Добро побеждает зло королевич елисей. Победа добра над злом по Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях (Пушкин А

Разделы: Литература

Класс: 5

Цель:

1) познавательная (углубить знания учащихся по УНТ, закрепить понятия структурные элементы сказки, виды сказок, тема, “идея”, “герой”, сравнительная характеристика);

2) обучающая (комплексный анализ текста; сопоставительная характеристика литературных персонажей; уметь правильно определить идею сказки и ее воспитательное значение; обучение путем инновационных технологий; учиться развивать речь; совершенствовать навыки работы с текстом);

3) развивающая (развитие воображения, мышления и речи, креативные способности учащихся; совершенствовать слуховую, зрительную зоркость, память).

Задача: воспитательная (уметь отличать хорошее от плохого, стремление к самосовершенствованию, толерантному отношению к людям.

Наглядности : портрет поэта; эскизы учащихся, эпиграф к уроку; Пушкин в детстве, няня и поэт; иллюстрации к сказке; компьютерная интерактивная доска; портрет В.Даля, словарь В.Даля.

Метапредметная связь : русский язык, татарский язык, живопись.

Ход урока

I. Организационный момент.

  • приветствие
  • посещаемость учащихся
  • цель урока

II. Вступительное слово учителя.

Если сказка настоящая, в ней прекрасно сочетаются
действительная жизнь и та, к которой мы стремимся.

Учитель: Волшебная страна сказок Пушкина. Где она?

Слайд №1 (иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина и рисунки учащихся к сказкам)

Учитель: Откуда она, эта загадочная страна?

Слайд №2 (няня и Пушкин)

III. Выразительное чтение четверостишия 1-м учеником:

Всё было мудро предназначено
Судьбой - и сказки, и былины.
Его сама Россия нянчила
крепостной Арины.

2-й ученик:

С малых лет няня полюбила Сашу. Благодаря ей он окунулся в мир волшебных народных сказок. Став поэтом, Пушкин написал свои сказки, которыми мы зачитываемся и сегодня.

Учитель: Все мы, люди, родом из детства. Через сказки мы учимся постигать жизнь, понимать, что такое хорошо, а что плохо. Пушкин создавал сказки уже в зрелом возрасте.

IV. Повторение о сказке.

Чём отличается литературная сказка от народной?

Какие виды сказок вы знаете?

Как бы вы определили “Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях”?

Как обычно начинаются сказки? (Жили-были...)

В чём необычность “Сказки о мёртвой царевне...”?(Написана стихами)

Почему грустит царица? Найти в тексте и зачитать этот эпизод.

Назвать слова, которые вышли из современного русского языка. Объяснить их значение.

Бывают ли зори белыми? А какого цвета заря? (ответы)

Вывод учителя: Для молодой царицы даже зори выцвели, так долго ждёт она возвращения любимого мужа. В этих строчках мы видим характер русской женщины. Рождается дочь, и царица умирает. Через некоторое время царь женится на другой.

V. Работа с интерактивной доской (параллельно работа с текстом).

Слайд №3 (Царица - 2-ая жена царя)

Как вы определили, что это царевна? (Одежда, корона, трон)

Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла...

Учитель: Соответствуют ли эти строчки портрету? (на интерактивной доске)

Да (ответы учащихся).

Учитель: Можем ли мы по 2-м строчкам узнать всё о ней? (Нет).

Учитель: Это только видимая внешняя красота. Обратите внимание на то, как начинается 3-ья строка (с союза но). Это противительный союз. Зачитать 3-ю и 4-ю строки.

Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.

Учитель: 3-я и 4-я строки характеризуют, какая царица была на самом деле. Это характер человека.

Учитель: Если сравнить с 1-ой женой царя, то не в пользу 2-ой жены окажется это сравнение.

Слайд №4 (Царица с зеркальцем)

С кем она была лишь ласкова? (С зеркальцем).

Какое свойство имело зеркальце? (Умело говорить)

Дети зачитывают и говорят, что 2-я царица любила только саму себя и целыми днями (в отличие от 1-й царицы, любившей и ждавшей своего мужа) любовалась только собой.

Учитель: Эта черта её - эгоизм, самолюбие.

Перевести на татарский язык.

Эти строки тоже говорят не в пользу 2-ой царицы.

Кто был лучше?

Первая жена царя.

VI. Литература и другие виды искусства.

Слайд №5(Портрет художника В.М.Конашевича)

Учитель: Сказки А.С. Пушкина с давних времен привлекали внимание многих художников. Среди интересных и талантливых иллюстраторов - Владимир Михайлович Конашевич.

Одной из лучших работ являются иллюстрации к “Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях”. Сегодня мы с вами будем работать по его иллюстрациям.

Слайд №6 (Портрет молодой царевны). Зрительное восприятие учащихся

VII. Работа с текстом.

Кто противопоставлен злой мачехе? (Молодая царевна)

Но царевна молодая
Тихомолком расцветая
Между тем росла, росла,
Поднялась и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого...

Это внешние или внутренние качества? (Ответы учащихся)

Подобрать синоним к прилагательному кроткий (Ответы учащихся).

О чём узнала мачеха от зеркальца? (Подросла, похорошела молодая царевна).

Как царица отпрыгнет
Да как ручку замахнёт,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!...

Действия царицы характеризуют её с хорошей или плохой стороны? (С плохой).

Учитель: Глаголы, которые подобрал к ней автор, характеризуют её с отрицательной стороны.

Красиво себя она ведёт? (Нет)

Учитель: Нужно всегда следить за тем, как вы себя ведёте.

Учитель: Обратите внимание на речь (зачитать):

Ах ты, мерзкое стекло...

Учитель: Почему зеркальце стало мерзким стеклом?

Мерзким стеклом называет после того, как узнаёт, что есть моложе и красивее её.

Учитель: Зеркало отнимает у неё последнюю иллюзию. Красота исчезает.

Учитель: Можно ли по речи определить, что мачеха - воспитанный культурный человек?

Нет. Она грубая.

Учитель: По речи можно определить, что за человек. Речь мачехи – грубая. Перед нами - грубая гневная баба. - Следите за своей речью, если хотите в глазах окружающих выглядеть культурным человеком. Снова это сопоставление не в её пользу.

Учитель: Как вы понимаете выражение “чёрной зависти полна”?

