Учреждён Верховный тайный совет.

Верховный тайный совет Верхо́вный та́йный сове́т

высшее государственное учреждение России в 1726-30 (7-8 человек). Создан императрицей Екатериной I как совещательный орган, фактически решал важнейшие государственные вопросы. Распущен императрицей Анной Ивановной.

ВЕРХОВНЫЙ ТАЙНЫЙ СОВЕТ

ВЕРХО́ВНЫЙ ТА́ЙНЫЙ СОВЕ́Т - высший орган государственной власти в Российской империи (см. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ) (1726-1730); создан указом Екатерины I Алексеевны 8 февраля 1726 года формально в качестве совещательного органа при императрице, фактически решал все важнейшие государственные дела. При воцарении императрицы Анны Ивановны Верховный тайный совет пытался ограничить самодержавие в свою пользу, но был распущен.
После смерти императора Петра I Великого (см. ПЕТР I Великий) (1725) на престол взошла его супруга Екатерина Алексеевна. Она не была способна самостоятельно управлять государством и создала из числа виднейших сподвижников покойного императора Верховный тайный совет, который должен был советовать государыне, как следует поступить в том или ином случае. Постепенно в сферу компетенции Верховного тайного совета было включено решение всех важнейших внутри- и внешнеполитических вопросов. Ему были подчинены коллегии, а роль Сената сократилась, что выразилось, в частности, в переименовании из «Правительствующего сената» в «Высокий сенат».
Первоначально Верховный тайный совет состоял из А.Д. Меншикова, П.А. Толстого, А.И. Остермана, Ф.М. Апраксина, Г.И. Головкина, Д.М. Голицына и герцога Карла Фридриха Голштейн-Готторпа (зятя императрицы, мужа цесаревны Анны Петровны (см. АННА Петровна) ). Между ними развернулась борьба за влияние, в которой одержал победу А.Д. Меньшиков. Екатерина Алексеевна согласилась на брак наследника царевича Петра с дочерью Меншикова. В апреле 1727 года А.Д. Меншиков добился опалы П.А. Толстого, герцог Карл-Фридрих был отправлен на родину. Однако после вступления на престол Петра II Алексеевича (май 1727) последовала опала А.Д. Меншикова и в Верховный тайный совет вошли А.Г. и В.Л. Долгоруковы, а в 1730 году после смерти Ф.М. Апраксина - М.М. Голицын и В.В. Долгоруков.
Внутренняя политика Верховного тайного совета была направлена главным образом на решение проблем, связанных с социально-экономическим кризисом, который страна переживала после длительной Северной войны (см. СЕВЕРНАЯ ВОЙНА 1700-1721 годов) и реформ Петра I, прежде всего в финансовой сфере. Члены совета («верховники») критически оценивали итоги петровских преобразований, сознавали необходимость их корректировки в соответствии с реальными возможностями страны. В центре деятельности Верховного тайного совета оказался финансовый вопрос, который верховники пытались решать в двух направлениях: путем упорядочения системы учета и контроля за государственными доходами и расходами и за счет экономии средств. Верховники обсуждали вопросы совершенствования созданных Петром систем налогообложения и государственного управления, сокращение армии и флота и другие меры, направленные на пополнение государственного бюджета. Сбор подушной подати и рекрутов был переложен с армии на гражданские власти, воинские части выведены из сельской местности в города, часть офицеров из дворян отправлена в длительные отпуска без выплаты денежного жалованья. Столица государства была вновь перенесена в Москву.
В целях экономии средств верховниками ликвидировали ряд местных учреждений (надворные суды, конторы земских комиссаров, вальдмейстерские конторы), сократили число служащих на местах. Часть мелких чиновников, не имевших классного чина, была лишена жалованья, и им было предложено «кормиться от дел». Наряду с этим были восстановлены должности воевод (см. ВОЕВОДА) . Верховники пытались оживить внутреннюю и внешнюю торговлю, разрешили ранее запрещенную торговлю через Архангельский порт, сняли ограничения на торговлю рядом товаров, отменили многие ограничительные пошлины, создали благоприятные условия для иностранных купцов, пересмотрели протекционистский таможенный тариф 1724 года. В 1726 году был заключен союзный договор с Австрией, который не несколько десятилетий определил поведение России на международной арене.
В январе 1730 года после смерти Петра II (см. ПЕТР II) верховники пригласили на российский престол вдовствующую курляндскую герцогиню Анну Ивановну. Одновременно по инициативе Д. М. Голицына было решено осуществить реформу политического строя России путем фактической ликвидации самодержавия и введения ограниченной монархии шведского образца. С этой целью верховники предложили будущей императрице подписать специальные условия - «кондиции», по которым она лишалась возможности самостоятельно принимать политические решения: заключать мир и объявлять войну, назначать на государственные посты, менять систему налогообложения. Реальная власть переходила к Верховному тайному совету, состав которого должен был быть расширен за счет представителей высшего чиновничества, генералитета и аристократии. Дворянство в целом поддерживало идею ограничения абсолютной власти самодержца. Однако переговоры верховников и Анны Ивановны велись в тайне, что возбудило у массы дворян подозрение в заговоре с целью узурпации власти в руках аристократических фамилий, представленных в Верховном тайном совете (Голицыны, Долгорукие). Отсутствие единства среди сторонников верховников позволило прибывшей в Москву Анне Ивановне, опираясь на гвардию и часть придворных чинов, осуществить переворот: 25 февраля 1730 года императрица разорвала «кондиции», а 4 марта Верховный тайный совет был упразднен. Позднее большинство членов Верховного тайного совета (за исключением Остермана и Головкина, не поддержавших Голицыных и Долгоруковых) были подвергнуты репрессиям.


