Крупные аварии на подводных лодках в ссср и россии. Гибель подводных лодок в ссср: затонувшие подлодки

По спасению 44 моряков с подводной лодки San Juan, которая пропала в Южной Атлантике в середине ноября. Саму подводную лодку при этом продолжат искать. О пропаже подлодки стало известно 17 ноября.

РБК вспомнил крупнейшие аварии с иностранными подводными лодками после Второй мировой войны

1951 год. Британская дизельная подлодка HMS Affray

16 апреля 1951 года субмарина Affray покинула порт приписки для участия в учениях. На борту находилось 75 человек. Вскоре подлодка перестала выходить на связь. Ее удалось обнаружить лишь через два месяца на глубине около 90 м в водах Ла-Манша. Выживших на борту не оказалось. Установить окончательную причину гибели корабля так и не удалось. Официальное расследование пришло к выводу об усталости металла в одном из узлов, отвечающем за снабжение воздухом. По другой версии, причиной послужил взрыв на борту.

1953 год. Турецкая субмарина Dumlupinar

Фото: Sait Kucuk CPOS (Ret) / Turkish Navy

4 апреля 1953 года турецкая субмарина Dumlupinar столкнулась в проливе Дарданеллы со шведским грузовым судном Naboland, после чего быстро затонула на глубине 85 м. В момент столкновения на мостике находилось пять подводников, им удалось спастись. Остальные члены экипажа, 81 человек, погибли.

1963 год. Американская головная атомная подлодка проекта Thresher

10 апреля 1963 года головная атомная подлодка проекта Thresher вышла в море для проведения тестовых глубоководных погружений. Испытания обернулись крупнейшей аварией в истории мирового подводного флота. Из-за нарушения целостности корпуса и поступления воды в машинное отделение лодка стремительно ушла на предельную глубину и начала разваливаться. Ее обломки лежат на глубине 2560 м в Атлантическом океане. На борту находилось 129 человек, все погибли. Эта катастрофа стала первой в истории гибелью атомной подводной лодки.

1968 год. Израильская дизельная подводная лодка «Дакар»

Фото: Havakuk Levison / FMS / Reuters

25 января 1968 года в Средиземном море затонула израильская дизельная подводная лодка «Дакар». Построенная в Великобритании субмарина следовала из Портсмута в Хайфу. Обнаружить затонувшую подлодку удалось только спустя 31 год: ее нашли на утвержденном маршруте на глубине 3 км. Сразу после гибели субмарины израильские военные выдвинули версию, что «Дакар» была потоплена советской подлодкой. После проведения экспертизы это подозрение было снято: в 2015 году СМИ сообщили, что к потере контроля над субмариной могла привести техническая неисправность.

1968 год. Атомная субмарина США USS Scorpion

Фото: U.S. Naval History and Heritage Command / AP

22 мая 1968 года в Атлантическом океане затонула еще одна атомная подводная лодка (АПЛ) — американская Scorpion. Причину ее гибели установить так и не удалось, в качестве одного из возможных вариантов называли взрыв торпеды на борту. Сама АПЛ лежит на глубине более 3 км, а представители ВМС США периодически мониторят радиационный фон в районе затопления. В 2012 году ветераны американского флота призывали возобновить расследование причин катастрофы и провести подводную экспедицию.

1971 год. Пакистанская подводная лодка «Гази»

Фото: LCDR Tomme J. Lambertson USN (RET)

3 декабря 1971 года у юго-восточного побережья Индии во время индо-пакистанской войны затонула пакистанская подводная лодка «Гази». На борту находилось 92 члена экипажа, все они погибли. Индийские военные утверждали, что лодка была потоплена их эсминцем «Раджпут». По словам пакистанской стороны, это произошло из-за взрыва на борту или подрыва на мине. Гибель «Гази» стала первой боевой потерей подводной лодки со времен Второй мировой войны.

