Картины где есть медуза горгона. Развенчание мифа о горгоне Медузе: Почему чудовище стало символом Дома Версаче и острова Сицилия


Миф о горгоне Медузе неисчерпаем по своему содержанию. Этот монстр являлся в кошмарных снах не одному поколению детей, воспитывавшихся на древнегреческих мифах. Ну еще бы: чудовище, покрытое чешуей, с огромными ручищами, стальными когтями, длинными острыми клыками, извивающимися змеями вместо волос и с ужасающим взглядом, превращающим в камень любого, кто осмелился посмотреть ему в глаза. Кто на самом деле был этот зловещий монстр, и можно ли себе представить, что Зло может породить Добро и, что Красота наказуема. В этом обзоре вы сможете найти ответы на эти и другие вопросы.

Горгона Медуза. Миф о происхождении зловещего чудовища


Однако горгона Медуза не всегда была хтоническим чудовищем. Если быть точнее - Медуса (от древнегреческого - «защитница, повелительница»). Согласно преданию древнегреческой мифологии Медуза была самой красивой из троих сестер - морских дев, родители которых были боги бурного моря и пучины. Прекрасная девушка с золотистыми длинными локонами вызывала восхищение у мужчин и губительную для нее самой зависть у женщин.


Сам бог моря Посейдон был очарован ею. Как-то пытаясь укрыться от его посягательств, Медуза спряталась в храме Афины, но хитрый владыка морей, обернувшись птицей, настиг девушку и насильно овладел ею. Богиня Афина, питавшая к ней неприязнь, страшно разгневалась и превратила красавицу в чудовищного монстра, покрытого толстой чешуей. По одной из версий древнего мифа лицо ее стало "широким и круглым, как львиная морда, с расширенными застывшими глазами, с густой гривой волос, вздыбленных и извивающихся, тысячами змей, с бычьими ушами, с разверстым ртом, где торчали страшные кабаньи клыки. Язык ее высовывался наружу и свисал на щетинистый подбородок".


Основная же версия гласит, что лицо у Горгоны было женским, с длинными клыками желтого цвета, страшными глазами, которые могли убить каждого одним лишь взглядом и волосами превратившимися в ядовитых змей.


Сестры Медузы, решив разделить ее судьбу, также превратились в горгон. А по иной версии сама Афина превратила их в чудовищ, у которых"вместо волос были змеи, а вместо зубов - клыки наподобие кабаньих; руки их были из бронзы, а крылья из золота. Глаза их злобно сверкали. И кто бы ни встретился с ними взглядом, бог или человек, он обращался в камень". Но в отличии от Медузы ее сестры они были бессмертны. Желая укрыться от людей, они отправились на "край земли", и местом их обитания стал затерянный в океане остров.


А среди людей стали ходить страшные истории о жестоких и кровожадных горгонах и предания о том, что тот кто смог бы завладеть головой Медузы, тот получил бы священное звание «повелителя страха». Богиня Афина, так и не простившая Медузе ее неземной красоты, сподвигла на этот подвиг Персея - сына Данаи и Зевса, юношу горячего и честолюбивого. Стоило ей лишь слово молвить, и Персей опрометчиво заявил, что может добыть все: «Если нужно, то и голову Медузы горгоны».

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219411024.jpg" alt="Персей убивает Медузу горгону." title="Персей убивает Медузу горгону." border="0" vspace="5">


Затем спрятав трофей в мешок, Персей скрылся от разъяренных сестер горгоны в шлеме-невидимке. А из пролитой крови Медузы появились на свет ее дети - красавец великан Хрисаор и знаменитый крылатый белоснежный конь Пегас, любимец муз и покровитель поэтов, которые были плодом ее связи с Посейдоном. Попавшие же в воды морей и океанов капли крови Медузы стали кораллами, а капли, упавшие на земли Ливии, превратились в ядовитых змей и гидр.


