Волошин максимилиан александрович. Парадный портрет Что такое парадный портрет рассказ

Главное отличие парадного портрета от исторических портретов других стилей и направлений в его броской выразительности и торжественности. Парадные портреты создавались в основном для лиц высокого сословия и звания, имеющих в обществе высокий статус и авторитет. Исторический в парадном военном мундире актуален и сегодня, многие влиятельные особы желают запечатлеть себя также, как их предки из благородного сословия позапрошлых веков.

Парадный портрет в стиле пушкинских времен это яркий, образно выраженный оттиск благородного человека, созданный художником, имеющим свой исключительный набор средств для описания парадного портрета , свою тональную окраску и историческую наглядность, в которых большую роль играет яркий костюмированный образ .

Военная форма указывает на принадлежность к определенному военному статусу, ордена отражают особые заслуги перед отечеством. Мундир образца XVIII века просуществовал до начала октябрьской революции 1917 г., и был самой желанной наградой для высшего чиновничьего руководства.

Парадный портрет в военном морском мундире, по красоте восприятия занимает особое место в портретном искусстве и часто создавался художниками, после славных военных побед и победоносных морских сражений Русского флота.

В наше время также стало модным явлением, изображать современного человека в военных мундирах XVIII-XIX века, военные портреты тех времен с увешанными различными наградами, красивыми и яркими орденами, добавляют парадному портрету ту самую необычную нашему времени парадность восприятия.

Исторические портреты военных в красивом мундире всегда торжественны и создают поднятое настроение у его обладателей.

В России истоки парадного портрета зародились еще в Петровскую эпоху. Мода на такие портреты исходила соответственно от самого царя, который стремился во всем подражать Европе, тем самым принуждая к новомодному течению князей и бояр.

Многие исторические парадные портреты подобного плана, как правило писались, как бы по однотипному шаблону. Однажды художник , удачно находивший правильное решение в построении композиции парадного портрета , использовал его многократно, потому, как приходилось изображать людей почти, что в одних и тех же позах, с небольшим различием орденов и наград, блеск и наглядность, которых постоянно совершенствовалась художниками.

Иногда в парадном портрете изображались высокопоставленные люди в тяжелых рыцарских доспехах с увесистой шпагой сбоку.

Исторический портрет в парадном военном мундире XVIII-XIX веков - это славное продолжение традиций наших предков.



Портрет Александра III .
И. Крамской .

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Диего Веласкес (?), копия оригинала Рубенса, «Конный портрет Филиппа IV»

Парадный портрет , репрезентативный портрет - подтип портрета, характерный для придворной культуры. Получил особенное развитие в период развитого абсолютизма. Его главной задачей является не только передача визуального сходства, но и возвеличивание заказчика, уподобление изображенной персоны божеству (в случае портретирования монарха) или монарху (в случае портретирования аристократа).

Характеристика

Как правило, предполагает показ человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В парадном портрете фигура обычно даётся на архитектурном или пейзажном фоне; бо́льшая проработанность делает его близким к повествовательной картине, что подразумевает не только внушительные размеры, но и индивидуальный образный строй .

Художник изображает модель, акцентируя внимание зрителя на социальном амплуа изображённого. Поскольку основная роль парадного портрета была идеологической, это вызывало некоторую одноплановость характеристики: подчеркнутую театральность позы и достаточно пышный антураж (колонны, драпировки, в портрете монарха - регалии , символы власти), которые отодвигали на второй план духовные свойства модели. Все же в лучших произведениях жанра модель предстает в подчеркнуто заданном варианте, который оказывается весьма выразительным.

Парадному портрету свойственна откровенная демонстративность и стремление «историзировать» изображённого. Это влияет на колористическую гамму, которая неизменно нарядна, декоративна и отвечает колористическим особенностям интерьера (хотя в зависимости от стиля эпохи меняется, становясь локальной и яркой в барокко, смягченной и полной полутонов в рококо, сдержанной в классицизме).

