Икона. Молитвы

Из братства юродивых

Московский юродивый, пророк и чудотворец Василий Блаженный был одним из самых необычных русских святых. Русская Православная церковь ежегодно 15 августа чтит его память, хотя он был далеко не единственным провидцем в российской столице. В XVI веке он затмевал славой многих своих сотоварищей, живших в Москве, да и не только в ней. Все в столице – от ремесленного люда до царя Ивана Грозного – любили и почитали его больше других нищенствующих юродивых. Возможно потому, что о других блаженных известно гораздо меньше. Например, знали москвичи некоего Максима – первого стольного юродивого, после которого осталось лишь несколько афоризмов: «Побьют – повинись да пониже поклонись...», «Не плачь битый, плачь небитый...», «Оттерпимся – и мы люди будем...»

Вовсе безымянным остался вещун, предсказавший беременной княгине Елене Глинской, что в день рождения ее сына разразится над Москвой страшная гроза и таковым же будет царствование этого мальчика – очередного великого князя московского. Так и вышло: во время сильнейшей грозы, под раскаты грома родился Иоанн Васильевич – Иван IV впоследствии прозванный Грозным.

Мало кто слышал и об Иоанне Большом Колпаке, прозванном так потому, что он круглый год ходил по Москве полуголым, с тяжелым медным крестом на груди, веригами (цепи с кандалами весом в два с половиной пуда), медными кольцами на пальцах и в железном колпаке. Именно он при всем народе уличал во всех грехах Бориса Годунова и предсказывал его нелегкую судьбу. Кстати, этот самый Иоанн Блаженный выведен у Пушкина в драме «Борис Годунов» под именем Николки Железного Колпака. Похороны его летом 1589 года сопровождались страшной грозой, молнии которой стали причиной нескольких пожаров; многие увидели в том предзнаменование Смуты.

И все–таки самым известным и почитаемым московским юродивым был Василий Блаженный. Именно в его честь народная молва переименовала Покровский храм на Красной площади (возле которого этот нищий побирался и пророчествовал) в храм Василия Блаженного.

Надо сказать, что блаженные, или юродивые, на Руси были почти всегда. Издавна так именовали людей, у которых, как говорили, «с головой не в порядке» или же, другими словами, наблюдались странности. Зачастую такие «убогие» и в самом деле были людьми с психическими отклонениями. Однако в Средние века на Руси они считались ясновидящими и прорицателями, которых охраняет и наставляет сам Господь. Раз сумасшедший сам не в состоянии сформулировать свою мысль, значит, его устами говорит Бог – так полагали верующие.

Помимо этого юродство на Руси было формой христианского подвига. Недаром другое название юродивых – блаженные, то есть удостоившиеся блаженства у Господа: он и наделял таких людей даром исцеления и пророчества. Чтобы преодолеть искушения этого мира, юродивые отказывались от семьи, дома, имущества, даже от вида пристойного человека. Юродивый выходил в мир в рубище, вел себя как сумасшедший, бормотал что–то невразумительное. И нередко благодатное озарение подвигало блаженного на поступок вроде бы и потешный, но в то же время исполненный какого–то, на первый взгляд, неясного, но на самом деле глубокого смысла.

Древнерусское юродство, наряду с отказом от благ, умерщвлением плоти и безумием, часто мнимым, обличало грехи житейские, высмеивало и порицало страсти, одолевающие людей.

Однако юродивые никогда не презирали окружающих, а наоборот – жалели и всеми силами старались помочь. Вот и Василий, босой и нагой, с надетыми на тело веригами, проводил дни, укоряя людей за пороки, направляя их души к добру, а по ночам со слезами молился за грешников на паперти.

Житие и деяния

В декабре 1468 или 1469 года в подмосковном селе Елохово родился мальчик, крещенный Василием. По преданию, уже само рождение его было необычным: младенец появился на свет на паперти местной Владимирской церкви. Родители его, люди простого сословия, хотели, чтобы сын освоил какое–нибудь ремесло. Поэтому, когда Вася подрос, его отдали в подмастерья к сапожнику.