2003 год. Китайская подводная лодка № 361

16 апреля 2003 года в Желтом море затонула китайская подводная лодка № 361. На борту находилось 70 членов экипажа, все они погибли. Власти Китая сообщили о катастрофе только 3 мая 2003 года. В качестве причины была названа неисправность системы отключения дизеля, что привело к выработке всего кислорода на борту. В ходе расследования катастрофы в отставку были отправлены четверо высокопоставленных военных.

Затонувшие атомные подводные лодки СССР и России являются темой неутихающих дискуссий. За советские и постсоветские годы погибло четыре атомные субмарины (K-8, K-219, K-278, «Курск»). Затонувшая K-27 была затоплена самостоятельно в 1982 году в после радиационной аварии. Это было сделано потому, что АПЛ не подлежала восстановлению, а утилизация была слишком дорогой. Все эти субмарины были приписаны к Северному флоту.

АПЛ К-8

Эта затонувшая подводная лодка считается первой официально признанной потерей в атомном флоте Союза. Причиной гибели судна 12 апреля 1970 года стал пожар, возникший во время пребывания его в (Атлантика). Экипаж долгое время боролся за живучесть субмарины. Моряки смогли заглушить реакторы. Часть экипажа была эвакуирована на борт вовремя подошедшего болгарского гражданского судна, но 52 человека погибли. Эта затонувшая подводная лодка являлась одним из первых атомоходов СССР.

Субмарина К-219

Проекта 667А в свое время был одним из самых современных и живучих кораблей подводного флота. Он затонул 6 октября 1986 года из-за мощного взрыва баллистической ракеты в шахте. В результате аварии погибло 8 человек. Кроме двух реакторов, затонувшая подводная лодка имела на борту не менее пятнадцати и 45 термоядерных боеголовок. Судно было сильно искалечено, но продемонстрировало удивительную живучесть. Оно смогло всплыть с 350-метровой глубины со страшными повреждениями корпуса и затопленным отсеком. Атомоход затонул лишь спустя трое суток.

«Комсомолец» (K-278)

Данная затонувшая подводная лодка проекта 685 погибла 7 апреля 1989 года в результате пожара, который возник во время выполнения боевой задачи. Судно находилось неподалеку от (Норвежское море) в нейтральных водах. Экипаж шесть часов сражался за живучесть подводного корабля, но после нескольких взрывов в отсеках подлодка пошла ко дну. На её борту находилось 69 членов экипажа. Из них погибло 42 человека. «Комсомолец» был самой современной субмариной того времени. Его гибель вызвала большой международный резонанс. До этого затонувшие подводные лодки СССР не привлекали к себе столько внимания (отчасти из-за режима секретности).

«Курск»

Эта трагедия, наверное, является самой известной катастрофой, связанной с гибелью подводной лодки. «Убийца авианосцев», грозный и современный атомный крейсер, затонул на 107-метровой глубине в 90 км от побережья. На дне оказались заперты 132 подводника. Мероприятия по спасению экипажа оказались безуспешными. По официальной версии, атомная субмарина затонула из-за взрыва опытной торпеды, который произошёл в шахте. Однако в гибели «Курска» до сих пор остается много неясного. По другим версиям (неофициальным), атомоход затонул из-за столкновения с американской подлодкой «Толедо», которая находилась неподалеку, или из-за попадания пущенной с неё торпеды. Неудачная спасательная операция по эвакуации экипажа с затонувшего судна стала потрясением для всей России. На борту атомохода погибло 132 человека.

Послевоенные потери подводного флота СССР
После окончания второй мировой войны началось новое противостояние – «холодная война». Не стреляли пушки, самолеты не бомбили противника, а корабли не обменивались артиллерийскими и ракетными залпами, но это не уберегало от потерь с десятками человеческих жизней. И одни из самых больших потерь на фронтах «холодной войны» понесли моряки-подводники.

