Вольфганг амадей моцарт портреты. Портрет Моцарта – гений чистой красоты

Я уже писал о книге про Микеланджело Буонаротти , если эта книга учит любить визуальную сторону искусства, то книга «Возвышенное и земное» делает то же самое, но в иной плоскости. В плоскости музыкальной. Это биографический исторический роман о величайшем гении (как бы банально ни звучало, но факт) в области музыки — о Моцарте .

Биографический роман Возвышенное и Земное, о чем книга

Прежде всего, это книга о музыке и о любви к ней, о человеке, который не мог себе представить жизнь без всех этих звуков фортепиано, клавесина, органа и скрипки. Прежде всего — фортепиано. Ибо Моцарт был одним из первых, кто стал серьезно задротствовать черно белые клавиши второго моего самого любимого инструмента (после гитары) и остается одним из лучших по сей день.

И если музыка Моцарта просто лучится светом и теплотой, то жизнь его была далека от подобной благостности. В этом романе вы узнаете насколько нелегким был путь Моцарта к славе, о его непростом характере, взаимоотношениях с семьей и прежде всего с отцом. Кстати, книга «Возвышенное и земное» была написана Дэвидом Вейсом именно на основе сохранившейся до наших дней переписки Моцарта с батей.

И, если, вы думали, что Моцарт был эдаким божьим одуваном, то я спешу вас разочаровать. Величайший композитор был желчной язвой с языком острым, как катана и любил наступить на болячку каждому, кто ему не слишком нравился. Чем, естественно нажил себе огромную и черную тучу врагов. Кроме того кудряш отличался крайним высокомерием во всем, что касалось музыки. И если бы он посчитал, что ваша музыка — это фекалии мамонта, тысячу лет пролежавшие в вакуумной упаковке, он бы так и сказал. Услышав современную эстраду Моцарт бы, наверное отрезал бы ухо, как Ван Гог.

С папой у Моцарта сложились весьма неоднозначные отношения, но, в конце концов, если бы не батя, Моцарта не было бы как музыканта. Ведь родись гениальный композитор в семье каких-нибудь крестьян пропахших коровьим навозом так и остался бы всю жизнь волам хвосты крутить. Не подумайте, я не в коем случае не принижаю крестьянский труда, но те, кто хоть раз в своей жизни был на ферме, поймут, что из песни навоз не выкинешь.

Книга читается легко и увлекательно и уж точно лучше, чем сухая биографическая заметка в каком-нибудь занудном учебнике по истории музыки. Не буду ручаться за историческую достоверность, ибо я имел ее в виду, но насколько хватает моих кастрированных знаний о жизни Моцарта и истории того времени — сильных погрешностей не замечено. Девид Вейс, в конце концов ведь годный и совсем не пальцем деланный писатель.

Что еще сказать — довольно атмосферно. Действительно веришь этой книжке. Я, конечно, понимаю, что скорее всего чувства композитора были далеки от того, что придумал писатель, но как-то настолько органично все описано, что действительно кажется, будто это от лица Вольфганга.

Я могу сказать, что всегда был неравнодушен к музыке, но по настоящему заболел ею после прочтения этой книги. После этого даже начал немного баловаться сочинением музыки для гитары. Я, конечно, был поражен, насколько все-таки бедно мое восприятие мелодии и гармонии, да и , по сравнению с Моцартом. И я — это еще ничего по сравнению с остальными . Для Вольфганга ноты мелодии были тем же, что для нас буквы и слова. Мужик мог утром пойти прослушать какую-нибудь фугу, а потом вернуться вечером домой и нота в ноту ее записать!

Музыка, подобно дождю, капля за каплей просачивается в сердце и оживляет его. Ромен Роллан

Книга Дэвида Вейса «Возвышенное и земное» доступна к скачиванию на рутрекере и флибусте (или была доступна на момент написания поста). Я тут выкладывать не буду, ибо проблем с правоторговцами мне не нужно.

Убийство Моцарта, кстати, продолжение книги «Возвышенное и земное», но мне не понравилось, ибо там не совсем про , а про какого-то унылого композитора, который вместе со своей пассией расследует обстоятельства убийства. Как-то так. В общем, нудно. Не советую.

Портреты Моцарта

Небольшая подборка портретов Моцарта. И, что характерно, некоторые портреты отличаются друг от друга настолько, что кажется будто писались с разных людей. Художники, они так видят — что с них взять.

Портрет Моцарта, художник Йозеф Хикель, (свояк Моцарта) 1789 год. P. S. Этот портрет считается наиболее точным

Великий венский классик стал подопытным кроликом для ученых XXI века. Изучив воздействие музыки Моцарта на человека, люди науки утверждают, что существует удивительный эффект.

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) - великий австрийский композитор, дирижер. Представитель Венской классической школы музыки, автор более 600 музыкальных произведений.

Что делает с нашим сознанием «солнечный» гений?


Юный виртуоз

Моцарт (Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил (Готтлиб) Моцарт) родился 27 января 1756 года в городе Зальцбург в музыкальной семье: мать - Мария Анна, урожденная Пертль; отец - Леопольд Моцарт (1719-1787), композитор и теоретик. Анна Мария Моцарт — важное лицо уважаемого музыкального рода Пертль — в противоположность характеру своего мужа предстает душевной, доброй, неунывающей, искренней и участливой милой женщиной.

Из семерых детей Моцартов выжили двое: Вольфганг и его старшая сестра Мария Анна. И брат и сестра обладали блестящими музыкальными данными: Леопольд начал давать дочери уроки игры на клавесине, когда ей исполнилось восемь лет, и сочиненная отцом в 1759 для Наннерль Нотная тетрадь с легкими пьесками пригодилась затем при обучении маленького Вольфганга.

В биографии Моцарта музыкальный талант обнаружился еще в раннем детстве. Отец обучал его игре на органе, скрипке, клавесине. и уже в возрасте трех лет будущий гений делал первые композиторские наброски- подбирал на клавесине терции и сексты, а в пятилетнем возрасте начал сочинять несложные менуэты.

Отец Леопольд Моцарт держал мальчика в ежовых рукавицах: жесткая дисциплина, постоянные занятия и активная концертная деятельность с пяти лет. Моцарт обладал необыкновенной музыкальной памятью: ему достаточно было только раз услышать любое музыкальное произведение, для того чтобы совершенно точно записать его. Леопольд Моцарт хотел, чтобы сын стал композитором, а согласно обычаям того времени музыкант мог стать композитором только после признания его исполнителем-виртуозом.

Слава пришла к Моцарту очень рано. В 1762 году семейство едет в Вену, Мюнхен. Там даются концерты Моцарта, его сестры Марии Анны. Затем, во время путешествий по городам Германии, Швейцарии, Голландии музыка Моцарта поражает слушателей удивительной красотой. Моцарты были приняты при дворе Людовика XV во время рождественских праздников в Версале и в течение всей зимы пользовались большим вниманием аристократических кругов. В это же время в Париже были впервые изданы сочинения Вольфганга - четыре скрипичные сонаты.


