Величавая славянка. Школьные презентации Powerpoint Презентация на тему венецианов

Биография (1780 -1847) Мастер бытового жанра, портретист, пейзажист. Родился 7 февраля 1780 года в Москве в семье небогатого купца (торговал саженцами деревьев). Учился в частном московском пансионе. С детства обнаружил способности и любовь к рисованию. В 1807 году Венецианов переселился в Петербург, поступил на службу в Департамент почт. Одновременно он серьезно занялся живописью - брал уроки у Боровиковского, копировал в Эрмитаже картины старых мастеров

Графика, офорт, литография Помимо портретной живописи Венецианов успешно занимался графикой. Во время Отечественной войны 1812 года совместно с И. И. Теребеневым и И. А. Ивановым он издавал сатирические листки военнопатриотического содержания, выполненные в технике офорта. Охотно обращался он и к литографии, в то время только что изобретенной.

Шаржи …находилось место в творчестве Венецианова и юмористическим шаржам. В 1808 году художник задумал издать сатирический «Журнал карикатур» , девизом которого было изречение «Смех исправляет нравы» . Данный журнал должен был представлен в виде гравюр с текстом, в которых высмеивались пороки общества. Однако изданы были только 2 гравюры. Перед самым выпуском 3 -ей гравюры по распоряжению царя Александра I данное издание было запрещено. Изданные ранее гравюры были уничтожены. Причиной столь категоричного решения стала третья гравюра, на которой был изображен спящий чиновник, в то время как его ожидали посетители.

В 1811 году Венецианов пишет «Автопортрет» и большой портрет инспектора Петербургской Академии художеств К. И. Головачевского, за который Алексей Гаврилович был избран академиком.

Первый успех В 1822 году впервые работа художника Алексея Гавриловича Венецианова была представлена императору. За нее живописец получил тысячу рублей, а само произведение было помещено в Бриллиантовую комнату Зимнего дворца. Называлась картина «Очищение свеклы» . Это полотно стало своеобразной «поворотной точкой» в русской живописи, зарождением нового направления в русском искусстве - бытового жанра. Именно Венецианов добился популярности этого направления живописи в народе.

Гумно …картина «Гумно» впоследствии встала в ряд лучших картин художника. Чтобы реалистичнее передать пространство и свет, Алексей Гаврилович распилил переднюю стену гумна в своем имении, рассадил там крестьян и изобразил все это на холсте, включая срезы отпиленных бревен. За эту картину Венецианов получил 3000 рублей, а сама картина была передана в постоянную экспозицию Эрмитажа.

«Гумно» и дальше Картина «Гумно» открывает целый ряд произведений «сельского, домашнего рода» , как выразился В. И. Григорович

Мировоззрение Венецианов - один из первых членов основанного в 1818 году Общества учреждения училищ по методе взаимного обучения - легальной организации декабристского Союза благоденствия. Целью Общества было распространение грамотности в простом народе. В 1818 году Венецианов оставил службу и стал подолгу жить в. Тверском имении Сафонкове, воплощая в живописи свои новые художественные представления.

Женитьба В 1818 году Венецианов оставляет государственную службу, женится на дочери малоизвестного художника и уезжает с семьей в имение Сафонково, принадлежавшее его новой жене. Именно здесь, вдали от городской суеты Алексей Гаврилович находит главную тему своего творчества. Венецианову открывается неиссякаемый источник вдохновения, разнообразие сюжетов и образов.

Утро помещицы? На пашне? В 1823 году Венецианов приступил к созданию картины «Утро помещицы» . Это произведение воплотило лучшие достижения живописца. Следует отметить особенность образов крестьянок, свойственную многим картинам художника: их величавость, спокойное достоинство, деловитое выражение лиц. Прообразом крестьянок для этой картины послужила жена художника. Она же молодая, стройная женщина в длинном сарафане, ведущая по полю двух коней в известной картине «На пашне. Весна» .

На пашне «Но все летит над полем то ли крестьянка, то ли богиня, и разумным прекрасным космосом встает вокруг светлый мир. . . »

Школа Венецианова После успеха картины "Гумно", купленной у художника за значительную сумму, он решил употребить вырученные деньги "на обучение молодых бедных людей" по новому методу. Ученики мастера - в ряде случаев крепостные - жили и учились у него бесплатно. Школа попеременно функционировала в Сафонкове и в Петербурге, получая некоторую поддержку Общества поощрения художников.

Отношение к школе Официальные академические круги относились к деятельности Венецианова неодобрительно. Педагогическая система мастера сводилась к развитию в ученике способности видеть и изображать окружающий мир в его непосредственной реальности, вне заранее заданных норм и канонов. Так, воспитанники Венецианова не копировали, подобно академистам, чужих оригиналов или специальных таблиц с изображением отдельных частей тела.

