Ношение платка в христианстве. Многие задают вопрос"Почему мусульманки носят платок"? Церковное правило для женщин

Хиджаб является кораническим предписанием, которое заключается в том, что мусульманка должна покрывать свою голову и вырез на груди с помощью химара (головного убора), а тело - с помощью джильбаба (одежды свободного покроя). Естественно, лицо и кисти рук могут быть открыты.

Что касается стиля, цветовой гаммы, материла, из которого изготовлены химар и джильбаб, каждая мусульманка может выбирать то, что больше всего соответствует культурным нормам, принятым в ее народе. Ислам - мировая религия, а потому существует разнообразие стилей при воплощении предписания Корана.

Большая часть закона Церкви фактически оставалась прежней, хотя она была в значительной степени реорганизована. Однако значительное количество канонов было полностью удалено. Весь процесс пересмотра кода основывался на принципе субсидиарности, который гласит, что если вопрос может быть урегулирован более низким органом - епархиальным епископом или приходским пастором, например, тогда он не должен быть рассмотрен высшим органом. Другими словами, новый Кодекс Закона о Каноне был организован с умышленной целью избежать микроуправления Римом!

Ислам не может быть заключен в рамки лишь определенной местности, племени или культуры. Можно увидеть, что арабки носят абайю, иранки - чадру, афганки - бурку, пакистанки - никаб, малазийки и индонезийки - керудунг, африканки - буибуи. На западе женщины-мусульманки носят обычную одежду, которую можно найти в любом магазине и которая отвечает требованиям Шариата, дополняя ее платком.

Для записи полный текст канона был следующим. Женщины, однако, должны покрывать свои головы и одеваться скромно, особенно когда они подходят к столу Господа. Таким образом, действующий закон молчал по вопросу о женщинах, занимающих их головы в церкви.

И, учитывая принцип субсидиарности, это не должно удивлять. Нам легко забыть, что законы Церкви не предназначены только для западного мира. Они управляют всеми католиками, от Милана до Мумбаи, от Сеула до Севильи, от Атланты до Аккры. Очевидно, что между католиками, поклоняющимися, например, в неясной африканской деревне, и теми, кто посещает мессу в великих соборах Франции, могут быть огромные и радикальные культурные различия, но все они одинаково связаны с одним и тем же законом о канонах как католики.

В Исламе нет определенного стиля. Самое главное - чтобы одежда отвечала основным требованиям к химару и джильбабу. Именно так взаимодействуют религия и культура, в этом заключается подвижность и гибкость Шариата. Подобное может привести в замешательство некоторых недоэкспертов, которые ошибочно полагают, что хиджаб является культурной традицией, а не религиозным предписанием.

Соответственно, через своего верховного законодателя, Папу Римского, Церковь отказалась требовать от всех католических женщин прикрыть свои головы в церкви. В конце концов, это может быть неуместной или необоснованной просьбой в некоторых культурах. Это, конечно, не означает, что женщины, возможно, не носят часовенки, если захотят.

Почему же так много консервативных католиков продолжают настаивать на том, что закон по-прежнему сохраняется? Вполне возможно, что они ошибаются в полной добросовестности, не зная об изменении закона. Делая это, они фактически отказываются признать авторитет Святого Отца, который является Верховным Законодателем Церкви, изменять церковные законы, если и когда он сочтет нужным. Трудно понять, как такие люди могут быть истолкованы как нечто иное, чем раскольники, те, кто отозвали свое подчинение Верховному Понтифику.

Одним из самых популярных вопросов, которые мне задают, звучит так: «Почему хиджаб является обязательным для женщины?» В Исламе хиджаб является частью скромного и благопристойного поведения между представителями противоположного пола. В аяте 59 суры 33 дается хорошее объяснение данному явлению: «…Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям…» .

В любом случае практикующий католик не может отрицать существование действующего в настоящее время церковного закона или обязанности подчиняться ему! По словам автора, ношение часовни - это обычай, который приобрел силу закона и не может быть отменен новыми канонами напротив. На поверхностном уровне это представляется умным и убедительным аргументом. Кроме того, универсальный закон не отменяет обычай, если он прямо не говорит об этом.

Автор сети утверждает, что женщины носили часовую завесу более 30 лет, поэтому это был обычай, который фактически стал церковным законом. Но автор сайта не может сделать важное различие. Тот факт, что католические женщины так долго придерживались канонического права, каким-то образом не превратил тогдашний закон в обычай.

Независимо от того, признают мужчины это или нет, их поведение подчинено сексуальному желанию. Поэтому:

Хиджаб защищает женщину от ненужных домогательств. Он символизирует, что женщина принадлежит лишь одному мужчине и не доступна для всех остальных.
Хиджаб способствует сохранению и стабильности брака и семьи, уменьшая возможность недозволенных отношений.
Наконец, хиджаб вынуждает мужчину сосредоточиться на личности женщины, а не на ее внешних данных. Это помогает женщине контролировать отношение к ней мужчин вне дома.

Другое отличие, которое теряется в этом аргументе, заключается в том, что между женщинами разрешается носить часовенку и требовать от них этого. Ну, правильный пример таможенного приобретения силы права можно увидеть в практике польских католиков, которые приносят пасхальные корзины в церковь, чтобы быть благословленными в Святую субботу. Благословляющие корзины, конечно, не противоречат каноническому закону, и это было сделано для поколений, поэтому можно утверждать, что практика приобрела силу закона.

Так, если, например, епископ внезапно решил запретить благословение пасхальных корзин в Страстную субботу, каноны по обычаю будут применяться. И снова этот аргумент не имеет никаких заслуг. Действующий закон о канонах по-прежнему применяется. Но разрешение сказать старую мессу никоим образом не означает возврата к обязательствам бывшего канона.

Говоря об одежде женщин из Северной Африки и Юго-Восточной Азии, Жермен Грир, одна из первопроходцев в движении освобождения женщин, писала:

«Женщины, которые носят сари, джильбаб или любую другую просторную одежду, могут поправиться или похудеть без какого либо чувства смущения и дискомфорта. Женщины, носящие платки, покрывающие свое тело, могут кормить грудью где угодно, не привлекая к себе внимание, а ребенок будет защищен от пыли и насекомых. Во многих восточных странах одежда и украшения женщины подчеркивают ее женственность, а в западных - уничтожают ее».

Суть в том, что реклама, которую цитирует Марианна, фактически неверна. Женщины могут свободно носить часовенки, если они этого хотят, но от них не может потребоваться. И отказаться от того, чтобы позволить им войти в церковь и посещать мессу, если их головы не будут покрыты, будет нарушением их прав в соответствии с действующим Кодексом Канонического права.

Мне никогда не приходило в голову, почему в какой-то момент требовалась завеса, а потом внезапно это было не так. «Разве эти женщины не понимают, что мы вошли в 21-й век?». «Женщины, которые должны покрывать свои головы для мессы, сексистские и женоненавистнические; не говоря уже о полной неудаче в отношении прав женщин».

Стоит отметить, что она специально упоминает национальную одежду вроде джильбаба, которую мусульманки носят на Западе.

Феминистки и западные СМИ зачастую говорят о хиджабе как о символе угнетения и рабства женщины. Подобная точка зрения отражает бессознательную экстраполяцию иудео-христианского понимания покрывала на хиджаб, коим грешат западные феминистки: платок - символ подчинения женщины мужчине.

Затем, когда меня вдохновили носить одну - вместе с другими женщинами в моей семье - нас тоже осмеяли. Мы были названы «странными» и «ортодоксальными», как если бы древняя традиция была как-то постыдна. И все же многие люди, в том числе женщины, которые с любопытством возмущаются такой традицией, действительно не знают, как и почему началась традиция. Более того, многие люди никогда не удосужились спросить, почему некоторые женщины, включая меня, решили продолжить эту традицию.

Ношение завесы или мантильи - это традиция, которая начинается в ранней Церкви. В своем первом письме к Коринфянам святой Павел рассказывает о важности завесы для женщины. И хотя любой человек, который держит голову накрытым, когда он молится или произносит пророчество, приносит стыд на голову, женщина приносит стыд на голову, если она раскрывает ее, чтобы молиться или пророчествовать; она не лучше, чем женщина с бритой головой. Разве сама природа не учит вас тому, что, когда человеку приходится долго надеть волосы, когда женщина вырастает долго, это для нее дополнительная благодать?

