Клод Дебюсси: краткая биография композитора, история жизни, творчество и лучшие произведения. Клод Дебюсси: биография, интересные факты, творчество Время музыкальных экспериментов

Великого французского композитора Клода Дебюсси принято считать основоположником музыкального импрессионизма. Однако, сам композитор неоднократно возражал против этого «ярлыка». И тем не менее именно музыка Дебюсси (а не Сати и не Равеля, также причисляемых к импрессионистам) воспринимается как явление, наиболее родственное творчеству художников-импрессионистов, особенно Клода Моне и Огюста Ренуара. И дело здесь не только в красочности, живописности его музыкальных образов, тонкой игре звуковых нюансов, но и в особой композиционной технике — абсолютно антидогматичной, но очень точно выверенной.

Клод Ашиль Дебюсси родился 22 августа 1862 г. в предместье Парижа Сен-Жермен-ан-Ле в мелкобуржуазной семье. Его отец, в прошлом моряк, содержал «китайскую лавку» фаянсовых изделий. До 9 лет мальчик получил лишь несколько фортепианных уроков, после которых всё время что-то самозабвенно бренчал на фортепиано. Первой серьёзной учительницей девятилетнего Дебюсси стала Антуанетта-Флора Моте де Флервиль, в прошлом ученица Шопена. В 1873 г. он поступает в Парижскую консерваторию (где можно было учиться с детских лет, параллельно изучая общеобразовательные предметы).

Преподавателями Дебюсси были Альбер Лавиньяк (сольфеджио), Антуан Мармонтель (фортепиано), Эмиль Дюран (гармония), Эрнест Гиро (композиция). С последним они остались большими друзьями и в последующие годы, когда Гиро не раз находил работу для бедствующего Дебюсси.

В 1880-82 гг. Дебюсси работал учителем музыки детей Н. Ф. фон Мекк богатой русской меценатки, покровительницы П. И. Чайковского. С семьёй фон Мекк он побывал в России, был на нескольких концертах в Москве. Особенно его поразила музыка композиторов «Могучей кучки», её влияние впоследствии отразилось в музыке Дебюсси.

Следующей ступенькой самоутверждения стало участие в конкурсе на соискание Большой Римской премии. Лауреат получал возможность заниматься творчеством в Риме в течение трёх лет.

Лауреатом Дебюсси стал со второй попытки (1884, кантата «Блудный сын»). В 1885-87 гг. он жил в Риме на вилле Медичи. По условиям премии, он должен был писать крупные вокально-симфонические произведения. Но регламент предписывал ограничиваться классическими формами (Дебюсси их называл «административными»), и это сковывало его творческую фантазию. «Я много работаю: надо же отыграться на количестве, раз нечего рассчитывать на качество», — иронизирует он в письме другу. Весной 1887 г. Дебюсси не выдержал и самовольно вернулся в Париж, проведя в Риме два года вместо положенных трёх.

В «консерваторско-римский» период Дебюсси отчётливо осознал, что ему НЕ НРАВИТСЯ в современной музыке. Наступал период напряжённых поисков и счастливых находок.

В Париже Гиро помог ему найти частные уроки и заказы по аранжировке. Дебюсси стал посещать собрания молодых писателей, художников, музыкантов у поэта-символиста Стефана Малларме.

Продолжая работать над кантатой «Дева-избранница», которую начал ещё в Риме, Дебюсси писал небольшие фортепианные пьесы и романсы. В 1887 г. он побывал в Вене и в Лондоне.

В эти годы Дебюсси познакомился со своей первой гражданской женой — Габриэль Дюпон.

В 1888 и 1889 гг. Дебюсси ездил на вагнеровские торжества в Байрейт. Наряду с огромным впечатлением он начал осознавать опасность быть подавленным этим всесокрушающим авторитетом. В последующие годы он упорно «выдавливал из себя» Вагнера, называя его «старым меченосцем» и «старым колдуном».

Ещё одно яркое впечатление — экзотическая музыка яванских и аннамитских (вьетнамских) оркестров на парижской Всемирной выставке (1889). Звучала там и русская музыка: Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков. Дебюсси взял партитуру «Бориса Годунова» и почти четыре года штудировал её.

Стремясь к самобытности стиля, Дебюсси работал очень тщательно и писал немного. Несколько его песен и фортепианных пьес были опубликованы, но он был известен только в кругу знакомых. Он не шёл на компромиссы ради популярности. Когда Академия собиралась устроить его концерт с условием, что он напишет увертюру в традиционном стиле, Дебюсси отказался. Отказался он и от исполнения одной лишь первой части трёхчастной Фантазии для фортепиано с оркестром. «Мне кажется, что играть одну первую часть Фантазии не только опасно, но может дать и неверное представление о ней», — пишет он организатору и дирижёру концерта В. д’Энди (при жизни Дебюсси фантазия так и не была исполнена).