Тяготы В период двадцатилетнего существования школы Венецианов испытывал всё большие материальные затруднения, безуспешно изыскивая средства на ее содержание. Попытки получить место преподавателя в Академии художеств или в Московском Училище живописи и ваяния окончились неудачей

Судьба В 1830 году стараниями высокопоставленных доброжелателей Венецианов получил звание императорского живописца, ежегодное жалование и орден св. Владимира. А в следующем году после продолжительной болезни умерла жена, оставив ему двух малолетних дочерей. Не радовало и хозяйство в милом сердцу Сафонкове. Имение пришлось заложить в опекунском совете.

Письмо 1836 года «В 57 лет у человека, который жил не для того, чтобы есть, а ел для того, чтобы жить, желудок внутреннего существования спотыкается. Вот, мой почтеннейший, 24 декабря, сиречь в сочельник, я и споткнулся, мне и руду пускали, от роду первый раз, и надобья в рот влили. Дня через два‑три я глядь – ан рыло на стороне, однако и теперь косит, да не так. Отняли у меня: кофе, водку, вино, крепкой и горячий чай, сигары, а дали суп из телятины, што со снегу, да воду с кремотартаром… Мне велено жить на улице, и я, невзирая на вьюгу и мороз, брожу – да как же, раз по пяти и по шести в день… (устал)» .

Оценка "Наконец мы дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на изображение одного отечественного, на представление предметов его окружающих, близких к его сердцу и к нашему. . . ", -- писал П. П. Свиньин, создатель "Русского Музеума" в Петербурге.

«Живопись 19 века» - Русские живописцы. Иван Константинович Айвазовский. Алексей Гаврилович Венецианов. Щедрин Сильвестр Феодосиевич. Александр Андреевич Иванов. Русские живописцы начала 19 века утвердили собственный принцип. Русская художественная культура. Живопись 19 века. Выходец из обрусевшей немецкой семьи, сын резчика по дереву.

«Архитектура Москвы и Петербурга» - Архитектура. Адмиралтейство. Карл Иванович Росси. Комплекс сената и синода. Экспозиция Центрального военно-морского музея. Градостроительный комплекс. Александринский театр. Смольный монастырь. Казанский собор. Архитектура Москвы. Фельдмаршал. Русский ампир. Осип Иванович Бове. Архитектурный ансамбль.

«Русский реализм» - Неизвестная. Поленов Василий Дмитриевич (1844-1927). Первое произведение в русской живописи, полное воздуха и света. Василий Григорьевич Перов (1833-1882) - живописец, жанрист. Верещагин Василий Васильевич (1842-1904). Основные принципы реалистического театрального искусства. Василий Иванович Суриков (1848-1916).

«Живопись первой половины 19 века» - Иванов Александр Андреевич. Портрет лейб-гусарского полковника Е.В.Давыдова. Портрет Н.В.Гоголя. Живопись первой половины XIX века. Сватовство майора. Кипренский О.А. Исторический жанр. Свежий кавалер. Определите автора и название картины. Портретная живопись. Художественные направления. Портрет Багратиона П.И.

«Русская живопись XIX века» - Шествие патриарха на осляти 1865г. Журавлев Ф.С. 1836-1901г.г. Левитан И.И. 1860-1900г.г. Ге Н.Н. Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе 1871г. Шварц В.Г. 1838-1869г.г. Перов В. Трапеза 1865-1876г. Маковский К.Е. 1839-1915г.г. Шварц В.Г. Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче.

«Театр 19 века в России» - Оформление спектакля. Основной репертуар. Водевиль. Е.С.Семёнова. Трагедии. Дух времени требует важных перемен. Актер и режиссер в театре. В.А.Каратыгин. М.С.Щепкин. Русский драматический театр. Станиславский. Театральная площадь в Москве. XX век. Актерское искусство. Екатерина Семеновна Семенова. Чего только не было на русской романтической сцене.

Всего в теме 30 презентаций

«Книга в живописи» - Башня знаний. Да помоги мне Господь! Винсент Ван Гог (1853-1890). Музей Ван Гога, Амстердам. Дерево.34х46 см. В натюрморте изображаются обычные, повседневные предметы. Классический тип натюрморта «Vanitas». Сложился к 1920г. Джузеппе Арчимбольдо (1527/30 - 11 июля 1593). Ван Гог. Так начинается «американская одиссея» Владимира Куща.

«Мама» - Образ матери в искусстве. Плакат. Паршакова наталья афанасьевна. Литературная викторина. Дорожи мотыльком, Что летит на огонь так упрямо. Портрет в литературном произведении. Какие жизненные наблюдения легли в основу сказки? Портрет. О матерях можно рассказывать бесконечно. М.Горький. Жизни мчит снежный ком, Я шепчу: «Ты прости меня, мама!..».