Энциклопедический словарь . 2009 .

    Российской империи … Википедия

    Высшее совещательное государственное учреждение России в 1726 30 (7 8 человек). Создан Екатериной I как совещательный орган, фактически решал важнейшие государственные вопросы. Вступление на престол Екатерины I по смерти Петра I вызвало… … Википедия

    Высшее гос. учреждение России в 1726 1730 гг. (7 8 чел.). Создан Екатериной I как совещательный орган; фактически решал важнейшие государственные вопросы. Пытался ограничить самодержавие в свою пользу, но был распущен императрицей Анной… … Юридический словарь

    Современная энциклопедия

    Большой Энциклопедический словарь

    ВЕРХОВНЫЙ ТАЙНЫЙ СОВЕТ, высшее государственное учреждение России в 1726 30 (7 8 членов). Создан указом императрицы Екатерины I от 8.2.1726. Формально был совещательным органом, фактически решал важнейшие государственные вопросы. Пытался… … Русская история

    Высшее совещательное государственное учреждение России в 1726 30 (7 8 человек). Создан Екатериной I как совещательный орган, фактически решал важнейшие государственные вопросы. Пытался ограничить самодержавие в свою пользу, но был распущен… … Политология. Словарь.

    Верховный тайный совет - (англ Supreme secret Council) в России в 1726 1730 гг. высшее гос ное учреждение, образованное указом Екатерины I от 8.02.1726 г. Формально В.т.с. имел совещательный характер, но фактически решал все важнейшие гос ные дела. В.т.с. подчинялись… … Энциклопедия права

    Верховный тайный совет - ВЕРХОВНЫЙ ТАЙНЫЙ СОВЕТ, высшее совещательное государственное учреждение России в 1726 30 (7 8 человек, А.Д. Меншиков, Ф.М. Апраксин, П.А. Толстой и др.). Создан Екатериной I. Фактически решал важнейшие государственные вопросы. Пытался ограничить… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • Внутренняя политика Екатерины I и Верховного Тайного Совета , А. В. Демкин. Предлагаемая работа является первой в новейшее время специальной мо нографией о Верховном Тайном Совете. Учрежденный по именному указу Екатерины I от 8 февраля 1726 г. Верховный Тайный Совет…

Верховный тайный совет появляется после кончины Петра Первого. Вступление в законную власть Екатерины Первой вызвало необходимость его фактической организации для разъяснения определённой сферы дел, так как новая императрица не имела чёткого понятия, как именно продолжать политику русского правительства.

Вначале в его состав входило всего шесть человек, но всего спустя месяц к ним прибыло пополнение в лице зятя Екатерины герцога Голштинского. Необходимо отметить, что все входившие в состав совета люди являлись приближёнными предыдущего правителя, зарекомендовавшие себя во время его правления с лучшей стороны. Однако, позже состав органа начал меняться: Меньшиков вытеснил графа Толстого, но сам он был сослан при Петре Втором, Голштинский перестал посещать собрания, а также ранее почил граф Апраксин. В итоге из числа первых советников осталось лишь три человека. При этом, в последствии состав ещё более кардинально изменился и всё чаще там преобладают в решении государственных дел княжеские фамилии Долгоруких и Голицыных.

