Занятия по изодеятельности второй младшей группе. Рисование во второй младшей группе: как пробудить вдохновение

Текущая страница: 1 (всего у книги 8 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Т. С. Комарова

Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада

Конспекты занятий

2-е издание, исправленное

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

Комарова Тамара Семеновна – заведующая кафедрой эстетического воспитания Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Международной академии наук педагогического образования, действительный член Международной педагогической академии, действительный член Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка. Автор многочисленных трудов по различным вопросам дошкольной педагогики, истории педагогики, эстетического воспитания, развития детского творчества и художественно-творческих способностей, преемственности в воспитании и обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста, создатель и руководитель научной школы. Под руководством Т.С. Комаровой защищено более 90 кандидатских и докторских диссертаций.

Предисловие

Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников. Она привлекает детей, радует их возможностью самостоятельно создавать что-то красивое. А для этого необходимо накопление и расширение личного опыта ребенка, полученного им непосредственным путем через органы чувств; успешное овладение рисованием, лепкой и аппликацией. Начинать приобщение детей к изобразительной деятельности в условиях дошкольного учреждения следует с 2–3 лет.

Данное пособие адресовано воспитателям, работающим по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, для организации и проведения занятий по изобразительной деятельности во второй младшей группе.

В книгу включена программа по изобразительной деятельности для второй младшей группы, планирование работы на год и конспекты занятий по рисованию, лепке и аппликации. Занятия расположены в том порядке, в котором их следует проводить. Это не значит, однако, что воспитатели должны слепо соблюдать предлагаемый в книге порядок занятий. Изменение последовательности занятий – может быть продиктовано особенностями группы (например, дети воспитывались в дошкольном учреждении с первой младшей группы), региональными особенностями, необходимостью сократить разрыв между двумя занятиями, взаимосвязанными по содержанию и т.п.

Представленные в пособии занятия разработаны на основе следующих положений.

Изобразительная деятельность является частью всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и взаимосвязана со всеми ее направлениями. Особенно важное значение для воспитания и развития ребенка имеет связь занятий рисованием, лепкой и аппликацией с игрой. Разносторонняя связь повышает интерес детей и к изобразительной деятельности и к игре. При этом необходимо использовать различные формы связи: создание изображений и изделий для игры («красивая салфетка в кукольный уголок», «угощение для игрушек-зверюшек» и др.); использование игровых методов и приемов; применение игровых и сюрпризных моментов, ситуаций («слепить мишке друзей» и т. п.); рисование, лепка, аппликация предметов для игр, на темы игр («Как мы играли в подвижную игру „Охотники и зайцы“ („Воробушки и кот“)» и др.).

Для развития детского творчества необходимо создавать эстетическую развивающую среду, постепенно вовлекая в этот процесс детей, вызывая у них радость, удовольствие от уютной, красивой обстановки группы, игровых уголков; включать в оформление группы созданные детьми индивидуальные и коллективные рисунки, аппликации. Большое значение имеют эстетическое оформление занятий; удачный подбор материалов для занятий, удобное и рациональное их размещение; доброжелательное отношение педагогов к каждому малышу, эмоционально-положительная атмосфера занятия; уважительное отношение взрослых к детским рисункам, лепке, аппликациям.

В основе развития любых способностей детей лежит опыт непосредственного познания предметов и явлений. Необходимо развивать все виды восприятия, включать в процесс освоения формы и величины предметов и их частей поочередные движения по контуру кистей обеих рук (или пальцев), чтобы образ движения рук закреплялся и на основе его ребенок мог создавать изображения. Этот опыт следует постоянно обогащать и развивать, формируя образные представления об уже знакомых предметах.

Для того чтобы выработать у детей свободу творческого решения, необходимо научить их формообразующим движениям, движениям рук, важным для создания изображений предметов разнообразных форм, – сначала простым, а затем более сложным. Это позволит детям изображать разнообразные предметы и явления окружающего мира. Чем лучше ребенок овладеет формообразующими движениями во второй младшей группе, тем легче и свободнее он будет создавать изображения любых предметов, проявляя творчество, в дальнейшем. Известно, что всякое целенаправленное движение может быть произведено на основе имеющихся представлений о нем. Представление о движении, производимом рукой, формируется в процессе зрительного и кинестетического (двигательно-осязательного) восприятия. Формообразующие движения руки в рисовании и лепке различны: пространственные свойства изображаемых предметов в рисунке передаются линией контура, а в лепке – массой, объемом. Движения руки при рисовании различаются по характеру (силе нажима, размаху, длительности), поэтому мы рассматриваем каждый вид изобразительной деятельности, включенной в педагогический процесс, отдельно. Вместе с тем, все виды изобразительной деятельности должны быть взаимосвязаны, ведь в каждом из них дети отражают предметы и явления окружающей жизни, игры и игрушки, образы сказок, потешек, загадок, песен и т.д. Овладение формообразующими движениями обеспечивает детям свободу творчества, снимает необходимость постоянного показа воспитателем способов изображения, позволяет активизировать опыт ребят («Как вы обводили пальчиками форму, так и будете рисовать»).

Создание изображений в рисовании, лепке и аппликации, а также формирование творчества основываются на развитии одних и тех же психических процессов (восприятия, образных представлений, мышления, воображения, внимания, памяти, ручной умелости), которые развиваются и в процессе изобразительной деятельности, если воспитатель помнит о необходимости их развития.

На всех занятиях необходимо развивать активность, самостоятельность и творчество детей. Следует побуждать их вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя опыт ребят, что похожее они уже рисовали, лепили, как они это делали; вызывать ребенка для показа остальным, как можно изобразить тот или иной предмет.

