Детский театр теней на Измайловском: история создания, репертуар, отзывы. О теневом театре Готовое изложение тысячелетие китайский театр теней

Тень - романтично-таинственный образ, носящий сакраментальный характер сродни зеркалу. В некоторых языках, слова "тень" и "душа" идентичны, потому что во многих мифах, образ тени, - это второе "я", как египетский дух-двойник «ка». Образы восточного теневого театра играют роль визуальной поддержки повествования, этот принцип восприятия был положен в основу древневосточных настенных изображений Египта и Месопотамии. Глядя на изображения, зритель «слушал» чтение сакрального текста или вспоминал хорошо известную историю, - это и был в какой-то мере прототип театра теней.

В архаической форме теневого театра тени на экране создавали жестами рук.



Легенда относительно происхождения театра теней также пасмурно-романтичная: «Умерла жена китайского императора, он сильно по ней тосковал, и подданные придумали показать тень жены за ширмой». Так и появилась форма визуального искусства, датируемая примерно в двухсотым годом до нашей эры в эпоху императора Хань-Ву-ци. Но получил большое распространение при династии Сунь.

Театр теней соединяет в себе три вида искусства — музыку (инструментальное или голосовое сопровождение), литературу (рассказы и сценарии), ремесло (изготовление кукол) или живопись (декорации и сами куклы) в одном.

Потом тонкие полупрозрачные силуэты стали вырезать из кожи, чаще всего - ослиной. И первоначально, этот театр так и называли - "театр кукол из ослиной кожи".


Позже фигурки сталиизготовляться из всевозможных материалов - тонкой прозрачной кожи (козлиной, верблюжьей), бумаги или картона, могли быть как твёрдыми и целостными, так и гнущимися, состоящими из отдельных частей, прикрепленных друг к другу. Высота куклы чаще всего 30 сантиметров, но бывают и большие, 70-сантиметровые.
Эти фигурки прозвали марионетками. Сам по себе образ марионеток также издревле наделялся сакраментальным смыслом: "Человек - это марионетка, управляемая божеством", - утверждал древнегреческий философ Аристотель. А другой великий философ - Платон, беседуя с учениками, брал в руки марионетку и объяснял своим ученикам, что людьми, подобно марионетками, правят нити Добра и Зла, Добродетели и Пороки. Но слушаться нужно только одной нити - золотой нити разума. ("Золотой" называется нить, управляющая головой куклы.) Из чего можно заключить, что искусство это еще более древнее.



Фигурки управлялись с помощью бамбуковых, деревянных или металлических палочек.

Силуэт в китайском театре теней выражает характер. Форма глаза, головы, поза регламентируется традицией и соответствует амплуа. Одна рука куклы, как правило, держит оружие или другой характерный атрибут, другая двигается. Силуэты китайского театра были, в отличие от силуэтов театров теней европейских подражателей, раскрашены. В китайском теневом театре техника демонстрации проекций несколько отличалась от техники европейских театров. В китайском театре проекции получают на прозрачном экране, освещая сзади кожаные силуэты. Зритель видит не только контур, но и нежный цвет. В китайском театре теней силуэты, проецируемые на экран, предназначены для разглядывания, поэтому они так затейливы по контуру и цвету. Зритель слушает историю, и в это время разглядывает проекцию на экране. Персонажи иллюстрируют исторический эпос, сцены популярных романов, сказаний, музыкальных сказов, легенд, сказок, преданий, которые были интересны и понятны простым китайским зрителям. Теневые куклы были очень дорогими. Иметь их могли позволить себе только богатые люди, и хранились они в комнатах, которые считались самым священным местом жилища. Комплект придворного теневого театра насчитывал до 600 теневых фигур.

Представления театра теней проходили, как правило, ночью с заката до рассвета. В Индии на хорошо утрамбованной поляне на бамбуковых шестах ставился огромный экран. За экраном разжигался костер из скорлупы кокосовых орехов, по другую сторону, где-нибудь под манговым деревом, располагались зрители. Перед экраном садился рассказчик, и жители деревушки, затаив дыхание, слушали его рассказ о жизни богов и подвигах героев народных эпосов "Рамаяны" и "Махабхараты". Спектакль мог продолжаться много ночей подряд. И первоначально, детей на такие представления не пускали, а, мужчины и женщины смотрели их отдельно.

