Развитие украинской культуры в 16 веке. Художественная культура украины второй половины xvi — первой половины xvii века

Развитие Украины в Составе Речи Посполитой обусловливало
развитие украинской культуры в условиях национального, феодального
и религиозного гнета, принижения украинской культуры, языка, обыча­ев, православной веры и т.п.

Развитие экономики способствовало потребности и обтшованны.
людях, развитию просвещения, высшего образования, книгопечатание т. и.

Рост национально-освободительного движения со 2-й половин!.
16 века вызвал пробуждение национального сознания украинского народа, его более внимательное отношение к своей культуре, языку, истории и традициям.

Развитие украинской культуры шло в тесной взаимосвязи и под влия­нием культурных ценностей 3ападной Европы эпохи Возрождения и развития русской и белорусской национальных культур.

В обществе росла потребность в образованных людях как для раз­вивающегося производства и торговли, так и для национально-освободи­тельного движения - идеологов, способных вести борьбу против насаждения униатства. Поэтому: растет число начальных школ, как церковных (православных, униатских, католических, протестантских), обучавшихстарославянскомуязыку, арифметике, молитвам, пению и т. п., так и светскихшкол (славяно-греко-латинских), где дополнительно изучались латинский язык (основной язык в западных университетах), диалектика, астрология, гео­метрия, астрономия и. др. Первой, наиболее известной такой школой была Острожская школа, основанная князем Острожским, пригласившим в неемногих известных преподавателей: ректора - Герасима Смотрицкого, ставшего впоследствии константинопольским патриархом, преподавателя - священника Демьяна Наливайко - брата руководителя восстания Севе­рина Наливайко, нескольких преподавателей из греческих университе­тов и др.

Братские школы открылись вначале при Львовском (1585 г.), а
затем при Киевском, Луцком, Каменец-Подольском и др. братствах, от­
личаясь от остальных школ: от педагогов требовали любви и одинаково­
го отношения ко всем детям, независимо от происхождении; воспитыва­
ли патриотизм, уважение к родному языку и культуре, к православию;
учебная программа была сходной с славяно-греко-латинской школой.

В начале XVII ст. в Киеве архимандритом Киево-Печерской Лав­ры Е. Плетенецким был организован кружок литераторов, членами кото­рого являлись 3. Копыстенскпй, П. Беринда, Т. Немка, Л. Зизаний-Туста-
новскн Л, А. Митура и др. В декабре КНО у. ими был подготовлен к печа­
ти и вышел в свет «Часослов», в 1618 - «Визерупок цнот», в 1С 19 -
«Анфолонион.» объемом в 1048 страниц.

Высшее образование - первой высшей школой стала Киево-Могилянская коллегия, созданная в 1632 г. на основе объединения. Киев­ской братской школы (Iв 15 г.) и Лаврской школы (1031 г.). Опекалась
Киевским братством и основателем Лаврской школы архимандритом Пет­
ром Могилой (отсюда название «могилянской»). Благодаря проведенной
в 1633 - 1647 гг. И. Могилой реформе просвещения школьная система
Украины была перестроена по наиболее эффективной системе - иезуитских колледжах, обучения в коллегии совпадало с европейским типом.


По завещанию митрополит оставил Киево-Могилянской коллегии свою библиотеку, здание и хозяйство на Подоле, все имущество на принадлежащем ему хуторе Непологи, а также огромную по тем временам сумму - 80 тысяч злотых.

Состояла из 7 классов: 1-го подготовительного, 3 младших, 3 выс­ших. Учебная программа: славяно-греко-латинской школы; дополни­тельно преподавались философия, география, история и др. предметы. По перечню учебных программ и уровню преподавания была близка к запад­ноевропейским университетам и академиям, но из-за воспитания в своих студентах свободомыслия и любви к украинской культурен православной вере смогла получить официальный статус академии (высшего учебного заведения) лишь от царского правительства России в 1701 г. (закрыта в 1817 г.).

0на явилась образцом для создания аналогичных учебных заведений в Лесах (1640 год) и Москве (1687 год). Академия в течение долгого вре­
мени готовила кадры, общественно-культурных деятелей не только для Ук­
раины и России, но и для Белоруссии, Молдавии, Румынии южнославянских регионов.

Книгопечатание - было вызвано потребностью в размножении учебных и других книг (т.к. священники не успевали их переписывать) и возможностью развивающейся техники создать первый печатный станок.

Основателями книгопечатания стали Иван Федоров и Петр Мстиславец. В 1564г. Они издали в Москве «Апостол», в 1565г. «Часовник», «Евангелия», распространявшиеся не только в России но и на Украине. В последствии И.Федоров переезжает на Украину, работая в имении магната Ходкевича, а затем у князя Острожского, в 1573г. Федоров основывает во Львове первую на Украине типографию и выпускает церковную («Апостол», «Острожская библия»), учебную («Букварь»), публицистическую и другую литературу (всего известно 28 изданий)

Вслед за Львовской были основаны братствами типографии в Киеве, Чернигове, Луцке, Новгород-Северське и др. городах.

Значение - книгопечатание способствовало развитию укр. просвещения, культуры, национально-освободительного движения (публицистическая литература); подняло международное значение Украины, т.к. издаваемая литература была известна во многих странах Западной Европы.