Каждое занятие должно заканчиваться коллективным просмотром всех созданных ребятами изображений. Важно чтобы дети видели общий результат занятия, слышали оценку педагогом их работ, активно включались в доступный им разговор, оценку выразительных образов предметов, явлений; чтобы каждый ребенок видел свою работу среди работ других детей. В процессе оценки созданных детьми изображений важно обращать их внимание на наиболее интересные из них, вызывать положительные эмоции. Это способствует повышению их интереса к изобразительной деятельности.

При работе с детьми второй младшей группы воспитатели должны учитывать личный опыт каждого ребенка и всей группы в целом. Особенности каждой группы могут определяться возрастом детей (в одной группе могут оказаться ребята чуть постарше; дети, живущие в одном микрорайоне или в разных; группа может состоять из детей, перешедших в нее из первой младшей группы). Перед воспитателями стоит задача осмыслить особенности своей группы и скорректировать работу по изобразительной деятельности в соответствии с этим, усложняя задания в тех случаях, если группа состоит из детей, воспитывавшихся в первой младшей группе или из ребят, который в массе своей старше на 2–4 месяца. Усложнения могут состоять в использовании более широкого круга материалов (включение большего количества красок, жирной пастели, сангины), увеличения числа изображений (не одной елочки, куколки и др., а нескольких) и т. д.

В представленных в данном пособии конспектах занятий выделяются следующие рубрики.

Программное содержание. В этой рубрике указывается, какие задачи обучения и развития решаются на занятии.

Методика проведения занятия. В этой части последовательно раскрывается методика проведения занятия, постановка перед детьми изобразительной задачи и постепенное направление на получение результата.

Материалы. В этой рубрике перечислен весь наглядный и раздаточный материал, необходимый для создания изображений.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Эта часть конспекта раскрывает возможные взаимосвязи занятия с разными разделами воспитательно-образовательной работы, с играми и другими занятиями. Установление взаимосвязи и ее реализация позволит детям разносторонне познать предметы и явления, обогатит их опыт.

В конспектах некоторых занятий мы предлагаем варианты той или иной темы, вида деятельности. Это дает педагогам возможность понять, что одни и те же изобразительные задачи могут быть решены на разном тематическом содержании и в дальнейшем творчески относиться к выбору тематики занятий.

Во второй младшей группе еженедельно проводится 1 занятие по рисованию, 1 по лепке и один раз в две недели 1 занятие по аппликации. Всего в месяц проводится 10 занятий (4 по рисованию, 4 по лепке и 2 по аппликации). В учебном году 9 учебных месяцев, и, следовательно, около 90 занятий. В ряде месяцев 4,5 недели (если в месяце 31 день), и если в этом месяце прибавляется одно занятие, педагог может взять его из включенных в конспекты вариантов занятий или выбрать занятие по своему усмотрению.

Мы надеемся, что эта книга поможет педагогам дошкольных образовательных учреждений в организации работы по обучению рисованию, лепке и аппликации детей 3–4 лет, в развитии их творчества.

Программа по изобразительной деятельности

Развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные), вызывать чувство радости. Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Учить изображать в рисовании, лепке, аппликации простые предметы и явления, передавая их выразительность.

Включать в процесс обследования предмета движения обеих рук по предмету, охватывание его руками, обведение предмета по контуру одной, затем другой рукой, следя взором за их действием.

Развивать умение видеть красоту цвета в объектах природы, одежде детей, картинках, народных игрушках (дымковские, филимоновские игрушки, матрешки).

Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда).

Учить создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации.

Рисование

Предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы (голубое небо с белыми облаками; падающие на землю разноцветные листья; опускающиеся на землю снежинки и т.п.).

Продолжать учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью в процессе рисования. Учить набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета. Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку.

Закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Обращать внимание детей на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету.

Приобщать детей к декоративной деятельности: учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек (птичка, козлик, конь и др.), и предметов (блюдечко, рукавички), вырезанных воспитателем.

Учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков (опадают с деревьев листочки, идет дождь, «снег, снег кружится, белая вся улица», «дождик, дождик, кап, кап, кап…» и др.).

Учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.). Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинации разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.).

Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (елочки на нашем участке, неваляшки гуляют) или изображая разнообразные предметы, насекомых и т. п. (в траве ползают жучки и червячки; колобок катится по дорожке и др.). Учить детей располагать изображения по всему листу.

Формировать интерес к лепке. Закреплять представления о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки.

Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук.

Побуждать детей украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом.

Учить создавать предметы, состоящие из 2–3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу.

Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку.

Учить детей лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.). Предлагать объединять вылепленные фигурки в коллективные композиции (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.). Вызывать радость от восприятия результата общей работы.

Аппликация

Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности. Учить предварительно выкладывать на листе бумаги в определенной последовательности готовые детали разной формы, величины, цвета, а затем наклеивать полученное изображение на бумагу.

Учить аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.

Вызывать у детей радость от полученного изображения. Формировать навыки аккуратной работы.

Учить создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат, розета и др.) предметные и декоративные композиции из геометрических фигур и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету. Развивать чувство ритма.


К концу года дети могут

Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений народного декоративно-прикладного искусства, игрушек, объектов и явлений природы; радоваться созданным ими индивидуальным и коллективным работам.

В рисовании

Знать и называть материалы, которыми можно рисовать; цвета, определенные программой; народные игрушки (матрешка, дымковская игрушка).

Изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты.

Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам.

Правильно пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и красками.

В лепке

Знать свойства пластических материалов (глины, пластилина, пластической массы); понимать, какие предметы можно из них вылепить.

Отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней.

Лепить различные предметы, состоящие из 1–3 частей, используя разнообразные приемы лепки.

В аппликации

Создавать изображения предметов из готовых фигур.

Украшать заготовки из бумаги разной формы.

Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам, и по собственному желанию; аккуратно использовать материалы.

Примерное распределение программного материала на год

Сентябрь

Занятие 1. Рисование «Знакомство с карандашом и бумагой»

Программное содержание. Учить детей рисовать карандашами. Учить правильно держать карандаш, вести им по бумаге, не нажимая слишком сильно на бумагу и не сжимая его сильно в пальцах. Обращать внимание детей на следы, оставляемые карандашом на бумаге; предлагать провести пальчиками по нарисованным линиям и конфигурациям. Учить видеть сходство штрихов с предметами. Развивать желание рисовать.


Занятие 2. Лепка «Знакомство с глиной, пластилином»

Программное содержание. Дать детям представление о том, что глина мягкая, из нее можно лепить, можно отщипывать от большого комка маленькие комочки. Учить класть глину и вылепленные изделия только на доску, работать аккуратно. Развивать желание лепить.


Занятие 3. Рисование «Идет дождь»

Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, видеть в рисунке образ явления. Закреплять умение рисовать короткие штрихи и линии, правильно держать карандаш. Развивать желание рисовать.


Занятие 4. Лепка «Палочки» («Конфетки»)

Программное содержание. Учить детей отщипывать небольшие комочки глины, раскатывать их между ладонями прямыми движениями. Учить работать аккуратно, класть готовые изделия на доску. Развивать желание лепить.


Занятие 5. Аппликация «Большие и маленькие мячи»

Программное содержание. Учить детей выбирать большие и маленькие предметы круглой формы. Закреплять представления о предметах круглой формы, их различии по величине. Учить аккуратно наклеивать изображения.


Занятие 6. Рисование «Привяжем к шарикам цветные ниточки»

Программное содержание. Учить детей правильно держать карандаш; рисовать прямые линии сверху вниз; вести линии неотрывно, слитно. Развивать эстетическое восприятие. Учить видеть в линиях образ предмета.


Занятие 7. Лепка «Разные цветные мелки» («Хлебная соломка»)

Программное содержание. Упражнять в лепке палочек приемом раскатывания глины прямыми движениями ладоней. Учить аккуратно работать с глиной, пластилином; класть вылепленные изделия и лишнюю глину на доску. Развивать желание лепить, радоваться созданному.


Занятие 8. Рисование «Красивые лесенки» (Вариант «Красивый полосатый коврик»)

Программное содержание. Учить детей рисовать линии сверху вниз; проводить их прямо, не останавливаясь. Учить набирать краску на кисть, обмакивать ее всем ворсом в краску; снимать лишнюю каплю, прикасаясь ворсом к краю баночки; промывать кисть в воде, осушать ее легким прикосновением к тряпочке, чтобы набрать краску другого цвета. Продолжать знакомить с цветами. Развивать эстетическое восприятие.


Занятие 9. Лепка «Бублики» («Баранки»)

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с глиной, учить свертывать глиняную палочку в кольцо (соединять концы, плотно прижимая их друг к другу). Закреплять умение раскатывать глину прямыми движениями, лепить аккуратно. Развивать образное восприятие. Вызывать у детей чувство радости от полученных изображений.


Занятие 10. Аппликация «Шарики катятся по дорожке» (Вариант «Овощи (фрукты) лежат на круглом подносе»)

Программное содержание. Знакомить детей с предметами круглой формы. Побуждать обводить форму по контуру пальцами одной и другой руки, называя ее (круглый шарик (яблоко, мандарин и др.)). Учить приемам наклеивания (намазывать клеем обратную сторону детали, брать на кисть немного клея, работать на клеенке, прижимать изображение к бумаге салфеткой и всей ладонью).


Занятие 11. Рисование «Разноцветный ковер из листьев»

Программное содержание. Развивать эстетическое восприятие, формировать образные представления. Учить детей правильно держать кисть, опускать ее в краску всем ворсом, снимать лишнюю каплю о край баночки. Учить изображать листочки способом прикладывания ворса кисти к бумаге.


Занятие 12. Рисование «Цветные клубочки»

Программное содержание. Учить детей рисовать слитные линии круговыми движениями, не отрывая карандаша (фломастера) от бумаги; правильно держать карандаш; в процессе рисования использовать карандаши разных цветов. Обращать внимание детей на красоту разноцветных изображений.


Занятие 13. Аппликация «Большие и маленькие яблоки на тарелке»

Программное содержание. Учить детей наклеивать круглые предметы. Закреплять представления о различии предметов по величине. Закреплять правильные приемы наклеивания (брать на кисть немного клея и наносить его на всю поверхность формы).


Занятие 14. Рисование «Колечки» («Разноцветные мыльные пузыри»)

Программное содержание. Учить детей правильно держать карандаш, передавать в рисунке округлую форму. Отрабатывать кругообразное движение руки. Учить использовать в процессе рисования карандаши разных цветов. Развивать восприятие цвета. Закреплять знание цветов. Вызвать чувство радости от созерцания разноцветных рисунков.


Занятие 15. Лепка «Колобок»

Программное содержание. Вызывать у детей желание создавать в лепке образы сказочных персонажей. Закреплять умение лепить предметы округлой формы, раскатывая глину между ладонями круговыми движениями. Закреплять умение аккуратно работать с глиной. Учить палочкой рисовать на вылепленном изображении некоторые детали (глаза, рот).


Занятие 16. Рисование «Раздувайся, пузырь…»

Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке образы подвижной игры. Закреплять умение рисовать предметы круглой формы разной величины. Формировать умение рисовать красками, правильно держать кисть. Закреплять знание цветов. Развивать образные представления, воображение.


