Что такое котильон. Значение слова котильон

КОТИЛЬОН

КОТИЛЬОН

(фр. cotillon , от ср.-в.-лат. cotta , cottus - длинное верхнее платье). Старинный танец, состоявший из нескольких различных фигур, по выбору танцующих. В наше время: кадриль с перемежающими легкими танцами и разнообразнейшими фигурами.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

КОТИЛЬОН

танец времен Людовика XIV ; состоит из нескольких фигур, выбор которых зависит от танцующих. Сперва танцует одна пара, а другие повторяют то же самое.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

КОТИЛЬОН

танец, вошедший в моду во Франции при Людовике XIV ; его танцуют и теперь; состоит обыкновенно из кадрили, между фигурами которой вставляются другие танцы.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

КОТИЛЬОН

франц. cotillon , от древн.-франц. cota , пров. cota , cot , ит. cotta ; средневек.-лат. cotta , cottus , длинное верхнее платье. Род танца, исполняемого четырьмя или восемью лицами.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

Котильо́н

(фр. cotillon) своеобразный танец-игра французского происхождения, получивший в середине 19 в. широкое распространение на европейских балах в форме сюиты из нескольких самостоятельных бальных танцев и и(гр.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Котильон

котильона, м. [фр. cotillon ] (истор.). Кадриль, перемежающаяся разными др. танцами.

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Котильон

(льё ), а, м. (фр. cotillon).
Своеобразный танец-игра, получивший широкое распространение в середине 19 в.; разновидность кадрили .

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое "КОТИЛЬОН" в других словарях:

    - (фр. cotillon) бальный танец французского происхождения. Первоначально так называлась нижняя юбка. В 1775 году это название закрепилось за танцем, во время которого были видны нижние юбки. Котильон близок контрдансу. Особое… … Википедия

    котильон - а, м. cotillon m. 1. Старинный танец, состоявший из нескольких фигур, близкий к вальсу в быстром темпе; позже кадриль, между фигурами которой вставляются другие танцы: мазурка, вальс, полька. БАС 1. Танец времен Людовика XIV; состоит из… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Кадриль Словарь русских синонимов. котильон сущ., кол во синонимов: 2 кадриль (5) танец … Словарь синонимов

    - (франц. cotillon) бальный танец французского происхождения. Объединяет вальс, мазурку, польку и др … Большой Энциклопедический словарь

    КОТИЛЬОН, котильона, муж. (франц. cotillon) (ист.). Кадриль, перемежающаяся разными др. танцами. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    - [льё ], а, муж. Старинный французский танец игра, в к ром танцующие повторяют вслед за первой парой фигуры из разных танцев (вальса, мазурки, польки, кадрили). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    котильон - котильон. Произносится [котильён] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    А; м. [франц. cotillon] Старинный танец кадриль, фигуры которой перемежаются вальсом, полькой и другими танцами; музыка к этому танцу. Повторять фигуры котильона вслед за первой парой. Оркестр заиграл к. * * * котильон (франц. cotillon), бальный… … Энциклопедический словарь

    котильон - КОТИЛЬОН, а, м Старинный французский, парный танец, представляющий собой игру, в которой танцующие повторяют вслед за первой парой фигуры из других танцев (вальса, мазурки, польки и т.д.). Дети на уроках хореографии разучивают старинный… … Толковый словарь русских существительных

    - (франц. cotillon) бальный танец французского происхождения, близок Контрдансу. Известен с 18 в. Особое распространение получил с середине 19 в. в странах Европы, в том числе в России. К. объединял несколько самостоятельных танцев (вальс,… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Котильон. Вклад в сексуальную символику , Робитсек Альфред. Работа Альфреда Робитсека`Котильон. Вклад в сексуальную символику` отдельной книгой была издана на немецком языке в 1925 г. в`Internationaler Psychoanalytischer Verlag`. В данном тексте…

Одним из завершающих бал танцев был котильон, «самый продолжительный для влюбленных, как и мазурка». Это веселый танец-игра, который сопровождался беготней «по всем комнатам, даже в девичью и спальни». «Котильон, бесконечный вальс с фигурами, продолжался три часа и больше...». «Попурри и котильон (которые сливаются ныне воедино) – роковые танцы для незнакомых между собою. Я всегда называл их двухчасовою женитьбою, потому что каждая пара испытывает в них все выгоды и невыгоды брачного состояния».