В 1891 г. Дебюсси познакомился с Эриком Сати. Их многолетнюю дружбу оборвала только смерть Дебюсси. Именно Сати выдвинул идею французского музыкального импрессионизма: «Почему бы нам не использовать творческие находки Клода Моне, Сезанна, Тулуз-Лотрека и других?» Под влиянием Сати Дебюсси начинает «освобождаться» от Вагнера.

В 1892 г. Дебюсси прочитал новую пьесу Метерлинка «Пеллеас и Мелизанда», и с этого времени началась многолетняя упорная работа, которая в конце концов привела Дебюсси к оперному шедевру, завершённому лишь в 1902 г.

Всё больше Дебюсси превращается в «отшельника», музыкального «алхимика». Осваивает новые для себя жанры. В Струнном квартете (1893) он уже не отвергает, а переосмысливает традиционные формы. Критики находили в нём отзвуки гамелана и «влияния молодой России». Была также задумана трёхчастная симфоническая сюита по поэме Малларме «Послеполуденный отдых фавна»: Прелюдия, Интерлюдии и Парафраз. Написана была только Прелюдия.

В апреле 1893 года наконец-то прозвучала римская «Дева-избранница». Наряду с ругательными, появились и положительные отзывы.

22 декабря 1894 г. состоялась премьера «Послеполуденного отдыха фавна». Музыку исполнили на бис. Это был первый настоящий успех Дебюсси. «Фавн» стал первым произведением композитора, получившим международную известность.

В середине 90-х гг. Дебюсси начал работать над тремя оркестровыми ноктюрнами, в которые затем ввёл и женский хор без слов («Облака», «Празднества» и «Сирены»). Цикл был исполнен в 1901 г.

В 1890-95 гг. была написана знаменитая Бергамасская сюита для фортепиано, а следом за ней — ещё одна фортепианная сюита, навеянная испанскими образами.

Всё это время шла работа над «Пеллеасом и Мелизандой», к которой Дебюсси относился очень требовательно.

В 1893 г. он встретился с Метерлинком по поводу будущей оперы. Поначалу они быстро нашли общий язык: «что до „Пеллеаса”, то я получил полную свободу производить сокращения там, где пожелаю, и он даже показал мне несколько мест, где сокращения будут весьма желательны и важны», — писал Дебюсси своему другу Э. Шоссону. К этому времени первый вариант был почти готов. Но в следующем письме Шоссону он пишет: «Я узрел призрак старого меченосца, колдуна из Байрейта, и поэтому уничтожил всю партитуру, а теперь ищу более индивидуальные выразительные средства и пытаюсь вложить в это столько же Пеллеаса, сколько и Мелизанды».

К 1897 г. был закончен второй вариант оперы, и Дебюсси договорился о постановке с Альбером Kappe, директором Опера-Комик. Но и после этого композитор несколько раз переделывал партитуру.

Период завершения оперы совпал с семейным конфликтом Дебюсси. В 1897 г. он влюбился в Розали Тексье. Через год он окончательно расстался со своей гражданской женой, а в конце 1899 г. вступил в законный брак с Розали, однако их совместная жизнь продолжалась недолго.

В 1901 г. Дебюсси несколько месяцев работал музыкальным критиком в журнале «Ревю Бланш» 13 января 1902 г. начались репетиции «Пеллеаса и Мелизанды». И новый конфликт. Дебюсси пригласил на главную роль жену Метерлинка, Жоржетту Леблан. Но Kappe предложил молодую шотландку Мэри Гарден. Дебюсси, послушав певицу, уступил режиссёру. Метерлинк узнал об этой замене из газет и расценил её как предательство. Он написал открытое письмо в «Фигаро», где отрекался от постановки, подвергшейся «произвольным и абсурдным сокращениям (это о тех самых сокращениях, которые он сам посоветовал Дебюсси — А.Ф.)… Я могу только пожелать этому спектаклю несомненного и незамедлительного провала».

На премьеру многие пришли специально, чтобы сорвать спектакль. От них не отставали и критики, писавшие затем, что музыка «похожа на скрип двери, или передвигаемой мебели, или на доносящийся издали плач ребенка», что «искусство такого рода смертоносно и пагубно».

