Широкоугольный объектив камеры. Выбираем широкоугольный объектив для Canon

Широкоугольный объектив – один из самых популярных инструментов фотографов-пейзажистов. Однако, использовать его правильно не так уж и просто. Угол поля зрения широкоугольных объективов настолько отличается от привычного человеческому глазу, что неопытный фотограф, снимая с таким объективом, легко может совершить досадные ошибки. С другой стороны, правильное использование широкоугольного объектива может помочь получить эффектную фотографию. Так как же фотографировать с широкоугольным объективом? В этой статье собраны все ключевые моменты, которые вам необходимо знать для успешной съёмки с широкоугольным объективом.

Если вы впервые взяли в руки широкоугольный объектив, то сразу же обратите внимание на то, что он заметно преувеличивает линейную перспективу.

Мы привыкли к тому, что чем ближе мы подходим к объекту – тем больше его изображение на снимке, вплоть до того, что на фотографии будет умещаться только какая-то отдельная часть снимаемого объекта. Угол зрения же широкоугольных объективов настолько широк, что позволяет располагаться невероятно близко от объекта съёмки и, по-прежнему, полностью уместить его в кадре.

Конечно, фактическая перспектива снимков в действительности зависит не от используемого объектива, а от расстояния между фотографом и снимаемым объектом. Тем не менее, широкоугольные объективы изменяют перспективу сильнее, чем другие объективы, позволяя снимать объекты с более близкого, чем обычно, расстояния.

Но не забывайте, что преувеличение перспективы – палка о двух концах. С одной стороны, она позволяет вам получить обширное и детальное изображение переднего плана. А с другой – всё, что находится дальше переднего плана неимоверно сжимается. К примеру, если вы будете снимать с широкоугольным объективом горы, то на фотографии вы получите крупные и детализированные изображения предметов на переднем плане, тогда как сами горы будут выглядеть крошечными и совершенно лишёнными величия.

Именно эта особенность является главной проблемой, с которой сталкиваются фотографы, использующие широкоугольный объектив для пейзажной съёмки. Поэтому прежде, чем сделать фотографию пейзажа, оцените снимаемую сцену – если в кадре на заднем плане есть крупные объекты, масштабность которых вам хотелось бы передать, то широкоугольный объектив будет не лучшим выбором для этих целей.

Для наглядности сравните две фотографии, размещённые ниже. Первая была сделана с 20-мм объективом. Как видите, горный массив на заднем плане выглядит невзрачным и каким-то мелким:

Фото на 20 мм. NIKON D800E + 20mm f/1.8 @ 20mm, ISO 100, 3/1, f/16.0 © Spenser Cox

Вторая же фотография сделана с 70-мм объективом. Оцените, как те же самые горы выглядят на ней. Как говорится, без комментариев:

Фото на 70 мм. NIKON D800E + 70-200mm f/4 @ 70mm, ISO 100, 1/25, f/11.0 © Spenser Cox

Так мы приходим к ещё одному ключевому моменту, о котором следует помнить при съёмке с широкоугольным объективом: всегда обращайте внимание на передний план. Если объекты на переднем плане получаются крупнее и детальнее, то, естественно, что они должны быть интересными и привлекающими взгляд зрителя.

Ещё раз взгляните на передний план первого фото, размещённого выше. Он откровенно скучен. Всё, что мы видим – это обычные кусты травы и куски горных пород, которые, несомненно, не настолько важны, чтобы занимать половину фотографии.

Несмотря на эти особенности, широкоугольные объективы идеально подходят для многих видов пейзажной фотографии. Если у вас есть хороший передний план, то смело используйте широкоугольный объектив – он позволит создать у зрителя ощущение, словно он может войти в фотографию. Добиться подобного эффекта, используя телеобъективы — более приспособленные для съёмки удалённых объектов — практически невозможно.

Особенности съёмки с широкоугольным объективом: Широкий обзор

Многие фотографы считают, что не стоит использовать широкоугольный объектив, как средство уместить в кадре все желаемые объекты съёмки. Но с этим мнением можно не согласиться.

