Виды камуфляжной одежды. Какой камуфляж самый лучший

.
Сегодня подборка вариантов камуфляжной расцветка (покраски) автомобиля.

Рассмотрим какие виды камуфляжа используются. Посмотрим примеры удачных и неудачных покрасок, пару бонусов и моя рекомендация по камуфляжной раскраске автомобиля. Берегитесь, много фоток, букв и полезности

Проблема камуфляжа на машине

Основная проблема камуфляжа на автомобиле — масштаб и интенсивность рисунка. Проблема эта идет от противоположной задачи. В жизни, у военных или охотников, камуфляж нужен чтобы замаскировать автомобиль. Для тюнинга же камуфляж нужен сугубо выпендриваться, что уж скрывать-то?
Вот именно тут и приходит понимание, что интенсивность и масштаб надо подбирать, практически опытным путем.

Пример. Смотрите на два предмета в камуфляже


Разный масштаб на лицо, не только на лицо. Посему готового решения для масштаба под автомобиль нет. Придется делать макеты на компьютере и смотреть что лучше, что хуже.
Собственно этот материал и будет в помощь — можно посмотреть на готовые решения и оценить.

Как наносить камуфляж

Не уверен, что обычный аэрограф сможет нарисовать камуфляж. Новомодный винил тут в помощь. Возможно лучшим решением является пленка с цифровым рисунком, которой и обтягивать машину. Нанесли рисунок на нужную пленку, оклеили машину и ура.
Благо что нынче только в очень ленивом городе нет контор, кто клеит винил на машины. Да и самостоятельно это сделать не так и сложно.

Лесной камуфляж на машине

Классика, что называется. Варианты лесного военного камуфляжа могут быть разные от натовского woodland до расцветки советской армии.
Смотрите как неплохо сделан Порше, он еще и матовый к тому же.

Чуть другая версия. Матовый оттенок опять же работает в плюс!


А вот пример неудачной раскраски. То что я и говорил про работу аэрографа. Человек искусства и военный человек в одной голове уживаются только если прапорщику сделать переливание крови художника и то военный победит.


Смартик тоже без особого понимания малевали, получилось в целом неплохо, но глянец портит вид.


Вот как раз для сравнения матовый лесной камуфляж. Рисунок-то попроще будет, но матовый опять вытягивает.


Мне кажется, что лесной камуфляж подойдет для очень ограниченного числа машин. Мой совет — если на машине красивый обвес — НЕ используйте лесную расцветку камуфляжа. И наоборот — это хорошее решения для стокового внешнего вида.

Цифровой камуфляж

Знаменитый digital, мечта технологичных милитаристов.
На автомобиле смотрится действительно круто. Причем в разных оттенках, например пустынный, как этот Ламборгини


Также обратите внимание, как хорошо сочетается цифровой камуфляж с другими цветами и рисунками.

Вот, например, раскраска дрифтового автомобиля.


И двойной цвет кузова и надписи и карбон отлично вписываются в этот цифровой камуфляж.


Настолько хорошо, что эту идею в цельнотянутом виде себе скомуниздила команда Che Drift, не зря ведь революционеры-чегевары, общее значит ничье.
У них получилось тоже красиво


Цифровой камуфляж это очень хорошее решение для нестандартного кузова и сочетания цветов. Рекомендую. Только не берите эту заезженную комбинацию. Используйте другие цвета.

Пустынный камуфляж

Классика пустынная. Фетиш арабов и ветеранов афганцев.


И масштаб и цвет пустынного камуфляжа на этом седане Porsche подобраны очень удачно. Действительно здорово выглядит, несмотря на то, что изначально машина ужасна внешне — камуфляж все ужасы скрыл.


А вот более легкий вариант, тоже аккуратно и со вкусом. Audi A3


Обратите внимание, создатели этого образа автомобиля взяли свелый оттенок + мат и получилось здорово. Несмотря на камуфляж обвес и обводы кузова видны хорошо.


Ну это суровая классика жанра. Ламборгини милитари:)


Привожу эти фотки сугубо для того, чтобы показать как за счет масштаба камуфляжа можно удачно подчеркнуть брутальность и рубленные формы кузова.


Зимний камуфляж

Может быть хорошим решением для белого и просто светлого кузова.
Смотрите как здорово сделали камуфляжную раскраску этого Ferrari




А вот немного другое сочетание, на Эволюшене

Масштаб другой, но тоже получилось удачно — удалось замаскировать непропорционально вытянутую средне-заднюю часть автомобиля. Даже толстый «восьмой» бампер смотрится вполне сносно в таком камуфляже


Еще ламбо. Еще один масштаб. Опять же рубленные формы подчеркнули удачными большими пятнами камуфляжа.