В послевоенное время советский флот потерял погибшими девять лодок, в том числе три атомные. Кроме этого многие лодки получили серьезные повреждения, а атомная К-429 затонула, но в последствие была поднята и снова введена в строй. Первое время гибель подводных лодок в СССР касалась только дизельных субмарин. В период с 1952-го по 1968-й год погибло от различных причин шесть лодок, в том числе одна из них в базе, при этом при взрыве получили повреждения еще несколько лодок. Погибло в общей сложности 357 человек. Случались в этот период аварии и на атомных лодках, но все они обходились без «безвозвратных потерь» в технике.

Затонувшие подводные лодки СССР принадлежали разным флотам: по две лодки от Северного, Тихоокеанского и Балтийского флота. 12-го апреля 1970-го года погибла советская атомная подводная лодка К-8, на борту которой в боевом походе случился пожар. Именно пожары стали, основной бедой советских подводников, регулярно вспыхивая на лодках различных проектов. Экипаж четверо суток боролся с огнем, но спасти лодку не смог, а пламя «забрало» жизни 52 членов экипажа.

На следующий год чудом не погибла атомная лодка К-56, получившая пробоину в результате в результате столкновения с научным судном «Академик Берг». Авария стоила жизни 27 морякам, задраившим отсек, и спасшим жизни остальных. Далее последовал продолжительный период затишья. Наибольшее количество затонувших подводных лодок СССР приходится на 80-е годы, ознаменовавшиеся гласностью и перестройкой. И если гибель 21-го октября 1981-го года дизельной лодки С-178 не вызвала резонанса (столкновение с грузовым судном), то гибель в октябре 1986-го года атомной К-219 имела большую огласку. В течение трех суток в Саргассовом море экипаж боролся с огнем, но лодку спасти не удалось. К счастью погибло только четыре человека.

В промежутке между двумя авариями, 24-го июня 1983-го года затонула К-429, вышедшая на испытания после проведения ремонта. В результате при погружении лодка набрала воды, а неправильные действия сборного экипажа привели к тому, что лодка легла на дно. На поверхность выбрались 104 человека, а еще 16 погибли. В дальнейшем лодку подняли и вернули в строй.

Но самая известная гибель подводной лодки в СССР случилась 7-го апреля 1989-го года, когда в результате пожара и последующего затопления затонула новейшая лодка «Комсомолец», возвращавшаяся с боевого дежурства. Жертвой аварии стали 42 моряка. Стоит отметить, что гибель подводных лодок в СССР происходила значительно чаще, чем в США, которые потеряли всего два своих подводных атомохода.

Не обошлось без потерь и в российское время. И если буксируемую на слом К-159 нельзя считать полноценной боевой лодкой, то гибель 12-го августа 2000-го атомного подводного крейсера «Курск» проекта 945А стало настоящей трагедией, которая привела к гибели 118 подводников.

Напоследок отметим, что затонувшие подводные лодки СССР располагаются во всех частях мира, от родных берегов до Саргассова моря, Гавайских островов и Бискайского залива, указывая на расположение линии фронта «холодной войны».

Советская субмарина К-19 стала первой атомной подводной лодкой, потерпевшей крушение.

ТОП-5 самых ужасных аварий на подводных лодках


© wikimedia.org

© wikimedia.org



© wikimedia.org



© wikimedia.org



© wikimedia.org



© wikimedia.org



© wikimedia.org



© wikimedia.org



© wikimedia.org



© wikimedia.org



© wikimedia.org



К-19 получила от моряков прозвище "Хиросима"© wikimedia.org



© wikimedia.org

Фото 1 из 14: © wikimedia.org

Ровно полвека назад произошла первая авария на атомной субмарине К-19, которую позже моряки прозвали "Хиросима".

Хотя судно уцелело и было позже отремонтировано, его экипаж получил большую дозу облучения, а восемь матросов погибли в муках от лучевой болезни.

И после 4 июля 1961 К-19 не осталась единственной подводной лодкой, пережившей крупную аварию.

За последующие полвека затонувшие атомные лодки заражали мировой океан ядерным топливом.

А благодаря китайской субмарине Ming III в море появилась подводная лодка-призрак.

К-19: первая авария на глубине

Первый советский ракетоносец на атомном реакторе К-19 в 1961 отправился в Северную Атлантику для осуществления учебных стрельбищ.