Азы профессии мальчик освоил быстро. Но была в его характере и поведении какая–то странность: порой он бросал работу и замирал, словно внимая чему–то неслышному для других. А вскоре у Васи открылся неожиданный дар предвидения. Как–то в мастерскую зашел купец и заказал себе сапоги, которые долго бы носились. Когда заказчик ушел, юный подмастерье вдруг заплакал. Изумленный сапожник спросил, что случилось, и тот, плача, ответил: «Даже не обует он эти сапоги – завтра умрет». Пророчество полностью подтвердилось.

С тех пор видения посещали Василия все чаще, и порой он пребывал уже не столько в земном мире, сколько в горнем. Становилось ясно, что Бог избрал юношу то ли для предсказаний, то ли для духовного подвига. В шестнадцать лет Василий покинут родителей и отправился в Москву.

Вскоре вся столица уже знала блаженного. Да и как не приметить молодого мужчину, ходившего по самым людным местам нагим, и в жару, и в морозы не снимающего тяжелых железных цепей. Однако не всем был по нраву юродствующий правдолюб. К примеру, стоят на торжище калашник или квасник, продают свой товар, расхваливают, торгуются. Как вдруг появляется Вася–юродивый и опрокидывает лотки! Торговцы чуть ли не в драку, кричат, бранятся. Но вот кто–то попробует остатки харча и как закричит: «Люди добрые, а в калашной–то муке мел да известь подмешаны, а квас–то прокисший!» Оказывается, блаженный за покупателей радел.

Порой Василий даже не пророчествовал – радость или горе можно было предсказать по его поведению. Однажды, подойдя к Богородицкому собору, он вдруг заплакал. И в ту же минуту окружившие его прохожие увидели, как из соборных окон рвется пламя! Но стоило блаженному утереть слезы, и огонь исчез без следа. «Быть большой беде, а за ней – великой радости», – шептались те, кто уже убедился, что каждый поступок Василия несет тайный смысл. И оказались правы: вскоре Москву сожгли татары Махмет–Гирея, но затем город отстроился и стал еще краше.

Похожий случай, правда, уже не с таким счастливым исходом, произошел в Вознесенском монастыре на Остроге (позднее – Воздвиженском). Василий, проходя мимо, остановился у дверей монастырской церкви и вдруг безутешно зарыдал. На следующий день храм загорелся. Пламя перекинулось на соседние дома и другие улицы. Выгорел почти весь центр – главный базар, царский и митрополичий дворцы, обрушились даже каменные дома. Лишь после люди вспомнили, как плакал Василий, чувствуя беду, но не в ситах предотвратить ее.

Судьба хранила блаженного и отводила от него недоброжелателей. Как–то боярин, уважавший Василия, подарил ему свою лисью шубу.

Истинно ли желаешь дать? – строго спросит юродивый.

Истинно желаю, ибо люблю тебя от сердца, – быт ответ.

Накинув шубу, Василий пошел на торжище, где его увидели воры. Один мошенник лег на землю, притворившись мертвым, а второй пристал к блаженному, прося милостыню на погребение.

Давно ли умер? – не взглянув на тело, спросил Василий.

Только что, – лицемерно вздохнул вор.

Тогда блаженный снял шубу, накрыл ею «покойника» и ушел, бросив через плечо:

Будь же отныне мертв за лукавство твое.

Обрадованный вор подхватил шубу... и вскрикнул, увидев под ней мертвого товарища.

В то же время Василий, сам будучи нищим, неизменно подавал милостыню другим нуждающимся. Так, однажды некий богач подарил ему несколько золотых монет. Блаженный принял деньги, подошел к прилично одетому иноземцу и высыпал золото ему в ладонь. Позже люди узнали, что этот приезжий купец потерял состояние, три дня не ел, но просить милостыню стеснялся.

Надо заметить, что у юродивых на Руси всегда складывались особые отношения с правителями. Сильных мира сего как магнитом тянуло к блаженным, несмотря на то что те и в богатых покоях чувствовали себя непринужденно и бесстрашно. Юродивый мог во весь голос упрекнуть правителя, обвинить его, не подбирая выражений. И это было вовсе не шутовство. Шут дерзок, но осторожен, ибо питается крохами со стола тех, кому дерзит. Для юродивого князь или царь – такой же человек, как и все, только спрос с него строже: ведь на нем лежит ответственность за судьбы многих.

