Величие там где простота война мир. “Нет величия там, где нет простоты, добра и правды” (противопоставление Кутузова и Наполеона в романе-эпопее “Война и мир”)

«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» . По мнению JI. Н. Толстого, решающей силой истории является народ. И главным критерием при оценке личности, по его мне­нию, служит отношение к народу. Толстой отрицал в истории роль личности, которая ставила интересы собственные выше народных. В своем романе-эпопее «Война и мир» он противопоставляет Куту­зова - полководца народной войны, и Наполеона - «ничтожней­шее орудие истории», «человека с помраченной совестью».

Кутузов предстает перед нами величественным полководцем, истинным народным вождем. Его не интересуют ни слава, ни бо­гатство - он вместе с русскими солдатами борется за свободу своей Родины. Простотой, добротой и душевностью он сумел добиться безграничного доверия и любви со стороны своей армии, его слу­шают, ему верят и беспрекословно подчиняются: «…по непреодо­лимой таинственной связи, поддерживающей во всей армии одно и то же настроение, называемое духом армии и составляющей глав­ный нерв войны, слова Кутузова, его приказ к сражению на завт­рашний день, передавались одновременно во все концы войска». Это чрезвычайно опытный и умелый полководец, который мудры­ми распоряжениями помогает солдатам поверить в себя, в свои силы, укрепляет воинский дух: «Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что реша­ют участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не ме­сто, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых лю­дей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти».

Кутузов такой же человек, как и все, и к пленным французам он относится с сочувствием и гуманностью: «Они хуже нищих послед­них. Пока они были сильны, мы себя не жалели, атеперь их и пожа­леть можно. Тоже и они люди». И такое же сочувствие к пленным он читал, по словам Толстого, во всех устремленных на него взгля­дах. В Кутузове нет ничего показного, ничего героического, он бли­зок к солдатам, которые чувствуют в нем родного человека. Внешне это обыкновенный старый человек, тучный и грузный, но именно в этих деталях сквозит «простота, доброта и правда» великого полко­водца.

Наполеон - полная противоположность Кутузову. Это человек, одержимый манией величия, командующий армией мародеров, грабителей и убийц, которые охвачены жаждой наживы и обогаще­ния, По словам автора, «это была толпа мародеров, из которых каж­дый вез и нес с собой кучу вещей, которые ему казались ценны и нужны. Цель каждого из этих людей при выходе из Москвы… со­стояла… в том, чтобы удержать приобретенное». Наполеона харак­теризуют лицемерие, фальшь, позерство, любование самим собой, ему безразличны судьбы людей, потому что его интересуют только слава и деньги. Однако самой отвратительной и отталкивающей сценой становится сцена позорного бегства «великого императора от геройской армии». «Последней степенью подлости» называет автор это предательство по отношению к французской армии. В сатирических красках описывается и внешность Наполеона: «жир­ные плечи и ляжки, круглый живот, бесцветные глаза еще больше отталкивают от нас этого человека». Отрицая величие Наполеона, Толстой тем самым отрицает и войну, показывая бесчеловечность завоеваний ради славы.

В "Войне и мире" Л. Н. Толстой спорит с распространенным в России и за рубежом культом выдающейся исторической личности. Этот культ опирался на учение немецкого философа Гегеля. По Гегелю, ближайшими проводниками Мирового Разума, определяющего судьбы народов и государств, являются великие люди, которые первыми угадывают то, что дано понять только им и не дано понять человеческой массе, пассивному материалу истории. Великие люди у Гегеля всегда опережают свое время, а потому оказываются гениальными одиночками, вынужденными деспотически подчинять себе косное и инертное большинство. Л. Н. Толстой был не согласен с Гегелем.

У Л. Н. Толстого не исключительная личность, а народная жизнь в целом оказывается наиболее чутким организмом, откликающимся на скрытый смысл исторического движения. Призвание великого человека заключается в умении прислушиваться к воле большинства, к "коллективному субъекту" истории, к народной жизни. Наполеон в глазах писателя - индивидуалист и честолюбец, вынесенный на поверхность исторической жизни темными силами, овладевшими на время сознанием французского народа. Бонапарт - игрушка в руках этих темных сил, и Толстой отказывает ему в величии потому, что " нет величия там, где нет простоты, добра и правды".

