Опыт отцов в литературе. Современная литература

Тема урока: Проблема «отцов» и «детей» в произведениях русской литературы XIX века

Цель урока : на примере художественных произведений показать, как осмысливалась проблема поколений русскими писателями XIX века, углубить идейно-эмоциональное восприятие художественных произведений, способствовать глубокому проникновению в мир мыслей и чувств героев, развивать речевые умения и навыки учащихся, воспитывать толерантность, доброжелательность.

Тип урока : урок развития связной речи (устно)

Оборудование: текст романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», Л.Н.Толстого «Война и мир», иллюстрации к произведениям

Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость.

Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием:

да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле.

И вы, отцы, не раздражайте детей ваших,

но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.

Послание к Ефесянам святого апостола Павла

    Мотивация учебной деятельности учащихся

Вступительное слово учителя. «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителей», - эти слова сказаны задолго до нашей эры и принадлежат они мудрейшему из греков – Сократу (470-399 гг. до н.э.). Сократ был не единственным и далеко не первым, кто критически относился к молодежи. Безызвестный египетский жрец, живший около двух тысяч лет до нашей эры, уверял: «Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек». Что же получается: проблема отцов и детей была актуальна во все времена. Волнует она нас и сегодня. Отцы по-прежнему осуждают, критикуют и не понимают собственных детей. А те, в свою очередь, пытаются любой ценой отстоять собственные позиции, порой отвергая все положительное, что было накоплено предыдущим поколением. Проблема отцов и детей потому так сложна, что включает в себя начала противоположные и одновременно неразрывно связанные. С одной стороны, молодое поколение должно руководствоваться новыми идеями, принципами, теориями, так как без этого невозможен прогресс в науке, в искусстве, в обществе. Но в то же самое время нельзя безоглядно отрицать все лучшее, что было создано предшественниками, нельзя нарушать закон преемственности поколений, так как в этом состоит первая и важнейшая заповедь жизни человека на земле. Обращение к эпиграфу урока.

II . Работа над темой урока

    Коллективная работа учащихся над составлением этического словаря.

Учитель. Для работы над темой урока нам понадобится небольшой словарь этических терминов. Использование этого словаря поможет более полному и точному выражению мыслей. Назовите моральные качества, которые характеризуют отношение человека к себе и другим людям. Запишите их в таблицу в порядке возрастания значимости.

    Положительные качества

    Отрицательные качества

    Искренность

    Лицемерие

    Великодушие

    Черствость

    Сдержанность

    Бестактность

    Деликатность

    Терпимость

    Непримиримость

    Установление ассоциативных связей с произведениями русской литературы XIX века

    Учитель.Проблема отцов и детей - одна из важнейших в русской классической литературе. В каких произведениях литературы XIX века в той или иной мере раскрывается проблема поколений?

    Учащиеся. Тему отцов и детей затрагивают в своих произведениях А.С. Пушкин и Н.В.Гоголь. Эта тема раскрывается в драме Островского «Гроза». Столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим» показал в комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов. По-своему подходят к раскрытию темы И.А.Гончаров в романе «Обломов», Л.Н.Толстой в романе «Война и мир». Проблема поколений – одна из важнейших в романе Тургенева «Отцы и дети».

    Учитель. Слушая сообщения и высказывания учащихся, обратите внимание на то, как освещаются в них основные аспекты темы урока. Тезисно запишите мысли, в которых содержатся ответы на проблемные вопросы.

    Беседа с учащимися по содержанию романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»

    Учитель.Каждый из писателей по-разному разрешает проблему поколений в своих произведениях. В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» она раскрывается во взаимоотношениях молодого нигилиста Базарова с представителем лагеря «отцов» Павлом Петровичем Кирсановым, Базарова с его родителями, на примере отношений отца и сына Кирсановых. Об идейных разногласиях разночинца Базарова и аристократа Павла Кирсанова мы уже говорили на уроках литературы. Обращали внимание на то, что И.С.Тургенев противопоставляет внешность героев, возраст, манеры, образ жизни, убеждения. Но заметили ли вы у этих героев общие черты? Какие? Используйте наш этический словарь при подготовке к ответам.

Учащиеся. Общими являются непримиримость к иным взглядам и убеждениям, категоричность суждений.

Учитель. Принято считать, что Базаров одержал победу в споре с Павлом Петровичем Кирсановым. Однако давайте посмотрим на эту ситуацию иначе. Разве Базаров, используя веские аргументы, смог изменить убеждения противника? Подтвердите свои суждения текстом.

Учащиеся читают соответствующий фрагмент из X главы романа: «Вот, - начал наконец Павел Петрович,- вот вам нынешняя молодежь!... Я, напротив, уверен, что мы с тобой гораздо правее этих господчиков…»

Учитель.Создается впечатление, что герои, общаясь, не слышат друг друга. Неумение и нежелание слышать других, явное пренебрежение к их принципам и жизненным ценностям всегда приводит к конфликту. Поэтому очень скоро словесный поединок Базарова и Павла Петровича Кирсанова привел к настоящей дуэли. Были ли в ней победители?

Учащиеся. Все герои потерпели поражение. Ранен Павел Петрович Кирсанов, приходится поспешно уезжать Базарову, огорчен и разочарован Николай Петрович, напугана до смерти Фенечка.

Учитель. Можно ли конфликт поколений разрешить мирным путем, не прибегая к крайним мерам?

Учащиеся. Да, если поколение «детей» будет проявлять терпимость, а старшее поколение – мудрость.

Учитель. Конфликт поколений раскрывается и во взаимоотношениях Базарова с его родителями.

Сообщение учащегося « Базаров и родители»

Сложные отношения между Евгением Базаровым и его родителями. Они живут в разных мирах. Маленький мир Василия Ивановича и Арины Власьевны включает в себя такие простые радости и печали, как забота об имении, заготовка припасов на зиму, небольшая врачебная практика. Василий Иванович пытается «не отстать от века»: читает книги, использует новые агрономические приемы, одним из первых переводит мужиков на оброк. Но все-таки живут старики по давно устоявшимся традициям, в их семье ничего не меняется. Мир Евгения Базарова – это прогрессивные общественные и научные идеи, стремление вершить великие дела, мысли о благе всего народа. Между этими мирами лежит пропасть, которая с годами только увеличивается. Хотя Базаров и считает своих родителей добрыми людьми, но находиться с ними долгое время не может. Ему неинтересны их мелкие радости, раздражает навязчивое внимание и забота, «глупая жизнь отцов» вызывает презрение. Отсутствие взаимопонимания увеличивает и противоречия в характере Базарова. В глубине души он любит родителей, но убеждения не позволяют ему проявлять свои чувства. Родители очень любят Евгения, гордятся им, и эта любовь смягчает их взаимоотношения с сыном, отсутствие взаимопонимания. Духовные связи между отцом и сыном не совсем утрачены. Ведь именно от отца унаследовал Базаров трудолюбие, стремление к знаниям, упорство в достижении цели. В конце концов Базаров приходит к пониманию этого. Умирая, он говорит Одинцовой: «…таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать …».

Учитель.И.С.Тургенев показывает, что несмотря на противоречия между поколениями, их связывает сила любви отцов к детям, а детей к отцам, как бы ни резки были грани между убеждениями и принципами, как бы ни противоположны были суждения, как бы ни противостояла самоуверенность и резкость молодости Базарова разуму, терпимости и снисходительности старшего поколения.

Учитель. Существует ли проблема отцов и детей в семье Николая Петровича Кирсанова?

Учащиеся. Да, существует, но проблема поколений в этой семье не переходит в конфликт (во многом благодаря Николаю Петровичу).

