Презентация на тему "изображение русского дворянства в романе дубровский ". Презентация на тему "изображение русского дворянства в романе дубровский " Сочинение по произведению на тему: Образы дворян в повести А

РАЗДЕЛ 2. ИЗОБРАЖЕНИЕ ХАРАКТЕРА И ОБСТОЯТЕЛЬСТВ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Кислина М. С.

Усадебный быт в романе А. С. Пушкина «Дубровский»

В статье рассматривается роль усадебного пространства в сюжете романа А. С. Пушкина «Дубровский»; Кистенёвка, Покровское, Арбатово исследуются как различные типы усадебного уклада, связанные с характерами владельцев.

Ключевые слова: А.С. Пушкин, роман «Дубровский», усадьба, помещик, дворянин, барин.

Место действия в романе Пушкина «Дубровский» локализовано пространством трёх барских усадеб: Покровское, принадлежащее

Троекурову, Кистенёвка Дубровских, Арбатово князя Верейского. Сцена в суде и эпизод завершения петербургской жизни Владимира Дубровского непосредственно связаны с судьбой родового имения. В четырнадцати из девятнадцати глав события происходят в имении Троекурова -Покровском. В усадебное пространство Покровского входят барский дом, церковь, псарный двор с лазаретом для собак: «Кирилла Петрович гордился сим прекрасным заведением» , роща и сад. При описании комплекса барской усадьбы Троекурова преобладает рассказ о богатстве и достатке её владельца: «над густою зеленью рощи

возвышалась зеленая кровля и бельведер огромного каменного дома», «пятиглавая церковь и старинная колокольня» . Усадьба располагается на одном из холмов - признак исключительности положения хозяина. Такое описание контрастно по отношению к виду Кистенёвки: расположенный на открытом месте «серенький домик с красной кровлею», «двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращен был в некошаный луг», «ветхое крыльцо» . При сопоставлении двух усадеб в каноническом тексте и в вариантах автографов заметно, что внимание автора усиливается на духовной связи Владимира с родительским домом, «бедным домом своего отца». Так, в опубликованном тексте Кистенёвка названа родиной Владимира, в вариантах - «деревня» . Контраст социального положения, разность нравственных основ жизни Троекурова и Дубровских проступает в описании усадебного пространства. Псарня - место ссоры двух друзей, в тоне повествователя при её описании заметна ирония: «Хозяин и гости пошли на псарный двор, где более пяти сот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирила Петровича на своем собачьем языке» , в таком же тоне говорится и о трёх тысячах крепостных Троекурова, тщеславившихся «богатством и славою своего господина».

Рассмотрим эпизод на псарне. Троекуров «расхаживал по псарне, окруженный своими гостями и сопровождаемый Тимошкой и главными псарями» . Поименно названы Троекуров и псарь Тимошка, гости представлены обобщенно, но контраст между их восхищением псарней и хмуростью Дубровского, порождает закономерный вопрос Троекурова: «Что же ты хмуришься, брат <... > или псарня моя тебе не нравится?» Для Дубровского, старинного дворянина, быт помещика неразрывно связан с жизнью его крестьян: «псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам» , в этом контексте упоминаемая выше параллель между крестьянами и собаками Троекурова особенно актуальна. Колкое замечание Дубровского обидело тщеславного псаря, отпустившего роковую шутку: «Мы на свое житье благодаря бога и барина, не жалуемся - а что правда - то правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю канурку. -Ему было б и сытнее и теплее» . Внешне причина конфликта обусловлена бытовыми реалиями, но истинные причины бытовой ссоры находятся в плоскости нравственных проблем.

Все детали изображения уклада жизни в Покровском отражают нрав и разнообразные «благородные увеселения русского барина». Повседневные занятия Троекурова - это объезд своих владений, псовая охота, игра в бостон (в вариантах автографов: «играл в гостиной на билиарде» ). Во флигеле, словно в гареме, заперты 16 горничных, по двору бегают крепостные ребятишки, как две капли воды похожие на Троекурова. Подробно описывается забава покровского помещика - вталкивание гостя в пустую комнату с проголодавшимся медведем. Эффектная сцена убийства Дефоржем медведя, проявленная «учителем» храбрость, предопределила эпизод отмщения Спицыну за его подлость и трусость. Сюжетно законченные эпизоды обретают целостность и единство именно в усадебном пространстве.

Храмовый праздник в Покровском оказывается сюжетным событием, здесь получает завершение коллизия авантюрного переодевания Дубровского в Дефоржа. Кроме того, именно в атмосфере праздника наиболее полно представлен микрокосм усадебной жизни. О том, что именно от храмового праздника ведется линия дальнейших событий, свидетельствуют варианты автографа. В каноническом тексте автор-повествователь так определяет содержание IX главы: «описание сего торжества и дальнейших происшедствий» , в вариантах связь праздника и последующего развития сюжета не была отмечена столь конкретно -«дальнейшие происшедствия» . Дата праздника конкретизируется - «1-е октября - день храмового праздника» , церковное название этого дня - «Покрова богородицы» - снимается в каноническом тексте. Праздничная служба в пятиглавой новой каменной

церкви тешит самолюбие барина так же, как и прогулка с гостями по псарне. В церкви совершается необратимый и трагический по своему содержанию обряд венчания Марии Кирилловны с ненавистным князем Верейским. Самодурство Троекурова заставляет потворствовать «затеям его ограниченного ума» даже в святом месте - церкви. Вся церемония обедни была направлена на чествование её «зиждителя»: «всё потянулось к новой каменной церкве, построенной Кирилом Петровичем и ежегодно украшаемой его приношениями» . Среди всех «почетных богомольцев» и крестьян лишь он один может повлиять на ход службы: «Обедня не начиналась - ждали Кирила Петровича», «Кирила Петрович первый подошел ко кресту. Все двинулись за ним, потом соседи подошли к нему с почтением» . Самолюбие, гордость, тщеславие не оставляют помещика и во время церковной службы: «[Кирилла Петрович -М.К.] «с гордым смирением поклонился в землю, когда дьякон громогласно упомянул и о зиждителе храма сего» . Противоположно описание кистенёвской деревянной церкви, где совершается отпевание Андрея Дубровского. Тон автора-повествователя серьёзен, а черты изображения лаконичны: «Церковь полна была кистеневскими крестьянами» . Глубоко различен состав церковного прихода и причета двух церквей. «Почетные богомольцы» покровского храма призваны тешить тщеславие Троекурова, кистенёвские крестьяне искренне пришли «отдать последнее поклонение господину своему» .