В этом отношении блаженные не боялись никого и ничего, будучи уверенными, что находятся под защитой божественного покровительства и народного уважения. А вот их самих правители порой побаивались – одно слово юродивого могло сорвать завесу величавости и обнажить истинную суть поступков.

Такие особые отношения сложились у Василия Блаженного с Иваном Грозным. Возникало у жестокого государя иногда нормальное желание – выслушивать от блаженного правду о самом себе. Однажды он начал строить себе новый дворец на Воробьевых горах. И очень ему хотелось побыстрее въехать в новые палаты... Как–то, возвращаясь с богослужения, царь заметил блаженного и спросил:

Где ты был сегодня, Вася?

Там же, где и ты, на Воробьевых, – последовал ответ.

Я был во храме на литургии, – удивился царь.

Нет, ты мысленно ходил по Воробьевым горам и строил свои палаты. Стоять во храме и помышлять о житейском – значит не быть в нем.

Нечего было государю ответить на упрек, за который кто угодно, кроме блаженного, отведал бы плетей. И не только! Головы мог лишиться любой, осмелившийся дерзить самому суровому из русских царей. Но как всякий тиран, предчувствующий неминуемую небесную кару, Грозный прислушивался к любому высказыванию, похожему на пророчество. Припадки полубезумного гнева сменялись у него периодами раскаяния, и в эти моменты царь чуть ли не заискивал перед ясновидцами. Неудивительно, что Василия частенько звали в царские палаты, чтобы хоть как–нибудь умилостивить сурового венценосца.

Так, однажды, в день своего ангела, царь пригласил его на пир. Трижды наливали юродивому вина, и трижды он выливал его в окно. Рассерженный царь спросил, почему он так поступает.

Угасил я пламя, коим объят Новгород, – ответил блаженный и ушел с пира.

На следующий день Грозный отправил в Новгород гонца, которому жители рассказали, что в городе действительно начинался большой пожар, но внезапно пламя угасло. При этом многие

видели в небе над Новгородом светлый образ нагого человека, заливающего огонь. Так приобрел Василий славу не только пророка, но и чудотворца, защитника и покровителя людей. Многие стали взывать к нему о помощи, особенно после того, как распространился слух о его прогулках по Москве–реке, словно посуху.

Однажды в Каспийском море буря застигла персидский корабль, на котором плыли несколько православных. Судно сбилось с курса, палубу заливали волны – близилась гибель. И тут один из русских сказал:

В Москве есть блаженный Василий, который ходит по водам, и волны его слушают. Он спасет нас.

Православные стали молиться, взывая к блаженному, и вскоре те, кто был на палубе, разглядели во мраке очертания нагого человека, который вел корабль. Постепенно ветер стих и волны улеглись. Об этом чудесном спасении персидский шах поведал в письме Ивану Грозному. И еще не единожды после этого случая молитва чудотворца спасала застигнутых штормом мореплавателей.

Несмотря на лишения, Василий Блаженный прожил долгую жизнь. На восемьдесят восьмом году заболел тяжко, сам предсказал день смерти своей и испросил причащения. Узнав о его болезни, царь пришел к нему проститься. Не один пришел, а с царицей Анастасией и сыновьями: младшим, болезненным младенцем Федором, и старшим – здоровым трехлетним Иваном, наследником престола.

Умирающий благословил Анастасию, затем Федора.

Старшего благослови, – подтолкнул сына Ивана в спину Грозный. – На будущее царство благослови...

Будущего царя я уже благословил, – сказал Василий, – а старшему на царстве не бывать. Кровью его будущее обагрено.

Глупости в бреду говоришь! А мне будет твое благословение? – посуровел царь.

Не серчай, государь, нет от меня благословения царю Ироду.

Царь вышел от умирающего мрачнее тучи. Да и каково ему было после таких пророчеств!

2 августа 1557 года Василий скончался. О его смерти скорбела вся Москва, тысячи людей пришли проститься с блаженным провидцем, причисленным впоследствии к лику святых. Тело погребли на кладбище при Троицком храме, что был расположен на Красной площади.

Храм вскоре снесли, и на его месте по приказу Ивана Грозного был построен редкой красоты собор, названный Покровским. А в 1588 году Федор Иоаннович приказал пристроить с северо–восточной стороны собора придел в честь Василия Блаженного. Этот придел, куда перенесли мощи юродивого, к тому времени официально признанного святым, и дал собору второе название, закрепившееся на века, – собор Василия Блаженного (храм Василия Блаженного).

