Где находится картина царевна лебедь. Царевна-Лебедь

Сочинение по картине: М. Врубеля "Царевна Лебедь".
Михаил Александрович Врубель - знаменитый русский художник конца 19 - начала 20 века. Его произведения - это воплощение в живописи образов русских народных сказок, былин, легенд. Не стала исключением и картина "Царевна-Лебедь". Героиня сказки А.С.Пушкина, девушка-лебедь из русского фольклора послужили прообразом для создания полотна.
Картина удивительна. В ней нет движения. Все замерло в каком-то тревожном ожидании: то ли сгущающиеся сумерки несут в себе тревогу, то ли расставание с прекрасной девушкой, которая вот-вот растает в ночной темноте, уплывая в неведомую даль. Взгляд Царевны-Лебеди - это прощальный взгляд. Ее огромные глаза полны грусти и доброты. О чем грустит прекрасная царевна? Об уходящем дне? Или о предстоящей разлуке? Или ее тревожит что-то неведомое, надвигающееся в сумерках ночи?
Темнота вокруг Царевны-Лебеди сгущается. И лишь она сама, ее белоснежное одеяние, фата и корона-кокошник сверкают в лучах заходящего солнца. Все сверкает перламутром. Таинственным мерцанием светятся драгоценные камни на ее украшениях. Перламутровый блеск и на лице девушки. Ее одежда-крылья почти сливаются с проблесками вечерней зари там вдалеке, куда вскоре устремится прекрасная Лебедь. Вокруг плещется море. Плеск волн зрительно ощутим. Царевна-Лебедь возникла из воды, ее крылья распластаны над водной гладью, почти растворяясь в ней.
Врубель создал образ, который стал символом девичьей красоты и величия, таинственной прелести героинь русских сказок, помощниц и заступниц, мастериц и рукодельниц, которые беззаветно любят все окружающее.

Сочинение по картине М. Врубеля "Царевна Лебедь".
В конце 1890-х годов с Частной оперой Саввы Мамонтова, где пела Н. Забела, жена Врубеля, активно сотрудничал Н. Римский-Корсаков. Одна за другой на сцене театра были поставлены его произведения "Садко", "Царская невеста", "Сказка о царе Салтане". Н. Забела выступала в заглавных ролях и вскоре стала любимой певицей композитора. Врубель не был в стороне от всего этого, привлеченный Мамонтовым к постановкам в качестве театрального художника. Врубели и Римский-Корсаков подружились.
Эта пронзительная картина - плод их дружбы. Н. Забела снискала большой успех в роли Царевны-Лебеди в спектакле "Сказка о царе Салтане". Ее фотоизображение в театральном костюме, подаренное композитору, подтолкнуло Врубеля к созданию этого полотна. Несмотря на то, что в произведении звучит очевидное театральное эхо, художнику удалось создать проникновенный музыкальный образ хрупкого и нездешнего существа, заброшенного в наш мир. Многие критики отмечали саму "нематериальность" живописной материи, каким-то чудом выраженную художником.
Великий русский художник Врубель Михаил Александрович, творивший в конце девятнадцатого - начале двадцатого веков, очень часто делал героями своих картин персонажей известных русских народных сказок и других фольклорных произведений. Моя любимая картина Врубеля - "Царевна-Лебедь", образ которой художник перенёс из известной сказки Александра Сергеевича Пушкина.
Эта картина необычайна, она поражает своей естественностью. Всё как будто замерло на этой картине, ожидая чего-то великого, необычного, нового. В картине "Царевна-Лебедь" чувствуется какая-то скрытая тревога, которая заставляет смотреть на картину без доли равнодушия. Картина настолько жива, что складывается впечатление будто бы прекрасная девушка, изображённая на ней, вот-вот исчезнет. В глазах Царевны-Лебедь затаилась печаль, заставляющая включить воображение и задуматься, откуда она, о чём грустит, что произошло?
На фоне надвигающейся темноты Царевна-Лебедь выглядит прекрасно, в своём белоснежном одеянии. Рядом с ней бушует море, и зритель картины Врубеля сам невольно начинает ощущать шум морских волн.
Михаилу Врубелю удалось написать необычайную, удивительную картину "Царевна-Лебедь". Девушка, изображённая на полотне - это образ красоты, таинственности и величия героинь русского фольклора.

