Самолюбивый человек засыхает словно одинокое дерево. Сценарий кл

1. Стихотворение Н.А. Некрасова «Пророк» (восприятие, истолкование, оценка).

Стихотворение Н.А. Некрасова «О Муза! Я у двери гроба…» (восприятие, истолкование, оценка).

а) Кто из героев романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» становится жертвой свиты Воланда и почему?

б) Каким предстает белое движение в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия»?

в) Каково нравственное значение рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»?

3. Тема «общей жизни» нации в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

4. Темы и мотивы поэзии Серебряного века. (На примере творчества одного из поэтов.)

Тема любви в поэзии Серебряного века. (На примере творчества одного из поэтов.)

5. «Себялюбие - самоубийство. Самолюбивый человек засыхает, словно одинокое дерево…» (И.С. Тургенев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

Консультация

№ 1

Некрасовский «Пророк», разумеется, должен быть поставлен в ряд с пушкинским и лермонтовским. “Нарождение пророка (у Пушкина), прохождение тернистого пути (у Лермонтова) - у Некрасова прозревается исход подвижничества - завершающий его мученический венец” (Р.Б. Заборова). Напомнить ребятам, что о заглавии стихотворения и его датировке существуют различные мнения. Объяснить, почему стихотворение рассчитано на ассоциации библейских образов с Н.Г. Чернышевским и его соратниками и каков смысл подзаголовка «Из Барбье». Отобрать у ребят тексты с “царям земли” в последней строке и оставить только правильный вариант “рабам земли” (Некрасов Н.А. ПСС: В 15 т. Л.: Наука. Т. 3. С. 154).

“Непростые и необычные отношения сложились у поэта с Музой” (А.А. Илюшин). “…Кнутом иссечённую музу” - последняя строка, написанная поэтом перед смертью. Сопоставить с «Вчерашний день, часу в шестом…» и с «Безвестен я. Я вами не стяжал…». (См.: Илюшин А.А. Поэзия Некрасова. М.: МГУ, 1998. С. 50–53; серия «Перечитывая классику».)

№ 2

Свита Воланда, разумеется, действует с его ведома и в его духе. Жертвы свиты - жертвы и Воланда. Следует пояснить слово “жертва”, предполагающее некоторое сочувствие. Однако все, наверное, согласятся, что сочувствовать Лиходееву, Варенухе, Сокову, Латунскому, Семплеярову, Майгелю и тому подобным как-то не хочется. Заметим, что эти и другие малоприятные персонажи именно сами становятся жертвами дьявольщины: им был дан нравственный выбор, и они сознательно отдали себя злу, выбрав не Бога, а мамону. Становится ли жертвой Иван Бездомный? Или его страдания и даже болезнь (наркомания, как считают некоторые исследователи) принесли ему пользу, вырвав его из невежества? Почему из двух персонажей, лишившихся головы (глупейшего Бенгальского и эрудированнейшего Берлиоза), столь важную часть тела возвращают только первому? Берлиоз (почему это, интересно, Булгаков дал ему своё имя и полностью совпадающие инициалы?) наказан страшнее всех, он уходит в небытие, потому что он не просто грешник, а вероотступник, не просто презрел заповеди Христа, а полностью отрёкся от Бога, заменив христианство марксизмом. Получается, что Воланд и его “ведомство” - помощники Бога, они вступаются за Христа, который, как и всякий старый Бог при смене религий (менялось христианство на марксизм), был объявлен злом и вредной выдумкой. “У Булгакова Бог и дьявол не противостоят, а дополняют друг друга... Это первый дьявол в мировой литературе, который наказывает за несоблюдение заповедей Христа” (Б.В. Соколов). Поэтому именно Воланд и его свита наказывают у Булгакова тех, кого мы, читатели, и сами хотели бы наказать.

№ 3

Тема “общей жизни” (а лучше “настоящей жизни”) звучит неплохо, но зачем ограничение: “общей жизни”, “нации”? Толстой имел в виду не нацию, а “общую, роевую жизнь человечества” (т. 3, ч. 1, гл. 1). Это “настоящая жизнь” (т. 2, ч. 3, гл. 1), которая идёт независимо и вне политики. Людей (и людей разных стран) объединяют не договоры и дипломатические депеши, не масоны и тайные общества, а “не вражеское лицо”, которое было у молоденького французика, захваченного в плен Николаем Ростовым. Для создания образа “общей, роевой жизни” Толстой часто прибегает к сравнениям людей с пчёлами или муравьями, напоминавшими ему, видимо, об идеале любовного объединения в духе “муравейных братьев”. Наконец, высшая степень объединения - объединение с высшими силами и природой - взаимопонимание князя Андрея и облаков, дуба, волн в реке, полыни на бородинском поле… Это “общая жизнь” людей, сверхсуществ, божеств, сил (как разновидности ангелов) и вообще всего миро здания, здания мира и мiра.

№ 4

Тему принято понимать как “жизненный материал”, “жизненную основу” произведения, мотив - как устойчивый смысловой элемент литературного или фольклорного текста, повторяющийся в пределах ряда произведений. Ключевое слово в формулировке темы нашего сочинения - “и”. Значит, объяснить соотношение тем и мотивов, скажем, в поэзии Блока. Возьмём, например, тему “революционного переустройства жизни” (формулировка из списка тем - № 258) в поэме «Двенадцать». Какие мотивы пронизывают поэму? Христианские (конкретно - рождественские, Христос в ней, скорее всего, младенец), святочные (разгул нечистой силы), карнавальные, мотивы ряжения, света и тьмы, святости и греха, колядования и разбоя, метели (белого движения) и чёрной бездны. Контрастные мотивы представлены на всех уровнях: в ритмике, лексике, фонетике, строфике… Тема Петербурга реализована как “петербургский текст”, то есть подчинена эсхатологической: “…ветер на всём белом свете ”, числовая символика последнего часа - эти мотивы недвусмысленно намекают на конец - не капиталистической России, а эпохи христианства или, может быть, вообще на “гибель богов”. “Христос” в поэме рифмуется с “из роз”, но и с “голодный пёс”, хотя этот пёс отделён шестью строчками от Христа. Но ничего не поделаешь - тематическая рифма… Так что тема революционного переустройства жизни наполнилась мотивами “чёрной мессы” (И.А. Есаулов). Возьмём мотив розы, восходящий, без сомнения, к дантовскому. Роза красная, белая, даже чёрная. А какие разные темы “нанизаны” на этот мотив! «Вот он - Христос - в цепях и розах…», «Двенадцать», «Роза и Крест», «Анне Ахматовой», «В ресторане», «В густой траве пропадёшь с головой» и так далее.

Убивать в себе человека можно всю жизнь, изо дня в день. Таким «самоубийством» будут отсутствие деятельности, которая бы приносила радость, или наличие занятия, которое не вызывает в душе ничего, кроме скуки и отвращения; отсутствие рядом близкого человека, или жизнь на протяжении многих лет рядом с чужим тебе человеком; заниженная или завышенная самооценка.

Себялюбие и самолюбие не одно и то же. Иметь чувство собственного достоинства, уважать свое слово, свой труд необходимо каждому человеку, но, требуя уважения к себе, уважай и других,

Не считай себя последней инстанцией. В русской литературе девятнадцатого века есть несколько примеров «эгоистов поневоле»: Онегин, Печорин, Базаров, Раскольников и другие. Каждый из этих героев умен, желчен, ироничен, достаточно образован, безусловно, самолюбив. Но самолюбие их находит различные выходы, или «исходы», как говорил Ф.М. Достоевский.

Онегин - светский лев, комильфо, умеющий вести себя в любом обществе; вечно скучающий, так как не может найти цели, места в жизни. Он пробовал увлекаться модными экономическими преобразованиями и даже облегчил труд своим крестьянам, то есть применил знание на практике,

Но и это не приносит герою удовлетворения. Попытался писать, но, как мы помним, возникла проблема с ямбами и хореями. Скука - главный враг Онегина. От скуки дружит, от скуки меняет места жительства, а любить не умеет. И хотя Автор не сомневается в искренности чувства своего героя, Татьяна более сурова к нему:

Что ж ныне

Меня преследуете вы?

Зачем у вас я на примете?

Не потому ль, что в высшем свете

Теперь являться я должна:

Что я богата и знатна,

Что муж в сраженьях изувечен,

Что нас за то ласкает двор?

Не потому ль, что мой позор

Теперь бы всеми был замечен

И мог бы в обществе принести

Вам соблазнительную честь?