Нередко бал заканчивался «греческим» танцем, a la grecque, «со множеством фигур, выдумываемых первою парою». «Бал заключался шумным a la grecque, или гросс-фатером, введенным, как утверждали, пленным шведским вице-адмиралом графом Вахтмейстером».

На балах исполнялись и сольные танцы, например русский народный танец.

По отзывам современников, дочь А. Г. Орлова-Чесменского, Анна Алексеевна, была выдающейся исполнительницей русских народных танцев. «Когда мы вернемся в Москву, – писала Марта Вильмот, – княгиня Дашкова попросит графа Орлова устроить бал... Дочь графа – девица весьма достойная, к тому же прославленная танцорка, вот там-то я и увижу все настоящие русские танцы в самом лучшем исполнении».

А. А. Орлова-Чесменская была не единственной исполнительницей русских народных танцев среди молодых дворянок. П. А. Вяземский сообщает А Я. Булгакову: «Урусова – совершенная богиня, еще похорошела, восхитила всех своею русскою пляской».

Вспоминая веселую жизнь в имении В. А Недоброво, А. П. Беляев пишет: «Василий Александрович очень любил, когда вторая дочь Надежда Васильевна плясала русскую. Для этого она надевала богатый сарафан, повойник и восхищала всех гостей своей чудной грацией». Этим мастерством наделил Л. Н. Толстой и свою любимую героиню Наташу Ростову.

К сольным танцам принадлежал и танец с шалью, па-де-шаль.

«Однажды на балу у Орлова попросили одну из московских красавиц, жену его незаконного сына, протанцевать "pas de chele", – вспоминает Е, И. Раевская. – Она согласилась и, став посреди залы, будто невзначай, выронила гребень, удерживающий ее волосы. Роскошные, как смоль, черные волосы рассыпались по плечам и скрыли стан ее почти до колен. Все присутствующие вскрикнули от восторга и умоляли ее исполнить танец с распущенными волосами. Она только того и хотела; исполнила танец при общих рукоплесканиях».

Появлению этого танца способствовало увлечение французского общества античной культурой. «Па-де-шаль – соло, танцуется с легким газовым шарфом в руках: танцующая то обметывается им, то распускает его». Особое внимание обращалось на плавность и грациозность движения рук.

Иногда на балу рождался какой-нибудь новый танец. «На последнем бале у Ф. Голицына было 18 дам и более 40 танцоров, – сообщает москвичка М. А. Волкова своей подруге В. И. Ланской 1 февраля 1815 года – Так как этот толстый князь Федор из всего умеет извлечь пользу, видя, что многие не танцуют, он выдумал кадриль, в которой у каждой дамы было по два кавалера, нас это очень забавляло; но беда была в том, что все путались, не зная, в какую сторону повернуться и кому прежде кланяться».

Наиболее полный список популярных в то время танцев встречаем в воспоминаниях М. Дмитриева: «А тогда танцев было множество: экосезы и англезы со множеством фигур, круглый польский, polonaise sautante* [* Полонез с прыжками (фр.], вальс, тампет, матрадура, мазурки, и все это кончалось бесконечным котильоном, а после ужина поднимались и старики с молодыми и дурачились в грос-фазере** [** Правильнее – гросфатер]. Бывало, так завеселишься, что ног под собой не слышишь; эти балы кончались... часа в четыре за полночь».

«Если где-либо собирались на вечер или на бал, то каждый имел право подходить к любой даме, не ожидая, чтоб его прежде представили: за благонадежность и приличность господина ручалось уже то, что он находился в одном доме с дамою; иначе его бы не приняли; следовательно, дама не имела никакого основания опасаться, что подходящий к ней кавалер может ее компрометировать».