Сообщение учащегося «Отец и сын Кирсановы»

Для Николая Петровича Кирсанова важную роль в жизни играют традиции и духовные ценности. Он много читает, любит природу, музыку, поэзию. Это искренний человек, от него всегда веет душевной теплотой. Николай Петрович пытается понять сына и быть ему не только отцом, но и другом. Чтобы лучше узнать интересы и увлечения сына, отец прожил с Аркадием три зимы в Петербурге, заводил знакомства с его товарищами. Отец и сын любят и уважают друг друга. Однако Николай Петрович не разделяет увлечение сына нигилизмом, так как это противоречит его отношению к жизни. Увлечение же нигилизмом заставляет Аркадия отдалиться от Николая Петровича. Это отдаление во многом наигранное. Аркадию очень хочется казаться взрослым, зрелым человеком со своими взглядами на окружающий мир. Он стремится быть во всем похожим на своего кумира Базарова. Николай Петрович сразу замечает перемены в поведении Аркадия, прекрасно понимает, чем они вызваны, но, обладая душевным тактом, не позволяет себе ни иронии, ни критики. Он дорожит дружбой с сыном.

Учитель. Всегда ли Аркадий проявляет такой же такт и понимание по отношению к отцу? (анализ фрагментов V главы романа)

Учащиеся. Николаю Петровичу трудно говорить с Аркадием о Фенечке, поэтому разговор заводит сын. «Я уверен, ты не мог сделать дурной выбор; если ты позволил ей жить с тобой под одной кровлей, стало быть, она это заслуживает: во всяком случае, сын отцу не судья…» - говорит он, совсем не замечая, что «читает нечто вроде наставления своему отцу». Аркадий чувствует себя великодушным, а Николай Петрович думает, «что едва ли не большее уважение оказал ему Аркадий, если б он вовсе не касался этого дела».

Учитель. В отношениях отцов и особенно взрослых детей очень важна сдержанность и деликатность. Проявляя эгоизм, взрослые дети порой отказывают родителям в праве на счастье и личную жизнь. А родители считают своим долгом вмешиваться в семейные отношения детей, тем самым только усугубляя возникшие проблемы и увеличивая непонимание. Значит ли это, что конфликт поколений предопределен?

Учащиеся. Конфликт между отцами и детьми – это скорее следствие мыслей и поступков, чем закономерная неизбежность

    Беседа с учащимися по содержанию романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

Учитель. Ни одно поколение не может иметь одинаковых взглядов, поэтому конфликты между детьми и родителями в разных семьях различны. Большое влияние на характер конфликта, да и на его наличие, оказывают воспитание, образование, нравственные ценности, как детей, так и родителей. Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» показал несколько семей, но особенно близки ему семьи Болконских и Ростовых.

Сообщение учащегося «Семья Ростовых».

В семье Ростовых царят мир, взаимопонимание и уважение. Все члены семьи очень близки друг другу. Только Вера - холодная и чуждая. Не случайно она вскоре выходит замуж за расчетливого Берга. Граф и графиня - добрые и простые люди. Дети чувствуют родительскую любовь и ласку, поэтому безгранично доверяют им, а те, в свою очередь, уважают желания и принципы детей. Например, Николай Ростов против воли отца хочет оставить университет и стать гусаром. Илья Андреевич ему не препятствует, хотя решение сына «стоило ему много горя». Николай, понимая душевное состояние отца, проявляет истинную чуткость: «Я уж вам говорил, папенька, что, ежели вам не хочется меня отпустить, я останусь. Но я знаю, что я никуда не гожусь, кроме как в военную службу…». Наташа спорит с графиней, требуя, чтобы освободили подводы для раненых офицеров. В этот момент она не хочет и не может думать ни о приданом, ни об имуществе семьи. Поэтому Наташа, как буря, ворвалась в комнату и закричала: «Это гадость! Это мерзость! Это не может быть, чтобы вы приказали». Однако она не может говорить с матерью в таком тоне и тут же просит прощенье за свою резкость: «Это нельзя, маменька; это ни на что не похоже…простите, пожалуйста, голубушка…». Но в главном Наташа не уступит ни за что. И графиня сдалась. «Яйца…яйца курицу учат… - сквозь счастливые слезы проговорил граф и обнял жену, которая рада была скрыть на его груди свое пристыженное лицо». Как ни тяжело было графу Илье Андреевичу отпускать шестнадцатилетнего Петю в армию, он сам хлопотал за сына, чтобы тот попал не в штаб, а в действующий полк. Честность и порядочность определяют взаимоотношения и поведение всех членов семьи.

Учитель. Почему размолвки, споры между родителями и детьми в семье Ростовых не переходят в конфликт?

Учащиеся. И родители, и дети стремятся к взаимопониманию, взаимопомощи, проявляют снисхождение друг к другу.

Учитель.Снисхождение к слабостям, ошибкам родного человека часто предполагает сознательную жертвенность. Перечитайте фрагмент из гл.XVI (часть 1, т.2), который показывает готовность графа Ростова понять и простить сына и умение Николая оценить благородство отца: « Ну что, повеселился? – сказал Илья Андреевич, радостно и гордо улыбаясь на своего сына… - Папенька! Па…пенька! – закричал он ему вслед, рыдая, - простите меня!»

Учитель.Собственная честьи честь детей для графа Ростова превыше всего. Николай смог заплатить карточный долг, хотя сумма грозила Ростовым разорением. Урок душевной чуткости и доброты Николай запомнил на всю жизнь. Приученные думать не только о себе, дети благодарны родителям. Приведите примеры этого.

Учащиеся. (прогнозируемые ответы) Наташа самоотверженно ухаживает за матерью, спасая ее от безумия после трагического известия о гибели Пети. Николай Ростов, желая сохранить доброе имя отца, принимает наследство, хотя долгов было вдвое больше, чем имения. Когда Ростовы совсем обеднели, Николай заботится о матери и Соне.

Учитель. Каким одним словом можно охарактеризовать взаимоотношения в семье Болконских?

Ученики. Сдержанность.

Учитель. В сдержанности Болконских есть своя правота, и чувства, скрытые за этой сдержанностью, не менее глубоки, чем те, что открыты всем.

Сообщение учащегося. «Болконские»

Болконские - аристократы, они по праву гордятся своим древним родом и заслугами перед отечеством. На первый взгляд, отношения между отцом и детьми лишены сердечности и взаимопонимания. У старого князя Николая Андреевича Болконского трудный характер: он изводит свою дочь бесконечными придирками, уроками геометрии. Княжна Марья боится отца. Князь Андрей вынужден отложить женитьбу на Наташе Ростовой на целый год по его требованию. Однако внутренне эти люди очень близки друг другу. Их объединяет скрытая, не выражающаяся на словах родственная теплота. Николай Андреевич, хотя излишне суров и строг, но гордится сыном и любит дочь. Князь Андрей уважает и высоко чтит своего отца. Дети привыкли считаться со слабостями и причудами старого человека. «Я не позволю себе судить его и не желала бы, чтоб и другие это делали»,- говорит княжна Марья. Между отцом и детьми существует настоящее взаимопонимание.

Учитель. Князь Андрей, собираясь на войну, подробно излагает отцу план предполагаемой кампании. Отец не просто внимательно слушает, но делает точные и верные замечания, заставляя князя Андрея удивляться: ««как мог этот старый человек, сидя столько лет один безвыездно в деревне, в таких подробностях и с такою тонкостью знать и обсуживать все военные и политические обстоятельства Европы последних годов». Непонимание и отчуждение между родителями и детьми возникает ведь не на пустом месте. Оно, к сожалению, бывает закономерно. Уставшие за долгую жизнь родители перестают интересоваться сегодняшним днем, не понимают интересов детей и сами углубляют возникающую пропасть, расхваливая «свое» время и осуждая непонятное им новое. Князь Николай Андреевич Болконский стремится не отставать от времени. Помня о прошлом, он живет днем сегодняшним, тем самым укрепляя дружбу с сыном.

Учитель. Приведите еще примеры духовной близости отца и сына.