А вот опять примеры «дизайнерского» камуфляжа, которые откровенно не получился. Пошловато и непонятный примитивный рисунок. А это, кстати, официальный рисунок от вольвовских дизайнеров!


Субара тоже неудачно. Слишком большая интенсивность и слишком светлый.


Охотничий камуфляж

Чудесное направление в камуфляже — гражданское, охотничье. Ничего общего со стилем милитари в идее своей. Смотрится свежо и приятно. Вот так забавно сделали Приус. Типа весь такой экологичный, электромобиль и траляля


Но по настоящему охотничий камуфляж будет смотреться на джипе.
Даже мне, считающему болезнью, вполне нравится такой вид у джипов.


Причем и стандартный и доработанный джип смотрится действительно хорошо. Потому что все на своем месте — место джипа в лесу, цвет ему охотничий.


а теперь, перед самым интересным, немного бонусных картинок.

Вот такие вот брутальные дополнения могут быть к камуфляжной раскраске:


Кстати тоже весьма простое и изящное решение для милитари стиля — просто матовый темнозеленый цвет кузова + антены. И сразу ассоциация с военной техникой.


А вот так можно сделать салон в джипах с охотничьим камуфляжем. Кроме стиля еще и весьма практично.



Ну а теперь интересное.

Модные цвета камуфляжа

6 стиль камуфляжной покраски — камуфляж хайтек цветов или UFO камуфляж. Посмотрите на возможные цвета


И таких комбинаций цветов можно подобрать много. Смело открывайте google, набирайте там ufo camo и ищите вдохновения. Сочетайте яркие, кислотные цвета.
Машина будет смотреться ярко, необычно. В России пока таких расцветок очень и очень мало, почти нет.

Вконтакте

Камуфля́ж (фр. camouflage — «маскировка») — это пятнистая маскировочная окраска, применяемая для уменьшения заметности людей, вооружений, техники, сооружений за счет разбивания силуэта изделия или предмета.

Камуфляж в природе также используется как защитный окрас животных, появившийся в результате приспособления к окружающей среде.

Например, рыба-камень в Красном море. Даже при искусственном освещении её нелегко найти…а при естественном освещении она просто не видна.

«Расчленяющий» камуфляж используют обезьяны гверецы — их белый хвост, перекинутый через черное тело во время сна, разрушает контуры тела при взгляде со стороны.

Камуфлированная одежда пользуется определенным спросом у охотников, рыбаков и части туристов.

Охотники всегда подражали животным, за которыми охотились, прикрепляли к своей одежде траву. Американские индейцы надевали шкуры бизона при охоте на него.

Модная расцветка под диких животных — леопард, зебра — также является одной из разновидностей камуфляжа .

В некоторых субкультурах, таких как риветхеды, некоторые направления в готике, киберпанк, панк и особенно в культуре сталкеров одежда камуфляжной окраски является важным и необходимым элементом. Камуфляжную одежду носят в сочетании с армейскими ботинками или массивными кроссовками, кожаными перчатками-беспалками и украшениями в панк-стиле.

В настоящее время существует общее стремление каждой армии иметь один универсальный рисунок, дорабатывая цветовые решения этого рисунка в зависимости от типа местности.

Таковы существующие в различных цветовых решениях ACUPAT (например, в вариантах «Пустынный», «Городской» и «Лесной», базовым считается «urban» — городской вариант в серых тонах), DPM, Flektarn и другие. Иногда обособленная часть Вооруженных сил может иметь собственный рисунок, однако и в этом случае заметна та же тенденция (например, используемый корпусом морской пехоты США MARPAT, хотя и отличается от используемого остальными Вооруженными силами единого рисунка ACUPAT, также имеет несколько цветовых решений, используемых в зависимости от местности, базовым считается вариант «woodland» — лесной, в зелено-коричневых тонах). Прежде всего это связано с по-прежнему актуальной проблемой опознавания «свой-чужой».

Для Советского Союза таким общим рисунком был вначале «Бутан» (существовавший в виде цветовых решений для леса — на маскировочном костюме КМ-Л, и в виде решения для пустынно-степной местности — на КМ-П), затем «Флора», также имевшая более одного цветового решения, и в настоящее время — маскировочный рисунок «Тёмный». Если «Тёмный» изначально разрабатывался как универсальный рисунок, а «Бутан» предполагалось использовать как минимум в двух цветовых решениях на различной местности (что тоже требует универсальности), то «Флора» была приспособлена именно под зелёный растительный, преимущественно лесной фон местности, что и в конечном итоге привело к отказу от этого рисунка в ВС РФ.

