Как египтяне называют дух мумии. Мумия

Джордж Герберт, 5-й граф Карнарвон, читает на веранде в доме Говарда Картера. Около 1923 года Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

5 апреля 1923 года в каирском «Континенталь-Савое» умер Джордж Карнарвон — британский аристократ и любитель-египтолог, финансировавший раскопки археолога Говарда Картера в Долине царей. Говорили о несчастливом стечении обстоятельств: укус комара и последовавший за ним неаккуратный жест бритвой, а дальше заражение крови, пневмония и смерть, вызвавшая настоящую панику каирского бомонда. Еще бы: едва все мировые газеты успели отрапортовать об уникальном открытии в Долине царей — сохранившейся почти в первозданном виде гробнице фараона Тутанхамона, — как один из главных героев события погибает в самом расцвете сил, в возрасте 56 лет. В отличие от многих других гробниц, разграбленных уже в XIX веке, в усыпальнице Тутанхамона побывали только древнеегипетские воры, оставившие после себя немало ценного. Корреспонденты фамильярно называли фараона XVIII династии Мальчиком-фараоном или просто Тутом. История открытия сама по себе была удивительной: семь лет Говард Картер, финансируемый Карнарвоном, перекапывал Долину царей в поисках неразграбленной гробницы — и только в ноябре 1922 года, когда Карнарвон уже собирался прекратить финансирование, обнаружил таковую.

После этого началась чертовщина: египтолог и корреспондент Daily Mail Артур Вейгалл, освещавший историю с самого начала, написал о том, что птичку Картера вскоре после открытия гробницы съела кобра — символ власти фараона. Еще рассказывали, что собака Карнарвона умерла в это же время в его родовом поместье Хайклер (сегодня более известном по сериалу «Аббатство Даунтон»). Узнав о кончине Карнарвона, читатели быстро соотнесли одно с другим — и проклятие гробницы стало реальностью. Вейгалл, всячески отрицавший его существование, умер в 1934 году в 54 года и был охотно занесен в число жертв гробницы.

Погребальная маска Тутанхамона. Фотография 1925 года

Говард Картер, Артур Каллендер и рабочий египтянин в погребальной камере гробницы Тутанхамона. 1924 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Объекты, найденные в гробнице. 1922 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Говард Картер и Артур Каллендер заворачивают статую перед транспортировкой. 1923 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Бюст богини Мехурт и сундуки в сокровищнице гробницы Тутанхамона. 1926 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Говард Картер изучает внутренний гроб, сделанный из чистого золота. 1925 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Церемониальная кровать в форме Небесной Коровы и другие предметы в гробнице. 1922 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Говард Картер изучает крышку второго (среднего) гроба в погребальной камере гробницы. 1925 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Артур Мейс и Альфред Лукас изучают одну из колесниц, найденных в гробнице. 1923 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Алебастровые вазы в гробнице. 1922 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Ковчег со статуей бога Анубиса на пороге сокровищницы. 1926 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Говард Картер, Артур Каллендер и рабочие в погребальной камере. 1923 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Медиаистерия вокруг Тутанхамона объяснялась еще и тем, что у репортеров в тот год было не так много громких тем для обсуждения. Лето выдалось настолько скупым на новости, что история о фермере, вырастившем крыжовник размером с яблоню, попала на первые полосы ведущих изданий. Кроме того, Карнарвон продал эксклюзивные права на освещение открытия гробницы газете The Times, что вызвало бурю протестов со стороны других репортеров и только усугубило гонку за сенсациями. Одна из американских пароходных компаний даже ввела дополнительные рейсы в Египет, чтобы все желающие туристы могли побыстрее попасть в Луксор. В результате Картер был настолько замучен прессой и зеваками, осаждавшими раскопки, что однажды даже в сердцах выпалил: «Лучше бы я вообще не находил эту гробницу!»

Несмотря на то что ни на входе в гробницу, ни в погребальной комнате так и не нашли никаких посланий с проклятиями, легенда продолжала курсировать и только набирала обороты, когда умирал кто-нибудь хоть как-то связанный с гробницей. Количество предполагаемых «жертв проклятия» варьируется от 22 до 36 человек; при этом, согласно данным, опубликованным в The British Medical Journal, средний возраст умерших составлял 70 лет. «Тутмания», как тогда говорили, охватила и киноиндустрию — в 1932 году вышел фильм «Мумия» с главным актером фильмов ужасов Борисом Карлоффом.