Поломники переносили сказания о театре по всей Азии, так оно оказалось и в Монголии. С монгольскими войсками Чингиз-хана распространились на другие регионы Азии и Европы.

Наивысшей формы театр теней достиг во времена Османской империи в Турции. Карагез "черный
глаз" - герой турецкого театра теней был самым популярным.
Прототипом Карагеза был вполне реальный турецкий кузнец, драчун и хулиган. Он жил в середине XIV века при дворе султана Орхана и работал на строительстве мечети. Очень любил поболтать со своим другом каменщиком Хадживатом. Они один за другим рассказывали друг другу анекдоты, поэтому работа шла очень медленно. Султан узнал об этом и решил казнить обоих. Не за анекдоты, а за плохую работу. И казнил, а потом раскаялся, но было поздно. Тогда, чтобы утешить султана, один из его приближенных вырезал теневые фигуры Карагеза и Хадживата и показал представление, в котором друзья снова, как живые, разыгрывали свои анекдоты. Говорят, это успокоило султана, и с тех пор спектакли с участием Карагеза игрались во всей Турции. Пьесы с ним играл один человек, которого называли карагезджи, он управлял теневыми фигурками и озвучивал по очереди всех персонажей, меняя при этом голос.

В средние века в Испании выделилась 3-я форма тетра теней, когда некоторое время артистам было запрещено выходить на сцену, а выйти хотелось, они придумали выступать за ширмой. С тех пор, использование теней живых людей для показа спектакля стало называться испанскими тенями.

В России в 1733 году упоминание о театре теней было в газете "Санкт-Петербургские ведомости": "Иные подражания позорищным играм делаются одною только тенью, которыя в темной камере на намазанную маслом бумагу наводится. И хотя таким способом показанныя фигуры ничего не говорят, однако ж от знаков и других показаний познавается, что оныя знаменуют. Сею тенью изображаются многия зело дивныя виды и их применения, что в других позорищных играх не так хорошо учиняться может". Единственный сейчас в России большой государственный Театр теней был организован в 1937 году при Музее детской книги и открылся он премьерой спектакля по роману "Тиль Уленшпигель" Шарля де Костера (один из моих любимых романов). Он работает и сегодня. Но в его репертуаре не только теневые спектакли, но и обыкновенные - кукольные.

"Китайские тени" были распространены в Европе в XVIII и XIX веках. В 1767 году, перед Великой Французской революцией, из самого Китая техника театра теней была привезена на родину французским миссионером Жюлем Алодом. И, здесь теневой театр так полюбили и много показывали, что он стал называться "французскими тенями". А самой большей славой пользовался в театр теней Доминика Серафена в Версале.

Истории театра Серафина комментировали современность, выводили героев, типы которых были узнаваемы. Проецируемые силуэты поддерживали в этом театре не эпические повествования и даже не сказки, а своего рода анекдоты. В 1790 году, во время ожесточенной борьбы между разными фракциями внутри «Учредительного собрания» за конституцию, Серафин давал на злобу дня спектакль «Национальная федерация»; в 1793 году, после казни Людовика XVI, - спектакль «Яблоко для самой прекрасной, или Свержение трона». Интерес образованных европейцев к театру теней с его специфической формой повествования, опирающегося на лаконичные визуальные образы, был составной частью «салонного» интереса к фольклору. Незатейливое шоу Серафина за 2 года приелось придворным, и театр перебрался в Париж. Театр Серафина просуществовал до 1859 г, когда его наследники заменили тени объемными марионетками.