Виды расцвети камуфляжа

Flecktarn

В 1985 году Бундесвер выпустил один из удачливейших камуфляжей наших времен (по мнению некоторых специалистов).
Немецкий Flecktarn представляет собой дробящийся рисунок из перекрывающих друг друга мелких пятен черного, коричневого, серого и светло-зеленого цветов. При этом используется тот же эффект, что и у цифровых камуфляжей ACU и MARPAT, которые по всей видимости и разрабатывались с оглядкой на Flecktarn. Также Flecktarn выпускается в пустынном, и других расцветках с преобладанием соответствующих цветов в зависимости от местности. Выпускался в различных годах и вариациях.

Tropentarn

C 1991 года Бундесвер такие цвета камуфляжа использует при проведении операций в пустынной местности.
Создан на основе камуфляжа Flecktarn, но значительно светлее.

Woodland

Камуфляж США - лес. Разработан в начале 80-х годах для армии США.
Woodland является самой распространенной расцветкой американского камуфляжа по всему миру, имеет несколько десятков клонов.
Представляет собой 4-х цветный рисунок из светло-, темно-зеленых, коричневых и черных пятен.
Также американский камфляж Woodland часто называют камуфляжем НАТО. Хотя, как известно, в блок НАТО входит военный контингент разных государств, имеющих свои камуфляжные расцветки.
При намокании Woodland для человеческого глаза становится практически черным, что резко увеличивает его заметность. На данный момент считается устаревшим.
Камуфляж в расцветке Woodland существует в 4-х вариациях:

  • базовый (general), он же умеренным (temperate);
  • низинный (lowland), отличающийся большим количеством зелёных оттенков;
  • горный (highland),с преобладанием коричневых пятен;
  • "промежуточный" (transitional), он же (delta), маскирующий как в оптическом,
  • так и в ИК-диапазоне.

Камуфляж Великобритании.
Disruptive Pattern Material - основной камуфляж вооруженных сил Великобритании.
Рисунок представляет собой пятна и мазки песочного, зеленого,коричневого и черного цветов. Выпускался в различных вариациях.

DPM Desert

Пустынный вариант камуфляжа DPM Англии.

Пустынный камуфляж армии Дании использовался при проведении операций в Ираке.

Multicam

Пришел на смену Woodland"y, но остается до сих пор коммерческим вариантом.
Представляет собой светло-зеленую основу с нанесенными на нее амебообразными пятнами темно-зеленого, светло-, темно-коричневого, черного и бежевого цветов.
Хорошо подходит для лесной местности.

Flecktarn-d (M/84)

Камуфляж Дании.
Создан на основе немецкого Flectarn, но с минимазацией цветов до 3-х (оливковый, светло-зеленый и черный цвета).

Daguet Desert pattern

Пустынный вариант камуфляжа Франции, используемый при операциях В Ираке.

CCE camo

Camouflage Central European.
Камуфляж Франции. Появился в рядах французкой армии в 90-х годах.
Предназначен для ношения в иестах Центральной Европы и зрительно напоминает Woodland.

NVA flachentarn (Blumentarn)

«Цветочный камуфляж», используемый в армии Восточной Германии с 1950г до 1967г, после чего сменен камуфляжем Strichtarnmuster.
Схож с камуфляжем СССР в последние года Второй Мировой Войны.

Tarnmuster (Amoebatarn)

Немецкий Камуфляж образца 1956 года, представляет собой основу из Splittermuster 31 и нанесенными на него амебообразными пятнами.
Выпускался в двух расцветках.

Камуфляж Канады.
Канадский современный вариант цифрового камуфляжа.
Схож с американским камуфляжем MARPAT.

Desertato

Пустынный вариант итальянского Vegetato.

Камуфляж Финляндии.
Финский современный камуфляж, созданный по словам разработчиков, специально под финский лес.

M75 и M98

Камуфляж Норвегии.
Поступил на вооружение Норвегии в 1980 году.
Рисунок представляет собой пятна светло-, темно зеленого и светло-коричневого цветов.

M/90

Шведский камуфляж создан с оглядкой на немецкий оскольчатый Splittermuster в 1990 году.
Рисунок состоит из светло-, средне-зеленого, оливкого и черного цветов. Также выпускается в пустынном варианте.

Vegetato

Камуфляж Италии.
Итальянский камуфляж Vegetato.

Lizzard pattern (Leopard)

Камуфляж тигровой расцветки образца 1953 года, который Франция использовала во время войны в Алжире, а после в Иностранном Легионе.

Marine Pattern, американский камуфляж для морских пехотинцев.
Этот вид камуфляжа пришел на смену легендарному Woodland.
Представляет собой так называемый «цифровой» камуфляж из светло- и темно-зеленого, светло-коричневого и черного цветов.
Цифровой камуфляж в теории более эффективно нарушает симметрию очертаний бойца, из-за особого восприятия глазом рисунка, разбитого на прямоугольные части картинки, а также за счет отсутствия явных стыков цветов.
Цифровой Камуфляж MARPAT существует в трех цветовых вариациях:

  • Digital Woodland;
  • Digital Desert - пустынный Woodland, исключены зеленые оттенки;
  • Digital Urban - городская расцветка.

Army Combat Unoform Pattern.
Новая «цифровая» расцветка, применяемая сухопутными силами США.
В термин ACU входит не только расцветка камуфляжа, но и покрой формы. ACU разработана на основе цифрового камуфляжа MARPAT, из которого исключили черный цвет, как не существующий в природе.
Рисунок ACU представляет собой светло-,средне-, и темно-серые пятна. В целом рисунок носит нейтральный характер, что, позволяет его применять в горной, пустынной и городской местности.
При намокании, в отличии от Woodland"а, ACU не преобретает такой темный цвет, благодаря более светлым оттенкам, включенным в рисунок.

WH splintertarn (Splittermuster)

Камуфляж Бундесвера, ФРГ, ГДР.
Первый немецкий камуфляж, поступивший на вооружение в 1931 году, наносимый на плащ-палатку.
Рисунок представляет собой светло-коричневый фон с нанесенными пятнами зеленого и темно-коричневого цвета оскольчатой формы.
Весь рисунок покрыт "дождиком" - тонкими короткими штрихами зелёного цвета.
В последующие года «оскольчатый» камуфляж выпускался в различных вариациях.

WH eichentarn (SS - Eichenlaubmuster/Oak leaf)

Он же немецкий «Дубовый лист SS».
Существует в двух вариациях: 6-ти цветном (чёрные, бордовые, светло- и тёмно-зелёные пятна на светло/тёмно-коричневом фоне) обр. 1942г. и 5-ти цветном (чёрные, светло- и тёмно-зелёные пятна на светло-коричневом фоне SS-Eichenlaubmuster (обр. 1943г.).
Каждый из этих видом камуфляжа подразделяется на весенне-летний с преобладанием зеленых оттенков и осенне-зимний с преобладанием коричневых. В похожем камуфляже ходят некоторые наши подразделения.

3-color desert

Пустынный камуфляж.
Создан на основе Woodland"a.
Состот из бледно-зеленых, светло-и темно-коричневых пятен различной формы.
До появления ACU PAT и MARPAT использовался в ИРАКЕ и Афганистане.

6-color desert

Пустынный камуфляж.
Он же «шоколадный чип» (chocalate chip).
Использовался при проведение операция «Буря в пустыне» в Ираке. Схож с 3-color desert, но состоит из 6-ти цветов.
Основа в виде волнообразных пятен бледно-зелёного, светло-коричневого, темно- коричневого, бежевого, с нанесенными на нее маленкими пятнами белого цвета с черным контуром.
На данный момент практически не используется.

Tiger pattern

Он же камуфляж Тигр.
Тигр - расцветка камуфляжа, хорошо подходящая для действий в джунглях.
Использовалась различными странами, например военными США во Вьетнаме, Британскими в Бирме, и кто был первым доподлинно неизвестно.
До сих пор встречается в различных вариациях, в том числе в рядах российских ВС.

«Цифровая флора»

Цифровой российский камуфляж.
Новый пиксельный камуфляж для российских ВС.

ВСР-98 Флора

Основным российским общевойсковым камуфляжем является с 1998 года исходя из официального обозначения.
Несмотря на свой не очень привлекательный вид, Флора очень хорошо маскирует в средней полосе России.
Из-за характерных полосок Флору прозвали «арбузным» камуфляжем.
Выпускается в трех вариациях.

ВСР-93

Он же «вертикалка».
Российский камуфляж образца 93-года.

«Бутан»

Он же «Дубок».
Разработанный в 1984 году этот российский камуфляж хорошо разбивает силуэт на различных дистанциях на фоне растительности.

Cеребряный лист

Образца 1957 года.
Он же «Березка» и «солнечные зайчики», а также камуфляж пограничника.
Камуфляж с деформирующим рисунком образца 1957 года.

«Пальма»

Камуфляж с деформирующим рисунком образца 1944 года.
Выпускался в 4-х вариациях: лето, зима, осень, весна.

«Ливственный лес»

Камуфляж выпуска 1942 года.

«Амеба»

Камуфляж выпуска 1935 года.
Производилсся в нескольких вариациях.

NVA strichtarn (Strichtarnmuster)

Этот немецкий камуфляж стоял на вооружении армии ГДР с 1965 по 1990 год.
Является упрощенной версией камуфляжа WH splintertarn, из которого исключены оскольчатые пятна.
Также известен как «rain» - дождь.