Л. Толстой рассуждает так: народ - решающая сила истории, но эта сила - лишь орудие Провидения. Величие Кутузова заключается в том, что он действует, считаясь с волей Провидения. Он лучше других понимает эту волю и во всем подчиняется ей, отдавая соответствующие распоряжения. Так, например, путь французов в 1812 году до Москвы и обратно был определен свыше. Кутузов тем и велик, что понял это и не препятствовал врагам, поэтому он и сдал Москву без боя, сохранив армию. Если бы он дал сражение, то результат был бы тот же: французы вошли бы в Москву, но армии у Кутузова не было бы, одержать победу он не мог бы.

Для понимания Толстым смысла деятельности Кутузова характерна сцена военного совета в Филях, где Кутузов сетует: "Когда, когда же было сделано то, что оставлена Москва, и кто виноват в этом? " Так ведь именно Кутузов полчаса назад в той же избе отдал приказание отступить за Москву! Кутузов-человек горюет, а Кутузов-полководец не может поступить иначе.

Раскрывая величие Кутузова-полководца, Толстой подчеркивал: "Кутузов знал, что есть что-то сильнее и значительнее его воли - это неизбежный ход событий, и он умеет видеть их, понимать их значение и ввиду этого значения умеет отрешаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое". Общая оценка Кутузова у Толстого повторяет пушкинскую характеристику: "Кутузов один облечен был в народную доверенность, которую так чудно он оправдал!" У Толстого это замечание создает основу художественного образа.

Антитезой образу Кутузова является Наполеон, который в изображении Толстого ориентирован не на "неизбежный ход событий", а на собственный произвол, в своих решениях он не считается с обстоятельствами. Поэтому Наполеон и терпит поражение, и Толстой осмеивает его. Эта антитеза последовательно проведена в романе: если для Кутузова характерен отказ от всего личного, подчинение своих интересов интересам народа, то Наполеон - воплощение яичного начала с представлением о себе как о творце истории, Кутузову свойственны скромность и простота, искренность и правдивость, Наполеону - высокомерие, тщеславие, лицемерие и позерство. Кутузов относится к войне как к злому и бесчеловечному делу я признает только оборонительную войну, для Наполеона же война - средство порабощения народов и создания мировой империи,

Итоговая характеристика Наполеона очень смелая, она выражает толстовское оригинальное понимание его роли: "Наполеон во все время своей деятельности был подобен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит".

Для Толстого Бонапарт в громадной движущейся картине, которая стояла перед его глазами, вовсе не был главной силой, а был частностью: если субъективно он считал, что перекраивает судьбы народов, объективно жизнь шла своим чередом, ей не было дела до планов императора. Таков вывод, к которому приходит Толстой в изучения Наполеона. Писателя не интересует количество выигранных гениальным полководцем сражений, число покоренных государств, он подходит к Наполеону с иной мерой.

В романе-эпопее Толстой дает универсальную русскую формулу героического. Он создает два символических характера, между которыми в различной близости к тому или другому полюсу располагаются все остальные.

На одном полюсе - классически тщеславный Наполеон, на другом - классически демократичный Кутузов. Эти герои представляют стихию индивидуалистического обособления ("войну") и духовные ценности "мира", или единения людей. "Простая, скромная и потому истинно величественная фигура" Кутузова не укладывается "в ту лживую формулу европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумала история".

Кутузов свободен от действий и поступков, диктуемых личными соображениями, тщеславными целями, индивидуалистическим произволом. Он весь проникнут чувством общей необходимости, и наделен талантом жизни "миром" с многотысячным коллективом вверенных ему людей. "Источник необычайной силы" и особой русской мудрости Кутузова Толстой видит в "том народном чувстве, которое он несет в себе во всей чистоте и силе его".

