Социалистический реализм как феномен русской литературы. Социалистический реализм в изобразительном искусстве

В начале тридцатых годов прошлого века в искусстве появилось громкое и одиозное направление - соцреализм его приняли общим голосованием и сформулировали сразу все официальные черты современного общества и его стремления. Надо сказать в первую очередь соцреализм требует от исполнителя четкого следования намеченному классическому воплощению образов, соответствия полного историческим и конкретным ситуативным картинам и образам. И все это должно быть отражено и совмещено с революционной степенью развитости. При всем преувеличенном восхищении изображения образы должны быть выполнены реалистично. Действительность должна сочетаться с идеей социалистического вектора идейного воспитания. Таким образом, определяли соцреализм на протяжении всей истории развития направления, включая 80-ые годы. Все идеологи и вдохновители Советской России считали, что искусство должно служить народу и отражать его жизнь, быть его зеркалом. О принадлежности искусства народу тоже рассказывали многое. Считалось, что искусство должно нетолько отображать действительность жизни простого человека, но и расти вместе с его культурным уровнем.

Основными принципами соцреализма были несколько положений:

1. Народность в основе изображения. Жизнь простого человека являлось основным объектом вдохновения.
2. идейная составляющая. Описание быта народного, стремление и поиск дороги к жизни лучшей, новой и достойной. Героический опыт этого достойного стремления к общему для всех благу.
3. конкретика в изображении. На полотнах обычно изображалось поэтапное развитие исторического становления. «Бытие, которое определяет сознание» - этот принцип и закладывался в основную концепцию соцреализма.

В основу брали мировое наследие реалистов, искусство реализма было свойственно и до появления именно этого направления. Однако слепого копирования старались избегать. Следование великим образцам соединяли с творческим подходом к исполнению, добавляли свои самобытные черты и приемы. Основным методом соцреализма был тот, где прослеживалась прямая связь картины и изображенного на ней с современными художнику реалиями, чтоб на полотнах запечатлевали действительность. Сие доказывает ещё раз, что глубока была роль искусства, и отводилось ей немало внимания в построении социализма. Ставящиеся перед художником задачи должны были полностью соответствовать уровню мастерства ваятеля. Если художник сам не понимал значения и величины преобразований в стране, то он и воплощать не мог на картинах всего насущного и действительного. Потому и само направление имело довольно ограниченное число мастеров.

|
социалистический реализм, социалистический реализм плакаты
Социалисти́ческий реали́зм (соцреали́зм) - мировоззренческий метод художественного творчества, использовавшийся в искусстве Советского Союза, а затем и в других социалистических странах, внедрявшийся в художественное творчество средствами государственной политики, в том числе цензурой, и отвечающий решению задач построения социализма.

Он был одобрен в 1932 году партийными органами в литературе и искусстве.

Параллельно ему существовало неофициальное искусство.

* художественное изображение действительности «точно, в соответствии с конкретным историческим революционным развитием».

  • согласование художественного творчества с идеями марксизма-ленинизма, активное вовлечение трудящихся в строительство социализма, утверждение руководящей роли Коммунистической партии.
  • 1 История возникновения и развития
  • 2 Характеристика
    • 2.1 Определение с точки зрения официальной идеологии
    • 2.2 Принципы соцреализма
    • 2.3 литературе
  • 3 Критика
  • 4 Представители социалистического реализма
    • 4.1 Литература
    • 4.2 Живопись и графика
    • 4.3 Скульптура
  • 5 См. также
  • 6 Библиография
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки

История возникновения и развития

Луначарский был первым литератором, заложившим его идеологический фундамент. Ещё в 1906 году он ввел в обиход такое понятие как «пролетарский реализм». К двадцатым годам, применительно к этому понятию он стал употреблять термин «новый социальный реализм», а в начале тридцатых посвятил «динамичному и насквозь активному социалистическому реализму», «термину хорошему, содержательному, могущему интересно раскрываться при правильном анализе», цикл программно-теоретических статей, которые публиковались в «Известиях».

Термин «социалистический реализм» впервые предложен председателем Оргкомитета СП СССР И. Гронским в «Литературной газете» 23 мая 1932 года. Он возник в связи с необходимостью направить РАПП и авангард на художественное развитие советской культуры. Решающим при этом явилось признание роли классических традиций и понимание новых качеств реализма. 1932-1933 Гронский и зав. сектором художественной литературы ЦК ВКП(б) В. Кирпотин усиленно пропагандировали этот термин.

