Коллекции великих тиранов. «Музей Фюрера» или «Секретная миссия Линц Контекст: германские музеи о нацистском прошлом

Журналисты сайт убеждены, что история любой войны состоит из множества отдельных эпизодов, каждый из которых может стать памятником человеческого героизма, великодушия, трусости или глупости. Рассказ о коллекции, собранной фашистами в соляных шахтах Альтаусзее, является, наверное, одной из самых ярких страниц в истории, так как, если бы не счастливый финал, человечество в апреле 1945 года могло бы лишиться значительной части своих культурных сокровищ.

Места детства всегда остаются для нас особенными. Великие тираны и диктаторы, судя по всему, не являются исключением. Адольф Гитлер, восторженно принятый в 1938 году большинством австрийцев, решил сделать городу Линц, дорогому ему с детства, дар необычайный по своей щедрости и размаху. Было запланировано строительство гигантского музея искусства. В его стенах диктатор хотел собрать все творения, достойные жить в веках.

Выступление Гитлера в Вене перед восторженной толпой 15 марта 1938 на Wiener Heldenplatz

Мечта настолько захватила Гитлера, что он даже собственноручно сделал первоначальные эскизы комплекса, который должен был включать в себя, кроме музейных корпусов, еще оперу и театр (диктатор, что ни говори, был все-таки художником и по-своему придавал искусству огромное значение). Называться будущий светоч мировой культуры должен был «Музеем фюрера». Для наполнения еще не построенных стен шедеврами, начался массовый сбор картин и статуй во всех захваченных странах.

Адольф Гитлер знакомится с макетом будущего музея в Линце

В основу собрания легли сокровища семьи Ротшильдов – владельцев богатейшего банкирского дома. Пока глава семейства сидел в гестапо, предметы искусства из их особняков вывозились грузовиками. Также началась массированная скупка полотен по всей Европе из частных коллекций. Правда, слово «купить» в этой акции было больше символическим – владельцев заставляли расставаться с их собственностью за смехотворно-низкую плату. Огромный приток экспонатов для будущего музей дала, конечно, война. Драгоценными трофеями стали, например, Гентский алтарь братьев ван Эйк и «Мадонна Брюгге» Микеланджело, привезенные из Бельгии.

Хуберт ван Эйк, Ян ван Эйк, Гентский алтарь. 1432 г.

Летом 1943 года, после поражения немецких войск на Курской дуге и начавшегося наступления Красной армии, встал вопрос о сохранности бесценной коллекции. Чуть позднее, американские войска начали авианалеты на Австрию, и самым безопасным местом были признаны соляные шахты возле курортного городка Альтаусзее. Уникальный микроклимат этих природных пещер, расширенных людьми, был просто идеальным для хранения старинных раритетов. Кстати, разработка соли здесь велась еще с XII века. Внутри шахт, до сих пор, существует подземная капелла, в которой фрески, картины и статуи хранятся уже несколько веков и находятся в прекрасном состоянии.

Подземная капелла Святой Барбары в шахте Альтаусзее

Именно, сюда начали грузовиками свозиться шедевры культуры, награбленные по всей Европе. Мадонна Микеланджело, картины Рубенса, Рембрандта, Тициана, Брейгеля, Дюрера и Вермеера – всего в соляных шахтах было собрано около 4,7 тысяч единиц уникальнейших экспонатов.

Позднее, сюда же решили спрятать художественные сокровища из австрийских церквей, монастырей и музеев, чтобы сохранить их от бомбежек, и под конец войны в шахтах хранились уже более 6,5 тысяч предметов искусства. Кроме картин там были многочисленные статуи, мебель, оружие, монеты и уникальные библиотеки. Общая стоимость этого невероятного собрания оценивалась в 1945 году в 3,5 миллиарда американских долларов. Существует версия о том, что именно здесь во время войны спрятали и Джоконду, местонахождение которой с 1942 по 1945 год до сих пор неизвестно.