Иногда перед вашим взором может открыться такая картина, запечатлеть которую можно только при помощи широкоугольного объектива (либо сделать несколько снимков на телеобъектив и «сшить» из них в редакторе панораму). Очевидно, что вам необходимо будет внимательно следить за передним и задним планом, но результат стоит того. Пример такой ситуации – когда вы замечаете . Если вы хотите запечатлеть это потрясающее зрелище на фоне пейзажа, то оптимальным выбором станет широкоугольный объектив.

Широкий угол обзора иногда ставит в тупик фотографов, которые начинают снимать пейзажи с широкоугольным объективом. Завидев красивый вид, они снимают его на самом широком угле, который доступен на их объективе. Затем, открыв полученные фотографии на компьютере, они видят большие незаполненные области в отснятых кадрах, и пытаются понять: что же пошло не так.

Снимая с широкоугольным объективом, всегда будьте внимательны к композиции кадра, убедитесь, что в каждой области фотографии есть какие-нибудь интересные элементы. В большинстве случаев ваш широкоугольный объектив заполнит значительные области фотографии травой и небом. Согласитесь, что такие изображения, скорее всего, будут не очень эффектными.

Запомните простое правило: использование широкоугольного объектива оправдано тогда, когда есть необходимость уместить в кадр множество интересных объектов, и каждая область изображения будет содержать что-то, что сможет привлечь внимание зрителя. Откровенно говоря, такие ситуации случаются реже, чем можно подумать.

Как фотографировать с широкоугольным объективом: Негативное пространство

Ещё один вариант использования широкоугольного объектива – создание фотографий с большим количеством негативного пространства .

Что такое негативное пространство? В фотографии, негативным пространством называется область изображения, ничем не занятая и не привлекающая внимание зрителя. Если на вашей фотографии запечатлено одинокое невысокое дерево, окружённое заснеженным полем, то в таком изображении будет много негативного пространства.

Широкоугольные объективы отлично справляются с задачей наполнения фотографии негативным пространством, но чаще всего это происходит вопреки желаниям фотографа. Если вы хотите запечатлеть красоту далёкой горы, то вы вряд ли захотите, чтобы 3/4 кадра были заняты пустым небом, на которое мало кто посмотрит.

Тем не менее для некоторых изображений негативное пространство является невероятно мощным инструментом. Оно позволяет выделить ваш объект съёмки, окружив его пустой областью.

Негативное пространство придаёт фотографии атмосферу одиночества и пустоты. Если вы пытаетесь показать незначительность снимаемого объекта в окружающем мире, то негативное пространство – это именно то, что вам нужно.

Конечно, в пейзажной фотографии к этому приёму прибегают нечасто. И решение о его использовании зависит исключительно от творческого замысла фотографа.

Заключение

Широкоугольные объективы неспроста являются одними из самых популярных инструментов в пейзажной фотографии. Только они позволяют фотографу снимать близко от объекта съёмки, не беспокоясь о том, что он не уместится в кадр. Кроме того, если вы снимаете сцену, наполненную множеством интересных и эстетичных элементов, то широкоугольный объектив может стать лучшим способом для её захвата.

Широкоугольные объективы непросты в использовании. Они, как правило, добавляют в кадр много негативного пространства, что не всегда желательно. В то же время они уменьшают площадь фона фотографии по отношению к остальной её части. Поскольку широкоугольные объективы выдают изображение, сильно отличающееся от привычного человеческому глазу, многие фотографы используют их неправильно.

Если вы научитесь справляться с трудностями и особенностями использования широкоугольных объективов, они надолго займут место в вашем арсенале. Кроме того, чем дольше вы снимаете с широкоугольным объективом, тем лучше вы его осваиваете и эффективнее используете.

А как вы используете широкоугольные объективы? Поделитесь своим опытом в комментариях ниже.

В качестве традиционного бонуса предлагаем вам интересный видеоролик о съёмке широкоугольным объективом:

По материалам Photographylife.com. Автор и фото: Спенсер Кокс.

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии» . Подписывайся!

    Под сверхширокоугольным в рамках данной статьи будем подразумевать любой объектив с фокусным расстоянием менее 20 мм (в пленочном эквиваленте). Под эту категорию попадают два вида объективов - обыкновенный сверхширокоугольник и "рыбий глаз". В статье речь пойдет не о технических возможностях данных объективах, а о возможностях творческих - "сверхширик" открывает нам возможность видеть мир в совершенно непривычном ракурсе, что, несомненно является благодатной почвой для различных творческих экспериментах.