Однако вблизи Норвегии на борту возникла чрезвычайная ситуация. Системы охлаждения реактора вышли из строя.

Моряки принялись мастерить новую систему охлаждения. Радиоактивный фон в субмарине катастрофически возрос, из-за чего 42 матроса получили большую дозу облучения.

Спустя сутки после аварии всех членов экипажа эвакуировали, а сама лодка была отбуксирована на военную базу для дезактивации и ремонта.

За сутки 6 облученных моряков погибли, а в последующие несколько недель погибли еще двое мужчин. Авария К-19 стала первой в истории катастрофой подводной лодки.

Thresger: первая погибшая атомная лодка

Американская атомная субмарина Thresher погибла во время неудачных испытаний на прочность в 1963 году. Подводная лодка должна была погрузиться на 360 метров под воду.

Однако уже на 270-м метре экипаж лодки не вышел на связь. Как оказалось, подводная лодка не прошла испытание и разломилась на несколько частей.

129 человек, среди которых 16 офицеров 96 членов экипажа и 17 инженеров, не служивших в армии США, погибли.

Thresher стала первой атомной субмариной, оставшейся на дне океана. Число погибших в катастрофе этой подводной лодке до сегодня остается рекордом.

К-431: взрыв субмарины

Атомная подводная лодка СССР с крылатыми ракетами К-431 в 1985 году стояла на ремонте в бухте Чижма в 55 километрах от Владивостока.

При загрузке атомного топлива из-за ошибки персонала произошел мощный взрыв, который сорвал крышку реактора и выбросил наружу все отработанное ядерное топливо.

Радиоактивный фон в лодке вырос до 90 тыс. рентген. Советская власть установила информационную блокаду. Однако после распада СССР стало известно, что в ходе катастрофы пострадали 290 человек, из них 10 - умерли из-за самого взрыва, а 39 человек - пострадали от лучевой болезни.

Курск: атомная катастрофа

12 августа 2000 атомная подводная лодка "Курск" участвовала в учениях в Баренцевом море, которые завершилась двумя взрывами и гибелью подлодки-гиганта.

По официальной версии, первый взрыв произошел из-за утечки торпедного топлива через проржавевшую оболочку. Из-за реакции с медью в покрытии торпедного аппарата произошел химический взрыв.

Субмарина стала погружаться и упала на морское дно. В это время на борту взорвались еще несколько снарядов, отчего в корпусе появилась двухметровая дыра.

23 матроса, уцелевшие после взрывов, закрылись в 9 отсеке и ждали спасения. Однако помощи они не дождались. Всего в результате гибели "Курска" погибли 118 человек.

Ming III: субмарина-призрак

Дизель-электрическая подводная лодка Ming III в 2003 году стала самой большой потерей флота Китая. Во время погружения дизель по неизвестным причинам не остановился и сжег весь кислород на борту.

В результате все 70 членов экипажа погибли, а сама лодка пропала без вести. Через месяц после инцидента ее случайно обнаружили китайские рыбаки, которые сетями зацепились за перископ. Субмарина плавала в автономном режиме в Бохайском заливе Желтого моря.

Приняла участие в украинско-российских учениях "Фарватер мира-2011".

Подписывайся на наш telegram и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

(Трагическая хроника атомной эпохи по отечественным и зарубежным публикациям)

На судоремонтных заводах

10 февраля 1965 года. СССР, Архангельская область, г.Северодвинск, судоремонтный завод «Звездочка»

Произошёл неконтролируемый пуск реактора на советской атомной подводной лодке (АПЛ) К-11 «Ленинский комсомол», находившейся на судоверфи. При перегрузке активной зоны кормового ядерного реактора случился выброс радиоактивной паровоздушной среды. В реакторном отсеке начался пожар, который решили потушить забортной морской водой. С помощью пожарных машин туда залили до 250 тонн воды, которая распространилась в соседний и кормовые отсеки через выгоревшие уплотнения. Чтобы избежать затопления АПЛ, радиоактивную воду откачали за борт - прямо на заводской акватории. Переоблучились семь человек. Аварийный реакторный отсек позже был вырезан и затоплен в заливе Абросимова у восточного побережья острова Новая Земля на глубине 20 метров (Осипенко, 1994).