В 1778 году в далеком Париже умерла мать Моцарта, которой было всего 58 лет. Две недели она боролась со смертью, и сын не отходил все это время от нее. Ее внезапная кончина стала огромным потрясением для Вольфганга.

Первое турне Моцартов продолжалось три года, а всего Вольфганг вне стен родного дома провел без малого десять лет. В пути Вольфганг и Наннерль часто болели, не раз пребывая на краю гибели. Оба ребенка перенесли и воспаление легких, и оспу. Это было не романтическое путешествие, а настоящее хождение по мукам.

В апреле 1764 семейство отправилось в Лондон и прожило там более года. Через несколько дней после прибытия Моцарты были торжественно приняты королем Георгом III. Как и в Париже, дети давали публичные концерты, во время которых Вольфганг демонстрировал свои поразительные способности.


Композитор Иоганн Кристиан Бах, любимец лондонского общества, сразу оценил огромный талант ребенка. Часто, посадив Вольфганга на колени, он исполнял вместе с ним на клавесине сонаты: они играли по очереди, каждый по несколько тактов, и делали это с такой точностью, что создавалось впечатление, будто играет один музыкант.

С 1766 по 1769 годы, живя в Зальцбурге и Вене, Моцарт изучал творчество Генделя, Страделла, Кариссими, Дуранте и других великих мастеров. История музыки свидетельствует о целом ряде чудесных выступлений, которыми Моцарт повергал своих слушателей в изумление. Мальчику было всего 10 лет, когда он принял участие в сочинении коллективной оратории. Его целую неделю держали в настоящем плену, открывая запертую дверь лишь чтобы передать ему пищу или нотную бумагу. Моцарт блестяще выдержал испытание, и вскоре после оратории, исполненной с большим успехом, поражает публику оперой "Аполлон и Гиацинт", а затем и еще двумя операми "Мнимая простушка" и "Бастьен и Бастьенна".

Виртуозом маленький Моцарт был признан еще до подросткового возраста. Однако это стоило ему больших усилий: многочасовые концерты перед знатью очень выматывали маленького музыканта. Однажды после выступления перед императрицей Марией Терезией Моцарт слег с жаром, его тело покрылось красной сыпью — это была скарлатина. Благодаря усилиям императорского врача мальчик смог выздороветь.


Johann Nepomuk della Croce (Austrian, 1736-1819) Wolfgang Amadeus Mozart with his sister Maria Anna und father Leopold, on the wall a portrait of his late mother Anna Maria. 1780-1781 гг. Salzburg

Моцарты много путешествовали, давали много концертов и «скитались» по королевским дворам Европы в поисках постоянного места. Постоянные неудобства, денежные затруднения и отсутствие стабильности — все это приходилось терпеть и юному композитору. Тем не менее современники отмечали его легкий характер, веселый нрав и любовь к шутке и розыгрышам.

Моцарт обожал различные светские приемы, маскарады, любил танцевать и весело проводить время. Несомненно, это нашло отражение и в музыке композитора. Его музыка более остальных насыщена обертонами высокой частоты - от трех тысяч до восьми тысяч герц.Именно эта характеристика оставляет у слушателя ощущения «лучезарности», весны и солнца.


Некоторые оперы Моцарта так и остались неоконченными, поскольку трудное материальное положение семьи заставляло композитора посвящать много времени различным подработкам. В аристократических кругах проводились фортепианные концерты Моцарта, сам музыкант был вынужден писать пьесы, вальсы на заказ, преподавать. С 1775 по 1780 года плодотворная работа Вольфганга Амадея Моцарта пополнила когорту его сочинений рядом выдающихся композиций. После занятия должности придворного органиста в 1779 году, симфонии Моцарта, его оперы содержат все больше новых приемов.

В 1777 г. архиепископ разрешил композитору отправиться в большое путешествие по Франции и Германии, где Моцарт концертировал с неизменным успехом. Знаменитейшие оперы «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан» (обе оперы написаны совместно с поэтом Лоренцо да Понте) композитора Моцарта ставятся в нескольких городах. Для Моцарта произведения того времени оказались чрезвычайно успешными. 26 января 1781 года в Мюнхене с огромным успехом была поставлена опера «Идоменей», обозначившая определённый поворот в творчестве Моцарта.

4 августа 1782 года в Вене Вольфганг Амадей Моцарт, несмотря на категорическое несогласие отца, женился на Констанции Вебер. Молодожены поселились у ее родителей, где и продолжал работать Моцарт. Здесь же, в Вене, в перерывах между сочинительством он стал появляться на заседаниях масонской ложи. «Бунтарский» дух, по всей видимости, и в этом вопросе сыграл свою роль: через два года после женитьбы он вступает в масонскую ложу «Благотворительность». Идеи «Свободы, Равенства и Братства» становятся для него привлекательными.

Портрет Констанцы Моцарт кисти Йозефа Ланге (1782).

В 1790 г. снова в Вене поставлена опера «Так поступают все». А в 1791 г. написаны сразу две оперы — «Милосердие Тита» и «Волшебная флейта». Последним произведением Моцарта стал знаменитый «Реквием», который композитор не успел завершить. Закончил сочинение Ф. К. Зюсмайер, ученик Моцарта и А. Сальери.

"Реквием" - последнее, незавершённое произведение композитора Вольфганга Амадея Моцарта, над которым он работал перед самой смертью, - траурная заупокойная месса, написанная на канонический латинский текст.
Сочинение завершили ученики Моцарта, главным образом Франц Ксавер Зюсмайер, тем не менее, "Реквием" является одним из наиболее известных произведений Моцарта и рассматривается как одно из важнейших его творений.


В середине июля 1791 года Моцарт получил через посредника - некоего человека в сером, заказ на сочинение "Реквиема" на условиях секретности. Предположительно Моцарт знал заказчика - он получил аванс, по разным сведениям, 50 или 100 дукатов, и столько же Моцарт должен был получить по окончании работы.
Как выяснилось позже, "Реквием" заказал граф Франц фон Вальзегг-Штуппах для ежегодного исполнения в память о его жене. Граф был музыкантом-любителем и неоднократно выдавал заказанные у разных композиторов сочинения за собственные, а точнее - покупал у них авторство. Таким образом, Моцарт должен был сочинять Реквием анонимно.

Безденежье заставило его согласиться на это крайне унизительное для него условие, которое может служить объяснением большого количества заимствований (исследователи в различных частях Реквиема находят параллели с сочинениями Карла Филиппа Эммануила Баха, Михаэля Гайдна, Доменико Чимарозы и Франсуа Госсека). Впрочем, эти "заимствования" обусловлены скорее общими рамками и принципами церковной музыки XVIII-го века, нежели копированием чужих сочинений.Известная месса «Реквием» так и не была закончена Моцартом. С ноября 1791 года Моцарт много болел и совсем не вставал с кровати.

