Методика проведения репетиций. Основы хороведения - Т.С

Основной формой коллективных занятий в учебно-воспитательной работе самодеятельных эстрадных оркестров и ансамблей являются репетиции. В практике работы самодеятельных музыкальных коллективов различают четыре основных типа репетиций. Каждая из них имеет свои задачи и специфические особенности.
Корректурная репетиция проводится с целью уточнения характера аранжировки разучиваемого произведения, соответствия ее содержанию, исполнительскому замыслу, а также для выявления недостатков и определения путей их устранения. Она проводится в коллективах, обладающих достаточно высоким уровнем музыкальной подготовки, в тех случаях, когда у руководителя вызывает сомнение инструментовка пьесы или песни.
Ординарная, или рабочая, репетиция проводится для изучения конкретного произведения, подготовки его к концертному исполнению. В зависимости от сложности пьесы руководитель определяет количество ординарных репетиций и составляет репетиционный план для каждой из них с указанием решаемых задач. Такие репетиции имеют свои стадии и этапы и проводятся с полным составом оркестра или ансамбля, а также по группам и индивидуально с целью детальной отработки партий.
Прогонные репетиции проводятся для решения отдельных задач, связанных с улучшением качества исполнения всего произведения, установлением правильного соотношения темпов, динамики и т. д., а также для поддержания должного художественного уровня исполнения уже готовых произведений.
Генеральная репетиция проводится для определения готовности разучиваемого произведения к концертному исполнению, устранения небольших погрешностей. Она является своеобразным итогом ординарных репетиций, поэтому назначать ее надо тогда, когда произведение детально проработано и готово для исполнения на концерте.

Особенности репетиционной работы в самодеятельном коллективе

Процесс репетиционной работы с эстрадным коллективом слагается из решения многих исполнительских и воспитательных задач. Главная из них - музыкально-эстетическое и творческое развитие самодеятельных музыкантов в процессе работы над произведением. Мы специально выделяем и подчеркиваем воспитательный акцент в организации репетиций в эстрадных оркестрах и ансамблях, поскольку именно в этих коллективах встречаются нередко негативные моменты, педагогические просчеты в методике проведения занятий с участниками коллектива. Многие руководители слепо копируют деятельность профессиональных оркестров и ансамблей и механически переносят общие методические приемы работы с профессиональным эстрадным коллективом на самодеятельные без учета их специфики.
Безусловно, по своему характеру деятельность участника кружка близка к деятельности профессионального музыканта (подготовка произведения к исполнению его перед слушателями). Она строится на тех же принципах и протекает в той же последовательности, как и творческая работа профессиональных ВИД.
Особенность организации репетиционного процесса в самодеятельных эстрадных оркестрах и ансамблях заключается, во-первых, в том, что работа над музыкальным произведением подчиняется воспитательным задачам, протекает на разных уровнях и охватывает значительно больший период времени на его освоение. Во-вторых, для профессионала результат его деятельности - исполнение - выступает как средство эстетического воздействия на слушателя, а в работе самодеятельного исполнителя и подготовка и выступление важны прежде всего как средство эстетического развития и формирования личности самого участника. Поэтому слепое копирование деятельности профессиональных коллективов наносит определенный ущерб организации учебно-воспитательного процесса в самодеятельных эстрадных оркестрах и ансамблях. Руководитель должен критически осмыслить то положительное, что накоплено в практической работе исполнителей-профессионалов, и творчески применить его с учетом возможностей своего коллектива.
Особенности методики репетиционного процесса в самодеятельных эстрадных оркестрах и ансамблях обусловлены уровнем профессиональной подготовки участников, специфическими условиями деятельности любительского коллектива и, что самое главное, определенными задачами, стоящими перед коллективом художественной самодеятельности.
Анализ практической работы самодеятельных эстрадных оркестров и ансамблей позволил наметить определенную организационно-методическую структуру проведения рабочих репетиций, отдельные элементы которой могут быть использованы и в репетициях другого типа. В зависимости от уровня исполнительского мастерства участников коллектива руководитель устанавливает ряд стадий репетиционного процесса. Каждая из них имеет свои характерные особенности и задачи.