По дороге домой отважный Персей, используя отсеченную голову горгоны как грозное оружие, совершил немало подвигов. Он спас Андромеду, царскую дочь, отданную на съедение морскому чудовищу отвергнутым женихом. Спас свою мать от притязаний Полидекта, превратив его и всех его приверженцев в каменные статуи.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219412086.jpg" alt="Античная ваза. «Персей передает Афине голову Медузы горгоны»." title="Античная ваза. «Персей передает Афине голову Медузы горгоны»." border="0" vspace="5">


И это всего лишь одна из множества версий легенды о горгоне Медузе, несправедливо наказанной за свою красоту.

Горгона Медуза, воспетая поэтами, художниками, скульпторами

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219414317.jpg" alt="«Голова Медузы Горгоны». (1597-1598). Автор: Микеланджело Караваджо." title="«Голова Медузы Горгоны». (1597-1598).

Приобретенный в антикварной лавке старый восточный щит из тополевой доски послужил для Караваджо основой для натяжки холста, на котором художник попытался передать на языке живописи невыразимое, то есть запечатлеть крик, вырывающийся изо рта отсеченной головы горогоны. Художнику удалось достичь поразительной иллюзии - посредством живописных приемов. Выпуклый щит он превратил в вогнутую поверхность, на которой отрубленная голова с искаженным от ужаса лицом и злобно шипящими змеями вместо волос, вопит от боли, источая потоки крови.

Ты победил - злодейка пала,
И на щите Медузы лик.
Такого живопись не знала,
Чтоб на холсте был слышен крик."

Голова горгоны Медузы".

Стремление художника напугать, шокировать и поразить современников своей работой, запечатлевшей отсеченную голову Медузы, достигло цели. Голова мифического чудовища, с живыми змеями вместо волос, лицом искаженным гримасой боли, глазами полными ужаса и страха перед смертью; пролитой кровью, из которой рождаются все новые и новые змеи, расползающиеся в разные стороны, потрясает зрителя до глубины души и вводит в оцепенение.


Голова Медузы как символ защитницы и повелительницы

В Древней Греции горгонейон, изображающий голову Медузы, превратился в популярный талисман, призванный оберегать от зла, а коралловые бусы стали служить как защитный оберег.


С веками голову Медузы перестали изображать так ужасно, и ее образ стал ассоциироваться с доброй богиней. А горгонейон превратился в обычный декоративный элемент, украшающий многие архитектурные памятники, возведенные на протяжении долгих столетий античности и средневековья.
жми .


Вакх. Около 1595.
Картина была неизвестна до 1917г., обнаружилась в запасниках Уффици, с тех пор там и висит.
Полное имя автора Микела́нджело Меризи да Карава́джо (итал. Michelangelo Merisi da Caravaggio)

Какое плотское наслаждение формами тела,

не менее аппетитно написано, чем фрукты в вазе:

Плоды со следами и дырами от гусениц. Большинство из них в испорченном, малосъедобном состоянии, подгнили. Как полагают критики, они олицетворяют бренность мирской суеты.

"Левой рукой он протягивает зрителю неглубокий бокал того же вина, как будто бы приглашая присоединиться к нему. Караваджо создал не идеализированный образ античного бога, а скорее полупьяного молодого человека. Изнеженный юноша с пухлым, женоподобным лицом - простой и грешный. Автором аккуратно прописаны отталкивающие детали: под ногтями Вакха грязь, не исключено, что для картины позировал один из уличных оборванцев."

Живопись вина и стекла бесподобна. И вино паренек пьет хорошее, выдержанное, что видно по цвету:

"После очистки картины в отражении на стекле графина обнаружен портрет художника, работающего за мольбертом, а на поверхности вина в чаше стало возможным увидеть отражение лица Вакха."
Но хорошо снять кувшин мне не удалось, извините.

Медуза Горгона, (холст на щите).

Предположительно Караваджо создал её в 1597-1598 годах, поскольку, согласно документам, 7 сентября 1598 года щит уже был вручен хранителю герцогского оружия Антонио Мария Бьянки, и с того момента он находился во Флоренции.

