«Подлинные скульптуры» Сальвадора Дали? Блог татьяны гайдук Мягкие расплавленные часы.

Улитка и Ангел

Материал: Бронза

Задумана - 1977,первая отливка - 1984

Хорошо известно, что улитка была одним из фетишей Дали. Символический образ улитки многозначен. Это сочетание нежной живой плоти и жесткой мертвой ракушки. Это слияние мужского и женского начал в одном существе (земные улитки - гермафродиты). Это совершенная гармония любовных отношений, потому что при совокуплении двух улиток каждая реализует оба своих сексуальных начала.

Раковина улитки символ застывшего времени, спираль раковины символизирует бесконечность. В данной скульптурной композиции улитка символизирует медленное течение времени.

Стремительный ангел появился для того что бы наделить улитку даром неограниченной скорости. Но перед временем и он бессилен, о чем свидетельствует костыль - символ слабости.

Танцовщица Дали

Метод: литье по выплавляемым восковым моделям

Материал: Бронза

Задумана - 1949, первая отливка - 1984

Дали всегда восхищался искусством танца. Особенно близок ему по духу испанский фламенко, знаменитый богатейшими возможностями достойного выражения доминантных человеческих эмоций. Танцовщица Дали движется в стремительном ритме. Она переполнена энергетикой танца. Ее образ - это образ материализованной страсти. Все выше и выше вздымаются складки кружащейся юбки, превращаясь в крылья. В этом танце заключена магическая сила, способная вознести человека над реальностью.


Адам и Ева

Метод: литье по выплавляемым восковым моделям

Материал: Бронза

Задумана - 1968, первая отливка - 1984.

В этом изящном шедевре эротической скульптуры Дали изображает Адама, Еву и Змея- Искусителя в предверии грехопадения. Соблазненная Змеем, Ева уговаривает Адама отведать запретный плод. Адам уже поднял руку, но в последний момент замер, не решаясь сделать окончательный выбор между обещанием Богу и неодолимым искушением. Мудрый змей пытается погасить сомнения и успокоить обреченную пару. Зная об ожидающих людей страданиях, он завивается между ними в форме сердца, как бы соединяя их новым даром, любовью и, создавая образную триаду, потенциально богатую смысловыми оттенками и философскими обобщениями.


Алиса в стране чудес

Метод: литье по выплавляемым восковым моделям

Материал: Бронза

Задумана - 1977, первая отливка - 1984.

Алиса в стране чудес - один из любимейших художественных образов Дали. Эта вечная девочка противопоставляет путанице зазеркалья непобедимую детскую наивность и искренность. Встречи с обитателями сюрреалистического мира не принесли ей вреда и она вернулась оттуда все с тем же ясным детским миропониманием. Скакалка - перевитый шнур - образ хитросплетений вымысла и реальности. Руки и волосы Алисы превратились в розы, символ расцветающей женственности.

Птицечеловек

Метод: литье по выплавляемым восковым моделям

Материал: Бронза

Задумана - 1972, первая отливка - 1981

. Дали сочетает несочетаемое. К человеческой фигуре он приделывает голову цапли, превращая тем самым человека в полуптицу, или, возможно, птицу в получеловека. Попробуйте определить, кто здесь главный - человек или птица. Человек ли кажется цаплей, или цапля маскируется под человека? Дали любит играть в диалектические загадки.


Присяга Моде

Метод: литье по выплавляемым восковым моделям

Материал: Бронза

Задумана - 1971, первая отливка - 1984

Связь Дали с миром Высокой Моды зародилась в 1930 г., в период его совместной работы с Коко Шанель, Эльзой Чиапарелли и журналом Vogue и не прекращалась затем до конца его жизни. Высокую Моду олицетворяет Венера в позе супермодели, голова которой усыпана розами или даже создана из роз, которые традиционно считались самыми изысканными цветами,и трактуются Дали как символ женственности.Ее лицо намеренно лишено деталей, что бы дать простор воображению поклонников. Мы видим коленопреклоненного рыцаря, кутюрье, который приносит присягу этой музе нашего времени.

Леди Годива с бабочками

Метод: литье по выплавляемым восковым моделям

Материал: Бронза

Задумана - 1976, первая отливка - 1984

Дали, великий мастер сюрреализма, выделял образ Леди Годивы как один из своих самых любимых. Эта скульптура по замыслу Дали должна прославлять женственность и чувственность. Возвещая прибытие Годивы, бабочки не просто порхают вокруг нее и ее благородного коня - они становятся драгоценным украшением ее тела. Леди Годива воплощает земную красоту. Бабочки символизируют мир неземной красоты.

Танец Времени I

Метод: литье по выплавляемым восковым моделям

Материал: Бронза

Задумана - 1979, первая отливка - 1984

Растекающиеся, плавящиеся часы являются самым узнаваемым и любимым публикой иконографическим образом сюрреалистического мира Дали.Однако в этой скульптуре время не просто аморфно - оно танцует в ритме колебаний Вселенной. Обычное понятие времени выдумано человеком и поэтому состоит у него на службе, помогая упорядочить моменты человеческой жизни. Время Дали другое. Оно свободно от рациональных ограничений и танцует без остановки, безразличное к нуждам людей, к их истории и даже к космосу. Образ танцующего времени запечатлен в трех различных формах: Танец Времени I, II и III. Возможно, это прошлое, настоящее и будущее: время танцевало, танцует и будет танцевать.

Танец Времени II.

Танец времени III

Прославление Терпсихоры.

Метод: литье по выплавляемым восковым моделям

Материал: Бронза

Терпсихора - муза танца.

Мы видим двух сюрреалистических танцоров движущихся в символическом пространстве. Танцор с мягкими классическими формами представляет Грацию и Бессознательное. Его ритм - утонченная чувственность. Второй, с кубическими формами, представляет хаотичный ритм современной жизни. Разные ритмы соединились и танцуют вместе, в каждом из нас.


Лошадь под седлом времени

Метод: литье по выплавляемым восковым моделям

Материал: Бронза

Дата: 1980

Один из самых знаменитых Далинианских образов - образ лошади. На эту лошадь к тому же положено седло в форме знаменитых Далинианских тающих часов. Разумеется, это седло предназначено не для человека. Только время может скакать на таком звере. Образ наполнен экспрессией, вечным безостановочным движением., первородной свободой и неподвластностью человеку.


Сюрреалистический Воин

Метод: литье по выплавляемым восковым моделям

Материал: Бронза

Дата: 1971-1984

Созданный Дали образ Римского воина является абстрактным символом победы, будь то победа действительная или воображаемая, победа духа или победа материальная. Отверстие в груди воина в данном случае подчеркивает значимость победы как таковой, безотносительно к тому, над чем или над кем она была одержана.


Единорог

Метод: литье по выплавляемым восковым моделям

Материал: Бронза

Дата: 1977-1984

Мифический Единорог в древние времена считался символом безупречной чистоты. Полагали что его рог обладает волшебной силой и может спасти от любого яда. Однако в этой пикантной скульптурной композиции Единорог символизирует обретение мужественности. Рогом он пронзает символическую живую преграду, выдавливая в ней отверстие в форме сердечка. Рядом лежит прекрасная обнаженная женщина только что побежденная мифическим зверем.
Космическая Венера

Метод: литье по выплавляемым восковым моделям

Материал: Бронза

Дата: 1977-1984

Дали восхищается класически прекрасными женскими формами, но при этом считает необходимым по-своему “облагородить” их символическими деталями. Знаменитые мягкие Далианские часы напоминают нам о власти времени:плоть бренна и красота тела исчезнет вместе с ним.Красота искусства (истинная красота) непреходяща и будет жить вечно. Космическая Венера рассечена на две части, что позволяет увидеть яйцо, которое символизирует здесь бесконечно возобновляющуюся жизнь и совершенство. Космос, который заключает в себе истинная красота.


Дань Уважения Ньютону Метод: литье по выплавляемым восковым моделям

Материал: Бронза

Дата: 1980

Дали прославляет Ньютона за открытие закона всемирного тяготения. В композиции Дали пластическую эмоциональную фигуру человека уравновешивает ось маятника, как символ непреложности силы всемирного тяготения. Дали выбрал этот образ в качестве главной скульптуры музея Дали. В мае 1986 года король Испании выделил для организации музея Дали большую городскую площадь Мадрида. Дали создал монумент высотой 4,5 метра в точности повторяющий данный образ и сделал его центром композиции площади.


Сюрреалистический Ньютон

Метод: литье по выплавляемым восковым моделям

Материал: Бронза

Дата: 1977-1984

Дали неоднократно возвращался к образу Ньютона, отдавая ему дань глубочайшего уважения как ученому, открывшему закон всемирного тяготения. Неизменным атрибутом этого образа является яблоко, падение которого, по преданию, натолкнуло Ньютона на великое открытие. Падение этого яблока по значению Дали ставил в один ряд с соблазнением Адама яблоком от древа Познания. Дали забавляла мысль, что это могло быть одно и то же яблоко. Два больших отверстия в фигуре символизируют забвение. В восприятии наших современников Ньютон - это только великое имя, лишенное индивидуальности (без души и сердца).


Мужская фигура с Бабочкой

Метод: литье по выплавляемым восковым моделям

Материал: Бронза

Дата: 1968-1984

Образ этой элегантной скульптуры первоначально был задуман как часть знаменитой Далианской серии карт Таро, которая создавалась специально для Галы, жены и музы художника.

Герой покидает мир повседневной банальности ради того, что бы устремиться в эфимерный мир бабочки. Легкая бабочка даст ему крылья и поможет перелететь в другую реальность, где можно сбросить с себя ежедневные заботы и привычные ограничения.


Величие Времени

Метод: литье по выплавляемым восковым моделям

Материал: Бронза

Дата: 1977-1984

Мягкие часы удобно расположились на старом дереве, этом вечном символе жизни. Древо жизни - образ цикличности и непрерывности жизни. Корона, венчающая часы, символизирует господство времени. Рядом находятся погруженный в бесплодные раздумья ангел и женщина, которая вглядывается в Неведомое, надеясь заслониться от него покрывалом. Дали таким образом показывает нам, что время является верховным правителем, властвующим над искусством и человеческим бытием.


Постоянство памяти

Метод: литье по выплавляемым восковым моделям

Материал: Бронза

Дата: 1980

Это один из самых знаменитых образов, созданных Дали. Мягкие часы безвольно свисают с ветвей дерева. Время не является более жестким и независимым, оно слилось с пространством. Человек не властен над временем-пространством, и придуманные им часы более не в состоянии удерживать такое время.


Святой Георгий и Дракон

Метод: литье по выплавляемым восковым моделям

Материал: Бронза

Задумана - 1977, первая отливка - 1984

Святой Георгий является ангелом-хранителем Арагона. В средние века в Европе он считался святым покровителем рыцарства. Дали воссоздает в объеме легендарную битву Св. Георгия с драконом. Мы видим так же женщину, с поднятой рукой, символизирующую Победу.

Ликующий Ангел

Метод: литье по выплавляемым восковым моделям

Материал: Бронза

Дата: 1976-1984

Дали как то сказал, что ни одна идея так не вдохновляет его, как идея ангела. С конца сороковых годов, когда художник начал вплетать в свои произведения религиозные мотивы, образ ангела занял прочное место в его творчестве. Непревзойденный по экспрессии - переполненный божественной энергией и вместе с тем легкий, будто на него не действует земное притяжение- этот ангел является лирическим отражением мира Далианских фантазий. Он самозабвенно трубит в волшебную трубу, посылая ликующую весть всем, кто способен его услышать.


Женщина и Время

Метод: литье по выплавляемым восковым моделям

Материал: Бронза

Дата: 1973-1984

Эта лучезарная скульптура отражает размышления Дали о красоте и времени. Мягко задрапированная фигура очаровательной юной женщины символизирует красоту земную, лаконично вылепленная роза символизирует красоту небесную. Знаменитые Далианские часы - образ неподвластного человеку времени. В данной композиции часы изогнулись в форме вопросительного знака, как бы допытываясь,что окажется сильнее - красота или время? В постановке женской фигуры, в том, как небрежно она держит часы и трепетно - цветок, читается уверенность в победе красоты над временем.


Видение Ангела

Метод: литье по выплавляемым восковым моделям

Материал: Бронза Дата: 1977-1984

Эта скульптурная группа, посвящена единству человека и Бога. Образ Творца представлен в этой мистической скульптуре большим пальцем правой руки, из которого появляется все сущее (как ветви из ствола дерева). «Перст божий»- символ божественной воли, также вызывает ассоциации с башней … Человек тоже создан богом, по его образу и стремится уподобится творцу, но Бог всемогущ и человек никогда не сможет его превзойти, какие-бы знания он не пробрел. Фигура человека напоминающая дерева, ветви которого устремляются к небесам, а корни крепко привязывают к земле, отображает двойственную суть человека. Фигурка ангела в стороне скорбно размышляет о двойственности человеческой натуры и тщетности человеческих устремлений, что подчеркивается костылем за спиной ангела.