ВВЕДЕНИЕ


Хоровое пение как вид музыкального искусства. Роль и значение хорового пения в жизни народа

Значение предмета «Хороведение» в профессиональной подготовке учителя музыки
Определяющим направлением в повышении общей и музыкальной культуры народа является хоровое пение. Оно выступает также в качестве ведущей деятельности учащихся на уроке музыки в школе. Научить детей правильно и красиво петь, доставляя при этом радость себе и окружающим, - одна из задач будущего учителя-музыканта. Из вышеизложенного следует, что большое значение в профессиональной подготовке учителя музыки имеют предметы дирижерско-хорового цикла.

Предметы дирижерско-хорового цикла, изучаемые студентами на музыкально-педагогическим факультете, включают шесть основных учебных лекционных и практических курсов: хороведение, дирижирование, хоровой класс и практикум работы с хором, методику работы с детским хором, хоровую аранжировку, хормейстерскую практику с учебными и детскими хоровыми коллективами. Данный выбор перечисленных учебных дисциплин обусловлен задачами всесторонней вокально-хоровой подготовки будущих учителей музыки и заключается в системности и последовательности изучения теоретических и практических знаний, формировании профессиональных умений общения и управления хоровыми коллективами различных составов и возрастов. Отвечая общей цели профессиональной подготовки учителя музыки, руководителя детского хорового коллектива, каждый из предметов занимает в этой системе строго определенное место и решает вполне конкретные задачи.
Так, в процессе работы на хоровом классе студенты обучаются навыкам общения с хоровым коллективом в двух качествах -певца и дирижера, приобретают профессиональные умения петь в хоре, постигают общественную и личную значимость хорового пения как средства воспитания духовной культуры.
В классе дирижирования студенты приобретают знания об истории становления и развития дирижерского искусства. На практических занятиях учатся овладевать приемами собственной дирижерской техники. Под руководством преподавателя проводится работа по изучению, осмыслению и воспроизведению на инструменте приемов исполнения хоровых партитур, составлению и оформлению устных и письменных аннотаций и анализов курсовых и дипломных хоровых произведений.

В курсе хоровой аранжировки студенты учатся приемам и способам переложения хоровых произведений с одного состава хора на другой. На практических занятиях по хоровой аранжировке студентами осмысляются и закрепляются знания о художественных возможностях и специфике звучания каждого типа и вида хора.
Содержанием хормейстерской практики является живая практическая работа студентов с детскими хоровыми коллективами средних общеобразовательных школ и учебными курсовыми хорами факультета. В процессе практики студентам предоставляется возможность попробовать себя в качестве руководителя кора, увидеть и ощутить свои организаторские, педагогические и музыкально-исполнительские возможности.

Во время самостоятельной работы с детским или учебным курсовым хором они смогут оценить весь музыкально-педагогический багаж, накопленный ими в ходе предыдущей вокально-хоровой подготовки, спрогнозировать возможности его применения в последующей практической деятельности.
Курс «Хороведение» занимает особое место в цикле дирижерско-хоровых дисциплин. Современное состояние предмета рассматривается в единстве трех его составляющих: во-первых, изучение истории хорового исполнительства с точки зрения анализа развития хорового искусства различных эпох, жанров, форм и стилей; во-вторых, постижение теоретических основ хорового искусства, психофизиологического механизма певческого процесса, развития вокально-хоровой культуры певцов хора, характеристики средств музыкальной выразительности хорового произведения; в-третьих, овладение методикой и практикой работы с хором.
Данный курс открывает цикл дирижерско-хоровых дисциплин и изучается на музыкально-педагогическом факультете в I семестре I курса. Теоретические знания, полученные студентами в курсе «Хороведение», реализуются впоследствии на практических занятиях по дирижированию, хоровому классу, хоровой и педагогической практике. Эффективность методики проведения репетиционной работы с хором, проявляющаяся в умении общаться с хоровым коллективом на занятиях и концертных выступлениях, во многом обусловлена уровнем сформированности знаний студентов по данной учебной дисциплине.
Изучение курса «Хороведение» осуществляется на лекционных, семинарских и практических занятиях. В содержание лекционных занятий включены наиболее сложные и объемные историко-теоретические и методические вопросы, составляющие основу курса. Задача семинарских занятий - закрепить полученные в ходе лекций знания, демонстрируя уровень их закрепления при проведении анализа хоровой партитуры, методы самостоятельной работы дирижера при подготовке фрагментов хоровой репетиции. На практических занятиях, при посещении репетиций хоровых коллективов, студенты знакомятся с опытом ведущих хормейстеров Республики, а также преподавателей - руководителей студенческих хоров, перерабатывая и усваивая лучшие их методические и педагогические приемы.