Песни, предания, легенды, сказки, сатирические частушки и др. отражали важнейшие события в жизни Украинского народа:

Героико-патриотическая тематика- о борьбе с татарскими и турецкими набегами, воспевали любовь к Родине, храбрость защитников, клеймили предателей;

О борьбе против феодального гнета и мечтах о вольной казацкой жизни, где главным персонажем становится, как правило, казак-герой (дума «Ивась Коновченко, Вдовиченко», «дума об Алексее Поповиче» и др.);

Общечеловеческие ценности- о любви парня и девушки, предательстве, долге, верности и других проявлениях человеческих взаимоотношений

(песня-баллада «о казаке и девушке Кулине», песня «Пастуше, пастуше» и др.).

1. Гуманистические идеи Ренессанса в малорусской (украинской) культуре.

2. Образование. Книгопечатание.

3. Развитие художественной культуры в Украине в XIV-XVI вв.

Развитие малорусской (украинской) культуры в XIV-XVI вв. происходило в сложных условиях. Социально-политическая ситуация опреде­лялась окончательной потерей остатков государственности и самоуправления Киевской Руси - малорусские (украинские) земли вошли в состав Литовско-Польского государства. После Кревской унии (1385 г.) Польша повела то­тальное наступление на культуру, веру, обычаи, традиции малорусского (украинского) на­рода. На протяжении XV-XVI вв. все еще продолжалась неравная борьба с татарской ордой, которая опустошала край, забирая людей в неволю.

Изменилась духовная, культурная жизнь общества.

С одной стороны, эти изменения определялись решительной переориен­тацией на взаимодействие с культурными достижениями Западной Европы. В XIV-XVI вв. строятся города, растет цеховое производство, развиваются различные виды художественного творчества, ремесла, торговля, оживляют­ся, международные, в том числе творческие контакты. С другой стороны, экспансия католицизма, усиление социального и национального гнета вы­зывало обострение социально-политического и духовно-просветительского противоборства народа. Защитником веры, традиций становится казаче­ство, период становление которого выпадает на середину XVI в.

Пробуждение национального самосознания дополнялось распространением идей гуманизма Возрождения. Усиливавшийся интерес к природе и человеку закладывал почву для появления в кругу европейских культур плеяды представителей малорусской (украинской) интеллектуальной элиты, которые не только овладели гуманистическими идеями своего времени, но и сделали оп­ределенный вклад в развитие западноевропейской культуры.

Получив надлежащее образование в европейских университетах, вы­ходцы с территории Малороссии становились известными учеными, педагогами, медиками, художниками.

Юрий Дрогобыч (Юрий Котермак, 1450-1494) стал доктором философии и медицины в Болонском университете, читал там лекции по ма­тематике, занимал должность ректора факультета медицины. В Риме увидел свет первый в нашей истории печатный труд малоросса природоисследователя - "Прогностическая оценка текущего 1483 года".

Лукаш из Нового Града (умер прибл. в 1542 г.) был магистром и препо­давателем Краковского университета. В этом университете в XV в. работали 13 профессоров - малороссов.

Павел Русин из Кросна (ок. 1470-1517), читал в Кракове универси­тетский курс римской литературы, писал стихи, преподавал также в Венгрии. Он является первым гуманистическим поэтом Малороссии и также одним из основателей польской гуманистической поэзии.

Станислав Ореховский-Роксолан (1513-1566) свой многогранный та­лант оратора, публициста, философа, историка реализовал во многих трудах, которые читали в Италии, Испании, Франции, Германии. Не случайно в За­падной Европе его называли "рутенский (русский) Демосфен", "современный Цицерон".

Творчество ранних гуманистов характеризуется глубоким знанием античной философии, вниманием к проблемам изучения природы, утверждением достоинства личности, ее свободы, идеалов социальной спра­ведливости. Они оказали положительное влияние па образование и литерату­ру, стали идейными вдохновителями ренессаисного искусства.

Резкое обострение в XVI в. религиозных конфликтов, связанных с попытками обратить в католическую веру население Малороссии, вызвало распространение идей, созвучных идеологии Реформации.

Система научных знаний в украинской культуре того времени состояла, из богословских дисциплин, грамматики, поэтики, арифметики, этики, истории, права, медицины, музыки. Распространялись переводные работы по проблемам метафизики, логики, астрологии, астрономии: "Логика Авиасафа", "Космография" и др. Несомнен­ный интерес представляет медицинский справочник "Аристотелевы врата или Тайная Тайных".

Теоретическое осмысление и разработка идей, созвучных новой Эпо­хе, осуществлялись в кон. XVI-нач. XVII вв. украинскими книжниками, ко­торые объединялись вокруг культурно-просветительских центров, создавае­мых магнатами-меценатами или представителями городского населения для сохранения отечественной культуры.

Таким культурным центром в кон. XVI в. стала Острожская славяно-греко-латинская академия (коллегиум), которую открыл в 1576 г. в г. Остроге (ныне - в Ровенской обл.) князь Константин Острожский. Со временем эта школа поднялась до уровня европейских учебных заведений. В ней препо­давали лучшие украинские и иностранные ученые.

Острожская школа объединила вокруг себя известных в то время дея­телей культуры. Писатель Герасим Смотрицки й (первая пол. XVI в. - 1594 г.) стал ее ректором. Он редактировал и написал предисловие к известной Ост­ровской Библии - первого полного издания Библии на славянском языке, осуществленного в 1581 г. Иваном Федоровым. Одним из яр­ких образцов полемической литературы является работа Г. Смотрицкого "Ключ царства небесного" (1587 г.).