Злая мачеха завидует красоте молодой царевны.

  • Кого и для чего она позвала к себе? (Чернавку)
  • Почему Чернавка написано с большой буквы? (Это имя девушки)
  • Для чего она была нужна в доме? (Чтобы выполнять работу в доме)

Слайд №7 (Портрет В. Даля)

Учитель: В словаре В. Даля сенная девушка - это служанка.

Что приказала сделать мачеха служанке?

Отвести царицу в лес и оставить её на съедение волкам.

Слайд №8 (Иллюстрация “Царевна и Чернавка в лесу”)

Учитель : Подтвердите словами из текста, что у Пушкина в тексте есть и природа.

Ученик: Вот Чернавка в лес пошла

Учитель: И чувства?

Ученик:

Что царевна догадалась,
И до смерти испугалась .

Учитель: И разговор?

Ученик:

И взмолилась: “Жизнь моя!
В чём, скажи, виновна я?
Не губи меня, девица!
А как буду я царица...

Учитель: И действия?

Ученик:

Не убила, не связала,
Отпустила и сказала...

Учитель: Почему служанка отпустила царевну?

Ученик: Она служила её матери, любила молодую царевну.

Слова из текста: “А как буду я царицей...”

Она обещала отблагодарить её.

Учитель: Божьи заповеди запрещают убивать человека. Значит, служанка была религиозна.

Учитель: Какую черту характера проявила Чернавка?

Ученик: Была доброй. Совершила хороший поступок.

Учитель: Она проявила милосердие. Какие поступки в жизни нужно совершать?

Ученик: Хорошие.

Учитель: Выполнила ли Чернавка “чёрное” поручение мачехи?

Ученик: Нет.

Учитель: Как вы понимаете выражение “Бог с тобой”? (Ответы учащихся)

Учитель: Это не только прощальное пожелание, чтобы Бог оберегал молодую царевну, но и просьба простить её саму.

Слайд №9 (иллюстрация “Царевна возле терема богатырей”)

VIII. Работа с текстом. Беседа по вопросам. Фронтальный опрос учащихся.

Учитель : Возле чего оказалась молодая царевна? (Возле терема богатырей)

Кто её первый встретил? (Пёс)

Почему он виляет хвостом? (Обрадовался. Почуял, что это добрая девушка, хороший человек.

Почему царевна решила, что здесь живут добрые люди? (Не заперты двери у гостеприимных людей)

Что сделала царевна в первую очередь? (Прибралась в доме)

Как называется такая черта в человеке? (Трудолюбие)

Учитель: Царевна не только внешне красива, но у неё хорошие внутренние качества. Прибралась, как простая крестьянская девушка, а не вела себя как капризная царевна. Перечислим её хорошие качества.(Красивая, добрая, трудолюбивая, скромная)

Учитель : Это положительная героиня в отличие от кого? (От мачехи)

Учитель : Мачеха - это отрицательная героиня.

Слайд №10 (“Встреча царевны с богатырями”) Учитель: Чему удивились богатыри? (Всё в доме прибрано)

Как встретила их царевна?(Честь хозяевам отдала (поклонилась, поздоровалась первая с ними).

Учитель : Это признак уважения к старшим.

Как нужно относиться к старшим? (Уважать)

Учитель: Как вела она себя за столом? (Скромно)

Учитель : Это одна из хороших черт положительного героя

Учитель : Как проводили свои дни богатыри? (Всё в доме было сделано их руками)

Учитель : Как вы понимаете эпитет “золотые руки”?

Ученик : Человек, который может выполнять любую работу.

Учитель : В прямом или переносном значении употребляется эпитет? --- Бывают руки золотые, из золота? (Нет. В переносном).

Учитель : Ещё чем занимались братья?(Ходили на охоту уток пострелять)

Родную землю защищали. Значит, воины.

Полюбили ли братья молодую царевну? (Да)

Что они предложили ей? (Выйти замуж за одного их них)

Учитель : Выражение “Аль товар не по купцам?” - это сцена сватовства.

Что ответила им царевна? (Не согласилась)

Почему? (У неё был жених королевич Елисей. Они любили друг друга)

На кого похожа царевна? (На свою маму. Она тоже верно ждала царя)

Слайд №11 (Рисунки учащихся “Королевич Елисей”)

Учитель : О чем узнала мачеха? 9Что молодая царевна жива)

Учитель : Мачеха решила наказать Чернавку рогаткой.

IX. Работа с Толковым словарем. Лексическая работа.

Успокоилась ли мачеха? (Нет)

Что она решила? (Сама пойти и убить молодую царевну)

Какое дело она задумала: плохое или хорошее? (Плохое)

X. Работа с интерактивной доской.

Слайд №12 (Иллюстрация “Царевна и нищая черница”)

Учитель : Обратите внимание, что существительное черница написано с маленькой буквы, на одежду.- Действительно ли это была черница (люди, которые служат Богу)? (Нет, под одеждой скрывалась злая мачеха, она не та, за кого себя выдает.

Как встретил пёс черницу? (Стал громко лаять, словно не хотел пускать её в дом)

Значит, пёс почувствовал плохого человека. Зачитать, как он встретил молодую царевну.

На этот раз он хотел спасти царевну.

Учитель : Этот эпизод является самым напряжённым -это кульминация.-Почему царевна встретила черницу приветливо? (Она подумала, что люди, которые служат Богу, не могут совершить зло. Она протянула ей хлеб)

Что бросила черница? (Яблоко)

Какое оно? Назвать в тексте имена прилагательные (Наливное, молодое, золотое, свежее, душистое, спелое.)

Учитель : Обратите внимание на обилие гласной О. Но какое оно было? (Отравленное)

Учитель : Обратите внимание на слово будто (стр.54). Значит, автор хочет сказать нам, что яблоко принесёт несчастье героине.

Учитель : Обратите внимание на то, как ушла черница. Найти в тексте и зачитать.

Поклонилась и пропала.

Учитель : Пропала, как нечистая сила. Этот приём называется сравнение. Её сравнивают с нечистой силой. Перевести на татарский язык.

Куда упала царевна? (Под образа (икону))

Икона- это символ надежды, веры, спасения. Автор надеется на её спасение.

