Презентация на тему "В. Драгунский «Что любит Мишка»"

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Ви́ктор Ю́зефович Драгу́нский (1913 - 1972)

Родился 1 декабря 1913 года в Нью-Йорке, в еврейской семье эмигрантов из России. Вскоре после этого родители вернулись на родину и обосновались в Гомеле. В 1925 году семья переехали в Москву.

Виктору пришлось зарабатывать на жизнь самостоятельно. После школы он поступил учеником токаря на завод «Самоточка», затем в 1930 году устроился учеником шорника на фабрику «Спорт-туризм».

Одновременно Драгунский занимался литературной работой: писал фельетоны и юморески, придумывал интермедии, сценки, эстрадные монологи, цирковые клоунады. Сблизился с цирковыми артистами и даже какое-то время работал в цирке. Во время Великой Отечественной войны Драгунский был в ополчении, затем выступал с фронтовыми концертными бригадами. В 1944 году работал клоуном в цирке.

Произведения для детей

Широкую известность и большую популярность принесли Виктору Драгунскому детские юмористические рассказы о Дениске Кораблеве, объединенные в цикл общим названием «Денискины рассказы». (1966). В этой книге 45 удивительных и забавных историй, случившихся с мальчиком Дениской.

« Не одного дня работы не для детей, ни одного ребёнка без радости». Рассказы о Дениске автобиографичны: прототипом главного героя стал сын писателя Денис, в них были отражены некоторые действительные события жизни семьи.

Причина «Причина»- какое удобное слово! Оно выручает лентяя любого. Оно объясняет, Оно покрывает, Оно от стыда и позора спасает. Не сделал, Забыл, Тяжело, Далеко… Причину найдёшь – И дыши глубоко! С совестью мир, Не запятнана честь… Чего-то там нет, Но причина-то есть! Ребята, ребята, Вы завтра – мужчины. Не надо причин! Не ищите причины! (В.Викторов)

«Главные реки», Словарная работа Прыть – быстрота, подвижность Позор- бесчестье, стыд и срамота (и срам) –позорище Ловко- проворно, юрко, вертко Сноровисто- удобно Примчаться- прибежать, приехать Вежливый- учтивый, корректный, предупредительный, любезный, деликатный, галантный Бодро – молодцом, лихо, жизнерадостно Продекламировать - прочитать Влепить- поставить, ударить

«Что любит Мишка» 1.Назовите главных героев произведения. 2.А кто они друг другу? 3.Одинаковые ли у них интересы? 4.Как вы считаете, какова основная идея этого рассказа? 5.Какой совет вы могли бы дать Мишке?

(Рассказ - это прозаическое произведение, небольшое по объему, с малым количеством действующих лиц. Изображенные в нем события проходят в небольшом временном промежутке.) Итог урока 1.С какими произведениями В. Ю. Драгунского вы познакомились? 2.К какому жанру литературы они относятся? (литературные сказки или литературные произведения)

Драгунский прожил одну, на редкость многообразную, насыщенную, напряжённую и цельную жизнь. Ему выпала редкая участь быть ни на кого не похожим, создать свой стиль и в жизни, и в творчестве. Он был блестящим устным рассказчиком, интересно, по-своему "читал" людей, открывая в них порой такое, чего не видели те, кто стоял к ним ближе. Он не боялся распахнуться новому человеку, ощутив в нём родную кровь, и не боялся разрыва, если обнаруживал низость. Ю. Нагибин Писатель щедрый и радостный

Могила Драгунского на Ваганьковском кладбище Москвы. Писатель скончался в Москве 6 мая 1972 года

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспресс-викторина по Драгунскому

Презентация "Экспресс-викторина по "Денискиным расссказам" Драгунского В.Ю.для урока чтения в 1 классе. Ученики выбирают один из трёх предложенных вопросов по рассказу Драгунского и в бланке ответов с...

Жизнь и творчество В. Драгунского

В презентации в красочной форме представлены биографические сведения и этапы творчества детского писателя В. Драгунского....

Урок литературного чтения В. Драгунский «Тайное становится явным»

Литературное чтение В. Драгунский «Тайное становится явным»Цели:1 .Образовательная: ознакомить детей с рассказом «Тайное становится явным».2. Развивающая: развивать...

Литературное чтение. Урок-мастерская. 3 класс. Тема: "Счастье - это когда тебя понимают..." Завершение работы над рассказом В. Драгунского "Девочка на шаре".

Урок призван совершенствовать не только навыки чтения, но и развивать речевые умения, мышление, внимание.Дети составляя ребус, задумываются над вопросом: - Ненависть, любовь, сострадание, грусть. К...