Согласно популярным представлениям, именно открытие гробницы Тутанхамона положило начало легендам о проклятиях, которые позже капитализировали писатели-фантасты и Голливуд. Однако при таком объяснении удивляет готовность, с которой образованные европейцы на протяжении всей первой половины XX века распространяли невероятные истории о мумиях и фараонах. В действительности это было обусловлено тем, что к 1923 году страшные сказки о мстительных мумиях и древних египетских проклятиях были частью популярного ориенталистского фольклора уже больше века.


Кадр из сериала «Пуаро Агаты Кристи». 1993 год В рассказе Агаты Кристи «Тайна египетской гробницы», обыгрывающем историю Тутанхамона, единственный человек, не воспринимающий всерьез проклятие, — опытный и циничный сыщик Эркюль Пуаро. ITV

21 июля 1798 года французские боевые отряды встретились с армией мамлюков в тени великих пирамид Гизы — свидетельства величия Древнего царства. Прологом к Битве у пирамид считается ставший крылатым монолог Наполеона Бонапарта:

«Солдаты! Вы прибыли в эти края, чтобы вырвать их из варварства, принести цивилизацию на Восток и уберечь эту прекрасную часть мира от английского ига. Мы будем воевать. Знайте, что сорок веков смотрят на вас с высоты этих пирамид».

Несмотря на то что египетская кампания закончилась для Бонапарта поражением при Абукире, торжеством британского флота и лично адмирала Нельсона, авантюра Наполеона имела успех — но не военный, а научный. На берега Нила вместе с ним отправились не только солдаты, но и целая армия ученых — 167 человек: лучшие французские математики, химики, физики, геологи, историки, художники, биологи и инженеры. На месте они основали главную научную институцию тех времен по изучению Египта — Institut d’Égypte. Под его эгидой была выпущена серия публикаций «Description de l’Égypte», из которой многие европейцы впервые узнали о великой истории древней цивилизации. Вкус к египетским древностям проснулся и у англичан, которые после победы в Абукире получили немало французских трофеев, в том числе знаменитый Розеттский камень Каменная плита, найденная капитаном французских войск в 1799-м году в Египте, близ города Розетта. На плите выбиты три идентичных по смыслу текста: один записан древнеегипетскими иероглифами, другой — на древнегреческом, и третий — демотическим письмом, скорописью Древнего Египта. Сопоставив их, лингвисты смогли впервые расшифровать иероглифы. . Обелиски, изящные статуи богов и фараонов, погребальные и ритуальные предметы покидали Египет на французских и британских кораблях. Не регулируемые никакими властями раскопки, граничащие с вандализмом, создали обширный рынок торговли древностями — не успев появиться на рынке, лучшие экспонаты сразу же оказывались в частных коллекциях богатых аристократов Лондона и Парижа.

В 1821 году в театре неподалеку от Пиккадилли была воссоздана гробница фараона Сети I, более известная как гробница Бельцони — в честь археолога и путешественника Джованни Бельцони, ответственного за находку в 1817 году. За время показа аттракцион посетили тысячи лондонцев. Английский поэт Гораций Смит, состязавшийся с поэтом Шелли в написании сонетов, посвященных Нилу, сочинил «Обращение к мумии » — оно было публично зачитано на выставке.

Разворачивание мумий, привезенных из Египта, в 1820-е годы стало популярным светским развлечением. Приглашения на подобные события выглядели так: «Lord Londesborough at Home: A Mummy from Thebes to be unrolled at half-past Two» («Лорд Лондсборо приглашает: мумию из Фив будут разворачивать в половине третьего»).


Приглашение на разворачивание мумии. 1850 год UCL Institute of Archaeology

За техническую часть представления отвечали настоящие хирурги. Главным специалистом в области mummy unwrapping считался Томас Петтигрю по кличке Мумия. За всю свою яркую карьеру Петтигрю публично развернул более 30 мумий.

