Из чего состоят пуанты для балерин. Пуанты – балетная обувь

Поговорите с преподавателем. Преподаватель объяснит вам, как нужно разбивать пуанты, поэтому обязательно поговорите с ним или с ней, прежде чем приступить к работе. Ваш преподаватель знает особенности ваших ног и наверняка видел много разных типов ступней. Помните, что процесс разработки пуантов у каждого будет своим, поскольку у всех танцоров есть свои особенности и предпочтения.

  • Спросите преподавателя о том, как она разбивает свои пуанты. Нередко преподаватели рекомендуют новичкам больше танцевать в пуантах, чтобы разработать их, а не разбивать их вручную.
  • Прежде чем приступить к работе, убедитесь, что ваш преподаватель не против этих манипуляций.
  • Некоторые преподаватели не любят слишком грубую разработку пуантов вроде разрезания стельки или удаления атласа с носка.

Согните стельку. Стелька пуантов жесткая, особенно если пуанты новые, поэтому вам нужно будет согнуть ее, чтобы она лучше сидела по ноге. Возьмитесь за ту часть стельки, где начинается подъем ноги, и начните гнуть ее, пока она не станет достаточно гибкой.

Разбейте стакан. Стакан пуантов - это жесткий носок, который удерживает большие пальцы. В новых пуантах стакан очень жесткий, поэтому его нужно разбить молотком или руками.

  • Если пуанты сидят слишком плотно в области носка, попробуйте размягчить их, смочив смесью воды и медицинского спирта.
  • Расцарапайте подошву, если вам нужно, чтобы пуанты не скользили. Это можно сделать металлической губкой или любым абразивным инструментом. Благодаря этому сцепление пуантов с полом улучшится. Можно также сделать глубокие царапины ножницами.

    Размягчите складки ткани под носком пуантов, чтобы пуанты не издавали лишних звуков. Ткань подгибается под подошву в области носка, и складки, которые образуются в результате этого, могут издавать звуки во время танца. Некоторые танцоры бьют пуанты о твердую поверхностью, чтобы складки стали мягче.

    • Знайте, что такая подготовка может ускорить износ пуантов.
  • Удалите ткань с носка пуантов для лучшего сцепления с полом. Пуанты могут скользить по полу, поэтому для лучшего сцепления некоторые танцоры срезают атлас с носка либо пришивают к носку накладку.

    Удалите твердый участок из области пятки. На пятке пуантов есть твердый участок, который помогает пуантам держать форму. Если он вам мешает и вы хотите сделать пуанты более мягкими, удалите его. Это можно сделать руками или с помощью плоскогубцев.

    Выполните упражнения на пуантах. Когда подготовка будет завершена, встаньте на пуанты, чтобы пуанты сели по ногам. Попробуйте посгибать пуанты, сделать несколько гран плие, поперекатываться с положения на пуантах в положение на полупальцах.

    Давайте попробуем разобраться из чего все-таки сделаны балетные туфли - пуанты, или как их называют сами балерины "пальцы".

    На сегодняшний день фирм, изготавливающих балетную обувь достаточно. И у балерин Большого театра есть выбор.

    Итак, перед вами 4 пары "пальцев". Это - китайские SanSha, японские Chacott, туфли, изготовленные в мастерских Большого театра и американские Geynor Minden.

    Именно о последних и пойдет сегодня разговор.

    Позволю себе лирическое отступление. В отличие от многих, я уже почти 30 лет танцую исключительно в пуантах Большого театра, сшитые по моим меркам. Пробовала разные. Из всего разнообразия, кроме родных "пальцев" отлично себя чувствую в Capezio. В Geynor не то что танцевать, просто ходить не могу. Хотя их любят многие ведущие балерины. Но как говорят - на вкус и цвет.

    Продолжим.
    Туфли изначально имеют изгиб свода. Кому-то возможно это и удобно. Мне - нет.

    Пятачок туфель очень важная часть, если не сказать главная. Ведь именно на нем стоит балерина. Помню была удивлена, когда придя в Большой увидела пуанты с пяточком не более пятирублевой монеты.
    Сейчас пятаки раза в два, а то и в три больше. Считается на большом, широком пяточке стоять удобнее. Возможно.

    Туфли без ленточек. Каждая балерина пришивает так, как ей удобно. Поскольку туфли я использовать не собиралась, то и ленточки, соответственно не пришивала.