Урок литературного чтения в 4 классе."Сатира и юмор в рассказе В.Ю.Драгунского "Что любит Мишка". Внеклассное чтение "Денискины рассказы" В.Ю.Драгунского"

Урок литературного чтения + внеклассное чтение по рассказам В.Ю. Драгунского. Конспект урока, кроссворд, Материал с биографией писателя для уголка чтения, тест, иллюстрации островов и теплохода - для...


Тема урока "В.Драгунский "Что любит Мишка"

Цель:

    Продолжить знакомство с жизнью и творчеством В. Ю. Драгунского.

    Учить учащихся формулировать тему и цели урока, идею произведения.

    Развивать четкую, грамотную, связную речь учащихся, навыки выразительного, осознанного чтения, творческие способности.

    Воспитывать интерес к чтению, любовь к своим близким, животным, природе.

Тип урока : комбинированный.

Оборудование: аудиозапись, я , словарь черт характера человека,карточки

Ход урока

1.

Организационный момент.

Цель: подготовить учащихся к работе.

Ребята сейчас будет звучать музыка, вы наверняка ее узнаете. Подпевайте.

Звучит музыка к тележурналу «Ералаш».

Что это за мелодия? (Ералаш»)

О ком эта передача? (о детях)

Любите ли вы смотреть Ералаш? Почему ? (веселый, смешной)

2.Актуализация знаний.

(слайд 1)

3.

Подготовка к основному этапу .

Вы дома путешествовали на машине времени в гости к Драгунскому. Что вы узнали? Поделитесь увиденным и услышанным .

Дома вы читали его произведения. В каком жанре работал писатель ? (Рассказы.)

Какие рассказы вы читали Драгунского?

Что их объединяет? (Смех.)

Как вы считаете, каким человеком был Драгунский? (Писатель любит своих героев, он понимает их чувства, бывает, он подшучивает над героями, но эта шутка добрая, с любовью.)

На уроке мы в этом убедимся.

Прочитайте тему урока, расшифровав запись: Чт. л.б.т М.шк.

Поставим себе цель.

Должны знать…. (произведение)

Должны уметь: …. (анализировать текст)

(Слайд 2.)

(Слайд 3, 4.)

Дети рассказывают биографию.

(Слайд 5.)

(Слайд 6.)

4

Изучение нового материала.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание способов действий.

А вы знаете, что любит Мишка? (нет)

Что мы должны сделать, чтобы узнать?

    Выяснить, что любит Мишка?

.Работа по теме урока.

Скажите пожалуйста, а что любите вы?

Как много всего вы любите, может быть даже ваши предпочтения совпадут с Мишкиными.

Давайте сейчас познакомимся с рассказом

5. Словарная работа.

Кавалерист – воин на коне.

Лань – быстрое животное рода оленей.

Зельц – вид колбасы.

Боржом – минеральная вода.

Частик – рыба.

Глазурованные пряники – покрытые глазурью, сахаром.

Жужжащее чтение.

(Слайд 7.)

.Первичное восприятие текста .

Прослушивание аудиозаписи. Учащиеся следят и подчеркивают встретившиеся слова из словарной работы – прием “Молния”.

.Проверка первичного восприятия

6.Физминутка.

Беседа:

Понравился рассказ?

Кто главные герои?

Работа в паре

Так, что же любит Мишка? Дениска?

Перед вами лежит карточки, вы сейчас будете работать в парах, соедините стрелками кто, что любит.

собака

колбаса

строгать

лань

Дениска макароны Мишка

булки

древних воинов

сыр

конфеты

Давайте проверим, все ли выполнили задание правильно.

Скажите, совпали наши предпочтения с Мишкиными?

К кому были ближе к Дениске или к Мишке?

Как вы думаете, могут ли рассказать о человеке его увлечения?

Найдите в тексте и прочитайте отрывок, в котором описывается, что любит Дениска.

Давайте дадим характеристику Дениске. Какой он?

Увлекающийся, разносторонний, любознательный, ленивый, равнодушный .)

А что любит Мишка? Много всего любит Мишка?

Чего ждал от Мишки учитель? Что хотел услышать?

Давайте попробуем охарактеризовать Мишку. Какой Мишка ?

- Почему вы затрудняетесь ответить ? Можно ли рассказать о характере Мишки по тому, что он любит? Единственное, что можно сказать, это то что Мишка любил поесть.

- Задумался ли Мишка над тем, что он любит после замечания учителя? Найдите этот момент в тексте, прочтите.

- Почему он покраснел ? Почему стало стыдно? (Он не назвал более важных вещей)

- Кто из детей взрослее несмотря на то что они одного возраста? Почему вы сделали такой вывод?

(Мишка как маленький ребенок перечислял, что он любит есть, но ни разу не обмолвился ни о увлечениях ни о людях которых он любит.)