Многие иностранные ученые сотрудничали с Острожской академией: доктор философии и медицины, профессор Краковского университета Ян Лятощ, грек Кирилл Лукарис, ставший в дальнейшем патриархом Констан­тинопольским и др.

В последней четверти XVI - нач. XVII вв. в городах создаются братства - организации, которые в условиях усиления влияния католицизма стали идейными центрами по защите веры, языка, культуры и др. духовных ценностей украинского народа.

Первым из них было Львовское братство, возникшее еще в 1439 г. На его средства содержались школа, госпиталь, типография, библиотека.

В начале XVII в. братства появились во многих городах Украины. При каждом из них была открыта школа. Ведущей среди них стала школа Львовского Успенского братства, организованная в 1586 г. Обучение в ней регламентировалось уставом - "Порядком школьным".

Обучение в братских школа» начиналось с изучения славянской грамматики, овладения навыками чтения и письма, изучения греческого языка и латыни, знание которых давало возможность ученикам знакомиться с достижениями западноевропейской науки и литературы. В программу братских школ входили также поэтика, риторика, музыка.

Выпускники школ путешествовали по Украине, распространяли знания, призывали народ к отпору польско-католического влияния.

Большое значение в становлении новой культуры сыграла светская литература , связанная с традициями летописания, развития русского (укра­инского) права: "Судебник" Казимира (1468 г.), Литовский Устав (1529, 1566 ГГ.), литовско-русские летописи и краткая Киевская летопись XIV - нач. XVI в. Как знаки своей эпохи они отразили историческое наступление литовской государственности в ее взаимодействии с культурной традицией украинского народа.

В 1574 г. во Львове вышла первая на Украине книга Ивана Федорова "Апостол", несколько позже - "Букварь". После переезда в Острог, он на средства К.Острожского основал вторую типографию, в которой издал ряд книг, в том числе, уже упоминавшуюся Острожскую Библию. Она получила распространение в Украине и за ее пределами, поступила в библиотеку Окс­фордского университета, в королевский двор Швеции.

ХV-ХVI - период расцвета народной культуры.

Особое место в литературе того времени занимает украинский эпос - думы, баллады, исторические песни. Глубо­кая образность дум восхищала Т.Шевченко, который ставил их выше гомеровских "Илиады" и "Одиссеи". Этнограф М.Максимович обратил внимание на органическую связь дум с историей народа, он выделил их в отдельный
литературный жанр. .

Цикл дум "Маруся Богуславка", "Самійло Кішка" и др. проникнуты освободительными настроениями, верностью православной вере. Высокой по­этикой, эмоциональностью, духовной силой непобедимости пронизаны думы о смерти казака в степи: "Смерть Федора Безродного", "Три брата самарских". Отдельную группу составляет эпос, прославляющий героизм казачества: "Козак Голота", "Атаман Матяш", "Івась Коновченко". Герои дум воплощали лучшие черты украинского народа, его неукротимое стремление к жизни, свобо­де, широкую натуру, благородство.

В архитектуре и изобразительном искусстве формируются особенности украинского стиля. Они проявляются, прежде всего, в каменном строительстве Западной Украины, где ренессансный стиль органически слил­ся с украинским народным стилем, перенесенным с деревянного зодчества на каменные сооружения церквей, замков, городских построек.

В то время ведется широкое строительство замков-крепостей и зам­ков-дворцов, перепланировываются и расширяются города Львов, Луцк, Каменец-Подольский, Перемышль, Броды.

Возникли две архитектурно-строительные школы:

- галицкая , для которой характерна каменная кладка с крепкими стенами и несколькими башнями (замки в Хотине, Кременце, Белгороде-Днестровском и др.);

- волынская , представители которой использовали для строительства крупногабаритный кирпич. Кирпичные башни этой школы имеют вид ци­линдров, которые играли в системе укреплений особенно важную роль.

В храмовом строительстве также наблюдаются новые тенденции. Ря­дом с сооружениями старого типа возводились более торжественные по­стройки: в Холмах была построена башнеподобная церковь Иоанна Предте­чи, Косьмы и Домияна, во Львове - церковь Св. Онуфрия (XV в.), в которой сохранились фрагменты (одни из немногих) фресок того времени, Петропав­ловская церковь на Подоле в Киеве (XVI в.).

Передовые позиции вархитектуре принадлежали Львову, ренессансные сооружения которого занимают выдающееся место не только в исто­рии украинского, но и западноевропейского искусства. Так, Успенская цер­ковь, башня Корнякта и часовня Трех Святителей составляют уникальный архитектурный ансамбль кон. XVI - нач. XVII вв.

На фасадах, порталах, в интерьерах ренессансных домов, дворцов, церквей, в иконостасах появляются скульптурные рельефы и богатая резь­ба по дереву. С традициями Возрождения тесно связан и скульптурный портрет, получивший распространение в виде надгробных памятников: па­мятники киевскому воеводе А.Киселю, К. Острожскому и др.

Мастера украинского монументального фрескового искусства , были известны далеко за пределами Украины. Но в отличие от фре­сковой живописи XIII в., в которой доминировали настроения аскетизма, отречения от мирского, в XV в. преобладают лирические, светлые, радост­ные мотивы: доброта, самопожертвование, героизм, любовь. К сожалению, в Украине почти не сохранилась эти фресковые шедевры.