Как пёс встретил братьев? (Начал грозно выть Народная примета - не к добру)

Что он сделал? (Проглотил яблоко и издох)

Почему гибель царевны братья назвали “жертвой злобе” (Она оказалась жертвой злой мачехи)

XI. Работа с интерактивной доской

Слайд №13 (Елисей отправляется на поиски любимой)

Все ли понимают его горе? (Нет. Одни смеются, другие отворачиваются)

Учитель : Люди бывают разные. Чёрствые люди- это люди безразличные к чужому горю. И только природа пытается помочь ему.

К кому обратился за помощью Елисей в первый раз? (К Солнцу)

Слайд №14 (“Елисей обращается к Солнцу”)

Учитель : Как он называет Солнце?

Ученики : Свет наш, солнышко, Свет ты мой.

Учитель : Помогло солнышко? (Нет. Оно посоветовало обратиться к Месяцу)

Учитель : Подобрать синоним (Луна)

Учитель : Когда мы называем месяц, а когда луна?Луна (полная в конце), месяц - в начале месяца.

Учитель : С мольбой погнался Елисей к месяцу. Как он обращается к месяцу?

Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок...

Помог месяц? (Нет, он посоветовал обратиться за помощью к ветру)

Как называет Елисей ветер? (Могучим)

Он не просит, он взывает. Обратите внимание, как переживает Елисей. Подсказал ли ветер, где находится его любимая? (Да).

С какого раза Елисею помогли? (С третьего).

На Руси число 3 имело магическое свойство, т.е. волшебное.

Где он посоветовал искать царевну? (В горе, в глубокой норе).

Обратите внимание на то, что природа очеловечена. Она переживает, помогает подобно человеку. Это литературный прием - олицетворение .

Каким образом Елисей спасает царевну?

Слайд №15 (рисунок ученика “Царевна просыпается”)

Елисей ударился всей силой, и гроб разбился. Царевна ожила. Как в сказке.

Что произошло со злой мачехой? (Она умерла)

Обратите внимание на выражение “взяла и умерла”. От чего она умерла?

(От зависти, от злости).

Каким не нужно быть? (Как мачеха).

Учитель: Золотое правило нравственности звучит так: “Не поступай с людьми так, как бы ты не хотел, чтобы поступали с тобой”. Запомните эти слова.

Любит ли мачеха кого-нибудь? (Только себя).

Кого любит первая царица? (Царя)

Любят ли Елисей и молодая царевна друг друга? (Да)

Учитель : Любовь - это и есть добро, которое победило зло.

Как вы думаете, сопоставив три семейные пары, назвать семьями? (Можно первую и третью).

Какой должна быть крепкая семья? (Ученики перечисляют).

Можно ли это произведение назвать сказкой? (Да).

Как закончилась сказка? (Как и полагается в сказке: добро победило зло)

XII. Работа в тетради. (Ученики записывают элементы сказки)

XIII. Вывод урока

XIV. Задание на дом.

1-я группа (слабые). Заполнить таблицу, подобрать прилагательные

2-я группа. Написать мини-сочинение на тему “Какие качества ценил А.С. Пушкин”?

XV. Комментирование оценок .

Тема: Р/р-3. Королевич Елисей. Победа добра над злом. Музыкальность пушкинской сказки .

Разработчик: Тоноян Н.П., учитель русского языка и литературы МБОУ «ЗСШ».

Предмет: Литература. Авторы УМК: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.

Класс: 5 класс

Тип урока: урок комбинированного строения

Цель: развивать представления учащихся о добре; воспитывать стремление совершать добрые дела; способствовать воспитанию в детях добрых человеческих взаимоотношений, отзывчивости, милосердия к окружающим; развивать самооценку учащихся; речь, мышление, умение связно выражать свои мысли, развивать коммуникативные умения; формировать специальные читательские навыки, интерес к самостоятельному чтению.

Задачи: Образовательная : продолжить знакомство учащихся с творчеством А. С. Пушкина; продолжить знакомство с понятиями «мораль и нравственность»; совершенствовать речевые навыки; развивать умение вести беседу. Развивающая: создать условие для развития у учащихся рефлексивных навыков, умений анализировать художественное произведение, работать над литературоведческими понятиями. Воспитательная: воспитывать культуру общения; любовь к жизни, веру в торжество добрых начал.

Методы и педагогические технологии: 1) технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов), 2) групповые технологии (В.К. Дьяченко),

3) педагогика сотрудничества (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой), 4) объяснительно-иллюстративный метод, 5) проблемный метод.

Планируемые результаты : предметные – создать условия для интерпретации литературной сказки Пушкина; научить выявлять смысл; научить приемам анализа литературного произведения; – метапредметные – создать условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций через понимание темы, идеи и проблемы текста, подбор аргументации для подтверждения собственной позиции, выделение причинно-следственных связей в устных и письменных высказываниях; научить самостоятельно организовывать деятельность, работая с разными источниками информации; личностные – формировать духовно-нравственные качества личности на примере характеристики персонажей литературных произведений; воспитывать заложенные автором в литературных произведениях вневременные, непреходящие нравственные ценности; воспитывать доброжелательность в различных коммуникационных ситуациях. Формировать УУД: Личностные: – формирование волевых качеств личности на основе примеров из произведения ; познавательный интерес; – способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Регулятивные: – определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; – планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; – оформлять свои мысли в устной форме; – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения, общения и следовать им. Познавательные: – ориентироваться в своей системе знаний; – осуществлять анализ объектов; – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; – преобразовывать информацию из одной формы в другую; – составлять ответы на вопросы.

Ход урока:

    Оргмомент. Мотивация (самоопределение) учебной деятельности.

    Актуализации учебного действия.

Заканчиваем разговор по эпизодам, выразительно читаем каждый отрывок, работаем с лексикой и ритмом сказки.

Эпизод восемнадцатый. «К красну солнцу наконец // Обратился молодец...»

Эпизод девятнадцатый. «Только месяц показался, // Он за ним с мольбой погнался...»

Эпизод двадцатый. «Елисей, не унывая, // К ветру кинулся, взывая...»

Обратим внимание, как от одной встречи к другой растет волнение Елисея, его стремление найти невесту. Отметим волшебное число три : столько раз королевич обращается к силам природы.

- Какими словами обращается Елисей к солнцу, месяцу и ветру?