7 Закрепление пройденного материала.

Работа с пословицей.

- Так на что же хотел обратить внимание автор? Ответить на этот вопрос нам поможет пословица.

« Не хлебом единым жив человек». (Человеку кроме обычной пищи, необходима еще и духовная.) Что значит духовная? (любовь к родным, природе, музыке и т.д.)

8.Работа в группах.

- Сейчас мы с вами будем работать в группах. Обратите внимание на доске пьедестал. Сколько мест? четыре) (1-я, 2-я, 3-я, 4-я группы).

Перед вами лежат картинки. Рассмотрите их и попробуйте распределить, чтобы вы поставили на верхнюю ступеньку пьедестала, на вторую, третью, четвертую.

1 группа выберет для 1 места

2 группа – 2

3 группа – 3

4 группа – 4

- Что получилось на 1 месте? (семья), на втором? Третьем? Четвертом? Почему получились совпадения? Это не значит, что кто-то лучше, кто-то хуже, это значит, что мы все разные.

9.Итог урока.

Какой совет вы бы дали Мишке? (Любить свою семью.)

Достигли ли мы целей урока?

(Слайд 10.)

10.Домашнее задание.

Творческий пересказ.

Сочинение “Что я люблю”.

Разноуровневые задания

Самовыбор. (Слайд 11.)

11.Рефлексия.

На доске записаны предложения. Подумайте и закончите их.

    Произведение В. Драгунского «Что любит Мишка» заставило задуматься…

    Читая произведения, я испытывал…

    Особенно меня тронуло…

Было ли вам интересно на уроке?

12.Самооценка.

Тема урока: Юмористический рассказ на серьезную тему.

Тип урока: освоение нового материала.

Цель: знакомство с произведением В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка».

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

Познакомить с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского;

Показать различия понятий «юмор» и «сатира»;
- отрабатывать навыки выразительного чтения;
- сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива.
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные УУД:

Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Личностные УУД:

Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков - своих и окружающих людей.

Коммуникативные УУД:

Высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Оборудование: презентация, компьютер, интерактивная доска, аудиозапись фрагмент произведения Фредерика Шопена «Вальс минутка», учебник литературного чтения 4 класс Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «В океане света»

Ход урока

Вступительная беседа

Как называется раздел, который мы начали изучать на прошлом уроке? (Смешные книжки. Тайны юмора и сатиры.)
- Как вы понимаете значение слов сатира и юмор?
- Как значение эти слов поясняется в нашем учебнике? Зачитайте. С.150
- В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова эти слова поясняются так:

Сатира - художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности
Юмор - умение видеть и показывать смешное, снисходительно - насмешливое отношение к чему-нибудь

С каким произведением этого раздела мы познакомились? (Н. Носов «Федина задача»).
- Почему это произведение включено в этот раздел «Смешные книжки»? (Оно веселое, смешное, юмористическое.)
- Сегодня на уроке познакомимся с рассказом другого писателя. Его имя вам подскажет альбом иллюстраций (слайды). Если узнали рассказ - поднимите руку.

Актуализация знаний

Родился Виктор Юзефович Драгунский 30 ноября 1913 году в Нью-Йорке, куда уехали его родители из России в поисках лучшей жизни. Однако через год они вернулись обратно, и поселилась в Гомеле (это в Белоруссии), где и прошло детство Драгунского.
В 1925 году, когда Виктору было 12 лет, семья перебралась в Москву.

Детство и юность Драгунского пришлись на трудные годы. В шестнадцать лет юноше, мечтавшему о театре, пришлось пойти работать. Он трудился на заводе учеником токаря, шил конскую сбрую в шорной мастерской, перевозил пассажиров на лодке через Москву-реку. Но актером он все-таки стал и не без успеха играл на сцене. Сначала в Московском театре транспорта (сейчас - театр имени Гоголя), потом в Театре сатиры, цирке, театре - студии киноактера.

С его Дениской Кораблевым юные читатели впервые познакомились в 1959 году. (56 глет назад) И с тех пор за Виктором Драгунским закрепилось звание детского писателя.

Самые разные случаи происходили с главным героем Драгунского: и с вышки в воду он прыгал, и на сцене выступал и в аварию вместе с папой попадал. Некоторые из этих случаев происходили на самом деле - но не с Дениской Кораблевым - литературным героем. А с Денисом Драгунским - сыном писателя. Правда Денис Драгунский вырос, теперь он взрослый человек и сам пишет книги, а Дениска Кораблев так и остался мальчишкой.