    В профиль ножка в туфлях смотрится достаточно симпатично, но в анфас - становятся видны складочки. Зная как устроены туфли Большого, и из чего они сделаны, мне захотелось узнать из чего же делают балетную обувь в Америке. Кстати, у Geynor, на мой взгляд, есть два недостатка. В них тяжело вставать на полупальцы (всегда было интересно почему) и к пятке туфель надо пришивать резинку, чтобы пятка не соскакивала.

    Для начала отпарываем пятак. На Geynor он пришит отдельно, в отличие от остальных туфель. Под тканью… пластмасса и кусок тонкого поролона!!!

    Теперь я кажется понимаю, почему на многих балетных фотографиях ногти поражены грибком. Ноги, пальцы в пластмассе НЕ ДЫШАТ!!!

    Вытаскиваем стельку, которая кстати тоже сделана из синтетического материала.

    С обратной стороны приклеен тонкий поролон.

    Заглядываем в туфель и там… Тоже пластмасса. Вот почему трудно вставать на полупальцы. Пластмасса достаточно твердая, и гнется трудно.

    Между тканью и пластмассовым вкладышем в туфель тонкая пленка под пяткой поролон.

    Так вот туфли от Geynor выглядят без пластмассовой начинки. Внутренняя ткань - тоже синтетика!

    Такая вот "красота" осталась у меня от правой или левой туфли. Разобрала практически на запчасти.

    Единственным натуральным материалом является подошва. Это замша.

    А теперь… одеваем запчасти по отдельности.
    Просто чтобы понять как нога чувствует себя внутри пуанта.
    Выглядит ужасно. Отсюда мозоли, косточки и все остальное. Ужасно неудобно.

    Даже в таком, горизонтальном, положении нога не влезает в колодку. Конечно можно подобрать подходящую полноту, но все равно сидеть будет не идеально.

    Встать на пальцы не проблема. Но опять-таки не очень удобно.

    Собственно говоря, теперь вы знаете как и из чего сделаны балетные туфли Geynor Minden.

    Он буквально «взломал» тогдашнюю европейскую систему балетных ценностей. Сам Новерр заявил, что

    «разбил уродливые маски, предал огню нелепые парики, на место рутины призвал изящный вкус».

    Именно дату его рождения приняли в расчёт в ЮНЕСКО, когда в 80-х годах прошлого века объявили 29 апреля Международным днём танца.

    Праздновать его предлагается всем, кто желает. Способ можно выбрать на своё усмотрение. Можно, к примеру, изучить историю появления на свет одного из символов балета – пуантов. Давайте так и сделаем.

    Этой атласной туфельке уже больше 200 лет. И хотя своему названию пуанты обязаны французскому языку, появились они в Италии.

    Танец на кончиках пальцев изменил балет. А Мария Тальони, первой станцевавшая в них, навсегда вошла в историю.

    Лет 100 назад в пуантах танцевали сильфид, богинь и фей. Сейчас – любые партии. Круглую пробку в основании носка заменили крахмальным клеем, который пропитывает внутренние слои туфельки, по форме напоминающей стакан. Жесткий носок фиксирует ногу балерины. Танец на пятачке, длиной от 4 до 7 сантиметров, – самый изящный балетный трюк.

    Кажется, что танцевать на пальцах легко, но грациозность стоит дорого. Разбитые в кровь пальцы, стертые мозоли, травмы, изматывающие многочасовые экзерсисы. Для пуантов разработана специальная техника, которая формирует стопу.

    От ног французских балерин невозможно отвести взгляд. Самые изящные и чувственные. Этуаль «Опера Гарнье» Элизабет Платель училась на французских, а танцевала на английских пуантах. Изменой это не считает, c’est la vie.

    «Пуанты впечатляют зрителя, а балерине они дают шанс вырасти, добавить сантиметров десять и стать невесомой. Мы все выросли на гравюрах с Марией Тальони и Шарлоттой Гризи, стоящих кончиками пальцев на цветке»,

    – отмечает директор балетной школы Парижской Оперы Элизабет Платель.

    Пуанты – не самая долговечная обувь. У Оксаны Кардаш, примы-балерины Театра Станиславского и Немировича-Данченко, уходит в год тридцать пар. На спектакль берет не меньше четырех. Предсказать, как поведут капризные туфельки на сцене, невозможно.