Пылающая женщина

Метод: литье по выплавляемым восковым моделям

Материал: Бронза

Дата: 1980

В этой скульптуре объединены два навязчивых Далианских образа - живого существа, поглощаемого огнем и женского тела с выдвижными ящичками. Языки пламени воплощают мощное подсознательное желание в то время, как выдвижные ящички символизируют сознательную секретную жизнь женщины. Женщина бессильна перед обуревающими ее страстями и пороками. Символ бессилия - золотой костыль, поддерживающий фигуру сзади. Детали лица намеренно оставлены непроработанными, что бы подчеркнуть, что это образ не какой-то конкретной женщины, но всех женщин - нынешних, прошлых и будущих.


Космический слон

Метод: литье по выплавляемым восковым моделям

Материал: Бронза Дата: 1980

В этой скульптуре материализован иконографический Далианский символ, который родился в 1946 году во время работы художника над одним из его самых значительных живописных полотен « Искушение святого Антония». Слон шевствует через космическое пространство, что бы доставить на небеса обелиск, символизирующий технологический прогресс. Разумеется, для передвижения в космосе больше подходят длинные легкие ноги, как у стройного жирафа или шустрого насекомого. Эта восхитительна скульптурная композиция воплощает надежду человека на личное счастье и удачу.


Сальвадор Дали один из самых противоречивый художник минувшего века, “маг снов, фантазий и галлюцинаций”. Представленная коллекция cкульптуры Сальвадора Дали известна на рынке произведений искусства как Gotham Collection.

Она состоит из 29-ти объемных сюрреалистических объектов. Образный ряд коллекции хорошо знаком почитателям творчества Дали по живописным и графическим работам мастера.

Сначала скульптуры в воске были сделаны самим Дали.
А вот уже потом скульптуры были созданы в доме Дали в Порт-Лигате.
В 1973 году Дали заключил договор с испанским коллекционером Исидро Клотом. Клот приобрел восковые скульптуры и изготовил по ним четыре серии отливок в бронзе.
Некоторые из скульптур были впоследствии отлиты в увеличенном размере.

Страхи и фетиш гения - символика Дали

Создав свой собственный, сюрреалистичный мир, Дали наполнил его фантасмагоричными существами и мистическими символами. Эти символы, отражающие навязчивые идеи, страхи и объекты фетиша мастера, «переезжают» из одной его работы в другую на протяжении всей творческой жизни.

Символика Дали не случайна (как не случайно все в жизни, по мнению маэстро): интересуясь идеями Фрейда, сюрреалист придумал и использовал символы для того, чтобы подчеркнуть скрытый смысл своих работ. Чаще всего - для обозначения конфликта между «твердой» телесной оболочкой человека и его мягким «текучим» эмоционально-ментальным наполнением.

Символизм Сальвадора Дали в скульптуре

Способность этих созданий общаться с Богом волновала Дали. Ангелы для него - символ мистического, возвышенного союза. Чаще всего на картинах мастера они появляются рядом с Гала, которая была для Дали воплощением благородства, чистоты и связи, дарованной небесами.

АНГЕЛ


единственная в мире картина, в которой есть неподвижное присутствие, долгожданная встреча двух существ на фоне пустынного, мрачного, мертвого пейзажа

Во всяком творении гения мы узнаем собственные отвергнутые мысли (Ральф Эмерсон)

Сальвадор Дали "Падший ангел" 1951

МУРАВЬИ

Страх перед тленностью жизни возник у Дали еще в детстве, когда он со смесью ужаса и отвращения наблюдал, как муравьи пожирают останки умерших мелких животных. С тех пор и на всю жизнь муравьи стали для художника символом разложения и гнили. Хотя некоторые исследователи связывают муравьев в работах Дали с сильным выражением сексуального желания.



Сальвадор Дали «на языке аллюзий и символов обозначил сознательную и активную память в виде механических часов и суетящихся в них муравьев, а бессознательную - в виде мягких часов, которые показывают неопределенное время. ПОСТОЯНСТВО ПАМЯТИ изображает, таким образом, колебания между взлетами и падениями в состоянии бодрствования и сна». Его утверждение, что « мягкие часы становятся метафорой гибкости времени» насыщено неопределенностью и отсутствием интриги.Время может двигаться по-разному: либо плавно течь, либо разъедаться коррупцией, которая, по мнению Дали, означала разложение, символизируемое здесь суетой ненасытных муравьев».

ХЛЕБ

Возможно, тот факт, что Сальвадор Дали изображал хлеб на многих работах и использовал для создания сюрреалистических предметов, свидетельствовал о его страхе нищеты и голода.