Обращения Елисея к солнцу, месяцу и ветру приближают пушкинскую сказку к фольклорной. В них проявляется тревога, волнение, надежда и печаль королевича. Эти чувства проявляются в ласковости обращений, в вопросе: «Аль откажешь мне в ответе?», в настойчивом повторении главного вопроса:

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

    Изучение нового материала

    Беседа по вопросам.

Эпизод двадцать первый. «И о гроб невесты милой // Он ударился всей силой...»

- Найдите эпитеты в этом отрывке. Какое настроение создает автор с их помощью?

- Что помогло королевичу пробудить от волшебного сна свою невесту?

Строки о королевиче Елисее звучат сказочно-романтической кульминацией: «И о гроб невесты милой // Он ударился всей силой».

То, что хрустальный гроб будет разбит и царевна оживет, становится ясно. Мы ожидаем именно счастливой кульминации и развязки.

- Нравится ли вам иллюстрация Е. Пашкова к этому эпизоду сказки (с. 107 учебника) ? Почему?

- Сравните строки: «И молва трезвонить стала: // Дочка царская пропала!» - со словами: «И трубит уже молва: // Дочка царская жива!» В чем разница настроения и музыкального тона этих строк? В чем причина этой разницы? (12-й вопрос учебника, с. 109.) Какие картины вам представляются, когда вы слышите эти строки?

Первое двустишие звучит неуверенно, второе - уверенно, утверждающе, радостно. Разницу в настроении и музыкальном тоне строк создают звуки, из которых складываются слова. Например, слово трезвонить начинается теми же буквами, что и слово трубит . В первом случае неуверенность, ощущение надтреснутости создает мягкий звук [р’], сочетание [зв], второе двустишие звучит уверенно ([р] твердый, четко слышится звук [у]), его укрепляет слово «уже», в котором тоже звук [у].

В первом двустишии ударение падает на предпоследние слоги строк, и это тоже создает впечатление неуверенности. Во втором двустишии ударение на последних слогах строк, и это помогает утверждению чувства радости.

Эпизод двадцать второй. «Лишь ее похоронили, // Свадьбу тотчас учинили...»

Заметим, что злая мачеха сидела «в ту пору без дела».

- Отчего умерла злая царица?

- Какие качества царевны вознаграждаются в сказке?

Кротость, доброта и терпение вознаграждаются. Девушка становится королевной. Однако она не поступает подобно своей мачехе.

- Сравните финал сказки Пушкина и немецкой сказки «Белоснежка и семь гномов».

В немецкой сказке падчерица заставляет злую мачеху на своей свадьбе плясать в раскаленных железных башмаках до тех пор, пока та не умирает. Пушкинская царевна не делает и не может сделать такого. Она остается искренней и светлой в своих словах, обращенных к людям: «Всех я вас люблю сердечно...»

- Какой традиционный элемент русской народной сказки вводит автор в свою сказку?

Ученики находят и читают концовку.

2. Самостоятельная работа по стилистике сказки А. С. Пушкина

А) Письменно выполняем задание рубрики учебника «Будьте внимательны к слову» (с. 109) . Из предложенных в учебнике выражений выпишем только те, которые могут встретиться лишь в авторской сказке: восхищенья не снесла, свойство зеркальце имело, в горести душевной, сотворив обряд печальный, вдруг погасла жертвой злобе .

Трудность могут вызвать фразы: с мольбой погнался, трубит уже молва . Остальные перечисленные в учебнике выражения характерны для народной речи.

Пятиклассники работают самостоятельно, затем зачитывают выписанные выражения, обсуждают правильность выбора.

Б) Обратимся к вопросам рубрики учебника «Живопись, музыка, кино, театр» (с. 109-110) . Предложим ученикам 3-й вопрос:

- Какая музыкальная мелодия, по вашему мнению, - грустная или веселая, быстрая или медленная, резкая, четкая или плавная - могла бы сопровождать стихотворные строки, посвященные первой царице, царевне, богатырям и Елисею, царице-мачехе?

Дадим детям возможность высказаться. Строки, посвященные первой царице, могла бы сопровождать медленная, плавная и грустная мелодия. Строки, посвященные царевне, - не очень быстрая и тоже плавная; царице-мачехе - резкая мелодия с перепадами ритма, т. е. то быстрая, то медленная. Богатырям соответствует четкая, веселая, удалая музыка. Елисею - лирическая и в то же время решительная.

- Какие музыкальные произведения, созданные по сказкам Пушкина, вам известны?

Подготовленный ученик расскажет, что по сказкам А. С. Пушкина Н. А. Римским-Корсаковым созданы оперы «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок», Д. Д. Шостакович написал оперу по «Сказке о попе и о работнике его Балде». Б. Кравченко написал детскую комическую оперу «Ай да Балда!». Наиболее известна опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила», написанная по одноименной поэме Пушкина.

Фрагменты этих музыкальных произведений использовались режиссерами при создании мультфильмов по пушкинским сказкам.

Хорошо, если у учителя будет возможность дать детям послушать несколько заранее выбранных отрывков из этих произведений (используем аудиокнигу).

По «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина поставлены художественный фильм и мультфильм. Существуют два диафильма: с рисунками художников Е. Мешкова и Л. Панова. Если кабинет литературы достаточно оснащен, можно посмотреть фрагменты фильма или одного из диафильмов.

    Систематизация и обобщение изученного материала.

    Вывод : Королевич Елисей, пустившись на поиски своей любимой, сумел отыскать ее даже под землей. Много пришлось постранствовать королевичу по свету, пока Ветер не помог ему отыскать пещеру, где в хрустальном гробу спала вечным сном царевна. Любовь и преданность Елисея оказались сильнее смерти: гроб разбился, и царевна ожила. Сила любви победила смерть, и мы верим, что молодые будут счастливы всю жизнь.

И о гроб невесты милой

Он ударился всей силой.

Гроб разбился. Дева вдруг

Ожила. Глядит вокруг

Изумленными глазами,

И, качаясь над цепями,

Привздохнув, произнесла:

«Как же долго я спала!»

И встает она из гроба...

Ах!.. и зарыдали оба.

В руки он ее берет

И на свет из тьмы несет,

И, беседуя приятно,

В путь пускаются обратно,

И трубит уже молва:

Дочка царская жива!