Завершается изучение данной дисциплины устным экзаменом. В экзаменационные билеты включаются теоретические вопросы, задания по анализу фрагментов хоровой партитуры и по демонстрации системы вокально-хоровых упражнений и фрагментов разучивания произведений с хором. Как правило, первый вопрос билета посвящается истории хорового искусства, эволюции его жанров. Освещая второй вопрос, необходимо показать знания по теории хороведения, практике работы с хором, а также дать характеристику особенностей хорового строя и ансамбля. Ответ на третий вопрос должен продемонстрировать объем и качество выполненной студентом самостоятельной работы по подбору вокально-хоровых распеваний и упражнений, составлению программы хорового концерта, предъявлению и обоснованию проспекта хоровой репетиции.

Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХОРОВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
Тема 1. Жанры хорового исполнительства
Тема 2. Определение понятия «хоровой коллектив». Типы и виды хора. Хоровая партитура
Тема 3. Диапазоны хора и хоровых партий Регистры певческих голосов. Хоровая тесситура
Тема 4. Формирование и комплектование хоровых партий смешанного хора
Тема 5. Характеристика художественно-исполнительских возможностей разных типов хоровых коллективов
Тема 6. Состав хора и его расстановка во время репетиций и концертных выступлений

Глава 3. ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ПОВЫШЕНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА
Тема 1. Певческое дыхание, его типы и виды. Правильная певческая установка
Тема 2. Атака звука и основные типы звуковедения в хоре
Тема 3. Дикция в хоре и ее роль в раскрытии идейно-смыслового содержания хорового произведения

Глава 4. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ ЗВУЧНОСТИ
Тема 1. Хоровой строй. Методика работы над строем в хоре
Тема 2. Хоровой ансамбль. Методика работы над ансамблем в хоре.

Глава 5. ТЕХНОЛОГИЯ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ РАБОТЫ: ФОРМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЕВЦОВ ХОРА
Тема 1. Самодеятельный хоровой коллектив как вид музыкального творчества
Тема 2. Основные направления работы самодеятельного хора
Тема 3. Работа дирижера по самостоятельному изучению хоровой партитуры
Тема 4. Хоровая репетиция, методика её организации и проведения.
Тема 5. Концертная деятельность хора, ее роль и значение

Глава 6. ПИСЬМЕННЫЙ АНАЛИЗ ХОРОВОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Общие требования к оформлению письменного анализа хорового произведения
ПРИЛОЖЕНИЕ. Примеры использования стихотворения М. Лермонтова «На севере диком» в хоровом творчестве русских композиторов
ЛИТЕРАТУРА

Репетиционный процесс - процесс полного создания спектакля, включающий все театральные компоненты:

От актерской игры

До работы постановочных цехов.

Репетиционный процесс состоит из разнообразных видов репетиций, которые проходят под руководством постановщика спектакля или его ассистентов, действующих в рамках основного замысла, определенного постановщиком.

Репетиция (От лат.Repetitio – повторение) - основная форма подготовки спектакля, предусматривающая чтения и обсуждения пьесы, ее многократное исполнение по отдельным сценам, актам и всей в целом.

Репетиция проводится под руководством режиссера.

В процессе репетиций режиссер-постановщик и исполнители:

Добиваются раскрытия идейного содержания драматургического произведения и яркого воплощения образов;

Стремятся найти выразительные средства для создания целостного по своему идейному и художественному решению спектакля.

Различают:

Застольные репетиции;

Репетиции в "выгородке";

Монтировочные, прогонные и генеральные репетиции на сцене.

Застольная репетиция - первый этап репетиционного процесса, включающий в себя:

Первую читку пьесы по ролям;

Уточнение реплик;

Беседы с постановщиком о замысле будущего спектакля;

Действенный и смысловой анализ драматургической основы и т.п.

Разводка - в театре - распределение актеров, запятых в спектакле, по различным местам сценической площадки.

Репетиция в выгородке - репетиция в репетиционном зале, в котором места действия и будущие декорации обозначаются подручными вспомогательными средствами: стульями, выгородочными ширмами, переносными раздвижными загородками и др.

Во время репетиций в выгородке:

Намечаются и разрабатываются мизансцены и пластика персонажей;

Идет поиск характеров и взаимоотношений персонажей;

Актеры осваивают и постепенно заучивают тексты своих ролей.

Этюдный метод - метод проведения репетиций, в основу которого положены импровизация (этюды) на темы пьесы или ее отдельных сцен. Такие этюды, предлагаемые постановщиком спектакля, позволяют актерам точнее понять существо характеров и взаимоотношений персонажей.

Вокальная репетиция - репетиция, на которой репетиторы по вокалу ставят вокальные номера, входящие в спектакль.

Пластическая репетиция - репетиция, на которой специалисты по сценическому движению ставят сценические бои, пантомимические номера и т.п.

Танцевальная репетиция - репетиция, на которой балетмейстеры ставят танцевальные номера, входящие в спектакль.

Монтировочная репетиция (от фр.Monter – поднимать) - предварительная проверка всех элементов декорационного оформления спектакля. Во время монтировочной репетиции:

Производится сборка декораций пьесы по актам в соответствии с авторским эскизом и техническим макетом;

Разрабатываются способы и средства для быстрой смены декораций;

Уточняется размещение предметов оформления спектакля;

Проверяются механизмы для получения сценических эффектов, художественного освещения декораций.

Последние монтировочные репетиции проводятся с участием актеров в костюмах и гриме.

Прогон, Прогонная репетиция - проверочный просмотр спектакля или отдельной сцены, акта. Обычно прогон предшествует генеральной репетиции. Во время прогона спектакль идет в декорациях, при соответствующем освещении, актеры играют в костюмах и гримах. Во время прогонов режиссер-постановщик редко прерывает течение отдельных сцен с целью ее уточнения или повтора; все замечания актерам высказываются по окончанию прогона.

Генеральная репетиция - последняя репетиция перед окончательным выпуском спектакля. Обычно генеральная репетиция проводится:

На публике;

В полном гриме и костюмах;

С полным сценическим, световым, музыкальным и шумовым оформлением.

В. Историко-документальная драматургия. Понятия факт и документ.

