббота, шесть утра группы Animal ДжаZ.

Алиса , тревожный клип на которую показали летом, если и понятна, то не всем, далеко не всем. Наверняка там кроется очень личная история музыкантов Би-2 и Александра Ротаня, вокалиста и гитариста белорусской группы Солнечная Сторона, который также очень повлиял на музыкантов Би-2 в начале их карьеры. Как бы то ни было, она удачно вписалась в общую канву альбома.

Как ни странно, в альбоме «Горизонт Событий» раскрыта тема родины. Композиция Родина рассказала о необычной любви музыкантов к берёзам и яйцам Фаберже, а самый неожиданный (или самый тайно ожидаемый) дуэт с рэпером Оксимироном также раскрыл эту тему, дав некую встряску в середине пластинки. Думаете, хайп? Может быть. Разная поэтика разных авторов необыкновенно гармонично сочетается в одном треке. О чём он? О тоске по родине людей, которые начало своей сознательной жизни провели на чужбине. Тем страннее воспринимается Родина в исполнении служивших в Армии Обороны Израиля. Но ностальгия у русских отлично заливается алкоголем, о чём и повествует дуэт с американским фанатом русской культуры Джоном Грантом.

По завершении основной части альбома сюрпризы и дуэты продолжились в бонусах. Это и ремейк знаменитой композиции Хали-гали Кришна Агаты Кристи вместе с Глебом Самойловым, который упоминал, что треков из своей «прошлой жизни» будет исполнять всё меньше, и ещё один дуэт с Джоном Грантом без намёка на любой акцент в русском языке — настолько чисто и натурально звучат солисты. Вереницу бонусов завершает известная композиция, записанная в рамках проекта Иллюминатор — Птица на подоконнике . И если эта песня чем-то и привлекательна, так это текстом и знаменитым соло на саксофоне. Грустно осознавать, что стихотворение замечательного поэта Ильи Кормильцева именитые вокалисты и композиторы аранжировали и исполнили таким примитивным образом: разные и яркие голоса совершенно не поддерживают друг друга, гнут свою линию, перепевают, образуя самый нестройный хор в силу особенностей вокальной манеры.

В завершение хочется сказать, что бонус-треки, а их целых пять, любопытны, но совершенно не являются центральной частью альбома. Слушать определённо стоит и то, и другое, но лучше разделять их для себя по смыслу: проникнутые кое-где патриотизмом тексты, стильные риффы и претенциозный вокал Би-2 длятся ровно с Лётчика и до Родины . Там русские тоскуют по родине и любят виски, ставя лайки. А потом идёт чистой воды эксперимент, который… почему бы и не включить в альбом?

Надо думать, вдохновение Шуры и Лёвы ещё не иссякло, и в будущем нас ждёт что-то не менее зажигательное, чем #16плюс , запоминающееся, как Мяу Кисс Ми , и насыщенное экспериментами, как «Горизонт Событий» .

Мало кому нужно объяснять, кто такие «Би-2». Тем не менее, на всякий случай мы напомним, что это российская рок-группа, звезда которой загорелась 20 лет назад, в 1997 году. Кажется, очень трудно найти человека, который ни разу не слышал знаменитую песню «Полковнику никто не пишет», в значительной степени повлиявшую на широкую известность коллектива.

Конечно, на этом их творчество не заканчивается: можно до бесконечности перечислять композиции, ставшие гимном для нескольких поколений. За время своего существования Би-2 выпустили 9 полноценных альбомов, каждый из которых уникален и не похож на остальные.

И вот, 29 сентября 2017 года «Би-2» выпустили свою десятую пластинку «Горизонт событий». Всего за несколько недель альбом стал невероятно популярен, все заговорили о нем. Кроме того, «Би-2» обычно организуют проект по продаже своеобразных акций для поддержки альбома, в этот раз им удалось собрать больше 3.5 миллионов рублей.

Лева Би-2 на концерте в Екатеринбурге в рамках тура в поддержу альбома «Горизонт событий»

«Как правило, творчество задает вопросы, а не отвечает на них. И чем больше ты задашь вопросов в одном альбоме, тем интереснее будет потом наблюдать реакцию слушателей», - так говорит о новом альбоме Лева «Би-2».

Что ж, это действительно создает интригу для «Горизонта событий». А мы, пока у нас есть , предлагаем рассмотреть альбом получше и открыть все его тайные уголки в нашей статье.

#1 «Летчик»

Клип на эту песню появился еще весной, точнее, 16 мая. «Этот трек для нас один из самых важных на пластинке», - так говорит о своем творении группа. Здесь можно разглядеть политический контекст, потому что время развития действий похоже на военное. Но группа отказывается от комментариев по поводу совпадений смысла клипа с реальным событием, когда турецкие истребители сбили российский бомбардировщик:

«Я вижу тех, кем этот праздник был заказан,
Но тело плохо подчиняется приказам.»

Как и другие клипы, «Летчик» - это настоящий фильм с интересным сюжетом, компьютерными и реальными эффектами. Как вы заметили, вся песня пропитана смыслом и скрытыми отсылками. «Летчик» буквально создает настроение для всего альбома, делая его новым, но при этом таким похожим на старое, двоякое творчество Би-2.