В своей сказке Пушкин не только порадовал читателя верой в силу добра и справедливости, но и заслуженно наказал злую мачеху, чтоб она уже никогда не смогла помешать счастью царевны и королевича Елисея. И царица умерла от тоски и злости.

Злая мачеха, вскочив,

Об пол зеркальце разбив,

В двери прямо побежала

И царевну повстречала.

Тут ее тоска взяла,

И царица умерла.

Злая, завистливая, коварная мачеха-царица получила по заслугам за свои козни. Правильно говорят: «Не рой другому яму - сам в нее попадешь». Ревность и черная злость сгубили гордячку, а вовсе не месть изгнанной ею царевны.

    Пословицы и поговорки

Много пословиц и поговорок сложил народ о добре. Давай познакомимся с некоторыми из них, объясним их смысл.

Злой не верит, что есть добрый.

Добрая слава лежит, а худая бежит.

Доброго чтут, а злого жалуют.

Добрые вести прибавят чести.

Твоя красота в твоей доброте.

· Добрым словом и камень растопишь.

    Правила доброты.

Были ли в твоей жизни случаи, когда ты совершал какое-либо доброе дело. Так что же значит «быть добрым»? Давай составим «Правила доброты и постараемся следовать им в течение всей жизни.

1. Будь приветлив, вежлив.

2. Будь внимателен к людям.

3. Делай добрые дела.

4. Не отвечай злом на зло.

5. Прощай другим их ошибки.

6. Жалей других, а не себя.

7. Относись к людям так, как хотел бы чтобы они относились к тебе.

Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, злой – дурное.

Если хочешь протянуть руку помощи,

Но не можешь

Пожелай человеку добра в пути,

Добрым словом ты также поможешь.

    Рефлексия учебной деятельности .

Давайте будем жить и следовать нашим правилам доброты, и тогда каждый человек будет необыкновенно красив и привлекателен, потому что доброта украшает человека.

Давайте каждый новый день своей жизни начинать с улыбки и не стесняться улыбаться себе самому, новому дню, маме, папе, учительнице и всем прохожим.

Сегодня, вспомнив пушкинскую сказку, мы поговорили о добре и зле. В завершение нашего урока хочется сказать: «Хоть зло сильно – всему вредит, Добро на свете победит!»

Музыкальность пушкинской сказки

    Домашнее задание : подготовить биографические данные о А.А. Погорельском, читать произведение «Черная курица, или Подземные жители».

Пушкин Александр Сергеевич - Победа добра над злом в сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Победа добра над злом в сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

В течение своей жизни А. С. Пушкин написал много сказок. Бот уже двести лет они волнуют нас красотой поэтического языка, утверждением в них добра, правды, справедливости, истинной красоты и человечности.

В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» поэт просто и трогательно рассказывает историю царевны и ее мачехи - царицы. Хотя героиня сказки не простая девушка, а царская дочь, ей тоже пришлось перенести много горя, как и всем героиням народных сказок, которые остались без матери.

Новая жена царя была «высока, стройна, бела, ... но зато горда, ломлива, своенравна и ревнива». Особенно гордилась мачеха своей красотой. Когда царевна подросла, она затмила мачеху. Царевна была не только хороша собой внешне, «белолица, черноброва», но и в отличие от царицы очень добра. «Черной зависти полна», царица решила сжить со света свою юную соперницу. Она приказала служанке «весть царевну в глушь лесную и, связав ее, живую под сосной оставить там на съедение волкам». Но служанка пожалела девушку. А семь богатырей приютили ее у себя, пока мачеха не дозналась от говорящего зеркальца о том, что царевна жива. В ней было столько злобы и зависти, что она не поленилась сама пойти в лес и отравить свою падчерицу.

Но Пушкин не дает восторжествовать злобе и несправедливости. На поиски царевны отправляется ее жених, королевич Елисей. Много пришлось постранствовать королевичу по свету, пока Ветер не помог ему отыскать пещеру, где в хрустальном гробу спала вечным сном царевна. Любовь и преданность Елисея оказались сильнее смерти: гроб разбился, и царевна ожила.

А царица умерла от тоски и злости.

В своей сказке Пушкин не только порадовал читателя верой в силу добра и справедливости, но и заслуженно наказал злую мачеху, чтоб она уже никогда не смогла помешать счастью царевны и королевича Елисея.


I. Королевич Елисей. Победа добра над злом

Заканчиваем разговор по эпизодам, выразительно читаем каждый отрывок, работаем с лексикой и ритмом сказки.
Эпизод восемнадцатый. «К красну солнцу наконец // Обратился молодец...»
Эпизод девятнадцатый. «Только месяц показался, // Он за ним с мольбой погнался...»
Эпизод двадцатый. «Елисей, не унывая, // К ветру кинулся, взывая...»

Обратим внимание, как от одной встречи к другой растет волнение Елисея, его стремление найти невесту. Отметим волшебное число три : столько раз королевич обращается к силам природы.

Какими словами обращается Елисей к солнцу, месяцу и ветру?

Обращения Елисея к солнцу, месяцу и ветру приближают пушкинскую сказку к фольклорной. В них проявляется тревога, волнение, надежда и печаль королевича. Эти чувства проявляются в ласковости обращений, в вопросе: «Аль откажешь мне в ответе?», в настойчивом повторении главного вопроса:

Эпизод двадцать первый. «И о гроб невесты милой // Он ударился всей силой...»

Найдите эпитеты в этом отрывке. Какое настроение создает автор с их помощью?

Что помогло королевичу пробудить от волшебного сна свою невесту?

Строки о королевиче Елисее звучат сказочно-романтической кульминацией: «И о гроб невесты милой // Он ударился всей силой».

То, что хрустальный гроб будет разбит и царевна оживет, становится ясно. Мы ожидаем именно счастливой кульминации и развязки.

Нравится ли вам иллюстрация Е. Пашкова к этому эпизоду сказки (с. 107 учебника) ? Почему?

Сравните строки: «И молва трезвонить стала: // Дочка царская пропала!» - со словами: «И трубит уже молва: // Дочка царская жива!» В чем разница настроения и музыкального тона этих строк? В чем причина этой разницы? (12-й вопрос учебника, с. 109.) Какие картины вам представляются, когда вы слышите эти строки?