Назовите главных героев рассказов Драгунского. (Мишка и Дениска, Аленка)
- Под каким общим названием издавались эти рассказы? (Денискины рассказы)
- Какое настроение вызывают эти рассказы? (Веселое, радостное)
- Что объединяет все эти произведения? (Они юмористические)
- Сегодня мы прочитаем юмористический рассказ на серьезную тему. Прочитайте название рассказа

Работа с текстом до чтения

Глядя на название, предположите, о чем будет рассказ? (О любви)
- Кто будет главным героем? (Мишка)
- Рассмотрите иллюстрацию, и в своих учебниках на стр.157
- Кого узнали? (Мишку, Дениску)
- О чем будет это произведение? (О том, что любит Мишка и Дениска)
- А как нам убедиться, верны наши предположения или нет? (Нужно прочитать текст)

Чтение рассказа

Прочитайте рассказ самостоятельно и с помощью линейки и карандаша подчеркните слова, значение которых вам не понятны.

Словарная работа

Какие слова вам не понятны? Найдите в тексте и прочитайте предложения с этими словами.
Кавалерист - воин на коне.
Лань - быстрое животное рода оленей.
Зельц - вид колбасы.
Боржом - минеральная вода.
Частик - рыба.
Глазурованные пряники - покрытые глазурью, сахаром.
Брынза - сыр из овечьего молока

Анализ произведения

От чьего имени ведется рассказ?
- Куда зашли ребята и кого они встретили?
- Что любил учитель пения?
- Найдите в тексте и прочитайте, как сам учитель говорит об этом
- Послушайте фрагмент произведения Фредерика Шопена «Вальс минутка».
- Что вы представляете себе под эту музыку?

Как автор относится к Борису Сергеевичу? (С уважением)
- Что любит Дениска? Найдите и прочитайте
- Как слушал Дениску Борис Сергеевич? Прочитайте.
- Почему? (Ему было интересно)
- Что мы можем сказать о Дениске? (Он мечтатель. У него разные интересы)
- Как автор относится к Дениске? (С одобрением)

Как вы относитесь к Дениске? (Предположения учащихся)
- Почему Мишка вмешался в разговор? (Почувствовал себя обиженным)
- Как понимаете «Поведай тайну души своей»? (Расскажи самое сокровенное)
- Что любит Мишка? Прочитайте.
- Чего ждал Мишка? (Похвалы)
- Найдите и прочитайте, как учитель отреагировал на слова Мишки? (Посмотрел недовольно и строго)
- На что обратил внимание учитель? (На любовь к людям и животным) Почему? (Это главное - ради чего живет человек на земле)

Выберите глаголы, которые показывают, как отреагировал Мишка на слова учителя. (Встрепенулся, покраснел)
- А когда люди краснеют? (Когда им стыдно)
- Почему Мишке стало стыдно? (Самое главное не сказал)
- Оказывается, он любит и котят, и бабушку, и родителей, наверное. Только пока не выделяет это как главное.
- Чем же отличаются герои?
- Только ли нам смешно было? Почему грустно?

Как к героям относится сам автор? (К Дениске с уважением, к Мишке с юмором, но учит)
- Как вы считаете, какова идея произведения?
- Давайте подумаем, можно ли это произведение отнести к юмористическим? (Нет. Юмор - весело, радостно, смешно)
- В каком жанре написан рассказ? (Сатира. Высмеивает недостатки)
- Почему так считаете? (Высмеиваются недостатки. Помогает исправиться)
- О чем мы должны задуматься, читая этот рассказ? (О любви к ближнему, к животным)
- А что вы любите?

Работа с пословицами

Выберите подходящую по смыслу пословицу:

На вкус и цвет товарища нет
Не хлебом единым жив человек

Игра: «Найди ошибку»

Сейчас мы проверим, как внимательно вы читали и слушали рассказ. На доске записаны предложения (цитаты) из рассказа, вам надо найти в них, если есть ошибки.
Мы с Мишкой вошли в класс, где у нас бывают уроки пения.
Шопен - великий писатель.

Он выслушал меня внимательно, у него было удивленное лицо, когда он слушал, а потом он сказал…
Вареную колбасу люблю прямо безумно, если докторская, - на спор съем сто кило.
По его глазам было видно, что он ждет, когда Борис Петрович его похвалит.
… ты многое любишь, спору нет, но все, что ты любишь, оно получается какое-то одинаковое, чересчур вкусное, что ли.

Работа в группах

Заполните таблицу

Название произведения
Автор
Жанр
Главные герои произведения
Характер героев произведения Борис Сергеевич -
Мишка -
Дениска -
Отношение автора к героям произведения Борис Сергеевич -
Мишка -
Дениска -

Ваше отношение к героям произведения

Викторина

В начале урока вы говорили о том, что прочитали многие рассказы Виктора Драгунского. Сейчас мы проверим, как вы помните их содержание.