В 1824 году архитектор Английского банка сэр Джон Соун в обход Британского музея выкупил за 2000 фунтов изящный алебастровый саркофаг Сети I (мумия была найдена только в 1881 году).


Саркофаг Сети I в Доме-музее сэра Джона Соуна Sir John Soane’s Museum, London

По случаю покупки Соун закатил масштабное суаре: на протяжении трех вечеров в комнате, обставленной для пущего эффекта масляными лампами, представители лондонского истеблишмента поднимали бокалы за Сети I. Дошло до того, что целые аллеи на кладбищах оформлялись в стиле луксорской Долины царей. На парижском кладбище Пер-Лашез, открытом по указу Наполеона в 1804 году, и сегодня можно увидеть несколько выдающихся экземпляров египтомании, в частности могилы участников наполеоновской экспедиции — математиков Жозефа Фурье и Гаспара Монжа. Неподалеку от них возвышается обелиск Жана Франсуа Шампольона — молодого французского гения, расшифровавшего в 1822 году Розеттский камень и положившего начало египтологии.

Могила Гаспара Монжа на кладбище Пер-Лашез. Гравюра из книги «Manuel et itinéraire du curieux dans le cimetière du Père la Chaise». 1828 год Wikimedia Commons

В Англии погребальная мода на Древний Египет лучше всего видна на Хайгейтском кладбище, открытом в 1839 году. Египетская авеню Хайгета насчитывает 16 склепов — по восемь с каждой стороны. Вход на авеню украшает массивная арка в обрамлении крупных колонн в духе Карнакского храма и двух египетских обелисков. В 1820-30-е годы обелиски начали появляться на могилах людей, не имевших к Египту никакого отношения, — и быстро стали неотъемлемой частью викторианского кладбищенского пейзажа.


Египетская аллея на Хайгейтском кладбище. Гравюра XIX века Friends of Highgate Cemetery

В появлении египетской символики на европейских кладбищах нет ничего удивительного — практически все знания о Древнем Египте, которыми располагали ученые и обыватели, были связаны с темой смерти: из устройства усыпальниц и пирамид они узнавали о загробном мире египтян, храмы рассказывали о богах и мифологии. О жизни и быте обычных людей было известно очень мало. Получалось, что Древний Египет был цивилизацией великих фараонов и их жрецов. Отсюда и мистификация, ощущение тайны и сакральности, окружающей Древний Египет и все, что с ним связано.

Несмотря на то что горожане толпами и без всякой опаски ходили смотреть на мумифицированные тела древних египтян, уже в 1820-е стали появляться первые страхи и опасения. Они нашли отражение в литературных произведе-ниях, которые историки позже назовут египетской готикой. Первым автором в этом жанре была Джейн Уэбб-Лудон. Под впечатлением от лондонской египтомании и романа Мэри Шелли «Франкенштейн» она написала в 1827 году готический хоррор «Мумия! ».

Кроме того, что Лудон была одной из первых писательниц-фантастов (действие книги происходит в XXII веке в мире, наполненном невероятными технологиями, одна из которых подозрительно напоминает интернет), она еще и придумала образ мстительной мумии. Правда, в книге Лудон месть мумии по имени Хеопс принимает форму скорее личного реванша, нежели страшного проклятия, которое может постигнуть каждого.

Имперская паранойя только подпитывала суеверный ужас перед древнеегипетскими тайнами. Одновременно происходил любопытный процесс адаптации экзотического жанра к классической викторианской готике: ожившие мумии разгуливали по мрачным старинным особнякам со скрипящими половицами. Впрочем, само появление мумии в контексте английского особняка выглядело вполне правдоподобно: англичане, побывавшие в Египте, часто привозили подобные артефакты к себе домой — в домашние музеи. В 1860-е годы появляется еще один гибридный жанр — рассказы о привидениях в египетском антураже, вроде «Египетской истории о привидениях» («An Egyptian Ghost Story») о призраках в коптском монастыре. В коротком рассказе «История поместья Бэлброу », опубликованном в 1898 году, английское привидение-вампир завладевает телом мумии, привезенной хозяином дома из Египта, и начинает терроризировать домочадцев.