В эпизоде, посвященном праздничному обеду, внимание автора-повествователя уделяется характеристике провинциального общества. Размещаясь за столом, гости руководствуются установленной иерархией, общепринятыми этикетными нормами: «Кирила Петрович первый пошел садиться за стол, за ним двинулись дамы и важно заняли свои места, наблюдая некоторое старшинство, барышни стеснились между собою как робкое стадо козочек и выбрали себе места одна подле другой. Против них поместились мужчины. На конце стола сел учитель подле маленького Саши» . Для слуг разнородность статусов и положений гостей также имела значение: «Слуги стали разносить тарелки по чинам, в случае недоумения руководствуясь Лафатерскими догадками, и почти всегда безошибочно» . Стол был накрыт на 80 персон, что вполне соответствовало роскоши праздничного приема. Из множества присутствующих крупным планом даны только Антон Пафнутьич Спицын и Анна Савишна Глобова, каждый из них сюжетно связан с тяжбой Троекурова - Дубровских. Спицын замешан в обманном лишении Дубровских своих владений, его ложные показания поспособствовали скорому совершению беззаконного действия, имя Спицына упоминается в решении суда. Анна Савишна не лишена благородных чувств. Бедная вдова может позволить себе не согласиться с мнением Троекурова о Владимире Дубровском, впечатление о котором ассоциируется с литературным образом благородного разбойника.

Иной тип дворянина являет фигура князя Верейского, проводившего большую часть времени за границей, никогда не видевшего своего имения, вместе с тем аккуратно получавшего с него большие доходы, которые и давали ему возможность «вести рассеянный образ жизни» и предаваться «излишествам». Имение князя Верейского - Арбатово - располагалось на берегу Волги: «Волга протекала перед окнами, по ней шли нагруженные барки под натянутыми парусами и мелькали рыбачьи лодки, столь выразительно прозванные душегубками. За рекою - тянулись холмы и поля, несколько деревень оживляли окрестность» . Князя не прельстила затейливая роскошь усадьбы Троекурова: на псарне он чуть было не задохнулся в «собачьей атмосфере» и спешил выйти вон, «зажимая нос платком, опрысканным духами». Ему, владельцу английского парка, не понравился старинный сад Троекурова «с его стрижеными липами, четвероугольным прудом и правильными аллеями» . Арбатово поражает совершенным безлюдьем, вместо самих крестьян показаны лишь их «чистые и веселые избы» . Каменный господский дом выстроен во вкусе английских замков, «перед домом расстилался густозеленый луг, на коем паслись швейцарские коровы, звеня своими колокольчиками. Пространный парк окружал дом со всех сторон» . Подобное следование английским образцам тщеславно и амбициозно.

Итак, нрав каждого из помещиков, уклад усадебной жизни предопределяют события, происходящие в имениях: то, каким образом «на Руси можем мы лишиться имения, на владение коим имеем неоспоримое право» . Смерть Дубровского, несчастный брак Марьи Кирилловны, судьба Владимира Дубровского, ушедшего вместе со своими крепостными в разбойники, - тоже результат своевластия.

Список литературы

1. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений, 1837-1937: в 16 т. (17 т. доп.). - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937-1959.

Ипатова С. А.

Н. С. Лесков и «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу»

В статье рассматривается тема жизненного пути как нравственного восхождения в анонимной повести «Откровенные рассказы странника духовному отцу своему» и произведениях Н.С. Лескова «Соборяне», «Запечатленный ангел», «Очарованный странник».

Ключевые слова: «Откровенные рассказы странника духовному отцу своему», Н.С. Лесков, духовная проза.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Одинцовская лингвистическая гимназия»

Номинация: «Исследование»

Тема:

Выполнила:

Ученица 6 г класса

МБОУ Одинцовская

лингвистическая гимназия

Праздникова Мария

Научный руководитель:

Хоруженко Валентина Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Одинцовская

Лингвистическая гимназия

2016

  1. Паспорт проекта 3 стр.
  2. Введение 4 стр.
  3. Русское дворянство в романе А.С.Пушкина «Дубровский» 5-9 стр.
  4. Русское дворянство в «Повестях Белкина» 10-14 стр.
  5. Заключение 15 стр.
  6. Библиографический список 16 стр.

Паспорт проекта:

  • Тема: «Быт и нравы русского дворянства в романе А.С.Пушкина «Дубровский» и «Повестях Белкина»

Номинация: исследование.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Одинцовская лингвистическая гимназия»

Научный руководитель: Хоруженко Валентина Алексеевна учитель русского языка и литературы

Объект исследования: произведения А.С.Пушкина «Дубровский» и «Повести Белкина»

Предмет исследования : быт и нравы русского дворянства 19 века

Цель исследования :знакомство с бытом и нравами русского дворянства 19 века.

