Фелица. Державин Г.Р

Подобный материал:
  • «Слова о полку Игореве» , 72.19kb.
  • Кто же автор поэмы «Слово о полку Игореве»? , 314.67kb.
  • План работы Введение. «Слово о полку Игореве» как переводческая проблема: «Слово» слово, , 312.02kb.
  • 10-11 классы I. Дайте краткий ответ на вопросы: 1 Назовите героя-резонера в драме , 24.71kb.
  • Контрольная работа по литературе 1 уровень Основная идея «Слова о полку Игореве» , 55.24kb.
  • План конспект вопрос 1: «Слово о полку Игореве»: композиция, жанровое своеобразие, , 121.53kb.
  • , 45.65kb.
  • А. С. Пушкин «Повести Белкина». Тема и идейный смысл одной из них , 44.67kb.
  • Литература ХI хiх веков курсовая работа «Проблема жанра Слова о полку Игореве» , 309.49kb.
  • Литература в XІІ начале XIII в на примере «Слова о полку Игореве» , 81.43kb.
ФИЛИАЛ ФГБОУ ВПО «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В Г. АНЖЕРО-СУДЖЕНСКЕ

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра русского языка и литературы

ЗАДАНИЯ ВТОРОГО УНИВЕРСИТЕТСКОГО ТУРНИРА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

(8-9 классы)

I. Дайте краткий ответ на вопросы:

1) Какой художественный прием использовал автор «Слова о полку Игореве» в следующем отрывке: «С раннего утра до вечера, с вечера до рассвета летят стрелы каленые, гремят сабли о шлемы, трещат копья булатные в степи незнаемой, среди земли Половецкой. Черна земля под копытами, костьми была засеяна, а кровию полита: горем взошли они по земле Русской» ?

2) В «Слове о полку Игореве» есть два вставных эпизода, не связанных с основным сюжетом (походом Игоря). Один эпизод – это «Плач Яросласвны». Назовите второй эпизод.

3) Комедия Д.И. Фонвизина называется «Недоросль». Кого называли недорослями в XVIII веке?

4) К кому обращается Г.Р. Державин в произведении «Фелица»?

Мурзам своим не подражая

Почасту ходишь ты пешком

И пища самая простая

Бывает за твоим столом…

5) О каком произведении Н.М. Карамзина А.С. Пушкин писал: «Древняя Россия, казалось, найдена Н.М. Карамзиным, как Америка - Колумбом» ?

6) Сколько времени длилось путешествие героя из Петербурга в Москву (А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»)?

7) Какое произведение было создано Н.М. Карамзиным во время поездки по Европе?

8) Определите стихотворный размер. Из какого произведения В.А. Жуковского взят этот отрывок?

В туманном сумраке окрестность исчезает…

Повсюду тишина; повсюду мертвый сон.

Лишь изредка, жужжа, вечерний жук мелькает,

Лишь слышится вдали рогов унылый звон.

9) По какому историческому поводу было написано стихотворение В.А. Жуковского «Певец во стане русских воинов»?

10) Какой конфликт является основным, ведущим, сюжетообразующим в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

11) В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» два героя-резонера. Один из них – Чацкий. Назовите другого.

12) Как называется строфа, которая состоит из 14 стихов, с оригинальной рифмовкой: перекрестная, парная, опоясывающая, рифмующееся двустишие? Каждая такая строфа рисует законченную картину.

13) Какое стихотворение было написано А.С. Пушкиным по случаю предстоящего экзамена в лицее?

14) Какую форму для своего романа «Капитанская дочка» избрал А.С. Пушкин?

15) К какому стихотворению А.С. Пушкина предпослан следующий эпиграф: «Чего в мой дремлющий тогда не входит ум?» (Г.Р. Державин)?

16) Назовите адресата стихотворения А.С. Пушкина «Мадонна».

17) Какая из частей романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является центральной и придает произведению характер психологического романа?

18) Какой эпизод является кульминацией сюжета в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?

19) Какой юбилейной дате было посвящено стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»?

20) Какое произведение Н.В. Гоголя заканчивается фразой: «Скучно на этом свете, господа»?

21) О ком из героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» говорится, что «…в детстве мамка его ушибла, и с тех пор от него отдает немного водкою» ?

22) В большинстве художественных произведений принято деление героев на положительных и отрицательных. Назовите положительного героя комедии «Ревизор».

23) Кто в произведении Н.В. Гоголя «Мертвые души» рассказывает «Повесть о капитане Копейкине»?

24) У кого из помещиков «Мертвых душ» был в усадьбе «храм уединенного размышления»?

25) На могиле какого писателя XIX века высечены слова: «Имя и дела твои бессмертны, но для чего пережила тебя любовь моя»?

