Сколько лет ульяне лопаткиной. Ульяна Лопаткина: рост, вес и фото балерины

В февральском номере ELLE, посвященном в основном сексу, обнаружилось большое и интересное интервью с Ульяной Лопаткиной: "Такая, как есть" (автор - Надежда Кожевникова) . Еще в номере очень красивые студийные фотографии Владимира Мишукова, уже не раз снимавшего балетных персон.


За десять лет в Мариинском театре Ульяна Лопаткина собрала все мыслимые балетные титулы - заслуженная артистка, «Божественная», «Душа танца», Outstanding Performance of the Year Award, «Триумф»… Она мегазвезда, самая востребованная и самая недоступная для прессы балерина отечественного балета.

Мы сидим в Мариинке, в ложе бенуара. Позолоченный театральный зал сейчас пуст. Через полтора часа обитатели замка Равенсвуд станут страдать и умирать здесь под сладостную музыку Доницетти к «Лючии ди Ламмермур». Но пока все тихо. И Ульяна Лопаткина, сосредоточенно нахмурив красивый лоб, правит распечатанные страницы - интервью для ELLE.
Это наше второе - и, по сути, настоящее знакомство. Первое - месяц назад - проходило в обстановке, приближенной к боевой. Ульяна, строгая, тонкая, с гладкими волосами и непроницаемым лицом, вошла и с ходу лишила надежд съемочную группу, прилетевшую из Москвы (это после многомесячных изнуряющих переговоров с пресс-службой и дирекцией театра!): «Нет, переодеваться я не буду. Я бы хотела сниматься в своих вещах или в чем-то театральном!»
Приговор прозвучал в ответ на попытки стилистов как-то по-особенному посадить ее у стены в забавном фраке и остроносых ботинках. Ничего тогда не вышло! Создать андрогинный образ в духе Серебряного века не удалось. И чемодан одежды, специально привезенной для съемок, улетел обратно в Москву. Но сегодня Ульяна другая. Даже улыбается. И как будто никуда не спешит, несмотря на неумолкающий мобильный. За последние пятнадцать минут ей позвонили муж, мама, кажется, костюмер, напомнили, что надо забирать дочку Машу, куда-то ехать, с кем-то встречаться. Но Ульяна не исчезает, а, дирижируя карандашом, искореняет в интервью какие-то неточные слова, снова и снова пытаясь объяснить, почему так не любит встречаться с журналистами и позировать фотографам глянцевых журналов.

«Вы знаете, стилисты привозят для меня вещи - хотят примерять какие-то ими созданные образы, придумывают целое действо. Но мне эта игра вне сцены дается тяжело. Когда на спектакле я выполняю жуткой сложности движения, к которым надо готовиться с детства и вытереть сто потов, - это как раз те условия, где я могу обрести внутреннюю свободу. На сцене музыка провоцирует меня на открытия. А одежда не провоцирует, а просто создает настроение. Я в театре обычно хожу в кроссовках, в чем-то спортивном, удобном. Это рабочий стиль. Меня в рабочее время «женщиной» никто здесь не привык видеть. Мы все, или почти все, балетные так ходим - снял с ноги шерстяную гамашу, повязал на шею! Что с утра натянул - джинсы, любимый свитер, в том и побежал. Такой подростковый стиль. Мы законсервировались в «выпускном» возрасте и облике. И кто поверит, что такому «подростку» уже 30 лет!

ELLE Но считается, что балерины так элегантны, женственны - и на сцене, и вне ее!
У.Л. Вы когда-нибудь видели, как балетные сильфиды выглядят в рабочие будни - скажем, когда пьют кофе в служебном буфете? Как жуткие виллисы - синяки под глазами, бледные лица. Кто-то, кажется, из хора, сказал однажды: «Балет? Да там женщин и не увидишь!» Потому что все мы как лошади работаем. Некогда прихорашиваться. Это на приемах все замирают от восхищения. А танцоры привыкли к партнершам с красными и мокрыми от пота лицами. Все это несколько меняет представление о сказочной красоте балета. Но в этом мире мы проводим две трети жизни. Балет – жестокая профессия, забирает человека полностью. А как только начинаются все эти съемки, пресса, это тут же сказывается. РR ведь тоже отбирает силы. Вообще, чем больше говоришь о себе, тем меньше остается времени на дело. Слово имеет таинственную силу. Поэтому не стоит им бросаться. Это из области, которую мы не можем анализировать. Такая немного мистическая зависимость.
ELLE Поэтому Вы не даете интервью?
У.Л. Я не даю интервью без особого повода. На самом деле можно сойти с ума, отвечая на одни и те же вопросы. Сейчас у меня новых работ нет. Я только недавно вернулась в театр после долгого перерыва. Стараюсь восстановиться. Надо много работать. Вот поэтому нет необходимости в интервью. А что вы подумали?