Неизвестно, права ли Татьяна. Играющий с людьми Онегин уже получил по заслугам, когда погиб Ленский. Теперь они с Татьяной поменялись местами: героиня напоминает Онегину о том, что нужно «властвовать собой». Что происходило с ним после отъезда из деревни и после отказа Татьяны - мы не знаем. Но то, что, несмотря на многочисленные знакомства, победы над женщинами, герой одинок, не вызывает сомнения.

Печорин, как и Онегин, играет людьми. Судьба героев похожа. Наслаждение удовольствиями жизни, доступными за деньги; большой свет, любовные интриги; чтение и учение надоело. «Тогда мне стало скучно». Печорин - офицер, служащий на Кавказе. Он довольно долго считал, что скука «не живет под чеченскими пулями», но и к пулям быстро привык. Как и Онегин, герой романа «Герой нашего времени» пытался забыться в любви, найти здесь счастье, но любовь дикарки оказалась сродни любви светской дамы.

«Глупец я или злодей, не знаю…во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня; мне осталось одно средство: путешествовать. Как только будет можно, отправлюсь - только не в Европу, избави боже! поеду в Америку, в Аравию, в Индию, - авось где-нибудь умру на дороге!» Герой напророчил себе судьбу. Возвращаясь из Персии, Печорин умирает, что дает возможность Автору опубликовать его журнал, исповедь человека, в котором слились пороки и достоинства целого поколения.

Онегин дрался на дуэли, путешествовал; Печорину дуэлей и путешествий оказалось мало: выкрасть Бэлу, связаться с контрабандистами, встать под пули в заведомо нечестном поединке, каждодневно испытывать судьбу - таков путь человека самолюбивого, одинокого, болезненно реагирующего на общественное мнение и презирающего его. Вся его жизнь - это игра с жизнью и смертью, как своими, так и других. Оба героя - люди интересные, умные, не знающие, куда себя деть, к чему применить, делают несчастными тех людей, которые имели глупость или мужество к ним привязаться, но это отнюдь не доставляет им удовольствия, скорее воспринимается как проклятие.

В 60-ые гг. герои романов русских писателей задавались тем же вопросом, что и в 40-ые: «Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник…». Плеяду «лишних людей» сменяют разночинцы, презирающие светских львов с их барскими привычками и полной, с их точки зрения, бесполезностью. Протест против серой, скучной, обыденной действительности выливается в традиционный поиск конкретного дела, приносящего пользу людям: Базаров уйдет с головой в работу, Раскольников попытается осчастливить человечество, убив никому не нужную и вредную старуху. И вновь все вернется на круги своя.

Осуждая Павла Петровича за «романтизм», Базаров окажется в аналогичной ситуации. Дуэль, которая из-за слуги похожа на фарс, могла привести к гибели обоих героев. Но погибнет не проживший жизнь Павел Петрович, а только начинающий жить Базаров. И в данной ситуации дело - работа врача стало косвенной причиной преждевременной смерти героя. Он не был одинок так, как Онегин или Базаров, ведь рядом были любящие родители и великодушная Анна Сергеевна. Будет долго помнить учителя и «ученик» Аркадий Кирсанов. И все же все могло быть, наверное, иначе, не будь Базаров столь самолюбив. Он прав: каждый сам себя сделать должен, но любовь, дружба, семья, искусства, науки могут дать бессмертие.

Каждый из представленных героев противоречив, двойственен, но противоречия, свойственные душе Родиона Раскольникова, поражают изощренного читателя. Непомерная гордость соседствует с жертвенностью и милосердием, убийца уживается с проповедником. Убийство одного ведет за собой убийство многих: если смерть Алены Ивановны продумана, запланирована, то юродивая Лизавета уже невинная жертва теории и практики Раскольникова. Герой романа прекрасно понимает, что, начав убивать, он убил прежде всего себя, свою душу, человека в себе.

Пытаясь что-то себе и всем вокруг доказать, Раскольников оказывается в пустоте, изоляции, одиночестве, и это самое страшное из всех его наказаний. По сравнению с ним, каторга - только проформа, только попытка искупления совершенного. В финальном сне героя романа «Преступление и наказание» возникают «трихины», микроскопические существа, вселяющиеся в людей и заставляющие каждого человека думать, что только его жизненная позиция верна, только его идеи бесспорны, приводящие к отрицанию всего и всех вокруг, кроме самого себя.