Долгое время, до возведения Ивановской колокольни в Кремле, храм Василия Блаженного был самым высоким зданием Москвы (высота его центрального купола – 65 м). Время и люди уничтожили множество российских церквей, однако этот храм пережил и вандализм армии Наполеона, и недовольство Сталина, и косые взгляды строителей коммунизма.

Возведенный в совершенно нетипичном для Руси архитектурном стиле, собор Василия Блаженного похож на разноцветную игрушку или сказочную декорацию. Четыре большие и четыре маленькие церкви окружают центральную Покровскую, и ни одна из них не похожа на другую. Все церкви соединены между собой системой переходов и все вместе образуют многоцветный и ликующе–праздничный храм Василия Блаженного.

До революции день святого Василия Блаженного праздновали с большой торжественностью. На богослужении обычно присутствовали император и вся его семья.

Служба святому была написана соловецким старцем Михаилом еще до канонизации Василия. И хотя на Руси всегда были и кликуши, и псевдоюродивые, люди хорошо чувствовали, кто действительно блажен, а кто лишь маскируется личиной юродивого.

Что случится

Прошло много столетий, а до сих пор сохранилось почитание Блаженного Василия, старавшегося принять на свои плечи беды и грехи людей и научить их видеть Бога в своих душах. До сих пор его мощи, как утверждают, даруют людям радость исцеления, приносят счастье и оказывают заступничество.

И не может люд российский жить без кнута. Уж сколь страшен мой друг и кровопивец Ивашка Грозный, уж сколько проклятий высыпано на его голову, яко зола от сожженных душ, а будут чтить его как самодержца великого...

И буде Россия целый век жить без царя и прольет реки своей крови. И потом посадят на престол несмышленого юношу, но вскоре его вместе со свитой объявят самозванцами и погонят с Руси...

Долго будет продолжаться в царстве великая смута, пока ее не остановит великий воин, призванный всем народом нашим...

За Ивашкой Грозным будет много царей, но один из них, богатырь с кошачьими усами, злодей и богохульник, наново укрепит русскую державу, хотя на пути к заветным синим морям поляжет треть народа русского, аки бревна под телеги...

И буде долго править третий душегуб. И ради грозного порядка в великой державе усатый этот царь из диких горцев положит на плаху и всех сотоварищей своих, и друзей верных, и тысячи тысяч мужей и женок...

Сожгут и уничтожат малые и великие храмы. И потом отстроят их. Но Бог не вернется в них, ежели служить в новых храмах будут не Ему, а злату. И тогда бедный люд вновь отвратится от церквей наших...

На самом юге арапского царства возникнет вождь в голубой чалме. Будет он метать страшные молнии и многие страны превратит в пепел. Но Русь соберется воедино и уничтожит его...

И придет четвертый государь, которого назовут великим Всадником. Буде он душой и помыслами чист и обрушит меч свой на разбойников и воров. Ни один тать не избежит расправы или позора. Возликует народ русский, но найдутся злыдни, кои тишком убьют великого Всадника. И будет на Руси плач великий...

И когда пройдут страшные войны, обращая в разных странах все живое в прах и пепел, воцарится на престоле в 7517 году от Сотворения Мира истинно великий Государь, коему суждено долгое и блаженное правление, а многострадальная Русь наша вступит в свой золотой век...

Житие Святого Василия Блаженного, Московского чудотворца.

С вятой Блаженный Василий, Московский чудотворец, родился в декабре 1468 года на паперти подмосковного Елоховского храма в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Родители его были из простых и отдали сына в учение сапожному ремеслу. Во время учения Блаженного его мастеру пришлось быть свидетелем одного удивительного случая, когда он понял, что ученик его - не обыкновенный человек. Один купец привез на баржах в Москву хлеб и зашел в мастерскую заказать сапоги, прося сделать их такими, чтобы не сносил их за год. Блаженный Василий прослезился: "Сошьем тебе такие, что и не износишь их". На недоуменный вопрос мастера ученик объяснил, что заказчик не обует сапоги, вскоре умрет. Через несколько дней пророчество с

В 16 лет святой пришел в Москву и начал тернистый подвиг юродства. В палящий летний зной и трескучий лютый мороз ходил он нагой и босой по улицам Москвы.