Дали всегда был большим «поклонником» хлеба. Не случайно он использовал булочки для украшения стен театра-музея в Фигерасе. Хлеб объединил в себе сразу несколько символов. Облик батона напоминает Сальвадору твердый фаллический объект, противопоставляемый «мягкому» времени и уму.

«Ретроспективный бюст женщины»

В 1933 г. С. Дали создал бронзовый бюст с батоном хлеба на голове, муравьями на лице и початками кукурузы в качестве ожерелья. Продан он был за 300 000 евро.

Корзина с хлебом

1926-м году Дали пишет "Хлебную корзинку" - скромный натюрморт, исполненный трепетного почтения к малым голландцам, Вермееру и Веласкесу. На черном фоне белая скомканная салфетка, плетеная соломенная корзинка, пара кусков хлеба. Прописано тонкой кисточкой, никаких новаций, лютая школьная премудрость с примесью маниакальной старательности.

КОСТЫЛИ

Однажды маленький Сальвадор нашел на чердаке старые костыли, и их предназначение произвело на юного гения сильное впечатление. Надолго костыли стали для него воплощением уверенности и невиданного до сих пор высокомерия. Участвуя в создании «Краткого словаря сюрреализма» в 1938 году, Сальвадор Дали писал, что костыли - символ поддержки, без которой некие мягкие структуры не в состоянии держать форму или вертикальное положение.

Одно из откровенных издевательств Дали над коммунистической любовью Андре Бретона и его левыми взглядами. Главный герой по словам самого Дали - это Ленин в кепке с огромным козырьком. В «Дневнике гения» Сальвадор пишет, что младенец - это он сам, орущий «Он хочет меня съесть!». Здесь же имеются и костыли - непременный атрибут творчества Дали, сохранивший свою актуальность на протяжении всей жизни художника. Этими двумя костылями художник подпирает козырёк и одну из ляжек вождя. Это не единственная известная работа на данную тему. Ещё в 1931 году Дали написал «Частичная галлюцинация. Шесть явлений Ленина на рояле».

ВЫДВИЖНЫЕ ЯЩИКИ

Человеческие тела на многих картинах и объектах Сальвадора Дали имеют открывающиеся ящики, символизирующие память, а также мысли, которые часто хочется спрятать. «Тайники мысли» - понятие, позаимствованное у Фрейда и означающее тайну скрытых желаний.

САЛЬВАДОР ДАЛИ
ВЕНЕРА Де МИЛО С ВЫДВИЖНЫМИ ЯЩИКАМИ

Венера Милосская с ящиками ,1936 Venus de Milo with Drawers Гипс. Высота: 98 см Частная коллекция

ЯЙЦО

Этот символ Дали «нашел» у христиан и немного «доработал». В понимании Дали, яйцо не столько символизирует чистоту и совершенство (как учит христианство), сколько дает намек на прежнюю жизнь и возрождение, символизирует внутриматочное развитие.

“Рождение нового человека” (“Geopoliticus Child Watching the Birth of the New Man”

Метаморфозы Нарцисса 1937


Знаешь, Гала (а впрочем, конечно знаешь) это - я. Да, Нарцисс - это я.
Суть метаморфозы -в превращении фигуры нарцисса в огромную каменную руку, а головы - в яйцо (или луковицу). Дали использует испанскую поговорку «Луковица в голове проросла», которая обозначала навязчивые идеи и комплексы. Самовлюблённость юноши - и есть подобный комплекс. Золотистая кожа Нарцисса - отсылка из изречению Овидия (чьей поэмой «Метаморфозы», рассказывавшей в том числе о Нарциссе, и была навеяна идея картины): «золотой воск медленно тает и утекает от огня… так тает и утекает любовь».

СЛОНЫ

Огромные и величественные слоны, символизирующие доминирование и власть, у Дали всегда опираются на длинные тонкие ноги с большим количеством коленных чашечек. Так художник показывает неустойчивость и ненадежность того, что кажется незыблемым.

В «Искушении святого Антония» (1946) Дали поместил святого в нижний угол. Над ним плывет цепочка слонов, возглавляемая лошадью. Слоны несут на спинах храмы с обнаженными телами. Художник хочет сказать, что искушения находятся между небом и землей. Для Дали секс был сродни мистике.
Еще один ключ к пониманию картины лежит в благочинном появлении на облаке испанского Эль Эскориаля, здания, которое для Дали символизировало закон и порядок, достигаемый через слияние духовного и светского.