Украинская живопись XIV-XVI вв. развивалась под животворным влиянием иконописи Киевской Руси. Мастера стремились к выразительно­сти, лаконичности, простоте. Центрами живописи были Киево-Печерская Лавра. Львов, Перемышль.

Проявлением гуманистических идей стало появление на картинах и иконах подписей живописцев: "Владыка", "Яков", "Матвей" и др.

Наиболее распространенными образами были: Юрий (Георгий) Змеебо­рец, Богородица, Архангел Михаил; сюжетами: Распятие Иисуса, Тайная Ве­черя, Рождество, Страшный Суд, Изгнание из рая. Святые на иконах все больше напоминают простых людей, крестьян, а не аскетов-мучеников, приобретают определенные индивидуальные черты. Ярким образцом живо­писи кон. XIII - нач. XIV вв. является икона "Волынской Богоматери", величественный силуэт которой производит глубокое впечатление и передает характерное для той эпохи понимание женской красоты.

В кон. XVI - нач. XVII вв. широкое развитие получает портретная жи­вопись. Под влиянием идей гуманизма художники стали обращать особое внимание на лицо человека, стремились передать характер личности, его ум, силу воли, чувство собственного достоинства. Эти черты характерны для портретов Яна Гебургта, польского короля Стефана Батория, князя Констан­тина Острожского и др., выполненных такими мастерами известной Львов­ской школы, как художник В.Стефанович.

Плодотворно работали в Украине художники-графики. Они мастерски оформляли книги - сначала рукописные, а затем печатные. Уникальным в этом отношения является оформление Киевского псалтыря (1397 г.), содер­жащего более 200 миниатюр.

В XIV - XVI вв. развивались музыкальная культура и театральное искусство . Музыканты, певцы, танцоры, как и раньше, объеди­нялись вокруг монастырей и епископских кафедр.

В инструментальной музыке использовались такие инструменты, как гудок, гусли, бубен, волынка и др. Казачество отдавало предпочтение трубе, литаврам, бандуре, кобзе, лире.

8 класс" width="522" height="40" class=""/>

История Украины, 8 класс

Тема: Культура Украины в XVI веке.

Цель: определить условия и состояние развития культуры в Украине в XVI веке, охарактеризовать влияние данных условий на развитие образования, книгопечатания и искусства; развивать у учащихся умение самостоятельно работать с разными источниками информации и на их основе определять характерные признаки развития украинского искусства, делать выводы и обобщения, формировать у учащихся умения работать с ИКТ; воспитать национально-патриотические и эстетические чувства.

Прогнозируемые результаты:

Учащиеся смогут:

· определять условия и состояние развития культуры в Украине в XVI веке;

· характеризовать влияние данных условий на развитие образования, книгопечатания и искусства;

· называть имена выдающихся деятелей культуры и искусства;

· оценивать их деятельность;

· распознавать и описывать выдающиеся культурные памятники;

· самостоятельно работать с разными источниками информации и на их основе определять характерные признаки развития украинского искусства;

· Работать с ИКТ.

Форма урока: защита проекта.

Ход урока

Учащиеся разделены на 3 группы.

1 группа получила опережающее задание подготовить мини-проект «Развитие образования в XVI веке»

2 группа получила опережающее задание подготовить мини-проект «Развитие литературы и книгопечатания в XVI веке »

3группа получила опережающее задание подготовить мини-проект «Особенности развития архитектуры, скульптуры, живописи в XVI веке».


Каждая из групп подготовила презентацию по заданной теме.

І. Актуализация опорных знаний.

Мозговой штурм.

Проблемный вопрос: определить условия развития культуры в Украине в XVI веке.

1. Имела ли Украина в данный период собственное государство ?

2. В состав каких государств входила Украина?

3. Какую политику проводили данные государства в отношении украинского народа?

4. Какую роль в жизни украинского народа играла православная церковь?

5. Что такое культура?

6. Как, на Ваш взгляд, социально- экономическое и политическое положение украинских земель влияло на развитие украинской культуры?

7. Мог ли данный этап в истории Украины стать периодом общенационального культурного возрождения?

Учащиеся работают с историческим документом, заполняя при этом следующую таблицу:

«Условия развития культуры в Украине в XVI веке»

Позитивные факторы

Негативные факторы

Документ №1

«Неоднозначні процеси були притаманні у цей час культурному розвитку України. Дестабілізуючими культурний процес чинниками стали падіння візантійської імперії. Що позбавило християнську православну релігію зовнішньої підтримки, докорінно переорієнтувало торгівлю, вплинуло на культуру господарювання в українських землях; відсутність власної держави; зростаюча загроза ополячення й окатоличення після укладення Люблінської унії; татарська агресія. Піднесенню української культури сприяли технічний та технологічний прогрес; виникнення та розвиток власного друкарства; поява козацтва. Взаємодіючи, ці чинники докорінно змінили культурне обличчя українських земель.» (Історія України)

Проверка таблиц учащихся

Вывод: На данном этапе исторического развития украинские земли не имели собственного государства и находились в составе других государств, что и обусловило своеобразное развитие их культуры.

ІІ. Развитие образования.

Мини –проект 1 группы.

Вопросы для закрепления:

1. Чему и как обучали в братских школах?

2. Какие требования выдвигали к преподавателям таких школ?

3. Как Вы думаете, какими были воспитанники таких школ?

4. Какое место занимали учебные заведения в национально-культурном развитии?