На 1-м Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 году Максим Горький утверждал:

«Социалистический реализм утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого - непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы его над силами природы, ради его здоровья и долголетия, ради великого счастья жить на земле, которую он, сообразно непрерывному росту его потребностей, хочет обрабатывать всю, как прекрасное жилище человечества, объединенного в одну семью».

Утверждать этот метод как основной государству потребовалось для лучшего контроля над творческими личностями и лучшей пропаганды своей политики. предшествующий период, двадцатые годы существовали советские писатели, занимавшие порой агрессивные позиции по отношению ко многим выдающимся писателям. Например, РАПП, организация пролетарских писателей, активно занималась критикой писателей непролетарских. РАПП состоял в основном из начинающих писателей. период создания современной промышленности (годы индустриализации) Советской власти необходимо было искусство, поднимающее народ на «трудовые подвиги». Довольно пёструю картину являло собой и изобразительное искусство 1920-х. нём выделилось несколько группировок. Наиболее значительной была группа «Ассоциация художников революции». Они изображали сегодняшний день: быт красноармейцев, рабочих, крестьянства, деятелей революции и труда. Они считали себя наследниками «передвижников». Они шли на фабрики, заводы, в красноармейские казармы, чтобы непосредственно наблюдать жизнь своих персонажей, «зарисовывать» её. Именно они стали основным костяком художников «соцреализма». Намного тяжелее пришлось менее традиционным мастерам, в частности, членам ОСТ (Общество станковистов), в котором объединилась молодёжь, окончившая первый советский художественный вуз.

Горький в торжественной обстановке вернулся из эмиграции и возглавил специально созданный Союз писателей СССР, куда вошли в основном писатели и поэты советской направленности.

Характеристика

Определение с точки зрения официальной идеологии

Впервые официальное определение социалистического реализма дано в Уставе СП СССР, принятом на Первом съезде СП:

Социалистический реализм, являясь основным методом советской художественной литературы и литературной критики, требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в её революционном развитии. Причём правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания в духе социализма.

Это определение и стало исходным пунктом для всех дальнейших интерпретаций вплоть до 80-х годов.

Является глубоко жизненным, научным и самым передовым художественным методом, развившимся в результате успехов социалистического строительства и воспитания советских людей в духе коммунизма. Принципы социалистического реализма …явились дальнейшим развитием ленинского учения о партийности литературы.» (Большая советская энциклопедия, 1947)

Ленин следующим образом выражал мысль о том, что искусство должно стоять на стороне пролетариата:

«Искусство принадлежит народу. Глубочайшие родники искусства могут быть найдены среди широкого класса трудящихся… Искусство должно быть основано на их чувствах, мыслях и требованиях и должно расти вместе с ними».

Принципы соцреализма

  • Народность. Под этим подразумевалась как понятность литературы для простого народа, так и использование народных речевых оборотов и пословиц.
  • Конкретность. изображении действительности показать процесс исторического развития, который в свою очередь должен соответствовать материалистическому пониманию истории (в процессе изменения условий своего бытия люди меняют и свое сознание, отношение к окружающей действительности).

Как гласило определение из советского учебника, метод подразумевал использование наследия мирового реалистического искусства, но не как простое подражание великим образцам, а с творческим подходом. «Метод социалистического реализма предопределяет глубокую связь произведений искусства с современной действительностью, активное участие искусства в социалистическом строительстве. Задачи метода социалистического реализма требуют от каждого художника истинного понимания смысла совершающихся в стране событий, умения оценивать явления общественной жизни в их развитии, в сложном диалектическом взаимодействии».

Метод включал в себя единство реализма и советской романтики, сочетая героическое и романтическое с «реалистическим утверждением подлинной правды окружающей действительности». Утверждалось, что таким образом гуманизм «критического реализма» дополнялся «социалистическим гуманизмом».

Государство давало заказы, посылало в творческие командировки, организовывало выставки - таким образом, стимулируя развитие необходимого ему пласта искусства.

В литературе

Писатель, по известному выражению Ю. К. Олеши, является «инженером человеческих душ». Своим талантом он должен влиять на читателя как пропагандист. Он воспитывает читателя в духе преданности партии и поддерживает её в борьбе за победу коммунизма. Субъективные действия и устремления личности должны были соответствовать объективному ходу истории. Ленин писал: «Литература должна стать партийной… Долой литераторов беспартийных. Долой литераторов сверхчеловеков! Литературное дело должно стать частью общепролетарского дела, „винтиками и колесиками“ одного единого великого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса».