Занятие 17. Лепка «Подарок любимому щенку (котенку)»

Программное содержание. Формировать образное восприятие и образные представления, развивать воображение. Учить детей использовать ранее приобретенные умения и навыки в лепке. Воспитывать доброе отношение к животным, желание сделать для них что-то хорошее.


Занятие 18. Аппликация «Ягоды и яблоки лежат на блюдечке»

Программное содержание. Закреплять знания детей о форме предметов. Учить различать предметы по величине. Упражнять в аккуратном пользовании клеем, применении салфеточки для аккуратного наклеивания. Учить свободно располагать изображения на бумаге.


Занятие 19. Лепка по замыслу

Программное содержание. Закреплять умение детей передавать в лепке образы знакомых предметов. Учить самостоятельно определять, что им хочется слепить; доводить задуманное до конца. Воспитывать умение и желание радоваться своим работам.


Занятие 20. Рисование по замыслу

Программное содержание. Учить детей самостоятельно задумывать содержание рисунка. Закреплять ранее усвоенные умения и навыки в рисовании красками. Воспитывать желание рассматривать рисунки и радоваться им. Развивать цветовое восприятие, творчество.

Непосредственно образовательная деятельность по изобразительной деятельности. (2 младшая группа) «На летней лужайке»

Цель:
- развивать мелкую моторику, изобразительные навыки детей.
- формировать интерес к творческой деятельности.
- знакомить родителей с приемами рисования, аппликации, приобщать к совместной деятельности.
Материал: лист ватмана, оформленный как лужайка; мольберт; бабочка из бумаги; божья коровка из бумаги; влажные салфетки; заготовки из бумаги божьи коровки, бабочки; выставка литературы по теме.
Предварительна работа: Наблюдение в природе, чтение художественной литературы по теме.

Ход занятия:

Ой, ребятки посмотрите, кто то прилетел на нашу полянку.
- Кто это? (бабочка) Дети здороваются с бабочкой.
- Какая ты бабочка красивая.
- Ребята, какого цвета у бабочки крылья?
Дети: Синие, зеленые, красные.
- Разноцветные.
- Бабочка, почему ты грустная?
- Ребята, давайте спросим, что с бабочкой случилось.
Дети: Что случилось бабочка?
Бабочка: Мне так хочется нектара, сладкого сока, а цветок на полянке только один.
- Ребята, хотите помочь бабочке?
Дети: да.
- Давайте рассмотрим наш цветочек (одуванчик). Какой формы цветочек? А какого цвета?
- Еще у цветочка есть стебелек с листиками. Какого они цвета?
- На что похож одуванчик?
Дети: на солнышко.
- Да, ребятки, одуванчика цветки, словно солнышко желты!
- А сейчас, давайте сделаем для бабочки на зеленом лугу много – много одуванчиков.
- Но сначала, сделаем веселую гимнастику для пальчиков .
«Наши желтые цветы,
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши желтые цветы,
Закрывают лепестки.
Головой качают,
Тихо засыпают.
Утром ранним все цветы,
Вновь распустят лепестки».
- Подготовили наши пальчики?
- Давайте сейчас с вами сами сделаем цветочки, чтобы бабочка смогла повеселиться, на нашей полянке.
- Вот посмотрите, что у меня есть. Что это?
Дети: бумага.
- Потрогайте бумагу. Скажите, какая она на ощупь?
Дети: мягкая.
- Я беру в руку бумагу, сминаю. Что получилось?
Дети: шарик.
- Какой он?
Дети: круглый, желтый.
- Давайте сделаем такие одуванчики, и поместим их на нашу полянку.
Во время работы спросить. - Ты Сева, какой цветок делаешь? А ты Саша? А ты Артем, какой цветок делаешь?
- Посмотри, бабочка, сколько получилось цветочков красивых.
- Был один цветочек. А сколько стало?
Дети: много.
- Бабочка радостная, летит с одного цветочка на другой.
- И опять ты что – то загрустила бабочка? Бабочка, тебе наши цветочки не нравятся?
Бабочка: Просто мне одной скучно летать.
- Ребята, я знаю, как помочь бабочке. Давайте сделаем ей подружек. У меня есть бабочки (показывает заготовки).
- Посмотрите на крылья бабочек. Какие они?
Дети: не раскрашенные, не красивые.
- Давайте украсим. Посмотрите, как я буду это делать. (Наносим несколько капель краски на одно крыло бабочки, складываем бабочку пополам, прижимаем и раскрываем крылья).
- Как красиво! Какого цвета узоры на крыльях бабочек? (Разноцветные).
- Давайте посадим наших бабочек на лужайку, каждую бабочку на цветочек.
- Ой, ребятки, кто – то еще пищит. Кто же это?
- Божьи коровки. Они увидели, какие крылышки у бабочек красивые и им тоже захотелось украсить свое платьишко.
- Ребята, какого цвета божьи коровки?
Дети: красного.
- Посмотрите, как я буду ее украшать. Я набираю черную краску пальчиком и ставлю точку, еще точку, еще.
- Вот какая красивая получилась божья коровка. А теперь вы ребята поставьте точки на спинке божьей коровки.
- Молодцы ребята, помогли божьим коровкам. Давайте их тоже прикрепим их на нашу полянку.
- Красивая у нас получилась полянка.
Бабочка: Спасибо вам ребята, за такой подарок, теперь мы сможем полакомиться нектаром и поиграть с нашими друзьями божьими коровками.
- Ребята, а вы хотите поиграть?
Дети: да.
Игра «Цветок и бабочки».
Итог: Ребята кому мы с вами помогали? Какие цветочки делали? Как они называются?
Вечером придут наши мамы и папы, мы им покажем нашу полянку.