#2 «Черное солнце»

Следующей по списку становится эта композиция. Сравнить ее можно с былой «Революция». «„Черное солнце“ - одна из самых динамичных песен и одна из моих самых любимых на пластинке», - так говорит об этой работе Шура Би-2. Это песня об абсурде войны и ее последствиях: «Магнитное поле неравного боя Смертельной волной приближается к нам….»

В целом, Би-2 давно показывают себя как ярых противников военных действий. Стоит вспомнить их клип на песню «Забрали в армию»: люди уходят на войну в белых костюмах, а возвращаются в красных, полностью наполненных кровью одеждах. Получается, «Черное солнце» - это логическое продолжение антивоенных композиций, только адаптированное для оптимистичной мелодии.

Лева Би-2 на концерте в Нижневартовске в рамках тура в поддержу альбома «Горизонт событий»

#3 «Тема века»

«Тема века» - это воззвание к человеку, призыв к действию. Человек, как говорится, творец своего собственного счастья, и только он может изменить свою жизнь. В таком деле никто не может помочь или препятствовать - ни друзья, ни семья, ни государство, ни даже ни мир: «Этот мир мне не должен, но не в силах мне помешать. Что нельзя, а что можно - я привык за себя решать».

Би-2 создают некий манифест к действиям, но не делают это открытой пропагандой или призывом менять некие устои. Можно сказать, группа балансирует над кущей политических событий и актуальных проблем общества, изредка задевая этот запутанный клубок:

«Тема века Всегда неизменна – Что нет человека, А правит система…»

#4 «Детство»

Мелодия этой песни захватывает внимание с первых секунд прослушивания. Появляется желание качать головой в такт битам и подпевать возгласам Левы Би-2. Человек становится индивидуальностью благодаря своему детству, действиям, которые произошли в этот период жизни, и поступкам для достижения целей, правда, не всегда честных: «Получает любовь бесплатно Тот, кто слаще всего поет»

«Серьезные люди подчас скучны и делают очень страшные, страшные, страшные вещи», - так выразил свое мнение Лева Би-2. Игривости и легкости ему точно не занимать - он постоянно танцует, делает смешные вещи на сцене, чем и захватывает внимание публики. В целом, смысл песни прост - не стоит торопиться взрослеть. Иначе не останется никаких воспоминаний и впечатлений, «достанется в наследство почти ничего».

#5 Философский камень

С этой песни начинается «веселая» часть альбома «Горизонт событий». «Философский камень» - легкая, ритмичная композиция. Она о личности, свободе и духовных исканиях каждого человека. Мы все играем определенные роли, которые могут быть навязаны кем-то. Сюда идеально подходит метафора «Не в своей тарелке»: «…На пляже и в безнадежной пробке, Я себя нигде не чувствую своим» Настоящее же счастье человек испытывает, когда он может показать свое истинное «Я», забыв о других людях и осуждении. Это можно назвать идеалом, к которому должен стремиться каждый из нас:

«Где в толпе возможно затеряться И не нужно кем-то притворяться…»

Концерт Би-2 в Туле в рамках тура в поддержу альбома «Горизонт событий»

#6 «Лайки»

«Лайки» вышла еще задолго до появления альбома. Сейчас клип на эту песню собрал почти 4 миллиона просмотров. Это песня-протест против погони за славой в виде лайков в социальных сетях: «Рвется от нагрузки всемирная сеть». Би-2 показывают нам школу будущего с уроками по социальным сетям. Все девушки в клипе с розовыми прядями в волосах. А бедные мужчины вынуждены проводить акции протеста против стремления к новомодному «хайпу», потому что слабый пол красив и без этого: «Свежий комментарий, что я уж не тот, Не меняет факта, что ты еще та…» «Лайки» - это качественная работа в серо-розовых тонах. Мы видим черты, присущие привычному образу Би-2: скрытая насмешка над острым социальным явлением, обыгранная странными словами.

#7 «Виски»

«Виски» - это настоящий эксперимент, повлекший за собой много вопросов и споров. Би-2 и обвиняли в русофобии, и назвали гениями своего дела. «Виски» - полноценный мини-фильм, рассказывающий странную историю и шуткой касающийся общественных явлений. Би-2 поднимают и тему коррупции, и тему ненужного прогресса в отдаленных краях, и пьянства русского народа: «Но даже в мой дремучий лес кривой тропой пришел прогресс». Интересна история создания песни. Изначально Лева Би-2 писал куплеты под басистый голос другого солиста группы, Шуры. Но знакомство с американским исполнителем John Grant меняет их задумку. Хриплый голос с характерным акцентом становится отличным дополнением для песни. Да и сам John был не против сотрудничества с российской группой.


Съёмки клипа «Виски»

#8 «Пора возвращаться домой»

Такой коллаборации с Oxxxymiron ожидали поклонники Би-2. Мы видим взрывной и одновременно мелодичный трек с глубоким смыслом. «Пора возвращаться домой» цепляет своим ритмом, который нарастает постепенно, и пик его активности приходится на слова Мирона. Публика в целом приняла этот дуэт положительно. В центре внимания история эмиграции и жизни за границей. Как известно, Би-2 и Oxxxymiron какое-то время жили не в России. Исполнители вернулись на Родину без каких-либо последствий, что нельзя сказать о беженцах времен СССР - их ждала страшная судьба начиная от репрессий и лишения собственности и заканчивая расстрелом:

Х***, что делать, если победа сердца над разумом И все – надоело среди туземцев быть пасынком Позади рай, но раз, увы, камикадзе мы – Впереди мир камер газовых Армий Власова, казней массовых, но Все же тянет назад, стой, потряхивает, входим в родное антипространство Что, сказать «стоп»? Остаться, писать в стол?

