Дружба мнимая и настоящая отцы дети. Можно ли назвать дружбой взаимоотношения Базарова и Аркадия? Отношение к псевдонигилистам

Что же такое настоящая дружба? Этот вопрос волновал многих философов, психологов и писателей всегда, и И.С. Тургенев не стал исключением. Одна из главных тем в его романе «Отцы и дети» - дружба, дружеские отношения между Аркадием Кирсановым и Евгением Базаровым . Но после прочтения произведения до конца так и непонятно - друзья эти два персонажа или просто два человека, которых волей-неволей свела судьба. Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, нужно, во-первых, определить для себя, что же такое дружба.

Мне кажется, это, в первую очередь, взаимопонимание между людьми, готовность понять друг друга, помочь, но также немало важны интересы и увлечения этих самых людей. Но главное - дружба проверяется временем, настоящая дружба не ломается. И, возвращаясь назад, во-вторых - нам нужно проникнуть в головы обоих персонажей, понять, что же они значат друг для друга. Это уже более сложный вопрос, и с ним мы сейчас и будем разбираться.

Аркадий тянется к Базарову, потому что тот не похож на других. Базаров притягивает Аркадия своим мышлением, своим ярко выраженным нигилизмом. Он - яркая противоречивая личность, а к таким во всем времена тянулись. Аркадий испытывает к Евгению чувство восторга, считает его своим учителем, превозносит его и его идеи. А Евгений же считает Кирсанова маленьким мальчиком, романтиком; он относится к нему совершенно несерьёзно.

Настоящая страсть Базарова - естественные науки, Кирсанову же ближе музыка и поэзия. Их интересны, несмотря на, якобы, общее «увлечение» нигилизмом, не совпадают. Разлад в их отношения становится особо заметен в имении Кирсановых. Именно в родном доме, находясь меж двух огней (старшие Кирсановы, семья и друг-наставник Базаров), Аркадий начинает понимать, что, оказывается, убеждения друга ему не так уж и близки. Это понимание всё растёт и растёт с каждым днём, но апогеем всей ситуации можно считать разговор после встречи с Одинцовой.

Базаров сам отталкивает друга, заявляя:

«Ты нежная душа, размазня! Для нашей гордой бобыльской жизни ты не создан!».

Но разве есть что плохое в стремлениях Аркадия, в его желании завести семью жить провинциальной жизнью? Базаров отрицает всё, что ему не по нраву; этим он отталкивает даже тепло относящегося к нему Аркадия Кирсанова. Несовпадение интересов, разное мировоззрение становятся для дружбы Евгения и Аркадия огромным препятствием. И их дружба не выдерживает, рвётся; только вот Аркадий, в конце концов, обретает счастье в родительском доме, с Катей Одинцовой, а вот Базаров так и умирает в одиночестве, никого не полюбив за всю свою жизнь и ни с кем по-настоящему не подружившись. Его становится по-настоящему жалко в последних главах, где описывается его угасание в полном одиночестве - но разве можно жалеть человека, который сам обрёк себя на подобную кончину?

Дружбу Базарова и Кирсанова нельзя считать настоящей - её и дружбой-то назвать нельзя, на самом деле. Отношения между этими двумя носят характер привязанности - Кирсанов привязан к Базарову как ученик к любимому учителю, а тот, соответственно, к Кирсанову как к способному ученику. Но о чём-то большем в их случае, к сожалению, и говорить нельзя.

Аркадий и Базаров очень непохожие люди, и дружба, возникшая между ними, тем удивительней. Несмотря на принадлежность молодых людей к одной эпохе, они очень разные. Необходимо учесть, что они изначально принадлежат к разным кругам общества. Аркадий – сын дворянина, он с раннего детства впитал то, что Базаров презирает и отрицает в своем нигилизме. Отец и дядя Кирсановы интеллигентные люди, ценящие эстетику, красоту и поэзию. С точки зрения Базарова, Аркадий – мягкосердечный «барич», размазня. Базаров не хочет признать, что либеральность Кирсановых – это следствие глубокого образования, художественной одаренности и высокой духовности натур. Базаров отрицает подобные качества как совершенно ненужные. Однако в данном случае речь идет не только об интеллигентности, но и о глубинной преемственности опыта предыдущих поколений, о хранении традиций и всего культурного наследия.