«Астроном» Яна Вермеера и «Мадонна Брюгге» работы Микеланджело Буонарроти – шедевры, хранившиеся с 1943 по 1945 год в соляных шахтах Альтаусзее

Однако, спасенные от бомб союзников, шедевры оказались под угрозой более страшной, так как, они попали под удар человеческого безумия. 19 марта 1945 года Гитлер издает «Nerobefehl» - «Приказ Нерона». По аналогии с повелением древнего императора сжечь Рим, фюрер собирался уничтожить на территории Рейха, практически, все значимое: транспорт, индустрию, городские инфраструктуры, объекты культуры. Этот план, который сейчас называют «смертным приговором нации», касался, конечно, и коллекции в шахтах Альтаусзее

Уничтожить значимую часть культурного наследия человечества, собранную в Австрии, было поручено гауляйтеру Августу Айгруберу. Этот фанатик был лично повинен в смерти нескольких десятков тысяч заключенных концлагерей, и к подготовке взрыва он приступил без колебаний. В шахты доставили восемь ящиков с надписью: «Осторожно, мрамор!», в действительности содержащих бомбы общим весом больше четырех тонн. Дополнительно, в штольне разместили емкости с бензином. 17 апреля должен был произойти взрыв.

Сегодня историки спорят о том, действительно ли Гитлер через некоторое время изменил свой приказ. Судя по его завещанию, так и было, но в те недели безвластия, когда агонизировавшая система Рейха начала пожирать сама себя, приказ об отмене «Nerobefehl» вероятно, уже не дошел до исполнителя, или Айгрубер не захотел ему верить. Сейчас, очень трудно восстановить последовательность событий, но ясно одно, взрыв был предотвращен и культурные сокровища, собранные в Альтаусзее практически не пострадали.

Коллекция предметов искусства в шахтах Альтаусзее, 1945 год

За несколько дней до взрыва, ящики с мощными бомбами были из шахты вынесены, а вход в хранилище для безопасности запечатали пороховыми взрывами. В течение нескольких лет после войны продолжались споры о том, кого человечество должно благодарить за это. Линкольн Керстайн, американский искусствовед, одним из первых побывавший в шахтах после их захвата, писал затем: «Бесчисленное множество свидетелей рассказывали каждый свою историю, так что чем больше мы узнавали, тем меньше верили своим ушам».

Керстайн, кстати, считал, что героизм проявили австрийские шахтеры. По его мнению, они случайно обнаружили айгруберовские ящики со взрывчаткой и под покровом ночи вынесли их из хранилища. Когда Айгрубер понял, что его предали, он «приказал расстрелять всех австрийцев, но было поздно: гору уже окружили американские войска. Это произошло 7 мая».

Групповое фото после вывоза бомб, упакованных в деревянные ящики, с соляного рудника Альтаусзее, май 1945 г.

Впрочем, к спасению культурного клада такой огромной стоимости после войны были рады «примазаться» многие: руководители австрийского сопротивления, местные чиновники и даже некоторые нацистские лидеры.

Кстати, начальник Главного управления имперской безопасности СС Эрнст Кальтенбруннер, судя по всему, действительно сыграл в этом деле положительную роль, хотя и за обещание горнорабочих укрыть его затем в Альпах. Есть данные о том, что между ним и Айгрубером произошел телефонный разговор, во время которого Кальтенбруннер кричал в трубку: «- Тупой Август, ты что, не понимаешь, что война проиграна?»

12 мая в Альтаусзее вошли американские войска и 17 мая первые экспонаты были вынесены на поверхность. Начался длительный процесс их возврата владельцам. Любопытно, что во время спасения культурных сокровищ в шахтах затерялась одна из створок Гентского алтаря ван Эйков. Ее нашли много лет спустя. Оказалось, что расписную доску шахтеры приспособили в качестве столешницы. Слава богу, изображением вниз, так что многочисленные следы кухонного ножа остались только на задней стороне шедевра.

Гентский алтарь во время спасения из соляной шахты Альтаусзее, 1945 год

Мадонну Брюгге Микеланджело вывозят из соляных шахт Альтаусзее, 1945 год

Как видим, несмотря на то что искусство лежит вне области дипломатии, шедевры часто оказываются вовлечены в политические игры

В 1791 году во Франции был основан первый публичный музей в Лувре, куда французы собирали коллекции, конфискованные у врагов народа: французского короля, аристократов и церкви. А когда революционная Франция вторглась в феодальную Европу, Конвент предписал: Посылать знающих граждан с секретными инструкциями разыскивать и реквизировать произведения искусства в странах, захваченных нами...

