Итальянские художники барокко. Итальянская живопись в стиле барокко

Название нового стиля происходит от итальянского слова barocco, что значит «причудливый, странный, склонный к излишествам», или от названия жемчужины неправильной формы – perola baroca.

Этот стиль появился в ХVI – XVII вв. в итальянских городах Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции, и затем распространился на другие страны Европы (вплоть до середины ХVIII в.) Искусство барокко призвано было прославлять могущество знати и церкви (в особенности католической), создавать в храмах и дворцах атмосферу пышности и великолепия, а также внушать идеи свободы и созидательной мощи человека.

Главные особенности этого стиля – торжественность, величавость, способность выразить наслаждение жизнью и её полноту. А также – монументальность и динамизм. Язык этой живописи богат контрастами, игрой света и тени, оттенками цвета. Все эти средства направлены к одной цели – максимальной выразительности чувства и мысли.

Художник барокко черпает свои сюжеты из Библии и античной мифологии – они наиболее уместны в храмах и дворцах. Земная жизнь являет себя разве что в портретах (поскольку они пишутся с натуры), а также в произведениях художников независимого духа и незаурядной смелости (самый яркий пример – Караваджо.

Караваджо "Вакх"

Эпоха барокко породила множество художников различных специальностей – живописцев, скульпторов, архитекторов, ювелиров и пр. Это было естественным следствием социально-экономических преобразований общества в данную эпоху. Мелкие княжества объединяются в государства, образуются монархии с самодержавной властью короля, поддержанной властью высшего духовенства. Обновляются экономические и политические основы жизни общества. Появляется широкий контингент заказчиков живописи, скульптуры и прочих искусств. Художники оказываются весьма востребованы. Естественно, они выполняют социальный заказ – поддержка идеологии и удовлетворение вкусов владельцев капитала.

Однако – такова неодолимая сила искусства – помимо классовых заказов, оно служит также выражению общечеловеческих идей и стремлений. В этом можно убедиться, рассматривая произведения художников стиля барокко.

В данном тексте речь пойдёт о немногих, но наиболее признанных во все времена живописцах, в творчестве которых сосредоточены все самые характерные особенности данного стиля – так наз. парадигмы.

Небольшой перечень мастеров барокко:

Фландрия : Петер Пауль Рубенс (1577–1640), Франс Снейдерс (1579–1657), Давид Тенирс мл. (1610–1690), Антони Ван Дейк (1599-1641)

Италия : Аннибале Карраччи (1560–1609), Гвидо Рени (1575–1642), Доменико Фетти (1589–1623)

Голландия : Рембрандт Ван Рейн (1606–1669), Ван Гойен (1596–1656), Соломон Ван Рюисдаль (1600–1670)

Испания : Диего Веласкес (1599–1660), Хусепе де Рибера (1591-1652), Франсиско Зурбаран (1598-1664), Мурильо Бартоломе Эстебан (1617-1682).

Время – самый справедливый судья искусства. Четыре столетия европейского барокко сохранили для нас имена и произведения самых гениальных живописцев этой эпохи – тех, кто и теперь, в наше время вызывают живой отклик в нашей душе. Подобно Святой Троице – их три: Рубенс, Веласкес и Рембрандт. Их произведения воплощают всё самое характерное и ценное, что принёс в культуру человечества стиль барокко.

Петер Пауль Рубенс


Петер Пауль Рубенс "Бичевание Христа"

Этот библейский мотив трактован вполне реалистически – мы видим страшный эпизод так, как будто являемся свидетелями его в жизни. Мы слышим свист бича и звук ударов, ощущаем всю материальность этих тел, бешеную энергию палачей и страдальческую покорность Христа. Сама по себе композиция картины и динамика жестов вызывают ощущение злобной звериной силы, терзающей беззащитное тело скованного Человека.

Эта картина – суровое осуждение жестокости и нечестия. Несомненно, бичеватели будут гореть в адском пламени вместе с теми, кто поручил им богопротивное дело.


Петер Пауль Рубенс "Благовещение"

Рубенс нашёл свой оригинальный приём для изображения чувств Марии, воспринявшей благую весть от архангела Гавриила. Она трепещет от радостного испуга – её тело принимает форму синусоиды. Над нею летает голубь-дух и ангелы в столбе света. Все каноны барокко выдержаны, но Мария, на наш взгляд, недостаточно проникнута святостью – несколько простовата лицом.


Петер Пауль Рубенс "Битва амазонок"

Эта картина – дань воинственному духу эпохи. Она призвана вдохновлять граждан обоих полов на ратные подвиги. Здесь как нельзя кстати барoчный переизбыток движения, энергии и обнажённых тел.


Петер Пауль Рубенс "Вакх"

Бог вина и веселья, надутый, как мех с молодым вином, олицетворяет грех чрезмерности в потреблении алкогольных напитков. Здесь в полной мере проявилась барoчная страсть к огромному и сугубо-материальному, доходящая до раблезианского снижения всего возвышенного.


Петер Пауль Рубенс "Одиссей и Навсикая"

Барокко высоко чтит и превозносит Природу. В пейзажах этого стиля небо огромно, даль безбрежна, горы величественны, а люди на этом фоне – ничтожны, даже если это такие герои классического эпоса, как Одиссей и Навсикая.

Диего Веласкес


Диего Веласкес "Автопортрет"

В его глазах мы читаем глубокую скорбь о бедствиях страны и разорении народа Испании злосчастного ХVII-го века. Прекрасное лицо Художника окружено непроницаемым мраком – это цвет черных дел испанских королей, католической церкви и инквизиции. Но всё же народная сила жизни ещё не угасла – это мы увидим на картинах Веласкеса, видим также и на его автопортрете – как бодро закручены его усы! Мы ещё поборемся!


Диего Веласкес "Кузница Вулкана"

Если бы не фигура Аполлона с сияющим нимбом вокруг головы – картина было бы вполне реалистической и жанровой. Кузнецы, занятые своим делом, видят молодого бога, принесшего поразительную весть и активно реагируют на неё. Разнообразие их движений, выразительность мимики и обнажённые тела – всё это входит в арсенал средств барокко, но на смену фантастике пришли наблюдения натуры. Очень красноречива лежащая на наковальне раскалённая полоса – метафора гнева Вулкана, а также наклон его корпуса – не только от хромоты, но и от нахлынувших чувств.


Диего Веласкес "Водонос"

Эту картину можно отнести к стилю барокко только по одному признаку: по контрасту глубокого мрака с яркой белизной. В остальном она принадлежит стилю «реализм ХVII века», в своих лучших произведениях достигающему высот метафизического искусства. Старик-водонос – не просто трудящийся человек, добывающий нелёгким трудом свой скудный хлеб насущный. Это человек, который свою жизнь полагает на то, чтобы снабжать человечество самым необходимым – чистой водой. Он доставляет людям не просто воду – это святая вода жизни, утоляющая жажду Знания и Веры. Мы читаем эту мысль на лице мальчика, принимающего бокал с водой. Старик изображён в профиль, что делает его фигуру монументальной, (в духе старинных медалей) и значительной; даже прореха на его одежде выглядит как благородная деталь костюма, а огромный кувшин образует пластическую рифму с его высокой и крепкой фигурой.


Диего Веласкес "Мария и Марфа"

Здесь Художник достигает такого психологизма, какой впору бы русским передвижникам ХIХ века. (Лк. 10:38-42). Марфа, обиженная замечанием Иисуса, вот-вот готова заплакать. Щёки её раскраснелись, и глаза жалобно смотрят на зрителя картины, ища у него моральной поддержки. Ведь должен кто-то позаботиться о трапезе для гостей? Ведь сам Иисус не осудил учеников, когда они жевали колосья в поле, несмотря на постный день. «Суббота для человека, а не человек для субботы», - сказал Он (Мр. 2:27).

Готовить ужин для самого Спасителя – тоже богоугодное дело.

Вполне реалистически изображён натюрморт на столе и сцена беседы Христа с Марией (впрочем, реализм этот можно назвать «метафизическим»).


Диего Веласкес "Прядильщицы"

Это полотно – редкое по жизнеутверждающей силе и оптимистическому настроению. Здесь царит творческий труд, Искусство и Красота. Трудами этих простых женщин создаётся замечательный гобелен в стиле барокко, полный движения и гармоничных красок. (К сожалению, приведенная здесь репродукция не передаёт колорита картины, светлого и воздушного).

(рис. 206, 207, 208) Замечательны также портреты и жанровые картины Веласкеса, изображающие Человека не столько в его единичности и особенности, сколько в общечеловеческом плане – как тот или иной тип личности.


Диего Веласкес "Старая кухарка"


Диего Веласкес "Трое за столом"

Диего Веласкес "Папа Иннокентий"

РЕМБРАНДТ ван Рейн

Об этом великом художнике написано очень много, и каждый пишущий находил в творчестве Мастера всё новые и новые достоинства. В нашем кратком обзоре обратим внимание на стилевые признаки работ голландского художника, и в особенности на то, как в его живописи мир отображается во всей своей неприкрытой реальности, однако, при этом взгляд Мастера умеет проникать в глубину вещей и явлений.


РЕМБРАНДТ ван Рейн "Автопортрет"

Мы видим здесь один из многих автопортретов Рембрандта. Повторяя этот сюжет много раз, он как бы следовал заповеди античной мудрости: «Познай самого себя» На этом портрете всё как будто традиционно: широкая шляпа, тёмный фон, трёхчетвертной поворот головы. Во взгляде – только внимание, без каких-либо эмоций. На лице почти отсутствует светотень. Портрет вполне реалистичен.


РЕМБРАНДТ ван Рейн "Аристотель с бюстом Гомера"

Лицо Аристотеля повторяет черты лица самого Рембрандта. Античный философ положил руку на голову великого поэта, как бы желая позаимствовать его мудрость и гениальность. В глазах философа – глубокая мысль, а на груди серебряная цепь. Это – цепь, связывающая культуру древней Эллады и Европы. Обширные черные поверхности картины символизируют тайны бытия, составляющие предмет размышлений поэта и философа.


РЕМБРАНДТ ван Рейн "Похищение Ганимеда"


РЕМБРАНДТ ван Рейн "Даная"

Эти античные сюжеты Рембрандт «осовременил» со всей присущей ему смелостью и несравненным мастерством. Опытные критики читают на лице Данаи возвышенное чувство радости общения с Божеством. Художник сумел убедить нас в этом.


РЕМБРАНДТ ван Рейн "Ослепление Самсона"

Здесь господствует дух барокко. Глубокое пространство, бешеное движение человеческих тел, разнообразие ракурсов, злодейство и мучительство, растрата человеческой энергии на бесчеловечные дела.


РЕМБРАНДТ ван Рейн "Возвращение блудного сына"

Что самое поразительное в этой картине? По-моему – босая пятка левой ноги блудного сына, свалившийся с его ноги шлёпанец и затылок, по форме повторяющий голую подошву. Более красноречиво засвидетельствовать глупость и ничтожество этого юноши – невозможно. Милосердие старика-отца не знает границ, его милосердие – это подвиг, уподобляющий отца общему Отцу человечества.

Гениальнее этой картины – последней в жизни Рембрандта – ничего быть не может. В ней назидание людям до скончания веков.

В конце XVI века появился новый стиль – барокко. Именно о нем пойдет речь в данной статье.

Барокко (итал. barocco - «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. p e rola barroca — дословно «жемчужина с пороком») – это стиль в искусстве вообще и архитектуре в частности.

Эпоха барокко

Условно считается (как и все исторические периоды), что эпоха барокко продолжалась в течение XVI-XVIII вв. Интересно, что все началось с , которая к 16 веку стала заметно ослабевать на международной арене в экономическом и политическом плане.

Французы и испанцы активно проводили свою политику в Европе, хотя Италия по-прежнему оставалась культурным центром европейского общества. А силу культуры, как известно, определяет ее умение приспосабливаться к новым реалиям .

Вот и итальянская знать, не имея денег на постройку богатых дворцов, демонстрирующих их мощь и величие, обратилась к искусству, чтобы с его помощью создать видимость богатства, силы и процветания.

Именно так наступила эпоха барокко, ставшая важным этапом в развитии мирового искусства.

Важно подчеркнуть, что жизнь людей в это время начала основательно меняться. Для эпохи барокко характерно много свободного времени. Горожане предпочитают рыцарским турнирам (см. ) прогулки на лошадях («карусели») и игру в карты, паломничествам – гуляние в парке, мистериям – театры.

Старые традиции, основанные на суевериях и предрассудках, отпадают. Выдающийся математик и философ выводит формулу: «Я мыслю, следовательно, существую». То есть общество перестраивается на другое мышление, где здраво не то, что сказал какой-то авторитет, а то, что можно математически точно объяснить любому разумному существу.

Интересен факт, что в профессиональной среде вокруг самого слова «барокко» происходит больше споров, чем об эпохе, как таковой. С испанского языка barroco переводится, как жемчужина неправильной формы, а вот с итальянского – baroco обозначает ложный логический вывод.

Этот второй вариант выглядит наиболее правдоподобным вариантом происхождения спорного слова, так как именно в эпоху барокко в искусстве наблюдалась какая-то гениальная нелепость, и даже причудливость, поражающая воображение своей напыщенностью и величием.

Стиль барокко

Для стиля барокко характерны контрастность, динамичность и напряженность, а также отчетливое стремление к пышности и внешнему величию.

Интересно, что представители данного направления чрезвычайно органично объединяли разные стили искусства. Одним словом, Реформация и учение сыграли ключевую роль в закладке фундамента стиля барокко.

Если для эпохи Возрождения свойственно было воспринимать человека, как меру всех вещей и разумнейшее из существ, то уже иначе осознает себя: «чем-то средним между всем и ничем».

Искусство барокко

Искусство барокко отличается, прежде всего, необыкновенной пышностью форм, оригинальностью сюжетов и динамизмом. В художестве преобладает броская цветистость. В живописи наиболее выдающимися представителями этого стиля были Рубенс и .

Глядя на некоторые картины Караваджо, невольно поражаешься динамичности его сюжетов. Игра света и тени невероятно тонко подчеркивает различные эмоции и переживания героев. Интересен факт, что влияние этого художника на искусство было столь большим, что появился новый стиль – караваджизм.

Некоторые последователи сумели перенять от своего учителя натурализм в передаче на холст людей и событий. Питер Рубенс, обучаясь в Италии, стал последователем Караваджо и Каррачи, освоив их технику и переняв стиль.

Видным представителем искусства барокко были также фламандский живописец Ван Дейк и голландец Рембрандт. В этому стилю следовал выдающийся художник Диего Веласкес, а во — Никола Пуссен.

К слову сказать, именно Пуссен начал закладывать основы нового стиля в искусстве – классицизма.

Барокко в архитектуре

Архитектура, выполненная в стиле барокко, отличается пространственным размахом и сложными, криволинейными формами. Множественные скульптуры на фасадах и в интерьерах, различные колоннады и масса раскреповок создают пышность и величественный вид.

Архитектурный ансамбль «Цвингер» в Дрездене

Купола приобретают сложные формы, и нередко имеют несколько ярусов. Пример может служить купол в соборе Святого Петра в Риме, архитектором которого был .

Наиболее значимыми произведениями барокко в архитектуре считаются Версальский дворец и здание Французской Академии в . К крупнейшим в мире ансамблям барокко относят Версаль, Петергоф, Цвингер, Аранхуэс и Шёнбрунн.

Вообще надо сказать, что архитектура этого стиля распространилась во многих европейских странах, в том числе и в , под влиянием Петра Великого.


Стиль «Петровское Барокко»

Музыка барокко

Говоря об эпохе барокко, невозможно обойти стороной музыку, так как она в этот период также претерпевала значительные изменения. Композиторы объединяли масштабные музыкальные формы, одновременно пытаясь противопоставлять хоровое и сольное пение, голоса и инструменты.

Возникают различные инструментальные жанры. Наиболее видными представителями музыки барокко являются Бах, Гендель и .

Подводя итог можно с уверенностью сказать, что эта эпоха породила гениев мирового значения, которые навсегда вписали свое имя в историю. Творчеством многих из них до сих пор украшены лучшие музеи разных стран.

Если Вы любите интересные факты обо всем на свете — рекомендуем подписаться на . С нами всегда интересно!

В разное время в термин "барокко" вкладывалось разное содержание. Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину). Этот стиль господствовал в европейском искусстве между маньеризмом и рококо, то есть приблизительно с 1600 г. до начала 18 века. От маньеризма барокко унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность, а от Ренессанса - основательность и пышность: черты обоих стилей гармонично слились в одно единое целое.

Искусству барокко свойственны смелые контрасты масштабов, света и тени, цвета, совмещение реальности и фантазии. Особенно необходимо отметить в стиле барокко слияние различных искусств в едином ансамбле, большую степень взаимопроникновения архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства. Это стремление к синтезу искусств - основополагающая черта барокко.

Живопись барокко характеризуется динамизмом, «плоскостью» и пышностью форм, самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность. Противоречивое сочетание повышенной эмоциональности, чувственности с пышной декоративностью придает произведениям барочных мастеров театрализованную зрелищность.

В живописи преобладали монументальные декоративные композиции на религиозные или мифологические темы, парадные портреты, предназначенные для украшения интерьеров.
Типичная для барокко религиозная композиция показывает святых или Мадонну в окружении ангелов в вихре взметнувшихся драпировок и курчавых облаков. Популярные в эту эпоху сюжеты из классической мифологии изображались в столь же преувеличенной манере. Не все искусство барокко было, однако, пышным и лучезарным - мрачный драматизм художников, подобных Караваджо, также принадлежит этому стилю.


Подробности Категория: Разнообразие стилей и направлений в искусстве и их особенности Опубликовано 24.07.2014 18:16 Просмотров: 6087

Как только не называли этот стиль! – Странный, склонный к излишествам, нелепый, вычурный, неестественный...

Поначалу эти характеристики звучали как насмешка. И всё только потому, что новый стиль не соответствовал канонам античного искусства, на основании которых должно строиться художественное произведение и которые в дальнейшем использовали классицизм и рационализм. То есть, только так и не иначе.

Но, как известно, нет ничего постоянного в мире: всё течёт, изменяется и приобретает новые качества и приоритеты. И вот новый XVII век ознаменовался новым стилем. Этот стиль подчинил себе все виды искусства: от интерьеров и одежды до музыки. Но придёт время – и его потеснит другой стиль...
В какой стране могло зародиться барокко? Конечно же, в Италии. Именно Италия была центром европейской культуры XVII-XVIII вв., и уже отсюда началось триумфальное шествие барокко по Европе. В каждой стране барокко имело свои особые национальные черты.

Особенности стиля барокко

Самыми главными чертами барокко являются его стремление к пышности и величию. Барокко были свойственны также динамичность, контрастность, что сильно отличало его от ренессансной гармонии.
Если говорить об эпохе и людях, живших в это время, то можно увидеть особое увлечение развлечениями, карточными играми, именно в это время стали популярны маскарады, фейерверки, вычурные женские причёски, корсеты, неестественно расширенные юбки на каркасах, а у мужчин – напудренные парики, бритое лицо и т.д. Как видим, сильное отступление от естественной жизни, которая отвергалась как дикость и бесцеремонность. Стоит только вспомнить, сколько сил прилагал Пётр I , чтобы «облагородить» русское общество того времени. В подготовленном по его указанию сборнике «Юности честное зерцало» вторая его часть полностью посвящена правилам поведения для «младых отроков» и девушек дворянского сословия. Фактически, это первый в России учебник этикета. Юному дворянину рекомендовалось учиться в первую очередь иностранным языкам, верховой езде, танцам и фехтованию. Добродетелями девушки признавались смирение, почтение к родителям, трудолюбие и молчаливость, целомудрие. Сочинение регламентировало практически все стороны общественной жизни: от правил поведения за столом до государственной службы. Книга формировала новый стереотип поведения светского человека, избегающего дурных компаний, мотовства, пьянства, грубости и придерживающегося европейских светских манер.

Барокко в живописи

Те же особенности барокко и в живописи: пышность форм, броские динамичность и яркость, незаурядность сюжетов. Самыми знаменитыми представителями этого стиля в живописи были Рубенс и Караваджо.

Питер Пауль Ру́бенс (1577-1640)

Южнонидерландский (фламандский) живописец, воплотивший подвижность, безудержную жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко.

П.П. Рубенс «Автопортрет» (1623)
Его картины отличаются исключительным разнообразием, особенно это касается композиции: он использует диагональ, эллипс, спираль. Его палитра также разнообразна; богатство красок – отличительная особенность его картин. «Рубенсовские» женщины обычно несколько тяжеловесны, но привлекают своей грузной женской формой.

П.П. Рубенс «Похищение дочерей Левкиппа» (1618)
Сюжетом этой картины Рубенса является миф о братьях Касторе и Поллуксе (сыновьях Зевса и Леды), которые похитили дочерей царя Левкиппа – Гилаиру и Фебу. В этом сюжете Рубенса увлёк сам драматический момент похищения, дающий богатые возможности для пластических решений. На картине удивительным образом передана динамика движения. Движение в понимании Рубенса несёт в себе и эмоциональный порыв, и сюжетный смысл.
Рубенса считают новатором в изображении охотничьих сцен, которые также отличаются динамикой, неожиданной композицией и сочностью красок.

П.П. Рубенс «Охота на гиппопотама» (1618)

Архитектура барокко

Архитектура барокко поражает в первую очередь сложностью и размахом. Обилием сложных, обычно криволинейных форм, масштабными колоннадами. На фасадах зданий и в интерьерах – изобилие скульптуры. Часто многоярусные купола сложных форм. Бесконечное повторение, дублирование одних и тех же приемов.

Собор св. Петра (Ватикан)
И. Грабарь так пишет о римской архитектуре эпохи барокко: «Неврастеническая восторженность удваивает и утраивает все средства выражения: уже мало отдельных колонн, и их, где только можно, заменяют парными; недостаточно выразительным кажется один фронтон, и его не смущаются разорвать, чтобы повторить в нем другой, меньшего масштаба. В погоне за живописной игрой света архитектор открывает зрителю не сразу все формы, а преподносит постепенно, повторяя их по два, по три и по пяти раз. Глаз путается и теряется в этих опьяняющих волнах форм и воспринимает такую сложную систему подымающихся, опускающихся, уходящих и надвигающихся, то подчеркнутых, то теряющихся линий, что не знаешь, которая же из них верная? Отсюда впечатление какого- то движения, непрырывного бега линий и потока форм. Своего высшего выражения этот принцип достигает в приеме «раскреповок», в том многократном дроблении антаблемента, которое вызывает вверху здания прихотливо изгибающуюся линию карниза. Прием этот возведён мастерами барокко в целую систему, необыкновенно сложную и законченную. Сюда же надо отнести и прием групповых пилястр, когда пилястры получают по сторонам ещё полупилястры, а также прием плоских рам, обрамляющих междупилястровые интервалы». Такими средствами в архитектуре взамен ренессансного идеала ясной, устойчивой и завершенной в себе гармонии создавалось «призрачное ощущение».

Отличительные детали барокко – атланты (теламоны), кариатиды – для поддержки сводов, играющие роль колонн; маскароны (вид скульптурного украшения здания в форме головы человека или животного анфас).

Пожалуй, именно в архитектуре барокко представлено во всей полноте и разнообразии. Всех архитекторов этого стиля сложно даже перечислить, назовём лишь несколько имён: Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России, Ян Кристоф Глаубиц в Польше.
В итальянской архитектуре самым знаменитым представителем барокко был Карло Мадерна (1556-1629 гг.). Его главное творение – фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г.).

Санта Сусанна (Рим)
Скульптор Лоренцо Бернини был также архитектором. Ему принадлежит оформление площади собора св. Петра в Риме и интерьеры, а также другие строения.

Площадь собора св. Петра в Риме
Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии (Фландрии), Нидерландах, России, Франции, Речи Посполитой (Польше). В начале XVIII в. во Франции появился свой стиль, разновидность барокко – рококо . Он преобладал не во внешнем оформлении зданий, а только в интерьерах, а также в оформлении книг, в одежде, мебели, живописи. Стиль был распространен повсюду в Европе и в России. Но о нём мы расскажем позже. Сейчас же остановимся на русском барокко.

Барокко в России

В России барокко появилось ещё в конце XVII в. (его называли «нарышкинским барокко», «голицынским барокко»). В правление Петра I получает развитие в Санкт-Петербурге и пригородах в творчестве Д. Трезини так называемое «петровское барокко» (более сдержанное), оно достигает расцвета в правление Елизаветы Петровны в творчестве С. И. Чевакинского и Б. Растрелли.

Петровское барокко

Этим термином пользуются историки искусства для характеристики художественного стиля, одобренного Петром I и широко использованного для проектирования зданий в новой российской столице Санкт-Петербурге.
Это был архитектурный стиль, ориентировавшийся на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры. Хотя сводить всё многообразие архитектурных решений петровских архитекторов к барокко можно только с известной долей условности, т.к. здесь присутствуют черты классицизма и готики.
Архитектуре петровского времени свойственны простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов. В отличие от нарышкинского барокко, популярного в это время в Москве, петровское барокко представляло собой решительный разрыв с византийскими традициями, которые доминировали в российской архитектуре почти 700 лет. Голицынское барокко имело сходство с итальянскими и австрийскими образцами.
К числу первых строителей Петербурга принадлежат Жан-Батист Леблон, Доменико Трезини, Андреас Шлютер, Дж. М. Фонтана, Николо Микетти и Г. Маттарнови. Все они прибыли в Россию по приглашению Петра I. Каждый из этих архитекторов вносил в облик сооружаемых зданий традиции своей страны, той архитектурной школы, которую он представлял. Курируя осуществление их проектов, традиции европейского барокко усваивали и русские зодчие, как, например, Михаил Земцов.

Петровские ассамблеи

Они были прообразом дворянского бала. Пётр I ввёл ассамблеи в культурную жизнь русского общества в декабре 1718 г.
Идея была заимствована Петром из форм проведения досуга, виденных им в Европе. Они проводились во все времена года, летом – на открытом воздухе. В программу ассамблей входили еда, напитки, танцы, игры и беседы. Согласно указу, посещение ассамблей было обязательно не только для дворян, но и для их жён, за чем зорко следил «царь балов» Ягужинский. Вчерашние бояре всячески пытались уклониться от участия в ассамблеях, не желая одеваться по новой моде и считая подобное времяпрепровождение неприличным. Недовольство вызывало и участие в увеселениях женщин. Для упреждения «прогулов» Ягужинский просматривал списки приглашённых на ассамблеи и вычислял «нетчиков». Вот так тяжело приживалась европейская мода (в данном случае стиль барокко) в России.

Доменико Трезини (1670-1734)

Итальянец, родившийся в Швейцарии. С 1703 г. работал в России, став первым архитектором Санкт-Петербурга. Трезини заложил основы европейской школы в русской архитектуре.

Петропавловский собор – одна из самых известных работ Доменико Трезини
Другие его работы:
Проект комплекса Александро-Невской лавры (1715 г.)
Аничков мост (1721 г.). Перестроен для увеличения пропускной способности переправы. Новый проект – деревянный 18-пролётный мост, в середине разводной пролёт. Строительство вёл голландский мастер Х. ван Болос.

Аничков мост (современный вид)
Петропавловский собор (1712-1733 гг.) Возведён на месте одноимённой деревянной церкви. Шпиль колокольни с фигурой летящего ангела водружён голландским мастером Х. ван Болосом.
Дом Трезини (1721-1726 гг.). Проектирование осуществлял сам Трезини, строительством занимался М. Земцов.
Расширение Зимнего дворца Петра I для Екатерины I (1726-1727 гг.)

Бартоломе́о Франче́ско Растре́лли (1700-1771)

Л.К. Пфандцельт «Портрет Растрелли»
Русский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры Императорской Академии художеств. Наиболее яркий представитель так называемого елизаветинского барокко.
Его работы:

Рундальский дворец (Латвия). Выстроен в стиле барокко по проекту Ф. Б. Растрелли для Э. И. Бирона в 1736-1740 гг.).
Митавский дворец (Латвия). Построен в XVIII в. по проекту Бартоломео Растрелли как парадная городская резиденция герцогов Курляндии и Семигалии в их столице Митаве (ныне Елгава).
Большой дворец (Петергоф). Расположен на южном берегу Финского залива.

Андреевская церковь (Киев). Православный храм в честь апостола Андрея Первозванного; построен в стиле барокко по проекту Бартоломео Растрелли в 1754 г.
Смольный собор (1748-1764), Воронцовский дворец (1749-1757), Большой Екатерининский дворец (1752-1756) – все в Санкт-Петербурге; павильон «Грот» в Царском Селе (1753-1757), павильон «Эрмитаж» в Царском Селе (1744-1754), Царский дворец в Киеве (1752-1770), Строгановский дворец и Зимний дворец в Санкт-Петербурге (1753-1762).

Зимний дворец (Эрмитаж)
Перечислены только сохранившиеся постройки этого архитектора. К сожалению, не всё, созданное Растрелли, сохранилось до настоящего времени.

Барокко в скульптуре

Величайшим скульптором и признанным архитектором XVII в. был итальянец Лоренцо Бернини.

Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680)

Д.Л. Бернини «Автопортрет»
Самыми известными его скульптурами являются мифологические сцены похищения Прозерпины богом подземного царства Плутоном и чудесного превращения в дерево нимфы Дафны, преследуемой богом света Аполлоном, а также алтарная группа «Экстаз святой Терезы» в одной из римских церквей. Эта скульптура с вырубленными из мрамора облаками и словно развевающимся на ветру одеянием персонажей, с театрально преувеличенными чувствами, очень точно выражает позицию скульпторов этой эпохи.

Д.Л. Бернини «Похищение Прозерпины» (1621-1622). Галерея Боргезе

Д.Л. Бернини «Экстаз святой Терезы»

Литература барокко

В литературе барокко у писателей и поэтов проявилась тенденция воспринимать реальный мир как иллюзию или сон. Часто использовались аллегорические изображения, символы, метафоры, театральные приёмы, антитезы, риторические фигуры. Заметна тяга к символике ночи, теме бренности и непостоянства, жизни-сновидения. Одна из пьес П. Кальдерона так и называется: «Жизнь есть сон». Действия романов часто переносятся в вымышленный мир античности, в Грецию, придворные кавалеры и дамы изображаются в виде пастушков и пастушек, что получило название пасторали . В поэзии – вычурность, использование сложных метафор. Распространены сонет, рондо, кончетти (небольшое стихотворение, выражающее какую-нибудь остроумную мысль), мадригалы (любовно-лирическое музыкально-поэтическое произведение).
В России к литературе барокко относятся С. Полоцкий, Ф. Прокопович.

Симео́н По́лоцкий (в миру Самуил Гаврилович Петровский-Ситнянович,1629-1680)

Деятель восточнославянской культуры, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик, монах-базилианин, придворный астролог. Был наставником детей русского царя Алексея Михайловича: Алексея, Софьи и Фёдора.
Он также был одним из первых русских поэтов, автором силлабических виршей на церковнославянском и польском языках. Кроме стихотворного переложения Псалтири под названием «Псалтырь Рифмотворная», Полоцкий написал множество стихотворений, составивших сборник «Рифмологион», в которых воспевал разные события из жизни царского семейства и придворных, а также множество нравственно-дидактических поэм, вошедших в «Вертоград Многоцветный». Это сборник является вершиной творчества Симеона Полоцкого, а также одним из наиболее ярких проявлений русского литературного барокко.
С. Полоцкий написал также две комедии (школьные драмы) для зарождавшегося театра, особенным успехом пользовалась «Комедия притчи о Блудном сыне».

Музыка барокко

Музыка барокко появилась в конце эпохи Возрождения и предшествовала музыке классицизма . Вычурные формы, сложность, пышность и динамика были свойственны и музыке. Но многие произведения времени барокко стали классикой и исполняются до настоящего времени: фуги Иоганна Себастьяна Баха, произведения Георга Фридриха Генделя, «Времена года» Антонио Вивальди, «Вечерня» Клаудио Монтеверди.

Э.Г. Осман (Хаусманн) «Портрет И. С. Баха»
Для барочной музыки характерен музыкальный орнамент, ставший в расцвете стиля весьма изощрённым, развились способы игры на инструментах. Расширились рамки жанров, выросла сложность исполнения музыкальных произведений. В эпоху барокко появилась опера . Многие музыкальные термины барокко используются до сих пор.

Ф.М. де Ла Каве «Портрет А. Вивальди»

Мода барокко

Мода эпохи барокко соответствует во Франции периоду правления Людовика XIV, второй половине XVII в. Это было время абсолютизма. При дворе царили строгий этикет, сложный церемониал. Костюм был подчинен этикету. Именно Франция была законодателем моды в Европе, поэтому в других странах быстро переняли французскую моду: в Европе установилась общая мода, а национальные особенности сохранились только в народном крестьянском костюме. До Петра I европейские костюмы в России почти не носили.
Костюм отличался чопорностью, пышностью, изобилием украшений. Идеалом мужчины был Людовик XIV, «король-солнце», искусный наездник, танцор, стрелок. Он был низок ростом, поэтому носил высокие каблуки.

Н. де Ларжильер «Портрет Людовика XIV с семьёй»
Поскольку Людовика короновали в возрасте 5 лет, то в моду вошли короткие курточки (брасьер), украшенные кружевами, штаны (ренгравы), похожие на юбку, тоже обильно украшенные кружевами. Жюстокор – тип кафтана, длиной до колен, его носили застегнутым, поверх него – пояс. Под кафтан надевали камзол без рукавов. Кафтан и камзол через 200 лет превратятся в пиджак и жилет. Воротник у жюстокора сначала был отложной, с полукруглыми вытянутыми вниз концами, а позже его сменило жабо. Кроме кружев, на одежде было много бантов. До Людовика XIII были популярны сапоги (ботфорты). В сапогах ходили даже на балах. Их продолжали носить и при Людовике XIV, но только уже в военных походах. В гражданской обстановке на первое место вышли туфли. До 1670 г. они украшались пряжками, а затем бантами. Сложно украшенные пряжки называли аграф.
Мужчины носили пышные парики, высоко торчащие вверх и распускавшиеся по плечам. Парики вошли в обиход при Людовике XIII, который был лыс. Позже они стали намного пышнее. Шляпы в 1660-е годы были широкополые с высокой тульей. В конце века их сменила треуголка, которая осталась популярной и в XVIII в.

Барокко в одежде
Женское платье было на подкладке из китового уса. Оно плавно расширялось к низу, сзади носили шлейф. Полный женский костюм состоял из двух юбок: нижней (фрипон, светлой) и верхней (модест, более тёмной). Нижняя юбка была видна, верхняя расходилась в стороны от нижней части лифа. По сторонам юбку украшали драпировки. Драпировки были также и по краю декольте. Талия - узкая, под платьем носили корсет.
В 1660-е годы модны были прически манчини и севинье, а позже в моду вошла прическа фонтанж. Это высокая прическа из множества локонов.

В моду вошли зонтики, у женщин – муфты, веера. Косметика использовалась без меры: лепили на лице всевозможные мушки (чёрная мушка создавала контраст с напудренными лицами и париками). Мужчины и женщины носили трости.
Популярными материалами того времени были шерсть, бархат, атлас, парча, тафта, муар, камлот, хлопок.

Барокко в интерьере

Здесь характерна показная роскошь. Большое распространение получила настенная роспись, хотя она была популярна и ранее.

Интерьер барокко
В интерьерах использовалось много цвета и крупных, богато украшенных деталей: потолок, украшенный фресками, мраморные стены, позолота. Характерны были цветовые контрасты, например, мраморный пол, оформленный плитками в шахматном порядке. Обильные позолоченные украшения – также характерная черта барокко.
Мебель была предметом искусства и предназначалась для украшения интерьера. Стулья, диваны и кресла обивались дорогой тканью. Были широко распространены огромные кровати с балдахинами и струящимися вниз покрывалами, гигантские шкафы.

Зеркала украшались скульптурами и лепниной с растительным узором. В качестве материала для мебели часто использовался южный орех и цейлонское чёрное дерево.
Стиль барокко подходит только для больших помещений, так как массивная мебель и украшения занимают большой объём в пространстве. Кстати, уже есть тенденция к его возвращению - некоторые обустраивают свои квартиры в этом стиле.

"Взгляни на этот лик; искусством он
Небрежно на холсте изображен,
Как отголосок мысли неземной,
Не вовсе мертвый, не совсем живой..."

М.Ю. Лермонтов. "Портрет".
Новый стиль, утвердившийся к концу XVI века в искусстве Европы, и названный Барокко (итальянский barocco - странный, причудливый), характеризуется парадностью, грандиозностью, доходящей до помпезности, обилием внешних эффектов и деталей, декоративностью и "пышностью" форм. Это сказывалось уже в творчестве упоминавшегося мною ранее (в части "Позднее Возрождение") Микела́нджело Меризи да Карава́джо (1571-1610), которого искусствоведы часто причисляют к разным стилям, в том числе и к барокко, как крупнейшего его представителя, основателя реализма в живописи.

Считается, что именно он впервые применил в своем творчестве прием, использовавшийся в цветной ксилографии - "кьяроскуро" (итал.- светотень) прием «распределения различных по яркости цветов или оттенков одного цвета, позволяющий воспринимать изображаемый предмет объемным». В искусствоведческом языке существует даже термин "караваджизм" - стиль эпохи барокко, для которого характерны прием "кьяроскуро" и подчеркнутый реализм.

Особенности стиля барокко, как пропагандистского, активно захватывающего зрителя, принято связывать с укреплением абсолютистских монархий, с Контрреформацией, и поэтому он имеет свои выраженные национальные особенности в разных странах Европы. В Голландии, например, где распространен протестантизм и итальянское влияние было не так сильно, барокко имеет более скромное выражение, в нем больше камерности и меньше парадности (если портреты не сделаны по заказу высокопоставленных вельмож), но очень сильно жизнеутверждающее начало. Вершиной развития искусства 17 века в Голландии безусловно является творчество Рембрандта ван Рейна (1606-1669), живописца, мастера рисунка и офорта, непревзойденного портретиста.

Если в групповых портретах, которые широко распространились в Голландии, и в заказных портретах вельмож художник тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности, то в автопортретах и портретах близких ему людей Рембрандт отступал от художественных канонов и экспериментировал в поисках психологической выразительности, использовал свободную манеру живописи, красочную гамму и игру светотени.

О его отношениях с еврейской общиной Амстердама и многочисленных портретах еврейских мудрецов, стариков и детей я писала уже раньше (), здесь приведу один из тех портретов, который является жемчужиной мировой живописи.

Рембрандта привлекают образы простых людей, стариков, женщин и детей, все чаще он сосредоточивает внимание на лице и руках, выхваченных из темноты мягким рассеянным светом, горячая красно-коричневая палитра усиливает эмоциональную выразительность, согревая их теплым человеческим чувством.

Влияние творчества Рембрандт не только на голландское, но и на мировое искусство огромно. Его непревзойденное мастерство, гуманизм и демократизм, интерес к человеку, его переживаниям и внутреннему миру оказали воздействие на развитие впоследствии всего реалистического искусства.
Ученик и последователь Рембрандта, проживший короткую жизнь, но успевший оставить свой след в искусстве, Карел Фабрициус (1622-1654)

глубоко усвоил творческий метод великого учителя, но сохранил свою свободную манеру письма, более холодную цветовую гамму и оригинальный прием выделения темных фигур первого плана на полном воздуха светлом фоне. Можно сказать, что Фабрициус был самым блестящим из учеников Рембрандта, однако он изменил манере учителя писать светлое на темном фоне и вместо этого писал темные предметы на светлом. Он трагически погиб при взрыве порохового склада в Делфте во время работы над одним из своих портретов.
Теперь уже в свою очередь творческая манера Фабрициуса оказала влияние на Яна Вермеера Делфтского (1632–1675).
"Жемчужина, вспышка, драма и квинтэссенция «золотого голландского века». Недолго живший, мало написавший, поздно открытый..." (Лосева.http://www.aif.ru/culture/person/1012671)

Большинство его работ скорее можно назвать жанровыми сценами, но суть их - обобщенные жанровые портреты, в которых особое внимание уделяется душевному состоянию персонажей, общему лирическому настрою всей сцены, тщательному выписыванию деталей, использованию естественного освещения, живой выразительности всей композиции.

Множество его работ изображают женщин за разными домашними занятиями, у него была возможность наблюдать свою собственную жену, постоянно занятую по дому и воспитывающую их многочисленных детей (она родила 15 детей, из которых четверо умерли). Обычно действие на его жанровых портретах происходит у окна, образы женщин полны обаяния и умиротворения, а игра оттенков и красочность бликов одухотворяют мир людей и сообщают им внутреннюю значительность.

Творчество Вермеера не было по достоинству оценено при жизни и было почти забыто вплоть до второй половины 19 века.
Еще одним выдающимся голландским художником, работавшим в Харлеме (Амстердам) и прославившимся во второй половине своей жизни как гениальный портретист был Франс Халс (Хальс, между 1581 и 1583 -1666). Он "радикально реформировал групповой портрет, порвав с условными системами композиции, вводя в произведения элементы жизненных ситуаций, обеспечивающие непосредственную связь картины и зрителя" (Седова Т.А. "Франс Халс" . Большая советская энциклопедия)

В творчестве Халса можно увидеть почти всех представителей общества - от богатых горожан и высшего офицерства до социальных низов, изображаемых художником обычными живыми людьми, воплощающими неистощимую жизненную энергию народа.

Часто его портреты производят впечатление выхваченного и моментально зафиксированного жизненного момента, настолько они воспроизводят живую естественность и неповторимую индивидуальность своих моделей, иногда даже неожиданно напоминая манеру импрессионистов.

Эта картина скорее всего не портрет в собственном смысле слова, а аллегория, говорящая о неизбежности смерти и скоротечности жизни, но она настолько живая, так передает движение благодаря жесту протянутой руки, что создает полное впечатление портрета конкретного юноши. Хальс прославился благодаря своему энергичному стилю письма, использующему быструю работу кистью, чтобы запечатлеть мимолетные, мгновенные жесты и выражения лица. Поздние произведения Халса выполнены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов. Ван Гог говорил, что у Халса «27 оттенков черного»[.
Пару слов о еще одном жизнерадостном и остроумном голландском живописце, писавшем в основном жанровые сценки, многие из которых вполне можно считать и жанровыми портретами. Ян Стен (около 1626-1679) изображал сцены из жизни среднего класса, описывая их с грубоватым народным юмором, иногда даже доходящим до сатиры, но всегда добродушные и мастерски выполненные.

Период расцвета фламандского барокко приходится на 1 пол. XVII века, его выдающимся представителем является великий Питер Пауль Рубенс (1577-1640), живописец, график, архитектор-декоратор, оформитель театральных зрелищ, талантливый дипломат, владевший несколькими языками, ученый-гуманист. Он рано посвятил себя живописи, побывал в юности в Италии и воспринял во многом манеру Караваджо, но сохранил любовь к национальным художественным традициям.

Рубенсом было написано большое количество парадных портретов по заказам европейской аристократии, в том числе и королевских особ, но и в них с исключительным мастерством и чувственной убедительностью он воссоздавал физический облик и особенности характера модели. Но особенно виртуозны, лиричны, написанные с большой любовью и задушевностью интимные портреты близких ему людей.

Интересны работы, в которых видны поиски художника, стремление передать разные позы, эмоции, выражения лица, достичь исключительного мастерства в передаче тончайших градаций света и цвета, в богатстве красочных оттенков, выдержанных в эмоционально насыщенной коричневой гамме.

Творчество Рубенса оказало огромное воздействие на развитие европейской живописи, особенно фламандской, и прежде всего на его
учеников, образовавших целую школу последователей, из которых самым талантливым был безусловно его помощник Антонис ван Дейк (1599–1641).

Восприняв "сочную"живописную манеру Рубенса, он уже в юности обратился к портрету, придавая героям своих картин более утонченный, более изящный, более одухотворенный и благородный облик. Вместе с тем он писал много парадных портретов, в том числе и конных, в которых уделял большое внимание позе, осанке, жестам, ему удалось объединить в парадном портрете "торжественную представительность образа с индивидуальной психологической характеристикой".

Последние 10 лет своей жизни Ван Дейк провел в Англии при дворе короля КарлаI среди аристократов, придворных и членов их семейств. Интересно наблюдать за тем, как меняется палитра художника, становясь вместо теплой и живой красновато-коричневой все более холодной голубовато-серебристой.

Творчество Ван Дейка, разработанные и доведенные им до совершенства типы аристократического интеллектуального портрета оказали в дальнейшем большое влияние на развитие английской портретной живописи.
Еще один выдающийся художник фламандской школы Якоб Йорданс (1593-1678) отразил в своем творчестве характерные черты именно фламандского барокко - свежее, яркое, чувственное восприятие жизни, радостный оптимизм, тела его моделей дышат здоровьем, движенья их порывистые, фигуры мощные, вообще мощь и внутреняя энергия для художника важнее красоты и грации.

Йорданс очень быстро писал, его наследие велико, хотя и меньше, чем у Рубенса - около 700 картин почти во всех музеях мира. Он любил большие картины, и даже портреты предпочитал делать в соответствии с ростом человека, с большим реализмом, не скрывая недостатки лиц и фигур.

И хотя он и не добился значительного признания как портретист, однако хорошо умел отображать характеры, был наблюдательным художником и оставил нам многочисленные свидетельства своей эпохи, целую галерею характерных народных типов.
«Золотым веком» испанской живописи является XVII век, расцвет живописи не совпал с периодом наивысшего экономического и политического могущества Испании и наступил несколько позднее. Реакционная внутренняя и внешняя политика испанских королей, разорительные войны, постоянные религиозные преследования, слабость буржуазии привели Испанию к потере своего могущества уже к концу XVI в. Для испанского искусства было характерно преобладание традиций не классических, а средневековых, готических, а также большое влияние мавританского искусства в связи с многовековым господством арабов в Испании. Самым известным художником испанского барокко был Диего Родригес де Сильва Веласкес (1599-1660).

Интересно, что у Веласкеса, типичнейшего испанца, родившегося в семье португальских евреев, принявших христианство, почти отсутствуют произведения на религиозные сюжеты, а те, которые он избирает, трактуются им как жанровые сцены. На его портретную живопись оказала огромное влияние жизнь при королевском дворе, она научила его раскрывать глубины человеческого характера, прячущиеся под маской холодного этикета, богатством одежд, великолепием поз, одежд, коней и пейзажа.

С большой теплотой, симпатией и непредвзятостью написана художником целая серия портретов придворных шутов и карликов, здесь с наибольшей полнотой сказались особенности его творческого метода - глубокое постижение жизни во всем богатстве и противоречивости ее проявлений.

Одна из последних работ Веласкеса - "Менины" - по сути является групповым портретом. Стоя у мольберта, сам художник (и это единственный достоверный автопортрет Веласкеса) пишет короля и королеву, отражение которых зрители видят в зеркале. На переднем плане изображена инфанта Маргарита, в дверях покоя художник поместил фигуру канцлера. В картине все пронизано воздухом, моделировано тысячью разных цветовых оттенков, мазками разного направления, плотности, величины и формы.

Влияние Веласкеса на все последующее испанское и мировое искусство огромно, он вдохновлял поколения художников, от романтиков до Сезанна и Матисса.
Еще один художник, оставивший свой след в искусстве эпохи испанского барокко, - Франсиско Сурбаран (1598-ок. 1664), выходец из крестьянской семьи с глубокими религиозными устоями. Потому и творчество его в большей своей части основано на религиозных сюжетах, среди его работ множество изображений святых, пророков, монахов и священников, он много пишет для храмов и монастырей. Иногда в религиозных сюжетах он в образе святых или библейских героев изображает своих друзей, знакомых или даже себя.

В середине 17 века в испанской живописи барокко происходят изменения, которым стареющий Сурбаран уже не мог соответствовать, он начал терять свою популярность и умер фактически в нищете.
Изменения в испанской живописи, о которых сказано выше, происходят в результате влияния творчества Бартоломе Эстебан Мурильо (1618-1682), одного из величайших живописцев религиозной тематики, в картинах которого канонические сюжеты представляют собой как бы повседневные сцены из жизни самых обыкновенных людей. Художник создал целую серию картин, с добродушным юмором, проникнутых лиризмом и добротой, изображающих жизнь севильских детей трущоб.

После смерти Мурильо испанская школа живописи практически перестала существовать, и хотя время от времени появлялись выдающиеся мастера (о которых мы еще поговорим в следующей части), но об испанской школе как о явлении в искусстве можно говорить лишь применительно к XVII столетию.
Упомяну еще одного итальянского художника - Гвидо Рени (1575-1642), изучавшего в Риме живопись Рафаэля и Караваджо и ставшего в зрелые годы фактическим главой римской школы барокко. Большинство его работ посвящены религиозным сюжетам, а в портретах присутствует некая нарочитая изнеженность, претенциозная грация поз, утонченная красота, как будто его герои - персонажи барочной мелодрамы.

И еще один в этой плеяде творцов эпохи Барокко - французский художник Матье Леннен (1607 - 1677), младший из трех братьев-художников. Многие работы приписывают разным братьям, иногда невозможно с достоверностью установить авторство. Но постепенно фамилия Ленненов стала связываться лишь с творчеством младшего из них, Матье, который принадлежал по существу уже другому поколению и в своих жанровых и портретных работах зависел от новых вкусов.

Заканчивая тему "портретная живопись эпохи барокко", главенствующем стиле в Европе конца 16-начала 18 века, приведу слова Сомерсета Моэма: "Барокко - трагичный, массивный, мистический стиль. Оно стихийно. Оно требует глубины и прозрения...". От себя посмею только сказать, что барокко - не мой любимый стиль, он меня утомляет...
В следующей части поговорим о Рококо. Продолжение следует.

И, как всегда, видеоролик в сопровождении музыки барокко.