А в результате саморазрушение, гибель. И только очень немногие способны бороться с этими трихинами, у них есть иммунитет: вера в бога, людей, добро, гармонию человека и природы, способность и готовность быть счастливыми. «Трихины» самолюбия поразили Онегина, Печорина, Базарова, Раскольникова и многих других, но у каждого из них была возможность избежать судьбы «одинокого дерева»: Онегин смог полюбить, а роман не закончен; Печорин умер, но, кто знает, что было бы, если бы он догнал Веру; мировоззрение Базарова перевернула любовь к Одинцовой; любовь Сони возродит Раскольникова. Против самолюбия есть только одно противоядие любовь к другому человеку.

(1 votes, average: 5.00 out of 5)

рагедия гражданской войны. (По роману М. А. Шолохова «Тихий Дон».) б) Давыдов и Половцев в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина». в) Анализ финала рассказа М. А. Шолохова» Судьба человека».

329. а) Каковы итоги жизненных исканий Григория Мелехова? (По роману М. А. Шолохова «Тихий Дон.) б) Почему Половцев проигрывает «битву за мужика»? (По роману М. А. Шолохова «Поднятая целина».)

В чем необычность главного героя рассказа В. И. Белова «Привычное дело»?

330. Значение массовых сцен в прозе М. А. Шолохова. (По одному из романов: «Тихий Дон» или «Поднятая целина».)

331. Тема поиска правды в прозе М. А. Шолохова. (По одному из романов: «Тихий Дон» или «Поднятая целина».)

332. Проблема нравственного выбора человека в прозе М. А. Шолохова. (По одному из романов: «Тихий Дон» или «Поднятая целина».)

Проблема нравственного выбора человека в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека».

333. Быт и нравы казачества в прозе М. А. Шолохова. (По одному из произведений писателя: «Тихий Дон» или «Поднятая целина».)

334. а) Возвращение Григория Мелехова на хутор. (Анализ финала романа М. А. Шолохова «Тихий Дон»: том 4, часть 8, глава 18.) б) Сцена «бабьего бунта» в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина». (Анализ фрагмента главы 33, книги первой.)

335. а) Кошевой в доме Мелеховых. (Анализ главы 2, части 8, тома 4 романа М. А. Шолохова «Тихий Дон».) б) Объяснение Давыдова с Варей. (Анализ эпизода из главы 24 тома 2 романа М. А. Шолохова «Поднятая целина».) в) Автор в доме Екатерины Ивановны. (Анализ эпизода из рассказа К. Г. Паустовского «Зарубки на сердце».)

336. а) Возвращение Григория Мелехова на хутор. (Анализ финала романа М. А. Шолохова «Тихий Дон»: том 4, часть 8, глава 18.) б) Сцена раскулачивания. (Анализ эпизода из романа М. А. Шолохова «Поднятая целина» книга первая, глава 7). в) Сцена допроса Андрея Соколова Мюллером. (Анализ эпизода рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека».)

337. а) Красноармейцы в доме Мелеховых. (Анализ главы 16, части 6, тома 3 романа М.А. Шолохова «Тихий Дон».) б) Спор гремяченских активистов о раскулачивании. (Анализ главы 9, книги первой романа М. А. Шолохова «Поднятая целина».)

338. Тема русского характера в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека».

339. Особенности народного характера в прозе А. П. Платонова.

Сила женского характера в рассказе А. П. Платонова «Песчаная учительница».

340. Нравственная проблематика лирики А. Т. Твардовского.

341. Тема памяти в лирике А. Т. Твардовского.

342. Как в творчестве А. Т. Твардовского представлена тема войны?

343. Образ «русского труженика-солдата» в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин».

344. «Василий Теркин» Твардовского поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль... и какой необыкновенный народный солдатский язык» (И. А. Бунин).

345. Стихотворение Н. А. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц». (Восприятие, истолкование, оценка.)

Стихотворение Н. А. Заболоцкого «Метаморфозы». (Восприятие, истолкование, оценка.)

346. Стихотворение Н. А. Заболоцкого «Читая стихи». (Восприятие, истолкование, оценка.)

Стихотворение Н. А. Заболоцкого «Все, что было в душе...». (Восприятие, истолкование, оценка.)

347. Темы, идеи, образы лирики Н. А. Заболоцкого.

348. Проблема человека и власти в прозе А. И. Солженицына.

349. Русская деревня в изображении А. И. Солженицына. (По рассказу «Матренин двор».)

Крестьянская тема в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор».