Адольф Гитлер мечтал создать свой супермузей в городке Линц, где прошло его детство.

Всего для музея в Линце было отобрано более 30 000 произведений, но Вторая мировая война остановила строительство...

Музей фюрера - первая ступень триады, проект, известный также под кодовым названием Секретная миссия Линц.

Согласно этому замыслу, сравнительно небольшому городу, где протекали детство и юность вождя, выпадает великая историческая миссия - обрести статус всемирной культурной столицы.

Культуроформирующей основой, вокруг которой должна концентрироваться жизнь этой предполагаемой новой столицы - воплощения мировой гармонии духа - должен был стать грандиозный музейный комплекс, увенчанный картинной галереей.

Ответственность за разработку и реализацию архитектурной части проекта возлагается на любимца Гитлера - архитектора и по совместительству министра вооружений Альберта Шпеера , автора, успевшего воплотить величие имперских устремлений вождя в помпезных сооружениях рейхсканцелярии и стадиона для партийных съездов в Нюрнберге.

В качестве основы для разработки проекта будущего Города солнца -города, вокруг которого, подобно планетам вокруг центрального светила, будут вращаться другие центры культуры, - фюрер предлагает собственноручно сделанные эскизы.

По мере того как архитектурный облик будущих строений комплекса обретает определённые очертания на листах ватмана, предпринимаются лихорадочные усилия по приобретению достойных его величия экспонатов.

Здесь важен эксперт, на вкус и профессиональную оценку которого может положиться заказчик. Выбор падает на Ганса Поссе - превосходного знатока искусства и блестящего администратора - самого молодого директора Дрезденской галереи за всю её историю. Однако известно, что он не очень благоволит режиму наци, за что был уволен со своей должности местным гауляйтером и ждал ареста. Но чем не поступишься ради великого замысла - фюреру нужен именно этот человек.

Разумеется, он готов ему простить допущенные прегрешения и даже вступить в диалог с этим несмышлёнышем, не понимающим величия исторической миссии, возложенной лично на него - фюрера и на германский народ. Подобно гётевскому Мефистофелю, Гитлер искушает новоявленного влюблённого в искусство наивного Фауста-Поссе тем, что позволяет ему воплотить в жизнь его тайную мечту - создать лучший музей в мире.

А кто из музейщиков-профессионалов устоит перед подобным соблазном?

А где и каким способом будут приобретаться подходящие экспонаты - не суть важно.

Под руководством Поссе сотни антикваров и секретных агентов рыскают по всей Европе в поисках достойных экспонатов, становятся соучастниками крупнейших ограблений века. За три года удалось собрать уникальную коллекцию. Следует лишь напомнить - большую часть награбленного для будущего супермузея составляли произведения, конфискованные у тех, кто не был достоин, по мнению фюрера, быть их обладателями - у врагов нации и неполноценных народов.

Особое предпочтение при формировании собрания супермузея отдаётся искусству Северного Возрождения, поскольку идеологическая подоплека создаваемой коллекции - демонстрация решающего влияния арийского духа на становление мировой культуры.

В этой связи почётное место отводится Гентскому алтарю Ван Эйков. Из старых немецких мастеров выделялись работы Дюрера , Гольбейна , Кранаха . Разумеется, поскольку экспонаты музея претендовали на репрезентативность мировой культуры, здесь нашлось место и для шедевров Рембрандта, и для представителей французской школы живописи и, конечно, для итальянцев, прежде всего для Микеланджело. Среди награбленных полотен особые эмоции у главного заказчика вызывает общение с Портретом Титуса Рембрандта , проданного в своё время по разрешению советского правительства из собрания Эрмитажа. Подолгу взор его задерживается у полотна Питера Брегеля Сенокос, конфискованного в оккупированной Чехословакии. Особое чувство интимной близости, как свидетельствуют очевидцы, испытывает он, созерцая Леду и лебедя. Эротический подтекст этой картины, особенно ярко разрабатываемый мастерами Высокого Возрождения Леонардо да Винчи , Микеланджело и Корреджо , позволяет некоторым психоаналитикам делать далеко идущие выводы относительно характера и различных интимных предпочтений вождя нацизма.

