Художественные материалы и возможности их использования. Виды художественных материалов и особенности работы с ними

Вопросы для государственного экзамена по методике преподавания

Изобразительного искусства

1. Художественные материалы и техники в практике обучения изобрази­
тельному искусству.

2. Виды деятельности на уроках ИЗО в различных концепциях обучения.
Сравнительный анализ.

3. Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и
безобразное в жизни и в искусстве.

4. Методы научно- педагогических исследовании в области методики
преподавания изобразительного искусства.

5. Диагностика художественного развития учащихся средней школы.

6. Особенности педагогического общения на уроках ИЗО в школе.

7. Народное и декоративно-прикладное искусство в художественном
образовании и воспитании школьников.

9. Изобразительный, музыкальный, литературный ряд на уроках ИЗО в
школе.

10.Методы педагогической драматургии в обучении ИЗО. 11 .Подготовка учителя к уроку. Конспект урока и его виды. 12.Рисование с натуры, по памяти и по представлению на уроках ИЗО в общеобразовательной школе.

13. Структура программы обучений изобразительному искусству
Б.М.Неменского.

14. Внекласснач работа по изобразительному и декоративно-прикладному
искусству в школе.

15. Учебные и творческие задачи при работе над натюрмортом.
16.Реализация проблемного метода обучения на уроках ИЗО.

17.Формирование художественно-творческой активности школьников на

уроках ИЗО. 18.Принципы и методы обучения ИЗО относительно концепции "Приобщение к

мировой художественной культуре"

19.Уроки-беседы по изобразительному искусству и методика их проведения. 20.Цель и задачи преподавания изобразительного искусства в

общеобразовательной школе.

21. Развитие воображения и фантазии на уроках изобразительного искусства. 22.Фронтальная, коллективная и индивидуальная формы организации обучения на

уроках ИЗО в школе. 23.Основные дидактические принципы преподавания ИЗО в школе, с позиции



концепции "Школа рисунка - графическая грамота". 24.Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках и

во внеклассной работе с учащимися общеобразовательной школы. 25.Педагогические технологии и методики обучения изобразительному

искусству. Определения понятий.


МЕТОДИКА 1. Художественные материалы и техники в практике обучения ИЗО.

Техники художественные - в соответствии с изобразительными видами искусства техники художественные делятся на живописные, графические и скульптурные (пластические).

Живопись - один из основных видов изобразительного искусства; художественное изображение мира на плоскости посредством цветных

материалов.

Среди изобразительных видов искусства живопись - наиболее популярный вид, не смотря на то что графика - самый распространенный. Секрет популярности живописи специалисты объясняют тем, что ей доступно изображение чрезвычайно разнообразного круга явлений, впечатлений, эффектов, весь мир чувств, переживаний, характеров, взаимоотношений, тончайшие наблюдения натуры и самый смелый полет фантазии, вечные идеи, мгновенные впечатления и оттенки настроений. Живопись воплощает образы в красках, во всем их блеске и богатстве и при любом освещении.

Основные разновидности живописной техники принято обозначать по разновидностям sxd деталей нередко оказывается невозможной. Когда акварель употребляется с белилами или накладывается сравнительно густым, непрозрачным слоем, свойства этого материала меняются, приближаясь к гуаши.

Гуашь (от итал. «водяная краска») - 1. Красочный материал, сравнительно близка мягким сортам акварельных красок, но существенно отличается от них примесью белил в самой краске и большей кроющей способностью. Гуашью работают преимущественно по бумаге, разбавляя краски водою. В отличие от акварели и подобно темпере, живопись гуашью ведется плотным, непрозрачным слоем. При высыхании гуашь светлеет

2. Гуашь - техника, которую в отличии от акварели принято рекомендовать начинающим: благодаря ее кроющей способности, ею легче пользоваться при исправлении ошибок и поиске выразительного колористического решения.

Мозаика - разновидность монументальной живописи, основанная на применении разноцветных твердых веществ - смальты, естественных цветных камней, цветных эмалей и т.д. Изображение составляется из укрепленных на цементе или специальной мастике и затем отшлифованных. По способу предназначенном ей месте (стена, свод, и пр.) или на отдельной плитке, которая затем вделывается в стену.

Графика (от греч. «пишу», «рисую») - один из видов изобразительного искусства, обладающий художественными особенностями, определяющими его место в ряду других искусств и в жизни человека. Основным средством выражения графики является рисунок. Цвет в графике ограничен избранной техникой и цветом основы (в большинстве случаев бумага - белая, тонированная, окрашенная или цветная, реже - пергамент, шелк).

К графическим техникам относятся: графитный, цветной или «итальянский» карандаш, пастель, восковые мелки, фломастеры и др. рисующие материалы; также тушь, перо, палочка; реже - акварель, гуашь, те. техники, которые многие «музейщики» и реставраторы относят к графическим.

Материалы, которыми выполняется графическая работа, являются и техникой. Обычно под произведением указывается техника (например, бумага, пастель).

Пластические искусства - то же, что пространственные, визуальные (зрительные), изящные искусства С некоторой долей условности пластические искусства делятся на изобразительные (живопись, скульптура, графика) и неизобразительные, или тектонические: архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн.

Скульптура (или в рамках школьной программы - лепка), (от лат. «ваять», «высекать») - вид изобразительного искусства.

Художественная выразительность скульптуры определяется выбором материала (мрамор, гранит, бронза, дерево, в рамках школьных уроков - пластилин, бумага, гипс, глина), способом обработки (высекание или лепка), особенностями формообразования и стиля. 2. Виды деятельности на уроках ИЗО в различных концепциях обучения.Сравнительный анализ.

Программа Ь.М.Нсменскш о «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы».

