Фоновый посыл фильма «Звёздные войны: Последние джедаи. Пять доказательств, что «Звездные войны» - это религиозное и мистическое послание человечеству «Звездные войны» и «Звездный путь» — это разные фильмы

Во имя Дарта Вейдера и Люка Скайуокера, и Тысячелетнего Сокола

Фото: кадр из фильма

Изменить размер текста: A A

В начале было Слово. И Слово было «банкротство».

На исходе седьмого десятилетия прошлого века кинокомпания 20th Century Fox буквально дышала на ладан.

Но вот пришел спаситель – 33-летний режиссер и сценарист Джордж Лукас. И явил он миру «Новую надежду». И возвестил людям, что случилось «давным-давно в далекой-далекой галактике…». И превратил кинопленку в хрустящие банкноты. И тремя «Звездными войнами» накормил сотни миллионов страждущих.

Что было дальше – известное дело. На канонической троице Лукас не остановился, и с 1999 по 2005 годы выдал еще три эпизода «войн», а до этого - мультсериал и телевизионный фильм про ми-ми-расу эвоков с планеты Эндора. Затем запустил анимационный спин-офф под названием «Войны клонов». Еще были компьютерные игры, комиксы, книги и прочий «звездный» антураж.

В 2015 вышла «Пробуждение силы» - седьмая часть эпической саги, а год назад спин-офф «Изгой-один». Правда, и кинокомпания уже не та (ушастый Disney сменил спасенный Джорджем 20th Century Fox), и авторы другие (за старшего теперь «папа» сериала LOST Джеффри Джейкоб Абрамс). Однако главный архитектор Вселенной «Звездных войн», хранитель знаний и ключевой консультант продолжения все-таки он - Мастер Лукас.

В общем, как ни крути, сегодня даже тот, кто никогда не видел сагу, понимающе кивнет при первых звуках «Имперского марша». А Дарт Вейдер и магистр Йода стали частью поп-культуры, как их Микки Маус или наш Чебурашка.

Звездные Войны - Имперский Марш. Звездные Войны Имперский Марш Star Wars - Imperial march

Да что там говорить! Смеем утверждать, что «Звездные войны» не просто красивая история, насыщенная визуальными эффектами, это настоящий культ, полный мистических и религиозных символов. И мы не приукрашиваем реальность. Всего лишь констатируем.

Доказательство первое. С миру по мифу, Лукасу – «надежда»

Вернемся к основам. Когда Джордж затевал свою бесконечную историю, то не стал доверяться только правому полушарию, которое, как говорят, отвечает у нас за фантазию. Он подготовился. На полгода засел в рабочем кабинете с томиками в руках.

Чтобы написать сценарий дебютного эпизода «Звездных войн», Лукас перелопатил не меньше пятидесяти книг. Преимущественно налегал на теорию мифологии и духовную литературу.

Я взял на себя дерзость рассмотреть все религии – основные мировые и различные древние культы – и выяснить, что у них есть общего, - признался Джордж на страницах газеты «USA Today».

Иначе говоря, Лукас изначально планировал насытить сагу религиозными смыслами. И это ему, безусловно, удалось: «Звездные войны» просто напичканы аллюзиями к Библии, даосскому трактату «Дао-Дэ цзин», кодексу самурая «Бусидо» и, не в последнюю очередь, - к «Герою с тысячью лицами» Джозефа Кэмпбелла (если не читали – настоятельно рекомендуем: это уникальное пособие для тех, кто хочет понять первооснову любого сюжета).

Эти фильмы созданы на прочном мифологическом фундаменте, - убеждает нас режиссер. - Архетипы, присутствующие в них, существуют уже много тысяч лет, и по большой части относятся еще к дохристианской эпохе. Я понял: лучше будет воплотить мой замысел в жизнь так, чтобы у зрителя фильма не возникло ассоциаций с какими-либо конкретными религиями…

Кого-то Джордж, конечно, убедил. Доказательство тому - официально признанное в некоторых странах религиозное движение «джедаизм». Но не надо быть истово верующим, чтобы увидеть в саге очевидные намеки на библейские мотивы. Впрочем, обо всем по порядку.

Доказательство второе. В чем Сила, брат?

Можно как угодно относиться к «Звездным войнам», например, считать, что единственная задача фантастической саги – развлекать и убивать время зрителей. Но факты – вещь упрямая. История, придуманная Джорджем Лукасом, заполнила пустоту в духовной жизни миллионов фанатов.

Всего один лишь пример. По итогам последней переписи населения в Великобритании власти выяснили, что в Королевстве живет и здравствует 390 тысяч адептов «джедаизма». А это, на минуточку, 0,7 процента всего населения страны. Даже иудеев и буддистов меньше.

Джедаисты поклоняются некой Силе, которая даже и не думает измеряться в ньютонах. Что же это такое? Обратимся к первоисточнику:

Сила – это то, что придает джедаю его мощь, - вещает Оби -Ван Кеноби новообращенному Люку Скайуокеру. – Это энергетическое поле, создаваемое всеми живыми существами. Оно окружает нас и проникает в нас. Это та энергия, которая удерживает единой всю Галактику.

Неудивительно, что в специальном реестре Министерства юстиции Британии под кодом 8968 теперь значится официально зарегистрированное новое религиозное движение Jedi Knight – «Рыцарь Джедай».

К слову, в Австралии джедаев поменьше – «всего» 70 тысяч. Наверное, поэтому их там принято считать гражданами, которые затрудняются с ответом о своем вероисповедании.

Есть джедаисты и в России , по некоторым данным, около 5 тысяч человек. Ребята они скромные – осваивают эзотерические техники, дерутся на «световых мечах» и тихо-мирно уживаются рядом с эльфами, фанатами спящего на дне Тихого океана чудища Ктулху и пастафарианцами, поклоняющимися Летающему Макаронному Монстру.

Доказательство третье. Маска, я тебя знаю

Просим прощения у всех верующих людей, если дальнейшие аналогии вам покажутся сомнительными. Но, как говорится - что есть, то есть: мы лишь аккуратно транслируем обсуждения на фанатских сайтах и в пабликах соцсетей.