Метод «Пресс»

Как, на Ваш взгляд, социально - экономическое и политическое положение украинских земель влияло на развитие образования в изучаемый период?

III. «Развитие литературы и книгопечатания в XVI веке »

Мини –проект 2 группы

Вопросы для закрепления:

1. Что Вам известно о деятельности Швайпольта Фиоля? Какое значение для культурной жизни Украины имело появление его печатных книг?

2. Какое значение имела деятельность Ивана Федоровича? Какие книги были изданы?

3. Какую роль играли летописи?

Метод «Ранжированный ряд»

Составьте в группах поданной теме ранжированный ряд.

Да, это так…

Да, это так, но…

Нет, это не так…

Нет, это не так, но…

IV. Особенности развития архитектуры, скульптуры, живописи в XVI веке.

Мини –проект 3 группы

Учащиеся получают творческое задание: на основании мини-проекта группы, составить блок-схемы:

1. Основные направления в развитии архитектуры.

2. Основные направления в развитии скульптуры.

3. Основные направления в развитии живописи.

V. Обобщение и систематизация.

Метод «Микрофон»

1.Сегодня на уроке мы изучили тему…

2.В ходе урока мы узнали…

3. Основными характерными особенностями развития культуры Украины в изучаемый период являются …

4. Мы познакомились сегодня с такими деятелями культуры, как …

5. Мы познакомились сегодня с такими памятниками культуры, как …

6. Мы узнали такие характерные признаки развития искусства, как…

Метод «Дискуссия»

Переживали ли в XVI веке украинская культура период возрождения?

Подведение итогов.

Домашнее задание: подготовка к контрольному тестированию, подготовить дополнительное сообщение на тему:

«Культура нашего края в изучаемый период»





Братств. Военную и материальную поддержку оказывало украинское . Принадлежность к европейской государства Речи Посполитой позволяла украинских учиться в университетах Европы, то есть знать много языков, пользоваться достижениями мировой , воспринимать идеи , Реформации и распространять их в Украине.

Наблюдая пренебрежение образования и культуры родного народа, немногочисленная украинская начала задумываться над подъемом национального просвещения. Центрами развития образования города Острог, Львов, Киев.

Древнерусский город Острог в 70-х pp. XVI в. было значительным центром украинской культуры, « Афинами». Его обладатель Константин Острожский стал ревностным защитником и украинской культуры. Занимая киевского воеводы, он служил и участвовал в подавлении казацко-крестьянского движения. Однако, оставаясь православным, К. Острожский стал на защиту веры и языка украинского. В 1576 г. он основал Греко-славянскую школу, просуществовавшую до 1640 В ней изучались старославянский, греческий, латинский языки, а также «свободные науки»: арифметика, грамматика, логика, риторика, музыка и т.д. Вскоре школа получила статус Острожской и заняла достойное место среди современных ей европейских университетов. Должность первого ректора занял известный педагог и писатель . Преподавали в ней Василий Суражский - выпускник европейских университетов, Демьян , Клирик Острожский. Школа способствовала распространению образования в Украине, выпустила много образованных людей. Среди них - гетман запорожских казаков и сын ректора, впоследствии известный ученый, писатель и церковный деятель Мелетий . Его перу принадлежит много полемических произведений, a также издана в 1618 г. книга «Грамматика словенская», много лет, вплоть до конца XVIII века, использовалась как пособие старославянского языка и неоднократно переиздавалась.

В конце XVI в. выдающуюся роль в деле организации украинских школ начали братства, а Острожская школа способствовала открытию братских школ во , Луцке, Львове. Количество школ увеличивалась, а значит росла и количество образованных людей. Распространение же образованности способствовало не только развитию культуры, но и освободительного движения.

Первой и самой крупной в Украине стала основана 1586 Львовская братская школа. В нее, в соответствии с уставом, набирали детей разных сословий. Ученики обучались понятном им тогдашней украинской книжной языке. Они изучали старославянский, греческий и латинский языки, риторику (литературу), богословие и музыку. Школа выпускала высокообразованных людей, через которых оказывала большое влияние на школьное образование не только Украины, но и Беларуси, Молдовы, других стран.

Еще большего признания заслужила основана в 1615 г. Киевская братская школа. Одним из ее организаторов и первым ректором стал , который прежде был ректором Львовской братской школы. Позаимствовав основные уставные и просветительские идеи из Львовской школы, Руководители Киевской братской школы значительно расширили круг предметов, изучавшихся и углубили их содержание. Школа завоевала признание общественности. Помогать ей частные лица, в том числе и гетман .

Учениками братской школы были выходцы из казацкого и среды. В 1632 г. по инициативе Петра - Киевская братская школа объединилась со школой Киево-Печерской Лавры и была реорганизована в высшее учебное заведение - Киево-Могилянский коллегиум.

Печатное дело распространилась в Украине во второй половине XVI - начале XVII в. В это время появились типографии во Львове, Остроге, Киеве, Чернигове и других городах, где ими занимались те же братства. Особенно развилось печатания по прибытии во Львов высланного из Москвы опытного печатника, выпускника Краковского университета . Приехав во Львов, изложил свои образовательные задачи в таких словах: «Я должен по миру рассеивать и всем раздавать духовный полезно. В 1573 г. I. открыл во Львове типографию, a 1574 p. выпустил в свет полным изданием книгу « », в которой рассказывается о деяниях учеников Иисуса Христа. Это была первая печатная в Украине книга с высокохудожественным оформлением миниатюрами, гербом Львова и личным знаком печатника. Здесь же вышел «Букварь» Ивана .