Российское правительство было в фактическом подчинении Сенату, название которого изменилось с «Правительствующего» на «Высокий». Однако, вскоре власть Сената была настолько понижена, что он принимал приказы не только от Совета, но и от Синода. А его члены присягали не только императрице, но и членам Верховного совета. При этом, всякое постановление без подписи Совета и императрицы считалось незаконным, а исполнение подобных приказов преследовалось по закону. Согласно своей последней воле, Екатерина прировняла Совет к власти государя, но этот порядок смог просуществовать только до Петра Второго.

Ко времени вступления на русский престол Анны Иоанновны половину членов Совета составляли Долгорукие, а два брата Голицыных являлись их единомышленниками, формируя при этом прочную коалицию.

Ранее Дмитрием Голицыным были составлены так называемые «Кондиции» фактически ограничивающие власть новой императрицы. Но планам Совета воспротивились Остерман и Головкин, а также дворянство во главе с князем Черкасским. В итоге Анна Иоанновна публично уничтожила (разорвала) «Кондиции», после чего выпустила свой официальный указ об упразднении Верховного тайного совета, вернув таким образом абсолютную исключительную власть в руки российских монархов.

(1726-1730); создан указом Екатерины I Алексеевны 8 февраля 1726 года формально в качестве совещательного органа при императрице, фактически решал все важнейшие государственные дела. При воцарении императрицы Анны Ивановны Верховный тайный совет пытался ограничить самодержавие в свою пользу, но был распущен.

После смерти императора Петра I Великого (1725) на престол взошла его супруга Екатерина Алексеевна. Она не была способна самостоятельно управлять государством и создала из числа виднейших сподвижников покойного императора Верховный тайный совет, который должен был советовать государыне, как следует поступить в том или ином случае. Постепенно в сферу компетенции Верховного тайного совета было включено решение всех важнейших внутри- и внешнеполитических вопросов. Ему были подчинены коллегии, а роль Сената сократилась, что выразилось, в частности, в переименовании из «Правительствующего сената» в «Высокий сенат».

Первоначально Верховный тайный совет состоял из А.Д. Меншикова, П.А. Толстого, А.И. Остермана, Ф.М. Апраксина, Г.И. Головкина, Д.М. Голицына и герцога Карла Фридриха Голштейн-Готторпа (зятя императрицы, мужа цесаревны Анны Петровны). Между ними развернулась борьба за влияние, в которой одержал победу А.Д. Меньшиков. Екатерина Алексеевна согласилась на брак наследника царевича Петра с дочерью Меншикова. В апреле 1727 года А.Д. Меншиков добился опалы П.А. Толстого, герцог Карл-Фридрих был отправлен на родину. Однако после вступления на престол Петра II Алексеевича (май 1727) последовала опала А.Д. Меншикова и в Верховный тайный совет вошли А.Г. и В.Л. Долгоруковы, а в 1730 году после смерти Ф.М. Апраксина - М.М. Голицын и В.В. Долгоруков.

Внутренняя политика Верховного тайного совета была направлена главным образом на решение проблем, связанных с социально-экономическим кризисом, который страна переживала после длительной Северной войны и реформ Петра I, прежде всего в финансовой сфере. Члены совета («верховники») критически оценивали итоги петровских преобразований, сознавали необходимость их корректировки в соответствии с реальными возможностями страны. В центре деятельности Верховного тайного совета оказался финансовый вопрос, который верховники пытались решать в двух направлениях: путем упорядочения системы учета и контроля за государственными доходами и расходами и за счет экономии средств. Верховники обсуждали вопросы совершенствования созданных Петром систем налогообложения и государственного управления, сокращение армии и флота и другие меры, направленные на пополнение государственного бюджета. Сбор подушной подати и рекрутов был переложен с армии на гражданские власти, воинские части выведены из сельской местности в города, часть офицеров из дворян отправлена в длительные отпуска без выплаты денежного жалованья. Столица государства была вновь перенесена в Москву.