Лично я подумала, что, как истинная звезда, абсолютная и самодостаточная, Ульяна просто избегает ненужного общения, что она научилась решительно отсекать главное от второстепенного. «Да не научилась я! В том-то и дело!» - в голосе Лопаткиной чуть ли не отчаяние. «Решительно отсекать», по ее словам, хотелось бы попытки прессы делать из нее звезду - ледяную приму, чья ослепительная «звездность» сверкает в каждом движении.



У.Л. Люди видят прямую спину и серьезное лицо - значит, «она умеет отделять главное от суеты». Но я живая, и у меня хватает недостатков. Нельзя сказать, что с моим появлением все окутывает розовая дымка, что это у меня такой божий дар делать все вокруг прекрасным и значительным. На самом деле у меня бывают периоды безволия, случаются сбои, паника на сцене, ошибки от усталости - и все это приводит в состояние мрачного уныния, получается холодный спектакль. И это чувствует зритель. А предполагается, что каждый раз одно и то же «Лебединое озеро» надо танцевать по-разному. Балетная жизнь - это ежедневное преодоление физической и душевной усталости, перегрузки, стрессы. Беспокойство о том, что не получается партия, болит нога, низкое давление, партнер на репетиции был недостаточно внимателен, завтра опять уезжать, чемодан не собран... А жизнь идет. И в ней не одно только «Лебединое озеро», правда?

Решаюсь напомнить, что не все так ужасно: суровые критики давно превратились в нежных лириков и уже без всяких многоточий говорят об Ульяне как об артистке, которая вернула балету его большой стиль и заняла место у «врат царства классической хореографии». Но картина, где восторженные балетоманы, вставая в театральных креслах, шепчут: «Божественная!» - кажется Лопаткиной слишком сладкой.

У.Л. История про мегазвезду мне дорого достается: она ставит меня под прицел со всех сторон. Гораздо легче быть подающей надежды девочкой. Это состояние легкое, окрыляющее. Но чем выше удается подняться по ступеням профессии, тем больше там всяких «многоточий». Я ведь не только догадываюсь о том, сколько от меня ждут. Об этом говорят, пишут. Конечно, критик не обязан думать о том, что чувствует балерина на сцене. То, что она переживает, и то, что видит зритель из зала, - две параллельные реальности. Иногда сжигаешь столько нервных клеток из-за помарки в танце, а потом смотришь видеозапись - и ясно, что это был ничтожный нюанс, который вообще незаметен. Иногда первый шаг из-за кулисы на сцену дается с таким трудом и нервами! Так что сначала хочется понимания и только потом - критики и жесткого анализа. Поэтому я, например, очень благодарна своему мужу, когда он в зале смотрит спектакль и переживает за меня.

Меня предупредили, и я твердо усвоила, что Лопаткину ни в коем случае нельзя спрашивать о «личном». Она не станет отвечать, а может вообще прервать интервью. Я и не пытаюсь проникнуть в запретную зону. Вопрос лишь в том - где проходит граница. Когда Ульяна, что называется, «в зените славы и успеха» покинула сцену, вышла замуж и родила маленькую Машу, это переживалось абсолютно незнакомыми ей людьми как личная драма. И дело было не в том, что она неожиданно для многих вышла из привычного образа «Жизнь в искусстве». Всех - а особенно тех, кто знал еще и о ее травме, - одинаково волновал вопрос, вернется ли она на сцену.

