Жизненные цели и интересы штольца. Урок по литературе на тему: "Обломов и Штольц

«Штольц и Обломов» - Обломов и Штольц.

«Роман Гончарова Обломов» - Александр 11. Обломов. Копирование действительности, слепок с натуры. «Обыкновенная история». Губернские комитеты. -Большое по объему эпическое произведение, литературный жанр. Функции художественного произведения. Художественное произведение. «Дворянское гнездо» Тургенева И.С.1859. Издание «Обрыва» в «Вестнике Европы».

«Обломов в романе Гончарова» - В 1849 году была написана первая часть романа. Замысел романа «Обломов» возник у И.А.Гончарова в конце 40-х годов XIX века. Глава «Сон Обломова» показывает истоки характера героя. В детстве Илюша Обломов был живым и любознательным ребенком. История любви Обломова. Один день из жизни Обломова. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки».

«Гончаров Обломов» - Детали интерьера. «Сонный» интерьер. Испытание любовью Обломов не прошёл. Детали сюжета. Определение художественной детали. Любовь. Причина апатии заключается в образе умственного и нравственного развития.». В роли детали могут выступать: форма, цвет, свет, звук, запах и т.д. Диван – символ бездеятельности, лени и апатии.

«Гончаров роман Обломов» - Восстановите композицию сна: выделите основные тематические части. Волков. «Штольц не внушает мне никакого доверия. Рай. КАК ЖИТЬ? (Спор героев в 3-4 гл. Обломов и штольц. Гороховая улица. Выборгская сторона. 1."Явление" господина. Д. С. Мережковский 1890г. Алексеев? Крепостнические порядки, инертность и однообразие помещичьей жизни.

«Роман Обломов» - Захар – А.Попов; Обломов – О.Табаков. Трилогия Ивана Александровича Гончарова: Ю.Гершкович 1982. Режиссер Н.С.Михалков. 1980. Роман «Обыкновенная история» Илл. Ю.С.Гершкович 1981. Кадр из фильма. Кадр из фильма «Несколько дней из жизни И.И.Обломова». Роман И.А.Гончарова «Обломов» Илл. В гостиной перед ужином.

Всего в теме 8 презентаций

Вершиной творчества И.А.Гончарова является роман "Обломов", работа над которым была завершена в 1859 году. В центре произведения – трагическая судьба Ильи Ильича Обломова, безвременно угасшего дворянина, человека умного, доброго, но безвольного, апатичного, не приспособленного к труду и жизни. В системе художественных образов романа одно из важных мест занимает образ друга детства Обломова – Андрея Ивановича Штольца. Это "герой дела", "человек действия".

Штольц и Обломов – антиподы. Они различны во всем, но их связывает долгая и верная дружба. Андрей Штольц – сын управляющего имением в селе, когда-то принадлежащем Обломовым. Он учился вместе с Ильей, оказывал ему "медвежью услугу", то подсказывая уроки, то делая за него переводы. Да и впоследствии Андрей Штольц будет бескорыстно помогать своему другу во всех жизненных затруднениях.

Главная черта в характере Штольца – трудолюбие. Его отец – немец, и он дал сыну "трудовое, практическое воспитание". Иван Богданович объяснял сыну, какая глина на что годится, как добывают деготь, топят сало и т.д. С 14 лет Штлоьц уже один отправлялся в город и точно, правильно выполнял поручения отца. Мать Андрея – русская. От нее он унаследовал язык и веру. Мать бы "держала его возле себя", как это делала мать Обломова, но Иван Богданович запретил мешать сыну познавать жизнь.

После окончания университета Штольц-старший отправил сына в Петербург. Он считал, что выполнил свой долг, дав сыну образование. Уехав из родительского дома, Штольц добивается всего, о чем мечтал. Он узнал Европу, "как свое имение", "видел Россию вдоль и поперек". Он сделал карьеру, "служил, вышел в отставку, занялся своими делами и в самом деле нажил дом и деньги". Он поддерживал связи с золотопромышленниками, бывал в Киеве – торговом центре свеклосахарной промышленности, Нижнем Новгороде, знаменитом ежегодными ярмарками, Одессе – крупнейшем центре хлебного экспорта из России, складочном месте иностранных товаров, посещал Лондон, Париж, Лион – торговые и промышленные центры Европы. Таковы масштабы деятельности Штольца. Труд становится целью и смыслом жизни Штольца. Об этом он так говорит Обломову: "Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей". Штольц никогда не перестает трудиться. Он всегда в действии.