Последний раз в обществе В. Моцарт появился 18 ноября 1791 года. На освящении нового храма «Вновь увенчанная надежда» великий композитор дирижировал своей «лебединой песней» — небольшой кантатой «Громко возвестим нашу радость». 20 ноября он слег в постель и больше не поднимался: внезапно у него опухли руки, ноги, затем добавилась рвота. Но сознание не покидало больного. Он остро реагировал на пение канарейки — и птицу унесли из комнаты.

Вечерами, когда шла его «Флейта», Моцарт следил по часам за ходом каждого спектакля. Как утверждал Ниссен: «Болезнь, приковавшая его к постели, длилась 15 дней... За два часа до кончины он пребывал еще в полном сознании». 5 декабря день памяти великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта, который умер в неполные 36 лет 5 декабря 1791 года в Вене.

Ссылаясь на болезнь, Констанция не присутствовала на похоронах мужа. И впервые посетив кладбище спустя несколько лет, она была очень удивлена тем, что не нашла места его погребения.

Что же касается самого погребения композитора, то оно тоже стало тайной. Хоронили Моцарта с подозрительной поспешностью, не удостоив почестей, соответствующих его сану — помощника капельмейстера собора Св. Стефана, а также званию придворного капельмейстера и композитора. Более того, на кладбище Санкт-Маркс по Гроссе-Шуленштрассе никто из сопровождавших тело Моцарта не пошел. Якобы из-за резкого ухудшения погоды. Хотя из архивных источников Венской обсерватории и дневника графа Карла Цинцендорфа, ведшего обстоятельные метеонаблюдения, явствует, что в тот день в 3 часа пополудни стояла характерная для поздней осени погода без осадков: температура утром была 3 градуса, а вечером — 4 градуса по Цельсию. Следовательно, причиной того, что никто из участников убогой похоронной процессии не дошел до монастырского кладбища, были не погодные условия, а нечто совсем другое. Но самым непонятным в этом деле остается факт того, что композитор был похоронен в безымянной могиле для бедняков, которая к тому же вскоре была утеряна. Кто-то тщательно скрывал следы преступления…


Генри Нельсон О"Нил. «Последние часы Моцарта»

Более того, в кругу венских музыкантов долгое время передавалась следующая история. Будто бы гроб с телом Моцарта отпевали не в храме Св. Стефана, а у входа в Крестовую капеллу, прилегающую к северной недостроенной башне храма. А затем, когда сопровождавшие удалились, гроб с телом внесли внутрь и, прошествовав перед Распятием, вынесли прах великого музыканта уже через другой выход, ведущий прямиком в катакомбы, где хоронили людей, умерших во время эпидемии чумы.

Спустя несколько дней после смерти Моцарта австрийские, а затем европейские газеты запестрели краткими проходными сообщениями о кончине «композитора, известного всей Европе своим редкостным талантом», «достигшего наивысшего мастерства» и так далее.

И только в берлинской «Музыкальной ежедневной газете» от 12 декабря 1791 года прозвучал недвусмысленный намек на криминал: «Моцарт скончался. Он вернулся домой из Праги больным и с той поры слабел, чахнул с каждым днем: полагали, что у него водянка, он умер в Вене в конце прошлой недели. Так как тело его после смерти сильно распухло, предполагают даже, что он был отравлен».


Большинство же современников Моцарта считали однозначно, что он умер естественной смертью от «острой просовидной лихорадки», которую 28 ноября диагностировал его домашний врач Саллаба (случаев такого заболевания больше в Вене не зарегистрировано). Этого диагноза было достаточно, чтобы внушить потомкам главное: великий Моцарт умер естественной смертью. Внушить на время…

Памятник Вольфгангу Амадею Моцарту в Вене,

Моцарт создавал легкие, гармоничные и прекрасные произведения, которые стали классикой для детей и взрослых. Моцарт широко признан одним из величайших композиторов: его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха.

Музыку Моцарта характеризуют лёгкость, изящество, ясность, простота, виртуозный блеск. Не было практически ни одного жанра того времени, в котором бы он не творил: за тридцать лет Моцарт успел сочинить 626 произведений, в числе которых 22 оперы, 41 симфония, 27 концертов для фортепиано, 7 скрипичных концертов, 19 месс, Реквием. Поистине всемирную славу творчество Моцарта снискало уже после смерти композитора. Его безмерный талант, исключительная одарённость стали символом проявления высших творческих сил, воплотившихся в глубоко жизненных произведениях-шедеврах.

Эксперименты с музыкой

Первые опыты с музыкой Моцарта были проведены на крысах. Два месяца животные слушали одно и то же произведение по двенадцать часов в день. Крысы-меломаны вдруг стали умнее своих сородичей и могли пробегать лабиринт быстрее и делать меньше ошибок в процессе пути.


Pietro Fabris (Italian, 1754-1804) Kenneth Mackenzie, 1st Earl of Seaforth (1744-1781), at home in Naples: Concert Party. 1771 г. National Galleries of Scotland

Первые моцартовские эксперименты на людях тоже окончились интересными открытиями. Люди слушали произведения Моцарта и другую музыку, а ученые в это время изучали мозг с помощью МРТ. Во время прослушивания любой музыки у людей активизируется та часть головного мозга, которая связана со слуховыми центрами. В других случаях может быть задействован эмоциональный центр. Но только произведения Моцарта активизировали у испытуемых всю кору головного мозга.

По выражению ученых, которые наблюдали этот процесс, вся голова человека начинала светиться во время прослушивания Моцарта. Ученые считают, что именно в музыке Моцарта есть неповторимое явление — уникальный ритм, который «созвучен» ритму нашей нервной системы. Музыка Моцарта может вызвать такой резонанс в коре головного мозга, который будет колебаться с частотой нашей нервной системы - 20-30 секунд. Проанализировав частотные характеристики других классических композиторов, а также поп-музыку разных годов, ученые составили таблицу, где чаще всего встречается это сочетание волн в 20-30 секунд. И именно Моцарт оказался первым в списке.


Эффект Моцарта - благотворное лечебное влияние музыки Моцарта на умственные способности и весь организм, гармонизируя психику и физиологию человека.

Тема сегодняшней галереи печальна, поскольку посвящена она последним дням и смерти Вольфганга Амадея Моцарта. Оказывается, эта тема тоже ярко и разнопланово представлена в живописи. Даже спустя 225 лет после смерти композитора, его кончина по-прежнему покрыта тайной, и исследователи-моцартоведы продолжают выдвигать разные варианты, рассматривая как версию насильственной, так и смерти в результате болезни. Хорошо, что уже не рассматривается тема злодея Сальери, отравившего соперника из зависти, и имя самого композитора реабилитировано. Причем, как пишет Лев Гунин в своей книге «Жизнь Моцарта и его тайны», версия отравления композитора принадлежит ему самому. «Недолго осталось мне жить. Я уверен, кто-то отравил меня. Не могу избавиться от этой мысли» - сказал он как-то жене. И затем эта фраза появилась в биографии Моцарта, написанной вторым супругом Констанции, а дальше и во всех биографиях. Опять же тема отравления еще раньше появилась в некрологе берлинской газеты, опубликованном 12 декабря 1791 года, журналисты так и написали: «…предполагают даже, что он был отравлен». И все же отправной точкой всех мнений и расследований остается последнее незавершенное произведение «Реквием».

***
Я жил недолго с вами на земле.
Но погребенья моего не видел
Никто. Друзья простились у ворот.
Мой гроб не проводили до могилы!
А я не умер. Я вернулся - к вам.
Я не был похоронен. Снова жажду
Живую душу в музыке излить!
Но «Реквием» дописыватъ не стану -
Прощаться с жизнью больше не хочу.
Ведь столько в ней любви! Я понял, понял:
Печальна мудрость и мудра печалъ,
Но высшая на свете мудрость - радость!
Ах, к радости вернёмся! Наконец
Вернёмся же к себе самим, какими
По замыслу Творца мы быть должны!
Я понял, я постиг: жизнь - это повод
Для радости. Как сладко добывать
Из каждого мгновенья свет, и ценность,
И музыку! Bcё дышит и звучит!
Очистите от шума землю эту -
И музыку услышите везде.
Всё - Музыка! Всё - радость!

Лев Болеславский
2004 г.

Иллюстратор под ником Escente Requiem 2015 г.

Реквием

Вернее, не сам «Реквием», а приход в дом композитора таинственного незнакомца «в черном», который и заказал Моцарту это музыкальное произведение. Случилось это осенью 1791 года, и к этому времени композитор уже чувствовал недомогание, поскольку напряженно работал над многочисленными заказами, чтобы расплатиться с не менее многочисленными долгами. На недомогания он часто жаловался в письмах кредиторам. Намного позже удалось выяснить, что тот самый незнакомец «в черном» был управляющим графа Вальзегг-Штуппаха, который заказал траурное произведение в память о недавно умершей жене, и этот заказ был окутан тайной, поскольку граф собирался «купить авторские права» на готовое произведение и исполнить его под своим именем. Поэтому рассказы о том, что Моцарт, предчувствуя свой конец, якобы сочинял реквием для себя – скорей всего, одна из многочисленных легенд. Он, действительно, плохо себя чувствуя, лихорадочно работал над партитурой, но только по причине «сдать заказ в срок».

Charles Buchel (Karl August Büchel) (German born-English, 1872-1950) Mozart and the mysterious stranger, 1791. Illustration for "A Day with Wolfgang Amadeus Mozart" by May Byron. 1914 г.

Milo (Maurilio) Manara (Italian, born 1945) Illustrazione per il libro Pentiti su Mozart 2005 г.

Но, увы, скоро силы покинули композитора. 20 ноября Моцарт слег и больше уже не вставал с постели, он чувствовал такую слабость, что даже принял причастие. Сначала у композитора опухли руки, затем ноги, затем все тело. Его мучили приступы рвоты, появились жар и сыпь. Конечно, Констанция, сама только вернувшись с лечения в Бадене, делала всё возможное, чтобы лечить мужа. Моцарта наблюдал известный венский врач Томас Франц Клоссет (Thomas Franz Closset, 1754-1813), затем подключился Матиас фон Саллаба (Matias von Sallaba, 1764-1797). Они определили болезнь, как острую просовидную лихорадку, затем, как ревматическую лихорадку, но до конца не были уверены в диагнозе. При этом тело композитора постепенно раздувалось и быстро разлагалось. Старший сын Карл Томас вспоминал: «Вокруг стоял смрад, вызванный внутренним разложением, который после его смерти стал еще более сильным...»

Thomas W. Shields (American, 1849-1920) Mozart singt sein Requiem 1882 г.

Увы, самой картины Михая Мункачи я не нашел, только эскиз к работе, зато отыскалась гравюра француза Армана Матэ-Доре из музея Метрополитен.

Mihály Munkácsy (Hungarian, 1844–1900) The Last Moments of Mozart (sketch) 1888 г.

Armand Mathey-Doret (French, 1854-1931) after Mihály Munkácsy (Hungarian, 1844-1900) The Last Moments of Mozart. 1888 г. Metropolitan Museum of Art

Находясь в таком ужасном болезненном состоянии, Моцарт продолжал работать над заказанным «Реквиемом», устраивал прослушивания отрывков с музыкантами и женой Констанцей, давал указания ученику Францу Ксаверу Зюсмайру, на случай если сам не успеет закончить произведение.

Eduard Friedrich Leybold (Austrian, 1798–1879) after Franz Schramms (1823-1883) A moment of the last days of Mozart. 1857 г.
Здесь умирающий Моцарт изображен со своим учеником Зюсмайером.

Для справки:
Франц Ксавер Зюсмайер (Franz Xaver Süßmayr (Süssmayr, Suessmayr), 1766 - 17 сентября 1803) – австрийский композитор, ученик Моцарта. В молодости был главным певчим в провинциальной австрийской церкви. В 1787 году переехал в Вену, где сначала был учеником Антонио Сальери, а затем начал учиться у Моцарта. Зюсмайер целый год прожил в доме Моцарта, как полноправный член семьи, он ассистировал Моцарту как копиист при работе композитора над последними операми. После смерти композитора Зюсмайер по просьбе вдовы Моцарта закончил его «Реквием». С 1792 по 1794 год композитор был капельмейстером венского Бургтеатра, в 1794-1801 годах – капельмейстером Кернтнертор-театра. Зюсмайер написал около 25 опер, особым успехом пользовались комические на популярные восточные темы, сочинял балеты, церковную, симфоническую, камерную и вокальную музыку.

Peter Jackson (British, 1922-2003) Mozart composes "Requiem".

F.Ch. Bande Mozart läßt Seelenmesse spielen 1910 г.

Посвящение Моцарту

Ты, владыка струн живых,
Нас покинул в одночасье -
Ты, кто был в искусстве бог.
В гармоническом согласьи
Ты заставить струны мог,
Чтоб они в тиши журчали,
Словно нежный ручеёк,
Или грозно грохотали
Как разгневанный поток.

Зеленеет холм унылый,
Но ему не удержать
То, что рвётся с юной силой
Сквозь могильную печать.
То, что ливня избежало
Норны грозного кинжала, -
То, что на себе несёт
Свет божественных высот.

В дрожи струн и в сочетаньи
Мелодических красот,
В сердца страстном трепетаньи
Дух создателя живёт.
Это Моцарт! Посмотри:
В блеске утренней зари
Невесомыми шагами
Он опять идёт меж нами.

Зато известно, что Мейнерт - профессор пражской гимназии. Он сочинил и прочёл это стихотворение на вечере памяти Моцарта, устроенном пражскими студентами-правоведами, который прошел 7 февраля 1794 года, и на котором присутствовала Констанция Моцарт.

William James Grant (English, 1829-1866) Mozart composes his Requiem.

Charles E. Chambers (American,1883-1941) The Death of Mozart 1918 г.

4 декабря, после некоторого улучшения Моцарту стало хуже, Клоссет назначил ледяные компрессы. В ночь с 4 на 5 декабря композитор впал в бредовое состояние, он представлял себя играющим на литаврах, пытаясь напевать части незаконченного реквиема. Без пяти час пополуночи Моцарт отвернулся к стене и перестал дышать. Ему не было и 35 лет…

Henry Nelson O`Neil (British, 1817-1880) The Last Hours of Mozart. Leeds Museums and Galleries.

Hermann von Kaulbach (German, 1846-1909) Mozarts letzte Tage. 1878 г. Städtische Galerie, Wien

Моцарт

Мрак сгущается над Веной,
Бог на небе глух и нем,
Жадно и самозабвенно
пишет Моцарт реквием...
Зовы ангельской свирели
слышит Амадей давно,
сыпь, Антонио Сальери,
яд в бургундское вино...
Есть у Бога оправданье
на каприз судьбы любой,
на душевные страданья,
на физическую боль.
Сколько дней пройдет в ненастье,
в изнурительном труде??
В поисках земного счастья…
бродят Боги по воде...
Ходят Боги, ищут Боги
отголоски райских дней,
В пенье гениев убогих,
в криках глупых королей.
Пей вино, усталый Моцарт,
мир не сгинет от потерь,
То не сердце в глотке бьется,
Это смерть стучится в дверь...

Pauli Ebner (Austrian, 1873-1949) Mozart vor seinem Tod komponiert sein Requiem.

Увы, я не нашел автора этой иллюстрации. Известно лишь, что эта иллюстрация входила в рекламную серию шоколадных конфет. В этой серии были представлены известные политики, полководцы, ученные, писатели, художники и музыканты. Вместе с жанровой картиной публиковался портрет и автограф (или по научному - сигнатура) известного человека. Для меня странно, что для образа Моцарта выбрали сюжет его смерти. После рекламной акции была выпущена серия почтовых открыток с биографиями "героев" на обратной стороне.

Похороны

Первым после смерти композитора в его доме появился друг и меценат Моцарта, знавший композитора более 20 лет, его собрат по масонской ложе барон ван Свитен.

Для справки:
Барон ван Свитен (Gottfried van Swieten, 1733-1803) - аристократ, бывший дипломат, заведующий Императорской библиотекой, был известен, как покровитель одаренных музыкантов.

По одной версии, он прибыл еще ночью, по второй – с утра. Барон распорядился, чтобы Констанция с детьми на несколько дней переселилась к друзьям, и взял организацию похорон на себя. Биографы пишут, что это было решение Свитена - устроить погребение как можно проще. Безденежной Констанции, убитой горем, ничего не оставалось, как согласиться. В результате самое дешевое отпевание в часовне собора святого Стефана и сами похороны прошли по третьему классу и стоили семье Моцарта 8 флоринов 36 крейцеров и ещё 3 флорина за катафалк. Как отмечено в биографии Моцарта, написанной Ниссеном, «ван Свитен заботился о максимальной экономии для семьи», но в будущем барона многие обвинили в скупердяйстве. Я присоединяюсь к мнению многих моцартоведов, которые удивлены тем, что меценат и богатый человек ван Свитен никак не потратился, чтобы организовать своему другу достойное погребение или хотя бы отдельную могилу. Но я, кажется, забежал чуть вперед…

Итак, 5 декабря с утра в дом приехал скульптор, граф Дейм, чтобы снять с Моцарта посмертную маску.

Посмертная маска Моцарта.

Для справки:
Граф Йозеф Дейм фон Штжитеж (1750-1804) – непрофессиональный скульптор, владелец венской галереи восковых фигур «Мюллеровская художественная галерея». Дейм после участия в одной из дуэлей был вынужден бежать из Австрии. Он переехал в Италию, где увлекся искусством и стал обучаться скульптуре. Дейм лепил восковые копии известных статуй, зарабатывая этим себе на жизнь. Бизнес шел хорошо, и когда граф в 1780-х годах вернулся в Вену под вымышленной фамилией «Мюллер», он открыл в центре города свою галерею, как музей, где и демонстрировал выполненные им копии статуй.

Затем слуга Дайнер одел тело Моцарта, а люди из похоронного братства, покрыв тело чёрной тканью, на носилках перенесли его в рабочую комнату и поставили его рядом с фортепиано. Там в течение дня с композитором смогли попрощаться его друзья, узнавшие о печальной кончине. Погребение было назначено на следующий день, что стало тоже темой обсуждения историков и биографов. Дело в том, что по обычаю гроб с телом должен был стоять открытым дома, а затем в приходской церкви в течение 48 часов, чтобы исключить «мнимую смерть» - летаргический сон.

Simeon Solomon (English, 1840-1905) Mozart Requiem. Collection Tate, London

И, тем не менее, 6 декабря 1791 года около 3 часов пополудни тело Моцарта доставили в собор святого Стефана, где в Крестовой капелле, примыкающей к северной стороне собора, состоялась скромная церемония прощания, на которой присутствовали друзья Моцарта – ван Свитен, Антонио Сальери, близкий друг Иоганн Георг Альбрехтсбергер, ученик Зюсмайер, слуга Дайнер, виолончелист Орслер и несколько других музыкантов. Констанция была слишком слаба, чтобы присутствовать на отпевании, она осталась с детьми дома. Где-то встретился такой факт, что впервые Констанция решила посетить могилу мужа 17 лет (!!!) спустя после его смерти.

Joseph Heicke (Austrian, 1811-1861) Mozarts Begräbnis (lithograph). 1860 г. University Library Salzburg

По предписаниям того времени, катафалк имел право отправиться на кладбище только после шести часов вечера, то есть для зимнего времени - уже в темноте. После отпевания в церкви тело Моцарта на катафалке отвезли на кладбище святого Марка в предместье Вены. Похоронен он был могильщиками без всяких свидетелей в общей могиле для бедняков, и местоположение этой могилы было впоследствии забыто. Многие биографы уточняют, что в таких «похоронах для бедняков» в то время не было ничего удивительного. Погребёнными в отдельной могиле с надгробием могли быть только богатые люди и представители знати. А Моцарт был хоть и известной персоной, но очень бедным человеком. Для сравнения, например, похороны Бетховена в 1827 году проходили по второму разряду, но это был уже другой век, да и социальный статус музыкантов сильно возрос.

Кстати, на многих сайтах попадается вот эта картина, подписанная как работа неизвестного художника под названием «Похороны Моцарта».

Так вот, мне стало известно об этой работе чуть больше!)) Автор ее - француз Рош Виньерон (Roch Vigneron, 1789-1872), картина называется «Транспорт бедняка» (Convoi du pauvre), и написана она в 1819 году. Но «интересность» этой картины в том, что она из коллекции картин Бетховена, и все же очень косвенно связана с Моцартом. «Эту цветную гравюру на меди, - написали на сайте, где я и нашел атрибуцию картины, - показывающую похороны бедных людей, Людвиг ван Бетховен купил у автора и хранил в качестве символической памяти похорон Моцарта в анонимной братской могиле». То, что это не похороны Моцарта говорит и тот факт, что композитор умер в декабре, а на картине – явная осень. Да и биографы, споря, была в день похорон метель или стояла тихая погода, едины в том, что зима в Вене в тот год была снежной…

Roch Vigneron (French, 1789-1872) Convoi du pauvre 1819 г.

Остается добавить, что Вена никак не отреагировала на смерть Моцарта. Зато известно, что в Праге на девятый день после смерти композитора, в память о нем, 120 музыкантов на городской площади исполнили «Реквием» Антонио Розетти, написанный в 1776 году, и эта акция собрала около 4000 человек. Место погребения Моцарта долгое время оставалось необозначенным. Только спустя 50 лет после смерти, место могилы удалось разыскать. Но история с могилой – это тема для отдельного рассказа.

Хондкарян Сурен Суренович (род. 1955) Уходящий Моцарт 2006 г.

Кандауров Отари Захарович (род. 1937) Моцарт (Агнус Дэи) 1977-1978 гг.

Бедный Моцарт

Бедный Моцарт… В общей могиле
Похоронен на прошлой неделе
Под распевы австрийской метели
Под присмотром ревнивца Сальери,
Бедный Моцарт… Тебя все забыли
Хрупкий Моцарт, флейту не слышно,
Волшебства в ней совсем не осталось,
Дон Жуана замучила старость,
В птицелове пружинка сломалась.
Бедный Моцарт…
Кто гений –
Тот лишний.

Raoul Dufy (French, 1877-1953) Hommage to Mozart (Посвящение Моцарту). 1915 г.

Версии смерти

Ну, и наконец, «дайджест» версий смерти композитора. Больше двух веков историки, врачи, архивариусы, биографы и т.д. решают вопрос – был убит (в частности – отравлен) Моцарт или нет. И если личность Сольери уже вне подозрений, то все же выводы всех вышеназванных профессионалов после анализа симптомов и хода болезни, описанных во многих трудах, сводятся к тому, что может идти речь о хроническом отравлении соединениями ртути, и что такой яд поступал в организм Моцарта небольшими дозами на протяжении нескольких месяцев. Оговорюсь, что описания последних дней, смерти и похорон композитора стали были собраны через много лет после смерти, и эти показания часто противоречат друг другу. Это и породило множество гипотез и подозреваемых, впрочем, представленные ниже версии – одна фантастичней другой.

1. Непреднамеренное убийство из лучших побуждений.

В нем «обвиняют» … барона ван Свитена. Бытует мнение, что Моцарт мог по секрету пожаловаться своему другу – барону, мол, подозревает, что подцепил сифилис или пожаловаться на обмороки и меланхолию. Отец барона, Герард ван Свитен был известным медиком, придворным врачом императрицы Марии Терезии. Он как раз практиковал метод лечения сифилиса соединениями ртути и советовал принимать лекарство также при обмороках. Свитен-младший мог посоветовать попить отцовский препарат - пилюли, которые растворялись в алкоголе. Когда же яд начал оказывать губительное воздействие на истощенный организм Моцарта, ван Свитен мог решить, что болезнь прогрессирует, и посоветовал увеличить дозу. Когда же друг-Моцарт умер и пошли слухи об отравлении, ван Свитен мог испугаться и поэтому поспешил с похоронами, боясь вскрытия. Но это одна из самых фантастических версий.

2. Неверная жена.

В качестве «обвиняемой» выступила и сама вдова Моцарта – Констанция. Мол, в последние годы она часто ездила лечиться в Баден-Баден. И поскольку Вольфганг оставался дома сочинять или концертировать, ее в поездках сопровождал небезызвестный его ученик - Франц Ксавер Зюсмайер. И, мол, между ними вспыхнул бурный роман, а болезненный Моцарт являлся препятствием. Недаром и младший сын Моцарта был назван Францем Ксавером. Исходя из этой версии, Констанция сама подсыпала мужу яд, что совсем уж является, на мой взгляд, бредом

3. Ревнивый муж.

Еще до того, как был реабилитирован Сальери, рассматривался вариант, что яд в вино Моцарту подсыпал некий Хофдемель, который вместе с Моцартом состоял в одной масонской ложе, а его жена Магдалена была одной из учениц Моцарта. Хофдемель обвинил жену в прелюбодеянии с ее учителем, а затем расправился с соперником, подсыпав ему отраву в питье. Известно, что вскоре после смерти Моцарта Хофдемель пытался убить свою, к тому времени, беременную жену, исполосовав ей лицо бритвой, а затем перерезав себе горло. Но женщина выжила и даже родила сына. Этот вариант больше похож на «мыльный сериал».

4. Масоны

Как же без них?)) Эта версия строится на том, что Моцарт, состоя в масонской ложе «Новая венценосная надежда», с некоторыми из друзей обсуждал проект создания новой организации под названием «Грот». А еще он в опере «Волшебная флейта» представил некоторые фрагменты ритуалов «вольных каменщиков». За разглашение тайн Ордена и желание отделиться масоны и покарали предателя! Насчет альтернативной организации – мнение спорное, а по поводу «Волшебной флейты», так либретто сочинил тоже масон - драматург Эмануэль Шиканедер, но его «собратья» почему-то не убили. Он пережил Моцарта на 21 год, правда, в конце жизни сошел с ума.

Unknown artist Portrait of Emanuel Schikaneder (1751-1812).

Для справки:
Эмануэль Шиканедер (Emanuel Schikaneder, 1 сентября 1751 - 21 сентября 1812) - немецкий оперный певец (баритон), импресарио, драматург и либреттист. Всего написал 55 пьес и 44 либретто. В 1773 году Шиканедер дебютировал на сцене в опере, в 1777 году с успехом сыграл Гамлета, в следующем году стал руководителем своей собственной труппы. В 1780 году во время гастролей в Зальцбурге познакомился с Моцартом. Начиная с 1785 года, Шиканедер выступал в Кернтнертор-театре в Вене, работал и в Зальцбурге, в 1789 году труппа Шикандера обосновалась в театре Ауф дер Виден, в пригороде Вены. В 1801 году Шиканедер организовал новый театр – «Театр Ан дер Вин», в этот период сотрудничал с Людвигом ван Бетховеном. Затем из-за финансовых трудностей продал театр, и новый хозяин уволил его, как соперника. В 1804 Шиканедер уехал из Вены, жил в Брно и Штайре. В 1811 году потерял большую часть своего состояния, и в 1812 году стал безумен. Умер в нищете в 1812 году в Вене.

5. Убрать автора.
Есть версия, что заказчик «Реквиема» граф фон Вальзегг убрал композитора, чтобы выдавать написанное им произведение за свое, поэтому он действовал через посредника – своего управляющего, который и мог устранить композитора. Но здесь две «нескладушечки»! Почему-то композитор умер еще до того, как закончил произведение и сдал его «заказчику! А во-вторых, граф и до этого нередко присваивал произведения других композиторов, но ни один из них скоропостижно не умирал.

В общем, ясно лишь одно – Моцарт – это гений, это целая планета в музыкальной Вселенной, а его смерть, как и жизнь, по-прежнему остается полна тайн, догадок и придуманных легенд…

Аниконов Эдуард Васильевич (род. 1966) Реквием по Моцарту. 2006 г.

В материале я использовал информацию из Википедии и сайтов - , , .

Особую благодарность за помощь в сборе живописного материала, за обработку изображений, за дельные советы и общение хочу выразить историку искусства ВВВладимирову. Спасибо, Владимир! Без Вашей помощи мне было бы туговато, и проект не получился бы таким ярким!!!

Моцарт (Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил (Готтлиб) Моцарт) родился 27 января 1756 года в городе Зальцбург в музыкальной семье.

В биографии Моцарта музыкальный талант обнаружился еще в раннем детстве. Отец обучал его игре на органе, скрипке, клавесине. В 1762 году семейство едет в Вену, Мюнхен. Там даются концерты Моцарта, его сестры Марии Анны. Затем, во время путешествий по городам Германии, Швейцарии, Голландии музыка Моцарта поражает слушателей удивительной красотой. Впервые сочинения композитора издаются в Париже.

Следующие несколько лет (1770-1774) Амадей Моцарт проживал в Италии. Там в первый раз ставятся его оперы («Митридат – царь Понтийский», «Луций Сулла», «Сон Сципиона»), которые получают большой успех публики.

Отметим, что к 17 годам широкий репертуар композитора включал более 40 крупных произведений.

Расцвет творчества

С 1775 по 1780 года плодотворная работа Вольфганга Амадея Моцарта пополнила когорту его сочинений рядом выдающихся композиций. После занятия должности придворного органиста в 1779 году, симфонии Моцарта, его оперы содержат все больше новых приемов.

В краткой биографии Вольфганга Моцарта стоит отметить, что женитьба на Констанции Вебер отразилась также на его творчестве. Опера «Похищение из Сераля» пропитана романтикой тех времен.

Некоторые оперы Моцарта так и остались неоконченными, поскольку трудное материальное положение семьи заставляло композитора посвящать много времени различным подработкам. В аристократических кругах проводились фортепианные концерты Моцарта, сам музыкант был вынужден писать пьесы, вальсы на заказ, преподавать.

Пик славы

Творчество Моцарта следующих лет поражает плодотворностью наряду с мастерством. Знаменитейшие оперы «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан» (обе оперы написаны совместно с поэтом Лоренцо да Понте) композитора Моцарта ставятся в нескольких городах.

В 1789 году им было получено весьма выгодное предложение возглавить придворную капеллу в Берлине. Однако отказ композитора еще более усугубил материальный недостаток.

Для Моцарта произведения того времени оказались чрезвычайно успешными. «Волшебная флейта», «Милосердие Тита» – эти оперы были написаны быстро, однако весьма качественно, выразительно, с красивейшими оттенками. Известная месса «Реквием» так и не была закончена Моцартом. Произведение закончил ученик композитора – Зюсмайер.

Смерть

С ноября 1791 года Моцарт много болел и совсем не вставал с кровати. Умер знаменитый композитор 5 декабря 1791 года от острой лихорадки. Похоронили Моцарта на кладбище Святого Марка в Вене.

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

  • Из семерых детей в семье Моцартов выжили только двое: Вольфганг и его сестра Мария Анна.
  • Композитор проявил свои способности в музыке, будучи совсем ребенком. В возрасте 4 лет написал концерт для клавесина, в 7 лет – свою первую симфонию, а в 12 лет – первую оперу.
  • Моцарт присоединился к масонству в 1784 году, писал музыку для их ритуалов. А позже в ту же ложу вступил его отец, Леопольд.
  • По совету друга Моцарта, барона ван Свитена, композитору не устраивали дорогих похорон. Вольфганга Амадея Моцарта похоронили по третьему разряду, как бедняка: его гроб зарыли в общей могиле.
  • Моцарт создавал легкие, гармоничные и прекрасные произведения, которые стали классикой для детей и взрослых. Научно доказано, что его сонаты и концерты положительно влияют на умственную деятельность человека, помогают стать собранными и логично мыслить.
  • посмотреть все

Вольфганг Амадей Моцарт появился на свет в Зальцбурге 27 января 1756 года. Его отцом стал композитор и скрипач Леопольд Моцарт, работавший в придворной капелле графа Сигизмунда фон Штраттенбаха (князя-архиепископа зальцбургского). Матерью прославленного музыканта стала Анна Мария Моцарт (в девичестве Пертль), происходившая из семьи комиссара-попечителя богадельни небольшой коммуны Санкт-Гильген.

В общей сложности в семье Моцартов родились семь детей, однако большинство из них, к сожалению, скончались еще в юном возрасте. Первым ребенком Леопольда и Анны, которым удалось выжить, стала старшая сестра будущего музыканта Мария Анна (родные и близкие с детства называли девочку Наннерль). Примерно через четыре года на свет появился Вольфганг. Роды были крайне тяжелыми, и врачи долго опасались, что для матери мальчика они окажутся фатальными. Но через некоторое время Анна пошла на поправку.

Семья Вольфганга Амадея Моцарта

Оба ребенка Моцартов с ранних лет демонстрировали любовь к музыке и прекрасные к ней способности. Когда отец начал учить Наннерль играть на клавесине, ее младшему братику было всего около трех лет. Однако доносившиеся во время уроков звуки так взволновали маленького мальчика, что с тех пор он нередко подходил к инструменту, нажимал на клавиши и подбирал приятно звучащие созвучия. Более того, он даже мог проиграть фрагменты музыкальных произведений, которые слышал до этого.

Поэтому уже в четырехлетнем возрасте Вольфганг начал получать от отца свои собственные уроки игры на клавесине. Впрочем, разучивание менуэтов и пьес, написанных другими композиторами, достаточно скоро наскучило ребенку, и в возрасте пяти лет к этому виду занятий добавилось сочинение юным Моцартом своих собственных небольших пьес. А в шесть лет Вольфганг освоил скрипку, причем практически без посторонней помощи.


Наннерль и Вольфганг никогда не ходили в школу: Леопольд дал им отличное домашнее образование. При этом юный Моцарт всегда с большим рвением погружался в изучение любого предмета. К примеру, если речь шла о математике, то после нескольких усердных занятий мальчика буквально все поверхности в комнате: от стен и пола до полов и стульев – быстро покрывались меловыми надписями с цифрами, задачами и уравнениями.

Путешествие по Европе

Уже в шестилетнем возрасте «чудо-ребенок» играл настолько хорошо, что мог давать концерты. Прекрасным дополнением к его вдохновенной игре стал голос Наннерль: пела девочка просто прекрасно. Леопольд Моцарт был настолько впечатлен музыкальными способностями своих детей, что решил отправиться с ними в продолжительные гастроли по различным европейским городам и странам. Он надеялся, что это путешествие принесет им большой успех и немалую прибыль.

Семейство побывало в Мюнхене, Брюсселе, Кельне, Маннгейме, Париже, Лондоне, Гааге, нескольких городах Швейцарии. Поездка затянулась на многие месяцы, а после непродолжительного возвращения в Зальцбург – и на годы. В течение этого времени Вольфганг и Наннель давали концерты ошеломленной публике, а также посещали оперные театры и выступления прославленных музыкантов вместе со своими родителями.


Юный Вольфганг Моцарт за инструментом

В 1764 году в Париже были изданы первые четыре сонаты юного Вольфганга, предназначенные для скрипки и клавира. В Лондоне мальчику повезло некоторое время поучиться у Иоганна Христиана Баха(младшего сына Иоганна Себастьяна Баха), который моментально отметил гениальность ребенка и, будучи виртуозным музыкантом, дал Вольфгангу множество полезных уроков.

За годы скитаний «чудо-дети», у которых и без того от природы было далеко не самое крепкое здоровье, достаточно сильно устали. Утомились и их родители: к примеру, во время пребывания семьи Моцартов в Лондоне Леопольд сильно заболел. Поэтому в 1766 году вундеркинды вместе со своими родителями вернулись обратно в родной город.

Творческое становление

В четырнадцатилетнем возрасте Вольфганг Моцарт стараниями отца отправился в Италию, которая была поражена талантом юного виртуоза. Приехав в Болонью, он успешно принимал участие в своеобразных музыкальных соревнованиях филармонической академии наряду с музыкантами, многие из которых годились ему в отцы.

Мастерство молодого гения настолько впечатлило Боденскую академию, что его избрали академиком, хотя обычно этот почетный статус присваивали только самым успешным композиторам, возраст которых составлял не менее 20 лет.

После возвращения в Зальцбург композитор с головой ушел в сочинение разноплановых сонат, опер, квартетов, симфоний. Чем старше он становился – тем более смелыми и оригинальными были его произведения, они все меньше походили на творения музыкантов, которыми Вольфганг восторгался в детстве. В 1772 году судьба свела Моцарта с Йозефом Гайдном, который стал его главным учителем и самым близким другом.

Вскоре Вольфганг получил работу при дворе архиепископа, как и его отец. У него появилось большое количество заказов, но после смерти старого епископа и приезда нового обстановка при дворе стала гораздо менее приятной. Глотком свежего воздуха для молодого композитора стала поездка в Париж и крупные немецкие города в 1777 году, которую у архиепископа выпросил для своего одаренного сына Леопольд Моцарт.

В то время семья столкнулась с достаточно сильными финансовыми трудностями, и потому поехать с Вольфгангом смогла только мать. Подросший композитор снова давал концерты, но его смелые сочинения не были похожи на классическую музыку тех времен, да и подросший мальчик больше не вызывал восторга одним своим видом. Поэтому на этот раз публика приняла музыканта с гораздо меньшим радушием. А в Париже скончалась мать Моцарта, изнуренная продолжительной и безуспешной поездкой. Композитор вернулся в Зальцбург.

Расцвет карьеры

Несмотря на проблемы с деньгами, Вольфганг Моцарт уже давно был недоволен тем, как с ним обращался архиепископ. Не сомневаясь в своем музыкальном гении, композитор негодовал по поводу того, что работодатель расценивает его, как слугу. Поэтому в 1781 году он, наплевав на все законы приличия и уговоры родных, принял решение оставить службу у архиепископа и переехать в Вену.

Там композитор познакомился с бароном Готтфридом ван Стивеном, который в те времена был покровителем музыкантов и располагал большой коллекцией творений Генделя и Баха. По его совету Моцарт попробовал создавать музыку в стиле барокко, дабы обогатить свое творчество. Тогда же Моцарт попытался получить должность преподавателя музыки для принцессы Вюртембергской Элизабет, однако император предпочел ему учителя пения Антонио Сальери.

Пик творческой карьеры Вольфганга Моцарта пришелся на 1780-ые годы. Именно тогда она написал свои самые известные оперы: «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта», «Дон Жуан». Тогда же была написана и популярная «Маленькая ночная серенада» в четырех частях. В то время музыка композитора была крайне востребована, и он получал за свою работу самые большие гонорары в жизни.


К сожалению, период небывалого творческого подъема и признания для Моцарта продлился не слишком долго. В 1787 году умер его горячо любимый отец, а вскоре его жена Констанция Вебер заболела язвой голени, и на лечение супруги понадобились немалые деньги.

Ухудшила ситуацию и смерть императора Иосифа II, после которой на престол взошел император Леопольд II. Он, в отличие от своего брата, не был поклонником музыки, потому рассчитывать на расположение нового монарха композиторам того времени не приходилось.

Личная жизнь

Единственной супругой Моцарта стала Констанция Вебер, с которой он познакомился в Вене (в первое время после переезда в город Вольфганг снимал жилье у семейства Веберов).


Вольфганг Моцарт и его жена

Леопольд Моцарт был против женитьбы своего сына на девушке, так как видел в этом стремление ее семьи найти для Констанции «выгодную партию». Тем не менее, свадьба состоялась в 1782 году.

Жена композитора шесть раз была беременна, но немногие дети этой четы пережили младенческий возраст: выжили только Карл Томас и Франц Ксавер Вольфганг.

Смерть

В 1790 году, когда Констанция вновь отправилась на лечение, а финансовое состояние Вольфганга Моцарта стало еще более невыносимым, композитор решил дать несколько концертов во Франкфурте. Прославленного музыканта, чей портрет на тот момент стал олицетворением прогрессивной и безмерно красивой музыки, приветствовали на «ура», однако сборы от концертов оказались слишком малы и не оправдали надежд Вольфганга.

В 1791 году у композитора случился небывалый творческий подъем. В это время из-под его пера вышла «Симфония 40», а незадолго до смерти – незавершенный «Реквием».

В том же году Моцарт сильно заболел: его мучила слабость, ноги и руки композитора распухли, а вскоре он стал изнемогать и от внезапных приступов рвоты. Смерть Вольфганга наступила 5 декабря 1791 года, ее официальная причина – ревматическая воспалительная лихорадка.

Впрочем, и по сей день некоторые полагают, что причиной смерти Моцарта стало отравление известным в те времена композитором Антонио Сальери, который, увы, был вовсе не так гениален, как Вольфганг. Отчасти популярность этой версии продиктована соответствующей «маленькой трагедией», написанной . Однако никакого подтверждения этой версии на настоящий момент найдено не было.

  • Настоящее имя композитора звучит как Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus (Gottlieb) Mozart, однако он сам всегда требовал, чтобы его называли Вольфганг.

Вольфганг Моцарт. Последний прижизненный портрет
  • Во время большого гастрольного путешествия юных Моцартов по Европе семейство оказалось в Голландии. Тогда в стране шел пост, и музыка была запрещена. Исключение сделали только для Вольфганга, посчитав его талант божьим даром.
  • Моцарт был похоронен в общей могиле, где располагалось еще несколько гробов: настолько тяжелым было финансовое положение семьи в то время. Поэтому точное место захоронения великого композитора неизвестно до сих пор.