К концу XIX века политическая и экономическая ситуация в Египте заметно ухудшилась. Непомерные траты хедива Исмаила, а также неоправданное доверие, которое хедив оказывал своим европейским «советникам», постепенно привели страну на грань банкротства. Сначала британский премьер-министр Дизраэли в 1875 году совершает на деньги лондонских Ротшильдов «покупку века» — 47 % акций Суэцкого канала, — а через год англичане с французами устанавливают финансовый контроль над Египтом и создают Кассу египетского долга. В 1882 году Великобритания, подавив мощное восстание египетского офицерства, оккупирует страну фараонов.

Иллюстрация к роману «Фарос-египтянин» из журнала The Windsor Magazine. 1898 год Project Gutenberg

Одновременно археологи совершают потрясающие находки в Фиванском некрополе. Египет становится еще ближе к обывателю, читающему ежедневные газеты и посещающему публичные лекции и салоны. Именно в этот период египетская готика переживает настоящий расцвет. В 1898-1899 годах выходит роман «Фарос-египтянин » Гая Бутби, близкого друга Редьярда Киплинга. По сюжету Фарос — это мстящий осквернившим его землю англичанам Птахмес, верховный жрец фараона XIX династии Мернептаха, сына Рамзеса II. Антиколониальный мотив (вернее, страх перед ним) чувствуется на протяжении всего рассказа. В частности, в эпизоде про мумию, которую отец главного героя вывез в свое время из Египта, встречаются такие слова: «О, мой друг из XIX века, твой отец украл меня из моей родной земли и из могилы, которая была предписана мне богами. Но остерегайся, так как наказание преследует тебя и уже скоро настигнет».

Коварный (и, вероятно, бессмертный) жрец, одетый как обычный лондонец, заманивает добродушного англичанина в Египет, где заражает того чумой. Ничего не подозревающий европеец плывет обратно в Англию — в итоге миллионы погибают от эпидемии. Но до этого Фарос устраивает своей жертве экскурсию по английскому парламенту и закрытым клубам, демонстрируя ему коррумпированность элиты. Удивительный сюжет соединил в себе все потаенные страхи жителя империи, в том числе и боязнь подхватить на Востоке страшную болезнь — не случайно в Порт-Саиде был установлен карантин для выезжающих в Британию судов. По удивительному стечению обстоятельств мумия настоящего Мернептаха была найдена археологами в 1898 году, когда автор романа Бутби был на отдыхе в Египте.

Первое издание книги Ричарда Марша «Скарабей». 1897 год

Из сочинений египетской готики создается ощущение, что мести восставших мумий и фараонов больше всего боялись элиты: в книге Ричарда Марша «Скарабей » древнеегипетское создание, не имеющее определенной формы, нападает именно на члена британского парламента. Собственно, ответственность политических элит за установление оккупации, а позже и протектората, была бесспорна — отсюда и страх возмездия, которое настигнет их первыми.

Книга была опубликована в один год с романом «Дракула» Брэма Стокера и значительно опередила его по продажам. Возможно, именно успех конкурента вдохновил Брэма Стокера на его другой роман «Проклятие мумии, или Камень семи звезд », рассказывающий историю о том, как молодой адвокат пытается оживить мумию египетской царицы Теры (в 1971 году по нему сняли фильм «Blood from the Mummy’s Tomb»).

Рассказы о смертоносных мумиях египетских цариц и жриц из литературного жанра постепенно переходили в разряд народных суеверий — и, наоборот, суеверия подпитывали литературу. Так, на протяжении нескольких лет в Британском музее разворачивалась настоящая драма с саркофагом под непримечательным серийным номером ЕА 22542.

Обложка журнала Pearson’s Magazine с историей «несчастливой мумии». 1909 год Wikimedia Commons