Первое двустишие звучит неуверенно, второе - уверенно, утверждающе, радостно. Разницу в настроении и музыкальном тоне строк создают звуки, из которых складываются слова. Например, слово трезвонить начинается теми же буквами, что и слово трубит . В первом случае неуверенность, ощущение надтреснутости создает мягкий звук [р’], сочетание [зв], второе двустишие звучит уверенно ([р] твердый, четко слышится звук [у]), его укрепляет слово «уже», в котором тоже звук [у].

В первом двустишии ударение падает на предпоследние слоги строк, и это тоже создает впечатление неуверенности. Во втором двустишии ударение на последних слогах строк, и это помогает утверждению чувства радости.
Эпизод двадцать второй. «Лишь ее похоронили, // Свадьбу тотчас учинили...»

Заметим, что злая мачеха сидела «в ту пору без дела».

Отчего умерла злая царица?

Какие качества царевны вознаграждаются в сказке?

Кротость, доброта и терпение вознаграждаются. Девушка становится королевной. Однако она не поступает подобно своей мачехе.

Сравните финал сказки Пушкина и немецкой сказки «Белоснежка и семь гномов».

В немецкой сказке падчерица заставляет злую мачеху на своей свадьбе плясать в раскаленных железных башмаках до тех пор, пока та не умирает. Пушкинская царевна не делает и не может сделать такого. Она остается искренней и светлой в своих словах, обращенных к людям: «Всех я вас люблю сердечно...»

Какой традиционный элемент русской народной сказки вводит автор в свою сказку?

Ученики находят и читают концовку.
II. Самостоятельная работа по стилистике сказки А. С. Пушкина

Письменно выполняем задание рубрики учебника «Будьте внимательны к слову» (с. 109) . Из предложенных в учебнике выражений выпишем только те, которые могут встретиться лишь в авторской сказке: восхищенья не снесла, свойство зеркальце имело, в горести душевной, сотворив обряд печальный, вдруг погасла жертвой злобе .

Трудность могут вызвать фразы: с мольбой погнался, трубит уже молва . Остальные перечисленные в учебнике выражения характерны для народной речи.

Пятиклассники работают самостоятельно, затем зачитывают выписанные выражения, обсуждают правильность выбора.
III. Музыкальность пушкинской сказки

Обратимся к вопросам рубрики учебника «Живопись, музыка, кино, театр» (с. 109-110) . Предложим ученикам 3-й вопрос:

Какая музыкальная мелодия, по вашему мнению, - грустная или веселая, быстрая или медленная, резкая, четкая или плавная - могла бы сопровождать стихотворные строки, посвященные первой царице, царевне, богатырям и Елисею, царице-мачехе?

Дадим детям возможность высказаться. Строки, посвященные первой царице, могла бы сопровождать медленная, плавная и грустная мелодия. Строки, посвященные царевне, - не очень быстрая и тоже плавная; царице-мачехе - резкая мелодия с перепадами ритма, т. е. то быстрая, то медленная. Богатырям соответствует четкая, веселая, удалая музыка. Елисею - лирическая и в то же время решительная.

Какие музыкальные произведения, созданные по сказкам Пушкина, вам известны?

Подготовленный ученик расскажет, что по сказкам А. С. Пушкина Н. А. Римским-Корсаковым созданы оперы «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок», Д. Д. Шостакович написал оперу по «Сказке о попе и о работнике его Балде». Б. Кравченко написал детскую комическую оперу «Ай да Балда!». Наиболее известна опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила», написанная по одноименной поэме Пушкина.

Фрагменты этих музыкальных произведений использовались режиссерами при создании мультфильмов по пушкинским сказкам.

Хорошо, если у учителя будет возможность дать детям послушать несколько заранее выбранных отрывков из этих произведений.

По «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина поставлены художественный фильм и мультфильм. Существуют два диафильма: с рисунками художников Е. Мешкова и Л. Панова. Если кабинет литературы достаточно оснащен, можно посмотреть фрагменты фильма или одного из диафильмов.
IV. Выразительное чтение наизусть отрывков сказки

Оставшееся время слушаем выразительное чтение наизусть тех эпизодов, которые ученики готовили дома.
Домашнее задание

Урок 34 Сказки А. С. Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила» . Урок внеклассного чтения
Нам представляется целесообразным завершить разговор о произведениях Пушкина в 5 классе беседой о поэме «Руслан и Людмила», отрывок из которой школьники уже учили наизусть. Учитель составит план урока внеклассного чтения исходя из уровня подготовки класса и возможностей кабинета литературы. Мы предлагаем несколько возможных видов работы на уроке.
I. Работа с иллюстрациями (по материалу учебника)

Рассмотрите иллюстрации (с. 115-116) . Прочитайте отрывки из сказок, назовите эти сказки. Какие из них вы читали сами, какие вам читали родители?

«Сказка о рыбаке и рыбке».

«Сказка о попе и о работнике его Балде».

«Сказка о золотом петушке».

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Иллюстрации каких художников вам нравятся? Почему?
II. Восстановление деформированного текста

Эта работа даст нам возможность на практике проверить, насколько усвоено понятие рифмы и насколько ученики чувствуют логику текста. Проведем с классом пробную работу, а затем разделим класс на группы, дадим возможность поработать самостоятельно (задания определим в зависимости от уровня подготовки учеников), после чего подведем итоги.

Напишем (напечатаем) на отдельном листке строки из стихотворения (данном случае из поэмы «Руслан и Людмила»), разрежем лист на полоски и дадим задание собрать строки в нужном порядке.


Тексты для работы

1. Слилися речи в шум невнятный;

Жужжит гостей веселый круг;

Но вдруг раздался глас приятный

И звонких гуслей беглый звук;

Все смолкли, слушают Баяна:

И славит сладостный певец

Людмилу-прелесть и Руслана

И Лелем свитый им венец.
2. Все четверо выходят вместе;

Руслан уныньем как убит;

Мысль о потерянной невесте

Его терзает и мертвит.
3. И все мне дико, мрачно стало:

Родная куща, тень дубров,

Веселы игры пастухов -

Ничто тоски не утешало.
4. В то время доблестный Фарлаф,

Все утро сладко продремав,

Укрывшись от лучей полдневных,

У ручейка, наедине,

Для подкрепленья сил душевных

Обедал в мирной тишине.
5. Ты догадался, мой читатель,

С кем бился доблестный Руслан:

То был кровавых битв искатель,

Рогдай, надежда киевлян,

Людмилы мрачный обожатель.
6. Уж утро хладное сияло

На темени полнощных гор;

Но в дивном замке все молчало.