Судить чужую религию, основываясь на своей собственной, на особенностях истории своего народа, по меньшей мере, логически неверно, а по сути является насаждением культуры! В одной статье мой отец сделал очень интересное замечание. Когда европейцы проникли на территорию Африки столетие назад, они обнаружили, что некоторые племена ходили голыми. Они заставили их носить одежду как символ цивилизации. «Теперь эти борцы за цивилизацию сами срывают одежду… В конце концов, этот мир теперь подражает тому самому „примитивному“ обществу».

Это потому, что ей принесли ее волосы, чтобы занять завесу. Другие ранние христианские писатели, такие как Тертуллиан и Климент Александрийский, также поддерживали этот обычай носить вуаль. Тертуллиан похвалил обычай, а не за его предполагаемые женоненавистские последствия, а скорее за его символизм уважения к девственности. В трудах Тертуллиана и Святого Павла объясняется смысл обычая: женщины и, более конкретно, девственники должны быть известны только Богу. Кроме того, завеса была замечена как символ целомудрия и смирения.

Ибо тот обычай, который противоречит девственникам, пока он их демонстрирует, никогда бы не был одобрен кем-либо, кроме некоторых людей, которые, должно быть, были похожи по характеру на самих дев. Такие глаза пожелают увидеть девственницу как девственницу, которая захочет увидеться. Одни и те же глаза взаимно жаждут друг друга. Видение и видение принадлежат к одной и той же похоти. Покраснеть, если он увидит девственницу, это как бы знамение целомудренного человека, как целомудренной девственницы, если его увидит человек.

Меня удивляет общество, толерантное по отношению к женщинам с голой грудью, но с трудом переносящее мусульманку в платке. Нахид Мустафа, канадский мусульманин, говорит: «В западном обществе хиджаб стал олицетворять либо вынужденное затишье, либо бессознательную воинственность. На самом деле хиджаб - ни то, ни другое. Он лишь служит отражением убежденности женщины, что ее личность нельзя оценивать исходя из физической привлекательности. Ношение хиджаба освобождает от постоянного внимания к природным данным. Внешность женщины больше не подвергается тщательному суду, красота или ее возможное отсутствие больше не является предметом обсуждения».

Ношение завесы было обычным явлением в еврейской культуре. что это было для скромности в то время, когда общество осознавало и даже боялось сексуальности и ее опасностей. На протяжении ранней христианской культуры завеса снова рассматривалась как символ скромности. Быть без завесы было признаком непристойности и неприличия. Вот почему святой Павел сравнивает женщину, представленную женщине, выбритой, так как это было признаком позора, неприличия и неуважения. Как связывает Павел позже в том же письме коринфянам, волосы для женщины были физическим признаком женской красоты, и чтобы его отбирали, он шел против природы - таким образом, был позором для женственности.

Хиджаб - не символ угнетения. Притеснение женщин можно встретить даже в тех странах, где они никогда не носили хиджаб, и вызвано оно социально-экономическими причинами. Как раз наоборот, постоянное выставление полуобнаженных женщин в рекламе, вывесках, индустрии развлечений является подлинным символом угнетения женщины.

Хиджаб не мешает женщине получать знания и вносить свой вклад в улучшение общества. В истории Ислама известны случаи, когда роль женщины была крайне важной. Госпожа Хадиджа (да будет доволен ею Аллах), первая жена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), играла значительную роль в ранней истории Ислама. Успешная в делах, она была первым человеком, принявшим послание Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Ее поддержка и вера были главным источником духовной силы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Она была твердой опорой для своего мужа в трудные для Ислама времена и тратила все свое состояние на продвижение новой религии.

В своем письме к Коринфянам Святой Павел указывает на важность гендерных различий и роль, которую каждая из них играет в Божьем плане - отклонение будет неестественным, позорным и греховным. Конечно, важно не слишком заострять внимание на взгляде Святого Павла на женские волосы - как будто женщина совершает вопиющий грех при разрезании ее волос. В то же время было бы неприятным для Апостола пропустить его главный пункт о важности гендерных различий и соответствии с естественным законом - волосы и вуаль - один из примеров, подчеркивающих эти гендерные различия.