Khaki - хаки.

Название происходит от персидского khak и означает грязь, пыль.
По-настоящему культовый цвет боевой формы, по настоящее время используемый некоторыми армиями мира и силовыми структурами, не смотря на обилие современных камуфляжных расцветок.
Впервые был представлен в 1898 году в армии Соединенного Королевства в Индии.

Olive - оливковый.

Более темный, чем хаки, представляет собой смесь зеленого и тускло-коричневого цветов.
Использовался во время Корейской и Вьенамской войны.

» - это пятнистая или пиксельная маскирующая окраска, применяемая для уменьшения заметности в условиях окружающей среды одежды людей, техники, в оружия и других предметов за счет размывания и разбивания силуэта предмета или человека. Камуфляж предназначен и используется для затруднения опознавания противником очертаний человека или техники на местности при использовании визуального, фото, или оптоэлектронного способов обнаружения.

Расцветка камуфляжа, как правило представляет собой многоцветный (2-4 цвета) пятнистый узор или рисунок (крупные, либо мелкие пятна различных цветов), размывающие и искажающие очертания бойца.

Впервые в мире камуфляж появился в расцветке «Хаки» в период Англо-бурской войны (1899-1902 годы) - данная война велась за независимость Трансвааля от Англии. Англичане в то время носили красные мундиры, ввиду чего и несли большие потери по сравнению с бурами, которые умели использовать окружающую их местность для маскировки. Вследствие чего английскую армию переодели в форму болотного цвета («хаки»). Далее камуфляж стал активно использоваться различными армиями и в во времена Второй мировой войны Германия имела на вооружения около 30 различных цветов камуфляжа, некоторые из них потом перекочевали в Советскую армию (пример: камуфляж «березка», использующийся и модернизирующийся и по сей день.

Со времен Холодной войны камуфляж принято делить на пять больших групп:
- «Лес» - «Woodland» -применяется в основном в Европе и Америке;

- «Пустыня» - «Desert» - применяется в Северной Африке и Средней Азии:
- «Джунгли» (тропик) - «Tropical Uniform» - применяется в Юго-Восточной Азии, Южной Америке;
- «Зима» - собственно сам зимний камуфляж, в котором преобладают белые цвета.
- «Буш» - «Bush» - применяется на Юге Африки, очень мало видов данного камуфляжа, в связи с ограниченностью местности и стран.

Начиная с 1960-ых годов развитие видов камуфляжа стало происходить большими темпами и в настоящий момент имеется огромное количество видов и расцветок камуфляжа, начиная от военных и заканчивая коммерческими вариантами. Но при этом необходимо понимать, что универсального камуфляжа не бывает в принципе, по этому каждая расцветка создавалась и призвана работать только в определенных для неё условиях окружающей среды и времени года.

Расцветки и названия видов камуфляжа бывают нескольких типов:

Армейский камуфляж (Армейский камуфляж, применяемый военными разных стран);

Коммерческий камуфляж (Каммерческий камуфляж - те вариации цветов, которые не поступили в армейские подразделения на вооружение по каким либо причинам, и на данный момент производятся определенными компаниями (фабриками) исключительно для независимых военных подразделений и любителей охоты или тактических игр. Так же к комерческим видам камуфляжа можно отнести вариации существующих армейских расцветок, из которых были исключены, или наоборот добавлены, дополнительные цвета).

Армейский камуфляж Вооружённых Сил России и СССР:

Цифровой российский камуфляж (Цифровая флора ):

Новый пиксельный камуфляж для Российских Вооружённых Сил.

ВСР-98 Флора (Вооружённые Силы России-98 Флора ):

Является Основным российским общевойсковым камуфляжем с 1998 года (исходя из официального обозначения). Камуфляж «Флора» очень хорошо маскирует человека в средней полосе России. Из-за характерных полосок Флору прозвали «арбузным» камуфляжем. Выпускается в трех вариациях.


ВСР-93 (Вооружённые Силы России-93 ):

Он же «вертикалка». Российский камуфляж образца 1993-года.

Бутан (Дубок ):

Он же «Дубок» Данный камуфляж был разработан в 1984 году. Такой рисунок хорошо разбивает силуэт человека на различных дистанциях на фоне растительности.


Серебряный лист образца 1957 года ):

Камуфляж «Серебряный лист», он же «Березка» и «солнечные зайчики», а также «камуфляж пограничника». Камуфляж с деформирующим рисунком образца 1957 года. Отлично подходит для маскировки в лиственных лесах средней полосы России.

Камуфляж с деформирующим рисунком образца 1944 года. Выпускался в четырёх вариациях: весна, лето, осень, зима.


Российский камуфляж выпуска 1942 года. Выпускался в двух вариациях: лето, осень.