Литературное произведение в жанре соцреализма должно быть построено «на идее бесчеловечности любых форм эксплуатации человека человеком, разоблачать преступления капитализма, воспламеняя умы читателей и зрителей справедливым гневом, вдохновлять их на революционную борьбу за социализм».

Максим Горький, писал о социалистическом реализме следующее:

«Для наших писателей жизненно и творчески необходимо встать на точку зрения, с высоты которой - и только с её высоты - ясно видимы все грязные преступления капитализма, вся подлость его кровавых намерений и видно все величие героической работы пролетариата-диктатора».

Он же утверждал:

«…писатель должен обладать хорошим знанием истории прошлого и знанием социальных явлений современности, в которой он призван исполнять одновременно две роли: роль акушерки и могильщика».

Горький считал, что главной задачей социалистического реализма является воспитание социалистического, революционного взгляда на мир, соответствующего ощущения мира.

Критика

Андрей Синявский в своем эссе «Что такое социалистический реализм», проанализировав идеологию и историю развития соцреализма, а также черты его типичных произведений в литературе, сделал вывод, что этот стиль на самом деле не имеет отношения к настоящему реализму, а является советским вариантом классицизма с примесями романтизма. Также в этой работе он утверждал, что из-за ошибочной ориентации советских деятелей искусства на реалистические произведения XIX века (в особенности на критический реализм), глубоко чуждые классицистической природе соцреализма, - и следовательно из-за недопустимого и курьезного синтеза классицизма и реализма в одном произведении - создание выдающихся произведений искусства в этом стиле немыслимо.

Представители социалистического реализма

Михаил Шолохов Пётр Бучкин, портрет художника П.Васильева

Литература

  • Максим Горький
  • Владимир Маяковский
  • Александр Твардовский
  • Вениамин Каверин
  • Анна Зегерс
  • Вилис Лацис
  • Николай Островский
  • Александр Серафимович
  • Фёдор Гладков
  • Константин Симонов
  • Цезарь Солодарь
  • Михаил Шолохов
  • Николай Носов
  • Александр Фадеев
  • Константин Федин
  • Дмитрий Фурманов
  • Юрико Миямото
  • Мариэтта Шагинян
  • Юлия Друнина
  • Всеволод Кочетов

Живопись и графика

  • Антипова, Евгения Петровна
  • Бродский, Исаак Израилевич
  • Бучкин, Пётр Дмитриевич
  • Васильев, Петр Константинович
  • Владимирский, Борис Еремеевич
  • Герасимов, Александр Михайлович
  • Герасимов, Сергей Васильевич
  • Горелов, Гавриил Никитич
  • Дейнека, Александр Александрович
  • Кончаловский, Пётр Петрович
  • Маевский, Дмитрий Иванович
  • Овчинников, Владимир Иванович
  • Осипов, Сергей Иванович
  • Позднеев, Николай Матвеевич
  • Ромас, Яков Дорофеевич
  • Русов, Лев Александрович
  • Самохвалов, Александр Николаевич
  • Семенов, Арсений Никифорович
  • Тимков, Николай Ефимович
  • Фаворский, Владимир Андреевич
  • Френц, Рудольф Рудольфович
  • Шахрай, Серафима Васильевна

Скульптура

  • Мухина, Вера Игнатьевна
  • Томский, Николай Васильевич
  • Вучетич, Евгений Викторович
  • Конёнков, Сергей Тимофеевич

См. также

  • Музей социалистического искусства
  • Сталинская архитектура
  • Суровый стиль
  • Рабочий и колхозница

Библиография

  • Lin Jung-hua. Post-Soviet Aestheticians Rethinking Russianization and Chinization of Marxizm//Russian Language and Literature Studies. Serial № 33. Beijing, Capital Normal University, 2011, № 3. Р.46-53.