Переехав через материальные лишения в имение К. Острожского в Острог, Федоров основал там Острожскую типографию и издал в ней в 1580 году уникальную теперь «Острожской Библии». Это было первое полное издание Библии на старославянском языке, долгие годы служило православным в борьбе с наступлением в Украине . Печатник выпустил и букварь под названием «Азбука с грамматикой», который стал важным пособием для распространения просвещения.

Известной в Украине была типография, основанная в 1615 г. архимандритом Елисеем Плетенецким при Киево-Печерской Лавре. Это было уже достаточно развито предприятие, выдавало значительное количество литературы. Публиковались в ней главным образом произведения религиозного содержания: рассказы о деяниях Христа, служителей православной . Первой отпечатанной в 1616 году книгой этого предприятия стал «Часослов» - сборник молитв. Отдельные экземпляры книги сохранились до наших дней. А наиболее известной книгой этого издательства был также сохранен до нашего времени, «Киево-Печерский Патерик». Эта драгоценная сборник пронизанных религиозной фантастикой рассказов о Киево-Печерскую Лавру впитала в себя оригинальные произведения, начиная со времен Руси и до XV в. Патерик прославляет ведущих деятелей Руси-Украины и Печорского монастыря, строителей, художников. В нем описаны жизнь и быт князей, служителей церкви и отношение к ним и к монастырю разных слоев населения.

3 конца XVI в. писатели, преподаватели, печатники все чаще начинают обращаться к живой разговорной речи украинского народа. Эта «простой язык» постепенно становилась языком деловых бумаг и художественных произведений, а сама она стала набирать новые черты «книжной», или литературной, языка. Осуществлялись и переводы с церковнославянского языка на язык украинского простонародья. В 1561 p. в городке Пересопница на сын протопопа Михаил Васильевич и архимандрит местного монастыря Григорий перевели с церковнославянского на «простой» язык Евангелие. Написанное на пергаменте, оно имеет много украшений, орнаментов, миниатюр, заставок. А фонетика, грамматика, лексика имеют отчетливые признаки живого разговорного украинского языка. Сегодня на «Пересопницкое Евангелие» присягу на верность народу Президент Украины.

Украинские ученые большое внимание обращали на изучение языка. Еще до в 1596 p. во Львове Лаврентий Зизаний издал «Грамматику словенский», содержащий основы и будущей украинской грамматики. A 1627 p. Памво Беринда напечатал в Киеве первый украинского-старославянский словарь - «Лексикон словенороський. В нем около семи тысяч объяснений церковнославянских слов на украинском языке.

В XVI в. в Украине появляется собственная, разнообразна и многожанровый литература. События в Берестти вызвали целую слива полемической (дискуссионной) литературы между католиками, униатами и православными. Талантливые писатели-мыслители направляли свои произведения на обоснование правильности или ошибочности решений Брестского и правомерности распространения униатства и католицизма. В ответ на выступление с книгой «В защиту Брестской унии», в которой оправдывалось покорения православия Рима, появилось много полемических произведений. Со стороны униатов выступал Ипатий Потий.

В защиту православия одним из первых откликнулся ректор Острожской школы Герасим Смотрицкий. Его поддержал книгой «Предостережение» . Большое произведение «Полинодия, или Книга обороны» написал архимандрит Киево-Печерской Лавры Захария Копыстенский. Он призвал к единству славян и к единению всех православных. И наибольший вклад в полемическую литературу сделал талантливый украинский писатель Иван Вышенский родом из Судебной Вишни в . По словам И. , он был «одним из родителей и создателей народного юго-русской литературы». Пламенный патриот Украины, гуманист, он, используя религиозную полемику, выступал против социальной несправедливости. Проведя 40 лет в Афонском монастыре в Греции, И. Вишенский резко критиковал Рим, Брестскую унию и чиновных униатов. Особенно острую полемику он вел в произведениях: «Краткословний отвит Петру жалобе», «Воспоминание философам латинским», «Послание к Сбежав от православной веры . Во всех произведениях (к нам их пришло 17) Иван Вышенский разоблачал сребролюбия церковных и светских всех трех церквей, их стремление окончательно поработить Украину и ее несчастной населения.

В большом количестве распространялись религиозные произведения - переводы сюжета Библии, размышления над заповедями и церковные поучения. Их авторами были священнослужители - Елисей Плетенецкий, Мелетий и Герасим Смотрицкий, Захария Копыстенский. Большое внимание в своем творчестве они уделяли воспитанию нравственности, братолюбия, покорности и уважения.

Продолжалось и , отбило прошлое нашего народа. Наиболее известными среди тогдашних летописей стали Киевский (852-1500), Густынский (от Руси до 1598 г.) и Литовско-Руский (1515-1543). Их авторы прославляли борьбу народа с иноземными захватчиками и призвали славянские народы к единству в этой борьбе.

Зарождалась поэзия, первые произведения которого были близкими по смыслу и форме к народным песням. стихи дополнялись юмористическими и сатирическими панегирики, баснями, эпиграммами. С развитием литературы совершенствовалась украинская речь. К речи входило все богатство народной речи, она поднималась до уровня литературного.

Совершенно новым явлением стало создание школьных театров. Сначала они возникли в острожской и львовской школах, а позже - и в киевской, луцкой и других. Учителя писали стихи, декламации-панегирики, крики (стенания), диалоги. Актерами становились подготовленные для этого ученики, a зрелища проводились на школьных и церковных дворах.