Портрет Штольца подчеркивает его динамичность: "Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости". У него нет лишних движений: "Если он сидел, то сидел спокойно, если же действовал, то употреблял столько мимики, сколько было нужно". Стремление к равновесию является главным во внешности героя, его характере и судьбе. Он "жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль".

В нравственной жизни Штольц также управлял своими печалями и радостями, как и контролировал дела. Герой привык быть лидером. В дружбе с Обломовым он выполняет роль сильного наставника. Именно Штольц пытается спасти друга из плена обломовщины. Ему удается совершить невероятное: он заставляет Обломова подняться с дивана и после многолетнего отсутствия появиться в свете. Штольц пишет другу письма из-за границы, приглашает приехать его в Швейцарию и Италию.

Встретившись с Обломовым через два года, когда он уже и не будет помышлять о переменах в собственной судьбе, Штольц вынужден признаться в своем бессилии: "Уж с надеждами на будущность кончено: если Ольга, этот ангел, не унес тебя на своих крыльях из твоего болота, так я ничего не сделаю". И все же он предлагает Илье Ильичу "избрать маленький круг деятельности, устроить деревушку, возиться с мужиками, входить в их дела, строить, садить". Штольц старается внушить Обломову уверенность в своих силах: "…все ты должен и можешь делать".

Верность Штольца идеалам юности проявляется в том, что он спасает друга от нищеты, оформляет доверенность на свое имя и берет Обломовку в аренду. Энергичный и деятельный Штольц привел в порядок имение друга, много изменил в Обломовке: построил мост, возвел дом под крышу, назначил нового управляющего.

Даже в любви и женитьбе Штольц прошел "школу наблюдения, терпения, труда". Встретив Ольгу Ильинскую в Париже, Штольц стремится разгадать ее ум и характер. Он действует, завоевывает ее любовь. Ольга и Штольц счастливы в семейной жизни. Они жили "как все, как мечтал и Обломов", но это не было растительным существованием. Они "думали, чувствовали, говорили вдвоем".

"Человек действия" для Гончарова – это личность, в которой нашли свое отражение определенные тенденции русской жизни того времени. Штольц стремится к личной независимости, это буржуазный делец, но не хищник. Гончаров любуется кипучей энергией, предприимчивостью Штольца, но показывает и его слабости. В Андрее Ивановиче нет поэзии, мечты, он не имеет программы общественного служения. Его деятельность направлена только на личное благополучие, он отказывается идти на "дерзкую борьбу с мятежными вопросами". Деятельность Штольца – замаскированная форма "обломовщины". Герой желает достичь покоя, избавиться от "тумана сомнений, тоски вопросов" о смысле жизни.

Литература

Класс: 10

Урок № 8

«Для чего жить?». Обломов и Штольц

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Рассмотреть понятие «антипод»;
  2. Раскрыть смысл противопоставления двух героев, двух жизненных позиций в романе «Обломов»;
  3. Показать современность проблематики романа.

Глоссарий:

Роман – это крупный по объему и, как правило, прозаический жанр эпоса;

Антипод – это художественный образ, который своим содержанием, взглядами, чертами характера, моральными качествами и др. противоположен другому;

Антитеза – это такой прием в художественном языке, когда одно явление противопоставляется другому;

Основная литература по теме урока:

Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2015.

Дополнительная литература по теме урока:

Русская литература XIX века. 10 класс: Учебник для школ и классов гуманитарного профиля. В 2 ч. Ч. 2. М.: Московский лицей, 2007.