Радиационная авария на АПЛ К-140 «Навага», находившейся на ремонте. После проведения модернизационных работ произошел несанкционированный выход ядерного реактора левого борта на мощность, превосходящую номинальную в 18 раз. В результате активная зона и реактор были выведены из строя. Отсек с отработавшим ядерным топливом вырезали и затопили в районе Новоземельской впадины (Осипенко, 1994).

На строящейся АПЛ К-329 произошел неконтролируемый пуск ядерного реактора, на котором в это время отсутствовали съемный лист прочного корпуса и блоки сухой биологической защиты. Самопроизвольная цепная реакция продолжалась 10 секунд. В момент аварии в цехе находились 156 человек. Общий выброс радиоактивных продуктов составил около 25 тыс. Ки (из них -1 Ки попал непосредственно в цех). В ликвидации последствий аварии принимали участие 787 человек (Птичкин, 1995).

30 ноября 1980 года. СССР, Архангельская область, г.Северодвинск, судоремонтный завод «Звездочка»

Авария на советской АПЛ К-162 «Анчар». Рабочие в процессе ремонта подводной лодки использовали непроверенные чертежи и перепутали фазы электропитания. Положение, можно сказать, «спас» разрыв компрессора главного насоса, в результате которого несколько тонн слаборадиоактивной воды попало в необитаемое помещение. Активная зона реактора была выведена из строя (Greenpeace, 1994).

10 августа 1985 года. СССР, Уссурийский залив, бухта Чажма, судоремонтный завод «Звезда»

Случилась самая тяжелая радиационная авария за все время существования отечественного атомного флота. На АПЛ К-431, находившейся у пирса судоремонтного завода «Звезда», из-за нарушения персоналом правил перегрузки ядерного топлива в одном из реакторов возникла самопроизвольная цепная реакция и произошёл взрыв. В результате была выброшена сборка со свежезагруженным ядерным топливом и начался пожар, продолжавшийся 2,5 часа. Сформировался радиоактивный шлейф полосой в 5,5 километра, который пересек полуостров Дунай в северо-западном направлении и вышел к побережью Уссурийского залива, пройдя по акватории еще 30 километров. Суммарная активность выброса составила около 7 мКи. В ходе аварии и при ликвидации ее последствий повышенному облучению подверглись 290 человек. Десять человек погибли в момент происшествия, у десяти была определена острая лучевая болезнь, у 39 - лучевая реакция (Радиационное наследие, 1999; Сивинцев, 2003).

Под водой

Первая серьезная авария на ядерной энергетической установке советской атомной подводной лодки. На АПЛ К-8 произошел разрыв парогенератора с утечкой радиоактивного пара и гелия. Начался разогрев реактора. Система проливки его водой оказалась в нерабочем состоянии. Срочно смонтировали аналогичную нештатную систему, что позволило избежать оплавления активной зоны. Вся АПЛ была загрязнена радиоактивными газами. Наиболее пострадали 13 человек, дозы их облучения составили 180-200 бэр (Осипенко, 1994).

Авария на советской АПЛ К-19 с баллистическими ракетами на борту. В результате разгерметизации первого контура ядерной энергетической установки возникла угроза теплового взрыва. После всплытия субмарины команда из шести человек смонтировала нештатную систему проливки реактора водой для его охлаждения. Спустя некоторое время она отказала. Все члены команды получили дозы облучения от 5 тыс. до 7 тыс. бэр.

Новая команда из трех человек восстановила эту систему и также получила значительные дозы облучения. Вскоре после аварии восемь из девяти подводников-ликвидаторов умерли от лучевой болезни. Позднее, из-за высокой аварийности, сопровождавшейся гибелью членов экипажа, К-19 получила среди советских моряков зловещее прозвище - «Хиросима» (Черкашин, 1993;Черкашин, 1996).