«Первый мой выезд был на бал к Хвостовым, – вспоминает Е. А. Хвостова. – ... Войдя в ярко освещенную залу, у меня потемнело в глазах, зазвенело в ушах; я вся дрожала... Но боязнь эта скоро исчезла, дамы и девушки заговорили со мной первые (тогда еще не существовала на свете претензия говорить и танцевать только с представленным лицом)...».


В очередной раз столкнувшись с подменой понятий, когда под словом "котильон" понимается 1-2 игры между танцами на балу, захотел написать обо всем по порядку.

18 век:
Впервые слово "котильон" встретилось мне в начале 18 века, в книге Feuillet - 4 requeil de dances de bal pour l"Annee 1706.
Это был вполне конкретный танец на 4-х человек Le Cotillon, с пометкой "Branle" - первый известный мне "котильон" и последний "бранль".

В середине 18 века "котильонами" стали называть контрдансы, в которых 4 пары становились в каре: пара напротив другой пары, слева и справа еще по паре, все смотрим в центр. Как я понимаю, насмотревшись на популярность контрдансов в Англии, французы решили подготовить свой собственный ответ.

В России, судя по всему "contredance francaise" не особенно прижились, но слово "котильон" было известно, в том числе, благодаря Компану, и его "краткому танцовальному словарю", перевод которого вышел в 1790 году: Cotillons. Котильон. Так называется один контр-данс. Котильон пляшут от четырех до осьми человек, где каждое лицо представляет свою ролю попеременно.

19 век:
В Россию приходит Французская кадриль. Но прежде я хочу привести еще одну цитату, на этот раз - Петровского, 1825 год: "Потому что котильон принадлежит к вальсу, или даже составляет незнаю какой то вальс, за нужное здесь почитаю не только напомнить о нем, но и описать. Клио, не поладив с шумливым Момом покрыла происхождение Котильона непроницаемым мраком неивестности, но на перекор Музе забавный Момус возжег в людях живейшую страсть к лбимцу своему, и с того времени до нынешнего котильон кружится и окружается тысячью самых жарких его приверженцев. "

А в 1828 году выходит книжка "Собрание фигур для котильона, числом 224, составленные из употреблявшихся прежде и вновь сделанных туров", Спб

И в этой вот книжке в качестве "фигур вводных", публикуется несколько кадрилей, в том числе французская.

В общем, мой вывод такой:
- в конце 18 века Россия познакомилась с контрдансами французскими, они же котильоны. Слово стало обозначать танец в каре, на любое число пар (Если у нас живые музыканты, и мы хотим танцевать, и нас набирается 12 пар, а человек, который помнит все фигуры и умеет громко кричать только один, то что же нам делать?)
- Потом пришла Французская кадриль, и стала популярной и модной... но 5-6 всем известных фигур быстро надоедают, и надо бы придумать что-то еще.
- Поэтому мы вставляем дополнительные туры после 4-й фигуры и перед финалом. И в этом определенный прикол, потому что никто не знает, что это будет.
- называем эти фигуры котильонами, потому что это ведь и правда котильоны.
- фантазия безгранична, и в какой-то из вечеров парень или девушка соображают, что вот эта кадриль, это же аккурат тот самый хоровод, в котором у них крестьяне ходят, и "Ванюшка, играй!", проходит гоголем, и зовет партнера напротив на вальс, и кружат его в центре обалдевших остальных, а потом вытаскивают кого-то еще.
- Девушкам это особенно нравится, потому что они могут выбирать кавалеров сами - и это становится главной фишкой.
- и "котильон" моментально становится модным развлечением по всей стране, и кадриль то ждут уже ради него.
- потом кто-то вдруг понимает - а зачем нам кадриль вообще? Круг галопом в начале, круг в конце, а в середине - "панеслаааась!".

И еще один момент. В конце 18 века в Россию пришла мазурка. Вот она сразу пришла как набор туров-игр. Мазурку всегда танцевали сильно не все, и логично, что можно взять идеи из мазурки, и делать все как в мазурке, только не мазуркой. а например, вальсом - чем плохо?