Задачи исследования :

  • Анализ романа А.С.Пушкина «Дубровский» и «Повестей Белкина»
  • Привлечение внимания учеников Одинцовской лингвистической гимназии к данной теме

Результаты исследования :

получение новых знаний о жизни дворянства 19 века

Этапы исследования:

  1. Подготовительный (изучение и анализ имеющихся материалов в библиотеке, интернет-ресурсах).
  2. Подготовка проекта.

1.Введение

Общественно-политическая ситуация в России после войны 1812 года может быть охарактеризована как момент, когда основной, решающей силой общества становится дворянство. Именно лучшие представители дворян, люди, прошедшие путь сближения с народом во время Отечественной войны, выходят на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года. Но все ли дворяне достойны своего общественного положения?

Анализирует проблему дворянства и великий русский поэт А. С. Пушкин. Он вырабатывает свой, личный взгляд на эту тему, связанный, во многом, с фактами биографии Пушкина и с его отношением к настоящему и будущему России. В стихотворении «Моя родословная» Пушкин иронизирует над новыми русскими дворянами, которые заняли высокие посты в государстве благодаря интригам и дворцовым переворотам. Настоящими дворянами, теми, кто достоин носить это звание, Пушкин считает людей, принадлежащих к древним дворянским родам. В семьях этих людей сохранились высокие представления о чести и достоинстве, а именно это, по мнению писателя, должно составлять основу дворянского благородства.

В центре моего исследования - быт и нравы русского дворянства в XIX веке.

2 .Роман А.С.Пушкина «Дубровский»

Дворянское общество в повести “Дубровский” представлено

Рядом персонажей, одни из которых изображены всесторонне и полно (Троекуров, Дубровский), другие - менее подробно (князь Верейский), о третьих вспоминается вскользь (Анна Савишна и другие гости Троекурова).
Одним из главных героев повести является Кирила Петрович Троекуров. Изображение быта и нравов провинциального дворянства связано в первую очередь с его образом. В Троекурове автор отобразил самую прочно стоящую на ногах часть дворянства, владык мира, ярых сторонников крепостного права. Именно эта часть дворянства в начале восемнадцатого века диктовала свои условия стране и чувствовала себя привольно, особенно в глубинке России.
Получая огромные доходы от эксплуатации подвластных им крестьян, помещики не утруждали себя никакими делами, праздно и разгульно проводя время. Они не желали никаких демократических преобразований в стране, так как подобные мероприятия угрожали их безраздельному владычеству и благосостоянию.
Что касается Кирилы Петровича Троекурова, то “его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирилла Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность... Никто не дерзал отказываться от его приглашения или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское”. Науками этот своенравный русский барин себя не утруждал. Автор с явной иронией и осуждением говорит, что “Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного”. А так как физических сил у Троекурова было хоть отбавляй, то он часто устраивал в своем поместье всевозможные увеселительные мероприятия и давал “полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума”. Одной из затей, предназначенных для увеселения гостей, а более всего - для него самого, была затея с медведем, которого Троекуров специально содержал в поместье, чтобы при случае подшутить над гостем.
Почти каждый из гостей избалованного донельзя помещика побывал в комнате с медведем и не только испытал нечеловеческий страх, но и получил физические увечья. Но жаловаться на Кирилу Петровича никто не решался - слишком уж безграничной была его власть в округе.
Больше других развлечений Кирила Петрович любил охоту с собаками, он готовился к ней заранее и тщательно. После охоты обычно в поместье барина устраивалась длительная попойка всех его участников. Очень часто друзья хлебосольного хозяина разъезжались по домам только под утро.
Чтобы читатель получил полное представление об избалованности и самодурстве Кирилы Петровича, автор вводит в повесть эпизод, подробно описывающий псарню помещика, предмет его гордости и восхищения. В псарне этой “... более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирилы Петровича на своем собачьем языке. Тут же находился и лазарет для больных собак, под присмотром штаб-лекаря Тимошки, и отделение, где благородные суки ощенялись и кормили своих щенят”. Какая забота о животных, какое благородство - не правда ли? Да, все это выглядело бы именно так, если бы крепостные люди этого барина, на которых держалось его благосостояние, жили лучше собак или по крайней мере хотя бы так же.
Ничего не стоит Троекурову унизить человека, даже того, к кому он питает уважение. А не подчиниться воле деспота и самодура:- значит стать его заклятым врагом. И уж тогда Кирила Петрович не остановится ни перед чем, лишь бы продемонстрировать свое превосходство. Именно так он поступил с Андреем Гавриловичем Дубровским.
Дочь свою он “любил до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением”. Отношения с Машей, как, впрочем, и со всеми остальными, он строил на требовании полного ее подчинения своей персоне. Никакие слова-просьбы Маши об отмене свадьбы с нелюбимым человеком Кирила Петрович не удосужился даже выслушать.

Конечно, это можно списать на его чрезмерную заботу о судьбе дочери, но счастлива ли от этого Маша, выпадет ли на ее долю счастье узнать, что такое взаимная любовь? Почти с уверенностью можно сказать - нет! Маша, как и онегинская Татьяна, воспитана на принципе: “Но я другому отдана; я буду век ему верна”.
Итак, в образе Троекурова автор показал далекую от реформаторских идей часть поместного дворянства, ведущую разгульную жизнь, праздный образ жизни. Отличительные черты этих дворян - необразованность, примитивность, алчность и самолюбие. Прочно стоящая на ногах, эта часть поместного дворянства яростно защищает старинный уклад жизни, основанный на порабощении человека человеком, и для обеспечения своего господства готова на самые жестокие меры.
Совсем иным предстает перед нами образ другого поместного дворянина - Андрея Гавриловича Дубровского. В нем реализм в изображении барства сочетается с идеализацией старинного дворянства. “Будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково...”, имея похожие характеры и наклонности, Троекуров и Дубровский-старший по-разному смотрели на крестьянина и на смысл жизни. Крестьян своих кистеневский барин не притеснял, поэтому и они относились к нему с любовью и уважением. Отношение Троекурова к крепостным крестьянам Андрей Гаврилович осуждал, потому и сказал своему другу: “. ..псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам”. Так же любя, как и Троекуров, охоту,