История, обросшая слухами и выдумками, берет свое начало в 1889 году, когда Британский музей получил от частного коллекционера саркофаг. При его осмотре стало понятно, что он принадлежал состоятельной женщине. Египтолог Уоллис Бадж, работавший тогда в департаменте египетских и ассирийских древностей, обозначил ее в музейном каталоге как жрицу Амона-Ра, предположительно XXI или XXII династии. Несмотря на то что саркофаг был пустым, все упорно говорили о мумии и распространяли странные истории: мол, купивший ее в Египте британец прострелил себе руку, после чего подарил мумию своей знакомой — от той в скором времени ушел жених, потом у нее заболела и умерла мать, а вскоре и сама она слегла. После чего «несчастливая мумия», как ее прозвали, попала в Британский музей. В музее козни мумии не прекратились — рассказывали, что со снимавшими ее фотографами случались разные неприятные инциденты. Написавший о ней журналист Бертрам Флетчер Робинсон умер через три года после публикации — ему было 36 лет. Близкий друг Робинсона Артур Конан Дойл сразу же заявил, что тот стал жертвой проклятия мумии. Разошлись даже слухи о том, что музей решил избавиться от мумии и послал ее в дар Метрополитену на лайнере «Титаник» в 1912 году — хотя саркофаг все эти годы не покидал здание на Грейт-Расселл-стрит, и на него и сегодня можно посмотреть в зале № 62 (так как «несчастливая мумия» до сих пор пользуется популярностью у публики, иногда саркофаг увозят на временные выставки). Кстати, создатель Шерлока Холмса внес свой посильный вклад не только в становление легенды о «несчастливой мумии», но и в жанр египетской готики: в 1890 году он выпустил короткий рассказ «Кольцо Тота », в котором египтолог, заснувший за работой в Лувре, обнаруживает себя взаперти с мумиями и почти бессмертным жрецом Осириса Сосрой. Еще в одном рассказе Дойла «Лот номер 249 », вышедшем двумя годами позже, мумия нападает на студентов Оксфорда: оказывается, что она действует по указке одного из учащихся.

Таким образом, к 1920-м годам среди прочих популярных представлений европейцев о Египте прочно укоренились легенды о смертоносных мумиях и проклятиях пирамид. Поэтому когда в 1923 году репортеры начали сообщать о том, что участники экспедиции Картера и причастные к раскопкам гробницы Тутанхамона один за другим умирают, быстро нашлось объяснение, которое понравилось бы читателям Daily Mail. Публика, знакомая с рассказами Конан Дойла и Брэма Стокера, если и не верила в проклятие, то охотно его обсуждала — оживали не мумии, а знакомые с детства сюжеты.

Историки пытались посчитать, сколько рассказов и романов о мумиях и проклятиях вышло за весь колониальный период до начала Первой мировой войны — получилось что-то около сотни. Однако египетская готика не ограничивалась литературой — она создала целый набор довольно сомнительных представлений о Древнем Египте, которые до сих пор продолжают транслироваться в поп-культуре.

Источники

  • Beynon M. London’s Curse: Murder, Black Magic and Tutankhamun in the 1920s West End.
  • Brier B. Egyptomania: Our Three Thousand Year Obsession with the Land of the Pharaohs.
  • Bulfin A. The Fiction of Gothic Egypt and British Imperial Paranoia: The Curse of the Suez Canal.

    English Literature in Transition, 1880–1920. Vol. 54. № 4. 2011.

  • Day J. The Mummy’s Curse: Mummymania in the English-speaking World.
  • Hankey J. A Passion for Egypt: Arthur Weigall, Tutankhamun and the «Curse of the Pharaohs».

    L., N. Y., 2007.

  • Luckhurst R. The Mummy’s Curse: The True History of a Dark Fantasy.
  • Riggs C. Unwrapping Ancient Egypt.

В популярной культуре обряд мумификации ассоциируется исключительно с древним Египтом. Это объясняется тем фактом, что именно египетские мумии стали известны еще нашим далеким предкам. Но современные историки выяснили и более древнюю культуру, практиковавшую мумификацию. Это южноамериканская культура андских индейцев Чинчорро: здесь находили мумий, датированных еще 9 тысячелетием до нашей эры. Но все же внимание современных историков приковано именно к египетским мумиям - кто знает, какие тайны могут скрывать эти хорошо сохранившиеся мертвецы.

В Египте же мумифицирование зародилось только в 4500 году до нашей эры. Столь точную дату позволили выяснить раскопки английской экспедиции, проведенные в 1997 году. Египтологи относят самые ранние захоронения мумий к так называемой баддарийской археологической культуре: в то время конечности и головы мертвецов египтяне оборачивали льном и рогожей, пропитанных специальным составом.