«Пора возвращаться домой» - это грустная история, когда человек не может вернуться домой из-за страха власти. Чужая земля не может дать всего, что получаем от Родины, а сердце хочет свободы. Сразу вспоминается трек Oxxxymiron «Там, где нас нет». В этих песнях мы видим образ жестокой, опасной, но такой любимой родной страны.

#9 «Пофигу»

Это, пожалуй, самая правдивая и в то же время необычная песня во всем альбоме. Человек постоянно находится в обществе, общается с людьми и носит маски, чтобы угодить всем и не прослыть в плохом свете. Такой театр с множеством ролей надоедает, потому что это настоящий труд: «Трудно быть со всеми искренним, Опираясь на мораль».

По поводу этой песни Би-2 не дают никакого комментария или истории. Как вести себя обществе - дело каждого, но зачем стараться быть хорошим для всех? Есть такое выражение: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой». Но, к сожалению, это не всегда зеркально отражается. А может стоит начать поступать по правилу «Какие вы - такой и я…»?

Лева Би-2 в Уфе в рамках тура в поддержу альбома «Горизонт событий»

#10 «Алиса»

«Алиса» выбивается из всего альбома благодаря своему странному и непонятному смыслу. Как заявляет группа, песня посвящена памяти Александра Ротаня, гитариста группы «Солнечная сторона», которая оказала немалое влияние на Би-2 в самом начале творческого пути. Наверняка здесь кроется глубокая и личная история взаимоотношения Би-2 и Александра Ротаня.

В клипе мы видим детей музыкантов группы. Девочка Алиса постепенно тонет в озере, ее зовет голос матери, а в воде отражается другая реальность, где все дети счастливы. Атмосфера создает волшебство и загадку, а лирический и тихий голос придает песне особое настроение грусти и ностальгии. Словно строчки молитвы постоянно повторяются слова:

«Знай, слышишь, знай,
Знай, слышишь, знай».

#11 «Родина»

Песня «Родина» записана совместно с Prague Metropolitan Symphonic orchestra & No comments orchestra. Такая коллаборация дарит треку хорошую музыкальную составляющую. Это последняя песня в альбоме «Горизонт событий», и опять она посвящена теме любви к Родине. Би-2 рассказывают о любви к родным местам, березам, природе в целом и яйцам Фаберже: «Милый дом - в поле брошенный вагон, Видеть не могу без слез фотографии берез».

Это история чем-то перекликается с предыдущим треком «Пора возвращаться домой». Мир, где власть и общество побуждают совершать определённые действия: «птица счастья постоянно требует жертв». Но Би-2 показывают особую, тонкую любовь к Родине. При любых, даже самых жестких условиях существования, это чувство сохраняется и не исчезает: «Ты моя до последнего рубля». В современном мире можно купить все, но только не любовь к Родине:

«Невозможно запретить
Бесплатно Родину любить»

Почему «Горизонт событий» заслуживает внимания?

«Горизонт событий» - это целая и нераздельная история, которая начинается с «Летчика» и заканчивается на «Родине». Тут и рассказ о любви к Родине, и противостояние войне, и духовные искания человека, и сущность русского народа. Би-2 удалось создать единый альбом, все элементы которого неразрывно связаны друг с другом, и для полного понимания картины необходимо ознакомиться со всей работой.

Новый альбом является собирательным образом всего творчества группы Би-2, которое так полюбилось публике благодаря своему простому и одновременно скрытому смыслу, мелодичному звучанию, смешанному с громкими заявлениями. Двоякость, единение несовместимого - вот основные особенности Би-2.

«Горизонт событий» - логическое продолжение после нашумевшего альбома «16+». Но время не стоит на месте, и группа меняется. Изменения заметны прежде всего в приглашенных исполнителях и необычных дуэтах, ну и, конечно же, в смыслах - Би-2 поднимают темы, актуальные именно на этот момент времени, однако они не встревают в конфликты.

Если вы хоть раз слышали песни Би-2 и немного знакомы с их творчеством, то предстоящий концерт является великолепной возможностью для лучшего понимания и вхождения в мир творчества группы. Би-2 уникальны тем, что каждый находит песню по душе, «свою» деталь и отдыхает сердцем и душой от шумного мира при прослушивании их песен. А за что вы любите Би-2?

АЛЁНА БАСОВА

ФОТОГРАФИИ ВЗЯТЫ ИЗ ОФИЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ ВО «ВКОНТАКТЕ» БИ-2

Уважаемые посетители сайт! Вашему вниманию предлагается отчёт о концерте группы Би-2 с программой "Горизонт событий", который состоялся 27 октября 2018 года в московском спортивном комплексе "Олимпийский"!

Осенью прошлого года группа Би-2 выпустила десятый номерной альбом "Горизонт событий". Трёхлетнее ожидание многочисленных поклонников коллектива, с помощью краудфандинга собравших на запись пластинки огромную сумму в 3,5 миллиона рублей, оказалось оправданно. Би-2 представили наполненную хитами крепкую работу, получившую позитивные отзывы не только фанатов группы (полгода релиз входил в TOP-10 iTunes), но и музыкальных критиков. А продолжающийся до сих пор концертный тур в поддержку "Горизонта событий" в каждом городе собирает полные аншлаги.