В 160 километрах от мыса Код (штат Массачусетс, США) при испытательном погружении затонула американская АПЛ SSN-593 «Трешер». Все 129 членов экипажа погибли, а подлодка, распавшаяся за прошедшее время на несколько частей, находится на глубине 2590 метров (Хэндлер, 1998; KAPL, 2000).

В 650 километрах на юго-запад от Азорских островов на глубине 3600 метров затонула американская АПЛ SSN-589 «Скорпион». Существует версия, что на одной из торпед с неядерной боеголовкой неожиданно сработал механизм приведения её в боевое положение. Капитан подлодки принял решение избавиться от ставшего опасным снаряда и отдал команду произвести пуск. Выпущенная в открытый океан торпеда начала поиск цели, пока в прицеле ее самонаводящейся боеголовки не оказалась сама подводная лодка. Есть другая версия: якобы, во время испытательного запуска торпеды сдетонировал ее боевой заряд. Все 99 членов экипажа погибли. На борту находились две торпеды с ядерными боеголовками (Naval Nuclear Accidents, 1989; ИБ ЦОИ по АЭ, 1993).

Радиационная авария на советской АПЛ К-27 «Кит». Произошла утечка жидкометаллического теплоносителя, и он попал в ядерный реактор. Разрушилось более 20 процентов тепловыделяющих элементов. Все 124 члена экипажа оказались переоблучены. Погибли девять подводников. В 1981 году АПЛ с двумя реакторами с невыгруженным ОЯТ была затоплена в Карском море на глубине 30 метров (Морской сборник, 1993; Факты и проблемы, 1993).

Первую катастрофу потерпела советская АПЛ К-8, оборудованная двумя ядерными реакторами. 8 апреля почти одновременно в третьем и восьмом отсеках началось возгорание. Подлодка всплыла в надводное положение. Потушить пожар не удалось. Сработала аварийная защита реакторов, судно практически оказалось без электроэнергии. Оставшийся в живых экипаж был эвакуирован на его верхнюю палубу и на корабли, подошедшие на помощь.

11 апреля в результате потери продольной остойчивости подлодка затонула на глубине 4680 метров в 300 милях северо-западнее Испании. Она имела на вооружении две торпеды с ядерными боеголовками. Погибли 52 члена экипажа (Осипенко, 1994).

Советская АПЛ К-108 столкнулась с АПЛ ВМФ США «Tautog». По утверждению американских подводников, это произошло после того, как советская субмарина, уходя от преследования их атомной подводной лодки, совершила опасный маневр (американцы назвали её «Сумасшедший Иван»), а именно: серию нескольких внезапных поворотов (до 180°). Обе субмарины получили повреждения (Bussert, 1987).

Пожар в девятом отсеке советской АПЛ К-19 с баллистическими ракетами на борту в 600 милях северо-восточнее Ньюфаундленда. В десятом отсеке было загерметизировано 12 человек, которых удалось спасти только через 24 дня. В результате аварии погибли 28 человек (Осипенко, 1994; Черкашин, 1996).

Советская АПЛ К-56 Тихоокеанского флота столкнулась с научно-исследовательским судном «Академик Берг». Были затоплены второй и третий отсеки. Сработала аварийная защита ядерных реакторов. Лодку выбросило на Находкинскую отмель. Погибли 27 человек (Драмы, 2001).

В 130 километрах к юго-западу от острова Медвежий в Норвежском море после пожара под водой на глубине 1680 метров затонула советская АПЛ К-278 «Комсомолец»; 42 члена экипажа погибли. На своем вооружении субмарина имела две ядерные торпеды (по 3200 граммов плутония в каждой боеголовке). В 1990-1995 годы с помощью научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш» и двух обитаемых глубоководных аппаратов «Мир» было проведено обследование и выполнены работы по локализации радиоактивных материалов, находившихся в первом отсеке лодки в ядерных боеприпасах (Гладков, 1994; Гулько, 1999).