В досаде скрытой Черномор,

Без шапки, в утреннем халате,

Зевал сердито на кровати.
7. Ложится в поле мрак ночной;

От волн поднялся ветер хладный.

Уж поздно! путник молодой!

Укройся в терем наш отрадный.


III. На уроке можно рассмотреть и обсудить рисунки учеников, послушать рассказы о впечатлениях школьников от поэмы, послушать фрагменты оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила», посмотреть фрагменты одноименного фильма-сказки по сценарию А. Птушко при участии С. Болотина (киностудия «Мосфильм», 1971-1972, композитор Т. Хренников).
Проверочная работа

Беседуем по вопросам учебника (с. 117) :

Какие сказки мы называем писательскими (литературными)? Что отличает их от народных? Что сближает литературные сказки с народными? (1-й вопрос.)

Писательскими или литературными называют сказки, у которых есть автор. Создатели литературных сказок часто берут народные сюжеты, вводят в произведение зачины, концовки, повторы, пословицы и поговорки. Литературная сказка отличается от народной тем, что автор наполняет сюжет народной сказки новыми идеями, а иногда и придумывает свой собственный сюжет. Писатель высказывает свое мнение о поступках героев, использует литературные слова и выражения, которые не употребляются в народных сказках.

Какие литературные сказки вы читали? Кто их авторы? (2-й вопрос.)

Если ученики затруднятся вспомнить названия и фамилии авторов, порекомендуем им прочитать такие сказки (список их можно написать заранее на доске, закрыть занавеской и открыть в нужный момент):

П. П. Ершов. «Конек-горбунок».

А. Погорельский . «Черная курица, или Подземные жители», «Мороз Иванович».

С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек».

Л. Н. Толстой. «Сказка об Иване-дураке и его двух братьях: Семене-воине и Тарасе-брюхане, и немой сестре Маланье, и о старом дьяволе и трех чертенятах».

В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница».

Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки».

М. Горький. «Про Иванушку-дурачка».

А. Н. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

В. В. Бианки. «Приключения Муравьишки».

Е. А. Пермяк. «Как огонь воду замуж взял».
Домашнее задание

Индивидуальное задание

Подготовить краткое сообщение об Отечественной войне 1812 г., о Бородинской битве.

Михаил Юрьевич Лермонтов

2 часа

Изучение стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» имеет богатую методическую традицию. Как правило, методисты советуют начинать первый урок, посвященный этому произведению, с рассказа о войне 1812 г. Это, с одной стороны, готовит детей к восприятию стихотворения, с другой - обусловливает это восприятие.

Во время «естественного» (самостоятельного) процесса знакомства с произведением человек читает без предварительных замечаний и рассказа о соответствующих событиях: он извлекает информацию о событии из самого текста. Стихотворение «Бородино» сравнительно небольшое по размеру, и его можно прочитать и обсудить в классе. Мы предлагаем такой ход работы над стихотворением, который поможет детям учиться работать непосредственно с текстом произведения, ставить вопросы к нему, для ответов на эти вопросы подключая все имеющиеся знания. Учитель и подготовленные ученики приходят на помощь в нужный момент.

Для организации такой работы необходимо сначала выяснить у учителя истории, что дети уже знают об Отечественной войне 1812 г., посмотреть учебник истории. Если эта тема в 5 классе еще не изучалась, то можно в личной беседе с одним из учеников узнать, что он помнит из курса «История Отечества» в начальной школе об этой войне.

Урок 35 М. Ю. Лермонтов: детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России. «Бородино». Историческая основа стихотворения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения
I. М. Ю. Лермонтов: детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России

Учитель принесет в класс портрет М. Ю. Лермонтова, приготовит и в нужный момент покажет ученикам картины, изображающие Бородинское сражение, и карту-схему Отечественной войны 1812 г.

Какие произведения М. Ю. Лермонтова вы читали в начальной школе? Что вы знаете об этом поэте?

Дети вспоминают сказку «Ашик-Кериб», отрывок из стихотворения «Терек», говорят о том, что Лермонтов любил Кавказ.

Знакомство с детскими и юношескими годами поэта может быть организовано двумя способами: с помощью слова учителя или чтения статьи учебника. В нашем учебнике помещена содержательная и краткая статья о жизни Лермонтова (по В. Мануйлову). Ученики прочитают ее, ответят на вопросы (с. 164-165) . Учитель при необходимости дополнит материал статьи.

Можно обратиться к справочным материалам учебника и прочитать короткий очерк «Село Тарханы» (с. 301-303) , рассмотреть фотографии (с. 302) .

Не будем долго останавливаться на биографии Лермонтова: подробное ее изучение у школьников еще впереди, на данном же уроке главное для нас - это тема Бородина.
II. «Бородино». Историческая основа стихотворения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения

После того как ученики настроились и приготовились слушать стихотворение, учитель выразительно читает его. Ученики следят по учебнику.

Выдержав необходимую паузу, учитель проведет небольшую работу по выявлению восприятия этого стихотворения. Несмотря на то что большое количество слов детям незнакомо, стихотворение производит глубокое впечатление на пятиклассников.
Эвристическая беседа

О каком событии рассказывается в этом стихотворении?

Дети говорят о войне 1812 г. и о Бородинском сражении, подключая все имеющиеся знания.

Какое произведение, посвященное Отечественной войне 1812 г., вы уже изучали в 5 классе?

Вспомним басню И. А. Крылова «Волк на псарне».

Кто рассказывает о сражении? Почему именно он начинает свой рассказ?

Старый солдат рассказывает о сражении молодым. Дядя - это распространенное в нашей стране обращение к незнакомому старшему человеку. Можно представить картину, как старый солдат на привале беседует с молодыми солдатами или, вернувшись в родную деревню, рассказывает о битве односельчанам.

Когда происходит разговор: сразу после сражения, через год или через много лет?

Как возможно, чтобы старый солдат рассказывал молодым о битве?