Так было и в ноябре 2017 года на московской презентации альбома, которая позже на премии "Нашего радио" получила приз в номинации "Лучший концерт". Несмотря на то, что выступление проходило на вместительной площадке "ВТБ Ледовый дворец" (сейчас – "ЦСКА Арена"), попасть на него смогли далеко не все желающие – уже за две недели до заветной даты организаторы объявили sold out. Поэтому через год Би-2 решили повторить в столице программу "Горизонт событий".

Чтобы опять не провоцировать дефицит билетов, для обновлённой версии шоу выбрали гигантский спортивный комплекс "Олимпийский", в котором Би-2 до этого играли исключительно на фестивалях или сплит-концертах со Сплином или ЧайФом, но никак не сольно. Конечно, музыканты сильно рисковали, ведь собрать многотысячный "Олимпийский" – непростое дело. Но динамика продажи билетов подтверждала успех затеи. В результате 27 октября в спорткомплекс пришло около 30 000 человек, что является абсолютным рекордом. И это без приглашения специальных гостей, юбилейных поводов, объявлений о распаде или творческом отпуске и прочих модных тем, без которых сейчас не обходится практически ни один большой концерт.

Такой ажиотаж, естественно, рождал длинные очереди. Люди мёрзли в очередях на вход на территорию "Олимпийского", на обмен билетов на браслеты в танцевальный партер или фан-зону, на вход в сам спортивный комплекс, в гардероб, в туалет. Даже запуск, начатый более за 2 часа до старта концерта, не помог справиться с очередями. В связи с этим немалая часть зрителей, к сожалению, не успела насладиться support-сэтом от американской группы Midnight Faces, этим летом записавшей ремикс на песню "Чёрное солнце" из "Горизонта событий" и выступившей на "Би-2 Fest" в белорусском Бобруйске.

Для стадионного концерта Би-2 подготовились основательно. По сообщениям группы, в "Олимпийский" прибыли 24 фуры с оборудованием, включающим 444 колонки и 350 м2 экранов. А за звук в спорткомплексе отвечал звукоинженер коллектива Metallica. Такая серьёзная организация дала свои плоды: шоу выглядело на мировом уровне, а звук, хоть и "хромал" местами, был куда лучше, чем у других отечественных звёзд, игравших в этих стенах.

После "космического" "интро" и пиротехнического взрыва, напомнившего концерты Kiss, на сцену поднялся хорошо всем знакомый состав группы Би-2, включающий Лёву Би-2 (вокал), Шуру Би-2 (вокал, гитара), Андрея "Звонка" Звонкова (гитара), Максима "Лакмуса" Андрющенко (бас-гитара), Бориса Лифшица (барабаны), Яна Николенко (клавиши, флейта). Открыла вечер первая песня из "Горизонта событий" "Лётчик ", клип на которую имеет сейчас уже 5,7 миллиона просмотров на YouTube.

В "Олимпийском" прозвучали все композиции из "Горизонта событий" (за исключением бонусов) в альбомном порядке с разбавлением их старыми хитами. Нон-стопом за "Лётчиком" три десятка тысяч зрителей услышали песни "Чёрное солнце" , "Тема века" и "Детство" . Каждый трек сопровождался интересным видеорядом на мультимедийном полукруглом экране за спинами музыкантов, а под "Детство" над танцевальным партером воспарила громадная резиновая уточка в виде красного дирижабля.

Подавляющее большинство собравшихся знало тексты новых песен наизусть и пело их вместе с Лёвой, но когда, после слов Шуры, что "настало время вспомнить старенькое" , Би-2 заиграли "Молитву" и "Вечную призрачную встречную" , зрительский хор зазвучал на весь "Олимпийский". Группа сама подталкивала зал к караоке – на "Философским камне" на экране возникали строчки из текста, при этом слова чередовались с подходящими под смысл песни эмодзи.

Сэт-лист концерта был идентичен прошлогоднему шоу в ледовом дворце "ВТБ". Исключением стала самая свежая песня Би-2 "Ля-ля тополя" из саундтрека фильма "Квартета И" "О чём говорят мужчины. Продолжение". В остальном – всё без изменений. Однако, если и были недовольные этим фактом, то они были в меньшинстве.

Публика поддерживала любимую группу не только стадионным караоке, но флешмобами. Песню "Лайки" встретили десятки тысяч рук с картонными ушками Микки Мауса или зайчика. А на "Виски" порадовал Лёва, отплясавший русские народные танцы и даже спевший, надев костюм медведя. Обнявшись с Шурой, Лёва передал вокальную эстафету своему другу и ушёл отдыхать за кулисы. Шура продолжил традицию коллективного пения и под громкие овации зала спел "Мой рок-н-ролл" . Следом за одним из главнейших российских поп-рок-хитов Шура Би-2 исполнил песню "Алиса" , также написанную его дядей Михаилом Карасёвым (он же соавтор "Моего рок-н-ролла"). Данная песня вошла в "Горизонт событий", как посвящение Александру Ротяне – гитаристу белорусской команды Солнечная Сторона, в которой много лет назад свой творческий путь начинал Карасёв.

