Обзор современной русской литературы. Литературный обзор по произведениям последних лет Литература последних лет современная литература
Современная литература очень разнообразна: это не только соз-даваемые сегодня книги, но и произведения «возвращенной лите-ратуры», «литература письменного стола», произведения писателей разных волн эмиграции. Другими словами, это произведения, на-писанные или впервые опубликованные в России с середины 1980-х годов XX века и до начала первого десятилетия XXI века. Значи-тельную роль в становлении современного литературного процесса сыграла критика, литературные журналы и многочисленные лите-ратурные премии.
Если в период оттепели и застоя в литературе приветствовался лишь метод социалистического реализма, то современный литера-турный процесс характеризует сосуществование различных на-правлений.
Одним из самых интересных культурных явлений второй поло-вины XX века является постмодернизм — направление не только в литературе, но и во всех гуманитарных дисциплинах. Постмодер-низм возник на Западе в конце 60-х — начале 70-х годов. Это был поиск синтеза между модернизмом и массовой культурой, разру-шение любых мифологий. Модернизм стремился к новому, которое изначально отрицало старое, классическое искусство. Постмодер-низм возник не после модернизма, а рядом с ним. Он не отрицает все старое, а пытается иронично переосмыслить его. Постмодерни-сты обращаются к условности, нарочитой литературности в созда-ваемых произведениях, сочетают стилистику разных жанров и ли-тературных эпох. «В постмодернистскую эпоху, — пишет В. Пелевин в романе «Числа», — главным становится не потребле-ние материальных предметов, а потребление образов, поскольку образы обладают гораздо больше капиталоемкостью». Ни автор, ни повествователь, ни герой не несут ответственности за сказанное в произведении. На становление русского постмодернизма оказали большое влияние традиции Серебряного века (М. Цветаева,
А. Ахматова, О. Мандельштам, Б. Пастернак и др.), культура аван-гарда (В. Маяковский, А. Крученых и др.) и многочисленные про-явления господствующего соцреализма. В развитии постмодерниз-ма в русской литературе условно можно выделить три периода:
- Конец 60-х — 70-е г. — (А. Терц, А. Битов, В. Ерофеев, Вс. Не-красов, Л. Рубинштейн и др.)
- 70-е — 80-е г. — самоутверждение постмодернизма через под-полье, осознание мира как текста (Е. Попов, Вик. Ерофеев, Саша Соколов, В. Сорокин и др.)
- Конец 80-х — 90-е г. — период легализации (Т. Киби-ров, Л. Петрушевская, Д. Галковский, В. Пелевин и др.)
Русский постмодернизм неоднороден. К прозаическим произве-дениям постмодернизма можно отнести следующие произведения: «Пушкинский Дом» А. Битова, «Москва — Петушки» Вен. Ерофее-ва, «Школа для дураков» Саши Соколова, «Кысь» Т. Толстой, «Попугайчик», «Русская красавица» В. Ерофеева, «Душа патриота, или Различные послания к Ферфичкину» Ев. Попова, «Голубое сало», «Лед», «Путь Бро» В. Сорокина, «Омон Ра», «Жизнь насекомых», «Чапаев и Пустота», «Generation Р» («Поколение П») В. Пелевина, «Бесконечный тупик» Д. Галковского, «Искренний художник», «Глокая Куздра», «Я — не я» А. Слаповского, «Коронация» Б. Акунина и др.
В современной русской поэзии создают поэтические тексты в русле постмодернизма и различных его проявлений Д. Пригов, Т. Кибиров, Вс. Некрасов, Л. Рубинштейн и др.
В эпоху постмодернизма появляются произведения, которые с полным правом можно отнести к реалистическим. Отмена цензуры, демократические процессы в российском обществе способствовали расцвету реализма в литературе, доходившему порой до натура-лизма. Это произведения В. Астафьева «Прокляты и убиты», Е. Носова «Тепа», «Покормите птиц», «Сронилось колечко»,
В. Белова «Душа бессмертна», В. Распутина «В больнице», «Изба», Ф. Искандера «Сандро из Чегема», Б. Екимова «Пиночет», А. Кима «Отец-Лeс», С. Каледина «Стройбат», Г. Владимова «Генерал и его армия», О. Ермакова «Знак зверя», А. Проханова «Дерево в центре Кабула», «Чеченский блюз», «Идущие в ночи», «Господин Гексоген» и др. Материал с сайта
С начала 1990-х годов в русской литературе появляется новое яв-ление, которое получило определение постреализма. В основе по-стреализма лежит универсально понимаемый принцип относитель-ности, диалогического постижения непрерывно меняющегося мира и открытости авторской позиции по отношению к нему. Постреализм, по определению Н. Л. Лейдермана и М. Н. Липовецкого, — определенная система художественного мышления, логика которого стала распространяться и на мэтра, и на дебютанта, набирающее силу ли-тературное направление со своими стилевыми и жанровыми пред-почтениями. В постреализме реальность воспринимается как объек-тивная данность, совокупность множества обстоятельств, влияющих на человеческую судьбу. В первых произведениях постреализма от-мечался демонстративный отход от социального пафоса, писатели обращались к частной жизни человека, к его философскому осмыс-лению мира. К постреалистам критика обычно относит пьесы, рас-сказы, повесть «Время ночь» Л. Петрушевской, романы «Андеграунд, или Герой нашего времени» В. Маканина, рассказы С. Довлатова, «Псалом» Ф. Горенщтейна, «Стрекоза, увеличенная до размеров со-баки» О. Славниковой, сборник рассказов «Прусская невеста» Ю. Буйды, повести «Воскобоев и Елизавета», «Поворот реки», роман «Закрытая книга» А. Дмитриева, романы «Линии судьбы, или сун-дучок Милашевича» М. Харитонова, «Клетка» и «Диверсант» А. Азольского, «Медея и ее дети» и «Казус Кукоцкого» Л. Улицкой, «Недвижимость» и «Хуррамабад» А. Волоса.
Кроме того, в современной русской литературе создаются произ-ведения, которые трудно отнести к тому или иному направлению. Писатели самореализуют себя в разных направлениях и жанрах. В российском литературоведении принято также выделять несколько тематических направлений в литературном процессе конца XX в.
- Обращение к мифу и его трансформации (В. Орлов, А. Ким, А. Слаповский, В. Сорокин, Ф. Искандер, Т. Толстая, Л. Улицкая, Аксенов и др.)
- Наследие деревенской прозы (Е. Носов, В. Белов, В. Распутин, Б. Екимов и др.)
- Военная тема (В. Астафьев, Г. Владимов, О. Ермаков, Маканин, А. Проханов и др.)
- Тема фэнтази (М. Семенова, С. Лукьяненко, М. Успенский, Вяч. Рыбаков, А Лазарчук, Э. Геворкян, А. Громов, Ю. Латынина и др.)
- Современные мемуары (Е. Габрилович, К. Ваншенкин, А. Рыбаков, Д. Самойлов, Д. Добышев, Л. Разгон, Е. Гинзбург, А. Найман, В. Кравченко, С. Гандлевский и др.)