Кроме Серафина, самым знаменитым театроведом теней последних лет Республики был бельгиец Этьен Гаспар Робер. Шоу Робера называлось «фантасмагория», что означает «коллекция призраков». Оно открылось в 1797 году, за два года до того, как Наполеон Бонапарт объявил себя диктатором и настал конец Республике, объявленной в ходе первых лет Революции. Жизнь в Париже постепенно становилась более спокойной и сытой. Массовые аресты и казни прекратились, война отодвинулась от границ Франции, в городе опять открылись светские салоны. Представление Робера проходило в развалинах монастыря капуцинок близ Вандомской площади. В ходе представления автор «являл» публике при помощи усовершенствованного «волшебного фонаря» «тени дорогих умерших»: Марата, Робеспьера, Дантона, Людовика XVI и Лавуазье, а также мифологических персонажей: Гебы, Минервы, Медузы Гаргоны. Не последнее место в шоу занимали Смерть с косой, Бродячий монах, персонаж популярного «готического романа» М.Г.Льюиса, и другие «макабрические» персонажи. Тени производили на публику неизгладимое впечатление. «Женщины падали в обморок, храбрые мужчины закрывали глаза». За пять лет существования шоу в стенах монастыря перебывал «весь Париж».

В представлениях Робертсона, как он стал себя называть, визуальные образы играют более
самостоятельную роль, чем в китайском театре теней. Большая часть волшебных фонарей, которые использовались для показа, были довольно мощными, и были поставлены на платформы с колесами, которые позволяли быстро и бесшумно перемещать их по специальным рельсам по направлению к экрану или от него. Стремительное и бесшумное перемещение фонаря создавало ощущение того, что образ надвигается на зрителей, летит к зрителям, приближается к ним «из глубин космоса». При приближении фонаря к экрану менялось фокусное расстояние. Для мгновенного исчезновения образа применялось устройство, именуемое «кошачий глаз» - заглушка с треугольным отверстием, закрывавшая источник света, и мгновенно погружавшая публику обратно в темноту. Следующим принципиальным для «Фантасмагории» решением был полупрозрачный экран, пропускавший цветное изображение и свет через ткань, как в китайском театре теней. В китайском театре свет проникает сквозь куклы-силуэты и сквозь экран. В «Фантасмагории», силуэты, изображенные на стеклянном слайде, окружались черным светоотражающим фоном, они воспринимались как полностью автономные, самостоятельно движущиеся объекты. Пикирующие на дам летучие мыши проецировались маленькими фонарями, которые держали в руках. В шоу могло быть задействовано одновременно около 10 фонарей. Струящиеся тени получались путем проекции на дым. Вызывание "призраков" сопровождалось шумовыми эффектами, которые широко использовались в театре того времени.

Стремление к мрачным постановкам Робертсона объяснялось самой легендой (китайской) о возникновении театра теней. Здесь, образы театра символизировали важные для публики темы: погибшие в первые годы Революции политические деятели или персонажи любимых готических романов. «Ужасные» образы, созданные Робертсоном, оказались столь удачными, что надолго пережили шоу. Во время наполеоновских войн тайная полиция использовала эту технику, чтобы пугать дезертиров при попытках бегства из действующих частей. Они проецировали голову Медузы и Бродячего монаха ночью на деревья леса, чтобы напугать офицеров, пытавшихся самовольно оставить часть.

Образы «фантасмагории» задали иконографию «макабрических» картинок для «домашнего» волшебного фонаря. По этой причине Робертсона считают родоначальником одного из основных жанров современного развлекательного кинематографа - т.е. фильмов ужасов.

С 1885 г. в Париже существовало еще одно шоу, «которое заставило сбежаться весь Париж». На возрождение интереса к китайскому «театру теней» повлияла эстетика арт-нуво. Художник Анри Ривьер однажды сидел в кафе, слушал выступление певца, потом стал вырезать из салфеток и картона человечков и показывать иллюстрации к песням. Это всем так понравилось, что Анри Ривьер создал собственный театр теней.

И вот на улице Виктор-Массэ неподалеку от Монмартра открылось кабаре «Ша нуар» (Черный кот), которое посещали многие художники и писатели, среди которых были Эмиль Золя и Эдгар Дега. Кабаре в те годы имело несколько иную репутацию, чем сегодня. Оно было альтернативой официальной светской культуре. В 1887 г. куплетисту Жюлю Жу пришло в голову проиллюстрировать свою песенку на злобу дня демонстрацией теней. Песенка была посвящена скандалу в правительстве из-за распределения орденов. Номеру сопутствовал колоссальный успех. Это навело администрацию на мысль о полном переходе кабаре на демонстрацию теней.