«Картины о блудном сыне» - Любовь. Вечные темы в искусстве. Блудный сын. Эпоха Возрождения. Каждый творит мир таким, как он видит. Иконопись. Эпоха Просвещения. Искусство 20 века. Искусство времени перестройки. Искусство 21 века. Эволюция темы. Поиски истины. Изобразительное искусство. Куда идём.

«Русские женщины» - Лето. 1827г. На пашне» женщина одета в праздничный народный костюм – сарафан-летник и кокошник. «Правдивы» ли русские художники в своих картинах? Художник прав. А.Корзухин Девичник. 1889г. Только крестьянские женщины продолжали носить традиционный русский костюм. Как вы думаете, пошла бы женщина в своем единственном праздничном костюме на поле?

«Петр 1 в картинах русских художников» - Родился Н.Ге в Воронеже в дворянской семье. Анализ картин русских художников 19 века. Учился Николай Ге на математическом факультете Киевского, затем Петербургского университета. Художественного образования А.Н.Бенуа не получил. Годы жизни Ге: 1831 – 1894 гг. Родился Бенуа в семье известного архитектора и рос в атмосфере почитания искусства.

«Образ матери в искусстве» - Внимая ужасам войны. Жнецы. Типы изображения Богородицы. Страда деревенская. На пашне. С. Иванов «Материнство». Образ матери. Федот Васильевич Сычков. Рафаэль Санти. Портрет крестьянки. Мадонна с младенцем. Леонардо да Винчи. Мадонна садовница. На жатве. Богородица. Сидоркин «Колыбельная». В. Жуковский.

Всего в теме 20 презентаций

Алексей Гаврилович Венецианов

Алексей Гаврилович Венецианов родился в Москве 7 февраля 1780 г. в семье купца второй гильдии Гаврилы Юрьевича Венецианова. Семья проживала в Замоскворечье. Соседями Венециановых была семья Милюковых, будущих соседей Алексея Гавриловича по имению. Отец художника торговал саженцами плодовых деревьев и картинами, написанными пастелью. Уже в детстве Венецианов любил рисовать, более всего своих товарищей. В 1801-1802 г.г. он переезжает в Санкт-Петербург. Три года художник служил чертёжником, а затем помощником землемера. Всё свободное время Венецианов посвящает художественной работе над частными заказами, посещает Эрмитаж, изучает живопись, копирует старых мастеров. Автопортрет


В сентябре 1811 г. Алексей Гаврилович становится академиком живописи. В 1815 г. , женившись на Марфе Афанасьевне Азарьевой, он купил на её деньги имения Трониха и Сафонково в Дубровском приходе на севере Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. Вместе с землёй он выкупает 33 « дворовых людей и крестьян мужского пола». Спустя 4 года Венецианов уходит в отставку с государственной службы. Лето семья проводит преимущественно в деревне. Центр прихода-с. Дубровское находился в 80 верстах от Вышнего Волочка. В селе располагался храм Спаса Нерукотворного, через село протекает речка Ворожба. Во времена Венецианова в приходе проживало около 1500 человек, в том числе 4-5 помещичьих семей. Земля Сафонкова кормила семью Венецианова в прямом и буквальном смысле слова. Она же и ее жители питали творчество художника. Практически все его жанровые картины родились здесь, среди округлых холмов и густых лесов, на берегу тихой речки с почти символическим названием Ворожба.


Картина "гумно" открывала целую серию произведений на крестьянскиетемы. Русские крестьяне в изображении Венецианова - это люди, преисполненные душевной красоты и благородства, моральной чистоты и внутренней цельности. В стремлении к поэтизации русского человека, к утверждению его высокого достоинства художник несколько идеализировал труд и быт крестьян, не показывал подлинных тягот крепостного труда. Венецианов, как никто другой из художников первой половины XIX века, смело и убежденно, с необычной последовательностью утверждал в искусстве право на изображение простых крестьян.


Подлинный расцвет его творческого дарования падает на двадцатые–тридцатые годы. «Вершиной зрелого творчества художника являются две картины: "на пашне. Весна " и "на жатве. Лето ". Они проникнуты просветленным лирическим чувством. Очарование образа крестьянки матери слито в них с поэтическим восприятием русского пейзажа. Оба полотна написаны светлыми, ясными красками. Кормилица


В 1824 году на выставке в Петербурге были представлены картины Венецианова, вызвавшие восторженный отклик передовой русской общественности. "Наконец мы дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на изображение одного отечественного, на представление предметов его окружающих, близких к его сердцу и к нашему...", - Писал п. П. Свиньин, создатель "русского музеума" в Петербурге. Каждую из его работ объединяет стремление художника воплотить новые представления о прекрасном в искусстве, о народной красоте, одухотворенной и благородной.