В целях экономии средств верховниками ликвидировали ряд местных учреждений (надворные суды, конторы земских комиссаров, вальдмейстерские конторы), сократили число служащих на местах. Часть мелких чиновников, не имевших классного чина, была лишена жалованья, и им было предложено «кормиться от дел». Наряду с этим были восстановлены должности воевод . Верховники пытались оживить внутреннюю и внешнюю торговлю, разрешили ранее запрещенную торговлю через Архангельский порт, сняли ограничения на торговлю рядом товаров, отменили многие ограничительные пошлины, создали благоприятные условия для иностранных купцов, пересмотрели протекционистский таможенный тариф 1724 года. В 1726 году был заключен союзный договор с Австрией, который не несколько десятилетий определил поведение России на международной арене.

В январе 1730 года после смерти Петра II верховники пригласили на российский престол вдовствующую курляндскую герцогиню Анну Ивановну. Одновременно по инициативе Д. М. Голицына было решено осуществить реформу политического строя России путем фактической ликвидации самодержавия и введения ограниченной монархии шведского образца. С этой целью верховники предложили будущей императрице подписать специальные условия - «кондиции», по которым она лишалась возможности самостоятельно принимать политические решения: заключать мир и объявлять войну, назначать на государственные посты, менять систему налогообложения. Реальная власть переходила к Верховному тайному совету, состав которого должен был быть расширен за счет представителей высшего чиновничества, генералитета и аристократии. Дворянство в целом поддерживало идею ограничения абсолютной власти самодержца. Однако переговоры верховников и Анны Ивановны велись в тайне, что возбудило у массы дворян подозрение в заговоре с целью узурпации власти в руках аристократических фамилий, представленных в Верховном тайном совете (Голицыны, Долгорукие). Отсутствие единства среди сторонников верховников позволило прибывшей в Москву Анне Ивановне, опираясь на гвардию и часть придворных чинов, осуществить переворот: 25 февраля 1730 года императрица разорвала «кондиции», а 4 марта Верховный тайный совет был упразднен. Позднее большинство членов Верховного тайного совета (за исключением Остермана и Головкина, не поддержавших Голицыных и Долгоруковых) были подвергнуты репрессиям.

Чтобы понять сдвиги в государственном устройстве и функциях основных элементов государственного аппарата Англии в XVII в., необходимо рассмотреть их состояние в период правления Тюдоров (1485-1603). Последним монархом этой династии была Елизавета 1 (1558-1603).

Реформация и Контрреформация в Англии и положение церкви . В годы Реформации, в первой половине XVI в., церковь Англии объявила себя независимой от Рима. Поводом к этому был отказ папы римского разрешить королю Генриху VIII развод с его первой женой. В ответ на это английский король издал в 1534 году акт о супрематии (верховенстве), в силу которого король (а не папа) объявлялся главой англиканской церкви. В 1536, 1539 гг. были закрыты монастыри и конфисковано все их имущество – земли, золото, здания... Вместе с монастырями исчезли их настоятели – аббаты, которые заседали в палате лордов. Секуляризация монастырской собственности сделала короля богаче, т.е. независимей от парламента, а также дала ему возможность раздать эти земли придворным и пэрам. Англиканская церковь, появившаяся в результате этих реформ, заняла среднее положение между католицизмом и протестантизмом (направлением христианства, родившимся в годы Реформации).

В 1558 г. к власти пришла ее младшая сестра (дочь Генриха XVIII от второго брака), Елизавета I. Поскольку католицизм был восстановлен до нее во время правления Марии Тюдор, Елизавета I в 1559 г. вновь издает Билль о Верховенстве , по которому главой протестантской (англиканской) церкви становился монарх. Королеве принадлежала власть назначать епископов, которые были поставлены в положение государственных чиновников, но сохранили прежние владения и право заседать в палате лордов. В 1559 г. Елизавета создала Верховную комиссию по делам церкви , чрезвычайный суд по церковным вопросам. Первоначальной функцией комиссия была борьба с католиками, но с середины 60-х годов она преследовала преимущественно пуритан, противников англиканской церкви.

Структура государственного управления при Елизавете 1.

Англиканская церковь

Тайный совет

Звездная палата

Верховная комиссия

Парламент

Палата лордов

Палата общин

Монарх . Монарх обладал правом собирать или не собирать парламент, выносить на его рассмотрение законопроекты, наложить на законопроект “вето”, обладал правом формировать внешнюю политику и решать многие вопросы внутренней экономической политики. Он оказывал влияние на формирование Тайного Совета (хотя формально мог вводить и выводить членов из его состава самостоятельно).