Описание картины "Царевна Лебедь".
Очень часто Врубель находил вдохновение в национальном фольклоре, в русском былинном эпосе. Опираясь на былину, легенду или миф, художник создавал свои собственные образы, свой красочный и напряженный поэтический мир, который полон таинственности и красоты. Герои этого сказочного мира, подвержены человеческим страданиям и земной тоски. Создать образ "царевны-лебеди", Врубеля подтолкнул образ, который создала на сцене в опере Римского-Корсакова, его муза и певица, Надежда Забела. После выступления Забелы в роли "царевны-лебедя" была выпущена открытка, которая и явилась толчком к написанию картины. Все очарование родного края, нежная и гордая душа мифической девушки-птицы, находит место на картине. Твердость и верность настоящей любви, тайные чары колдовства, вечная и могущественная сила добра, все вписалось в этот чудесный образ, отличающийся особой величавостью и красотой. Такое впечатление, что художник рассказывает зрителям о невероятном своем сновидении. Врубель описывал картину - " крылья девушки, это родная почва и жизнь. Сколько красоты на Руси и трудно сказать, что стоит во главе этой красоты". Это показывает, насколько Врубель любил свой народ, отчизну и красоту.
Композиция картины построена таким образом, что у зрителя появляется ощущение, будто он заглянул в сказочный мир, в котором видит волшебную девушку-птицу, которая вот-вот исчезнет. Радужными красками переливается на белоснежном оперении девушки последние лучи солнца. Мерцает голубые, бирюзовые изумрудные самоцветы узорчатого кокошника. Теплые, огромные и белоснежные крылья излучают жемчужный, перламутровый свет. За спиной царевны - лебедь, мы слышим шум волнующего моря, волны которого бьются о скалы чудо - острова. Вдалеке у самого морского горизонта лучи солнца проникли сквозь сизые тучи и зажгли вечернюю зарю. Сказочную атмосферу, которая ощущается в каждом моменте картины, создает трепет зари, мерцание драгоценных камней и жемчугов, блики пламени. Ощущение невероятной благости разлито в холсте. Только плеск волн и шорох крыльев в состоянии нарушить безмолвие, но в этом молчании, много скрытой песенности. На картине вы не увидите ни жестов, ни действия. Царит полный покой, все как - будто заколдовано. Катина "Царевна - лебедь" пожалуй, один из самых задушевных и пленительных женских образов, которые создал художник.

Врубель. "Царевна Лебедь".
Источник своего вдохновения Михаил Александрович Врубель находил в русском былинном эпосе, национальной фольклорной традиции. Опираясь на миф, легенду, былину, художник не иллюстрировал их, но создавал свой собственный поэтический мир, красочный и напряженный, полный торжествующей красоты и вместе с тем тревожной таинственности, мир сказочных героев с их земною тоской и человеческим страданием.
Надежда Ивановна Забела, известная певица и муза художника, внесла во внутренний мир Врубеля не только обаяние женской прелести. В его сердце еще больше вошла музыка. Искусство Врубеля и творчество Забелы были нерушимо связаны между собой незримыми, но прочными нитями. Дарование Забелы формировалось при самом непосредственном участии Врубеля.
Надежда Ивановна создала незабываемый образ Царевны-Лебеди в опере Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане". Знаком этого успеха послужила и открытка, выпущенная после бенефиса, - фотография Забелы в роли Царевны-Лебеди. Эта открытка, по-видимому, и явилась толчком к появлению нового произведения Врубеля - картины "Царевна-Лебедь".
Истинная музыкальность - в самой живописи, в том, как мерцают и переливаются воздушные, невесомые краски на первом плане, в тончайших градациях серо-розового, в поистине нематериальной живописной материи полотна, "превращающейся", тающей. Вся томительная, печальная красота образа выражена в этой особенной живописной материи.
Очарование родной природы, гордая и нежная душевность сказочной девушки-птицы. Тайные чары все же покоренного злого колдовства. Верность и твердость истинной любви. Могущество и вечная сила добра. Все эти черты соединены в чудесный образ, дивный своей немеркнущей свежестью и той особенной величавой красотою, свойственной народным сказам.
Глубокий смысл заложен в этих двух словах. Очарование родной природы, гордая и нежная душевность сказочной девушки-птицы. Верность и твердость истинной любви. Могущество и вечная сила добра. Рассказать об этом мог только великий художник, постигший прелесть Руси.
.В самую глубину вашей души заглядывают широко открытые чарующие очи царевны. Она словно все видит. И сегодня, и завтра. Поэтому, может быть, так печально и чуть-чуть удивленно приподняты соболиные брови, сомкнуты губы. Кажется, она готова что-то сказать, но молчит. Мерцают бирюзовые, голубые, изумрудные самоцветные камни узорчатого венца-кокошника. Перламутровый, жемчужный свет излучают огромные белоснежные, но теплые крылья.
За спиной Царевны-Лебедь волнуется море. Мы почти слышим мерный шум прибоя о скалы чудо-острова, сияющего багровыми, алыми волшебными огнями.
Невероятная благость разлита в холсте. Может, порою только легкий шорох крыльев да плеск волн нарушают безмолвие. Царит покой. Все как будто заколдовано. Но вы слышите, слышите биение сердца русской сказки, вы пленены взором царевны и готовы бесконечно глядеть в ее печальные добрые очи, любоваться ее обаятельным милым лицом, прекрасным и загадочным.
Художник пленил нас магией своей волшебной музы. И мы на миг оказываемся в неведомом царстве грез. Живописец-чародей усиливает в сердцах наших чувство веры в добро, в прекрасное.