Дубровский, однако, относился к праздным, разгульным попойкам соседа неблагосклонно и с неохотой посещал их. Сильно развиты у этого человека чувство собственного достоинства и гордость.
Ни в первые годы своей жизни в поместье, ни потом Андрей Гаврилович не соглашался воспользоваться дарами, которые предлагал ему Троекуров. Более того, в отличие от остальных помещиков, Дубровский никогда не боялся высказать в присутствии Кирилы Петровича свои мысли. Заискивать перед богатым соседом было не в его правилах. Образ Андрея Гавриловича Дубровского - образ благородного дворянина, заботящегося не только о своем: кошельке, но и о вверенных, ему крестьянах. Именно такие дворяне, при положительном стечении обстоятельств, были бы сторонниками демократических преобразований в России.

3. А.С.Пушкин «Повести Белкина»

«Повести Белкина» написаны Пушкиным осенью 1830 года в

Болдине. Творческий подъем, который писатель обыкновенно

чувствовал осенью, сказался в эту осень с особенной силой. В

Болдине, по его собственным словам, он «писал, как давно уже не писал».

Кроме целого ряда произведений, Пушкин написал прозой

пять повестей, которые издал в 1831 году, озаглавив их:

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Писатель

опыт в области бытовой прозы.
В «Повестях Белкина» Пушкин расширил круг своих наблюдений. В «Гробовщике» он обрисовал нравы городского мещанства, в «Станционном смотрителе» впервые показал в лице Самсона Вырина униженного человека, мелкого чиновника, жалкая судьба которого вызывает жалость читателя.
Замечательно также в «Повестях Белкина» мастерство рассказа – экономного, быстрого, не задерживающегося на подробностях. Занимательность сюжета, тайны, которые раскрываются только к концу, неожиданные, но глубоко оправданные развязки – все это непрерывно поддерживает интерес читателей и делает повести в высшей степени увлекательными. Так, богатство социального содержания сочетается в пушкинских повестях с изяществом и стройностью формы.
В первых двух повестях – «Выстреле» и особенно в «Метели» –

изображаются романтические увлечения, свойственные дворянской молодежи. Главной темой «Выстрела» является вопрос о дуэли, которая была в начале 20-ых XІX века широко распространенной среди дворянства модой. Участие в дуэлях считалось каким-то геройством, составляло стиль романтического поведения. Все это и отразилось в «Выстреле», который основан на наблюдениях Пушкина в период его пребывания в ссылке в Кишиневе в начале 20-ых годов.
Марья Гавриловна, героиня повести «Метель», вся во власти «романтических» настроений, заимствованных из французских романов, на которых она воспитана. «Романтическое воображение» и толкнуло ее согласиться на бегство из родительского дома и на тайный брак с бедным армейским прапорщиком, за которого богатые родители не хотят выдавать ее замуж.
Чувства Марьи Гавриловны довольно поверхностны. Неизвестно, насколько была серьезна ее любовь к Владимиру и не было ли это следствием увлечения французскими романами, на что есть иронический намек в повести: «Марья Гавриловна была воспитана на французских романах и, следственно, была влюблена».
Но есть одно, что вносит серьезную ноту в ироническую картину провинциального помещичьего быта: это война 1812-1814 годов, которая входит в действие повести. Здесь описывается общий патриотический восторг, охвативший всех русских людей, когда войска со славою возвращались из-за границы: «Время

незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове Отечество! Как сладки были слезы свидания!»
В повести «Гробовщик» мы вступаем из военного и помещичьего мира в среду мелких московских ремесленников и торговцев.
В этом маленьком мирке интересуются только барышами. Гробовщик Адриан ждет не дождется смерти купчихи Трюхиной на Разгуляе и беспокоится, что другие гробовщики, воспользовавшись его переселением с Басманной на Никитскую улицу, перехватят у него богатые похороны. К покойникам Адриан относится, как к заказчикам, потребителям его изделий. Его не интересует, какие это были люди при жизни. И даже во сне, когда они являются поздравить его с новосельем, герой различает их только с точки зрения прибыли или убытка от похорон.
Главная черта пушкинской прозы вообще и «Повестей Белкина» в частности – это сжатость и простота изложения, из которого не выкинешь ни единого слова, потому что каждое слово на месте и необходимо. Пушкин избегает всяких ненужных украшений. Всякая мелочь у него характерна – ведет к чему-то, связана со всем прочим. Так, например, простреленные стены в «бедной мазанке», где живет Сильвио, говорят о суровости его нрава, о его времяпрепровождении, о тайной цели, к которой он стремится: «Стены его комнаты были все источены пулями, все в скважинах, как соты пчелиные». И затем при описании отъезда Сильвио, когда наступает момент осуществления того, к чему он готовился целые годы: «Всё его добро было уже уложено; оставались одни голые,

простреленные стены».
Пушкин никогда не вдается в подробные объяснения поступков своих героев, но он всегда угадывает своим гениальным художественным чутьем, как должен поступить такой-то человек в силу своих индивидуальных качеств, социальных навыков и других причин. И угадывает безошибочно, так что мы без всяких объяснений, сразу чувствуем живую правду, видим живых людей со всеми их противоречиями.
«Повести Белкина» были поворотным пунктом в истории русской художественной прозы. За ними последовали другие прозаические произведения Пушкина: «Дубровский», «Пиковая дама», «Капитанская дочка», в которых еще правдивее, еще шире и глубже отражалась русская жизнь.

Нет ничего проще написанного, и в то же время нет ничего сложнее пушкинских «Повестей Белкина». Удивительно, но спустя полтора столетия после их написания не умолкают споры о том, что перед нами литературная пародия или добродушный человечный сердечный «мир русской жизни», изображенный под покровом иронии.
Интересно, что чем больше перечитываешь «Повести Белкина», тем сложнее они тебе кажутся. От первоначальной простоты и ясности не остается и следа. Поведение героев, первоначально кажущееся очень логичным, вдруг предстает совершенно лишенным логики и здравого смысла. (Например, почему Сильвио, всю жизнь мечтавший о мести, щадит графа да

еще и говорит о совести? Почему С. Вырин так убивается по дочери, ведь она счастлива?)
Во всех повестях так или иначе звучат вопросы совести и христианской морали. Без понимания основ русской христианской культуры нельзя понять вообще литературу XIX века, тем более пушкинские «Повести Белкина».

Заключение

А.С. Пушкин - это мы сами. Наша суть.

К Пушкину мы идем всю жизнь. Дороге этой для каждого из нас нет конца. Всякий раз на новой, более взрослой ступени нашей жизни с нами новый Пушкин.

Произведения «Дубровский», «Повести Белкина» познакомили нас с историей нашей страны, научили высокой нравственности. Положительные герои его произведений учат смелости, учат бороться со злом за светлые идеалы.

А. С. Пушкин изобразил быт и нравы провинциального дворянства с идеализированными моральными и нравственными устоями старинного дворянства. Он противопоставил честность - подлости, щедрость - жадности, любовь - ненависти, сдержанность - разгулам.
Когда говоришь, наша земля, наш народ, вместе с этим так и хочется сказать, наш Пушкин. А затем добавить – РОССИЯ! Родину нельзя, как пирог, разрезать на куски и разложить по тарелке – родина это ощущение. Александр Сергеевич Пушкин для каждого россиянина - одно из самых сильных ощущений Родины. Поэтому так бережно относимся мы ко всему, что связано с именем самого любимого русского поэта, поэтому продолжаем по крупицам собирать историю его жизни и перечитывать его бессмертные творения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

  1. Благой Д.Д. Живые страницы. Пушкин. Гоголь. Лермонтов. Белинский.1979 г.-Детская литература, 1979.-540с.
  2. Коровин В.И. А.С.Пушкин в жизни и творчестве, 2004 г. – Русское слово – Москва. 2004. – 85 стр.
  3. Литературный Петербург, Петроград – альбом – Москва. «Советская Россия». 1991 г. – 334 с.
  4. Музей-усадьба Болдино./Информационно-справочное издание, 2009 г.
  5. Оффенбах П. Все о Пушкине - С-Петербург, Изд.дом А.Громова, 1997 - 317 стр.

6. А.С. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. - Л.: Наука.

Ленингр. отд-ние, 1977-1979.,Т. 10. Письма., Т.5 Произведения.

7. И.И. Пущин. « Записки о Пушкине.» Москва « Детская Литература ». 1975 г. – 63 с.

8. А.С.Пушкин «Дубровский», «Повести Белкина» Москва «Детская Литература» 1993 г. – 90 с.


Урок литературы в 6 классе

по теме

«Быт и нравы поместной жизни.

Урок – погружение»

Учитель: Валиулина А.В.

МОУ СОШ № 4 п.Лесогорск

Чунского района Иркутской области

Класс: 6а

Тема: Быт и нравы поместной жизни.

Урок – погружение.

(по роману А.С.Пушкина «Дубровский»)

Цель: На основе использования иллюстративного материала, музыкальных фрагментов, анализа текста создать учащимся условия для погружения в атмосферу начала 19 века с целью знакомства с особенностями быта помещиков, особенностями межличностных отношений, взаимоотношений с крестьянами, а также подвести их к пониманию авторской оценки событий и героев. Создание условий для самовыражения и творческой реализации учащихся.

Оборудование:

    иллюстрации с изображениями помещичьих усадеб, костюмов и интерьеров19 века, сцен из крестьянской жизни

    «Полонез» Огинского

Ход:

    Орг.момент.

    Определение темы, целеполагание.

Звучит «Полонез» Огинского

Рассмотрите иллюстрации. Что их объединяет? В какой век они нас переносят? Запишите ключевые слова (поместье, крестьяне, простор и т.д.).

А какое отношение иллюстрации и ключевые слова имеют к героям романа Пушкина «Дубровский? Попробуем вместе определить тему урока.

А какую форму урока лучше выбрать?

Урок – размышление

Урок – погружение

Урок – дискуссия

Обоснуйте свое мнение.

А с какой целью мы попытаемся максимально приблизиться к реалиям жизни помещичьей усадьбы? Что мы хотим узнать?

3. Словарная работа.

- «Кто быстрее и точнее» объяснит значение слов:

Холоп, отъезжее поле, травить зверя, протравить зверя, провинция, купчая, камердинер, бельведер, гувернер, трапеза.

    История создания произведения.

Слово архивариусу (выступление учащегося)

Чем любопытна история создания произведения? События и герои – результат авторского воображения или имеют вполне реальную основу?

Вывод: Таким образом, Пушкин, перенося нас в действии романа в 10-е годы 19 века, рисует широкую картину русской поместной жизни. В провинции в те времена проживало 2/3 населения России. Следовательно, познакомившись с образом жизни героев «Дубровского», мы узнаем, как жили 2/3 россиян в начале 19 века и сделаем вывод о том, как сам автор оценивает эту жизнь. Начнем же наше знакомство.

    Герои романа о своей жизни (подготовленные выступления учащихся).

    • Маша Троекурова

      Псарь Троекурова

      Андрей Гаврилович Дубровский

Кто жил в поместьях?

Что о нравах и быте поместной жизни вы узнали из рассказов героев?

6. Работа с иллюстрациями. Сравнение жизни в двух поместьях.

Все события разворачиваются в двух имениях – Покровское (Троекуров) и Кистеневка (Дубровский). На иллюстрациях изображены две усадьбы. Какая из них могла принадлежать Троекурову, а какая – Дубровскому? Аргументируйте свое мнение. Чем отличаются усадьбы?

Обратите внимание, в какой из усадеб деревянная, а в какой каменная церковь? Почему автор не упустил этой детали?

Как относятся помещики Троекуров и Дубровский к дворовым? А как крепостные – к господам?

Какой вывод можно сделать, сравнивая жизнь двух поместий?

7. Интервью с Троекуровым.

С кем из помещиков мы пока не познакомились? Узнайте этого героя по небольшой характеристике: «Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях…и т.д.»

О чем бы вы хотели его спросить?

(учащиеся задают вопросы учащемуся, выступающему в роли Троекурова)

Вывод: какое впечатление произвел на вас этот герой? Как складывались отношения между помещиками?

8. Поместные развлечения.

А как развлекались помещики? (балы, охота)

Выступление учащегося «Бал у Троекурова глазами очевидца»

А вот еще одна барская забава.

Чтение эпизода с медведем.

Какие чувства вызывает у вас эта забава? Почему?

Вывод: - Что о быте и нравах поместной жизни вы узнали?

Что вас больше всего заинтересовало, взволновало, потрясло?

Какие вопросы остались?

9. Рефлексия деятельности.

    класса в целом

    свою

Чью работу на уроке вы бы хотели отметить особо?

10. Домашнее задание:

По выбору

    Миниатюра – рассуждение «Владимир Дубровский – благородный разбойник или несчастный человек?»

    Художественный пересказ эпизода по выбору.

Актуальность данного исследования в настоящее время обосновывается тем, что мы должны знать историю русского народа. Дворянство - неотъемлемая часть этой истории. Ярче нам понять особенности жизни, характера дворян может русская литература.

Объектом данного исследования является роман «Дубровский» А. С. Пушкина.

Предметом - особенности изображения быта и нравов русского дворянства.

Цель - рассмотреть особенности изображения быта и нравов русского дворянства.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи :

1. Рассмотреть особенности изображений быта.

2. Рассмотреть особенности изображений нравов.

Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использовать полученные результаты школе при изучении литературы или истории.

В заключении мы подводим итоги о проделанной нами исследовательской работе.

Изображение быта и нравов русского дворянства

в романе «Дубровский» А. С. Пушкина

Быт русского дворянства

Говорить о дворянстве и купечестве сложнее, чем о крестьянстве, в силу того обстоятельства, что среди этих сословий существовали собственные классы, и жизнь внутри каждого класса могла сильно отличаться от других. То, что считалось зазорным для представительниц дворянской элиты, было нормой для провинциальных мелкопоместных дворян, и наоборот. Тем не менее, было, конечно же, что-то общее.

Мы представляем себе жизнь русского дворянства по книгам классиков: балы, псовая охота, воспитание гувернёрами-иностранцами, военная служба, собрания и бесконечные приёмы гостей.

В произведениях А. С. Пушкина даётся изображение жизни провинциальных дворян.

Обратим внимание на роман «Дубровский», где представлена жизнь двух соседей-дворян Андрея Гавриловича Дубровского и Кирилы Петровича Троекурова.

Дом Троекурова постоянно полон гостями. Это подтверждают строчки: «Кирилла Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения». Но надо сказать, что такой образ жизни в большей степени вели придворные дворяне, а жизнь тех, кто занимал низшие ступени на иерархической лестнице дворянства, было не столь помпезным.

Дворяне любили развлекать себя псовой охотой. Не исключением были и богатый Троекуров, и бедный Дубровский. Вот как описывает А. С. Пушкин данное увлечение: «Накануне был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра. Палатка и кухня отправлены были вперед на место, где Кирила Петрович должен был обедать. Хозяин и гости пошли на псарный двор, где более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирила Петровича на своем собачьем языке. Тут же находился и лазарет для больных собак, под присмотром штаб-лекаря Тимошки, и отделение, где благородные суки ощенялись и кормили своих щенят. Кирила Петрович гордился сим прекрасным заведением и никогда не упускал случая похвастаться оным перед своими гостями, из коих каждый осмотривалего по крайней мере уже в двадцатый раз. Он расхаживал по псарне, окруженный своими гостями и сопровождаемый Тимошкой и главными псарями; останавливался пред некоторыми конурами, то расспрашивая о здоровии больных, то делая замечания более или менее строгие и справедливые, то подзывая к себе знакомых собак и ласково с ними разговаривая. Гости почитали обязанностию восхищаться псарнею Кирила Петровича. Один Дубровский молчал и хмурился. Он был горячий охотник. Его состояние позволяло ему держать только двух гончих и одну свору борзых; он не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения».

Обязанность мужчин - военная служба, защита своего государства. На военной службе были и Троекуров, и Дубровский-старший, и Дубровский-младший.

В романе сказано, что Дубровский-старший и Троекуров служили вместе. Вот как этот момент помогает А. С. Пушкину охарактеризовать героев и указать на их взаимоотношения: «Сей Дубровский, отставной поручик гвардии, был ему ближайшим соседом и владел семьюдесятью душами. Троекуров, надменный в сношениях с людьми самого высшего звания, уважал Дубровского, несмотря на его смиренное состояние. Некогда были они товарищами по службе, и Троекуров знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера».

Военное образование получил и главный герой романа - Владимир Дубровский. Он «воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания и молодой человек получал из дому более нежели должен был ожидать. Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем, и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости». В этом фрагменте мы видим, что А. С. Пушкин отмечает и ещё одну особенность военной молодёжи - жизнь за счёт родителей, игры в карты, растущие долги.

Дворяне особое внимание уделяли воспитанию и образованию своих детей. Дворяне приглашали в качестве учителей своим детям иностранцев. Домашнее образование было подготовкой к дальнейшей ступени получения знаний.

Об образовании своих детей заботится и Троекуров. А. С. Пушкин отмечает: «Кирила Петрович выписал из Москвы для своего маленького Саши француза-учителя, который и прибыл в Покровское». Для получения дальнейшего образования дворянский ребёнок отправлялся в учебное заведение, покидая родной дом в раннем возрасте: «Он [Владимир Дубровский] лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезен в Петербург на 8-м году своего возраста - со всем тем он романически был к нему привязан, и тем более любил семейственную жизнь, чем менее успел насладиться ее тихими радостями».

Домашнее образование получали не только мальчики, но и девочки. Правда, требования к молодым дворянкам были не такими строгими. Очень часто барышни постигали особенности жизни, читая французские романы. Примером такого воспитания является романтичная Маша Троекурова. Так о её воспитании пишет автор: «Огромная библиотека, составленная большею частию из сочинений французских писателей 18 века, была отдана в ее распоряжение. Отец ее, никогда не читавший ничего, кроме Совершенной Поварихи, не мог руководствовать ее в выборе книг, и Маша, естественным образом, перерыв сочинения всякого рода, остановилась на романах. Таким образом, совершила она свое воспитание, начатое некогда под руководством мамзель Мими».

В романе А. С. Пушкин даёт изображение жизни провинциальных дворян на примере двух семей: Троекуровых и Дубровских. Он показывает типичную жизнь дворянства того времени: домашнее воспитание гувернёрами и учителями-иностранцами, военная служба, увлечение дворянами псовой охотой, приёмы гостей.

Нравы русского дворянства

В своих произведениях А.С. Пушкин часто изображает широкие картины нравов русского дворянства.

В романе «Дубровский» А. С. Пушкин поднимает тему так называемого «барства дикого», ярким представителем которого является помещик Кирилла Петрович Троекуров. Самодурство, жестокость, отсутствие человеческих ценностей. Всё это доказывают изображенные Пушкиным сцены в романе: «Но лучшею шуткою почиталась у Кирила Петровича следующая. Прогладавшегося медведя запрут, бывало, в пустой комнате, привязав его веревкою за кольцо, ввинченное в стену. Веревка была длиною почти во всю комнату, так что один только противуположный угол мог быть безопасным от нападения страшного зверя. Приводили обыкновенно новичка к дверям этой комнаты, нечаянно вталкивали его к медведю, двери запирались, и несчастную жертву оставляли наедине с косматым пустынником. Бедный гость, с оборванной полою и до крови оцарапанный, скоро отыскивал безопасный угол, но принужден был иногда целых три часа стоять прижавшись к стене, и видеть, как разъяренный зверь в двух шагах от него ревел, прыгал, становился на дыбы, рвался и силился до него дотянуться. Таковы были благородные увеселения русского барина!»

В противовес представителям барства дикого, порочащим понятие дворянства, Пушкин изображает старинное дворянство в идеализированных образах Дубровских. Для них такие слова, как честь, достоинство, мораль, любовь и забота — не пустые звуки. Это ярко видно в эпизоде, показывающем чтение Владимиром родительской переписки: «Владимир отпер комоды и ящики, занялся разбором бумаг покойного. Они большею частию состояли из хозяйственных счетов и переписки по разным делам... Между ними попался ему пакет с надписью: письма моей жены. С сильным движением чувства, Владимир принялся за них: они писаны были во время Турецкого похода и были адресованы в армию из Кистеневки. Она описывала ему свою пустынную жизнь, хозяйственные занятия, с нежностию сетовала на разлуку и призывала его домой, в объятия доброй подруги, в одном из них она изъявляла ему свое беспокойство на счет здоровья маленького Владимира; в другом она радовалась его ранним способностям и предвидела для него счастливую и блестящую будущность. Владимир зачитался, и позабыл все на свете, погрузись душою в мир семейственного счастия, и не заметил, как прошло время, стенные часы пробили 11».

Из выше сказанного можно сделать вывод, что нравы дворянских семей и отдельных представителей этого сословия могут быть различны. Они отражают этические качества, духовные ценности. Читая описание поведения, чувств, переживаний членов семейства Дубровских, мы искренне начинаем их уважать. Мы видим в их лице дворянство, гордящееся своими заслугами перед государем и способное на искренние чувства. Взглянув на Троекурова, мы, напротив, увидим представителя дворянства, который не считается не с чьим мнением, может унизить и оскорбить, способен на предательство, как своего друга, так и государя.

Заключение

В романе «Дубровский» А. С. Пушкин изображает жизнь провинциальных дворян на примере двух семей: Троекуровых и Дубровских. Он показывает типичную жизнь дворянства того времени. Мы видим воспитание и образование дворянских детей. Сначала мальчики получают домашнее воспитание гувернёрами и учителями-иностранцами, затем покидают родительски дом и отправляются получать знания в учебном заведении. Воспитание и обучение девочек того времени ограничивалось домашним образованием. Обязательна для дворян была военная служба. После завершения службы дворяне увлекаются псовой охотой, устраивают приёмы гостей.

Вот такой быт дворянства описан А. С. Пушкиным. Но не только быт, но и нравы этого сословия представлены в романе «Дубровский».

Автор показывает, что нравы дворянских семей и отдельных представителей этого сословия могут быть различны. Они отражают этические качества, духовные ценности. Читая описание поведения, чувств, переживаний членов семейства Дубровских, мы искренне начинаем их уважать. Мы видим в их лице дворянство, гордящееся своими заслугами перед государем и способное на искренние чувства. Взглянув на Троекурова, мы, напротив, увидим представителя дворянства, который не считается не с чьим мнением, может унизить и оскорбить, способен на предательство, как своего друга, так и государя.

Дворянское общество в повести «Дубровский» представлено рядом персонажей, одни из которых изображены всесторонне и полно (Троекуров, Дубровский), другие - менее подробно (князь Верейский), о третьих - вспоминается вскользь (Анна Савишна и другие гости Троекурова). Одним из главных героев повести является Кирила Петрович Троекуров. В этом человеке автор отобразил самую прочно стоящую на ногах часть дворянства, владык мира, ярых сторонников крепостного права. Именно эта часть дворянства в начале восемнадцатого века диктовала свои условия стране и чувствовала себя привольно, особенно в глубинке России.

Получая огромные доходы от эксплуатации подвластных им крестьян, помещики не утруждали себя никакими делами, праздно и разгульно проводя время. Они не желали никаких демократических преобразований в стране, так как подобные мероприятия угрожали их безраздельному владычеству и благосостоянию.

Что касается Кирилы Петровича Троекурова, то «его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность... Никто не дерзал отказываться от его приглашения или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское». Науками этот своенравный русский барин себя не утруждал. Автор с явной иронией и осуждением говорит, что «Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного». А так как физических сил у Троекурова было хоть отбавляй, то он без конца устраивал в своем поместье всевозможные увеселительные мероприятия и давал «полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». Одной из затей, имевшей назначение увеселения своих гостей, а более всего - себя, была затея с медведем, которого Троекуров специально откармливал в своем поместье, чтобы при случае подшутить над новым гостем.

Несмотря на то, что почти каждый из гостей избалованного донельзя помещика побывал в комнате с медведем и не только испытал нечеловеческий страх, но и получил физические увечья, жаловаться на Кирила Петровича никто не решался - слишком уж безграничной была его власть в округе.

Больше других развлечений Кирила Петрович любил охоту с собаками, он готовился к ней заранее и тщательно. После охоты обычно в поместье барина устраивалась длительная попойка всех ее участников. Очень часто друзья хлебосольного хозяина разъезжались по домам только под утро.

Чтобы читатель получил полное представление об избалованности и самодурстве Кирила Петровича, автор вводит в повесть эпизод, подробно описывающий псарню помещика, предмет его гордости и восхищения. В псарне этой «...более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирила Петровича на своем собачьем языке. Тут же находился и лазарет для больных собак, под присмотром штаб-лекаря Тимошки, и отделение, где благородные суки ощенялись и кормили своих щенят». Какая забота о животных, какое благородство - не правда ли? Да, все это выглядело бы именно так, если бы крепостные люди этого барина, на которых держалось его благосостояние, жили лучше собак или, по крайней мере, хотя бы так же.

Ничего не стоит Троекурову унизить человека, даже того, к кому он питает уважение. А не подчиниться воле деспота и самодура - значит стать его заклятым врагом. И уж тогда Кирила Петрович не остановится ни перед чем, лишь бы продемонстрировать свое превосходство. Именно так он поступил с Андреем Гавриловичем Дубровским.

Дочь свою он «любил до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь, угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением». Отношения с Машей, как, впрочем, и со всеми остальными, он строил на требовании полного ее подчинения своей персоне. Никакие слова-просьбы Маши об отмене свадьбы с нелюбимым человеком Кирила Петрович не удосужился даже выслушать. Конечно, это можно списать на его чрезмерную заботу о судьбе дочери, но счастлива ли от этого Маша, выпадет ли на ее долю счастье узнать, что такое разделенная

любовь? Почти с уверенностью можно сказать - нет. Маша, как и онегинская Татьяна, воспитана на принципе: «Но я другому отдана; я буду век ему верна».

Итак, в образе Троекурова автор показал далекую от реформаторских идей часть поместного дворянства, ведущую разгульный, праздный образ жизни. Отличительные черты этих дворян - необразованность, примитивность, алчность и самолюбие. Прочно стоящая на ногах, эта часть поместного дворянства яростно защищает старинный уклад жизни, основанный на порабощении человека человеком, и для обеспечения своего господства готова на самые жестокие меры.

Совсем иным предстает перед нами образ другого поместного дворянина - Андрея Гавриловича Дубровского. «Будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково...», имея похожие характеры и наклонности, Троекуров и Дубровский-старший по-разному смотрели на крестьянина и на смысл жизни. Крестьян своих кисте-невский барин не притеснял, поэтому и они относились к нему с любовью и уважением. Отношение Троекурова к крепостным крестьянам Андрей Гаврилович осуждал, потому и сказал своему другу: «...псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам». Так же любя, как и Троекуров, охоту, Дубровский, однако, относился к праздным и разгульным попойкам соседа неблагосклонно и с неохотой посещал их. Сильно развиты у этого человека чувство собственного достоинства и гордость.

Ни в первые годы своей жизни в поместье, ни потом Андрей Гаврилович не соглашался воспользоваться дарами, которые предлагал ему Троекуров. Более того, в отличие от остальных помещиков, Дубровский никогда не боялся высказать в присутствии Кирилы Петровича свои мысли. Заискивать перед богатым соседом было не в его правилах. Образ Андрея Гавриловича Дубровского - образ благородного дворянина, заботящегося не только о своем кошельке, но и о вверенных ему крестьянах. Я думаю, что именно такие дворяне, при положительном стечении обстоятельств, были бы сторонниками демократических преобразований в России.