Античные свидетельства

Процесс классической мумификации древности воссоздать историкам не удается до сих пор. Дело в том, что единственные сохранившиеся сегодня свидетельства об этапах мумификации принадлежат античным авторам, в том числе и таким великим философам как Геродот, Плутарх и Диодор. Во времена этих путешественников классический процесс мумификации Нового царства уже деградировал.

Сосуды хранения

Все извлеченные из трупа органы тщательно сохранялись. Их промывали специальным составом, а затем помещали в сосуды с бальзамом, канопы. На одну мумию приходилось 4 канопа - их крышки украшали головы богов: Хапи (бабуин), Думаутеф (шакал), Квебехсенуф (сокол), Имсет (человек).

Мед и скорлупа

Существовали и другие, более изысканные способы забальзамировать усопшего. К примеру, тело Александра Македонского мумифицировали в необычном «белом меду», который никогда не таял. В раннединастическом периоде же бальзамировщики напротив прибегали к более простому способу: тела покрывались штукатуркой, поверх которой шла роспись маслом. Таким образом оставалась скорлупа, с прахом внутри.

Мумии инков

В конце 1550 года испанский чиновник случайно наткнулся на мумии инков, спрятанных в потайной пещере неподалеку от Перу. Дальнейшее исследование выявило и другие пещеры: у индейцев оказался целый склад мумий - 1365 персон, бывших когда-то основателями главнейших родов культуры.

ар.) – труп, предохраненный от разложения мумификацией или бальзамированием. Создание мумий практиковалось разными народами, особого совершенства достигло в Древнем Египте.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МУМИЯ

в Др. Египте тело усопшего предохраняемое от разложения искусств. способом. Этого требовала вера в загроб. жизнь и бессмертие души. До эпохи Др. царства, отмеч. сооружением пирамид, мумификация не получила широкого распростр. Считалось, что после смерти следовало сохранять только тела фараона и его вельмож. Однако по мере усиления заупокойн. культа мумификация перестала быть привилегией фараона и стала общедоступной. По Геродоту, она делилась на 3 класса. Общим было стремление сохранить тело покойного от разложения путем удаления мозга и внутренностей (кроме сердца). Затем труп выдерживали в соляном растворе. По истеч. ритуал. срока в 70 дней труп вынимали и, в зависимости от имеющ. средств на мумификацию, заливали душистыми смолами и запеленывали полотняной тканью или заполняли полости груди, живота и черепа опилками. К эпохе Др. царства восходит традиция изображать на этом холсте облик покойного в полный рост. Впослед. появился обычай снимать маску с лица (еще позднее ее заменил заупокойный портрет). Внутренности также обрабатывались благовониями и консервирующ. веществами и опускались в саркофаг. Амулеты, помещ. между погребальными пеленами в изголовье и ногах, должны были охранять покойного в загробном мире.

Когда речь заходит о мумиях, то многие в первую очередь вспоминают древний Египет, фараонов, тела которых сохранились до сегодняшнего дня, и голливудский блокбастер «Мумия». Но на самом деле мумии – это не только Древний Египет и Голливуд. В нашем обзоре малоизвестные, а порой и просто невероятные факты о мумиях.

1. Что такое мумия


Мумия - это тело человека или животного, которое предохранено от разложения путем удаления внутренних органов, обработки содой (декагидратом карбоната натрия) и смолой, после чего было завернуто в бинты.

2. Mum - значит воск

Слово "мумия" происходит от средневекового латинского слова "mumia", заимствованного от средневекового арабского "mūmiya" и от персидского "mum" (воск), что означало забальзамированное тело, а также бальзамирующее вещество на основе битума.

3. Разнообразие мумий


Археологи обнаружили множество мумий животных, включая шакалов, кошек, бабуинов, лошадей, птиц, песчанок, рыб, змей, крокодилов, бегемотов и даже льва.

4. Анубис

Некоторые люди задаются вопросом, почему было найдено так много мумий шакалов. Объяснение этому довольно простое - богом мумификации был Анубис, египетский бог с головой шакала.

5. Искусство мумификации

Древние египтяне начали делать мумии около 3400 г. до н.э., но им потребовалось почти восемьсот лет, чтобы понять, что если вынуть внутренние органы, мумия будет сохраняться, а не гнить. Со временем мумификация стала очень сложным и длительным процессом, который длился до семидесяти дней.