Картина "Царевна-Лебедь".
Силу богатырского эпоса Врубель чувствовал, но, вероятно, ему ближе были образы более хрупкие и лирические, "тающие и ускользающие", подобные тем, что создавала на сцене его жена. Большая вереница сказочных произведений венчается двумя знаменитыми картинами, которые непременно вспоминаются каждому, кто хоть сколько-нибудь знает живопись Врубеля: "Пан", написанная в 1899-м, и, наконец, в завершение -
"Царевна-Лебедь" в 1900 году.
О достоинствах "Царевны-Лебедь" высказываются разные суждения - не все согласны считать ее шедевром. В ней нет той безмятежности, которая так трогательна в "Морской Царевне" - в сказочный мир вдруг вкрадывается тревога, вещие предчувствия. А. П. Иванов говорил об этой картине: "Не сама ли то Дева-Обида, что, по слову древней поэмы, "плещет лебедиными крылами на синем море" перед днями великих бедствий?"
Да, врубелевская Царевна-Лебедь скорее ведет свое происхождение от Девы-Обиды "Слова о полку Игореве", чем от героини пушкинской "Сказки о царе Салтане" или оперы Римского-Корсакова на этот сюжет. У Пушкина и Римского-Корсакова она дневная, светлая. Царевич Гвидон спас ее от злого коршуна, она становится женой Гвидона и все устраивает к общему счастью. На картине Врубеля загадочная птица с ликом девы едва ли станет женой человека, и благополучия не обещает ее томный прощальный взор, ее жест руки, предостерегающий, призывающий к молчанию. Настроение картины тревожное: сгущаются синие сумерки, видна багряная полоса заката и какие-то недобрые красные огни вдалеке - не такие, как в ясном городе Леденец. Царевна не приближается - она уплывает во тьму и только в последний раз обернулась, чтобы сделать свой странный знак предостережения.
Необыкновенно красиво ее лицо - действительно, "красота неописанная" сказочных царевен, и ее волшебно-мерцающее оперение, дымчатое, отливающее розовым, и воздушная фата, и жемчуга кокошника, и блистающие драгоценные перстни. Все даже "слишком красиво" - может быть, потому эта картина и не всем теперь нравится. Ее упрекают в театральности. Но, думается, она не более и не менее театральна, чем другие фантастические картины Врубеля: в его "волшебном театре" "Царевна-Лебедь", пожалуй, представляет кульминацию, увенчание и конец сказочной темы. Никаких прямых связей со сценической трактовкой "Царя Салтана" в картине нет, и сама царевна даже не похожа на Н. И. Забелу - совсем другое лицо, в отличие от "Морской Царевны", где портретное сходство несомненно. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с его сестрой, Е. А. Праховой. Вероятнее всего, Врубель придумал лик Царевны, в котором отдаленно отразились и слились черты и его жены, и дочери когда-то любимой им женщины, а может быть, и еще чьи-то.
Картину "Царевна-Лебедь" особенно любил Александр Блок. Фотография с нее всегда висела у него в кабинете в Шахматове. Ею навеяно большое стихотворение с подзаголовком "Врубелю". Каких-либо прямых "иллюстративных" перепевов врубелевских образов в нем нет - поэтические представления возникают ассоциативно, внушаются, будятся картиной, ее переливами и вспышками красок, ее атмосферой неясных пророчеств, прощания с былым, предчувствия нового...
Дали слепы, дни безгневны,
Сомкнуты уста.
В непробудном сне царевны,
Синева пуста.
Были дни - над теремами
Пламенел закат.
Нежно белыми словами
Кликал брата брат...
Видится волшебный всадник:
Белый конь, как цвет вишневый...
Блещут стремена...
На кафтан его парчовый
Пролилась весна.
Пролилась - он сгинет в тучах,
Вспыхнет за холмом...
Предчувствуются смятения:
Будут вёсны в вечной смене
И падений гнет.
Вихрь, исполненный видений,
- Голубиный лет...
Что мгновенные бессилья?
Время - легкий дым...
Мы опять расплещем крылья,
Снова отлетим!
И опять, в безумной смене
Рассекая твердь,
Встретим новый вихрь видений,
Встретим жизнь и смерть!
Это писал еще юный Блок, автор "Стихов о Прекрасной Даме" и "Нечаянной радости"; писал, стоя на распутье, прощаясь с мистическими идиллиями своей молодости. "С Врубелем я связан жизненно", -
скажет он позже.
Врубель ничего об этом не знал - не знал ни Блока, ни вообще молодую русскую поэзию; он любил Римского-Корсакова, Тургенева, Чехова, Ибсена, у него был свой "вихрь, исполненный видений", и свои прощания. "Царевной-Лебедь" он прощался с "безгневностью", бестревожностью русского эпоса - прекрасная царевна уплывала, кончалась сказка, и снова настойчиво звал Демон, тот "монументальный Демон", который был отложен на будущее.