Учащиеся. (прогнозируемые ответы)

    Хотя князь Андрей не обмолвился ни словом о своем отношении к жене, отец сразу увидел, что сын несчастлив в браке, но не позволяет себе судить его личную жизнь: «Да нечего делать, дружок, они все такие, не разженишься. Ты не бойся; никому не скажу».

    Князь Андрей просит отца, если его убьют и родится сын, не отпускать его от себя и воспитать в семье Болконских.

    Отец и сын хорошо понимают друг друга. Прощаясь, старый князь говорит: « Коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно!» В ответ князь Андрей замечает: «Этого вы могли бы не говорить мне, батюшка».

    Уехав на войну, Андрей Болконский пишет письма отцу каждый день. Ему очень важно знать, что отец разделяет его мысли, оценивает его поступки.

    Гордость, независимость и благородство Николай Андреевич Болконский передал по наследству своему сыну, оба презирают выскочек и карьеристов.

Учитель. Л.Н.Толстой убежден, что духовная связь отцов и детей способствует формированию личности, помогает разобраться в себе, обрести гармонию с окружающим миром.

    Фронтальная проверка и обсуждение тезисов . С помощью учителя проводится поиск наиболее точных и удачных формулировок (возможные варианты):

    В основе неразрывной связи поколений лежат отношения, основанные на уважении, любви, принятии свободы другого человека.

    Конфликт поколений можно разрешить мирным путем, если поколение «детей» будет проявлять терпимость, а старшее поколение – мудрость.

    Конфликт между отцами и детьми – это не закономерная неизбежность, а в большей мере следствие мыслей и поступков людей.

    В противостоянии поколений всегда возможен компромисс, важно стремление к взаимопониманию.

    Смягчить конфликт между отцами и детьми поможет искренность, доверие, и снисхождение друг к другу.

    6. Заключительное слово учителя

Мы говорили о том, как проблема поколений осмысливалась писателями-классиками. И.С.Тургенев и Л.Н.Толстой мечтали о гармонии, взаимопонимании между поколением «отцов» и поколением «детей». Таков идеал. Достижим ли он? К нему ведет тернистый путь жизненного опыта. Есть вещи, которые каждый решает сам в собственной душе. Будете ли вы руководствоваться наставлениями писателей или решать проблему «отцов» и «детей» по-своему, зависит от вас. При этом хорошо бы помнить вековую мудрость: « Жить в настоящем нужно так, как будто это твое будущее».

    III. Домашнее задание

Написать сочинение « Проблема поколений в моем понимании»

Литература

1.Долинина Н.Г. По страницам «Войны и мира». Заметки о романе Л.Н.Толстого «Война и мир». – Л., 1978.

2. Кузьмичев И.К. Литература и нравственное воспитание личности. – М. 1980.

Отцы и дети " "Отцы и дети " - одно из вечных произведений русской литературы . И не только потому, ...

  • Русская литература XX века как единый художественный процесс. Принципы периодизации. Основные направления и течения. Периоды: переломные этапы развития л-ры. Рабочие периодизации – для удобства преподов и учащихся. Периоды маркируются не временем, а общественно-политич событиями

    Литература

    Одно из первых произведений русской литературы , написанных после октябрьской... сны, привидевшиеся Горкину и отцу ; и редкостное цветение... эти подробности и детали соединяются в... 53. ПРОБЛЕМА РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. СОЛЖЕНИЦЫНА...

  • Смысл названия одного из произведений русской литературы XX века

    Документ

    Смысл названия одного из произведений русской литературы XX века. Блок подошёл... философским, историческим, экономическим, нравственным проблемам . Споры Онегина с Ленским... писатель выразил в романе «Отцы и дети ». Носителями этого конфликта стали...

  • Русская литература 20 века. Вопросы к семинарам и диспутам

    Литература

    ... РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА. ВОПРОСЫ К СЕМИНАРАМ И ДИСПУТАМ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ... рикш – отца и сына. ... ? В каких произведениях русской литературы присутствовали черты антиутопии... писателей МАССОЛИТа? Какие детали в романе свидетельствуют...

  • Проблема «отцов и детей» в творчестве современных писателей

    Панкова Е.С., учитель ГБОУ СОШ №941

    Девятнадцатый, а потом и двадцатый век многих приучили к мысли о неизбежности возникновения проблемы «отцов и детей». Трагическое непонимание друг друга представителями двух поколений, неспособность и невозможность хранить единомыслие и духовный союз «века нынешнего» и «века минувшего» серьезно волновали писателей двадцатого века.

    В наши дни остро звучит написанная еще в 1966 году повесть Н.Дубова «Беглец ». Главный герой – Юрка Нечаев — скромный мальчишка, живущий у моря. Он растет в семье сильно пьющих родителей, дорожных рабочих. За свои 13 лет он притерпелся к обидам, привык к вечной ругани родителей, к нареканиям учительницы. Он не знает другого образа жизни. Но где-то в душе у него теплилось сознание того, что нужно жить как-то иначе, не так, как его родители. Новое течение в его жизнь внес случайный знакомый. Этим человеком был архитектор Виталий Сергеевич, который приехал отдохнуть у моря. Сначала привлеченный к Виталию Сергеевичу внешней стороной его завидного существования,- у того и машина «Волга», и красивая палатка, и сладко-таинственная жизнь в Москве,- Юрка постепенно начинает подмечать и нечто глубинное.

    Раньше Юрка хотел быть похожим на отца. Нет, не во всем. Отец, когда выпьет, начинает ко всем придираться, ругаться и драться. Зато, когда он трезвый, он лучше всех. С приездом Виталия Сергеевича все незаметно стало меняться. Очень понравилась Юрке доброжелательность, искренность, теплые отношения между новыми знакомыми. «А папка и мамка ругаются то и дело, особенно когда выпьют, а потом он ее бьет». Рядом с Виталием Сергеевичем и Юлией Ивановной мальчик стал задумываться о том, почему он живет так, а не иначе. Внимание автора постоянно направлено на мысли, сомнения, переживания юного героя, в результате которых мальчик приходит к выводу, что он ничуть не хуже других, что он может все исправить.

    Но судьба преподносит Юрке жестокие испытания, которые он с честью выдерживает. Внезапно погибает Виталий Сергеевич, и в трагические часы мальчик сталкивается с недостатками, подлыми поступками взрослых: воровством отца, бессердечностью матери. Он гневно говорит родителям правду о них, зная, что его за это будут бить.

    После расправы отца Юрка убегает из дома. Он скитается, голодает, подбирает чьи-то объедки, пытается заработать, помогая людям, но его отовсюду гонят. Но ни разу в сознании голодавшего мальчика не возникала мысль о краже! Случайная встреча со знакомым шофером спасает Юрку, мальчика ждет нормальная человеческая жизнь. Но вдруг он узнает о новой беде: от постоянного пьянства ослеп его отец. И Юрка понимает, что все тяготы жизни лягут теперь на плечи матери, а сестренки и братишки будут расти, как бурьян, без призора. И Юрка остается, по-мужски понимая, что он нужен здесь, что матери одной не справиться. Мальчик, который недавно собирался покинуть отчий дом и своего отца, пьяницу и хулигана, почувствовал к нему сострадание и сыновнюю ответственность за его жизнь и жизнь своей семьи.

    Н.Дубов, показывая внутренний мир подростка, его нравственное формирование, приводит нас к мысли, что очень часто дети проявляют сострадание и чуткость по отношению к взрослым, которые не всегда умеют им подать достойный пример.

    Повесть Н.Дубова «Беглец» в процессе ее изучения, осмысления и анализа (7-9 классы) находит живой отклик у школьников. На завершающем этапе работы над произведением можно предложить ответить им на такие проблемные вопросы:

    Как вы считаете, в чем актуальность повести Н.Дубова «Беглец»?

    Много лет назад одна юная читательница написала Н.Дубову: «Знаете, за что я вас полюбила? За то, что Вы уважаете детей». Согласны ли вы с этим мнением? Обоснуйте свой ответ.

    Как вы оцениваете поступок Юрки, протянувшего руку помощи ослепшему отцу? Почему он забывает обиды и унижения и остается дома? Как бы поступили вы?

    В чем, на ваш взгляд, заключается воспитательное значение повести Н.Дубова «Беглец»?

    Отвечая на эти вопросы, ребята отмечают, какие

    сложные проблемы приходится решать Юрке, они понимают главного героя и сочувствуют ему, потому что многие сами не раз испытывали чувство обиды на взрослых. Умение прощать, которым наделен главный герой, вызывает у учеников уважение. Они считают поступок мальчика благородным, мужественным. Многие ребята, если бы оказались в похожей ситуации, заявили, что поступили бы так же. Это доказывает, что повесть помогает воспитывать в подрастающем поколении сострадание, умение прощать и быть ответственным за своих близких.

    В повести В.Тендрякова «Расплата» (1979) , как и в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети», поднята проблема взаимоотношений двух поколений — родителей и детей.

    В центре повести трагическая судьба Коли Корякина. Мы видим перед собой высокого худенького подростка с «вытянутой шеей, острым подбородком, бледной невнятной гримасой». Ему нет и шестнадцати, а он уже убийца – убийца родного отца…

    Но ни один Коля виноват в этой трагедии. Взрослые, которые окружали мальчика, не предотвратили беду, думали только о своих проблемах. Никто из них не попытался заглянуть в душу взрослеющему ребенку. Никто не понял, что трудн ее всего ему в этой сложной ситуации. В первую очередь, конечно, виноват отец Коли — Рафаил Корякин. Своей разгульной, пьяной, жестокой жизнью он ежедневно провоцировал сына на преступление. Возникает вопрос: «Всегда Рафаил был таким? Что заставило его так ожесточиться на весь мир?» Корни это трагедии гораздо глубже. Мать Рафаила Евдокия родила сына совсем молодой, почти девчонкой. «В позорище зачала. В горестях вынянчила»,- вспоминала она часто. В беседе со следователем Сулимовым Евдокия призналась, что ребенка своего « еще в утробе невзлюбила». И Рафаил всю жизнь чувствовал себя нелюбимым, никому не нужным, даже родной матери. Он не научился любить, даже себя он ненавидел. Поэтому он начал пить. Ежедневно издеваясь над женой и сыном, он издевался и над самим собой. В связи с этим следует вспомнить слова русского мыслителя В.В.Розанова, который точно объяснил эту трагическую закономерность: « Страдания детей , столь несовместимые, по-видимому, с действием высшей справедливости, могут быть несколько поняты при более строгом взгляде на первородный грех …Беспорочность детей и , следова тельно, не виновность их есть явление только кажущееся. В них скрыта порочность отцов , и с нею – их виновность. Она только не проявляется, не выказывается в каких-нибудь разрушительных актах… Но старая вина , насколько она не получила возмездия, в них уже есть . Это возмездие они получают в своем страдании».

    Не снимается и вина с матери Коли – тихой, слабой, многострадальной женщины. Ради сына она должна была собрать все свои внутренние силы и волю, чтобы развестись с жестоким мужем и дать возможность мальчишке расти в нормальной семейной обстановке. Спокойное детство ребенка – это первая обязанность матери. Неужели она не понимала, что взрослеющий сын уже не сможет выносить издевательства отца и, рано или поздно, бросится на защиту матери?

    В тюремной камере Колька неожиданно понимает, что любил отца, и не может найти спасения от жалости к нему. Он вспоминает все доброе, светлое, чистое, что было в их жизни с отцом, и казнит себя такой казнью, страшней которой не было и нет: «Когда убийца любит убитого, это уже не раскаяние, это уже мука смертная, сильный и разумный не выдержит, а ребенок и подавно…»

    В.Тендряков приводит нас, читателей, к мысли, что взрослые всегда ответственны за поступки своих детей. Живя с грехом в душе, родители не понимают, что за это будет расплата… искалеченными судьбами своих детей.

    В повести Валентина Распутина «Последний срок» (1970) проблема «отцов и детей» рассматривается писателем в контексте таких понятий, как память, род, семья, дом, мать, которые должны быть для каждого человека основополагающими, духовно формирующими.

    В центре повести – образ старухи Анны, оказавшейся на пороге смерти. У постели умирающей матери собираются ее дети, те, ради кого она жила, кому отдала свое сердце, свою любовь. Анна вырастила пятерых детей, еще пятерых она похоронила, а трое погибли на войне. Всю жизнь она только одно и знала: «…ребятишки, которых надо накормить, напоить, обстирать, загодя заготовить, чтобы чем было напоить, накормить их завтра».

    Старуха Анна — это дом, его суть, его душа, его очаг. Всю жизнь она прожила в заботе о Доме, о согласии и ладе в семье. Своим детям она часто говорила: «Я помру, а вам еще жить да жить. И видеться будете, в гости друг к дружке приезжать. Не чужие подимте, от одного отца-матери. Только почаще в гости-то ездите, не забывайте брат сестру, сестра брата. И сюда тоже наведывайтесь, здесь весь наш род…»

    Еще В.Г.Белинский писал: « Н ет ничего святее и бескорыстнее любви матери; всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба, или своекорыстна в сравнении с н ею!.. Ее высочайшее счастье ви деть вас подле себя , и она посылает вас туда, где, по ее мнению, вам веселее; для вашей пользы, вашего счастья она готова решиться на всегдашнюю разлуку с вами». Так смирилась с разлукой и Анна: разъехались ее дети, устроили свою жизнь, кто как хотел и … забыли о старухе — матери. «Когда картошечки или еще чего-нибудь надо», приезжает только Варвара, а остальных – «будто и на свете нету».

    Приехавшие по телеграмме брата Михаила дети даруют матери нежданно-негаданно последний срок: радость такова, что мать как бы раздумала умирать. Рады ли дети минутам общения с матерью, которую так редко видели в последние годы и которую уже никогда не увидят? Понимают ли они, что кажущееся выздоровление Анны – это лишь «последний рывок», последний вдох жизни перед неизбежным концом? С ужасом и возмущением мы видим, что эти дни в тягость им, что все они – Люся, Варвара, Илья – ждут смерти матери. Ждут, повторяя по нескольку раз, жива ли она, и раздражаясь от того, что еще жива. Для них дни последней встречи с Анной – всего лишь потерянное время.

    Поглощенность бытом, житейская суетность настолько ожесточили и опустошили их души, что они не способны осознать, прочувствовать все происходящее с матерью. Сковавшее всех первые минуты пребывания рядом с больной Анной напряжение постепенно спадает. Нарушается торжественность момента, разговоры становятся вольными – о заработках, о грибах, о водке. Видя, что мать встала с постели, дети чувствуют, что приехали зря и собираются разъезжаться по домам. Они даже не скрывают раздражения и досады на то, что пришлось впустую потратить время. Горько осознавать это несчастной матери. Она вглядывается в лица детей и не хочет, не может принять произошедших с ними перемен.

    Любимица Татьяна и вовсе не приехала проститься с матерью. И хотя Анна понимает,что ждать приезда дочери бесполезно, ее сердце отказывается смириться с этим. Потому она так легко верит «лжи во спасение» Михаила, который говорит, что сам написал сестре, будто матери стало легче и приезжать не надо.

    Анна осознает свою ненужность детям, и единственное, чего теперь хочет, поскорее умереть. Умереть, чтобы освободить своих детей от тягостной необходимости оставаться рядом с ней – даже в последние минуты она думает о том, как бы не доставлять им неудобства, не быть для них обузой.