Исследования с помощью рентгена и инфракрасных лучей показали, что под слоем живописи, в отличие от других работ Караваджо, не было обнаружено подготовительных рисунков, и это удивляло. Казалось невозможным, что художник сразу написал образ на выпуклой поверхности щита, сделав лишь минимальные исправления.
Загадка постепенно начала разрешаться, когда в начале 90-х годов в частной коллекции в Милане появился щит с изображением Медузы, меньший по размерам, чем тот, что хранится в Уффици, но в остальном идентичный работе Караваджо:

Исследования подтвердили не только принадлежность этой работы кисти Караваджо, но и то, что именно она была первым вариантом «Медузы», которую художник впоследствии сам повторил для подарка великому герцогу.

Медуза Горгона,Караваджо,1597-1598гг. Галерея Уффици, Флоренция.Холст, натянутый на деревянный щит, масло. 60 ; 55 см(Кто видел оригинал,тот может подтвердить,картина на щите производит неизгладимое впечатление).

Заказ написать картину на сюжет Овидия на парадном щите художник получил от своего покровителя кардинала Франческо Мария Дель Монте, посланника Великого герцогства Тосканского при Папском дворе в Риме, который хотел преподнести щит в подарок великому герцогу Фердинанду I де Медичи.

Предположительно Караваджо создал «Медузу» в 1597-1598 годах, поскольку, согласно документам, 7 сентября 1598 года щит уже был вручен хранителю герцогского оружия Антонио Мария Бьянки, и с того момента он находился во Флоренции, а с 1601 года был выставлен в личной коллекции оружия герцога вместе с парадными рыцарскими доспехами, подаренными ему персидским шахом Аббасом Великим.

Подлинность первой версии, находящейся сейчас в частной коллекции, не была установлена вплоть до XXI века, пока не прошла экспертизу средствами рентгенофлуоресцентного анализа.

Была и еще одна загадка.
Генуэзский поэт Гаспаре Муртола, посетивший Рим в 1600 году, в одном из стихотворений описывает «Медузу» Караваджо, которую он мог видеть в его мастерской.

Однако в то время щит, подаренный великому герцогу Фердинандо, находился уже во Флоренции. Позже, в 1605 году, был сделан инвентарный список вещей художника, среди которых был щит, который он предположительно держал под матрасом, завернутым в одеяло. Возможно ли, что поэт Муртола видел еще одну, абсолютно идентичную работу Караваджо?

Загадка постепенно начала разрешаться, когда в начале 90-х годов в частной коллекции в Милане появился щит с изображением Медузы, меньший по размерам, чем тот, что хранится в Уффици, но в остальном совершенно идентичный работе Караваджо.

Находка сразу же привлекла к себе внимание историков искусства, хотя вначале многие сомневались в подлинности этой работы, предпочитая видеть в ней превосходную копию известного образа. Только профессор Эрманно Дзоффили настаивал на рентгеновском анализе «Медузы», чувствуя в ней руку Караваджо.

Вышедший недавно альбом на итальянском и английском языках под его редакцией «Первая Медуза Караваджо» рассказывает о проведенных за последние двадцать лет исследованиях, которые не только подтвердили принадлежность этой работы кисти Караваджо, но и то, что именно она была первым вариантом «Медузы», которую художник впоследствии сам повторил для подарка великому герцогу.

Рентгеновский анализ помогает понять, как Караваджо искал образ, передумывал, переделывал его, добиваясь наиболее совершенного исполнения.

Вначале был сделан предварительный рисунок углем, который художник много корректировал и менял его положение, приспосабливаясь к выпуклой поверхности щита.

Первоначально глаза находились ниже, рот был сдвинут влево, а нос доходил до положения нынешней верхней губы. Затем поверх рисунка Караваджо сделал первый этюд кисточкой, в котором черты лица и размеры образа очень отличались от первого варианта. Однако, в окончательной версии мастер вернулся к рисунку, сохранив размеры этюда и сделав черты Медузы более похожими на человеческие, а не на театральную маску.