Рождение жанра - «под документ» - свидетельствует о том, что интерес и доверие читателя и зрителя к документальному повествованию столь велики, что даже сама форма документального изложения, даже когда его содержание не восходит к документальным материалам, способна оказывать на них убеждающее воздействие, создавать эффект достоверности написанного или показанною на сцене и на экране.Современная документальная литература родилась не на пустом месте. Стремление человека видеть в искусстве, то есть в художественном осмыслении действительности, достоверную картину мира столь же старо, как и само искусство. «литература вымысла», прошедшая различные стадии развития, всегда имела тенденцию - в обобщенном и типическом отразить объективный мир. Вся история литературы ознаменована постоянным усилением этой тенденции. Заслуга реализма - высшей ступени литературного развития, - как раз и состоит в том, что он предельно сблизил художественный вымысел с реальной действительностью, объективизировал художественный вымысел.В XIX веке литература и, в частности, русская вплотную подошла к использованию в целях усиления эффекта достоверности, документальных фактов и исторических документов.Таким образом, говоря о развитии в наше время документально-исторического направления в литературе и искусстве, надо отдавать себе отчет в серьезности объективно исторических факторов развития самого литературного процесса, вызвавших его к жизни.«литература вымысла» и «литература факта» - имеет право на жизнь при условии ее правильного понимания.К «литературе факта», в отличие от «литературы вымысла», следует относить произведения, в задачу которых действительно входит исключение вымысла и предельно адекватное воспроизведение фактов. Это труды историков, мемуары, дневники. «Литературой фактов» произведения этого рода останутся и в том случае, если в них не будет присутствовать ни одного документа. При отсутствии в них вымысла мемуары и дневники сами становятся документами, свидетельствами о фактах.Что касается построенных на документальном материале произведений прозы и драматургии,- они полностью относятся к литературе художественной. Прежде всего потому, что документальное произведение отнюдь не лишено вымысла.Как будет показано ниже, для создания документального произведения требуется не меньше, а значительно больше авторского воображения и художественного мастерства, чем для создания целиком вымышленного повествования.Наряду с отрицанием документализма как направления художественной литературы, существует и противоположное мнение - неимоверно расширительное толкование понятия «документализм». относящее к нему все художественные произведения, описывающие подлинные факты истории, подлинных исторических или современных деятелей.Понятия «факт» и «документ» рассматриваются т. о. как синонимы. На этой почве возникает немало путаницы. Надо отчетливо представить себе, что исторический факт неповторим и, как таковой, невоспроизводим. Он, следовательно, может присутствовать в художественном произведении как образ исторического события.Документ - что свидетельство о факте. Оно существует реально и может быть использовано. Свидетельством может быть та или иная фиксация факта, отразившая, «охватившая» какую-то его сторону. Такой фиксацией могут быть письменные свидетельства о сути происходящего - протокол, стенограмма, купчая крепость, декрет, постановления, свидетельство о рождении и т. п.Фиксацией фактов являются средства запечатления внешнего, «зримого» ряда происходящею - зарисовка, фотография, кинокадр.Те и другие способы фиксации фактов «охватывают» их лишь частично, отнюдь не всесторонне. Любая фиксация факта несет в себе следы соответствующей тенденции, точки зрения, интерпретации.Свидетельством о факте может быть также и его описание, сделанное непосредственным очевидцем - современником, или по прошествии времени. Свидетельства такого рода в еще большей степени пропитаны тенденциозностью, являются заведомой интерпретацией события, отражают точку зрения описавшего ею. К документальным произведениям вернее всего относить те, в которых воспроизведение подлинных документов является главным художественным средством воздействия на читателя и зрителя, составляет основную фактуру, ткань произведения.Использование и даже воспроизведение отдельных документов в художественном произведении еще не делает произведение документальным. Ни одна из художественных задач, стоящих перед авторами, работающими в других жанрах драматургии, не снимается с автора произведения документального. Он должен создать произведение, в котором действовали бы живые люди, наделенные человеческими характерами, чтобы налицо был драматургический конфликт, чтобы произведение имело целостную художественную драматургическую структуру.Важнейшим творческим методом автора-документалиста, особенно драматурга, является сочетание - монтаж различных документов.Сочетание двух документов, каждый из которых имеет свое содержание (смысл), рождает, новое содержание (смысл), которого нет ни в одном из двух слагаемых,- так называемый третий смысл.Документ – облеченный в определенную форму акт. Это фиксация факта, закрепление реальности в слове, рисунке, фотографии, предмете.Факт – действительное событие, происшествие, случай, истина, итог, то, что было, произошло вчера, сегодня, там-то. Факт нейтрален, который может стать художественным средством для доказательства какой-то идеи.Создавая сценарий концерта, режиссер может и должен, насколько это возможно, использовать местный материал. Отобранные им документы и факты могут понять связь события, в честь которого поставлен концерт, с жизнью данного села, города, республики.Факты в свою очередь делятся:1. Факты жизни реальные факты и события, произошедшие в жизни, а

также реальные события, зафиксированные в документах, фотографиях, магнитофонных записях, письмах, официальных документах и т.п.

2. Факты искусства – все жанровое разнообразие произведений искусства,

а также их фрагменты (музыкальные, поэтические, хореографические, пластические, драматические, отрывки из художественных кинофильмов, номера различных видов и жанров профессионального и любительского искусства).

Из множества фактов, документов режиссер должен отобрать те, которые позволят ему наиболее точно и ярко выразить свою мысль.