Картина написана: 1900 г.
Холст, масло.
Размер: 142,5 × 93,5 см

Описание картины «Царевна-Лебедь» М.Врубеля

Художник: Михаил Александрович Врубель
Название картины: «Царевна-Лебедь»
Картина написана: 1900 г.
Холст, масло.
Размер: 142,5 × 93,5 см

Мистичность М. Врубеля давно уже общепринятый факт, учитывая всех его демонов. Художника словно притягивали потусторонние силы. Не стали исключением и сказки, причем не народные, а литературные.

Он создавал их зыбкий, фантастический и не всякому понятный мир. Истоки этого – в образовании живописца. Он увлекался музыкой, театром и оперой. После знакомства с Надеждой Забелой он открыл для себя мир театральных декораций и эскизов сценических костюмов для жены. Они поражали публику и критиков настолько, что они ожидали не столько премьеры спектакля, сколько приходили воочию увидеть костюмы оперной певицы.

Супруга стала музой для портретов, а Врубель был влюблен в ее голос, в создаваемый женщиной образ, в то, что так услужливо подсказывало воображение. В 1900 году композитор Н. Римский-Корсаков презентовал московской публике оперу «Царевна-Лебедь». Врубель трудился над эскизами костюмов для актеров, а Надежда Забела исполнила партию Царевны. Сам художник, как известо, боготворил жену и жил для нее, посещал все репетиции, ночами сидел над декорациями и костюмами, и бесчисленное количество раз рисовал. Вдохновленный музыкой и красотой сказочной героини, мастер создал картину «Царевна-Лебедь», прообразом для которой и послужила супруга.

Картина поражает своей статичностью. Вы не увидите здесь живой игры светотеней, вы лишь ощутите неясную тревогу. Замершая вода и неживые огни дальнего города, огромные глаза бледнокожей девушки навеивают воспоминания о тех таинственных и роковых женщинах, из-за которых мужчины не спят ночами и бросают семьи.

Если проводить параллель между демонами и Царевной-Лебедью, многие с уверенностью скажут, что она – демоница. Согласно опере и сказке, эта девушка помогает Гвидону. Но перед знатоками культуры невольно встает вопрос: «Почему ее хотел убить коршун?». Она была волшебницей, чародейкой, то есть, имела прямую связь с потусторонним миром. А еще не зритель, не читатель не знает, откуда появилась эта незнакомка в кристально белых одеждах и роскошном кокошнике. Точно известно происхождение всех героев пушкинской сказки, а она лишь «… поверх текучих вод плывет».

Вторая ассоциация – Афродита, рожденная из вод и строчка из цветаевского «я – бренная пена морская». Царевна-Лебедь появилась из моря, в котором, согласно перечню мифов и легенд жили прекрасные девы с чарующим голосом и бездонными глазами, а чтобы выбраться из пучины, они превращались в прекрасных белых птиц.

Очи врубелевской героини – отдельный разговор. Они приковывают к себе и не отпускают, они похожи на взгляд существа из другой вселенной. Они страшны и одновременно загадочны, причем загадка эта настолько дикая и первозданная, что просто не подлежит объяснению.

