Отражение особенностей национального менталитета в пословицах и поговорках русского, английского и бурятского языков. Какой должна быть настоящая бурятка Буряты какие они по характеру
Монгольские народы пережили длительную и сложную эволюцию. В их историческом и этнокультурном опыте были интереснейшие периоды развития, когда логика и законы общественного развития способствовали невероятному взлету и столь же большому падению. Можно смело сказать, что небольшие дисперсные, несколько замкнутые этносы, к числу которых можно отнести и бурятский, являются одним из древних носителей традиций Великой Степи.
На этногенез и этническую историю бурят решающее влияние оказало их пограничное положение в лесостепной зоне между центрами формирования номадических держав древности и средневековья на территории современной Монголии и этнокультурными ценностями Южной Сибири. В Предбайкалье, Прибайкалье и Забайкалье, где протекал этногенез предков современных бурят, начиная с древнейших времен, существовали различные государственные образования, в которых доминирующие этнические группировки (гунны, жужани, кидани, кыргызы, уйгуры и др.) вступали в более или менее длительные контакты с автохтонным населением. Важную роль играло то обстоятельство, что территория нынешней Бурятии занимала периферийное положение в этих государственных образованиях. Здесь была переходная зона во всех отношениях: в хозяйственно-культурном типе, который совмещал кочевое и полукочевое скотоводство с охотой, рыболовством, частично земледелием; в формах социальной организации, в которых на традиционные родоплеменные структуры накладывались некоторые инновации, сказавшиеся на менталитете бурят, а также на этноконфессиональных традициях.
Оказавшись в составе Российской империи, монголо-язычные племена вынуждены были искать новые пути взаимоотношений между собой, а также с русским этническим окружением и в целом, с российской социально-экономической системой, в результате чего в регионе сложились новые этнокультурные и этнопсихологические традиции. Бурятский этнос в настоящее время представляет собой уникальный целостный комплекс природных, этно- и социокультурных аспектов, со своими ценностными ориентациями и устремлениями, способами жизнедеятельности и жизнеобеспечения.
Его эволюция носит естественно-исторический характер, определяется логикой самостановления и развития и пространственно-временными параметрами существования.
Менталитет бурят, их видение мира и самоощущение себя в нем, претерпевали существенные изменения, часто деформировались, что объясняется тем, что на стадии становления и развития после установления российско-китайской границы в 1727 г. вплоть до революции 1917 г. этнос не был самостоятельным и его юридический статус был неоформленным. В составе Российской империи буряты не имели своей государственности и как "инородческое" явление подвергались русификации и христианизации. В советское время этнос хотя и имел автономию в виде Бурят-Монгольской АССР, в 1937 г. вследствие репрессии по отношению к республике оказался разделенным на три части, что несомненно сказалось на национальном менталитете и особенностях этнической психологии. Кроме того, насильственная атеизация, интернационализация, массовое вторжение иноэтнических элементов в места исторического расселения бурят, а затем и значительное их вытеснение (особенно в Предбайкалье), распространение современной массовой культуры - все это болезненно и негативно отразилось на самосознании этноса, его языке и культуре.
Однако, несмотря на вышеперечисленные явления, а также на мощный натиск научно-технического прогресса и урбанизацию на современном этапе истории, буряты как этнос сохранили факторы национальной самоидентификации: этническую территорию, язык, религию, хозяйство, традиции, ощущение исторической преемственности, что образует этнокультурный комплекс, который создает ощущение принадлежности к данному этносу. Необходимо также отметить, что в последнее десятилетие значительно возросло самосознание этноса, усиление чувства "малой Родины" и единения вокруг феномена "мы - буряты".
Понятие "возрождение" означает восстановление, подъем после периода упадка и разрушения, возродить, значит сделать вновь деятельным и живым. В этом смысле возрождение культуры, утраченных древних традиций народа звучит сегодня как нельзя актуально. Каждая этническая культура вносит свой вклад в мировое духовное богатство. Говоря об этнической культуре, мы говорим о способе сохранения этноса и воспроизводстве условий его жизнедеятельности, о традициях как о форме поведения, функционирования в сакральном пространстве культуры. В наше время усиления тенденций культурной глобализации особенно обострился интерес к этнокультурной самобытности и сохранению традиций.