Но были и другие отзывы: «Произведение искусства, производящее оригинальное впечатление и выражающее утонченные чувства… Зритель побежден незабываемым волшебством и нежным ядом этой музыки». Ромен Роллан назвал оперу «одним из трёх или четырёх выдающихся достижений за всю историю французской музыки».

Скандал способствовал успеху. Появились эпигонские подражания Дебюсси, многие молодые музыканты называли себя «дебюссистами». Самого Дебюсси, чуждого всякого позёрства, такая слава только раздражала.

Дебюсси стал знаменитостью. В 1903 г. он награждён орденом Почётного легиона.

Тогда же появляется фортепианный цикл «Эстампы», в котором стиль Дебюсси становится ещё более самобытным.

В 1904 г. комплзитор встретил и полюбил замужнюю женщину Эмму Бардак и ради неё расстался с женой. Розали пыталась застрелиться. По Парижу снова поползли скандальные сплетни, и даже многие друзья осудили Дебюсси и отдалились от него.

Несмотря на житейские неурядицы, в 1904 г. создан оркестровый шедевр — трёхчастная фантазия «Море». Дебюсси предвзято относился к жанру симфонии и никогда не давал своим произведениям такого названия, но по глубине и стройности композиции «Море» фактически является программной симфонией (подобно «Шехеразаде» Римского-Корсакова).

В 1905 г. Дебюсси пишет первую серию фортепианного цикла «Образы», где поиски композитора сформировались в отточенный и глубоко самобытный стиль.

Долго тянулись оба бракоразводных процесса. В 1905 г. у новой пары родилась дочь Эмма-Клод (ласковое семейное прозвище — Шушу), но только в 1908 г. они смогли оформить брак.

Сюита «Детский уголок», до сих пор популярная в музыкальных школах наряду с альбомами Шумана, Чайковского и Прокофьева, написана в 1906-1908 гг. и посвящена Шушу.

Вторая серия «Образов» была написана в 1907 г. Тогда же Дебюсси принялся за оперу «Падение дома Ашеров» по рассказу Эдгара По, идея которой появилась ещё в молодости, в кружке Малларме. Но эта опера так и не была завершена.

В 1907 г. в лондонском Ковент-Гардене состоялась триумфальная постановка «Пеллеаса и Мелизанды». В феврале 1908 г. Дебюсси пригласили в Лондон продирижировать «Послеполуденным отдыхом фавна» и «Морем».

В 1908 г. «Пеллеаса и Мелизанду» ставили в Берлине, Мюнхене, Милане. Но самый громкий успех был в Америке (Манхэттэн). Директор конкурирующего театра Метрополитен-Опера приехал в Париж, чтобы заранее купить права на несколько опер, которые Дебюсси, по слухам, планировал написать.

В этом же году Дебюсси создаёт своё единственное сочинение для хора a cappella — Три песни Шарля Орлеанского. Оно навеяно юношескими воспоминаниями о музыке Палестрины и Лассо, которой он восторгался, услышав её в маленькой церкви в Риме.

Дебюсси провозгласили основателем новой школы, на что он отвечал: «Нет больше никаких школ в музыке: главная задача музыкантов в наши дни — избегать всякого влияния извне».

В 1909 г. композитор почувствовал сильное утомление и решил, что страдает от «этой модной болезни — неврастении». На самом деле это были первые симптомы рака. Вскоре появились страшные боли, которые мог снять только морфий.

Дебюсси назначили членом Высшего педагогического совета в Парижской консерватории. Работа увлекла его.

И снова два приглашения в Лондон: сначала продирижировать «Ноктюрнами», а затем — участвовать в постановке «Пеллеаса и Мелизанды». В день ее триумфа Дебюсси лежал в изнеможении в своем гостиничном номере.

В 1909 г. С.П.Дягилев открыл «Русские сезоны» в Париже. Дебюсси был от них в восторге. Со следующего «Русского сезона» (1910) началась творческая дружба Дебюсси с русскими музыкантами. Стравинского, представившего в этом году балет «Жар-птица», Дебюсси назвал «самым замечательным мастером оркестровки начала XX века».

Своеобразной энциклопедией фортепианного творчества Дебюсси стали его 24 прелюдии. Первый том (12 прелюдий) появился в 1910 г., второй — в 1913. Простое перечисление названий прелюдий уже говорит о богатстве и разнообразии образов. Тут и «Девушка с волосами цвета льна», и «Затонувшийо собор», и «Шаги на снегу», и «Паруса», и «Терраса, посещаемая лунным светом» и «Генерал Лявин — эксцентрик», и «Прерванная серенада»…

В декабре 1910 г. Дебюсси пригласили на гастроли в Вену и Будапешт. В Будапеште он впервые услышал цимбалы и написал оркестровый вальс, в партитуру которого они были включены.

