Теодор Н. Цырдя Петру В

на тему: Этика делового общения.

1. ОБЩЕНИЕ И ЭТИКА 3

2 ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ 10

1. ОБЩЕНИЕ И ЭТИКА

Взаимодействие общения и этики многогранно. Оно охватывает структурные, функциональные и другие стороны этики как науки о морали, а также общения - как сложного процесса установления и вития контактов между людьми.

Этика с момента своего возникновения находится во взаимодействии с общением. Моральные чувства, представления о должном поведении возникают у человека благодаря совместной жизни с другими людьми, «благодаря общению мыслями и идеями, ибо в этом значении употребляется слово «общение»по отношению к людям...».

Такие психологические механизмы, как подражание, заражение, внушение, убеждение, свойственные процессу общения позволяют вносить этические мысли и идеи в сознание людей и передавать их из поколения в поколение. Этика же должна гумнизировать, облагораживать общение между людьми . Анализ взаимодействия этики и общения предполагает прежде выяснение содержания морали, изучаемой этикой как наукой. Этика как наука возникла давно, в период зарождения рабовладельческого общества. Слово "этика" введено древнегреческим философом Аристотелем как название науки о нравственности.

Эта наука возникла, чтобы ответить на вопросы реальной жизни: как надо поступать, что есть добро и зло, в чем смысл жизни и др. Этика стремилась ответить на эти вопросы не в житейском понимании, а в теоретической форме.

Этика - наука о морали. Что такое мораль?Мораль - это нормы и правила, которые предъявляются человеку и осуще­ствление которых носит добровольный характер.

Слово, "этика" происходит от греческого "еthos", слово "мораль" - от латинского "mos". Смысл этих слов один - нрав, обычай. Нравы и обычаи наших предков составляли их мораль, общепринятые нормы поведения. Так как те или иные нормы поведения приобретают устойчивый характер, они образуют нравы и обычаи, а также моральные традиции и привычки.

Нравы и обычаи - это устойчиво проявляющиеся в поступках людей нормы поведения, соответствующие требованиям определенного общества. Они составляют традиционный порядок поведения, характерный для массы людей данного общества, данного класса. Под нравами и обычаями принято понимать не только указанные нормы поведения людей, но также устойчивые, характерные для данного народа формы или особенности его быта и общения: национальная кухня, жилище, приветствия и одежда, праздники и многое другое.

Происхождение многих нравов и обычаев восходит к отдаленным временам, их связь с историческими условиями развития данного общества часто трудно обнаружить. Они обладают очень большой устойчивостью, за ними стоит могущественная сила традиций. Пережив свое время, многие обычаи и нравы становятся неприемлемыми для новых условий. Однако изживаются они очень медленно именно потому, что за ними сила традиций.

В каждую эпоху в обществе, в его различных социальных группах существуют различные нравы и обычаи, но общество относит к области нравственности лишь те нравы и обычаи, в которых выражаются его интересы, его требования к поступкам и людей.

Мораль, или нравственность, всегда выражает в своих нормах интересы общества или определенной социальной группы, их требования к поведению людей, к их поступкам, т.е. формирует нормы поведения. При этом речь идет не только о поведении человека в рамках частной жизни (в семье, узком кругу людей), а о нормах поведения человека по отношению к другим людям и обществу. Особый характер отношений человека к обществу и другим людям, существующий в определенных исторических условиях, накладывает свой отпечаток на всю частную жизнь человека.

Итак, этика исследует ряд вопросов: о сущности морали, закономерности ее изменения и развития, принципах и нормах поведения; научно обосновывает положения о моральных отношениях, моральном сознании, моральной ответственности, нравственной культуре поведения людей и многое другое.

Повышение роли общения в жизнедеятельности связано с ростом его культуры, в том числе и нравственной

Нравственная культура - это не просто сумма этических знаний и не только совокупность моральных ценностей и принципов. Это уровень нравственного развития человека и общества Охарактеризовать нравственную культуру можно как системное свойство общества, группы личности, выражающее меру усвоения ими нравственных норм ценностей. Это определенное нравственное состояние личности и общества. Качество нравственной жизни проявляется главным образом в социально и гуманности отношений между людьми, сочетании личных групповых и общественных интересов.

Нравственная культура общества усваивается личностью. Овладевая моральным опытом общества, закрепленным в этических взглядах и представлениях, в моральных принципах и нормах, человек обретает нравственную культуру. Однако человек обретает нравственную культуру не столько в процессе академического усвоения морального опыта общества, сколько в реальных действиях и поступках, отношениях между людьми отношениях к обществу. Речь идет о мере воплощения нравственности в жизни людей, о нравственной культуре как качестве, присущем или не присущем каждой личности. Между нравственной культурой и моральной ответственностью существует определенная связь. Уровень образования человека, социальный статус, высокий профессионализм вовсе не предполагают одновременно и наличие определенной нравственной культуры личности. А вот наличие моральной ответственности характеризует нравственную культуру личности. Чем выше моральная ответственность человека, тем выше зрелость нравственной культуры.

В обыденном смысле под нравственной культурой подразумевается уважительное, сочувственное, доброжелательное, дружелюбное, заботливое взаимоотношение между людьми. В условиях экономического, политического, духовного кризиса, в процессе эмоционального взаимодействия людей нередко возникают отношения предвзятости, непринятия, отчуждения Одна из наиболее распространенных причин подобных отношений - низкая нравственная культура общения.

Нравственная культура общения позволяет предотвращать и разрешать конфликты, возникающие в процессе общения. В конфликте, т.е. в столкновении людей, придерживающихся противоположных взглядов, мнений, стремлений, проявляются различные типы поведения. Многообразие типов поведения особенно проявляется в состоянии фрустрации,т.е. расстроенного психического состояния, вызванного реальной или воображаемой помехой, препятствующей достижению цели. При фрустрации меняется прежняя линия поведения чело­века. Активная защитная реакция при таком психическом состоянии - гнев, агрессивность, импульсивная беспорядочная активность и др. Пассивной же формой психологической защиты является неспособность ответить на грубость и агрессивность.Ни активная, ни пассивная формы защитной реакции не могут привести к разрешению конфликта,

Социальная психология называет ряд конкретных путей разрешения конфликтов: подавление, отсрочка, превращение конфликта в деловой разговор.

Итак, повышение нравственной культуры является одним из важных факторов, нормализующих общение между сторонами, находящимися в конфликте. Положительные нравственные чувства, моральная убежденность, моральная ответственность за свое поведение позволяют находить пути выхода из конфликтных ситуаций.

Роль нравственной культуры проявляется и в том, что она способствует повышению потребности в общении. Отдельной личности или группе свойственны разные уровни потребности в общении. Далеко не у всех членов той или иной общности такая потребность получает должное развитие. Человеку бывает трудно определить свою позицию к партнеру по общению, выступить в роли собеседника, предпочитаемого для общающихся. Не все обладают способностью умело использовать в процессе общения качества своей личности". Культура общения непременно предполагает и высокую потребность в общении, и овладение техникой общения.

Реальный процесс общения - это общение реальных, живых людей, обладающих индивидуальными личностными качествами, эмоциями, склонностями и желаниями. Уже в утилитарном общении выявляется общность человеческих переживаний, потребностей и интересов. На этой основе возникают симпатии и антипатии, дружеские и товарищеские связи - словом, все, что можно объединить термином "личностные отношения". Общение не только сопутствует трудовой, политичес­кой и иной деятельности, но нередко становится самоцелью и

побуждается стремлением к обмену мнениями, чувствами, строением. У человека как общественного существа развивав специфически присущая только ему нравственная потребность в общении, сопереживании, привычной социальной среде. Потребность в общении - одна из сильнейших потребностей общественного человека. Важнейшей потребностью человека является другой человек. Человек неизмеримо много теряет, если он не может соизмерять себя с другим человеком, обмениваться с ним мыслями, ориентироваться на него. Равнодушие, отсутствие внимания, одиночество для многих равносильно смерти. Чем выше личностная культура человека, тем сильнее проявляется у него потребность в общении. Она сказывается всем его мироощущении. В то же время все более требовательными оказываются претензии людей друг к другу, сложнее становится удовлетворять их взаимные ожидания.

Только в общении происходит эмоциональное и нравственное развитие личности, пробуждение глубоких духовных интересов, эмоциональная разрядка. В процессе общения удовлетворяется потребность человека в индивидуальном самоутверждении, непосредственном эмоциональном контакте. Нравственные аспекты общения особенно сильно проявляются в таком его свойстве, как нормативность. Общение, в каких формах оно ни выступало, всегда существует как упорядоченная коммуникативная связь. Эта упорядоченность достигается с помощью правил и норм, регулирующих общение в зависимости от его целей и средств. Например, общения руководителей и подчиненных, продавцов и покупателей, индивидуальные массовые коммуникации (собрания, митинги, официальное и неофициальное общения). Все они различаются не только содержанию, но и по форме, стилю, символике, предусматриваемой соответствующими нормами.

В утилитарном общении нормативности значительно больше, чем в личностном общении, хотя и оно не свободно от определенной регламентации. Вступая в личностные отношения люди вынуждены считаться с принятыми в той или иной с условностями, правилами этикета, обычаями и традициями. Нормативность, с одной стороны, накладывает определенные ограничения на общение, а с другой - программирует своеобразный тип и форму взаимоотношений вступающих во взаимные контакты людей.

Важно уяснить, какова природа норм, регулирующих человеческое общение. Вносятся ли они в коммуникативный процесс моралью или являются непосредственным выражением самой технологии общения? Ответить однозначно на этот вопрос сложно. Нормы общения могут регулировать характер социально-ролевых отношений и тогда они определяются содержанием этих отношений и непосредственного морального значения не имеют. Но вместе с тем этот тип общения, подобно другим, является объектом моральной оценки и, следовательно, объектом моральной регуляции. Глубинные социально-экономические факторы воздействуют на общение через тип духовной культуры и ее неотъемлемую форму - мораль.

В современном обществе можно наблюдать, как отношения социального неравенства воздвигают на пути процесса общения ряд сложных нравственно-психологических преград, ограничивающих круг свободного общения, как правило, социально-однородной средой. Они подчиняют личностные отношения собственнической психологии, утилитаризируют даже интимные человеческие отношения.

Общение выступает стороной более широкого явления - поведения людей, одна из сторон которого -этикет, т.е. установленный порядок поведения. Такой порядок поведения уста­навливается в семье, в общественных местах: институте, школе, учреждении, на производстве, в церкви, дипломатической деятельности и т.п. Этикет формируется прежде всего в соответствии с нравами, обычаями. Его становление зависит от всей системы регулирования отношений между людьми, включающей нормы права, моральные нормы, традиции, общественное мнение.

Этикет обладает большим нравственным смыслом. С его помощью можно выразить признание значимости человека, с которым вступают в контакт, уважение к нему. Если человек является представителем государства или определенной фирмы, то этикетом выражается отношение к его рангу и его государству, его фирме и т.д. В этом случае этикет заключает в себе политический смысл. Этикет обязывает признавать установ­ленные государством значимости, такие, как ранг, титул, чин и т. д. Военный этикет состоит в поддержании дисциплины, организованности, порядка, выражении готовности беспрекословно выполнять приказы старших по званию.

Другими словами, форм этикета множество, но все они имеют одинаковую направленность - признание и поддержание значимости, уважения человека, с которым возникает контакт. Таким образом, единство нравственной и сегреативной (разделяющей) функции этикета очевидно. Признавая значимость каждого человека, мы признаем и различия этой значимости, зависящие как от личных качеств человека, так и от возложенных на него обязанностей, а так же от его званий титулов, социального статуса, даже от пола и возраста. Следует помнить и о том, что в процессе исторического развития общества менялись смысл и значение этикета. Содержанием этикета выступает признание значимости человека или проявление уважения к нему, выраженное в форме вежливости, учтивости.

2 ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ

Определение этикета как установленного порядка проведения где-либо дает наиболее общее представление о нем. Деловой этикет богаче по своему содержанию, поскольку относится к данной категории как особен­ное к общему. Деловой этикет - важнейшая сторона морали профессионального поведения предпринимателя. У отечественных начинающих бизнесменов срывается множество выгодных сделок, особенно с инофирмами, из-за того, что они не знают правил делового этикета. А еще чаще их "подставляют" различные консультанты и секретарши. У многих "новых русских" дурной вкус заметен в одежде, манерах поведения.

В результате "новые русские", их консультанты и секретарши становятся предметом молчаливой и нелицеприятной критики со стороны партнеров. Уважающие себя и честь своей фирмы предприниматели после первой же встречи прекращают все переговоры. А причиной тому - поведение "новых русских", оценить которое можно словами из знаменитой сказки про старуху, которая "ни ступить, ни молвить не умеет".

Чтобы не попасть в нелепую ситуацию, надо знать правила хорошего тона. В старые времена им крепко учил Петр Великий. В 1709 г. он издал указ, согласно которому подлежал наказанию каждый, кто вел себя "в нарушение этикету". Возможно, и отечественным бизнесменам надо ввести наказание для тех,кто выставляет на посмешище не только себя, но и тень на российское предпринимательство. Может быть, ввести даже экзамен на знание делового этикета.

Итак, знание делового этикета - основа предпринемательского успеха.

Правила этикета, облаченные в конкретные формы ведения, указывают на единство двух его сторон: морально-этической и эстетической. Первая сторона - это выражение нравственной нормы: предупредительной заботы, защиты и т.д. Вторая сторона - эстетическая - свидетельствует о красоте, изяществе форм поведения.

Для приветствия пользуйтесь не только вербальным (речевым) средством "Здравствуйте!", "Добрый день", но и невербальными жестами: поклоном, кивком, взмахом руки и т.п. Можно равнодушно сказать: "Здравствуйте", кивнуть головой и пройти мимо. Но лучше поступить иначе - сказать, например: «Здравствуйте, Иван Александрович!», тепло улыбнуться ему и остановиться на несколько секунд. Такое приветствие подчеркивает ваши добрые чувства к этому человеку, он поймет, вы цените его, да и звучание собственного имени - прият мелодия для любого человека.

Обращение без имени - обращение формальное: будь то подчиненный или начальник, сосед по лестничной площадке или попутчик в общественном транспорте. Обращение по имени, а еще лучше - по имени и отчеству - это обращение личности. Произнося имя, отчество, мы подчеркиваем уважение человеческого достоинства, демонстрируем душевное положение. Такое приветствие говорит о культуре человека и создает ему репутацию деликатного, воспитанного, тактичного человека. Конечно, с подобными качествами люди не рождаются. Эти качества воспитываются, а потом входят в привычку Чем раньше начнется такое воспитание, тем лучше: скорее войдет в привычку. Особенно тяжело дается формирование хороших привычек интеллигента бизнесменам первого поколения, так как приходится большей частью идти путем проб и ошибок. Недаром англичане говорят, чтобы стать джентльменом, надо иметь в семье три университетских диплома: деда, отца и сына.

Этикет-явление историческое. Правила везения людей изменялись с изменениями условий жизни вещества, конкретной социальной среды. Этикет возник в период зарождения абсолютных монархий. Придерживаться определенных правил поведения, церемониала было необходимо для возвеличивания царственных особ: императоров, королей, царей, князей, принцев, герцогов и т.п. для закрепления иерархии внутри самого классового общества. От знания этикета, выполнения его правил часто зависела не только карьера, но и жизнь человека. Так было в Древнем Египте, Китае, Риме, Золотой Орде. Нарушение этикета приводило к вражде между племенами, народами и даже к войнам.

Этикет всегда выполнял и выполняет определенные функции. Например, разделение по чинам, сословиям, знатности рода, званиям, имущественному положению. Особенно строго соблюдались и соблюдаются правила этикета в странах Дальнего и Ближнего Востока.

В России в начале XVIII в. стал усиленно внедряться западный этикет. На русскую почву переносились одежда, манера и внешние формы поведения. За соблюдением этих правил боярами и дворянским сословием (особенно в столичных городах) постоянно и настойчиво, порой жестоко, следил сам царь Петр I. За их нарушения строго наказывали. В дальнейшем, в царствование Елизаветы и Екатерины II, отбирались те правила этикета, которые отвечали требованиям и особенностям национальной культуры России. Россия как евразийская страна во многом соединяла противоположности Европы и Азии. А этих противоположностей было много не только в XVIII в., но их много и сейчас. Р.Киплинг говорил, что Запад есть Запад, Восток есть Восток, и не встретиться им никогда. Так, в Европе траурный цвет - черный, а в Китае - белый. Даже в границах Российской империи правила поведения различных народов значительно отличались.

Конечно, общественный прогресс способствовал взаимопроникновению правил поведения, обогащению культур. Мир становился теснее. Процесс взаимного обогащения правилами поведения позволил выработать взаимоприемлемый, признаваемый в главных чертах этикет, закрепляемый в обычаях и тра­дициях. Этикет стал предписывать нормы поведения на работе, на улице, в гостях, на деловых и дипломатических приемах, в театре, в общественном транспорте и т.д.

Но кроме правил этикета для всех существует также профессиональный этикет. В жизни всегда были и останутся отно­шения, которые обеспечивают наивысшую эффективность в выполнении профессиональных функций. Участники какого-либо взаимодействия всегда стараются сохранить наиболее оптимальные формы этого взаимодействия и правила поведения. От новичка они станут требовать неукоснительного соблюдения отработанных и проверенных правил делового общения, так как они облегчают выполнение профессиональных функций способствуют достижению поставленных целей. В том или ином коллективе, группе работников, сотрудников, деловых людей складываются определенные традиции, которые с течением времени приобретают силу моральных принципов и составляют этикет данной группы, общности.

В практике деловых отношений всегда есть какие-то стандартные ситуации, которых невозможно избежать. Для этих ситуаций и вырабатывают формы и правила поведения. Этот набор правил составляет этикет делового общения. Вот одно из определений этикета деловых отношений - это свод поведения в бизнесе, который представляет внешнюю сторону делового общения.

Деловой этикет - результат длительного отбора правил форм наиболее целесообразного поведения, которое способствовало успеху в деловых отношениях. Не всегда легко давалось освоение этих правил, поэтому предприниматели «от сохи» нередко отзывались о них не очень лестно: "Зачем мне это?" Можно следовать и данному принципу. Однако если хотите установить прочные деловые отношения с зарубежными партнерами, то знание делового этикета просто обязательно.

Можно напомнить, как устанавливались торговые связи средневековой Японией, которая до известной эпохи Мейдзи была почти наглухо закрытой для остального мира. Коммерсант, купец, прибывший в страну восходящего солнца для установления деловых связей, представлялся императору. Процедура представления была столь унизительной, что не каждому зарубежному гостю она была под силу. Иноземец должен был от двери приемной залы ползти на коленях к отведенному ему месту, а после приема таким же образом, пятясь как рак, покинуть свое место и скрыться за дверью.

Но как и в те давние времена, так и сейчас, правила делового этикета помогают сближению экономических и финансовых интересов торговых людей, бизнесменов. Прибыль была и остается выше всех различий национального характера, вероисповедания, социального положения, психологических особенностей. Эти различия подчинялись этикету интересующей бизнесмена страны. Подчинение правилам игры определяющей стороны создавало основу для успеха сделки.

Какие же правила поведения надо знать предпринимателю? Прежде всего следует помнить, что деловой этикет включает точное соблюдение правил культуры поведения, которая предполагает в первую очередь глубокое уважение человеческой индивидуальности. Социальная роль, которую играет, тот или иной человек, не должна быть самодовлеющей, не должна она оказывать и гипнотического влияния на делового партнера. Культурный предприниматель будет в равной степени уважительно относиться и к министру, и к рядовому техническому работнику министерства, президенту компании, фирмы и уборщице офиса, т.е. всем показывать искреннее уважение. Это искреннее уважение должно стать составной частью натуры, .но только в том случае, если научиться верить в порядочность людей. Нельзя при первой встрече обнаружить даже признак того, что вы представляете его как "темную лошадку", стремящуюся вас обязательно обойти на прямой или вираже, а говоря проще - обмануть. В основе поведения должна лежать нравственная оценка: деловой партнер - хороший человек! Если, конечно, он не доказал своими поступками обратного.

Культура поведения в деловом общении немыслима без соблюдения правил вербального (словесного» речевого) этикета, связанного с формами и манерами речи, словарным запасом, т.е. со всем стилем речи, принятым в общении данного круга деловых людей. Существуют исторически наработанные стереотипы речевого общения. Ими пользовались ранее русские купцы, предприниматели, а сейчас их используют культурные российские и зарубежные деловые люди. Это слова: "дамы", "господа", "судари" и "сударыни". Среди других социальных групп подобные обращения пока широко не прививаются, и мы часто наблюдаем, как люди испытывают чувство внутреннего дискомфорта на встречах, собраниях, поскольку не знают, как обратиться Друг к другу: слово «товарищ» как бы принижает их достоинство из-за определенного отношения к этому слову, сложившегося под влиянием средств массовой информации. А с другой стороны, многие до "господ" явно не доросли из-за своего нищенского существования. Поэтому очень часто в транспорте, в магазине, на улице мы слышим унизительные фразы: "Эй, мужчина, подвиньтесь", "Женщина, пробейте билет" и т. д.

Среди деловых людей обращение "господин" право на жизнь. Это слово подчеркивает, что данные граждане, социальная группа свободны и независимы в своих действиях более, чем какая-либо другая социальная группа в современной России. Кроме того, эта форма обращения не заимствована слепо где-либо на Западе или Востоке. Бездумные заимствования, запускаемые в оборот чаще всего нашими не очень культурными теле- и радиожурналистами, репортерами, как правило, режут слух и подчеркивают убогость и претенциозность подобных заимствований, например "состоялась презентация", "формируется новый менталитет русских" или "спонсоры вернисажа" и т.п. "Господин" - исконно русское слово. Оно имеет самое распространенное значение как форма вежливого обращения к группе лиц и отдельному лицу, употреблявшаяся в привилегированных слоях общества. Кроме того, в другом его значении - «хозяин имущества» есть и уважительное отношение к человеку.

В деловом разговоре надо уметь дать ответ на любой вопрос. Даже на простейшие, задаваемые ежедневно несколько раз: "Как дела?", всегда необходимо помнить о чувстве меры. Не ответить ничего или невежливо; буркнуть "Нормально" и пройти мимо, тоже невежливо, если не грубо; пуститься в долгие рассуждения о своих делах - прослыть занудой. В таких случаях деловой этикет предписывает ответить примерно следующее: "Спасибо, нормально", "Спасибо, жаловаться грех" и т. п., интересуясь, в свою очередь: "Надеюсь, что и у Вас все обстоит нормально?". Такие ответы нейтральны, они успокаивают всех, следуют сложившимся в России нормам: "Не сглазь, когда дела идут хорошо".

Однако у чехов, словаков, поляков и югославов на вопрос "Как дела?" правилами делового этикета не возбраняются кратко рассказать о трудностях, пожаловаться, например, на дороговизну. Но говорят об этом, бодро подчеркивая, что деловой человек преодолевает трудности - их немало в его деле, но знает, как с ними справиться, и гордится этим. А без трудностей и забот живет только бездельник.

В вербальном (словесном, речевом) общении деловой этикет предполагает применение различных психологических приемов. Один из них - "формула поглаживания". Это словесные обороты типа: "Удачи Вам!", "Желаю успеха", известные фразы: "Большому кораблю - большое плавание", "Ни пуха, ни пера!" и т.п., произносимые с различными оттенками. Широко применяются такие речевые знаки расположения, как "Салют", "Нет проблем", "О, кей" и т. п.

Но следует избегать таких явно язвительных пожеланий, как "Вашему теленку злого волка съесть".

В речевом этикете деловых людей большое значение имеют к о м п л им е н ты- приятные слова, выражающие одобрение, положительную оценку деятельности в бизнесе, подчеркивающие вкус в одежде, внешности, сбалансирован­ность поступков партнера, т. е. оценка ума делового партнера. Не напрасно героиня популярного когда-то фильма "Старшая сестра" говорила, что ласковое слово и кошке приятно. С этой точки зрения комплимент - не механизм лести. Лесть, особенно грубая, - это маска, за которой чаще всего скрывается меркантильный интерес. Комплимент, тем более, если вы имеете дело с партнером-женщиной, - необходимая часть речевого этикета. Во время делового общения всегда есть реальная возможность для комплиментов. Они воодушевляют вашего делового партнера, придают ему уверенность, одобряют. Особенно важно помнить о комплименте, если вы имеете дело с новичком да, к примеру, потерпевшим на первых порах неудачу. Не случайно в японских фирмах запрещена открытая критика своих работников: фирме это невыгодно, так как трудовая активность и инициатива снижаются.

Книга: Конспект лекций Этика

РАЗДЕЛ VII. НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ

Важным элементом общечеловеческого в морали является нравственная культура общения. Основываясь на гуманизме, человечности, отношении к другому как к равному себе, моральная культура на протяжении истории формируется в повседневной жизни людей, их опыте, нравственных поисках, то есть в процессе материального и духовного общения отдельных индивидов, социальных групп, народов разных стран.

Общение, деятельность, познание, будучи содержанием человеческой жизнедеятельности, находятся в неразрывном единстве, представляют собой формы социальной активности человека. Характерным признаком общения как формы активности выступает ее моральная направленность, нравственная культура людей, что раскрывается в общении (человечность, доброжелательность, дружелюбие, взаимоуважение и др.).

Благодаря общению индивиды обмениваются знаниями, производственным опытом и умением. Иначе говоря, только через общение с другими людьми человек может получить средства для удовлетворения своих потребностей и только в общении она находит и реализует духовную связь с другими людьми.

Заметим, что общение как объективная необходимость во всех формах жизнедеятельности возникает вместе со становлением человеческого общества и формированием человека, но в течение очень длительного периода не осознается как ценность даже в чисто практическом, утилитарном понимании. Когда же оно в общественном сознании эпохи родового строя осознается, то осознается как практическая ценность, а не моральная («табу», например). Обретение человеком личностного смысла общения, потребности в общении, в процессе которого индивид утверждает себя как личность и реализует себя как нравственное существо, представляет собой результат всей дальнейшей истории человечества, на тернистом пути которого нравственная культура, в том числе и нравственная культура общения, в определенном смысле предстает общей форме практической деятельности людей.

Речь идет о том, что в общении людей в той или иной степени всегда присутствуют моральные побуждения, которые удерживают общения в культурных пределах, придают ему человечности. Таким образом, общение выступает как самостоятельная жизненная ценность, которая показывает, в какой степени человек становится потребностью для другого исключительно как человеческая индивидуальность. Поэтому учет индивидуальности другого, уважения ее - одна из существенных требований нравственной культуры общения, выполнение которой возможно только при отсутствии социальных ограничений нравственного общения людей.

Следует обратить внимание на то, что, несмотря на некоторую стабильность нравственной культуры общения, существование преемственности ранее возникших ценностей и норм в реальной практике на разных этапах исторического развития содержание жизни конкретного общества и его членов может не только существенно изменить эту культуру, но и искажать ее вплоть до полной противоположности проголошуваним идеалам и устремлениям людей.

В условиях социального неравенства и антагонизма интересов моральные побуждения могут вытесняться из сферы общения, что приводит к его моральному опустошению, в результате чего потребность в общении оборачивается моральным отчуждением, характерными атрибутами которого становятся одиночество, враждебность, настороженность в отношениях, неискренность. Общение приобретает «внешнего вида», в основе которого лежат эгоизм и индивидуализм, теряет свою моральную ценность, превращаясь в «отношения полезности».

Объективными предпосылками развития как моральной потребности в общении, так и высокой нравственной культуры общения является формирование демократических основ общества, предоставление общественным отношениям характера свободных и равноправных. Общение при этом достигает личностного уровня, открытости, направленности на другого, способствует нравственному развитию, поскольку через общение человек усваивает всю сложную систему социальных отношений. И чем богаче общественные отношения, тем шире круг общения личности с обществом, тем более глубокие и человечные меж-личностные связи людей.

Таким образом, под моральным общением подразумеваются устойчивые связи между людьми, основой которых является господствующая в обществе нравственность, а также духовная потребность в морально-психологическом взаимопонимании. Уровень культуры общения, его моральный характер и епрямованість в основе своей определяются уровнем развития самого общественной жизни, которое может, с одной стороны, способствовать полнокровном общению людей, а следовательно и ощущению радости бытия, с другой - порождать чувство ненужности, разобщенности с остальными людьми.

Первостепенной важности в развитии нравственной культуры общения приобретают способность человека к общению^ те преимущества в выборе формы и стиля общения, которые производятся ею в процессе воспитания и самовоспитания. Последние же в немалому степени зависят от морально-психологических особенностей восприятия человеком человека.

Общение является одной из наиболее фундаментальных, высших социальных потребностей человека, которая включается в него с момента своего рождения. И хотя в первые годы жизни общение имеет спонтанный характер (в его основе лежит пассивность, а не активность ребенка), все же общение с другими людьми формирует у детей чувство доверия к тем, кто их окружает, надежности, эмоционального подъема.

Особое морально-психологическую нагрузку потребность в общении и само общение несут в подростковом и юношеском возрасте. Потребность здесь - это не только контакт вообще, а и стремление к взаимопониманию, опертого на симпатию и признание, это и потребность в эмоциональной поддержке и в то же время тяга к самостоятельности и автономии, которые могут обусловить появление противоречий в общении и даже его кризис.

„Общение представляет собой для человека практическое задание, решение которого никогда не дается в готовом виде. От личности требуется не только понимание творческого, сложного характера человеческих взаимоотношений, но и порой мучительного поиска для выработки новых форм, стилей общения, его ритма. Неумение, а иногда и нежелание разобраться в этих морально-психояогічних особенностях восприятия людьми одного одним может порождать состояние одиночества, тяжело, а иногда и трагически переживаєтеся человеком.

^Мироощущение одиночества вызывает чувство ненужности, бессмысленности жизни. Не находя близкой души, что понимает его - «своего другого», человек теряет надежды на полноценное общение, прибегает иногда к его примитивных, ошибочных форм. В этом кроются иногда причины наркомании, алкоголизма, групповой антиобщественного поведения.

Истоки одиночества следует искать не только в психологических особенностях восприятия человеком человека, а и в образе жизни. Так, городской в большей степени, чем сельский, стандартизированный образ жизни чаще приводит к морально-психологической разобщенности людей. Интенсивные меж-личностные городские контакты вызывают дефицит эмоциональных переживаний, вызывают у индивида ощущение «одиночества среди людей».

Следует заметить, что проблема одиночества человека как морально-психологическая проблема уже давно получила отражение в западной культуре. Литература, живопись, графика, кинематограф широко показывают одиночество как предельно болезненную для социально-нравственного самочувствия человека проблему, чаще всего обосновывают ее идеей трагичности человеческого бытия. Подобный подход к поиску ответа на вопрос о причинах одиночества свойственны и некоторым ученым. Так, американский психолог Э. Фромм, рисуя тревожную картину разрушения устоев нравственной жизни в современном мире, замечает, что моральная изолированность людей друг от друга достигла невиданного размаха. Есть и попытки обосновать разрыв связей между людьми преимущественно или психологическими, или научно-техническими причинами, изображая разрушительные процессы в нравственности как позаісторичні, роковые.

При всей значимости указанных причин для понимания природы одиночества, душевной неустроенности все же решающей, такой, что определяет в конечном итоге морально-психологическую подоплеку одиночества, является, на наш взгляд, способность общества" быть опорой и гарантом как материальной, так и психологической надежности. Именно социальные условия, общественные отношения, развивающиеся на их основе, вызывают появление своеобразных видов одиночества - социальную, моральную, психологическую. И хотя собственно психологический феномен одиночества имеет относительную самостоятельность, однако именно общественные связи определяют смысл того, что люди воспринимают как одиночество.

Конечно же, данное положение не следует истолковывать так, будто источник одиночества кроется только в объективных причинах, в том числе и таких, как урбанизация, НТР и др. Нередко ложные ценностные ориентации, ограниченность духовного развития, нежелание и неумение понимать другого, низкая моральная и психологическая культура приводят к затруднению общения и, как следствие, к одиночеству. Не всегда преодолевается это состояние и интенсивностью контактов, поскольку, как показывают психологические исследования, такие контакты чаще всего страдают поверхностностью. Несомненно другое: углубление морального взаимопонимания людей в их отношениях, стремление и умение понять другого, организовать свою личную жизнь, деятельность, общение с другими людьми способствуют воспитанию в человеке таких качеств, как отзывчивость, стремление к взаимопомощи, готовность поставить себя на место другого. Важно научиться видеть себя как бы со стороны, глазами другого, объективно чувствовать свои и чужие поступки. Именно в этом заключается общий социально-исторический направление формирования нравственной личности во всей ее «автономности» и одновременно взаимной ответственности, общности.

Полноценное общение невозможно без сопереживания, без включения в своего внутреннего мира ценностей, взглядов, чувств другого. Ибо, постигая причины тех или иных поступков, взглядов, оценок других людей, личность начинает глубже постигать себя, свои добродетели и пороки. Сопоставляя себя с другими, человек обогащается постижение сложного внутреннего мира людей, их нравственных чувств.

Особая роль нравственности в развитии индивида заключается в том, что она пронизывает все виды его деятельности и отношений, включена во все элементы внутреннего мира человека. По своей сути и назначению в общественной жизни нравственность имеет практический характер и трактуется как исторически изменчивая форма общественной связи между людьми.

Включенность нравственности во все области человеческих взаимоотношений придает ему универсального характера. Это выражается как в моральной регуляции взаимоотношений людей в обществе, так и в социально-критической роли морали, реализуя которую личность стремится в своих действиях, поступках, оценках утвердить прогрессивные типы отношений. Сегодня такие прогрессивные типы отношений, нравственное совершенствование личности связываются с гуманистическим развитием общества, утверждением демократии во всех сферах общественных отношений, возможностью свободного творческого развития каждого индивида.

Такой подход к нравственности позволяет усматривать в ней специфический способ освоения мира человеком. Моральный опыт человечества является здесь одним из важнейших подразделений общественной культуры - нравственной культурой. Наряду с другими видами духовной культуры (политической, правовой, эстетической, художественной) нравственная культура способствует формированию и реализации социальных качеств личности. Важно подчеркнуть, что основополагающим моментом нравственной культуры является существующий уровень нравственного развития общества и личности, система моральных ценностей человека.

Таким образом, нравственная культура включает в себя, во-первых, характерные для определенной конкретно-исторической эпохи моральные ценности; во-вторых, отношение к этим ценностям, реализованное в моральной способности и готовности общества и личности быть соответствующими назревшим потребностям прогрессивного развития. Итак, к нравственной культуры личности относятся познания и усвоения нравственных ценностей общества, готовность и способность личности не только к творческой реализации устоявшихся моральных ценностей, но и к созданию новых.

Следует обратить внимание на неправомерность понимания нравственной культуры личности только как меры овладения господствующими моральными ценностями. Ведь они могут служить критерием развитости данного общества не сами по себе, а лишь при сопоставлении с настоящими общественными интересами. Поэтому критерием развития нравственной культуры личности следует считать качественную характеристику устоявшихся моральных ценностей.

Такое понимание нравственной культуры позволяет выяснить основные характеристики нравственной культуры общения. Здесь надо учитывать как объективные условия жизни людей (единство интересов, жизненных позиций, основанных на социальной равенства), так и субъективную способность (которая формируется благодаря всем факторам влияния на личность - от семьи до трудовых коллективов, всего опыта человечества, что приобретается в процессе воспитания и самовоспитания) проникать во внутренний мир другого человека.

Общие принципы, характерные для любой формы взаимоотношений людей в процессе общения, которые характеризуют нравственную культуру общения, можно сформулировать следующим образом. Прежде всего следует выделить принцип гуманизации общественных отношений, связан с утверждением в реальной жизни социальной справедливости, предоставлением возможностей личности, необходимых для выражения и осуществления широких материальных и духовных интересов, потребностей, способностей, нравственных качеств. Это тем важнее, что в современном цивилизованном обществе возрастает роль морально-эмоциональной контактности, взаимопонимания и обоюдного мопідтримки, взаимопомощи и сострадания.

Необходимо обратить внимание и на то, что гуманизация общественных отношений активизирует стремление человека к общественной и личностного самовыражения и самоутверждения, а значит побуждает к сознательному участию в решении коренных вопросов общественной жизни, пробуждает личную инициативу, моральную заинтересованность, сопричастность. Вместе с тем общение людей освобождается от формального характера, фальши, лицемерия, демагогии. Итак, гуманизм - это основа нравственной культуры общения.

Незаменимым, а потому и очень важным принципом, характерным для общения людей, является творчество в процессе общения (то есть сознательное и постоянное соотнесение своих интересов, потребностей, предпочтений с интересами других людей, моральное самосовершенствование, культивирование положительных моральных качеств и изживания негативных), созидание своего «я». Оба указанные принципы характеризуют уровень нравственной культуры общения, что проявляется в различных формах взаимоотношений.

Спинімося на двух сторонах общения - «личному» и «безличному» (функциональном). Если «безличное» общение регулируется чаще всего этикетом, стандартизирующие поведение людей в типичных ситуациях, то «личное» общение сполна представляет собой практическую форму существования самой нравственности, раскрывает весь набор моральных побуждений: от необходимости утверждать человеческое в человеке, творить добро, давать счастье другому до потребительского, вещевого отношение к другому.

Этикет как совокупность общепринятых, упорядоченных норм поведения призван регулировать безличные отношения между людьми, воплощать на деле внешнюю культуру общения. Но так же, как и нравственность, этикетные предписания, реализуемые в поведении, манерах, эмоциональных реакциях, несут информацию о наличии таких общих принципов взаимоотношений людей, как гуманность и творчество. В наибольшей степени это характерно для демократического этикета, который отражает требования, одинаковые для всех членов общества, независимо от их социального положения. Речь идет о вежливость и тактичность, доброжелательность.

В отличие от этикетном регуляции «безличного» общение, межличностное, или «личное», не может обойтись только внешней, формальной регуляцией. Как уже отмечалось, полноценным общение может быть только на основе высокой нравственной культуры, развитого интеллекта, специальных знаний в области психологии общения и морального отношения. Поскольку отношения в процессе общения редко бывают статичными, они настоятельно требуют активного творчества, взаимного доверия, уважения, любви и даже самоотверженности.

В самом полном и развитом виде общения осуществляется в общительности, дружбе, любви.

Общительность предполагает наличие совместной деятельности, единства цели и на этой основе соответствующей эмоциональной окрашенности отношений - избирательность, симпатии, стремление к взаимопомощи, солидарности и поддержки.

В отличие от общительности дружба - глубже и интимнее общения, которое, по определению советского психолога И. С. Кона, предусматривает не только взаимопомощь, но и внутреннюю близость, откровенность, доверие, любовь. И чем глубже эти чувства, тем крепче дружба. Для моральной культуры общения в дружбе характерны стремление к взаимности, душевного родства, верности и постоянства. Потребительское отношение разрушает дружбу так же, как и отсутствие деликатности, тактичности во взаимоотношениях. Огромная нравственная ценность дружбы заключается в том, что она больше, чем другие формы взаимоотношений, воплощает выработанные культурой представления о том, какими должны быть человеческие отношения.

Особой сферой человеческого общения, сложной и одновременно богатой человеческими страстями, эмоциональным напряжением и значением морального отношения, есть любовь.

И хоть бы какую сферу человеческого общения мы рассматривали, представляется вполне очевидным тот факт, что мир человеческого общения настолько богат, насколько богат и разнообразен мир человека, мир общественных отношений, а следовательно, и мир моральных возможностей, связанных с реализацией настоящей меры гуманности, человечности в общении между людьми.

1. Конспект лекций Этика
2. РАЗДЕЛ И. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭТИКИ РАЗДЕЛ И. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭТИКИ Этика как философская теория нравственности
3. ПРЕДМЕТ ЭТИКИ И ОСОБЕННОСТИ ЭТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
4.

Лекция № 6

ЭТИЧЕСКИЙ И КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

План

6.1. Общая характеристика коммуникативных и этических норм. Их взаимодействие

6.2. Этические и коммуникативные нормы в рамках коммуникативной ситуации

6.3. Речевой этикет

6.4. Коммуникативные качества речи

6.1. Общая характеристика коммуникативных и этических норм. Их взаимодействие

Культура речи охватывает все компоненты речевой деятельности и их составляющие. Но с точки зрения культуры речи в первую очередь оцениваются:

 цель и средства ее достижения;

 речевое поведение (речь как процесс);

 текст (речь как результат).

Все эти компоненты отражают три аспекта культуры речи: коммуникативный, этический и нормативный (см. лекцию № 4). Несмотря на важность соблюдения языковых норм, наиболее значимыми для общения являются первые два аспекта. Коммуникативный аспект ориентирует нас на организацию эффективного, целесообразного общения; этический аспект связан с нашими морально-нравственными ценностями, которые проявляются в общении. Существуют и специальные механизмы, регулирующие разные стороны общения, – это коммуникативные и этические нормы.

Коммуникативные и этические нормы представляют собой правила, которые помогают осуществить оптимальное (эффективное) общение. А что означает выражение оптимальное общение? Это взаимодействие, позволяющее выработать наилучшие условия для реализации целей, намерений участников общения (как субъекта речи, так и адресата), для создания благоприятного эмоционального климата, преодоления различных коммуникативных барьеров.

Данные правила представляют собой предписания, рекомендации, советы, предостережения, запреты и т.д., сформировавшиеся постепенно, на основе постижения законов общения. Разделение норм на этические и коммуникативные весьма условно, поскольку и те и другие сводятся к одному и тому же – это правила речевого поведения в различных коммуникативных ситуациях.

Коммуникативные нормы во многом определяются этическими, поскольку последние регулируют моральную и содержательную стороны общения. Так, в ситуации, когда нам предстоит сообщить кому-то неприятную весть, мы в первую очередь должны позаботиться о том, чтобы сделать наше сообщение деликатным, тактичным, чтобы нанести наименьший вред психике собеседника. Необходимо нести ответственность за слова и речевые поступки. В конце концов, основное назначение этикета – установление контакта с собеседником. А с какой целью? Для успешного дальнейшего взаимодействия.

Этические нормы требуют соответствия речи моральным законам общества, а также внутреннему миру человека, его восприятию других людей, пониманию своего места в жизни и в данном обществе. Поэтому, чтобы выявить и осмыслить этические нормы, необходимо определить основные моральные качества личности, которые проявляются в общении. Они связаны, с одной стороны, с индивидуальными особенностями общающихся, а с другой – с воспитанием и культурными традициями, освоенными ими. Однако практически во всех культурах к моральным ценностям относят честность, правдивость, уважение к другим, заботу о них, справедливость, доброту, доброжелательность, искренность, образованность и др. В соответствии с этими ценностями формулируются и этические требования к речи, важнейшие из которых отражены в табл. 6.1.

Таблица 6.1

Этические принципы общения

Принцип

общения

Сущность понятия

Принцип

вежливости *

Основной этический принцип, который предписывает уважительное отношение к адресату и к самому себе; предполагает соблюдение правил приличия, норм речевого этикета

Принцип

кооперации

Требует установки на эффективное сотрудничество, для чего каждый из его участников должен внести свой вклад

Принцип

паритетности

Предполагает равенство участников речевого взаимодействия и исключает доминирование одного из них. Даже при различии в социальном статусе, поле, возрасте и т. д. участники речевого взаимодействия должны взаимно уважать друг друга

Принцип

правдивости

Требует неискаженной и, по возможности, полной информации по тому или иному вопросу

Принцип

понятности

Требует, чтобы адресат не прилагал излишних усилий для восприятия, понимания и интерпретации ** речи

Принцип

последова-тельности

Предполагает развитие диалога по принципу «реплика-стимул» → ответная реплика. На вопрос, например, следует отвечать ответом, а не встречным вопросом. Ответная реплика на приветствие, благодарность, комплимент и т. д. также является обязательной

Примечания:

* Подробнее понятие вежливость рассматривается в табл. 6.7.

** Подробнее понятия восприятие, понимание и интерпретация рассматриваются в табл. 6.4.

Как мы видим, правила этики направлены прежде всего на предупреждение этических ошибок, то есть того, что недопустимо в общении. Так, согласно сложившейся веками традиции, в любом обществе считаются неприемлемыми притворство, обман, неискренность, грубость, озлобленность, зависть и т. п. Важно помнить, что несоблюдение этических норм может обидеть собеседника, уязвить его самолюбие, а это вызывает чувство неудовлетворенности и у самого говорящего, поскольку нравственный человек всегда (даже в случае невольного нарушения норм) чувствует себя неловко и даже может испытывать угрызения совести.

Таким образом, именно этика определяет мотивы, цели речи, средства ее реализации, оценку результата речи и пр. И в своих отношениях с людьми и в совершаемых нами поступках мы должны руководствоваться общим этическим принципом: Поступай с другими так, как тебе хотелось бы, чтобы поступали с тобой .

В отличие от этических, коммуникативные нормы ориентируют нас на сам процесс общения, на его результативность . Они регулируют общение, позволяя его участникам грамотно выстраивать стратегию и тактику речи.

Что же означают эти термины?

К стратегическим элементам относится выбор предмета речи, цели и задач, ситуации общения, адресата и пр. А реализуется та или иная стратегия с помощью тактических компонентов: это проектирование процесса речевого взаимодействия, воплощение плана в речи, использование тех или иных вербальных и невербальных приемов и пр.

Очень важным свойством коммуникативных норм является то, что, опираясь на них, мы не только действуем в реально существующих обстоятельствах, но и имеем возможность мысленно «проигрывать ситуацию», моделировать взаимодействие заранее, выбирая нужные сценарии общения. Если, например, нам нужно позвонить по служебному вопросу коллеге, то прежде чем сделать звонок, мы продумываем, что именно скажем, какие слова и фразы будем использовать, представляем себе ответную реакцию собеседника и пр. В основе коммуникативных норм лежат следующие принципы (табл. 6.2):

Таблица 6.2

У каждого человека существует потребность в общении с окружающими. Кто-то более общителен, кто-то менее, но для главных двух форм человеческого взаимодействия – дружбы и любви – общение необходимо. Любые человеческие действия всегда имеют какие-то рамки, границы и правила. Какие же нормы и правила регулируют наше общение и определяют культуру речи?

Этика речевого общения определяется культурой речи. Этика предписывает людям правила нравственного поведения, этикет определяет манеры поведения в определенных ситуациях и конкретные формулы вежливости. Человек, который соблюдает этикет, но нарушает этические нормы общения, лицемерен и обманчив. Этичное и высокоморальное поведение с несоблюдением правил этикета со стороны также выглядит довольно странно и доверия не вызывает.

— Золотое правило разговорной речи.

Существует так называемое золотое правило общения, суть которого заключается в том, что к другим следует относиться так, как хотелось бы, чтобы другие относились к вам. Это правило можно распространить на любые ситуации. Таким образом, рассматриваются следующие основные этические принципы общения:

1) альтруизм (готовность чем-то пожертвовать ради другого),

2) добродетельность (установление отношений с окружающими с позиций добра и блага),

3) требовательность (предъявление требований к себе и окружающим к выполнению морального долга, ответственность),

4) справедливость,

5) паритетность (равенство между людьми) и т.д.

Благодаря доброжелательности, искренности и открытости возникает доверие между людьми, без которого общение невозможно. В общении также проявляются следующие моральные качества человека: честность, правдивость, доброта, уважительное отношение к окружающим, забота о других, вежливость и т.д.

Также этические принципы общения затрагивают и содержание самой речи. Она должна быть логичной, понятной обеим сторонам, вежливой, содержательной, правдивой и целесообразной. Вопрос с краткостью как сестрой таланта каждый решает сам. Кому-то краткая речь кажется неестественной (это зависит только от личностных характеристик человека). Читайте также статью о .

— Морально-этические принципы при общении между людьми.

Некоторым может показаться, что они совершенно свободны от навязанных обществом правил, в том числе и во время общения. Но рано или поздно становится ясно, что для успешного завершения разговора, да и просто для получения удовольствия от беседы некоторые нормы все-таки придется принимать во внимание.

А главным этическим принципом общения является соблюдение паритетности, то есть признание равенства партнеров, поддержание уважительной атмосферы во время беседы.

Правда, понимание необходимости следования этому правилу приходит не сразу, кто-то приобретает это знание в процессе воспитания, а кому-то приходится доходить до всего своим умом. В любом случае, морально-этические принципы являются определяющими в поведении человека. Именно они отвечают за манеру речи, отношение к собеседнику и потребность личности в совершении определенных действий.

В формировании основных принципов общения высшую регулятивную функцию выполняют компоненты нравственного здоровья – моральные убеждения, привычки, качества, действия и способности. Поэтому при высоком уровне культуры человек имеет возможности систематически бороться с отрицательными чертами своего характера, делая взаимодействие с другими людьми более приятным для обеих сторон.

То есть соблюдение общих этических принципов общения позволяет человеку во время взаимодействия с другими проявлять гуманность – сопереживать, сочувствовать, проявлять доброту, порядочность и милосердие. Такое поведение позволяет продемонстрировать человеку, насколько ценными для него являются те или иные контакты.

Основными этическими принципами общения считают:

Плюсом использования таких норм общения является не только улучшение качества взаимодействия, но и возможность предварительной проработки сценария общения для поиска лучших ходов.

— 6 основных этических принципов делового поведения.

1) Пунктуальность (делайте все вовремя).
Только поведение человека, делающего все вовремя, является нормативным. Опоздания мешают работе и являются признаком того, что на человека нельзя положиться. Принцип делать все вовремя распространяется на все служебные задания. Специалисты, изучающие организацию и распределение рабочего времени, рекомендуют прибавлять лишних 25 % к тому сроку, который, на ваш взгляд, требуется для выполнения порученной работы. Нарушение этого принципа рассматривается как неуважение к принимающему лицу, что может повлиять на ход последующего разговора.

2) Конфиденциальность (не болтайте лишнего).
Секреты учреждения, корпорации или конкретной сделки необходимо хранить так же бережно, как тайны личного характера. Не следует и пересказывать кому-либо услышанное от сослуживца, руководителя или подчиненного об их служебной деятельности или личной жизни.

3) Любезность, доброжелательность и приветливость.
В любой ситуации необходимо вести себя с клиентами, заказчиками, покупателями и сослуживцами вежливо, приветливо и доброжелательно. Это, однако, не означает необходимости дружить с каждым, с кем приходится общаться по долгу службы.

4) Внимание к окружающим (думайте о других, а не только о себе).
Оно должно распространяться на сослуживцев, начальников и подчиненных. Уважайте мнение других, старайтесь понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. Всегда прислушивайтесь к критике и советам коллег, начальства и подчиненных. Когда кто-то ставит под сомнение качество вашей работы, покажите, что цените соображения и опыт других людей. Уверенность в себе не должна мешать вам быть скромным.

5) Внешний облик (одевайтесь как положено).
Главный подход — вписаться в ваше окружение по службе, а внутри этого окружения — в контингент работников вашего уровня. Необходимо выглядеть самым лучшим образом, т. е. одеваться со вкусом, выбирая цветовую гамму к лицу. Большое значение имеют тщательно подобранные аксессуары.

6) Грамотность (говорите и пишите хорошим языком).
Внутренние документы или письма, направляемые за пределы учреждения, должны быть изложены хорошим языком, а все имена собственные переданы без ошибок. Нельзя употреблять бранных слов; даже если вы всего лишь приводите слова другого человека, окружающими они будут восприняты как часть вашего собственного лексикона.

Указанные принципы в той или иной степени присутствуют и признаются справедливыми в различных деловых культурах. Фундаментальными принципами в деловом мире являются: ответственность, уважение человеческого достоинства и интересов тех, кто участвует в бизнесе.

Материал подготовлен Дилярой специально для сайт

Видео: