На чем играл орфей из мифа. Образ орфея в мифологии, античной литературе и искусстве

По мнению многих историков, философов и литераторов миф об Орфее считается самым древним. В северной части эллинской Греции, где жили доблестные фракийцы, жил певец и бард Орфей. Его чудесным даром был голос, а песни и слава о нём неслись по всей греческой земле.За невероятный талант и великолепные баллады в Орфея влюбляется фракийская девушка Эвридика, которая славилась необыкновенной красотой. Вскоре они поженились. Но прожить долгую и счастливую жизнь вместе им было не суждено.

Как-то раз влюбленные Орфей и Эвридика пошли гулять в лес. Орфей, присев у дерева, начал играть на своей семиструнной кифаре и петь. В это время Эвридика любовалась цветами и собирала букет на поляне. Увлекшись, Орфей не заметил, как его любимая зашла в лесную чащу. Вдруг ей показалось, будто кто-то большой бежит по лесу в ее сторону. Она испугалась и со всех ног кинулась назад, да так быстро бежала, что не заметила под ногами в густой траве змеиное гнездо. Одна из змей обвила ее ногу и ужалила. Эвридика закричала от боли и тут же упала.

Орфей услышал издали ее крик и помчался спасать свою любимую. Но смерть опередила музыканта, он только и мог смотреть вслед ее черным, как ночь, крыльям, которые уносили Эвридику в Подземное царство мертвых.

Горе и тоску Орфея было не описать словами. Он стал отшельником и целыми днями бродил в одиночестве, скитался по лесам, изливал в песнях свою печаль. Эти песни были настолько грустными, что казалось, даже деревья ниже склонялись над ним и окружали певца. Настал день, когда тоска о любимой Эвридике больше не давала ему жить. Тогда решил он спуститься в Царство мертвых и просить самого Аида, чтобы тот вернул ему его возлюбленную.

Долго иль коротко шел Орфей, но очутился в самой глубокой пещере, где протекал ручей, который питал таинственную реку Стикс. Спустившись по его руслу, Орфей вышел к берегам Стикса, где и начиналось Царство мертвых.

После долгого ожидания Орфей увидел, как от другого берега отчалила лодка. Это перевозчик Харон плыл за новыми душами, которых следует переправить к Аиду. Молча причалил к берегу Харон и Орфей стал просить, чтобы тот перевез его к вратам Подземного царства. Но перевозчик был неумолим, ведь живым не было хода в его владения.

Уже отчаливая, услышал Харон жалостные звуки кифары и голос Орфея. Настолько эта песня была печальной, что даже души вслушивались в каждое слово, а сама река стала еще холодней и как будто застыла. Песня Орфея заставила заслушаться даже бездушного перевозчика душ. Не сказав ни слова, Харон причалил обратно и взял Орфея с собой в царство Аида.

В обители темного властелина подземного царства – Аида, возвышаясь на огромном троне из чистого золота, сидел сам грозный бог, а по правую руку сидела его прекрасная супруга Персефона. Сильно рассердился Аид, когда увидел, что смертный смог найти путь в его владения, даже придворные души затаились, почувствовав его гнев. Но услышав песню Орфея, не смог даже слова молвить Аид, настолько поразило его мастерство музыканта.

Когда юноша закончил петь, Аид решил наградить Орфея всем, что тот пожелает. Но у Орфея было одно желание – вернуть свою возлюбленную Эвридику к жизни на землю. Делать нечего, Аид согласился даже на это, но с условием. Эвридика пойдет за Орфеем на землю, но он не должен оглядываться, пока не выйдет на свет.

Направился Орфей назад, откуда пришел, а тень Эвридики последовала за ним. Долгим показался Орфею путь назад, но ни разу не оглянулся он назад. Вот уже и Харон переправил его на тот берег. А когда впереди показался свет, начала его грызть тревога, ведь как ни звал, Эвридика не отвечала ему.

(или речного бога Эагра) и музы , величайший певец и музыкант греческих мифов.

Тот факт, что Орфей почитался как герой, полностью соответствует мировоззрению античности: эта честь выпадает не только тому, кто превосходит другого в бою, но и превосходному артисту, музыканту, художнику. И величайшие герои считали его ровней себе: например, аргонавты пригласили его участвовать в походе в Колхиду. Это был буквально волшебник своего искусства: когда он трогал струны лиры и начинал петь, дикие звери сходились к нему из чащи, слетались птицы, деревья и скалы собирались вокруг него. Волк лежал рядом с барашком и растроганно внимал Орфею, и даже широколистый платан не бросал тени на полевой цветок. Во всей природе воцарялись мир и согласие.

Не меньше, чем своим искусством, Орфей прославился и своей любовью к молодой жене Эвридике. Но им не было суждено долго наслаждаться счастливой супружеской жизнью. Однажды, собирая на лугу цветы, Эвридика наступила на ядовитую змею, и Орфей, поспешивший на ее крик, застал жену уже бездыханной. Охваченный безмерной скорбью, Орфей решился на отчаянный шаг: он добровольно сошел в царство мертвых. Очарованный его музыкой Харон перевез его через Стикс, и Орфей смиренно предстал перед Аидом и Персефоной, моля выслушать его песню о любви к Эвридике и просьбу вернуть ему желанную супругу. Ведь это будет всего лишь отсрочка - пройдя свой жизненный путь, Эвридика неизбежно вернется в царство Аида. Если же это невозможно, пел Орфей, он просит о другой милости: позволить ему остаться здесь, не разлучать его с милой тенью.

Песнь Орфея тронула все загробное царство. Тантал забыл о жажде и голоде, Сисиф перестал катить в гору свой тяжелый камень, колесо остановилось, и по щекам безжалостных впервые заструились слезы. Когда расплакалась даже суровая Персефона, Аид согласился выполнить просьбу Орфея, но с одним условием: Гермес поведет Орфея из загробного царства, а за ними пойдет Эвридика; и пока они не увидят свет солнца, Орфей не должен оглядываться на нее, иначе она вернется к теням.

Орфей с восторгом согласился на условие Аида и держал себя в руках всю долгую и трудную дорогу. Лишь перед входом в Тенарскую расщелину, за которой уже начиналось царство живых, нервы у Орфея не выдержали. Он оглянулся: не заблудилась ли Эвридика, не отстала ли от них, утомленная долгим путем, - и увидел ее удаляющуюся тень. Он сам стал причиной ее второй смерти…

Тщетно пытался Орфей снова проникнуть в загробное царство, неумолимый Харон не хотел перевозить его во второй раз через Стикс. Семь дней и семь ночей, без еды и питья, сидел Орфей на берегу мрачной реки, умолял и плакал - все было напрасно. Сокрушенный, он вернулся на берега реки Гебр, в родную Фракию.


Орфей снова увиделся с Эвридикой только через четыре года. Он погиб от рук фракийских женщин, которые назвали его врагом рода человеческого за то, что он избегал их после смерти Эвридики. Однажды во время вакхических празднеств захмелевшие вакханки увидели Орфея на поляне под Родопскими скалами и стали бросать в него камнями, но камни останавливались на лету, очарованные пением Орфея. Тогда набросились на него подобно стае хищных птиц, разорвали на куски, а голову и лиру бросили в волны Гебра. Вся природа ужаснулась этому злодеянию и облачилась в траур, плакали даже скалы и своими слезами переполнили реку. С тех пор с приближением годовщины смерти Орфея природа всякий раз печалится заново. Больше всех горюют Родопские скалы, и слезы их до сегодняшнего дня переполняют реку Гебр, хотя теперь она называется Марицей.

Согласно преданию, волны перенесли голову и лиру Орфея на остров Лесбос, на котором и возродилось лирическое пение. Однако некоторые версии мифа об Орфее, не желая примириться с его смертью, утверждают, что Орфею удалось спастись, и он закончил свои дни в блаженной стране гипербореев, над которой никогда не заходит солнце.

В мифе об Орфее отражается высокая значимость пения, музыки и поэзии в греческом мире. Любимца муз почитали повсюду, возникла даже мистическая секта особо ревностных его почитателей (орфики). Трогательная история его любви и трагическая смерть знакомы нам прежде всего благодаря «Георгикам» Вергилия и «Метаморфозам» Овидия.

Сцены из этого мифа запечатлены на множестве античных ваз и рельефов, наиболее известный из них - рельеф работы одного из учеников Фидия (ок. 420 до н. э.), некогда украшавший алтарь олимпийских богов на афинской Агоре; однако нам он знаком только по римским копиям. О популярности О. говорит то, что его изображения нашли место и в раннехристианском искусстве, например на фреске «Христос-Орфей со зверями» в римской катакомбе Домициллы конца 3 в. н. э. В Константинопольском археологическом музее хранится очень поздняя мозаика «Орфей среди чудовищ», созданная в 6 в. в Иерусалиме.

Из многочисленных произведений европейских художников, вдохновленных этим мифом, назовем картины: «Орфей» Беллини (кон. 15 в.), «Игра Орфея» Савери (нач. 17 в., в Пражской Национальной галерее), картины «Орфей и Эвридика» Рубенса (1636–1637), Пуссена (ок. 1659), Коро (ок. 1850), Фейербаха (ок. 1867), Бёрн-Джонса (ок. 1879).

Из скульптур: «Орфей» Кановы (в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже), «Орфей» и «Орфей и Эвридика» Родена, а также «Орфей» работы Горейца (1916) и Кафки (1921 - обе в Пражской Национальной галерее) и «Орфей» Цадкина (1948, Музей современного искусства в Париже).

Естественно, самой большой популярностью Орфей пользовался у композиторов всех жанров. Оперу «Орфей» написал еще в 1607 г. Монтеверди; одной из вершин мирового оперного творчества явилась опера Глюка «Орфей и Эвридика» (1762); Лист написал симфоническую поэму «Орфей» в 1854 г.; более ста лет живет на сцене классическая оперетта Оффенбаха «Орфей в аду» (1858); музыку к балету «Орфей» написал Стравинский в 1948 г. - мы назвали лишь несколько самых известных произведений.


Вновь и вновь возвращаются к Орфею поэты и драматурги, начиная с Амброджини (15 в.) - его «Сказание об Орфее» является первой итальянской драмой, написанной не на религиозную тему, - и отнюдь не кончая Рильке («Сонеты к Орфею», 1923) или Кокто (драма «Орфей», 1928).

В современном языке Орфей - синоним замечательного певца, музыканта:

«Упоительный Россини,
Европы баловень - Орфей»
- А. С. Пушкин, «Отрывки из путешествия Онегина».

Сказание «Орфей и Эвридика» считается одним из классических повествований о вечной любви. У влюбленного не хватило сил и упорства вывести жену из Царства Мертвых, чем он обрек себя на скитания и душевные муки. Но, если задуматься, этот миф – не только о чувстве, над которым не властно время, легенда учит и другим , о чем пытались поведать эллины.

Орфей и Эвридика - кто это?

Кто такие Орфей и Эвридика? По греческой легенде, это влюбленная пара, чувства которых были настолько сильны, что супруг рискнул спуститься за женой в Царство смерти и выпросил право забрать умершую назад, к живым. Но не сумел выполнить требование бога подземного мира Аида и потерял жену уже навсегда. Этим обрек себя на душевные скитания. Но не отказался от редкого дара дарить своей музыкой радость, чем и покорил владыку мертвых, выпрашивая жизнь Эвридике.

Кто такой Орфей?

Кто такой Орфей в Древней Греции? Он был известнейшим для своего времени музыкантом, олицетворением могучей силы искусства, его дар играть на лире покорял мир. О происхождении певца существует 3 версии:

  1. Сын бога реки Эагра и музы Каллиопы.
  2. Наследник Эагра и Клио.
  3. Ребенок бога Аполлона и Каллиопы.

Аполлон подарил юноше лиру из золота, ее музыка делала ручными животных, заставляла двигаться растения и горы. Необычный дар помог Орфею стать победителем в игре на кифаре в погребальных играх по Пелию. Помогал найти руно из золота аргонавтам. Среди его знаменитых деяний:

  • открыл таинственные церемонии бога Диониса;
  • возвел храм Коры Сотеры в Спарте.

Кто такой Орфей в мифологии? Легенды увековечили его, как единственного смельчака, который ради любимой осмелился спуститься в Царство мертвых, и даже сумел выпросить ей жизнь. О смерти легендарного певца сохранилось несколько версий:

  1. Был убит фракийскими женщинами за то, что не разрешил им принимать участие в мистериях.
  2. Поражен молнией.
  3. Дионис превратил его в созвездие Коленопреклоненного.

Кто такая Эвридика?

Эвридика - возлюбленная Орфея, лесная нимфа, по некоторым версиям, дочь бога Аполлона. Ее страстно полюбил известный своим даром певец, и девушка ответила взаимностью. Они поженились, но счастье длилось недолго. О гибели красавицы в литературных трудах эллинов сохранилось 2 версии:

  1. Погибла от укуса змеи, когда водила хороводы с подругами.
  2. Наступила на гадюку, убегая от преследовавшего ее бога Аристея.

Мифы Древней Греции - Орфей и Эвридика

Миф об Орфее и Эвридике повествует о том, что когда умерла любимая жена, певец решился спуститься в подземное царство и попросить вернуть любимую. Получив отказ, попытался выразить свою боль в игре на арфе, и настолько впечатлил Аида и Персефону, что те разрешили забрать девушку. Но поставили условие: не оборачиваться, пока не выйдет на поверхность. Орфей не сумел выполнить уговор, уже на выходе посмотрел на жену, и та вновь опустилась в мир теней. Всю свою земную жизнь певец тосковал по любимой, а после смерти воссоединился с ней. Только тогда Орфей и Эвридика стали неразлучными.

Чему учит миф «Орфей и Эвридика»?

Исследователи уверены, что легенда об Орфее и Эвридике имеет более глубокий смысл, чем просто трогательная история о любви. Ошибку певца и решение Аида трактуют, как:

  1. Проявление вечной вины человека перед своими умершими близкими.
  2. Издевательскую шутку богов, которые знали, что певец не выполнит условие.
  3. Утверждение, что между живыми и мертвыми существует преграда, которую не дано преодолеть никому.
  4. Даже силой любви и искусства нельзя одолеть смерть.
  5. Талантливый человек всегда обречен на одиночество.

История про Орфея и Эвридику имеет еще и философское толкование:

  1. Певец находит жену благодаря тому, что очень близок к тайнам природы, неба, мироздания.
  2. Исчезновение Эвридики сродни появлению путеводной звезды в жизни человека, которая указывает путь и исчезает, когда цель почти достигнута.
  3. Даже после смерти любимой чувство служит , создания новых шедевров, в которых нуждается мир.

Персонаж древнегреческих мифов. Знаменитый певец и музыкант, олицетворение всепокоряющего действия искусства.

История происхождения

Отец Орфея – фракийский речной бог Эагр, а мать – Каллиопа, муза поэзии, философии и науки. Это наиболее распространенная версия происхождения Орфея, хотя матерями героя называют и других муз, а отцом – покровителя искусства, бога . Первые сохранившиеся упоминания об Орфее находят у древнегреческих поэтов Ивика и Алкея.

Мифы

Орфей жил в одном селении у горы Олимп – дома богов. Бог Аполлон считал Орфея любимцем и подарил герою золотую лиру – волшебный инструмент, при помощи которого Орфей мог перемещать скалы и деревья и приручать диких зверей. Голос Орфея вызывал радость у всех, кто его слышал. Во время похорон Пелия проходили погребальные игры, где Орфей победил в игре на кифаре.

Орфей стал одним из участников похода за золотым руном, членом команды аргонавтов. Позже, чтобы усовершенствовать свои знания, Орфей отправился в Египет, где изучал музыку, поэзию, обряды и теологию, став во всем этом первым. Орфей был «вегетарианцем» и запрещал проливать кровь.


Больше всего известен миф о том, как Орфей спускался в за собственной супругой – нимфой . Эвридику ужалила змея, и нимфа погибла. Безутешный Орфей спустился в царство мертвых и добрался до повелителя подземного мира Аида и его супруги . Орфей пел им и играл на лире. Владыки подземного царства прониклись сочувствием к герою и дали тому возможность вывести Эвридику назад, на поверхность земли, в мир живых.


Однако Аид поставил условие, согласно которому Орфей не должен был глядеть на Эвридику, пока оба не окажутся на поверхности. Герой нарушил этот запрет недалеко от выхода из подземного мира и оглянулся. Нимфа канула назад, во тьму, и Орфей снова спустился к подземным богам, взывая о помощи. Но те не пошли ему навстречу второй раз, и Эвридика осталась среди мертвых.

Смерть

Гибель Орфея в Древней Греции описывается в нескольких вариантах, однако все они сводятся к тому, что герой был заживо растерзан обезумевшими женщинами. По Овидию, спутницы Диониса менады «клеились» к Орфею, но тот отверг женщин, за что был ими разорван. По другой версии, Орфей нечаянно стал свидетелем дионисийских мистерий и был убит за это. По третьей - герой пропустил имя , когда восхвалял в песне богов.

Смерть Орфея оплакали музы, которые собрали куски растерзанного тела героя, чтобы похоронить, а золотую лиру Орфея громовержец превратил в созвездие Лиры. Есть также миф о некоем святилище на острове Лесбос, где оторванная голова Орфея изрекала пророчества.


Экранизации

В 1950 году французский режиссер снял сюрреалистический фильм «Орфей». Сценарий фильма основан на собственной пьесе Кокто, основой для которой, в свою очередь, послужил миф об Орфее.

События фильма разворачиваются в современном мире. Орфей, знаменитый поэт со множеством поклонников, становится свидетелем того, как некая принцесса в черном одним прикосновением оживляет труп. Принцесса – образ самой Смерти – влюбляется в Орфея и является к ложу героя, пока тот спит. А в молодую жену Орфея Эвридику влюбляется потусторонний спутник Смерти по имени Эртебиз. В фильме присутствуют и странствия героя по потустороннему зазеркальному миру в поисках погибшей супруги, и канонический запрет глядеть на Эвридику, который нарушается. Финал, однако, оптимистичен.

Роль Орфея в этом фильме сыграл культовый актер . Актеру и позже приходилось бывать в роли персонажей древней мифологии. В 1985 году Маре сыграл роль повелителя преисподней Аида в фильме «Парковка», а в фильме «Похищение сабинянок» (1961 год) Маре сыграл бога .

В 1960 году тот же Жан Кокто снял еще один фильм – «Завещание Орфея», где в роли поэта (Орфея) выступает сам Кокто. Оба фильма – часть «Орфической трилогии», и в «Завещании Орфея» присутствуют некоторые персонажи из предыдущего фильма. А также еще один мифологический персонаж – , которого играет Жан Маре.

В 1959 году вышел совместный франко-итальяно-бразильский фильм «Черный Орфей». События снова разворачиваются в современном мире. Орфей – молодой музыкант, который играет на гитаре и подрабатывает трамвайным кондуктором. У Орфея есть невеста – экзотическая дамочка, чья жизнь похожа на карнавал. Есть в сценарии и Эвридика – девушка, которую преследует загадочный незнакомец. События происходят в Рио-де-Жанейро во время ежегодного карнавала. Роль Орфея в фильме сыграл актер Брено Мелло.


В 1998 году вышла фантастическая мелодрама «Куда приводят мечты», которая построена по канону мифа об Орфее, хотя напрямую персонажи и события мифа не задействованы в сюжете. Герой фильма теряет детей, а затем погибает сам в автокатастрофе. Жена героя кончает жизнь самоубийством, и умерший герой, душа которого попала в Рай, отправляется в Ад, чтобы найти там супругу и спасти.

Или Аполлон

В мифологии

Происхождение

Существует множество различных версий о происхождении Орфея. По наиболее распространенному варианту, он сын фракийского речного бога Эагра и музы Каллиопы . По другим версиям, сын Эагра и Полигимнии , либо Клио , либо Мениппы; либо Аполлона (у Пиндара) и Каллиопы .

Ранние годы

Довёл количество струн на лире до девяти . Победил в игре на кифаре в погребальных играх по Пелию .

Орфей и Эвридика

После смерти жены спускался за ней в подземное царство . Очаровал своим пением и игрой на лире Аида и Персефону - так, что они согласились возвратить на землю Эвридику . Но она вынуждена была сразу же вернуться назад, потому что Орфей нарушил условие, поставленное богами, - взглянул на неё ещё до выхода из подземного царства. Согласно Овидию , после окончательной потери Эвридики Орфей разочаровался в женской любви и научил фракийцев любви к юношам .

Гибель

Существует несколько рассказов о его смерти. По Овидию , был растерзан фракийскими менадами за то, что презрел их любовные притязания . По Конону , фракийские и македонские женщины убили Орфея за то, что он (будучи жрецом местного храма Диониса) не допустил их к мистериям . Либо был убит за то, что стал свидетелем мистерий Диониса, превращён в созвездие Коленопреклоненного . Либо за то, что в песне восхвалил богов, но пропустил Диониса . Убит фракийскими женщинами в городе Дие (Македония), урну показывали у реки Геликон в Македонии. По версии Павсания, был поражён молнией .

Мифы о растерзании Орфея менадами легли в основу орфических культов . Его растерзание бассаридами описывалось в трагедии Эсхила «Бассариды», где упоминалась и гора Пангей (фр.23-24 Радт).

Эдониек, убивших Орфея, Дионис превратил в дубы . В отместку за Орфея фракийцы татуировали своих жен . Музы собрали вместе его растерзанное на куски тело и похоронили его тело в Либетрах, а лиру Зевс поместил среди созвездий . Гимны Орфея пели Ликомиды при совершении таинств . Голова и лира плыли по Гебру и выброшены на Лесбос у Мефимны (или только голова) , лиру поместили в святилище Аполлона. На Лесбосе было святилище, где пророчествовала его голова . По одному из древнегреческих мифов, после смерти Орфей был помещён на небо в образе Лебедя , недалеко от Лиры . После смерти его душа выбрала жизнь лебедя из-за ненависти к женщинам .

Орфизм

Полумифическому Орфею приписывается создание одной из наиболее значительных предфилософских школ Древней Греции - орфизма . Эта школа была по сути религиозной, а орфизм можно назвать своего рода «ересью» на основе традиционной греческой религии. Тем не менее, «Орфей» и орфизм сыграли определённую роль в генезисе философского мышления, предопределив некоторые принципы ранней греческой науки.

Орфизм получил наибольшее распространение в VI веке до н. э. в Аттике эпохи Писистрата, в VI-V веках до н. э. укоренившись главным образом в Южной Италии и на Сицилии .

От орфической школы сохранился ряд своеобразных сочинений: это орфические теогонии, священные сказания и другое. В основном эти произведения дошли во фрагментах - либо на пластинках или папирусах, либо в позднейших пересказах. Однако уже классическая критическая традиция (Платон и Аристотель) пересказывают основные положения орфической школы. Прародителями всего, вслед за Гомером , выступают Океан и Тефия , родившиеся от Геи и Урана . Океан и Тефия прежде были сплетены вместе, но затем разделились под действием «лютой вражды». Тогда же породился и Эфир, в котором появились планеты, звёзды, горы и моря. Возникновение животного «подобно плетению сети» - оно возникает из органов постепенно (в этом Орфей предопределил прото-эволюционную концепцию Эмпедокла).

Своеобразным сводом их молитв-заклинаний является сборник философско-ритуального характера, авторство которых приписывается Орфею, известный под названием «Орфические гимны» .

Образ в искусстве

Орфей как художественный образ известен в искусстве с первой половины VI в. до н. э.

Как отмечает исследовательница Е. Гнездилова, среди многочисленных античных и библейских мифов, используемых в литературе XX столетия, миф об Орфее занимает особое место, благодаря ему в культуре XX века актуализируются проблемы художественного творчества, психологии творческой личности, исследуется феномен Поэта, а также обсуждаются такие экзистенциальные категории, как одиночество, любовь и смерть .

Канадский литературовед Ева Кушнер, исследовавшая особенности интерпретации мифа об Орфее во французской литературе XIX - первой половины XX века, отмечала тогдашнюю особую популярность мотива любви Орфея и Эвридики, что связывала с общим для многих французов настроением одиночества и бесприютности человека в мире .

Примечания

  1. Диодор Сицилийский . Историческая библиотека Книга IV 25, 2
  2. Имре Тренчени-Вальдапфель. Орфей и Эвридика // Н.Н. Трухина, А.Л. Смышляев. Хрестоматия по истории Древней Греции. Издательство «греко-латинский кабинет». http://www.mgl.ru
  3. Схолии к Аполлонию Родосскому. Аргонавтика I 23; Евстафий. К Илиаде X 442; Цец. Хилиады I 12 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.23
  4. Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М., 1989. С.36
  5. Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.23.
  6. Платон. Государство II 363с
  7. Диодор Сицилийский . Историческая библиотека Книга V 77, 3
  8. Страбон . География Книга VII, фр.18
  9. Псевдо-Климент Римский. Гомилии V 15 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.431; Лихт Г. Сексуальная жизнь в Древней Греции. М., 2003. С.397
  10. Эсхил . Агамемнон , 1629-1630. Фрагменты ранних греческих философов. Под ред. А. В. Лебедева. М., 1989.; Клавдиан. Похищение Прозерпины II Вступ. 15-28
  11. Псевдо-Эратосфен. Катастеризмы 24
  12. Гигин. Мифы 273
  13. Миф об Орфее в литературе первой половины XX века
  14. Пиндар. Пифийские песни IV 175; Аполлоний Родосский. Аргонавтика I 24-34; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 9, 16; Валерий Флакк. Аргонавтика I 470; Гигин. Мифы 14 (с.23)