Вистл – основа ирландской народной музыки. Лоу-вистл в соль из палисандра Флейта вистл

Tin whistle FAQ

Я хочу купить вистл. Какой мне брать для начала?
Бери одну из недорогих моделей (каких именно читай ниже) в тональности сопрано ре (D).
Тональность ре означает что при всех закрытых дырках вистл дает в качестве своей самой нижней ноты ноту ре, а первые семь нот ре-шного вистла образуют ре-мажорную гамму. Это одна из самых распространенных тональностей в ирландской музыке, и если ты не планируешь в ближайшее время играть в коллективе, этой одной тональности тебе хватит очень надолго. Записи самоучителей и видео-уроков также практически всегда записываются на ре-шных вистлах.
Диапазон сопрано - это небольшие дудочки около 30см в длину, ищи именно такие. Бывают также здоровые дудки в тональности тенор ре, это лоувистл, и если у тебя нет опыта игры на духовых инструментах, покупать его в качестве первого инструмента я не советую, хотя в принципе начинать играть можно и на них, просто это сложнее.
Что касается производителей и моделей - тебе определенно понравятся Tony Dixon Traditional, Carey Parks (модели Ghost и Every) или Susato (Susato серии Kildare V я особенно рекомендую). Если совсем нет денег, можно взять Clarke Sweetone (не перепутай с Clare), это самый хороший вистл из тех, что можно достать за такие малые деньги. Из дешевых есть еще вистлы марок Generation, Feadog, Walton, Clare, Oak, но они тебе скорее всего не понравятся (ты конечно можешь нарваться на хороший вистл этих марок, но есть мнение, что проще выиграть в спортлото). Если ты не знаком с методами изготовления духовых инструментов и держишь флейту в руках в первый раз, исправить характеристики некачественного вистла в лучшую сторону ("твикнуть") ты скорее всего не сможешь.

Я хочу купить вистл / лоувистл. Где можно купить?
Если есть возможность, бери в оффлайне, так можно оценить качество инструмента перед покупкой. Если ты живешь в Москве или Питере - есть небольшой шанс найти высокие вистлы в обычных музыкальных магазинах. В Москве располагается основной офис интернет магазина ta-musica.ru которые торгуют различными этническими инструментами, в том числе вистлами и лоувистлами, в Новосибирске есть похожий интернет магазин dpshop.ru Данилы Панфилова. Если в данных двух магазинах того что тебе нужно нет, советую приобретать вистлы напрямую с официальных сайтов или напрямую у мастеров, избегай различных посредников типа алиэкспрессов и амазонов. Здесь ты найдешь множество ссылок на сайты зарубежных производителей: http://whistle.jeffleff.com/makers.html . В России тоже есть свои мастера. Александр Караваев изготавливает хорошие металлические настраиваемые вистлы и лоувистлы https://vk.com/whistles_workshop , Антон Платонов, помимо прочего, изготавливает хорошие пластиковые, пластико-металлические лоу-вистлы, деревянные высокие вистлы https://vk.com/antplatru .

Как выбрать вистл? На что обратить внимание при выборе?
Читай раздел Выбор вистла

Я хочу купить вистл, но не уверен в своих силах. Сложно ли научиться? Нужно ли иметь музыкальное образование? Где учат играть на вистле?
Сам по себе, вистл - очень простой инструмент, и овладеть им на базовом уровне может любой, даже ребенок. Поэтому играть на вистле легкие, известные мелодии может каждый. Однако не стоит забывать, что чаще всего вистл используют для игры ирландской народной музыки, а это очень глубокий и сложный жанр со множеством своих уникальных особенностей, в котором возможности и потенциал вистла раскрываются наиболее полно. Отсюда вытекает ответ на следующий ваш вопрос - в обычных российских музыкальных школах вы вряд ли сможете встретить преподавателя хорошо разбирающегося в нюансах ирландской народной музыки, не стоит думать, что традиционная игра на вистле ничем не отличается от, например, классической игры на блокфлейте. Конкретно традиционной игре на вистле, на серьезном уровне, обучают очень немногие музыканты-энтузиасты, проводя занятия индивидуально, часто по скайпу. Однако не стоит унывать - ирландскую музыку веками сочиняли и играли люди не имеющие никакого музыкального образования, а традиция её изучения практически целиком основана на восприятии музыки на слух и попытках повторить услышанное. Все что вам нужно - хороший инструмент, доступ к традиционной музыке (в наш цифровой век с этим проблем у вас не возникнет), базовые знания которые можно получить из книг-самоучителей и желание. Вистл - один из тех инструментов, которыми успешно можно овладеть самостоятельно. Подавляющий процент вистлеров научились играть своими силами, и вы тоже научитесь.

Насколько вистл громок?
Разные модели вистлов могут сильно различаться по громкости. Однако в целом, вистл это не столь громкий инструмент, так что проблем с соседями у вас скорее всего не будет, особенно если вы воздержитесь от игры ночью. Волынщикам и саксофонистам в этом плане заметно труднее. Если вы все же опасаетесь за спокойствие окружающих вас людей, присмотритесь к таким моделям как Clarke Sweetone или Tony Dixon Trad, это довольно тихие инструменты. Вистлы Susato напротив имеют репутацию громких (хотя тут есть нюансы, к примеру вистлы серии V звучат тише серии S). Если вы намерены выступать на сцене с коллективом, вам скорее всего придется использовать микрофон, иначе за некоторыми инструментами вас могут не услышать.