ЕLLE Вы пропустили сезон 2001/2002 года, родили дочь, потом перенесли тяжелую операцию. Не было страха вообще не вернуться в театр?
У.Л. Страх был. На уровне подсознания. Но я отгоняла от себя эти мысли. Когда я оставила театр, то чувствовала такую усталость, такую загнанность! Ведь я годами полностью была сосредоточена только на профессии. Помню, когда дала свое первое телеинтервью, мне потом в театре говорили: «Надо же, ты, оказывается, умеешь улыбаться!» Наверное, у меня произошла «передозировка» ответственности. Так что очень долго я в театр даже не заходила. И когда проезжала мимо, смотрела на это здание, где внутри народ «пыхтит-кряхтит», борется, пьет кофе в перерыве, даже не замечая, какой месяц и день на дворе, - я ничего не ощущала. Как будто у меня с этим миром ничего общего.
ЕLLE И что Вы делали все это время?
У.Л. Полгода просто жила, занималась домом, обычными делами. Но потом прошли месяцы, и захотелось опять балетных движений. Стала скучать по утренним классам, когда все собираются полумертвые и делятся острыми ощущениями: у кого - нога, у кого - спина, у кого что болит... Балетный мир правда очень замкнутый. Он человека не выпускает, потому что профессия чрезвычайно трудная. Она требует тебя всего. Даже если ты проведешь в классе меньше времени и дашь телу отдых, голова-то продолжает работать, и все равно не удастся дышать полной грудью за пределами театра. У тебя просто не остается сил на другое. Балетный мир, может, не такой яркий и сказочный, а сила переживания все-таки перетягивает сюда.
ELLE Майя Плисецкая рисовала театр как бесчеловечную, жесткую машину. Вы согласны, что это «механизм, который надо победить»?
У.Л. Я бы скорее сравнила театр не с машиной, а с очень сложным организмом. И он, так же как человеческий, то хорошо себя чувствует, то переживает какие-то болезни, эмоциональные спады или подъемы. Нельзя сказать, что театр съедает людей, что он их ломает. Он их испытывает. Мне кажется, нужно суметь вжиться в этот организм и стать его частью. Если есть, конечно, такое желание. Но это процесс индивидуальный - зависит в том числе от твоих возможностей, воспитания. С кем ты выстроишь отношения и будешь ли выстраивать вообще - десять лет ходить и кланяться! В общем, театр - это, конечно, люди, которые обитают в нем. Все зависит от людей. Хотя не все...
ЕLLE Не все звезды балета решаются пожертвовать ради материнства хотя бы частью карьеры. Как Вы рискнули?
У.Л. Подарить жизнь новому человеку неизмеримо важнее, чем станцевать «Лебединое озеро». Вообще все в жизни бывает не так, как представляешь. Вот говорят: «Ты сразу почувствуешь - этот ребенок твой, частица тебя!» Когда родилась Маша, и ее положили рядом, я посмотрела - вылитый папа, ничего моего, смотрит строго синими глазами, совершенно отдельная личность, и мне теперь с ней жить! Вот о чем я тогда подумала. Но я уверена (поскольку на себе уже испытала), что Бог не зря дал возможность женщине быть матерью. Материнство будто открывает какую-то новую «дверь» в женской сущности. Конечно, нельзя сказать, что это «сказочный процесс, который облагораживает женщину, и она расцветает». Нет, это совсем иначе. Это труд титанический. Сказано, что женщина, когда рожает, очищает душу страданием. Ничего подобного. Душа очищается, только если всю последующую жизнь идешь по пути терпения и ежедневного самопожертвования и проходишь этот путь с любовью. Мне все это еще предстоит. Но без Маши я уже свою жизнь не представляю.
ЕLLE Но Вы не колебались: рожать или нет, сейчас или немного погодя?
У.Л. У меня это было зрелое решение. Я давно знала, что, когда выйду замуж, буду иметь детей. Если человек замкнут на себе - это рано или поздно ведет к самоуничтожению. С рождением ребенка появляется ответственность, навсегда исчезают скука и ощущение одиночества, ты вынужден менять ритм жизни, все успевать, изыскивать для этого ресурсы, и сам становишься больше, глубже. Воспитание ребенка - хорошая цель в жизни, которая стоит усилий и напряжения, одновременно и глубокая, и высокая.
ЕLLE А восстановиться и вернуться на сцену было сложно?
У.Л. Меня поддерживали коллеги - мамы, которые это прошли. У нас в балетном мире все другое, и послеродовой опыт тоже. Чувствуешь на уровне движений особенности и возможности тела, пережившего роды. Мне объясняли: «Не ломай спину! Не бросай так ноги». Ну, и я доверилась чужому опыту. Но все равно прошлый сезон показал, как трудно разрываться между работой и маленьким ребенком. И - господи помилуй, бедные женщины! - как все это сложно. Хочется быть и хорошей матерью, и хорошей балериной, и хорошей женой.
ЕLLE Семья поддерживает Вас в этом стремлении?
У.Л. Мои родные стараются изо всех сил. Но силы у всех разные, и понимание того, что требуется, тоже. А жизнь с балериной - вещь сложная.