В нем работали известные французские художники Каран де Аш, Анри Сомм и др. "Черный кот" стал большим театром: в представлениях участвовали 10-15 человек. Спектакли Ша Нуар предназначались для более искушенной публики. Показывали «Эпопею», посвященную Наполеону, «Искушение святого Антония», «Чрево Парижа» (жанровые сцены), «Сфинкс», «Поход к солнцу» (об англо-буррской войне). Огромное внимание Анри Ривьер уделял световым эффектам: для каждого спектакля изготовляли специальные цветные стекла. Тяжелые цинковые теневые фигуры передвигались с помощью сложных механизмов. Их возили по сцене на специальных рельсах. Спектакли театра теней кабаре режиссировались, как постановки «большого» театра. На экране сменяли друг друга не отдельные фигуры, как в классическом театре теней, а сцены, спланированные художниками. Театр просуществовал до 1897 г.

Самым известным театром теней сейчас являются Яванские Вайанг-Кули: куклы из вощеной
прозрачной бумаги на шарнирах, раскрашенные в различные цвета. Яванские теневые фигуры управляются артистами-кукольниками с помощью тростей и изготавливаются из шкуры буйвола.Шкуру долго выделывают в тонкую пластинку (1,5- 3 мм) желтого цвета, т.е. в пергамент. Потом над этой пластинкой работает мастер-резчик превращая ее в «ваянг» - теневую куклу. Эта профессия на Яве - одна из самых уважаемых. Резчики вырезают силуэты и покрывают их ажурной резьбой. Потом живописцы раскрашивают их, пользуясь только пятью красками: белой, желтой, синей, красной и черной. Затем куклы собираются: к ним приделываются руки, ноги и головы. И, наконец, к кукле прикрепляются трости управления. Таких кукол для одного представления нужно 100-150 штук.

_____________________________________________________________________________________

Камиль Сен-Санс - пляска смерти (Danse Macabre):

Знакомясь с Китаем, невозможно было не соблазниться национальным культурным достоянием этой страны, охраняемым ЮНЕСКО. А именно — теневым театром. История его почти такая же древняя, как самого усатого дракона Лин. В Европе же он появился лишь в ХVIII веке. В общем, это что-то вроде чёрно-белого мультика, который развивает и воображение, и художественный вкус.


Сделать театр теней самим довольно легко, а выглядит он чрезвычайно зрелищно. Традиционно силуэты фигурок вырезают из ослиной кожи, но мы ограничились простым картоном. Чем ажурней будут фигурки, тем интересней их потом разглядывать на сцене, поэтому мелкие детали приветствуются.



Можно экспериментировать и добавлять разные фактуры. Например, лепестки.



Сначала фигурки были на ниточке, но это оказалось неудобным, потому что постоянно были видны руки кукловодов. Поэтому лучшим вариантом оказались куклы на полочках:

Фото Романа Цыбулина

Сцена для картонных актёров — полупрозрачная плоскость, на которой они оставляют свои тени. Для этого мы взяли деревянную рамку и натянули на неё гофрированную бумагу, а сзади поместили источник света.



Существует поверье, что теневой театр в Китае возник как утешение для императора, потерявшего любимую жену. Он увидел её силуэт на складках шторы, и сердце его успокоилось. С помощью этой техники можно создавать застывшие картины. Например, композиция «Рождество». Действительно умиротворяет.

Но когда всё начинает двигаться, это похоже на волшебство. Поэтому поговорим про наш театральный вечер, который состоялся в пятницу 10 апреля. Маленькие кукловоды показали три спектакля родителям, взрослой группе и остальным желающим, пришедшим по предварительной записи. В антракте, разумеется, был буфет (:

Итак, мы изучаем искусство Китая, поэтому сказки выбрали тоже с китайским уклоном:

«Соловей»

Первый спектакль — это всем известная история про соловья, которую написал Ганс Христиан Андерсен.


Фото Артура Сальникова

Это самый сложный спектакль, он длинней остальных и в нём много персонажей.