Можно ли начинать сразу с лоувистла?
Можно, но осторожно. Не бери сразу огромный лоу D, начни с лоу G. Будь аккуратен, прежде чем заказывать лоувистлы по интернету - узнай сперва расстояние между дырками и прикинь, подойдет ли он тебе. Сразу готовься к тому, что появятся проблемы с записями аудио-приложений к учебникам - они все записываются на ре-шных инструментах, так что если захочешь поиграть вместе с ними, придется менять их тональность в аудио-редакторах.

Какой рукой закрывать нижние три отверстия а какой верхние три?
На вистлах не имеет значения какой рукой ты будешь закрывать нижние три отверстия - левой или правой, однако если ты планируешь переходить на другие духовые, (ирландскую флейту, поперечную флейту, блокфлейту, волынку …), имей в виду - обычно эти инструменты делают для правшей, для левшей - только по отдельным заказам, поэтому лучше закрывай нижние отверстия правой рукой, а верхние - левой.

Требует ли вистл какого-то особого ухода?
Если ты вдруг откуда-то достал деревянный вистл, то да, нужно вытирать влагу после игры и время от времени пропитывать инструмент маслом, все как и в случае других деревянных духовых - погугли например как ухаживать за деревянной блокфлейтой, все то же самое справедливо и для деревянного вистла. Некоторые вистлы (например Clarke Original) имеют деревянный блок (fipple, фиппл), за состоянием которого лучше бы тоже следить. С другими материалами (металл, пластик) никакого особого, регулярного ухода не требуется, особенно если ты бережно относишься к инструменту - не оставляешь его где попало, моешь руки перед игрой, не играешь после еды / выкуренной сигареты. Вистлы из металла и пластика обычно просто промывают время от времени прохладной водой. Старайся не испытывать судьбу подвергая инструмент резким перепадам температур. Интересный факт - если обильно намочить изнутри свисток и тело вистла, то звучание инструмента улучшится на некоторое время. Не переусердствуй с этим, помни, что вода может размягчить клей удерживающий фиппл / свисток вистла на месте. Не опускай пластиковые вистлы в горячую воду, дешевый пластик может изменить свою форму. Деревянный инструмент вообще держи подальше от воды и насухо протирай скопившуюся влагу после игры.

Я купил вистл нестандартной тональности и не могу найти аппликатур под него.
Все вистлы имеют одинаковую аппликатуру, не важно что у тебя в руках - C-вистл, D-вистл, или E-лоувистл, играй так, будто у тебя в руках сопрано-ре-вистл. Единственная сложность может возникнуть при взятии ноты "натуральное До" для сопрано-ре-вистла и аналогичных в других тональностях. Данные ноты славятся тем, что аппликатуры для них могут сильно меняться от одной модели вистла к другой.

Чем различаются высокие вистлы и лоувистлы?
Размерами и как следствие диапазонами - высокие вистлы это сопрано и меццо-сопрано, они меньше, имеют более высокий, громкий звук, все диапазоны ниже - это лоувистлы, они больше, имеют более низкий, утробный звук. Лоувистлы любят использовать для игры более медленных мелодий, например эйров. Из-за больших расстояний между игровыми отверстиями, лоувистлы держат по-другому, так называемым волыночным хватом (“piper grip”) - при котором большинство дырок закрывают средними фалангами а не подушечками пальцев. Как правило, лоувистл имеет больший расход воздуха и в целом играть на них сложнее.

В каких случаях нужно играть C (натуральное До), а в каких - С# (До-диез)?
Если кратко - натуральное до обычно играют в мелодиях, написанных в тональности соль-мажор (один диез при скрипичном ключе на нотном стане). Более строго: натуральное до играют в мелодиях в ля-дорийском, соль-ионийском, ми-эолийском или ре-миксолидийском натуральных ладах. Мелодии в других натуральных ладах с большой долей вероятности окажутся в си-эолийском, ля-миксолидийском, ми-дорийском или ре-ионийском ладах и будут исполняться через до-диез. Если хочешь подробностей, читай раздел "Базовые сведения" в основной статье о вистле или любую книгу по теории музыки. О натуральных ладах в ирландской традиционной музыке хорошо расписано в книге Грея Ларсена "Основной курс по ирландской флейте и тинвистлу" .

Как проверить по тюнеру что вистл настроен правильно?
Если твой тюнер (устройство или специальная программка) не показывает ноты в явном виде, а лишь выдает частоты, то ты можешь воспользоваться таблицами частот, например из статьи википедии "Октавная система"
Нижняя октава вистла сопрано ре соответствует второй октаве, верхняя - третьей октаве. У лоувистлов диапазон смещен в первую-вторую октаву. Не беспокойся о небольших отклонениях (15-20 центов), это допустимо.
Кстати, зная частоты нот одной октавы, можно легко рассчитать частоты этих же нот в других октавах - для этого достаточно знать то, что значения частот удваиваются при переходе на октаву выше.

Я проверил по тюнеру и заметил, что мой вистл не строит, что можно сделать?
Если у тебя цельный вистл, может помочь только твик. Если у вистла подвижный снимаемый свисток, попробуй подвигать его вверх-вниз. Если у тебя вистл с пластиковым свистком, который закреплен и не снимается, но явно является отдельным от тела, можешь попробовать поместить вистл в теплую воду, размягчить клей и сдвинуть свисток. Используй этот способ на свой страх и риск. На строй вистла может оказывать влияние температура окружающей среды, что опять же можно компенсировать изменяя положение свистка.