    "С широко открытыми глазами"

    У меня есть опыт работы с двумя сверхширокоугольными объективами - рыбьим глазом Зенитар 16/2.8 (на кропе и на полном кадре) и с объективом Samyang 14mm f/2.8 . Сразу скажу, что оба эти объектива наилучшим образом проявляют себя на полнокадровом фотоаппарате, однако, в продаже есть "сверхширики" специально для кропа - их фокусное расстояние составляет 8-10 мм на коротком конце, что в пересчете на полный кадр дает 12-16 мм, поэтому мой опыт будет вполне применим и к этим объективам. Тем не менее, давайте сразу договоримся, что далее я буду оперировать именно "полнокадровыми" фокусными расстояниями.

    В чем коварство сверхширокого угла?

    На первый взгляд может сложиться впечатление, что широкий угол дает огромное преимущество при съемке архитектуры и других крупных объектов с близкого расстояния. Было бы очень удобно фотографировать во время экскурсий! В то время как владельцы стандартных объективов вжимаются в стены, чтобы уместить в кадр весь объект целиком, вы совершенно спокойно фотографируете архитектурные ансамбли и интерьеры соборов и музеев. Но за удобство приходится платить... Для начала, приведу два примера фотографии некого объекта, которые сняты при помощи объективов 14 мм и 50 мм так, чтобы масштаб был примерно одинаковым.

    Насколько сильно отличаются фотографии одного и того же объекта! Как вы уже, наверное, догадались, левое фото было сделано на 14-мм объектив практически в упор. Возможно, для подобных "креативных" объектов, такой стиль съемки приемлем, но при фотосъемке классических архитектурных композиций столь агрессивная перспектива быстро начинает раздражать.


    На левая фотография сделана на 14-мм объектив, правая - на 16-мм "рыбий глаз".

    Конечно, при помощи Adobe Photoshop Lightroom можно частично скомпенсировать эффект перспективы...

    Но при этом объекты получаются с жутко искаженными пропорциями - неправдоподобно вытянутыми вверх и сплющенной по бокам! К тому же для сохранения пропорций кадра пришлось его ощутимо обрезать. Таким образом, пострадало разрешение фотографии.

    "Выпрямить" фотографию с Зенитара16 в Lightroom тоже можно, применив к ней профиль объектива Canon 15mm f/2.8 fisheye . Получится примерно то же самое, но с ощутимым размыливанием углов (собственно из-за этого я поменял фишай на обыкновенный сверхширокоугольник, дающий изначально "ровную" картинку).

    Сверхширокоугольник для архитектуры - а вы уверены, что это хорошая идея?

    Часто на сайтах с обзорами объективов, в частности на photozone.de , сверхширокоугольники позиционируются как чуть ли не специальные объективы для съемки архитектуры. Лично мне эта идея кажется не очень хорошей.

    Как уже говорилось, если фотографировать здания с близкого расстояния и с низкой точки при помощи широкоугольного объектива, они получатся "падающими" назад. Еще один пример:

    Перспективу можно выровнять в Photoshop, но это далеко не всегда получается качественно - при сильной компенсации эффекта здорово пострадают форма и пропорции объектов в верхней части кадра.

    Если вам нужно получить действительно качественные фотографии объектов архитектуры, по возможности не используйте сверхширокоугольник. Ищите такую точку съемки, с которой объект поместится в кадр при использовании "нормального" объектива (40-50 мм) или даже телеобъектива. Линия горизонта - чем ближе к середине кадра, тем меньше перспективные искажения.

    Вот пример фотографии объекта архитектуры, сделанной на фокусном расстоянии 105 миллиметров с большого расстояния.

