Образ ирины в рассказе судьба человека. Сочинение на тему: Образ Андрея Соколова в рассказе «Судьба человека» М

Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека» был опубликован впервые в 1956 году. Сюжет произведения основан на реальных фактах. История, услышанная автором от бывшего фронтовика, стала рассказом о трудной судьбе человека. Главный герой рассказа испытал на себе все ужасы прошедшей войны.

История жизни Андрея Соколова начинается с довоенных лет. Молодой человек женился и со временем в его семье появились дети: сын и две дочери. Жили они дружно и счастливо. Война, принесшая горе миллионам людей, вторглась и в жизнь Соколовых. Главу семьи уже на второй день войны призывают в армию. Супруга, не желавшая отпускать мужа на войну, просто повисла на нём. Тогда Андрею пришлось силой оторвать её от себя и оттолкнуть. Позже, когда он будет вспоминать об этом дне, он будет корить себя за эту грубость.

За четыре года войны многое пришлось пережить Соколову. На фронте, как и в мирной жизни, он был шофёром. В плен он попал после того, как в его машину угодил вражеский снаряд. Андрей получил ранение и был контужен. В плену на его долю выпало столько тяжёлых испытаний, что хватило бы на несколько человеческих жизней. Героя рассказа переводили из лагеря в лагерь. И в каждом лагере его ожидали тяжелейшие условия выживания и тяжёлый, изнуряющий труд.

Но что-то держало на этом свете, когда рядом умирало столько людей. В самые трудные минуты испытаний у него перед глазами возникал образ супруги и детей. Наверное, это и придавало ему сил для того, чтобы всё преодолеть и вернуться домой живым. Однажды, в запальчивости, Соколов высказал вслух своё недовольство условиями жизни в лагере. Кто-то донёс на него. Эти слова были переданы администрации лагеря. Герой был вызван комендантом лагеря.

Неизвестно, как поступил бы на месте Андрея кто-то другой, но Соколов держался с достоинством. Храброго фронтовика в счёт поощрения назначили водителем у военного инженера. И в голове героя созрел план побега. Первый его побег из лагеря был неудачным, его поймали и поместили в карцер на целый месяц. Во второй раз Соколов захватил в плен военного инженера и на машине, на которой он возил своего начальника, пересёк линию фронта.

За побег из плена с захваченным «языком» Андрея поощрили кратковременным отпуском. Он поехал на родину. Всю дорогу он думал о встрече с семьёй. А приехав на место, увидел вместо своего дома огромную воронку от бомбы. Супруга и две его дочери погибли. Герой возвратился снова на фронт. Его душу греет только то, что его сын, воюющий где-то на фронте, жив и здоров. Соколов только и грезил о встрече с сыном. Но встреча не состоялась. Его сын погиб в самом конце войны.

Убитый горем Андрей не стал возвращаться в родные места, где у него не было уже ни дома, ни родных. Он уезжает в другую местность и устраивается на работу водителем грузовика. Случай сделал ему подарок в виде маленького мальчишки-сироты. Ванюшка потерял во время войны родителей и стал беспризорником. В истерзанном сердце фронтовика затеплилась надежда. В лице мальчика Вани он нашёл свою новую семью

Сочинение Образ и характеристика Андрея Соколова

В рассказе Михаила Александровича Шолохова описаны военные времена, на переправе встречаются люди это Андрей Соколов с приемным сыном Ванечкой и рассказчик. Андрей Соколов решает поговорить с рассказчиком, так ему одиноко, что хоть кому-то выговорится.

Он рассказывает историю, когда он в камере неправильно высказался про коменданта, и кто-то на него донес. Его вызвали и хотели, расстреляет, но показав свой русский дух гордости и непреклонности, спасло ему жизнь. Андрей Соколов, несмотря на то, что его так била жизнь всегда в любой ситуации оставался человеком и никогда не скупился на эмоции.

На фронте Андрей узнает, что семья его погибла, жену и двух дочерей завалило в доме после бомбежки, а сын неизвестно где. Соколов в одночасье стал одиноким и несчастным, он потерял абсолютно все, мир рухнул и земля уходит из-под ног. Вскоре Андрей получает письмо от своего сына Анатолия, он тоже на фронте и уже успел дослужиться до хорошего чина. Они договариваются о встрече, и здесь огромный удар ждет Соколова сына, убивает снайпер, Андрей потерял последнего близкого человека.