    Удивительная совестливость, честность, мудрость, терпеливость Анны, ее жажда жизни, всепоглощающая любовь к детям настолько контрастирует с черствостью, холодностью, равнодушием, душевной пустотой и даже жестокостью ее детей, что болью врезаются в наши сердца отчаянные слова матери, умоляющие родных ей людей не уезжать, остаться хоть на немного: «Помру я, помру. Вот увидите. Седни же. Погодите чутельку. Я говорю вам, что помру, и помру». Но даже этот крик души не способен тронуть сердца детей. Не дождавшись смерти матери, они разъезжаются по домам.

    С отъездом детей обрываются последние нити, связывающие Анну с жизнью. Теперь ничто ее не держит, незачем стало ей жить, в сердце погас огонь, согревавший и освещавший ее дни. Она умерла в ту же ночь. «Дети задержали ее на этом свете. Уехали дети – ушла жизнь».

    Смерть матери становится для взрослых детей испытанием. Испытанием, которое они не прошли.

    В повести «Последний срок» В.Распутин не просто поведал нам о судьбе старухи-матери, о ее нелегкой жизни. Он не просто показал всю широту ее великой души. И не просто нарисовал пугающую своей правдивостью и актуальностью картину взаимоотношений «отцов» и «детей». Писатель раскрыл всю глубину проблемы смены поколений, отразил вечный круговорот жизни, напомнил нам, что, предавая своих близких, отказываясь от идеалов добра, завещанных нам предками, мы, в первую очередь, предаем себя, своих детей, воспитывающихся на примере нравственного вырождения. В.Распутин с тревогой предупреждал нас: «Без памяти своего народа, рода своего, семьи жить и работать нельзя. А иначе мы настолько разъединимся, почувствуем себя одинокими, что это может погубить нас».

    О таинственной связи человека с теми силами, которые открываются ему в недрах его семьи и рода, рассуждал и замечательный русский философ И.А.Ильин. По его убеждению, чувство собственного духовного достоинства, стержень здоровой гражданственности и патриотизма рождаются «из духа семьи и рода , из духовно и религиозно осмысленного восприятия своих родителей и предков». Напротив, презрение к прошлому и своимкорням «порождает в человеке безродную, безотечественную, рабскую психологию… Семья есть первооснова Родины».

    Эту мысль блестяще выразил А.С.Пушкин:

    Два чувства дивно близки нам –

    В них обретает сердце пищу –

    Любовь к родному пепелищу,

    Любовь к отеческим гробам.

    На них основано от века

    По воле Бога Самого

    Самостоянье человека,-

    Залог величия его.

    Нынешняя жизнь внесла в извечную проблему «отцов и детей» новые краски: БЕЗОТЦОВШИНА в прямом и переносном смысле. Этому посвящена документальная повесть современного писателя Виктора Николаева «Безотцовщина » (2008). Герои его книги – дети с исковерканными жизнями, для которых улица — мать, подвал – отец. Речь идет о мальчишках и девчонках, по злой иронии судьбы оказавшихся за решеткой. И у каждого ребенка в этой книге — своя правда, которой его научили взрослые. Многие из них лишь в тюрьме узнали, что такое чистое белье и кровать, лишь попав за колючую проволоку, научились есть ложкой и вилкой. Некоторые ребята с удивлением оборачиваются, когда называют их фамилию и имя – они привыкли к кличкам, большинство не умеет писать и читать.

    Страшные рассказы детей, попавших в тюрьму, не просто читать, тяжело было и автору посещать тюрьмы, разговаривать с подростками, слушать истории, которые носят в себе эти растущие за колючей проволокой души. Большинство детей сироты, которые за свою короткую жизнь увидели столько плохого, что обычному человеку среднего возраста даже и не снилось. Эти дети – это наша реальность, это пьющие соседи, калечащие своих детей, это дети погибших родственников, которых мы определяем в детские дома, это отказники — младенцы в роддомах, это безотцовщина при живых родителях…

    Чередой проходят перед нами судьбы ребят. Петьку, оставшегося без родителей, но жившего с дедом и бабушкой, рьяные социальные работники отправили в детдом, откуда он сбежал. А дальше улица, компания, воровство. Похожая судьба и у Валерки, который был предоставлен сам себе – у пьющей матери не времени было времени на сына. Он в десять лет совершает разбойничье нападение на пьяного соседа. Далее — детский дом, побег, кражи.

    Рассказы о судьбах детей перемежаются подлинными письмами преступивших закон подростков. Дети, попав в колонию, начинают постепенно осознавать свою вину, свои грехи. Один подросток в своем письме рассказывает, как мамин крестик спас его от самоубийства. Другой пишет, что храм, который стоит у них на зоне, очень помогает, что Божественная литургия должна быть каждый день. Только так, по его словам, можно хотя бы частично очистить свою душу.

    Где же причина преступлений подростков, безнравственности и распущенности, царящей в обществе в наше время? В.Николаев дает свой ответ на этот непростой вопрос. Он считает, что это последствия не вчерашнего дня, не сороковых – девяностых годов. Корень этого находится гораздо глубже — в отвержении Бога, Бога-Отца. И имя того, что происходит – безОтцовщина. И с автором нельзя не согласиться. Ведь еще в прошлые века, когда все русские люди жили верой в Бога и приобщали к ней своих детей, вся семья жила единым целым. Почитание родителей стояло на одной ступени вместе с почитанием Бога, так как именно Господь заповедует почитать родителей. Еще в десяти заповедях, данных Богом через пророка Моисея, мы видим, что пятая заповедь звучит так: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле…» И дети, и родители жили одним – исполнением Божьего Закона. Сейчас, когда немногие семьи строятся на едином духовном начале, на вере Бога, нужно снова обратиться к истокам. Чтобы не стать «Иванами, не помнящими родства», нужно всеми силами пытаться восстановить мир и понимание в семье, научиться прощать. Ведь ближе людей, чем родители и дети, нет.

    Знаменитый русский философ И.А.Ильин сказал: « Именно семья дарит человеку два священных первообраза, которые он носит в себе всю жизнь, и в живом отношении к которым растет его душа и крепнет его дух: первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту; и пе рвообраз благого от ца, дарующего питание, справедливость и разумение. Горе человеку, у которого в душе нет места для этих зиждительных и ведущих первообразов, этих живых символов и в то же время творческих источников духовной любви и духовной веры

    Во второй половине 18 века в европейской литературе появляется особый интерес к жанру воспитательного романа. В 19 веке, как и в Европе, так и в России интерес этот не ослабел, а наоборот, проблема семьи, взаимоотношений взрослый и детей, становится излюбленной темой многих писателей, она как бы рвется из круга повседневности и становится центральной в произведениях Гете, Диккенса, Гюго, Пушкина, Бальзака. Достоевский был прекрасно знаком с творчеством названных писателей, отзвуки их произведений слышны в романах, повестях, рассказах и публицистике писателя.

    К проблеме "отцов и детей" все авторы подходят по-разному. Кроме романа И.С. Тургенева "Отцы и дети", само название которого показывает, что эта тема самая важная в романе, данная проблема существует практически во всех произведениях: в одних она представлена более ярко, в других появляется лишь намеками для более полного раскрытия образа героя. Трудно сказать, кто первый поднял проблему отцов и детей. Она настолько жизненна, что, кажется, существовала всегда на страницах литературных произведений.

    Тургенев лично столкнулся с этой проблемой в журнале "Современник". Писателю были чужды новые мировоззрения Добролюбова и Чернышевского. Тургеневу пришлось уйти из редакции журнала.

    В романе "Отцы и дети" главными противниками и антагонистами являются Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Конфликт между ними рассматривается с точки зрения проблемы "отцов и детей", с позиции их социальных, политических и общественных разногласий. Нужно сказать, что Базаров и Кирсанов отличаются по своему социальному происхождению, что отразилось на их формировании взглядов. Прародителями Базарова были крепостные крестьяне. Все, чего он добился, являлось результатом тяжелого умственного труда. Евгений увлекся медициной и естественными науками, проводил опыты, собирал различных жуков и насекомых.