Намеков на содержание Библии в «Звездных войнах» великое множество. Даже ключевое пожелание джедаев «Да пребудет с тобой Сила» тесно перекликается с Евангелием от Иоанна (14:16-17к) – «Да пребудет с вами всегда Дух».

Практически всех героев саги фанаты сравнивают с теми или иными значимыми фигурами главной книги всех времен и народов. И не без оснований. Оби-Ван - наставник будущего Темного Лорда представляется в образе Иоанна Крестителя. То Люку Скайуокеру, то его отцу Энакину приписывают черты Спасителя. Император Палпатин, он же Дарт Сидиус – это, безусловно, дьявол. Даже парочку роботов R2-D2 и C-3PO рисуют как пророков.

Фактов, которые прямо намекают, что хитроумный замысел Лукаса расставить в «Звездных войнах» якорьки и для знатоков мировых религий, и для тех, кто мнит себя теологом, удался - более чем достаточно. Но все перечислять не будем. Постараемся акцентировать ваше внимание на самых ярких.

Теперь немного конкретики. Почему Оби-Ван – Иоанн? Во-первых, созвучное имя. Во-вторых, в «Новой Надежде» мы сначала слышим его голос на фоне пустынных пейзажей Татуина. Здесь явный намек на Крестителя: «Это о нем говорил пророк Исаия: «Голос раздается в пустыне» (Евангелие от Матфея.3:3с). В-третьих, фанаты узрели в моменте, где Оби-Ван возвращает к жизни бесчувственного Люка, аналогию с обрядом крещения. В-четвертых, взмахи светового меча Кеноби рисуют четкий крест - сначала сверху вниз, затем слева направо. Ну а кроме всего прочего, сцены с наставником Скайуокера-младшего снимались в тех же местах (Тунис ) и в том же 1976 году, что и эпизоды с Иоанном для мини-сериала «Иисус из Назарета ».

Когда Дарта Вейдера сравнивают со Спасителем, в первую очередь намекают на факт рождения, мол, по словам матери, у него не было отца. Впрочем, не аргумент, и дальнейшее развитие сюжета говорит, что роли Мессии, скорее, достоин Скайуокер-младший – Люк. Если перевести его имя с латыни, получится Свет. Тут же вспоминаются: «Я – свет, и в мир Я пришел». (Евангелие от Иоанна. 9:5), «Я свет миру» (Евангелие от Матфея. 4:16;17:1) и другие подобные аллюзии. А в сцене, где юный Скайуокер висит на крестообразной антенне в Облачном городе, многие поклонники саги увидели символическое изображение распятия Христа.

Хану Соло и его лохматому напарнику Чубакке достались образы апостолов. Контрабандист, блистательно исполненный Фордом, сначала вел, мягко говоря, не самый праведный образ жизни, но познав учение о Силе, последовал за Люком, словно раскаявшийся грешник за Спасителем. Имеется в его истории и момент предательства, который напоминает о малодушии апостола Андрея.

Есть в «Звездных войнах» и свой Иуда. Правда, в отличие от библейского антигероя, Лэндо Калриссиан не покончил с собой, а одумавшись, примкнул к повстанцам. Но сцена, где администратор Облачного города обнимает Хана и улыбается ему, до боли напоминает описание библейского предательства.

Некоторые фанаты зашли еще дальше и сравнивают обоих обладателей «небесной» фамилии – Энакина и Люка с Отцом и Сыном. А в Святой дух почему-то записали корабль Хана Соло – «Тысячелетний сокол». Оказывается, если трансформировать изображение транспортного средства, то получается совсем не хищная птичка, а вполне так миролюбивый голубь. В образе которого… правильно, нередко изображают третью ипостась Бога.

В общем, если соберетесь еще раз пересмотреть «Звездные войны», обращайте внимание на мелкие детали, которые недвусмысленно говорят о связи с религией.

Доказательство четвертое. Йода и Пустота

Учитывая, что вся духовная литература тесно связана друг с другом, имеет общие корни и смыслы, неудивительно, что представители разных конфессий и религий находят в саге упоминания о своей вере. И это не оспаривают даже богословы.

Так, доктор медицины Джон М. Портер из Аризоны , строящий жизнь по канонам китайского философа Лао-Цзы, даже написал книгу «Дао «Звездных войн».

Правды ради отметим, что даосизм – универсальное учение, и его корни видны во многих произведениях литературы. Даже в «Винни Пух и все-все-все». Тем не менее, Портер весьма обосновано находит в диалогах героев связь с основополагающими принципами учения Лао-Цзы.

Например, Сила джедаев – это не что иное, как понятие, которое в японском языке определяется словом «Ки», а в китайском «Чи». А противостояние разноцветных сторон – Светлой и Темной – не что иное, как фундаментальная противоположность даосизма – Инь и Ян.

Помните бой Кви-Гона с Дартом Маулом в «Скрытой угрозе»? Так вот в этом противостоянии буквально изложено краткое содержание концепции Дао. Тут и Принятие, и Пустота, и Смирение, и все остальные догматы.

По мнению доктора, «Звездные войны» вполне могли назвать «Люку не хватает терпения». Очевидно, что Скайуокер-младший не читал 67 главу трактата «Дао-Дэ цзин», посвященную этому принципу. Даже магистр Йода прямо говорит об этом: «Я не могу учить его. У этого мальчишки терпения нет».

Доказательство пятое. R2-D2 в «Индиане Джонс»

Разумеется, ни один культ не может жить долго и «собирать души» без регулярных упоминаний о нем в иных источниках. «Звездные войны» - не исключение. Нашу любимую космооперу постоянно пародируют в «Симпсонах », «Гриффинах» и «Футураме ». Доктор Шелдон из сериала «Теория большого взрыва» от случая к случаю предстает в образе Лорда Вейдера. Мелькают упоминания о главных героях саги и в сериалах «Как я встретил вашу маму», «Клиника», «Сверхъестественное» и многих других.

Да чего там говорить. Достаточно вспомнить Джея и Молчаливого Боба из комедий Кевина Смита – пожалуй, главных кинофанатов «Звездных войн».