Художественный уровень каждого сценария будет тем выше, чем в

большей степени в нем будут соблюдены некоторые общие драматургические требования, такие, как драматургическая законченность каждого эпизода, целостность образной картины, нарастание от начала к концу силы эмоционального воздействия на зрителей (и участников).

приемы, создавая яркое, волнующее, эмоционально действенное произведение.

Исторический факт неповторим, невоспроизводим. Он не может фигурировать в каком-либо произведении.

Документ – это свидетельство о факте. Оно существует реально и может быть использовано.

На первом этапе при написании документального сценария необходимо найти такие документы, которые не только по содержанию относятся к теме произведения, но и обладают зарядом эмоционального воздействия. Документ и замысел начинают свою совместную художественную жизнь в принципе одновременно. Сочетание двух документов, каждый из которых имеет свое содержание (смысл), рождает новое содержание (смысл), которого нет ни в одном из двух слагаемых, - так называемый третий смысл.

«Над» документальным рядом и на его основе в восприятии зрителя возникает образно-смысловой ряд, целиком созданный автором произведения, являющийся результатом его направленных творческих усилий, результатом авторского воображения, «вымысла».

Факт должен быть художественным средством. Он должен помогать раскрыть тему и донести мысли. Факт должен быть действенным. На сцене надо искать образ факта – национально-художественное ядро. Документально-художественный материал должен быть на сцене.

Организация репетиционного процесса.

Выбрав произведение, хормейстер прежде всего должен внимательно изучить его. Для этого надо наметить общий план исполнения, проанализировать трудные места.

Прежде чем приступить к разучиванию произведения руководитель проводит беседу о его содержании и характере, сообщает краткие сведения о композиторе и авторе литературного текста.

Формы ознакомления различны. Лучше его организовать прослушиванием (аудиозапись и д.р.) в исполнение высококвалифицированного хорового коллектива. Если нет возможности прослушать запись, то хормейстер сам должен воспроизвести это произведение: сыграть или напеть основные мелодии под аккомпанемент. Это поможет хористам освоению музыкальной фактуры и возможности вслушиваться в гармоническое окружение мелодии. Это способствует музыкальному развитию детей, и вносит в процесс активность и сознательность.

Вообще полезно разучивать произведение без подигрывания на инструменте, потому что это уничтожает самостоятельность. Можно отметить, что многие из известных дирижёров великолепно играли на рояле, а значит знакомили певцов с новым произведением играя партитуру, как бы она звучала в хоре (А.А. Архангельский, Н.М. Данилин, М.Г. Климов) - тем самым ориентировали певцов в содержании, стиле, музыкальной форме.

Начальная работа - сольфеджирование. В период становления юного коллектива обучение хора умению сольфеджировать - важно. Встречается и хоры для которых читка с листа бегло наработана. При сольфеджировании проверяется точность интонирования, правильность ритмических рисунков т.е. музыкально теоретическая основа произведения. При сольфеджировании происходит отстраненное от эмоциональной стороны понимания хористами ладогармонических, метроритмических особенностей нового произведения.

В хорах где участники неуверенно читают ноты с листа, или вовсе их плохо знают, невозможность петь сольфеджио лишает хористов понимания музыкальной композиции изнутри.

Хоровое произведение обязательно должно быть исполнено всем хоровым коллективом в плане музыкального ознакомления, или иначе должно быть пропето «с места» (желательно 1-2 раза), хотя бы даже с техническими и исполнительскими ошибками. При читке нот с листа хоровой коллектив, всё же получает первичное представление о произведении. Егоров А. Теория и практика работы с хором - М., 1951 - с.226

Учить произведение следует по заранее намеченным частям, причём разделить их в связи со строением музыкальной речи и литературного текста, что бы была определенная завершенность.

Перейти от одной части к другой можно лишь тогда, когда предшествующая часть освоена. Но если партия трудна, разучивание песни следует продолжать, но к закреплению трудного места следует вернуться, после ознакомления со всем произведением.