Лебеди, отражающиеся в виде слонов

ПЕЙЗАЖИ

Чаще всего пейзажи Дали выполнены в реалистичной манере, а их сюжеты напоминают картины эпохи Возрождения. Художник использует пейзажи в качестве фона для своих сюрреалистических коллажей. Это одна из «фирменных» черт Дали - умение совмещать на одном холсте реальные и сюрреальные объекты.

МЯГКИЕ РАСПЛАВЛЕННЫЕ ЧАСЫ

Дали говорил, что жидкость - это материальное отражение неделимости пространства и гибкости времени. Однажды после еды, рассматривая кусочек мягкого сыра камамбер, художник нашел идеальный способ выразить изменчивое восприятие человеком времени - мягкие часы. Этот символ сочетает в себе психологический аспект с необыкновенной смысловой выразительностью.

Постоянство памяти (мягкие часы) 1931


Одна из самых известных картин художника. Гала совершенно правильно предсказала, что никто, раз увидев «Постоянство памяти», уже его не забудет. Картина была написана в результате ассоциаций, возникших у Дали при виде плавленого сыра.

МОРСКОЙ ЕЖ

По мнению Дали, морской еж символизирует контраст, который можно наблюдать в человеческом общении и поведении, когда после первого неприятного контакта (подобному контакту с колючей поверхностью ежа) люди начинают узнавать друг в друге приятные черты. В морском еже этому соответствует мягкое тело с нежным мясом, которым так любил лакомиться Дали.

Улитка

Подобно морскому ежу, улитка символизирует контраст между внешней суровостью и жесткостью и мягким внутренним содержимым. Но в дополнение к этому Дали был восхищен очертаниями улитки, изысканной геометрией ее раковины. Во время одной из велосипедных вылазок из дома, Дали увидел на багажнике своего велосипеда улитку и надолго запомнил очарование этого зрелища. Будучи уверенным, что улитка оказалась на велосипеде не случайно, художник сделал ее одним из ключевых символов своего творчества.

В Париже в самом сердце шумного Монмартра находится колыбель сюрреализма, небольшой, но очень уютный музей испанского художника, литератора и режиссера, гениального Сальвадора Дали – пристанище туристов, искусствоведов и свободных художников. В музее представлено более трехсот произведений автора, в основной своей массе это гравюры, фотографии и скульптуры. К слову, в музее Дали собрана самая большая коллекция его скульптур в Европе.

Экспозиция появилась на Монмартре не случайно. Дали часто бывал в Париже и в студенческие и в более зрелые годы, уже имея за плечами мировую славу. Парижские встречи и знакомства сыграли огромную роль в формировании мировоззрения автора и дальнейшем его творчестве. Именно здесь, на Монмартре, Дали познакомился с Пикассо и, впечатленный его работами, увлекся «кубическими причудами» нового направления в живописи. После этого знакомства в своих работах автор часто обращался к стилю «кубизм».

Оформление музея

Музей Сальвадора Дали радушно принимает не только местных жителей, но и иностранных посетителей. Для них предлагается печатный путеводитель или аудиогид на нескольких языках, в том числе и на русском, аннотации ко многим экспонатам не только на французском языке, но и переведены на английский. Начать экскурсию можно с просмотра ознакомительного фильма о Дали, его жизни и творчестве. Даже человеку, не знакомому с творчеством автора, после просмотра фильма многое станет понятно.

Мистические залы музея оформлены в стиле сюрреализма таким образом, что как нельзя лучше передают незаурядную личность самого автора. Экспозиция сопровождается звуковым оформлением, воспроизводящим голос Сальвадора Дали и весьма странную, под стать его творчеству, музыку.

«Вселенная Дали»

Сальвадор Дали питал особую слабость именно к скульптуре, ведь только с помощью трехмерного изображения можно максимально ясно воссоздать свое видение темы. В музее под общим названием «Вселенная Дали», созвучным с названием постоянно действующей выставки автора в Лондоне, представлены такие известнейшие объемные работы Сальвадора Дали, как «Профиль времени», «Улитка и Ангел», «Алиса в стране чудес», «Посвящение Терпсихоры», «Космическая Венера», «Святой Георгий и дракон», «Видение Ангела», «Космический слон» и даже диван в виде губ актрисы Мэй Уэст. Все скульптуры выразительны и удивительны, наполнены философским смыслом и сутью авторского мировосприятия.