Нередко режиссеры вставляют в свои картины «пасхальные яйца» с намеком на любимую эпопею. Например, в «Звездном пути» во время взрыва космического корабля среди обломков мелькает робот R2-D2. А в фильме «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега», где Лукас был продюсером и сценаристом, на станах древнего храма «Колодец душ» можно разглядеть изображение все того же R2-D2 и его механического товарища C-3PO.

Имеющий глаза, да увидит.

КОНКРЕТНО

На всякий случай напомним вам порядок и даты выхода эпизодов саги.

УЖЕ ВЫШЛИ

Оригинальная трилогия

1977 Звездные войны. Эпизод IV: Новая надежда / Star Wars: Episode IV - A New Hope

1980 Звездные войны. Эпизод V: Империя наносит ответный удар / Star Wars: Episode V - The Empire Strikes Back

1983 Звездные войны. Эпизод VI: Возвращение джедая / Star Wars: Episode VI - Return of the Jedi

Трилогия-приквел

1999 Звездные войны. Эпизод I: Скрытая угроза / Star Wars: Episode I - The Phantom Menace

2002 Звездные войны. Эпизод II: Атака клонов / Star Wars: Episode II - Attack of the Clones

2005 Звездные войны. Эпизод III: Месть ситхов / Star Wars: Episode III - Revenge of the Sith

Трилогия-сиквел

2015 Звездные войны: Пробуждение силы / Star Wars: The Force Awakens

КРОМЕ ТОГО

В декабре 2016 года вышел первый полнометражный спин-офф киносаги "Изгой - один. Звездные воины: Истории"

ЖДЕМ

2017 Звездные войны. Эпизод VIII / Star Wars. Episode VIII

2019-2020 Звездные Войны. Эпизод IX / Star Wars. Episode IX

Star Wars: The Force Awakens Trailer (Official). Watch the official trailer for Star Wars: The Force Awakens, coming to theaters December 18, 2015. Visit Star Wars at http://www.starwars.com Subscribe to Star Wars on YouTube at http://www.youtube.com/starwars Like Star Wars on Facebook at http://www.facebook.com/starwars Follow Star Wars on Twitter at http://www.twitter.com/starwars Follow Star Wars on Instagram at http://www.instagram.com/starwars Follow Star Wars on Tumblr at http://starwars.tumblr.com/

Star Wars: The Force Awakens Official Teaser #2. Get your first look at the new Star Wars: The Force Awakens teaser #2! Lucasfilm and visionary director J.J. Abrams join forces to take you back again to a galaxy far, far away as Star Wars returns to the big screen with Star Wars: The Force Awakens. Episode VII in the Star Wars Saga, Star Wars: The Force Awakens, opens in theaters December 18, 2015. Official Site: http://www.starwars.com/theforceawakens Subscribe to Star Wars on YouTube for more videos: http://www.youtube.com/starwars Like Star Wars on Facebook: https://www.facebook.com/StarWars Follow @StarWars on Twitter: https://twitter.com/starwars Follow @StarWars on Instagram: http://instagram.com/starwars Follow Star Wars on Tumblr: http://starwars.tumblr.com/ Star Wars: The Force Awakens, directed by J.J. Abrams from a screenplay by Lawrence Kasdan & Abrams, features a cast including actors John Boyega, Daisy Ridley, Adam Driver, Oscar Isaac, Andy Serkis, Academy Award winner Lupita Nyong o, Gwendoline Christie, Crystal Clarke, Pip Andersen, Domhnall Gleeson, and Max von Sydow. They will join the original stars of the saga, Harrison Ford, Carrie Fisher, Mark Hamill, Anthony Daniels, Peter Mayhew, and Kenny Baker. The film is being produced by Kathleen Kennedy, J.J. Abrams, and Bryan Burk, and John Williams returns as the composer.

Серия фильмов «Звездные войны» легендарна. Многие люди вдохновляются этой историей, видя в ней призыв к борьбе со Злом и несправедливостью, хотят подражать мудрым и сильным джедаям. Считается, что этот фильм подает хороший пример и учит различать, что есть хорошо, а что плохо. Но так ли это на самом деле? Видя эпичные сражения и лихие приключения героев, мы не думаем, для чего все это и к чему в итоге ведёт. Давайте абстрагируемся от зрелищных спецэффектов и захватывающих сюжетов и заглянем глубже, в область смыслов. Для этого проанализируем один из последних (на данный момент) фильмов серии - «Звёздные войны. Последние джедаи» .

Образ семьи

Начнем, собственно, с семейных ценностей и образа семьи . Что мы видим? Ни одной семьи в фильме нет. Да, есть отдельные персонажи, связанные кровными узами, но целостных семей нет. Почти все герои без роду и племени: мы не знаем, кто их родители, есть ли у них семьи, дети - по сюжету это вроде как не важно. Все, кого мы видим, - гордые одиночки, связанные «одной цепью и скованные одной целью». Было бы понятнее, если бы эти люди сражались, защищая свои семьи и близких, все то, что им дорого. Но этого нет. Борьба ради борьбы и абстрактных ценностей. Война дает смысл их пустой одинокой жизни: если борьба закончится, им некуда возвращаться, их никто не ждет. Семья, показанная в фильме, крайне неблагополучная. Лея Органа - лидер Сопротивления повстанцев, ведет борьбу против Первого Ордена, где ее сын Бен Соло занимает одну из ключевых должностей. Бен отрекся от своего рода и сменил имя на Кайло Рен, а также убил отца в предыдущем фильме. И теперь Лея вдова. У нее есть легендарный брат Люк, который ведет уединенную жизнь на далекой планете, отклоняя все просьбы о помощи. Теме семьи уделяется внимание еще в таком аспекте: Рей очень хочет узнать, кем были ее родители, и в итоге приходит к выводу, что это были рабы, которые продали ее ради денег.