Семейная тема играла большую роль в русской литературе, поэтому демонстрация внутрисемейного конфликта оказалась революционной. Целостность и гармоничность общества мерились единством семьи. Следовательно, такие проблемы оказались не просто проблемами семьи, но и проблемами всего общества.

Базаров привлекал Аркадия своей резкостью, неординарностью и смелостью. Для молодого «барича» такие личности были в диковинку. Аркадий стал своеобразным воплощением юности, которая тянется ко всему новому и необычному, легко увлекается новыми идеями, испытывает живой интерес к жизни в любых ее проявлениях. Аркадий ищет свой собственный жизненный путь методом проб и ошибок. Его отношение к традициям, авторитетам и прочим важным для его отца вещам достаточно легкомысленное. Ему не хватает мудрости лет, терпимости и внимания к другим людям, которые есть у его отца. Конфликт Аркадия и Николая Петровича не несет в себе никакого политического начала, он очищен от социальных мотивов. Его суть – извечное непонимание между молодостью и старостью. Однако такое положение совсем не противоречит природе вещей. Напротив, старость – это гарант сохранности моральных ценностей, культурного наследия и традиций в обществе. Молодость в свою очередь обеспечивает движение прогресса своей тягой ко всему новому и неизведанному.

Евгений Васильевич Базаров – совсем иное дело. Он вышел из простой семьи, он даже несколько стыдится своих родителей. Он резок, временами груб, решителен, категоричен в своих суждениях и безапелляционен в своих выводах. Он вполне искренне считает, что хороший химик стоит двадцати поэтов. Он не понимает роли культуры в обществе. Он предлагает все разрушить, чтобы с чистого листа начать писать историю заново. Этим он порой вгоняет в отчаяние Павла Петровича, с которым он спорит. Мы видим максимализм обеих сторон, доведенный до крайности. Ни тот ни другой не желают уступить друг другу и признать правоту оппонента. В этом и заключается их главная ошибка. Все стороны правы до определенного момента. Прав и Павел Петрович, говорящий о необходимости сохранения наследия предков, прав и Базаров, говорящий о необходимости перемен. Обе эти стороны – стороны одной медали. И тот и другой искренне озабочены судьбой родной страны, но методы у них разные.

Дружба Базарова и Аркадия Кирсанова начинает давать трещину, когда Базаров влюбляется в Одинцову, а Аркадий – в Катю. Тут в полной мере проявляется их различие. Если чувство для Базарова дается тяжело, он не может отдаться любви, то Аркадий и Катя учатся быть самими собой. Базаров отдаляется от друга, словно чувствуя его правоту, а не свою.

Образ Аркадия выведен для того, чтобы оттенить образ Базарова и показать многогранность человеческой натуры и одной и той же социальной проблемы. Это делает образ Базарова еще более одиноким и трагичным. Базаров считается, подобно Рудину, Печорину, Онегину и Обломову, «лишним человеком». Ему нет места в этой жизни, хотя такие бунтари всегда возникают в смутные времена.


Дружба, как и любовь, – чувства вечные. Проходят годы, меняется жизнь, появляются новые интересы, рождаются новые идеи, но проблема отношений людей, связанных взаимным влечением и духовным родством, всегда будет волновать человечество. Кастор и Поллукс – так именем мифологических братьев-близнецов Василий Иванович Базаров называет своего сына Евгения и его друга Аркадия Кирсанова.

Идеалист и романтик, он любуется их силой и цветущей молодостью, даже не подозревая, каким испытаниям подвергается в этот момент их дружба.