А Париже его ждало письмо от итальянского поэта Габриэле д’Аннунцио с просьбой сочинить музыку к мистерии"Мученичество св. Себастьяна». В 1911 г. при сотрудничестве «Русских сезонов» Дягилева состоялась премьера этого произведения в Париже.

В 1912-13 гг. Дебюсси продолжает сотрудничать с «Русскими сезонами». Поставлен балет на музыку «Послеполуденного отдыха фавна», написан и поставлен балет «Игры».

В декабре 1913 г. Дебюсси предпринял гастрольную поездку в Москву и Петербург.

Последние годы жизни Дебюсси проходят на фоне Первой мировой войны. Многие сочинения этого периода проникнуты ощущением трагизма.

Когда-то композитору был близок взгляд Малларме на художника как на пустой сосуд для вливающихся в него впечатлений, никакие личные эмоции не должны замутнять восприимчивость. Теперь личное отношение к миру всё более проникает в его музыку. Названия становятся не столько живописными, сколько символичными, впервые после струнного квартета появляются произведения вообще без программных заголовков.

В 1914 г. пишется трудно. Создана только «Героическая колыбельная» для фортепиано — мрачное и очень искреннее сочинение. В следующие годы наступает творческий прорыв.

Дебюсси поручают редактировать полонезы и вальсы Шопена для нового издания. Погружение в музыку Шопена вдохновляет его на создание 12 фортепианных этюдов (1915). Большинство фортепианных находок Дебюсси связано не только с новыми техническими приёмами, но и с новыми звуковыми красками. Это отразилось и в этюдах.

В том же 1915 г. последовала сюита для двух фортепиано «Белым и чёрным», навеянная событиями мировой войны. Отражением войны стало и вокальное сочинение «Рождество детей, не имеющих больше крова» на собственные слова.

Продолжается работа над «Падением дома Ашеров», создаются наброски новой оперы «Чёрт на колокольне» (также по Э. По). Возвращается композитор и к балету «Ящик с игрушками», который был начат перед самой войной. Все эти сочинения так и не были закончены.

Видя, как война разрушает французскую культуру, Дебюсси черпает живительную силу во французской музыке XVII–XVIII вв. Опираясь на старинную стилистику, Дебюсси задумал большой цикл сонат для различных инструментов, из которых успел дописать только три: для виолончели и фортепиано (1915), для флейты, альта и арфы (1915), для скрипки и фортепиано (1917).

Умер Дебюсси в Париже 26 марта 1918 г. Шушу пережила его только на год: в 1919 г., в возрасте 14 лет, она погибла от дифтерии.

Здесь можно послушать и скачать MP3. Значок ведёт на страницу нотной библиотеки, где можно скачать ноты.

22 августа исполняется 150 лет со дня рождения французского композитора Ашиль-Клода Дебюсси.

Французский композитор, основоположник музыкального импрессионизма, музыкальный критик Ашиль-Клод Дебюсси (Achille Claude Debussy) родился 22 августа 1862 года в предместье Парижа Сен-Жермен-ан-Ле.

Его отец был морским пехотинцем, затем совладельцем лавки фаянсовых изделий. Первые уроки фортепианной игры Ашиль-Клоду давала Антуанетта-Флора Моте, теща поэта Поля Верлена.

В 1872 году Дебюсси поступил в Парижскую консерваторию , где проучился до 1884 года. Его педагогами были Антуан Мармонтель (фортепиано), Александр Лавиньяк (сольфеджио), Эрнест Гиро (композиция).

В летние месяцы 1880-1882 годов Дебюсси работал домашним пианистом русской меценатки Надежды фон Мекк и учителем музыки ее детей; вместе с семьей фон Мекк путешествовал по Европе и провел некоторое время в России, где проникся симпатией к музыке композиторов "Могучей кучки".

В 1884 году, на окончание консерватории Дебюсси представил кантату "Блудный сын" и получил за нее Римскую премию (Prix de Rome) (присуждается ежегодно Академией искусств студентам, оканчивающим курс композиции Парижской консерватории). В 1885 году Дебюсси как стипендиат Римской премии уехал в Рим, где должен был в течение четырех лет продолжить занятия музыкой. Период пребывания Дебюсси в Италии ознаменовался острым столкновением его с официальными художественными кругами Франции. Отчеты лауреатов перед академией представлялись в виде произведений, которые рассматривались в Париже специальным жюри. Отзывы на сочинения Дебюсси симфоническую оду "Зулейма", симфоническую сюиту "Весна" и кантату "Дева избранница" были отрицательные.