Странны были его поступки: то опрокинет лоток с калачами, то прольет кувшин с
квасом.
Рассерженные торговцы били Блаженного, но он с радостью принимал побои и благодарил за них Бога. А потом обнаруживалось, что калачи были плохо испечены, квас приготовлен негодным. Почитание Блаженного Василия быстро росло: в нем признали юродивого, человека Божия, обличителя неправды.

Один купец задумал построить на Покровке в Москве каменную церковь, но трижды своды ее обрушивались. Купец обратился за советом к Блаженному, а он направил его в Киев: "Найди там убогого Иоанна, он даст тебе совет,

как достроить церковь". Приехав в Киев, купец разыскал Иоанна, который сидел в бедной хате и качал пустую люльку. "Кого ты качаешь?" - спросил купец. "Родимую матушку, плачу неоплатный долг за рождение и воспитание". Тогда только вспомнил купец свою мать, которую выгнал из дома, и ему стало ясно, почему он никак не может достроить церковь. Вернувшись в Москву, он возвратил мать домой, испросил у нее прощение и достроил церковь.

Проповедуя милосердие, Блаженный помогал прежде всего тем, кто стыдился просить милостыню, а между тем нуждался в помощи более других. Был случай, что он отдал богатые царские подарки купцу-иностранцу, который остался безо всего и, хотя три дня уже ничего не ел, не мог обратиться за помощью, так как носил хорошую одежду.

Сурово осуждал Блаженный тех, кто подавал милостыню с корыстными целями, не из сострадания к бедности и несчастью, а надеясь легким путем привлечь благословение Божие на свои дела. Однажды Блаженный увидел беса, который принял облик нищего. Он сидел у Пречистенских ворот и всем, кто подавал милостыню, оказывал немедленную помощь в делах. Блаженный разгадал лукавую выдумку и прогнал беса. Ради спасения ближних Блаженный Василий посещал и корчмы, где старался даже в самых опустившихся людях увидеть зерно добра, подкрепить их лаской, ободрить. Многие замечали, что, когда Блаженный проходил мимо дома, в котором безумно веселились и пьянствовали, он со слезами обнимал углы того дома. Юродивого спрашивали, что это значит, и он отвечал: "Ангелы скорбные стоят у дома и сокрушаются о грехах людских, а я со слезами упрашивал их молить Господа об обращении грешников".

Очистив великими подвигами и молитвой свою душу, Блаженный сподобился и дара предвидения будущего. В 1547 году он предсказал великий пожар Москвы; молитвой угасил пожар в Новгороде; однажды упрекнул царя Иоанна Грозного, что он во время Богослужения был занят мыслями о постройке дворца на Воробьевых горах.

Скончался Блаженный Василий 2 августа 1557 года. Святитель Московский митрополит Макарий с собором духовенства совершил погребение святого. Его тело было погребено у Троицкой церкви, что на рву, где в 1554 году был пристроен Покровский собор в память покорения Казани. Прославлен Блаженный Василий Собором 2 августа 1588 года, который возглавил Святейший Патриарх Иов

Святой Блаженный Василий, Московский чудотворец, родился в декабре 1468 года на паперти подмосковного Елоховского храма в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Родители его были из простых и отдали сына в учение сапожному ремеслу. Во время учения Блаженного его мастеру пришлось быть свидетелем одного удивительного случая, когда он понял, что ученик его - не обыкновенный человек. Один купец привез на баржах в Москву хлеб и зашел в мастерскую заказать сапоги, прося сделать их такими, чтобы не сносил их за год. Блаженный Василий прослезился: "Сошьем тебе такие, что и не износишь их". На недоуменный вопрос мастера ученик объяснил, что заказчик не обует сапоги, вскоре умрет. Через несколько дней пророчество сбылось.

В 16 лет святой пришел в Москву и начал тернистый подвиг юродства. В палящий летний зной и трескучий лютый мороз ходил он нагой и босой по улицам Москвы. Странны были его поступки: то опрокинет лоток с калачами, то прольет кувшин с квасом. Рассерженные торговцы били Блаженного, но он с радостью принимал побои и благодарил за них Бога. А потом обнаруживалось, что калачи были плохо испечены, квас приготовлен негодным. Почитание Блаженного Василия быстро росло: в нем признали юродивого, человека Божия, обличителя неправды.

Один купец задумал построить на Покровке в Москве каменную церковь, но трижды своды ее обрушивались. Купец обратился за советом к Блаженному, а он направил его в Киев: "Найди там убогого Иоанна, он даст тебе совет, как достроить церковь". Приехав в Киев, купец разыскал Иоанна, который сидел в бедной хате и качал пустую люльку. "Кого ты качаешь?" - спросил купец. "Родимую матушку, плачу неоплатный долг за рождение и воспитание". Тогда только вспомнил купец свою мать, которую выгнал из дома, и ему стало ясно, почему он никак не может достроить церковь. Вернувшись в Москву, он возвратил мать домой, испросил у нее прощение и достроил церковь.

Проповедуя милосердие, Блаженный помогал прежде всего тем, кто стыдился просить милостыню, а между тем нуждался в помощи более других. Был случай, что он отдал богатые царские подарки купцу-иностранцу, который остался безо всего и, хотя три дня уже ничего не ел, не мог обратиться за помощью, так как носил хорошую одежду.

Сурово осуждал Блаженный тех, кто подавал милостыню с корыстными целями, не из сострадания к бедности и несчастью, а надеясь легким путем привлечь благословение Божие на свои дела. Однажды Блаженный увидел беса, который принял облик нищего. Он сидел у Пречистенских ворот и всем, кто подавал милостыню, оказывал немедленную помощь в делах. Блаженный разгадал лукавую выдумку и прогнал беса. Ради спасения ближних Блаженный Василий посещал и корчмы, где старался даже в самых опустившихся людях увидеть зерно добра, подкрепить их лаской, ободрить. Многие замечали, что, когда Блаженный проходил мимо дома, в котором безумно веселились и пьянствовали, он со слезами обнимал углы того дома. Юродивого спрашивали, что это значит, и он отвечал: "Ангелы скорбные стоят у дома и сокрушаются о грехах людских, а я со слезами упрашивал их молить Господа об обращении грешников".

Очистив великими подвигами и молитвой свою душу, Блаженный сподобился и дара предвидения будущего. В 1547 году он предсказал великий пожар Москвы; молитвой угасил пожар в Новгороде; однажды упрекнул царя Иоанна Грозного, что он во время Богослужения был занят мыслями о постройке дворца на Воробьевых горах.

Скончался Блаженный Василий 2 августа 1557 года. Святитель Московский митрополит Макарий с собором духовенства совершил погребение святого. Его тело было погребено у Троицкой церкви, что на рву, где в 1554 году был пристроен Покровский собор в память покорения Казани. Прославлен Блаженный Василий Собором 2 августа 1588 года, который возглавил Святейший Патриарх Иов.

В описании облика святого сохранились характерные подробности: "наг весь, в руке посошок". Почитание блаженного Василия всегда было настолько сильным, что Троицкий храм и пристроенная Покровская церковь и доныне именуются храмом Василия Блаженного.

Вериги святого хранятся в Московской духовной академии.

Василий Блаженный, самый известный из юродивых, которыми изобиловала Русь, родился в 1468 году в селе Елохово, что недалеко от Москвы, в семье благочестивых крестьян Иакова и Анны.

С детства он вел подвижническую жизнь, постоянно молился, и уже тогда в нем стали заметны первые ростки Божественной благодати. Мальчиком он был отдан в учение к сапожнику. Однажды в лавку зашел купец и заказал много новых сапог. Шестнадцатилетний Василий посмеялся над ним. Когда заказчик ушел, хозяин стал допытываться у юноши о причинах его поведения. Василий ответил, что странно заказывать столько сапог, сколько хватило бы на много лет, ведь этот человек на следующий день должен умереть. Его предсказание сбылось. После этого Василий не захотел больше ни оставаться у хозяина, ни возвращаться к родителям и направился в Москву.

Затерявшись в шумной городской толпе, он избрал подвижнический путь притворного безумия, чтобы как можно полнее приобщиться страданиям Господа нашего Иисуса Христа, полностью отказавшись от уважения со стороны людей. Не имея постоянного жилья ни даже пристанища, чтобы преклонить главу, он жил почти нагим на улицах и в общественных местах, ночи проводил в молитве на церковной паперти. Среди толпы он хранил молчание так же строго, как отшельники в пустыне; вынужденный говорить, он притворялся косноязычным. Не имея близких людей, отказавшись от мира и его привязанностей, он проявлял при этом великое сочувствие к несчастным, больным и угнетенным. Он часто посещал в тюрьме узников, посаженных за пьянство, чтобы обратить их к исправлению.

В эпоху, когда в обществе царили страх и угнетение, жизнь святого Василия служила живым укором неправедным боярам и утешением для обездоленных. Почти все его поступки имели пророческий смысл. Например, блаженный много раз бросал камни в углы домов, где жили благочестивые люди, а когда проходил мимо жилищ, хозяева которых коснели в грехах, целовал углы стен. Когда его спрашивали о причинах такого странного поведения, Василий отвечал, что в домах, где царит святость, нет места для бесов, и поэтому, видя их снаружи, он отгонял их камнями. Напротив, целуя углы нечестивых домов, он приветствовал ангелов, которые оставались снаружи, не имея возможности войти внутрь. На рынке он опрокидывал прилавки нечестных торговцев. Однажды, получив от царя деньги, он, вопреки обыкновению, не раздал их нищим, а отдал хорошо одетому купцу, который, потеряв состояние, не осмеливался просить милостыню и умирал от голода.

В 1521 году, когда татарское войско Мехмет Гирея угрожало Москве, святой Василий, проливая обильные слезы, молился за родину перед вратами Успенского собора в Кремле. Внезапно в церкви раздался ужасный шум, вспыхнуло пламя, и голос от Владимирской иконы Божией Матери возвестил, что Она оставляет Москву из-за грехов ее жителей. Святой усилил молитвы - и страшное явление исчезло. Мехмет Гирей, уже предавший огню городские предместья, был отброшен от города подоспевшим войском и бежал за пределы Руси.

Царь Иван IV Грозный любил блаженного Василия и относился к нему с большим почтением, так же как и святой митрополит Макарий. Однажды святой, приглашенный во дворец на царский пир, трижды вылил вино за окно. Когда царь с раздражением спросил его, что он делает, тот ответил, что гасит пожар в Новгороде. Немного погодя гонцы принесли известие о большом пожаре, действительно случившемся в Новгороде. Пожар, однако, не разгорелся, потому что некий человек странного вида ходил нагим по улицам и кропил горящие дома. Увидев Василия, гонцы узнали в нем человека Божия, погасившего пламя.

В другой раз, в 1547 году, святой стал горько плакать перед храмом Воздвиженского монастыря, в том месте, где спустя некоторое время начался большой пожар, опустошивший Москву. Вскоре после этого бедствия, когда царь присутствовал на Божественной литургии, блаженный, стоя в углу, внимательно смотрел на него. После литургии он сказал царю: «Ты был не в храме, а в другом месте». Царь стал протестовать, но Василий повторил: «Ты говоришь неправду. Я видел, как в мыслях ты ходил на Воробьевы горы, чтобы построить там себе новый дворец». С того момента царь стал опасаться святого и еще больше уважать. Но это уважение не мешало ему проявлять жестокость, ставшую притчей во языцех.

Святой Василий явился также людям на корабле, терпящем бедствие, и спас их от гибели. Он совершил еще множество чудес за 62 года своего подвига юродства.

В 88 лет святой заболел. Узнав об этом, царь вместе с семьей сразу же поспешил к нему, чтобы испросить его молитв. На смертном одре Василий изрек пророчества о будущем царства, затем его лицо осветилось, потому что он увидел сонм ангелов, явившихся принять его душу. Придя в восхищение, он почил в радости 2 августа 1557 года.

Весь город тогда наполнился благоуханием, и множество людей собрались на его похороны. Царь с сыновьями несли его на своих плечах до церкви, где их ждал митрополит с епископами. На могиле блаженного, которая стала источником исцелений для верных не только из Москвы, но и из других краев, построили храм в честь Покрова Божией Матери, в память взятия Казани. Позднее храм получил в народе прозвание собора Василия Блаженного.

Чудеса, связанные со святым, не прекращались. И в 1588 году, при митрополите святом Иове, Василий Блаженный был канонизирован. В этот день 120 больных получили исцеление у мощей святого.

Василий Блаженный почитается как покровитель Москвы.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

15 августа православные отмечают день памяти святого Василия Блаженного — московского чудотворца и юродивого.

Василий Блаженный родился в декабре 1468 года на паперти Елоховского храма (ныне Богоявленский собор в Басманном районе Москвы), куда его мать пришла с молитвой о благополучных родах.

Родители отдали сына учиться сапожному делу. Когда мальчику исполнилось 16 лет, в мастерскую зашёл купец и заказал сапоги. Тогда Василий со слезами сказал: «Сошьём тебе такие, что и не износишь их». Он пояснил удивлённому мастеру, что заказчик не обует сапоги, потому что вскоре умрёт. Через несколько дней пророчество сбылось.

Затем Василий бежал из дома в Москву. Именно в этом многолюдном городе, полном соблазнов, грехов и лихих людей, Василий Блаженный решил своим примером показать идеал нравственности и совершить подвиг юродства. Буквально слово «юродивый» означает «уродливый», «ненормальный». Юродивые намеренно вели себя как безумные «Христа ради», чтобы соответствовать христианской истине, изречённой Спасителем: «Царство Моё не от мира сего». На Руси синонимом слова «юродивый» было слово «блаженный» .

Религиозный подвиг юродства состоит в отвержении всех благ — дома, семьи, денег, правил общественного приличия и уважения людей. Известно, что Василий Блаженный ходил без обуви и одежды даже зимой, за что его прозвали Василий Нагой. Он изнурял себя строгим постом, постоянно молился и носил вериги . Юродивый пытался наставить сограждан на путь истинный. Делал он это весьма необычным способом. Например, бросал камни в дома, где жили благочестивые люди. По словам Блаженного, возле домов праведников стояли бесы, поскольку не могли войти внутрь, и угодник Божий отгонял их камнями.

Когда же Василий Блаженный проходил мимо жилищ грешников, он, наоборот, целовал углы стен. Юродивый говорил: «Дом сей изгоняет от себя блюстителей своих — Ангелов святых, приставленных нам от купели, ибо не терпят они таких непотребных деяний. И поелику не обретается им места, сидят они на углах, скорбные и унылые, и я со слезами упрашивал их молить Господа об обращении грешников».

Или вдруг Блаженный опрокинет лоток с калачами уличных торговцев либо прольёт кувшин с квасом. А потом обнаруживалось, что торговец клал в калачи мел вперемешку с мукой, а квас был испорченным.

Ради спасения ближних Василий Нагой посещал питейные заведения и тюрьмы, где старался даже в самых опустившихся людях увидеть хорошее, ободрить их и поддержать.

Вскоре горожане стали с большим уважением относиться к юродивому, признав в нём борца с грехом и неправдой.

Какие чудеса совершил Василий Блаженный?

До наших дней дошли предания о многих чудесах, совершённых Василием Блаженным.

Василий Блаженный, барельеф. Фото: Википедия

После смерти Василия Блаженного почти весь город собрался на его похороны. Сам Иван Грозный и знатные князья несли гроб в церковь, а митрополит Московский Макарий совершил погребение Блаженного. Тело его было положено на погосте у Троицкого храма, где в 1554 году был построен Покровский собор в память покорения Казани. Там был устроен придел в честь Василия Блаженного.

Покровский Собор. Фото: www.globallookpress.com

В 1588 году, при митрополит е святом Иове , Василий Блаженный был канонизирован. В этот день 120 больных получили исцеление у мощей святого.

В католической церкви «блаженный» — это человек, которого Церковь считает спасённым и пребывающим на небесах, но в отношении которого не устанавливается общецерковное почитание, разрешено только местное. Часто беатификация является предварительной ступенью перед канонизацией праведника.

Вериги Василия Блаженного хранятся в Московской духовной академии.

*** Между улицей Варварка, Старой площадью, Китайгородским проездом и Славянской (Варваринской) площадью в 1534- 1538 годах была сооружена стена Китай-города и башня с воротами, которые были названы Варварскими (Варваринскими).

**** Вознесенский монастырь — разрушенный в 1929 году женский монастырь в Московском Кремле. Находился около Спасской башни слева и почти вплотную примыкал к кремлёвской стене.