Развитие этнокультурных традиций бурят происходило в условиях взаимодействия с культурами других народов, прежде всего с народами Центральной, Восточной и Северной Азии, что несомненно сыграло свою роль. Тем не менее, бурятская культура обладала собственными этическими, художественными ценностями, отличаясь своеобразием, богатством устного народного творчества, разнообразием жанров фольклора, декоративно-прикладным искусством. Народное творчество отражало быт, эстетику и мировоззренческие идеалы. Важными элементами этнической культуры являются обычаи и традиции, в которых выражаются своеобразие национального характера, этические и эстетические нормы. Таким образом, мы можем говорить об имеющей глубокие традиции национальной культуре. Кроме того, несомненно, огромная роль отводится религиозным традициям. С проникновением буддизма развитие культуры принимает новое направление: это и распространение письменности, научных знаний, литературы, искусства тибетской медицины, главное, возникает бурятская национальная интеллигенция. Все это происходило на основе уже существовавшей народной культуры, ничуть не утратившей свою самоценность. Она лишь эволюционировала, приобретая новые черты и ценности. Исторически русская культура не могла не повлиять на бурят и на их самосознание. Именно в рамках русской культуры появляются представители новой бурятской интеллигенции: Д. , Г. Гомбоев, Р. Номтоев, М. Хангалов, Ц. Жамцарано, Г. Цыбиков, Б. Барадин, Э.-Д. Ринчино и другие, ратовавшие за развитие бурятской культуры.
Начало XX в. ознаменовалось подъемом духовно-культурной жизни бурят. Эпоха революций и установления Советской власти прервали преемственность поколений национальной интеллигенции. В жестокой борьбе погибли многие ее яркие представители. Многое из прежней культуры и идеологии было отринуто как чуждое новому строю, сопровождаясь полной сменой ценностных ориентации. Народ, генетически связанный с культурой Востока, вынужден был отказаться от своей ориентации на культурные и религиозные традиции буддийского мира, многое из его культурного наследия было объявлено националистическим, а значит - чуждым и подлежащим уничтожению. Сопротивляться культурной революции в ее большевистском понимании было бесполезно. В новое время исторические события и социальные процессы XX в. привели нас к убеждению, что народ имеет право быть равным в сообществе народов, поэтому проблема этнической идентификации сегодня является одной из важнейших.
Бурятия является одним из полиэтничных регионов Российской Федерации. В республике проживают представители различных национальностей. В переписи 1989 г. их значилось 112, но к коренным народам относятся только буряты, эвенки и сойоты. Русские начали осваивать Забайкалье в XVII в., представители остальных народов появились здесь еще позднее, в XVIII, XIX, а многие только в XX в. Естественно, что в результате межэтнических контактов, возникали этнокультурные и этносоциальные отношения и связи, которые являются весьма важными в жизнедеятельности современных государств и народов.
В последнее время значительно увеличился интерес к этнорегиональным проблемам культуры, поскольку современное общество приходит к пониманию внутренней сущности как социума и этноса, так и самого человека. Как утверждают этнокультурологи, духовно-нравственные начала традиций и культур разных этносов ведут к утверждению глубинных основ бытия всего человечества.
Россия объединила различные регионы в единое целое, и это наложило отпечаток на становление совершенно своеобразной культуры, которая рассматривает разноэтнический по составу народ России единым и самобытным. В связи с этим наблюдается общность культурных процессов, которые исследуются как необходимое условие взаимодействия и взаимного обогащения культуры народов, осознаваемого людьми как необходимость.
В межэтнических взаимоотношениях титульного этноса - бурят и других этносов (русских, украинцев, эвенков, евреев, армян, немцев) проявляется единство внутриэтнических и межнациональных связей, которые взаимно обуславливают и предполагают друг друга. Межэтнические взаимоотношения и контакты бурятского этноса являются специфическими формами социальных отношений. Внутриэтнические связи и внутриэтническое общение способствуют консолидации, они определяющим образом влияют на формирование этнического самосознания бурят, способствуют развитию внутренней жизни этноса и укреплению ее единства. Это та ступень общения, когда происходит как бы конституирование этноса, осознание своего собственного "я" и выработка потребности в межэтническом общении с другими этносами, проживающими в Республике Бурятия, осознание его объективной необходимости.
Культуры различных этносов естественно и закономерно взаимодействуют друг с другом и несут одни и те же ценности в мировую культуру. Общечеловеческие ценности есть результат совместной деятельности людей, которая облагораживает потребности каждого в зависимости от их воззрений на мир. Представления о мире у каждого народа приобретают свой специфический характер, который зависит от психологии народа, его проявлений и степени познаний этого мира, то есть показывает индивидуальность народа, его самобытность.
В исследованиях последнего времени проступает понимание влияния региональных факторов на культуру межэтнического взаимодействия. Одним их мировых культурно-исторических регионов является Центральная (Внутренняя) Азия с характерным для нее в историческом времени специфическим хозяйственно-культурным типом кочевых скотоводов, наложившим печать на культуру и взаимоотношения. Вместе с тем Центральная Азия, включающая обширные территории с разнообразными культурами, внутренне неоднородна и в свою очередь состоит из нескольких частей, субрегионов, одним из которых является Бурятия. Межэтническое взаимодействие протекает в активной геополитической зоне, что способствовало известной толерантности бурятского этноса.