    Никаких падающих стен, кривых линий и искажения пропорций! Согласитесь, смотреть такие фотографии архитектурных объектов намного приятнее, чем такие:

    Или такие:

    Разумеется, использовать длиннофокусный объектив для съемки архитектуры получается не всегда. Часто бывает, что архитектурные объекты расположены очень неудачно - их закрывают деревья, рекламные щиты, другие здания. Тут уже делать нечего - спасение только в широкоугольнике. Но все же, старайтесь снимать на максимально возможном в данных условиях фокусном расстоянии.

    p.s. Речь не идет о художественных фотографиях, в которых перспективные искажения играют роль художественного приема.

    Съемка природы

    Пейзажная съемка - вот истинный конек сверхширокоугольной оптики! Угол поля зрения 14-мм объектива на полном кадре составляет около 120 градусов по горизонтали -это примерно соответствует тому, что человек видит двумя глазами.

    При съемке природы, в отличие от городского пейзажа, сильное искажение перспективы не столь уж критично, как при съемке зданий. Наоборот, агрессивная перспектива придает снимку дополнительную динамику и глубину.

    При компоновке кадра с "верхним горизонтом" в кадр попадает большое количество объектов переднего плана (иногда даже ноги фотографа). Это заставляет более ответственно подходить к выбору точки съемки. Зато у фотографа есть возможность одним кадром передать все великолепие пейзажа во всех подробностях - от травы или воды под самыми ногами до линии горизонта.

    При съемке пейзажа со сверхширокоугольником объекты заднего плана получаются очень мелкими - такова уж специфика столь малого фокусного расстояния, однако часто это превращается в огромное достоинство. Особенно хорошо со сверхширокоугольником получаются пейзажи с облаками. Если с обычным объективом облака являлись лишь фоном, дополняющим композицию, то со сверхширокоугольником они, зачастую, становятся полноправными ключевыми объектами.

    А вот такая фотография получилась на 24-мм объектив:

    Согласитесь, с 14-мм объективом получилось интереснее!

    Даже если передний план как таковой отсутствует, "облачный рисунок", чуть усиленный в Фотошопе, сделать основным мотивом в пейзаже.

    Разумеется, при таком ракурсе мы столкнемся с завалом вертикальных объектов из-за эффекта перспективы. Исходный вариант данной фотографии выглядел так:

    Перспективные искажения в нижней части снимка кажутся катастрофическими! А что вы ожидали? Законов оптики никто не отменял. Про то, как исправить подобную беду без обрезки краев картинки (как на фото с колокольней), вы можете задать мне вопрос на Фотокурсах , я вам охотно все расскажу и покажу. Возможно, в обозримом будущем появятся видеоуроки.

    Горизонт посередине - отступление от общепринятых правил композиции или полезный художественный прием?

    Возможно, вам уже приходилось читать или слышать, что следует любыми способами избегать горизонта посередине кадра. По крайней мере, во многих учебниках серединный горизонт характеризуется как недостаток в композиции. Но, фотография - не физика и не математика! От правил можно и нужно отступать. Но, все же делать это следует с осторожностью, тщательно взвесив все за и против.

    Долгое время я был противником серединного горизонта в пейзаже, однако, относительно недавно изменил свое мнение на этот счет. Основным поводом для этого стало пополнение моего арсенала сверхширокоугольным объективом с фокусным расстоянием 14 мм. За небольшой промежуток времени с этим объективом было сделано немало удачных фотографий, горизонт на которых располагался, как будто в насмешку над всеми правилами и канонами, ровно посередине кадра. Вот несколько примеров:

    Гороховец, вид с Лысой горы:

    Вечер в Ворсме (1):

    Вечер в Ворсме (2):

    Я пытался понять, почему серединный горизонт на этих фотографиях абсолютно не режет глаз, а наоборот, обеспечивает некий эффект присутствия? И, похоже, выяснил это...

    Объектив 14 мм на полном кадре имеет угол поля зрения, сопоставимый с углом зрения человека (2 глазами, с учетом периферийного зрения) - 115-120 градусов. В обычном состоянии мы держим голову прямо и, совершенно очевидно, что линию горизонта мы привыкли видеть посередине! Вот и вся разгадка. Именно поэтому, на фотографиях, сделанных с таким широким углом охвата линия горизонта, делящая кадр пополам - вполне разумный композиционный ход.