Избирательное право . В Европе дворяне и горожане образовывали 2 разных палаты в сословно-представительных учреждениях (парламентах), а в Англии они входили в одну палату Общин, возникшую в середине XIV в. Избирательный принцип был не сословный (по происхождению), а имущественный (в графствах – 40 шиллингов годового дохода). В палату общин входили рыцари от графств, а также представители городов и местечек (бургов), которые не дорожили правом избирать, так как обязаны были содержать депутатов. При Елизавете право выбирать представителей только из местных жителей было отменено, депутатов, которые выбирались в несколько парламентов подряд, было около 40%. Нижняя палата получила также право проверять верность выборов депутатов (до этого это делала администрация короля). В верхнюю палату парламента входили лорды, которые составляли скорее корпорацию, чем сословие (лордом становился только старший сын умершего отца, остальные становятся коммонерами, т.е. простыми общинниками).

Монарх и парламент .

Верхняя палата (Magnum Concilium ) парламента при Генрихе VIII представляла собой как бы наследственный Государственный совет, в который входили светские и духовные пэры. После 1539 г. от церкви в палате заседали только епископы и архиепископы, которых становилось все меньше по отношению с увеличением доли светских пэров. Верхняя палата обладала кассационным правом. Нижняя палата отстаивает местные интересы, но ее влияние постепенно возрастает, так как она утверждает налоги. В эпоху Тюдоров в нижней палате появился спикер, должность которого введена для избежания долгих пререканий в палате. Парламент в целом имел законодательную функцию, утверждал налоги (совместное право обеих палат) и контролировал управление (через законы, налоги и жалобы на злоупотребления администрации). В 1544 г. Королевский совет признал, что члены парламента не подлежат аресту.

С 1529 г. все законы, которыми устанавливалась верховная власть короля в церковных делах и вводилось единообразие в богослужении, были приняты путем парламентского законодательства.

За 45 лет правления Елизавета 1 собирала парламент только 13 раз (за первые 30 лет только 9 раз). Основной целью сессий ставилось утверждение парламентариями увеличения налогообложения. Только 1 парламент был созван по инициативе Тайного Совета в 1572 году для решения вопроса об “исключении” Марии Стюарт из числа наследников престола (этот акт не был утвержден Елизаветой 1). Обе Палаты Парламента относились к своим обязанностям прохладно. Так, например, через 3 месяца работы Сессии 1559 года на заседания ходило лишь 28 % членов Нижней Палаты Парламента. В 1563 году процент посещающих слушания колебался от 31 до 64 % от числа избранных. В тот же год в Верхней палате из 80 членов Палаты присутствовало от 50 до 34 пэров и епископов.

Елизавета 1 несколько раз запрещала созванным парламентам рассматривать вопросы, относящиеся к королевской прерогативе, а именно: о престолонаследии (поставлен в парламенте под влиянием лидеров Тайного Совета), о религии, о королевских финансах и некоторые другие. Она разрешила свободу слова в палате общин в 1599 году, но при условии соблюдения приличий в обсуждении королевских вопросов. Право “вето” было наложено из 506 законопроектов только на 14% из них (436 законопроектов подписаны монархом). Из неподписанных ей проектов основная часть касалась частных лиц и групп, только 10 законопроектов не были подписаны, так как вторгались в область ее компетенции или противоречили ее политике.

Тайный Совет (Privy Council) выполнял функции правительства и собирался два раза в неделю. При Генрихе VIII Тайный Совет стал главным органом государственного управления. В него входило 20 человек (14 придворных и государственных должностных лиц (специалисты-чиновники, в основе своей – юристы), 4 пэра и 2 епископа). Иногда в Тайном совете образовывался более узкий совет из 10 лиц, который должен был постоянно находиться около короля. Король в Совете осуществлял исполнительную власть. Это было закреплено юридически Ордонансом 1443 г. и Статутом 1535 г. как право контррассигнатуры – обязанности членов Тайного совета подписывать указы короля. Это проявилось в том, что некоторые члены Совета владели ручной печатью короля, частной печатью и большой королевской печатью, которые ставились на каждом королевском акте (но король мог делать повеления и без наложения печати).