II. Напишите сочинение-фантазию на тему:

«Сон в зимнюю ночь »

ФЕЛИЦА


Богоподобная царевна
Киргиз-Кайсацкия орды!
Которой мудрость несравненна
Открыла верные следы
Царевичу младому Хлору
Взойти на ту высоку гору,
Где роза без шипов растет,
Где добродетель обитает, —
Она мой дух и ум пленяет,
Подай найти ее совет.

Подай, Фелица! наставленье:
Как пышно и правдиво жить,
Как укрощать страстей волненье
И счастливым на свете быть?
Меня твой голос возбуждает,
Меня твой сын препровождает;
Но им последовать я слаб.
Мятясь житейской суетою,
Сегодня властвую собою,
А завтра прихотям я раб.

Мурзам твоим не подражая,
Почасту ходишь ты пешком,
И пища самая простая
Бывает за твоим столом;
Не дорожа твоим покоем,
Читаешь, пишешь пред налоем
И всем из твоего пера
Блаженство смертным проливаешь;
Подобно в карты не играешь,
Как я, от утра до утра.

Не слишком любишь маскарады,
А в клоб не ступишь и ногой;
Храня обычаи, обряды,
Не донкишотствуешь собой;
Коня парнасска не седлаешь,
К духа м— в собранье не въезжаешь,
Не ходишь с трона на Восток;
Но кротости ходя стезею,
Благотворящею душою,
Полезных дней проводишь ток.

А я, проспавши до полудни,
Курю табак и кофе пью;
Преобращая в праздник будни,
Кружу в химерах мысль мою:
То плен от персов похищаю,
То стрелы к туркам обращаю;
То, возмечтав, что я султан,
Вселенну устрашаю взглядом;

То вдруг, прельщаяся нарядом,
Скачу к портному по кафтан.

Или в пиру я пребогатом,
Где праздник для меня дают,
Где блещет стол сребром и златом,
Где тысячи различных блюд;
Там славный окорок вестфальской,
Там звенья рыбы астраханской,
Там плов и пироги стоят,
Шампанским вафли запиваю;
И всё на свете забываю
Средь вин, сластей и аромат.

Или средь рощицы прекрасной
В беседке, где фонтан шумит,
При звоне арфы сладкогласной,
Где ветерок едва дышит,
Где всё мне роскошь представляет,
К утехам мысли уловляет,
Томит и оживляет кровь;
На бархатном диване лежа,
Младой девицы чувства нежа,
Вливаю в сердце ей любовь.

Или великолепным цугом
В карете английской, златой,
С собакой, шутом или другом,
Или с красавицей какой
Я под качелями гуляю;
В шинки пить меду заезжаю;
Или, как то наскучит мне,
По склонности моей к премене,
Имея шапку набекрене,
Лечу на резвом бегуне.

Или музы кой и певцами,
Органом и волынкой вдруг,
Или кулачными бойцами
И пляской веселю мой дух;
Или, о всех делах заботу
Оставя, езжу на охоту

И забавляюсь лаем псов;
Или над невскими брегами
Я тешусь по ночам рогами
И греблей удалых гребцов.

Иль, сидя дома, я прокажу,
Играя в дураки с женой;
То с ней на голубятню лажу,
То в жмурки резвимся порой;
То в свайку с нею веселюся,
То ею в голове ищуся;
То в книгах рыться я люблю,
Мой ум и сердце просвещаю,
Полкана и Бову читаю;
За библией, зевая, сплю.

Таков, Фелица, я развратен!
Но на меня весь свет похож.
Кто сколько мудростью ни знатен,
Но всякий человек есть ложь.
Не ходим света мы путями,
Бежим разврата за мечтами.
Между лентяем и брюзгой,
Между тщеславья и пороком
Нашел кто разве ненароком
Путь добродетели прямой.

Нашел, — но льзя ль не заблуждаться
Нам, слабым смертным, в сем пути,
Где сам рассудок спотыкаться
И должен вслед страстям идти;
Где нам ученые невежды,
Как мгла у путников, тмят вежды?
Везде соблазн и лесть живет,
Пашей всех роскошь угнетает. —
Где ж добродетель обитает?
Где роза без шипов растет?

Тебе единой лишь пристойно,
Царевна! свет из тьмы творить;
Деля Хаос на сферы стройно,
Союзом целость их крепить;

Из разногласия согласье
И из страстей свирепых счастье
Ты можешь только созидать.
Так кормщик, через понт плывущий,
Ловя под парус ветр ревущий,
Умеет судном управлять.

Едина ты лишь не обидишь,
Не оскорбляешь никого,
Дурачествы сквозь пальцы видишь,
Лишь зла не терпишь одного;
Проступки снисхожденьем правишь,
Как волк овец, людей не давишь,
Ты знаешь прямо цену их.
Царей они подвластны воле, —
Но богу правосудну боле,
Живущему в законах их.