1. Назовите фамилию Дениса.
2. Что вывалил Дениска из окна, попав на шляпу прохожему?
(Тайное всегда становится явным)
3. Где Денис и его друзья устроили настоящее сражение?
(Сражение у чистой речки)
4. Как звали девочку, которую Дениска с Мишкой покрасили?
(Вверх, вниз, наискосок)

5. Что варили Дениска с папой, но так и не сварили?
(Куриный бульон)
6. Какую игрушку предложила мама Денису вместо боксерской груши?
(Друг детства)
7. В каком предмете силен Васин папа?
(Где это видано, где это слыхано)
8. Название, какой реки перепутал Дениска, тем самым рассмешив весь класс?
(Главные реки Америки)

Итог урока

С каким произведением мы сегодня познакомились?
- Чему учит рассказ? (Любить близких)
- Как вы ответите на главный вопрос рассказа?

Черникова Надежда Алексеевна, ГБОУ СОШ №4 г. о. Сызрань Самарской области, учитель начальных классов

Чтобы скачать материал или !

Тема: В. Драгунский «Что любит Мишка».

Цель : - Углубление знаний учащихся по теме

– Познакомить с произведением В. Драгунского «Что любит Мишка»;

– Показать различия понятий «юмор» и «сатира».

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

Познакомить с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского;

Показать различия понятий «юмор» и «сатира»;
- отрабатывать навыки выразительного чтения;
- сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива.

Регулятивные УУД:

Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, корректировать свою деятельность.

Личностные УУД:

Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков людей.

Коммуникативные УУД:

Высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, учиться корректировать свою точку зрения.

Оборудование: презентация, аудиозапись фрагмент произведения Ф. Шопена, учебник литературного чтения 4 класс.

Ход урока

    Организационный момент.

– Проверьте готовность к уроку.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

2. Актуализация знаний.

– Кто герои? (Мальчики, школьники, Мишка и Дениска.)

– Какое настроение у вас вызвала сценка? (Веселое, радостное, смешное.)

– Какой это рассказ? (Юмористический.)

– Значит, что такое юмор? (Это когда весело, смешно, радостно)

Кто знает, что такое сатира?

3. Знакомство с творчеством В. Драгунского

Рассказывает ученик.

Виктор Юзефович рано начал работать в театре, как актер. А вот писать для детей начал поздно, в возрасте 32-ух лет. И связано это с появлением у него сына Дениски. Вечерами Виктор Юзефович рассказывал Дениске и его друзьям веселые истории, которые очень нравились детям. Так и появились юмористические рассказы для детей, прототипом которых является его сын.

– Как звали главного героя этих рассказов? (Денис Кораблев.)

– Под каким общим названием издавались эти рассказы? (Денискины рассказы.)

– Вспомните, какие рассказы В. Драгунского вы читали? («Девочка на шаре», «Похититель собак», «Бы», «Тайное становится явным», «Независимый Горбушка»). [выставляются книги]

– Какое настроение вызывают эти рассказы? (Веселое, радостное)

– Посмотрите, В.Ю. Драгунский умер в 70-ые годы прошлого столетия, очень давно, а книги его читают дети и взрослые, и по сей день. И эти произведения приносят нам много радости и веселья. Что объединяет все эти произведения? (Они юмористические)

4. Сообщение темы и цели урока.

– Попробуйте сформулировать тему нашего урока

Эпиграфом нашего урока будет пословица «Не хлебом единым сыт человек»

– А поможет нам подойти к разгадке тайны рассказ Драгунского

– Найдите ключ к разгадке, и вы узнаете, как оно называется. «Что любит Мишка»

5. Работа с текстом до чтения.

– Глядя на название, предположите, о чем будет рассказ? (О любви.)

– Кто будет главным героем? (Мишка.)

– Рассмотрите иллюстрацию, и в своих учебниках

– Кого узнали? (Мишку, Дениску.)

– О чем будет это произведение? (О том, что любит Мишка и Дениска.)

– Прочитайте ключевые слова к рассказу.

– Какой еще герой появляется в рассказе? (Учитель пения.)

– Что будут любить наши герои? (Древних воинов, разные разности, люблю булки, пирожки, сыр…)

– О чем будет рассказ?

– А как нам убедиться, верны наши предположения или нет? (Нужно прочитать текст.)

6. Чтение рассказа. Словарная работа.

– Понравился ли вам рассказ (Да)

– Какое настроение вызвал? (Радостное, смешное, веселое)

– А что именно вызвало такое настроение? (Ответ Мишки)

– Почему?

– Кого мы еще встречаем в рассказе? (Бориса Сергеевича)

– А кто это? (Учитель музыки.)

– А какой это учитель? (Творческий, талантливый)

– Докажите словами из текста.

– Что любит учитель пения? (Музыку Фредерика Шопена.)

– Послушайте фрагмент произведения Фредерика Шопена «Вальс минутка»

Физ. Минутка.

– Что вы представляете себе под эту музыку?

Звучит музыкальное произведение.

– Кому понравилось это музыкальное произведение?

– Что вы увидели?

– Что вы услышали?

– Какие чувства у вас возникли?

– На уроке музыки вы вместе с учителем музыки послушаете другие произведения этого композитора.

– Какой герой нам еще встречается в рассказе? (Дениска.)

– Как называется рассказ? («Что любит Мишка».)

– Что же любит Мишка?

Учащиеся перечисляют.

– Что любит Дениска? Найдите и прочитайте. Но сначала давайте обратимся к нашему алгоритму. На что обращаем внимание при чтении? На интонацию (медленно перечисляет), на темп

– Прочитайте.

Учащиеся читают.

– Используя алгоритм, оцени, как ты прочитал?

– Что мы можем сказать о Дениске? (Он мечтатель. У него разные интересы.)

– Что мы можем сказать о Мишке? (Он беззаботный и легкомысленный)

– Как слушал Дениску Борис Сергеевич?

– Прочитайте.

– Почему? (Ему было интересно.)

– Какой же Дениска? (Он мечтатель, разносторонний, любознательный)

– Как вы относитесь к Дениске? (Предположения учащихся.)

– Прочитайте по ролям, как в разговор учителя и Дениски вмешался Мишка.

Учащиеся читают. Оценивают чтение.

– Покажите, как это надулся.

– Как понимаете «Поведай тайну души своей»? (Расскажи самое сокровенное.)

– Что такое «разные разности»? (Всякие разности.)

– Можно ли так сказать? Это грамотно? (Нет.)

– Что любит Мишка? Прочитайте по цепочке.

Учащиеся читают.

– О чем говорят эти слова? (Мишка вел себя беззаботно, ждал похвалы.)

– Прочитайте, как слушал Мишку Борис Сергеевич.

Учащиеся читают.

– Почему? (Был недоволен, расстроен, возмущен.)

– Прочитайте.

– Для чего пауза? (Осмыслить, задуматься.)

– Когда вспомнил Мишка о любви к людям? (После замечания Бориса Сергеевича.)

– Прочитайте, как он отреагировал. (Покраснел.)

– Сравните, что любят мальчики.

Работа в группах

- Подчеркните, что любит Мишка и Дениска

Учащиеся предполагают.

– Посмотрите, сколько слов Мишка употребил, чтобы описать свою любовь к пище, и сколько, чтобы описать любовь к людям.

– Какое чувство у вас возникло в этот момент? (Грусть.)

– Почему?

– Прочитайте еще раз последние слова Мишки. Можно ли сказать, что он осознал свою ошибку? Докажите.

– Давайте подумаем, можно ли это произведение отнести к юмористическим? (Нет.)

– Почему? (Смех сквозь слезы.)

– В каком жанре написан рассказ? (Сатира.)

– Почему так считаете? (Высмеиваются недостатки. Помогает исправиться.)

– Что такое сатира?

– О чем мы должны задуматься, читая этот рассказ? (О любви к ближнему, к животным.)

– У нас два примера. Так о чем? (О любви к родным, к разным увлечениям)

7. Итог урока

Игра на внимание: «Найди ошибку»

Сейчас мы проверим, как внимательно вы читали и слушали рассказ.

предложения (цитаты) из рассказа, вам надо найти в них, если есть ошибки.

Мы с Мишкой вошли в класс (зал), где у нас бывают уроки пения.

Шопен – великий писатель (композитор).

Он выслушал меня внимательно, у него было удивленное (задумчивое) лицо, когда он слушал, а потом он сказал…

Вареную колбасу люблю прямо безумно, если докторская, – на спор съем сто (целое) кило.

По его глазам было видно, что он ждет, когда Борис Петрович (Сергеевич) его похвалит.

… ты многое любишь, спору нет, но все, что ты любишь, оно получается какое-то одинаковое, чересчур вкусное(съедобное), что ли.

Итак, вернемся к пословице: Не хлебом единым сыт человек.

– Положите перед собой таблицы.

– Заполните их.

Самостоятельная работа учащихся.

Таблица в рабочих тетрадях

Название

«Что любит Мишка»

В. Драгунский

Жанр

Мягкая сатира

Главные герои произведения

Борис Сергеевич

Характер героев произведения

Борис Сергеевич – насмешливый

Мишка – беззаботный

Дениска – мечтатель, любознательный

Борис Сергеевич – с уважением, пример

Мишка – иронично, с сожалением

Дениска – по-доброму

Свое отношение к героям произведения

– Проверим.