Программа является интегративным курсом, включающим в себя в нерасчлененном синтезе изобразительное искусство и художественный

ТРУД

Оптимальный вариант ее реализации происходит при 2 учебных часах в неделю.

При одном учебном часе в неделю, количество и последовательность тем остаются неизменными, но снижается уровень практических

навыков и навыков художественного воспитания.

Концепция и задачи Формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры Духовной:

Формы выражения своего отношения, основанного на освоении опыта художественной культуры;

Обеспечение поступательного художественного развития ребенка;

Развитие навыков восприятия произведений искусства и овладение образным языком искусства;

Усвоение эмоционально-ценностного, чувственного опыта поколений, выраженного в искусстве, и формирование эмоционально-
ценностных критериев жизни;

Развитие художественно-образного мышления на основе наблюдательности и фантазии, собственной творческой деятельности
детей.

Основные виды деятельности:

Изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти и по представлению);

Декоративная и конструктивная работа;

Аппликация;

Объемно-пространственное моделирование;

Проектно-конструктивная деятельность;

Художественное фотографирование и видеосъемка;

Восприятие явлений действительности и произведений искусства;

Обсуждение работ товарищей,результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;

Изучение художественного наследия;

Подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

Прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Программа В.С.Кучина. «Изобразительное искусство. 1-9 классы» (автор IM ".Кучин, К.В. Шорохов, Э.И.Кубышкина и др.) (М.:

Художественные материалы оказывают непосредственное воздействие на художественную работу клиента:

Они побуждают его видеть и осязать;

Они порождают эмоциональный подъем и осознание; сами по себе являясь частицами реальности, эти материалы помогают клиенту с ней соприкоснуться.

Способствуют динамическому взаимодействию между творцом и художественным материалом происходит.

Задача арт-терапевта - выяснить, какой материал вызывает наибольшую экспрессивность клиента. Тем самым свободный выбор материала является важнейшей движущей силой в процессе художественной работы [Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии ].

Арт-терапевты должны понимать свойства различных изобразительных материалов, а также то, в каких случаях применение тех или иных материалов наиболее целесообразно, а когда - нежелательно.

Основной набор материалов для творческого процесса

Краски, карандаши, восковые мелки, пастель;

Журналы, газеты, обои, бумажные салфетки, цветная бумага, фольга, пленка, коробки от конфет, открытки, тесьма, веревочки, текстиль;

Природные материалы - кора, листья и семена растений, цветы, перышки, ветки, мох, камешки;

Глина, пластилин, дерево, пластика, специальное тесто;

Бумага для рисования разных форматов и оттенков, картон;

Кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, кусочки шерсти, пуговицы разные типы клеев, скотч.

Основные группы материалов

1) бесформенные материалы, позволяющие создавать объемные образы;

2) материалы, имеющие определенную форму;

3) предметы, имеющие определенную форму, которые можно использовать в качестве материалов.

Рассмотрим основные группы материалов и их свойства.

1 группа - бесформенные материалы , позволяющие создавать объемные образы. Различные мягкие и твердые бесформенные материалы могут быть использованы для создания из них объемных образов. Особенности художественной продукции определяются свойствами материала в той мере, в которой он влияет на художественный замысел и сам процесс работы.

Мягкие материалы , такие как краски, принадлежности для рисования, глина и смешанный с водой песок, не имеют определенной формы и допускают разные виды игровых манипуляций, а также могут быть использованы для создания художественных объектов, живописных произведений или скульптуры.

Твердые материалы , такие как камень, металл и дерево, применяются для создания объемных образов, для вырезания на их поверхности различных изображений. Уровень психического развития клиента и его умений в использовании разных материалов определяет особенности создаваемой им художественной продукции. При высоком уровне художественного мастерства и технических умений могут быть созданы скульптуры из металла или камня, сочетающие высокую долговечность со значительной выразительностью, что позволяет изображать человеческое тело, ткань и т.д.

2 группа - материалы, имеющие определенную форму. Эти материалы, учитывая их свойства, включаются в изобразительный процесс в неизменном виде. Качества определенных материалов без каких-либо объяснений могут ассоциироваться с эмоциональными состояниями, обозначая для автора те или иные события. Так, например, прозрачный целлофан, тонкая полупрозрачная бумага, шелк, песок, гравий или опилки могут быть включены в изобразительную работу в неизменном виде и вызывать у клиента определенные чувства и ассоциации, связанные с разными качествами этих материалов: ощущение легкости, нежности, грубости и т.д.

3 группа - предметы, имеющие определенную форму и используемые в качестве материалов. В качестве материалов в процессе художественного творчества могут применяться естественные или созданные человеком предметы или их части. При этом они в определенной мере сохраняют свое прежнее содержание. Старые пуговицы или детали наручных часов иногда используются при создании композиций из глины для того, чтобы создать с их помощью отпечатки, либо для изготовления некоего подобия мозаики.

Значение этих предметов в художественной работе определяется их функцией, цветом, особенностями материалов, из которых они изготовлены, дополняющих ассоциации с определенными чувствами и воспоминаниями. Однако, будучи включенными в художественную работу, они сохраняют некое содержание, определяющееся их прежней функцией, ассоциациями автора и их новой ролью в контексте законченной работы.

Еще одна классификация материалов , используемых в арт-терапии, основывается на их конкретных свойствах, на том, каким образом они обычно применяются, а также на тех чувствах и образах, которые они способны вызывать у человека. Выбор материала имеет большое значение, так как он указывает на конфликтные ситуации и на степень готовности к эмоциональному самовыражению. Если выбор материалов не очень большой и материал преобразуется таким образом, что он приобретает свойства другого материала, это указывает на то, что клиентам для выражения своего душевного состояния требуется иной материал.

Художественные материалы оказывают непосредственное воздействие на художественную работу клиента. Они побуждают его видеть и осязать. Они порождают эмоциональный подъем и осознание. Сами по себе являясь частицами реальности, эти материалы побуждают клиента к соприкосновению с реальностью. Таким образом, между творцом и художественным материалом происходит динамическое взаимодействие. Арт-терапевту особенно интересно выяснить, какой материал вызывает наибольшую экспрессивность клиента. Тем самым свободный выбор материала является важнейшей движущей силой в процессе художественной работы (Романова Е.С., 1992).

Важно, чтобы материал, с которым идет работа на занятии, был добротным, ярким, красивым. Краски, карандаши, пластилин, бумага должны иметь аккуратный вид. Ребенок чувствует к себе отношение и через материал, с которым ему предлагают работать. Для тех детей, которые включаются в работу с неохотой, яркие красивые канцелярские принадлежности и другое оборудование могут стать привлекающим моментом.

Арт-терапевтическая работа предполагает большой набор различных изобразительных материалов:

1) краски.

2) карандаши, восковые мелки

3) для создания коллажей или объемных композиций используются журналы, газеты, обои, бумажные салфетки, цветная бумага, фольга, пленка, коробки от конфет, открытки, тесьма, веревочки,текстиль;

4) природные материалы - кора, листья и семена растений, цветы, перышки, ветки, мох, камешки;

5) для лепки - глина, пластилин, дерево, специальное тесто;

6) бумага для рисования разных форматов и оттенков, картон;

7) кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, разные типы клеев, скотч.

Помимо практических соображений существует ряд серьезных моментов, касающихся выбора материалов в соответствии с целями занятий :

1. Выбор материалов влияет на то, как проходит занятие. Некоторые материалы, такие как карандаши, мелки и фломастеры, позволяют «усилить» контроль, в то время как другие: пастель, краска и глина способствуют более свободному выражению (Шоттенлоэр Г., 2001). Краски больше, чем другие материалы, позволяют эмоциям, настроениям и образам перетекать через руки (рисование пальцами) прямо в материал и отображаться с минимальным контролем. Акварель можно наносить по-разному: они могут быть яркими и тусклыми, четкими и размытыми, тяжелыми и легкими. Использование красок прибавляет рисунку выразительности. Очень удобно использовать краски (например, гуашь), которые можно закрашивать сверху, смешивать цвета, изменять рисунок. Краски являются более выгодными для использования именно из-за возможности больше экспериментировать. При работе с рисунком, особенно с красками, важно предоставить клиенту возможность выбирать не только краски, но и инструмент, с помощью которого он будет рисовать (Шевченко Ю.С., Крепица А.В., 1998). Интересным является не использование кисточек, а рисование руками. Такая возможность дает больше свободы и возможностей для исследования. Также как еще одна форма рисования может быть использовано разукрашивание лица. Единственное, что стоит учесть, что нужно предоставить клиентам соответствующие краски


2. Если клиент не уверен в себе или просто устал, он будет чувствовать себя увереннее и спокойнее при работе с материалами, которые легче контролировать. У восковых мелков очень интенсивный цвет. Они существенно тверже, чем выше перечисленный материал, и таким образом, открывают только часть возможностей психической саморегуляции. Фломастеры требуют во время рисования сильного контроля. Использование фломастеров вскроет момент подавления страха перед богатством собственных переживаний и ощущений. Если ребенок, несмотря на предложенный цветовой материал, часто выбирает простой карандаш , значит, что-то, возможно, препятствует его эмоциональному выражению. Зачерненные места часто указывают на депрессивные расстройства или глубокую депрессию (Шевченко Ю.С., Крепица А.В., 1998).

3. При индивидуальной работе с детьми или группами, чье поведение трудно контролировать, стоит начать с «контролируемых» материалов.

4. Многие чувствуют себя неуверенно в отношении своих художественных способностей. Вырезание картинок из журнала для создания коллажа «уравнивает» участников и позволяет даже очень неуверенным клиентам присоединиться к работе.

5. Как только все клиенты с удовольствием начнут участвовать в упражнении, такие материалы, как краска или глина, могут дать возможность более глубокого самовыражения, особенно при изучении чувств или реакций.

6. Работа с «выразительными» материалами может быть терапевтичной для многих клиентов. Она не только помогает выразить широкий спектр эмоций; работа с глиной или размазывание пастелей или красок с безоценочной реакцией на конечный продукт могут стать целительными сами по себе.

Бумага большого формата побуждает к широким свободным движениям, позволяет отказаться от контроля и ограничений, которые требуются при работе с мелкими форматами.

Абстрактные рисунки в большей степени способствуют отреагированию отрицательных эмоций (страха, напряжения), развитию воображения, самовыражения личности. Здесь снимаются ограничения, накладываемые уровнем сформированности художественных навыков ребенка, приобретенными стереотипами рисования (девочки рисуют однотипных принцесс, а мальчики - одинаковые машины) (Шевченко Ю.С., Крепица А.В., 1998).

При обсуждении рисунков следует избегать оценок технического мастерства автора (в том числе красиво - некрасиво), а следует обращать внимание на приемы (цвет, характер линий и т. д.), позволяющие передать настроение, переживания. При правильной организации обсуждения детских рисунков дети обычно сами приходят к пониманию преимущества свободного рисования.