Что же связывает Базарова и Кирсанова, что вообще является основой дружбы между людьми? Можно предположить, что, во-первых, это интерес к личности другого человека; во-вторых, искренность и честность в отношениях. На первых страницах романа Базаров представляется читателям более интересным, чем Аркадий. Он подавляет своего друга силой характера, необычностью мировоззрения. Можно вспомнить, что Одинцова – несостоявшаяся любовь Базарова и первое увлечение Кирсанова – признается, что сначала Аркадий показался ей незначительным.

Но вот автор изображает героев в различных жизненных ситуациях, и мы видим в Аркадии такие черты характера, которые не могут не вызывать сочувствия и расположение к нему. Аркадий обожает своего «доброго приятеля», почти благоговеет перед ним. Он просит отца с вниманием отнестись к другу, про которого так много рассказывал в своих письмах:« Пожалуйста, папаша, приласкай его. Я не могу тебе выразить, до какой степени я дорожу его дружбой».

Аркадий – преданный единомышленник Базарова, его прилежный ученик. В споре между «отцами и детьми» он принимает сторону друга. Вслед за Базаровым он повторяет все его изречения, хотя они звучат очень неестественно для искреннего в проявлении чувств молодого человека, любящего природу, музыку, искусство.

Они много спорят, но в спорах всегда правым оказывается Базаров, и Аркадий уступает ему. Так, он решает «просветить» своего отца, когда заменяет ему томик Пушкина научной монографией. Тем не менее в некоторых случаях Аркадий категорически не согласен с другом: к примеру, насмешка Базарова над его отцом, играющим в деревне на виолончели, не вызывает в нем сочувствия. Кирсанов пытается убедить Базарова, что к людям, в частности к его дяде Павлу Петровичу, надо относиться справедливо, нужно понимать их жизнь, а не просто осуждать. Даже к родителям Базарова он проявляет больше внимания и чуткости, чем сам Евгений, которому не хочется вникать в их чувства и переживания. Аркадий восторженно отзывается о Базарове, когда отец спрашивает его о Евгении: «Ваш сын - один из самых замечательных людей, с которыми я когда-либо встречался».

Но с определенного момента их отношений Аркадий начинает понимать «всю бездонную пропасть базаровского самолюбия». Он размышляет о том, кем он является для своего друга: Мы, стало быть, с тобой боги? то есть - ты бог, а олух уж не я ли?»

Таким образом, Базаров при всем своем уме, неповторимости, яркости личности часто вызывает недоумение окружающих своими поступками и речами. Но прежде всего удивляет ограниченность его интересов определенными профессиональными рамками и полное равнодушие ко всему остальному, то есть к самой жизни, к её бесконечному разнообразию и красоте. Да, в чем-то Базаров прав и в чём-то действительно велик (куда до него «либеральному баричу» Кирсанову), но есть то, в чём Аркадий превосходит его.

Считается общепринятым, что Базаров терпит поражение как в дружбе, так и в любви, отталкивая от себя своего преданного друга. Но так ли это? Дружеские связи возникают между людьми тогда, когда пересекаются их интересы, влечения, занятия. Базаров и Кирсанов познакомились в университете и сблизились на почве нигилизма и рассуждений о полезности вещей, людей, отношений, но потом их взгляды разошлись. Аркадий по-прежнему желал посвятить себя поиску истины, но уже не там, где прежде. И Базаров говорит ему: «Мы прощаемся навсегда … для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан».

Жизненные пути героев разошлись, но разве напрасной была их дружба? Вот Аркадий упрекает Базарова в отсутствии душевных слов, на что Базаров отвечает: «Есть у меня другие слова, только я их не выскажу, потому что это романтизм». Так искренность и юношеская пылкость Аркадия повлияла на его друга, сдержанного в проявлении своих чувств.