Один учащийся говорит, а второй (его оппонент) проверяет и дополняет или исправляет, если нужно.

– Кто может высказать свое отношение к героям?

8. Домашнее задание.

1) – Я уверена, что вам захочется встретиться с произведениями В. Драгунского еще много раз. Как же найти интересующее вас произведение в библиотеке? Давайте вспомним уроки библиографии. Дома, по желанию, используя нашу таблицу, заполните эту карточку.

2) – Домашнее задание для всех. Выполните иллюстрацию к произведению и подпишите ее цитатой из текста. А для этого вам нужно будет дома еще раз прочитать произведение В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка».

– А для записи цитаты из рассказа вам нужно будет вспомнить, как оформляется на письме прямая речь.

9. Рефлексия.

– На доске записаны предложения. Подумайте и закончите их.

    Произведение В. Драгунского «Что любит Мишка» заставило задуматься…

    Читая произведения, я испытывал…

    Особенно меня тронуло…

Цели урока: познакомить детей с понятием «духовный мир человека»
Продолжить знакомство с жизнью и творчеством В. Ю. Драгунского.
Учить учащихся формулировать тему и цели урока, идею произведения.
Развивать четкую, грамотную, связную речь учащихся, навыки выразительного, осознанного чтения, творческие способности.
Воспитывать интерес к чтению, любовь к своим близким, животным, природе.

    Организационный момент.

    Постановка темы и цели урока.

Начинаем урок литературного чтения. Ребята, сегодня мы познакомимся с произведением автора, который мне очень нравится. А кто он, вы узнаете, выполнив задание.
Выделите фамилию автора из данного ряда по нескольким признакам одновременно. Обоснуйте свой ответ.


Слайд 1

Ответы учащихся:
- Познакомимся с произведением В. Ю. Драгунского, так как это фамилия прозаика, а остальные – фамилии поэтов, В. Ю. Драгунский жил и творил в XX в., а Ф. И. Тютчев и А. С. Пушкин – в XIX в., фамилия Драгунский начинается со звонкого согласного звука, а остальные – с глухих, фамилия Драгунский состоит из трех слогов, остальные – из двух.

Слайд 2

Да, это Виктор Юзефович Драгунский. Какие его произведения читали?
- А знаете, какие еще веселые и загадочные названия умел придумывать своим рассказам этот писатель? «Зеленчатые леопарды», «Ни пиф, ни паф», «Он живой и светится», «Арбузный переулок». Правда, интересно, и сразу хочется прочитать?
- И сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением В. Драгунского.
- В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка» - это и будет темой нашего урока.

Слайд 3
- Сформулируйте цели урока, используя глаголы:

Слайд 4

Ребята, а что вы знаете о В. Драгунском?

Слайд 5

Когда читаешь рассказы В. Драгунского, то кажется, что писатель прожил несколько жизней. Он был и токарем, и режиссером, и лодочником, и актером, и даже работал в цирке… клоуном. А когда в 40 лет у В. Драгунского родился сын Денис – он стал писателем. И вот уже много лет его книги с большим интересом читают и взрослые, и дети. Читая рассказы В. Драгунского, понимаешь, что писатель влюблен в своих героев, он понимает их мысли, чувства, переживания. Бывает, он подшучивает над своими героями, но это шутка добрая, с любовью к ним.
- И сегодня мы с вами в этом убедимся.

3. Первичное восприятие.

Учитель читает отрывок из произведения.
- Назовите главных героев произведения.

Слайд 6

Что вы о них узнали из этого отрывка? (одноклассники, приятели, друзья)
- Вы услышали, что любит Дениска. Как вы думаете, а что же любит Мишка? (
ответы детей)
- Дочитайте текст до конца самостоятельно и проверьте, насколько точны ваши предположения.

Посмотрите на слова. Они вам встретятся в тексте. При чтении обратите на них внимание и подчеркните. (Прием «Молния!»)


Слайд 7 (Учитель читает слова, слайд закрывается)

Дети читают текст до конца

4. Проверка первичного восприятия.

Подтвердились ли ваши предположения?
- Как все, что любит Мишка, можно назвать одним словом?
- Какие слова вы подчеркнули?
Учитель открывает слова. Слайд 7
- Почему назвали не все слова?
- Объясните лексическое значение этих слов.
3 ученика работают со словарем, зачитывают статьи из словаря.

Слушание ответов.

Вы назвали главных героев произведения: Дениска и Мишка.
- А кто они друг другу? (Приятели, одноклассники, ровесники, друзья. )
- Одинаковые ли у них интересы?
- Перечитаем произведение еще раз, дадим характеристику каждому герою, чтобы понять, почему же у них разные интересы.