Как уже говорилось выше, Би-2 не стали звать специальных гостей (за исключением участников симфонического оркестра, неожиданно появившихся на нескольких последних песнях), для привлечения в "Олимпийский" дополнительных зрителей. Но выступление не обошлось без виртуального гостя. Звезда хип-хопа Oxxxymiron спел с экрана свою партию в "Пора возвращаться домой" .

Сыграв песню "Компромисс" , Би-2 окунулись в славное прошлое, без которого группу не отпустили бы со сцены. Прозвучали и "Скользкие улицы" (на выходе из "Олимпийского" публику ждал первый московский снежок, так что совсем скоро эта песня станет крайне актуальной), и "Варвара" , и "Моя любовь" , начавшаяся с красивого вступления флейтиста Яна Николенко… На финал основной части шоу группа оставила последние песни из "Горизонта событий": "Пофигу" с видеорядом на злобу дня о влиянии телевидения (сначала показывались отрывки из развлекательных или политических ТВ-передач, а в конце мультяшный персонаж отфутболил надоевший ему телевизор) и "Родина" .

Героем бисового блока стал ударник Борис Лифшиц. Отстучав мощное барабанное соло, музыкант отправился на край сцены раскидывать в толпу свои палочки. Этой забаве Лифшиц посвятил минут пять, ибо запас палочек у него был нескончаем. Вскоре вернулись и остальные участники Би-2, включая упомянутый выше оркестр. На песне "Сердце" Лёва спрыгнул в фотопит и пел исключительно для одной из девушек в первом ряду фан-зоны. В качестве же коды вечера прозвучали ещё два шлягера из альбома 2000 года "Би-2" "Полковнику никто не пишет" и "Серебро" .

В будущем Би-2 обещает выпустить документальный фильм, посвящённый этому триумфальному концерту в "Олимпийском". А пока группа продолжает тур по стране, чередуя программу "Горизонт событий" с концертами с симфоническим оркестром. 30 ноября "Горизонт событий" будет показан в Ледовом дворце Санкт-Петербурга. В Москве же 16 и 17 мая Би-2 сыграет с оркестром.

Точный трек-лист:
1. Лётчик
2. Чёрное солнце
3. Тема века
4. Детство
5. Молитва
6. Вечная призрачная встречная
7. Философский камень
8. Ля-ля тополя
9. Лайки
10. Виски
11. Мой рок-н-ролл
12. Алиса
13. Пора возвращаться домой
14. Компромисс
15. Скользкие улицы
16. Варвара
17. Моя любовь
18. Пофигу
19. Родина

Барабанное соло
20. Сердце
21. Полковнику никто не пишет
22. Серебро

Санд, специально для сайт
____________________________

Отчёты о прошлых концертах группы Би-2.


Есть такие группы, которые начинали свой музыкальный путь с чистого рока, а со временем стали сходить с правильного пути и уходить куда-то в попсовую сторону. У них, как правило, есть такой аргумент (хотя, больше похоже на отмазку), что «мы ищем себя, свой звук». Как бы резко это не звучало, но Би-2 как раз из таких групп. Как-то не припомнится, чтоб они были какими-то провокаторами, бунтовщиками, революционерами, но по звучанию они были явно из русского рока. Если вспоминать даже культовый фильм Алексея Балабанова «Брат 2», где собрали практически всех титанов русского рока, Би-2 тоже уверенно держались в этом списке. Затем их творчество становится все проще и проще, в то время как большинство других коллективов по-прежнему не изменили себе, и наоборот стали углубляться в концепции. И так до тех пор, пока не дожили до таких вещей как дотошные «Ля-ля тополя» и «Лайки», от которых вообще уши в трубочку сворачиваются. Их работы становятся все розовее и няшнее.

Так или иначе, группа выпускает свой новый альбом «Горизонт событий» и отправляется в большой тур с одноименной программой. Проходят первые концерты в нескольких крупных городах, появляются классные фото-отчеты, сами ребята нынче ведут видео-дневники, промо-кампания становится все масштабнее. Сначала случайно натыкаешься, потом осознанно изучаешь детали программы по представленным материалам, и как-то начинаешь понимать, что Би-2 в этот раз сделали что-то концептуальное, интересное. Это не просто удивляет, это шокирует. Сибирь в очередной раз попадает в тур (а в сибирском туре не пропадает и славный город Красноярск). Еще любопытнее становится, когда выясняется, что Красноярск станет последним городом в сибирском туре (то есть, намечается зеленый концерт), а еще чуть позже выясняется, что в этом же городе объявлен дополнительный концерт. Раньше можно было хотя бы из принципа не ходить на их концерты, но не в этот раз. В этот раз им стоило дать шанс, и посетить мероприятие.

Учитывая концепцию и масштаб программы, группе уже изначально стоило выделить приличную площадку для презентации. А когда стал известен уровень ажиотажа в текущем городе, тем более можно было раскочегариться на полноценный стадион. Так или иначе, пока такие площадки как «Арена Север» выделяются таким исполнителям как «Баста» и «Руки вверх», «Би-2» остается в типичном КЗ «Гранд Холл Сибирь». Уровень программы предусматривает наличие танцпартера, который Гранд Холл, конечно же, предоставить не может. И все же случается что-то немыслимое, и организаторы все же делают два танцпола хотя бы по бокам, что делает определенную часть людей счастливыми. Если информация верная, то аншлаг был на обоих концертах, хотя предполагалось, что на втором будет значительно меньше народу, и даже были опасения, что группа на втором концерте выступит на «от**бись». И лишь впоследствии вспомнилось, что на последних концертах как раз, наоборот, всегда курче.