«Профиль времени»

Одна из величайших работ Дали – «Профиль времени». Что автор хотел сказать нам, создав этот шедевр? Человек подвластен времени, время неподвластно никому и ничему, течет непреклонно, и каждый должен пройти свой путь.

«Видение ангела»

Человек с ветвями вместо рук, которые стремятся вверх, к создателю, а ноги-корни твердо связаны с землей. И ничего мы не можем сделать с нашей двойственной натурой. Ангел скорбит, сидя в стороне и созерцая нашу безысходность.

«Космическая Венера»

Тело Венеры разделено на части – это ее всеобъемлющая суть, она и есть вселенная, несущая на своих широких плечах всю тяжесть бытия.

И опять на скульптуре часы, как символ уходящего времени и старения, и тут же яйцо – символ бесконечно возрождающейся жизни.

«Улитка и Ангел»

В скульптуре «Улитка и Ангел» улитка представлена символом медленного течения времени, ход которого не в силах ускорить даже ангел; в руках его костыль – символ бессилия. Спиральная ракушка улитки символизирует бесконечность времени.

Образ улитки был излюбленным у Дали, автор передавал с ее помощью не только время. Прежде всего, это был для него образ идеальной гармонии мужского и женского начала, любви и совершенства. В парижском музее многие работы автора несут в себе этот многозначительный элемент, например, причудливые столовые приборы.

Гравюры Дали

Музей хранит полную коллекцию литографий и гравюр Дали. Особый интерес вызывают литографии к известным литературным произведениям. Например, серия «Ромео и Джульетта» — эмоциональные иллюстрации к одноименному произведению Шекспира, каждая из которых собственноручно подписана автором; или гравюры к «Дон Кихоту», созданные автором в бесконечном эксперименте; образы из «Тристана и Изольды», из «Алисы в Стране Чудес» и из других, когда-то заинтересовавших Дали произведений.


В конце выставки можно увидеть удивительные фото Сальвадора Дали и некоторые интересные ответы автора на интервью.

Творчество Дали весьма своеобразное. Парадоксальные сочетания несочетаемых форм, причудливые образы, порой даже сумбурные, и «аллюзорные» намеки на его собственное видение мира и жизни нашли отражение практически во всех работах автора.

Каждая работа Сальвадора Дали индивидуальна и требует внутреннего осмысления, поэтому парижская экспозиция будет интересна любому посетителю. А на выходе из музея можно заглянуть в сувенирную галерею и приобрести на память частичку «Вселенной Дали».

Как добраться

Адрес: 11 Rue Poulbot, Paris 75018
Телефон: +33 1 42 64 40 10
Сайт: daliparis.com
Метро: Abbesses
Время работы: 10:00-18:00

Цена билетов

  • Взрослый: 11.50 €
  • Льготный: 7.50 €
  • Детский: 6.50 €
Обновлено: 27.10.2015

Высоко в Пиренейских горах находится карликовое государство Княжество Андорра. Здесь, на центральной улице столицы Андорра-ла-Велья можно увидеть оригинальную скульптурную композицию под названием «Благородство времени», автором которой является Сальвадор Дали.

Площадь карликового государства Андорра составляет всего 468 кв/км. Это живописные горы и долины с прекрасной природой и лучшими горнолыжными трассами, привлекающими сюда постоянный поток туристов из разных стран. Столица княжества Андорра-ла-Велья располагается на высоте 1029 метров и это самая высокогорная столица государства во всей Европе.

Бронзовая скульптура Сальвадора Дали в 2010-м году была подарена карликовому государству Андорра Энриком Сабатером, помощником известного художника, который работал с ним в период с 1968 по 1982 годы. Уникальная скульптура из серии мягких часов установлена в историческом центре столицы на улице Меритсель (Passatge Meritxell).

Пятиметровая скульптура «Благородство времени» принадлежит к известной серии тающих часов Сальвадора Дали, которые олицетворяют течение времени. Она изображает висящие на дереве расплавленные часы — один из любимых символов в творчестве художника. Верхняя часть циферблата увенчана короной и символизирует власть, которую время имеет над человеком. Великолепный работы одного из самых ярких художников 20-го века Сальвадора Дали стал популярной достопримечательностью города Андорра-ла-Велья и всего карликового государства Андорра.

С 25 мая в Эрарте открывается выставка бронзовых скульптур самого известного сюрреалиста Сальвадора Дали. Галерея привезла коллекцию Беньямино Леви, приятеля и покровителя Дали. Именно он предложил художнику отлить в бронзе фантазийные образы с его картин. Рассказываем, что смотреть в экспозиции и как понимать работы художника.

«Адам и Ева»

Одна из наиболее ранних (среди представленных) работ. На бумаге оригинал гуашью был сделан в 1968-м, а отлили скульптуру в 1984 году. Дали изображает самый драматичный момент в Эдеме: Ева предлагает Адаму вкусить запретный плод. Он, еще не зная, чем для человечества обернется его грехопадение, в изумлении и нерешительности поднимает руку. Знающий о грядущем изгнании из рая змей пытается утешить обреченных (и в скором времени смертных) людей и сворачивается в форму сердца, напоминая Адаму и Еве о том, что у них все еще есть любовь. И она нечто целое, которое всегда больше суммы отдельных частей.


«Благородство времени»

Один из самых растиражированных образов, придуманных Дали: часы перекинуты через ветку мертвого дерева. Время у сюррелиста не линейно – оно сливается с космосом. Мягкость часов также намекает на психологическое восприятие времени: когда нам скучно или некомфортно, оно идет медленнее. Безвольные часы больше не показывают время, не измеряют его течение. Значит, скорость нашего времени зависит только от нас.

Часы ниспадают на мертвое дерево, ветви которого уже породили новую жизнь, а корни овили камень. Ствол дерева одновременно служит часам опорой. Термин «корона часов» в английском языке также означает механическое устройство, позволяющее установить стрелки и завести часы. Но по часам Дали оно неизменно – его невозможно установить. Без движения «корона» становится королевской, которая украшает часы и указывает на то, что время не служит людям, а властвует над ними. Его сопровождают два повторяющихся фантастических символа: созерцающий ангел и женщина, укутанная в шаль. Время царствует как над искусством, так и над реальностью.


«Алиса в Стране чудес»

Как и героиня Кэрролла, Дали, вооруженный творческим воображением, путешествовал по трудной и длинной дороге в стране снов. Художника притягивал невероятный сюжет и экстравагантные персонажи сказки. Алиса - вечный ребенок, способный постичь абсурдную логику и Страны чудес, и Зазрекалья. В скульптуре ее скакалка превратилась в плетеный шнур, символизирующий повседневную жизнь. На ее руках и в волосах расцвели розы, олицетворяющими женскую красоту и вечную молодость. А платье-пеплум напоминает об античных образцах совершенства формы.


«Дань моде»

Отношения Дали с высокой модой завязались в 1930-е годы благодаря работе с Коко Шанель, Эльзой Скиапарелли и журналом Vogue и продолжались всю его жизнь. Голову Венеры, застывшей в позе супермодели, украшают розы - символ невинности. Ее лицо лишено черт, что позволяет поклоннику воображать такое лицо, какое он пожелает. Он «денди» и стоит перед ней на одном колене.


«Поклонение Терпсихоре»

Муза танца в интерпретации Дали создает два зеркальных образа: мягкая фигура противопоставляется твердой и застывшей. Отсутствие черт лица подчеркивает символическое звучание композиции. Танцовщица с плавными классическими формами представляет Грацию и бессознательное, в то время как угловатая, кубистская вторая фигура говорит о постоянно растущем и хаотичном ритме жизни.


«Улитка и ангел»

Скульптура отсылает ко встрече художника с Зигмундом Фрейдом, которого он считал своим духовным отцом. Психоаналитические идеи, повлиявшие на Дали на ранних этапах развития сюрреализма, нашли отражение во многих произведениях. Улитка, примостившаяся на сидении велосипеда, стоявшего недалеко от дома Фрейда, поразила воображение Дали. Он увидел в ней человеческую голову - самого основателя психоанализа.

Дали был одержим образом улитки, поскольку в ней заключено парадоксальное сочетание мягкости (тело животного) с твердостью (его панцирь). Поэтому общепринятый символ праздного времяпрепровождения получает у него крылья и легко движется по волнам. А посланник богов, способный развить безграничную скорость, на короткий миг присел на спину улитки, наделив ее даром движения.


«Видение ангела»

Сальвадор Дали осмысляет классическое религиозное изображение. Большой палец, из которого возникает жизнь (ветки дерева), символизирует силу и господство Абсолюта. По правую сторону от божества находится человечество: мужчина в расцвете жизненных сил. По левую сторону - ангел, символизирующий дух созерцательности; его крылья покоятся на костыле. Несмотря на то что человек соединен с Богом, божественное знание превосходит его собственное.