Объясним детям, что срок службы в царской армии составлял 25 лет: человек поступал на службу молодым, а заканчивал ее уже пожилым человеком.

Почему молодые хотят узнать о сражении под Бородином? О каком событии говорится в словах: «...Москва, спаленная пожаром, // Французу отдана»?

С чего начинает свой рассказ старый солдат? О чем он сожалеет?

Как вы понимаете выражение «нынешнее племя»?

О каких событиях говорится в строке: «Мы долго молча отступали...»?

Учитель повесит карту, подготовленный ученик расскажет о первом этапе войны - об отступлении русских армий и о трехдневном кровопролитном сражении под Смоленском.

Что означает фраза: «...ворчали старики...»? Что такое зимние квартиры !

По правилам, принятым в то время в Европе, зимой не воевали: войска располагались на зимних квартирах.

Чем были возмущены «старики»? Что такое штык ?

- «И вот нашли большое поле...» Что это за поле?

По ходу чтения обращаем внимание на сноски, выясняем значение военных терминов.

Подберите синоним к выражению «ушки на макушке».

Что означает фраза: «Забил заряд я в пушку туго...»?

Объясним, что артиллерист, забивающий заряд, должен был выходить за укрепления и поэтому был открыт вражеским выстрелам.

Почему солдат называет противника «брат мусью»? С какой интонацией он говорит о готовности к сражению?

Как вы понимаете следующие слова?

Во время атаки убитые падали, но оставшиеся в живых смыкали строй. Об этом говорит выражение пойдем ломить стеною .

Постоим мы головою означает, что солдаты не будут трусить, не будут отступать и жалеть себя в атаке.

- Какие реальные события лежат в основе слов солдата? Что в этих словах напоминает сказку?

Подготовленный ученик рассказывает, что военные действия на Бородинском поле начались боем за Шевардинский редут (передовое укрепление русской армии) 24 августа (5 сентября по новому стилю). Само сражение произошло 26 августа (7 сентября), т. е. на третий день. В устах старого солдата выражение: «Мы ждали третий день» - звучит со сказочной интонацией. В сказках три - волшебное число и решающие события происходят, как правило, на третий раз.

Чего хотели солдаты? Почему они ждали добраться до картечи ?

- Найдите эпитеты в строках: «И вот на поле грозной сечи // Ночная пала тень». Какое настроение они создают?

Почему ликовал француз ?

Французы были уверены в победе и заранее праздновали ее.

Чем занимались солдаты перед боем? Какое чувство солдат передает нам рассказчик?

Бойцы были полны решимости сражаться, не жалея собственной жизни. Все понимали важность наступающего дня.

Как говорит рассказчик о начале сражения? Обратите внимание на глаголы, передающие движение.

- Как вы понимаете эти слова рассказчика?

Быть хватом значит все уметь, делать хорошо любые дела, быть удалым, смелым человеком. Полковник верно служил царю, выполняя все приказы, и был заботлив по отношению к солдатам, как отец. В словах солдата слышится искренняя, глубокая горечь, когда он вспоминает о гибели полковника.

Булат - сталь, обладающая высокой прочностью и упругостью. Из булата изготовляли холодное оружие исключительной стойкости и остроты. Слова сражен булатом говорят о том, что полковника убила не пуля: он участвовал в сражении вместе с солдатами, подавая пример своей храбростью, и был убит в ближнем бою холодным оружием, возможно шпагой.

- «И молвил он, сверкнув очами...» Какие слова в этой строчке создают торжественное настроение?

Дети отметят слова молвил, очами . Строфу прочитаем торжественно и сдержанно, без ложного пафоса.

Описание сражения (три строфы от слов: «Ну ж был денек!») прочитает один из учеников. Возможные задания:

Найдите эпитеты. Какое впечатление они создают?

С помощью слов каких частей речи передается стремительное движение, звуки боя? Найдите и выпишите эти слова.

Ученики уже встречались с примерами аллитерации (термин не называем) и покажут роль звука [р] в строках: «И ядрам пролетать мешала // Гора кровавых тел».

Подберите синоним к глаголу изведал .

- Как вы понимаете эти строки? Кого объединяет слово наш ?

Бородинское сражение продолжалось с утра до позднего вечера, за день и русские, и французы несколько раз ходили в атаки, которые заканчивались рукопашным боем. Французы узнали, что такое русская храбрость, сила и удаль. Слово наш объединяет в этом тексте самого рассказчика, русских солдат и весь русский народ.

С какими строками стихотворения перекликаются слова сказки «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо»: «Только пошло время за полночь, сыра земля закачалась, воды в реке взволновались, буйные ветры завыли, на дубах орлы закричали...»?

Ученики отметят строки: «Земля тряслась - как наши груди...» С помощью выявления таких деталей можно донести до детей мысль о точности и одновременно фольклорности рассказа о великом событии. Предложим им найти строку в тексте, при чтении которой вспоминается мать сыра земля.

Рассмотрите в учебнике репродукцию фрагмента «Бородинской панорамы» Ф. А. Рубо. Какие строки лермонтовского стихотворения соответствуют тому, что изобразил Рубо?

По некошеному полю скачут всадники и сшибаются в схватке, пушечный дым и дым горящих деревень застилает окрестности, летят ядра и пули, ржут кони. Слева над массой всадников видно знамя.

Читаем предпоследнюю строфу.

К чему были готовы русские воины?

Что означают слова: «Вот затрещали барабаны - // И отступили басурманы»?

В те времена команды подавались с помощью барабанных сигналов. Были разработаны различные сигналы, смысл которых понимали солдаты.

Воин сожалеет о гибели многих русских людей.

После кровопролитного Бородинского сражения русская армия продолжала отступать и оставила Москву. Наполеон занял город. Старый солдат считает, что на то была воля Господа, а иначе русские не отдали бы Москвы.
Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Бородино».
Индивидуальное задание

Подготовить рассказ о Бородинском сражении.

Подготовить рассказ о «Бородинской панораме» Ф. А. Рубо и о других произведениях изобразительного искусства, посвященных Бородинской битве. (Можно использовать книгу: 1812 год. Бородинская панорама. - М.: Изобразительное искусство, 1982.)

Урок 36 «Бородино» - отклик на 25-ю годовщину Бородинского сражения. Образ старого солдата - участника сражения. Произведения живописи, посвященные Бородинской битве