Девушку, изображенную на картине, довольно сложно назвать красивой по стандартным канонам. Но в ее бледной коже, темных волосах и хрупких длинных пальцах определенно есть магия и притягательность для сильного пола. Князь Гвидон перед Лебедью не устоял.

Загадочная царевна занимает всю композицию картины. Ее наряд – белый с оттенками серебра, настолько легкими, что они почти незаметны. Причем цвет платья и крыльев не мягкий и жизнерадостный, а кристаллический с оттенками голубого – такой поразительно холодный и неживой, что вы невольно задумаетесь о Снежной Королеве.

На заднем плане полотна по левую сторону – огни чудо-острова. Волны бьются о его скалы, словно заманивая к себе. Невозможно разглядеть дома и княжеский замок, поскольку на картине лишь блики красного, оранжевого и желтого – единственные светлые пятна во всей композиции. Они символизируют жизнь, а еще – страсть, которую скрывает взгляд Царевны. Остров омывают воды глубокого синего моря, настолько темного, что кажется, будто оно вот-вот «закипит, поднимет вой», слившись с темно-синим, багровым и мрачным небом. Узенькая полоска света вдали словно говорит о том, что есть в облике Лебеди нечто человеческое – она смогла полюбить.

Весь задний план холста наполнен сгущающимися сумерками. Это прощание ночи и дня, самое таинственное время суток. Сумеречная темнота накрывает чудный остров, морскую гладь и саму Царевну. Начинается та самая загадка – превращение. Вы видите лебединые белоснежные крылья, которые через долю секунды станут морской пеной, а само превращение кажется бесконечным. Реальность картины Врубеля настолько искажена, что создается впечатление, будто некие демонические силы остановили время. В первую очередь, это проявляется в одежде Лебеди. Роскошный кокошник, украшенный замысловатыми узорами, белыми и голубыми камнями – все сияет, подобно языческим украшениям. Платье демонической красавицы – белое, цвета невинности и чистоты, а еще – бесконечности и холода, чем-то напоминает свадебный наряд. Возможно, художник передал тот миг, когда Царевна должна была явить себя Гвидону.

Поэтому мистическая девушка к зрителю не приближается, она уходит от него навстречу своему счастью, подобно блоковской незнакомке. Она смотрит на вас вполоборота, словно предупреждая, что демонов усмирить дано не каждому.

Картина выполнена в любимой технике живописца – все те же четкие черты лица, конечностей и деталей, игра теней, придающая им объем, а в остальном – грубые мазки мастихином, подчищенные ножом.

Говорят, Врубель сошел с ума, рисуя демонов. Уж не была ли Царевна-Лебедь одной из них? Критики, историки искусства, да и потомки самого художника ищут ответ на этот вопрос и не находят его и по сегодняшний день.

Говорят, что арт-терапия – изобретение Врубеля. Рисуя своих демонов и демониц, он мог контролировать свою шаткую психику. Психиатры, исследовавшие картины художника, пришли к выводу, что в его состоянии бывали улучшения, когда он рисовал и вспышки, когда он только задумывал картину.

Говорят, художник, верный жене, был соблазнен. И это правда. Его соблазнила та неведомая и ускользающая, мистическая и опасная сила искусства, которую он лишь на миг хотел остановить на картине «Царевна-Лебедь». Оказалось, остановил на вечность.

Живопись русских художников
Картина Михаила Врубеля «Царевна-Лебедь». Холст, масло.

Силу богатырского эпоса Врубель чувствовал, но, вероятно, ему ближе были образы более хрупкие и лирические, «тающие и ускользающие», подобные тем, что создавала на сцене его жена. Большая вереница сказочных произведений венчается двумя знаменитыми картинами, которые непременно вспоминаются каждому, кто хоть сколько-нибудь знает живопись Врубеля: «Пан», написанная в 1899-м, и, наконец, в завершение – «Царевна-Лебедь» в 1900 году.
О достоинствах «Царевны-Лебедь» высказываются разные суждения – не все согласны считать ее шедевром. В ней нет той безмятежности, которая так трогательна в «Морской Царевне» – в сказочный мир вдруг вкрадывается тревога, вещие предчувствия. А. П. Иванов говорил об этой картине: «Не сама ли то Дева-Обида, что, по слову древней поэмы, «плещет лебедиными крылами на синем море» перед днями великих бедствий?»