Семья Ульяны сегодня - это дочка Маша и, конечно муж - Владимир Корнев, директор филиала французской строительной компании. Я осторожно интересуюсь, насколько могут совпадать взгляды на дом, карьеру и другие жизненные ценности у балерины и бизнесмена.
Ульяна терпеливо объясняет, что строительным бизнесом муж занимается не всю жизнь. Вообще-то он - выпускник Академии имени Репина, архитектор, художник, литератор. Когда-то штурмом взял академические бастионы, приехав в Питер из Челябинска.
В Петербурге они какое-то время существовали параллельно: он - студент, Лопаткина - прилежная ученица Вагановского училища. Но точки пересечения, оказывается, намечались уже тогда: «Когда я брела куда-нибудь мимо Екатерининского сада с портфельчиком, там всегда в начале 90-х можно было встретить художников. И Володя там мог быть, как он говорит». Во всяком случае, замечает Ульяна, сегодня поводов для разногласий в их семье не больше, чем в любой другой, и скорее уж они связаны с тем, что под одной крышей - два «творца».

У.Л. Володя очень переживает, что жесткий бизнес-распорядок не оставляет времени для творчества. Но все равно он что-то успевает делать, придумывает разные истории, пишет книжки. И я могу сказать, что у меня очень неспокойно на сердце, если мой муж не может быть на спектакле. Даже сформулировать трудно: мне необходимо его присутствие. То есть обязательно нужно, чтоб он пережил спектакль со мной: если бы он не обращал внимания на трудности моей профессии, не замечал моих переживаний, то мне было бы очень досадно. Но, слава богу, мы учимся понимать друг друга. Он сидит и ужасно нервничает в зале, когда я на сцене. Но каждый раз я говорю ему: «Если ты не придешь, что-то в наших отношениях нарушится». А так мы существуем как бы в одном мире.

Я на всякий случай уточняю, так ли велика разница между Ульяной Лопаткиной в театре и дома. Но Ульяна решительно не видит никакого противоречия между честолюбием артистки и самоотречением жены и мамы.

У.Л. Я везде такая, какая есть. Просто в профессии и в театре требуются качества, которые не всегда нужны дома. В театре необходимо проявлять больше силы характера, больше воли. Хотя как сказать! Какие-то качества, приобретенные в профессии, помогают в семье: выдержка, спокойствие в трудной ситуации и умение терпеть. Говорят, что семья - это школа любви. Сказано точно. Теперь, когда я вышла замуж, я это понимаю. Любить так, чтобы это чувствовали другие, не срывать свое плохое настроение на других, дарить окружающим мягкость, сглаживать острые углы, уметь посмотреть так, чтобы воздух, готовый взорваться, мгновенно охладился, - этому всему нужно учиться... Но это стоит труда.
ELLE А у Вас есть собственная формула успеха дома и в карьере, рецепт для личного применения?
У.Л. Пожалуй, нет. Хотя как-то моя тетушка, которую я очень люблю, сказала: «Чтоб не потерять себя в очень интенсивном, разрушающем ритме жизни, будь то большой город или общество людей, важно найти свою тропу, свою линию жизни. И по этой тропинке всегда ходить». То есть надо видеть цель, идти к ней и не терять себя. И очень часто помогают принципы, стержень внутренний - они не дают впасть в отчаяние, уныние. Вопрос сложный.

С неумолимой ясностью ощущаю, что сейчас, как в шварцевской «Золушке», откуда-нибудь раздастся: «Ваше время истекло, кончайте разговор!» Пора благодарить и прощаться. Но, будто осознав, что не каждому дано воспользоваться ее верной, но такой трудновыполнимой формулой удачи, Ульяна, как человек ответственный, спешит подсказать более простой рецепт: «И знаете, может, в дополнение еще вот что: даже в самый серый будничный день нужно помнить, что именно такого дня в твоей жизни никогда больше не будет!».

Родилась 23 октября 1973 года в Керчи (Украина). Интерес к балету у впечатлительной девочки вспыхнул неожиданно. Потянуло к фотографиям, на которых застыли в танце легендарные мастера Г. Уланова, М. Плисецкая. Скульптурность поз завораживала. В некоторых чувствовалось остановившееся движение. Хотелось разведать те тайны танца, которые преображали героинь в существа необыкновенные.

Узнать о волшебном искусстве больше помогли книги. Ульяна с увлечением прочла о хореографах Дидло, Глушковском. Решила - стоит рискнуть, попробовать попасть в хореографическое училище.