Конспект исследовательско - познавательного занятия во 2 младшей группе «Поможем медвежонку пришить

Конспект занятия по изобразительной деятельности в младшей группе детского сада, тема занятия «Божья коровка»

Программное содержание:

Учить детей рисовать выразительный образ насекомого.
Продолжать учить создавать композицию на основе зеленого листочка.
Усовершенствовать технику рисования гуашью, умение объединять два инструмента рисования – кисточка и ватная палочка.
Развивать чувство формы и цвета, интерес к насекомым.
Вызвать у детей эмоциональный отклик на содержание стихотворения о божьей коровке.
Воспитывать умение видеть красоту природы, понимать ее хрупкость, вызвать желание оберегать.

Оборудование:

Игрушка «Божья коровка» или картинка (фото) с изображением божьей коровки.
Листы бумаги, вырезанные в форме листика и тонированные в зеленый цвет.
Гуашь красная и черная.
Кисточки и ватные палочки.
Подкладные листы, неразливайки с водой, салфетки для промокания кисточек.

Предварительная работа:

1.Наблюдение за божьей коровкой.
2. Разучивание потешки:

Потешка "Божья коровка"

Божья коровка,
Черная головка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба,
Черного и белого,
Только не горелого.

Ход занятия:

Ребята, посмотрите, кто у нас сегодня в гостях. (Показ картинки или игрушки). Узнаете? Это божья коровка. Мы часто встречались с божьими коровками во время прогулок. Расскажите, какие они, божьи коровки? Нравятся ли вам? Почему? Как нужно вести себя при встрече с этим насекомым?
К сожалению, не все люди стараются оберегать божьих коровок. Послушайте стихотворение, написанное Андреем Усачевым. В нем рассказывается история одной божьей коровки.

Божья коровка

Гуляла за городом Божья коровка,
По стеблям травинок карабкалась ловко,
Глядела, как в небе плывут облака...
И вдруг опустилась Большая Рука.

И мирно гулявшую Божью коровку
Засунула в спичечную коробку.

Ах, как тосковала в коробке бедняжка!
Ей снилась лужайка. И клевер, и кашка.
Неужто в неволе остаться навек?
Коровка решила готовить побег!

О, Боже! взмолилась несчастная крошка
И вдруг увидала за шторой окошко.
А там, за окном, все от солнца светло.
Но к свету ее не пускает стекло.

Однако коровка на редкость упряма:
Нашла, где неплотно захлопнута рама,
И вот вылезает она из окна...
Ура!
Наконец на свободе она!
(Андрей Усачев)

1. Кто поймал божью коровку? Хорошо ли он поступил? Почему?
2. Как вы думаете, что чувствовала божья коровка, сидя в коробке? Пытаясь вырваться на волю? Когда оказалась на свободе?
3. Почему божья коровка так хотела вырваться из коробки и вернуться на лужайку?

Я уверена, ребята, что никто из вас никогда не обидит маленького жучка. Ведь по сравнению с ними вы – настоящие великаны. А большие и сильные должны защищать маленьких и слабых, а не обижать.

Давайте лучше нарисуем божью коровку. Согласны? Тогда подготовим пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика «Божьи коровки»

Божьей коровки папа идет.
(Всеми пальцами правой руки «шагать» по столу)

Следом за папой мама идет.
(Всеми пальцами левой руки «шагать» по столу)

За мамой следом детишки идут,
(«Шагать» обеими руками)

Вслед за ними самые малыши бредут.
Красные костюмчики носят они.
(Пожать самому себе ладони, пальцы прижать друг к другу)

Костюмчики с точками черненькими.
(Постучать указательными пальцами по столу)

Папа семью в детский садик ведет,
После занятий домой заберет.
(Всеми пальцами обеих рук «шагать» по столу)

Рисование «Божья коровка»

Ребятки, мы с вами сейчас нарисуем на этом зеленом листочке (показ листочка) божью коровку. Вот такую. (Показ выполненного рисунка-образца).

Спинка у Божьей коровки какой формы? Круглой. А какого цвета? Красного. Красную спинку удобно рисовать кисточкой.

Закрашивая спинку, помните, что кистью водим легко, только в одну сторону.
Затем кисточку тщательно промойте в одной воде, прополощите в другой и обмакните ворс кисточки о салфетку. Мы рисуем гуашевой краской, а она не любит лишнюю воду.

Теперь обмакните ворс кисточки в черную краску и нарисуйте голову Божьей коровки – полукруг. Закрасьте его.

Нарисуйте на голове усики. Сколько из? Два усика – две маленькие прямые линии.

Спинку Божьей коровки разделим пополам линией черного цвета. Ведите линию самым кончиком ворса кисточки.

Какого цвета у Божьей коровки точечки? Черного? Сколько их? Шесть.
Чем будет удобнее рисовать точечки? Ватной палочкой.
Нарисуйте три точечки с одной стороны и три с другой.

Какие красивые Божьи коровки получились у вас, ребята. Как настоящие, живые Божьи коровки. Молодцы!

Галина Александровна Степанова

Тема: «Цыплята»

Возрастная группа: 1 младшая «Б», дети 2-3 года жизни.

Место проведения: МАДОУ «Центр развития ребенка детский сад №4» КГО, воспитатель Степанова Г. А.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Восприятие художественной литературы. Чтение сказки В Сутеева «Цыпленок» и рассматривание иллюстраций.

Форма совместной деятельности: обучающее занятие

Форма организации: фронтальная

Средства:

зрительный ряд: игрушки для представления композиций «гнездо курочки», курочка и цыплята»,

литературный ряд: стихотворение В. Берестова "Курица с цыплятами"

Материалы: лист ватмана А1, на котором нарисована курица; бумага размером альбомного листа с изображением цыпленка; пальчиковая гуашь желтого цвета и коричневого цвета; влажная салфетка на каждого ребенка, магниты.