    Из этого можно сделать смелый вывод, что классические правила композиции (пришедшие в фотографию из живописи) на сверхширокоугольных объективах не так уж незыблемы! Все равно что геометрия Евклида и геометрия Лобачевского, либо классическая механика и квантовая:)

    Заключение

    В заключение хочу сказать, что фотографировать сверхширокоугольный объектив не так легко, как может показаться на первый взгляд. Вам почти всегда будут сопутствовать такие сложности. Многие разочаровываются в подобной оптике, из-за ряда ее особенностей:

    • Сильные искажения перспективы (нужно учиться их исправлять в редакторе, либо использовать в качестве творческого приема)
    • Дисторсия (относительно легко правится в Adobe Lightroom)
    • Недостаток динамического диапазона (из-за угла большого поля зрения в кадр будут попадать объекты хорошо освещенные, а также объекты в глубокой тени - осваивайте HDR)
    • При использовании мануальных объективов нужно привыкать к ручному режиму

    Если же вы успешно освоите сверхширокоугольник и "проникнетесь" им, вам откроются огромные творческие возможности!

    В этот раз вас ждёт знакомство со сверхширокоугольной оптикой.

    Для полнокадровой камеры сверхширокоугольным является объектив с фокусным расстоянием короче 24 мм (15 мм для камер с матрицей APS-C) и углом обзора более 80 градусов по диагонали кадра.

    В кадр поместится всё!

    Часто в помещении хочется взять более общий план, но отойти подальше от объекта съёмки не получается - мешают стены или другие препятствия. Здесь на помощь приходит сверхширокоугольный объектив. Он используется в , репортажной съёмке, незаменим при съёмке интерьеров.

    Кадр, сделанный 50-мм объективом

    Кадр, сделанный на фокусном расстоянии 14 мм

    Идеальное решение для пейзажной съёмки

    Если вы хотите захватить в кадр весь окружающий ландшафт, а не только его фрагменты, то без широкоугольной оптики не обойтись. При съёмке пейзажей используют все виды объективов, даже телевики. Но всё же основным инструментом фотографа-пейзажиста является сверхширокоугольный объектив.

    Nikon D810 / Nikon AF-S Nikkor 18-35mm f/3.5-4.5G ED УСТАНОВКИ:

    Заставляет подойти ближе

    «Если ваши фотографии недостаточно хороши, значит вы подошли недостаточно близко». Эта цитата одного из известнейших фотожурналистов середины XX века Роберта Капы.

    Nikon D810 УСТАНОВКИ: ISO 1100, F3.5, 1/250 с, 18.0 мм экв.

    Сверхширокоугольный объектив позволяет и даже заставляет снимать на минимальном расстоянии от объекта съёмки, переднего плана. Если отойти подальше, все предметы в кадре будут одинаково мелкими.

    Снимок получился благодаря использованию сверхширокоугольного объектива и . Этот кадр я сделал на крутом склоне горы, буквально «зависнув» над обрывом. Чтобы показать пионы на переднем плане, мне пришлось влезть в небольшую рощу и снимать с очень близкой дистанции (от объектива до цветов меньше метра). Широкоугольный объектив позволил показать и цветы, и фактурные стволы старых деревьев, и восход.

    Ярко выраженная перспектива

    Широкий угол обзора и съёмка с минимальных дистанций сказывается на передаче перспективы в кадре - появляются перспективные искажения. Объекты, расположенные на переднем плане, визуально увеличиваются в размере, а более отдалённые уменьшаются.

    Nikon D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 50, F22, 3 с, 18.0 мм экв.

    А вот людей на широкоугольную оптику лучше снимать в полный рост. Вписывайте своих героев в окружающий сюжет, а классические портреты делайте на более .

    Nikon D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 640, F3.5, 1/2500 с, 18.0 мм экв.

    Оптимальный выбор для съёмки звёздного неба

    Съёмка звёздного неба, северных сияний становится всё популярнее. Конечно же, фотографы стремятся захватить в кадр как можно больше пространства, и без широкого угла обзора здесь не справиться.