Добролюбов Н. А. «Что такое обломовщина?» «Обломов», роман И. А. Гончарова: http://az.lib.ru/d/dobroljubow_n_a/text_0022.shtml

Открытые онлайн-ресурсы по теме урока:

Добролюбов Н.А. «Что такое обломовщина?» «Обломов», роман И. А. Гончарова: http://az.lib.ru/d/dobroljubow_n_a/text_0022.shtml (дата обращения: 22.08.2018).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Роман Гончарова «Обломов» - одно из знаковых произведений русской литературы XIX века. Он входит в трилогию с двумя другими произведениями – «Обыкновенная история» и «Обрыв». Автор начинает работу над ним в 1847 году, когда в обществе возникают идеологически разные подходы к жизни.

Противоположные взгляды в «Обломове» выражают главные герои -потомственный дворянин Илья Ильич Обломов и его лучший друг, отставной чиновник Андрей Иванович Штольц. Они олицетворяют возможные пути развития. Первый - апатичный дворянин, поглощенный пустой мечтательностью и ленью. Второй - бодрый и трудолюбивый человек, сочетающий практичность и духовность. Чтобы понять замысел Гончарова, начнём с разбора имён персонажей.

Одно из значений древнееврейского по происхождению имени Илья - «Божья помощь». Автор усиливает его, называя Обломова Ильёй Ильичём. В сознании героя прошлое и настоящее сливаются воедино. Неслучайно картины беззаботного детства всплывают в его сознании - он олицетворяет родовые дворянские традиции. Фамилия Обломов схожа по произношению и написанию с глаголом «обломать» и образованным от него существительным «обломок», то есть, «остаток чего-либо прежде существовавшего, исчезнувшего». Возможна также связь фамилии со словом «облый» - округлый, «округловатый».

Фамилия Штольц произошла от немецкого слова stolz («штольц») - «гордый». Русское имя Андрей, означает «мужественный, храбрый» и подчеркивает силу воли. Отсылки к ранним годам жизни героев тоже не случайны, они раскрывают характеры. Мальчики знакомятся в пансионе для детей местных помещиков. Полюбив спокойного и задумчивого Илюшу, Андрюша даже делает за него задания. Штольц и Обломов, хоть и растут рядом, но воспитывают их совершенно по-разному. Мать Андрея занимается с ним литературой и искусством. Отец-немец, закоренелый материалист, прививает любовь к труду. Он берёт сына работать репетитором в пансионате и назначает ему жалование «как мастеровому, совершенно по-немецки: по десяти рублей в месяц». Такое строгое воспитание сформировало у Штольца сильный характер. На его примере Гончаров показывает одну из моделей воспитания, не идеальную, но эффективную. Сила воли и терпение помогают Андрею стать богатым и известным широкому кругу людей.

Илья Ильич Обломов - представитель дворянства, разнеженный мальчик. Он находится в родительском доме в атмосфере чрезмерной опеки. Его семья размеренно проводит время за обсуждением того, «какие блюда будут в обед или ужин». Учёба сына в гимназии особо не интересует родителей, они лишь хотят, чтобы «Илья прошёл все науки и искусства». С детства ему прививают апатичный образ жизни: например, не дают ребенку гулять, так как он может пораниться или заболеть. Все это приводит к тому, что Илья совершенно ни к чему не приспособлен и не приучен к труду. Он проводит большую часть времени в пустых мечтах. Все попытки Штольца поднять своего друга с дивана оканчиваются неудачей. Обломов не хочет и не умеет прикладывать усилий, и у него нет сил на то, чтобы сломить привычный уклад. Идеал счастья Ильи Ильича - полный покой и хорошая еда: «Жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать ее...». Идеал счастья Андрея Ивановича - жизнь в труде: «Труд - образ, содержание, стихия, цель жизни». По замыслу автора он воплощает тип человека, способного изменить Россию.

Критики того времени по-разному относятся к главным героям. Так, Чехов и Добролюбов, в целом выражая восхищение художественным мастерством писателя, остро критикуют образ Штольца. Они считают его персонажем, который фактически не служит развитию и идеалам страны, вся его деятельность направлена на улучшение своего благосостояния. Однако Гончаров хочет видеть в нем героя нового времени, может, не идеального, но прогрессивного.

Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» говорит об отражении в романе кризиса и распада старой крепостнической Руси. Илья Ильич - «коренной народный наш тип», символизирующий лень, бездействие и застой всей крепостнической системы отношений. Он - последний в ряду «лишних людей» - Онегиных, Печориных, Бельтовых и Рудиных. «Подобно своим старшим предшественникам, Обломов заражён коренным противоречием между словом и делом, мечтательностью и практической никчёмностью. Но в Обломове типичный комплекс “лишнего человека” доведен до логического конца, за которым - распад и гибель». По мнению критика, Гончаров показал «обломовщину» как социальное зло, которое проникло в самые разные слои общества, а Обломова сделал разоблачённым героем, низвергнутым прямо в халате на мягкий диван.

Сравнение главных действующих лиц романа - Штольца и Обломова - позволяет понять, что они - личности, типичные не только для XIX столетия. Поиск себя и смысла жизни волнует многие поколения. Автор предлагает читателю задуматься, какой путь выбрать - активно действовать или же плыть по течению и прозябать в надеждах на лучшее.

Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля

Пример №1

Ребус – соответствие

Подсказка: Андрея Штольца рано начали приучать к труду: вместе с отцом выезжал на фабрику, в поля, к купцам, а вскоре и самостоятельно начал выполнять различные поручения.

Разбор задания:

Принцип сюжетной антитезы в романе «Обломов» является важным смыслообразующим приемом произведения. Еще в начале романа автор вводит два противопоставляемых персонажа – пассивного, ленивого Обломова и активного, деятельного Штольца. Сравнивая их детство и юношеские годы, Гончаров показывает, как формировалась личность каждого из героев – постепенное увязание в болоте «обломовщины» Ильи Ильича и самостоятельная жизнь Андрея Ивановича.

Пример №2

Подстановка элементов в пропуски в тексте.

Вставьте пропущенное слово.

«Я узнала недавно только, что я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне __________, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова!»

Правильный ответ:

Правильный вариант / варианты:

Подсказка: после разрыва с Обломовым Ольга Ильинская со своей теткой уезжает за границу. Там за этого героя выходит замуж.

Разбор задания: знакомство Ильинской и Обломова организовал Штольц с целью вытянуть своего давнего друга детства из вечной спячки. Он верил, что юная, уверенная и целеустремленная Ольга увлечет мечтательного барина, побудит его мыслить, совершать поступки, развиваться, словом, встать с дивана в прямом и переносном смысле. «Я люблю будущего Обломова», − говорила она, имея в виду, что ожидает от него внутреннего переворота. Она жаждала, чтобы ее избранник стал выше ее, она словно ожидала увидеть Илью Ильича на пьедестале и уже потом подарить ему себя в качестве заслуженной награды. Но этого к сожалению так и не произошло.

Абсолютная противоположность Обломову – Штольц, который становится воплощением расчета, деятельности, силы, решимости, целеустремленности. В немецком воспитании Штольца главным было развитие натуры самостоятельной, деятельной, целеустремленной. При описании жизни Штольца Гончаров чаще всего употребляет слова «твердо», «прямо», «шёл». И сама фамилия Штольца – резкая, отрывистая, и вся его фигура, в которой не было ни доли округлости и мягкости, как в облике Обломова, - всё это выявляет его немецкие корни. Вся его жизнь была прочерчена раз и навсегда, воображение, мечты и страсти не вписывались в его жизненную программу: «Кажется, и печалями, и радостями он управлял как движением рук». Наиболее ценимое качество в человеке для Штольца – «настойчивость в достижении цели», правда, при этом Гончаров добавляет, что от качества самой цели уважение к настойчивому человеку у Штольца не зависело: «Людям с этой настойчивостью он никогда не отказывал в уважении, как бы ни были не важны их цели».

Цель жизни Штольца, как он ее формулирует, - труд и только труд. На вопрос Обломова: «Для чего жить?» - Штольц, ни минуты не задумавшись, отвечает: «Для самого труда, больше ни для чего». Несколько настораживает это однозначное «больше ни для чего». Результаты труда Штольца имеют вполне ощутимый «материальный эквивалент»: «Он и в самом деле нажил дом и деньги». О характере деятельности Штольца Гончаров говорит весьма обтекаемо, вскользь: «Он участвует в какой-то компании, отправляющей товары за границу». Впервые в русской литературе появилась попытка показать положительный образ предпринимателя, который, не имея при рождении богатства, добивается его своим трудом.