Цель

Достижение целевых ориентиров образования в младенческом и раннем возрасте в соответствии с ФГОС ДО:

ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение материалов и предметов (краски, салфетки) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;

проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

проявляет интерес к рассказам, сказкам, рассматриванию композиций;

Задачи

Обучающие: продолжение обучения детей рисованием пальчиками: закрашивание ограниченной поверхности; упражнение в умении рисовать пальчиками точки;

продолжение знакомства с желтым цветом;

учить во время рисования сидеть прямо, не наклоняться резко над рисунком; вытирать испачканные пальцы влажной салфеткой;

обучение детей составлению композиции определенного содержания из готовых рисунков, самостоятельному нахождению места.

Развивающие: создание условий для развития внимания, памяти, образного и пространственного мышления;

способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире.

Воспитательные: содействовать воспитанию отзывчивости и доброты.

Организация совместной деятельности:

I. Мотивация к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Показ композиции «Курочка в гнезде».

Ребятки, к нам в гости пришла Курочка. Давайте с ней поздороваемся! Скажите, а как нужно с ней здороваться? (ко-ко-ко)

Наша Курочка в гнезде, она высиживает яйца. Кто появится из яиц? Правильно, цыплята.

Показ композиции «Курочка и цыплята»


Вылупились цыплята – маленькие, желтые как солнышко! Проголодались и пошли в травке зернышки, семечки искать. А мама Курочка беспокоится:

Куд-куда? Куд-куда?

Ну-ка, ну-ка все сюда!

Ну-ка к маме под крыло!

Куд-куда вас понесло?

Давайте поможем маме-наседке вернуть цыпляток – насыпем зернышки и позовем их: «Цып-цып-цып!». (рассыпают семечки – кормят цыплят и повторяют: «Цып-цып-цып!»).


II. Поиск, решение задачи, проблемы

Цель.

Опора на опыт детей, необходимый для «открытия нового знания», освоения нового способа, умения, выработка навыка.

Показ листа ватмана А1 с изображением курочки, закрепленного на магнитной доске.

Ребята, мама Курочка потеряла своих цыплят, давайте поможем ей найти их. Нарисуем семечки. Цыплята увидят зернышки и придут к своей маме. Для этого наберем на пальчик коричневую краски и будем прикладывать пальчик к листу бумаги. Не забываем вытирать пальчик салфеточкой! (Подходят к доске и рисуют семечки – точки).

III. Планирование деятельности.

Цель.

Совместное определение конкретных действий, обсуждение решения задачи, проблемы.

Мама Курочка беспокоится, семечки мы насыпали. А цыплят всё еще нет. Где они?

Давайте нарисуем цыплят! (раздает листы бумаги с контуром цыплят). Какого цвета наши цыплята? А какого цвета должны быть? Какого цвета краску нужно взять?

Правильно – желтую краску.

Будем раскрашивать цыплят пальчиками. Обмакиваем пальчик в краску и водим пальчиком в одном направлении, не заходя за пределы рисунка цыпленка. По мере надобности обмакиваем пальчик в краску снова. По завершении работы вытираем палец салфеткой!

IV. «Открытие» ребенком нового знания, освоения умения, способа деятельности.

Цель. Закрепление умения рисованием пальчиком: закрашивание ограниченной поверхности.

Самостоятельная изодеятельность под контролем воспитателя. Закрепление готовых изображений цыплят на листе ватмана с помощью магнитов.

V. Самоконтроль

Цель.

Выявление качества и уровня овладения новыми знаниями, способами действия. Создание ситуации успеха.

Ах, какие чудеса! Сегодня мы с вами вернули цыплят маме Курочке, помогли ей накормить их. Какое волшебное слово нам скажет Курочка? (спасибо)

Спасибо, ребята!

VI. Рефлексия, анализ.

Цель.

Осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы.

Какими словами мы можем назвать себя?

IX. Открытость

Давайте скажем "Та-ра-ра, та-ра-ра, отдыхать уже пора!»



Публикации по теме:

Тема: «Машина помощница». Цель: Формирование умения рисовать машину специального назначения. Задачи: Совершенствовать умение создавать сюжетную.

Цель: Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредствам пластилинографии изображение ветки рябины. Учить.

«Пушистые цыплята» Цели: Расширять представления детей о домашних птицах. Закреплять названия домашних птиц и их детенышей. Учить детей.

Конспект сюжетного физкультурного занятия «Весёлые цыплята» (первая младшая группа) Задачи: Формировать у детей умение ходить и бегать по кругу, не наталкиваясь друг на друга; учить ходить по доске, лежащей на полу, сохраняя.

Конспект занятия по изобразительной деятельности (Лепка) первая младшая группа «Яблоки для ежика» Непосредственно организованная деятельность Изобразительная деятельность (Лепка, I младшая группа. «Яблоки для Ежика». Разработала: Рудинская.

Конспект занятия по изобразительной деятельности (рисование по ткани) «Весна» Программное содержание: Продолжать учить детей рисовать конкретные образы, составлять композиции, аккуратно использовать кисть и краски,пользоваться.

Вид: подгрупповой Тип занятия: классический Тема: «Дерево весной». Возрастная группа: вторая младшая группа Пространственно-временной ресурс:.

Конспект занятия по изобразительной деятельности в первой младшей группе «Зернышки для птичек» (коллективная работа) Задачи: Образовательные: Знакомить детей с нетрадиционной техникой рисованию гуашью способом примакивания пальцев к листу бумаги, учить.

Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе. Рисование «Моя любимая игрушка» Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе. Тема: «Моя любимая игрушка». Цель: 1. Выявить уровень развития.

