Что открыл дрейк. Френсис Дрейк — знаменитый Железный Пират Елизаветы

Содержание статьи

ДРЕЙК, ФРЭНСИС (Drake, Francis) (ок. 1540–1596), английский мореплаватель, пират. Родился близ Тавистока в Девоншире между 1540 и 1545. Его отец, в прошлом фермер, стал проповедником в Чатеме, расположенном к югу от Лондона. Вероятно, Дрейк плавал вначале на каботажных судах, заходивших в Темзу. Семья Дрейка была связана родственными узами с богатым семейством Гаукинсов из Плимута. Поэтому после малоизвестного первого плавания через Атлантический океан Дрейк получил место капитана судна в эскадре Джона Гаукинса, которая занималась торговлей невольниками и доставляла их из Африки в испанские колонии в Вест-Индии. Путешествие 1566–1567 закончилось неудачно, поскольку испанцы совершили вероломное нападение на английские суда у крепости Сан-Хуан-де-Улуа в порту Веракрус на восточном побережье Мексики . Месть за это нападение стала одним из мотивов последующей пиратской деятельности казначея военно-морского флота Дж.Гаукинса и капитана Ф.Дрейка.

Кругосветное путешествие.

На протяжении нескольких лет Дрейк совершал пиратские рейды в Карибском море, которое Испания считала своей территорией, захватил Номбре-де-Дьос в центральной Панаме, грабил караваны, перевозившие на мулах грузы серебра из Перу в Панаму . Его деятельность привлекла внимание Елизаветы I и группы придворных, включая государственного казначея лорда Берли и министра внутренних дел Фрэнсиса Уолсингема. Были собраны средства для проведения экспедиции, которая продолжалась с 1577 по 1580. Первоначально планировался поход для поиска предполагаемого Южного материка, но он вылился – возможно, по указанию королевы (хотя Англия и Испания еще не находились в состоянии войны) – в самый успешный в истории пиратский набег, принесший доход в 47 фунтов стерлингов на каждый вложенный фунт.

Дрейк плыл в качестве капитана корабля «Пеликан» (впоследствии переименованного в «Золотую лань») водоизмещением в 100 т. Кроме того, были еще четыре меньших судна, которые, однако, так и не завершили путешествия. Подавив мятеж на судне у берегов Патагонии в Аргентине, когда был наказан один из его офицеров, Томас Даути, Дрейк вышел в Тихий океан через Магелланов пролив. Затем его флотилию отнесло на юг примерно до 57° ю.ш., и в результате Дрейк открыл между Огненной Землей и Антарктидой пролив, носящий ныне его имя (хотя, вероятно, сам он никогда не видел мыса Горн). На пути к северу он грабил суда и гавани у берегов Чили и Перу и, похоже, намеревался возвращаться через предполагаемый Северо-Западный проход. Где-то на широте Ванкувера (никаких судовых журналов не сохранилось) из-за плохой погоды Дрейк был вынужден повернуть на юг и стать на якорь несколько севернее современного Сан-Франциско. Место стоянки, названное им Нью-Альбионом, было установлено в 1936 благодаря находке медной пластинки с датой 17 июня 1579 примерно в 50 км к северо-западу от пролива Голден-Гейт (теперь бухта Дрейка). На пластинке выбита надпись, объявлявшая данную территорию владением королевы Елизаветы. Затем Дрейк пересек Тихий океан и достиг Молуккских о-вов, после чего вернулся в Англию.

Дрейк совершил плавание вокруг света, продемонстрировав мастерство судовождения. Королева пожаловала ему звание рыцаря как первому капитану, совершившему кругосветное плавание (притязания Магеллана оспаривались, поскольку он скончался во время плавания в 1521). Повествование о морских путешествиях Дрейка, составленное судовым священником Фрэнсисом Флетчером и опубликованное Хэклутом, до сих пор пользуется большой популярностью. Получив свою долю добычи, Дрейк приобрел аббатство Бакленд близ Плимута, где теперь размещается музей Фрэнсиса Дрейка.

Война с Испанией.

В 1585 Дрейк был назначен главнокомандующим английским флотом, направлявшимся в Вест-Индию, что означало начало открытой войны с Испанией. Его мастерство в тактике комбинированных морских и наземных операций позволило захватить последовательно Санто-Доминго (на о.Гаити), Картахену (на карибском побережье Колумбии) и Сент-Огастин (во Флориде). Перед возвращением на родину в 1586 он забрал с собой колонистов (по их просьбе) из долины р.Роанок (Виргиния). Таким образом прекратила существование первая в Америке колония, основанная Уолтером Роли, которая была не просто поселением, но и стратегической базой для пиратских набегов в Карибском море.

Между тем в Испании успешно завершалась подготовка Непобедимой армады для нападения на Англию, поэтому в 1587 Дрейк был направлен в Кадис на южном атлантическом побережье Испании. Дерзость в сочетании с превосходящей мощью позволили Дрейку уничтожить суда в этом порту. Все ожидали, что Дрейк будет командовать флотом в Плимуте для защиты Англии от нападения Испанской армады в 1588. Однако королева посчитала, что из-за низкого происхождения и независимого характера Дрейка нельзя назначить главнокомандующим. Хотя сам Дрейк лично участвовал в подготовке и снаряжении флота, он покорно уступил руководство лорду Хауарду из Эффингема и на протяжении всей компании оставался его главным советником по тактическом вопросам.

Благодаря искусному маневрированию английский флот прорвался в море и повернул Армаду вспять. Когда началась недельная погоня за Армадой в Ла-Манше, Дрейка назначили командующим флотом на «Реванше» (корабле водоизмещением 450 т с 50 пушками на борту), но он отклонил это предложение, захватил поврежденный испанский корабль «Розарио» и привел его в Дартмут. На следующий день Дрейк сыграл решающую роль при разгроме испанского флота у Гравлина (северо-восточнее Кале).

Экспедиция Дрейка против Испании и осада города Ла-Корунья на ее северо-западном побережье, предпринятая в 1588 для уничтожения остатков Армады, обернулась полным провалом, главным образом из-за просчетов в материально-техническом обеспечении кампании. Дрейк попал в опалу, хотя и продолжал активно участвовать в местных делах как мэр Плимута и депутат парламента от этого города. Кроме того, он основал в Чатеме приют для раненных моряков. В 1595 его вновь призвали в военно-морской флот, чтобы возглавить экспедицию в Вест-Индию вместе с Дж.Гаукинсом. Экспедиция закончилась неудачей, Гаукинс погиб у берегов Пуэрто-Рико, а сам Дрейк умер от лихорадки 28 января 1596 у берегов Портобело.