Пытаясь возвысить своего героя, Гончаров убеждает читателя, что от матери – русской дворянки – Штольц воспринял умение чувствовать, ценить любовь: «он выработал сам себе убеждение, что любовь, с силой Архимедова рычага, движет миром». Однако в любви Штольца все подчинено рассудку, не случайно «разумный» Штольц так никогда и не понял, что произошло между Обломовым и Ольгой, что стало основой их любви: «Обломова! Не может быть! – прибавил опять утвердительно. – Тут есть что-то: вы не поняли себя, Обломова или, наконец, любви!», «Это не любовь, это что-нибудь другое. У вас до сердца и не доходило: воображение и самолюбие, с одной стороны, слабость – с другой». Штольц так и не понял, что любовь бывает разная, а не только такая, которую просчитал он. Не случайно это неумение принять жизнь в ее разнообразии, непредсказуемости в конце концов приводит к «обломовщине» и самого Штольца. Полюбив Ольгу, он уже готов остановиться, замереть. «Нашел свое, - думал Штольц. – Дождался!.. вот оно, последнее счастье человека! Всё найдено, нечего искать, некуда больше идти!» Уже став женой Штольца, испытывая к нему настоящую любовь, понимая, что она нашла в нем свое счастье, Ольга часто задумывается о будущем, ее страшит эта «тишина жизни»: «Что же это? – думала она. – Куда же идти? Некуда! Дальше нет дороги. Ужели нет, ужели ты совершила круг жизни? Ужели тут всё, всё?»

Многое может сказать о героях их отношение друг к другу. Обломов искренне любит Штольца, в нем по отношению к другу чувствуется истинное бескорыстие и великодушие, можно вспомнить, например, его радость счастью Штольца и Ольги. В отношениях со Штольцем проявляется красота души Обломова, его способность думать о смысле жизни, деятельности, о направленности её на человека. Обломов предстает как человек, который страстно ищет, хотя и не находит норму жизни. В Штольце по отношению к Обломову есть какое-то «недочувствие», он не способен на тонкие душевные движения: с одной стороны, искренне сочувствует Илье Ильичу, любит его, с другой – часто по отношению к Обломову оказывается не столько другом, сколько «грозным учителем». Штольц был для Ильи Ильича воплощением той бурной жизни, которая всегда пугала Обломова, от которой он пытался спрятаться. На горькое и досадное Обломова: «Жизнь трогает», Штольц тут же откликается: «И слава Богу!». Штольц искренне и настойчиво пытался заставить Обломова жить более активно, однако эта настойчивость иногда становилась жёсткой, а порой и жестокой. Не щадя Обломова и не считая, что имеет на это право, Штольц затрагивает самые болезненные воспоминания об Ольге, без малейшего уважения к жене друга говорит: «Да ты оглянись, где ты и с кем ты?» Сама фраза «теперь или никогда» грозная и неотвратимая, тоже была противоестественна мягкой натуре Обломова. Очень часто в разговоре с другом Штольц употребляет слова «я встряхну тебя», «ты должен», «надо жить иначе»». Штольц начертал план жизни не только себе, но и для Обломова: «Ты должен жить с нами, вблизи нас. Мы с Ольгой так решили, так и будет!» Штольц «спасает» Обломова от его жизни, от его выбора – и в этом спасении видит свою задачу.