Конспект занятия по рисованию «Цыплята на лужайке» (младшая группа) КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ Младшая группа

Изобразительная деятельность для детей младшей группы на тему: Главный цвет предмета

Мастер-класс по рисованию пейзажа для детей от 3 лет "Главный цвет предмета"

Автор: Наталья Александровна Ермакова, Преподаватель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа имени А. А. Большакова», город Великие Луки, Псковская область.

Описание: работу можно выполнить с детьми от 3 лет. Материал может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений и педагогам дополнительного образования, родителям.
Назначение: украшение интерьера, участие в творческих выставках, подарок.
Цель: выполнение пейзажной композиции с использованием нетрадиционных приёмов рисования.
Задачи:
- продолжать знакомство детей с цветом, закрепить знание названий цветов: красный, синий, зелёный, жёлтый, белый, чёрный;
- сформировать представление о том, что цвет является признаком предметов и может быть использован для их обозначения (локальный цвет предмета: трава зелёная, небо синее, облака белые, солнышко жёлтое, божья коровка красная, а пятнышки у неё чёрные);
- сформировать навык правильно держать кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы, добиваться свободного движения руки с кистью во время рисования;
- сформировать навыки правильного набора краски на кисть, снятия лишней краски о край баночки легким прикосновением ворса, тщательного промывания кисти, перед набором краски другого цвета; приучить к осушению промытой кисти о тряпочку или край баночки;
- учить детей заполнению пространства листа цветом (фон работы), используя в работе горизонтальные широкие мазки;
- упражнять в рисование линий различной направленности (горизонталь, вертикаль) и длинны, в использование приема примакивания кисти к бумаге;
- учить использовать в работе нетрадиционные способы рисования (растирание и подсушка фона влажной салфеткой, пальчиковая палитра), учить замыкать контурные линии в кольцо (солнышко, божья коровка);
- развивать творческое воображение и интерес к изобразительной грамоте.


В процессе первого занятия мы разбираем такие понятия как художник и художественная школа.Что художники - это люди необыкновенные, ну просто настоящие волшебники, которые создают настоящеее волшество свими рисунками.
Вот например, я приготовила для вас разные геометрические фигуры, кто знает как они называются? (ответы детей).


Мы немного с ними поколдуем, нарисуем глазки и рот, и вот они ожили и радостно вам улыбаются. А если ещё немного пофантазировать и подрисовать к кругу лучики, то он превратится в ласковое и тёплое солнышко, которое мне очень нравиться. А для чтобы было уж совсем похоже нужно его разукрасить, да только вот забыла в какой цвет, такая уж я Наташка - забывашка (детишки с радостью подсказывают, что нужно взять жёлтый цвет).


А ещё, художник в своём рисунке может рассказать не только о том, что ему нравиться (солнышко), но и о том какое у него настроение и многое другое.


Есть у художника много друзей и помощников - это различные материалы и инструменты (доступные деткам на данном возростном этапе):
- учимся как правильно держать кисть или карандаш;
- учимся как правильно "напоить" кисточку водичкой;
- учимся правильному набору краски (гуашь) на кисть и другим секретам королевы Радуги.


Кстати, в славянской мифологии есть своя Богиня радуги, живописи и изобразительных искусств. Зовут её Рада - дочь Владычицы Моря и бога Солнца Ра, в древних мифах рассказывается, что радуга-это Богиня Рада – Богиня памяти, счастья и радости. Но появляется она и в человеческом образе, а вместе с ней часто можно видеть бабочку павлиний глаз и зимородка, которые олицетворяют собой вдохновение художника, творящего шедевр. А вот если богиня рассердится,то рядом можно увидить борундука.
Есть легенда, что почти полтора века тому назад в роще неподалеку от города Вятка прогуливался молодой человек, студент-семинарист. Дело было к вечеру, и юноша уже было стал собираться в город, как увидел девушку небывалой красоты. «Вот бы нарисовать её», - подумал юноша. И только так он подумал, как девушка подошла к нему, улыбнулась и протянула руку. Юноша протянул свою руку в ответ. Легкое пожатие, ладонь еще хранит тепло другой ладони, а девушки уже нет. Но так светло на душе было у юноши, пока он возвращался в Вятку, пока шел по городу до дома. «Как же хорошо жить на свете!» - думал юноша, укладываясь спать. Звали этого молодого человека Виктор Михайлович Васнецов, великолепный русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи.
Мастер-класс по рисованию для детей от 5 лет с пошаговым фото " Зимородок". Русская богиня изобразительных искусств


И конечно же мы знакомимся с красками, заводим с ними дружбу! Открываем краски по отдельности, здороваемся и знакомимся, пробуем каждый цвет на бумаге.
Краски у всех новые, красивые и деткам просто не терпиться их опробывать, а завести с ними дружбу -это весело, полная свобода для творчества.
Однако игра игрой, а наша задача научить! И на данном возростном этапе одна из главных задач -это формирование двигательного и цветового ритма, линейного контура, то и каждый цвет - это новое движение, новое направление руки: пятно, линия (прямая, волнистая, вертикальная, горизонтальная), примакивание кистью (тяп - ляпочки), круговая линия -улитка (кручу, верчу - запутать хочу), и конечно можно пошалить пальчиками (отпечатки).
Ну а в завершение самое интересное - смешиваем цвета, я предлагаю подружить белый с любым понравившимся цветом. Получаются нежные оттенки, а дружба -это и есть нежность, красота и доброта!