Где я могу найти ноты для вистла?
Ноты для вистла принципиально ничем не отличаются от нот других духовых, той же блокфлейты, однако есть специальные сборники (вистлбуки, whistlebooks) мелодий (в основном ирландских народных) для вистла которые могут даже содержать аппликатурные схемы закрываемых дырок под каждой нотой для новичков. Советую не привыкать к этим схемам и осваивать чтение нот. Однако не переусердствуй и с этим - нотная запись народной музыки это не совсем тоже самое что нотная запись классических произведений, народные исполнители воспринимают нотную запись мелодии не как единственно верный вариант мелодии, а как некую основу, отправную точку, от которой можно отталкиваться и изменять произведение согласно своим предпочтениям (именно так возникают вариации народных мелодий). В нотной записи народной музыки редко записываются орнаменты, т.к. каждый музыкант играет их как сам захочет и где захочет (более того, нет даже устоявшихся нотных обозначений для катов, страйков, роллов и некоторых других орнаментов из-за их специфичности). Если есть возможность, научись читать abc-нотацию, народную музыку часто записывают и хранят в данном формате.


Используй передувание.

Что такое передувание?
Это усиление силы вдуваемой воздушной струи для игры нот верхней октавы.

При непрерывном наращивании силы вдуваемой струи, при переходе от ноты нижней октавы к ноте верхней, в середине перехода я слышу неприятный призвук.
Этим страдают многие бюджетные модели вистлов. Попробуй играть ноту верхней октавы с атакой, пропуская этот неприятный промежуток..

Что такое игра ноты с атакой?
Это артикуляционный прием, который позволяет более чисто играть начало ноты. Это легкое движение языком с которого начинается процесс вдувания воздушной струи в свисток, это движение получается например при произнесении шепотом слова “Ту”.
Аналогичный термин в английском языке - “Tonguing”

Как разучивать мелодии?
Также как и стихи - дели мелодию на небольшие фрагменты, заучивай каждый по отдельности а затем соединяй их в одну мелодию.

И некоторых других стран.

Вистл
Пример звучания Звучание пластикового вистла
Классификация Продольная флейта со свистковым устройством
Медиафайлы на Викискладе

Строй

Вистл - диатонический инструмент с диапазоном примерно в 2 октавы. Аппликатура простая, вилочные аппликатуры и закрытие отверстий наполовину используются редко, за исключением пониженной седьмой ступени, позволяющей играть во второй тональности. С помощью усложнённой аппликатуры можно добиться почти полного хроматического ряда.

Наиболее распространённый строй - D (ре второй октавы), также производятся тинвистлы в большинстве тональностей от G (соль второй октавы) до G (соль первой), инструменты в A и G иногда считаются уже лоу-вистлами .

История

История инструмента теряется в веках, поскольку подобные флейты ведут своё происхождение с доисторических времён и встречаются практически у каждого народа на Земле.

Собственно «tin» - то есть жестяной, whistle появился в 1843 году в Англии. Небогатый фермер Роберт Кларк (Robert Clarke) имел деревянный вистл и захотел сделать подобный, но из нового материала tinplate (лужёная жесть), который тогда только появился. Новый инструмент получился настолько удачным, что Кларк решил начать свой бизнес. Вместе со своим сыном он путешествовал по Англии, возя с собой свои инструменты и материалы в ручной тележке. Останавливаясь в городах и деревнях, особенно на рынках, Кларк на глазах у населения сворачивал тин-вистлы из листка жести, получалась коническая трубочка, которая потом закрывалась с одного конца деревянной пробкой - получался свисток, затем в трубочке прорезались отверстия. Кларк тут же демонстрировал инструмент, играя на нём мелодии для зрителей. Дудочка стоила один пенни, от этого происходит ещё одно её название - penny-whistle . Иногда дудочки Кларка покупали ирландские моряки и другие люди с Зелёного острова, которые привозили их домой. Так тин-вистл попал в Ирландию.

В Ирландии дудочка пришлась всем по душе, поскольку очень хорошо подходила для исполнения ирландской народной музыки. Производство Роберта Кларка дожило до наших дней, вистлы марки Clarke пользуются неизменной популярностью по всему миру, в особенности как инструмент для начинающих.

Впоследствии тин-вистлы стали изготовлять из различных материалов, из металлических трубок, латунных, алюминиевых и т. д. Различных видов пластика и других материалов.

Тин-вистл получил большое распространение по всему свету в 60-70-х годах XX века на волне возрождения интереса к народной музыке в Ирландии и за её пределами. Практически все известные фолк-группы использовали тин-вистл в своей деятельности. Появились новые фирмы и мастера-изготовители тин-вистлов.

Применение

Несмотря на кажущуюся примитивность устройства, тин-вистл - в контексте ирландской народной музыки - довольно изощрённый инструмент, обладающий гораздо большими возможностями, чем кажется на первый взгляд. Техника исполнения на нём, вероятнее всего, сложилась под влиянием техники игры на ирландской волынке uilleann pipes , которая имеет давнюю традицию и довольно сложна. Многие ирландские музыканты прославились именно благодаря своей мастерской игре на вистле, например Мэри Бёргин (Mary Bergin) , записавшая в конце 70-х два альбома под названием Feadoga Stain 1 & 2 (Tin Whistles 1 & 2) , которые оказали и продолжают оказывать заметное влияние на вистлеров всего света.