- Расцвет детектива (А. Маринина, П. Дашкова, М. Юденич, Б. Акунин, Л. Юзефович и др.)
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- презентация обзор русской литературы конца 20- начала 21 века
- обзор литературы начала 20 века
- русская литература 21 века обзор
- литературного процесса конца 20 начала 21 века.
- современные авторы начала 20 века
У народа, лишенного общественной свободы, - единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести», - писал в прошлом веке А.И.Герцен. Впервые за всю многовековую историю России правительство дало нам теперь свободу слова и печати. Но, несмотря на огромную роль средства информации, отечественная литература является властительницей дум, подымает пласт за пластом проблемы нашей истории и жизни. Может, был прав Е.Евтушенко, сказавший: « в России - больше, чем поэт!..».
На сегодняшней можно очень четко проследить художественное, историческое, общественно - политическое значение литературного произведения в связи с общественно - политической обстановкой эпохи. Эта формулировка означает, что особенности эпохи отражаются на теме, избранной автором, его героях, художественных средствах. Эти особенности могут придать произведению большое общественное и политическое значение. Так, в эпоху упадка крепостничества и дворянства появился целый ряд произведений о «лишних людях», в том числе и знаменитый «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова. Само название романа, споры вокруг него показали его общественное значение в эпоху николаевской реакции. Огромное значение имела и А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича», напечатанная в период критики сталинщины в начале 60-х годов. Современные произведения демонстрируют еще большую, чем прежде, связь эпохи и литературного произведения. Ныне стоит задача - возродить сельского хозяина. Литература откликается на нее книгами о раскулачивании и раскрестьянивании деревни.
Теснейшая связь современности и истории даже рождает новые жанры (например, - хронику) и новые изобразительные средства: в текст вводятся документы, популярны перемещения во времени на многие десятилетия и другое. То же касается и проблем охраны природы. Терпеть больше нельзя. Желание помочь обществу заставляет писателей, например Валентина Распутина, переходить от романов и повестей к публицистики.
Первая тема, которая объединяет очень большое число произведений, написанных на протяжении 50 - 80-х годов проблема исторической памяти. Эпиграфом к ней могли бы послужить слова академика Д.С.Лихачева: «Память активна. Она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека. Память противостоит уничтожающей силе времени. В этом величайшее значение памяти».
«Белые пятна» образовались (вернее, их образовали те, кто постоянно приспосабливал историю к своим интересам) не только в истории всей страны, но и отдельных ее районов. Книга Виктора Лихоносова «Наш маленький Париж» о Кубани. Он считает, что ее историки в долгу перед своей землей. «Дети вырастали без знания своей родной истории». Года два назад писатель был в Америке, где встречался с жителями русской колонии, эмигрантами и их потомками из кубанских казаков. Бурю читательских писем и откликов вызвала публикация романа - хроники Анатолия Знаменского «Красные дни», где сообщались новые факты из истории гражданской на Дону. Сам писатель не сразу пришел к истине и только в шестидесятые годы понял, что «мы вообще ничего не знаем о той эпохе». В последние годы вышло несколько новых произведений, таких, как роман Сергея Алексеева «Крамола», но неизвестного еще очень много.
Особо звучит тема безвинно репрессированных и замученных в годы сталинского террора. Огромный труд проделал Александр Солженицын в своем «Архипелаге ГУЛАГе». В послесловии к книге он говорит: «Не потому я прекратил работу, что счел книгу оконченной, а потому, что не осталось больше на нее жизни. Не только прошу я о снисхождении, но крикнуть хочу: как наступит пора, возможность - соберитесь, друзья, уцелевшие, хорошо знающие, да напишите рядом с этой еще комментарий…» Тридцать четыре года прошло с той поры, как написаны, нет, выбиты на сердце, эти слова. Уже и сам Солженицын правил книгу за границей, вышли десятки новых свидетельств, а призыв этот останется, видно, на долгие десятилетия и к современникам тех трагедий, и к потомкам, перед которыми откроются, наконец, архивы палачей. Ведь даже число жертв неизвестно!.. Победа демократии в августе 1991 года дает надежду, что архивы скоро будут открыты.
И потому видятся мне не совсем верными слова уже упомянутого писателя Знаменского: «Да и сколько надо было сказать о прошлом, мне кажется, уже сказано и А.И.Солженицыным, и в «Колымских рассказах» Варлама Шаламова, и в повести «Барельеф на скале» Алдан - Семенова. Да и сам я 25 лет назад, в годы так называемой оттепели, отдал дань этой теме; моя повесть о лагерях под названием «Без покаяния»… напечатана в журнале «Север» (N10, 1988 г.)». Нет, я думаю, еще должны потрудиться и свидетели, и писатели, и историки.
О сталинских жертвах и палачах написали уже много. Отмечу, что вышло продолжение романа «Дети Арбата» А.Рыбакова «Тридцать пятый и другие годы», в котором много страниц уделено тайным пружинам подготовки и проведения процессов 30 - х годов над бывшими руководителями большевистской партии.
Думая о сталинском времени, невольно переносишься мыслью на революцию. И она сегодня видится во многом по - иному. «Нам говорят, что русская революция ничего не принесла, что у нас нищета большая. Совершенно верно. Но… У нас есть перспектива, у нас виден выход, есть воля, желание, мы видим перед собой путь…» - так писал Н.Бухарин. Теперь мы задумываемся: что же сделала со страной эта воля, куда привел этот путь и где выход. В поисках ответа начинаем обращаться к истокам, к Октябрю.
Мне кажется, что глубже всех исследует эту А.Солженицын. Причем эти вопросы затрагиваются во многих его книгах. Но главное этого писателя об истоках и начале нашей революции - многотомное «Красное колесо». У нас уже напечатаны части его - «Август четырнадцатого», «Октябрь шестнадцатого». Печатается и четырехтомный «Март семнадцатого». Александр Исаевич продолжает напряженно трудиться над эпопеей.
Солженицын настойчиво не признает не только Октябрьскую, но и Февральскую революцию, считая свержение монархии трагедией русского народа. Он утверждает, что мораль революции и революционеров антигуманна и античеловечна, лидеры революционных партий, включая Ленина, беспринципны, думают, прежде всего, о личной власти. Нельзя согласиться с ним, но и не прислушаться тоже нельзя, тем более что писатель использует громадное число фактов и исторических свидетельств. Хотелось отметить, что этот выдающийся писатель уже дал согласие вернуться на Родину.
Сходные рассуждения о революции есть и в воспоминаниях писателя Олега Волкова «Погружение во тьму». , интеллигент и патриот в лучшем смысле слова, провел в тюрьмах и ссылках 28 лет. Он пишет: « За те два с лишним года, что отец прожил после революции, уже отчетливо и бесповоротно определилось: круто укрощаемый мужик и несколько мягче взнуздываемый рабочий должны были отождествлять себя с властью. Но говорить об этом, разоблачать самозванство и обман, растолковывать, что железная решетка новых порядков ведет к закабалению и образованию олигархии, уже было нельзя. Да и бесполезно…»
Такую ли надо давать оценку революции?! Трудно сказать, окончательный приговор вынесет только время. Лично я не считаю такую точку зрения правильной, но и опровергнуть ее сложно: не забудешь ведь ни о сталинщине, ни о глубоком сегодняшнем кризисе. Ясно и то, что изучать революцию и гражданскую по фильмам «Ленин в Октябре», «Чапаев» или по поэмам В.Маяковского «Владимир Ильич Ленин» И «Хорошо» больше нельзя. Чем больше мы узнаем об этой эпохе, тем самостоятельнее придем к каким - то выводам. Много интересного об этом времени можно почерпнуть в пьесах Шатрова, романе Б.Пастернака «Доктор Живаго», повести В.Гроссмана «Все течет» и других.