Ты здраво о заслугах мыслишь,
Достойным воздаешь ты честь,
Пророком ты того не числишь,
Кто только рифмы может плесть,
А что сия ума забава
Калифов добрых честь и слава.
Снисходишь ты на лирный лад;
Поэзия тебе любезна,
Приятна, сладостна, полезна,
Как летом вкусный лимонад.

Слух и дет о твоих поступках,
Что ты нимало не горда;
Любезна и в делах и в шутках,
Приятна в дружбе и тверда;
Что ты в напастях равнодушна,
А в славе так великодушна,
Что отреклась и мудрой слыть.
Еще же говорят неложно,
Что будто завсегда возможно
Тебе и правду говорить.

Неслыханное также дело,
Достойное тебя! одной,

Что будто ты народу смело
О всем, и въявь и под рукой,
И знать и мыслить позволяешь,
И о себе не запрещаешь
И быль и небыль говорить;
Что будто самым крокодилам,
Твоих всех милостей зоилам
Всегда склоняешься простить.

Стремятся слез приятных реки
Из глубины души моей.
О! коль счастливы человеки
Там должны быть судьбой своей,
Где ангел кроткий, ангел мирный,
Сокрытый в светлости порфирной,
С небес ниспослан скиптр носить!
Там можно пошептать в беседах
И, казни не боясь, в обедах
За здравие царей не пить.

Там с именем Фелицы можно
В строке описку поскоблить,
Или портрет неосторожно
Ее на землю уронить,
Там свадеб шутовских не парят,
В ледовых банях их не жарят,
Не щелкают в усы вельмож;
Князья наседками не клохчут,
Любимцы въявь им не хохочут
И сажей не марают рож.

Ты ведаешь, Фелица! Правы
И человеков и царей;
Когда ты просвещаешь нравы,
Ты не дурачишь так людей;
В твои от дел отдохновеньи
Ты пишешь в сказках поученьи,
И Хлору в азбуке твердишь:
«Не делай ничего худого,
И самого сатира злого
Лжецом презренным сотворишь».

Стыдишься слыть ты тем великой,
Чтоб страшной, нелюбимой быть;
Медведице прилично дикой
Животных рвать и кровь их пить.
Без крайнего в горячке бедства
Тому ланцетов нужны ль средства,
Без них кто обойтися мог?
И славно ль быть тому тираном,
Великим в зверстве Тамерланом,
Кто благостью велик, как бог?

Фелицы слава, слава бога,
Который брани усмирил;
Который сира и убога
Покрыл, одел и накормил;
Который оком лучезарным
Шутам, трусам, неблагодарным
И праведным свой свет дарит;
Равно всех смертных просвещает,
Больных покоит, исцеляет,
Добро лишь для добра творит.

Который даровал свободу
В чужие области скакать,
Позволил своему народу
Сребра и золота искать;
Который воду разрешает,
И лес рубить не запрещает;
Велит и ткать, и прясть, и шить;
Развязывая ум и руки,
Велит любить торги, науки
И счастье дома находить;

Которого закон, десница
Дают и милости и суд. —
Вещай, премудрая Фелица!
Где отличен от честных плут?
Где старость по миру не бродит?
Заслуга хлеб себе находит?
Где месть не гонит никого?

Где совесть с правдой обитают?
Где добродетели сияют?
У трона разве твоего!

Но где твой трон сияет в мире?
Где, ветвь небесная, цветешь?
В Багдаде, Смирне, Кашемире?
Послушай, где ты ни живешь, —
Хвалы мои тебе приметя,
Не мни, чтоб шапки иль бешметя
За них я от тебя желал.
Почувствовать добра приятство
Такое есть души богатство,
Какого Крез не собирал.

Прошу великого пророка,
Да праха ног твоих коснусь,
Да слов твоих сладчайша тока
И лицезренья наслаждусь!
Небесные прошу я силы,
Да, их простря сафирны крылы,
Невидимо тебя хранят
От всех болезней, зол и скуки;
Да дел твоих в потомстве звуки,
Как в небе звезды, возблестят.