    Павел Петрович рос в атмосфере достатка и благополучия. В восемнадцать лет его определили в пажеский корпус, а в двадцать восемь лет он получил звание капитана. Переехав в деревню к брату, Кирсанов и здесь соблюдал светские приличия. Большое значение Павел Петрович придавал внешнему виду. Он всегда был хорошо выбрит и носил сильно накрахмаленные воротнички, что Базаров иронически высмеивает: "Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай!..". Евгений же совершенно не заботится ни о внешности, ни о том, что подумают о нем люди. Базаров был большим материалистом. Для него имело значение только то, что можно потрогать руками, положить, на язык. Нигилист отрицал все духовные наслаждения, не понимая того, что люди получают удовольствие, когда любуются красотами природы, слушают музыку, читают Пушкина, восхищаются картинами Рафаэля. Базаров лишь говорил: "Рафаэль гроша медного не стоит...". Павел Петрович, безусловно, не принимал такие взгляды нигилиста. Кирсанов увлекался поэзией и считал своим долгом блюсти дворянские традиции.

    Огромную роль для раскрытия основных противоречий эпохи играют споры Базарова с Кирсановым. В них мы видим множество направлений и вопросов, по которым не сходятся представители молодого и старшего поколения. А.А. Фаустов "Филологические записки", Вестник литературоведения и языкознания, выпуск 23, Воронеж, 2005 год

    Разногласия, возникшие между нашими героями, серьезные. Базарову, чья жизнь построена на "всеотрицании", не понять Павла Петровича. Последнему не понять Евгения. Кульминацией их личной неприязни и разногласий во взглядах явилась дуэль. Но главной причиной дуэли являются не противоречия между Кирсановым и Базаровым, а недоброжелательные отношения, которые зародились между ними еще в самом начале их знакомства друг с другом.

    Поэтому проблема "отцов и детей" заключается в личной предвзятости друг к другу, ведь решить ее можно мирным путем, не прибегая к крайним мерам, если старшее поколение будет более терпимо к молодому поколению, где-то, может быть, соглашаясь с ним, а поколение "детей" будет больше проявлять уважения к старшим.

    Тургенев изучил извечную проблему "отцов и детей" с позиций своего времени, своей жизни. Он сам относился к плеяде "отцов" и, хотя симпатии автора на стороне Базарова, выступал за человеколюбие и развитие духовного начала в людях. Включив в повествование описание природы, испытывая Базарова любовью, автор незаметно включается в спор со своим героем, во многом с ним не соглашаясь.

    А.С. Грибоедов, описав в комедии "Горе от ума" борьбу "века нынешнего" и "века минувшего", не обошел вниманием сложную проблему "отцов и детей". Сам замысел произведения - борьба старого с новым - это та же проблема, взятая более широко. Кроме того, здесь прослежены и взаимоотношения Фамусова со своей дочерью Софьей. Фамусов, конечно, любит дочь и желает ей счастья. Но вот счастье он понимает по-своему: счастье для него - деньги. Он приучает дочь к мысли о выгоде и этим совершает настоящее преступление, потому что Софья может стать похожей на Молчалина, перенявшего от отца лишь один принцип: искать выгоду везде, где только можно. Отцы постарались научить детей жизни, в своих наставлениях передали им то, что для них самих являлось наиболее важным и значительным. В результате, для Чичикова "копейка" стала смыслом жизни, и для того, чтобы ее "беречь и копить", он готов на любую подлость, предательство, лесть и унижение. А Петр Гринев, следуя наставлению отца, оставался честным и благородным человеком во всех ситуациях, в какие ему приходилось попадать честь и совесть на всю жизнь остались для него превыше всего. Как тут не вспомнить пословицу: "Каков батька, таковы и детки". литература писатель молодежь семейный

    Но, хотя эта пословица часто бывает права, иногда все оказывается наоборот. Тогда появляется проблема непонимания. Родители не понимают детей, а дети - родителей. Родители навязывают детям свою мораль, принципы жизни (не всегда достойные подражания), а дети не хотят принять их, но не всегда могут и хотят сопротивляться. Такова Кабаниха из "Грозы" Островского. Она навязывает детям (да и не только им) свое мнение, приказывает поступать лишь так, как хочет она. Кабаниха считает себя хранительницей старинных обычаев, без которых весь мир рухнет. Вот уже настоящее воплощение "века минувшего"! А ее дети, хотя им вовсе не по душе такое отношение к ним матери, не хотят исправить положение. И здесь, как это ни печально, "век минувший", со всеми его предрассудками, торжествует победу над новым.

    Одной из самых важных граней проблемы "отцов и детей" является благодарность. Благодарны ли дети своим родителям, любящим их, вырастившим их и воспитавшим? Тема благодарности поднята в повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель". Трагедия отца, нежно любившего единственную дочь, предстает перед нами в этой повести. Конечно, Дуня не забыла своего отца, она любит его и чувствует свою вину перед ним, но все же то, что она уехала, оставив отца одного, оказалось для него большим ударом, настолько сильным, что он не смог его выдержать. Старый смотритель простил свою дочь, он не видит ее вины в происшедшем, он любит свою дочь настолько, что желает ей лучше умереть, чем пережить позор, который, возможно, ожидает и ее. И Дуня чувствует и благодарность, и вину перед отцом, она приезжает к нему, но уже не застает в живых. Лишь на могиле отца все ее чувства вырываются наружу. "Она легла здесь и лежала долго".

    Еще одна проблема поднята во многих произведениях, проблема воспитания и образования.

    Француз убогий,

    Чтоб не измучилось дитя,

    Учил его всему шутя,

    Не докучал моралью строгой,

    Слегка за шалости бранил

    И в Летний сад гулять водил, - писал А.С. Пушкин о воспитании главного героя своего романа "Евгений Онегин", а дальше замечал:

    Мы все учились понемногу

    Чему-нибудь и как-нибудь,

    Так воспитаньем, слава богу,

    У нас немудрено блеснуть.

    "Чему-нибудь" и "как-нибудь" учились все дети в разных произведениях. Но чему и как? В основном это зависело от отношения к образованию их родителей. Некоторые из них, признавая необходимость образования только с точки зрения моды и престижа, относились к нему в общем-то отрицательно, как, например, Фамусов из "Горя от ума" и госпожа Простакова из "Недоросля". Но Софья, в отличие от Митрофанушки, все-таки получила какое-то образование, а вот Митрофанушка не получил никаких знаний, да он и не хотел их получить. Отношение же самих Фамусова и Простаковой к образованию выражено их же собственными словами. Фамусов говорит: "Уж коли зло пресечь - забрать все книги бы да сжечь", - и еще: "Ученье - вот чума". А Простакова: "Лишь тебе мученье, а все, я вижу, пустота".

    Но не все герои произведений русских классиков считают образование "пустотой". Яркий пример тому - князь Волконский из "Войны и Мира" Л.Н. Толстого. Болконский верил в необходимость образования. Будучи образованным и начитанным человеком, он сам учил свою дочь, княжну Марию. Взгляды Болконского полностью противоположны мнениям Фамусова и Простаковой. Образование не может быть данью моде, и в этом Болконский абсолютно прав.

    Проблема "отцов и детей" актуальна во все времена, потому что это глубоко нравственная проблема. Все то, что для человека является святым, передается ему родителями. Прогресс общества, его развитие порождает разногласия между старшим и молодым поколением, разногласия, так хорошо известные нам по "Горю от ума" или по "Отцам и детям".

    Проблема отцов и детей - одна из важнейших проблем в русской классике. Очень часто в литературных произведениях новое, молодое поколение оказывается более нравственным, чем старшее. Оно отметает старую мораль, заменяя ее новой. Но нам все-таки не надо становиться Иванами, не помнящими родства, ужасно, когда молодое поколение менее нравственно, чем предыдущее. Поэтому проблема "отцов и детей" живёт и сейчас, приобретая несколько другое направление.

    Сочинения по литературе: Проблема отцов и детей в русской литературе Проблема отцов и детей не раз поднималась в русской литературе. Тема эта стара как мир. Является она лишь частью той бесконечной естественной борьбы старого с новым, из которой новое не всегда выходит победителем, и трудно сказать, хорошо это или плохо. Кроме того в семье, от своих родителей, человек получает первые знания о жизни, об отношениях между людьми, поэтому от взаимоотношений в семье между родителями и детьми, зависит то, как в будущем человек будет относится к другим людям, какие нравственные принципы изберет для себя, что для него будет самым главным и святым. К проблеме отцов и детей разные авторы подходят по-разному. Кроме романа И.

    С.Тургенева "Отцы и дети", само название которого показывает, что эта тема самая важная в романе, данная проблема существует практически во всех произведениях. Написание романа "Отцы и дети" совпало с важнейшими реформами 19 века, а именно отменой крепостного права. Век знаменовал собой развитие промышленности и естественных наук. Расширилась связь с Европой. В России стали принимать идеи западничества.

    "Отцы" придерживались старых взглядов. Молодое поколение приветствовало отмену крепостничества и реформы. С болью осознает поколение уходящих свою слабость, напрасно так уверено в своих силах молодое – в борьбе "отцов и "детей" не бывает победителей. Проигрывают все. Но если нет борьбы, нет прогресса. Если нет отрицания прошлого, нет будущего.

    Во времена своих тяжких раздумий о причинах расхождений с сыном Николай Петрович вспоминает эпизод из своей жизни: он поссорился с матерью и заявил ей о том, что она понять его не может, так как они принадлежат к разным поколениям. "Она ужасно обиделась, а я подумал: что делать? Пилюля горька – а проглотить ее нужно. Вот теперь настала наша очередь, и наши наследники могут сказать нам: вы, мол, не нашего поколения, глотайте пилюлю". Он не хочет даже признаться себе, как обижает его и снисходительный тон Аркадия, и его дружба с "нигилистом", и его новые взгляды, а главное, нежелание признать отца равным себе, близким по духу человеком. Николай Петрович не хочет чувствовать себя "отставным человеком", стариком, отжившим. Это естественное непонимание поколений в случае с семейством Курсановых было вызвано появлением человека чуждых взглядов из чуждого круга, поэтому оно быстро сглаживается: Аркадий встречает девушку своего круга, воцаряется мир.

    В дальнейшем каждый доказывает другому свою состоятельность: Аркадий успешно занимается хозяйством, а Николай Петрович занялся карьерой: попал в "мировые посредники". Этот "конфликт поколений" доказывает, что между ними больше сходства, взаимопонимания, чем расхождений. Он временный, так сказать, возрастной. И Аркадий успешно его перерос. У него есть все: дом, хозяйство, семья, любимая жена. Базаров лишний в этом списке. Он уходит из жизни Аркадия, идеи которого и были "яблоком раздора". Автор подводит нас к тому, что молодой человек, вероятно, повторит путь своего отца. Столкновение Чацкого - человека с волевым характером, цельного в своих чувствах, борца за идею - с фамусовским обществом было неизбежно.

    Это столкновение принимает постепенно все более ожесточенный характер, оно осложняется личной драмой Чацкого - крушением его надежд на личное счастье. Его взгляды против существующих устоев общества становятся все более резкими. Если Фамусов - защитник старого века, времени расцвета крепостничества, то Чацкий с негодованием революционера-декабриста говорит о крепостниках и крепостном праве. В монологе "А судьи кто?" он гневно выступает против тех людей, которые являются столпами дворянского общества.

    Он резко высказывается против милых сердцу Фамусова порядков золотого екатерининского века, "века покорности и страха - века лести и спеси". Чацкий разрывает связи с министрами, уходит со службы именно потому, что он желал бы служить делу, а не лакействовать перед начальством. "Служить бы рад, прислуживаться тошно", - говорит он. Он защищает право служить просвещению, науке, литературе, но это трудно в условиях самодержавно-крепостнического строя. Если фамусовское общество с пренебрежением относится ко всему народному, национальному, рабски подражает внешней культуре Запада, особенно Франции, даже пренебрегая своим родным языком, то Чацкий стоит за развитие национальной культуры, осваивающей лучшие, передовые достижения европейской цивилизации. Он сам "искал ума" во время пребывания на Западе, но он против "пустого, рабского, слепого подражанья" иностранцам.

    Чацкий стоит за единение интеллигенции с народом. Если фамусовское общество расценивает человека по его происхождению и количеству крепостных душ, имеющихся у него, то Чацкий ценит человека за его ум, образованность, его духовные и моральные качества. Для Фамусова и его круга свято и непогрешимо мнение света, страшнее всего - "что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!" Чацкий отстаивает свободу мыслей, мнений, признает за каждым человеком право иметь свои убеждения и открыто их высказывать.

    Этому же следует и Евгений Базаров. В споре с Павлом Петровичем он прямо и открыто отстаивает свои идеи. Базаров принимает только то, что полезно ("Мне скажут дело - я соглашусь". "В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем"). Евгений отрицает и государственный строй, что приводит Павла Петровича в замешательство (он "побледнел").Отношение к народу Павла Петровича и Базарова разное. Павлу Петровичу религиозность народа, жизнь по заведённым дедами порядкам кажутся исконными и ценными чертами народной жизни, умиляют его.

    Базарову же эти качества ненавистны: "Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне согласиться с ним?" Одно и то же явление и называется по-разному, и по-разному оценивается его роль в жизни народа. Павел Петрович: "Он (народ) не может жить без веры". Базаров: "Грубейшее суеверие его душит". Просматриваются разногласия Базарова и Павла Петровича в отношении к искусству, природе. С точки зрения Базарова, "читать Пушкина – потерянное время, заниматься музыкой смешно, наслаждаться природою – нелепо".

    Павел Петрович, напротив, любит природу, музыку. Максимализм Базарова, полагающего, что можно и нужно во всём опираться только на собственный опыт и собственные ощущения, приводит к отрицанию искусства, поскольку искусство как раз и представляет собой обобщение и художественное осмысление чужого опыта. Искусство (и литература, и живопись, и музыка) размягчает душу, отвлекает от дела. Всё это "романтизм", "чепуха". Базарову, для которого главной фигурой времени был русский мужик, задавленный нищетой, "грубейшими суевериями", казалось кощунственным толковать" об искусстве, "бессознательном творчестве" , когда "дело идёт о хлебе насущном".

    Они спорят о поэзии, искусстве, философии. Базаров поражает и раздражает Кирсанова своими хладнокровными мыслями об отрицании личности, всего духовного. Но всё-таки, как бы правильно не мыслил Павел Петрович, в какой-то степени его представления устарели. Тем более, его противник имеет преимущества: новизна мыслей, народу он ближе, ведь тянутся же к нему дворовые люди.

    Безусловно, принципы и идеалы отцов отходят в прошлое. Но с мыслями нигилиста тоже согласиться нельзя. Любовь к Одинцовой вызвала окончательное поражение его взглядов, показала несостоятельность идей. Я думаю, что и при встрече Базарова с родителями конфликт поколений достигает своего апогея.

    Это проявляется прежде всего в том, что ни сам Базаров, ни, даже, пожалуй, автор не знают, как же на самом деле главный герой относится к своим родителям. Его чувства противоречивы: с одной стороны, в порыве откровенности он признается, что любит своих родителей, а с другой – в его словах сквозит презрение к "глупой жизни отцов". И это презрение не наносное, как у Аркадия, оно продиктовано его жизненной позицией, твердыми убеждениями. Отношения с Одинцовой, с родителями доказывают, что даже Базаров не может полностью подавить свои чувства и подчиняться только уму. Трудно объяснить, какое же чувство не позволят ему окончательно отрешиться от родителей: чувство любви, жалости, а, может быть, чувство благодарности за то, что именно они дали первые импульсы, заложили основу для развития его личности. В разговоре с Аркадием Базаров утверждает, что "всякий человек сам себя воспитывать должен – ну хоть как я".

    Одно из самых сложных заданий в школьной программе. Рассуждать на эту тему очень непросто, ведь каждый смотрит на жизнь по-своему. Непонимание и даже отсутствие желания понять друг друга ведет к возникновению конфликтов. Возможно, противостояние поколений спровоцировано изменяющимся духом эпох. В каждой семье есть свои «отцы и дети», и в каждой семье рано или поздно возникает подобная проблема.

    Как считал И. С. Тургенев

    В сочинении «Проблема отцов и детей» хотелось бы упомянуть работы классиков русской литературы. В одноименном романе И. С. Тургенева раскрывается конфликт «отцов и детей» на примере представителей разных поколений. Он проявляется не в бытовых конфликтах, а спрятан гораздо глубже - на культурном уровне восприятия.

    Базаров представитель нового, молодого поколения. Он поступает в соответствии со своими желаниями, делает то, что кажется ему удобным или выгодным. Он не приемлет музыку, литературу и искусство, считая их бесполезной тратой времени. Только то, что можно потрогать и посмотреть, имеет для него значение. Кирсановы представляются ему настоящими чудаками, жизнь которых абсолютно бесполезна для общества. Разве смогут такие как они улучшить жизнь своего народа? И все же без таких чудаков давно бы канула в Лету поэзия, музыка, искусство.

    Стена непонимания

    Кирсановым нравится поэзия Пушкина, но Базаров не понимает ее, так как не признает идеалов поэта. В этом простом примере и кроется основный конфликт поколений, извечная проблема отцов и детей, они не понимают друг друга. Так вырастает между людьми стена непонимания, о которой в сочинении на тему «Проблема отцов и детей» будет немало разговоров.

    Каждый человек является носителем культурных и нормативных принципов своей эпохи. Но не каждому дано идти в ногу со временем и впитывать в себя «модные» тенденции. Становление человека, как личности происходит вначале жизненного пути, а после он просто следует уже усвоенным правилам поведения. На становление личности влияет не только семья, но также школа, друзья и средства массовой информации. И чем больше разрыв в возрасте, тем выше стена недопонимания между «отцами и детьми».

    Возникновение проблемы

    Если отойти от истоков литературы и окунуться в реальную жизнь, то рассматриваемая проблема чаще всего возникает в школе, между учителем и учеником. Для сочинения «Проблема отцов и детей» такой пример подойдет как нельзя кстати.

    В школах все еще преподают учителя старой закалки, которые воспитывались в суровые послевоенные годы. У них уже давно сформировались свои ценности, правила поведения и взгляды на жизнь, которые они не могут оспорить. Зачастую такие учителя не могут принять либеральное отношение к жизни и начинают указывать ученику правильный, как им кажется, путь. Само же мнение школьника практически не учитываются. И хорошо если учащийся, в знак уважения к старшим, идет на уступки, но так происходит далеко не всегда. Современным детям свойственно ставить свою индивидуальность выше мнения старших, так и возникает конфликт поколений, где две стороны не могут принять чужое мнение.

    Родители всегда правы?

    По такому же принципу возникают и конфликты в семье. Теряясь в размышлениях о проблеме отцов и детей, в сочинении непременно хочется упомянуть одну фразу, которую наверняка слышал каждый. «Взрослые всегда правы». Неважно, при каких обстоятельствах, но ребенок однажды услышит это роковое предложение: «Отец (или мать) всегда прав (права)». Вот только взрослые тоже люди, а людям свойственно ошибаться. И основная ошибка «отцов» кроется в том, что они уверены в своей правоте. Пытаясь дать хороший, с их точки зрения, совет они и не замечают, как начинают навязывать свои мысли, идеалы и манеру поведения, что уже не идут в ногу со временем. От этого страдают «дети». Не замечая за собой ничего плохого, «отцы» упорно твердят, как нужно поступать, ломая тем самым индивидуальность «детей», уничтожая их как личностей.

    Возможно, для простого школьного сочинения «Проблема отцов и детей» описанное явление покажется слишком утрированным, но это будет еще одним доказательством того, что все сложные ситуации возникают из-за недопониманий.

    Слышать, а не слушать

    Современные «отцы» не понимают стремления «детей» бросать стабильную работу ради любимого дела. Не понимают желания развиваться как личность, а не хоронить себя в унылом быту. Просто их воспитывали по-другому, и они свято верят, что так, как поступали они, - это правильно.

    Они слушают друг друга, но не слышат. Каждый уверен в своей правоте и всеми силами пытается это доказать. Так возникает проблема. Последняя со временем перерастает в конфликт, который может растянуться на долгие годы.

    Разные поколения

    Рассуждение о проблеме отцов и детей - в сочинении ли, в реальной жизни - это извечная тема. И она волнует людей разных поколений. Более того, противостояние жизненных позиций возникает не только в семье, но во всех формах человеческой жизнедеятельности. Каждое поколение живет в свое время, что формирует его основные ценности и систему взглядов, которую оно готово отстаивать.

    Когда-то мнение и жизненные принципы старших считались основами человеческого существования. Вот только дети, перенимая жизненный опыт, очень часто желают освободиться от натиска взрослых, создав свою жизнь по-другому. Им кажется, что они могут построить ее намного лучше, раскрасить яркими красками и показать своим старшим товарищам другой мир. Благородно, не так ли? Вот только «отцы» так не считают, отношение с «другим» поколением им кажется проблемным. Даже не так. Новое поколение и есть сплошная, непонятная и неразрешимая проблема.

    Конфликт интересов

    Но если рассматривать сочинение о проблеме отцов и детей с научной точки зрения, то можно сделать вывод, что проблема совершенно не в том, что «советские» люди иначе смотрят на мир. И даже эпохи здесь ни при чем. Проблема взаимоотношения отцов и детей была актуальной во все времена, ее главной причиной был конфликт интересов.

    В сочинении «Проблема отцов и детей» сложно описать все нюансы этого вопроса, поэтому рассмотрим конфликт интересов только с точки зрения семейных взаимоотношений. Родители беспокоятся о своем ребенке и желают его обезопасить от проблем. Поэтому не разрешают гулять поздним вечером, заставляют учиться и постоянно указывают, что и как делать. Они поступают так из гуманных соображений, вот только ребенок не понимает этого. Он пытается познавать мир и стремиться к чему-то новому, а родители не то что этого нового не дают, так еще и пытаются от него оградить (неважно из каких соображений они так поступают). И как здесь не возникнуть конфликту?!

    Поначалу это внутренний конфликт: ребенок не хочет доставлять родителям боль, но он стремиться к новому и не желает отставать от ровесников. Со временем между отцами и детьми возникает пропасть. «Отцы» отстают от времени и думают, что их дети все еще дети. А «дети» тем временем уже готовы быть самостоятельными, вот только родительская забота тянет их вниз. В результате между отцами и детьми пропадает диалог, возникает проблема, что в любой момент может перерасти в конфликт.

    Можно ли исправить ситуацию?

    Именно таким образом возникает проблема отцов и детей, ее можно рассматривать с разных сторон, но суть останется неизменной: в какой-то момент отцы и дети просто начинают говорить на разных языках.

    Размышляя о проблеме взаимоотношений отцов и детей, в сочинении хотелось бы написать универсальный способ ее решения. Жаль, что такого волшебного снадобья не существует. Социологи и педагоги уверены, что все дело в воспитании. Оно должно быть направлено на создание самостоятельной, активной и здравомыслящей личности, которая стремится к развитию и не боится принимать решений. А также имеет нравственные ориентиры, которые помогут преодолеть невежество. Но простые «не ученые» люди уверены, что нужно просто уметь идти на уступки друг другу, слышать друг друга и понимать, создавая при этом такие узы, в которых будут нуждаться и отцы, и дети.