    Процесс изготовления – долгий и кропотливый. В пуантах – 54 элемента. Атласный верх, внутри проклеенный прокладочной тканью. Жесткая подошва из натуральной кожи.

    Место для пальцев в виде стакана. Это самая главная деталь, которая находится над пяточком. Его делают из шести слоев наклеенной мешковины. Вклеивают в носок пуанта, который состоит из нескольких слоев атласа.

    Главное здесь – не испачкать клеем атласный верх туфельки. Специальным молоточком, надетым на колодку, придают форму носка. Сушат 15 часов при температуре 55 градусов. Верх покрывают блестящим или матовым атласом.

    Пуанты делают ногу балерины изящной и сильной. Заставляют держать равновесие и танцевать все эти невероятные аттитюды, арабески, и фуэте. Понятно, что в балете все зависит от мастерства и таланта танцовщицы.

    Но сама она во многом зависит от невесомых туфелек – пуантов. В переводе с французского это еще и точка. В которой сходятся напряжение, хрупкость и точность танца.

    Перед началом работы над туфельками, я бы посоветовала посмотреть фотографии пуантов, обратить внимание следует на их конструкцию и как они сидят на ножке балерины.

    Кукле ноги необходимо вылепить с учетом формы туфель, т.е. с узким и обрубленным носком (пятак), так же следует помнить о характерной для балерин выворотности стопы. Пуанты бывают разных видов, с разным размером пятака, пятки, здесь вы будете руководствоваться своим замыслом.

    Необходимые материалы:
    1. Атлас
    2.Атласные ленты в цвет атласа
    3. Тонкий картон для подошвы туфель
    4.Клей «Момент» прозрачный
    5.Нитки
    6.Калька для выкройки
    7.Акриловые краски

    1.Работу над пуантами начинаем с выкройки. Для каждой куклы выкройка будет своя в зависимости от размера и положения ног. Я выкройку не строю, а просто прикладываю к кукле и моделирую по ноге.

    Конечно, выкройка получается несколько условной, но некоторые моменты необходимо определить довольно точно. Нужно определить вырез туфельки, размер стакана (так называют носовую часть пуант) и соотношение передней и пяточной части. Туфли делаются со швом сбоку, функциональности в этом никакой нет, но мы стараемся приблизиться к оригиналу. В выкройку закладываем припуски на швы, снизу и на пятаке делаем их больше, лишнее потом срежем, на врез 3-4 мм.

    2.Выкраиваем детали и прострачиваем боковые швы, так же их следует отстрочить.

    Все швы обязательно разгладить. Пятку оставляем не простроченной, дальше нужно осторожно приклеить припуски на вырезе пуантов.

    Должны получиться такие заготовки.

    3. Застрачиваем пятку, перед тем как это сделать, желательно сначала наметать и примерить на кукле, это позволит избежать ошибок.

    4.После того, как мы прострочили пятку, деталь полностью готова

    И можно приступить к сбору пуантов. На клей сажаем пятку и носок, затем аккуратно с помощью булавки промазываем клеем вырез туфельки и окончательно приклеиваем к ноге.

    Ткань должна очень плотно прилегать к ноге.

    6.Оформляем носок, у пуантов закладываются маленькие складочки.

    Лишние припуски срезаем.

    7. Вот что должно у вас получиться.

    8.Вырезам из тонкого картона подошву, рекомендую использовать картон от женских колгот, он тонкий и достаточно пластичный, что позволит избежать заломов. На форму подошвы следует обратить внимание, ведь мы стараемся достичь наиболее схожести с настоящими балетными туфлями. Приклеить подошву нужно как можно тщательнее, что бы она нигде не отходила от атласа.

    9.Подошву можно покрасить акриловой краской. Если ее сделать не одной тональности, а например, на пятке и у носка темнее или светлее, то получится более естественно.

    Каждый слой краски должен хорошо просохнуть.

    Теперь балетные туфельки готовы и ваша кукла сможет танцевать на пальчиках!