Амеба :

Камуфляж выпуска 1935 года. Производился в нескольких вариантах.


Коммерческий Российский камуфляж:

Камуфляж - один из видов защиты личного состава, техники и вооружения, применяемого в целях затруднения распознавания противником различных объектов визуальным способом и с помощью оптико-электронных или фотографических средств разведки. Камуфляж представляет собой многоцветную (чаще всего 2-4-х цветную) крупно-, либо мелко-пятнистую окраску, искажающую контуры объекта вследствие слияния цвета и форм отдельных пятен и полос окраски с окружающим фоном. Рисунок камуфляжа, как правило, состоит из различных по форме и размерам пятен (полос) нанесённых под углом 30-60° к визуальным контурам объекта, с переходом их с одной поверхности на другую.
Ниже приводится перечень расцветок применительно к каталогу «STURM Mil-Tec»

USA
1. Woodland
Самый распространённый вид камуфляжа, на основе которого созданы десятки «клонов» и по сей день использующихся в армиях многих стран мира. Разработан в начале 80-х годов XX века. Представляет собой четырёхцветный рисунок, состоящий из светло- и тёмно-зелёных, коричневых и чёрных пятен. Является прямым потомком ограниченно использовавшегося американскими войсками во время войны во Вьетнаме камуфляжа ERDL.
Известны четыре варианта расцветки Woodland:
базовый (general), так же именуемый умеренным (temperate);
низинный (lowland), отличающийся большим количеством зелёных оттенков;
горный (highland),с преобладанием коричневых пятен;
»промежуточный» (transitional), он же (delta), маскирующий как в оптическом, так и в ИК-диапазоне.

Камуфляж шведской армии, рисунок которого исполнен «по мотивам» незабвенного германского Splittermuster 40-х годов прошлого века. Состоит из крупных угловатых пятен светло-зелёного, средне-зелёного, оливкового и чёрного цветов.

Человечество всегда интересовалось вопросами маскировки. Повышенное внимание к данной теме было вызвано Умение слиться с местностью с помощью привязанных к телу веток и травы гарантировало удачную охоту, как результат - человек мог себя прокормить. Со временем искусство маскировки стало очень востребованным и в военном деле. Способность раствориться, не выделяться сохраняла жизнь теперь и солдату.

Армейские камуфляжи. Начало

История развития камуфляжных рисунков насчитывает всего несколько десятков лет. Этого вполне хватило, чтобы спустя небольшой отрезок времени, благодаря интенсивной деятельности военных разработчиков, появилось огромное разнообразие камуфляжных костюмов, способных скрыть человека на любой местности.

Самые первые расцветки камуфляжа появились в девятнадцатом веке. Солдаты Англии во время англо-бурской войны носили мундиры ярко-красного цвета. Для буров, которые уже имели опыт маскировки, они были на местности слишком заметными. Вследствие этого Англия несла большие потери личного состава. Поэтому руководством страны была произведена замена красных мундиров на специальную одежду болотного цвета - «хаки».

Вторым государством, армия которого стала применять камуфляжи, стала Германия. Расцветки камуфляжа немецкого личного состава насчитывали тридцать вариантов. Предпочтение было отдано самому первому, “осколочному” образцу. Такое название камуфляж получил потому, что его рисунок представлял собой хаотично разбросанные цветные геометрические фигуры различных размеров. “Осколочный” вариант камуфляжа впервые начал применяться немецкой армией в Первую мировую войну. Поскольку дебют такого прошел удачно, солдаты вермахта использовали его и во Второй мировой. Тогда же начали камуфлировать и каски с бронетехникой.

В советское время решением всех вопросов, касающихся камуфляжных узоров и расцветок, занимались сформированная в 1919 году Высшая школа военной маскировки и Государственный институт АН СССР. К этой работе были привлечены выдающиеся ученые - С. М. Вавилов, В. В. Шаронов и др. Благодаря фундаментальным научным исследованиям были разработаны расцветки камуфляжа, позволяющие визуально рассеивать Такой эффект маскировочного костюма достигался за счет комбинирования унифицированного деформирующего рисунка, который представлял собой набор больших пятен амебообразной формы с мешковатой формой маскировочной одежды. Подобное сочетание “разбивало” силуэт человека, рассеивало контуры его фигуры. Подобный эффект характерен для военных маскировочных костюмов советского времени. Способность рассеивать очертания силуэта отличало данные узоры от охотничьих вариантов, для которых главной целью является «слить» объект с окружающей местностью.