Особо следует остановиться на проблеме исторического наследия. В 1937 г. республика была разделена на три части. Соседним с нею областям были переданы районы самые богатые в сельскохозяйственном отношении. Достаточно привести такие цифры: занимая всего 24,4 тыс. кв. км, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ Иркутской области дает больше зерна, чем Республика Бурятия с ее куда более обширной территорией в 351 тыс. кв. км. Так, в 1991-1995 гг. среднегодовое производство зерна в округе составило 327 тыс. т, а в республике -317 тыс. т. Разрыв между Агинским Бурятским автономным округом Читинской области и республикой по производству мяса значительно меньше, чем по занимаемой площади: в 1995 г. округ, будучи меньше чем республика в 18,5 раза, произвел мяса всего в 6,6 раза меньше чем Бурятия. Это означает, что на единицу площади в округе получают в 3 раза больше мяса, чем в республике.
Генеральная политика СССР привела к административной разделенности бурятского этноса и большому притоку мигрантов из других регионов России. Таким образом, сложилась ситуация, что на своей исторической родине титульный этнос превратился в этническое меньшинство. Конечно, можно вспомнить и о репрессиях сталинского периода, когда в значительной степени были уничтожены бурятская интеллигенция и буддийское духовенство, истреблены и насильственно переселены значительные группы бурят при присоединении Восточной Сибири к России, о том, что продолжающийся процесс русификации и метисации поставил их на грань утраты этнической идентичности. Но сейчас важен другой подход. Необходимо акцентировать внимание на позитивных моментах взаимодействия бурят и русских в составе Российской империи, СССР и Российской Федерации. Это и взаимообогащение двух этнических культур, их включение в мировой поток культурных связей.
Бурятия - край с исторически сложившимся полиэтническим и поликонфессиональным составом населения. Сегодня на ее территории проживают представители более 116 этносов, Управлением юстиции РФ по РБ на 1 июня 2002 г. зарегистрировано 168 религиозных организаций. Из них православных - 65, буддийских - 38, старообрядческих - 7, шаманских - 2, исламских - 3, один католический приход, пятидесятнических - 27, баптистских - 4, других религиозных организаций - 23.
Автохтонные народы Бурятии (буряты и эвенки) издревле придерживались архаических верований, сменившихся шаманской религиозной культурой, систематизировавшей и придавшей институционально оформленный характер древним верованиям и культам. Родоплеменные верования и культы в их шаманской форме стали вытесняться буддийской культурой со второй половины XVII в., времени ее утверждения во всем монголо-язычном ареале. В результате взаимодействия с автохтонными культами к концу XIX в. сложилась своеобразная система религиозного синкретизма, в которой дошаманские и шаманские верования и культы подверглись значительному влиянию мировой религии – буддизма.
В 90-е годы XX в. в этнической Бурятии начал активно возрождаться. Сегодня в республике функционируют Духовный центр бурятской народной религии "Бɵɵ-мургэл", "Лусад" и "Тэнгэр".
С присоединением Бурятии к Российской империи, с приходом русских в Забайкалье стало распространяться и православие. На современном этапе Читинская и Забайкальская епархии Русской Православной Церкви находятся на первом месте в Бурятии по количеству действующих религиозных организаций. Православными являются подавляющее большинство русских, украинцев, белорусов, некоторая часть предбайкальских бурят, выходцев из Иркутской области.
В течение почти трех столетий на территории республики сохраняется старообрядческое "древлее благочестие", адептами которого являются так называемые семейские. По разным оценкам в Бурятии насчитывается до 20 тыс. старообрядцев, предки которых были сосланы в Сибирь из Белоруссии, Украины и Польши за несогласие с церковными реформами патриарха Никона.
Традиционной религией бурят наряду с шаманизмом на протяжении четырех веков является буддизм, наиболее широко представленный школой гелугпа. На фоне значительного преобладания адептов господствующей традиции гелугпа, в республике в последние годы XX в. начали распространяться иные школы тибетского буддизма, такие, как дзогчен, карма-кагью, сакьяпа и др.
Этническая Бурятия исповедует не только шаманизм, буддизм и православие. В разное время на ее территории поселились компактные группы поляков, исповедовавших католицизм, евреев - иудаизм, татар - ислам, протестантов из западных частей Российской империи и др. Их потомки живут в республике и сегодня.
В 90-е годы XX в. в Бурятии стали распространяться религиозные движения, объединяемые общим названием "новых" или "нетрадиционных": Общество сознания Кришны, Вера Бахай, общины Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней (мормонов), Новоапостольская церковь и др.
Бурятия относится к числу регионов, в которых нет открытых межконфессиональных конфликтов и политических разногласий на религиозной почве. В сегодняшней российской ситуации - это ценнейший "социальный капитал", сохранение и приумножение которого является обязанностью исполнительных властей и религиозных лидеров, а также политических деятелей и научной общественности.
Своеобразие Республики Бурятии заключается также в том, что по многим геополитическим характеристикам она является крайней точкой, отчасти и провинцией многих составляющих конструкций Сибири и Азии. С одной стороны, это самая северная точка Центральной Азии, всего тибето-монгольского мира. В то же время - это крайняя южная точка исторической Сибири при ее выходе в обширное азиатское пространство. Одновременно это и крайняя западная зона Дальнего Востока. Возможно, что в лице Республики Бурятия Россия, наконец, обретает так необходимую ей точку опоры в Азии, которой у нее в стратегическом и политическом плане исторически не было. В таком случае может воплотиться замысел Петра , который считал, что Россия должна строить свою политику в Азии, опираясь на монгольский буфер, выходя в стыковочную зону Ланчжоу. Тогда Россия действительно вновь может стать сверхдержавой.
В последние годы в Бурятии продолжаются экономические и социальные преобразования, направленные на создание условий для роста экономики. Деятельность правительственных и исполнительных органов республики, рост деловой активности граждан привели к позитивным сдвигам в экономике республики.
Объем валового регионального продукта, по данным Министерства экономики и внешних связей республики, возрос на 8,2%, Бурятия в 2,8 раза опережает российский уровень по темпам роста промышленной продукции, что позволило занять по этому показателю 12 место в стране и первое - в Сибирском федеральном округе.
Денежные доходы населения увеличились на 4,8%. Среди 89 регионов России в ноябре 2003 г. Бурятия занимала 26 место по росту средней заработной платы, превысив среднероссийский уровень.
По росту реальных денежных доходов среди субъектов Федерации Республика Бурятия переместилась с 52 места на 41. Увеличение реальных денежных доходов населения республики положительно сказалось на его покупательской способности. Объем оборота розничной торговли увеличился более чем на 7%.
В Республике Бурятия функционируют более 20 политических партий, движений, общественных организаций, отражающих интересы различных групп населения. По-прежнему влиятельной силой являются традиционные общественные организации, входящие в республиканское отделение Народно-патриотического союза России, где главенствующую роль играет местное отделение КПРФ. В политической жизни республики стали заметны мероприятия партии "Единая Россия" (деятельность фракции в Народном Хурале, мероприятия городского отделения этой партии). Общественно-политические объединения, созданные на этнической основе, в последние годы утратили свое влияние. Выдвигаемые ими кандидаты на выборах различных уровней не достигали своих целей.
По итогам Всесоюзной переписи населения 1989 г. в Бурятии общее количество населения составляло - 1038,2 тыс. человек. По данным переписи 2002 г. население Бурятии в настоящее время не достигает даже миллиона - 980 тыс. человек. К наиболее многочисленным этносам, проживающим в Бурятии, относятся русские, буряты, украинцы и татары.
Число русских в республике увеличилось по сравнению с 1979 г. на 78,4 тыс. человек (на 12%), численность бурят - на 20,6% и составила 249,5 тыс. человек.
Однако с начала 90-х годов XX в. демографическая ситуация оценивается как неблагополучная. Численность умерших превышает число родившихся. За последние 17 лет число детей в возрасте до 6 лет сократилось на 70,6 тыс. человек, то есть почти в 2 раза.
На снижение численности жителей республики влияют миграционные процессы. За январь-август 2002 г. миграционный отток по Бурятии составил 2,3 тыс. человек. По данным миграционных служб население выбывает в основном в Иркутскую область, в Москву, Московскую область, Санкт-Петербург и в дальнее зарубежье.
Снижение рождаемости, рост смертности, отток населения из республики отрицательно влияют на возрастную структуру населения. Так, доля лиц пожилого возраста (65 лет и старше) составила на начало 2002 г. 9,1% в общей численности населения (в 1985 г. - 6,3%).
В этническом развитии бурят только в конце XX - начале XXI в. стало возможным точное определение своей значимости в регионе и своих суверенных прав. Государственность монгольских народов в разных формах суверенизации стала результатом сложнейшего геополитического расклада в Центральной Азии и целеустремленности в борьбе за свои права народов, ассоциирующих себя с монголами и монгольским миром. Монгольские народы стали своеобразным буфером во взаимоотношениях великих держав, прежде всего СССР и Китая, в регионе Центральной и Восточной Азии, а внутренняя автономия своеобразным форпостом в международных отношениях. Каждая из великих стран, прежде чем войти в монгольское пространство, должна задуматься о новых формах и предлагаемых моделях развития сопредельных территорий. Любое политическое укрепление какой-либо страны в этом регионе резко негативно воспринималось политическим оппонентом. Ввиду этого модель этнокультурного развития бурят приобрела исключительную ценность и свою специфику.