Да, врубелевская Царевна-Лебедь скорее ведет свое происхождение от Девы-Обиды «Слова о полку Игореве», чем от героини пушкинской «Сказки о царе Салтане» или оперы Римского-Корсакова на этот сюжет. У Пушкина и Римского-Корсакова она дневная, светлая. Царевич Гвидон спас ее от злого коршуна, она становится женой Гвидона и все устраивает к общему счастью. На картине Врубеля загадочная птица с ликом девы едва ли станет женой человека, и благополучия не обещает ее томный прощальный взор, ее жест руки, предостерегающий, призывающий к молчанию. Настроение картины тревожное: сгущаются синие сумерки, видна багряная полоса заката и какие-то недобрые красные огни вдалеке – не такие, как в ясном городе Леденец. Царевна не приближается – она уплывает во тьму и только в последний раз обернулась, чтобы сделать свой странный знак предостережения.

Необыкновенно красиво ее лицо – действительно, «красота неописанная» сказочных царевен, и ее волшебно-мерцающее оперение, дымчатое, отливающее розовым, и воздушная фата, и жемчуга кокошника, и блистающие драгоценные перстни. Все даже «слишком красиво» – может быть, потому эта картина и не всем теперь нравится. Ее упрекают в театральности. Но, думается, она не более и не менее театральна, чем другие фантастические картины Врубеля: в его «волшебном театре» «Царевна-Лебедь», пожалуй, представляет кульминацию, увенчание и конец сказочной темы. Никаких прямых связей со сценической трактовкой «Царя Салтана» в картине нет, и сама царевна даже не похожа на Н. И. Забелу – совсем другое лицо, в отличие от «Морской Царевны», где портретное сходство несомненно. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с его сестрой, Е. А. Праховой. Вероятнее всего, Врубель придумал лик Царевны, в котором отдаленно отразились и слились черты и его жены, и дочери когда-то любимой им женщины, а может быть, и еще чьи-то.

Картину «Царевна-Лебедь» особенно любил Александр Блок. Фотография с нее всегда висела у него в кабинете в Шахматове. Ею навеяно большое стихотворение с подзаголовком «Врубелю». Каких-либо прямых «иллюстративных» перепевов врубелевских образов в нем нет – поэтические представления возникают ассоциативно, внушаются, будятся картиной, ее переливами и вспышками красок, ее атмосферой неясных пророчеств, прощания с былым, предчувствия нового...

Дали слепы, дни безгневны, Сомкнуты уста.
В непробудном сне царевны, Синева пуста.
Были дни – над теремами
Пламенел закат.
Нежно белыми словами
Кликал брата брат...

Видится волшебный всадник:
Белый конь, как цвет вишневый...
Блещут стремена...
На кафтан его парчовый
Пролилась весна.
Пролилась – он сгинет в тучах, Вспыхнет за холмом...

Предчувствуются смятения:
Будут вёсны в вечной смене
И падений гнет.
Вихрь, исполненный видений, – Голубиный лет...
Что мгновенные бессилья?
Время – легкий дым...
Мы опять расплещем крылья, Снова отлетим!
И опять, в безумной смене
Рассекая твердь, Встретим новый вихрь видений, Встретим жизнь и смерть!

Это писал еще юный Блок, автор «Стихов о Прекрасной Даме» и «Нечаянной радости»; писал, стоя на распутье, прощаясь с мистическими идиллиями своей молодости. «С Врубелем я связан жизненно», – скажет он позже. Врубель ничего об этом не знал – не знал ни Блока, ни вообще молодую русскую поэзию; он любил Римского-Корсакова, Тургенева, Чехова, Ибсена, у него был свой «вихрь, исполненный видений», и свои прощания. «Царевной-Лебедь» он прощался с «безгневностью», бестревожностью русского эпоса – прекрасная царевна уплывала, кончалась сказка, и снова настойчиво звал Демон, тот «монументальный Демон», который был отложен на будущее.

«...Ты светлая звезда таинственного мира,
Куда я возношусь из тесноты земной,
Где ждет меня тобой настроенная лира,
Где ждут меня мечты, согретые тобой...»

Пётр Вяземский

Все сказочные фольклорные сюжеты о превращении человека в Лебедя, включая классический русский образ Царевны-Лебеди, восходят к гиперборейской традиции.

Морское божество Форкий — сын Геи-Земли и прообраз русского Морского царя сочетался браком с титанидой Кето. Их шесть дочерей, родившихся в гиперборейских пределах, изначально почитались как прекрасные Лебединые девы. О Форкидах, подобных Лебедям, обитающих на краю земли, окутанной вечной ночью, рассказывал еще Прометей в великой трагедии Эсхила.