Примечания

  1. А. Барков. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
  2. М. Горький. О литературе. М., 1935, с. 390.
  3. БСЭ. 1-е издание, Т. 52, 1947, стр. 239.
  4. Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / . - М.: РИК «Культура», 1996. - XVIII, 491, с. - 5000 экз. - ISBN 5-8334-0019-8.. - С. 400.
  5. История русского и советского искусства. Под ред. Д. В. Сарабьянова. Высшая школа, 1979. С. 322
  6. Абрам Терц (А. Синявский). Что такое социалистический реализм. 1957 год.
  7. Детская энциклопедия (советская), т. 11. М., «Просвещение», 1968
  8. Социалистический реализм - статья из Большой советской энциклопедии

Ссылки

  • А. В. Луначарский. «Социалистический реализм» - Доклад на 2-м пленуме Оргкомитета Союза писателей СССР 12 февраля 1933 года. «Советский театр», 1933, № 2 - 3
  • Георг Лукач. СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ СЕГОДНЯ
  • Катерина Кларк. Роль социалистического реализма в советской культуре. Анализ условного советского романа. Основополагающая фабула. Сталинский миф о большой семье.
  • В Краткой литературной энциклопедии 1960-х/70-х годов: т.7, М., 1972, стлб. 92-101

социалистический реализм, социалистический реализм в музыке, социалистический реализм плакаты, что такое социалистический реализм

Социалистический реализм Информацию О

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Социалистический реализм - художественный метод литературы и искусства, построенный на социалистической концепции мира и человека. По мысли этой концепции художник должен был служить своими произведениями строительству социалистического общества. Следовательно, соцреализм должен был отображать жизнь в свете идеалов социализма. Понятие «реализм» - литературное, а понятие «социалистический» - идеологическое. Сами по себе они противоречат друг другу, но в этой теории искусства они сливаются. В результате образовались нормы и критерии, диктуемые Коммунистической партией, и художник, будь он писатель, скульптор или живописец, обязан был творить в соответствии с ними.

Литература социалистического реализма являлась инструментом партийной идеологии. Писатель трактовался как «инженер человеческих душ». Своим талантом он должен был влиять на читателя как пропагандист. Он воспитывал читателя в духе Партии и вместе с тем поддерживал её в борьбе за победу коммунизма. Субъективные действия и устремления личностей героев произведений соцреализма должны были быть приведены в соответствие с объективным ходом истории.

В центре произведения обязательно должен был стоять положительный герой:

  • Он - идеальный коммунист и пример для социалистического общества.
  • Он - прогрессивный человек, которому чужды сомнения души.

Ленин следующим образом выражал мысль о том, что искусство должно стоять на стороне пролетариата: «Искусство принадлежит народу. Глубочайшие родники искусства могут быть найдены среди широкого класса трудящихся... Искусство должно быть основано на их чувствах, мыслях и требованиях и должно расти вместе с ними». Кроме того, он уточнил: «Литература должна стать партийной... Долой литераторов беспартийных. Долой литераторов сверхчеловеков! Литературное дело должно стать частью общепролетарского дела, винтиками и колесиками одного единого великого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса».

Основоположник соцреализма в литературе, Максим Горький (1868-1936), писал о социалистическом реализме следующее: «Для наших писателей жизненно и творчески необходимо встать на точку зрения, с высоты которой - и только с ее высоты - ясно видимы все грязные преступления капитализма, вся подлость его кровавых намерений и видно все величие героической работы пролетариата-диктатора». Он же утверждал: «...писатель должен обладать хорошим знанием истории прошлого и знанием социальных явлений современности, в которой он призван исполнять одновременно две роли: роль акушерки и могильщика»

А.М.Горький считал, что главной задачей социалистического реализма является воспитание социалистического, революционного взгляда на мир, соответствующего ощущения мира.

Чтобы следовать методу социалистического реализма, сочинение стихов и романов, создание живописных произведений и т.д. надо подчинить цели разоблачения преступлений капитализма и восхвалению социализма, чтобы вдохновлять читателей и зрителей к революции, воспламеняя их умы справедливым гневом. Метод социалистического реализма был сформулирован советскими деятелями культуры под руководством Сталина в 1932 г. Он охватывал все сферы художественной деятельности (литературу, драматургию, кинематограф, живопись, скульптуру, музыку и архитектуру). Метод социалистического реализма утверждал следующие принципы:

1) описывать реальность точно, в соответствии с конкретным историческим революционным развитием; 2) согласовывать свое художественное выражение с темами идеологических реформ и воспитанием трудящихся в социалистическом духе.

Принципы соцреализма

  1. Народность. Герои произведений должны быть выходцами из народа, а народ это в первую очередь рабочие и крестьяне.
  2. Партийность. Показать героические поступки, строительство новой жизни, революционную борьбу за светлое будущее.
  3. Конкретность. В изображении действительности показать процесс исторического развития, который в свою очередь должен соответствовать доктрине исторического материализма (материя первична, сознание вторично).