В 1540 г. Генрих VIII издал закон, определивший иерархию лиц в Тайном Совете и на служебной лестнице. Генерал-викарий (представитель верховной власти короля в церковной иерархии) встал впереди архиепископа Кентерберийского, который до этого был лордом-канцлером). Лорд-концлер исполнял несколько должностей: он являлся хранителем большой королевской печати, стоял во главе суда и государственной канцелярии, председательствовал в верхней палате и надзирал над благотворительными учреждениями. С 1532 г. эту должность занимали исключительно юристы. Лорд-казначей стоял во главе финансового ведомства, его помощник представлял королю отчет о состоянии государственных доходов. Лорд-президент государственного совета иногда формально председательствовал в Тайном совете. Лорд High Admiral считался наследственной должностью и заведовал делами адмиралтейства. Должность Королевского Секретаря (который выполнял разовые поручения короля) постепенно стала называться Государственным секретарем , который стал влиятельным членом высшей администрации, хотя формально считается придворным. С 1539 г. назначалось два секретаря, которые являлись хранителями частной печати, прилагая ее к решениям Тайного совета, а также вели журнал регистрации этих решений. Среди придворных должностей, входящих в состав Тайного Совета, можно назвать лорда-хранителя личной печати короля, лорда-чемберлена (обер-камергера), должность которого была наследственной и не связанной с каким-либо объектом административной службы. Камергер выполнял разовые специальные поручения, но не участвовал в государственном управлении, так же как и Эрл-маршал, который относился к герольдии. Лорд-констебль назначался только на день коронации. Лорд-стюард управлял придворным ведомством.

Состав этого органа формировался как Короной, так и вне ее желания могущественными чиновниками и магнатами. Елизавета 1 за первые 10 лет правления сумела сформировать свой состав этой важной политической структуры, выводя из него магнатов, имеющих огромное влияние на местах. В 1859 году из 18 членов Тайного Совета 9 человек знати противостояли королеве, из них 6 магнатов, с 1568 по 1582 г. из 25 членов Совета 18 человек состояли в родственных связях друг с другом и с Елизаветой 1. В 1586 г. из 19 членов тайного Совета только 2 было магната, 11 – титулованных аристократов, пятеро из которых были личными друзьями и родственниками Елизаветы. В 1597 г. – из 11 членов Совета 6 были аристократами (магнатов не было вообще), а 5 - сыновья предшествующих членов Совета. Это привело к тому, что спектр политической жизни Англии не отражался в составе Тайного Совета.

Тайный совет выделил из себя Звездную палату на правах комитета в 1488 г. Название этот комитет приобрел от комнаты королевского дворца в Вестминстере, потолок которой был украшен звездами, в которой он собирался. Создание Звездной палаты приписывается как закону 1487 г., так и постепенному организационному оформлению части общей юрисдикции Королевского Тайного Совета. Звездная палата была создана для борьбы с мятежами, противозаконными сборищами и партийными союзами, отличавшимися особой одеждой и значками. Сначала в состав Звездной палаты входила только часть членов Тайного совета (лорд-канцлер, лорд-казначей и хранитель частной печати, епископ, президент совета), потом все члена Тайного совета, но обязательно еще два судьи общегосударственного суда, которые при Генрихе VIII получили только совещательный голос. Присяжные не участвовали в судебных заседаниях, так как они всегда носили чрезвычайный характер. Таким образом, Звездная палата обозначала тот же Тайный совет, который был наделен функциями чрезвычайного уголовного суда. Его полномочия постоянно выходила за рамки закона, а его решения нельзя было обжаловать ни в каких инстанциях. Кроме политических дел Звездная палата решала и церковные дела, осуждая любые акты, направленные против государственной церкви. В XVI в. компетенция Звездной палаты расширяется: в нее входят утверждение мер и весов, законодательство в области местного управления.

Тайный Совет контролировал деятельность Парламента . В палате Лордов спикер был ставленник Совета, а в палате Общин были агенты влияния Совета, которые туда входили кроме двух статс-секретарей Тайного совета. Члены Тайного совета могли формировать повестку дня, контролировать скорость прохождения законопроектов и ставить на обсуждение вопросы, которые не хотела Елизавета. Таким образом, Тайный Совет рассматривал парламент как средство влияния на монарха. Другим рычагом влияния на королеву была должность государственного Секретаря, который единственный мог контролировать прохождение и по-своему трактовать содержание всей информации, которая направлялась к монарху.