Подтипы

В зависимости от атрибутов парадный портрет бывает:

    • Коронационный (реже встречается тронный)
    • Конный
    • В образе полководца (военный)
    • Охотничий портрет примыкает к парадному, но может быть и камерным.
      • Полупарадный - обладает той же концепцией, что и парадный портрет, но имеет обычно поясной или поколенный срез и достаточно развитые аксессуары

Коронационный портрет

Коронационный портрет - торжественное изображение монарха «в день его коронации», вступления на престол, в коронационных регалиях (короне, мантии, со скипетром и державой), обычно в полный рост (иногда встречается сидячий тронный портрет).

«Императорский портрет мыслился как запечатление на века важнейшей в настоящий момент государственной идеи. Существенную роль в демонстрации непреходящей ценности настоящего, устойчивости государственной власти и т. д. играли неизменяемые формы. В этом смысле особое положение занимал т. н. „коронационный портрет“, предполагающий изображение правителя с атрибутами власти и претендующий на такое же сакральное постоянство, как и сама церемония коронации. Действительно, от петровского времени, когда впервые короновалась по новым правилам Екатерина I, до эпохи Екатерины II этот тип портрета претерпел лишь небольшие вариации. Императрицы - Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II - величественно возвышаются над миром, уподобляясь в силуэте незыблемой пирамиде. Царственная неподвижность подчеркнута и тяжеловесным коронационным одеянием с мантией, знаковая весомость которого равнозначна короне, скипетру и державе, неизменно сопровождавшим образ самодержицы»

Само словосочетание «парадный портрет» навевает мысль о чём-то необычайно торжественном. Сразу представляются мужчины с орлиным взглядом, в богатых костюмах, увешанные знаками отличия, увенчанные лавровыми венками или царственными венцами. Или прекрасные дамы в роскошных нарядах, бриллиантах, с веерами из страусовых перьев и с крошечными, баснословно дорогими собачками.

Собственно, «парадный» - это и значит торжественный, раньше это был торжественный проход войск, а с появлением портрета – торжественное стояние на месте.


Парадный портрет возник в эпоху абсолютизма, когда монархи, стремясь возвысить и увековечить себя, заказывали придворным художникам своё величественное изображение. Основной задачей парадного портрета было прославление высокопоставленных персон, царских особ и их приближенных. Акцентировалось внимание на заслугах и достижениях заказчика, художник добивался возвеличивания, иногда близкого к обожествлению. Первые парадные портреты отличались некоторой скованностью и «застылостью»,


но впоследствии, когда парадные портреты стали заказывать не только монархи и придворные, но и просто обеспеченные люди, парадный портрет стал намного оживлённее.
Картины были в основном больших размеров, а человек изображался в полный рост, стоя или сидя. Фоном для парадного портрета был или пышный интерьер, или поле боя, если это был портрет военного человека. В любом случае обстановка должна быть торжественной, подчёркивающей значительность персонажа. С той же целью герои картин одеты в пышные, парадные костюмы, обязательно украшены регалиями и знаками отличия, символизирующими власть и могущество.
Первоначально задачей парадного портрета и было, в основном, не отражение индивидуальности заказчика, а утверждение его социально-общественного статуса. Однако выдающимся художникам и в этом узком жанре удавалось отобразить индивидуальность человека, его характер и образ жизни.

Ярким примером парадного портрета, где художник сумел перешагнуть границу жанра, является портрет П.А.Демидова, предпринимателя и мецената, кисти Левицкого.

Портрет невероятно обаятелен благодаря контрастному сочетанию одетого в халат и колпак Демидова, стоящего с лейкой в руке, но в парадной позе и на фоне эффектного интерьера из бронзы и тяжелых драпировок. Пожилой человек иронически улыбается, как бы сознавая курьёзность такой интерпретации парадного портрета. Однако в этом странном сочетании заключён тонкий намёк, понятный современникам Демидова. Цветы в горшках, луковицы растений и книга по садоводству не случайные предметы. В этом антураже заключена аллегория на благотворительную деятельность промышленника Прокопия Демидова. В глубине картины изображено здание московского Воспитательного дома, в организации которого он принимал участие. Дети, нашедшие там приют – это «цветы жизни», а заботящийся о них Демидов – садовник. Такое изображение персонажа не принижало, а, напротив, возвышало его. Перед нами предстаёт человек своевольный и эксцентричный, но вместе с этим щедрый и умный.