Советской эпохой принято называть период отечественной истории XX века, охватывающий 1917-1991 гг. В это время сложилась и пережила пик своего развития советская художественная культура. Важной вехой на пути становления основного художественного направления искусства советской эпохи, которое позднее стали называть «социалистическим реализмом», явились произведения, утверждающие понимание истории как неустанной классовой борьбы во имя конечной цели - ликвидации частной собственности и установления власти народа (повесть М. Горького «Мать», его же пьеса «Враги»). В развитии искусства 20-х годов явственно проступают две тенденции, которые можно проследить на примере литературы. С одной стороны, ряд крупных писателей не принял пролетарскую революцию и эмигрировал из России. С другой стороны, некоторые творцы поэтизировали действительность, верили в высоту целей, которые ставили перед Россией коммунисты. Герой литературы 20-х гг. - большевик, обладающий сверхчеловеческой железной волей. В этом ключе созданы произведения В. В. Маяковского («Левый марш»), А. А. Блока («Двенадцать») Довольно пеструю картину являло собой и изобразительное искусство 20-х годов. В нем выделилось несколько группировок. Наиболее значительной была группа «Ассоциация художников революции». Они изображали сегодняшний день: быт Красной Армии, быт рабочих, крестьянства, деятелей революции и труда». Они считали себя наследниками передвижников. Они шли на фабрики, заводы, в красноармейские казармы, чтобы непосредственно наблюдать жизнь своих персонажей, «зарисовывать» ее. В другом творческом содружестве - ОСТ (Общество станковистов) объединилась молодежь, окончившая первый советский художественный вуз. Девиз ОСТа - развитие в станковой живописи тематики, отражающей приметы XX столетия: индустриальный город, промышленное производство, занятия спортом и т.д. В отличие от мастеров АХРа «остовцы» видели свой эстетический идеал отнюдь не в творчестве своих предшественников - художников-«передвижников», а в новейших европейских течениях.

Некоторые произведения соцреализма

  • Максим Горький, роман «Мать»
  • группа авторов, картина «Выступление В.И.Ленина на Ш съезде комсомола»
  • Аркадий Пластов, картина «Фашист пролетел» (ГТГ)
  • А.Гладков, роман «Цемент»
  • фильм «Свинарка и пастух»
  • фильм «Трактористы»
  • Борис Иогансон, картина «Допрос коммунистов» (ГТГ)
  • Сергей Герасимов, картина «Партизан» (ГТГ)
  • Федор Решетников, картина «Опять двойка» (ГТГ)
  • Юрий Непринцев, картина «После боя» (Василий Теркин)
  • Вера Мухина, скульптура «Рабочий и колхозница» (на ВДНХ)
  • Михаил Шолохов, роман «Тихий Дон»
  • Александр Лактионов, картина «Письмо с фронта» (ГТГ)

Социалистический реализм (лат. Socisalis - общественный, real is - действительный) - унитарный, псевдохудожественный направление и метод советской литературы, сформировавшийся под влиянием натурализма и так называемой пролетарской литературы. Он был ведущим в искусстве с 1934 по 1980 год. Советская критика связывала с ним самые высокие достижения искусства XX века. Термин "социалистический реализм" появился в 1932 году. В 20-х годах на страницах периодических изданий велись оживленные дискуссии по определению, которое отразило бы идейно-эстетическое своеобразие искусства эпохи социализма. Ф. Гладков, Ю. Лебединский предлагали назвать новый метод "пролетарским реализмом», В. Маяковский - "тенденциозным", И. Кулик - революционно-социалистическим реализмом, А. Толстой - "монументальным", Николай Волновой - "революционным романтизмом", в. Полищук - "конструктивным динамизмом". Встречались и такие названия, как "революционный реализм", "романтический реализм", "коммунистический реализм".

Остро спорили участники дискуссии и о том: один должен быть метод или два - социалистический реализм и красный романтизм. Автором термина "социалистический реализм" был Сталин. Первый председатель Оргкомитета СП СССР Гронский вспоминал, что в разговоре со Сталиным предлагал назвать метод советского искусства "социалистический реализм". Задача советской литературы, ее метод обсуждались на квартире М. Горького, в дискуссиях постоянно участвовали Сталин, Молотов и Ворошилов. Таким образом, социалистический реализм возник по сталинско-горьковским проектом. Этот термин политический смысл. По аналогии возникают названия "капиталистический", "империалистический реализм".

Определение метода впервые было сформулировано на I съезде писателей СССР в 1934 году. В уставе Союза советских писателей отмечалось, что социалистический реализм является основным методом советской литературы, он "требует от писателя правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения и должна сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма ". В этом определении охарактеризованы типологические признаки социалистического реализма, сказано, что социалистический реализм является основным методом советской литературы. Это означает, что другого метода не может быть. Социалистический реализм стал государственным методом. Слова "требует от писателя" звучат, как военный приказ. Они свидетельствуют, что писатель имеет право на несвободу - обязан показывать жизнь "в революционном развитии", то есть, не то, что есть, а то, что должно быть. Цель его произведений - идеологическая и политическая - "воспитание трудящихся в духе социализма". Определение социалистического реализма имеет политический характер, оно лишено эстетического содержания.

Идеологией социалистического реализма является марксизм, в основе которого волюнтаризм, он - определяющая черта мировоззрения. Маркс считал, что пролетариат способен уничтожить мир экономического детерминизма и построить на земле коммунистический рай.

В выступлениях и статьях партийных идеологов часто встречались сроки ибийци литературного фронта "," идеологическая война "," оружие ". В новом искусстве больше всего ценилась методология. Сердцевиной социалистического реализма является коммунистическая партийность. Социалистические реалисты оценивали изображенное с позиций коммунистической идеологии, воспевали коммунистическую партию и ее вождей, социалистический идеал. Фундаментом теории социалистического реализма была статья В. И. Ленина "Партийная организация и партийная литература". Характерным признаком социалистического реализма стала эстетизация советской политики и политизация литературы. Критерием оценки произведения было не художественное качество, а идеологический смысл. Часто художественно беспомощны произведения отмечались государственными наградами. Ленинской премии была удостоена трилогия Л.И. Брежнева "Малая земля", "Возрождение", "Целина". В литературе появились сталинианы, лениниана, доведенные до абсурда идеологические мифы о дружбе народов и интернационализм.

Социалистические реалисты изображали жизнь такой, какой хотели видеть по логике марксизма. В их произведениях город стоял как олицетворение гармонии, а село - дисгармонии и хаоса. Олицетворением добра был большевик, олицетворением зла - кулак. Кулаками считали трудолюбивых крестьян.

В произведениях социалистических реалистов изменилось трактовки земли. В литературе прошлых времен она была символом гармонии, смыслом существования, у них земля - олицетворение зла. Воплощением частнособственнических истинктив часто выступает мать. В рассказе Петра Панча "Мама, умирайте!" девяностопятилетнего иметь Гната Голода долго и тяжело умирает. Но герой может вступить в колхоз только после ее смерти. Полон отчаяния, он кричит "Мама, умирайте!"

Положительными героями литературы социалистического реализма были рабочие, крестьяне-бедняки, а представители интеллигенции возникали как жестокие, аморальные, коварные.

"Генетически и типологически, - отмечает Д. Наливайко, - соцреализм относится к специфическим явлений художественного процесса XX века, образовавшиеся при тоталитарных режимов". " Это, по словам Д. Наливайко, "специфическая доктрина литературы и искусства, сконструирована компартийной бюрократией и ангажированными художниками, навязанная сверху государственной властью и внедряемая под ее руководством и постоянным контролем".

Советские писатели имели полное право хвалить советский образ жизни, но не имели права на малейшую критику. Социалистический реализм был и жезлом и дубинкой. Художники, которые придерживались норм социалистического реализма, становились жертвами репрессий и террора. Среди них Кулиш, В. Полищук, Григорий Косынка, Зеров, В. Бобинский, О. Мандельштам, Н. Гумилев, В. Стус. Он искалечил творческие судьбы таких талантливых художников, как П. Тычина, В. Сосюра, Рыльский, А. Довженко.

Социалистический реализм стал по сути социалистическим классицизмом с такими нормами-догмами, как уже упоминавшаяся коммунистическая партийность, народность, революционная романтика, исторический оптимизм, революционный гуманизм. Эти категории сугубо идеологические, лишенные художественного содержания. Такие нормы были инструментом грубого и некомпетентного вмешательства в дела литературы и искусства. Партийная бюрократия использовала социалистический реализм как орудие уничтожения художественных ценностей. Произведения Николая Хвылевого, В. Винниченко, Юрия Клена, Е. Плужника, М. Орсет, Б.-И. Антонича на протяжении многих десятилетий были запрещены. Принадлежность к ордену социалистических реалистов стала вопросом жизни и смерти. А. Синявский, выступая на Копенгагенской встречи деятелей культуры в 1985 году, сказал, что "социалистический реализм напоминает тяжелую кованый сундук, которая занимает всю комнату, отведенную литературе для жилья. Оставалось или залезть в сундук и жить под ее крышкой, или сталкиваться с сундук, падать, время от времени протискиваться боком или пролезать под ней. Эта сундук еще стоит, но стены комнаты раздвинулись, или сундук перенесли в более просторное и провитрине помещения. И сложенные в скринюоблачення обветшали, истлели... никто из серьезных писателей ими не пользуется. Надоело развиваться целенаправленно в определенный сторону. Все ищут обходных путей. Кто-то в лес побежал играет на лужайке, благо из большого зала, где стоит мертвая сундук, это сделать легче ".

Проблемы методологии социалистического реализма стали объектом острых дискуссий в 1985-1990 годах. Критика социалистического реализма опиралась на следующие аргументы: социалистический реализм ограничивает, обедняет творческие поиски художника, это система контроля над искусством, "свидетельство об идеологической благотворительность" художника.

Социалистический реализм считался вершиной реализма. Получалось, что социалистический реалист выше реалиста XVIII-XIX вв., Выше Шекспира, Дефо, Дидро, Достоевского, Нечуй-Левицкого.

Конечно, не все искусство XX века соцреалистическое. Это чувствовали и теоретики социалистического реализма, которые в последние десятилетия провозгласили его открытой эстетической системой. На самом же деле в литературе XX века существовали и другие направления. Социалистический реализм прекратил свое существование, когда распался Советский Союз.

Только в условиях независимости художественная литература получила возможность развиваться свободно. Основным критерием оценки литературного произведения стал эстетический, художественный уровень, правдивость, самобытность образного воспроизведения действительности. Идя путем свободного развития, украинская литература не регламентирована партийным догмами. Ориентируясь на лучшие достижения искусства, она занимает достойное место в истории мировой литературы.

Социалистический реализм – художественный метод, основанный на социалистической концепции мира и человека, в изобразительном искусстве проявил свою претензию быть единственным приемом творчества в 1933 г. Автором термина стал великий пролетарский писатель, как было принято именовать А.М. Горького, который писал, что художник должен быть и акушеркой при рождении нового строя и могильщиком для старого мира.

В конце 1932 г. на выставке «Художники РСФСР за 15 лет» были представлены все тенденции советского искусства. Большой раздел посвящался революционному авангарду. На следующей выставке «Художники РСФСР за 15 лет» в июне 1933 г. были выставлены только произведения «нового советского реализма». Началась критика формализма, под которым подразумевались все авангардистские течения, она носила идеологический характер. В 1936 г. конструктивизм, футуризм, абстракционизм были названы высшей формой дегенерации.

Созданные профессиональные организации творческой интеллигенции – Союз художников, Союз писателей и др. – формулировали нормы и критерии, исходя из требований спускаемых сверху инструкций; художник – писатель, скульптор или живописец – должен был творить в соответствии с ними; художник должен был служить своими произведениями строительству социалистического общества.

Литература и искусство социалистического реализма являлись инструментом партийной идеологии, были формой пропаганды. Понятие «реализм» в этом контексте означало требование изображения «правды жизни», критерии же правды вытекали не из собственного опыта художника, а определялись партийным взглядом на типичное и достойное. В этом состояла парадоксальность соцреализма: нормативность всех сторон творчества и романтизм, который уводил от программной действительности в светлое будущее, благодаря которой в СССР возникла фантастическая литература.

Соцреализм в изобразительном искусстве зарождался в плакатном искусстве первых лет советской власти и в монументальной скульптуре послевоенного десятилетия.

Если раньше критерием «советскости» художника была его приверженность большевистской идеологии, то теперь стала обязательной принадлежность к методу социалистического реализма. В соответствии с этим и Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878-1939), автор таких картин как «1918 год в Петрограде» (1920), «После боя» (1923), «Смерть комиссара» (1928), стал чужим для созданного Союза художников СССР, вероятно, из-за влияния на его творчество традиций иконописания.

Принципы соцреализма – народность; партийность; конкретность – определили тематику и стилистику пролетарского изобразительного искусства. Наиболее популярными сюжетами были: быт Красной Армии, рабочих, крестьянства, деятелей революции и труда; индустриальный город, промышленное производство, занятия спортом и др.. Считая себя наследниками «передвижников», художники-соцреалисты шли на фабрики, заводы, в красноармейские казармы, чтобы непосредственно наблюдать жизнь своих персонажей, зарисовывать ее, используя «фотографический» стиль изображения.