Примечания

Фелица (стр. 97). Впервые — «Собеседник», 1783, ч. 1,стр.5, без подписи, под заглавием: «Ода к премудрой киргизкайсацкой царевне Фелице, писанная татарским мурзою, издавна поселившимся в Москве, а живущим по делам своим в Санктпетербурге. Переведена с арабского языка 1782». К последним словам редакция дала примечание: «Хотя имя сочинителя нам и неизвестно, но известно нам то, что сия ода точно сочинена на российском языке». Печ. по Изд. 1808 г., т. 1, стр. 36. Написав оду в 1782 г., Державин не решился напечатать ее, опасаясь мести знатных вельмож, изображенных в сатирическом плане. Такого же мнения были и друзья поэта — Н. А. Львов и В. В. Капнист. Случайно ода попала в руки одному хорошему знакомому Державина, советнику при директоре Академии наук, литератору, деятелю в области народного образования, впоследствии министру Осипу Петровичу Козодавлеву (нач. 1750-х гг.— 1819), который стал показывать ее разным лицам и в том числе познакомил с ней княгиню Е. Р. Дашкову, назначенную с 1783 г. директором Академии наук. Дашковой ода понравилась, и, когда в мае 1783 г. было предпринято издание «Собеседника» (Козодавлев стал редактором журнала), решено было открыть первый номер «Фелицей» (Об. Д., 601). Издание «Собеседника» было обусловлено политическими событиями начала 1780-х гг., усилением борьбы Екатерины с дворянской оппозицией, стремлением императрицы «использовать журналистику в качестве средства воздействия на умы, в качестве аппарата для распространения благоприятных для нее истолкований явлений внутриполитической жизни страны» (П. Н. Берков. История русской журналистики XVIII в. М. — Л., 1952, стр. 332). Одной из идей, настойчиво проводившихся Екатериной в огромных «Записках касательно российской истории», была отмеченная еще Добролюбовым мысль о том, что государь «никогда не является виною междоусобий, но всегда решителем распрей, миротворцем князей, защитником правого, если только он следует внушениям собственного сердца. Как скоро он делает несправедливость, которую нельзя скрыть или оправдать, то вся вина слагается на злых советчиков, всего чаще на бояр и на духовенство» (Н. А. Добролюбов. Сочинения, т. 1. Л., 1934, стр. 49). Поэтому «Фелица», панегирически изображавшая Екатерину и сатирически — ее вельмож, пришлась на руку правительству, понравилась Екатерине. Державин получил в подарок от императрицы золотую табакерку с 500 червонцев и был лично представлен ей. Высокие достоинства оды принесли ей успех в кругах наиболее передовых современников, широкую по тому времени популярность. А. Н. Радищев, например, писал: «Преложи многие строфы из оды к Фелице, а особливо, где мурза описывает сам себя, без стихов останется почти та же поэзия» (Полн. собр. соч., т. 2, 1941, стр.217). «У каждого, умеющего читать по-русски, очутилась она в руках», — свидетельствовал Козодавлев («Собеседник», 1784, ч. 16, стр. 8). Само имя «Фелица» Державин взял из «Сказки о царевиче Хлоре», написанной Екатериной II для своего внука Александра (1781). «Мурзой именовал себя автор потому, ...что произошел он от татарского племени; а императрицу — Фелицею и киргизскою царевною для того, что покойная императрица сочинила сказку под именем Царевича Хлора, которого Фелица, то есть богиня блаженства, сопровождала на гору, где роза без шипов цветет, и что, автор имел свои деревни в Оренбургской губернии в соседстве от киргизской орды, которая в подданстве не числилась» (Об. Д., 593). В рукописи 1795 г. (см. выше, стр. 363) толкование имени «Фелица» несколько иное: «премудрость, благодать, добродетель» (Рукописный отдел ГПБ, F. XIV. 16, стр. 408). Имя это образовано Екатериной от латинских слов «felix» — «счастливый», «felicitas» — «счастье».

Меня меня твой сын препровождает. В сказке Екатерины Фелица дала в проводники царевичу Хлору своего сына Рассудок.

Мурзам твоим не подражая— т. е. придворным, вельможам. Слово «мурза» употребляет Державин в двух планах. Когда мурза говорит о Фелице, то под мурзой подразумевается автор оды. Когда он говорит как бы о самом себе, тогда мурза — собирательный образ вельможи-придворного.

Читаешь, пишешь пред налоем. Державин имеет в виду законодательную деятельность императрицы. Налой (устар., простореч.), точнее «аналой» (церк.) — высокий столик с покатым верхом, на который в церкви кладут иконы или книги. Здесь употреблено в смысле «столик», «конторка».

Коня парнаска не седлаешь. Екатерина не умела писать стихов. Арии и стихи для ее литературных сочинений писали ее статс-секретари Елагин, Храповицкий и др. Парнасский конь — Пегас.