Посыл: Друзья и соратники лучше семьи: они более надежные и верные, не предадут и всегда готовы прийти на помощь (в отличие от сомнительных родственников). Если же решаете связать свою жизнь с мужчиной, то детей лучше не рожать: непонятно, кем они вырастут и сколько зла могут принести. Детям же внушается, что им не нужны родители, ведь Рей прекрасно справлялась и без них, а Кайло Рен отрекся от своего рода (эти персонажи наделены Силой и очень привлекательны для подростков, хоть и представляют две разные противоборствующие стороны).

Формирование искаженных женских образов

Во Вселенной звездных войн не осталось женщин. Нет жен, матерей, хранительниц очага, прекрасных муз, зато есть воины, полководцы, механики. По сути, они не отличаются от мужчин. Только тела женские. Кто знает, может, если бы Лея справилась со своими женскими задачами, то ее сын не попал бы под влияние космического злодея Сноука. Тут, конечно, и отец должен был показывать пример, формировать правильные ценности. Но в фильме мы видим сильных воинственных женщин: возглавляет Сопротивление уже пожилая женщина Лея Органа, которой бы внуков нянчить; командир отряда штурмовиков - это женщина Фазма; новый молодой джедай, наделенный Силой - молодая яростная девушка Рей; при травме Леи капитаном становится женщина Эмилин Холдо; развернута сюжетная линия девушки-механика Роуз. Им всем некогда заниматься детьми, у многих женщин их еще нет, и, вероятно, никогда не будет. Им некогда строить отношения с мужчинами (если только это не заклятый враг).

Посыл: самое подходящее и достойное занятие для женщины - это борьба и война. Не стоит тратить свои силы на рождение и воспитание детей, ведь они все равно вырастают неблагодарными. Лучше быть напарником, боевой подругой, чем женой (а то останешься вдовой). Типично женские качества и умения уже устарели.

Отношение к старшим

Отсутствие уважения к старшим не только по возрасту, но и по статусу: учителям, командирам. И это выглядит как норма. Конфликт между Люком Скайуокером и Беном Соло подрывает доверие к учителям. Ближе к концу фильма Люк с призраком Мастера Йоды сжигают библиотеку джедаев как символ отказа от наследия предков и призыв двигаться вперед. Да, в конце фильма показано, что часть этих книг удалось вывезти на корабле, но ведь теперь это богатство больше не принадлежит храму джедаев. Это напоминает реальные исторические моменты с расхищением и поджогами великих библиотек. По Дэмерон постоянно нарушает приказы генерала Леи Органы, действует самовольно, отказывается подчиняться вице-адмиралу Эмилин Холдо, обвиняя ее в измене (хотя измены с ее стороны не было), разворачивает за ее спиной свою кампанию, в результате подставив остатки Сопротивления под удар. Так ведет себя «хороший» герой, которому мы сопереживаем.

В Первом Ордене мы видим воинскую иерархию и подчинение старшим, но об уважении речь не идет: просто подчинение более сильному и дальновидному. А при возможности Кайло Рен убивает лидера Сноука и занимает его место. Но Кайло - неоднозначный персонаж, и зрители тоже ему сопереживают. Таким образом, дисциплина и следование традициям в фильме показаны как что-то отжившее и негативное, ведь эти качества представляют неприятные персонажи Первого Ордена: генерал Хакс и армия штурмовиков. Рей, находясь в храме джедаев, все время так или иначе разрушает постройки. Не специально, но все-таки она это делает.

Посыл: опыт и знания предков уже устарели. Важно уметь действовать самостоятельно, импульсивно, даже если в результате таких решений могут пострадать другие. Две крайности: либо бездумно выполняешь приказы, как безликий штурмовик, либо яркая индивидуальность, которая никому не подчиняется. Говорится об ошибках предыдущего поколения джедаев, их недальновидности, к чему это привело.

Усиление противоречий между мужчинами и женщинами

Все основные противостояния в фильме - между мужчинами и женщинами. 1) Первый Орден, представленный в лице Сноука, Кайло Рена и генерала Хакса - Отряд Повстанцев под предводительством Леи Органы. 2) Те, кто наделен Силой: Кайло Рен и Рей, их взаимодействие, где находится место и борьбе, и сотрудничеству. Люк Скайуокер так и не покинул своего острова: сражаться с Реном он прибыл в астральном теле. 3) Финн, когда он пытается покинуть корабль, - Роуз, желающая предотвратить дезертирство. 4) Финн - Фазма. 5) Эмилин Холдо - По Дэмерон, отказывающийся подчиняться. Женщины в фильме показаны более смелыми, сильными, честными. Повстанцев возглавляет женщина и новый джедай тоже девушка. А на стороне Первого Ордена непонятное существо мужского пола и Кайло Рен, перешедший ко тьме.

Женские персонажи отдают жизни, чтобы спасти союзников (мужчины тоже, но акцент именно на женщинах: сестра Роуз и Эмилин Холдо), механик-женщина более надежная и верная. Мужские персонажи, даже положительные, в фильме выглядят менее надежными: По Дэмерон нарушает приказы, Финн не отличается верностью (испытывает чувства и симпатии к Рей, но в ее отсутствие увлекается Роуз). Предателем в фильме оказывается мужчина (мастер-взломщик). Когда Рей доверяется Кайло Рену, чтобы ему помочь, она в итоге попадает в ловушку.

Посыл: нельзя доверять мужчинам, женщине стоит быть сильной и самодостаточной, уметь самой за себя постоять.

Усиление противоречий между нациями и классами

Ярко показана ненависть обычных солдат к тем, кто разбогател на поставках оружия и живет в роскоши, богатстве. Хорошо известный прием: натравить народные массы на правящую элиту. И решение предлагается простое - все разрушить. «Как бы я хотела камня на камне не оставить от этого гадкого шикарного города», - говорит Роуз (по фильму это как бы благородный персонаж). Нас заставляют сопереживать повстанцам, бедным, рабам. Но все они вдохновлены очень примитивной идеей - разрушить то, что создано не ими. Как они собираются жить после этого, умалчивается. Прослеживается и заметное деление по нациям. Почти все положительные герои явной европейской внешности. Также есть афроамериканец Финн и китаянка Роуз, приключениям которых отведено значительное место в фильме (при просмотре эпизода с поцелуем этих двух персонажей возникает стойкое ощущение, что с политкорректностью в Голливуде явный перебор). Среди «злодеев»: инопланетный Сноук, генерал Хакс, напоминающий немецкого фюрера, а в отталкивающем персонаже предателя-взломщика зрители легко могут разглядеть представителя русской нации. В английской версии фильма он даже бросает слово «каторга» на «чистом» русском языке.