"Признание величия, неизмеримого мерой хорошего и дурного", Толстой считает безобразным. Такое "величие" "есть только признание своей ничтожности и неизмеримой малости". Ничтожным и слабым в своем смешном эгоистическом "величии" предстает Наполеон. "Нет поступка, нет злодеяния или мелочного обмана, который бы он совершил, и который тотчас же в устах его окружающих не отразился бы в форме великого деяния". Агрессивной толпе нужен культ Наполеона для оправдания своих преступлений против человечества.

Урок 125 «НЕТ ВЕЛИЧИЯ ТАМ, ГДЕ НЕТ ПРОСТОТЫ, ДОБРА И ПРАВДЫ» (Л. Н. ТОЛСТОЙ) (ОБРАЗЫ КУТУЗОВА И НАПОЛЕОНА)

30.03.2013 16654 0

Урок 125
«НЕТ ВЕЛИЧИЯ ТАМ, ГДЕ НЕТ ПРОСТОТЫ,
ДОБРА И ПРАВДЫ» (Л. Н. ТОЛСТОЙ)
(ОБРАЗЫ КУТУЗОВА И НАПОЛЕОНА)

Цели : расширить представление учащихся о Кутузове и Наполеоне как носителях противоположных начал; раскрыть толстовский идеал «простоты, добра и правды», воплощенный в образе Кутузова.

Ход урока

I. Опрос по домашнему заданию.

Вопрос ы (или письменные ответы):

1. Как вы понимаете смысл названия «Война и мир»?

2. Раскройте взгляды Толстого на народ и на роль личности в истории.

3. Как Толстой объясняет происхождение, сущность и смену исторических событий? В чем причины начала войн?

4. Расскажите об отношениях писателя к войне. Как Толстой объясняет разницу между войной справедливой и несправедливой? (Война может быть захватнической (несправедливой), может быть освободительной, героической, то есть справедливой. Писатель ненавидит и осуждает тех, кто ведет захватнические войны.)

II. Слово учителя.

Л. Толстой отрицает роль личности в историческом процессе. Призвание исторической личности он видит лишь в умении «прислушаться к воле большинства, направлять эту волю».

По Толстому, именно русский народ является носителем высоких нравственных качеств. Писатель восхищается и поэтизирует народ «как целостное духовное единство людей, основанное на прочных, вековых культурных традициях, и беспощадно обличает толпу , единство которой держится на агрессивных, индивидуалистических инстинктах» (Ю. В. Лебедев) . Лучшие черты русского народа воплощены в образе полководца Михаила Илларионовича Кутузова. Наполеон в изображении писателя – это прежде всего захватчик, агрессор, претендующий на мировое господство.

III. Обсуждение образов Кутузова и Наполеона.

Беседа по вопросам :

1. Каково традиционное представление о внешнем облике Кутузова и Наполеона?

2. Зачитайте «портреты» толстовских героев. На какие выразительные особенности «портретов» обращает внимание читателей Толстой?

(Рисуя французского императора, Толстой подчеркивает его телесность. Наполеон – «маленький», «малый ростом», с «жирными ляжками коротких ног», «круглым животом». «Он, пофыркивая и покряхтывая, поворачивался то толстою спиною, то обросшей жирной грудью под щетку, которою камердинер растирал его тело», выхоленное тело императора Франции. И этот маленький человек думает уничтожить Россию! Наполеон изображен остро сатирически.

Кутузов «в расстегнутом мундире, из которого, как бы освободившись, выплыла на воротник его жирная шея, сидел в вольтеровском кресле, положив симметрично пухлые старческие руки на подлокотники, и почти спал. ...с усилием открыл единственный глаз». У него «огромное толщиной тело», «вытекший белый глаз на оплывшем лице», «сутуловатая спина». Но Кутузов обнял Болконского, «прижал его к своей жирной груди и долго не отпускал от себя». Обаятельность полководца Кутузова нисколько не страдает от того, что у него «жирная грудь» или «жирная шея». Кутузов связан с народом и прост как человек.)

3. Охарактеризуйте поведение Кутузова и Наполеона в Аустерлицком, Шенграбенском и Бородинском сражениях.

(Наполеон в романе несет с собой кровь, смерть, страдания и слезы. С удовольствием он оглядывает пленных русских, любуется полем сражения. Увидав Болконского, он говорит: «Вот прекрасная смерть». Наполеон любит вести возвышенные разговоры, разыгрывать благородство.

Кутузов в сражениях 1805–1807 гг. не мог сосредоточить в своих руках всю полноту командования. Его действия «связывали» два императора и генералитет. Но он сделал все, чтобы уберечь русскую армию от разгрома. Кутузов, в изображении Толстого, чутко и умело ориентируясь в живом бою, не верит в возможность заранее бой распланировать , так же как не верит в это писатель, и презирает диспозиции так же, как презирает их Толстой.

В 1812 г. Кутузов избран главнокомандующим. «Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр, но как только она в опасности, нужен свой родной человек», – говорит Болконский Пьеру.

Давая решающее сражение, Кутузов у Толстого повиновался воле народа, «объединялся с народом и вместе с ним чувствовал, что именно сейчас настал момент решительного отпора врагу... Бородино – это момент наивысшего напряжения всех его сил, наибольшей его активности, последовательно направленной на усиление и укрепление нравственной силы армии » (Н. Н. Наумова) .)

4. Выделите основные черты Кутузова и Наполеона. Кто из них претендует на роль героя в истории? Каково отношение Кутузова и Наполеона к солдатам?

5. Отношение Толстого к Кутузову и Наполеону. (Ослепленный славой, самонадеянный и властолюбивый император Франции превыше всего ставит свою личность, считает себя сверхчеловеком. Автор отмечает актерство Наполеона, его эгоизм и индивидуализм. Толстой отказывает ему в величии, так как считает, что «нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

Кутузов в романе изображается как подлинный полководец народной войны, думающий прежде всего о славе и свободе Отечества. Слитность с народом, единение с простыми людьми делает Кутузова для писателя идеалом исторического деятеля и идеалом человека.

«Сила Толстого в изображении Кутузова заключается в том, что он показал его истинно народным полководцем, патриотом, исполненным народного духа; слабость – в том, что он отрицал в действиях полководца руководящую роль разума, принижал значение Кутузова как стратега и организатора» (Н. Н. Наумова) .)

Домашнее задание.

1. Сочинение на одну из тем (4–5 человек).

Примерные темы :

1) Портрет князя Андрея.

2) Встреча князя Андрея в Отрадном с Наташей Ростовой.

3) Лучшие минуты в жизни Андрея Болконского.

4) Пьер на Бородинском поле.

5) Встреча Пьера с Платоном Каратаевым в плену.

3. Сообщение по варианта м:

Вариант I.

Путь исканий князя Андрея.

Вариант II.

Путь исканий Пьера Безухова.

«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» . По мнению JI. Н. Толстого, решающей силой истории является народ. И главным критерием при оценке личности, по его мне­нию, служит отношение к народу. Толстой отрицал в истории роль личности, которая ставила интересы собственные выше народных. В своем романе-эпопее «Война и мир» он противопоставляет Куту­зова - полководца народной войны, и Наполеона - «ничтожней­шее орудие истории», «человека с помраченной совестью».

Кутузов предстает перед нами величественным полководцем, истинным народным вождем. Его не интересуют ни слава, ни бо­гатство - он вместе с русскими солдатами борется за свободу своей Родины. Простотой, добротой и душевностью он сумел добиться безграничного доверия и любви со стороны своей армии, его слу­шают, ему верят и беспрекословно подчиняются: «…по непреодо­лимой таинственной связи, поддерживающей во всей армии одно и то же настроение, называемое духом армии и составляющей глав­ный нерв войны, слова Кутузова, его приказ к сражению на завт­рашний день, передавались одновременно во все концы войска». Это чрезвычайно опытный и умелый полководец, который мудры­ми распоряжениями помогает солдатам поверить в себя, в свои силы, укрепляет воинский дух: «Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что реша­ют участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не ме­сто, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых лю­дей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти».