В 1887 году, вернувшись раньше срока в Париж, Дебюсси сближается с кружком поэтов символистов во главе со Стефаном Малларме.

Здесь он познакомился с писателями и поэтами, чьи произведения легли в основу многих его вокальных сочинений, созданных в 1880 1890 е годы. Среди них "Мандолина", "Ариетты", "Бельгийские пейзажи", "Акварели", "Лунный свет" на слова Поля Верлена, "Песни Билитис" на слова Пьера Луиса, "Пять поэм" на слова крупнейшего французского поэта 1850 1860 х годов Шарля Бодлера.

1890-е годы - первый период творческого расцвета Дебюсси в области не только вокальной, но и фортепианной, камерно-инструментальной (струнный квартет) и особенно симфонической музыки. В это время он создал два наиболее значительных симфонических произведения — прелюдию "Послеполуденный отдых фавна" и "Ноктюрны".

В 1890 году Дебюсси начал работу над оперой "Родриг и Химена" по либретто Катюлля Мендеса, но через два года оставил произведение незавершенным (долгое время рукопись считалась утерянной, затем была найдена; сочинение инструментовано русским композитором Эдисоном Денисовым и поставлено в нескольких театрах).

В 1892 году приступил к созданию оперы на сюжет драмы Мориса Метерлинка "Пеллеас и Мелизанда".

В 1894 году в Брюсселе в художественной галерее "Свободная эстетика" прошел первый концерт, посвященный музыке Дебюсси.

В октябре 1899 года Дебюсси женился на Лили Тексье. Их союз продлился лишь пять лет.

В 1901 году началась его деятельность профессионального музыкального критика.

Начало 20 века - высший этап в творческой деятельности композитора. Произведения, созданные Дебюсси в этот период, говорят о новых тенденциях в творчестве и в первую очередь об отходе Дебюсси от эстетики символизма. Композитора стали привлекать жанрово-бытовые сцены, музыкальные портреты и картины природы. Вместе с новыми темами и сюжетами в его творчестве появились черты нового стиля. Свидетельством этому являются такие фортепианные произведения , как "Вечер в Гренаде" (1902), "Сады под дождем" (1902), "Остров радости" (1904). Среди симфонических сочинений, созданных Дебюсси в эти годы, выделяются "Море" (1903 1905) и "Образы" (1909), куда входит знаменитая "Иберия".

В 1902 году он закончил вторую редакцию пятиактной оперы "Пеллеас и Мелисанда". Поставленный в парижской "Опера комик" 30 апреля 1902, Пеллеас произвел фурор. Это произведение было оценено как крупнейшее достижение в оперном жанре после Рихарда Вагнера.

В 1904 году Дебюсси вступил в новый семейный союз с Эммой Бардак.

В 1908 году в Париже состоялось первое выступление Дебюсси как дирижера.

В 1909 году Дебюсси был назначен членом Высшего педагогического совета Парижской консерватории.

Последнее десятилетие в жизни Дебюсси отличалось непрекращающейся творческой и исполнительской деятельностью вплоть до начала Первой мировой войны. Концертные поездки в качестве дирижера в Австро Венгрию принесли композитору известность за рубежом. Особенно тепло он был принят в России в 1913 году. Концерты в Петербурге и Москве прошли с большим успехом.

Особенно велики художественные достижения Дебюсси последнего десятилетия его жизни в фортепианном творчестве: "Детский уголок" (1906-1908), "Ящик с игрушками" (1910), двадцать четыре прелюдии (1910 и 1913), "Шесть античных эпиграфов" в четыре руки (1914), двенадцать этюдов (1915).

В 1915 году композитор тяжело заболел. До последних дней жизни, несмотря на тяжелую болезнь, Дебюсси не прекращал своих творческих поисков.

В 1916 году работал над кантатой "Ода Франции" на текст Луи Лалуа.

В 1919 году во исполнение воли самого Дебюсси его прах был перенесен на другое парижское кладбище Пасси.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Клод Дебюсси (фр. Achille-Claude Debussy, 1862-1918) - известный французский композитор, один из ярчайших представителей импрессионизма. Его произведения отличаются необыкновенным музыкальным изяществом, поэтичностью, изысканностью музыкальных образов.