На втором занятие мы продолжаем знакомство с секретами королевы Радуги и её подружками разноцветными красками (вспоминаем название цветов, как правильно пользоваться красками), а секретов у них очень много.
Вот как- то:
Поспорили краски, какая важнее,
Какая, художнику, краска нужнее?
Спросила зеленая - Может быть я?
Я - травка, я листья! Ну как без меня!?
Воскликнула синяя - Чем же я хуже?
Я - море и речка! Я - небо и лужи!
-А звезды и солнце раскрасите чем?
Я, желтая, тоже, полезная всем!
Обиделась красная: - Знаете сестры,
Конечно, нужны нам и небо и звезды,
Но красную, если ребята забудут,
Рисунки их, очень уж скучными будут...
Добавьте вы к желтому чуточку красной-
Оранжевый будет, весёлый и ясный.
А красного каплю добавите в синий,
То цвет фиолетовым станет, красивым…
(Л. Шкилева)
(Интересуюсь у детей, какая по их мнению самая важная краска?)
Сказка королевы Радуги


На самом деле, краски разные нужны, краски разные важны! И каждая из них может стать главным цветом (локальный цвет предмета) для определённого предмета:
- Так, для солнышка главным цветом будет? (жёлтый)
- А, какой цвет мы возьмём для остальных картинок? (жёлтый, и так далее).


Далее мы рассматриваем чёрный, белый и синий цвета, и в ходе беседы решаем:
- Какой из них подойдёт для облаков и кораблика? (кораблик может быть любого цвета, всё зависит от фантазии художника)
- Каким будет главный цвет для воды?
- Для неба?
- А, если мы захотим нарисовать дождик, то каким будет главный цвет для облаков?
Такая же работа проводится с красным и зелёным цветом, выбираем картинки для которых они станут главными (зелёный -трава, листик; красный - божья коровка, а для пятнышек главным будет чёрный цвет, осенние листики могут быть и красными, и жёлтыми, и зёлёными).
А для каких еще предметов эти цвета могут быть главными? (ответы детей)


И небольшой сюрпризный момент, от самой королевы Радуги. Прислала она нам рисунок, с неправильно выбранными цветами для раскрашивания картинки, только самые настоящие художники разберутся в том, что здесь неправильно.
С заданием конечно же мы справились, да заодно и закрепели в памяти новые знания. Потом и сами приступили к рисованию, чтобы показать нашим любим мамочкам и новым сказочным друзьям чему мы научились на занятие.
Добро пожаловать дорогие гости в нашу творческую мастерскую!


Материалы и инструменты:
- лист бумаги формата А3
- гуашь
- кисти
- банка для воды
- тряпочка для рук и кистей
- влажные салфетки

Ход мастер класса:

Будем рисовать сейчас!
Где тут кисточки у нас?
Вот они! Стоят как дружно!
И из всех - одну взять нужно.
Эта кисточка худа.
Эта, как кусок хвоста,
Эта вовсе, как мочалка,
Эту, новенькую, жалко!
А вот эта хороша
Для любого малыша (выбираем самою большую кисточку)
Начинаем работу над рисунком с синего цвета неба. Напоим кисточку водичкой (для фона берём большую кисть), уберём излишки воды о край баночки, а затем набираем на кисть краску. Краску набираем на кисть очень аккуратно, только на ворсинки, лишнюю краску также убираем о край баночки.
Рисовать начинаем с самого верха листа, ноносим горизонтальные линии.


Затем нанесённый ярко синий цвет мы будем размывать чистой кистью с водой - это облегчит работу детей по созданию фона неба. А, заодно и познакомит со свойством цвета, когда при добавлении воды синий превращается в голубой (тёмный цвет ставонвится светлым). Таким способом мы окрашиваем примерно половину пространства листа.наносимые мазки малышей ещё пока неуверенные и неровные, а так хочется создать шедвр, в этом нам помогут влажные салфетки. С их помощью мы растираем цвет, выравнивая фон неба и подсушивая краску (протираем рисунок салфеткой).


Пали сверху небеса
На зелёные луга,
И от тяжести сломалась
Горизонта полоса...
Дальше мы нарисуем линию, где небо встречаетсяс землёй - линию горизонта. Незабываем хорошо промыть кисть после синего цвета, набираем на неё зелёный и рисуем горизонтальными линиями зелёный луг. Проводим туже работу, что и при рисование неба, но зелёным цветом.


Растираем зелёный цвет новой салфеткой.


Ручку ручкою погладим,
Пальчик пальчиком потрём,
Отдохнём совсем немножко,
Рисовать опять начнём..
Травушка - муравушка
В поле росла
И зеленее зелёнки была..
Чтобы нарисовать травку нам понадобиться кисть потоньше (пусть малыши сами её выбирут) и зелёный цвет, а линии (мазки) мы будем рисовать в вертикальном направление, сверху вниз. Травинки у нас все красивые, тоненькие, разной длинны.


Облака, облака,
Освещенные бока!
Вы как чудо.
Вы откуда?
Из какого далека?
Рисовать облака мы будем белым цветом (при необходимости можно поменять воду в банке и хорошо промыть кисть). Облака рисуются примакиванием кисти к листу бумаги, мои любимые "тяп - ляпочки".


Облака белогривые лошадки
Облака что вы мчитесь без оглядки
Не смотрите вы пожалуйста свысока,
А по небу прокатите нас облака...


Пришло время расцвести и цветочкам на нашем лугу, их мы нарисуем пальчиками.
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет - нарядится
В беленькое платьице..


И наш рисунок завершён, при желание детки могут его дополнить по собственному замыслу.


Детки в группе разные, 2-4 месяца в дате рождения влияет и на уровень имеющихся у них навыков в изобразительной деятельности, усидчивости и других факторов.
Исходя из этого работу можно и усложнить, лист бумаги распологаем горизонтально. Фон рисунка создаётся аналогично первому.


Рисуем облака, обращаем внимание деток на то, что все они разные по форме и величине.
Дождик, дождик, пуще,
Будет травка гуще,
Будут листья зеленей,
Будут ягодки красней.
Рисунок травушки - муравушки усложняем использованием нескольких оттенков зелёного.