    Пуанты – профессиональная обувь. Она появилась не так давно и сильно облегчила жизнь балеринам. Термин «на пуантах» означает позицию, когда балерина опирается только на кончики пальцев, а не на стопу. В этом положении пальцы испытывают большое напряжение без поддержки, а неправильное выполнение может грозить травмой. После появления специальной обуви репетировать и выступать стало гораздо проще, чем босиком. Пуанты считаются предшественниками балеток, которые завоевали популярность в последние годы. Но сами они остаются узкоспециализированной обувью, которую шьют мастера вручную, а каждая модель подгоняется под ногу балерины.

    Что такое пуанты и как их делают

    Пуанты состоят из коробочки, подошвы и лент, которые надежно закрепляют обувь на ноге. Изготовление каждой части требует мастерства и внимательности, поэтому обувь чаще создается вручную.

    Главное в пуантах – достаточно твердая коробочка. Она защищает пальцы от искривлений и помогает лучше распределить нагрузку. Для ее изготовления требуется 5–6 слоев ткани или мешковины, которые хорошо проклеиваются до затвердевания. В машинном производстве используются пластиковые вставки, но чаще применяется натуральный клей, который надежно скрепляет слои ткани, создавая твердую корку. После этого обувь прошивается и отбивается специальным молотком, чтобы убрать выступающие швы.

    Другим важным элементом является подошва. Она состоит из трех частей: кожаной подошвы, пластиковой гибкой вставки и внутренней стельки. Кожа предотвращает скольжение на гладком полу и помогает удержать равновесие, не утяжеляя обуви. А пластиковая вставка позволяет лучше выполнять взмахи и облегчает становление на пальцы – она поддерживает стопу в вертикальном положении. Выпускают пуанты с различной степенью жесткости стельки.

    Снаружи пуанты обшиваются бежевым атласом или бязью. Оба вида ткани хорошо пропускают воздух и легко принимают форму стопы, не стесняя движений. Бежевый атлас не бликует, сливается с цветом кожи – это позволяет балерине выглядеть легче и воздушнее, удлиняет ноги. Пуанты крепятся на ноге с помощью лент, которые, по традиции, балерина пришивает самостоятельно. Натуральный клей и текстильная основа позволяют обуви легко принять форму ноги танцовщицы, а отсутствие выступающих швов уменьшает риск травм. Но это недолговечная обувь. Одной пары не хватает даже на одно полноценное выступление – они быстро протираются, особенно при интенсивном танце.

    Ручное шитье не позволяет изготавливать большое количество пуант, поэтому качественная балетная обувь высоко ценится на мировом рынке. Форма модели часто используется современными дизайнерами, чтобы создать экстравагантные туфли. В такой обуви передняя часть напоминает по форме пуанты, а подошва снабжена высоким каблуком, который поднимает стопу практически вертикально.

    История пуантов

    До изобретения пуант балерины выступали босиком или в специальных легких сандалиях на завязках, но в них можно было опираться только на полную стопу, а встать на пальцы было невозможно. Первым балетом, который потребовал встать на пуанты, был спектакль «Зефир и Флора», но тогда Мария Данилова встала на пальцы без специальной обуви. После этого прошло около 20 лет и в 1830 г. появились первые туфли с твердым носком. А первой балериной, выступившей в них, была Мария Тальони. Именно ее отец был создателем туфель для танцев.

    После этого пуанты стали появляться по всему миру, изменялись материалы и конструкция. Сначала под пальцы подкладывали пробку, чтобы достичь нужной жесткости, но вскоре от этого отказались, так как ноги балерин сильно травмировались. Потом в пуанты подкладывали мягкие материалы: валяную шерсть, ткань. Но они не держали форму и быстро изнашивались. Несмотря на неудобство туфли достигли своей цели. Балерины легче вставали на пальцы, а танец казался воздушным и легким. Пуанты преображались, появлялись новые формы коробочки, дополнительные вкладыши и стельки. Некоторое время вместо клея использовался гипс. Он был достаточно твердым, но не принимал форму стопы танцовщицы.

    Нынешнее производство пуант до сих пор остается ручным – мастера шьют и проклеивают модели. Механическое шитье не оправдало себя, хотя некоторые профессиональные балерины пользуются такими пуантами. Самыми известными производителями остается российский Grishko, специализирующийся на ручном шитье, и американская компания Gaynor Minden, производящая пуанты машинным методом.

    Видео о том, как вручную делают пуанты:

    Видео советы, как выбрать ребенку пуанты: