Крестьянский интерьер. Традиционные жилища разных народов

Разделы: МХК и ИЗО

Тема урока: Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома. Коллективная работа «Приходите в избу».

Тип урока: комбинированный.

Цели:

  • Развивать творческую и познавательную активность.
  • Формировать практические умения работать в малом коллективе (группе).
  • Продолжать формировать понятие о единстве пользы и красоты в интерьере жилища и предметах народного быта
  • Воспитывать любовь к Родине и народной культуре.

Форма урока: игра.

Оборудование и материалы:

  1. Схемы – таблицы с изображением элементов русской печи, «красного угла».
  2. Иллюстрации к русским народным сказкам, былинам, загадкам.
  3. Примеры интерьеров крестьянского жилища
  4. Художественные материалы.

Музыкальный ряд: русские народные песни.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация.
  3. Игра – филворд.
  4. Постановка художественной задачи по выполнению интерьера русской избы.
  5. Работа в малых группах над деталями композиции.
  6. Подведение итогов и защита работы «Кто в избушке живёт?»

ХОД УРОКА

Класс делится на три группы каждая группа сидит вокруг своего стола.

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Садитесь.

2. Актуализация

– Ребята, мы с вами к этому уроку готовились несколько уроков подряд. Давайте с вами вспомним, что мы изучали на предыдущих уроках?

Ученик. Мы познакомились со знаками – символами; познакомились с избой, её конструкцией и декором; пробовали использовать полученные знания об орнаменте в украшении модели прялки; познакомились с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нём; узнали об устройстве внутреннего пространства крестьянского дома, его символикой.

Учитель. А сегодня мы с вами, опираясь уже на изученные темы, займёмся устройством внутреннего пространства крестьянского дома. Тема нашего урока «Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома». К концу урока мы с вами должны будем сделать коллективную работу «Приходите в избу». Для этого вы должны будете выполнить элементы внутреннего убранства. Чтобы вам легче было выполнить эту работу, давайте вспомним тот урок, когда мы знакомились с традиционным русским жилищем – избой.

3. Игра-филворд

В этом нам поможет игра – филворд «Внутреннее» убранство» Вы должны найти отгадки - слова, обозначающие элементы интерьера и внутреннего убранства крестьянского дома. Слова в филвордах могут читаться вверх, вниз, вправо и влево, но непересекаться.

Филворд вывешивается на доске. Учитель сам отмечает отгаданные слова.

Вопросы задаются группам по очереди.

Вопрос №1. Какой предмет играл очень важную роль в жизни русского человека.

Ответ. Прялка.

Вопрос №2.

Из ровных кирпичиков сложена ладно,
И рядышком с ней не бывает прохладно.
Не курит, а в небо пускает колечки
И любит сухие дрова и дощечки.

Ответ. Печка.

Вопрос №3. В каких русских народных сказках часто упоминается печка?

Ответ. «По щучьему велению», «Колобок», «Гуси – лебеди», «Баба – яга» и др.

Вопрос №4. Как называлось место напротив устья печи?

Ответ. Угол напротив устья печи назывался рабочим местом хозяйки. Всё здесь было приспособлено для приготовления пищи.

Вопрос №5 . Какие орудия труда стояли возле печи?

Ответ. Кочерга, ухват, помело, деревянная лопата.

Вопрос №6. А ещё, какие предметы должны были находиться рядом с печью?

Ответ. Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник глиняный кувшин с двумя сливными носиками по сторонам. Под ним стояла деревянная лохань для грязной воды.

Вопрос №7. Внимание! О чём идёт речь?

Был я копан
Был я топтан,
Был я на пожаре,
Был я на кружале,
Сто голов кормил,
сделался стар,
протекать стал,
выбросили за окно
и собакам не надобен.

Ответ. Горшок

Вопрос №8.

Рыба в море
Хвост на заборе.

Ответ. Ковш.

Вопрос №9 . Где располагалась не хитрая крестьянская посуда?

Ответ. На полках вдоль стен.

Вопрос №10 . Как называлось и где находилось почётное место в избе?

Ответ. Почётное место называлось «красный угол» находилось по диагонали от печи.

Вопрос №11 . А что ещё находилось в «красном углу»?

Ответ. В «красном углу» на специальной полке стояли иконы, и горела лампада.

Вопрос №12. Какой предмет мебели в избе считался главным?

Ответ. Главным предметом мебели считался стол.

Вопрос №13 . Где он стоял?

Ответ. Он стоял в «красном углу».

Вопрос №14. Что в избе стояло вдоль стен?

Ответ. Лавки

Вопрос №15. А знает, чем они отличаются от скамьи?

Ответ. Лавки намертво прикреплялись к стенам, а скамьи можно было свободно переносить с места на место.

Вопрос №16 . А где же крестьяне хранили одежду?

Ответ. Одежду крестьяне хранили в сундуках. Чем больше был достаток в семье, тем и сундуков в избе было больше.

4. Постановка художественной задачи.

А теперь ещё раз давайте посмотрим на иллюстрации, которые мы рассматривали на
уроках в этом учебном году. Используя их, придумаем свою композицию интерьера избы. И в
этом нам помогут главные художники. Каждый из вас будет отдавать свой элемент внутреннего
убранства главным художникам, а они будут их вклеивать в наш интерьер.
На прошлом уроке мы с вами определили размер каждого элемента, поговорили о цвете, знаках символах, главные художники работали над изображением интерьера. Дома вы должны были вырезать силуэт элемента.
Сегодня вы будете работать в группах. Пожалуйста, выслушайте друг – друга, посоветуйтесь. У кого будут возникать вопросы, пожалуйста, обращайтесь к главным художникам.

5. Самостоятельная работа учащихся

Индивидуальная (работа с одним учеником).
Фронтальная (работа со всем классом, когда есть общая ошибка).

Работа над заранее выбранной композицией. На заранее подготовленном фоне делаем монтаж коллективной работы

6. Подведение итогов урока.

В конце урока каждая группа рассказывает, кто из сказочных героев живёт в этой избе

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Бердюжье»

Исследовательский проект

« История русской деревянной избы »

Выполнил: Няшин Иван

Руководитель: Верещагина Л.Н.

С. Бердюжье, 2014 год

I. Аннотация.______________________________________________ стр.3

II. План работы ____________________________________________ стр.4

III. Введение_________________________________________________стр.5

Основная часть

IY. Теоретическая глава

2.1. История жилища________________________________________стр.6

2.2. Строительство русской избы______________________________стр.7-10

Y. Практическая глава

3.1. Создание фотогалереи русского деревянного зодчества. (В приложении)

3.2. Изготовление макета русской избы _________________________ стр.11

YI.Заключение______________________________________________стр.11

YII. Список литературы________________________________________стр.12

YIII.Приложение___________________________________________стр.13-15

Аннотация

Данная работа предполагает следующую цель:

Для решения поставленной цели в работе использованы следующие методы и приёмы:

- Словесный: поиск и обработка необходимой информации из литературных источников и интернета;

- Поисковый : поиск на улицах села Бердюжья сохранившихся деревянных домов и вновь построенных современных, созданных в традициях русского деревянного зодчества; посещение туристических маршрутов, рассказывающих о культуре русского народа.

- Практический: разработка пошаговой инструкции для создания макета русской избы и создание собственного макета

Данная работа содержит в себе две основные стороны исследования: теоретическую и практическую. Первая сторона исследовательской работы заключается в изучении теоретического материала по вопросу исследования, то есть когда возникло русское деревянное зодчество, какие правила соблюдались при строительстве, как народная мудрость проявилась в правилах строительства русской избы.

Вторую сторону работы представляет практическая часть данного исследования. Изучалось применение опыта предков в XXI веке: применение русского деревянного зодчества в строительстве современных жилых домов, посещение туристических маршрутов, воссоздающих быт русской деревни XIX века. С использованием полученных знаний был создан макет русской избы. Разработана пошаговая инструкция, по которой все желающие могут создать собственный макет русской избы.

План работы :

    Найти, изучить и систематизировать информацию о русском деревянном зодчестве.

    Найти на улицах села Бердюжья жилые строения, сохранившиеся с XX века и современные строения, созданные в традициях русского деревянного зодчества.

    Посетить туристические маршруты родного края, знакомящие с истоками русской культуры.

    Поработать над созданием собственного макета русской избы.

    Разработать инструкцию для создания макета русской избы.

Введение

За последние два года особенно популярными стали туристические маршруты, рассказывающие об истории родного края, мне удалось побывать на экскурсиях в Ялуторовском остроге и в туристическом комплексе «Абалак». Ялуторовский острог представляет собой слободу с острогом, выполненную в натуральную величину, а абалакский туристический комплекс – это воплощённая в жизнь сказка, выполненная из дерева. Впечатление осталось настолько яркое, что захотелось узнать, а как же развивалось на Руси деревянное зодчество и какие его традиции нашли своё воплощение в современной жизни.

Актуальность:

Актуальность исследуемой темы обусловлена тем, что в последние годы происходит переосмысление всего исторического наследия, рост национального самосознания и восстановление исторической и культурной памяти. Создаются новые ценности, на фоне еще сохранившихся старых. Знание истоков отечественной культуры, нравов, обычаев своего народа необходимо для того, чтобы понять и объяснить многие моменты истории страны, чтобы пробудить интерес к бытовой истории, натолкнуть на размышления о нитях, связывающих прошлое и настоящее. Посмотреть на себя как на прямых потомков и наследников крестьянской России.

Цель исследования:

Познакомиться с истоками русской культуры, почувствовать свою принадлежность к традиционной культуре на примере Русской избы.

Задачи:

    Изучить научную литературу в аспекте исследования;

    Выявить традиции строительства русской избы;

    Установить, какие традиции деревянного зодчества сохранились в современном строительстве;

    Выполнить макет русской избы, используя полученные при исследовании знания.

Предмет исследования:

История русской деревянной избы.

Гипотеза:

В устроении русской деревянной избы проявилась мудрость и богатый опыт русского народа, который нашёл своё продолжение в современном строительстве жилых домов.

Основная часть

Теоретическая глава

1.1. Деревянная изба издавна была самым распространенным жилищем русского крестьянина. Несмотря на то, что в настоящее время остались лишь избы не старше XIX века, они сохранили все традиции строительства и обустройства. По конструкции изба представляет собой квадратный или прямоугольный сруб. Стены состоят из горизонтальных бревенчатых венцов – рядов, связанных по углам врубками. Русская изба проста и лаконична, а живописная симметрия построек несет в себе настоящий русский уют и гостеприимство. Деревянные здания сохранили свою актуальность и сегодня. Многие отдают предпочтение бревенчатым жилищам благодаря свежести и экологической чистоте этих построек. Бревенчатые (рубленые) дома представляют собой конструкцию, в которой стены собирают из окорённых бревен (круглого леса). Рубленые дома изготавливают из круглого леса хвойных и лиственных пород. Для возведения наружных стен используют брёвна диаметром от 22 до 30 см. Их укладывают горизонтальными рядами и соединяют в углах врубками. Систему стен из брёвен, связанных между собой, называют срубом. Каждый ряд брёвен в срубе является венцом. Венцы соединяют между собой в паз и гребень. Паз служит для более плотного примыкания бревен друг к другу по высоте, что уменьшает воздухопроницаемость стен. Чтобы не затекала дождевая и талая вода, паз выбирают в нижней части бревна. Для устранения воздухопроницаемости и более плотного прилегания бревен друг к другу по высоте в пазах прокладывают паклю или сухой мох. На сегодняшний день, практически у всех, изба ассоциируется со словом «деревня». И это правильно. Так как раньше постройки, возводимые в селе, деревне, слободе и т. д. назывались избами, а жилища такого же типа, построенные в городе, величались «домами».

Слово "изба" (а также его синонимы "ызба","истьба", "изъба", "истобка", "истопка") употребляется в русских летописях, начиная с самых древнейших времен. Очевидна связь этого термина с глаголами "топить", "истопить". В самом деле, он всегда обозначает отапливаемое строение (в отличие, например, от клети). Кроме того, у всех трех восточнославянских народов - белорусов, украинцев, русских - сохранялся термин "истопка" и обозначал опять-таки отапливаемое строение, будь то кладовая для зимнего хранения овощей (Белоруссия, Псковщина, Северная Украина) или жилая изба крохотных размеров (Новогородская, Вологодская области), но непременно с печью. Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. При этом для него было важно не только решить чисто практическую задачу - обеспечить крышу над головой для себя и своей семьи, но и так организовать жилое пространство, чтобы оно было наполнено жизненными благами, теплом, любовью покоем. Такое жилище можно соорудить, по мнению крестьян, лишь следуя традициям предков, отступления от заветов отцов могли быть минимальными.

2.1. При строительстве нового дома большое значение придавалось выбору места. Место они выбирали поближе к воде и лесу, чтобы удобно было для земледелия, охоты и рыбной ловли. Оно должно быть высоким, светлым, сухим. Чтобы проверить сухое ли место, клали пряжу, накрывали её сковородкой, потом проверяли, если пряжа не мокрая, то место сухое. А Сельверст в 17 веке в своей книге “Лечебник” писал: “… Если хочешь испытать, где избу ставить или иные хоромы, возьми кору старую дубовую и ту кору тою же стороною, которая к дубу лежала, положи на то место, где хочешь ставить избу, и не двигай её. И полежит та кора три дня, и на четвёртый день подымешь и посмотри под корою, и если найдёшь под нею паука или муравья, и ты тут не ставь избы или иных хоромов: то место лихо. А когда найдешь под тою корою мурашку чёрную, или каких червяков найдёшь, и ты тут избу ставь или какие другие хоромы, какие хочешь: добро то место”. Неудачным для строительства считалось место, где раньше проходила дорога, была баня, стояло кривое дерево. Доброе место определяли ещё так: пускали домашнее животное, где оно ляжет, там хорошее место. Выбрав место, его огораживали и распахивали. Где будет, дом сажали берёзку, а в Сибири – кедр. Мне было интересно, зачем это делали. И вот что я узнал. Оказывается, в каждой избе обитало светлое дружелюбное существо – Домовой. Сажая дерево, его переселяли в новый дом.

Особые требования предъявлялись и к строительному материалу. Наши предки считали, что надо рубить деревья зимой в полнолуние потому, что если их срубить раньше, то брёвна будут отсыревать, а позже – трескаться, а ещё, мне кажется, наши предки были добрыми, ведь они считали, что деревья зимой мёртвые, значит им не больно. Деревья рубили топором, так как считали, что он закрывает края дерева, и оно не гниёт. Предпочитали рубить избы из сосны, ели, лиственницы. Эти деревья с длинными ровными стволами хорошо ложились в сруб, плотно примыкая друг к другу, хорошо удерживали внутреннее тепло, долго не гнили. Однако выбор деревьев в лесу регламентировался множеством правил, нарушение которых могло привести к превращению построенного дома из дома для людей в дом против людей, приносящий несчастья. Так, для сруба нельзя было брать "священные" деревья - они могут принести в дом смерть. Запрет распространялся на все старые деревья. По поверью, они должны умереть в лесу своей смертью. Нельзя было использовать сухие деревья, считавшиеся мертвыми, - от них у домашних будет "сухотка". Большое несчастье случится, если в сруб попадет "буйное" дерево, то есть дерево, выросшее на перекрестке дорог или на месте бывший лесных дорог. Такое дерево может разрушить сруб и задавить хозяев дома. Считалось, что если не соблюдать эти правила, то дом будет приносить несчастья.

Возведение дома сопровождалось множеством обрядов. Начало строительства отмечалось обрядом жертвоприношения курицы, барана, коня или быка. Он проводился во время укладки первого венца избы. Под бревна первого венца, подушку окна, матицу укладывали деньги, шерсть, зерно - символы богатства и семейного тепла, ладан - символ святости дома. Окончание строительства отмечалось богатым угощением всех участвовавших в работе. Славяне, как и другие народы, "разворачивали" строящееся здание из тела существа, принесенного в жертву Богам. По мнению древних, без такого "образца" бревна ни за что не могли сложиться в упорядоченную конструкцию. "Строительная жертва" как бы передавала избе свою форму, помогала создать из первобытного хаоса нечто разумно организованное. Археологами раскопана и подробно исследована не одна тысяча славянских жилищ: в основании некоторых из них найдены черепа именно этих животных. Особенно часто находят конские черепа. Так что "коньки" на крышах русских изб отнюдь не "для красоты". В старину к задней части конька прикрепляли еще и хвост из мочала, после чего изба уже совершенно уподоблялась коню. Собственно дом представлялся "телом", четыре угла - четырьмя "ногами". Другим излюбленным жертвенным животным при закладке дома был петух (курица). Достаточно вспомнить "петушков" как украшение крыш, а также повсеместно распространенное убеждение, что нечисть должна исчезнуть при крике петуха. Клали в основание избы и череп быка. И все-таки древняя вера, что дом строится "на чью-нибудь голову", бытовала неискоренимо. По этой причине старались оставить хоть что-нибудь, хоть краешек крыши, незавершенным, обманывая судьбу. При закладке дома ещё важно было определить, где будет красный угол, самая важная точка дома, под него закладывали монеты, ячменные зёрна, чтобы не переводились ни деньги, ни хлеб.

Дом строили, когда кончались все сельскохозяйственные работы. Строили быстро, за неделю, помогала вся деревня. За работу не платили, но кормили, нельзя было потом отказывать в помощи, когда строился кто-то другой. Строительство бревенчатого дома начинается с рубки сруба избы, его жилой части. Квадратный или прямоугольный в плане сруб - основа любой крестьянской постройки. Заготовленные для строительства бревна определяли его размеры и пропорции. Закладка первого так называемого окладного венца уже могла дать представление о будущем строении. Для самого простого сруба избы-четырехстенки окладной венец обычно вязали из четырех самых толстых смолистых бревен сосны, соединенных по углам. При строительстве избы-пятистенки окладной венец состоял из пяти бревен. При рубке сруба одновременно возводились наружные стены и внутренняя капитальная стена. Пятистенка по размерам была примерно в два раза больше четырехстенки.

Торцы каждого бревна старые плотники обрубали топором так аккуратно, что и пилой иному мастеру не всегда удавалось получишь такой чистый поперечный срез. В старину плотники не пользовались пилой потому, что изба с обрубленными торцами была намного прочнее, чем с отпиленными. Beдь перерубленные топором волокна древесины сминались и закрывали доступ влаги внутрь бревна. Брёвна плотно клали одно на другое. В брёвнах на нижней стороне делали углубление, чтобы оно плотнее ложилось на нижнее.
Первоначально (до XIII века) изба представляла собой бревенчатое строение, частично (до трети) уходящее в землю. То есть выкапывалось углубление и над ним достраивалась в 3-4 ряда толстых бревен сама изба, которая таким образом представляла собой полуземлянку. Двери изначально не было, ее заменяло небольшое входное отверстие, примерно 0,9 метра на 1 метр, прикрываемое парой бревенчатых половинок связанных вместе и пологом. Иногда сруб возводили непосредственно на месте будущего дома, иногда же его сперва собирали на стороне - в лесу, а затем, разобрав, перевозили на место строительства и складывали уже "начисто". Ученым рассказали об этом зарубки-"номера", по порядку нанесенные на бревна, начиная с нижнего. Строители заботились о том, чтобы не перепутать их при перевозке: бревенчатый дом требовал тщательной подгонки венцов. Чтобы бревна плотней прилегали друг к другу, в одном из них делали продольное углубление, куда и входил выпуклый бок другого. Древние мастера делали углубление в нижнем бревне и следили, чтобы бревна оказывались кверху той стороной, которая у живого дерева смотрела на север. С этой стороны годовые слои плотнее и мельче. А пазы между бревнами конопатили болотным мхом, имеющим, между прочим, свойство убивать бактерии, и нередко промазывали глиной. А вот обычай обшивать сруб тесом для России исторически сравнительно нов. Впервые он запечатлен на миниатюрах рукописи XVI века. Обыкновенная крыша русских домов была деревянная, тесовая, гонтовая или из драни. В XVI и XVII веках было в обычае покрывать сверху кровлю березовою корою от сырости; это придавало ей пестроту; а иногда на кровле клали землю и дерн в предохранение от пожара. Крышу делали покатой с двух сторон. Богатые крестьяне покрывали ее тоненькими дощечками из осины, которые скрепляли одну с другой. Бедняки же крыли свои дома соломой. Солому на крышу складывали рядами, начиная снизу. Каждый ряд привязывали к основе кровли лыком. Затем солому «счесывали» граблями и поливали жидкой глиной для прочности. Верх кровли прижимали тяжелым бревном, передний конец которого имел форму конской головы. Отсюда и пошло название конёк. Форма крыш была скатная на две стороны с фронтонами на других двух сторонах. Иногда все отделы дома, то есть подклеть, средний ярус и чердак, находились под одним скатом, но чаще чердак, а у других и средние этажи имели свои особые крыши. У богатых особ были кровли затейливой формы, например, бочечная в виде бочек, япанечная в виде плаща. По окраине кровля окаймлялась прорезными гребнями, рубцами, полицами, или перилами с точеными балясами. Иногда же по всей окраине делались теремки - углубления с полукруглыми или сердцеобразными линиями. Такие углубления преимущественно делались на теремах или чердаках и были иногда так малы и часты, что составляли кайму кровли, а иногда так велики, что на каждой стороне было их только по паре или по три, и в середине их вставлялись окна. В избах имеются окна. Правда они еще весьма далеки от современных, с переплетами, форточками и ясными стеклами. Оконное стекло появилось на Руси в X-XI веках, но даже и позже было очень дорого и использовалось большей частью в княжеских дворцах и церквах. В простых избах устраивали так называемые волоковые (от "волочить" в смысле раздвигать-задвигать) окошечки для пропуска дыма. Два смежных бревна прорубались до середины, а в отверстие вставлялись прямоугольная рама с деревянной задвижкой, ходившей горизонтально. В такое окошечко можно было выглянуть - но и только. Их так и называли - "просветцами"... По надобности на них натягивали кожу; вообще эти отверстия в избах бедных были малы, для сохранения теплоты, и когда их закрывали, то в избе среди дня было почти темно. В зажиточных домах окна делались большие и малые; первые назывались красными, последние были по фигуре своей продолговатые и узкие.

Почти весь фасад крестьянского дома украшали резьбой. Резьбу делали на ставнях, наличниках окон, которые появились в XVII в., опушках навесов крыльца. Считалось, что изображения животных, птиц, орнамент охраняют жилье от нечистой силы. Если мы войдем в крестьянскую избу, то обязательно споткнемся. Почему? Оказывается, навешенная на кованых петлях дверь была с низкой притолокой наверху и высоким порогом внизу. Об него–то и спотыкался входящий. Тепло берегли и старались таким путем его не выпустить наружу.

Шли столетия, а опыт построения крестьянской избы с ее домашней нехитрой утварью передавался из поколения в поколение, не меняясь. Новое поколение приобретало лишь больше опыта и сноровки в изготовлении изделий и постройке домов.

Практическая глава.

2.1. В процессе наблюдений и экскурсий была создана фотогалерея деревянного зодчества родного края. Фотографии представлены на слайдах.

(приложение 1, 2, 3, 4)

2.2. Выполнение макета русской избы (приложение 5)

Для выполнения макета русской избы потребуется белая бумага, ножницы, клей, карандаш для скручивания трубочек (брёвен).

Шаг 1. Из скрученных и склеенных трубочек складываем сруб – здание, состоящее из четырёх стен с выпусками - концами брёвен, выступающих из сруба.

Шаг 2. Вырезаем крышу, окна, ставни, приклеиваем их к срубу.

Шаг 3 . Украшаем избу ажурными причелинами, полотенцами и охлупенью.

Макет русской избы готов.

Заключение .

Таким образом, в результате работы можно сделать следующий вывод:

Эта работа дала нам возможность соприкоснуться с историей нашего края, узнать русские национальные традиции деревянного зодчества, убедиться в том, что в строительстве русской избы народ использует свои многолетний опыт, и неслучайно в последние годы деревянное зодчество обретает новую жизнь. Для русского человека дом – это не просто жилая постройка, это и родина, и семья, поэтому строительству дома и его обустройству наши предки всегда уделяли большое внимание. Изучение темы «История русской деревянной избы» даёт нам возможность понять, что прелесть русской крестьянской избы состоит в ощущении теплоты рук человеческих, любви человека к своему дому, которое передается нам из поколения в поколение.

Тема: «Интерьер крестьянского дома»

Цель:

Образовательная:

 познакомить с понятием интерьер и особенностями в крестьянском

Жилище,

 способствовать формированию понятий: духовное и материальное.

Развивающая:

  1. Научить наблюдению и восприятию увиденного,
  2. Способствовать развитию кругозора по деревянному зодчеству и интерьеру крестьянской избы,
  3. Развивать интерес к познанию прекрасного,

Воспитывающая:

  1. Воспитывать любовь к прекрасному, памяти предков, к миру красоты.

Тип: урок – исследование и изучение нового учебного материала.

Методы: словесный, наглядный, частично проблемно-поисковый: объяснение с практическим закреплением (работа с историческими источниками и экспонатами музея)

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, самостоятельная.
Интеграция: изобразительное искусство и краеведение.

Оборудование: ИКТ, презентация; наглядно-деманстрационный материал: предметы быта, музейные экспонаты, таблица символов в народном орнаменте; музыкальный ряд: русские народные песни.

Ход урока:

  1. Оргмомент.
  1. Актуализация опорных знаний.

? По каким принципам украшался внешний облик крестьянской избы?

Зачем люди украшали свои жилища?

А что вы знаете о сибирской крестьянской избе, что можете рассказать?


Выбор леса : на постройку жилья шли в основном сосны, но нижний ряд бревен и фундаментные стойки старались строить из лиственницы. Для сруба годились лишь ровные, смолистые деревья, росшие в глубине бора. Материал нужно было заготавливать заранее – поздней осенью или зимой, в полнолуние.

Время строительства жилья и выбор места : Нельзя располагать дом на перекрестке дорог – «с семьей не будет ладно, во дворе не будет водиться скотина». Подходящими считали лишь те места, которые хорошо освещались, на некоторых возвышениях. Уточняли выбор места ночью или рано утром (в 5 утра). Шли босиком в одной рубахе, без верхней одежды, чтобы чувствовать холодные и теплые места. Если охватывало холодом – рыли колодец, теплом – строили дом. Строили дом ранней весной, едва сойдет снег.

? Какие обычаи использовались?

Обычаи. При закладки дома приглашали священника для освящения строительства. Использовали и обычаи: в нижнем ряду бревен под один угол клали зерно, чтобы у хозяина хлеб водился, под другой – шерсть и тряпье, чтобы скот водился и одежда была. Под матицу – главный потолочный брус – подкладывали серебряные монеты, для богатства хозяина. Не преступали к строительству в воскресенье и понедельник, в церковные праздники.

? А знаете ли вы какие-нибудь приметы?


Переезд в новый дом : Переезд в новый дом сопровождался множеством примет. Удачным днем для переезда считалась суббота. В старом доме готовили тесто, а хлеб выпекали в новом доме. Переносили золу из загнета (место у русской печи) старой печи в загнет новой. На новоселье приглашали друзей, родственников. Празднующая процессия отправлялись из старого дома в новый. Впереди шел хозяин с хлебом-солью, хозяйка с помелом и кочергой, почетная старушка несла икону. Другие участники несли животных и домашнюю утварь. Гостей приглашали в дом, скотину загоняли во двор. Первыми заходили хозяйка с хозяином, иногда старушка с иконой, или маленький ребенок, или пускали через порог кошку.

Въезд в новый дом – в Древней Руси целое ритуальное действо. Безопасность нового жилища нужно было испытать: на первую ночь в новом доме закрывали кота с кошкой (они способны видеть и прогонять злобную нечисть); на вторую – петуха с курицей; на третью – поросёнка; на четвёртую – овцу; на пятую – корову; на шестую – лошадь. И только на седьмую ночь в дом решался войти и заночевать человек – и то лишь в том случае, если все животные наутро оставались живы, веселы и здоровы. Иначе – «хоть перекладывай избу», не то «жизни не будет».

Входя в первый раз в дом, хозяин непременно брал с собой хлеб или тесто в квашне. Они должны были выгнать из дома остатки зла (если оно там всё-таки затаилось) и, конечно, обеспечить новосёлам богатую и сытую жизнь.

Затем сквозь раскрытую дверь внутрь бросали клубок ниток. Держась за нитку, через порог переступал сам глава семьи, а потом за эту нитку «втаскивал» прочих новосёлов по старшинству. Смысл обычая таков: люди собираются осваивать новый, неизведанный, «иной» мир. А попасть в «мир иной» - небесный или подземный – можно лишь по Мировому Древу. Оно-то, как предполагают учёные, замещается нитью.

Вход в новый дом сопровождался обрядом переселения домового из старого жилища в новое. Домового уважительно приглашали на новое место жительства: «Домовой! Домовой! Пойдём со мной!» Домового переносили с жаром из старой печи на хлебной лопате, с горшком каши, в старом лапте или валенке. В новом доме «дедушку-суседушку» уже ждало угощение: хлебец с солью, горшочек каши, чашка воды или медового напитка.

Старались захватить с собой из старого дома в новый и Долю. Считалось, что Доля есть не только у человека, но и у избы. Перенос Доли выражался в том, что с прежнего места на новое переправляли некоторые «символы обжитости»: домашние изваяния Богов (в христианскую эпоху – иконы), огонь очага, домовой сор и даже…лукошко навоза из хлева.

  1. Формирование новых знаний. (Презентация).

? А что такое «изба»?

Слово «изба» произошло от древнего «ызба», «истьба», «изъба», «истобка», «истопка» (эти синонимы употребляются в древнерусских летописях с самых древнейших времён). Изначально так называлась отапливаемая часть дома с печью.

В XI – XII вв. изба состояла из двух помещений: жилой комнаты и сеней.

В XVI – XVII вв. – преимущественно из трёх: «изба да клеть да меж ими сени».

Давай поднимемся на красное резное крыльцо. Оно словно приглашает войти в дом. На нём хозяева дома встречают дорогих гостей хлебом и солью, так выражая гостеприимство и пожелание благополучия. Пройдя через сени, попадаешь в мир домашней жизни.

В низенькой светёлке с створчатым окном

Светится лампадка в сумраке ночном:

Слабый огонёчек то совсем замрёт,

То дрожащим светом стены обольёт.

Новая светёлка чисто прибрана:

В темноте белеет занавес окон;

Пол отструган гладко; ровен потолок;

Печка развальная стала в уголок.

По стенам – укладки с дедовском добром,

Узкая скамейка, крытая ковром,

Крашеные пяльцы с стулом раздвижным

И кровать резная с пологом цветным.

Л. Мей

Воздух в избе особенный, пряный, наполненный ароматами сухих трав, еловой хвои, печёного теста.

Всё здесь, кроме печи, деревянное: потолок, гладко обтёсанные стены, пристроенные к ним лавки, полки – полавошники, протянувшиеся вдоль стен чуть ниже потолка, полати, обеденный стол, стоящий у окна, нехитрая домашняя утварь. Некрашеное дерево излучает мягкий приглушённо – золотистый цвет. Его природную красоту особо остро чувствовал крестьянин.

Внутренний мир крестьянского дома был наполнен символами, и его небольшое пространство отражало принцип устройства мира. Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет.

Потолок часто украшали символами солнца, стены – растительным орнаментом.

Простой крестьянский дом состоял из большого помещения, условно поделённого на два основных центра – духовный и материальный.

? Что вы понимаете под словом материальный?

(Под материальным мы понимаем мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья, благосостояния).

В крестьянском доме источником всего этого была печь – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезни. Не случайно печь – распространённый персонаж, часто встречающийся в русских сказках. Недаром говорится: «Печь краса – в доме чудеса».

? Какие сказки вы знаете, где говорится о печи?

Печь заботится о материальных потребностях человека, поэтому она олицетворяет материальный центр дома.

(учебник, стр. 30)

Обрати внимание на форму печи и отдельные её детали.

Перед устьем печи ладно устроен шесток – широкая толстая доска, на которой разместились горшки, чугунки. Рядом с устьем печи стоят навытяжку железные ухваты, которыми ставят в печь и достают горшки, а также деревянный ушат с водой. А в самом низу тёмным пятном обозначился вход в подпечье , где хранились лопаты для выпечки хлеба, кочерга. Оно же, по представлением крестьянина, было жилищем домового – покровителя семьи.

Сбоку печь закрывали стенкой или пристраивали ящик в виде шкафчика с дверцами – голбец . Часто его расписывали яркими красками, изображали на нём птиц, зверей.

Русская печь – удивительное изобретение. Каких только «профессий» она не знает.

Главная из них - давать людям тепло. Печь занимала почти четверть площади жилища, несколько часов протапливалась, но, нагревшись, держала тепло и обогревала помещение в течение целых суток.

В старину избы топились по-чёрному – печь не имела трубы. Едкий дым уходил через отверстие в крыше или через окошки под потолком. «Горечи дымной не перетерпев, тепла не видать»,- говаривали в старину. Хотя стены и потолок покрывались сажей, с этим приходилось мириться: печь без трубы была дешевле в строительстве и требовала меньше дров.

В печи готовили пищу: пекли хлеб и пироги, варили кашу, щи, пиво, тушили мясо, овощи. Кроме того, в печи сушили грибы, ягоды, рыбу.

Хлеб в русской печи пекли отнюдь не каждый день, а лишь раз в неделю, ибо у крестьянки не было иной возможности. К тому же считалось, что свежевыпеченный хлеб "тяжел" и вреден для желудка.

На печи, самом тёплом месте избы, спали старики, а на пристроенном сбоку настиле – полатях – дети.

Если крестьянин не имел бани, то использовал как парилку русскую печь. После топки из неё удаляли угли, хорошенько выметали и настилали солому. Любитель попариться залезал в печь ногами вперёд и ложился на солому. Если надо было поддать пару, прыскали водой на раскалённый свод. Правда, обмываться приходилось в сенях.

Отсюда - уникальная конструкция традиционной русской печи. Фактически это было целое помещение с высоким сводом. Бедняки мылись таким образом и в XIX веке.

Бабий кут – женский угол

? А кто обычно занимается домашним хозяйством, приготовлением еды в доме?

(женщина)

Поэтому ту часть, где стояла печь, называли женской половиной .

Угол напротив устья печи был кухней и назывался "бабий кут" (кут - старинное название угла). Здесь располагалось все необходимое для приготовления пищи: кочерга, ухват, помело, деревянная лопата, ступа с пестом и ручная мельница.
Кочергой женщина выгребала золу из печи. Ухватом отправляла в жар горшки с пищей. В ступе толкла зерно, очищая его от шелухи, а с помощью мельницы перемалывала в муку. Помелом хозяйка подметала днище печи, куда лопатой сажала хлебное тесто. В бабьем куту на полках находилась нехитрая крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки, миски, ложки.

Красный угол

В переднем углу избы располагался красный угол. Его ещё называли в народе больщой, святой. Это было самое почётное место – духовный центр дома. В углу на особой полочке стояли иконы, украшенные тканым вышитым полотенцем, пучки сухих трав, рядом стоял обеденный стол.

Красный угол – почётное место в избе – находилось наискосок от печи. Здесь на специальной полке стояли иконы, горела лампадка.

Гость, входивший в избу, первым делом кланялся образам в красном углу. В красный угол сажали самых дорогих гостей, а во время свадьбы – молодых. В обычные дни здесь за обеденным столом сидел глава семьи.

Мужской угол

От дверей до боковой стены была устроена лавка – конник , на которой мужчины занимались хозяйственной работой. Вертикальная доска часто изображала коня, отсюда и название. Это место было мужской половиной .

Под потолком укрепляли полавочники с утварью, а у печи устраивали деревянные настилы – полати , на них спали.

Детский угол

Для новорождённого подвешивали к потолку избы нарядную люльку. Мягко покачиваясь, она убаюкивала младенца под напевную песнь крестьянки.

Внутреннее убранство дома

Значительное место в избе занимал деревянный

ткацкий стан –кросно, на нём женщины ткали. Его отдельные детали украшали розетками – знаками солнца, а также изображениями коней

Главным предметом мебели считался стол. Он стоял в красном углу. Каждый день в обеденный час за столом собиралась вся крестьянская семья. Стол был такого размера, чтобы каждому хватило места.

Разница между лавкой и скамьёй достаточно принципиальная: лавка неподвижно укреплялась вдоль стены избы, а скамья была снабжена ножками, её передвигали.

Место на лавке считалось более престижным, чем на скамье; гость мог судить об отношении к нему хозяев, смотря по тому, куда его усаживали – на лавку или на скамью.

Вертикальная доска нередко вырезалась сверху в форме конской головы – отсюда и название лавки «коник», на ней мужчины обычно занимались хозяйственными делами.

Одежду крестьяне хранили в сундуках. Чем больше достаток в семье, тем и сундуков в избе больше. Мастерили их из дерева, обивали для прочности железными полосами. Нередко сундуки имели хитроумные врезные замки. Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое.

Ларь использовался для хранения продуктов или зерна. Ставился чаще всего в сенях.

По полу тянулись радужные домотканые половики, или дорожки, которые и впрямь своей формой напоминали дорогу, стелющуюся по земле.

Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала!

Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и всё, что создавал талантливый русский народ.

  1. Закрепление знаний.

? Зачем люди украшали окружающие их предметы?

? Зачем людям красота?

  1. Практическая работа.

Нарисовать фрагмент интерьера избы с основными предметами, используя предложенные схемы изображения внутреннего пространства.

  1. Анализ работ.

Оценка за работу.

  1. Домашнее задание.

1 уровень сложности.

Подобрать иллюстрации по теме «Предметы быта».

2 уровень сложности.

Побывать у бабушек и дедушек вашего села, собрать интересный материал о старинных бытовых предметах и их использовании.


Интерьер крестьянского жилища, который еще, иной раз, можно было встретить в XX в. складывался на протяжении столетий.

Крестьянские избы, в основном, были однокомнатными, или имели одну отапливаемую часть, собственно говоря - избу. Поэтому планировка жилища была очень рациональной, здесь не было ни чего лишнего и все было под рукой.

Дверь ведущая в избу делалась невысокой с приподнятым порогом, что способствовало большему сохранению тепла в доме. Кроме этого, гость входя в избу, волей-неволей, должен был поклонится хозяевам.

Основным компонентом жилища была печь, которая стоял с права или слева от входа, обычно ее делали в северном углу. Печи были «битыми» из глины, их ставили на деревянное опечье, приделывали чугунный шесток и железный дымоволок, с потолка на крышу выводили кирпичную трубу или деревянный дымоход. Печи более позднего периода делали полностью из кирпича.

Печь в доме Кудымова из деревни Яшкино. Коми-Пермяцкий АО. XIX в.

(архитектурно-этнографический музей Хохловка)

Печь играла в доме самую главную роль. Она как вместилище жизни и домашнего огня воплощала в себе идею дома, его благополучия. В русских говорах «огонь» и «дым» являются олицетворением дома: «огнищанин» - владелец очага (дома); «дымница» - селение, деревня; дань хазарам дали «от дыма меч»; да и сам термин изба от «истопка» т.е. «топить», «истопить».

Печь в доме Ошевнева из деревнпи Ошевнево. Карелия. 1876 г.

Русская печь кормила, обогревала, на ней спали, а в некоторых регионах даже мылись. Известен случай, что во время Великой Отечественной войны на Смоленщине от деревни Грибочки осталась только одна печь, в которой жила старуха с четырьмя ребятишками.

Большим грехом считалось плевать на печь и горящие в ней угли.

Уважительное отношение к печи выразилось в пословицах и поговорках: «Печь нам мать родная»; «Печь в дому-то же, что алтарь в церкви, в ней хлеб печется»; «на печи все красное лето»; «Словно у печи погрелся».

Однако печь ассоциировалась не только с добром и благополучием, но и со старостью, беспомощностью, бесполезностью. Она является местом для немощных и больных, валятся на печи, считалось недостойным делом уважающего себя человека. Лежать на печи - ленится, недаром деревянные лежанки на печи называли «ленивками». В народе говорили: «Хочешь есть калачи, так не сиди на печи».

Печь приравнивалась с дверью и окнами т.к., через печную трубу осуществлялся контакт с внешним миром. Это был специфический вход и выход для сверхъестественных существ, а также для контактов с ними. Через нее в дом проникает огненный змей (иногда он приносит богатства, но чаще всего, оборотившись мужчиной утешает вдов) и черт. Вылетает наружу ведьма, душа умершего человека, болезнь, для, призыв обращенный к нечистой силе.

Наиболее наглядна символика огня и печи, а также уподобления человека и хлеба в обряде перепекания ребенка. Перепекали обычно детей больных рахитом или отрофией (в народной терминологии собачьей старостью или сухотами). Ребенка клали на печную лопату и трижды засовывали в теплую печь, приговаривая: «Собачья старость перепекись в печи» или «Как хлеб пекется, так и собачья старость пекись». Печь в данном случае символизирует одновременно смерть и рождение. Отправление в печь временная смерть, и в тоже время новое рождение. Ребенка засовывали в печь, чтобы убить болезнь и самого больного ребенка, для возрождения его в здоровом теле.

Другим обрядом говорящим о связи печи с загробным миром является прикладывание рук к печи после возвращения с похорон или заглядывания в нее, чтобы очистится от соприкосновения с миром смерти, избавится от страха перед покойником и тоски по умершему.

Огонь в печи тоже почитался и воспринимался как живое существо. До принятия христианства славян называли огнепоклонниками. Они сжигали своих покойников, веря, что пламя погребального костра перенесет их в райскую обитель. Эта символика очистительного огня возродилась в XVII-XVIII вв. в массовых самосожжениях старообрядцев.

Самым чистым считался «живой огонь» полученный при помощи трения. Через него прогоняли стада, чтобы остановить падеж скота, также поступали при эпидемиях различных заболеваний. Известен ритуал прохождения между очистительных костров в Золотой орде.

Несмотря на постоянное пребывания в печи, домовой огонь сохранил свою связь со стихией небесного огня и при необходимости мог противостоять ей. К примеру в Вологодской губернии затапливали печь, чтобы «утешить» грозу. Как средство от стихийных бедствий использовали печную утварь. При приближении градовой тучи выбрасывали во двор хлебную лопату или кочергу, либо складывали их крест накрест для защиты посевов от града. Для борьбы с пожарами затапливали печи в соседних домах, поскольку читалось, что «дым на дым, и огонь на огонь не идут». Здания загоревшие от грозы тушили не водой, т.к. она является родственной стихией грозе, а молоком или квасом, бросали в огонь освященные пасхальные яйца. В борьбе с обычным пожаром, его обносили иконой Неопалимой купины или стояли лицом к огню с иконами.

Домашний огонь воплощал в себе целостность рода и семейного благополучия, его поддерживали в печи и сохраняли в виде горячих углей. Их старались не отдавать в другой дом, боясь, что вместе с ними уйдет из дома достаток и счастье. При переходе в новое жилище переносили угли с собой переманивая тем самым домового.

Когда кто ни будь уходил из дома, печь закрывали заслонкой, чтобы ему повезло в пути и не поминали его лихом. В новгородской губернии, чтоб работа удалась, закрывали печь садясь ткать. При приближении грозы трубу заслоняли, что бы туда не смогла спрятаться нечистая сила, и молния не ударила в избу.

Через трубу зовут пропавший в лесу скот. А в Страстной четверг хозяйка окликает через трубу всю скотину по именам, а хозяин откликается со двора. Делалась это для того, чтобы летом животные не заблудились в лесу.

В Житомерском районе был случай, когда мать позвала сына через печную трубу, после чего на него напала смертельная тоска по родному дому.

В некоторых районах Росси душу умершего выпускали через дверь, закрыв заслонкой трубу, чтобы душа не досталась черту. Когда умирал колдун, на оборот открывали трубу, а то и потолок разбирали.

Русская печь не смотря на свою массивность, благодаря всевозможным впадинам и печуркам, на которых можно было сушить мелкие вещи, имеет весьма элегантный вид. здесь, как и в других предметах обихода проявляется стремление народа к сочетанию добротности и красоты.

Между стеной и тыльной или боковой стороной печи находилось запечье . При расположении за печью там располагалось конская упряжь, если с боку, то обычно кухонная утварь.

С боку печи, рядом с входной дверью, пристраивался голбец , который служил местом отдыха, особенно старых и малых. В некоторых регионах на голбце не пали, т.к. считали, что на нем спит домовой. Через дверь голбца, по лестнице спускались в подклет, где хранились припасы.

Голбец в доме М.Ф. Камельских из деревни Камельская, Свердловская область. ХIХ в. (архитектурно-этнографический музей Нижняя Синячиха)

Кое-где высокий голбец был заменен коробом - «западней», высотой 30 см от пола, с задвижной крышкой, на котором тоже можно было спать. Со временем спуск в подклет дома переместился перед устьем печи, попадали в него через дверцу в полу. В настоящее время такое устройство распространено повсеместно в сельской местности, а на место голбца обычно стали ставить лавку.

Печной угол считался местом обитания домового - хранителя домашнего очага.

Напротив устья печи находился кутный угол . Значения слова «кут» - угол или тупик. Он еще называется шолнушей, стряпней, бабьим кутом, в нем царила женщина - хозяйка. Этот участок избы не предназначался для чужих глаз и часто отделялся от остальной части избы занавеской или деревянной стенкой. В куте располагался стол, стенная полка - «грядка». В подстолье и на грядке размещалась необходимая кухонная утварь. Начиная с XIX в. в кутном углу или в запечье стал появляться шкаф для посуды, снабженный иногда откидным рабочим столом.

Кутный угол в доме Елизарова из деревни Потаневщина. Карелия. XIX в.

(архитектурно-этнографический музей Кижи)

Рядом с печью, с боку или за ней, располагались полати . Место, где обычно спали все члены семьи, от чужого взора их укрывали занавесками.

Под полатями был подполатный угол или подпорожье - место хозяина дома. Здесь мужчина что ни будь мастерил или чинил. Делал он это на лавке или «конике» - широкой лавке-сундуке в которой хранился инструмент. Иногда под полатями ставили кровать которую завешивали пологом.

Подпорожье. (архитектурно-этнографический музей Тальцы, Иркутская область)

В подпорожье останавливались гости в ожидании приглашения хозяев, такое ожидание при низких полатях было крайне неудобным.

Красный угол

По диагонали от печи располагалась главная часть избы - красный угол , называли его еще передним, большим, почетным. Обращен он был всегда «на солнце», т.е. на юг или восток.

Красный угол. (архитектурно-этнографический музей Тальцы, Иркутская область)

Красный угол в доме Третьякова в деревне Гарь. Архангельская область

Входящие в избу, прежде всего, обращались к красному углу и осеняли себя крестным знаменем. Русская пословица гласит: «Первый поклон - Богу, второй - хозяину с хозяйкой, третий - всем добрым людям».