Оставим на долю специалистов попытку искать ключик к разгадке природы монстра в изящно извивающейся шее белого лебедя вокруг пышной плоти обнажённой Леды, буквально застывшей в предвкушении оргазма. Мысленно продолжим путешествие по залам так и не состоявшегося супермузея и обратим, кстати, внимание - никаких намёков среди представленных экспонатов на ужасы и насилия - никаких картин, например, художника, которого сюрреалисты нарекли почётным профессором кошмаров, ни с его офортом кошмаров Сон разума рождает чудовищ и других картин из серии Ужасы войны.

Общий тонус музея выражает - главный инициатор и ценитель шедевров предполагаемого супермузея погружён в мир высокой гармонии.

И тут же мы себя вопрошаем: каким образом демонстрируемая склонность к высокому искусству связана с пробуждением комплекса разрушителя?

В силу каких особенностей окружающие экспонаты, несущие послание красоты, высокой гармонии духа, питают у их поклонника маниакальную жажду истреблять: Я имею право устранять миллионы низших рас, которые размножаются как черви (Из выступления А. Гитлера в канун начала Второй мировой войны). […]

Разработка другого архитектурного проекта Зала народов (нем. - Volksahlle) разрешающая фаза мировой драмы. Он же - Зал славы. Он же - Великий зал, замышленный в качестве культового центра победившего народа. Возведение его планировалось на послевоенное время в преображённой столице Великой Германии, на одном из изгибов Шпрее (Spree) - финальный аккорд в тожества победы арийского духа.

Первые наброски этого сооружения принадлежат фюреру и были замышлены им ещё задолго до обретения статуса главного архитектора Третьего рейха. Для реализации проекта приглашается всё тот выразитель в камне духа имперской устремлённости Германии Альберт Шпеер . На сей раз перед ним ставится амбициозная задача - вписать предполагаемое сооружение в более широкий контекст модернизации - перестройки Берлина в соответствии с предполагаемым новым статусом - мировой столицы. Мегазамыслу фюрера, естественно, должен соответствовать очередной мегапроект.

В качестве образца для подражания берётся римский Пантеон , который Гитлер приватно посещает в мае 1938 года. При этом речь идёт не просто о подражании, не о буквальном повторении символа, давно канувшей в Лету эпохе, но о воссоздании его новом качестве, на новом историческом витке. Зал, рассчитанный на вместимость от 150 тысяч до 180 тысяч поклонников нового культа величия, предполагалось увенчать куполом, который 17-кратно превышал бы купол Собора Святого Петра (напомним - вместимость Собора Святого Петра, самого крупного культового сооружения в христианском мире, приближается к 60 тысячам посетителей).

Материал, из которого предполагалось его возвести, - гранит и мрамор, - по мнению фюрера, должен был гарантировать существование воздвигаемого монумента славы на протяжении 10.000 лет - десяток миллениумов. Венчать грандиозный купол сооружения должен был германский орёл, держащий в когтях земной шар.

Полищук М.Л., Великое вопрошание. Философия на весах истории: эссе, М., Канон+; Реабилитация, 2012 г., с. 124-128.

Большинство нацистских бункеров взорвано и уничтожено, чтобы у неофашистов не было возможности создать из них места поклонения. То же самое произошло и с наиболее известным подобным местом – бункером Гитлера в Берлине, где он, Ева Браун и семейство Геббельс покончило жизнь самоубийством. Это место известно под названием Фюрербункер.

Под Рейхсканцелярией в столице Германии был возведен целый комплекс отлично укрепленных помещений. Собственно бункер Гитлера находился в 120 метрах от Рейхсканцелярии и располагался на глубине 5 метров. От прямого попадания снарядов или авиабомб его защищал слой бетона с арматурой, толщиной 4 метра и слой земли в 1 метр.

У бункера было два уровня, 30 комнат, все удобства, отличная вентиляция, два выхода – в основное здание и в сад.


С января 1945 года Гитлер практически все время проводил в бункере, только изредка выходя из него. 30 апреля он и часть фанатиков нацизма покончили с собой, после чего бункер был взят советскими войсками 2 мая 1945 года.

Состояние после окончания войны


В 1947 году было снесено здание Рейхсканцелярии, все доступы в бункер взорваны. Но само здание уцелело, так как было исключительно прочным и надежным. До 1988 года на этом месте был всего лишь пустырь. После того, как было решено начать здесь строительство нового жилого района, возникла необходимость принять радикальные меры.


Бункер пришлось вскрыть и полностью уничтожить, оставив лишь части бетонного основания. Сейчас на этом месте возведен жилой комплекс, а там, где раньше находился выход из бункера в сад, расположена автостоянка и установлена мемориальная таблица. Возле нее часто собираются туристы, удивляясь тому, как когда-то самый пугающий район города превратился в мирный сквер и группу жилых домов.


Создавать мемориал или музей на этом месте сознательно не стали, чтобы жилой район не стал местом сборищ фашиствующих молодчиков.

Новая история бункера


В наши дни в музее Berlin Story Museum (музей истории Берлина) имеется точная копия комнаты, где обитал и расстался с жизнью Адольф Гитлер. Место носит название «Бункер Гитлера», хотя представляет собой всего лишь реконструкцию гостиной бункера площадью 9 метров.


Это типичная для Германии «мещанская» гостиная 40-х годов, обставленная простой деревянной мебелью «без претензий». В ней находится массивный темный письменный стол, диван и два кресла с деревянными подлокотниками, квадратный журнальный столик, большие напольные часы. Бетонный пол покрывает хороший персидский ковер, смягчая довольно суровый интерьер маленькой комнаты.


Теперь у всех посетителей есть возможность своими глазами увидеть в какой обстановке провел свои последние дни человек, ставший причиной самой кровопролитной и жестокой войны на планете.


Выставка частная, платная, но в стоимость посещения входит еще и экскурсия в бомбоубежище Anhalter Bahnhof, рассчитанное на размещение 3,5 тысяч человек. Во время бомбардировок Берлина в нем пряталось от верной смерти более 12 тысяч мирных жителей. Посетителям также предлагается точный макет всего бункера, позволяющий оценить его площадь и мощь укреплений.

Есть в Берлине одно очень примечательное место. Находится оно недалеко от центра города, дойти пешком от Бранденбургских ворот и можно минут за 15-20. Здесь, как и в нескольких других мемориальных комплексах, рассказывается о самых тёмных страницах истории Германии - о времени нацистского режима 1933-1945 гг. Но в отличие от многих других мемориалов, здесь основной упор делается не на жертвах этого режима, а на преступниках, виновных в страшных событиях тех лет. А называется это место "Топография террора".

Фото: Manfred Brückels via Wikipedia

"Топография террора" - это мемориальный комплекс, расположенный на месте бывшей штаб-квартиры рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера и подконтрольных ему организаций: гестапо, Службы безопасности СС (SD) и РСХА. От прежних зданий не сохранилось ничего, кроме гестаповских подвалов, поэтому для мемориального комплекса в 2010 году было закончено строительство нового павильона.

В непосредственной близости от павильона находится Дом Мартина Гропиуса. Здание напротив него носит название Прусского ландтага - сейчас там располагается парламент города Берлина. Между двумя величественными зданиями проходит небольшой сохранившийся участок Берлинской стены. Во время Холодной войны здание Прусского ландтага принадлежало ГДР.

Другое серое здание по соседству - один из немногих поныне существующих образцов национал-социалистической архитектуры. В некогда самом большом офисном здании столицы располагалось нацистское министерство авиации, возглавляемое Германом Герингом (построено в 1935 г.). После войны со здания сняли нацистских орлов со свастикой и расположили там министерства ГДР. Сегодня здесь находится федеральное министерство финансов.

Штаб-квартира Гиммлера и руководимых им подразделений располагалась в зданиях, которые сильно пострадали в последние месяцы войны. В рамках денацификации Германии было решено сравнять с землёй всё, что от них осталось.

Постоянная выставка в новом павильоне знакомит посетителей с "топографией" нацизма. Подробно освещается история и структура основных инструментов террора Третьего Рейха, методы преследования противников режима, политика на оккупированных территориях.

Многочисленные фотографии, документы и поясняющие тексты если и не дают ответ на вопрос "как же так получилось?", то хотя бы рисуют чёткую картину того, "как же всё функционировало". А функционировало всё по-немецки очень чётко.

Разумеется, немало рассказывается о деятельности СС по преследованию и уничтожению еврейского населения Европы. На фотографиях ниже представлены сотрудники нацистских концлагерей во время отдыха (на большой фотографии справа - персонал ).

По словам сотрудников музея, такое тщательное изучение подробностей функционирования Третьего Рейха служит, в первую очередь, попыткой не допустить повторения тех страшных событий в будущем. Я убеждён, что подобная работа с историей собственной страны необходима не только Германии. К сожалению, в России до сих пор не построен посвящённый сталинскому террору мемориальный комплекс, который был бы адекватен масштабам трагедии. С таким мемориалом, вероятно, было бы куда меньше дилетантов, ностальгирующих по крепкой руке товарища Сталина .

Некоторые исторические документы, представленные на выставке, могут шокировать.

В общем, экспозиция очень информативная и многогранная. Вход на территорию бесплатный, а по выходным проводятся традиционные для мемориальных комплексов бесплатные экскурсии для всех желающих на английском и немецком языках.

Помимо постоянной экспозиции, в "Топографии террора" проходят разные временные тематические выставки. Одна из нынешних выставок посвящена массовым расстрелам на территории Восточной Европы в 1941-1944 гг.

Будете в Берлине - сходите в "Топографию террора", не пожалеете!

Мюнхен играл огромную роль в истории Третьего Рейха. Сюда Адольф Гитлер перебрался в 1913 году, уклоняясь от призыва в австрийскую армию, которую он считал недостойной своего присутствия. После Первой мировой войны Гитлер опять обосновался в Мюнхене и здесь начинал свою политическую карьеру. Во время правления нацистов в городе проходили памятные собрания, хотя самый главный парад, показанный в фильме "Триумф воли", проходил в Нюрнберге. Самое важное из произошедших в те времена в Мюнхене событий, конечно, Пивной Путч. Он начался в пивной "Бюргербройкеллер", которая до наших дней не сохранилась, а находилась где-то между нынешними центром современного искусства и гостиницей "Хилтон".

Отсюда перепившие пива штурмовики, требующие власти, направились в центр города, конкретно к военному министерству. Дорога шла через вот этот мост...

Через старые ворота...

На главную площадь Мариенплац.

«Борьба с евреями будет столь же популярна, сколь и успешна... Я поставлю столько виселиц, например, на Мариенплац в Мюнхене, сколько позволит уличное движение. И на них буду вешать евреев одного за другим, одного за другим, и они будут висеть, пока не провоняют. Как только снимут одного, сразу на его место повесят другого – и так до тех пор, пока в Мюнхене их не останется ни одного. Точно то же самое произойдет и в других городах, пока Германия от них не очистится»

Отсюда - направо.

И вперед в сторону Одеонсплац.

Все закончилось слева от Feldherrnhalle (мемориала побед баварской армии), где в демонстрантов начали стрелять.

Ровно на этом самом месте.

До 1945 года здесь стоял мемориал погибшим во время Пивного Путча с почетным караулом. Все проходившие мимо обязаны были зиговать.

Кто не хотел зиговать, обходил Зал Славы сзади.

Ежегодные парады доходили до Королевской площади.

Здесь находится еще одно важнейшее здание - "Фюрербау", резиденция Гитлера.

Именно здесь, за вот этим балконом, был подписан "Мюнхенский сговор" 1938 года. Сейчас в здании располагается музыкальная школа, внутрь просто так зайти нельзя.

Напротив находился офис нацистской партии.

Что же "Бюргербройкеллер"? Пивная была сильно повреждена в 1939 года из-за покушения на Гитлера, организованного Георгом Эльзером. Фюрер завершил традиционную речь очень быстро и ушел за несколько минут до взрыва. В память об этом на месте пивной есть мемориальная табличка, которую я долго не мог найти, так как осматривал стены, а надо было смотреть под ноги.

Важным местом в истории нацистской партии была и пивная "Хофбройхаус", наверное, самая популярная в Мюнхене в наши дни. Здесь состоялось первое собрание НСДАП и была принята ее политическая программа. А лет за 10 до этого сюда ходил российский политэмигрант Ленин.