Кстати, это подтвердили и те, кто посетил оба концерта. А как оно было накануне? Заезжая на парковку, уже можно было увидеть фирменную фуру группы. В фойе было много мерча. А те, кто пришел пораньше, могли услышать саундчек. Когда открыли калитку, самые подвижные резко двинулись вперед, чтоб занять первые ряды у барьера, дабы быть ближе к сцене. Конечно же, заняв нужные места, некоторые не могут не оценить обстановку в зале, и уж тем более нужно изучить сцену. При входе весьма настойчиво втюхивали фирменные хохоряшки для [прости, Хосспади] ссаного флэшмоба на не менее ссаных «Лайках». Ну, и никак нельзя проигнорировать тот факт (и стоит даже отдать должное), что на сцене все было устроено просто великолепно: отдельные платформы для ударной установки и клавишных инструментов, которые сами по себе уже собраны мощно; уже на своих местах хозяев ожидали бас и гитары (в том числе, акустика); клавишник вообще как человек-оркестр - в наличии был еще и бубен, и флейта.


В общем, аппаратура представлена внушительно - все, как и должно быть у настоящих рок-музыкантов на самом деле. И наличие такого разнообразного инструментария не может не радовать, а лишь усиливает чувство того, что не зря собрались здесь и сейчас. Помимо прочего, внимание к себе приковывает изогнутый экран, на котором в течение презентуемой программы будет транслироваться достаточно стильный видео-арт. Еще до старта он перевернут, так сказать, лицом вниз. Дальше по ходу концерта он неоднократно будет менять свой угол наклона. Ей-богу, правда, неловко сравнивать, но ярче примера просто нет: такую тему можно было уже увидеть у более серьезных дядек как Pink Floyd на более концептуальной и масштабной программе P . U . L . S . E . от 1994-го. Спустя 15 минут после заявленного времени, свет в зале гаснет, появляется вибрация, нарастает напряжение, включается видеоряд, поднимается экран и под такое вкрадчивое эпическое Intro выходят они - Лева Би-2, Шура Би-2, Боря и остальные. Зал взрывается и ликует.

Сет-лист, прозвучавший на втором концерте в Красноярске:

Основная программа:
01. Intro (инструментал)
02. Лётчик
03. Чёрное солнце
04. Тема века
05. Детство
06. Молитва
07. Вечная призрачная встречная
08. Философский камень
09. Ля-ля тополя (новая песня)
10. Лайки
11. Виски
12. R"n"R
13. Алиса (памяти А. Ротаня)
14. Пора возвращаться домой (feat. Oxxxymiron )
15. Компромисс
16. Скользкие улицы
17. Варвара
18. Моя любовь
19. Пофигу
20. Родина

Барабанное соло

На бис:
21. Сердце
22. Полковник
23. Серебро (акустика)


У программы «Горизонт событий» весьма приличная концептуальная основа. Это становится понятно уже с первых минут, когда фоном параллельно космическим пространствам, прогоняется вступительный инструментал, и далее плавно без пауз группа переходит к нескольким весьма утяжеленным песням с крайнего альбома. И лишь исполнив несколько таких песен подряд, Лева и Шура вновь приветствует наш город. В такие минуты можно задуматься: «Может быть, Би-2 не так уж и потеряны?» А потом начинаются «Ля-ля тополя», «Лайки», «Улицы», и напрашивается вывод, что за один концерт у них может быть все абсолютно по-разному (как надо, и попсово), даже шоу с медведями. Еще одним креативным ходом можно засчитать трансляцию рэпера Oxxxymiron со своей речитативной частью в песне «Пора возвращаться домой». И снова неловко сравнивать, но просто ярче примера нет: такой ход уже был применен на концерте Милен Фармер, когда у нее был тур с программой « Timeless » - во время песни « Slipping Away » на заднем фоне также транслировался сам ее автор Moby .


Не смотря на то, что все эти креативные ходы были придуманы и применены уже давно, все равно смотрелось отлично. Не смотря на то, что время от времени звучало что-то попсовое, в большинстве случаев можно было насладиться именно рок-волной, а временами даже было мрачное и одновременно с этим атмосферное звучание с мощными гитарными запилами. Без световых эффектов и дымовых завес тоже не обошлось. Красивое завершение основной части концерта, когда с помощью видеоряда демонстрируется некая цикличность программы, а группа по одному покидают сцену. Естественно, группу просто так не отпустили, народ в зале уверенно звал на бис. Спустя некоторое время на сцену вышел Боря, который выдал такое ураганное барабанное соло, после которого по праву данный эпизод длительностью около 10 минут можно смело считать лучшим моментом концерта, это был пик восторга. Впоследствии выяснится, что коллектив хотел жестко нае**ть барабанщика (лишив его палочек), но он оказался хитрее.


После превосходного сольного выступления Бори-барабанщика, группа вновь вышла в полном составе, и сыграли еще три песни на бис, среди которых и тот самый «Полковник», которому все не пишут. И напоследок прозвучала хорошая песня «Серебро» в акустической версии в этакой ламповой камерной обстановке. Казалось бы, заканчивать концерт таким образом после таких масштабных выкрутасов немного необычно, но получилось весьма душевно. За время концерта клавишник Ян неоднократно продемонстрировал всю красоту звучания флейты, а Шура пару раз вышел на первый план, когда Лева отходил покурить (наверное). Было приятно услышать не только старые проверенные хиты типа «Полковника» или «Варвары», но и хорошие относительно недавние вещи типа «Молитва», и приятно удивили немало новых тем с крайнего альбома типа «Летчик», «Черное солнце», «Алиса».