Посыл: существующий порядок плохой и его надо разрушить, нужно дать свободу угнетенным; дискредитация образа представителя русской цивилизации.

Стирание границ между тем, что хорошо, а что плохо

Не всегда в жизни можно однозначно отделить одно от другого, но все же есть ценности и нравственные ориентиры, к которым следует стремиться. Да, в фильме есть вдохновляющие примеры доброты, взаимопомощи, стремления к положительным идеалам. Но есть много моментов, когда положительные герои пользуются нечестными приемами. A la guerre comme a la guerre (на войне как на войне). В сражении Кайло Рена и Рей видно, что они могут свободно пользоваться световыми мечами друг друга. Оба персонажа привлекательны для молодой аудитории, таким образом, показывается, что нет большой разницы между «Светом» и «Тьмой». Да и зовут их очень похоже (девушка-джедай Рей и новый лидер Первого Ордена Рен), что вряд ли является простым совпадением. Эту же мысль подтверждает мастер-взломщик, указывая, что торговцы оружием вооружают не только Первый Орден, но и Повстанцев. Получается, все относительно. И в фильме нет выбора как такового между созиданием и разрушением. Выбор уже сделан за вас и сделан в пользу борьбы. Можно лишь решить, какую сторону принять в этой борьбе. Но в результате такого противостояния конфликт не только не решается, но и усиливается.

Посыл: выбор сводится к тому, на какой стороне сражаться и ради чего умирать. Нужно разрушить существующий несправедливый порядок (каким будет новый порядок, думать не нужно). Вместо созидания нового предлагается путь борьбы и разрушения. Один выход - революция. Либо полностью подчиниться существующему несправедливому порядку. Еще зрителям предлагают сопереживать злодею, показывая, что обстоятельства толкнули его на этот путь. И если в прежних частях злые ситхи и Дарт Вейдер были весьма страшными, то сейчас злодеи очень даже ничего выглядят: весьма привлекательно (кроме погибшего Сноука: он был отталкивающим).

Итого:

Под соусом возвышенных и благородных идей продвигаются и разрушительные ценности. Да, есть в фильме прекрасные идеи, которые вдохновляют. Но они служат привлекательным фоном и вкусным блюдом, в котором есть яд, и он перекрывает положительные моменты. Как ложка дегтя.

  • разрушение идеи семьи, женственности и материнства, искажение семейных ценностей;
  • смешение мужских и женских ролей, стирание различий между полами, идеи феминизма;
  • привлекательное изображение отрицательных персонажей, оправдание их поступков;
  • смешение представлений о том, что хорошо, а что плохо, сомнительные примеры для подражания;
  • направление положительных качеств людей на ложный путь: вместо созидания, распространения положительных ценностей людей призывают к безальтернативной борьбе, сопротивлению существующему порядку. А мы знаем, что в итоге это приводит лишь к усилению самой борьбы. Неважно, будут ваши симпатии на стороне Первого Ордена или же на стороне Повстанцев - это две стороны одной медали. Война, которая не заканчивается. Все новые и новые люди идут в топку этой борьбы. Будут новые джедаи, будет новый «Дарт Вейдер». Но в итоге все то же самое. Так, может, выход где-то в другой стороне?

» - очередного блокбастера очередной кинофраншизы - сопровождается таким небывалым ажиотажем. Вот некоторые основополагающие факты, которые помогут тем, кто не является фанатом «Звездных войн» если не прочувствовать, то хотя бы понять величие момента и поддержать разговор с поклонниками этой грандиозной космической саги.

I. Откуда взялись «Звездные войны» и что в них такого

Постер первого фильма киносаги «Звездные войны» - «Эпизод IV: Новая надежда»

Оригинальная трилогия рассказывает о приключениях Люка Скайуокера. Он - сирота с захолустной планеты Татуин, который волею судеб оказывается вовлечен в восстание против Империи. По ходу дела он уничтожает Звезду смерти - супероружие Империи, способное разрушать целые планеты, становится адептом мистической Силы и учеником Йоды, магистра древнего ордена джедаев, выясняет, что его отец - Дарт Вейдер, правая рука Императора и главный злодей Оригинальной трилогии, и, наконец, способствует низвержению Империи и торжеству добра над злом.

Постер первого фильма второй трилогии «Звездных войн» - «Скрытая угроза»

В 1999 году на экраны вышел фильм «Скрытая угроза », за которым последовали «Атака клонов » (2002) и «Месть ситхов » (2005). Это были эпизоды I, II, III - приквел Оригинальной трилогии , история превращения Энакина Скайуокера в Дарта Вейдера. Приквел-трилогия во многом зеркалит Оригинальную: ее главный герой Энакин - тоже сирота с Татуина - становится адептом Силы, ввязывается в политические интриги, переходит на Темную сторону и в конце концов превращается в того самого Дарта Вейдера.

Короче говоря, Приквел-трилогия - это история торжества Темной стороны и превращения Старой Республики в Империю, а Оригинальная трилогия - это история реванша Светлой стороны и возрождения Республики.

Закрепить прочитанное или быстро напомнить себе сюжет всей киносаги можно с помощью этого ролика британского видеохудожника, который уместил ключевые моменты культовой киноэпопеи в 3 минуты:

Во время загрузки произошла ошибка.

IV. Йода, Джабба, Оби-Ван: кто есть кто в «Звездных войнах»

Люк Скайуокер (Марк Хэмилл) - мечтательный сирота с Татуина, который по ходу Оригинальной трилогии становится героем, джедаем, обретает друзей, наставников, сестру и даже отца. Хотя с отцом отношения как-то сразу не заладились…

Энакин Скайуокер (в детстве - Джэйк Ллойд, в юности - Хейден Кристенсен) - мечтательный сирота с Татуина. Сначала становится джедаем, обретает друзей, наставников, возлюбленную, а после смерти последней окончательно переходит на Темную сторону. Получает страшные ранения в бою со своим бывшим наставником Оби-Ваном Кеноби, после чего не может жить без устрашающего костюма с респиратором. Так он превращается в Дарта Вейдера. Отец Люка и Леи.