При восприятии продуктов изобразительного творчества арт-терапевту необходимо обращать внимание на следующие аспекты:

· какое чувство передает рисунок, коллаж, скульптура

· что выглядит странным

· чего не хватает у данного объекта

· что находится в центре. То, что в центре, часто указывает на суть проблемы или на то, что для этого человека является главным

· каковы размеры и пропорции изображенных объектов и людей (Копытин А.И., 1999, Романова Е.С., Потемкина С.П., 1992, Шевченко Ю.С., Крепица А.В., 1998, Шоттенлоэр Г., 2001). Непропорциональные объекты заставляют искать ответ на вопрос, что преувеличено; большие фигуры призваны усилить, а чрезмерно уменьшенные - принизить. Искажение формы, пропорции может символизировать проблемную область, большее внимание и более глубокое понимание, которые могут способствовать восстановлению нормального положения

· есть ли повторяющиеся объекты. Число объектов во многих случаях играет для клиента большую роль, поскольку имеет отношение к единицам отсчета времени или значимым событиям в прошлом, настоящем или будущем

· в какой перспективе выполнена работа и как она используется автором. Совмещение нескольких видов перспектив в одной работе может иметь отношение к наличию противоречий в жизни автора

· есть ли подписи на работах, так как они могут использоваться для того, чтобы внести ясность и уменьшить возможность неправильной интерпретации данной работы, что, возможно, отражает степень доверия к невербальному способу общения.

Для занятий изобразительным искусством необходим кабинет, в котором имеется одна или две раковины с подводкой воды, расположенные рядом с входной дверью. Желательно, чтобы при кабинете была лаборантская для хранения оборудования, фонда детских работ и художественных материалов.

Оборудование . Типовой школьный кабинет ИЗО должен быть оборудован следующими предметами: шкафы, столы (мольберты), стулья, классную доску, рисовальные доски, осветительные приборы, уголки и подставки для установки натурных постановок и др. Оборудование места учителя определяется технологией обучения.

Рациональное оснащение рабочих мест учащихся помогает достигнуть наилучших результатов в обучении. Место ученика должно быть удобным. Очень хороши специальные столы для учащихся с подъемными планшетами─мольбертами. Столы для занятий художественным творчеством можно расставлять в зависимости от форм организации урока (в виде каре, по кругу, поперек класса, парами, по четыре и др.).

Шкафы или стеллажи для учебных пособий, книг, журналов и хранения художественных материалов лучше устанавливать вдоль задней или боковой стены кабинета. Необходимо предусмотреть место и приспособление для хранения и сушки работ учащихся (стеллажи или полки). Желательно, чтобы вся мебель в кабинете была удобной и выполнена в одном стиле, а не представляла набор случайных предметов.

На передней стене класса должны быть закреплены классная доска (рекомендуется зеленого цвета) с креплениями для демонстрации таблиц и равномерным освещением. Рекомендуется использовать доску с открывающимися створками, то есть пятью рабочими поверхностями, что позволяет демонстрировать заранее подготовленный наглядный материал только в необходимый момент урока. Под доской могут быть ящики для таблиц. Проекционный выдвижной экран обычно располагают над доской.

Кроме стандартной школьной доски желательно иметь магнитную доску, белую доску и кассету. Могут быть и не стандартные авторские решения: соединение зеленой и белой досок, раздвижная доска с экраном, стеклянная доска, позволяющая показывать теневой театр и др.

В кабинете ИЗО необходима белая доска для рисования на ней грифелем, углем, цветными карандашами и мелками, сангиной, акварелью или гуашью. Ее можно изготовить самостоятельно ─ десятимиллиметровая фанера (размер 150х150 см) покрывается белой эмалью.

Кассету (размер 30х50 см) можно сделать из 10-миллиметровой фанеры, цветного фона (сменного) и прозрачного пластика. Применяется для поиска композиции, понимания ритма узора, выбора фона, колорита и др. Пример работы с кассетой – учащийся рисует или дорисовывает изображение на прозрачном пластике специальным жирным карандашом или фломастером, фон подбирает сам ученик. Могут быть и другие конструкции кассет с вырезанными окошками, подвижными элементами и др.

Кабинет ИЗО должен быть хорошо освещен в соответствии с санитарными нормами. Для дополнительного освещения рекомендуется использовать ряд светильников с равномернымрассеивателем света. Желательно, чтобы на окнах были жалюзи, регулирующие проникновение солнечного света, и плотные шторы для того, чтобы показывать слайды. Качество преподавания во многом зависит от того, насколько целесообразно оборудован и освещен кабинет.

Технические средства обучения. В современных условиях кабинет ИЗО необходимо оборудовать техническими средствами (телевизор, видеомагнитофон, проигрыватель, проектор, экран, компьютер и др.). Для использования различных технических средств обучения кабинет должен иметь электроснабжение, установленное в соответствии с соблюдением правил безопасности

Материально-учебная база. К ней следует отнести художественные материалы (кисти, краски, карандаши, бумагу и др.), натурный фонд, наглядные пособия и специальную литературу.

Оптимальной организации деятельности учащихся способствует возможность выбора ими инструментов и материалов в зависимости от задач урока. В кабинете хорошо иметь большой фонд альбомных листов, цветной бумаги, круглых и плоских кистей разного размера, акварельных и гуашевых красок, карандашей, мелков, а также запас ножниц, клея, пластилина и других материалов для художественного творчества.

Натурный фонд учитель должен составлять из красивых предметов различной формы и назначения в соответствии с рекомендованным перечнем, который может быть дополнен по желанию учителя. Натурный фонд обычно составляют: старинные и современные предметы быта (керамические кувшины, фарфоровая посуда, металлические сосуды, бытовая техника, настольные и др.), спортивный инвентарь (мяч, ракетка, коньки и др.), музыкальные инструменты, драпировки (различной фактуры, гладкоокрашенные в теплых и холодных тонах, с цветовыми переходами, орнаментом и др.), муляжи (фруктов, овощей, грибов), гипсовые геометрические тела, розетки, капители и др. Все перечисленные предметы должны быть в достаточном количестве для того, чтобы из них одновременно можно было составить 3-4 постановки на одну тему и в течение учебного года еще несколько постановок. Обычно в стандартной классной комнате необходимо ставить 3-4 натюрморта на специальных уголках и подставках так, чтобы с любого места учащимся было хорошо видно. При необходимости постановки освещают специальными софитами.