Первым мучеником за веру в истории Ислама также стала женщина по имени Сумайя (да будет доволен ею Аллах), жена Ясира и мать Аммара. Она была убита вместе со своим мужем за то, что отказалась отречься от Ислама.

Госпожа Фатима аз-Захра (да будет доволен ею Аллах), дочь Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), была лучом света и источником руководства для женщин ее времени. Она поддерживала своего мужа, Али (да будет доволен им Аллах), во всех его действиях, включая борьбу против попрания права дочерей на наследование, дарованное Исламом. Сестра Хусейна ибн Али (да будет доволен им Аллах) Зейнаб (да будет доволен ею Аллах) продолжила восстание и внесла значительный вклад в поднятие боевого настроя людей ради борьбы против тирании правителей.

Таким образом, покрытие головы было обусловлено культурным обычаем, а также ранней христианской традицией. По тем же причинам оно было перенесено как католическая традиция. Однако значение завесы с тех пор изменилось с культурной традиции, с которой оно начиналось.

Вопреки тому, что могут исповедовать некоторые другие религии или культуры, современная католическая традиция носить вуаль не означает подчинения женщин мужчинам. И это не имеет никакого отношения к стыду или вине. Скорее, завеса использовалась для того, чтобы покрыть нечто священное - то, что покрывало вуали должно лелеять, уважать и обожать. Возьмем, к примеру, использование завесы для покрытия Святых Святых или Ковчега Завета в иудаизме. Для католиков завеса покрывает скинию, в которой находится наш Господь.

Тем, для кого хиджаб является символом угнетения женщин, я задаю вопрос: “Когда вы видите монахиню в рясе, является ли ее одежда символом угнетения, или же она вызывает чувство достоинства и уважения? Монашеская ряса является одним из видов полного хиджаба! Откуда тогда эти двойные стандарты? Не является ли это навязыванием своей культуры? Когда католическая монахиня и мусульманка надевают примерно одну и ту же форму одежды, первая символизирует достоинство и вызывает уважение, а вторая становится символом угнетения? В Исламе каждая женщина достойна уважения, а не только некоторые избранные, которые решили служить вере.

Подобным же образом жертвенник, где совершается совершенная жертва Господа нашего, завуалирован. Чаша, содержащая кровь нашего Господа, также завуалирована. Если мы завесуем самый Центр нашей Веры, то как же тогда завеса на голове женщины менее достойна?

Сегодня использование завесы считается видимым актом скромности и смирения. Завеса не изнашивается из-за вины или как акт подчинения или из-за стыда за женскую красоту, а скорее как знак благоговения и подчинения воле Бога. «Вы, мужья, должны проявлять любовь к вашим женам, так как Христос проявил любовь к Церкви, когда он отдал себя от ее имени».

Я приветствую тех мусульманок, которые нашли в себе мужество соблюдать полный хиджаб в немусульманской стране. Я настойчиво призываю мужчин ценить огромный вклад, который вносят женщины на передовой войны за право соблюдать нормы Ислама и занять свое место в таком многонациональном обществе, которое есть в Канаде.

Сейид Мухаммад Ризви,
Перевела с английского Анастасия Бастылева
musulmanka.ru

Пришло время для свадебного праздника Агнца. Мы все знакомы с отрывками из Священного Писания, в которых говорится о Христе как Женихе и Церкви как Его Невеста. Мужья должны любить своих жен так же, как Христос любит Церковь, и жены должны подчиняться своим мужьям, как Церковь подчиняется Христу.

Покров - это видимое напоминание о подчинении. Конечно, сегодня, если мы слышим слова женщины и подчинение в том же предложении, многие люди автоматически излагают феминистское неодобрение. Однако завеса как символ не должна быть символом подчинения людям, а скорее любовью Христа. Это напоминание о послушании Христу и символе смирения перед Богом. Ношение мантильи не означает, что женщины не достойны Христа, потому что они женщины. Скорее, носить мантилью - это просто еще одно физическое и видимое напоминание о недостойности человечества по сравнению со Христом.

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта

Испокон веков женщины ходят в церковь в платках. Даже юбки сейчас считаются не столь важным атрибутом, как платок на голове – говорят, что лучше идти в храм в джинсах, но с головным убором, чем в юбке и без него. Почему же женщины в церкви покрывают голову, с чем связана традиция надевать платок в церкви?

Легенда о платках и юбках в церкви

Существует легенда о платках и длинных юбках в церкви. Рассказывают, что в древнем мире люди приходили в храм в чем придется. И Богу это было не слишком приятно.

Поэтому Бог послал видение одной из молодых девиц и сказал: «Если ты будешь ходить в храм с покрытой головой и в длинной юбке, твои молитвы будут услышаны, потому что к тебе будет приставлен Ангел для помощи. Но как иначе он узнает тебя, если ты не будешь отличаться от прочих девиц?»

Как того и следовало ожидать, на следующий день девица пришла в храм в длинной юбке и в платке, а на вопрос подружек, зачем она так странно вырядилась, красавица рассказала о своем видении.

Естественно, эта чудная весть о новом «церковном дресс-коде» вмиг облетела весь свет. И, конечно же, все хотели иметь своего собственного Ангела и быстрые ответы на молитвы, а, значит, все стали приходить в храм как полагается.

С тех пор прошло уже много веков, а традиция ходить в церковь в платке и длинной юбке осталась. Правда сейчас юбка стала не в чести. Кто знает, может быть, поэтому молитвы современных девиц не столь быстро долетают до неба?

Эта легенда – всего лишь шуточная иллюстрация к злободневной теме. Но, вне всякого сомнения, традиция покрывать голову в церкви берет свое начало с древних времен.

И одним из источников такой традиции является, прежде всего, Святое Божие Слово – Библия, которой руководствуются христиане.

Что говорит Библия о покрытии головы

Что же говорит Библия о покрытии головы и о том, почему женщина должна одевать в церкви платок?

В 1-м послании Апостола Павла Коринфской церкви, в 11 главе говорится, что женщине неприлично молиться с непокрытой головою. Более того, жена должна иметь на своей голове знак власти мужа.

Также есть упоминание о том, что волосы даны женщине вместо покрывала. И они являются для нее честью, в то время как для мужчины длинные волосы — позор (с чем сейчас не согласятся многие представители сильного пола).

Тем не менее, для современной женщины странно считать позором модную стрижку или даже бритье. Так же, как и странно заменять покрывало распущенными волосами.

В чем же здесь суть? Без детального анализа текста и погружения в традиции Коринфа, куда было отправлено письмо Апостола, здесь явно не разобраться.

Почему в Коринфе женщины покрывали голову в церкви

Оказывается, есть простое объяснение, почему некоторые женщины в Коринфе покрывали голову в храме. А ведь отсюда и произошла традиция надевать платок на голову в церкви.

Во времена Первоапостольской церкви в Коринфе был большой храм богини Артемиды, содержащий жриц любви, с которыми любой мужчина мог вступить в связь за деньги. Отличительной чертой жриц была обритая голова.

Непрофессиональные же проститутки того времени, чтобы показать род своих занятий, выстригали себе волосы на висках. Соответственно, если ваши виски были подстрижены или вы были побриты наголо, становилось понятно, кто вы. Это было своеобразным знаком женщин легкого поведения.

Что же нужно было сделать новообращенным христианкам с темным прошлым? Когда они заходили в церковь, все видели, что их волосы короткие или бритые – и этим они не только навлекали позор на себя, но еще и бросали тень на всю церковь.

Зная то, с чем приходится сталкиваться общине в Коринфе, Павел написал: «Женщины, отращивайте волосы, не стригитесь, а если с волосами беда — покрывайте головы, чтобы никто не подумал, будто вы порочные женщины».

Оказывается, весь вопрос библейского отрывка заключается в особенностях территории, которой предназначалось послание. Хотя, безусловно, подобная ситуация могла наблюдаться и в других местностях. Главное, понятна сама идея возникновения традиции, чтобы женщина покрывала голову в церкви.

Традиции покрывать голову женщине

Конечно же, на современное понимание женской одежды в церкви, помимо Библии, оказала влияние и традиция древнего мира.

В традициях древнего мира (Греция, Рим, Византия) головной убор имел для женщин большое значение.