Особое внимание советскими разработчиками уделялось правильному подбору цветов для оформления амебообразных пятен. При этом учитывались времена года и характерные особенности среды. Так, для присущей в летний сезон окраски местности (травянисто-зеленой) идеально подойдут пятна темного и черного цветов. Для осенней поры характерен желтый или грязновато-коричневый фон. Для него советские технологи подобрали темно-коричневые деформирующие пятна.

Маскировке подлежал как личный состав, так и военная техника.

В 1927 году советские разработчики маскировочной одежды снабдили военных камуфляжем отечественного производства. Это зимний костюм белого и летний балахон коричневого цвета.

Послевоенные разработки армейских камуфляжей

После завершения Второй мировой войны развитие пошло ускоренными темпами. Военные разработчики маскировочных рисунков, имея значительный опыт, поняли, что расцветки камуфляжа для армии нужно подбирать с учетом местности, поскольку они не могут быть универсальными и подходить для любой среды. Маскировка намного эффективнее в тех случаях, если подобрана как под определенный тип местности, на которой ведутся боевые действия, так и под сезон.

Какие бывают расцветки камуфляжа? Фото, представленные в статье, позволят сориентироваться в этом вопросе. Вариантов, как вы можете убедиться, действительно масса.

Центральный научно-исследовательский испытательный институт имени Карбышева разработал самые лучшие в мире военные камуфляжи. Расцветки этих маскировочных костюмов, несмотря на их не очень привлекательный вид, идеально подходят для нашей географической широты.

Камуфляжи в годы холодной войны

К выбору камуфляжных рисунков разработчики разных стран подходят по-своему. Это обусловлено различными типами местности. Военные технологи, разрабатывающие маскировочные костюмы для армии той или иной страны, учитывают тот факт, что каждому роду войск нужен свой камуфляж. Со временем он может видоизменяться и совершенствоваться. Годы холодной войны принято считать одним из самых плодотворных периодов в истории развития искусства маскировки. В это время особо пристальное внимание разработчиков привлекал камуфляж.

Виды и расцветки стран мира

  • Европа и Америка. В период холодной войны здесь был создан камуфляж “лес”. Он идеально подходит для работы в лесных и лиственных типах местности.
  • Средняя Азия и Северная Африка. Армия этих государств использует вид маскировочного костюма “пустыня”.


  • Юго-Восточная Азия. Военные применяют камуфляж “джунгли”. Он идеально подходит для тропических широт.
  • Южная Африка. Армия страны имеет очень мало вариантов камуфляжных костюмов. Это обусловлено однотипностью местности, на которой очень эффективен маскировочный балахон “буш”.

Расцветка камуфляжа России

КЗМ-П - до недавнего времени самый распространенный в России камуфляж. Расцветка “березка” - это его второе название, более известное, нежели официальное. Узор имеет еще несколько наименований: «золотой» и «серебряный лист», «солнечный зайчик», «пограничник». Принцип узора - это рассеивание контура человека путем имитации игры света на рисунке. Изначально разработанный еще в советское время, он широко использовался спецподразделениями КГБ, десантниками и пограничниками.


Это был классический русский вариант камуфляжа, поскольку он идеально подходил для широт СССР. Но со временем, после открытий в области маскировочного искусства, расцветка российского камуфляжа претерпела изменения и в исходном своем варианте уже не встречается. Появившиеся его «клоны» относятся к коммерческим вариантам и имеют свой круг почитателей в среде охотников, рыбаков и любителей страйкбола.

НАТОвский вариант

Одним из самых распространенных камуфляжей, используемых европейскими армиями, является Woodland (американского производства). Начиная с 1980 года, когда был выпущен данный камуфляж, и по нынешнее время в Европе и США он считается самым лучшим. Его популярность привела к появлению «клонов» и распространению их по всему миру. Woodland представляет собой узор в виде расплывающихся пятен двух цветов: коричневого и черного. Они расположены на светло- и темно-зеленом фоне. Недостаток данного камуфляжа проявляется после его намокания. В мокром состоянии он чернеет и становится заметным. В последнее время исходный классический вариант камуфляжа Woodland является устаревшим. Это стало поводом к его усовершенствованию. Так появились его вариации:



Принцип подбора маскировочного узора

Главным критерием при оформлении цветовой гаммы и ее насыщенности является человеческое зрение. В процессе создания расцветки во внимание берется свойство мозга выделять контуры предметов и распознавать их. Происходит процесс идентификации. Достаточно самых наименьших представлений о контурах, чтобы в мозг человека поступила информация об увиденном предмете. С помощью смещенных углов рисунка и соответствующей их расцветки происходит искажение восприятия и идентификации - это основная задача, которую выполняет маскировочный костюм. Данный принцип применим для изготовления всех видов маскировочной одежды - военной и охотничьей. При этом дизайнерами-разработчиками маскировки конструируются конкретные для каждого камуфляжа схемы узоров, их формы, размеры и степень контрастности близлежащих элементов рисунка. Они могут быть крупными или мелкими. Нанесение пятен или полос производится под углом 30 или 60 градусов относительно визуальных контуров объекта.