На основе того факта, что монарх в Англии был ограничен Тайным Советом и Парламентом, многие ученые делают вывод, что абсолютной монархии в Англии не существовало, но можно утверждать, что развитие абсолютной монархии шло не только при Елизавете 1, но и при Стюартах.

Чтобы сориентироваться в государственных делах, выбирать правильное направление в руководстве страной, получать толковые разъяснения создавшегося положения дел, императрица высочайшим указом, решила учредить такой государственный орган, в котором бы состояли опытные в политических делах мужи, сведущие люди, верные престолу и России. Сей Указ был подписан в феврале 1726-го года. Таким образом, Верховный Тайный Совет и был создан.

Он состоял сначала всего из шести человек, а спустя месяц их состав пополнился зятем Екатерины - герцогом Голштинским. Все эти люди были приближенными , и за годы службы зарекомендовали себя верноподданными Его Императорского Величества. Но с течением времени люди в Совете менялись: графа Толстого вытеснил Меншиков еще при Екатерине, сам Меншиков при Петре Втором попал в немилость и был сослан, потом почил в бозе граф Апраксин, а герцог Голштинский просто перестал появляться на заседания. В результате из первых советников остались только трое. Постепенно состав Совета кардинально изменялся: там стали преобладать княжеские фамилии Голицыных и Долгоруких.

Деятельность

Правительство находилось в прямом подчинении Совету. Сменилось и название. Если раньше Сенат именовался «Правительствующим», то сейчас его нельзя было называть иначе, как «Высоким». Сенат понизили до того, что указы ему посылались не только Советом, но даже равным ему прежде Святейшим Синодом. Так Сенат из «Правительствующего» превратился в «Высокоповеренный», а потом и просто в «Высокий». При Александре Меншикове, который лидировал в первоначальном Совете, этот орган стремился как можно прочнее закрепить свою власть: отныне все министры и сенаторы давали присягу или непосредственно императрице, или Верховному Тайному Совету - наравне.

Постановления любого уровня, если подними не стояла подпись императрицы или Тайного Совета, не считались законными, и их исполнение преследовалось по закону. Таким образом, при Екатерине Первой истинная власть в стране принадлежала Тайному Совету, а если быть более точным, то - Меншикову. Екатерина оставила «духовную», и, согласно этой последней воле, Совету предоставлялись власть и полномочия, равные государевым. Эти права давались Совету только до совершеннолетия Петра Второго. Пункт в завещании о престолонаследии изменять было нельзя. Но как раз этот пункт советники проигнорировали и назначили на престол сразу после смерти Петра Второго в 1730 г.

К тому времени в Совете половину его восьми членов составляли князья Долгорукие. Двое братьев Голицыных были их единомышленниками. Таким образом в Тайном Совете была прочная коалиция. Дмитрий Голицын стал автором «Кондиций». В этом документе были прописаны условия восшествия на престол Анны Иоанновны, сильно ограничена монархия и усилена в правах аристократическая олигархия. Планам Долгоруких и Голицыных воспротивились российское дворянство и двое членов Тайного Совета - Головкин и Остерман. Анна Иоанновна получила обращение дворянства, возглавляемого князем Черкасским.

В обращении содержалась просьба о принятии самодержавства таким, каким оно было у ее предков. Поддерживаемая гвардией, а также средним и мелким дворянством, Анна Иоанновна решила продемонстрировать свою беспрекословную власть: она публично разорвала документ («Кондиции»), отказавшись выполнять обозначенные в нем правила. А потом выпустила специальный Манифест (4.03.1730), упраздняющий орган Верховного Тайного Совета. Таким образом, власть в России снова вернулась в императорские руки.

Итоги

После роспуска Тайного Совета судьбы бывших верховников складывались по-разному. Члена Совета Михаила Голицына отправили в отставку, после чего он вскоре умер. Его брат Дмитрий, автор «Кондиций» и трое князей Долгоруких по велению императрицы Анны были казнены. Василий Владимирович Долгорукий был арестован, а потом пребывал в заточении . Новая императрица - Елизавета Петровна - возвратила его из ссылки и даже назначила президентом Военной коллегии. Зато на верхушке власти при Анне Иоанновне остались Головкин с Остерманом, занимавшие важнейшие государственные должности. Остерман даже некоторое время (1840 - 41) фактически управлял страной. Но и он не избежал репрессий: императрица Елизавета в 1941 году отправила его в г. Берёзов (Тюменская обл.), где он и умер через шесть лет.