Оби-Ван Кеноби (в Приквел-трилогии - Юэн МакГрегор , в Оригинальной трилогии - Алекс Гиннесс) - джедай, наставник Энакина, не сумевший уберечь его от Темной стороны, но сумевший его покалечить. В Оригинальной трилогии живет отшельником на Татуине, издалека приглядывая за Люком. Наставляет Люка на путь истинный, погибает от руки Дарта Вейдера.

Принцесса Лея (Кэрри Фишер) - лидер Альянса повстанцев. Своей родиной считает Альдеран - планету, которую Дарт Вейдер уничтожает при помощи Звезды смерти. По ходу Оригинальной трилогии обретает брата Люка, отца Дарта и возлюбленного в лице обаятельного мерзавца Хана Соло.

Хан Соло (Харрисон Форд) - контрабандист и капитан «Тысячелетнего сокола», самого быстрого звездолета в мире. Люк и Оби-Ван нанимают его, чтобы улететь с Татуина, и поначалу его во всей этой истории интересуют только деньги. Но постепенно он проникается революционными идеями, а также влюбляется в Лею и в конце концов становится бойцом Альянса. Его лучший друг и неизменный спутник - громадный Чубакка , больше всего похожий на йети.

Йода (в Оригинальной трилогии - кукла, в приквеле - визуальный эффект) - зеленый коротышка, речь свою который необычно строит. Самый могущественный джедай на свете. В Приквел-трилогии - лидер ордена. Будучи не в силах предотвратить гибель Республики, удаляется в изгнание на болотистую планету. Там его находит Люк, который становится его учеником.

Палпатин (Иэн МакДайармид) - член Галактического сената, представляет планету Набу. Тайный глава ордена ситхов - адептов Темной стороны Силы, заклятых врагов джедаев. При помощи сложных интриг становится канцлером Республики, а затем Императором. Наставник Энакина / Дарта Вейдера на Темной стороне. В финале гибнет от рук ученика, который вернется на Светлую сторону.

Королева Амидала (Натали Портман) - в Приквел-трилогии правительница планеты Набу, слишком долго доверяющая Палпатину. Возлюбленная Энакина, мать Люка и Леи. Погибает, после чего Энакин окончательно переходит на Темную сторону.

Джар-Джар Бинкс (визуальный эффект) - придурковатый гунган, представитель расы коренных обитателей планеты Набу. Гунганы враждуют с людьми, живущими на Набу, но Амидале удается наладить с ними отношения. После этого Джар-Джар становится политиком галактического значения. Но придурком быть не перестает.

Джабба Хатт (кукла) - гигантский слизняк, крупнейший криминальный авторитет Татуина. Хан Соло должен ему денег, и история их противостояния - едва ли не лучшая второстепенная линия во всей франшизе. В конце эпизода «Империя наносит ответный удар » Соло замораживают заживо и отправляют Джаббе в качестве сувенира. Лея пытается его вызволить, но сама попадает к Джаббе в рабство. В конце концов всех спасает Люк.

Боба Фетт (в Оригинальной трилогии - Джереми Буллок, ребенок в Приквел-трилогии - Дэниэль Логан) - немногословный охотник за головами. Персонаж сугубо вспомогательный - он по заказу Джаббы выслеживает Соло. Но романтический образ неприкаянного космического бродяги в маске сделал его одним из самых популярных персонажей «Звездных войн».

Рей - еще одна сирота (правда, не с Татуина, а с Джакку) во Вселенной «Звездных войн», которая - сюрприз! - становится главной героиней новой трилогии. Вроде бы ничем не примечательная девушка внезапно обнаруживает в себе Силу, ловко управляется с «Тысячелетним соколом», а в финале седьмого эпизода и вовсе орудует световым мечом словно самый настоящий джедай. Кроме всего прочего, авторы вовсю намекают на особую связь Рей с Люком Скайуокером, которого она, изрядно постаревшего, обнаруживает на планете Эч-то, где тот живет в изгнании.

Кайло Рен - главный злодей новой трилогии «Звездных войн». Сын Хана Соло и принцессы Леи характером пошел скорее в деда, Дарта Вейдера, а потому пыхтит и пугает всех внезапными вспышками гнева не хуже знаменитого родственника. Является командующим «Первого ордена» - организации, порожденной павшей Империей и вынашивающей планы по захвату всех планет.

V. Цитаты из «Звездных войн», которые вы должны выучить

Давным-давно в далекой-далекой галактике…

Люк, я твой отец!

Переходи на Темную сторону!

Делай или не делай. Не пробуй.

Скоро будет уже три года с тех пор, как Расширенная вселенная «Звёздных войн» была объявлена «Легендами», а ей на смену пришёл новый единый канон. По прошествии этих лет автор «Мира фантастики» и давний фанат «Звёздных войн» с горечью констатирует, что новый канон ему, мягко говоря, не по нраву.

Он отправил расширенную вселенную на свалку

Та самая книга

Может, я неправильный фанат «Звёздных войн», но я (и не я один) полюбил далёкую-далёкую галактику не благодаря фильмам, а благодаря книгам. Холодным и мрачным апрельским днём 2001 года я приобрёл в книжном магазине симпатичный чёрный томик с многообещающим названием «Хэн Соло в Звёздном тупике». Я понятия не имел, кто такой Хэн Соло и что такое «Звёздный тупик», но название сулило авантюры и космические приключения, и я купился. Приобрёл одну книжку, следом ещё три, и ещё, и ещё…

Потом уже были кассеты с фильмами, которые в доинтернетную эпоху пришлось искать по всей Москве около года, премьера «Атаки клонов» и «Мести ситхов» в кинотеатрах, игра Star Wars Episode I на PlayStation, первый купленный номер «Мира фантастики» с Дартом Вейдером на обложке… Но началось всё с книг.