Прежде всего, он был необходим для защиты от агрессивных погодных условий. Не зря в жарких южных странах и на территории пустынь женщины до сих пор покрывают голову – иначе им просто не уберечься.

Помимо защиты и удобства, плащ-платок символизировал зрелость, и его ношение было честью для женщины, тогда как обнажение головы для замужней женщины являлось величайшим позором.

В древней Руси женский головной убор (платок) был также обязателен. Его называли «убрус». Под убрус надевался еще один платок, который утеплял голову и предохранял верхний убор от загрязнения. Зимой поверх платка надевалась шапочка или меховой платок.

Также мы знаем о существовании кокошника и кики.

Позднее старинные головные уборы были заменены шляпами.

В настоящее время традиции покрывать голову женщинам были утеряны, хотя и существует тенденция к их возврату, ведь даже на улице можно увидеть женщин в платках. И это действительно очень женственно и красиво.

Другой разговор, когда в церковь вас не пускают без платка, объясняя это традицией. А женщина с непокрытой головой в церкви вызывает осуждение, и это считается неприличным и недопустимым.

Справедливо ли это на самом деле?

Почему женщина в церкви в платке?

Как мы говорили ранее, необходимость покрывать голову была обусловлена традициями определенной местности и времени. В современном же мире дело обстоит немного по-другому.

Почему же сейчас женщины в церкви в платках? Должна ли в наше время женщина покрывать голову в церкви?

Согласитесь, сейчас никто не скажет, что вы дама легкого поведения, если вы подстрижетесь или даже побреетесь. В крайнем случае, о вас отзовутся, как о весьма эксцентричной особе.

Мы уже не говорим о наших бабушках, которые стригутся, потому что им неудобно ухаживать за длинными волосами.

А если говорить о знаке власти над замужней женщиной, то сейчас обручальное кольцо исполняет роль покрывала.

В довершение всего, мы не ходим везде и всюду в платках, за исключением сибирячек холодной зимой. Поэтому смысл надевать платок перед входом в храм, в общем-то, теряется.

К тому же, богобоязненные женщины молятся еще и дома. Нужно ли надевать платок при молитве, там, где никто вас не видит? А если у вас большое желание помолиться где-то в дороге, а платка нет? Неужели из-за его отсутствия ваша молитва не будет услышана?

Священнослужители говорят, что молиться с непокрытой головой – не грех, женщина по своему усмотрению в знак смирения может надеть платок, произнося молитву дома.

Так почему же так обязательно надевать платок или шарф на голову в церкви?

По словам Апостола, покрывалом для женщины являются волосы (мы не говорим здесь, что вместо платка их обязательно распускать). Но, тем не менее, из данного высказывания следует вывод о том, что платок во время молитвы не настолько важен для Бога и для вас, как, может быть, для окружающих вас людей.

И, конечно же, мы не призываем вас устраивать в святом месте революцию, мы просто пытаемся обратить ваше внимание на вещи, которые могут быть намного важнее формального ношения в храме головного убора, важнее непокрытой головы в церкви.

Если бы Апостол Павел писал свое послание на современном языке и в соответствии с нашей культурой, как бы звучали его слова? Быть может, он говорил бы нам о вызывающей одежде, тоннах макияжа на лице и манере поведения, благодаря которой нас легко можно спутать с фривольными девицами?

Не резонно ли тем, кто считает себя верующим, одеваться и вести себя соответственно такому высокому званию? И делать это не только перед дверью храма, но и в повседневной жизни, чтобы не бесчестить себя и не гневить Бога.

А надевать ли платок при входе в церковь – личное дело каждого, хотя, возможно, оно и должно быть согласовано с представлениями окружающих людей, для того чтобы не давать им повода для осуждения.

Церковное правило для женщин

Единственным весомым аргументом в пользу того, что женщинам нужен платок в церкви, является то, что приходя туда, мы принимаем и уважаем церковные правила. Ведь, как говорится, в чужой монастырь со своим уставом не ходят. А покрывать голову женщине – церковное правило.

Итак, мы разъяснили, почему современные женщины покрывают голову в церкви и выразили собственное мнение об этой традиции. Конечно, это лишь точка зрения, но она имеет право на существование.

На нашем портале саморазвития мы найдете много полезной информации , о том, и .