Фото Андрея Устинова

Рисовали и вырезали фигурки несколько человек, но на вечер пришёл только один из художников. С ним мы и показывали:

Сказку читает Татьяна Токмакова. Видео Романа Цыбулина

«Победить дракона»

Это одноимённая китайская народная сказка. Всех персонажей и декорации изготовил сам пятилетний Лаврик, без какой-либо посторонней помощи (нам с его мамой это просто не по плечу, поэтому мы помогли только вырезать мелкие детали).


Обратите внимание, что замок — настоящая китайская пагода, и сам Дракон — типично китайский, то есть длинный и с усами.



Фото Андрея Устинова

Эта история учит нас многому. Что делает из людей драконов? Как нужно себя вести, чтобы оставаться человеком, а не ящером без сердца и души?

Сказку читает Татьяна Токмакова. Видео Романа Цыбулина.

«Три сына императрицы»

Это самая весёлая сказка, которую мы сочиняли все вместе по мотивам известной китайской притчи. Из-за этого повествование получилось как лоскутное одеяло, потому что сразу видно, где вклиниваются придумки взрослых, а где — детей, но это скорее её достоинство.


Фото Андрея Устинова

Эта история — компиляция разных русских и китайских сказок, замешанная на личной фантазии авторов.

Однажды в далекие времена в Китае жил один император. У этого китайского мператора была любимая жена. Случилось так, что она заболела и умерла. Император был безутешен. Он удалился ото всех дел, ушел в свои покои, завесил окна тяжелыми занавесками, закрыл все двери и перестал разговаривать. Его придворные не знали, что делать. Дела империи стали приходить в упадок, а император находился в тоске по умершей жене.
Однажды главный дворцовый придворный позвал императора в покои его жены и когда император зашел, то он увидел за занавеской силуэт своей умершей жены. Та встала и пошла, ее прекрасный профиль выресовывался за занавеской на фоне солнца. Император был потрясен. Так главный придворный, показал императору чудеса Теневого театр и вылечил его от тоски. Император стал просить придворного каждый вечер показывать ему представления с куклой, которая была копией его жены. Стал приглашать на просмотры других придворных. Он смотрел, как тень его жены за занавеской движется: ходит, играет на музыкальных инструментах, садится у окна. Она так похожа на его любимую жену, только она - за тончайшей тканью. И императору вдруг стало понятно, что эта ткань - не вечная преграда между ними, и его любимая продолжает жить где-то, только не здесь, и он и его жена когда-то снова встретятся. Просто нужно время. С тех пор он повеселел и стал заниматься государственными делами.

С этой прекрасной легендой связывают начало появления Теневого театра - искусства, пришедшее к нам в 200 году до нашей эры, в эпоху императора Хань-Ву-ци. Далее Театр теней начал свое триумфальное шествие по земле, он появился в Индии, Турции, прошел по всей Азии, с войсками Чингиз-Хана добрался до Европы, покорил ее, дошел до России, покорил весь Питербург, потом Москву.

Спектакли Теневого театра в древности, как правило, проходили ночью, прямо на улице при свете маслянной лампы и куклы одного спектакля могли насчитывать до 1000 фигур, не считая декораций.


Куклы для таких спектаклей делались из шкур, шкуру выделывали до прозрачной тонкости, а потом вырезали из нее фигурку куклы, вырезали на ней узоры и раскрашивали. Чаще всего кукол делали из ослиной кожи. И потому в народе театр теней еще называют - "театр кукол из ослиной кожи".

Высота куклы для Теневого театра чаще всего делалась высотой 30 сантиметров. Фигурки делались подвижные, они состояли из соединенных между собой частей. Находящейся за экраном человек управлял куклой с помощью специальных длинных прутьев,
(бамбуковых, стальных, деревянных), а зрители видели только тени кукол, которые проецировались на освещенном экране, видели движение, захватывающий сюжет, слышли музыку, пение, но не видели самого кукловода, так как свет сзади экрана, направлялся к тому под углом, что делало кукловода незаметным.