Созданию школьного театра способствовали произведения из поэтики и риторики, большинство которых до нас, к сожалению, не дошло. Среди сохранившихся уникальных драматических изданий того времени можно назвать «Трагедию русскую» неизвестного автора. ее содержание состоит из пролога, трех действий и эпилога. Действующие лица вели диалог украинском языке. Комедия бурлескного (шутливого) стиля по содержанию напоминала украинское народное творчество.

Сначала в школьных театрах ставили пьесы на религиозно-церковные темы (мистерии. Но впоследствии распространились комедии на бытовые темы. В антрактах между действиями основных постановок выполнялись миниатюрные комические произведения - интермедии и интерлюдии. До нас дошли в отрывках драмы и интермедии Якова Гаватовича, написанные в начале XVII в.

И особой любовью народа пользовался передвижной кукольный театр - вертеп. Это был довольно большой деревянный ящик на два этажа, где наверху ставили религиозные драмы, а внизу - сценки на разные темы. Актерами в нем студенты - студенты, которые ходили с вертепом от города к городу, зарабатывая таким образом на жизнь. Говоря за от имени кукол, студенты в юмористической и сатирической форме разоблачали алчность, нечестность, несправедливость и другие человеческие пороки.

Значительное развитие получил народный эпос. Одна за другой появлялись многочисленные исторические песни и думы, оплакивали потерпання народа от нападений, гнета и татарских грабежей. В устном народном творчестве родились такие талантливые памятника украинского эпоса, как «Дума о , Павлюка и », «Побег трех братьев из Азова», «Маруся », «Самойло Кошка», «Затужила Украина», посвященные героической борьбе украинского народа за свободу и независимость. А также героико-эпические песни о беспримерные отважные подвиги украинских казаков - защитников народа: «Ой у воскресеньице рано пораненько», «За рекой огни горят». Одна из украинских народных песен - «Дунаю, Дунаю, почему грустном течеш» попала даже к содержанию чешской грамматики XVI в.

Тяжелая казака-нетяги талантливо воспетая в народной думе о «Феська Ганджу Андыбере, гетмана запорожского. В ней сказано: «Козак-нетяга в город Черкасс прибывает на казаку-нетязи три семирязи, опатина рогозовая, поясина хмельовая. На казаку бедному нетязи сафьянцы - видные пяти и пальцы ».

Уже в XVI в. песни и думы выполняли странствующие певцы - кобзари и бандуристы. 3 поколения в поколение передавали они мастерство и знания. Кобзарей называют украинскими Гомера за те замечательные произведения, они составляли и выполняли. Украинские народные думы и доныне остались неповторимыми, совершенными художественной формой и музыкальным насыщением.

По традициям прошлого развивалось музыкальное и танцевальное . Профессиональная музыка в основном обслуживала церковную службу. Обрядовые песни, колядки набирали все более светский характер. Распространялись бытовые, лирические песни и танцы - гопаки, казачки, метели. Кобзари рядом с кобзой и лирой использовали скрипки, бубны, . Путешествующие музыки объединялись, создавая своеобразные ансамбли, чаще всего «троистые музыки». Они обслуживали праздники, свадьбы, различные обряды. В городах увеличилось количество музыкальных цехов, появились казачьи военные оркестры. Вдосконалилося искусство исполнения религиозных хоровых и сольных пения псалмов и кантов, создателями и исполнителями которых были, как правило, учителя и ученики братских школ.

Богатой и разнообразной предстает перед нами оригинальная и неповторимая архитектура разных регионов украинских земель. Это деревянные постройки жителей Карпат, каменные храмы и дома Галиции и Приднепровья. Немногочисленные архитектурные достопримечательности Украины той эпохи сохранились до нашего времени. Это и церкви, отдельные частные дома. Несмотря на возраст, культовые сооружения и ныне очаровывают изящными архитектурными формами, белыми стенами, великолепным лепным орнаментом, разноцветными крышами, позолоченными куполами и богатством внутреннего убранства.

В Киеве на Подоле создан торговый центр, в комплексе которого главенствующее место заняли ратуша и дом киевского братства. После пожара 1527 г. в камне збудувався центр Львова. Здесь многочисленные каменные купцов и мещан объединяли монументальность с эстетическим оформлением фасадов. Образцом гражданской застройки является построенный 1580 дом купца Корнякта на площади Рынок.

В начале XVII в. в строительстве заметными стали причудливые формы заимствованного в Европе стиля барокко. Строения украшались как на фасаде, так и в интерьере скульптурами, росписями, декоративными украшениями. В стиле барокко выполнили и установили в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры надгробие князя Константина Острожского.

Высокого уровня достигло и изобразительное искусство Украины, в частности, живопись - портретный и настенные, роспись, иконопись и графика. Школы маляров и граверов существовали по всей Украине. В них обучали талантливых юношей рисовать иконы и портреты знати. В искусстве появляется образ живого человека, стремление мастера отойти от канонических византийских иконописных образцов. В нем больше земного, человеческого, жизненного. Это заметно на портретах князя К. Острожского, купца К. Корнякта, митрополита , .Донас дошли имена художников - Николая Петрахновича, Федора Сеньковича, Себастьяна Корункы.