Если в оценке революции есть резкие расхождения, то сталинскую коллективизацию осуждают все. Да и как оправдать ее, если она привела к разорению страны, гибели миллионов трудолюбивых хозяев, к страшному голоду! И вновь хочется процитировать Олега Волкова о времени, близком к «великому перелому»:
«Тогда еще только налаживали массовую вывозку ограбленных мужиков в пропасти пустынных раздолий Севера. До поры до времени выхватывали выборочно: обложат «индивидуальным» неуплатным налогом, выждут маленько и - объявят саботажником. А там - лафа: конфискуй имущество и швыряй в тюрьму!…»
Василий Белов рассказывает нам о пред колхозной деревне в романе «Кануны». Продолжением служит «Год великого перелома, Хроника 9 месяцев», где описывается начало коллективизации. Одним из правдивых произведений о трагедии крестьянства в период коллективизации является роман - хроника Бориса Можаева «Мужики и бабы». Писатель, опираясь на документы, показывает, как формируется и забирает власть та прослойка на селе, которая благоденствует на разорении и беде односельчан и готова лютовать, чтобы угодить начальству. Автор показывает, что виновники «перегибов» и «головокружений от успехов» те, кто управлял страной.
Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Литературный обзор по произведениям последних лет . Литературные сочинения!![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/5/d/d/5dded6b3c5643296fa0d035e2e781d20b3d0ea14/img1.jpg)
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/5/d/d/5dded6b3c5643296fa0d035e2e781d20b3d0ea14/img2.jpg)
1.Вступление
2.Поиски системного анализа современного литературного процесса.
3.Гипертекстуальность новейшей русской литературы
4.Роль творческой индивидуальности писателя в формировании литературной ситуации.
5.Заключение.
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/5/d/d/5dded6b3c5643296fa0d035e2e781d20b3d0ea14/img3.jpg)
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/5/d/d/5dded6b3c5643296fa0d035e2e781d20b3d0ea14/img4.jpg)
- Сегодня в недрах современного литературного процесса рождены или реанимированы такие явления,направления,как авангард и поставангард,модерн и постмодерн,сюрреализм,иперссионизм,
неосентиментализм,метереализм,соц-арт,концептуализм и т.д.
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/5/d/d/5dded6b3c5643296fa0d035e2e781d20b3d0ea14/img5.jpg)
- Литература добровольно сложила с себя
полномочия выступать в качестве рупора
общественного мнения и воспитателя человеческих душ, а места положительных героев-маяков заняли бомжы, алкоголики,убийцы и представители древнейщих профессий.
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/5/d/d/5dded6b3c5643296fa0d035e2e781d20b3d0ea14/img6.jpg)
- Если в 1986 году наиболее читаемые книги по опросу «Книжного обозрения»:»Улисс» Дж.Джойса, «1984»Дж.Оруэлла, «Железная женщина» Н.Берберовой,-то в 1995году
в списках бестселлеров уже иная литература:»Профессия-киллер», «Спутники волкодава», «Мент поганный».Подобная ориентация массового читателя стала острейшей проблемой как школьного,так и вузовского преподавания литературы.
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/5/d/d/5dded6b3c5643296fa0d035e2e781d20b3d0ea14/img7.jpg)
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/5/d/d/5dded6b3c5643296fa0d035e2e781d20b3d0ea14/img8.jpg)
Утро
Вениамин Ерофеев
Вы когда-нибудь видели рассвет? Когда-нибудь наблюдали, как медленно, словно с неимоверной тяжестью поднимается солнце? Когда первые лучи начинают рассеивать тьму, разжижая и изничтожая ее. Когда небо из черного превращается в голубое... за несколько часов. И когда все же первые лучи солнца, которое только-только краешком выглянуло из-за горизонта, рассекут небо - не думаешь ни о чем и не слушаешь ничего. Просто смотришь. Ибо такое нигде больше не увидишь. А когда приходишь в себя, недоумеваешь - почему ты вернулся? Почему ты не Там? Что ты Здесь забыл?...
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/5/d/d/5dded6b3c5643296fa0d035e2e781d20b3d0ea14/img9.jpg)
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/5/d/d/5dded6b3c5643296fa0d035e2e781d20b3d0ea14/img10.jpg)
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/5/d/d/5dded6b3c5643296fa0d035e2e781d20b3d0ea14/img11.jpg)
Активизация творчества писательниц конца столетия - факт объективный и значимый. Так же как начало ХХ века было ознаменовано возрождением поэзии женщин, а модернизм стал освобождающей стихией для творчества русских писательниц, внесших в культуру Серебряного века свободу чувств, индивидуализм и тонкий эстетизм, так и конец
Века проходит в значительной степени под знаком эстетических открытий женщин писательниц.
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/5/d/d/5dded6b3c5643296fa0d035e2e781d20b3d0ea14/img12.jpg)
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/5/d/d/5dded6b3c5643296fa0d035e2e781d20b3d0ea14/img13.jpg)
Особое место в жанровом формотворчестве занимает антиутопия. Эволюционирование антиутопии, рассмотренное только на отрезке 1990-х годов - конца ХХ века, показывает, сколь сложна и разветвлена картина жанровой подвижности. Теряя формальные жестокие черты, она обогащается за счет новых качеств, главным из которых становиться своеобразное мировидение.
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/5/d/d/5dded6b3c5643296fa0d035e2e781d20b3d0ea14/img14.jpg)
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/5/d/d/5dded6b3c5643296fa0d035e2e781d20b3d0ea14/img15.jpg)
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/5/d/d/5dded6b3c5643296fa0d035e2e781d20b3d0ea14/img16.jpg)
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/5/d/d/5dded6b3c5643296fa0d035e2e781d20b3d0ea14/img17.jpg)
Сложную картину эстетического разброса дополняет ситуация в области русской поэзии конца столетия. Общепризнано, что проза доминирует в современном литературном процессе. В течение последнего десятилетия поэзия пережила эволюцию от состояния практически полного бескнижья до положения, когда книжные полки и прилавки книжных магазинов проседают под грузом стихотворных сборников, изданных либо за авторский, либо за спонсорский счет тиражами 300-500 экземпляров. Поэзия несет тот же груз времени, те же стремления войти в новые специфические зоны творчества. Поэзия более болезненно, чем проза, ощущает утрату читательского внимания, собственной роли быть эмоциональнымвозбудителем общества.
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/5/d/d/5dded6b3c5643296fa0d035e2e781d20b3d0ea14/img18.jpg)
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/5/d/d/5dded6b3c5643296fa0d035e2e781d20b3d0ea14/img19.jpg)
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/5/d/d/5dded6b3c5643296fa0d035e2e781d20b3d0ea14/img20.jpg)
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/5/d/d/5dded6b3c5643296fa0d035e2e781d20b3d0ea14/img21.jpg)
Заявляется уже в названиях романов и далее реализуется в тестах: «Живите в Москве: рукопись на правах романа» Д.Пирогов, «Смерть царя Федора: микророман» М.Ю.Дружникова, «Эросипед и другие виньетки» А.Жолковского. Е.Попов жанр своего романа «Хаос» определил как роман-коллаж, название романа С.Гандлевского- «НРЗБ», У н.Кононова- «нежный театр: шоковый роман».
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/5/d/d/5dded6b3c5643296fa0d035e2e781d20b3d0ea14/img22.jpg)
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/5/d/d/5dded6b3c5643296fa0d035e2e781d20b3d0ea14/img23.jpg)
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/5/d/d/5dded6b3c5643296fa0d035e2e781d20b3d0ea14/img24.jpg)
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/5/d/d/5dded6b3c5643296fa0d035e2e781d20b3d0ea14/img25.jpg)
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/5/d/d/5dded6b3c5643296fa0d035e2e781d20b3d0ea14/img26.jpg)
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/5/d/d/5dded6b3c5643296fa0d035e2e781d20b3d0ea14/img27.jpg)
Разделы: Литература
Пояснительная записка
В формировании гармонически развитой и духовно богатой личности, способной создавать новую жизнь в Российской Федерации, важную роль играет художественная литература и ее преподавание в старших классах.
Сегодня в России каждый день появляются книги сотен различных наименований. Для современного читателя это настоящий вызов. Все больше писателей стремятся обрести читательское признание и, если повезет, популярность. Как же ориентироваться в этом нарастающем потоке литературы? В рыночной экономике читательские предпочтения отчасти отражены в тиражах книг. Покупая книгу, человек словно голосует: мне нужна эта книга, я готов заплатить за нее, я хочу видеть ее в своем доме, на своем письменном столе. Она помогает мне стать собой, осознать, для чего я живу, или просто развлечься, отключиться от повседневных забот. Другая возможность выяснить литературные вкусы общества – это премии за литературные произведения, которых появилось достаточно много в 90-е годы XX века, а также мнения литературных критиков. Они читают книги раньше других, высказывая свое отношение к прочитанному в СМИ и на популярных веб-сайтах. Оценки критиков, безусловно, влияют на вкусы и предпочтения читателей, но их точка зрения не является окончательной и безоговорочной. Именно читатель в конечном счете решает, насколько «классичен», «долговечен» тот или иной писатель, та или иная книга.
Цель нашего курса заключается в том, чтобы помочь старшекласснику составить собственное представление о современном литературном процессе, его тенденциях, проблематике и эстетических позициях авторов произведений, получивших признание в литературной среде. Интерпретируя прочитанные произведения и сопоставляя свои суждения с оценками специалистов, в конечном итоге старшеклассник сможет свободно ориентироваться в современном море книжной продукции и, возможно, найдет «свою» книгу и «своего» писателя.
Безусловно, лишь немногие из предложенных нами произведений станут общенациональной классикой и обязательным чтением для каждого образованного человека, но все же именно эти произведения находятся в центре внимания, о них говорят, спорят, некоторые из них отмечены литературными премиями. В российском менталитете заложено, что «начитанность» или по крайней мере осведомленность о современном литературном процессе является важным свидетельством интеллигентности человека. А интеллигентность – это современный синоним достойного поведения и гуманистического образа мышления. Данный курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Указанное количество часов является приблизительным, учитель может его изменять, исходя из конкретных условий работы или из собственных методических соображений.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
В результате прохождения элективного курса учащиеся должны:
- прочитать и под руководством учителя изучить произведения современных российских авторов;
- уметь охарактеризовать и оценить главных героев, знать проблематику произведений и их идейный смысл;
- уметь давать оценку произведению на основе личностного восприятия;
- уметь грамотно высказать и обосновать свое отношение к художественному произведению, выступить с сообщением или докладом на литературную тему, участвовать в беседе, диспуте, писать сочинения разных жанров;
- изучив минимум произведений, быть готовыми к самостоятельному поиску нужной книги, ориентироваться в развитии современной литературы в целом.
- уметь сопоставить произведение с кино- и телеэкранизациями, спектаклями.
Формы контроля за знаниями учащихся.
- Устные и письменные развернутые ответы на вопросы.
- Семинары и коллоквиумы.
- Составление плана, тезисов по материалу биографии писателей.
- Составление вопросов для характеристики героя и оценки произведения в целом.
- Подготовка устных сообщений о прочитанном произведении и его авторе.
- Написание сочинений, докладов, рефератов.
- Создание компьютерных презентаций.
- Участие в научно-практических конференциях.
- Зачет по курсу.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов | Форма урока. Виды деятельности учащихся |
1 | Введение. Основные направления и тенденции развития современной литературы | 1 | Лекция учителя |
2 | Неореализм (Новая реалистическая проза) | ||
Владимир Маканин «Андеграунд, или Герой нашего времени»» | 1 | Лекция учителя, сообщения учащихся | |
Людмила Улицкая «Казус Кукоцкого», «Даниэль Штайн, переводчик» | 2 | Лекция, составление плана лекции, семинар | |
Андрей Волос «Хуррамабад», «Недвижимость» | 2 | Сообщения, доклады учащихся | |
Алексей Слаповский «Я – не я» | 1 | Составление вопросов по тексту | |
3 | Военная тема в современной русской литературе | ||
Виктор Астафьев «Веселый солдат» | 1 | Диспут | |
Аркадий Бабченко «Алхан-Юрт» | 1 | Доклады, презентация | |
Анатолий Азольский «Диверсант» | 1 | Лекция учителя | |
4 | Русский постмодернизм | ||
Венедикт Ерофеев «Москва – Петушки» | 1 | Комментированное чтение | |
Виктор Пелевин «Жизнь насекомых», «Generation «II» | 2 | Лекция, рефераты, доклады | |
Дмитрий Галковский «Бесконечный тупик» | 1 | Сообщения учащихся | |
Владимир Сорокин «Очередь» | 1 | Лекция, доклады учащихся | |
Зачет по изученным темам | 1 | Письменный развернутый ответ | |
5 | Современная поэзия | ||
Иосиф Бродский | 2 | Лекция, презентация, семинар, коллоквиум | |
Концептуализм Тимур Кибиров, Дмитрий Пригов, Лев Рубинштейн, Всеволод Некрасов, Сергей Гандлевский, Денис Новиков |
3 | Коллоквиум, комментированное чтение, доклады, рефераты | |
Метареализм Иван Жданов, Александр Еременко, Ольга Судакова, Алексей Парщиков |
3 | Комментированное чтение, доклады, презентации | |
6 | Фантастика, утопии и антиутопии | ||
Аркадий и Борис Стругацкие «Обитаемый остров» | 1 | Презентация, доклады | |
Сергей Лукьяненко «Императоры иллюзий», «Танцы на снегу», «Ночной дозор», «Дневной дозор» | 3 | Лекция, сообщения учащихся | |
7 | Драматургия |
||
Ксения Драгунская «Рыжая пьеса» Нина Садур «Панночка» Евгений Гришковец «Как я съел собаку» |
2 | Семинар, посещение спектаклей | |
8 | Возрождение детектива |
||
Александра Маринина Борис Акунин Дарья Донцова |
3 | Лекция, диспут, презентации, доклады | |
Итоговый зачет по изученным темам | 1 | Письменный развернутый ответ на вопрос |
Введение.
Общие тенденции развития художественных и идейно-нравственных традиций современной литературы. Многоплановость, многообразие жанров и направлений.
Блок 1 . Новая реалистическая проза.
Неореализм – синтез художественного опыта писателей реалистов XIX века с постмодернистским мышлением человека конца XX века. Поиск новых эстетических принципов, отличающихся от критического реализма XIX века и соцреализма. Владимир Маканин «Андегранд, или Герой нашего времени» – судьба «шестидесятника» в эпоху конца девяностых. Итальянская премия «Пене» 1999 г. Людмила Улицкая – дважды лауреат премии «Букер» (За романы «Казус Кукоцкого» и «Даниэль Штайн, переводчик»). «Казус Кукоцкого» – совмещение традиционной канвы семейного романа с философско-мистической стороной жизни героев, превращение привычной реальности в многомерность, соответствующую мироощущению современного человека. Экранизация романа. «Даниэль Штайн, переводчик» – о странствиях духа в мире тьмы, о том, как найти свет в себе и вокруг себя. Андрей Волос «Хуррамабад» – роман о жизни нескольких поколений русских в Таджикистане, об их вынужденном превращении в беженцев. Это художественное представление о том, что оказывается своим и чужим. Роман «Недвижимость» – о работе риэлтора, пресловутом квартирном вопросе. Психологический реализм, воссоздающий колорит времени.
«Я –не я» Алексея Слаповского – авантюрно-философский современный «плутовской» роман.
Блок 2 . Военная тема в современной русской литературе.
Новый взгляд на войну, «человеческий масштаб» ее восприятия, размышления о «цене Победы», трагизм этических коллизий, в которых оказывается человек на войне – об этом роман писателя «военного поколения» Виктора Астафьева «Веселый солдат».
Аркадий Бабченко – лауреат премии «Дебют». Повесть «Алхан-Юрт» основана на личных впечатлениях и рассказывает об одном эпизоде чеченской кампании. Бессмыслица войны – центральная тема повести. Анатолий Азольский – лауреат премий журналов «Дружба народов» (1999) и «Новый мир» (2000). Роман «Диверсант» – гуманистический пафос современной военной литературы, сохранение традиций военной прозы в творчестве молодых писателей.
Блок 3 . Постмодернизм.
У истоков русского постмодернизма – поэма «Москва – Петушки» Венедикта Ерофеева – вольное обращение с русской классикой, смешение высокого и низкого, ирония и гротеск.
Виктор Пелевин «Жизнь насекомых» – реминисценции из популярных сюжетов, ироничное толкование мифов и стереотипов. «Generation «П» – путешествие в виртуальную реальность.Дмитрий Галковский – лауреат премии «Антибукер». Роман «Бесконечный тупик» – интертекстуальность, слияние реальности и литературы.
Творчество Владимира Сорокина и его роман «Очередь» - пародийная стилизация, натурализм, разрушение устоявшихся литературных жанров.
Блок 4 . Современная поэзия.
Творчество Иосифа Бродского (биография, темы и мотивы лирики, пейзаж, образ времени, лирический герой, язык и художественные приемы) Концептуализм и его истоки. Понятие «концепт». Концептуальные школы. Творчество некоторых поэтов – концептуалистов и их поэтический язык. Метареализм как поэтическое направление. Творчество некоторых поэтов – метареалистов.
Блок 5 . Фантастика, утопии и антиутопии.
Расцвет жанра антиутопии в XX веке. Психология человека и психология общества в антиутопии братьев Стругацких «Обитаемый остров». Сергей Лукьяненко – лучший европейский писатель – фантаст 2003 года. Ответственность героев Лукьяненко за мир, в котором они живут, соединение специфических для фантастики вопросов с правдивыми запоминающимися образами.
Блок 6 . Особенности современной драматургии.
Поиск особых художественных средств и языка. Драматургия Нины Садур – неотъемлемая часть авангардной культуры. Пьеса «Панночка» – необычная трактовка гоголевской повести «Вий». Оригинальность и метафоричность пьесы – исповеди Евгения Гришковца «Как я съел собаку», символика цвета и психологизм «Рыжей пьесы» Ксении Драгунской. Киноверсия пьесы.
Блок 7 . Возрождение детектива.
Специфика детективного жанра. Почему люди любят детективы? Возрождение детектива в конце 80-х годов XX века. Психологические детективы Александры Марининой, ретро-детективы Бориса Акунина, иронические детективы Дарьи Донцовой.
Список литературы для учителя и учащихся
- В мире литературы 11 классы; учеб. для общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля, /под ред. А.Г.Кутузова. М.: «Дрофа», 2002.
- Русская литература XX века 11 класс; учебник-практикум для общеобразовательных учреждений / под ред. Ю.И.Лысого – М. «Мнемозина», 2005.
- Современная русская литература; учеб. пособие для старшеклассников и поступающих в вузы, /под ред. Б.А. Ланина, М.: «Вентана-Граф», 2006.
- Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература XX века: учебник для 11 класса; в 2-х ч. – М.: «ТИД «Русское слово», 2006.
Литературные ресурсы Интернета
- «Букинист» – mybooka.narod.ru
- «Дебют» – www.mydebut.ru
- «Вавилон» – www.vavilon.ru
- «Виктор Пелевин» – pelevin.nov.ru
- «Графомания» – www.grafomania.msk.ru
- «Интерактивная фантастика» – if.gr.ru
- «Иосиф Бродский» – gozepf Brodsky.narod.ru
- «Островок» – www.ostrovok.de
- «Современная русская поэзия» – poet.da.ru
- «Фандорин» – www.fandorin.ru
Кроме того, каждый писатель имеет свой индивидуальный сайт. Поиск в Интернете безграничен, поэтому данный список является открытым, и его можно продолжить.
Современная литература (по выбору абитуриента)
Современная литература (60-80-е годы)
2-3 произведения по выбору абитуриента из следующего рекомендательного списка:
Ф.А. Абрамов. Деревянные кони. Алька. Пелагея. Братья и сестры.
В.П. Астафьев. Царь-рыба. Печальный детектив.
В.М. Шукшин. Сельские жители. Характеры. Беседы при ясной луне.
В.Г. Распутин. Последний срок. Прощание с Матерой. Живи и помни.
Ю.В. Трифонов. Дом на набережной. Старик. Обмен. Другая жизнь.
В.В. Быков. Сотников. Обелиск. Волчья стая.
Понятие «современная литература» охватывает достаточно большой и, главное, полный важными общественными и политическими событиями период, что, безусловно, оказало влияние на развитие литературного процесса. Внутри этого периода существуют свои достаточно ярко выраженные хронологические «срезы», качественно отличающиеся один от другого и в то же время взаимозависимые, развивающие общие проблемы на том или ином витке исторической спирали.
Вторая половина пятидесятых - начало шестидесятых получила название «оттепели», по одноименной повести И. Эренбурга. Образ оттепели как символ времени был, как говорится, на уме у многих, не случайно почти одновременно с повестью И. Эренбурга, даже несколько раньше, стихотворение Н. Заболоцкого с таким же названием было опубликовано в «Новом мире». Связано это с тем, что в стране после смерти Сталина (1953 г.) и особенно после XX съезда КПСС (1956 г.) несколько ослаблены жесткие рамки политической цензуры применительно к художественным произведениям, и в печати появились произведения, более правдиво отражающие жестокое и противоречивое прошлое и настоящее Отечества. В первую очередь пересмотру и переоценке во многом были подвергнуты такие проблемы, как изображение Великой Отечественной войны и состояние и судьба русской деревни. Временная дистанция, благотворные перемены в жизни общества создавали возможность для аналитического размышления о путях развития и исторических судьбах России в XX веке. Рождалась новая военная проза, связанная с именами К. Симонова, Ю. Бондарева, Г. Бакланова, В. Быкова, В. Астафьева, В. Богомолова. К ним присоединилась набирающая силу тема сталинских репрессий. Зачастую эти темы переплетались воедино, образуя сплав, будоражащий умы общественности, активизирующий положение литературы в обществе. Это «Живые и мертвые» К.Симонова, «Битва в пути» Г. Николаевой, «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына, «Тишина» и «Последние залпы» Ю. Бондарева, «Привычное дело» В. Белова, «Ухабы» и «Ненастье» В. Тендрякова. Период «бесконфликтности» был отвергнут без сожалений. Литература возвращалась к прекрасным традициям классики, выдвигая «трудные вопросы» жизни, укрупняя и заостряя их в произведениях разных стилей и жанров. Все эти произведения в той или иной мере отмечены одним общим качеством: сюжет, как правило, строится на том, что вмешательство власти в судьбы героев приводит к драматическим, а порой и трагическим последствиям. Если в предыдущий период, отмеченный «бесконфликтностью», утверждалось единство власти и народа, партии и общества, то теперь намечается проблема противостояния власти и личности, давление на личность, унижение ее. Причем личностью осознают себя герои самых различных социальных групп, от военачальников и директоров производства («Живые и мертвые», «Битва в пути»), до малограмотного крестьянина (Б.Можаев «Из жизни Федора Кузькина»).
К концу 60-х годов цензура вновь ужесточается, знаменуя начало «застоя», как было названо это время пятнадцать лет спустя, на новом витке исторической спирали. Первыми под прицел критики попадают А.Солженицын, некоторые писатели-деревенщики (В. Белов, Б. Можаев), представители так называемого «молодежного» направления прозы (В. Аксенов, А. Гладилин, А. Кузнецов), вынужденные позднее эмигрировать, чтобы сохранить творческую свободу, а порой и политическую, о чем свидетельствуют ссылки А.Солженицына, И.Бродского, гонения на А.Твардовского как главного редактора «Нового мира», публиковавшего наиболее острые произведения тех лет. В 1970-е годы происходит, правда, слабая, попытка реабилитировать последствия «культа личности» Сталина, особенно роль его как Главнокомандующего в период Великой Отечественной войны. Литература снова, как и в 20 - 40-е гг., распадается на два потока - официальную, «секретарскую» (то есть писателей, которые занимали высокие должности в Союзе советских писателей), и «самиздатовскую», распространявшую произведения либо вообще не публиковавшиеся, либо опубликованные за рубежом. Через «самиздат» прошли роман Б. Пастернака «Доктор Живаго», «Архипелаг Гулаг» и «Раковый корпус» А. Солженицына, стихи И. Бродского, публицистические заметки В. Солоухина «Читая Ленина», «Москва - Петушки» В.Ерофеева и целый ряд других произведений, опубликованных в конце 80 - начале 90-х годов и продолжающих публиковаться и поныне...
И тем не менее, живая, искренняя, талантливая литература продолжает существовать, даже несмотря на ужесточение цензуры. В 1970-е годы активизируется так называемая «деревенская проза», выходя на первый план по глубине проблематики, яркости конфликтов, выразительности и точности языка, при отсутствии особых стилистических и сюжетных «изысков». Писатели-деревенщики нового поколения (В. Распутин, В. Шукшин, Б. Можаев, С. Залыгин), переходят от социальных проблем русской деревни к проблемам философским, нравственным, онтологическим. Решается проблема воссоздания русского национального характера на переломе эпох, проблема взаимоотношения природы и цивилизации, проблема добра и зла, сиюминутного и вечного. Несмотря на то, что в этих произведениях острые политические проблемы, будоражащие общество, впрямую не затрагивались, они тем не менее производили впечатление оппозиционных; дискуссии о «деревенской» прозе, прошедшие на страницах «Литературной газеты» и журнала «Литературная учеба» в начале 80-х годов, буквально раскололи критику на «почвенников» и «западников», как сто лет назад.
К сожалению, последнее десятилетие не отмечено появлением столь же значительных произведений, как в предыдущие годы, но оно навсегда войдет в историю отечественной литературы небывалым обилием публикаций произведений, по цензурным соображениям не опубликованным ранее, начиная с 20-х годов, когда русская проза по сути и разделилась на два потока. Новый период русской литературы проходит под знаком бесцензурности и слияния русской литературы в единый поток, вне зависимости от того, где живет и где жил писатель, каковы его политические пристрастия и какова судьба. Опубликованы доселе неизвестные произведения А. Платонова «Котлован», «Ювенильное море», «Чевенгур», «Счастливая Москва», Е. Замятина «Мы», А. Ахматовой «Реквием», печатаются произведения В. Набокова и М. Алданова, возвращаются в русскую литературу писатели-эмигранты последней волны (70-х - 80-х г.): С. Довлатов, Э. Лимонов, В. Максимов, В. Синявский, И. Бродский; появляется возможность не понаслышке оценить произведения русского «андеграунда»: «куртуазных маньеристов», Валерия Попова, В. Ерофеева, Вик. Ерофеева, В. Коркия и др.
Подводя итоги данному периоду развития русской литературы, можно сделать вывод, что самым ярким достижением ее было творчество так называемых «писателей-деревенщиков», сумевших на материале жизни русского крестьянства в XX веке поставить глубокие нравственные, социальные, исторические и философские проблемы.
В романах и повестях С.Залыгина, В.Белова, Б.Можаева показано, как начинался процесс раскрестьянивания, глубоко затронувший не только экономику страны, но и ее духовную, нравственную основу. К чему все это привело, красноречиво свидетельствуют повести Ф.Абрамова и В.Распутина, рассказы В.Шукшина и др.