Да, их творчество все же на любителя, но ребята определенно выкладываются по полной программе, какую бы круть или фигню они не исполняли. Тут стоит отдать им должное, это да. Так сказать, все для людей. Контактируют со зрителем, давали петь толпе поклонников целые куплеты. Шура даже любезно рассказал публике о том, как они проводили время между двумя своими концертами у нас в городе: сходили в кино, заодно пропиарил новую серию «О чем говорят мужчины. Продолжение»; успели погулять по городу и посетить концерт «Симфонической Арии». По завершению концерта музыканты, как и полагается, по традиции раскидывали барабанные палочки и медиаторы на трофеи. Все желающие и стойко терпеливые после концерта могли встретиться с некоторыми музыкантами группы. Наиболее контактным и уделенным вниманием оказался Боря - и сфотался на память, и раздал автографы. Приезжают они часто, но если они привезут еще одну какую-нибудь хорошую концептуальную программу, обязательно стоит сходить.


Уже в сентябре. Это не то ожидание, которое невозможно стерпеть, а почти спортивный, здоровый, музыкальный интерес. Во-первых, интересно, как в пределах альбома сойдутся классический роковый “бидвашный” стиль, около-трип-хоп, русская-псевдонародная, Мирон и толпа приглашенных гостей. Во-вторых, Би-2 последнее десятилетие были больше музыкальным брендом, нежели группой, от которой ждешь откровений: есть они и есть, и нам хорошо и вам не хворать. Два этих фактора встают ультимативной стеной интриги на пути полного игнорирования пластинки.

Что предлагают Шура, Лева и компания спустя три года после антивоенного #16плюс? Это 11 треков основы в виде “классического бидвашного саунда”, экспериментальных выходов за его пределы и метафоричных текстов со множественным смыслом, а также пятерка бонусов с ремейками и приглашенными гостями. Это та часть, в которой группа снимает с себя ответственность, и, будто устав, уходит на второй план.

Открывает пластинку услышанный летом “Летчик”. Это размеренный трек с обилием электричества и четким ритмом, который оттесняет традиционные инструменты. От начала к концу напряжение и громкость усиливаются, а количество инструментов и синт-эффектов увеличивается, что роднит трек с трип-хопом. Текст написан от лица сбитого пилота, который рассказывает о своих ощущениях. При этом одними эмоциями лирика не ограничивается, есть философские обороты, которые намекают на двусмысленность трактовки. Кто-то видит политические мотивы, кто-то – дела сердечные. Истина, как всегда, где-то посередине. Вряд ли после #16плюс заслуженные артисты отойдут от политики и антивоенных тем. С другой стороны темы отношений и сердечных мук прослеживаются на протяжении всей дискографии Би-2.

Ранее мы задавались вопросом, почему бы не ускорить “Летчика”, а кто-то даже так делал, получая динамичный, уверенный хит. С выходом “Горизонта событий” стало ясно, почему динамика трека оставляет желать большего: из-за “Черного солнца”, которое стоит под вторым номером. В нем есть скорость, необходимая “Летчику”. А ставить рядом два одинаковых трека – музыкальное самоубийство. В “Солнце” политические и антивоенные наклонности проявляются более четко: “В багровых тонах расцвела паранойя./ В соседней Вселенной случилась война./ Магнитное поле неравного боя/ Смертельной волной приближается к нам”. “В колокол бьёт, объявляя тревоги,/ Печальный призрак нашей свободы”.

Около революционные настроения прослеживаются в “Теме века” – качающем гитарном треке с удобным ритмом, с придыханием и с эффектом зажеванной пленки. Интересно, что в большинстве текстов поднимаются проблемы современной российской действительности, но нет предложений по их решению или открытых призывов что-то менять. Громкие, почти гимновые, припевы в лучших традициях рока являются апогеем осознания личностью своей свободы и индивидуальности, но не более. В результате проблемы государства или общества перекладываются на плечи людей примером лирического героя, призывая для начала изменить своё мышление. Сложно и банально одновременно. Такой подход уменьшает эффект от мощной и безусловно сильной музыки.

Впрочем, сами музыканты признавались, что не могут вести людей за собой, поскольку не знают, куда идти. “Ни одна революция не привела ни к чему хорошему. Самое сложное - не кричать и стрелять, а каждый день делать свое дело и делать его хорошо. Я всегда восхищался людьми, которые всю жизнь на протяжении 20-25 лет ходили на одно и то же предприятие. Вставали утром, выполняли свою работу, заботились о детях. Вот настоящие герои…”, – рассказал Лева в интервью “Новой газете”. “Однако пришло время для перемен. Глобальных и смелых. Молодое поколение должно научиться брать ответственность на себя за своё будущее, минуя крайности. Пока не стало поздно!”

Здесь цельность заканчивается и начинается смешение тем, исследование смежных вопросов, а иногда совсем противоположных. Например, “Детство” уходит от политики и проблем государства совсем далеко, но в контексте “Горизонта” это к лучшему. Трек, посвященный музыке и о музыке, представляет собой самый каноничный блюз-рок, на который слушатель и не рассчитывал. Но сюрприз приятный. “Философский камень” оптимистично и легко огибает острые углы социальных тем в угоду исследования личности и судьбы, поиска себя и смысла жизни. Годовалые “Лайки” протестуют против масс-медиа, социальных сетей и навязанного стремления к популярности под задумчивый мотив.

На музыкально ровном Би-2 – Горизонт событий трек “Виски”, записанный с Джоном Грантом, – чистой воды эксперимент. К сожалению, далеко не самый удачный. Кроме того, без клипа трек будет совсем размытым. Видео поднимает больше тем, ставит больше вопросов и конкретизирует лирику. Трек неоднозначен во всем. Текст кому-то позволяет упрекнуть группу в русофобии, кому-то дает повод для возношения Би-2 до уровня “современных гениев”. Музыка вызывает рвотные позывы, сложно представить человека, которому она понравится. Ну и Джон Грант – он достоин большего, его потенциал и владение русским языком почти без акцента заслуживают лучшего применения, чем сказка о вурдалаках. Сами Би-2 называют трек и клип “шуткой”. “Просто хотелось снять русский хоррор”.

Вторая основная тема альбома Би-2 – “Горизонт событий” – это эмиграция, или возвращение домой. “Родина” и “Пора возвращаться домой” имеют свои особенности и не могут остаться без внимания, как откровенно проходной “Пофигу” и “Алиса”, которая выбивается из канвы альбома по музыке, настроению, лирике и теме (посвящена памяти Александра Ротаня – гитариста и вокалиста белорусской группы “Солнечная Сторона”, оказавшей сильное влияние на музыку Би-2). Неудивительно, что тема неприглядной родины появилась на альбоме вместе с Oxxxymiron: Шура вернулся в Россию из Австралии, Лева – из Израиля, а Мирон – из Великобритании.

“Пора возвращаться домой” цепляет умеренным ритмом под насыщенный бит, депрессивной гитарой, длинными проигрышами и множеством эффектов, которые стали идеальной основой для речитатива Мирона. Интересно, что во время читки музыка переходит в активную, мощную фазу, когда добавляются реально тяжелые роковые гитары. Также благодаря рэперу песня стала самой сильной в “Горизонте” в плане лирики. Если Би-2 давят метафорами о жизни в чужой стране, то Oxxxymiron вдобавок к этому вспоминает о сталинских репрессиях эмигрантов в 1930-х, о тюрьме в Лефортово в 1920-х, о предателях во времена Второй Мировой войны, о лишениях СССР и о благах Запада, создавая картину неприглядной, но любимой страны. В том же ключе, но уже без рэпа, продолжает “Родина”, где смешались трип-хоп и оркестр Prague Metropolitan Symphonic orchestra & No comments orchestra. Результат – самый красивый звук в альбоме.

В этом месте хорошо бы закончить альбом Би-2 – Горизонт Событий, поскольку здесь территория Шуры и Левы заканчивается. 11 треков вполне достаточно как для альбома, так и для ответа на вопросы о любопытстве и спортивном интересе. Понятно, как жанры уживаются вместе, как группа позиционирует себя сейчас и какие у нее планы. Очевидно, эксперименты с музыкой и стилями продолжатся, а оркестр уже стал неотъемлемой частью не только живых выступлений, но и студийного процесса. Вместе с тем группа по-прежнему любит, холит и лелеет классический русский рок, стараясь его развивать. Нельзя сказать, что это №1 Album, но он действительно лучше большинства мейнстримовых пластинок России.

Альбом Би-2 – Горизонт Событий выдерживает фирменный стиль группы, заданный до этого солидной дискографией. Но эксперименты делают положение шатким. Пластинка, как пьяный эквилибрист с многолетним стажем, балансирует на стыке фанатской любви и скользких, непроверенных приемов. В одних местах поступь уверенная и быстрая, в других – на грани провала и кровавых брызгов на брезенте. В конце концов, пластинка по большей части удачная, с хитами и реально сильными сторонами. Есть проходные или неудачные места, но их мало и всегда можно пропустить.

Слушать альбом Би-2 – Горизонт событий:

P. S. : Мы подвели итог альбома Би-2 – Горизонт событий, не затронув бонусы, поскольку в этом месте заканчивается основная часть – часть, подконтрольная Би-2. Если давать какую-то оценку “Горизонту”, то лучше делать это сейчас, поскольку дальше – сборная солянка из приглашенных гостей, которые сами определяют стиль, тематику и направление песен. Это часть рассчитанная строго на любителя, на узкий круг слушателей. Единственная песня, которую можно рекомендовать всем – “ХалиГалиКришна” в исполнении Би-2 и Глеба Самойлова. В ней есть фирменный стиль The Martixx и запоминающийся мотив. “Хороводная” (Би-2 feat. Виктор Сологуб & Mana Island), звучащая как индийская мантра, зайдет в определенном настроении или состоянии. “Иначе” – очередное нецелевое использование таланта Джона Гранта. Специфичный “Дебют”, исполненный с Олегом Нестеровым, музыкально отсылает к азиатской культуре в противовес тексту о советских реалиях, а в “Птице на подоконнике” так много гостей, что их просто тяжело слушать. Нам остается пожелать более осмысленного подбора бонус-треков или их отсутствия.