Для выравнивания этнокультурного развития большое значение имел весь послевоенный период, включая так называемую "перестройку". Несмотря на драматические разногласия с Китаем в период СССР, обращает на себя внимание факт типологически близкой политической системы, идеологических установок, а ввиду этого сходной модели профессиональной науки, культуры и образования. При этом подавляющее большинство вариантов развития, экспериментов падало на внутренние автономии, после чего они в апробированной форме проводились на монгольской территории. Ни одна страна не возражала против структуры, содержания и механизмов развития новой культуры и цивилизации, была только борьба за влияние, политические интересы. Результатом явилось то обстоятельство, что внутренняя способность и восприимчивость бывших центрально-азиатских кочевых сообществ к культуре, знаниям, помноженное на стремление этнических сообществ и отдельных этносов к прогрессу, получили мощный импульс, движение которого привело монгольские этносы к выравниванию цивилизационного развития. Это обстоятельство к тому же привело к усилению конкурентоспособности монгольских народов в мировом пространстве.
Рассматривая геополитическое положение Республики Бурятия в системе взаимоотношений Российской Федерации со странами Центральной и Восточной Азии и другими регионами России, необходимо отметить очень важный фактор - удаленность Бурятии от зон этнических конфликтов. С соседней Монголией у Бурятии традиционно добрососедские и стабильные отношения.
Важнейшим геополитическим фактором, создающим исключительно благоприятные предпосылки для социально-экономического развития республики, является положение Бурятии на пути из России в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. И это значение будет постоянно возрастать по мере того, как станет проявляться несостоятельность односторонней и безоглядной ориентации на страны Запада, характерной для федеральной политики 1990-х годов. Являясь составной частью Российской Федерации как ее полноправный субъект, обладающий определенным кругом суверенных прав, Бурятия должна выработать собственный подход к проблеме взаимодействия России со странами Центральной и Восточной Азии. При этом важно учитывать баланс общероссийских и республиканских интересов, с тем, чтобы определить свое место в этой системе взаимоотношений и создать собственную долговременную стратегию развития, направленную на максимально полную реализацию имеющихся возможностей и предпосылок. Без этого весьма проблематично решение актуальных задач духовного возрождения и этнокультурного самосохранения.
В одной из русскоязычных групп пишет:
”Если ваша девушка бурятка
Ваша девушка бурятка, у неё чёрные волосы и раскосые глаза, она безумно красивая. Она по-детски проста, искренняя, имеет обаятельную улыбку. В это же время она очень сильная и с твёрдым характером.
Она видит красоту природы, радуется каждому цветочку и лучику солнца, она как ребёнок будет гладить и играться с котёнком, но при этом может выполнять любую мужскую работу.
Она говорит всегда правду, но при этом очень хитрая, она промолчит когда надо, найдёт подход к человеку, знает выход почти с любой ситуации, может уговорить любого, если это ей надо.
С раннего возраста она мечтает о семье, о ребёнке, о любви. Но при этом она очень скромная, не переносит пошлости.
Она любит проявлять заботу, заботится о своей половинке. Она любит, когда о ней заботятся, любит давать советы, но очень не любит, когда ей советуют.
У неё есть терпение и мужество для того, чтобы прощать, она будет прощать вас много раз, но однажды её терпение лопнет и она скажет "баяртай" (до свидания) навсегда и ничем не можно будет её вернуть.
Она не любит, когда с ней говорят заумными фразами, но не переносит банальных придурков, которые не могут пообщаться на умную тему.
Она редко произносит слова "я тебя люблю", но очень любит, когда эти слова говорят ей. Именно говорят, смотря в глаза - а не пишут в контакте или других социальных сетях. Она не переносит вранья, она всегда его интуитивно чувствует, просто не всегда показывает вид.
Любит к себе внимание, не важно, что вы ей подарите - просто шоколадку или дорогую машину - ей, главное, факт вашего внимания, что вы о ней думаете, что не забываете. Она верит в любовь, но мало кому верит из людей.
Очень тяжело заслужить её любовь, но если она любит, то любит искренне. Однако её любовь может быстро пройти, если её не поддерживать.Тогда она просто молча уйдёт, причём резко, ведь все бурятки хорошо приспособлены к жизни.
Если ваша девушка бурятка - то вам очень повезло, но не надо забывать, что её очень легко потерять”.
Немного наивно, не правда ли? Впрочем, для юного возраста характерно такое “творчество”... И всё же, признаем, немало в этом тексте подмечено верно. А вы как считаете?
В последнее время в Сети нередко появляются и правдивые, и даже фантастические версии о том, . АРД уже в своих публикациях . Чаще, разумеется, муссируется тема их . Даже на не-бурятских национальных ресурсах:
Однако исследования “национального характера” девушек, особенно аргументированные, встречаются всё ещё очень редко... Возможно, читатели АРД поделятся своим мнением, есть ли у буряток “свой характер”?
В ютубе, к примеру, тоже есть своё субъективное “авторское” мнение именно о красоте буряток:
Национальный характер
Буряты
Буряты – монголоязычный народ Сибири. Его общая численность в мире – 520 тыс. чел. Существуют разные гипотезы происхождения бурятского народа. Одни ученые считают, что буряты появились на Байкале из-за миграции их предков из других районов региона. Предками бурят по этой гипотезе были древние тюрки. Другие считают, что предками бурят были протомонголы из Центральной Азии и Северного Китая. Третьи считают, что протобуряты – отдельные ветви монголов – всегда обитали вокруг Байкала. Этноним «бурят» впервые упоминается в «Сокровенном сказании» монголов. Сохранились сведения о предках бурят, относящиеся к IX–X вв. Основные этнические группы – бурятские племена эхириты, булагаты, хонгодоры и хоринцы. Эти племена и их роды по обе стороны Байкала не составляли единой народности, имели различия в языке, быте и культуре.
После вхождения Предбайкалья и Забайкалья в состав России, бурятские племена объединились в один народ.
Ныне идет процесс возрождения и развития бурятской культуры, а также религиозных традиций.
Эвенки
Народ, издревле живший у Байкала. По одной версии прародина эвенков – Прибайкалье, возраст народа – 3,5 тыс. лет. По второй версии их прародина Забайкалье – Приамурье, а возраст – 1,5 тыс. лет. Остается неизвестным, были ли эвенки ко времени прихода русских единым в своей основе народом, или группы эвенкийского населения были разобщены. К этому времени у эвенков сложились три основных хозяйственно-культурных типа: ламученов – охотников, ороченов – оленеводов и хамниганов – коневодов. С конца XIX в. численность эвенков сокращается. В настоящее время в России проживает около 30 тыс. эвенков, из них в Бурятии 1700 чел. Эвенки – малочисленный народ Севера, но возрождающий свою культуру.
Сойоты
Сойоты – народ, ранее занимавший достаточно большие территории в горах Восточных Саян и в Тункинской долине. Они – потомки древнейшего самодийского населения, подвергшегося тюркизации и утратившего вследствие этого часть своей культуры. Позднее, слившись с бурятами, сойоты перешли на бурятский язык, переняли навыки скотоводства, заимствовали частично одежду, пищу. Большая их часть в последние десятилетия считала себя частью бурятского народа. Ныне в Бурятии на территории Окинского района проживает около 1 тыс. сойотов.
Русские старообрядцы
Их в Бурятии называют семейскими. Это одна из групп населения, сохранившая древние устои жизни русского народа. Семейские появились здесь во 2-й пол. XVIII в., будучи насильно переселенными из южных и западных губерний России из-за выступлений против церковной реформы Никона.
Семейские принадлежат к третьей волне русских переселенцев в Забайкалье. Первыми сюда пришли русские казаки, вторыми были купцы и крестьяне, получившие свободу от крепостного права, православные миссионеры и политические ссыльные.
Семейские отличались особым трудолюбием, твердым соблюдением старых обычаев. Они оказали влияние на экономическое благосостояние края и превратили Забайкалье и хлебную житницу Сибири. Семейские смогли сохранить религиозную обрядность допетровской Руси, хотя большинство их храмов было разрушено. Ныне возрождены и действуют общины и центры культуры, строятся новые храмы.
Из книги Эти странные французы автора Япп Ник Из книги Эти странные австралийцы автора Хант КентХарактер Характер любого оззи – это сложнейшая смесь всех возможных характеров, какие только можно себе вообразить. Если посмотреть на австралийца как на некий единый характер, то вы не найдете в нем никакой логики. Но если вы попробуете высветить по отдельности каждый
Из книги Эти странные шведы автора Берлин ПетерНАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР МеланхолияОбщей чертой для всех шведов является сумрачное состояние души, нечто вроде английского сплина, именуемое svarmod. Это чувство, которое можно также назвать глубокой черной меланхолией, является порождением долгих морозных зим, высоких
Из книги Эти странные бельгийцы автора Мейсон ЭнтониХАРАКТЕР Истинная природа бельгийцаПитер Брейгель Старший, величайший представитель прославленной династии художников, четыреста лет назад уловил и запечатлел на своих полотнах дух сограждан, занимающихся сельским трудом, радостно скользящих по льду замерзшего пруда
Из книги Простые вопросы. Книга, похожая на энциклопедию автора Антонец Владимир АлександровичСуществует ли национальный характер? Если обратиться к мнению людей, складывается впечатление, что они ясно видят колоссальное разнообразие характеров у представителей одного и того же народа, но в то же время большинство из них твердо убеждены, что национальный
Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен29. ХАРАКТЕР Характер – это совокупность основных черт личности, от которых зависят формы социального поведения, поступки человека, которые рассчитаны на оказание влияния на окружающих. Характер проявляется в человеческих отношениях. Характер и темперамент
Из книги Специальная дрессировка собак автора Круковер Владимир Исаевич Из книги Индия. Юг (кроме Гоа) автора Тарасюк Ярослав В. автора Юдин Александр Васильевич Из книги Сибирь. Путеводитель автора Юдин Александр Васильевич Из книги Сибирь. Путеводитель автора Юдин Александр Васильевич Из книги Индия: Север (кроме Гоа) автора Тарасюк Ярослав В.Национальный характер Каждый индиец с момента рождения принадлежит к общине, касте, наследует профессию родителей и ведет образ жизни в соответствии с религиозно-этическими традициями, идущими с глубокой древности. Большое значение имеет гороскоп и определение
Из книги Алтай (Алтайский край и Республика Алтай) автора Юдин Александр ВасильевичНациональный характер АлтайцыСамоназвание алтай-кижи (человек Алтая). Алтайцы – собирательное название тюркоязычных племен, населяющих Горный Алтай и Кузнецкий Алатау. К северным алтайцам относятся тубулары (туба-кижи), проживающие в Чойском и Турочакском районах,
Из книги Забайкалье (Бурятия и Читинская область) автора Юдин Александр ВасильевичНациональный характер БурятыБуряты – монголоязычный народ Сибири. Его общая численность в мире – 520 тыс. чел. Существуют разные гипотезы происхождения бурятского народа. Одни ученые считают, что буряты появились на Байкале из-за миграции их предков из других районов
Из книги Красноярский край (включая Таймырский и Эвенкийский автономные округа) автора Юдин Александр ВасильевичНациональный характер ДолганыДолганы – основное коренное население Таймырского АО (ок. 4880 чел.) – проживают в Хатангском р-не по р. Хатанга и Хетта, а также в поселках, подчиненных администрации г. Дудинки, в Авамской тундре.Долганы – сравнительно молодой народ,
Из книги Тува автора Юдин Александр ВасильевичНациональный характер ЖилищеВо всех районах Тувы, за исключением таежных, распространена разборная и переносная юрта с деревянным легким каркасом, покрытая войлоком. Крыша куполообразная, из тонких длинных палок, привязанных одним концом к решетке, а другим вставленных
Нация монгольского происхождения, проживающая на территории Забайкалья, Иркутской области и Республики Бурятия. Всего носителей этого этноса насчитывается около 690 тыс. человек по результатам последней переписи населения. Бурятский язык является самостоятельной веткой одного из монгольских наречий.
Буряты, история народа
Древние времена
С древних времен буряты жили на территории, расположенной вокруг Байкала. Первые письменные упоминания об этой ветви можно встретить в знаменитом «Сокровенном сказании монголов» — литературном памятнике начала тринадцатого века, который описывает жизнь и подвиги Чингисхана. Буряты в этой летописи упомянуты как лесной народ, покорившийся власти Джучи - сына Чингисхана.
В начале тринадцатого века Темучин создал конгломерат основных племен монголии, охвативший значительную территорию, в том числе Предбайкалье и Забайкалье. Именно в эти времена и начала складываться бурятская народность. Многие племена и этносы кочевников постоянно перемещались с места на место, смешиваясь друг с другом. Благодаря такой бурной жизни кочевых народов ученым до сих пор сложно с точностью определить истинных предков бурят.
Как полагают сами буряты, история народа берет начало у северных монголов. И действительно, какое-то время кочевые племена продвигались на север под предводительством Чингисхана, вытесняя местное население и частично смешиваясь с ним. В итоге образовались две ветви современного типа бурят, бурят-монголы (северная часть) и монголо-буряты (южная часть). Они различались по типу внешности (преобладание бурятского либо монгольского типов) и диалекту.
Как и все кочевники, буряты долгое время были шаманистами - почитали духов природы и всего живого, имели обширный пантеон различных божеств и совершали шаманские ритуалы и жертвоприношения. В 16 веке среди монголов стремительно начал распространяться буддизм, и столетие спустя большинство бурят покинуло свою коренную религию.
Присоедиение к России
В семнадцатом веке Русское Государство завершает освоение Сибири, и тут уже источники отечественного происхождения упоминают о бурятах, которые долгое время сопротивлялись укоренению новой власти, совершая набеги на остроги и укрепления. Подчинение этого многочисленного и воинственного народа происходило медленно и болезненно, но в середине восемнадцатого века все Забайкалье было освоено и признано частью Русского государства.
Быт бурят вчера и сегодня.
Основой хозяйственной деятельности полуоседлых бурят было полукочевое скотоводство. Они с успехом разводили лошадей, верблюдов и коз, иногда коров и баранов. Среди промыслов были особенно развиты, как и у всех кочевых народов, рыболовство и охота. Все побочные продукты животноводства шли в переработку - жилы, кости, шкура и шерсть. Из них мастерили предметы утвари, украшения, игрушки, шили одежду и обувь.
Буряты освоили множество способов переработки мяса и молока. Они могли изготавливать продукты длительного хранения, пригодные для использования в длительных перегонах.
До прихода русских, основным жилищем бурят были войлочные юрты, шестистенные или восьмистенные, с крепким складным каркасом, который позволял быстро перемещать строение по необходимости.