И вот девочка в Ленинграде. Экзамен для нее завершился благополучно, хотя особого интереса у комиссии поступавшая не вызвала. Приговор был краток: весьма средние данные. Ощущение страха, что в волшебный мир танца не пустят, сохранилось на долгие годы. Это заставило замкнуться, уйти в себя, жить своей собственной жизнью.

С педагогами Ульяне повезло - все яркие, талантливые личности. Последние два года она занималась у Н. М. Дудинской. Полное взаимопонимание достигалось не всегда. Ученица была с норовом, с общими мерками нередко не соглашалась. Жила в интернате, с трудом привыкала к тому, что рядом нет близких. Как недоставало их опыта, совета!

Ульяна любила рисовать. Балет требует снайперской точности глаза, и это увлечение явно помогало. Она продолжала рисовать и позже, когда школьный курс завершился.

В 1990 году, будучи студенткой предвыпускного класса, Лопаткина приняла участие в конкурсе имени А. Я. Вагановой (Vaganova-Prix). Она исполнила вариацию Царицы вод из балета «Конек-Горбунок», вариацию «Сильфида» и па-де-де из второго акта балета «Жизель» (с Александром Мищенко). Лопаткина получила первую премию. В ее училищный репертуар входил также монолог Офелии из балета «Гамлет» К. Сергеева. Было очевидно - рождается неординарное дарование. На выпускном спектакле в 1991 году Ульяне доверили партию «Теней» из «Баядерки». Это - высший пилотаж, сложнейшая партия. Стройная, хрупкая воспитанница привлекала осмысленностью танца и затаенностью, которая чудилась в ее исполнении.

В труппе Мариинского театра, куда Лопаткина была принята по окончании училища, ей сразу стали поручать сольные партии: Уличная танцовщица в «Дон Кихоте», Фея Сирени в «Спящей красавице», Мирта в «Жизели». Ее высокий рост придавал то пикантность, то величавую значительность героиням. И рядом - центральные балеринские партии.

Лопаткина начала с Жизели. Работа увлекала; сложности были, но они не отпугивали. Балерина готовила первую роль основательно, тщательно прорабатывая детали с О. Н. Моисеевой. В 1994 году Лопаткина дебютировала в роли Одетты - Одиллии в балете «Лебединое озеро». В работе над спектаклем ей очень помог А. Лиепа. И не только в сложных дуэтах, где его опыт партнера оказался бесценен. Важно было его ощущение особенностей пластики. Это помогало найти свое решение, особенно выразительные нюансы.

Дебют Лопаткиной в этом спектакле стал заметным событием. Удивляли зрелость мысли и техническая отработка. Особенно удалась ей грустная Одетта - замкнутая, погруженная в печальные мысли. Она вовсе не стремилась покинуть свой заколдованный мир. Словно боялась вновь вступить в жизнь реальную, столь опасную и обманчивую.

В 1994 году Лопаткина получила от журнала «Балет» приз «Душа танца» в номинации «Восходящая звезда». Ей сулили успех в романтическом репертуаре. В академическом - тоже. И действительно, каждая новая роль Лопаткиной привлекала внимание и зрителей и критики. О ней писали много и восторженно. В таких партиях, как Никия («Баядерка»), Аврора («Спящая красавица»), Медора («Корсар»), отмечали верность традиции и вместе с тем желание найти в привычном новые интонации.

Современная хореография притягивала Ульяну, загадывала загадки. Как смягчить присущую танцовщице жестковатую угловатость, как приблизиться к округлой текучести пластики, которая так необходима для восточных героинь - Заремы («Бахчисарайский фонтан»), Зобеиды («Шехеразада»)?

Встреча с хореографией Ю. Н. Григоровича в «Легенде о любви», где Ульяна исполнила партию царицы Мехменэ Бану, потребовала совсем других красок - умения сдерживать страсть. Масштабность чувств скрытых, загнанных внутрь и лишь изредка выплескивавшихся наружу, придавала напряженному драматизму особую остроту. Эта роль стала одной из любимейших. Хотя нелюбимых ролей у Лопаткиной нет. Танец раскрывался перед молодой балериной в богатстве своих контрастных возможностей и переливах оттенков. Встреча с хореографией Дж. Баланчина принесла много нового. В его «Симфонии до мажор», «Бриллиантах», «Серенаде» интересно было разгадать, как гениальный хореограф слышит музыку и претворяет ее в танец. И каждый раз делает это в высшей степени изобретательно. Ульяна жадно осваивала эту новую для нее пластику, восторгаясь разнообразием ритмических красок и глубинной музыкальностью, а это требовало особой чуткости исполнительницы.