Самый известный Театр теней сейчас - Яванский, Вайанг-Кули: куклы которого до сих пор делаются из шкуры буйвола, шкура утончается так, что она становится тонкой и прозрачной, как бумага. Эти куклы так и называют бумажные куклы Вайанг-Кули. Такие куклы очень прочные. Например, куклы, что хранятся в немецком музее, до сих пор не потеряли свой цвет. Хотя им уже 1200 лет!
На западе театр теней считается одним из самых изящных и элитарных искусств, в Европе даже проводятся специальные фестивали.

Театр теней – один из видов китайского народного искусства. В древнем Китае для развлечения и религиозных целей использовали театр теней. Действие происходило на специальном экране. Его сопровождали музыка и звуковые эффекты.

Легенда гласит, что Император Уди (156-87 до н.э.) из династии Западная Хань был подавлен смертью своей любимой наложницы Ли, умершей от болезни. Император скучал по ней так сильно, что потерял желание царствовать. Однажды, министр увидел детей, играющих с куклами, которые отбрасывали яркие тени на пол.

Вдохновленный этим, министр сделал из бумаги куклу - умершую наложницу императора, чтобы помочь ему преодолеть грусть. Когда наступила ночь, он пригласил императора посмотреть на это. Кукла отбрасывала тень на занавеску. Император был в восторге. Этот рассказ записан в официальной книге истории, считается, что именно с этого момента началась история китайского театра теней.

Говорят, что монгольские воины, которые завоевали Китай в 13-м веке, очень любили смотреть представления театра теней в своих лагерях. Они принесли этот вид искусства с собой на территорию Оттоманской империи, откуда после он распространился в соседних регионах.

Представление театра теней распространены в восточной части провинции Ганьсу, главным образом, в уездах Пинлян, Цинян северо-западной провинции Ганьсу. Театр теней особенно популярен в районе "географического треугольника", куда входят провинции Шаньси, Шэньси и Нинся-Хуэский автономный район.

Театр теней восточной Ганьсу получил широкое распространение при династиях Мин и Цин, т.е., в XIV – XIX веках. Фигурки для театра теней в этих местах особенно красивы, сделаны с большим вкусом.

Материалом для изготовления марионеток театра теней восточной Ганьсу служила черная кожа молодых буйволов. Такая кожа достаточно тонкая, но прочная и гибкая. Для подготовки материала для будущей куклы нужно, прежде всего, сбрить шерсть, высушить кожу до состояния прозрачности. Именно тогда на подготовленную кожу наносится эскиз для будущей фигурки, которая вырезается при помощи ножей и ножичков разного размера и формы, а потом – раскрашивается.

Цвет фигурки не должен быть монотонным, кукла может быть однотонной, яркой или очень пестрой. Ключевым и наиболее сложным элементом изготовления считается утюжка, которая производится после вырезания и окраски. Когда подготовительный этап пройден, отдельные детали соединяют вместе, и кукла полностью готова.

В театре теней особенно важно создание эффекта движения, ведь все тело куклы может свободно двигаться. Куклы двигаются на фоне мелодичного напева, во всем действе чувствуется глубокий национальный колорит.

Театр теней Шэньси отличается своей простотой, и одновременно обладает тонким художественным стилем. Фигурки-персонажи для театра теней Шэньси вырезаны очень красиво и живо. Для создания фигурки применяется как ажурная резьба, так и изготовление простых деталей, поэтому в облике персонажа присутствует синтез сложного и простого. Все части фигурок и декорации украшены различными узорами. Таким образом, все детали не только в отдельности, но и в целом создают единую великолепную картину.

Театр теней северной Шаньси отличается своей нормативностью. По художественному стилю и способам изготовления фигурок он похож на театр теней провинции Шэньси. Многие мелкие украшения, которые трудно поддаются вырезке, изящно нарисованы. Куклы театра теней провинции Шаньси разноцветные, раскрашены в ярко-красный, ярко-зеленый и оранжево-желтый цвета. Благодаря умелому сочетанию цветов, фигурки получаются красивыми, изящными, они могут храниться долгое время, такие куклы не подвержены деформации.

Фигурки и декорации театра теней южной Шаньси отличаются своеобразным характером изображений, которые символизируют благопожелания: счастье, долголетие и др. Такие фигурки украшены благопожелательными сюжетами, которые также характерны для архитектуры, орнаментики керамических изделий и фарфора. Эти сюжеты сулят богатство, долголетие их владельцу, а также всем зрителям.