Художники иллюстрировали многие события истории большевистской партии, не только легендарные, но и мифические. Например, картина В. Басова «Ленин среди крестьян с. Шушенского» изображает вождя революции, ведущего во время своей сибирской ссылки явно крамольные беседы с сибирскими крестьянами. Однако, Н.К. Крупская в своих воспоминаниях не упоминает, чтобы Ильич занимался там пропагандой. Время культа личности привело к появлению огромного числа произведений, посвященных И.В. Сталину, например, картина Б. Иогансона «”Наш мудрый вождь, учитель дорогой”. И.В. Сталин среди народа в Кремле» (1952). Жанровые картины, посвященные повседневной жизни советских людей, изображали ее значительно более благополучной, чем на самом деле.

Великая отечественная война привнесла в советское искусство новую тему возвращения фронтовиков и послевоенной жизни. Партия ставила перед художниками задачу изображения Народа-победителя. Некоторые из них, по-своему поняв эту установку, рисовали нелегкие первые шаги фронтовика в мирной жизни, точно передавая приметы времени и эмоциональное состояние человека, уставшего от войны и отвыкшего от мирного быта. Примером может быть картина В. Васильева «Демобилизованная» (1947).

Смерть Сталина вызвала изменения не только в политике, но и в художественной жизни страны. Начинается недолгий этап т.н. лирического, или маленковского (по имени Г.М. Маленкова, председателя Совета министров СССР),«импрессионизма». Это искусство «оттепели» 1953 – начала 1960-х гг. Происходит реабилитация повседневности, освобожденной от строгих предписаний и от тотальной однородности. В тематике картин прослеживается бегство от политики. ХудожникГелий Коржев , 1925 г.р., уделяет внимание семейным отношениям, в том числе и конфликтным, теме прежде запретной («В приемной», 1965). Необычайно много стало появляться полотен с сюжетами о детях. Особенно интересны картины «зимнего детского» цикла.Валерьяна Жолток «Зима пришла» (1953) изобразила трех детей разного возраста, с энтузиазмом собирающихся на каток.Алексей Ратников («Нагулялись», 1955) нарисовал детей из детского садика, возвращающихся с прогулки в парке. Шубки детей, гипсовые вазы на парковой ограде передают колорит времени. Маленький мальчик с трогательной тоненькой шейкой на картине Сергея Тутунова («Зима пришла. Детство», 1960) восхищенно рассматривает за окном первый снег выпавший накануне.

В годы «оттепели» возникло другое новое направление в соцреализме – суровый стиль . Сильный протестный элемент, заключенный в нем, дает некоторым историкам искусства трактовать его как альтернативу соцреализму. Суровый стиль первоначально испытывал огромное влияние идей ХХ съезда. Главный смысл раннего сурового стиля состоял в изображении Правды, противопоставленной Лжи. Лаконичность, монохромность и трагизм этих картин был протестом против красивой беззаботности сталинского искусства. Но при этом сохранялась верность идеологии коммунизма, но это был внутренне мотивированный выбор. Романтизация революции и будней советского общества формировали главную сюжетную линию картин.

Стилистическими признаками этого течения были специфическая суггестивность: замкнутость, спокойствие, молчаливая усталость героев полотен; отсутствие оптимистической открытости, наивности и инфантильности; сдержанная «графическая» палитра красок. Наиболее яркими представителями этого искусства были Гелий Коржев, Виктор Попков, Андрей Яковлев, Таир Салахов. С начала 1960-х гг. – специализация художников сурового стиля на т.н. коммунистических гуманистов и коммунистических технократов. Темами первых были обычные будни обычных людей; задачей вторых была героизация трудовых будней рабочих, инженеров, ученых. К 1970-м гг. выявилась тенденция эстетизации стиля; из общего русла выделился «деревенский» суровый стиль, сконцентрировавший свое внимание не столько на буднях тружеников села, сколько на жанрах пейзажа и натюрморта. К середине 1970-х гг. появилась и официальная версия сурового стиля: портреты руководителей партии и правительства. Тогда же начинается вырождение этого стиля. Он тиражируется, исчезает глубина и драматизм. Большинство оформительских проектов дворцов культуры, клубов, спортивных объектов осуществляется в жанре, который вполне можно именовать «псевдо-суровым стилем».

В рамках соцреалистического изобразительного искусства работало много талантливых художников, отразивших в своем творчестве не только официальную идеологическую составляющую разных периодов советской истории, но и духовных мир людей уже ушедшей эпохи.