Я никогда не разделял Расширенную вселенную и фильмы. Для меня это были две части единого целого. Книги, комиксы и игры поддерживали во мне любовь к «Звёздным войнам» долгие годы после выхода «Мести ситхов», когда казалось, что киноистория «Звёздных войн» кончилась. Поэтому, когда сначала в сериале «Войны клонов», а потом и в новом каноне создатели моей любимой вселенной стали откровенно игнорировать ту её часть, благодаря которой я и полюбил «Звёздные войны», мне стало обидно.

Когда-то Расширенная вселенная была для фанатов таким же каноном, как фильмы. А теперь половины людей на этой картинке как бы не существует

Умом я понимаю, что «легендаризация» Расширенной вселенной была неизбежна. Сотни книг и комиксов, тысячи разработанных сюжетов существенно ограничивали творческий потенциал создателей нового канона. К тому же формально никто не запрещает возвращать элементы Расширенной вселенной в канон, как это сделали, например, с гранд-адмиралом Трауном… И всё же я недоволен.

В своё время Расширенная вселенная спасла «Звёздные войны», снова пробудив в людях интерес к саге. Она заслуживала более уважительного отношения. А фанаты, тридцать лет покупавшие истории по Расширенной вселенной, заслуживали узнать, чем кончатся похождения полюбившихся им героев, что будет дальше с Джейной Соло, Беном Скайуокером и Алланой Соло, каким будет последнее приключение Хана, Люка и Леи - и многое-многое другое.

Он неумело пользуется старым каноном

Старая Расширенная вселенная по-прежнему остаётся не только поставщиком идей и персонажей для нового канона, но и «дойной коровой» для владельцев. Книги и комиксы старого канона продолжают переиздаваться под плашкой «Легенды», некоторые их идеи находят своё отражение в новых книгах, комиксах и даже фильмах. Ну а гранд-адмирал Траун стал самым большим фансервисом за всю историю саги.

Когда Дейв Филони на конвенте Star Wars Celebration в Лондоне объявил о появлении Трауна в третьем сезоне анимационного сериала «Повстанцы», зал просто взорвался аплодисментами. Когда фанаты горевали о потерянной Расширенной вселенной, чаще всего в разговоре всплывало имя синекожего адмирала. Вернув его в канон, Филони одним махом получил новый кредит доверия от фанатов и избавился от главного источника их недовольства.

Вот только… Траун-то не тот!

Траун из мультсериала похож на Трауна из книг только тем, что синий

Формально в «Повстанцах» мы видим точно такого же персонажа, какого описывал Тимоти Зан. Синяя кожа, красные глаза, белая форма, титул, любовь к искусству, считается непревзойдённым тактическим гением… Но по факту за половину третьего сезона Траун так и не показал свою гениальность. С десяток серий он пытается справиться с неуловимой командой «Призрака», а результата нет как нет. Сценаристы «Повстанцев» просто не могут показать Трауна во всей красе - иначе сериал пришлось бы заканчивать уже на первой серии третьего сезона из-за смерти главных героев. Впрочем, невелика была бы потеря.

Он просто скучный!

С отменой Расширенной вселенной далёкая-далёкая галактика разом лишилась тысячелетий истории, сотен планет, рас, героев и событий. Взамен этого… не пришло ничего. Старый канон тоже строился не за один день, но он расширял мир, в нём были десятки историй, никак не связанных с фильмами или связанных лишь косвенно. Эти истории дополняли галактику, делали её живой и разнообразной, а главное - они были интересными!

Книги и комиксы нового канона как правило не расширяют вселенную, а лишь служат дополнениями к главному продукту - фильмам и сериалам. В Расширенной вселенной были приключенческие романы из серии X-Wing о бравых пилотах-истребителях, детективный триллер «Теневые игры», нуарная трилогия «Ночи Корусканта», собственная версия «Сердца тьмы» и «Апокалипсиса сегодня» - «Уязвимая точка», зомби-хоррор «Штурмовики смерти»…

С этих книг началась в своё время Расширенная вселенная

Новый канон ничем подобным похвастать не может. Здесь все книги - это или приквелы к чему-то, или новеллизации, или адаптации, а самостоятельные сюжеты в основном встречаются лишь в комиксах. И то большая часть комиксов посвящена промежутку между четвёртым и пятым эпизодами - эпохе, к которой в Расширенной вселенной обращались раз… пятьсот.

«Трилогия Трауна» Тимоти Зана в своё время заложила основы всего пост-эндорского периода Расширенной вселенной, рассказала о положении дел в галактике, ввела знаковых персонажей и познакомила читателей с одним из величайших злодеев Star Wars. «Последствия» Чака Вендига, которые должны были познакомить фанатов с пост-эндорским периодом в новом каноне, уступают книгам Зана по всем пунктам. Здесь нет ни галактического размаха, ни интересных и проработанных персонажей, ни логического объяснения, почему Альянс одержал победу. «Последствия» скучны и неинтересны, в то время как «Наследник Империи» до сих пор считается одной из лучших книг по «Звёздным войнам».

Он разделил фанатов

Этот значок теперь означает «То, что вы прочитаете, может быть круто, но не имеет значения для вселенной»

Часть фанатов спокойно отнеслась к «легендаризации» Расширенной вселенной, но вот остальные… Одни восприняли смену её статуса как повод объявить джихад новому канону. Они бойкотируют новую продукцию, пишут петиции в интернете и заваливают офисы Lucasfilm и Disney требованиями вернуть РВ в канон. Вторые, напротив, крайне придирчиво изучают в магазине каждую книжку и комикс: а вдруг это не новый канон, а «Легенды» и они случайно купят «напечатанные фанфики»? Для обеих этих категорий каноничность истории внезапно стала важнее её качества, и договориться между собой они не могут.

Он противоречит себе



Решение о «легендаризации» Расширенной вселенной Lucasfilm объяснили стремлением избежать противоречий между различными произведениями в будущем. Чтобы отслеживать противоречия, было создано специальное подразделение - Сюжетная группа. Но у неё ничего не вышло.