В отличие от флорентийской «Медузы», эта работа подписана. Караваджо поставил свое имя красной краской: подпись сделана как бы кровью из потоков, хлещущих из отрубленной головы. Это напоминает подпись художника на картине «Обезглавливание св. Иоанна Крестителя», хранящейся в соборе Валлетты на острове Мальта.

Обезглавленные персонажи библейской или античной истории сопровождали Караваджо на протяжение всей его жизни. Многим из них он придавал собственные черты, и в первой «Медузе» (которую историки искусства называют «Медузой Муртола» в память о стихах генуэзского поэта) также угадываются черты художника, которые несколько смягчены во втором варианте, где просматривается слабое сходство с Филлиде Меландрони, моделью Караваджо.

Наконец-то с точностью установлено, что художник создал вначале более маленькую Медузу, которую впоследствии почти досконально повторил на большем по размерам щите, используя распространенные для того времени способы копирования через стекло или выпуклое зеркало.

Дэнис Мэхон считает, что, учитывая важность заказа, кардинал Дель Монте посоветовал Караваджо вначале сделать первый вариант, а уже потом приступать к основной работе.

Тогда как «большая» «Медуза», предназначавшаяся для коллекции Медичи, отправилась во Флоренцию, первая оставалась в Риме. Впоследствии она оказалась в собрании князей Колонна, покровителей Караваджо, которые помогли художнику бежать из города после убийства Рануччо Томмазони.

Эта работа, начиная с 2000 года, выставлялась в Милане, Дюссельдорфе и Вене, и можно не сомневаться, что в будущем ее смогут увидеть многие любители искусства.

(Из статьи Ирины Баранчеевой, Рим.06.04.2012)

Описание картины Инны Гусаковой.

"В свое время Леонардо да Винчи для рода Медичи изготовил щит с изображением Медузы Горгоны на нем. Долгие годы щит был талисманом рода, считалось, что щит помогал избежать неудач и врагов, но со временем он был утерян. И почти одновременно с потерей, Медичей стали преследовать беды и неудачи.

Кардинал дель Монте, чьим официальным художником был Караваджо, решил сделать подарок Фердинанду 1 Медичи и поручил мастеру изготовить такой щит. Караваджо нашел подходящий деревянный щит, и натянув на него холст, изобразил своего помощника и близкого друга Марио Миннити в образе отрубленной головы Медузы. С помощью кисти он решил запечатлеть на картине крик, исходящий из отрубленной головы. Вместо волос художник рисует извивающихся, яростно шипящих, злобных змей, которые пытаются броситься в рассыпную с поверхности щита. Караваджо добивается совершенно реалистичной картины.

Если внимательно посмотреть на картину, то голова выглядит утопленной в щит, как будто она находится не на выпуклом щите, а на вогнутой поверхности. Голова от боли и ужаса, захлебываясь в предсмертном крике,фонтанируя потоками крови, в судорогах тонет внутри щита. Караваджо удается передать эмоциональное состояние и мимику лица в предсмертной агонии.

Художника часто упрекали в статичности его картин. Эта картина, не производящая никакого движения, на самом деле наполнена движением. Она живет, движется и звучит одновременно. Караваджо совершенно по- своему истолковывает известный миф и выдает революционное видение картины.
Сам он часто говорил, что ему знакомы все эти эмоции, и он часто переживает подобные состояния, поэтому и эта картина несет в себе личные переживания автора, как практически все его работы. Много было сказано лестных слов в адрес мастера, но лучше всех сказал поэт Джамбаттиста Марино: " Ты победил-злодейка пала, И на щите Медузы лик, Такого живопись не знала, Чтоб на холсте был слышен крик"

Рецензии

На сколько же был талантлив этот художник! Не понятно здесь одно: как при такой короткой жизни можно было столько натворить, чтобы еще оставалось время для драк, скандалов и всяких приключений! Столько последователей, да каких! А если бы он взял тогда тень в цвете, где бы он был?!