В красном углу всегда располагались иконы, это домовая божница ассоциировалась с церковным алтарем, а стол, стоящий в углу уподоблялся с престолом в божьем храме. Поэтому за столом нужно было себя вести, как в церкви, не разрешалось располагать на столе посторонние предметы.

Нахождение хлеба на столе превращало его в престол. «Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска так и стол доска». Считалось, что постоянное нахождение хлеба на столе должно обеспечить достаток и благополучие дому.

На Русском севере не разрешалось стучать по столу так, как он считался ладонью Бога или Богоматери.

В славянских обрядах очень часто используется ритуальный обход стола. В Белоруссии и Украине обносили вокруг стола новорожденного, в Костромском крае трижды обводили роженницу. Между тем обход стола вне ритуала был запрещен, входить, и выходить из-за стола нужно было с одной стороны.

Место за столом в красном углу было самое почетное, здесь сидел хозяин, священник или почетный гость («Красному гостю - красное место»). Почетность мест убывала по мере удаления от красного угла.

От красного угла вдоль стен устраивали широкие лавки, которые использовали для сидения, работы и сна. Одной стороной они плотно примыкали к стене, а с другой поддерживались или подставками, выпиленными из толстой доски, или фигурными ножками "стамишками". Такие ножки суживались к середине, которую украшало резное "яблоко". К краю лавки пришивали тесину, украшенную резьбой. Такая лавка называлась опушенной.

С верху над лавками вдоль стен шли полки - воронцы.

С середины XIX в. в крестьянском жилище, особенно у зажиточных крестьян, появляется парадное жилое помещение - горница.

Горница в доме М.Ф. Камельских из деревни Камельская, Свердловская область. ХIХ в. (архитектурно-этнографический музей Нижняя Синячиха)

Горница могла быть летним помещением, в случае всесезонного использования она отапливалась печью голландкой. Горницы, как правило, имели более красочный интерьер, чем изба. Их основное назначение было - прием гостей. В интерьере горниц используются стулья, кровати, горки сундуков.

Горница в доме Елизарова. Карелия. XIX в.

(архитектурно-этнографический музей Кижи)

Интерьер крестьянского дома, складывающийся веками, представляет наилучший образец сочетания красоты и удобства. Здесь нет ничего лишнего и всякая вещь на своем месте, все под рукой. Главным критерием крестьянского дома было удобство, чтобы человек мог в нем жить, работать и отдыхать.

Литература:

1. Бубнов Е.Н. Русское деревянное зодчество Урала. - М.: Стройиздат, 1988. - 183 с.: ил.

2. Маковецкий И.В. Архитектура русского народного жилища: Север и Верхнее Поволжье.- М.: Изд-во АН СССР,1962.-338с.:- ил.

3. Мильчик М.И., Ушаков Ю.С. Деревянная архитектура русского Севера. - Л., 1981. 128 с., ил.

4. Ополовников А.В. Русское деревянное зодчество. - М.: Изд-во «Искусство», 1983 .-287с.:-ил.

5. Семенова М. Мы- славяне! - СПб.: Азбука - Терра, 1997. - 560 с.

6. Смолицкий В.Г. Русь избяная. - М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1993. - 104 с.

7. Соболев А. А. Деревянный дом. Секреты старых мастеров. Архангельск 2003.

Вигвам, Северная Америка

Shutterstock

Шарик из мультфильма «Зима в Простоквашино» на самом деле неправильно представлял себе вигвам — национальное жилище лесных индейцев Северной Америки. Это шалаш на каркасе, а покрывается он циновкой, корой или ветками и чаще всего имеет куполообразную форму. Чаще всего он небольшой, но в самых больших могли проживать 25—30 человек. Сейчас вигвамы в основном используются как обрядовые помещения.

А то, что нарисовал Шарик, — это типи, оно действительно конической формы, живут в таких сооружениях кочевые индейцы Великих равнин.

Иглу / эскимосы


Иглу, эскимосы

Shutterstock

Еще одно узнаваемое изображение — ледяные дома эскимосов, которые называются иглу. Живут эскимосы на территории от Гренландии до Аляски и восточного края Чукотки. Строят иглу из уплотненных ветром снежных или ледяных блоков, высота сооружения — 3-4 м.

Можно, конечно, и просто «вырезать» дом в подходящем сугробе, и так тоже делают.

Вход может быть устроен в полу, к входу прорывается коридор — так делают, если снег глубокий. Если же снег неглубокий, вход устраивают в стене, а к ней пристраивают дополнительный коридор снаружи из блоков.

Когда вход расположен ниже уровня пола, легче происходит обмен между потоками углекислого газа и кислорода, при этом теплый воздух не покидает помещения. Свет проникает либо прямо сквозь стены, либо через окна из тюленьих кишок и льда. Внутри помещение обычно застилается шкурами.

Шатер / Сахара


Шатер, Сахара

Shutterstock

А этот тип жилья, казалось бы, вообще непонятно как не разваливается. Однако если присмотреться, можно заметить множество укрепляющих палок внутри. Шатер африканских бедуинов, который также иногда называют фелидж, — это, по сути, покрывало из верблюжьей или козьей шерсти, раскинутое поверх шестов. По количеству этих шестов определяют богатство бедуина, максимальное число таких подпорок — 18.

С помощью полога его делят на две части, одну отводят женщинам, вторую занимают мужчины.

Внутри шатер устилают циновками. Несмотря на кажущуюся простоту конструкции, на ее сборку уходит два-три часа. Днем шатер полностью открыт: покрывала поднимают наверх, ночью импровизированный дом закрыт, у него нет ни одного просвета — только так можно защититься от холода и ветров, которые приходят в пустыню с наступлением темноты.

Минка / Япония


Минка, Япония

Shutterstock

Еще одно жилье-трансформер — традиционная японская минка. Такой дом был жильем крестьян, ремесленников и торговцев, сейчас подобные хижины, как правило, встречаются в сельской местности.

В разных районах у минки свои особенности, но есть и общие правила, в частности использование прямоугольной рамочной конструкции из несущих столбов и перекладин. При строительстве таких домов используют дешевые и доступные материалы, они часто сделаны из дерева, бамбука, травы, соломы и глины.

Вместо стен — подвижные панели из картона, они позволяют «играть» с планировками.

Пол земляной, с деревянным настилом, на нем же спят и едят.

Пальясо / Испания

Wikimedia Commons

Это уже более основательное сооружение. Испанские дома пальясо делают из камня, их высота — 4-5 м, диаметр — от 10 до 20 м. Сам дом круглый или овальный, крыша — коническая, сделана из деревянного каркаса, обшитого соломой.

Окон может не быть вообще или же сделано одно, чисто символическое.

Такой вид жилья особенно популярен в округе Сьерра-де-лос-Анкарес. В качестве постоянных мест для проживания пальясо использовались до 1970-х годов.

Сакля / Кавказ