В итоге котильон стал представлять собой набор туров из вальса, галопа, мазурки и польки, замешанных на играх, перемене партнеров, контрдансных фигурах и т.п.

В общем, когда европейцы обратили внимание на Россию, откуда что взялось в этом миксе - понять было сложно. Поэтому это все безобразие окрестили "котильон а ля рюс" и успокоились. А про мазурку написали, что "это то же самое, что котильон а ля рюс, только на шагах мазурки".

20 век.
В Советском Союзе про котильон не забыли, однако, превратили его в "танцевальные игры-забавы", используя отдельные туры, конечно, идеологически выдержанные в духе времени и решений "-цатого съезда". Современные "котильоны с цветком" стилистически как раз продолжают эту традицию, в то время как настоящий котильон, продолжавшийся по нескольку часов, успешно забыт. Ну, или почти забыт.

21 век.
Никто не забыт и ничто не забыто:)

Вам будет любопытно узнать, что необходимо сделать в новогоднюю ночь, чтобы будущий год по испанским поверьям принес удачу и стал для вас счастливым.

1. Съесть 12 виноградин

«Самой испанской» из всех новогодних традиций страны является поедание двенадцати виноградин . Каждая виноградина проглатывается на каждый удар курантов и сопровождается загадыванием новогоднего желания. Поэтому все стараются успеть съесть как можно больше ягод, чтобы сбылось как можно больше желаний в следующем году. Испания является виноградной страной, поэтому не удивительно, что испанцы считают, будто виноградины могут изгонять нечистую силу, также существуют поверья, что они приносят успех и богатство на весь грядущий год. Традиция появилась в 1909 году, когда в Испании был собран небывалый урожай винограда, и король велел раздавать его просто так всем желающим в ночь наступления Нового года.

2. Выпить шампанское

Если кто-то предлагает вам в новогоднюю ночь бокал с шампанским, будьте осторожны: вы можете случайно проглотить золотое кольцо, которое опускается по традиции в бокал с игристым. Считается, что золото в бокале с шампанским должно приносить счастье. Итак, никакого страха – если вы выпьете шампанское вместе с кольцом, вы как раз удачливы!

3. Встретить Новый год в белье красного цвета

Пожалуй, самая оригинальная и модная испанская традиция – это надевать новое нижнее белье, носки, чулки исключительно красного цвета для встречи Нового года. Считается, что красный приносит удачу и отгоняет злых духов.

4. Узнать имя суженого

У молодежи в Испании на Новый год свои развлечения. Они записывают на бумажках имена всех присутствующих на празднике молодых людей и девушек, также пишут имена всех знакомых, кого удалось вспомнить. После этого каждый тянет жребий, и так можно узнать имя суженого или суженой. Конечно, бумажки юношей и девушек не смешиваются. Это старинный обычай, в некоторых деревушках его даже исполняют, зажигая костры на улицах и вытягивая бумажки у дверей церкви. Если вдруг получаются пары, то их признают влюбленными, если они сами, конечно, не против.

5. Котильон

Как только часы пробьют полночь на городской площади , можно наконец-то открыть котильон – специальную красиво украшенную сумочку, набитую праздничной атрибутикой – воздушными шарами, карнавальными масками, серпантином и конфетти; эти сумочки раздаются перед началом праздника, чтобы от души повеселиться со всеми собравшимися на площади, поздравить друг друга и поприветствовать наступивший год под звуки петард, салютов и искрящихся фейерверков. Котильон также принято дарить в качестве новогоднего подарка .


Котильон - танец французского происхождения. Его первоначальные формы походили на бранль и состояли только из одной фигуры. Котильон начали танцевать в XVIII веке, но популярность он приобрел в XIX веке. К этому времени относится усложнение его композиции и появление огромного количества фигур.

Ни один бал в XIX веке не проходил без котильона. Обычно его танцевали во втором или третьем отделении вечера.