Процесс разучивания песни и работы над художественно - технической стороной исполнения сложен; требует от руководителя большого опыта, знаний и умения. Вывод: сначала разбор произведения по партиям, затем работа над преодолением технических трудностей и художественная отделка произведения. «Самое главное - сделать отдельно каждую партию, вплоть до нюансов. И тот, хормейстер, который умеет работать с хоровой партией». Виноградов К. методика работы русских мастеров хоровой культуры XIX и начала XX столетий - Машинописная рукопись.

Во-первых невозможность рекомендовать какие-то сроки на ту, или иную фазу работы с хором над песней и тем более определить их границы. Многое зависит от умения и мастерства руководителя, от квалификации хора, от степени трудности произведения. При разборе нельзя отбрасывать идейно-художественную сторону. Опытный руководитель в такой момент найдёт способ привнести художественность в техническую фразу, хотя бы в малых дозах. Это выражается в ярких образных сравнениях и сопоставлениях, кроме того эти образы могут и не относится к непосредственно к идейно- художественному образу данного произведения. Это закономерно и необходимо.

Нечто подобное происходит и в последний, художественный период работы над песней, когда внимание сосредоточено к художественной стороне исполнения. Здесь обратная взаимосвязь: в процессе художественной отделки хорового произведения вкраиваются и чисто технические приёмы это тоже необходимо и закономерно.

Таким образом можно утверждать что процесс работы над произведением с хором нельзя строго ограничивать фазами с чётко очерченными кругом технических, или художественных задач для каждой из фаз. Это будет формальным, и может приниматься лишь как схема, следуя которой руководитель в меру своего опыта, умения и способности примет те или иные методы работы.

Принципы подбора репертуара в детском хоре.

Чтобы правильно подобрать репертуар дирижёр должен помнить о задачах, поставленных перед хором и выбранное произведение так же должно быть направлено на отработку некоторых новыков.

Репертуар должен отвечать таким требования:

1) Носить воспитательный характер

2) Быть высокохудожественным

3) Соответствовать возрасту и пониманию детей

4) Соответствовать возможностям данного исполнительского коллектива

5) Быть разнообразным по характеру, содержанию

6) Подобранным трудностям т.е. каждое произведение должно двигать хор вперёд в приобретение тех или иных навыков, или закреплять их

Брать сложные и объёмные произведения не следует. Для детей, которые будут петь это, может оказаться неразрешимой задачей, и это обязательно скажется на продуктивности в их работе, и может повлечь за собой утомление, безинтересность к делу которым он занимается, в некоторых случаях даже отчуждение от хорового пения вообще (зависит от характера) ребёнка. Но сложные произведения должны входить в репертуар, их следует брать с осторожностью и с учётом всей последующей работы. В то же время большое количество легких произведений должны быть в репертуаре ограниченно, так как лёгкая программа не стимулирует профессиональный рост. А так же естественно он должен быть интересен хористам, это даёт даже некоторое облегчение в работе, так как дети будут стремится как можно лучше работать и прислушиваться к каждому слову руководителя.

Как было сказано выше произведение должно соответствовать возрастному уровню по тематике. И если это не так исполнение как правило бывает неудачным и вызывает недоумение зрителей.

Произведение репертуара должны отличатся по стилистической и жанровой направленности. Успешный концертирующей хоровой коллектив имеет в перечне исполняемых произведений, сочинения различных эпох и композиторских школ:

Инновационная деятельность библиотек

Инновационный процесс начинается с осознания необходимости изменений и формирования образа желаемого новшества, целей и задач необходимых изменений. На этом этапе осознается, что нужно изменить в библиотеке для того...

Межкультурная коммуникация как ключевой фактор успешного взаимодействия культур

В нынешнем столетии стало ясно, что диалог культур предполагает взаимопонимание и общение не только между различными культурными образованиями в рамках больших культурных зон, но и требует духовного сближения огромных культурных регионов...

Народные промыслы: творческое обучение в процессе уроков ИЗО в младших классах на примере Берестяного промысла

Можно прекрасно знать технологию эффективного мышления и уметь на практике устранять любые преграды на пути свободного течения фантазии. Однако что-то же должно заставить пробудиться эту самую фантазию к жизни...

Народы и культуры - развитие и взаимодействие

Обосновав формулу «личность, общество и культура как неразрывная триада», П. Сорокин аргументирует взаимопроникновение социальности и культуры в личности и деятельности каждого человека, общества в целом. На этой основе Н.И...

Художник, как человек, который посвящает себя деятельности в сфере искусства, мог появится только в определенных условиях развития общества и человеческой культуры. Он сформировался не раньше...

Научно-художественное творчество

Описание технологии варианта стрижки "Ритм" с окрашиванием волос красителями фирмы "Schwarzkopf" с последующей современной укладкой

Подготовительные работы по обслуживанию клиента: 1. Организация рабочего места: дезинфекция рабочего места, приготовление инструментов, поверка исправности электрооборудования; 2. Усаживание клиента в кресло; 3. Обговор услуги; 4...

Основные тенденции современной мужской стрижки

Стрижка волос - это самая распространенная операция, от качества которой зависит внешний вид прически и ее долговечность. Постоянное развитие моды привело к изменению как форм стрижек, так и отдельных ее элементов. Стрижки бывают: симметричные...

Основы культурологии

Результатом такого производства является материальная культура, которая признается "первичной" по отношению к культуре духовной...

Парикмахерские работы и их теоретико-практическое описание

Классическая простая стрижка рекомендуется для всех типов волос и различных возрастов: она одинаково хорошо смотрится на головах мальчиков и мужчин солидного возраста. Простая классическая стрижка может укладываться или зачесываться назад...

Проблемы временной и долгосрочной ассимиляции в чужую культуру

Ассимиляция - это сложный процесс. Следующие рекомендации помогут его облегчить, снять напряжение и уменьшить культурный шок: -- Необходимо иметь конкретное представление об иной культуре...

Феномен культуры

Конкретно-историческое понимание культуры опирается на признание единства и многообразия социокультурного процесса. Здесь не отрицается факт культурной относительности, но отвергается культурный релятивизм...

Феномен кураторской активности в мировой художественной культуре конца ХХ - начала ХХI века

Галерея -- основной элемент структуры рынка современного искусства, которое творится здесь и сейчас, в контексте данной эпохи. Именно в ее пространстве репрезентируются новейшие тенденции, возникающие в искусстве...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Принципы формирования репертуара детского хореографического коллектива. Хореография в воспитании и развитии личности ребёнка. Возрастные и индивидуальные особенности обучения детей младших школьников. Методы и приемы работы над созданием репертуара.

    курсовая работа , добавлен 01.06.2015

    Психолого-педагогические основы формирования детского коллектива, особенности и главные этапы его развития. Содержание, методы работы по формированию коллектива среди детей дошкольного возраста. Принципы проведения эксперимента, анализ полученных данных.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2015

    Понятие вокально-хоровых навыков. Традиция преподавания хорового пения в России. Развитие вокально-хоровых навыков при работе с младшей группой хора. Создание системы музыкально-певческого материала в школе. Особенности вокального воспитания в хоре.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2009

    Проблема формирования общеучебных умений младших школьников в психолого-педагогической и научно-методической литературе. Организация процесса формирования, его этапы. Результаты экспериментального исследования по изучению влияния самостоятельной работы.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2015

    Руководитель как лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности, особенности функционирования педагога в данном качестве. Требования, предъявляемые к нему в процессе управления детским коллективом.

    контрольная работа , добавлен 29.01.2014

    Проблема и психолого-педагогические основы формирования начал экологического воспитания у дошкольников. Педагогические условия формирования экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста в процессе элементарной поисковой деятельности.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2011

    Философско-эстетические, психолого-педагогические основы вокально-хорового искусства России. Особенности становления вокально-хоровой музыки до XVII в. Развитие хорового пения на Руси. Развитие вокально-хоровых навыков у учащихся на современном этапе.

    курсовая работа , добавлен 31.08.2011

    Общая характеристика подросткового детства. Психолого-педагогические доминанты развития (формирование стереотипа, собственной уникальности, необходимая потребность в любви). Сложные педагогические ситуации в работе с подростками и способы их разрешения.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2014