Какова та жизнь, в которую он хотел вовлечь друга? Содержание недели, которую Обломов провел со Штольцем, по своей сути отличалось от сна на Гороховой улице. Были в этой неделе и какие-то дела, обед с золотопромышленником, чай на даче в большом обществе, однако Обломов очень точно назвал это суетой, за которой не видно человека. В свою последнюю встречу с другом Штольц сказал Обломову: «Ты знаешь меня: я давно задал себе эту задачу и не отступлюсь. До сих пор меня отвлекали разные дела, а теперь я свободен». Вот и проявилась основная причина – разные дела, которые отвлекали Штольца от жизни друга. И действительно, между появлениями Штольца в жизни Обломова – как провалы, как пропасти – проходят годы: «Штольц не приезжал несколько лет в Петербург», «год прошел со времени болезни Ильи Ильича», «пятый год пошел, как мы не виделись». Не случайно ещё при жизни Обломова между ним и Штольцем «отверзлась бездна», «воздвиглась каменная стена», причем эта стена существовала только для Штольца. И еще при жизни Обломова Штольц похоронил друга однозначным приговором: «Ты погиб, Илья!»

Отношение автора к Штольцу неоднозначно. Гончаров, с одной стороны, надеялся, что в скором времени «много штольцев явится под русскими именами», с другой – понимал, что в художественном отношении назвать образ Штольца удачным, полнокровным вряд ли возможно, признавался, что образ Штольца «слаб, бледен - из него слишком голо выглядит идея».

Проблема героя в романе «Обломов» связана с авторскими размышлениями о настоящем и будущем России, о родовых чертах русского национального характера. Обломов и Штольц – не просто разные человеческие характеры, это различные системы нравственных ценностей, разное мировосприятие и представление о человеческой личности. Проблема героя состоит в том, что ни Обломову, ни Штольцу автор не отдает предпочтения, за каждым из них оставляя свое право на истину и выбор жизненного пути.

Андрей Иванович Штольц общается с Обломовым с детства и стал тому близким другом. По характеру это человек действия, практик, а по происхождению - наполовину немец. Мать Штольца - русская дворянка. При всем своем рационализме, Штольц обладает добрым нравом. Герой честен, разбирается в людях, при этом склонен просчитывать каждое действие и ко всему в жизни подходить со стороны практической пользы. Штольц был выписан как антипод Обломову и должен, по замыслу автора, восприниматься как образец для подражания.

Штольц женат на , дворянке, женщине, в которую влюблен Обломов. Ольга любила Обломова поначалу, но рассталась с тем. Обломов вял и мечтателен, прежде чем сделать Ольге предложение, много раздумывал, отступал.

Штольц временами выводит Обломова из апатии и заставляет вспомнить о жизни, призывает того заняться делом, вложиться в учреждение школ, строительство дорог, однако Обломов отмахивается от подобных идей.

Илью Обломова берут в оборот мошенники, дела и хозяйство героя переходят в их руки, а сам он погружается в еще большую бездеятельность, чем обыкновенно. Когда до Обломова доходят слухи о его собственной близящейся свадьбе, герой приходит в ужас, потому что для него еще ничего не решено. В этот период героя посещает Ольга и, видя того в таком безвольном и жалком состоянии, прерывает эти отношения. На этом история любви Ольги и Обломова себя исчерпывает.


Героиня не собирается ввязываться в новые отношения, но Штольц убеждает Ольгу, что первые отношения оказались ошибкой и только заложили основу для новой любви - к нему, Штольцу. Ольга ценит в Штольце трудолюбие и решительность - то, чего не видела в Обломове. И безгранично, «как матери», доверяет мужу.

Штольц держится прогрессивных (для того времени) взглядов на роль женщины в обществе. По мысли героя, женщина призвана делать вклад в общественную жизнь, занимаясь воспитанием достойных граждан, а для этого сама должна быть хорошо образована. Штольц занимается с женой, обучает ту наукам, и эти занятия еще больше сближают супругов. Штольц жарко спорит с женой и удивляется уму Ольги.


Штольц спасает Обломова из лап мошенников, которые в противном случае обобрали бы того до нитки. Позже Обломов называет в честь Штольца сына, который рождается у него от , женщины из чиновничьей среды, квартирной хозяйки, к которой Обломов переезжает жить. Из-за малоподвижного образа жизни у Обломова случается ранний инсульт, и Штольц посещает больного друга. Во время этого посещения Обломов просит Штольца во имя дружбы приглядеть за его маленьким сыном Андреем. Когда через два года Обломов умирает, Штольцы забирают его сына на воспитание.