И хотя Аркадий, увлеченный любовью, быстро забывает своего наставника, влияние Базарова на его отношение к жизни тоже не проходит бесследно. В эпилоге Тургенев показывает своего героя увлеченным хозяйством, счастливым в семейной жизни и любви. Но Аркадий и Катя понимают, что их рано ушедший друг много значил для них и поднимают тост: «В память Базарова…»

Базаров и Аркадий. Тема дружбы. Дружба - это духовная близость людей, взаимо­понимание, готовность понять другого человека, по­мочь ему в трудной ситуации. Если между друзьями нет взаимопонимания, то не может быть и настоящей дружбы. Об этом пишет И. С. Тургенев в романе «От­цы и дети ».

Его главный герой - Евгений Базаров. Он чело­век нового времени, нигилист. Базаров увлекается естественными науками, готовится стать врачом, мечтает о преобразованиях в России, об улучшении жизни крестьянства. Аркадий Кирсанов тянется к Базарову именно потому, что он не похож на дру­гих, увлечен новыми идеями. Кирсанов старается по­дражать другу. Но для Базарова Аркадий - молодень­кий мальчик, романтик, к которому он относится со снисхождением.

Аркадий и Евгений были воспитаны в разных ус­ловиях. Кирсанов вырос в богатом помещичьем доме своего отца, с детства был окружен родительской за­ботой и лаской. Жизнь в деревне текла сонно и нето­ропливо. Николай Петрович, его отец, жил как другие помещики, «изредка ездил на охоту и занимался хо­зяйством».

Родители Евгения живут гораздо более скромно, в небольшом деревенском домике, покрытом соло­менной крышей. Его семья ближе к простому наро­ду: отец - бывший военный, мать - «настоящая русская дворяночка прежнего времени». Они живут по старинке, привыкли к труду. И Евгений в споре с Павлом Петровичем гордо заявляет: «Мой дед зем­лю пахал». Евгений с детства привык работать, и да­же на отдыхе в имении Кирсановых «Аркадий сиба­ритствовал, Базаров работал». Он проводит опыты на лягушках, лечит простых людей. Аркадий стремит­ся помочь другу, но я думаю, что естественные науки не его страсть. Ему ближе природа, музыка, поэзия. И все же Кирсанов тянется к Базарову как к челове­ку, недаром он с таким пафосом произносит слово «нигилист». В доме Кирсановых Базаров чужой, ста­рики не разделяют его убеждений, у них есть свои принципы.

Им странно, что Базаров отрицает искусство, по­эзию, религию, любовь. И Аркадию тяжело понять убеждения друга, хотя он и поддерживает его. Кир- санов-младший находит свое счастье в любви к Кате Одинцовой, потому что у этих героев много общего.

Для Аркадия важно семейное счастье. Базаров влюб­ляется в сестру Кати - Анну Одинцову. Однако Ан­на отвергает его чувства. Постепенно Базаров и Ар­кадий все больше отдаляются друг от друга, потому что у них нет общих интересов. Причем Евгений сам отталкивает друга: «Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть!.. Ты славный малый, но ты все-таки мягенький, либеральный барич…».

На мой взгляд, Базаров в своем одиночестве ви­новат сам. Никто из окружающих его людей не по­нимает и не принимает нигилизма. Евгений сам от­талкивает и милых, добрых родителей, и Аркадия. Кирсанову жаль прощаться с другом, потому что его душа не может кого-то ненавидеть, оттолкнуть. Если ты хочешь иметь настоящих друзей, то должен при­нимать их, возможно, примириться с какими-то не­достатками, а не навязывать свое мнение. Сильный, конечно, может подчинить себе слабого, но это не дружба, а лишь преклонение. Настоящая дружба строится на взаимопонимании, общности интересов и умении уступать.