350. Правда о войне в современной отечественной прозе. (По произведению одного из писателей.)

Правда о войне в произведениях современных писателей. (По 1 - 2 произведениям русской и родной литературы)

351. Нравственная проблематика одного из произведений современной отечественной прозы.

Нравственная проблематика произведений конца ХХ века. (По 1 - 2 произведениям русской и родной литературы.)

352. Тема русской деревни в современной отечественной прозе. (На примере 1 - 2 произведений.)

Тема русской деревни в современной прозе. (На примере 1 - 2 произведений русской и родной литературы.)

353. Темы и образы лирики одного из современных отечественных поэтов.

354. Образ современника в отечественной прозе последних десятилетий. Тема природы в творчестве В. Распутина.

355. Кто он, «герой нашего времени»? (По одному из произведений современной отечественной литературы.)

Кто он, «герой нашего времени»? (По двум произведениям русской и родной литературы последней четверти ХХ века.)

356. Каковы особенности лирики одного из современных поэтов?

357. Природа и человек в современной отечественной прозе. (На примере 1 - 2 произведений.)

358. «Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни - есть высочайшее счастье для литератора...» (И. С. Тургенев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

359. «Пойми живой язык природы - и скажешь ты: прекрасен мир...» (И. С. Никитин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

360. «Смех часто бывает великим посредником в деле отличия истины от лжи...» (В. Г. Белинский). (По одному из произведений русской литературы XX века.)

361. «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей...» (Ф. М. Достоевский). (По одному из произведений русской литературы XX века.)

362. «Искусство стремится непременно к добру...» (Н. В. Гоголь). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

363. «Школа несчастья есть самая лучшая школа...» (В. Г. Белинский). (По одному из произведений русской литературы XX века.)

364. «Любить истинно может только вполне созревшая душа...» (В. Г. Белинский). (По одному из произведений русской литературы XX века.)

365. «Мещанство большое зло, оно, как плотина в реке, всегда служило только для застоя» (А. П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

366. «Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни...» (А. П. Платонов). (По одному из произведений русской литературы XX века.)

367. «Поэзия - плуг, взрывающий время...» (О. Э. Мандельштам). (По одному из произведений русской литературы XX века.)

368. «В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно полезно...» (Ф. М. Достоевский). (По одному или нескольким произведениям и русской литературы XX века.)

369. «Мужество есть великое свойство души» (Н. М. Карамзин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

370. «Сильные люди всегда просты» (Л. Н. Толстой). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

371. «Счастье и радость жизни... в правде...» (А. П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

372. «Искусство всегда помогало человеку в отыскивании идеала...» (Ф. М. Достоевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

373. «Страданиями и горем определено нам добывать крупицы мудрости...» (Н. В. Гоголь). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

374. «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих...» (Ф. М. Достоевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

375. «Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека...» (В. Г. Белинский). (По одному из произведений русской литературы XX века.)

376. «Найти свою дорогу, узнать свое место - в этом все для человека, это для него значит сделаться собой...» (В. Г. Белинский). (По одному из произведений русской литературы XX века.)

377. «Революция обнаруживает и высоту человеческой природы и истребление духовных ценностей» (Н. А. Бердяев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

378. «Общество находит в литературе свою действительную жизнь...» (В Г. Белинский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

379. «Всякая благородная личность глубоко сознает свои кровные связи с отечеством» (В. Г. Белинский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

380. «Болезнь любви неизлечима...» (А. С. Пушкин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

381. «Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой» (А. С. Пушкин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

382. «Настоящий писатель - то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди» (А. П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

383. «Страдания и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца» (Ф. М. Достоевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

384. «Избавиться от мысли люди не могут...» (К. С. Аксаков). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

385. «Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времени наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает э

  1. Появление самолюбивых героев в литературе XIX века.
  2. Онегин и Печорин - два ярких представителя своего времени.
  3. Трагизм «лишнего» человека.

Довольно долгое время писатели в своих произведениях идеализировали образ главного героя, наделяя его исключительно положительными качествами. В результате получался великолепный образец для подражания. Он, возможно, обладал своими небольшими недостатками, но в целом соответствовал всем нормам этики и нравственности. В литературе XIX века появились новые тенденции. Возникло желание нарисовать образ своего современника, героя, портрет которого был бы составлен «из пороков всего поколения, в полном их развитии». Реального самолюбивого человека, оказавшегося, как и Россия в тот период времени, на перепутье.