В последние время много выдающихся произведений театра теней, одно за другим вывозят за границу, где они становятся экспонатами частных коллекций и зарубежных музеев. К счастью, в Китае продолжают свое существование внушительная группа китайских художников, которые ежегодно радуют новыми образами и историями. Силой и верой этих художников театр теней продолжает развиваться и сохранять свои традиции для потомков.

Более того современные китайские мастера используют пластик, освещение, управляемое компьютерными программами, современные краски и звук. Они также могут создавать персонажи, которые полностью управляются компьютерами. Мастерам кукольного театра теней трудно соперничать с современными развлекательными средствами, но, по крайней мере, те новые технологии, которые они используют, помогают им оставаться интересными для многих зрителей в Китае и других странах.

В древности в таких странах как Индия, Индонезия и Китай для развлечения и религиозных целей использовали театр теней. Услышав об этом, возможно, кто-то представил себе такую картину: люди поры каменного века садятся у костра и наблюдают за тенями, играющими на стенах пещеры, а тени эти образуются при помощи складывания рук особым образом. Все было не совсем так. В Китае этот вид искусства был довольно высоко развит. Действие происходило на специальном экране. Его сопровождали музыка и звуковые эффекты. Театр теней являлся одним из видов кукольного театра, который был очень популярен в Китае до наступления современной эпохи. В трех других видах кукольного шоу использовались куклы на тонких веточках, куклы, которые надевались на руку, а также марионетки, управляемые при помощи веревок и проволоки. Представления театра теней проходили по вечерам. Даже в плохо обустроенных военных лагерях и самых примитивных селениях люди могли немного отвлечься от повседневных хлопот и развлечь себя наблюдением за фигурами, двигающимися на фоне специального экрана или обычной простыни, на которые был направлен свет лампы. Что касается представлений, проводимых для представителей императорского двора или богатых людей, то в них принимали участие только самых опытные и известные мастера. К тому же в этих представлениях участвовали музыканты и использовались специальные звуковые эффекты. Китайский театр теней был популярным развлечением в стране, по крайней мере, на протяжении тысячи лет. В настоящее время тоже можно увидеть полные представления этого вида искусства или его элементы.

Подобные театры теней существовали в давние времена во многих странах. Обычная лампа, полка, на которую устанавливались фигурки и тонкий экран - это все, что нужно было, чтобы организовать просмотр. Перед лампой, направленной на экран, устанавливалась специальная полка, на которую попеременно ставили вырезанные из картона или кожи фигурки, изображающие людей, предметы мебели, пагоды, городские стены, деревья или цветы. Музыка и звуковые эффекты превращали зрелище в увлекательное шоу. Это были своего рода древние мультипликационные фильмы.

История театра теней

Говорят, что монгольские воины, которые завоевали Китай в 13-м веке, очень любили смотреть представления театра теней в своих лагерях. Они принесли этот вид искусства с собой на территорию Оттоманской империи, откуда после он распространился в соседних регионах.

Когда французские миссионеры вернулись из Китая домой, они рассказали о театре теней. В 1767 г. проходили представления театра теней в Париже и Марселе. Есть мнение, что именно таким образом театр теней появился в Европе. Эти представления были очень популярны во Франции, и поначалу они назывались Ombres Chinoises, т. е. китайские тени. Были различные варианты устройства театра теней. Один из них назывался Ombres Francaises, т. е. французские тени. Театр теней был очень популярным развлечением в Париже в течение всего 18-го века. В 1880 годах в кабаре Черная кошка (Cabaret Le Chat Noir) проходило много различных популярных постановок театра теней. Для этих представлений использовалась очень яркая иллюминация.

В наши дни театр теней все еще жив. Современные мастера используют пластик, освещение, управляемое компьютерными программами, современные краски и звук. Они также могут создавать персонажи, которые полностью управляются компьютерами. Мастерам кукольного театра теней трудно соперничать с современными развлекательными средствами, но, по крайней мере, те новые технологии, которые они используют, помогают им оставаться интересными для многих зрителей в Китае и других странах.