Все сочинения по литературе за 10 класс Коллектив авторов

29. Дружба Базарова и Аркадия в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Аркадий и Базаров очень непохожие люди, и дружба, возникшая между ними, тем удивительней. Несмотря на принадлежность молодых людей к одной эпохе, они очень разные. Необходимо учесть, что они изначально принадлежат к разным кругам общества. Аркадий – сын дворянина, он с раннего детства впитал то, что Базаров презирает и отрицает в своем нигилизме. Отец и дядя Кирсановы интеллигентные люди, ценящие эстетику, красоту и поэзию. С точки зрения Базарова, Аркадий – мягкосердечный «барич», размазня. Базаров не хочет признать, что либеральность Кирсановых – это следствие глубокого образования, художественной одаренности и высокой духовности натур. Базаров отрицает подобные качества как совершенно ненужные. Однако в данном случае речь идет не только об интеллигентности, но и о глубинной преемственности опыта предыдущих поколений, о хранении традиций и всего культурного наследия.

Семейная тема играла большую роль в русской литературе, поэтому демонстрация внутрисемейного конфликта оказалась революционной. Целостность и гармоничность общества мерились единством семьи. Следовательно, такие проблемы оказались не просто проблемами семьи, но и проблемами всего общества.

Базаров привлекал Аркадия своей резкостью, неординарностью и смелостью. Для молодого «барича» такие личности были в диковинку. Аркадий стал своеобразным воплощением юности, которая тянется ко всему новому и необычному, легко увлекается новыми идеями, испытывает живой интерес к жизни в любых ее проявлениях. Аркадий ищет свой собственный жизненный путь методом проб и ошибок. Его отношение к традициям, авторитетам и прочим важным для его отца вещам достаточно легкомысленное. Ему не хватает мудрости лет, терпимости и внимания к другим людям, которые есть у его отца. Конфликт Аркадия и Николая Петровича не несет в себе никакого политического начала, он очищен от социальных мотивов. Его суть – извечное непонимание между молодостью и старостью. Однако такое положение совсем не противоречит природе вещей. Напротив, старость – это гарант сохранности моральных ценностей, культурного наследия и традиций в обществе. Молодость в свою очередь обеспечивает движение прогресса своей тягой ко всему новому и неизведанному.

Евгений Васильевич Базаров – совсем иное дело. Он вышел из простой семьи, он даже несколько стыдится своих родителей. Он резок, временами груб, решителен, категоричен в своих суждениях и безапелляционен в своих выводах. Он вполне искренне считает, что хороший химик стоит двадцати поэтов. Он не понимает роли культуры в обществе. Он предлагает все разрушить, чтобы с чистого листа начать писать историю заново. Этим он порой вгоняет в отчаяние Павла Петровича, с которым он спорит. Мы видим максимализм обеих сторон, доведенный до крайности. Ни тот ни другой не желают уступить друг другу и признать правоту оппонента. В этом и заключается их главная ошибка. Все стороны правы до определенного момента. Прав и Павел Петрович, говорящий о необходимости сохранения наследия предков, прав и Базаров, говорящий о необходимости перемен. Обе эти стороны – стороны одной медали. И тот и другой искренне озабочены судьбой родной страны, но методы у них разные.

Дружба Базарова и Аркадия Кирсанова начинает давать трещину, когда Базаров влюбляется в Одинцову, а Аркадий – в Катю. Тут в полной мере проявляется их различие. Если чувство для Базарова дается тяжело, он не может отдаться любви, то Аркадий и Катя учатся быть самими собой. Базаров отдаляется от друга, словно чувствуя его правоту, а не свою.

Образ Аркадия выведен для того, чтобы оттенить образ Базарова и показать многогранность человеческой натуры и одной и той же социальной проблемы. Это делает образ Базарова еще более одиноким и трагичным. Базаров считается, подобно Рудину, Печорину, Онегину и Обломову, «лишним человеком». Ему нет места в этой жизни, хотя такие бунтари всегда возникают в смутные времена.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Погаснет жизнь, но я останусь: Собрание сочинений автора Глинка Глеб Александрович

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 2. 1840-1860 годы автора Прокофьева Наталья Николаевна

«Отцы и дети» В 1862 г. писатель публикует свой самый знаменитый роман «Отцы и дети», вызвавший наибольшее количество весьма противоречивых откликов и критических суждений. Популярность романа у широкой публики не в последнюю очередь объясняется его острой