Дебюсси нередко называют отцом музыки XX века за способность по-новому передавать звучание каждого аккорда и тональности. Музыкальный талант Дебюсси был настолько широк, что позволял проявить себя в качестве прекрасного исполнителя, дирижера и музыкального критика.

Ранняя биография

Клод Дебюсси родился 22 августа 1862 года в небольшом городе Сен-Жермен-ан-Ле в небогатой буржуазной семье. Его отец в молодости был военным и служил в морской пехоте, а впоследствии стал заниматься фаянсовым бизнесом. Но, испытав неудачу на этом поприще, он продал свой магазин и перевез родственников в Париж. В семье не было потомственных музыкальных традиций, тем не менее Клод с детства стал демонстрировать большие музыкальные способности. Его первым педагогом стала теща известнейшего поэта П. Верлена Антуанетта-Флора Моте, которая называла себя ученицей Шопена.

Под ее руководством мальчик проявлял невероятные успехи и в 11-летнем возрасте был зачислен в Парижскую консерваторию. Здесь юное дарование проходило обучение у светил французской музыкальной сцены А. Ф. Мармонтеля, А. Лавиньяка и Э. Гиро. Клод учился очень прилежно и старательно, но особенно ничем не выделялся. Будучи студентом, Дебюсси в течение нескольких лет подрабатывал в летний сезон у пианистки Н. Фон Мекк, а также обучал музыке ее детей. Благодаря этому он побывал в России и даже проникся расположением к сочинениям композиторов «Могучей кучки».

Первый взлет

К завершению долгого 11-летнего обучения Клод представил свою дипломную работу - кантату «Блудный сын», написанную на библейский сюжет. Позднее он был награжден за нее Большой Римской премией. Ее создание было навеяно личным обращением автора к Богу. После исполнения произведения в стенах консерватории Ш. Гено назвал 22-летнего Клода гением. Последующие несколько лет Дебюсси как лауреат премии провел в Италии на вилле Медичи. По условиям контракта он должен был заниматься музыкальным творчеством, но композитора постоянно мучили глубокие внутренние противоречия. Находясь под колпаком академических традиций, Клод стремился найти свой музыкальный язык и стиль. Это вызывало многочисленные конфликты и даже споры с преподавателями.

В результате итальянский период не стал самым запоминающимся в творчестве Дебюсси, хотя именно здесь он начал работать над поэмой для голоса с оркестром «Дева-избранница». В этом произведении проявились первые черты собственного музыкального стиля композитора. В дальнейшем на творческое становление Дебюсси оказали большое влияние посещенные им вагнеровские торжества и Парижская всемирная выставка, где он познакомился со звуком яванского гамелана и попал под сильное впечатление от сочинений М. Мусоргского. Кроме того, Клод увлекся творчеством французского поэта-символиста С. Маларме и нередко посещал его кружки. Находясь в этой среде и общаясь со многими поэтами, Дебюсси взял их стихи за основу ряда своих произведений - «Бельгийские пейзажи», «Лунный свет», Мандолина», «Пять поэм» и других.

Время музыкальных экспериментов

В 1890 году композитор взялся за написание оперы «Родриг и Химена», однако завершить ее так и не смог. Главная причина - у него нередко заканчивалось вдохновение, и найти в себе силы вернуться к начатому он так и не смог. В 1894 году Клод пишет наиболее известное свое произведение - «Послеполуденный отдых фавна». Эта прелюдия для большого оркестра создана на основе поэмы С. Маларме, написанной по мотивам мифологического сюжета. Через некоторое время эта музыка вдохновила С. Дягилева поставить балет, хореографией которого занимался сам В. Нежинский. Еще не завершив предыдущее произведение, Дебюсси принялся за написание трех «Ноктюрнов» для симфонического оркестра. Впервые они были исполнены в декабре 1900 года в Париже. Правда, тогда прозвучали только две части «Облака» и «Празднества», а третий «Ноктюрн» под названием «Сирены» был представлен только через год.

Сам автор пояснял, что «Облака» олицетворяли образ неподвижного неба с медленно плывущими облаками. «Празднества» демонстрировали танцующий ритм атмосферы, сопровождающийся вспышками яркого света, а в «Сиренах» представлен образ моря, где посреди освещенных луною волн заливается смехом и исчезает загадочное пение сирен. В этом произведении отчетливо проявилось стремление автора воплотить в музыке жизненно-реальные образы. «Музыка - как раз то искусство, которое ближе всего к природе», - утверждал Дебюсси.

В 90-е годы XIX века композитор создает единственную завершенную до конца оперу «Пеллас и Мелизанда». Она была показана в Париже в 1902 году и имела неплохой успех у публики, хотя критики выражали довольно негативные оценки. Автору удалось добиться удачного сочетания психологической утонченности музыки с вдохновленной поэзией, что позволило задать новое настроение музыкального выражения. В 1903 году появляется музыкальный цикл «Эстампы», в которых автор попытался синтезировать музыкальные стили различных культур мира.

Период высшего творческого подъема

Начало XX века стало самым плодотворным временем в творчестве Дебюсси. Он постепенно покидает плен символизма и уходит в жанр бытовых сцен и музыкальных портретов. В 1903-1905 годах Клод пишет крупнейшее из своих симфонических сочинений - «Море». Он задумал написать это произведение по мотивам глубоких личных впечатлений, полученных от наблюдения за огромной водной стихией. Кроме того, на него вновь оказали влияние художники-импрессионисты и японский мастер ксилографических пейзажей Хокусаи. «Море относилось ко мне хорошо», - однажды произнес Дебюсси.

Масштабное сочинение состоит из трех частей. Первая «От зари до полудня на море» начинается неторопливо, но затем начинают перекликаться деревянные инструменты, и появляется движение морских волн. Далее в «Игре волн» сохраняется радужное настроение, подчеркнутое оркестровыми эффектами и звонкими колокольчиками. В третьей части «Диалог ветра и моря» море показано совсем иным - бурным и грозным, его облик дополняют драматические образы, обозначающие мрачное и тревожное настроение.

Имя Дебюсси неразделимо с фортепианной музыкой. Он не только прекрасно сочинял, но и был блестящим пианистом и даже выступал в роли дирижера. Известная пианистка М. Лонг сравнивала игру Клода с манерой Ф. Шопена, в которой угадывалась плавность исполнения, а также полнота и густота звука. Нередко именно в этой воздушности он и искал вдохновение, находясь в долгих колористических поисках.

Также композитор пытался нащупать прочную связь с национальными музыкальными истоками. Подтверждением этому стала серия фортепианных произведений «Сады под дождем», «Вечер в Гранаде», «Остров радости».

Начало прошлого века было ознаменовано поиском новых нетрадиционных средств музыкальной выразительности. Многие авторы были убеждены, что классические и романтические формы бесперспективны исчерпали себя. Пытаясь обнаружить новые средства, композиторы стали все чаще обращаться к истокам неевропейской музыки. Среди жанров, привлекших пристальное внимание Дебюсси, оказался джаз. Именно с его подачи это музыкальное направление стало очень популярно в Старом свете.

Поздний творческий период

Несмотря на начавшуюся тяжелую болезнь, это время запомнилось активнейшей композиторской и исполнительской деятельностью Дебюсси. Он участвует в концертных поездках по Европе и России, где был принят с большими почестями и размахом. Клод лично встречался с рядом российских музыкантов, отчего стал испытывать еще больший пиетет к русской музыке.

Автор вновь обращается к фортепианному творчеству. В 1908 году он закончил сюиту «Детский уголок», которую посвятил собственной дочери. В этом произведении Клод попытался представить с помощью музыки мир глазами ребенка, используя узнаваемые образы - игрушечного слона, куклы, маленького пастуха. В 1910 и 1913 годах были созданы тетради прелюдий, где слушателю полностью открывается образный мир Дебюсси. В «Дельфийских танцовщицах» Клод сумел найти уникальное сочетание строгости античного храма и обрядовой языческой чувственности, а в «Затонувшем соборе» отчетливо перекликаются мотивы старинной легенды.

В 1913 году Дебюсси удалось выразить свою любовь к балетному искусству. Он написал музыку к балету «Игры», который труппа С. Дягилева представила в Лондоне и Париже. В годы Первой мировой творческая активность автора пошла на спад, его охватывают глубокие патриотические чувства. Он поставил перед собой задачу воспеть красоту в пику масштабным разрушениям войны. Эта тема прослеживается в ряде произведений - «Ода Франции», «Героическая колыбельная», «Рождество детей, лишенных крова». В 1915 году он решил создать Двенадцать этюдов в память о Ф. Шопене, но закончить их до конца не сумел.

Клод был чрезвычайно подавлен всем происходящим в стране. Ужас войны, кровь и разрушения вызывали глубокую душевную тревогу. Усиливала тяжкое восприятие действительности тяжелая болезнь, поразившая композитора в 1915 году. Однако до своих последних дней Дебюсси был верен музыке и не прекращал творческих исканий. Композитор скончался в Париже 26 марта 1918 года во время бомбардировки города немецкими войсками.