Определенных успехов достигли авторы миниатюр в рукописных книгах и гравюр в печатных. Ярким примером высокохудожественного и богатого оформления цветными миниатюрами является «Пересопницкое Евангелие». Первые гравюры на светскую тематику появились в 1622 г. Это иллюстрации к «Стихотворений на жалобный погреб гетмана Петра », что написал ректор Киевской братской школы Сакович.

В истории Украины, как и во всемирной истории, XVI в. стало важным рубежом, которым закончилась эпоха средневековья и начались новые времена цивилизации. Великие географические открытия мало повлияли на украинские земли, где продолжало развиваться аграрное общество. Но и в нем чувствовались изменения. Первый Литовский Статут и «Устава на волоки» законодательное закрепили подневольное положение , а на межгосударственном уровне передала украинские земли в состав Польши.

Знаменательным страницей исторического бытия украинского народа XV в. стало образование свободного и его славной - оплота борьбы с польско-литовскими угнетателями и татарскими грабителями.

В условиях иноземного владычества, при отсутствии государственности, основным выразителем национальной обособленности украинского была православная церковь. Непосредственным следствием Люблинской унии Польши и Литвы стала 1596 Она заострила к краю национально-религиозный вопрос в Украине.

3 конца XVI и по 30-е pp. XVII в. по Приднепровской Украине прокатились , направленные против социального и национально-религиозного гнета. Несмотря на тяжелые условия жизни, украинский все же развивал собственную науку, образование, различные области искусства и культуры.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА УКРАИНЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVI - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА

Во второй половине XVI века в Украине активизировалась национально-освободительная борьба против владычества польских феодалов (в результате Люблинской унии 1509 года в Украине и Белоруссии установилось господство Речи Посполитой; в 1696 году Брестский собор провозгласил унию - слияние православной и католической церквей под эгидой Папы римского).

Борьба украинского и белоруского народов против католизации и полонизации, борьба за социально-национальное раскрепощение вызвала подъем культурно-просветительного движения, что способствовало развитию культуры.

На Украине культурная жизнь концентрируется в таких городах, как Львов, Острог, Киев. Возникают школы, например, школа князя Константина Острожского, возникшая в 70-х годах XVI века в городе Остроге (на Волыни). Ректором Острожской школы был известный писатель Герасим Смотрицкий, учителями - Христофор Филалет, автор известного полемического произведения "Апокрисис", и другие. Не случайно из стен школы вышли такие прогрессивные деятели, как писатель Мелетий Смотрицкий (сын Герасима Смотрицкого) и запорожский гетман Сагайдачный. Школы были созданы во Львове, Киеве. Наряду с монастырскими школами они сыграли большую роль в образовании украинского населения.

Особая роль в общественной и культурной жизни древней Украины принадлежала Киево-Могилянскому коллегиуму, созданному в 1632 году на основе Киевской братской и Лаврской монастырской школ. Его основатель Петр Могила создал по сути высшее учебное заведение, он добивался превращения коллегиума в академию, но это было сделано только в начале XVIII века. В XVII-XVIII веках из стен учебного заведения вышли такие деятели, как Симеон Полоцкий, Дмитрий Ростовский, Стефан Яворский, Феофан Прокопович и другие.

Развитию литературы этого времени способствовало появление книгопечатания и создание научно-филологических работ. Начало книгопечатания связано с именем русского первопечатника Ивана Федорова, который бежал из Москвы, в 1572 году обосновался во Львове, где и оборудовал типографию. По просьбе князя Константина Острожского Иван Федоров организовал типографию в Остроге, где издал знаменитую Острожскую Библию (1581 г.) и другие произведения. Широкую книгоиздательскую деятельность развернула Лаврская типография.

ЛИТЕРАТУРА

Украинская литература в этот период достигла больших успехов. В ней продолжают развиваться такие жанры прозы, как проповеди, летописи, полемическая литература и другие.

Среди писателей этого периода наиболее видное место занимает Иван Вышенский, первый среди украинских и один из выдающихся мастеров полемического слова тогдашней мировой литературы. Биографические сведения об Иване Вышенском скудны. Родился он в середине XVI века в местечке Судовая Вишня, возле Перемышля; жил в Галиции, Волыни, Подолии. Рано постригся в монахи и в 70-е годы переселился в Грецию, на Афон (один из крупнейших центров православного монашества). После некоторого пребывания в монастырях Вышенский поселился в пещере - стал затворником. С Афона на родину он направлял свои пламенные обличительные послания и письма, даже приезжал на два года на Украину, но потом снова вернулся на Афон в свою пещеру, где и умер в 20-х годах XVII века.

Убежденный аскет, он искренне верил в силу и правду право- славно-христианского учения, ратовал за духовную и социальную свободу народа, восхищался поэтичностью и глубиной народного творчества, которое использовал в своих страстных посланиях и песнях.

Иван Вышенский, несмотря на свои противоречия, последовательно проводил идею социально-национального освобождения народа. Творчество выдающегося деятеля украинской культуры было глубоко гуманным, он явился предшественником Т. Г. Шевченко.

Во второй половине XVI - первой половине XVII века происходит становление украинской поэзии и драматургии, которые имели школьно-схоластический характер. Наиболее известными образцами украинской поэзии являются панегирические вирши Герасима Смотрицкого - приложение к "Острожской библии" (1581 г.), "Хронология" Андрея Рымши (1581 г.) и другие.

В этот же период получают распространение рождественские и пасхальные "комедии": диалоги, сценки-декламации и т. п.