Сказочные создания, по преданиям, как и полагается Лебединым девам, часто появляются у реки, сбрасывают лебединое оперение и плещутся в прохладной воде. Лебединые девы, сбросившие лебединое одеяние, превращаются в волшебных красавиц.
Образ Лебедя, Человека-Лебедя и лебединой символики проходит через всю историю культуры народов Евразии: от древнейшего ковша в виде Лебедя, найденного при раскопках первобытной стоянки (III—II тыс. до н.э.) на Среднем Урале и петроглифов Онежского озера до нежных античных Богинь с лебедиными крылами. Крылатые девы со стилизованным оперением встречаются и на русских вышивках.

Дева-Лебедь (Леда, Лада) — древний и всеобъемлющий образ. Сюжет брака человека с Лебедем или превращения в Лебедя распространен у многих народов, он нашел отражение и в ряде фольклорных образов, в т.ч. Царевна-Лебедь.

И Пушкин каким-то непостижимым чутьем уловил истинную, божественную природу Лебеди из сказки, рассказанной ему Ариной Родионовной. Поэт искал главную линию событий, которая так свободно потом соединила все его мысли. В первом варианте волшебные превращения и прочие чудеса происходят благодаря Царице-матери. В окончательном — их творит царевна-Лебедь. Главная тайна и чудо в том, что в своем многолетнем пути к этому поразительному прозрению поэт вплотную подошел к древнейшим народным истокам образа божественного Лебедя. Портрет-описание вечно юной богини, какой ее увидел молодой князь Гвидон:

Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты.
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

Пожалуй, самым необычным и притягательным женским образом, является «Царевна-Лебедь», картина Михаила Александровича Врубеля, написанная на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноимённой сказки А. С. Пушкина. Партию Царевны-Лебеди пела его жена Н. И. Забела-Врубель. Царевна с полотна Врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально. Изображена Царевна-Лебедь на фоне спускающихся над морем сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города.
В сгущающихся сумерках с багряной полосой заката царевна уплывает во тьму, и только последний раз обернулась, чтобы сделать прощальный взмах крыльями.

Ария Царевны-Лебедь из оперы Римского-Корсакова

1900 г.
В этой работе художника есть что-то таинственное и тревожное - недаром «Царевна-Лебедь» была любимой картиной Александра Блока.

* * *
Шлейф, забрызганный звездами,
Синий, синий, синий взор.
Меж землей и небесами
Вихрем поднятый костер.

Жизнь и смерть в круженьи вечном,
Вся - в шелках тугих -
Ты - путям открыта млечным,
Скрыта в тучах грозовых.

Пали душные туманы.
Гасни, гасни свет, пролейся мгла...
Ты - рукою узкой, белой, странной
Факел-кубок в руки мне дала.

Кубок-факел брошу в купол синий -
Расплеснется млечный путь.
Ты одна взойдешь над всей пустыней
Шлейф кометы развернуть.

Дай серебряных коснуться складок,
Равнодушным сердцем знать,
Как мой путь страдальный сладок,
Как легко и ясно умирать.

1906

Очарование родной природы, гордая и нежная душевность сказочной девушки-птицы. Тайные чары все же покоренного злого колдовства. Верность и твердость истинной любви. Могущество и вечная сила добра. Все эти черты соединены в чудесный образ, дивный своей немеркнущей свежестью и той особенной величавой красотою, свойственной народным сказам.

Врубель М.А. — художник конца девятнадцатого начала двадцатого веков. Глядя на его полотна, понимаешь — сказка может оживать, о чем свидетельствует картина Царевна Лебедь Врубеля.

Царевна Лебедь Врубель: краткое описание картины

Работа Михаила Александровича Царевна Лебедь — это иллюстрация ко всеми любимой сказке О царе Салтане. Смотришь на репродукцию картины, по которой мы пишем в 4 классе и хочется сказать только одно: восхитительно, превосходно, полный восторг. Больше ничего не хочется говорить, просто смотреть и рассматривать. Всматриваться в каждый штрих и любоваться цветовой гаммой.

Что видим на холсте?

В центре картины мы видим прекрасную девушку, царевну лебедь. Одета она в белоснежный, воздушный и красивый наряд, который развивает ветер и от этого кажется, что у нее за спиной появились крылья, делая ее схожей с прекрасным лебедем. На ее голове кокошник в виде красивой короны, усыпанной драгоценностями. С волос ниспадает тонкая прозрачная вуаль.

У девушки очень красивые большие глаза, милое нежное лицо и сомкнутые губы. Всматриваясь, можно заметить ее печаль и грусть, которая пробирает до мурашек по коже. Почему она грустна? Может оттого, что рассталась с любимым, а быть может ей грустно наблюдать закат летнего солнца, который происходит в последний день лета. Мы не узнаем правды, мы можем только предполагать.

Рассматривая работу, мы видим остановившееся мгновенье, когда Царевна Лебедь оглянулась, в то время как до этого она куда-то уходила. Оглянулась, чтобы посмотреть на что-то важное для нее, возможно что-то крикнуть, сказать. Обернувшись назад, она позволила нам увидеть ее красоту во всем ее ангельском обличье. Да, именно с ангелом и хочется сравнить героиню полотна Врубеля.

Позади мы видим хмурое небо, волнующую воду. Этим художник еще больше подчеркнул тоску Царевны.

Какие чувства вызывает у меня данная работа?

Картина по-сказочному роскошна и прекрасна, а вызывает неоднозначные чувства, которые сложно передать словами, но скажу одно. Глядя на картину Врубеля, я мысленно попадаю в сказочное царство, и от этого становится тепло и хорошо на душе.

Сочинение по картине Царевна Лебедь, 2 вариант

Сегодня мы продолжаем работу над сочинением по картине Врубеля Царевна Лебедь, где познакомимся кратко с историей создания полотна, а также остановимся подробнее на описании картины Врубеля Царевна Лебедь, поделившись своими эмоциями и мыслями.

Сочинение на тему Царевна Лебедь можно использовать для 3 и 4 класса.

История картины Царевна Лебедь

В сочинении описании по плану на тему Царевна Лебедь хочется сразу отметить удивительный талант художника, которому удалось написать не просто картину, а по-настоящему загадочную работу, что лишь отдаленно напоминает сюжет знаменитой сказки Пушкина. В действительности мы погружаемся в какую-то мистическую атмосферу, тонем во взгляде загадочной Царевны Лебедь, и задаемся вопросом, что же увидели эти прекрасные глаза, какие тайны они хранят, какие знания подвластны ей и неведомы человеку? Эти вопросы возникают лишь от одного взгляда героини, которая является центральным образом картины Врубеля.

Написал художник свою картину, будучи вдохновленный оперой Сказка о царе Салтане, для которой сам художник создавал декорации и работал над эскизами костюмов, а его жена и вовсе играла главную роль, исполняя партию Царевны Лебедь. Вдохновленный образом своей жены и под впечатлением самой оперы, художник решает создать образ Царевны, что был навеян лирическим пением. Кто-то считает, что на полотне художник изображает свою жену в образе героини сказки, однако это не так. Образ картины — это результат фантазии мастера пера, которому удалось сочетать несочетаемое.

Картина Врубеля Царевна Лебедь, по которой мы пишем сочинение, родилась в Черниговской губернии на хуторе Ге в 1900 году. Находится полотно в . Мы же продолжим работу над сочинением про Царевну Лебедь и остановимся на описании картины.

Описание картины Врубеля Царевна Лебедь

Когда я смотрю на картину, то понимаю — художнику удалось запечатлеть самый загадочный момент. Это перевоплощение. Кому-то покажется, что это тот самый момент, когда лебедь превращается в девушку, но я считаю, что художник запечатлел момент, когда красавица превращается в птицу. От человеческого облика у героини остались лишь лицо, руки и длинная коса. Еще мгновенье — и девушка, уже в теле прекрасного лебедя, улетит в мир, куда нет дороги человеку. Но, почему она уходит? От кого бежит? От любимого? Или убегает из нашего бренного мира?

Она не очень торопится, поэтому решила оглянуться, и зрителю открывается вся красота прелестницы. Она очаровывает прекрасным ликом, тонкими чертами лица, чувственными губами, и просто зачаровывает проникновенными глазами, которые могут заглянуть каждому в душу. Ее голубые глаза напоминают бездну, в которой можно утонуть. Они сверкают, как камни кокошника, которым художник украсил голову царевны, и тот своей тяжестью еще больше подчеркивает хрупкость девушки. Нежность царевны автор картины подчеркнул тонкой фатой, что спадает вниз. Девушка придерживает ее рукой и кутает свои плечи, как-будто пытается отчего-то укрыться.