Современные вистлы

В наши дни существует множество различных видов тин-вистлов. Это и дожившие до наших дней жестяные конические вистлы Clarke , и распространённые латунные с пластмассовым свистком Generation , доступные пластиковые вистлы Dixon и Susato и деревянные вистлы профессиональных изготовителей.

Лоу-вистл

Low-Whistle - лоу-вистл - разновидность тин-вистла. Отличается более низкой настройкой и большим размером, большей требовательностью к дыханию и меньшей подвижностью. Имеет более глубокий и густой тембр. Поэтому лоу-вистл часто применяется для исполнения медленных мелодий. Для изготовления вистлов используется металл, пластик или дерево.

Наиболее распространённая тональность - D (ре первой октавы, на октаву ниже обычного тинвистла). Изготавливается в большинстве тональностей от G (соль первой октавы) до G (соль малой). Самые низкие тональности встречаются очень редко и иногда называются «басовыми».

История

Вероятно, подобные лоу-вистлу продольные флейты существовали ещё в XVI веке, но этот факт остаётся спорным.

Изобретателем лоу-вистла в его современном виде считается английский джазовый музыкант и изготовитель инструментов Бернард Овертон (Bernard Overton) , который в 1971 году сделал лоу-вистл для известного ирландского музыканта Финбара Фьюри (Finbar Furey) , утратившего свой бамбуковый вистл во время гастролей. Сделав два первых лоу-вистла, которые Фьюри активно использовал в выступлениях, Овертон стал получать заказы от других музыкантов.

Начало массовой популярности лоу-вистла пришлось на 90-е годы XX века после известного танцевального шоу Риверданс (Riverdance) , в котором музыкант Дэйви Спилла́н (Davy Spillane) играл на этом инструменте.

Вистл Вистл

История

История инструмента теряется в веках, поскольку подобные флейты ведут своё происхождение с доисторических времён и встречаются практически у каждого народа на Земле.

Собственно «tin» - то есть жестяной, whistle появился в 1843 году в Англии. Небогатый фермер Роберт Кларк (Robert Clarke) имел деревянный вистл и захотел сделать подобный, но из нового материала tinplate (луженая жесть), который тогда только появился. Новый инструмент получился настолько удачным, что Кларк решил начать свой бизнес. Вместе со своим сыном он путешествовал по Англии, возя с собой свои инструменты и материалы в ручной тележке. Останавливаясь в городах и деревнях, особенно на рынках, Кларк на глазах у населения сворачивал тин-вистлы из листка жести, получалась коническая трубочка, которая потом закрывалась с одного конца деревянной пробкой - получался свисток, затем в трубочке прорезались отверстия. Кларк тут же демонстрировал инструмент, играя на нём мелодии для зрителей. Дудочка стоила один пенни, от этого происходит ещё одно её название - penny-whistle . Иногда дудочки Кларка покупали ирландские моряки и другие люди с Зелёного острова, которые привозили их домой. Так тин-вистл попал в Ирландию.

В Ирландии дудочка пришлась всем по душе, поскольку очень хорошо подходила для исполнения ирландской народной музыки. Производство Роберта Кларка дожило до наших дней, вистлы марки Clarke пользуются неизменной популярностью по всему миру, в особенности как инструмент для начинающих.

Впоследствии тин-вистлы стали изготовлять из различных материалов, из металлических трубок, латунных, алюминиевых и т. д. Различных видов пластика и других материалов.

Тин-вистл получил большое распространение по всему свету в 60-70-х годах XX века на волне возрождения интереса к народной музыке в Ирландии и за её пределами. Практически все известные фолк-группы использовали тин-вистл в своей деятельности. Появились новые фирмы и мастера-изготовители тин-вистлов.

Применение

Несмотря на кажущуюся примитивность устройства, тин-вистл - в контексте ирландской народной музыки - довольно изощренный инструмент, обладающий гораздо большими возможностями, чем кажется на первый взгляд. Техника исполнения на нём, вероятнее всего, сложилась под влиянием техники игры на ирландской волынке uilleann pipes , которая имеет давнюю традицию и довольно сложна. Многие ирландские музыканты прославились именно благодаря своей мастерской игре на вистле, например Мэри Бёргин (Mary Bergin) , записавшая в конце 70-х два альбома под названием Feadoga Stain 1 & 2 (Tin Whistles 1 & 2) , которые оказали и продолжают оказывать заметное влияние на вистлеров всего света.

Известные исполнители-вистлеры:

Современные вистлы

В наши дни существует множество различных видов тин-вистлов. Это и дожившие до наших дней жестяные конические вистлы Clarke , и распространенные латунные с пластмассовым свистком Generation , доступные пластиковые вистлы Dixon и Susato и деревянные вистлы профессиональных изготовителей.

Наиболее популярные производители:

Вистл один из самых распространенных инструментов в мире, во многом благодаря своей доступности: дудочка начального уровня, вполне приемлемая по качеству, может стоить 5 $, инструменты профессионального уровня стоят от 100 $ до 700 $, но некоторые профессионалы предпочитают дешевые вистлы . Самые дорогие, как правило, деревянные мастеровые вистлы.

Лоу-вистл


Low-Whistle - лоу-вистл - низкая разновидность тин-вистла. Отличается более низкой настройкой и большим размером, а также большей требовательностью к дыханию и меньшей подвижностью. Имеет более глубокий и густой тембр. Поэтому лоу-вистл часто применяется для исполнения медленных мелодий. Изготовляется из металла, пластика или дерева.

Наиболее распространенная тональность - D (ре первой октавы, на октаву ниже обычного тинвистла). Изготавливается в большинстве тональностей от G (соль первой октавы) до G (соль малой). Наиболее низкие тональности встречаются очень редко и иногда называются «басовыми».

История

Вероятно, продольные флейты, подобные лоу-вистлу, существовали ещё в XVI веке, этот факт остаётся спорным.

Изобретателем лоу-вистла в его современном виде считается английский джазовый музыкант и изготовитель инструментов Бернард Овертон (Bernard Overton) , который в 1971 году сделал лоу-вистл для известного ирландского музыканта Финбара Фьюри (Finbar Furey) , который утратил свой бамбуковый вистл в процессе гастролей. Сделав два первых лоу-вистла, которые Фьюри активно использовал в выступлениях, Овертон начал получать заказы от других музыкантов.

Начало массовой популярности лоу-вистла пришлось на 90-е годы XX века после известного танцевального шоу Риверданс (Riverdance) , в котором музыкант Дэйви Спилла́н (Davy Spillane) играл на этом инструменте.

Напишите отзыв о статье "Вистл"

Ссылки

  • (рус.)
  • (англ.)

Примечания

Отрывок, характеризующий Вистл

– Oui, madame, [Да, сударыня,] – отвечал он, оглядываясь.
– Вы не видали моего мужа?
– Non, madame. [Нет, сударыня.] – Он улыбнулся совсем некстати.
– Вы, кажется, недавно были в Париже? Я думаю, очень интересно.
– Очень интересно..
Графиня переглянулась с Анной Михайловной. Анна Михайловна поняла, что ее просят занять этого молодого человека, и, подсев к нему, начала говорить об отце; но так же, как и графине, он отвечал ей только односложными словами. Гости были все заняты между собой. Les Razoumovsky… ca a ete charmant… Vous etes bien bonne… La comtesse Apraksine… [Разумовские… Это было восхитительно… Вы очень добры… Графиня Апраксина…] слышалось со всех сторон. Графиня встала и пошла в залу.
– Марья Дмитриевна? – послышался ее голос из залы.
– Она самая, – послышался в ответ грубый женский голос, и вслед за тем вошла в комнату Марья Дмитриевна.
Все барышни и даже дамы, исключая самых старых, встали. Марья Дмитриевна остановилась в дверях и, с высоты своего тучного тела, высоко держа свою с седыми буклями пятидесятилетнюю голову, оглядела гостей и, как бы засучиваясь, оправила неторопливо широкие рукава своего платья. Марья Дмитриевна всегда говорила по русски.
– Имениннице дорогой с детками, – сказала она своим громким, густым, подавляющим все другие звуки голосом. – Ты что, старый греховодник, – обратилась она к графу, целовавшему ее руку, – чай, скучаешь в Москве? Собак гонять негде? Да что, батюшка, делать, вот как эти пташки подрастут… – Она указывала на девиц. – Хочешь – не хочешь, надо женихов искать.
– Ну, что, казак мой? (Марья Дмитриевна казаком называла Наташу) – говорила она, лаская рукой Наташу, подходившую к ее руке без страха и весело. – Знаю, что зелье девка, а люблю.
Она достала из огромного ридикюля яхонтовые сережки грушками и, отдав их именинно сиявшей и разрумянившейся Наташе, тотчас же отвернулась от нее и обратилась к Пьеру.
– Э, э! любезный! поди ка сюда, – сказала она притворно тихим и тонким голосом. – Поди ка, любезный…
И она грозно засучила рукава еще выше.
Пьер подошел, наивно глядя на нее через очки.
– Подойди, подойди, любезный! Я и отцу то твоему правду одна говорила, когда он в случае был, а тебе то и Бог велит.
Она помолчала. Все молчали, ожидая того, что будет, и чувствуя, что было только предисловие.
– Хорош, нечего сказать! хорош мальчик!… Отец на одре лежит, а он забавляется, квартального на медведя верхом сажает. Стыдно, батюшка, стыдно! Лучше бы на войну шел.
Она отвернулась и подала руку графу, который едва удерживался от смеха.
– Ну, что ж, к столу, я чай, пора? – сказала Марья Дмитриевна.
Впереди пошел граф с Марьей Дмитриевной; потом графиня, которую повел гусарский полковник, нужный человек, с которым Николай должен был догонять полк. Анна Михайловна – с Шиншиным. Берг подал руку Вере. Улыбающаяся Жюли Карагина пошла с Николаем к столу. За ними шли еще другие пары, протянувшиеся по всей зале, и сзади всех по одиночке дети, гувернеры и гувернантки. Официанты зашевелились, стулья загремели, на хорах заиграла музыка, и гости разместились. Звуки домашней музыки графа заменились звуками ножей и вилок, говора гостей, тихих шагов официантов.
На одном конце стола во главе сидела графиня. Справа Марья Дмитриевна, слева Анна Михайловна и другие гостьи. На другом конце сидел граф, слева гусарский полковник, справа Шиншин и другие гости мужского пола. С одной стороны длинного стола молодежь постарше: Вера рядом с Бергом, Пьер рядом с Борисом; с другой стороны – дети, гувернеры и гувернантки. Граф из за хрусталя, бутылок и ваз с фруктами поглядывал на жену и ее высокий чепец с голубыми лентами и усердно подливал вина своим соседям, не забывая и себя. Графиня так же, из за ананасов, не забывая обязанности хозяйки, кидала значительные взгляды на мужа, которого лысина и лицо, казалось ей, своею краснотой резче отличались от седых волос. На дамском конце шло равномерное лепетанье; на мужском всё громче и громче слышались голоса, особенно гусарского полковника, который так много ел и пил, всё более и более краснея, что граф уже ставил его в пример другим гостям. Берг с нежной улыбкой говорил с Верой о том, что любовь есть чувство не земное, а небесное. Борис называл новому своему приятелю Пьеру бывших за столом гостей и переглядывался с Наташей, сидевшей против него. Пьер мало говорил, оглядывал новые лица и много ел. Начиная от двух супов, из которых он выбрал a la tortue, [черепаховый,] и кулебяки и до рябчиков он не пропускал ни одного блюда и ни одного вина, которое дворецкий в завернутой салфеткою бутылке таинственно высовывал из за плеча соседа, приговаривая или «дрей мадера», или «венгерское», или «рейнвейн». Он подставлял первую попавшуюся из четырех хрустальных, с вензелем графа, рюмок, стоявших перед каждым прибором, и пил с удовольствием, всё с более и более приятным видом поглядывая на гостей. Наташа, сидевшая против него, глядела на Бориса, как глядят девочки тринадцати лет на мальчика, с которым они в первый раз только что поцеловались и в которого они влюблены. Этот самый взгляд ее иногда обращался на Пьера, и ему под взглядом этой смешной, оживленной девочки хотелось смеяться самому, не зная чему.
Николай сидел далеко от Сони, подле Жюли Карагиной, и опять с той же невольной улыбкой что то говорил с ней. Соня улыбалась парадно, но, видимо, мучилась ревностью: то бледнела, то краснела и всеми силами прислушивалась к тому, что говорили между собою Николай и Жюли. Гувернантка беспокойно оглядывалась, как бы приготавливаясь к отпору, ежели бы кто вздумал обидеть детей. Гувернер немец старался запомнить вое роды кушаний, десертов и вин с тем, чтобы описать всё подробно в письме к домашним в Германию, и весьма обижался тем, что дворецкий, с завернутою в салфетку бутылкой, обносил его. Немец хмурился, старался показать вид, что он и не желал получить этого вина, но обижался потому, что никто не хотел понять, что вино нужно было ему не для того, чтобы утолить жажду, не из жадности, а из добросовестной любознательности.

На мужском конце стола разговор всё более и более оживлялся. Полковник рассказал, что манифест об объявлении войны уже вышел в Петербурге и что экземпляр, который он сам видел, доставлен ныне курьером главнокомандующему.
– И зачем нас нелегкая несет воевать с Бонапартом? – сказал Шиншин. – II a deja rabattu le caquet a l"Autriche. Je crains, que cette fois ce ne soit notre tour. [Он уже сбил спесь с Австрии. Боюсь, не пришел бы теперь наш черед.]
Полковник был плотный, высокий и сангвинический немец, очевидно, служака и патриот. Он обиделся словами Шиншина.

Взялся сегодня вечером шить чехлы для своих вистлов. Вистл – такой инструмент, что способствует появлению в какой-то момент болезни, называемой вистломанией. Хочется попробовать все инструменты, которые только возможно заполучить. Не избежал и я этой заразы. Так вот, решил шить чехлы. Достал все вистлы, разложил. Потом стал на каждом что-то наигрывать. В очередной раз дошла до меня простая истина, - насколько же они все разные по звуку, характеру (в некоторых случаях даже - норову), энергии. Решил для каждого из них написать, так сказать, краткую характеристику.

Clarke Sweetone D

САМЫЙ ПЕРВЫЙ. Первый мой вистл. Ему четыре года, но, несмотря на то, что я точно знаю свои предпочтения в этой области, играю на нём до сих пор. Пластиковый свисток, коническое тело, свёрнутое и сваренное из полоски металла. Звучание первой октавы достаточно стабильное, даже местами плотное – несмотря на то, что стенки инструмента достаточно хлипкие. На передувании слегка визглив (особенно верхние Ля и Си).

Чудесный инструмент, классика жанра – конический корпус, блок из твёрдого дерева (породу выяснить не смог). Обожаю его звук. Один из самых «ходовых» моих инструментов. Вот только чуть-чуть бы погромче звучал!.. Я его слегка апгрейдил – аккуратно достал блок, пропитал льняным маслом и установил обратно, уплотнив герметиком. После этого расход воздуха стал немного меньше, и не болит душа от того, что блок быстро испортится от влаги и конденсата.

Инструмент, производящийся в мастерской Дэвида Шоу (Англия). По типу сходен Original, однако этот вистл более резко сужается к концу. Кроме того, его стенки более толстые и твёрдые, в результате чего вистл имеет более резкий и громкий звук. Капризен на второй октаве, однако это всего лишь дело привычки и потому особой проблемой не является. Очень темпераментный вистл. И расход воздуха достаточно большой. Я на нём обычно на улице играю.

На сайте chiffandfipple.com даётся, на мой взгляд, исчерпывающая характеристика вистлов Generation: если вы их покупаете, будьте осторожны, вам точно попадётся одна из двух крайностей – либо самый лучший инструмент, который только можно себе представить, либо голимый хлам. Мне, похоже, попался именно голимый хлам. Чтобы как-то изменить ситуацию, было три недели секса с элементами извращений. Растачивались игровые отверстия, двигались свистки, затачивались (или, наоборот, затуплялись) лезвия, срезалась пластиковая бахрома внутри свистков… В результате теперь более-менее сносно звучат инструменты Bb, C и Eb. Люди! Решите приобретать Generation – будьте предельно внимательны!

Настраиваемый вистл, классический диксоновский пластиковый свисток и алюминиевое цилиндрическое тело. Толстые стенки и общая массивность придают инструменту очень стабильный плотный звук, который можно при соответствующем дыхании сделать очень нежным.

Ирландская дудочка (висл, дословно - свисток, что в общем правильно, если посильнее дунуть) - одна палочка и девять дырочек. Шесть рабочих отверстий позволяют извлечь семь нот натурального мажора. Вторую и начало третьей октавы играют передуванием. Специальные комбинации позволяют брать бемоли. Делают их во многих тональностях - A, Bb (строй волынки), C, D, Eb F, G (это сказывается на размере); остальные - по заказу. В основном иcпользуют C и D - соответственно для песен в C/Dm и D/Em.

Вислы бывают двух основных типов - цилиндрические и конические . Цилиндрические представляют собой металлическую трубку (из бронзы или никеля) с просверленными отверстиями и пластиковым мундштуком. Отличаются ярким звуком. Основные марки: Generation, Feadog, Waltons.

Профессиональные цилиндрические вислы делают целиком из алюминия. Оригинальный сильный звук, который уже и не висл, но еще и не флейта. Марки: Howard, Chieftain.

Конические вислы (известные как Pennywhistle - название свое получили за то, что некоторые шустрые граждане, играя на этих самых вислах в общественных местах, умудрялись заработать немножко этих самых пенни) - как видно на фото - свернутый в конус жестяной лист, пропаянный по шву с обратной стороны, с деревянной вставкой в мундштуке. Характерный достаточно мягкий "шипяший" звук. Выпускаются также на октаву ниже (low whistle). При игре с другими инструментами создает ощущение "глубины звука". Марки: Clark, Shaw

Шотландская волынка (Great Highland Bagpipe) полного размера (full size) убивает все живое в радиусе 3 метров от волынщика. Попытки играть на ней в маленких залах типа Magnifique оканчиваются полным параличом публики. Состоит собственно из bag"a (т.е. сумки), мундштука, нескольких дронов (drones - издающих характерный звук постоянного тона, обычно 1 бас, 2 тенора) и чантера (chanter), обычно в Bb, на коем, собственно, и играется мелодия.


Кстати о мелодии. Если кто не знает - объясняем: окромя того что это шоу, это еще и музыка, и если вы не в состоянии запомнить мелодию, это еще не значит, что ее не помнит волынщик.

Для того чтобы люди не умирали на концертах и домашних сейшнах, была придумана малая волынка (smallpipe) . Основное ее отличие от большой - вполне приемлимая сила и без того неоднозначного на восприятие звука (я от него в восторге... первые 10 минут). Кроме того, в нее гораздо легче дуть, так что изучать премудрости игры лучше именно на ней.


Кстати об обучении. Наряду с тренировкой легких, на первых порах рекомендуется использовать Practice chanter (тот же чантер, что и в волынке, но с мундштуком), в который и дуть легче, и забот не так много - надувать, нажимать, играть... и все сразу!

Угадайте, что это?

Едва ли вы угадали - это , или, по-русски говоря - электронный тренировочный чантер, имитирующий шотландскую волынку. С правой стороны имеется гнездо для подключения наушников. Поддерживает натуральные звуки C и D. Выпускается с черным, либо прозрачным корпусом (видимо по аналогии с прорезями на Hi-End технике для наблюдения магического свечения ламп и пр. крутостей). Ежели вы всерьез планируете тренироваться в неподходящих для этого местах (по пути на работу / с работы / к любимой девушке/ или когда она только что заснула, а тем паче если "она" - это не она, а, скажем, теща!) может быть, этот девайс и поможет вам.

Для больших любителей выкурить трубочку во время концерта придумана еще одна хитрая вещь - Uilleann (Elbow) Pipe (ирландская волынка) . Как вы уже наверное догадались, дуть в нее не надо. Закачка воздуха производится с помощью мехов. Стандартный строй - D, но по заказу делают любые.


От шотландских волынок UP ушла так же далеко, как флейта Бема от висла: чантер позволяет брать полутона, так что строй становится непринципиальным. Кроме того, трость позволяет передуванием играть на октаву выше. С помощью дополнительных регуляторов на дронах появляется возможность вытворять всякие интересные штуки типа игры аккордами.

Кроме полной комплектации UP бывают половинной - без дополнительных регуляторов, и ученической - без дронов.

Традиционный ирландский ударный инструмент, как правило - деревянная рама, обтянутая натуральной кожей. Держат левой рукой, уперев в брюхо; бьют правой, зажав в ней палочку на манер авторучки так, чтобы при скользящих ударах вниз-вверх оба конца палочки били по коже (основная техника).



Палочки (stick) кроме стандартной формы бывают вычурной и еще более вычурной со смещенным центром тяжести.

Характер звука значительно меняется в зависимости от угла, под которым происходит удар и от положения левой руки на внутренней поверхности кожи. Бывают настраиваемые (tuneable) и ненастраиваемые модели диаметром 14-22 дюйма.

Семейство мандолин кроме всем привычной маленькой мандолины (mandolin) включает в себя старшую сестренку мандолу (mandola) , мамашу мандоцело (mandocello) и папашу мандобас (mandobass) - отставить улыбку!. Однажды малютку мандолину соблазнил сорванец банджо (banjo) . Плод их юной любви, появившийся через положеное время, нарекли мандобанджо (mandobanjo) . Подобный поворот событий не мог не отразиться на ближайших родственниках. Дядюшка ситар (sittern) так расстроился, что вместо ADADA стал звучать как ADGAD, а временами даже как DGDAD, а тетушка бузуки (bouzouki) - ну и имена у этих греков! - даже обзавелась дополнительной парой струн, чтобы не выделяться из стройных рядов семейства мандолин. Между тем бесчинства извращенца банджо на том не закончились. Привлеченный классическими формами, он обесчестил почтенную гитару, оставив на память о пылком африканском любовнике дочурку гитарбанджо (guitar banjo) . Опасаясь мести со стороны возмущенной общественности, банджо сделал слабую попытку загримироваться - обзавелся 5-ой струной (размеров на 5 меньше - видимо отобрал у какого-то дитяти) и сменил строй на GDGBD. Но это не помогло ему уйти от ответа: пойманный разъяренной толпой, он был кас... ну, в общем, оторвали ему лады и натянули нейлоновые струны на гриф.

Мандолина строится так же как скрипка - GDAE. Кроме классической итальянской формы с грушевидным кузовом (round back) в фолк-музыке чаще используется модель с плоским кузовом (flat back - на примере мандолы). И не удивительно. Уверенно держать в руках инструмент, задняя часть которого представляет собой вытянутую полусферу, да еще покрытую лаком, можно лишь в трезвом состоянии, усевшись в классическую позицию "нога на ногу". Подобные требования к музыканту, как вы понимаете, привели не к укреплению трезвого образа жизни, а к появлению инструмента, который твердо стоит между ног. Новый дизайн получил название "кельтского".

Тенор мандола (tenor mandola) строится так же как альт - CGDA и внешне напоминает подрощенную мандолину. Правда, в ирландской музыке чаще используется октав мандола (octave mandola, америкацы кличут ее octave mandolin), настраиваемая как GDAE на октаву ниже мандолины.

Мандоцело (mandocello) строится на октаву ниже тенор мандолы CGDA. Выглядит соответственно на октаву больше.

Мандобас (mandobass) строится EADG . Выглядит, хм... соответственно.

Ситар (sittern) в последнее время, как и другие инструменты семейства мандолин, сменил дизайн на плоскокузовной (flat back), так что основным отличием осталось наличие 10 парных струн, которые строятся как кому в голову взбредет, и более короткий и широкий гриф (на самом деле, струн может быть и больше, и меньше - от 8 до...). Встречаются варианты настройки ADADA, ADGAD, DGDAD, плюс ко всему часто используют каподастр.


Бузуки (bouzouki) - греческий вариант лютни. Традиционные греческие строятся CFAD. Вообще-то раньше их делали с шестью парными струнами (DAD), но сейчас греческие мастера делают в основном восьмиструнные CFAD с грушевидным кузовом (round back).

Ирландские музыканты в своем стремлении все подобные инструменты перестроить в GDAE не обошли вниманием и бузуки, заодно приведя к общему знаменателю и дизайн. Появление моделей с плоским кузовом (flat back) сделало бузуки очень похожими на октав мандолу, вот только гриф у бузуки подлиннее. Подобная адаптация привела к тому, что грань между "ирландскими" бузуки (irish bouzouki) и октав мандолой пролегла где-то в районе 58-го сантиметра шкалы грифа, так что все что короче - мандола, что длиннее - бузуки. Звук у "ирландской" разновидности более открытый и яркий, чем у греческой, да и держать ее поудобнее.


Тенор банджо (tenor banjo) широко используется не только в традиционной ирландской музыке, но и в традиционном джазе. У него более мелкая мензура, чем у G банжо, и четыре струны, настроенных CGDA, но практически все ирландские музыканты настраивают ниже - GDAE, на октаву ниже мандолины и скрипки. Большей популярностью пользуются инструменты с укороченной мензурой (17 ладов вместо 19), поскольку их аппликатура соответствует скрипичной.


5-тиструнное банджо (5-string banjo) обычно используется в bluegrass и country музыке, но в порядке диверсификации используется в качестве аккомпанемента в песнях различных музыкальных направлений. Среди вариантов настройки наиболее распространены gDGBD и gCGDB. Отличается наличием 5-й струны, пришлепнутой сбоку-припеку на пятом ладу со стороны басовых струн. Безладовый вариант банджо (fretless banjo), как правило с нейлоновыми струнами, использовался раньше для игры вместе со скрипкой в силу более согласованного звучания.

Мандобанджо либо банджолин (mandobanjo or banjolin), как видно из названия - результат неправильной ликвидации погрома в музыкальном магазине: резонатор от банджо, гриф от мандолины, звук - ну, это надо слышать.


Гитарбанджо (guitar banjo) - идеальный выход для гитариста, когда хочется извлекать звуки банджо, а учиться лень. Собственно, гитарный гриф, 6 струн, те же аккорды, а звук...


То что в Италии принято называть violin , а в России скрипкой, в руках ирландского музыканта превращается в фиддл . Так что если на сцене кто-то кого-то называет Фидлером - это не конкурс молодых еврейских дарований, а концерт ирландской музыки.


По материалам сайта группы Воинство Сидов (Slua Si)