ФИЗМИНУТКА

5. Чтение произведения и его анализ.

1). Чтение I абзаца цепочкой.
- Какие вопросы можно составить к этому абзацу? (Дети составляют вопросы и отвечают на них.)
2). Чтение по ролям.
- Прочитайте диалог учителя и Дениски и подготовьтесь к чтению по ролям. Для этого исключите слова автора, оставьте только слова героев.
- Что любит Борис Сергеевич? (Музыку Ф. Шопена.)
- Что узнали о Шопене из слов учителя?
- Фридрих Шопен – великий польский композитор и пианист. Послушайте его музыку и подумайте, почему Борис Сергеевич очень любит музыку этого композитора.


Слайд 8 (звучит музыка)

Почему Борис Сергеевич очень любит музыку Ф. Шопена? (Она красивая, завораживает, наполняет сердце радостью.)
- Найдите в тексте, как он сам ответил на этот вопрос.
- Что любит Дениска? Докажите словами из текста.
- Как учитель подвел итог тому, что любит Дениска? (Целый мир.)
- Как вы это понимаете? (Разнообразие: и природа, и ремесла, и история, и космос.)
- Как это характеризует Дениску? Докажите.

Слайд 9

Дети, используя опорные слова, характеризуют героя, доказывая свое мнение.
3).Выборочное чтение.
- А сейчас прочитаем, как в разговор учителя и Дениски вмешался Мишка.
- Найдите слово, которое характеризует состояние Мишки. (Надулся)
- Подберите синонимы к слову «надулся».
- Почему Мишка надулся?
- Дениска любит целый мир, а что любит Мишка? Найдите в рассказе, как он об этом говорит двумя словами. (Разные разности)

Слайд 10

Уточним, какие же разные разности любит Мишка. Подтвердите текстом.
- Как вы это назвали одним словом? (Продукты)
- Что можно сказать о Мишке? (обжора, сластена)
- Чего ждал Мишка? (похвалы)
- Найдите в тексте, как отреагировал учитель на речь Мишки? (Посмотрел недовольно и строго.)
- Почему? Чего он ждал от Мишки?

4). Дети перечитывают последние два абзаца. Два ученика готовятся к выразительному чтению по ролям данного отрывка.
- В какой момент изменилось настроение Мишки?
- На что обратил внимание учитель?
(На любовь к людям и животным.) Почему? (Это духовная, главная любовь, благодаря которой живет человек.)
Чтение отрывка.
- Удалось ли ребятам показать, что Борис Сергеевич не одобряет, не хвалит Мишку за его разные разности и как Мишка на это реагирует?
- Найдите в тексте глаголы, которые показывают, как отреагировал Мишка на слова учителя.
(Встрепенулся, покраснел.)
- А когда люди краснеют?
- Почему Мишке стало стыдно?
(Самое главное не сказал.)
- Оказывается, он любит и котят, и бабушку, и родителей, наверно. Только пока не выделяет это как главное.
- Как вы думаете, после Мишкиной реакции и его последних слов изменится ли к нему отношение Бориса Сергеевича?
- Выберите слова, которые характеризуют Мишку. Докажите.
Дети, используя опорные слова, характеризуют героя, доказывая свое мнение.
- А как же к героям относится автор? (К Дениске - с уважением, к Мишке - с юмором, но учит.)
- Почему В. Драгунский назвал свой рассказ «Что любит Мишка»?
- Как вы считаете, какова основная идея этого рассказа?
- Почему Дениска и Мишка так по-разному ответили на вопрос «что ты любишь?»
- Да, ребята, как в жизни нет двух одинаковых людей, так и в литературе нет двух одинаковых персонажей, абсолютно схожих между собой. Это первая идея произведения. Но есть еще одна.
- Как вы думаете, может ли Мишка измениться в лучшую сторону? Какая вторая идея?
(Человеку свойственно меняться в лучшую сторону)
- И автор тоже в это верит.
- Какой совет вы могли бы дать Мишке?
(любить свою семью)
- Любите своих близких и почаще им об этом говорите. «На свете все сыщешь, кроме отца с матерью», - гласит народная мудрость. Не забывайте об этом.

Слайд 11

6. Итог урока.

- Ребята, а как вы думаете, что для человека самое главное?

- Когда человек по-настоящему счастлив? Посмотрите на эти фотографии, на свои счастливые лица. Слайды 12-14

- Только в семье, рядом со своими близкими и родными людьми мы чувствуем себя счастливыми.

7. Домашнее задание.

Слайд 15

Прочитайте рассказ и нарисуйте рисунок к понравившемуся отрывку.
Прочитайте рассказ и придумайте, как могли бы развиваться события дальше.