6. Геродот - первый человек, описавший мумификацию


Первым человеком, который очень подробно написал о процессе мумификации, был греческий историк Геродот. Случилось это после того, как он посетил Египет около 450 до н.э.

7. Племя чинчорро

Несмотря на то, что мумии почти исключительно связывают только с Египтом, южноамериканское племя чинчорро было первым, которое начало делать мумии. Согласно последним археологическим свидетельствам, самые старые мумии чинчорро датируются седьмым тысячелетием до н.э., что в два раза старше первых египетских мумий.

8. Рентгеновский снимок мумии

Первые современные научные экспертизы мумий начали проводить в 1901 году, проведенное профессорами английского языка при правительственной школе медицины в Каире. Первый рентгеновский снимок мумии был сделан в 1903 году, когда профессора Графтон Эллиот Смит и Говард Картер использовали единственный рентгеновский аппарат в Каире на то время, чтобы изучить мумию Тутмоса IV.

9. Классика

Не все мумии были завернуты в одном и том же положении. Например, подавляющее большинство фараонов были расположены в положении лежа с руками, скрещенными на груди. Именно это положение чаще всего показывается в фильмах и популярных средствах массовой информации.

10. Осирис

Согласно египетской мифологии, бог Осирис был первой мумией в истории. Однако, его останков не было найдено.

11. Загробное гостеприимство

Именно по этой причине, после того, как мумия была вся закутанная в бинты, ее покрывали специальной тканью с нарисованным изображением Осириса. Это делалось для того, чтобы египетский бог подземного мира был добрым и гостеприимным к умершим.

12. Были-бы деньги

Многие люди ошибочно полагают, что мумифицировали только фараонов. В действительности же мумифицировали тех, кто мог себе это позволить.

13. Все свое возьму с собой

Древние египтяне верили, что вещи, которые были захоронены в гробнице вместе с мумией, помогут покойнику в жизни после смерти. Таким образом, все ценное для покойных хоронили вместе с ними. Это были предметы искусства, артефакты, сокровища и драгоценности.

14. Защита от воров

Была также предусмотрена защита от воров - древнеегипетские мифы предупреждали, что на гробницы и их содержание было наложено проклятие, которое поразит всех, кто войдет в них. Утверждалось, что ряд археологов, которые обнаружили некоторые из этих захоронений, быть поражены тотальным невезением, а некоторые даже умерли при необычных обстоятельствах.

Тем не менее, эти проклятия не смогли предотвратить разграбление множества могил и воровства драгоценных украшений и других дорогих предметов, которые "сопровождали" мумий в загробную жизнь.

15. Сомнительное развлечение

Кроме того, в викторианскую эпоху, разворачивание мумий стало популярным занятием на вечеринках. Хозяева, которые проводили званый ужин, покупали мумию, а гости могли во время вечеринки развернуть ее.

16. Незаменимый лекарственный компонент

В викторианские времена, мумии считались незаменимым компонентом во многих лекарствах. Большинство именитых врачей уверяли своих пациентов, что порошок из мумий или растертые мумии обладают удивительными целебными свойствами.

17. Рамсес III боялся рептилий

Рамсес III боялся рептилий. Именно по этой причине его мумия была найдена с одетым амулетом, который должен был защищать его от змей в загробном мире.

18. Вместилище интеллекта и эмоций

Единственный органом, который древние египтяне оставляли внутри мумии, было сердце. В то время сердце считалось центром средоточий интеллекта и эмоций - качеств, которые нужны были мертвым и в загробной жизни.

19. Прибыльный бизнес

Мумии были очень прибыльным бизнесом в древнем Египте. В процессе подготовки мумии использовались много рабочих: от бальзамировщиков и хирургов до священников и книжников.

Мумии Египта - это одна из загадок человечества. И несмотря на то, что многие секреты уже раскрыты, остается немало вопросов по этой теме.

Мумии начали привлекать к себе внимание мировой общественности, ученых, туристов сравнительно недавно.

Время всплеска приходится примерно на времена открытия гробницы Тутанхамона.