Кутузов такой же человек, как и все, и к пленным французам он относится с сочувствием и гуманностью: «Они хуже нищих послед­них. Пока они были сильны, мы себя не жалели, атеперь их и пожа­леть можно. Тоже и они люди». И такое же сочувствие к пленным он читал, по словам Толстого, во всех устремленных на него взгля­дах. В Кутузове нет ничего показного, ничего героического, он бли­зок к солдатам, которые чувствуют в нем родного человека. Внешне это обыкновенный старый человек, тучный и грузный, но именно в этих деталях сквозит «простота, доброта и правда» великого полко­водца.

Наполеон - полная противоположность Кутузову. Это человек, одержимый манией величия, командующий армией мародеров, грабителей и убийц, которые охвачены жаждой наживы и обогаще­ния, По словам автора, «это была толпа мародеров, из которых каж­дый вез и нес с собой кучу вещей, которые ему казались ценны и нужны. Цель каждого из этих людей при выходе из Москвы… со­стояла… в том, чтобы удержать приобретенное». Наполеона харак­теризуют лицемерие, фальшь, позерство, любование самим собой, ему безразличны судьбы людей, потому что его интересуют только слава и деньги. Однако самой отвратительной и отталкивающей сценой становится сцена позорного бегства «великого императора от геройской армии». «Последней степенью подлости» называет автор это предательство по отношению к французской армии. В сатирических красках описывается и внешность Наполеона: «жир­ные плечи и ляжки, круглый живот, бесцветные глаза еще больше отталкивают от нас этого человека». Отрицая величие Наполеона, Толстой тем самым отрицает и войну, показывая бесчеловечность завоеваний ради славы.

Сочинения по литературе: Нет величия там, где нет простоты "Война и мир" - русская национальная эпопея, в которой нашел свое отражение характер великого народа в тот момент, когда решались его исторические судьбы. Толстой, стремясь охватить все, что он знал и чувствовал в это время, дал в романе свод быта, нравов, духовной культуры, верований и идеалов народа. То есть главной задачей Толстого было раскрытие "характера русского народа и войска", для чего он и использовал образы Кутузова (выразителя идей народных масс) и Наполеона (человека, олицетворяющего антинародные интересы). Л. Н. Толстой в романе изображает действительно великих людей, имена которых помнят сейчас и будут помнить в будущем. У Толстого был свой взгляд на роль личности в истории. У каждого человека две жизни: личная и стихийная. Толстой говорил, что человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения общечеловеческих целей. Роль личности в истории ничтожно мала.

Даже самый гениальный человек не может по своему желанию направлять движение истории. Ее творят массы, народ, а не отдельная личность, возвысившаяся над народом. Но Лев Николаевич и не отрицает роли человека в истории, он признает обязанность действовать в границах возможного за каждым. По его мнению, имени гения заслуживает тот из людей, кто одарен способностью проникать в ход исторических событий, постигать их общий смысл. Таких единицы. К ним и относится Михаил Илларионович Кутузов.

Он является выразителем патриотического духа и нравственной силы русской армии. Это талантливый и, когда надо, энергичный полководец. Толстой подчеркивает, что Кутузов - народный герой. В романе он предстает как истинно русский человек, чуждый притворства, мудрый исторический деятель. Главное для Льва Толстого в положительных героях - связь с народом. Наполеон, который противопоставляется Кутузову, подвергается уничтожающему разоблачению, потому что он избрал для себя роль "палача народов"; Кутузов же возвеличивается как полководец, умеющий подчинять все свои мысли и действия народному чувству. "Мысль народная" выступает против захватнических войн Наполеона и благословляет освободительную борьбу. Народ и армия оказали в 1812 году Кутузову доверие, которое он оправдал. Русский полководец стоит явно выше Наполеона.

Он не покидал свою армию, появлялся в войсках во все важнейшие моменты войны. И тут мы можем говорить о единстве духа Кутузова и армии, о глубокой их связи. Патриотизм полководца, его уверенность в силе и мужестве русского солдата, передавались армии, которая, в свою очередь, ощущала тесную связь с Кутузовым. Он разговаривает с солдатами на простом русском языке. Даже возвышенные слова в его устах звучат буднично и противостоят лживой мишуре фраз Наполеона.

Так, например, Кутузов говорит Багратиону: "Благословляю тебя на великий подвиг". А Наполеон перед Шенграбенским сражением обращается к своим войскам с длинной воинственной речью, обещая им неиссякаемую славу. Кутузов такой же, как и солдаты. Можно сравнить его, когда он в походной обстановке называет обычного солдата голубчиком, обращается к армии с простыми словами благодарности, и его же, потухшего и безучастного, при парадной встрече с царем. Он верил в победу над врагом, и эта вера передавалась армии, что способствовало подъему настроения солдат и офицеров. Рисуя единство Кутузова и армии, Толстой приводит читателя к мысли о том, что победоносный исход войны определился прежде всего высоким боевым духом войска и народа, чего у французской армии не было.

Наполеон же не поддерживал свои войска в трудную минуту. Во время Бородинского сражения он находился так далеко, что (как это и оказалось впоследствии) ни одно распоряжение его во время сражения не могло быть исполнено. Наполеон - наглый и жестокий завоеватель, действия которого нельзя оправдать ни логикой истории, ни потребностями французского народа. Если Кутузов воплощает народную мудрость, то Наполеон - выразитель ложной мудрости. По словам Толстого, он верил в себя, а весь мир верил в него. Это человек, для которого интересно только то, что происходило в его душе, а остальное не имело значения. Насколько Кутузов выражает интересы народа, настолько Наполеон жалок в своем эгоизме.

Он противопоставляет свое "я" истории и тем обрекает себя на неминуемое крушение. Отличительной чертой характера Наполеона было также позерство. Он самовлюбленный, самонадеянный, упоен успехом. Кутузов же, наоборот, очень скромен: он никогда не кичился своими подвигами.

Русский полководец лишен какой бы то ни было рисовки, хвастовства, что является одной из черт русского национального характера. Наполеон начал войну, жестокую и кровопролитную, не заботясь о людях, которые погибают в результате этой борьбы. Его армия - армия разбойников и мародеров. Она захватывает Москву, где в течение нескольких месяцев уничтожает запасы питания, культурные ценности... Но все-таки русский народ побеждает.

При столкновении с этой массой, поднявшейся на защиту Родины, Наполеон из высокомерного завоевателя превращается в трусливого беглеца. На смену войне приходит мир, а "чувство оскорбления и мести" сменяется "презрением и жалостью" у русских солдат. Противопоставляется и внешность наших героев. В изображении Толстого у Кутузова выразительная фигура, походка, жесты, мимика, то ласковый, то насмешливый взгляд. Он пишет: "...простая, скромная, и потому истинно величественная фигура не могла улечься в ту лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумали".

Наполеон же обрисован прямо-таки сатирически. Толстой изображает его маленьким человечком с неприятно-притворной улыбкой (тогда как о Кутузове пишет: "Лицо его становилось все светлее и светлее от старческой кроткой улыбки, звездами морщившейся в углах губ и глаз"), с жирной грудью, круглым животом, жирными ляжками коротеньких ног. Кутузов и Наполеон - антиподы, но в то же время оба являются великими людьми. Однако, если следовать теории Толстого, подлинным гением из этих двух известных исторических личностей можно назвать лишь Кутузова. Это подтверждают слова писателя: "Нет величия там, где нет простоты". Лев Николаевич Толстой правдиво изобразил русского и французского полководцев, а также создал живую картину российской действительности первой половины XIX века. Сам Толстой высоко оценил свое произведение, сравнивая его с "Илиадой".

Действительно, "Война и мир" является одним из самых значительных произведений не только русской, но и мировой литературы. Один голландский писатель говорил: "Если бы Господь захотел написать роман, он не смог бы этого сделать, не взяв за образец "Войну и мир". Я думаю, с этой мыслью нельзя не согласиться.