Котильон очень напоминает массовую танцевальную игру, возглавляемую одной парой, хорошо знающей танец. Пару эту называли ведущей, а кавалера - распорядителем. Ударами в ладоши он давал сигнал оркестру, назначал порядок фигур. От находчивости, вкуса и мастерства распорядителя зависел успех котильона. В середине века участникам котильона стали раздавать различные сувениры в виде значков, коробочек, игрушек, букетиков цветов.

Перед началом танца участники выстраиваются в колонну парами, проходят маршем и затем расходятся по линиям. Стоящие друг против друга пары образуют полукруг. Дамы располагаются по правую сторону от кавалера.


В фигуры котильона входили такие танцы, как вальс, мазурка, полька. Нередко котильон исполнялся между фигурами кадрили.

ФИГУРЫ КОТИЛЬОНА

Ломаный круг (вальс или променад)

Первая пара исполняет вальс или променад. Кавалер оставляет свою даму среди зала, выбирает двух кавалеров, и они составляют втроем круг около дамы. Кавалеры быстро вертятся в левую сторону. По знаку дама выбирает кавалера для танца; остальные возвращаются на свое место.

То же повторяют другие пары.

Платок

Фигуру начинает первая пара. После вальса или променада дама завязывает узелок на одном из четырех углов платка, который подносит к четырем кавалерам; тот, кто возьмет кончик с узелком, танцует с ней до ее места.

Фигура повторяется другими парами.

Крест (moulinet) (полька, мазурка)

Фигуру начинают первая и вторая пары. Кавалер и дама могут выбирать партнеров по своему желанию. Они составляют общий круг, двигаясь влево (8 тактов); кавалеры остаются на своем месте, дамы делают крестообразный круг (moulinet) и подают левую руку своим кавалерам.

Чтобы сделать круг на месте, дамы повторяют moulinet, приближаясь таким образом к кавалеру, с которым начали фигуру. Фигура заканчивается полькой или мазуркой.

Убегающая шляпа

Выход двух первых пар. Кавалер-распорядитель держит левой рукой за спиной шляпу. Другой кавалер держит в левой руке свернутую пару перчаток, которую, вальсируя, он должен бросить в шляпу. Если он попадет, то берет шляпу, а перчатки передает другому кавалеру, который должен повторить то же самое.


Шены вчетвером (полька, мазурка)


Четыре пары становятся в линию по две: одна против другой. В этом положении каждый кавалер исполняет английский подушен со своим визави; затем кавалеры делают со своими дамами круг на месте, после чего каждая пара должна обратиться к паре визави, которая стоит по правую сторону. Опять повторяют полушен, круг на месте и т. д. В конце фигуры все пары делают променад до своих первоначальных мест.

Контрданс

Четыре пары располагаются как при исполнении контрданса. Первая пара, танцуя вальс или польку, направляется сначала к паре, которая находится с правой стороны, затем к остальным, не меняя первоначальных па. Три другие пары повторяют ту же фигуру. По окончании фигуры все пары возвращаются на место.

Зигзаги

Восемь или десять пар встают в колонну на некотором расстоянии одна от другой. Дамы располагаются с правой стороны. Первая пара, зигзагом танцуя вальс, заканчивает свой ход у последней пары. Вальс продолжается до тех пор, пока первая пара не возвратится на свое первоначальное место.

Сидящие дамы

Посредине зала ставят два стула. Две первые пары танцуют вальс или променад. Кавалеры усаживают своих дам на стулья, выбирают двух других дам, танцуют с ними вальс по кругу и, отведя их на место, продолжают вальс со своими дамами. В то время, когда оставленные дамы возвращаются на свои первоначальные места, два следующих кавалера выполняют ту же фигуру.

Беседка

Одновременно на середину зала выходят четыре пары и составляют общий круг. Партнеры становятся друг к другу спиной, не разъединяя рук. Выходят другие четыре пары, образуя как бы внешний круг. Кавалеры первого и второго круга, стоящие визави, подают друг другу руки, образуя беседку. Стоящие визави дамы берутся за руки я бегут влево. По сигналу кавалеры опускают руки и прекращают дальнейшую перебежку дай. Дамы продолжают танец с теми кавалерами, перед которыми остановились.

Эту фигуру выполняет большое количество пар.