    Nikon D810 / Nikon AF-S Nikkor 18-35mm f/3.5-4.5G ED УСТАНОВКИ:

    Nikon D810 / Nikon AF-S Nikkor 18-35mm f/3.5-4.5G ED УСТАНОВКИ:

    Съёмка звёздного неба - задача, выполняемая на пределе технических возможностей фототехники. Чтобы захватить максимум света от далёких звёзд, объектив должен иметь высокую светосилу и давать хорошую резкость даже по краям кадра. Этим параметрам отвечают многие сверхширокоугольники от Nikon, но особенно хочется отметить Nikon AF-S 14-24mm f/2.8G ED и светосильный фикс Nikon AF-S 20mm f/1.8G ED Nikkor.

    Nikon D810 / Nikon AF-S 14-24mm f/2.8G ED УСТАНОВКИ:

    Искажение геометрии. Объективы без дисторсии и фишаи

    Помимо перспективных искажений, свойственных всем короткофокусным объективам, есть ещё и геометрические искажения, которые у разных моделей оптики проявляются по-разному. Дисторсия - это геометрическое искажение в кадре. Она особенно заметна при съёмке сюжетов с прямыми линиями. Геометрические искажения крайне нежелательны, например, при съёмке архитектуры, так как никому не хочется получить на снимке изогнутый дом или лихо закрученный интерьер. У качественного сверхширокоугольного объектива дисторсий быть не должно.

    С другой стороны, сильные геометрические искажения можно использовать для создания . Например, в фишай-объективах (англ. fish-eye - рыбий глаз) дисторсия не корректируется.

    В линейке оптики Nikon есть несколько таких объективов: классический Nikon 16mm f/2.8D AF Fisheye-Nikkor, рассчитанный на применение с полнокадровыми фотоаппаратами, Nikon 10.5mm f/2.8G ED DX Fisheye-Nikkor для кропнутых камер, а также новинка - Nikon AF-S FISHEYE NIKKOR 8-15mm f/3.5-4.5E ED, которую можно использовать как на полном кадре, так и на кропе.

    Сверхширокоугольные объективы Nikon

    Как выбрать сверхширокоугольный объектив? Приведём небольшой обзор наиболее интересных моделей от компании Nikon.

    Начнём с моделей, рассчитанных на применение с полнокадровыми фотоаппаратами.

    Nikon AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED - эталон сверхширокоугольной оптики. Благодаря фокусному расстоянию 14 мм, он обладает рекордным углом обзора. Но за высокую светосилу и отличные оптические характеристики приходится платить: объектив весит почти килограмм, а из-за внушительной передней линзы на него не получится установить стандартные резьбовые светофильтры. Великолепная резкость и высокая светосила делает Nikon AF-S 14-24mm f/2.8G ED удобным для работы в любых жанрах: от свадебной до архитектурной фотографии.

    Nikon AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR - более компактное решение. Объектив имеет чуть более узкий угол обзора и меньшую светосилу. Недостаток последней отчасти компенсирует эффективный стабилизатор изображения, который позволяет фотографировать без штатива даже на выдержках в районе ¼–½с. Это очень полезно при съёмке пейзажей «на бегу», ведь не всегда есть время, чтобы разложить штатив. Кроме того, наличие стабилизатора - отличная страховка от получения смазанных кадров. Объектив относительно компактен и позволяет использовать резьбовые светофильтры диаметром 77 мм.


    Статья посвящена особенностям работы с широкоугольными и сверхширокоугольными объективами. Типовым приёмам при съёмке на такие объективы. Причинам возникновения искажений перспективы и пропорций. Методам борьбы с ними.

    Определения

    Угол поля зрения – просто говоря, это угол, который «видит» объектив вдоль диагонали кадра. Величина этого угла прямо пропорциональна размеру матрицы (плёнки).

    Классификация фотографических объективов по углу поля зрения

    Как видно из таблцы, тип объектива зависит от диагонали кадра. Например – возъмём объектив с фокусным расстоянием 50 мм: на среднеформатном фотоаппарате он окажется широкоугольным объективом, на полнокадровом – нормальным, а в системе 4/3 – длиннофокусным.