Однако эти полотна не принесли Венецианову признания в официальных кругах. Академия художеств не скрывала неприязненного отношения к художнику, тяготевшему ко всему "низменному, простонародному". Венецианов мечтал о месте преподавателя академии художеств, ему страстно хотелось передать свои знания, опыт молодежи. "Однако на получение какой-нибудь обязанности в самой академии художеств мне совершенно отказано навсегда...", - С горечью писал он. Его стремление обучать "тысячи жаждущих" осуществилось лишь когда он создал на собственные средства художественную школу для крепостных крестьян в селе Сафонково. Венецианов сумел открыть и воспитать таких талантливых и своеобразных художников, как Н. Крылов, А. Тыранов, С.Зарянко, сорока и многих других. Некоторые из них его стараниями были освобождены от крепостной зависимости. Ученики Венецианова расширили и во многом углубили темы и образы своего учителя, обогатив жанровую живопись новым содержанием. Дочери художника Александра и Фелицата


В Сафонкове Алексей Гаврилович наладил маленькое, но образцовое хозяйство. Умело применяя агрономические рекомендации, добился регулярных, достаточно обильных урожаев. Скотный двор, небольшой конный завод, молочная ферма и прочие «обзаведения» снабжали семейство и учеников художника всем необходимым. Заботился Венецианов, впрочем, отнюдь не только о собственных нуждах. Стараниями хозяина имения был устроен мирской склад - «магазин» хлеба. В случае необходимости крестьянин мог брать там зерно, а осень ю возвращал без каких-либо процентов. Самыми же главными диковинами Венециановского имения считались школа и маленькая больничка. Такие «затеи» соседи-помещики считали «баловством». Портрет Венецианова А.Г.


Темы труда, материнской любви, душевной чистоты народа, мирного величия родины сочетаются у Венецианова в неразрывном единстве. Работающие крестьяне в полотнах Венецианова красивы, полны благородства.


К самым поэтическим произведениям Венецианова, проникнутым умиротворенностью и покоем, любовью к человеку и природе, принадлежит небольшая картина "Спящий пастушок". Спокойные плавные ритмы равнин, пологие склоны холмов, поросшие тонкими деревцами, одиноко стоящие ели, речка с низкими берегами - все эти бесконечно знакомые, близкие мотивы найдены художником в родной природе. Пейзаж в картинах Венецианова являлся уже не просто фоном, а играл активную роль в передаче построения, в решении образа. Мальчик, надевающий лапти


Непринужденнее всех держат себя на сеансах у Венецианова дети. Их образы особенно полны жизни и правды. Таков, например, его замечательный портрет Захарки. Это настоящий, типичный крестьянский мальчуган, «мужичок с ноготок». Он в большой отцовской шапке, держит на плече топор. Лицо с круглыми щеками совсем детское, но в выражении уже проглядывают мужицкая серьезность и основательность. Также девочка, по бабьи повязанная платком, со своей лукавой остроглазой физиономией выглядит уже хозяйкой, степенной маленькой крестьянкой


Жизнь его оборвалась случайно. По дороге в Тверь, где он должен был расписывать иконостас в соборе, художник не справился с управлением санями, которые врезались в высокие каменные ворота. Выброшенный на дорогу Венецианов умер раньше, чем к нему подоспела помощь. Это случилось 16 декабря 1847 года.В творчестве А. Г. Венецианова русская живопись сделала громадный шаг вперед в художественном освоении национального и народного. Значение Венецианова в истории русского искусства чрезвычайно велико. Он был одним из первых художников, посвятивших свое творчество изображению крестьян и утвердивших бытовой жанр в качестве равноправной и важной области в искусстве. В полотнах художника предстали народные образы, преисполненные душевного благородства и большого человеческого достоинства.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Венецианов Алексей Гаврилович. 1780-1847

Алексей Гаврилович Венецианов – выдающийся русский художник, основоположник бытового жанра в русской живописи. Родился в Москве в семье купца. Работал сначала землемером, а затем мелким чиновником. Художником стал довольно поздно. Первые работы Венецианова – портреты маслом и пастелью, одна из них – «Портрет матери». Одно время был частным учеником Боровиковского. В 1807 году основал «Журнал карикатур», который позже был запрещен. За портрет Головачевского получил звание академика. Во время войны 1812 года создал множества патриотических карикатур, высмеивающих Наполеона. В 20-х годах оставил службу и переехал в деревню, где писал портреты простых людей, а также сцены из крестьянской жизни – «Гумно», «Чистка свеклы», «Утро помещицы», «На жатве. Лето» и прочие картины повествовательного сюжета. После того, как эти работы увидели свет, Венецианов стал очень знаменитым. Жизнь художника оборвалась совершенно случайно – переходившего через дорогу Венецианова сбил мчащийся экипаж.

Алексей ВЕНЕЦИАНОВ (1780-1847) Девушка в платке