Как видите, парадный портрет может быть очень разнообразным, и если Вы решили сделать заказ парадного портрета, но не представляете, стиль какого века Вам выбрать, и вообще, как это должно выглядеть, то художник подберет для Вас самые разнообразные варианты. За основу парадного портрета, может быть использован любой исторический портрет, а детали интерьера, костюм, украшения и регалии могут быть подобраны в соответствии с Вашими предпочтениями. В Ваших силах оказаться в любой эпохе, окружить себя нарядной, декоративной колористической гаммой, Стремитесь ли вы к роскоши эпохи барокко, смягчённой и полной полутонов интимной обстановке рококо, или сдержанному стилю классицизма – любой выбор будет Вашим окружением. Вы можете выбрать портрет на коне, на архитектурном или пейзажном фоне, в роскошном костюме или так, как сумел изобразить своего заказчика Дмитрий Левицкий – с тонким изысканным намёком на Вашу деятельность. Обращайтесь к нам, и Ваш портрет может стать украшением не только Вашего дома, но и нашей галереи.


Парадный портрет , репрезентативный портрет - подтип портрета, характерный для придворной культуры. Получил особенное развитие в период развитого абсолютизма. Его главной задачей является не только передача визуального сходства, но и возвеличивание заказчика, уподобление изображенной персоны божеству (в случае портретирования монарха) или монарху (в случае портретирования аристократа).

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    Загадки "Французских послов" Ганса Гольбейна.

    Роль цвета в портрете

Субтитры

Характеристика

Как правило, предполагает показ человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В парадном портрете фигура обычно даётся на архитектурном или пейзажном фоне; бо́льшая проработанность делает его близким к повествовательной картине, что подразумевает не только внушительные размеры, но и индивидуальный образный строй .

Художник изображает модель, акцентируя внимание зрителя на социальном амплуа изображённого. Поскольку основная роль парадного портрета была идеологической, это вызывало некоторую одноплановость характеристики: подчеркнутую театральность позы и достаточно пышный антураж (колонны, драпировки, в портрете монарха - регалии , символы власти), которые отодвигали на второй план духовные свойства модели. Все же в лучших произведениях жанра модель предстает в подчеркнуто заданном варианте, который оказывается весьма выразительным.

Парадному портрету свойственна откровенная демонстративность и стремление «историзировать» изображённого. Это влияет на колористическую гамму, которая неизменно нарядна, декоративна и отвечает колористическим особенностям интерьера (хотя в зависимости от стиля эпохи меняется, становясь локальной и яркой в барокко, смягченной и полной полутонов в рококо, сдержанной в классицизме).

Подтипы

В зависимости от атрибутов парадный портрет бывает:

    • Коронационный (реже встречается тронный)
    • Конный
    • В образе полководца (военный)
    • Охотничий портрет примыкает к парадному, но может быть и камерным.
      • Полупарадный - обладает той же концепцией, что и парадный портрет, но имеет обычно поясной или поколенный срез и достаточно развитые аксессуары

Коронационный портрет

Коронационный портрет - торжественное изображение монарха «в день его коронации», вступления на престол, в коронационных регалиях (короне, мантии, со скипетром и державой), обычно в полный рост (иногда встречается сидячий тронный портрет).

«Императорский портрет мыслился как запечатление на века важнейшей в настоящий момент государственной идеи. Существенную роль в демонстрации непреходящей ценности настоящего, устойчивости государственной власти и т. д. играли неизменяемые формы. В этом смысле особое положение занимал т. н. „коронационный портрет“, предполагающий изображение правителя с атрибутами власти и претендующий на такое же сакральное постоянство, как и сама церемония коронации. Действительно, от петровского времени, когда впервые короновалась по новым правилам Екатерина I, до эпохи Екатерины II этот тип портрета претерпел лишь небольшие вариации. Императрицы - Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II - величественно возвышаются над миром, уподобляясь в силуэте незыблемой пирамиде. Царственная неподвижность подчеркнута и тяжеловесным коронационным одеянием с мантией, знаковая весомость которого равнозначна короне, скипетру и державе, неизменно сопровождавшим образ самодержицы» .