К духам в собранье не въезжаешь, Не ходишь с трона на Восток — т. е. не посещаешь масонских лож, собраний. Екатерина называла масонов «сектой духов» (Дневник Храповицкого. М., 1902, стр. 31). «Востоками» назывались иногда масонские ложи (Грот, 2, 709—710). Масоны в 80-х гг. XVIII в. — члены организаций («лож»), исповедовавших мистико-моралистическое учение и находившихся в оппозиции екатерининскому правительству. Масонство разделялось на различные течения. К одному из них, иллюминатству, принадлежал ряд руководителей Французской революции 1789 г. В России так называемые «московские мартинисты» (крупнейшими из них в 1780-е гг. были Н. И. Новиков, замечательный русский просветитель, писатель и книгоиздатель, его помощники по издательскому, делу И. В. Лопухин, С. И. Гамалея и др.) были особенно враждебно настроены по отношению к императрице. Они считали ее захватчицей престола и желали видеть на троне «законного государя» — наследника престола Павла Петровича, сына свергнутого с престола Екатериной императора Петра III. Павел, пока ему было это выгодно, весьма сочувственно относился к «мартинистам» (по некоторым свидетельствам, он даже придерживался их учения). Особенно активизировались масоны с середины 1780-х гг., и Екатерина сочиняет три комедии: «Шаман сибирский», «Обманщик» и «Обольщенный», пишет «Тайну противо-нелепого общества» — пародию на масонский устав. Но разгромить московское масонство ей удалось только в 1789—1793 гг. при помощи полицейских мер.

А я, проспавши до полудни и т. д. «Относится к прихотливому нраву князя Потемкина, как и все три нижеследующие куплеты, который то собирался на войну, то упражнялся в нарядах, в пирах и всякого рода роскошах» (Об. Д., 598).

Цуг — упряжка в четыре или шесть лошадей попарно. Право езды цугом было привилегией высшего дворянства.

Лечу на резвом бегуне. Это относится также к Потемкину, но «более к гр. Ал. Гр. Орлову, который был охотник до скачки лошадиной» (Об. Д., 598). На конных заводах Орлова было выведено несколько новых пород лошадей, из которых наиболее известна порода знаменитых «орловских рысаков».

Или кулачными бойцами — также относится к А. Г. Орлову.

И забавляюсь лаем псов — относится к П. И. Панину, который любил псовую охоту (Об. Д., 598).

Я тешусь по ночам рогами и т. д. «Относится к Семену Кирилловичу Нарышкину, бывшему тогда егермейстером, который первый завел роговую музыку» (Об. Д., 598). Роговая музыка — оркестр, состоящий из крепостных музыкантов, в котором из каждого рога можно извлечь только одну ноту, а все вместе являются как бы одним инструментом. Прогулки знатных вельмож по Неве в сопровождении рогового оркестра были распространенным явлением в XVIII в.

Иль, сидя дома, я прокажу. «Сей куплет относится вообще до старинных обычаев и забав русских» (Об. Д., 958).

Полкана и Бову читаю. «Относится до кн. Вяземского, любившего читать романы (которые часто автор, служа у него в команде, перед ним читывал, и случалось, что тот и другой дремали и не понимали ничего) — Полкана и Бову и известные старинные русские повести» (Об. Д., 599). Державин имеет в виду переводной роман о Бове, который позднее превратился в русскую сказку.

Но всякий человек есть ложь — цитата из Псалтыри, из 115 псалма.

Между лентяем и брюзгой. Лентяг и Брюзга — персонажи сказки о царевиче Хлоре. «Сколько известно, разумела она под первым кн. Потемкина, а под другим кн. Вяземского, потому что первый, как выше сказано, вел ленивую и роскошную жизнь, а второй часто брюзжал, когда у него, как управляющего казной, денег требовали» (Об. Д., 599).

Деля Хаос на сферы стройно и т. д. — намек на учреждение губерний. В 1775 г. Екатерина издала «Учреждение о губерниях»,— согласно которому вся Россия была разделена на губернии.

Что отреклась и мудрой слыть. Екатерина II с наигранной скромностью отклонила от себя титулы «Великой», «Премудрой», «Матери отечества», которые были поднесены ей в 1767 г. Сенатом и Комиссией по выработке проекта нового уложения; так же она поступила и в 1779 г., когда петербургское дворянство предложило принять ей титул «Великой».

И знать и мыслить позволяешь. В «Наказе» Екатерины II, составленном ею для Комиссии по выработке проекта нового уложения и являвшемся компиляцией из сочинений Монтескье и других философов-просветителей XVIII в., действительно есть ряд статей, кратким изложением которых является эта строфа. Однако недаром Пушкин назвал «Наказ» «лицемерным»: до нас дошло огромное количество «дел» людей, арестованных Тайной экспедицией именно по обвинению «в говорении» «неприличных», «поносных» и пр. слов по адресу императрицы, наследника престола, кн. Потемкина и пр. Почти все эти люди были жестоко пытаемы «кнутобойцей» Шешковским и сурово наказаны секретными судами.