Сегодня известно, что мумии древним египтянам нужны были не для того, чтобы оставить на планете место, в котором будет жить душа, а, скорее, для связи с духовным миром, загробным миром, в который души попадали после смерти.

Тело, мумифицированное, по мнению жителей древнего Египта, связывало душу и землю, служило своеобразным проводником.

Правда, далеко не каждый мог позволить себе заказать мумификацию, а только богатые и известные люди.

Исключением была . Для них создавался специальный склеп еще при жизни, подготавливалась посуда, разные предметы быта, нужные для жизни обычного человека.

Все это после смерти человека складывалось в склепе, а его тело подготавливалось соответствующим образом.

Из кого делали мумии

Кого мумифицировали:

  • фараонов. Во-первых, они были известными и богатыми, а во-вторых, им предписывались внеземные способности и божественное происхождение. Фараоны были не просто своеобразными вождями, правителями и лидерами, но и теми, кому поклонялись;
  • египетские мумии создавались и для животных, которые были отнесены к священным. Обычно это были кошки и быки;
  • птиц. Соколы и ястребы тоже считались священными. Люди старались подражать им, перенимая таким образом, по их мнению, важные способности этих уникальных живых существ. Из этих соображений создавались мумии.

Кто создавал мумии в Египте

Первый этап в развитии мумификации - бальзамирование. Считается, что первым, кто начал практиковать подобное, был Анубис. Он был проводником душ с мира живых в мир мертвых.

В последующем Анубис научил людей делать то же, что и он, тем самым передав мастерство.

На данный момент никто не может точно сказать, как именно способности Анубиса были переданы людям. Но с тех пор египетские мумии создавались просто совершенными, они сохранились по сегодняшний день в том же первозданном состоянии.

Кроме того, археологические раскопки, изучения склепов и прочие мероприятия по исследованию всего, что связано с мумификацией, привели к тому, что были найдены сосуды с содержимым, применяемым для создания мумий.

Удивительно, но свойства эликсиров остались неизменными, несмотря на тысячелетний возраст.

В целом уникальная, она может быть рассмотрена как в общем смысле, так и в контексте отдельного племени. И сложно в Африке встретить человека, который не верил бы в то, что египетские мумии - результат работы сверхчеловека, имеющего в ранние времена уникальные способности.

Как именно делали мумии в Египте

По сути мумия - это тело человека или животного, пропитанное бальзамирующим составом. Тело обматывалось бинтами, причем достаточно обильно и плотно, чтобы консервирующие вещества сохранились там, где их воздействие необходимо.

Примечательно и то, что мумификацией были заняты только специально избранные жрецы.

Из чего делали бальзамы и как их наносили, не знал больше никто. Известно было одно - на мумификацию нужно немало времени, примерно два месяца.

Бальзамирование начиналось с того, что органы умершего удалялись с его тела. Их не выбрасывали, но старались сохранить в целостности.

Это делалось для того, чтобы после смерти, в загробном мире, существо могло воспользоваться всем, что ему может потребоваться. Тело же освобождали от всего, кроме сердца.

Что касается мозга, здесь был особый подход. Мозг, по мнению египтян, был не нужен, точнее, люди попросту не знали, каково его предназначение.

Чтобы удалить мозг полностью, использовали специальные средства для растворения. Основной была цель - сохранение внешнего вида тела в неизменном виде.

Следующий этап - заполнение почти пустого тела тканью с составом, не позволяющим остаткам тела разлагаться. То, как делали мумии, сегодня понятно досконально.

Последнее, что делалось - это перевязка внешней части тела бинтами, пропитанными тем же составом.

Такой была мумификация изначально, но в последующем некоторые методики были усовершенствованы.

Так, разрабатывались ароматические средства, которые несли аналогичное предназначение, но сокращали время, необходимое на полную подготовку к созданию мумии.

Суть процедуры создания мумии в Египте сократилась до таких действий:

  • сначала тело освобождали от органов;
  • далее его наполняли маслами;
  • через несколько дней масла удаляли;
  • тело сушили;
  • через 40 дней тело обрабатывалось снаружи.

Позже был создан , который предполагал более тщательную внешнюю подготовку мумии. Ее красили, оформляя щеки и губы в яркие цвета, делали прическу.