знаменитый корабль Дрейка - галеон «Golden Hind»

Если вкратце охарактеризовать этого человека, то его судьба весьма необычна. В юношестве он стал капитаном корабля, а впоследствии удачливым морским пиратом. Затем он стал мореплавателем и совершил второе кругосветное плавание после Фернана Магеллана. И после всего этого он был произведен в адмиралы и разгромил непобедимую испанскую армаду. Речь идет о легендарном Фрэнсисе Дрейке — английском мореплавателе и вице-адмирале.

адмирал Фрэнсис Дрейк

Фрэнсис Дрейк родился в Англии в поселке Тависток, графства Девоншир в семье фермера в 1540 году. Мальчик с самого детства мечтал о дальних морских походах и известности. Дорогу к своим грезам Фрэнсис начал в 13 лет нанявшись юнгой на . Юноша оказался смышленым моряком и уже скоро он стал старшим помощником капитана. Позже, когда Френсису исполнилось 18 лет, он приобрел небольшой барк, на котором стал перевозить различные грузы. Но обычные морские перевозки не приносили особого богатства, чего не скажешь о пиратстве и работорговле. Они давали больше прибыли, а посему Фрэнсис Дрейк в 1567 году в качестве командира корабля во флотилии своего дальнего родственника Джона Хокинса отправился в дальний поход к Африке за рабами а оттуда в Вест-Индию, где мореплаватели промышляли грабежами и захватом испанских кораблей. Во время этого плавания молодой мореплаватель получил огромный опыт сопряженных с грабежами и нападением на торговые корабли испанской короны. Вернувшись в Англию, о нем сразу заговорили как об удачливом капитане.

Вскоре, в ноябре 1577 года, Фрэнсис Дрейк вышел на корабле из порта Плимут и направился во главе экспедиции в Тихий океан к берегам Америки, целью являлось приведение под английскую корону новых земель а также завладение испанскими кораблями и их ценными грузами. На этот раз под командованием Дрейка находилось уже пять кораблей. Корабль Дрейка под названием «Pelican» был вооружен 18 орудиями и имел три мачты. По парусному вооружение стотонное судно относилось к галеону. При сравнительно небольших размерах, корабль Дрейка обладал хорошими мореходными качествами. Историки говорят, что даже сама королева Елизавета благословила эти корабли и преподнесла памятные подарки.

Морской поход начался удачно. К концу января 1578 года корабли Дрейка прибыли к побережью Марокко, где англичане захватили город Могадар. Получив в качестве вознаграждения большое количество различных ценных товаров, морские пираты направились к берегам Америки, где занялись разбойным грабежом. Во время этого на нескольких кораблях Дрейка назрел бунт. Некоторые моряки решили сами заняться пиратством. Однако мятеж был подавлен. Оставив два самых прохудавших корабля, и заново сформировав команды, Фрэнсис Дрейк отправился к проливу Магеллана. Успешно миновав пролив, парусники вышли в открытый океан, где сразу же попали в сильный шторм. Разбросанные корабли Дрейка так больше и не смогли собраться в эскадру. Один корабль разбился о скалы, другой течением снова затащило в пролив, и его капитан принял решение самостоятельно возвратиться в Англию. А корабль Дрейка, который к тому времени получил новое название за прекрасные мореходные качества, понесло далеко на юг.

корабль Дрейка «Золотая Лань»

Галеоны как тип судна возникли в 17 веке в Испании, когда неуклюжие каракки и небольшие каравеллы уже не подходили для дальних морских походов. Английский галеон, каким был корабль Дрейка, был более вместительным и имел более мощное вооружение. Кормовые надстройки были высокими, но более изящными за счет сильно зауженной к верху форме. Часто из кормовых помещений делались выходы на открытые галереи. Транец, как правило, создавался прямым. Корма галеонов часто обладала роскошным убранством в виде позолоченного орнамента. Форштевень тоже имел свои декорации. Парусное вооружение галеона состояло из двух рядов прямых парусов на первых двух матчах и большого латинского паруса на бизань-мачте. На бушприте, как правило, устанавливался прямой парус под названием блинд. Впервые на кораблях как у Дрейка появились орудийные палубы, располагавшиеся под главной палубой. Корпус корабля был несколько уже, чем у его предшественника каракки, а обводы корабля — более плавными, что способствовало улучшению маневренности и повышению скорости хода.

Корабль Дрейка «Pelican» был построен на верфи Альбурге, а оба вооружения (парусное и артиллерийское) были установлены в его родном городе Плимуте. Парусный корабль имел длину 21,3 м, ширину 5,8 м, осадку 2,5 м и водоизмещение 150 тонн. Перед длительными морскими походами корабль Дрейка принимал раскраску испанского галеона, состоящую из орнамента из красных и желтых ромбиков. Первоначально на корме корабля находился рисунок пеликана, но после переименования на носу появилась фигура лани, полностью отлитой из золота.

Но вернемся к великим географическим открытиям Фрэнсиса Дрейка. Итак, успешно миновав Магелланов пролив, корабль Дрейка двинулся на юг. Сам того не осознавая, он сделал важное открытие. Выяснилось, что Огненная Земля вовсе не является выступом известного Южного материка, а всего лишь есть крупный остров, за которым продолжается открытый океан. Впоследствии данный пролив между Антарктидой и Южной Америкой был назван в честь его имени.

Далее корабль Дрейка направился на север, обирая и захватывая по пути прибрежные города. Особенно удачный «клад» ждал английских корсаров в Вальпараисо. В этом порту разбойники напали на стоявший в гавани , загруженный золотом и редчайшими товарами. Но самое главное на испанском корабле оказалась неизвестная морская карта с описанием западного побережья Северной Америки.

Дрейк не только занимался грабежом испанских колоний, он прошел вдоль побережья Америки гораздо севернее испанцев. В середине июня корабль Дрейка причалил к берегу для ремонта и пополнения запасов. И между делом он решил исследовать район, где ныне располагается город Сан-Франциско, объявив его владением английской королевы, и нарек его Новый Альбион.

Путешествие вдоль западного побережья Америки оказалось весьма успешным. Когда корабль Дрейка был перегружен большим количеством золота и драгоценностей, капитан подумал о возвращение на родину. Однако проследовать через Магелланов пролив он не посмел, осознавая наличие там испанских кораблей. Тогда Дрейк решил отправиться в неизвестный путь через Южный Океан и погода ему в этом благоприятствовала. Вскоре корабль Дрейка достиг Марианских островов. Простояв на ремонте несколько дней в индонезийском Целебесе, капитан продолжил плавание.

26 сентября 1580 года Дрейк и его корабль благополучно прибыли в порт Плимут. Здесь его встретили с почестями. Даже сама королева Елизавета пришла на корабль и прямо здесь произвела бесстрашного мореплавателя в рыцари. И эта награда была заслуженной, ведь корсар привез «добычу», которая в несколько раз превосходила годовой доход британской казны.

Кроме титула Френсис Дрейк был назначен мэром Плимута, стал инспектором королевской комиссии, которая проводила регулярные проверки кораблей британского военного флота. А в 1584 году был избран почетным членом палаты общин.

В период с 1585 по 1586 годы сэр Фрэнсис Дрейк снова командовал вооруженным британским флотом, направленным против испанских колоний в Вест-Индии. Именно благодаря оперативным и умелым действиям Дрейка выход в море испанского флота короля Филиппа II был отложен на год. А в 1588 году он приложил свою тяжелую руку к окончательному разгрому непобедимой испанской армады. К сожалению, это был закат его славы.

Френсис Дрейк предпринял попытку рейда на Лиссабон в 1589 году, но она оказалась не очень успешной — корсары ограничились разорением окрестностей и торговых судов. Кроме того это стоило Дрейку расположения и милости королевы. Ведь королевская казна немного опустела, а к таким делам Елизавета относилась не наилучшим образом. Скорее всего, госпожа фортуна покинула Дрейка и следующий морской поход на Сан-Хуан у Канарских островов стал для него роковым. Захватить город английским корсарам не удалось, а корабли Дрейка смогли потопить всего лишь несколько испанских галеонов, и были вынуждены уйти. К тому же среди команды распространилась болезнь, которая не обошла стороной адмирала. Дрейк смертельно заболел тропической лихорадкой. Утром 28 января 1996 года сэр Френсис Дрейк скончался. По морской традиции его тело опустили в море (как истинного моряка), а остатки эскадры в главе с Томасом Баскервилем вернулись в Плимут без своего командующего.

В Англии высоко почитают имя Фрэнсиса Дрейка. В Плимуте в честь адмирала установлен памятник. А в 1973 году группа энтузиастов построила реплику корабля Дрейка «Золотая Лань» и повторила славный маршрут великого мореплавателя. Сейчас корабль стоит в Лондоне и используется в качестве корабля-музея.

реплика корабля Дрейка

английский галеон «Golden Hind»

памятник Френсису Дрейку в Плимуте

Фрэнсис Дрейк - мореплаватель, первооткрыватель и любимый корсар английской королевы. Его подвиги и путешествия заставляли многих стремиться в бескрайние просторы океана. Однако лишь единицам удалось достичь того уровня богатства и известности, которым обладал Фрэнсис Дрейк.

Биография

Будущий мореплаватель родился в Средней Англии, в семье зажиточного фермера. Дрейк Фрэнсис был старшим ребенком в многочисленной семье. Как старшему сыну ему прочили дело отца, но сердце юного Фрэнсиса принадлежало морю. Уже в 12 лет он становится юнгой на торговом корабле одного из своих многочисленных родственников. Прилежное и быстрое обучение морским наукам выделило его из сверстников. Хозяину так понравился юный Дрейк Фрэнсис, что, умирая, он оставил бывшему юнге корабль в наследство. Так в свои 18 лет Дрейк становится капитаном собственного корабля.

Первые плавания

Поначалу, как и все капитаны торговых судов, Дрейк Фрэнсис возил различные грузы коммерческого назначения в Британское королевство. В 1560 году дядя Дрейка, Джон Хокинс, обратил внимание на катастрофическую нехватку рабочих рук на плантациях Нового Света. Идея привлечь американских аборигенов к принудительному труду не увенчалась успехом - индейцы работать не желали, не боялись пыток и смерти, а их родственники имели неприятную привычку мстить белым людям за похищенных и замученных краснокожих.

Другое дело - рабы. Их можно было завозить с Черного континента, покупать за безделушки, продавать или обменивать. Для нас, живущих в 21 веке, эти слова звучат кощунственно. Но для англичанина 16 века это был всего лишь бизнес - такой же, как и любой другой.

Торговля живым товаром

Законы Нового Света позволяли торговать только теми рабами, которые поставлялись Торговым Домом Севильи. Но спрос на рабов значительно превышал возможности этой коммерческой организации, а колонисты терпели большие убытки. Владельцы плантаций чая, кофе, хлопка и табака готовы были платить хорошие деньги за дешевую рабочую силу.

Хокинс решил рискнуть. Он поделился своим замыслом с несколькими торговыми предприятиями, и те дали ему денег для начала работы. Уже первый рейс в Новый Свет с живым товаром с лихвой окупил вложенные в предприятие средства. Хотя считалось, что в действиях Хокинса нет ничего предосудительного, старый моряк прибегал к пушкам и ружьям, когда какой-либо губернатор не соглашался с методами его работы. Налоги с предприятия исправно вносились в казну Англии. Несколько рейсов из Африки в Новый Свет сделали Хокинса и его покровителей очень богатыми людьми.

Предприятие Хокинса-Дрейка

В третье плавание Хокинс взял своего племянника и как обычно направился к берегам Африки за живым товаром. К этому времени Дрэйк Френсис был опытным капитаном, плавал в и пересекал Атлантику вместе с бывалым контрабандистом Джоном Ловелом. Совместная экспедиция закончилась трагически - корабли корсаров застала буря, эскадра сбилась с курса, причем флагманский корабль пострадал больше остальных. Джон Хокинс решил стать на ремонт и направились в порт Сан-Хуан-де-Улуа, находящийся на территории Гондураса. Следом за ним отправился и Фрэнсис Дрейк. Что он открыл - так это крайне недружелюбный прием, который оказал этот городишка двум мореплавателям. Пушки порта недвусмысленно предупредили, что приближаться очень опасно, а переговоры с местными властями не увенчались успехом. В это время на горизонте показались паруса испанской береговой эскадры. Контрабандистам пришлось вступить в неравный бой. Корабль Фрэнсиса Дрейка «Лебедь» менее пострадал во время шторма, и корсару удалось скрыться от преследователей, бросив компаньона на произвол судьбы.

Добравшись до английских берегов, Дрейк всем рассказал, что его дядя погиб в неравном бою. Но уже через несколько недель корсара ждала неприятная встреча: как оказалось, Хокинсу удалось выжить, и он с несколькими спасшимися матросами смог вырваться из гондурасской ловушки. Неизвестно, о чем разговаривали дядя и племянник, но уже через несколько лет они организовали новую экспедицию и стали снова совершать рейды в Новый Свет.

Пират Фрэнсис Дрейк

После этого случая Дрейк поклялся отомстить испанской короне за неудачный гондурасский рейд. Он постоянно преследовал испанские суда, причинив короне немалый ущерб. О том, насколько испанцы были обеспокоены постоянными нападениями Дрейка, свидетельствует тот факт, что за голову английского пирата было назначено вознаграждение в 20 тыс. дукатов. Его первая экспедиция возмездия вышла из Портсмутских доков в 1572 году. На двух кораблях - «Лебедь» и «Паша» - направился в Новый Свет и сумел захватить колумбийский порт Номбре де Диос. Здесь ему удалось ограбить несколько испанских кораблей и захватить богатую добычу. Затем Дрейк пересек Панамский перешеек, чтобы увидеть Тихий океан.

Наверное, вид бескрайнего пространства побудил пирата создать определенные планы, которые он смог осуществить несколькими годами позже.

Война с Ирландией

В это время на родине бравого капитана вспыхнула война. Ирландия сделала очередную попытку обрести свою независимость. Дрейк соглашается поступить на службу графу Эссексу и принимает участие в морских сражениях против ирландцев. В его эскадре находились три правительственных фрегата, с помощью которых он нападал на прибрежные ирландские поселки и топил корабли противника. За службу в правительственном флоте Дрейк Фрэнсис был представлен королеве как лучших из капитанов.

Направление - Южная Америка

Неизвестно, на первой ли встрече дерзкий капитан изложил свои планы королеве Елизавете или это произошло во время одной из последующих встреч. Дрейк напирал на то, что гегемонию Испании в Новом Свете нужно разрушить, а побережье южноамериканского континента идеально подходит для этой цели. Он собирался разрушить испанские колонии, расположенные в этой части света и сложить к ногам Елизаветы огромную добычу. Английская королева нашла предложение Дрейка очень интересным и даже выделила ему пять правительственных кораблей.

Кругосветная экспедиция

В декабре 1577 года начал свою трехлетнюю экспедицию Фрэнсис Дрейк (1577 - 1580). Его корабли взяли курс на Южную Америку. После сражения возле Рио-де-ла-Плата он отправился дальше на юг и на двух кораблях обогнул Патагонию. После нескольких стычек с туземцами ему удалось достичь пролива Магеллана, который был открыт в 1520 году. Во время шторма он потерял из виду второе свое судно, которое, в конце концов, вернулось к английским берегам самостоятельно. А флагманский корабль «Золотая лань» продолжал свой путь вокруг света.

Другие берега

На тихоокеанских берегах Южной Америки Дрейк основательно разграбил богатые порты Перу и Чили, захватывая торговые суда и нагружаясь добычей. Самой большой его удачей был захват великолепного испанского судна «Нуэстра сеньора де Консепсьон» - лучшего корабля испанской эскадры. Захваченное Дрейком судно перевозило богатейший груз золотых и серебряных слитков, который оценивался в 150000 фунтов - баснословные по тем временам деньги. Понимая, что обозленные испанцы будут поджидать его на обычных маршрутах, Дрейк решил обогнуть Тихий океан и вернуться домой новой дорогой. Пополнив свои запасы в 1579 году, он двинулся на запад.

Во время плавания Дрейк наносил на карту острова и береговые линии, налаживал отношения с туземцами, тем самым закладывая основы для торговли Англии с азиатскими странами.

Встреча в Англии

Почти трехлетнее плавание подошло к концу. В сентябре 1580 года Дрейк прибыл в Плимут. Он привел в порт не только свое судно, но и захваченный испанский корабль, переименованный в «Какафуэго». Королева очень тепло приняла Дрейка, ведь его пиратские вылазки ощутимо пополняли ее казну. торжественно поднялась на борт «Золотой Лани» и произвела капитана Дрейка в рыцари. Так пират получил титул сэр Фрэнсис Дрейк, а также, по утверждениям современников, он снискал личную благосклонность королевы и был ее фаворитом.

Карьера корсара не окончилась после такого триумфа. 1585 год застал его в Карибском море, где он командовал флотом из 25 кораблей Ее Величества. Он захватывает богатый город Сан Доминго и привозит на английское побережье табак и картофель. Карьера капитана Дрейка завершилась в 1595 году после неудачной попытки захватить Лас-Пальмас. В том сражении погиб дядя Дрейка - Джон Хокинс, а сам капитан, заболев малярией, отправился домой. Но, к сожалению, болезнь прогрессировала, и знаменитый пират умер в Портобелло. Его смерть стала счастливым днем в Испании, где известие гибели Дрейка встречали колокольным звоном.

Трудно переоценить тот вклад, который внес в историю сэр Фрэнсис Дрейк. Что он открыл, можно найти на любой карте мира. Среди множества нанесенным им изображений береговых линий и мелких островов красуется большой пролив между Южной Америкой и Антарктидой. Этот пролив на всех картах мира носит имя Френсиса Дрейка - знаменитого пирата и корсара Ее Величества.

(1588). Первый англичанин, совершивший кругосветное плавание (в 1577-1580 гг.). Активный участник разгрома испанского флота (Непобедимой Армады) в Гравелинском сражении (1588): благодаря умелым действиям Дрейка англичанам удалось получить преимущество над превосходящими огневой мощью силами противника.

Детство и юность

Фрэнсис Дрейк владел усадьбой Баклэнд-Эбби в Йелвертоне , но родился в Кроундейле, недалеко от Тейвистока (Тенвистонн), в Девоншире в семье фермера (йомена) Эдмунда Дрейка, впоследствии ставшего священником. Всего в семье Дрейков было двенадцать детей, Фрэнсис был старшим. В 1549 семья Дрейка перебралась в Кент . В 12 лет стал юнгой на торговом корабле (барке). Он так полюбился владельцу судна, своему дальнему родственнику, что тот после смерти завещал корабль Дрейку, и тот в 18 лет стал полноправным капитаном.

Взрослая жизнь

В 1567 году отправился в плавание в Гвинею и Вест-Индию , командуя кораблём в работорговой экспедиции своего родственника Джона Хокинса . В ходе этой экспедиции, близ мексиканской крепости Сан-Хуан-де-Улуа, корабли англичан подверглись нападению испанцев, и большая их часть была потоплена. Уцелело лишь два корабля - Дрейка и Хокинса. Англичане потребовали у испанского короля, чтобы он заплатил им за потерянные корабли. Король, естественно, отказался. Тогда Дрейк объявил, что он возьмёт всё, что сможет, у короля Испании.

В 1572 году отправился в собственную экспедицию в испанские владения в Вест-Индии , захватил город Номбре-де-Дьос на Панамском перешейке , затем - несколько судов возле гавани Картахены . В ходе этого рейда Дрейк перехватил на Панамском перешейке испанский «Серебряный караван» (около 30 тонн серебра), направлявшийся из Панамы в Номбре-де-Дьос. 9 августа 1573 года Дрейк вернулся в Плимут богачом и известным всей Англии капитаном.

15 ноября 1577 года Дрейк был отправлен королевой Елизаветой в экспедицию к тихоокеанскому побережью Америки. Официальной целью путешествия было открытие новых земель, в частности, Австралии . На самом деле Дрейк должен был награбить как можно больше испанского золота и с этим грузом вернуться в Англию. Фрэнсис руководил флотилией, состоявшей из четырёх больших и двух малых вспомогательных кораблей (флагманское судно - «Пеликан»). Пройдя Магелланов пролив , Дрейк был отброшен штормом к югу от Огненной Земли , при этом выяснилось, что она не является частью Южного континента . Пролив между Антарктидой и Огненной Землёй позже был назван его именем.

После того, как флагман «Пеликан», единственный из всех судов «пробился» к Тихому океану, он был переименован в «Золотую лань ». Дрейк прошёл вдоль тихоокеанского побережья Южной Америки на север, атакуя испанские порты, в том числе Вальпараисо , а затем исследовал побережье значительно севернее испанских колоний, приблизительно до современного Ванкувера . 17 июня 1579 года Дрейк высадился, как предполагается, в районе Сан-Франциско (по другой гипотезе, в современном Орегоне) и объявил этот берег английским владением («Новый Альбион»).

После пополнения провизии и ремонта Дрейк пересёк Тихий океан и вышел к Молуккским островам . Обойдя Африку с юга, Дрейк вернулся в Англию 26 сентября 1580 года, привезя клубни картофеля и сокровища на 600 000 фунтов стерлингов, сумму, в два раза превышающую размер ежегодного дохода английского королевства. Дрейк был встречен как национальный герой, обласкан королевой, был удостоен рыцарского звания . Во время очередной экспедиции в Вест-Индию Дрейк разорил испанские гавани Виго , Санто-Доминго (на острове Гаити), Картахену (в Новой Гранаде) и Сан-Аугустин (во Флориде). В 1587 году прославился дерзким нападением на испанский порт Кадис .

В 1588 году он был одним из английских адмиралов, которые разбили испанскую Непобедимую армаду . После этого Дрейк предложил Елизавете I вернуть португальский престол изгнанному испанцами Антонио из Крату . Английская армада , возглавляемая Дрейком, захватила бы Лиссабон , но у них не было осадных орудий. Свою последнюю экспедицию в Вест-Индию совершил в 1595-1596 годах в компании с Джоном Хокинсом. Умер от дизентерии 28 января 1596 года недалеко от Пуэрто-Бельо (совр. Портобело в Панаме). Похоронен в океане в свинцовом гробу.

Дрейк дважды женился - в 1569 г. и 1585 г. (первая жена умерла в 1581 г.). У него не было детей, и все его состояние перешло к его племяннику.

Ведение боя

Сэр Фрэнсис Дрейк изменил ход ведения морского боя. Если раньше побеждал корабль с наибольшим количеством орудий, то после Дрейка приоритет был отдан скорости судна. На своем галеоне "Золотая Лань" Дрейк не раз доказывал это. Так, благодаря книппелям Дрейк обездвиживал противника и превращал его в стоячую мишень. В дальнейшем Дрейк начал использовать брандеры для значительных битв. Они активно применялись во время Гравелинского сражения .

В честь Фрэнсиса Дрейка

Имя Фрэнсиса Дрейка увековечено в географии : пролив между Огненной Землей и Антарктидой носит название пролив Дрейка .

В немецком городе Оффенбург, изваянный в камне в 1853 году художником Андре Фридрихом, великий корсар держал в руке цветок картофеля . Надпись на постаменте гласила: «Сэру Фрэнсису Дрейку, распространившему картофель в Европе. Миллионы земледельцев мира благословляют его бессмертную память. Это помощь беднякам, драгоценный дар Божий, облегчающий горькую нужду». В 1939 году памятник был уничтожен нацистами.

Изображен на британской почтовой марке 1973 года.

Издания произведений о походах Дрейка

  • 1626 - Drake (Sir Francis) Baronet. Sir Francis Drake revived … by this relation of … a third voyage … set forth by Sir F. D., Baronet (his nephew), etc. London. 1626. 4°.
  • 1628 - The World encompassed by Sir F. D., being his next voyage to that to Nombre de Dios. London. 1628. 4°.
  • 1854 - (Очередное издание) The World encompassed. By Francis Fletcher. Edited by Wm. Sandys Wright Vaux. Map. (Hakluyt Soc. Pub., No. 17.) London. 1854. 8°. он был пьяницей и мало пил

Напишите отзыв о статье "Дрейк, Фрэнсис"

Литература

  • Баландин Р. К. Знаменитые морские разбойники. От викингов до пиратов. - М.: Вече, 2012. - 352 с.
  • Белоусов Р. С. Под черным флагом: Исторические очерки. - М.: Олимп; АСТ, 1996. - 432 с.
  • Блон Жорж. Великий час океанов: Атлантический. - М.: Мысль, 1978. - 218 с.
  • Блон Жорж. Великий час океанов: Тихий. - М.: Мысль, 1980. - 208 с.
  • Герхард Петер. Пираты Новой Испании. 1575-1742 гг. - М.: Центрполиграф, 2004. - 240 с.
  • Глаголева Е. В. Повседневная жизнь пиратов и корсаров Атлантики от Фрэнсиса Дрейка до Генри Моргана. - М.: Молодая Гвардия, 2010. - 416 с.: ил.
  • Губарев В. К. Френсис Дрейк. - М.: Молодая Гвардия, 2013. - 374 с.
  • Констам Энгус. Пираты. Всеобщая история от Античности до наших дней. - М.: Эксмо, 2009. - 464 с.: ил.
  • Копелев Д. Н. Золотая эпоха морского разбоя (пираты, флибустьеры, корсары). - М.: Остожье, 1997. - 496 с.
  • Копелев Д. Н. Раздел Океана в XVI―XVIII веках: Истоки и эволюция пиратства. - СПб.: КРИГА, 2013. - 736 с.
  • Малаховский К. В. Кругосветный бег «Золотой лани». - М.: Наука, 1980. - 168 с. (о Френсисе Дрейке).
  • Малаховский К. В. Пять капитанов. - М.: Наука, 1986. - 428 с. (о Френсисе Дрейке, Уолтере Рэли, Педро Фернандесе де Киросе, Уильяме Дампире, Мэтью Флиндерсе).
  • Маховский Яцек. История морского пиратства. - М.: Наука, 1972. - 288 с.
  • Медведев И. А. Рыцари моря. - М.: Вече, 2012. - 320 с.
  • Можейко И. В. Пираты, корсары, рейдеры: Очерки истории пиратства в Индийском океане и Южных морях в XV–XX вв. 3-е изд. - М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1991. - 348 с.
  • Нойкирхен Хайнц. Пираты: Морской разбой на всех морях. - М.: Прогресс, 1980. - 352 с.
  • Перье Николя. Пираты. Всемирная энциклопедия. - М.: Гелеос, 2008. - 256 с.: ил.
  • Рябцев Г. И. Пираты и разбойники. Флибустьеры, корсары, каперы и буканьеры. - Минск: Литература, 1996. - 608 с.
  • Рогожинский Жан. Энциклопедия пиратов. - М.: Вече, 1998. - 679 с.
  • Ханке Хельмут. Люди, корабли, океаны (6000-летняя авантюра мореплавания). - Л.: Судостроение, 1976. - 432 с.
  • Ципоруха М. И. Под черным флагом. Хроники пиратства и корсарства. - М.: НЦ ЭНАС, 2009. - 384 с.
  • Чумаков С. История пиратства от античности до наших дней. - М.: Издательский Дом «Техника – молодежи», 2001. - 144 с.: ил.

Примечания

Образ в кино

  • «Королева Елизавета » / «Les amours de la reine Élisabeth» (Франция; ) режиссёры Анри Дефонтен и Луи Меркантон , в роли Сэра Фрэнсиса Дрейка - Альбер Декор .

Ссылки

  • // Динамика атмосферы - Железнодорожный узел. - М . : Большая Российская энциклопедия, 2007. - С. 349. - (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004-, т. 9). - ISBN 978-5-85270-339-2 .
  • Губарев В. К. Удивительные экспедиции Фрэнсиса Дрейка // Пираты Карибского моря: Жизнь знаменитых капитанов. - М .: Эксмо; Яуза, 2009. - С. 28-43.
  • Губарев В. К. Фрэнсис Дрейк. - М.: Молодая гвардия, 2013.
  • Малаховский К. В. Кругосветный бег «Золотой лани». - М .: Наука, 1980.

Отрывок, характеризующий Дрейк, Фрэнсис

Опять Дохтурова посылают туда в Фоминское и оттуда в Малый Ярославец, в то место, где было последнее сражение с французами, и в то место, с которого, очевидно, уже начинается погибель французов, и опять много гениев и героев описывают нам в этот период кампании, но о Дохтурове ни слова, или очень мало, или сомнительно. Это то умолчание о Дохтурове очевиднее всего доказывает его достоинства.
Естественно, что для человека, не понимающего хода машины, при виде ее действия кажется, что важнейшая часть этой машины есть та щепка, которая случайно попала в нее и, мешая ее ходу, треплется в ней. Человек, не знающий устройства машины, не может понять того, что не эта портящая и мешающая делу щепка, а та маленькая передаточная шестерня, которая неслышно вертится, есть одна из существеннейших частей машины.
10 го октября, в тот самый день, как Дохтуров прошел половину дороги до Фоминского и остановился в деревне Аристове, приготавливаясь в точности исполнить отданное приказание, все французское войско, в своем судорожном движении дойдя до позиции Мюрата, как казалось, для того, чтобы дать сражение, вдруг без причины повернуло влево на новую Калужскую дорогу и стало входить в Фоминское, в котором прежде стоял один Брусье. У Дохтурова под командою в это время были, кроме Дорохова, два небольших отряда Фигнера и Сеславина.
Вечером 11 го октября Сеславин приехал в Аристово к начальству с пойманным пленным французским гвардейцем. Пленный говорил, что войска, вошедшие нынче в Фоминское, составляли авангард всей большой армии, что Наполеон был тут же, что армия вся уже пятый день вышла из Москвы. В тот же вечер дворовый человек, пришедший из Боровска, рассказал, как он видел вступление огромного войска в город. Казаки из отряда Дорохова доносили, что они видели французскую гвардию, шедшую по дороге к Боровску. Из всех этих известий стало очевидно, что там, где думали найти одну дивизию, теперь была вся армия французов, шедшая из Москвы по неожиданному направлению – по старой Калужской дороге. Дохтуров ничего не хотел предпринимать, так как ему не ясно было теперь, в чем состоит его обязанность. Ему велено было атаковать Фоминское. Но в Фоминском прежде был один Брусье, теперь была вся французская армия. Ермолов хотел поступить по своему усмотрению, но Дохтуров настаивал на том, что ему нужно иметь приказание от светлейшего. Решено было послать донесение в штаб.
Для этого избран толковый офицер, Болховитинов, который, кроме письменного донесения, должен был на словах рассказать все дело. В двенадцатом часу ночи Болховитинов, получив конверт и словесное приказание, поскакал, сопутствуемый казаком, с запасными лошадьми в главный штаб.

Ночь была темная, теплая, осенняя. Шел дождик уже четвертый день. Два раза переменив лошадей и в полтора часа проскакав тридцать верст по грязной вязкой дороге, Болховитинов во втором часу ночи был в Леташевке. Слезши у избы, на плетневом заборе которой была вывеска: «Главный штаб», и бросив лошадь, он вошел в темные сени.
– Дежурного генерала скорее! Очень важное! – проговорил он кому то, поднимавшемуся и сопевшему в темноте сеней.
– С вечера нездоровы очень были, третью ночь не спят, – заступнически прошептал денщицкий голос. – Уж вы капитана разбудите сначала.
– Очень важное, от генерала Дохтурова, – сказал Болховитинов, входя в ощупанную им растворенную дверь. Денщик прошел вперед его и стал будить кого то:
– Ваше благородие, ваше благородие – кульер.
– Что, что? от кого? – проговорил чей то сонный голос.
– От Дохтурова и от Алексея Петровича. Наполеон в Фоминском, – сказал Болховитинов, не видя в темноте того, кто спрашивал его, но по звуку голоса предполагая, что это был не Коновницын.
Разбуженный человек зевал и тянулся.
– Будить то мне его не хочется, – сказал он, ощупывая что то. – Больнёшенек! Может, так, слухи.
– Вот донесение, – сказал Болховитинов, – велено сейчас же передать дежурному генералу.
– Постойте, огня зажгу. Куда ты, проклятый, всегда засунешь? – обращаясь к денщику, сказал тянувшийся человек. Это был Щербинин, адъютант Коновницына. – Нашел, нашел, – прибавил он.
Денщик рубил огонь, Щербинин ощупывал подсвечник.
– Ах, мерзкие, – с отвращением сказал он.
При свете искр Болховитинов увидел молодое лицо Щербинина со свечой и в переднем углу еще спящего человека. Это был Коновницын.
Когда сначала синим и потом красным пламенем загорелись серники о трут, Щербинин зажег сальную свечку, с подсвечника которой побежали обгладывавшие ее прусаки, и осмотрел вестника. Болховитинов был весь в грязи и, рукавом обтираясь, размазывал себе лицо.
– Да кто доносит? – сказал Щербинин, взяв конверт.
– Известие верное, – сказал Болховитинов. – И пленные, и казаки, и лазутчики – все единогласно показывают одно и то же.
– Нечего делать, надо будить, – сказал Щербинин, вставая и подходя к человеку в ночном колпаке, укрытому шинелью. – Петр Петрович! – проговорил он. Коновницын не шевелился. – В главный штаб! – проговорил он, улыбнувшись, зная, что эти слова наверное разбудят его. И действительно, голова в ночном колпаке поднялась тотчас же. На красивом, твердом лице Коновницына, с лихорадочно воспаленными щеками, на мгновение оставалось еще выражение далеких от настоящего положения мечтаний сна, но потом вдруг он вздрогнул: лицо его приняло обычно спокойное и твердое выражение.
– Ну, что такое? От кого? – неторопливо, но тотчас же спросил он, мигая от света. Слушая донесение офицера, Коновницын распечатал и прочел. Едва прочтя, он опустил ноги в шерстяных чулках на земляной пол и стал обуваться. Потом снял колпак и, причесав виски, надел фуражку.
– Ты скоро доехал? Пойдем к светлейшему.
Коновницын тотчас понял, что привезенное известие имело большую важность и что нельзя медлить. Хорошо ли, дурно ли это было, он не думал и не спрашивал себя. Его это не интересовало. На все дело войны он смотрел не умом, не рассуждением, а чем то другим. В душе его было глубокое, невысказанное убеждение, что все будет хорошо; но что этому верить не надо, и тем более не надо говорить этого, а надо делать только свое дело. И это свое дело он делал, отдавая ему все свои силы.
Петр Петрович Коновницын, так же как и Дохтуров, только как бы из приличия внесенный в список так называемых героев 12 го года – Барклаев, Раевских, Ермоловых, Платовых, Милорадовичей, так же как и Дохтуров, пользовался репутацией человека весьма ограниченных способностей и сведений, и, так же как и Дохтуров, Коновницын никогда не делал проектов сражений, но всегда находился там, где было труднее всего; спал всегда с раскрытой дверью с тех пор, как был назначен дежурным генералом, приказывая каждому посланному будить себя, всегда во время сраженья был под огнем, так что Кутузов упрекал его за то и боялся посылать, и был так же, как и Дохтуров, одной из тех незаметных шестерен, которые, не треща и не шумя, составляют самую существенную часть машины.
Выходя из избы в сырую, темную ночь, Коновницын нахмурился частью от головной усилившейся боли, частью от неприятной мысли, пришедшей ему в голову о том, как теперь взволнуется все это гнездо штабных, влиятельных людей при этом известии, в особенности Бенигсен, после Тарутина бывший на ножах с Кутузовым; как будут предлагать, спорить, приказывать, отменять. И это предчувствие неприятно ему было, хотя он и знал, что без этого нельзя.
Действительно, Толь, к которому он зашел сообщить новое известие, тотчас же стал излагать свои соображения генералу, жившему с ним, и Коновницын, молча и устало слушавший, напомнил ему, что надо идти к светлейшему.

Кутузов, как и все старые люди, мало спал по ночам. Он днем часто неожиданно задремывал; но ночью он, не раздеваясь, лежа на своей постели, большею частию не спал и думал.
Так он лежал и теперь на своей кровати, облокотив тяжелую, большую изуродованную голову на пухлую руку, и думал, открытым одним глазом присматриваясь к темноте.
С тех пор как Бенигсен, переписывавшийся с государем и имевший более всех силы в штабе, избегал его, Кутузов был спокойнее в том отношении, что его с войсками не заставят опять участвовать в бесполезных наступательных действиях. Урок Тарутинского сражения и кануна его, болезненно памятный Кутузову, тоже должен был подействовать, думал он.
«Они должны понять, что мы только можем проиграть, действуя наступательно. Терпение и время, вот мои воины богатыри!» – думал Кутузов. Он знал, что не надо срывать яблоко, пока оно зелено. Оно само упадет, когда будет зрело, а сорвешь зелено, испортишь яблоко и дерево, и сам оскомину набьешь. Он, как опытный охотник, знал, что зверь ранен, ранен так, как только могла ранить вся русская сила, но смертельно или нет, это был еще не разъясненный вопрос. Теперь, по присылкам Лористона и Бертелеми и по донесениям партизанов, Кутузов почти знал, что он ранен смертельно. Но нужны были еще доказательства, надо было ждать.
«Им хочется бежать посмотреть, как они его убили. Подождите, увидите. Все маневры, все наступления! – думал он. – К чему? Все отличиться. Точно что то веселое есть в том, чтобы драться. Они точно дети, от которых не добьешься толку, как было дело, оттого что все хотят доказать, как они умеют драться. Да не в том теперь дело.
И какие искусные маневры предлагают мне все эти! Им кажется, что, когда они выдумали две три случайности (он вспомнил об общем плане из Петербурга), они выдумали их все. А им всем нет числа!»
Неразрешенный вопрос о том, смертельна или не смертельна ли была рана, нанесенная в Бородине, уже целый месяц висел над головой Кутузова. С одной стороны, французы заняли Москву. С другой стороны, несомненно всем существом своим Кутузов чувствовал, что тот страшный удар, в котором он вместе со всеми русскими людьми напряг все свои силы, должен был быть смертелен. Но во всяком случае нужны были доказательства, и он ждал их уже месяц, и чем дальше проходило время, тем нетерпеливее он становился. Лежа на своей постели в свои бессонные ночи, он делал то самое, что делала эта молодежь генералов, то самое, за что он упрекал их. Он придумывал все возможные случайности, в которых выразится эта верная, уже свершившаяся погибель Наполеона. Он придумывал эти случайности так же, как и молодежь, но только с той разницей, что он ничего не основывал на этих предположениях и что он видел их не две и три, а тысячи. Чем дальше он думал, тем больше их представлялось. Он придумывал всякого рода движения наполеоновской армии, всей или частей ее – к Петербургу, на него, в обход его, придумывал (чего он больше всего боялся) и ту случайность, что Наполеон станет бороться против него его же оружием, что он останется в Москве, выжидая его. Кутузов придумывал даже движение наполеоновской армии назад на Медынь и Юхнов, но одного, чего он не мог предвидеть, это того, что совершилось, того безумного, судорожного метания войска Наполеона в продолжение первых одиннадцати дней его выступления из Москвы, – метания, которое сделало возможным то, о чем все таки не смел еще тогда думать Кутузов: совершенное истребление французов. Донесения Дорохова о дивизии Брусье, известия от партизанов о бедствиях армии Наполеона, слухи о сборах к выступлению из Москвы – все подтверждало предположение, что французская армия разбита и сбирается бежать; но это были только предположения, казавшиеся важными для молодежи, но не для Кутузова. Он с своей шестидесятилетней опытностью знал, какой вес надо приписывать слухам, знал, как способны люди, желающие чего нибудь, группировать все известия так, что они как будто подтверждают желаемое, и знал, как в этом случае охотно упускают все противоречащее. И чем больше желал этого Кутузов, тем меньше он позволял себе этому верить. Вопрос этот занимал все его душевные силы. Все остальное было для него только привычным исполнением жизни. Таким привычным исполнением и подчинением жизни были его разговоры с штабными, письма к m me Stael, которые он писал из Тарутина, чтение романов, раздачи наград, переписка с Петербургом и т. п. Но погибель французов, предвиденная им одним, было его душевное, единственное желание.