Внутренняя сосредоточенность, погруженность в себя особенно привлекательны в танце балерины. Она как бы чуть отстраняется от зрителя, не впускает его в свой внутренний мир и становится от того еще загадочней и глубже. Образы героинь таинственных, инфернальных Лопаткиной удаются чрезвычайно. Такой удачей стали, например, партия Смерти в одноактном балете Р. Пети «Юноша и Смерть», героиня «Вальса» М. Равеля в постановке Дж. Баланчина. Мистические интонации, магнетизм собственной или чужой воли концентрируют внимание зрителей, подчиняют их логике таинственных превращений. Реальное становится символическим, не утрачивая при этом своей действенной силы.

Помимо упомянутых выше в репертуаре балерины - главные и сольные партии в балетах «Раймонда» (М. Петипа), «Пахита» (М. Петипа), «Поцелуй феи» (А. Ратманский), «Поэма экстаза» (А. Ратманский), «В ночи» (Дж. Роббинс), «Звуки пустых страниц» (Дж. Ноймайер) и др., миниатюра «Умирающий лебедь». Среди ее партнеров - Игорь Зеленский, Фарух Рузиматов, Андрей Уваров, Александр Курков, Андриан Фадеев, Данила Корсунцев.

Лопаткина истово относится к профессии, любит много работать. К сожалению, в профессии танцовщицы травма - вещь почти неизбежная. Серьезная травма выбила балерину надолго из привычных занятий. Сейчас, к счастью, самое трудное позади. Возобновились уроки, репетиции, спектакли.

Ульяна Лопаткина принимает активное участие в гастрольных проектах Мариинского театра по России, Европе, США, Японии. Она участвовала в обменных гастролях Большого и Мариинского театров, выступала с труппой Баварского государственного балета (Мюнхен), танцевала в Линкольн-центре Нью-Йорка, в лондонских театрах «Колизей», «Ковент-Гарден», Садлерс-Уэллс и Альберт-холл, Королевском театре в Копенгагене, а также в Зальцбурге, Граце, Милане, Салониках, Амстердаме, Баден-Бадене.

В 2000 году Ульяне Лопаткиной присвоено звание заслуженной артистки России, в 2006 году - народной артистки России. Она - лауреат Государственной премии РФ (1999), Национальной театральной премии «Золотая маска» (1997), Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» (1995), приза «Бенуа де ля данс» (1997), премии «Триумф» (2004), Международной премии «Божественная» (1997).

Великая танцовщица современности, ставшая олицетворенным символом понятия «русский балет».
«Коммерсантъ»

Прима Мариинского театра, Народная артистка России, лауреат престижных премий. Танец Ульяны Лопаткиной отличают высочайшая точность движений, безукоризненность поз, удивительное достоинство и музыкальность. Она привлекает своей внутренней сосредоточенностью, погруженностью в свой мир. Всегда как бы чуть отстраняясь от зрителя, она кажется еще загадочнее, еще глубже.

Ульяна Вячеславовна Лопаткина родилась 23 октября 1973 года в Керчи (Украина). Искусством балета Ульяна увлеклась еще в детстве, когда она впервые увидела фотографии с изображением великих балерин, прочла биографии хореографов. С раннего возраста Ульяна начала заниматься в танцевальных кружках, а затем была принята в Академию русского балета им. А. Я. Вагановой в Ленинграде, где обучалась искусству танца в младших классах у Галины Петровны Новицкой, в старших классах – у профессора Наталии Михайловны Дудинской.

На вступительных экзаменах в академию данные будущей балерины комиссия признала весьма средними, однако еще будучи студенткой, Ульяна стала лауреатом Международной премии «Vaganova-Prix» (Санкт-Петербург, 1991), исполнив вариацию Царицы вод из балета “Конек-Горбунок”, вариацию Сильфиды и па-де-де из второго акта “Жизели”.

По окончании Академии в 1991 Ульяна Лопаткина была принята в труппу Мариинского театра, где юной балерине сразу доверили исполнение сольных партий в “Дон-Кихоте” (Уличная танцовщица), “Жизели” (Мирта), “Спящей красавице” (Фея Сирени). В 1994 она успешно дебютировала в партии Одетты/Одиллии в “Лебедином озере”, получив за эту роль престижную премию «Золотой софит» в номинации лучший дебют на петербургской сцене. Над партией Ульяна Лопаткина работала с Андрисом Лиепа, и он во многом помог найти ей свое решение роли. Лопаткина в “Лебедином озере” удивила эмоциональной зрелостью и отточенностью техники. Особенно удачным стал образ грустной, замкнутой, но в то же время статной и грациозной Одетты.