Наглядные пособия являются действенным средством повышения художественного творчества. Для того чтобы уроки ИЗО проходили эффективно, учитель должен демонстрировать большое количество наглядных пособий, к которым относятся: репродукции, открытки, таблицы и динамические наглядные пособия по всем темам программы, изданные или изготовленные самим учителем. В качестве наглядных пособий могут использоваться натуральные объекты, предметы декоративно-прикладного и народного искусства, культуры и быта. Очень хорошо, если есть возможность показать на уроке подлинные произведения живописи, графики, мелкой пластики, а не репродукции с их изображением.

Процесс обучения народному и декоративно-прикладному искусству будет не полноценным без демонстрации высокохудожественных образцов ткачества, батика, керамики, резьбы по дереву, народной игрушки (Дымка, Филимоново, Каргополь, Полхов-Майдан и др.), росписи и др.

В кабинете должен быть достаточный комплект методической литературы, включающий образовательный стандарт по искусству, программы обучения изобразительному искусству в данном учебном заведении, нормативную документацию (типовые перечни учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ, бланки заказа, методические письма и др.), журналы по предмету («Искусство в школе», «Юный художник», «Художественный совет», «Художественная галерея» и др.), справочную и энциклопедическую литературу. Кроме этого необходимо создать картотеки справочной литературы, методической литературы для учителя, для обучающихся, картотека средств обучения, систематизированных по классам, по темам, тематическая картотека, содержащая индивидуальные и групповые задания для обучающихся.

(25,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.













































Назад Вперёд


















































Назад Вперёд





























Назад Вперёд

Введение

Данную работу можно использовать на вводных уроках по предметам художественного цикла, как правило, это первые ознакомительные уроки в 1 четверти учебного года, а также при смене задания и материалов исполнения. Можно применять на последних уроках 4 четверти для ознакомления с новыми материалами на будущий учебный год, а также материалами, применяемыми на пленэре. Удобно применять в работе с родителями, как на родительских собраниях, так и в индивидуальном порядке.

1. Материалы 1-4 класс (Презентация)

1.1. Материалы для рисунка

Пастель (классическая)

Представляет собой разноцветные мягкие мелки, спрессованные в виде палочек. Пастель получила свое название от итальянского слова "a pastello", которым в XVI веке называли технику рисования черным карандашом с подцветкой красной сангиной или другими цветными карандашами. Изготавливается из порошка очень тонкотертых красочных пигментов с добавлением связующих (клеящих) и разбеливающих веществ. Разбеливающие вещества вводятся для получения различных оттенков цвета по насыщенности и светлоте. Хорошего качества пастель должна легко ложиться на бумагу, не царапать и не скользить по ней, легко растираться. По опыту работы хорошего качества пастель "Koh-i-noor" или " Faber-Castell". Необходимое количество цветов в наборе 18-24.

Пастель (на масляной основе)

Представляет собой разноцветные мягкие мелки, спрессованные в виде палочек. В отличие от классической пастели связующим красочных пигментов служит воско-масляная основа. Не растушевывается, наносится штрихами. По опыту работы хорошего качества пастель "Faber-Castell" в наборе 18-24 цветов. Закрепитель для масляной пастели не требуется.

Бумага для пастели. Закрепитель (Фиксатив)

Для работы на учебный год могут потребоваться как теплые, так и холодные оттенки. Размер листа для работы 50х65 см, плотность160 g/m2. Так как пастель (классическая) содержит большое количество наполнителей и небольшое количество связующего, скрепление частиц пастели между собой и бумагой в основном механическое. Все это делает работу, выполненную пастелью, уязвимой перед механическими прикосновениями, воздействием влаги, для этого необходим закрепитель для мягких графических материалов. Можно использовать в качестве закрепителя красочного слоя лак для волос в аэрозольной упаковке.

Тушь. Кисти для туши

Потребуется черная тушь, на учебный год 1-2 флакончика 50мл. Кисти для работы тушью в сечении круглые из волоса колонка или белки тонкие - № 2-3, средние - № 6-8, толстые - № 9-10.

Бумага белая "Ватман", на учебный год понадобится 10 листов 60х80 см. Нужный формат бумаги для работы, в соответствии с заданием и задачами урока, учитель нарезает сам.

Бумага серых оттенков. Клей ПВА, цветная бумага, ножницы

Предназначается для определенных заданий, связанных со знакомством учащихся с понятиями "воздушная перспектива", тоновые градации, светлота и т.д. Оттенков от светло-серого до черного должно быть минимум 7. Можно использовать бумагу для пастели (листы размером 50х65 см, плотность160 g/m2), можно подобрать оттенки из самоклеящейся бумаги "Оракал".Клей ПВА (если бумага не самоклеящаяся), ножницы (с закругленными концами).

Фломастеры, маркеры

Основные характеристики: писать должны длительное время, и позволять проводить линии от 1мм до 5 мм толщиной. Набор цветов 12-24.

Цветные акварельные карандаши

Необходимое количество 18-24 шт. в наборе. Выбор обусловлен качеством нанесения на поверхность бумаги. В отличие от обыкновенных цветных карандашей, акварельные карандаши лучше ложатся на бумагу, работа, выполненная акварельными карандашами ярче и выразительнее. Обязательное дополнение к набору карандашей - точилка.

Графитовые карандаши

В 1-4 классах выступают как вспомогательный материал. Требование мягкости "ТМ", "М". Только не в пластиковой основе, она трудно затачивается точилкой. Учащийся начальной школы может не справиться.

1.2. Материалы для живописи

Гуашь

Слово "гуашь" в переводе с итальянского означает "влажный", "водяная краска". Гуашь приготавливается на сравнительно небольшом количестве связующего вещества при большой концентрации пигмента (порошка), поэтому она даже при небольшой толщине красочного слоя она непрозрачна. Благодаря непрозрачности красочного слоя гуашь дает возможность художнику вносить поправки в работу. Разбавителем гуашевых красок служит вода. Гуашевые краски в готовом виде должны иметь следующие качества:

  • консистенция "жидкой сметаны";
  • легко браться кистью и сходить с неё, ложиться на бумагу ровным слоем, без сгустков, комков, полос и пятен;
  • после нанесения в неразбавленном водой виде закрывать лежащий ниже красочный слой;
  • после высыхания не пачкать, не стираться и не растрескиваться;
  • во время хранения во флаконах не загустевать в течение длительного времени.

Хранить гуашь следует в плотно закрытых баночках.

Обязательные цвета в наборе:

  • белила;
  • кадмий желтый средний;
  • алая;
  • краплак красный;
  • ультрамарин или кобальт синий;
  • лазурь железная

Дополнительно необходимо закупить баночки "белила" и "желтая", так как эти краски у детей при работе заканчиваются первыми.

Хранить работы, выполненные гуашью, следует в папках. Сворачивать в рулоны такие работы не рекомендуется из-за хрупкости красочного слоя.

Понадобятся кисти круглые в сечении, из волоса колонка или белки: тонкие - № 2-3, средние - № 6-8, толстые - № 9-10. Кисти плоские в сечении, из волоса колонка или белки, можно синтетические: тонкие - № 2-3; средние - № 6-8; толстые - № 9-10. Хранить кисти желательно в специальном пенале, зафиксированными внутри него, тогда ворс не будет менять свою форму. Брошенные как попало, с непросушенным ворсом кисти, очень часто похожи на метлу.

Бумага смотри пункт 1.1.

Палитра - небольшая, тонкая доска четырехугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски во время работы. Необходима пластмассовая белая палитра размером 30х40 см, с небольшими чашечкообразными углублениями по краям. Пользоваться бумагой в качестве палитры не рекомендуется, так как бумага, размокая от воды, дает ворс, а связующие клеящие вещества из гуаши впитываются в бумажную палитру в результате чего на рисунок попадает только пигмент, который осыпается по высыхании работы.

1.3. Материалы для композиции

Цветная бумага

Понадобится бумага широкого спектра оттенков. Можно покупать наборы бумаги разных фирм-производителей, у каждого производителя своя колористическая шкала, в результате соберется большой выбор оттенков каждого цвета. Самоклеящаяся бумага тоже пригодится.

Палитра смотри пункт 1.2.

Кисти смотри пункт 1.2.

Гуашь смотри пункт 1.2.

Бумага смотри пункт 1.1.

2. Материалы 5-9 класс (Презентация)

2.1 Материалы для рисунка

Графитовые карандаши

В 5-9 классах выступают как ведущий графический материал. Требование мягкости: "Т" ("H"), "F", "ТМ" ("HB"), "М" ("B"). Только не в пластиковой основе, она трудно затачивается. Карандаши затачиваются канцелярским ножом 1 см. затачивается графит, 2 см затачивается деревянный корпус. Резинка для стирания выбирается по критерию: чем больше резинки остается на бумаге, в процессе стирания, тем выше ее качество. Важное дополнение мягкий ластик "Клячка", легко разминается в руках, предназначен для удаления лишнего слоя графита с поверхности бумаги. Способ применения: ластик катают по поверхности бумаги или слегка прижимают к тем частям рисунка, которые осветляют: графит пристает к клячке и удерживается ею, после того как она будет отнята от бумаги.

Пастель (классическая) смотри пункт 1.1.

Пастель (на масляной основе) смотри пункт 1.1.

Бумага для пастели. Закрепитель (Фиксатив) смотри пункт 1.1.

Для работы на учебный год могут потребоваться как теплые, так и холодные оттенки. Размер листа для работы 50х65 см, плотность160 g/m2. Дополнительно для некоторых заданий потребуется цвет " Vanilla" или "CREMA". Так как пастель (классическая) содержит большое количество наполнителей и небольшое количество связующего, скрепление частиц пастели между собой и бумагой в основном механическое. Все это делает работу, выполненную пастелью, уязвимой перед механическими прикосновениями, воздействием влаги, для этого необходим закрепитель для мягких графических материалов. Можно использовать в качестве закрепителя красочного слоя лак для волос в аэрозольной упаковке.

Бумага серых оттенков. Клей ПВА, ножницы смотри пункт 1.1.

Бумага смотри пункт 1.1.

Планшет с зажимом формат А-4

Пачка бумаги для офисной техники формат А-4

Пастельные карандаши цвета "сепия", темно-коричневая

Пастельные карандаши - это пастель в деревянной оправе, являются мягким графическим материалом наравне с классической пастелью, растушевываются по поверхности, также как и классическая пастель: пальцем или растушкой. Работу, выполненную пастельными карандашами необходимо закрепить закрепителем для мягких графических материалов. Можно использовать в качестве закрепителя красочного слоя лак для волос в аэрозольной упаковке.

Пастельные карандаши цвет: белый, серый, черный. См. пункт выше

Растушка

Цилиндрической формы палочка с заостренными в форме конуса окончаниями. В продаже встречается из плотно скрученной тонкой оберточной бумаги или войлока разного диаметра в сечении. Применяется для растушёвывания и получения тонких красочных или тональных нюансов в работе.

Тушь. Кисти для туши смотри пункт 1.1.

Фломастеры, маркеры смотри пункт 1.1.

Цветные акварельные карандаши смотри пункт 1.1.

2.2. Материалы для живописи

Палитра смотри пункт 1.2.

Кисти смотри пункт 1.2.

Гуашь смотри пункт 1.2.

Бумага смотри пункт 1.1.

2.3. Материалы для композиции

Бумага смотри пункт 1.1.

Бумага для пастели. Закрепитель (Фиксатив) смотри пункт 2.1.

Цветная бумага смотри пункт 1.3.

Фломастеры, маркеры смотри пункт 1.1.

Гуашь смотри пункт 1.2.

Палитра смотри пункт 1.2.

Кисти смотри пункт 1.2.

Пастель (классическая) смотри пункт 1.1.

Пастель (на масляной основе) смотри пункт 1.1.

Графитовые карандаши смотри пункт 2.1

3. Материалы для декоративно-прикладного искусства (Презентация)

3.1. Материалы, используемые на уроках декоративно-прикладного искусства, в 5 классе (вышивка нитками мулине и плетение "ЧИ")

ВЫШИВКА НИТКАМИ МУЛИНЕ

Существует мнение, чтобы возникло желание сделать какую - либо работу хотелось бы увидеть ее конечный результат, то есть уже готовую работу, поразившую тебя красотой и изысканностью. Поэтому презентация, с которой начинаются наши вводные уроки и родительские собрания наглядно демонстрирует, то к чему в конечном итоге приведут этапы нашей работы. А уж если ее до тебя выполнил твой ровесник, то руки сами тянутся к таким радужным ниткам мулине и всевозможным интересным приспособлениям.

Особенностью работ в материале является то, что все они выполнены по собственным эскизам учащихся. И поэтому, работу на уроках ДПИ можно разбить на несколько этапов - это сбор материалов для выполнения эскизов будущей работы, выполнение эскизного ряда, подготовка приспособлений и материалов для вышивки, и работа в материале.

Материалы необходимые для выполнения эскизов вышивки:

  • Материалы для выполнения эскизов будущей работы, это работы учащихся, выполненные на пленэре, художественные открытки, репродукции работ художников.
  • Бумага формата А-4.
  • Папка с файлами для эскизов и собранного материала.
  • Ластик.

Материалы необходимые для выполнения вышивки (работа в материале):

Для копирования эскиза вышивки на ткань используются: специальный маркер, мел, простой карандаш, копировальная бумага.

В качестве ткани основы использованы различные ткани: креп - сатин, бархат, хлопчатобумажные, шелковые с выраженной фактурой и гладкокрашеные, лен:

Для тренировочных упражнений нам понадобятся пяльцы. Это специальное приспособление для закрепления ткани в натянутом состоянии и предохранения ткани от стягивания. Пяльцы бывают из дерева, пластмассы, металла и различной формы - круглые, овальные, квадратные. Для нас важен их диаметр, желательно чтобы он был не менее 25 - 30 см.

Работы выполняем на подрамнике формата А-4. Подрамник - приспособление прямоугольной формы, выполненное из деревянных брусков. На подрамнике ткань фиксируется кнопками.

В работах использованы нитки мулине, это нитки высокого качества, имеют приятный блеск и достаточную прочность. Цвет подбираем в соответствии с выполненным эскизом.

Иголки для вышивания должны быть с овальным широким ушком, чтобы нитка в несколько сложений (три или шесть, в зависимости от того, что вышиваем - ствол дерева, или стебелек цветка) легко проходила в ушко и не перетиралась в процессе работы. Номера 3-5.

Ножницы средней длины с загнутыми концами, считаются универсальными в работе.

И обязательным условием успешной работы является соблюдение всех правил безопасной работы на уроках и во время подготовки к ним. Все приспособления и инструменты должны хранится и использоваться должным образом, с соблюдением всех правил.

ПЛЕТЕНИЕ "ЧИ"

Историческая справка. "ЧИ" - один из древнейших видов плетения. Чий - циновка, сплетенная из стеблей травы чий (отсюда и название) или камыша. Плетение издавна распространено у народов Средней Азии, казахов. Искусно сплетенные циновки широко применялись для украшения стен юрты. В хозяйстве казахов - на них сушили молочные продукты, раскладывали и сортировали шерсть, в нее заворачивали шерсть в процессе валяния войлока, служили они и ширмой для разграничения жизненного пространства юрты. Узорными циновками оборачивали основание юрты для украшения стен и сохранения тепла внутри жилища.

В прошлом чий также широко использовался в изобразительном искусстве у народов Центральной Азии. Неотъемлемой частью кыргызского народного творчества являются циновки, изготовляющиеся из стеблей чия, оплетенных цветной шерстью. Чий, представляет собой высокую жесткую степную траву, стебли которой идут на изготовление циновок с узором или без узора. Изделия из чия широко используются в повседневной жизни сельского населения. Циновку из чия ставят при ветре как заслон возле очага. Её расстилают под войлочные ковры, оберегая их от сырости и порчи. Циновка из чия опоясывает всё юрту, утепляет и украшает её.

В настоящее время техника чий сохранилась в национальном и современном изобразительном искусстве. Мастерицы выбирают эскиз и делают разметку элементов узора. Затем каждый стебель отдельно оплетается шерстью различных цветов, и соединяются между собой.

Немалый интерес техника плетения представляет и для нас. Изучив технологию и приемы плетения, ученики с удовольствием выполняют работы в технике плетения "ЧИ", создавая декоративные композиции для украшения интерьера. Прежде чем приступить к выполнению работы в материале, самостоятельно разрабатывают эскизы на модульной сетке, продумывая заданные темы, цветовые сочетания. Затем выбирают необходимые материалы и приспособления.

Материалы необходимые для выполнения эскизов плетения "ЧИ"

  • Папка с файлами для эскизов.
  • Художественные открытки, репродукции работ художников.
  • Бумага формата А-4. Ученическая тетрадь в клетку используется как модульная сетка для эскиза.
  • Простые карандаши мягкости "ТМ", "М".
  • Цветные карандаши, количество цветов в наборе 18-24.
  • Ластик.

Материалы, инструменты и приспособления для выполнения работы в технике "ЧИ"

  • Нитки мулине обычные и меланжевые, это нитки высокого качества, имеют приятный блеск и достаточную прочность. Цвет ниток подбираем в соответствии с выполненным эскизом
  • Модули - деревянные рейки, прямоугольного сечения 0,4х0,8см., количество просчитываем по эскизу, выполненному на модульной сетке.
  • Клей-карандаш для закрепления модулей на картоне и для оформления работы.
  • Небольшие острые ножницы для обрезания ниток.
  • Картон для закрепления модулей. Формат картона А-4
  • Рамочка для оформления работы.

В процессе работы обязательно соблюдение всех правил безопасности. Все материалы, приспособления и инструменты должны хранится и использоваться должным образом, с соблюдением всех правил.

3.2. Материалы для уроков декоративно-прикладного искусства в 6 классе (пэчворк)

ПЭЧВОРК

Это особый стиль шитья из кусочков ткани, развивающий художественный вкус и умение, воспитывающий терпение, приучающий к аккуратности. Лоскутная техника - достаточно популярный вид рукоделия, т.к. не требует больших материальных затрат и предполагает возможность использования содержимого "бабушкиных сундуков". Для пэчворка можно использовать любые ткани как новые, так и бывшие в употреблении. Шитье из лоскутов - пэчворк вид рукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из разноцветных и пестрых кусочков ткани с определенным рисунком. В процессе работы создается полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. Лоскутные стеганые вещи передавались по наследству и служили долгие годы.

История техники пэчворк насчитывает около 3000 тысяч лет. Несмотря на древность корней, он становится все популярней с каждым годом. Если раньше лоскутное шитье было излюбленным хобби экономных домохозяек, то теперь это модный дизайнерский тренд. Сегодня изделия, выполненные в этом стиле весьма актуальны. Это не только одежда, обувь и аксессуары, но даже мебель и всевозможные предметы интерьера. Особенно красивые произведения - впечатляющие по разнообразию и оригинальности материалов, форм, структур и цветовых сочетаний - принято вешать на стены как картины или ковры.

Цель наших занятий показать, что лоскутное шитье не только ремесло, а полноценная творческая работа, в которой ценится, прежде всего, ее эстетический аспект. В презентации представлены работы, выполненные на уроках декоративно-прикладного искусства.

Материалы необходимые для выполнения эскизов.

  • Аналоги работ, выполненных в технике пэчворк.
  • Папка с файлами для эскизов.
  • Бумага формата А-4.
  • Простые карандаши мягкости "ТМ", "М".
  • Линейки и угольники.
  • Цветные карандаши, количество цветов в наборе 18-24.
  • Ластик.

Материалы, инструменты и приспособления для выполнения работы в материале.

  • Хлопчатобумажные и шелковые ткани разнообразной фактуры, шнуры, тесьма, кружево. Почти все ткани можно использовать в лоскутном шитье. Но начинающим проще работать с хлопчатобумажными тканями, они более податливы в работе, это ситец, сатин, лен. Ткани однотонные и с мелким рисунком. Размер кусочков ткани - примерно формат А-4.
  • Флизелин (флизофикс) - представляет собой тонкий нетканый прокладочный материал с односторонним клеевым покрытием, придает тканям прочность и предохраняет от осыпания. Понадобится 1 метр, цвет белый.
  • Утюг с отпаривателем.
  • Инструменты для разметки на ткани - специальные маркеры, мелки, карандаши, пластмассовые линейки и угольники.
  • Ручные швейные иглы с острым кончиком для сшивания деталей, иглы для вышивания с овальным широким ушком, портновские булавки.
  • Нитки катушечные разных цветов и нитки мулине. Цвет подбираем в соответствии с выполненным эскизом.
  • Острые ножницы для нарезания деталей лоскутной композиции. Для удобства работы полезно иметь несколько пар ножниц.

Список используемой литературы

  1. Журналы "Художественный совет" №48 2006г., №1 2003г.
  2. "Все о технике цвет", Арт-родник, 2002г.
  3. Одноралов Н.В. "Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве", М., изд. "Просвещение", 1988г.
  4. Яшухин А.П. Живопись: учебное пособие для учащихся педагогических училищ по специальности №2003 "Преподавание черчения и изобразит. Искусства". - М.: Просвещение, 1985
  5. Беда Г.В. Живопись: Учебник для студентов педагогических институтов по специальности №2109 "Черчение, изобразительное искусство и труд". - М: Просвещение, 1986
  6. Базанова М.Д. "Пленэр".- М. "Изобразительное искусство" 1994
  7. Анна Чудновская. "Стильные сумки от пляжных до гламурных". М. Эксмо. 2006
  8. Маргарита Максимова. "Дизайнерские идеи для дома и дачи".- М. Эксмо. 2006
  9. "Чудесные мгновения". Первый Российский журнал по лоскутному шитью. №1 - 4. 2007г.
  10. Марина Кузьмина. "Аксессуары из ткани" НИОЛА - ПРЕСС1998г.
  11. Элис Уэстчейт. "Уютный дом".- М.БМИ АО 2001
  12. Дюмина Г.Б. "Бисер".- АСТ Астрель. М.,2001
  13. Дюмина Г.Б. "Фигурки из бисера".- АСТ Астрель. М.,2000
  14. Лындина Ю. Бисер. Техника "Кирпичный стежок". Культура и традиции.- Ярославль. 2001.
  15. Махмутова Х. Краткие сведения по цветоведению.-М.,1976
  16. Измайлов Ч. "Психология цветного зрения"- М., 1998
  17. Толковый словарь русского языка Кузнецова.
  18. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940

Адреса сайтов