Постоянные атрибуты:

  • колонны, призванные подчеркнуть стабильность правления
  • драпировки, уподобленные только что распахнувшемуся театральному занавесу, открывающему зрителям чудесное явление

До начала XVIII столетия в русской живописи развивались преимущественно иконописные традиции.

По воспоминаниям современников, в России в то время любые изображения принимали за иконы: нередко, приходя в дом чужеземца, русские по обычаю кланялись первой попавшейся им на глаза картине. Однако в XVIII в. живопись постепенно стала приобретать европейские черты: художники осваивали линейную перспективу, позволяющую передать глубину пространства, стремились правильно изображать объём предметов с помощью светотени, изучали анатомию, чтобы точно воспроизводить человеческое тело. Распространялась техника живописи маслом, возникали новые жанры.

Особое место в русской живописи XVIII в. занял портрет. Наиболее ранние произведения этого жанра близки к парсуне XVII в. Персонажи торжественны и статичны. Иванов А. Б. Рассказы о русских художниках - М. Просвещение 1988 г.

В начале XVIII в. в России работали иностранные живописцы, в частности, И.Г. Таннауэр и Л. Каравакк.

Академия художеств, основанная в 1757 г., определяла пути русского искусства во второй половине XVIII в. Возрожденное Академией пенсионерство уже не было простым ученичеством, как в начале века, оно стало быстрее художественным сотрудничеством, принесшим русским художникам европейское признание. Ведущим направлением академической живописи был классицизм, основные принципы которого наиболее последовательно сплотились в историческом жанре, трактовавшем античные, библейские и национально-патриотические сюжеты соответственно гражданским и патриотическим идеалам просветительства. Фролова А. Р. Федор Рокотов руку приложил // Панорама искусств 9. М., 1989. Основоположником исторического жанра в России был А.П. Лосенко (1737 - 73). Рано осиротевший крестьянский сын, детство он провел на Украине. Затем волею случая оказался в Петербурге, где сначала пел в придворном хоре. Затем, получив первые уроки у И.П. Аргунова, одним из первых закончил Академию художеств и прошел пенсионерство в Париже и Риме. В его творчестве появились черты классицизма, в котором во 2-ой половине XVIII в. сильны реалистические тенденции ("Владимир и Рогнеда", 1770, ГРМ; "Прощание Гектора с Андромахой", 1773, ГТГ). С подлинным мастерством писал Лосенко и портреты своих современников, причем в основном выдающихся деятелей русской культуры (портреты Ф. Волкова. ГТГ и ГРМ; А.П. Сумарокова. И.И. Шувалова, актера Я. Д. Шумского, все в ГРМ). На рубеже XVIII - XIX вв. выдающимся мастером исторической живописи был Г. И Угрюмов (1764 - 1823), в работах которого проявился рост общественного интереса к отечественной истории ("Торжественный въезд в Псков Александра Невского после одержанной победы над немецкими рыцарями", 1793-94; "Призвание Михаила Федоровича на царство", ок. 1800, обе в ГРМ, и др.). Савинов А. Н. [Вступ. ст.] // Федор Степанович Рокотов и художники его круга: Каталог выставки. М., 1960.

Ведущим жанром в российской живописи второй половины XVIII в. был портрет. Развитие портретного жанра в петровскую эпоху определялось воздействием западной живописи, но одновременно опиралось на традицию предшествовавшего столетия (парсуна). Становление портретной живописи было связано с творчеством И.И. Никитина и А.М. Матвеева. Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений. Т. 8. М.; Л., 1959

Новым явлением в искусстве стала гравюра. Наиболее известным мастером был А.Ф. Зубов. рокотов парадный портрет

Художники второй половины 18 века начинают больше интерисоваться личными достоинствами человека, его моральными качествами, его внутренним миром. В искусстве они видят средство воспитания и потому стремятся сделать его разумным, ясным, логичным. Развиваются и другие жанры живописи. Складывается система жанров (портрет, монументально-декоративная живопись, пейзаж, историческая живопись). Наиболее значимыми авторами исторического жанра были А.П. Лосенко и Г.И. Угрюмов. В развитии портрета проявились две тенденции: повышение художественного уровня и реалистичности изображения и расцвет парадного портрета. В творчестве А.П. Антропова были особенно сильны традиционные черты парсуны. Он стал одним из создателей жанра камерного портрета (портрет Измайловой). Портреты Ф.С. Рокотова отличаются интимностью, тонкостью и психологизмом (портрет А.П. Струйской). Д.Г. Левицкий много работал в жанре парадного портрета. Творчество В.Л. Боровиковского (рубеж XVIII - XIX вв.) связано с идеями сентиментализма. Он впервые ввел пейзажный фон в портретах. Балакина Т. И. История русской культуры - учебное пособие. М Издательский центр 1996 г.

В конце XVIII в. появляются полотна со сценами из крестьянской жизни (М. Шибанов, И.П. Аргунов, И.А. Ерменев), возник интерес к ландшафтному пейзажу (С.Ф. Щедрин), зародился городской архитектурный пейзаж (Ф.Я. Алексеев).

Главное отличие парадного портрета от исторических портретов других стилей и направлений в его броской выразительности и торжественности. Парадные портреты создавались в основном для лиц высокого сословия и звания, имеющих в обществе высокий статус и авторитет. Исторический портрет в парадном военном мундире актуален и сегодня, многие влиятельные особы желают запечатлеть себя также как их предки из благородного сословия позапрошлых веков. Романычева И. Г. К биографии Ф.С. Рокотова // Памятники культуры. Ежегодник. 1989. М.,1990.

Парадный портрет в XVIII веке - это яркий, образно выраженный оттиск благородного человека, созданный художником, имеющим свой исключительный набор средств, для описания парадного портрета, свою тональную окраску и историческую наглядность, в которых большую роль играет яркий костюмированный образ.

Военная форма указывает на принадлежность к определенному военному статусу, ордена отражают особые заслуги перед отечеством. Мундир образца XVIII века просуществовал до начала октябрьской революции 1917 г., и был самой желанной наградой для высшего чиновничьего руководства.

Парадный портрет в военном морском мундире, по красоте восприятия занимает особое место в портретном искусстве и часто создавался художниками, после славных военных побед и победоносных морских сражений Русского флота.

В наше время также стало модным явлением, изображать современного человека в военных мундирах XVIII--XIX века, военные портреты тех времен с увешанными различными наградами, красивыми и яркими орденами, добавляют парадному портрету ту самую необычную нашему времени парадность восприятия.

Исторические портреты военных в красивом мундире всегда торжественны и создают поднятое настроение у его обладателей.

Исторический портрет в парадном военном мундире XVIII--XIX веков - это славное продолжение традиций наших предков.

В годы, когда Антропов еще создавал свои портреты -- точные, несколько сухие и тяжеловатые по живописи, -- уже выступила, решительно утверждая новое понимание образа человека и живописных средств его воплощения, целая плеяда молодых мастеров второй половины XVIII века. В короткий срок эти мастера выдвинули русскую портретную живопись в один ряд с лучшими произведениями современного им западноевропейского искусства. . Савинов А. Н. [Вступ. ст.] // Федор Степанович Рокотов и художники его круга: Каталог выставки. М., 1960.

Во главе этой плеяды стояли Рокотов и Левицкий.

Федор Степанович Рокотов (1735/36--1808/09) принадлежит к числу замечательнейших мастеров русского портрета XVIII столетия. Своеобразие его творчества уже вполне сказалось в 60-х годах, отмеченных появлением ряда лучших произведений Антропова. Однако сравнение даже ранних произведений Рокотова со зрелыми произведениями Антропова совершенно ясно свидетельствует о наступлений нового периода в развитии русского искусства, нового этапа в представлениях о человеческой личности. Портреты Рокотова отличаются такой человечностью и лирической глубиной, которые до того не были свойственны русской портретной живописи. Воронина Н. Блестящий портретист XVIII века. - Художник 1972 г. №5