Многие писатели пытались раскрыть эту проблему на страницах своих произ-ведений. Особенно ярко развитие этой темы можно проследить в творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Онегин и Печорин были близки и понятны своим современникам, потому что действительно отражали настроение каждого. В то/ время Россия стояла перед тяжелым выбором: «Как развиваться дальше? По какому пути идти?» Каждый человек должен был занять определенную гражданскую позицию. Сложившиеся условия пробуждали в людях не только хорошие, но отрицательные качества. Именно себялюбие и эгоизм заставляли многих совершать те или иные поступки.

Пушкин очень подробно знакомит нас с жизнью Евгения Онегина, со средой, где он вырос, и обществом, в котором оказался. Главный герой получил типичное для того времени воспитание. Его учителем был француз, давший молодому Онегину довольно поверхностное образование, которого, впрочем, было достаточно. Жизнь Евгения в Петербурге носит потребительский характер, состоит лишь из одних развлечений и удовольствий. Он, обладая всеми достоинствами молодого человека, с успехом пользовался благами светского общества. Однако такое бесцельное существование скоро наскучило Евгению. Онегин разочаровывается в жизни. «Томясь душевной пустотой», он пытается заняться какой-нибудь полезной деятельностью. Но не привыкший к труду и стараниям Евгений вскоре становится лишь пассивным наблюдателем. Онегин эгоистичен и самолюбив. Он с пренебрежением относится к людям, хотя и искренне привязывается к Ленскому. Но даже его расположение и любовь не приносят окружающим, да и ему самому, счастья. Евгений убивает своего друга, отвергает первые серьезные чувства девушки. Его трагедия заключается и в том, что в нужный момент он упустил свой шанс. Боясь потерять свободу, главный герой отказывает Татьяне, в чем в дальнейшем сильно раскаивается. Именно Татьяна Ларина была послана Онегину, чтобы помочь ему «проснуться» в этом мире. Лишь спустя семь лет он понимает свою ошибку и понимает всю силу любви и страсти. Ореол светской дамы интригует и завораживает. Татьяна же, почувствовав то себялюбие, что лежит в основе его любви к ней, отказывает Евгению.

Страдания Печорина, главного героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», сходны с терзаниями Онегина. Его даже можно назвать Онегиным своего времени. После полного разгрома декабристского восстания 1825 года он, как человек передового мышления, с одной стороны, бунтовал против накопленных ранее ценностей, с другой - не мог найти себя и своего применения в этом новом этапе жизни. Пресытившись всеми благами общества, Печорин в поисках экзотики едет на Кавказ, надеясь, что «скука не живет под чеченскими пулями». Но и там не находит внутреннего спокойствия. Надо отметить, что, в отличие от Онегина, главный герой не становится безмолвным наблюдателем. Он бешено гоняется за жизнью, постоянно ищет опасность, но никак не может найти в этом смысла. При всей свой одаренности, он «нравственный калека». Его характер крайне противоречив. Всю вину за свою судьбу он перекладывает на свет, объясняя в «Княжне Мэри», откуда у него взялись дурные наклонности: «...Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали - и они появились...я стал скрытен...я стал злопамятен...я сделался завистлив...я выучился ненавидеть...я стал обманывать». По-моему, он во всем виноват сам. Озлобившись на мир, внушив себе, что его никто не любит, Печорин оказался в одиночестве. Не находя применения своим необъятным душевным силам, он лишь попусту растрачивает самое дорогое, что у него есть - жизнь.

Положение обоих героев трагично. Эгоцентризм и себялюбие создают пропасть между ними и другими людьми. Даже оказавшись на какой- то период времени «лю-бимцами» общества, они, тем не менее, чужды ему и не только по вине окружающих. Их участь не утешительна. И если осознание Онегина происходит через отвергнутую им ранее девушку, то как найдет свое искупление Печорин, нам остается лишь предполагать. В любом случае, чрезмерное самолюбие мешает нашим героям гармонично развиваться и существовать в этом мире. Более того, объединяет в определенную группу, получившую название «лишних» людей. Герцен говорил, что «печальный род лишнего человека являлся тогда не только в поэмах и романах, но на улицах и в гостиных, в деревнях, в городах». Пушкин и Лермонтов сумели убед№ тельно доказать несостоятельность мировоззрения своих героев, предостеречь читателя от ошибок.