В 1995 Ульяна стала примой-балериной Мариинского театра. В Мариинке педагогами Лопаткиной были Ольга Николаевна Моисеева и Нинель Александровна Кургапкина. В настоящее время балерина работает с Ириной Александровной Чистяковой. В репертуар Ульяны Лопаткиной вошли ведущие роли в таких спектаклях, как “Жизель” (Жизель, Мирта), “Корсар” (Медора), “Баядерка” (Никия), Grand Pas из балета “Пахита”, “Спящая красавица” (Фея Сирени), “Раймонда” (Раймонда, Клеманс) Мариуса Петипа, “Лебедь” и “Шехеразада” (Зобеида) Михаила Фокина, “Бахчисарайский фонтан” (Зарема) Ростислава Захарова, “Легенда о любви” (Мехменэ Бану) Юрия Григоровича, “Ленинградская симфония” (Девушка) Игоря Бельского, Pas de quatre (Мария Тальони), “В ночи” Джерома Роббинса, “Щелкунчик” (эпизод “Учитель и Ученица”) и “Павлова и Чекетти” Джона Ноймайера, “Юноша и Смерть” Ролана Пети, “Гойя-дивертисмент” Хосе Антонио, “Поцелуй Феи” (Фея), “Поэма экстаза” и “Анна Каренина” (Анна Каренина) Алексея Ратманского, “Там, где висят золотые вишни” Уильяма Форсайта, балеты Джоджа Баланчина “Серенада”, “Фортепианный концерт № 2″ (Балет Империал), “Симфония до мажор” (“Бал в Хрустальном дворце” , 2 часть), “Вальс”, “Драгоценности” (“Бриллианты”) и др.

Партнерами Лопаткиной в разные годы выступали Игорь Зеленский, Фарух Рузиматов, Андрей Уваров, Александр Курков, Андриан Фадеев, Данила Корсунцев и др.

За свою карьеру Ульяна танцевала на самых знаменитых площадках мира. Среди них: Мариинский театр в Санкт-Петербурге, Большой театр в Москве, Королевский оперный театр в Лондоне, Гранд Опера в Париже, Ла Скала в Милане, Метрополитен Опера в Нью-Йорке, Национальный театр оперы и балета Хельсинки, зал NHK в Токио.

Творчество Ульяны Лопаткиной отмечено множеством наград. В 1994 – приз “Душа танца” от журнала “Балет”, в 1997 – “Золотая Маска” и приз “Benois de la dance” (“Бенуа де ля Данс”), в 1998 – премия лондонских критиков «Evening Standard», в 1999 – Государственная премия России. Среди достижений Ульяны также можно отметить звание Заслуженной артистки России (2000), Народной артистки России (2006). В 2010 Ульяна Лопаткина выступила на закрытии Олимпийских игр в Ванкувере (Канада). В том же году по личному приглашению Гранд Опера (Париж) Ульяна успешно станцевала в “Лебедином озере” вместе с М. Легри. В 2011 балерина приняла участие в гала-концерте, посвященном памяти Г. Улановой (Лондон).

Карьера Ульяны Лопаткиной не была безоблачной. Сезоны 2001 – 2002 Ульяна пропустила из-за травмы ноги, возникали серьезные сомнения по поводу ее возвращения на сцену. Но в 2003 после проведенной операции Лопаткина вернулась в труппу.

Одним из самых важных событий в своей жизни Ульяна считает рождение дочери Маши в 2002 году. Среди увлечений балерины: рисование, литература, классическая музыка, дизайн интерьеров, кинематограф.





Ульяна Лопаткина родилась 23 октября 1973 года в городе Керчь, Республика Крым. С раннего детства девочка занималась танцами. В школьные годы она поступила в Академию Русского балета имени А.Я. Вагановой, где в младших классах педагогом Ульяны была Галина Новицкая, а в старших Наталия Дудинская. В 1991 году, после окончания Академии, Ульяна Лопаткина стала лауреатом Международной премии Vaganova-Prix.

Сразу после выпуска ее приняли в труппу Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Уже спустя три года девушка стала одной из ведущих балерин театра ей доверили партию Одетты Одиллии в балете «Лебединое озеро», и дебют в этой роли принес молодой балерине «Золотой софит». А спустя еще год Лопаткину назначили прима-балериной Мариинского театра.