Ф.Абрамов (1920-1982) раскрывает трагедию русского крестьянства, за которой стоит трагедия всей страны, на примере северной русской деревни Пекашино, прототипом которой была родная деревня Ф.Абрамова Веркола. В тетралогии «Пряслины», куда входят романы «Две зимы и три лета», «Братья и сестры», «Пути-перепутья», «Дом», рассказывается о жизни обитателей Пекашина, вместе со всей страной прошедших трудные испытания предвоенных, военных и послевоенных лет, вплоть до семидесятых годов. Центральные характеры тетралогии - Михаил Пряслин, с 14 лет оставшийся не только за главу осиротевшего семейства, но и за главного мужика в колхозе, и его сестра Лиза. Несмотря на их поистине нечеловеческие усилия вырастить, поставить на ноги младших братьев и сестер, жизнь к ним оказалась неласкова: семья разобщена, распалась: кто попадает за решетку, кто навсегда растворяется в городе, кто погибает. Лишь Михаил и Лиза остаются в деревне.
В 4-й части Михаил, крепкий, кряжистый сорокалетний мужчина, которого прежде все уважали и слушались, оказывается невостребованным в связи с многочисленными реформами, разрушившими традиционный уклад северной русской деревни. Он конюх, Лиза тяжело болеет, дочери, за исключением младшей, поглядывают на город. Что ждет деревню? Будет ли она разрушена, как родительский дом, или вынесет все испытания, обрушившиеся на нее? Ф.Абрамов надеется на лучшее. Финал тетралогии, при всей ее трагичности, внушает надежду.
Очень интересны небольшие повести Ф.Абрамова «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька», в которых на примере трех женских судеб прослеживается далеко не обнадеживающая эволюция женского национального характера в сложное и переломное время. Повесть «Деревянные кони» представляет нам Василису Мелентьевну, женщину со сказочно-былинным именем и душой праведницы. От ее появления светлеет все вокруг, даже ее невестка Женя ждет-не дождется, когда Мелентьевна приедет их навестить. Ме- лентьевна - это человек, который в труде, каким бы он ни был, видит смысл и радость жизни. И теперь, старая и немощная, она хоть в ближний лес за грибами сходит, чтобы день был прожит не зря. Дочь ее Соня, в трудное послевоенное время оказавшаяся на лесозаготовках и обманутая своим любимым, кончает жизнь самоубийством не столько от стыда перед людьми, сколько от стыда и чувства вины перед своей матерью, которая не успела и не смогла ее предостеречь и остановить.
Это чувство непонятно Альке, современной деревенской девчонке, которая порхает по жизни, как мотылек, то цепляясь всеми силами за городскую жизнь, за сомнительную долю официантки, то стремясь к роскошной, по ее мнению, жизни стюардессы. Со своим соблазнителем - заезжим офицером - она расправляется жестоко и решительно, добиваясь его увольнения из армии, что в те годы фактически означало гражданскую смерть, и получая таким образом паспорт (как известно, в 50 - 60-е годы крестьяне паспорта не имели, и чтобы переехать в город, надо было получить паспорт всеми правдами и неправдами). Через образ Альки Ф.Абрамов заострил внимание читателей на проблеме так называемого «маргинального» человека, то есть человека, только что переехавшего в город из деревни, растерявшего прежние духовные и нравственные ценности и не нашедшего новых, поменяв их на внешние приметы городского быта.
Проблемы «маргинальной» личности , полугородского-полудеревенского человека волновали и В. Шукшина (1929-1974), испытавшего на своей собственной судьбе трудности врастания «естественного» человека, выходца из алтайской деревни, в городскую жизнь, в среду творческой интеллигенции.
Но его творчество, в частности, новеллистика, значительно шире описания жизни русского крестьянства в переломную эпоху. Проблема, с которой пришел В.Шукшин в литературу 60-х годов , в сущности, осталась неизменной - это проблема осуществленности личности. Его герои, которые «выдумывают» себе другую жизнь (Моня Квасов «Упорный», Глеб Капустин «Срезал», Бронька Пупков «Миль пардон, мадам», Тимофей Худяков «Билет на второй сеанс»), жаждут осуществления хотя бы в том вымышленном мире. Необычайно остра эта проблематика у Шукшина именно потому, что за ярким, как будто от лица героя, повествованием мы чувствует тревожное размышление автора о невозможности настоящей жизни, когда душа занята «не тем». В.Шукшин страстно утверждал серьезность этой проблемы, необходимость каждому человеку остановиться в раздумье о смысле своей жизни, о назначении своем на земле, о месте в обществе.
Одну из своих последних книг В.Шукшин назвал «Характеры». Но, по сути, все его творчество посвящено изображению ярких, необычных, неповторимых, оригинальных характеров, не вписывающихся в прозу жизни, в ее заурядные будни. По названию одного из его рассказов эти самобытные и неповторимые шукшинские характеры стали называться «чудиками». т.е. людьми, несущими в душе что-то свое, неповторимое, выделяющее их из массы однородных характеров-типов. Даже в обычном в основе своей характере Шукшина интересуют те моменты его жизни, когда в нем проявляется что-то особое, неповторимое, высвечивающее суть его личности. Таков в рассказе «Сапожки» Сергей Духавин, покупающий в городе безумно дорогие, изящные сапожки для своей жены доярки Клавы. Он осознает непрактичность и бессмысленность своего поступка, но почему-то не может поступить иначе, и читатель понимает, что в этом инстинктивно проявляется спрятанное за буднями чувство не остывшей за годы совместной жизни любви к жене. И этот психологически точно мотивированный поступок рождает ответную реакцию со стороны жены, столь же скупо выраженную, но столь же глубокую и искреннюю. Непритязательная и странная история, рассказанная В.Шукшиным, создает светлое чувство взаимопонимания, гармонии «сложных простых» людей, которые порой забываются за обыденным и мелочным. У Клавы просыпается женское чувство кокетства, молодого задора, легкости, несмотря на то, что сапожки, разумеется, оказались малы и достались старшей дочери.
Уважая право человека быть самим собой, даже если осуществление этого права делает человека странным и нелепым, непохожим на других, В.Шукшин ненавидит тех, кто стремится унифицировать личность, подвести все под общий знаменатель, прикрываясь звонкими общественно-значимыми фразами, показывает, что часто за этой пустой и звонкой фразой скрывается зависть, мелочность, эгоизм («Мой зять украл машину дров», «Бессовестные»). В рассказе «Бессовестные» речь идет о трех стариках: Глухове, Ольге Сергеевне и Отавихе. Социально активная, энергичная и решительная Ольга Сергеевна в молодости предпочла скромного и тихого Глухова отчаянному комиссару, но, оставшись в конце концов одна, вернулась в родную деревню, поддерживая добрые и ровные отношения со своим состарившимся и тоже одиноким поклонником. Характер Ольги Сергеевны так никогда и не был бы разгадан, если бы старик Глухов не решил создать семью с одинокой Отавихой, что вызвало гнев и ревность Ольги Сергеевны. Она повела борьбу против стариков, вовсю используя фразеологию общественного осуждения, говоря о безнравственности и аморальности такого союза, делая упор на непозволительности интимных отношений в этом возрасте, хотя понятно, что речь в первую очередь шла о взаимной поддержке друг друга. И в результате вызвала у стариков стыд за порочность (несуществующую) своих мыслей о совместной жизни, страх за то, что Ольга Сергеевна расскажет эту историю на селе и тем самым вконец опозорит их. Но Ольга Сергеевна молчит, вполне удовлетворенная тем, что ей удалось унизить, растоптать людей, может быть, молчит до поры до времени. Рад чужому унижению и Глеб Капустин в рассказе «Срезал».
Любимые герои В. Шукшина - неординарно мыслящие, находящиеся в вечном поиске смысла жизни, зачастую люди с тонкой и ранимой душой, совершающие порой нелепые, но трогательные поступки.
В. Шукшин - мастер небольшого рассказа, в основе которого лежит яркая зарисовка «с натуры» и содержащееся в нем на основе этой зарисовки серьезное обобщение. Эти рассказы составляют основу сборников «Сельские жители», «Беседы при ясной луне», «Характеры». Но В. Шукшин - писатель универсального склада, создавший два романа: «Любавины» и «Я пришел дать вам волю», киносценарий «Калина красная», сатирические пьесы «А поутру они проснулись» и «До третьих петухов». Известность ему принесла и режиссерская работа, и актерская.
В.Распутин (р. 1938) - один из интереснейших писателей, принадлежащих к младшему поколению так называемых писателей-деревенщиков. Стал известен благодаря циклу повестей из жизни при- ангарской современной деревни: «Деньги для Марии», «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матерой», «Пожар». Повести отличаются конкретностью зарисовок жизни и быта сибирской деревни, яркостью и своеобразием характеров крестьян разных поколений, философичностью, соединением социальной, экологической и нравственной проблематики, психологизмом, прекрасным чувством языка, поэтичностью стиля...
Среди характеров героев В. Распутина, принесших ему известность, в первую очередь надо выделить галерею образов, которые критики определили как «распутинские старухи» - его крестьянки, вынесшие на своих плечах все тяготы и невзгоды и не сломившиеся, сохранившие чистоту и порядочность, совестливость, как определяет главное качество человека одна из его любимых героинь - старуха Дарья из «Прощания с Матерой». Это поистине праведницы, на которых земля держится. Анна Степановна из повести «Последний срок» самым большим грехом в своей жизни считает то, что во время коллективизации, когда всех коров согнали в общее стадо, она после колхозной дойки додаивала свою корову Зорьку, чтобы спасти от голодной смерти своих детишек. Однажды за этим занятием застала ее дочь: «До самой души прожгли меня глаза ее», - кается перед смертью Анна Степановна своей старинной подружке.
Дарья Пинигина из повести «Прощание с Матерой», пожалуй, самый яркий и по-хорошему декларативный образ старухи-праведницы из повестей В.Распутина. Сама повесть глубока, полифонич- на, проблемна. Матера - это огромный остров на Ангаре, прообраз сибирского рая. Есть на нем все, что необходимо для нормальной жизни: уютная деревенька с домами, украшенными чудесной деревянной резьбой, в силу чего чуть ли не на каждом доме прибита таблица: «охраняется государством», лес, пашня, кладбище, где похоронены предки, луга и покосы, выгон, река. Есть Царский Ли- ствень, который, по преданию, прикрепляет остров к основной земле, следовательно, являющийся залогом прочности и нерушимости бытия. Есть хозяин острова - мифологическое существо, его оберег, покровитель. И все это должно навсегда погибнуть, уйти под воду в результате строительства очередной ГЭС. По-разному воспринимают жители перемену в их судьбе: молодые даже рады, среднее поколение примиряется с неизбежностью происходящего, некоторые даже досрочно сжигают свои дома, чтобы поскорее получить компенсацию и пропить ее. И лишь Дарья восстает против бездумного и скоротечного прощания с Матерой, провожая ее в неизбежное небытие неторопливо, достойно, обряжая и оплакивая свою избу, прибирая на кладбище могилы родителей, молясь за тех, кто своей бездумностью обидел ее и остров. Слабая старуха, бессловесное дерево, загадочный хозяин острова восстали против прагматизма и легкомыслия современных людей. Они не смогли коренным образом изменить ситуацию, но, встав на пути неизбежного затопления деревни, хоть на мгновение задержали разрушение, заставили задуматься и их антагонистов, среди которых - сын и внук Дарьи, и читателей. Поэтому так многозначно и по-библейски возвышенно звучит финал повести. Что ждет Матеру? Что ждет Человечество? В самой постановке этих вопросов таится протест и гнев.
В последние годы В.Распутин занимается публицистикой (книга очерков «Сибирь! Сибирь...») и общественно-политической деятельностью.
В 60 - 80-е годы достаточно громко и талантливо заявила о себе и так называемая «военная проза», по-новому осветившая будни и подвиги, «дни и ночи» Великой Отечественной войны. «Окопная правда», т.е. неприкрашенная правда бытия «человека на войне» становится основой для нравственных и философских раздумий, для решения экзистенциальной проблемы «выбора»: выбора между жизнью и смертью, честью и предательством, величественной целью и бесчисленными жертвами во имя ее. Эти проблемы лежат в основе произведений Г.Бакланова, Ю.Бондарева, В.Быкова.
Особенно драматично эта проблема выбора решается в повестях В.Быкова. В повести «Сотников» один из двух захваченных в плен партизан спасает свою жизнь, становясь палачом для другого. Но такая цена собственной жизни становится непомерно тяжела и для него, жизнь его теряет всякий смысл, превращаясь в бесконечное самообвинение и в конце концов приводит его к мысли о самоубийстве. В повести «Обелиск» поставлен вопрос о подвиге и жертвенности. Учитель Алесь Мороз добровольно сдается фашистам, чтобы быть рядом со своими учениками, взятыми в заложники. Вместе с ними он идет на смерть, чудом спасая лишь одного из своих учеников. Кто он - герой или анархист-одиночка, ослушавшийся приказа командира партизанского отряда, запретившего ему этот поступок? Что важнее - активная борьба с фашистами в составе парти-занского отряда или нравственная поддержка обреченных на смерть детей? В.Быков утверждает величие человеческого духа, нравственную бескомпромиссность перед лицом смерти. Право на это писатель заслужил собственной жизнью и судьбой, пройдя воином все долгие четыре года войны.
В конце 80-х - начале 90-х годов литература, как и общество в целом, переживает глубокий кризис. Так уж сложилась история русской литературы в XX веке, что наряду с эстетическими закономерностями ее развитие определяли обстоятельства общественно-политического, исторического характера, далеко не всегда благотворные. Вот и теперь попытки преодолеть этот кризис путем документализма, стремящегося зачастую к натурализму («Дети Арбата» Рыбакова, Шаламова), или путем разрушения целостности мира, пристального вглядывания в серые будни серых, незаметных людей (Л.Петрушевская, В.Пьецух, Т.Толстая) не привели пока к значительным результатам. На данном этапе уловить какие-либо созидательные тенденции современного литературного процесса в России - дело достаточно сложное. Время все покажет и расставит по своим местам.