Личная жизнь

Знаменитый французский музыкант вел активную личную жизнь, но женат был лишь дважды. Первой его супругой стала Лили Тескье, брак с которой был заключен в 1899 году. Их союз продлился всего пять лет. Новой пассией Дебюсси станет обольстительная мадам Бардак, с сыном которой Клод занимался композицией. Спустя некоторое время у пары родилась дочь Эмме.

С. О. - Долго ли длилась дружба Дебюсси и Сати?

Ф. П. - Конечно! Дружба между Сати и Дебюсси длилась долгие годы. Сати часто завтракал у Дебюсси на авеню дю Буа. Дебюсси очень ценил дар предвидения Сати, он любил его рассказы, его забавные выходки и к тому же не мог не почувствовать простоту и благородство звукосочетаний в пьесах своего старого Друга. Общеизвестен анекдот о том, как Дебюсси упрекнул Сати в пренебрежении к форме, а Сати некоторое время спустя принес ему «Пьесы в форме груши» для фортепиано в 4 руки. Вы знаете, что некоторые пьесы, как, например, «Дряблая прелюдия для собаки», являются мягкой и завуалированной сатирой на несколько претенциозные названия отдельных Прелюдий Дебюсси, таких например, как «Терраса аудиенций прилунном свете» ... Обиделся ли Дебюсси на скрытый намек или Сати не за хотел следовать советам Дебюсси, когда сам стал пользоваться известностью, только в 1916 году они внезапно поссорились навсегда, точно так же, как с 1924 года и до самой своей смерти Сати порвал с Ориком и мной вследствие возникших расхождений в эстетических взглядах.

С. О - Вот и прояснился небольшой эпизод из истории музыки. Мне бы хотелось, поскольку Вы так хорошо знали Эрика Сати, чтобы Вы нарисовали нам его портрет.

Ф. П. - Гм, гм! Те, кому посчастливилось видеть портреты Сати, созданные Жаном Кокто, могут составить о нем точное представление. Для других же я попробую набросать силуэт этой странной личности. Сати никогда, ви зимой, ни летом, не расставался с котелком, который он весьма почитал, и с дождевым зонтиком, который он просто обожал. После смерти Сати, когда смогли, наконец, проникнуть в его комнату в Аркейе, на что никто при жизни Сати не отваживался, там обнаружили множество зонтиков; некоторые из них оставались еще в магазинной упаковке. Когда однажды по оплошности Орик проткнул своим зонтиком зонт Сати, ему пришлось выслушать от «доброго учителя» и «негодяя», и «невежу», и... «шпану». Сати даже летом очень редко расставался с широким плащом и заворачивался в него, как в купальный халат. Бородка, которую он заботливо подстригал, пенсне, которое он постоянно подносил к глазам величественным жестом,- вот некоторые характерные черточки этого странного человека, полуфранцуза, полуирландца. Сати отличался крайней чистоплотностью. «Ванна-ни в коем случае! - утверждал он. - Хорошо можно вымыться только по частям! Я тру кожу пемзой; она проникает гораздо глубже, чем мыло, сударыня моя»,- объяснял он на каком-то вечере одной из своих почитательниц. Как показывает случай с зонтиком Орика, приступы гнева Сати были ужасны, за ними часто следовали тяжкие ссоры и очень редко - примирения. Сати - приходится это признать - немного страдал манией преследования. Он был очень дружен с Равелем (именно Равель в 1911 году впервые исполнил пьесы Сати в Музыкальном обществе независимых), а потом они поссорились так сильно, что Сати в 1920 году, не колеблясь, написал в авангардистском листке: «Морис Равель отказался от ордена «Почетного легиона», но все его творчество принимает его». Конечно, мы были неправы, следуя за Сати во всем, вплоть до его ваблуждений, но нам было двадцать лет, и нам нужно было любой ценой уберечь себя от равелевских миражей. Позднее Равель сам первый простил нам, Орику и мне, наши прегрешения. И, знаете, нет ни одного композитора, вплоть до Стравинского, для которого эстетика Сати не послужила бы толчком к чему-то новому. После появления «Свадебки», пышной и варварской, ясная сухость «Парада» указала Стравинскому на возможность говорить другим голосом, голосом, прозвучавшим в «Мавре» в этом очень важном поворотном пункте в творчестве Великого Игоря. И, знаете, в более позднем произведении Стравинского, Сонате для двух фортепиано, заметно прямое влияние Сати, сначала в первых тактах первой части, а затем в одном из балетов, где есть вариация, точно написанная Сати.