Фрэнсис Дрейк был старшим среди двенадцати детей в семье Эдмунда Дрейка, ярого приверженца Мартина Лютера. Двенадцати лет от роду Фрэнсис был отдан в обучение на торговый корабль.

В 1563 году он совершил первое далекое путешествие в Африку со своим кузеном. Там они начали захватывать местных жителей и на Карибах продавать их испанцам. Так как испанским поселенцам было запрещено торговать с иностранцами, у Дрейка произошел конфликт с властями Испании.

Спустя пару лет он предпринял первое нападение на испанское судно. Его часть добычи состояла из серебра и золота общей стоимостью около 40 000 фунтов стерлингов. Убежденный протестант, Дрейк мнил себя орудием Бога в борьбе против католиков.

Биография Фрэнсиса Дрейка насчитывает немало захватов иностранных судов у берегов обеих Америк и в Атлантическом океане. После знакомства с сэром Фрэнсисом Уалсингемом у него созрел план отправиться в Тихий океан и разгромить тамошние поселения испанцев.

Таким образом, целью путешествия Фрэнсиса Дрейка не был праздный интерес: его целью были богатства испанцев и укрепление позиций протестантской церкви. Экспедицию вызвались спонсировать несколько влиятельных людей Англии и сама королева Елизавета 1. Всего в поход было снаряжено пять кораблей, оснащенных пушками.

Путешествие началось в ноябре 1577 года. К концу месяца Фрэнсис Дрейк разграбил шесть испанских и португальских кораблей. На одном из них оказался капитан, хорошо знавший побережье Африки. Его решено было взять с собой. Кроме того, Дрейк оставил свое судно и присвоил один из кораблей испанцев.

К июню 1578 года флотилия добралась до порта Сан-Хулиан на юге Аргентины, где Дрейк велел казнить одного из своих подчиненных за попытку мятежа. Боясь нового заговора, он объявил, что все капитаны кораблей, назначенные их владельцами, лишаются своих полномочий. Правда, потом почти всех он вновь назначил капитанами, но уже под своим руководством.

Во время прохода к Тихому океану корабли попали в сильный шторм. Один из кораблей повернул обратно в Англию, другой бесследно исчез, еще один остался в Сан-Хулиане. В итоге в Тихий океан Дрейк попал один, на своем «Пеликане», переименованном в «Золотую лань». В ходе путешествия он обнаружил, что Огненная земля не является частью Южной Америки, как считалось прежде. Пролив, что открыл Фрэнсис Дрейк, был впоследствии назван его именем.

Обогнув Аргентину, флотилия двинулась вдоль ее западного побережья. По ходу дела был захвачен корабль с богатой добычей и разгромлен порт Вальпараисо. К марту Дрейк ограбил еще два испанских судна, перевозивших деньги. Однако к этому моменту его команда состояла лишь из 70 человек, половина из которых были ранены или больны. Кроме того, «Золотая лань» серьезно текла. Добравшись до Северной Америки, он велел бросить якорь в районе будущей Калифорнии.

Здесь их встретило местное племя, посчитавшее англичан богами, сошедшими с небес. Мужчины преподнесли им дары в виде листьев табака и перьев птиц, а женщины рыдали и царапали лица до крови. Когда пришло время отчаливать, индейцы были сильно опечалены. Тем не менее, в июле кораблю отправился дальше. На Яве они запаслись едой и пересекли Индийский океан, затем обогнули Мыс Доброй Надежды.

26 ноября 1580 года Дрейк вернулся в Плимут, став первым англичанином, совершившим кругосветное путешествие. Этот поход принес ему богатство и славу. По указу королевы Елизаветы отныне он именовался сэр Фрэнсис Дрейк и был избран в палату общин. Он еще не раз выходил в море для захвата испанских кораблей.

В 1588 году сэр Фрэнсис Дрейк участвовал в отражении атаки Непобедимой армады Испании, которая закончилась сокрушительным поражением для испанцев. Преследуя остатки вражеского флота, англичане имели возможность захватить Лиссабон, но на кораблях не было осадных орудий. За заслуги перед отечеством королева назначила его мэром Плимута.

В 1595-м он отправился в свой последний поход, и на этом биография Френсиса Дрейка заканчивается - на Карибских островах прославленный пират и мореплаватель скончался от дизентерии в возрасте 56 лет. После смерти его тело было предано океану, с которым он когда-то связал свою жизнь.