Быт бурят в наше время, конечно же отличается от прежнего. С приходом Русского мира традиционные юрты кочевников сменились на рубленные строения, усовершенствовались орудия труда, распространилось земледелие.
Современные буряты, прожив бок о бок с русскими более трех столетий, сумели сохранить в быту и культуре богатейшее культурное наследие и национальный колорит.
Традиции бурят
Классические традиции бурятского этноса передавались из поколения в поколение много веков подряд. Они складывались под влиянием тех или иных потребностей общественного уклада, совершенствовались и изменялись под влиянием современных тенденций, но сохраняли свою основу неизменной.
Желающим оценить национальный колорит бурят, стоит посетить один из многочисленных праздников, таких как Сурхарбан. Все бурятские праздники — большие, и маленькие, — сопровождаются танцами и забавами, в числе которых неизменные состязания в ловкости и силе среди мужчин. Главный праздник в году у бурят - Сагаалган, этнический Новый Год, приготовления к которому начинаются задолго до самого торжества.
Традиции бурят в области семейных ценностей наиболее значимы для них самих. Кровные узы для этого народа очень важны, а пращуры — почитаемы. Каждый бурят может без труда назвать всех своих предков до седьмого поколения по линии отца.
Роль мужчины и женщины в бурятском обществе
Доминирующую роль в семье бурят всегда занимал мужчина-охотник. Рождение мальчика считалось величайшим счастьем, ведь мужчина - основа материального благоденствия рода. Мальчиков с детства обучали крепко держаться в седле и ухаживать за лошадьми. Мужчина бурят с ранних лет постигал основы охоты, рыбной ловли и кузнечного мастерства. Он должен был уметь метко стрелять, натягивать тетиву лука и при этом быть ловким борцом.
Девочки воспитывались в традициях родового патриархата. Они должны были помогать старшим по хозяйству, обучаться шитью и плетению. Женщина бурятка не могла называть по имени старших родственников мужа и сидеть в их присутствии. На родовые советы она тоже не допускалась, не имела права проходить мимо висящих на стене юрты идолов.
Независимо от пола, все дети воспитывались в гармонии с духами живой и неживой природы. Знание национальной истории, почитание старших и непререкаемый авторитет буддийских мудрецов - нравственная основа для молодых бурят, неизменная и по сей день.
Буряты многое забыли о традициях своего народа. Частенько многие из этих людей обладают западной манерой мышления и поведения, которая во многих случаях в корне отличается от принятой у восточных народов. Чтобы разъяснить некоторые особенности бурят-монгольского характера - была написана эта статья. Надеюсь, она поможет быть более терпимыми не только к своим соседям, но и к себе.
1.
Итак, первое, что бросается в глаза - долгое приветствие. Возьмём для примера обычную беседу при встрече. Идёт диалог, вроде:
- Амар мэндэ (Здравствуйте)!
- Мэндэ амар (Здравствуйте)!
- Бэетнай һайн гү (Как Ваше здоровье)?
- Һайн (Хорошо)! Танай бэе һайн гү (Как Ваше здоровье)?
Далее беседа переходит на здоровье родственников, скот, погоду и может занимать до получаса. За это время собеседник собирает как можно более полную информацию о своём оппоненте, анализирует её путём дедукции почище всяких Шерлоков.
По одной только немногословной встрече острый умом человек может сделать огромное количество выводов.
Сегодня древний этикет нудного приветствия напрягает, особенно, если ты человек решительный и привык сразу «брать быка за рога». Но лучше всего вспомнить, что твоя торопливость может сильно обидеть, даже оскорбить. Так что будет лучше взглянуть на всю ситуацию как на тест по тренировке терпения и дедукции.
2. Говорить только хорошее… Жалко, что в сегодняшнее суматошное время всё больше людей видят во всём только негатив, ищут слабые места для колкостей. Новости о крови, насилии, жестокости становятся самыми рейтинговыми. Но так было не всегда. Традиции призывают говорить лишь хорошее, доброе, светлое. Так что стандартный разговор бурят-монгола обязательно должен повествовать о позитиве, и лишь при необходимости ненадолго скатываться к проблемам.
Из-за этой черты характера многим буряты кажутся закрытыми и даже лицемерными. Тут будет кстати вспомнить много раз подтверждаемую истину, что наша жизнь - то, что мы сами своими притягиваем в неё своими словами. Так бессмысленны ли передаваемые из поколения в поколение традиции?
3. У бурят-монголов высоки в почёте неторопливость, неспешность. Иногда это очень похоже на медлительность. Создаётся ощущение, что окружающие обладают ментальными расстройствами, до которых всё «доходит» чрезвычайно долго.
Зато в действии этот человек будет быстр, точен, аккуратен и придумает самое верное решение. Об этом есть русская пословица, которая гласит: «Кто долго думает - до чего-нибудь додумается».
В таких условиях человеку с русским мышлением, с привычкой торопиться, собирать и «отдавать» негатив может быть очень сложно.