Уже в первых работах нового канона Люк дважды «впервые» пользуется телекинезом - в романе Кевина Хирна «Наследник джедаев» и комиксе Джейсона Аарона «Звёздные войны». В той же серии комиксов Люк находит дневники Оби-Вана Кеноби, где тот подробно описывает внешность Йоды, - как же Люк в пятом эпизоде не узнал будущего учителя? В романе Клаудии Грей «Потерянные звёзды» первой целью «Звезды смерти» становится Альдераан. А ведь к тому моменту «Изгой-один» уже находился в разработке, и сюжетная группа должна была знать, что у боевой станции будут и другие цели - Джеда и Скариф. В новеллизации «Мести ситхов» упоминается, что Депа Биллаба перешла на тёмную сторону во время событий романа «Уязвимая точка», а по комиксу «Звёздные войны: Кейнан» Депа до конца войны оставалась на стороне света и погибла после Приказа 66.

Он извратил главных героев саги

Хан и Лея заслуживают приз «Худшие родители Галактики». И приз должен быть в форме Кайло Рена

В Расширенной вселенной герои оригинальной трилогии тоже не идеальны. Лея и Хан потеряли двоих из трёх детей, причём старший сын перешёл на тёмную сторону и захватил власть над частью галактики. А Люк неоднократно терпел неудачи как учитель - на тёмную сторону перешла едва ли не половина его учеников. Но в РВ герои продолжали бороться за свои идеалы и держались друг друга. Да, у Хана был период, когда он тяжело переживал гибель Чубакки и на полгода ушёл из семьи. Но в итоге он вернулся к Лее, и дальше эта пара уже не расставалась.

А что мы видим в «Пробуждении Силы»? Как только запахло жареным, Люк и Хан как последние трусы свалили куда подальше, оставив Лею в одиночку расхлёбывать последствия. Настоящие джентльмены.

В нём есть Кайло Рен

Сценаристы «Пробуждения Силы», по сути, слепили Кайло Рена из трёх персонажей Расширенной вселенной. Падшему джедаю Джейсену Соло дали имя Бена Скайуокера и костюм Дарта Ревана

Я понимаю, зачем создателям был нужен образ Кайло Рена. Если Дуку, Вейдер и Гривус были уже сформировавшимися злодеями, то Рен ещё сравнительно молод, он запутался в жизни, он хочет отмежеваться от прошлого, доказать всем и в первую очередь самому себе, что он достойный внук своего деда.

Вот только подобное поведение оправданно, когда персонажу семнадцать. Кайло Рену, на секундочку, тридцатник. В этом возрасте мужчины, как правило, уже определились с жизненными целями и работают над их достижением. А этот всё ноет и ноет, как эмо-подросток. Нам предлагают посочувствовать сопливому ушастому слюнтяю, которого мы видим впервые в жизни и который только что на наших глазах зарезал лучшего персонажа в истории «Звёздных войн»?

Отчасти эта история позаимствована из Расширенной вселенной, где нам показали падение во тьму Джейсена Соло. Вот только Джейсена мы знали с рождения. Мы следили за его приключениями в буквальном смысле с пелёнок, видели, как он рос, мужал, терял друзей, набирался опыта и становился настоящим героем. Оттого его падение во тьму стало крайне болезненным ударом. К этому персонажу фанаты действительно привязались. А Кайло Рен… Кайло Рен в принципе не способен вызывать положительных эмоций.

Надо отдать должное Адаму Драйверу: он относится к своему персонажу с иронией

* * *

Если бы «легендаризация» Расширенной вселенной была обставлена по-другому, если бы списанию «в запас» подверглись не все элементы старого канона, а только те, что противоречили новым фильмам, новый канон можно было простить. Если бы его создатели предлагали больше интересных, оригинальных и просто хороших историй, к нему было бы гораздо меньше претензий. Однако в таком виде, как сейчас, он портит мою любимую вселенную.

Лучшее, что есть в новом каноне

Надо признать, даже в нынешнем каноне «Звёздных войн» есть несколько действительно стоящих вещей, сохранивших дух далёкой галактики.

«Изгой-один»


Вот такими и должны быть подлинные «Звёздные войны». Гарет Эдвардс идеально передал атмосферу оригинальной трилогии и мастерски вплёл в повествование свою собственную историю. Героев «Изгоя-один» было действительно жалко терять. Мы впервые увидели далёкую галактику такой мрачной, войну - такой жестокой, а повстанцев - такими неоднозначными. И это хорошо.

Удивительно, но написанный для подростковой аудитории роман оказался самым серьёзным и взрослым во всём новом каноне. Здесь есть действительно интересная история двух героев, чьи принципы неоднократно мешали им жить и любить. Здесь есть настоящие эмоции: любовь, обида, ненависть и стремление послужить отчизне. Здесь есть настоящий конфликт, здесь героям есть что терять, и они вынуждены принимать неоднозначные решения. А ещё Грей очень точно передаёт атмосферу далёкой галактики и крайне удачно вписывает свой роман в сюжет оригинальной трилогии.

Кирон Гиллен, Сальвадор Ларокка «Звёздные войны: Дарт Вейдер»


Промежуток между четвёртым и пятым эпизодами был очень подробно освещён в Расширенной вселенной. Однако в издательстве Marvel решили, что, раз старая РВ теперь не канон, можно окунуться в этот период с новыми силами. Из всех линеек Marvel именно «Дарт Вейдер» оказался самым интересным и интригующим дополнением к канону. Мы привыкли видеть Вейдера могущественным, но в этом комиксе он вынужден восстанавливать свои позиции, пошатнувшиеся после уничтожения Звезды смерти. А в этом ему помогает несколько крайне колоритных персонажей - чёрный археолог доктор Афра и пара боевых дроидов, эдакая тёмная версия С-3PO и R2-D2.

Предыстория «Изгоя-один» написана в лучших традициях Джеймса Лусено: это крепко сбитый политический триллер, повествующий о молодости Галена Эрсо и Орсона Кренника. Здесь есть множество интересных деталей и подробностей, а главное, Лусено между делом возвращает в новый канон целые пласты Расширенной вселенной.