Образ

Штольцу слегка за тридцать. Внешность героя подчеркивает нрав - он крепок, худ, мускулист, скуласт, на теле нет лишнего жира. Гончаров сравнивает героя с «кровной английской лошадью». У Штольца зеленоватые глаза, герой смугловат, спокоен в движениях так же, как и по характеру. Герою не свойственны ни избыточная мимика, ни резкие жесты и суетливость.


Отец Штольца, немец, вышел из бюргеров и не был дворянином. Мальчика воспитывал в традициях бюргерства - приучал к труду и практической деятельности, что не нравилось матери Андрея, русской дворянке. Отец занимался с Андреем географией. Герой учился чтению по текстам немецких писателей и библейским стихам, с юного возраста помогал отцу в делах, подводя итоги счетам. Позже стал подрабатывать репетитором в маленьком пансионе, устроенном отцом, и получал за это жалованье, как обыкновенный мастеровой.

К четырнадцати годам герой уже один ездил в город с поручениями отца и выполнял порученное в точности, без промашек, ошибок или приступов забывчивости. Отец Андрея запрещал матери препятствовать активности мальчика и держать того при себе, Штольц рос деятельным и часто надолго отлучался из дома. Юноша получил хорошее университетское образование, одинаково хорошо говорит по-русски и по-немецки. При этом герой продолжает учиться всю жизнь и постоянно стремится узнавать новое.


Портрет Андрея Штольца

Штольц не получил дворянства при рождении, но скоро дослужился до чина надворного советника, который дал герою право на личное дворянство. Дальше по карьерной лестнице он не продвигается, а уходит со службы, чтобы заняться торговлей. Компания, в которую вложился Штольц, занимается экспортом товаров. Андрей смог во много раз увеличить состояние отца, превратив сорок тысяч капитала в триста, и прикупил дом.

Штольц много разъезжает и редко надолго остается дома. Герой вдоль и поперек изъездил Россию, бывал за границей, учился в заграничных университетах и изучил Европу «как свое имение». При этом Штольц не чужд светского общения, бывает на вечерах, умеет играть на фортепиано; интересуется наукой, новостями и «всей жизнью».

Характеристика Штольца

Герой неусидчив, бодр, тверд и даже упрям. Всегда занимает активную позицию: «понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента - посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу - выбирают его». Время Штольца четко распланировано, тот ни минуты не тратит понапрасну.

При этом герой умеет сдерживать нежелательные порывы и оставаться в границах естественного, рационального поведения, хорошо контролирует собственные чувства и не кидается в крайности. Штольц не склонен винить других в собственных неудачах и легко берет на себя ответственность за приключившиеся страдания и неприятности.


Олег Табаков и Юрий Богатырев в образе Ильи Обломова и Андрея Штольца

В противоположность Обломову, герой не любит мечтать, избегает фантазий и всего того, что не может быть подвергнуто анализу или применено на практике. Штольц умеет жить по средствам, расчетлив, не склонен к неоправданному риску и при этом легко ориентируется в сложных или незнакомых обстоятельствах. Эти качества вкупе с целеустремленностью делают героя хорошим дельцом. Штольц любит порядок в делах и вещах, и ориентируется в делах Обломова лучше, чем тот сам.

Актеры

Роман «Обломов» экранизировали в 1979 году. Режиссером фильма под названием «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» стал , а роль Андрея Штольца исполнил актер . Штольц в фильме изображен жизнерадостным и активным человеком, каким и представлен в романе Гончарова.


При этом актер признавался, что скорее видел себя в образе Обломова, а Штольц, роль которого Богатыреву пришлось играть, по характеру полная противоположность самому актеру.

Слово «обломовщина», которое после выхода романа стало нарицательным, впервые прозвучало из уст Штольца как характеристика образа жизни Обломова. Этим словом обозначалась склонность к лени, апатии, застою в делах. Словом, то, что мы бы сейчас назвали «прокрастинация».

Цитаты

«Труд - образ, содержание, стихия и цель жизни. По крайней мере, моей».
«Сама жизнь и труд есть цель жизни, а не женщина».
«Человек создан сам устраивать себя и даже менять свою природу».