Там можно пошептать в беседах и т. д. и следующая строфа — изображение жестоких законов и нравов при дворе императрицы Анны Иоанновны. Как отмечает Державин (Об. Д., 599—600), существовали законы, согласно которым два человека, перешептывавшиеся между собой, считались злоумышленниками против императрицы или государства; не выпивший большого бокала вина, «за здравие царицы подносимого», уронивший нечаянно монету с ее изображением подозревались в злом умысле и попадали в Тайную канцелярию. Описка, поправка, подскабливание, ошибка в императорском титуле влекли за собой наказание плетьми, равно как и перенос титула с одной строки на другую. При дворе широко распространены были грубые шутовские «забавы» вроде известной свадьбы князя Голицына, бывшего при дворе шутом, для которой был выстроен «ледяной дом»; титулованные шуты усаживались в лукошки и клохтали курицами и т. д.

Ты пишешь в сказках поученьи. Екатерина II написала для своего внука, кроме «Сказки о царевиче Хлоре», «Сказку о царевиче Февее» (см. прим. на стр. 378).

Не делай ничего худого. «Наставление» Хлору, переложенное Державиным в стихи, находится в приложении к «Российской азбуке для обучения юношества чтению, напечатанной для общественных школ по высочайшему повелению» (СПб., 1781), которая также была сочинена Екатериной для внуков ее.

Ланцетов средства — т. е. кровопролитие.

Тамерлан (Тимур, Тимурленг) — среднеазиатский полководец и завоеватель (1336—1405), отличавшийся крайней жестокостью.

Который брани усмирил и т. д. «Сей куплет относится на мирное тогдашнее время, по окончании первой турецкой войны (1768—1774 гг. — В. З. ) в России процветавшее, когда многие человеколюбивые сделаны были императрицею учреждения, как то: воспитательный дом, больницы и прочие» (Об. Д., 600).

Который даровал свободу и т. д. Державин перечисляет некоторые законы, изданные Екатериной II, которые были выгодны дворянам-помещикам и купцам: она подтвердила данное Петром III дворянам разрешение совершать заграничные путешествия; разрешила помещикам разрабатывать рудные месторождения в их владениях в собственную пользу; сняла запрещение рубить лес на своих землях без контроля власти; «позволила свободное плавание по морям и рекам для торговли» (Об. Д., 600) и т. д.

Приложение к оде: «Фелица».

ЭСКИЗ ПЕРВОНАЧАЛЬНО ЗАДУМАННОЙ ОДЫ К ЕКАТЕРИНЕ.

Ты, которая одна, без помощи министра, по примеру богов, держишь все своею рукою и видишь все своими глазами!

Великая государыня, если я до сих пор из благоразумия пребывал в почтительном молчании и тебя не хвалил, так это не от того, чтоб мое сердце колебалось вскурить тебе должный фимиам; но я мало умею хвалить, и моя трепещущая Муза убегает столь чрезмерной тягости и, не будучи в силах говорить достойно о твоих великих делах, боится, коснувшись твоим лаврам, чтоб их не засушить.

Я не ослепляюсь тщетным желанием и умеряю мой полет по моим слабым силам, и моим молчанием разумнее тех отважных смертных, которые недостойною жертвою оскверняют твои алтари; которые в сем поле, куда их корысть заводит, без сил и духа смеют петь твое имя и которые всякой день безобразным голосом наводят тебе скуку, рассказывая тебе о собственных твоих делах.

Я не дерзаю опорочивать в них желание тебе нравиться; но к чему, не имев сил, без пользы трудиться и, тебя не похваляя, себя лишь обесславить?

Чтоб плесть хвалы, то должно быть Виргилию.

Я не могу богам, не имеющим добродетели, приносить жертвы и никогда и для твоей хвалы не скрою моих мыслей: и сколь твоя власть ни велика, но если бы в сем мое сердце не согласовалось с моими устами, то б никакое награждение и никакие причины не вырвали б у меня ни слова к твоей похвале.

Но когда я тебя вижу с благородным жаром трудящуюся в исполнении твоей должности, приводящую в стыд государей, труда трепещущих и которых тягость короны угнетает; когда я тебя вижу разумными распоряжениями обогащающую твоих подданных; гордость неприятелей ногами попирающую, нам море отверзающую, и твоих храбрых воинов - споспешествующих твоим намерениям и твоему великому сердцу, все под власть Орла покоряющих; Россию - под твоей державою счастием управляющую, и наши корабли - Нептуна презирающих и досягающих мест, откуда солнце бег свой простирает: тогда, не спрашивая, нравится ль то Аполлону, моя Муза в жару меня предупреждает и тебя хвалит.

(для учащихся 9 класса)

Вариант I



    1. В тридцатые годы XVIII века основным направлением в русском искусстве становится …

    1. Классицисты стали обращаться к образам и формам античного искусства, так как …

    1. Представителем русского классицизма в литературе не являлся …

    1. Центральной эстетической категорией сентиментализма является …


1) высокие жанры

А) комедия

2) низкие жанры

Б) сатира

В) трагедия

Г) эпопея

Д) басня

Е) ода


  1. Какой общественный деятель и просветитель добился открытия в Москве первого русского университета?

  1. К кому обращена ода Г.Р. Державина «Фелица»?


  1. Какие художественные приёмы использует автор в этом отрывке? Правильных ответов может быть несколько.

  1. Кем являются главные герои повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?

  1. Какой момент в повествовании можно считать завязкой действия?

Тест по русской литературе XVIII века

(для учащихся 9 класса)

Вариант II


  1. Продолжите высказывание, выбрав правильный вариант ответа.

    1. Истоки мирового классицизма – …

    1. Основной лозунг классицизма XVII – XVIII вв. – …

    1. Образцовой классицистической комедии не свойственно …

    1. Героями классицистических од обычно становились …

    1. Первый в России детский журнал назывался …

    1. Предметом произведений Н.М. Карамзина стали …

II. Установите соответствие. Каждой цифре слева может соответствовать несколько ответов справа.

III. Выберите правильный вариант ответа.


  1. Кто из авторов XVIII века вошёл в историю литературы как реформатор русского стихосложения?

А) М.В. Ломоносов

В) А.Н. Радищев

Б) Г.Р. Державин

Г) Н.М. Карамзин

  1. Укажите определение жанра оды.

  1. Из какого произведения взят нижеприведённый отрывок?

  1. Какой художественный приём использует автор в этом отрывке? Ответ может быть только один.

  1. Укажите жанр произведения Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

  1. В чём видит автор причину трагического конца повести «Бедная Лиза»?

  1. Какое дерево явилось «свидетелем» развития и завершения отношений между Лизой и Эрастом?

Ключ к тесту по разделу «Русская литература XVIII века»

(для учащихся 9 класса)

Вариант I
I.


1

2

3

4

5

6

А

В

Б

Б

Г

Б

II.


1

2

В, Г, Е

А, Б, Д

III.


1

2

3

4

5

6

7

А

В

А

Г

А, Б, В

А

Г

Вариант II
I.


1

2

3

4

5

6

В

А

Г

Г

В

Г

II.


1

2

3

4

Е

А, В, Ж

Б, Г

Д

III.


1

2

3

4

5

6

7

А

В

А

А

Б

В

Г

Критерии оценки

Вариант I

Максимальное количество – 21 балл

Вариант II

Максимальное количество – 20 баллов

Читайте также:
  1. Белорусское искусство XVIII века. График Гершка Лейбович, резчик Ян Шмитт, художники Хеские. Слуцкие пояса и другие произведения декоративно-прикладного искусства данной эпохи.
  2. В хороших литературных произведениях особое значение придается реакциям.
  3. Возлагается обязанность обеспечить для этого условия и осуще-
  4. Вопрос 11. Герои романтических поэм М. Ю. Лермонтова (на примере одного произведения).
  5. Вопрос 8. Герои романтических поэм А. С. Пушкина (на примере одного произведения).
  6. Вопрос35. Предел Функции в точке и на бесконечности. Геометрическая иллюстрация определений. Предел постоянной. Предел суммы, частного, произведения. Предел элементарных функций.
  7. Вызвать угнетенное состояние. Не совершайте этого насилия. Ваша молитва будет оказывать угнетающее действие.

1. «Фелица»

3. «Фрол Силин»

4. «К уму своему»

142. Главный герой «Путешествия из Петербурга в Москву»:

1. офицерство

2. купечество

4. дворянство

5. чиновничество

143. Черты этих литературных направлений проявились в «Путешествии из Петербурга в Москву»:

1. классицизм и сентиментализм

2. романтизм и сентиментализм

3. реализм и классицизм

4. классицизм и модернизм

5. соцреализм

144. В этой главе «Путешествия…» А.Н.Радищев подводит своего читателя к мысли о революционном выступлении народа:

1. «Зайцово»

2. «Крестцы»

3. «Спасская Полесть»

4. «Любани»

5. «Едрово»

145. Об этом произведении А.Радищева Екатерина II сказала: «Бунтовщик, хуже Пугачева»:

1. «Вольность»

2. «Путешествие из Петербурга в Москву»

3. «Отрывок из путешествия»

4. «Письмо к другу»

5. «Письма к Фалалею»

146. В этом произведении А.Радищнва помещена ода «Вольность»:

1. «Бригадир»

2. «Путешествие из Перербурга в Москву»

3. «Недоросль»

5. «Водопад»

147. За свою книгу он был арестован, приговорен к смертной казни, которая потом была заменена ссылкой в Сибирь:

1. А.Сумароков

2. А.Кантемир

3. Г.Державин

4. А.Радищев

5. М.Ломоносов

148. В этой книге XVIII в. эпиграфом взяты слова: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй»:

1. «Бедная Лиза»

2. «Недоросль»

3. «Ревизор»

5. «Ябеда»

«Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человеческими уязвлена стала»:

1. «Бедная Лиза»

2. «Недоросль»

3. «Ревизор»

4. «Путешествие из Петербурга в Москву»

5. «Ябеда»

150. О нем говорят, что его жизнь - подвиг во имя освобождения российского крестьянина:

1. А. Сумароков

2. А.Радищев

3. Г.Державин

4. И.Крылов

1. А.Радищев

2. М.Ломоносов

3. Г.Державин

4. И.Крылов

5. Ф.Прокопович

152. Тема оды «Вольность»:

3. революции

4. счастья

1. М.Ломоносов

2. И.Крылов

3. Ф.Прокопович

4. А.Кантемир

5. А. Радищев

154. Его считают зачинателем отечественной революционной эстетики:

1. И.Крылов

2. А.Радищев

3. Н.Карамзин

4. И.Дмитриев

5. И.Крылов

155. Эту линию в литературе возглавил А.Радищев:

3. романтико-героическую

4. историко-патриотическую

5. романтико-историческую

156. К этому сословию принадлежала Лиза («Бедная Лиза» Н.Карамзина):

1. к крестьянству

2. к купечеству

3. к мещанству

4. к дворянству

5. к столбовому дворянству

157. Этих политических взглядов придерживался Н.М.Карамзин:

1. был демократом

2. был сторонником просвещенной монархии

3. был сторонником либеральных взглядов

4. поддерживал самодержавие

5. был противником самодержавия.

158. Яркий представитель русского сентиментализма:

1. М.Ломоносов

2. Г.Державин

3. Д.Фонвизин

4. В.Капнист

1. А.Радищев

2. М.Ломоносов

3. Н.Карамзин

4. Д.Фонвизин

5. Г.Державин

160. Историческое сочинение Н.Карамзина:

1. Остров Борнгольм

2. Сиерра-Морена

4. Бригадир

5. Недоросль

161. Произведение Н.Карамзина:

1. Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке

2. Дмитрий Самозванец

3. История государства Российского

4. Бригадир

5. Недоросль

162. Известный альманах, изданный Н.Карамзиным:

1. «Аглая»

2. «Владлена»

3. «Татьяна»

4. «Елена»

5. «Марина»

163. В этих произведениях Н.Карамзина видны предромантические тенденции:

1. «Бедная Лиза», «Марфа Посадница»

2. «Остров Борнгольм», «Сиерра - Морена»

3. «Фрол Силин», «Рыцарь нашего времени»

4. «Письма русского путешественника», "Фелица"

5. «История Государства Российского», "Бригадир"

164. Имя главного героя «Бедной Лизы»:

165. Проблема повести «Марфа Посадница»:

2. просвещение

3. любовь и дружба

4. война и мир

5. монархия или республика

166. Главный теоретик 18 века:

1. М.Ломоносов

2. Ф.Прокопович

3. А.Пушкин

4. М.Лермонтов

5. А.Кантемир

167. Баснописец XVIII-XIX вв.:

1. В.Тредиаковский

2. М.Ломоносов

3. Н.Карамзин

4. И.Крылов

5. Д.Фонвизин

168. За свою книгу был арестован, приговорен к смертной казни, которая потом была заменена ссылкой в Сибирь:

1. А.Сумароков

2. А.Кантемир

3. Г.Державин

4. А.Радищев

1. Д.Фонвизин

2. Н.Карамзин

4. А.Радищев

5. И.Крылов

170. Тема «Писем Эрнеста и Доравры»:

1. о любви аристократки и бедного дворянина

2. о дружбе между людьми

3. о справедливости

4. о крестьянстве

5. о свободе

171. «Письма Эрнеста и Доравры» - образец:

1. классического романа

2. исторического романа

3. приключенческого романа

4. бытового романа

172. Он сумел показать мир любовных переживаний:

1. К.Истомин

2. А.Кантемир

3. М.Ломоносов

4. Ф. Прокопович

1. М.Чулков

2. Д.Фонвизин

3. М.Ломоносов

4. В.Тредиаковский

5. А.Радищев

174. Роман «Пригожая повариха» следует отнести к:

1. историческому

2. плутовскому

3. документальному

4. приключенческому

1. А.Кантемир

2. Д.Фонвизин

3. И.Богданович

4. И.Крылов

5. Г.Державин


| | | | | 6 |