Из книги Русская литература в оценках, суждениях, спорах: хрестоматия литературно-критических текстов автора Есин Андрей Борисович

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» Роман «Отцы и дети» вызвал острую дискуссию в литературной критике. В центре внимания оказался, естественно, образ Базарова, в котором Тургенев воплотил свое понимание «нового человека#, разночинца-демократа, «нигилиста». Интересной

Из книги Все сочинения по литературе за 10 класс автора Коллектив авторов

Д.И. Писарев Базаров («Отцы и дети», роман И.С.

Из книги От Пушкина до Чехова. Русская литература в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

<Из воспоминаний П.Б. Анненкова о его беседе с М.Н. Катковым по поводу романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»> <…> <Катков> не восхищался романом, а напротив, с первых же слов заметил: «Как не стыдно Тургеневу было спустить флаг перед радикалом1 и отдать ему честь, как

Из книги Статьи о русской литературе [антология] автора Добролюбов Николай Александрович

28. Конфликт теории и жизни в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» содержит в себе большое количество конфликтов в целом. К ним относятся любовный конфликт, столкновение мировоззрений двух поколений, социальный конфликт и внутренний

Из книги Как написать сочинение. Для подготовки к ЕГЭ автора Ситников Виталий Павлович

30. Женские образы в романе Тургенева «Отцы и дети» Самыми выдающимися женскими фигурами в романе Тургенева «Отцы и дети» являются Одинцова Анна Сергеевна, Фенечка и Кукшина. Эти три образа до крайности непохожи друг на друга, но тем не менее мы попытаемся их

Из книги автора

31. Трагедия Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Образ Базарова противоречив и сложен, его раздирают сомнения, он переживает душевные травмы, в первую очередь из-за того, что отвергает естественное начало. Теория жизни Базарова, этого крайне практичного

Из книги автора

32. Базаров и Павел Петрович. Доказательства правоты каждого из них (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети») Споры Базарова и Павла Петровича представляют социальную сторону конфликта в романе Тургенева «Отцы и дети». Здесь сталкиваются не просто разные взгляды

Из книги автора

«Отцы и дети» Вопрос 7.19 В беседе со своим другом Аркадием Базаров однажды заявил, что русский человек одним только хорош.Чем позвольте

Из книги автора

«Отцы и дети» Ответ 7.19 «Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения», – заявил

Из книги автора

Базаров («Отцы и дети», роман И. С. Тургенева) I Новый роман Тургенева дает нам все то, чем мы привыкли наслаждаться в его произведениях. Художественная отделка безукоризненно хороша; характеры и положения, сцены и картины нарисованы так наглядно и в то же время так мягко,

Из книги автора

Смысл заглавия романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» I. «Отцы и дети» – первый в русской литературе идеологический роман, роман-диалог о социальных перспективах России.1. Художественная и нравственная прозорливость Тургенева.2. «Честь нашей литературы» (Н. Г.

Из книги автора

Писарев Д. И Базаров («Отцы и дети», роман И. С. Тургенева) Новый роман Тургенева дает нам все то, чем мы привыкли наслаждаться в его произведениях. Художественная отделка безукоризненно хороша; характеры и положения, сцены и картины нарисованы так наглядно и в то же время

Из книги автора

Красовский В. Е Художественные принципы Тургенева-романиста. Роман «Отцы и дети» Шесть романов Тургенева, созданных на протяжении более двадцати лет («Рудин» – 1855 г., «Новь» – 1876 г.), – целая эпоха в истории русского общественно-психологического романа.Первый роман

Из книги автора

Быкова Н. Г «Отцы и дети» В феврале 1862 года И. С. Тургенев публикует роман «Отцы и дети». Автор попытался показать русскому обществу трагический характер нараставших конфликтов. Читателю открываются хозяйственные неурядицы, обнищание народа, разложение традиционного