    Особенности широкоугольного объектива

    Рассмотрим картинку весьма популярного объектива Canon EF 17-40/4L.
    На полном кадре у него угол поля зрения составляет от 104° до 57°30".
    Однако, никто же не фотографирует группу, расположив её по диагонали, ведь так? Поэтому рассмотрим угол поля зрения по горизонтали – от 84° до 49°


    На этом примере явно видно, что объектив в положении 17 мм на полном кадре приводит к заметным искажениям пропорций.
    Если быть точным, то изображение в этом примере на краю кадра шире изображения в центре кадра на 26%. А это уже очень заметная на глаз деформация.
    Причина этой деформации – протяженность голов в глубину. Если бы мы фотографировали плоские объекты, например, бесконечную кирпичную стену, то все кирпичи, что в центре кадра, что на краях кадра заняли бы одинаковое количество пикселей на матрице. Они уменьшаются, из-за того, что видны под острым углом, однако это уменьшение компенсируется растяжением объектива. В этом и свойство «плоских» (не рыбий газ) объективов – они растягивают углы изображения.

    Однако у человеческого зрения есть такое свойство – искажения линейных размеров менее 10% не заметны на глаз. Эти 10% растяжения лиц возникают при угле поля зрения 55° (34мм на полном кадре и 22 мм на APS-C)
    Отсюда, кстати, становится понятна причина популярности объективов 35 мм в жанре street-photo. Это минимальное фокусное расстояние, при котором ещё не бросаются в глаза геометрические искажения.

    Однако, помимо растяжения лиц, возникает ещё одна проблема – если центральные люди в группе смотрят прямо (перпендикулярно стене), то люди, расположившиеся по краям группы, уже вынуждены повернуть головы почти на 45 °, чтобы смотреть в камеру. Этот поворот голов уже никак не скомпенсируешь ни сменой проекции, ни деформированием в фотошопе.

    Примеры на фотографиях

    Фотографии сняты объективами Canon EF 17-40/4L и Canon EF 24-105/4L IS на камеру Canon EOS 1Ds Mk2 (полный кадр).
    17 мм
    Искажения на краях кадра очевидны. Заказчик будет совсем недоволен.
    20 мм
    Искажения на краях кадра очевидны. Заказчик будет недоволен.
    24 мм
    Искажения на краях кадра заметны. Мужчины, скорее всего, не заметят, а девушки будут жаловаться, что фотография их полнит.
    35 мм
    Если по краям кадра расставить мужчин, то кадр вполне прокатит.
    50 мм
    Всё хорошо.
    70 мм
    Всё хорошо.
    105 мм
    Всё хорошо, однако фотограф был вынужден убежать далеко от группы и контакт потерян - фотографа просто не слышно за разговорами группы.

    Рассмотрим на примере одного кадра допустимое расположение модели на фотографии:

    Здесь голова модели расположена в безопасной области и сильно не деформирована, а ножки - вылетели из безопасной зоны и стали казаться значительно длиннее. Что девушкам и нравится.

    Выводы

    1. Старайтесь не фотографировать группы людей на фокусное расстояние короче 35 мм для полного кадра или 22 мм на APS-C камерах.
    2. Если возникает необходимость сфотографировать группу на более широкоугольный объектив – расположите людей по возможности ближе к центру кадра (чтобы не вылетать из угла 63°)
    3. Постарайтесь девушек и особо привередливых заказчиков не размещать по краям кадра. Мужчины к вытянутым по горизонтали лицам относятся заметно спокойнее.
    4. Если фотографируете группу, стоящую в несколько рядов, постарайтесь максимально зажать диафрагму, на объективе – групповые фото часто печатают большим размером и глубины резкости может не хватить.
    5. Если же пространство позволяет, постарайтесь сфотографировать группу на фокусное расстояние 50 мм для полного кадра (30…35 мм для APS-C) – в этом случае даже самые привередливые не смогут увидеть растяжения лиц на краях кадра. Более длиннофокусные объективы применять не стоит – придётся очень далеко убегать и группа вас просто не услышит.
    6. При фотографировании даже одного человека, постарайтесь расположить его голову в пределах поля кадра объектива 35 мм (22 мм для APS-C) фокусного расстояния. Например, снимая на объектив 16-35/2.8 – постройте кадр, поверните зум в положение 35 мм и посмотрите, не вылетает ли голова за переделы кадра. Если не вылетает, то снимок должен получиться без заметного искажения лица.
    Current Location:

    При помощи широкоугольных объективов можно добиваться качественных снимков, но при недостаточной подготовке получается негативный результат. Нужно так поймать кадр в широкоугольник, чтобы в нем не оказались лишние предметы, портящие общее впечатление. Нужно хорошо разобраться в таком вопросе – широкоугольный объектив для чего нужен, прежде чем начинать им активно пользоваться.

    При использовании разных типов объективов возникают различные сложности, которые предстоит преодолевать фотографу. Малая глубина резкости характерна для телеобъективов, и данное оборудование предпочтительно для съемки в движении. Когда идет фотографирование подобными устройствами, необходимо максимально открывать диафрагму.

    Особенности широкоугольных объективов

    Данный тип оптики имеет маленькое фокусное расстояние, так что фотоаппараты с таким приспособлением обеспечивают несколько иное изображение, чем длинный фокус. Они имеют другую глубину резкости и другую перспективу. Так что для того, чтобы использовать эффективно широкоугольники, нужно тщательно изучить их потенциальные возможности.

    Если используются советские широкоугольные объективы, нужно сократить расстояние до объекта, и тогда есть шанс получить качественный кадр. Необходимо создавать оптимальное сочетание:

    • фона,
    • объекта,
    • переднего плана.

    Получается перспектива, отличная от длиннофокусного прибора, и ей нужно грамотно пользоваться. Известно, что нормальный диапазон фотоаппарата от 35 до 90 миллиметров, создает похожую картинку, как и при взгляде человека без поворота головы.

    Получается естественное восприятие изображения без особых искажений. Но если используется широкоугольник, то охватывается больший диапазон, который способен напомнить взгляд человека, но с поворотом головы.

    То есть, в объективе отображаются дополнительные объекты, которые разбросаны по горизонту и относительно наблюдателя. Фотограф, работающий с широкоугольником, приобретает дополнительные перспективы для творческого процесса.

    Появляется возможность для всевозможных взаимодействий между такими предметами, которые являются неочевидными для человека.

    Характеристики широкоугольников

    Чтобы ответить на вопрос — широкоугольный объектив для чего нужен, необходимо разобраться в его возможностях. Такие оптические приборы имеют преувеличенную перспективу и предметы, которые захватываются при фотографировании, находятся в некотором отдалении, чем на самом деле.

    Подобный эффект достигается благодаря проецированию сцены на плоскости, и все изображения получаются непривычными для человеческого глаза. Если изучить потенциал широкоугольников, с помощью умело сделанных фотографий можно максимально захватывать внимание зрителей.

    Кроме того, с помощью них фотографы добиваются большой глубины изображаемого пространства. Причем в этой глубине предметы изображаются с приличным уровнем резкости, что позволяет пользователю создавать оригинальные композиции.

    Как правильно использовать широкоугольные объективы?

    Чтобы получить действительно уникальную и привлекающую внимание фотографию, нужно располагать фотоаппараты, на которых установлены советские широкоугольные объективы, на определенном расстоянии от объектов.

    Если вы нарушите горизонтальность установки камеры, то даже ровные объекты получатся с неестественным наклоном. Такие возможности можно умело использовать для создания фантастических кадров, но делать это нужно предельно точно, чтобы не получить обратный эффект.

    Еще есть вариант с дополнительной обработкой полученных широкоугольником снимков, при этом используются специальные компьютерные программы.

    Если вы желаете добиться положительного результата при фотографировании подобными аппаратами, необходимо располагать горизонт в самом центре кадра, а потом производить дополнительную обработку снимка.

    Обрезаются ненужные элементы и остаются только те объекты, которые вы хотели бы видеть в кадре. Таким образом, зная широкоугольный объектив для чего нужен, и как правильно использовать это устройство, вы сможете получать интересные фотографические шедевры.

    Во время просмотра грамотно выполненных снимков с помощью широкоугольников зритель перемещает взгляд с одного участка кадра на другой, и если эти переходы сделаны точно, то просмотр получается особо захватывающим.

    Слишком смягченные области на фотографии не всегда получаются гармоничными, поэтому необходимо тщательно настраивать объектив и производить дополнительную обработку кадров для достижения положительного эффекта.