Сегодня репертуар Ульяны Лопаткиной включает множество ведущих ролей. Она танцевала в таких известных балетах, как «Жизель», «Корсар», «Баядерка», «Спящая красавица», «Лебедь», «Шехеразада», «Бахчисарайский фонтан», «Легенда о любви», «Ленинградская симфония». Помимо Мариинского театра в Санкт-Петербурге Лопаткина выступает и на других известных сценах мира, среди них: Большой театр в Москве, Королевский оперный театр в Лондоне, «Гранд Опера» в Париже, «Ла Скала» в Милане, «Метрополитен Опера» в Нью-Йорке, Национальный театр оперы и балета в Хельсинки, зал телекомпании NHK в Токио. Её педагогом по сценическому мастерству сегодня является Ирина Чистякова.

Талант Ульяны Лопаткиной отмечен многочисленными наградами и званиями. В 1997 году она получила «Золотую Маску» и приз «Бенуа де ла Данс», в 1998 году премию лондонских критиков Evening Standard, в 1999 году - Государственную премию России. В 2000 году ей было присвоено звание Заслуженной артистки России, в 2006 году звание Народной артистки России.

Ульяна Лопаткина в 2010 году выступила на церемонии закрытия Олимпийских игр в Ванкувере Канада, а вскоре после этого по приглашению «Гранд Опера» станцевала в «Лебедином озере» вместе с Мануэлем Легри. В мае 2010 года Лопаткина приняла участие в гала-концерте Russian Ballet Icons, посвящённом памяти Галины Улановой, прошедшем в Лондоне. Сама же Ульяна Лопаткина главным достижением своей жизни считает рождение дочери Маши.

В свободное от сценического творчества время известная балерина увлекается рисованием, кинематографом и дизайном интерьеров.

Репертуар Ульяны Лопаткиной

«Павлова и Чекетти», фрагмент из балета Джона Ноймайера «Щелкунчик»
Офелия, монолог из балета Константина Сергеева «Гамлет»
«Жизель» (Жизель, Мирта)
Медора, «Корсар»
Grand Pas из балета «Пахита»
Фея Сирени, «Спящая красавица» Мариуса Петипа
Китти, «Анна Каренина» на музыку П. И. Чайковского
Мария Тальони, Па-де-катр Антона Долина
Смерть, «Гойя-дивертисмент»
Никия, «Баядерка» Мариуса Петипа
Одетта и Одиллия, «Лебединое озеро» Льва Иванова и Мариуса Петипа
Клеманс, Раймонда, «Раймонда»
«Лебедь» Михаила Фокина
Зобеида, «Шехеразада»
Зарема, «Бахчисарайский фонтан» Ростислава Захарова
Мехменэ Бану, «Легенда о любви» Юрия Григоровича
Девушка, «Ленинградская симфония» Игоря Бельского
Фея, «Поцелуй Феи»
«Поэма экстаза»
«Звуки пустых страниц» Джона Ноймайера
«Серенада» Джорджа Баланчина
«Фортепианный концерт № 2» Джорджа Баланчина
Симфония до мажор», 2-я часть, Джорджа Баланчина
«Вальс» Джорджа Баланчина
«Бриллианты», III часть балета «Драгоценности»
3-й дуэт, «В ночи» Джерома Роббинса
«Юноша и Смерть» Ролана Пети
Анна Каренина, «Анна Каренина» Алексея Ратманского

Награды Ульяны Лопаткиной

1991 - лауреат балетного конкурса Vaganova-Prix (Академия русского балета, Санкт-Петербург)
1995 - премия «Золотой софит» (за лучший дебют)
1997 - премия «Золотая маска»
1997 - приз «Бенуа танца» (за исполнение партии Медоры в балете «Корсар»)
1997 - премия «Балтика» (1997 и 2001)
март 1998 - премия лондонских критиков Evening Standard
1999 - Государственная премия России
2000 - Заслуженная артистка России
2006 - Народная артистка России
2015 - Премия Правительства Российской Федерации
2015 - Премия «Золотой софит» (за исполнение партии Маргариты в балете «Маргарита и Арман»)

Семья Ульяны Лопаткиной

Была замужем за художником, писателем и предпринимателем Владимиром Корневым - они поженились 5 июля 2001 года, 25 июля того же года повенчались в Софийском храме села Вартемяги. Через год, 24 мая 2002 года в австрийской клинике родила дочь Марию. В 2010 году супруги развелись.