Коммерческий вариант камуфляжа

Маскировочная одежда применима не только в военном деле. На охоте или рыбалке правильно подобранный камуфляж также незаменим. Камуфляжные вариации цветов, которые не используются для пошива армейских маскировочных костюмов, получили свое применение в изготовлении коммерческих маскировочных изделий. Костюмы, которые по какой-либо причине не были поставлены на вооружение армии страны, активно используются частными военизированными структурами - охранными фирмами, охотниками и любителями тактических игр. Камуфляжи для этой категории потребителей производятся частными компаниями на отдельных фабриках. Их продукция представляет собой костюмы, расцветки которых очень похожи на армейские варианты. Но они имеют одно отличие - цветов в таких изделиях может быть меньше или, наоборот, больше (добавлено несколько дополнительных).

Расцветка камуфляжа “мох”

Охотничий промысел проводится в лесных и полевых условиях. В случае если охота планируется в лесу, то выбор маскировочного костюма зависит от того, какой это лес - лиственный или хвойный. Решением проблемы станет приобретение камуфляжа “мох”. Его рисунок содержит зеленые и идеально копирующие это растение. Данный костюм имеет два варианта:

  • Летний. Применяется в теплую пору года. Легкая натуральная ткань костюма хорошо проветривается.
  • Зимний. Предназначен для ношения в холодные периоды. В отличие от летнего образца, оттенки на этом камуфляже значительно темнее. Это достигается за счет дополнительного серого. Имеющийся и в летнем варианте коричневый цвет здесь намного темнее. Костюм изготавливается по принципу двухслойной одежды и считается хорошей защитой от влаги и сильного ветра. В зимний комплект входит капюшон, который крепится на молнии. Это делает возможным при необходимости его быстро снять. Имеющиеся на капюшоне «липучки» позволяют плотно закрывать шею и голову. Карманы также оснащены специальными «липучками», что предотвращает потерю содержимого при выполнении энергичных движений. В нижней части штанин есть завязки. Это позволяет легко заправлять брюки в берцы, защищает от пыли. Камуфляж “мох” используют рыбаки, охотники и туристы.

Пиксельные рисунки

Армии многих стран используют цифровой камуфляж. Свое название эти маскировочные костюмы получили из-за наличия отдельных пикселей, которые возникают при цифровой компьютерной обработке. В основе работы над цифровым вариантом была учтена особенность человеческого глаза воспринимать окружающие предметы как непрерывное целое. Поскольку в природе не существует прерываемых линий, для мозга человека достаточно одного маленького фрагмента, из которого он в дальнейшем выстраивает весь образ. Пиксельные узоры, имея неестественные и непривычные очертания, применяются для того, чтобы снизить данную способность мозга «достраивать» недостающие фрагменты.


Для прерывания линий и контуров и был изобретен пиксельный камуфляж. Названия расцветок "цифровых" маскировочных костюмов следующие:

  • ACUPAT. Используется для проведения боевых действий в городских условиях или каменистых пустынях.
  • CADPAT. Хорош для лесополосы.
  • “Цифровая флора”. Применяется в лесной местности. Особенно результативен, если человек быстро передвигается. В таком случае глаз не способен сосредоточиться на объекте.

Маскировка для бронетехники и авиации

Кроме защиты личного состава, маскируется также и бронетехника, военные или стратегически важные для армии строения и авиация. Процедура маскировки путем нанесения камуфляжного рисунка не трудоемкая. Для этого хватит нескольких часов. Главное - придерживаться инструкции: нужно выдержать присущее каждому узору соотношение пятен (их размеров и оттенков). Узор только тогда считается камуфляжем, если в нем присутствует не менее пяти полос или пятен. При этом они должны быть как минимум двух цветов.

В армии Российской Федерации практикуется маскировка самолетов. Для этой цели используются пиксельные двухцветные узоры. В отличие от российской авиации, американские ВВС такой практики не проводят. Самолеты США преимущественно окрашены в нейтральный серый цвет. Это, по мнению американских военных аналитиков, помогает авиации растворяться, особенно на больших расстояниях, в то время как камуфляжная расцветка на фоне неба с большей вероятностью привлечет внимание.


Цифровые узоры применяются в раскраске стратегически важных военных объектов как американскими, так и российскими Вооруженными силами.

Искусство маскировки в нынешнее время особенно важно. В условиях современного уровня развития вооружения отсутствие камуфляжа или его дефект может привести к серьезным потерям личного состава.

прохождение игры сталкер зов припяти