Андрей Соколов уезжает к своему другу и устраивается там на работу, там же он встречает беспризорника Ваню и называется его отцом. Сам по себе мужчина очень добрый и жалостливый, несмотря на то, что война забрала у него всех родных он не стал черствым и жестоким. Он решает осчастливить мальца, который, так же как и он остался один в этом мире и обещает ему позаботиться о нем.

Пройдя тысячу испытаний, на своем пути Андрей Соколов не перестал помогать людям и не оставался равнодушным к чужому горю. Соколов хотел воспитать парнишку и дать ему все, что он только может, заполнив пустоту в его сердце и своем. Шолохов в своем рассказе описал человека с большой русской душой, которого не сломила война, а сделала лишь сильнее. Андрей Соколов замечательный пример для каждого человека, что никогда не стоит сдаваться.

Вариант 3

События Великой Отечественной войны – одна из основных тем писателей советского периода. Героизм народа и отдельных личностей в страшных условиях военного времени не раз становились центральной идеей произведений.

Не исключение и творчество М.А.Шолохова. В своем рассказе «Судьба человека» описана жизнь обычного человека, на долю которого выпали все ужасы войны, потери близких людей и возвращение к жизни после трагедии. Интересен тот факт, что прототипом главного героя стал реальный человек, поведавший историю своей жизни автору.

Андрей Соколов - главное действующее лицо повествования. Участник гражданской войны, он хороший и любящий муж и отец. Война прервала счастливую и спокойную жизнь семьи Соколовых. Андрей уходит на фронт, после ранения он попадает в плен к фашистам. Герой мужественно переносит весь ужас плена, он пытается бежать, но неудачно. Его приговаривают к расстрелу, проявленное им мужество и гордость перед захватчиками спасли Андрею жизнь. Коменданты не только не расстрелял его, но и дал ему еды. Соколов поделился с товарищами. В этом поступке проявляется щедрая душа героя. Для Андрея Соколова плен хуже смерти, он снова пытается бежать на этот раз удачно. Целеустремленный человек всегда добивается своей цели.

После побега еще один страшный удар - известие о гибели жены и дочери. Мужественный человек он не прогибается под тяжестью утраты. Мечта о сыне, с которым они должны встретиться, становится смыслом его жизни. Но его надежде не суждено было оправдаться. Сын погибает на войне.

Тяжело возвращаться Андрею с фронта. Дома больше нет, родных то же. Кажется, для чего теперь жить, но сила духа не дает опустить руки. Встретив сироту Ванюшу, Соколов становится для мальчика настоящим отцом.

Удивительная судьба человека показана Шолоховым в произведении. Но таких судеб в те времена было множество. Сила человеческой души, мужество и безмерный героизм обыкновенного солдата изображена в образе главного героя. Ему не надо наград, почестей, он хочет обыкновенного земного счастья. И хочется верить, что после перенесенного горя, он обретает его. В этом и есть главный смысл рассказа.

Русский человек - символ мужества и беззаветной преданности своей Родине. Храбрость и великодушие, ум и честь, воля и справедливость - основные качества, которыми наделил автор своего героя.

Произведения о войне учат нас жить по совести, помнить, что мирное небо на земле подарено нам вот такими обыкновенными солдатами, как Андрей Соколов. Мы должны чтить память героев и твердо понимать, что допускать войны нельзя.

Несколько интересных сочинений

    Галина Четвертак – это одна из главных героинь повести «А зори здесь тихие …» известного советского писателя, фронтовика и потомственного офицера Бориса Львовича Васильева. Из всех девушек-зенитчиц - она самая молодая.

  • Роман Евгений Онегин - энциклопедия русской жизни 9 класс сочинение

    Роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» славится не только своим лёгким и воздушным стилем повествования и не одной лишь сюжетной линией отношений Татьяны и Онегина. Я полагаю, что в первую очередь произведение необходимо

  • Описание внешности Тараса Бульбы 7 класс

    Итак, каким предстает перед нами Тарас? Мы видим довольно толстого мужчину с курительной трубкой в руках, которого украшают большие усы и чуб. О его возрасте говорят, что он средних лет.

  • Образ и характеристика Дуняши в романе Тихий Дон Шолохова сочинение

    Дуня Мелехова младшая сестрёнка Григория Мелехова в романе Тихий Дон. В начале романа

  • Сочинение по картине Сирень в корзине Кончаловского 5 класс (описание)

    Художнику удалось запечатлеть удивительное мгновение, тем самым, позволил другим людям насладиться натюрмортом десятки лет и всмотреться в него. Ведь мало кто останавливается, что бы посмотреть, в какие тона разукрашено небо

Имя М. А. Шолохова известно всему человечеству. Ранней весной 1946 года, то есть в первую послевоенную весну, встретил случайно М. А. Шолохов на дороге неизвестного человека и услышал его рассказ-исповедь. Десять лет вынашивал писатель замысел произведения, события уходили в прошлое, а потребность высказаться все увеличивалась. И вот в 1956 году он написал повесть "Судьба человека". Это рассказ о великих страданиях и великой стойкости простого советского человека. Лучшие черты русского характера, благодаря силе которого была одержана победа в Великой Отечественной войне, М. Шолохов воплотил в главном герое рассказа - Андрее Соколове. Это такие черты, как стойкость, терпение, скромность, чувство человеческого достоинства.

Андрей Соколов – мужчина высокого роста, сутуловатый, руки его большие и тёмные от трудной работы. Одет он в прожжённый ватник, который был заштопан неумелой мужской рукой, и общий вид у него был неухоженный. Но в облике Соколова автор подчеркивает «глаза, словно присыпанные пеплом; наполненные такой неизбывной тоской». Да и исповедь Андрей начинает со слов: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?». И не может он найти ответ на этот вопрос.

Перед нами проходит жизнь обыкновенного человека, русского солдата Андрея Соколова. . С детства узнал, почем «фунт лиха», в гражданскую войну сражался против врагов советской власти. Затем он уезжает из родной воронежской деревни на Кубань. Возвращается домой, работает плотником, слесарем, шофером, создает семью.

С сердечным трепетом вспоминает Соколов довоенную жизнь, когда имел семью, был счастлив. Война поломала жизнь этого человека, оторвала его от дома, от семьи. Андрей Соколов уходит на фронт. С начала войны, в первые же ее месяцы он был дважды ранен, контужен. Но самое страшное ждало героя впереди -- он попадает в фашистский плен.

Соколову пришлось испытать нечеловеческие муки, тяготы, терзания. Два года Андрей Соколов стойко переносил ужасы фашистского плена. Он пытался бежать, но неудачно, расправился с трусом, предателем, который готов, спасая свою шкуру, выдать командира.

Не уронил Андрей достоинство советского человека в поединке с комендантом концлагеря. Хотя Соколов был измучен, истощён, обессилен, но всё-равно был готов встретить смерть с таким мужеством и выдержкой, что поразил этим даже фашиста. Андрею все же удается бежать, он снова становится солдатом. Но беды по-прежнему преследуют его: разрушен родной дом, от фашистской бомбы погибли жена и дочь. Одним словом, живет теперь Соколов лишь надеждой на встречу с сыном. И встреча эта состоялась. В последний раз стоит герой у могилы сына, погибшего в последние дни войны.

Казалось, после всех испытаний, выпавших на долю одного человека, он мог озлобиться, сломаться, замкнуться в себе. Но этого не случилось: понимая, как тяжела утрата родных и безрадостно одиночество, он усыновляет мальчика Ванюшу у которого война отняла родителей. Андрей пригрел, осчастливил сиротскую душу, и благодаря теплу и благодарности ребенка, сам начал возвращаться к жизни. История с Ванюшкой – это как бы окончательная черта в истории Андрея Соколова. Ведь если решение стать Ванюшке отцом означает спасение мальчика, то последующее действие показывает, что и Ванюшка спасает Андрея, дает ему смысл дальнейшей жизни.

Я думаю, что Андрей Соколов не сломлен своей непростой жизнью, он верит в свои силы, и несмотря на все тяготы и невзгоды все-таки сумел найти в себе силы продолжать жить дальше и радоваться своей жизни!

Образ Андрея Соколова в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека»

Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» - одно из вершинных произведений писателя. В центре его - исповедь простого русского человека, прошедшего две войны, пережившего нечеловеческие муки плена и не только сохранившего нравственные устои, но и оказавшегося способным дать любовь и заботу сироте Ванюшке. Жизненный путь Андрея Соколова был путем испытаний. Он жил в драматические времена: в рассказе упоминаются гражданская война, голод, годы выхода из разрухи, первые пятилетки. Но характерно, что в рассказе эти времена лишь упоминаются, без привычных идеологических ярлыков и политических оценок, просто как условия существования. Внимание главного героя сосредоточено совсем на другом. Обстоятельно, с нескрываемым любованием говорит он о жене, о детях, о работе, которая пришлась по душе(«завлекли меня машины»), о семе ином достатке («дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть, одеты, обуты, стало быть все в порядке»). Эти простые земные ценности и есть главные нравственные обретения Андрея Соколова в довоенное время, это его нравственная основа.

Нет ни политических, ни идеологических, ни религиозных ориентиров, а есть извечные, общечеловеческие, общенародные понятия (жена, дети, дом, работа), наполненные теплом сердечности. Они стали духовными опорами Андрея Соколова на всю последующую жизнь, и в апокалиптические испытания Великой Отечественной войны он входит вполне сложившимся человеком. Все последующие события жизни Андрея Соколова представляют собой испытание этих нравственных устоев « на излом». Кульминация рассказа - побег из плена и прямое столкновение с гитлеровцами. Очень важно, что Андрей Соколов относится к ним с каким-то эпическим спокойствием. Это спокойствие - от воспитанного в нем уважительного представления об изначальной сущности человека. В этом причина наивного, на первый взгляд, удивления Андрея Соколова при столкновении с варварской жестокостью гитлеровцев и ошеломленности перед падением личности, развращенной идеологией фашизма.

Столкновение Андрея с гитлеровцами - это борение между здоровой, опирающейся на мировой опыт народа нравственностью и миром антинравственности. Суть победы Андрея Соколова состоит не только в том, что он принудил самого Мюллера капитулировать перед человеческим достоинством русского солдата, а еще и в том, что он своим гордым поведением хоть на миг пробудил в Мюллере и его собутыльниках что-то человеческое («тоже рассмеялись», «поглядывают вроде помягче»). Испытание нравственных устоев Андрея Соколова не исчерпывается смертными муками фашистского плена. Известие о гибели жены и дочери, смерть сына в последний день войны, да и сиротство чужого ребенка, Ванюшки, - это тоже испытания. И если в столкновениях с гитлеровцами Андрей сохранил свое человеческое достоинство, свою сопротивляемость злу, то в испытаниях своей и чужой бедой он обнаруживает нерастраченную чуткость, невытравленную потребность дарить тепло и заботу другим. Важной особенностью жизненного пути Андрея Соколова является то, что он постоянно судит себя: «До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда ее оттолкнул!» Это голос совести, возвышающей человека над обстоятельствами жизни. Кроме того, каждый поворот в судьбе героя отмечается его сердечной реакцией на свои и чужие поступки, события, ход жизни: «Сердце до сих пор, как вспомню, будто тупым ножом режут…», «Как вспомнишь нелюдские муки… сердце уже не в груди, а в глотке бьется, и трудно становится дышать», «оборвалось у меня сердце…» В конце исповеди Андрея Соколова появляется образ большого человечьего сердца, принявшего в себя все беды мира, сердца, истраченного на любовь к людям, на защиту жизни.

Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» убеждает в том, что смысл истории, ее движущий «мотор» составляет борьба между человечностью, взращенной на вековом опыте народной жизни, и всем, что враждебно «простым законам нравственности». И только тот, кто впитал эти органичные человеческие ценности в свою плоть и кровь, «осердечил» их, может силою своей души противостоять кошмару расчеловечивания, сохранить жизнь, защитить смысл и правду самого человеческого существования.

Критика уже писала о своеобразной кольцевой композиции рассказа. Встреча автора-повествователя с Андреем Соколовым и его приемным сыном Ванюшей у переправы через весеннюю разлившуюся речку в начале и прощание в конце с мальчиком и чужим, но ставшим теперь близким человеком как бы замыкают в единый круг пережитого и сопережитого все то, что рассказал о своей жизни Соколов, и одновременно выделяют ту высокую человечность, которая определила жизнь и характер героя Шолохова.

Переплетаясь, в рассказе Шолохова звучат два голоса: о своей жизни, о своей судьбе рассказывает Андрей Соколов; но автор не просто слушатель, случайный собеседник, он становится активно действующим лицом: спросит, скажет слово там, где нельзя промолчать, когда надо прикрыть чужое несдержанное горе, то вдруг в полный голос заговорит, размышляя о судьбе встреченного им человека. Взгляд автора - взгляд пристального, душевно щедрого наблюдения. Автор-повествователь глубоко проникает в чужое горе. Своим волнением, тем, как он увидел и воспринял, он заражает и читателя. «Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе... Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника».

Так проникнуть в чужую душу, так увидеть способен лишь человек, сам знающий хорошо, что такое горе. И автор, и рассказчик Андрей Соколов объединяются тем единым живым чувством, которое рождается между близкими людьми. Автор-повествователь не только помогает пережить, увидеть скрытое, но у него есть и другая важная «сверхзадача»; автор-повествователь, становясь действующим лицом, помогает нам осмыслить одну человеческую жизнь как явление эпохи, увидеть в ней огромное общечеловеческое содержание и смысл.

«И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его родина».

В этом авторском раздумье - идейно-эстетическая кульминация рассказа, утверждение мужества, стойкости, прославление человека, устоявшего под ударами военной бури, вынесшего невозможное. История жизни Андрея Соколова, которого война лишила всего - дома, семьи, который в последние дни войны потерял в Германии сына, история человека, перенесшего неслыханные испытания плена - все это такие испытания, которые рождают трагедийные мотивы. В самой этой истории проклятие войне, проклятие фашизму.

Осуждение войны - и в судьбе того, кто стал приемным сыном Андрея Соколова. Андрей Соколов рассказывает о своей встрече с Ванюшкой, сиротиной, обездоленным войной, и уже в этом рассказе видно то главное, что определило характер поведения этого человека - мужество, сострадание и любовь. «Такая мелкая птаха, а уже научился вздыхать. Его ли это дело? Спрашиваю: «Где же твой отец, Ваня?» Шепчет: «Погиб на фронте».- «А мама?» - «Маму бомбой убило в поезде, когда мы ехали».- «А откуда вы ехали?» - «Не знаю, не помню...» - «И никого у тебя тут родных нету?» - «Никого».- «Где же ты ночуешь?» - «А где придется».

Рассказ Шолохова насыщен размышлениями о сущности героического подвига, гуманизма. Андрей Соколов совершает подвиг не только тогда, когда он удушил своими руками предателя или устоял в тяжелейших испытаниях в лагере для военнопленных. Твердость и стойкость поэтизируются писателем как проявление истинного мужества. Героическое для писателя всегда связано и наполнено гуманистическим содержанием. Когда Андрей Соколов, утративший все, что было дорого ему, одинокий и больной, принимает решение усыновить встреченного малыша, сиротину Ванюшу, тем самым он, в сущности, совершил подвиг любви, он возвратил детству радость, он избавил его от боли, страданий и скорби. Война-, казалось, все «вычерпала» из этого человека, все он утратил, но и в страшном, опустошающем одиночестве он оставался человеком. И мы можем с полным правом считать, что в отношении к обездоленному детству гуманизм Соколова одержал самую полную победу. Он торжествовал над античеловечностью фашизма, над разрушениями и бедами - неизбежными спутниками войны. Андрей Соколов победил самоё смерть!

Мотив жизнеутверждения, прозвучавший в начале рассказа в описании «извечно юного, еле уловимого аромата недавно освободившейся из-под снега земли», повторенный через некоторое время в авторском напоминании о «вечном утверждении живого в жизни», получил свое завершение в пронизанном страстной гуманистической нотой, героико-трагической интонацией финале, согретом просветленной детской улыбкой.

В рассказе Шолохова все время звучат две темы: подвига и страдания, трагического и героического. Они образуют сложное полифоническое единство повествования, многое определяют в своеобразии жанра и стиля этого произведения.

Уже обращалось внимание на музыкальное развитие темы, которое свойственно этому рассказу Шолохова. Рассказ Шолохова по своему звучанию напоминает «героические» симфонии Бетховена. Отчетливо выделяются ведущие образы и лейтмотивы, легко различаются и по своему содержанию, и"но эмоциональной смысловой тональности: начало рассказа - вступление, три Части рассказа Андрея Соколова о пережитом и финальная сцена. Стоит внимательно приглядеться к рассказу - и мы увидим, что это деление на части (поддерживается чередованием голоса рассказчика Андрея Соколова и автора-повествователя.

В самом начале рассказа возникает мотив тяжелой дороги. Это дорога по весенней размокшей степи, по которой едет автор по каким-то своим неотложным делам. Несколько раз в этом описании повторяется определение: «трудно», «тяжело». Такое описание дороги подготавливает появление Андрея Соколова и Ванюшки. Ведь они шли по такой же дороге, да еще все время пешком. Постепенно мотив дороги, путешествия перерастает в дорогу человеческой жизни, в рассказ о тяжком жизненном пути, о судьбе человека на дорогах войны. И не раз прозвучит в рассказе об этой дороге определение «тяжело»: «Тяжело мне, браток, вспоминать, а еще тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить...», «Ох, и тяжело же было мне, браток!».

Это один из тех лейтмотивов, который получает философское осмысление, характерное для поэтики рассказа Шолохова. Это рассказ - размышление, дума о судьбах людей, поднятая из конкретно-событийного в огромный, социально-исторический и философско-этический план обобщения. За конкретным все время встает общезначимое, общечеловеческое.

Рассказ Шолохова построен так, что в каждой части его есть своя внутренняя завершенность, и в то же время в каждой из них звучат общие мотивы. Повторяясь, они придают содержанию трегедийную напряженность. Перед нами открываются все новые и новые черты характера Андрея Соколова. Мы видим его в самых различных сферах жизни: интимно-семейной (отношения с детьми, женой), в солдатской, фронтовой (в отношениях с товарищами), в плену. Познание идет вглубь от внешне-видимого к содержательному, психологически и социально весомому и значительному.

Первая часть рассказа Андрея Соколова вместила всю историю его довоенной жизни, описание начала войны, прощание с семьей. И, как часто бывает в жизни, запомнилась, казалось бы, незначительная подробность, деталь. Во время прощанья перед отправкой на фронт он оттолкнул жену, которая бросилась к нему, выговаривая в беспамятстве отчаяния: «Родименький мой... Андрюша... не увидимся... мы с тобой... больше на этом свете».

Именно здесь на огромной внутренней страсти непреодоленного горя рождается один из самых трагических лейтмотивов рассказа: «До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда ее оттолкнул!..»

Вторая часть рассказа начинается с этого же мотива упрека самому себе: «Зачем я ее тогда оттолкнул? Сердце до сих пор, как вспомню, будто тупым ножом режет».

Этот образ-лейтмотив, рожденный словами «а я ее тогда оттолкнул», все время как бы возвращает читателя к незаживающей ране, к трагическому мотиву невосполнимой утраты. Во время войны погибли и жена и дети, и им действительно не привелось больше свидеться...

Война, бегство из плена, госпиталь, известие о гибели семьи составляют содержание второй части рассказа. Здесь наиболее полно открываются социальные истоки характера Андрея Соколова, то, что определило твердость, стойкость, мужество. Лейтмотив этой части выражается словами: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала», В этих словах то главное, что определяет характер Андрея Соколова, то, что определяет его поведение, его жизнь. В сущности, эти же слова, эти же мысли повторяются в авторском размышлении как утверждение основного в жизни и характере Андрея Соколова.

Тема войны, народного подвига во всю свою героическую мощь звучит и в рассказе Андрея Соколова, в его размышлениях, каким должен быть настоящий солдат, настоящий человек, и тогда, когда он говорит о нелегкой судьбе женщин и детей, оставшихся в тылу.

Возвращение к главной теме первой части, к истории семьи происходит на огромном взрыве трагизма, на предельной ноте человеческого горя: известие о гибели жены, посещение Воронежа, смерть под Берлином сына Анатолия.

Третья часть рассказа Андрея Соколова строится на переплетении, на борении трагического и героического, всей безнадежности отчаяния («Похоронил я в чужой, немецкой земле последнюю свою радость и надежду, ударила батарея моего сына, провожая своего командира в далекий путь, и словно что-то во мне оборвалось...»), каждодневного непереносимого страдания («...мои невыплаканные слезы, видно, на сердце засохли. Может, поэтому оно так и болит?..», «...днем я всегда крепко себя держу... а ночью проснусь, и вся подушка мокрая от слез...») и блеснувшей надежды, поманившей детским голосом жизни...

По рассказу Шолохова С. Бондарчуком был снят фильм, который с огромным успехом прошел по многим экранам мира.

«Приятно время от времени увидеть на экране человека, достойного этого звания, - писала о фильме «Судьба человека» французская газета «Монд».- Персонаже, которого изображает в фильме Сергей Бондарчук, является как раз таким человеком». В 1959 г. в Голландии вышло второе издание рассказа, и в текст были заверстаны кинокадры из этого фильма.

«Издательство «Пегасус» отлично сделало, выпустив этот рассказ, - писала газета «Де Ваархейд».- Пусть книга попадет на книжные полки, чтобы всегда быть под рукой читателя, пусть она всегда напоминает ему о силе духа, о высоких моральных качествах советского человека».

Творчество Шолохова приобрело мировую известность именно потому, что в его произведениях предстают «настоящее люди», люди, вдохновленные высокой исторической целью. В его книгах открывается новый мир человеческой надежды, мир социализма, в его произведениях народ - первооткрыватель, идущий по нехоженым путям в будущее.

Л. Якименко

Источники:

  • Шолохов М. А. Поднятая целина. Судьба человека. Вступит, статья Л. Якименко. М., «Худож. лит.», 1978. 654 с. (Б-ка классики. Советская лит-ра)
  • Аннотация: В книгу входит роман М. А. Шолохова «Поднятая целина», запечатлевший эпоху коллективизации, крушение старых и рождение новых форм жизни, и рассказ «Судьба человека» - о величии, силе, красоте души обыкновенного русского солдата.

Характеристика Андрея Соколова, героя произведения «Судьба человека» Михаила Шолохова поможет написать сочинения.

Андрей Соколов характеристика главного героя

Андрей Соколов – образ человека, «все вытерпевшего, все преодолевшего», перенеся все ужасы фашистского плена, лишившись любимой семьи, в последний день войны, потеряв сына – их единственную опору и радость жизни, мучась смертельной тоской по погибшим, он нашел в себе силы, чтобы жить, работать, отдавать свои силы души обиженному войной ребенку Ванюшке – усыновленному сиротке – мальчику.

Суровые испытания Войны не убили душевных сил, а раскрыли их в этом чудо-богатыре.

Андрей Соколов обладает незаурядной стойкостью, претерпевает все фашистские издевательства: «Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли замученные там, в лагерях, — сердце уже не в груди, а в глотке бьется, и трудно становится дышать…

Сам страдая, он стремится приободрить, обнадежить близких, не желая «играть на жалобных струнах». Вспомним его рассказ о жалостливом письме, которое бьет трудящуюся женщину.

«Она после этого письма, горемыка, и руки опустить, и работа ей не работа. Нет! На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала».

Андрей Соколов физически вынослив, но что стоила бы одна «мускульная» сила без убеждения, без веры?!Сколько известно случаев, когда не выдерживали пыток и очень сильные физически люди…

Соколов любит жизнь, но дороже жизни для него достоинство человека.

План-характеристика Андрея Соколова – человека-воина и труженика.

    1) Великая Отечественная война – неиссякаемая тема советской литературы.

2) Война – проверка и испытание сил советского человека.

3) О советском человеке в борьбе и труде.

    1) Рассказ «Судьба человека» — правдивое отражение русского национального характера и нравственного величия советского человека.

2) Портрет Андрея Соколова.

3) Соколов – хороший семьянин, заботливый отец, любящий муж, замечательный умелец, любая работа спорится в его руках.

4) Испытания, выпавшие на долю Андрея.

5) Соколов – суровый мститель за измену.

6) Черты Соколова – черты настоящего советского человека.

7) Смекалка, находчивость, упорство при побеге из плена.

8) Богатство силы души русского чудо-человека.

9) Страдания и испытания не ожесточили его.

10) Умение сдерживать себя – исповедь солдата в конце.

11) Последние слова рассказа – убежденность автора, что советские люди выдержат любые испытания, не согнутся, не дрогнут в минуту грозной опасности.

12) Воздействие старшего поколения на младшее.

    1) Стремление воспитывать в себе черты настоящего советского человека.

2) Проявление советского характера в строительстве.

3) «Когда страна прикажет быть героем.

У нас героем становится любой».

4) «По полюсу гордо шагает,

Меняет движение рек,

Высокие горы сдвигает

Советский простой человек».

Бессмертное произведение М. А. Шолохова «Судьба человека» является настоящей одой простому народу, жизнь которого была полностью сломанной войной.

Особенности композиции рассказа

Главный герой здесь представлен не легендарной героической личностью, а простым человеком, одним из миллионов людей, которых коснулась трагедия войны.

Судьба человека в военное время

Андрей Соколов простой сельский труженик, который также как все работал в колхозе, имел семью и жил обычной размеренной жизнью. Он смело идет защищать свое отечество от фашистских захватчиков, оставляя, таким образом, своих детей и жену на произвол судьбы.

На фронте для главного героя начинаются те страшные испытания, которые перевернули его жизнь. Андрей узнает, что его жена, дочь и младший сын погибли в результате авиационной атаки. Он очень тяжело переживает эту утрату, так как чувствует собственную вину в том, что произошло с его родными.

Однако Андрей Соколов имеет ради чего жить у него остался старший сын, который за время войны смог добиться значительных успехов в военном деле, и был единственной опорой своего отца. В последние дни войны судьба приготовила для Соколова последний сокрушительный удар его сына убивают противники.

По завершению войны, главный герой, морально сломан и не знает, как ему жить дальше: он потерял своих близких людей, родной дом был разрушен. Андрей устраивается на работу водителем в соседнем селе и начинает постепенно пьянствовать.

Как известно, судьба, толкающая человека в пропасть, всегда оставляет ему маленькую соломинку, по которой из нее при желании можно выбраться. Спасением для Андрея стала встреча с маленьким мальчиком сиротой, родители которого погибли на фронте.

Ванечка никогда не видел своего отца и потянулся к Андрею, так как жаждал той любви и внимания, которые проявлял к нему главный герой. Драматическим пиком в рассказе становится принятие Андреем решения соврать Ванечке, что именно он приходится ему родным отцом.

Несчастный ребенок, не знавший в жизни любви, ласки и доброго отношения к себе со слезами бросается на шею Андрея Соколова и начинает говорить, что вспомнил его. Так по сути две обездоленные сироты начинают совместный жизненный путь. Они нашли спасение друг в друге. У каждого из них появился смысл жизни.

Нравственный «стержень» характера Андрея Соколова

Андрей Соколов обладал настоящим внутренним стержнем, высокими идеалами духовности, непоколебимости и патриотизма. В одном из эпизодов рассказа, автор повествует нам о том, как истощенный голодом и трудовыми работами в концлагере, Андрей все таки смог сохранить свое человеческое достоинство: он долго отказывался от еды, которую предлагали ему фашисты перед тем, как угрожали его убить.

Твердость его характера вызвала уважение даже у немецких душегубов, которые в конечном итоге все же смилостивились над ним. Хлеб и сало, которые они дали главному герою в качестве вознаграждения за его гордость, Андрей Соколов разделил между всеми своими голодающими сокамерниками.