Азербайджанский государственный театр юного зрителя. Становление и репертуар

К:Театры, основанные в 1928 году Координаты : 40°22′26″ с. ш. 49°50′43″ в. д.  /  40.374° с. ш. 49.8452° в. д.  / 40.374; 49.8452 (G) (Я)

Азербайджанский театр юного зрителя им. М. Горького (азерб. Azərbaycan Dövlət Gənc Tamaşaçılar Teatrı ) - театр в городе Баку .

История театра

Становление и репертуар

Первые годы театр ставил пьесы русских писателей, имевшиеся и в репертуаре ТЮЗов других городов СССР . Пьесы эти переводились на азербайджанский язык. В 1930-е годы в репертуаре появляются спектакли по пьесам азербайджанских драматургов: «На улицах» Джафарова и Мелик-Еганова (1932), «Нергиз» (1936), «Аяз» (1937), «Qızıl quş» («Сокол») Сеидзаде (1938), «Партизан Мамед» Искандерова и Рахмана (1939).

  • «Чернушка», А. Шаиг
  • «Счастье по-итальянски», Эдуардо де Филиппо
  • «Кто украл Снегурочку», Н.Кязимов
  • «Шангюлюм, мянгюлюм», Микаил Мушфиг
  • "Без слов", Сэмюэль Беккет
  • Соврменные актеры театра - Шовги Гусейнов

В 2014 году театр учредил премию для поощрения и оценки деятельности творческого состава театра в различных номинациях.

Напишите отзыв о статье "Азербайджанский театр юного зрителя имени М. Горького"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Азербайджанский театр юного зрителя имени М. Горького

Доктор молча, быстрым движением возвел кверху глаза и плечи. Анна Михайловна точно таким же движением возвела плечи и глаза, почти закрыв их, вздохнула и отошла от доктора к Пьеру. Она особенно почтительно и нежно грустно обратилась к Пьеру.
– Ayez confiance en Sa misericorde, [Доверьтесь Его милосердию,] – сказала она ему, указав ему диванчик, чтобы сесть подождать ее, сама неслышно направилась к двери, на которую все смотрели, и вслед за чуть слышным звуком этой двери скрылась за нею.
Пьер, решившись во всем повиноваться своей руководительнице, направился к диванчику, который она ему указала. Как только Анна Михайловна скрылась, он заметил, что взгляды всех, бывших в комнате, больше чем с любопытством и с участием устремились на него. Он заметил, что все перешептывались, указывая на него глазами, как будто со страхом и даже с подобострастием. Ему оказывали уважение, какого прежде никогда не оказывали: неизвестная ему дама, которая говорила с духовными лицами, встала с своего места и предложила ему сесть, адъютант поднял уроненную Пьером перчатку и подал ему; доктора почтительно замолкли, когда он проходил мимо их, и посторонились, чтобы дать ему место. Пьер хотел сначала сесть на другое место, чтобы не стеснять даму, хотел сам поднять перчатку и обойти докторов, которые вовсе и не стояли на дороге; но он вдруг почувствовал, что это было бы неприлично, он почувствовал, что он в нынешнюю ночь есть лицо, которое обязано совершить какой то страшный и ожидаемый всеми обряд, и что поэтому он должен был принимать от всех услуги. Он принял молча перчатку от адъютанта, сел на место дамы, положив свои большие руки на симметрично выставленные колени, в наивной позе египетской статуи, и решил про себя, что всё это так именно должно быть и что ему в нынешний вечер, для того чтобы не потеряться и не наделать глупостей, не следует действовать по своим соображениям, а надобно предоставить себя вполне на волю тех, которые руководили им.
Не прошло и двух минут, как князь Василий, в своем кафтане с тремя звездами, величественно, высоко неся голову, вошел в комнату. Он казался похудевшим с утра; глаза его были больше обыкновенного, когда он оглянул комнату и увидал Пьера. Он подошел к нему, взял руку (чего он прежде никогда не делал) и потянул ее книзу, как будто он хотел испытать, крепко ли она держится.
– Courage, courage, mon ami. Il a demande a vous voir. C"est bien… [Не унывать, не унывать, мой друг. Он пожелал вас видеть. Это хорошо…] – и он хотел итти.
Но Пьер почел нужным спросить:
– Как здоровье…
Он замялся, не зная, прилично ли назвать умирающего графом; назвать же отцом ему было совестно.
– Il a eu encore un coup, il y a une demi heure. Еще был удар. Courage, mon аmi… [Полчаса назад у него был еще удар. Не унывать, мой друг…]
Пьер был в таком состоянии неясности мысли, что при слове «удар» ему представился удар какого нибудь тела. Он, недоумевая, посмотрел на князя Василия и уже потом сообразил, что ударом называется болезнь. Князь Василий на ходу сказал несколько слов Лоррену и прошел в дверь на цыпочках. Он не умел ходить на цыпочках и неловко подпрыгивал всем телом. Вслед за ним прошла старшая княжна, потом прошли духовные лица и причетники, люди (прислуга) тоже прошли в дверь. За этою дверью послышалось передвиженье, и наконец, всё с тем же бледным, но твердым в исполнении долга лицом, выбежала Анна Михайловна и, дотронувшись до руки Пьера, сказала:
– La bonte divine est inepuisable. C"est la ceremonie de l"extreme onction qui va commencer. Venez. [Милосердие Божие неисчерпаемо. Соборование сейчас начнется. Пойдемте.]
Пьер прошел в дверь, ступая по мягкому ковру, и заметил, что и адъютант, и незнакомая дама, и еще кто то из прислуги – все прошли за ним, как будто теперь уж не надо было спрашивать разрешения входить в эту комнату.

Создан 5 октября 1928 решением Наркомпроса Азербайджана как Азербайджанский театр юного зрителя. В 1928 открыт русский сектор, в 1930 (на базе драмкружка пионеров при бакинском клубе моряков) – азербайджанский. Среди основоположников театра – актеры А.Курбанов, М.Дадашов, Ю.Дадашов, З.Алиева, Дж.Искендерова, М.К.Ашумов, Г.К.Корнели и др. В 1936 присвоено имя М.Горького, тогда же художественным руководителем был назначен М.К.Ашумов, окончивший в этом году ГИТИС. Событием стала его постановка в русском и азербайджанском секторах пьесы "Сережа Стрельцов" В.Любимова. В 1937 завлитом стал известный азербайджанский детский писатель А.Шаиг, художественным руководителем – А.Туганов. Событиями стали постановки Туганова "Ревизор" Н.Гоголя (в азербайджанском секторе), "Коварство и любовь" Ф.Шиллера (в русском), "Лекарь поневоле" Мольера (в обоих сектора). В 1960е годы расцвет театра связан с деятельностью главного режиссера Зафара Нейматова, талантливого педагога и организатора, оказавшего большое влияние на формирование нового поколения драматургов, актеров и постановщиков. Среди ведущих артистов разных лет: А.Курбанов, А.Агаев, С.Алескеров, Ф.Шарифова, Ю.Велиев, Г.Садыхов, Л.Мамедбеков, А.Лежнев, Г.Цыганков, Э.Юсифкызы, С.Курбанова, Т.Касумов, Х.Гаджиева, Г.Курбанова, О.Гаджибеков, Р.Меликова, С.Меджидова, М.Ермакова, Ф.Наибов, Т.Разумовская, А.Добронетский, А.Харченко, Дж.Искендерова, Р.Агаева, А.Салманлы, Р.Гусейнов, Я.Караев, А.Мирзоев, Л.Алиева, Н.Новрузова, Н.Аллахвердиева и др.

Азербайджанский ТЮЗ (Баку, Азербайджан) - репертуар, стоимость билетов, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на Новый год в Азербайджан
  • Горящие туры по всему миру

Азербайджанский государственный театр юного зрителя, как и многие бакинские театры, появился ещё в начале 20 века. Всё началось со спектакля «Фортуна», поставленного пионерским кружком художественной самодеятельности. Удачная постановка нашла отклик у зрителей, среди которых присутствовал и народный артист СССР Сидги Рухулла. Позднее именно он поддержал юных талантов с идеей создания полноценного детского театра. В октябре 1928 г. на базе государственного театра для детей появилось русское отделение, а в следующем году учредили азербайджанское отделение. С 1936 г. бывший детский театр становится Азербайджанским государственным театром юного зрителя. В репертуаре тех лет преимущественно спектакли по пьесам азербайджанских авторов: «На улице» Дж. Джафарова и Ш. Меликеганова, «Скорость» А. Атаева и другие.

Азербайджанский государственный театр юного зрителя, как и многие бакинские театры, появился ещё в начале 20 века.

Немало внимания уделялось инсценировкам классических сказок и детских повестей, например, «Маугли» и «Конек-Горбунок». В 1940 г. театр представил спектакль-сказку «Сейран» и пьесу «Партизан Мамед» на Всесоюзном смотре ТЮЗов в Москве.

Великая Отечественная война не остановила деятельность бакинского ТЮЗа. В период с 1941 г. по 1945 г. театр представил более 3 тыс. спектаклей, которые проходили и на домашней сцене, и в разных регионах страны.

После окончания войны ТЮЗ переезжает в другое здание на ул. Низами и на новой сцене представляет обновлённый репертуар. На послевоенных афишах - «Снежок» В. Любимовой, «Хусуси тапшырыг» С. Михалкова, «Её друзья» В. Розова, «Как закалялась сталь» Н. Островского, «У лесного озера» Ц. Солодаря и другие постановки.

О репертуаре театра

В стенах бакинского ТЮЗа с успехом ставили произведения русской классики: в течение 8 сезонов полные залы собирал «Ревизор» Гоголя, а спектакль «Не было ни гроша, да вдруг алтын» продержался на сцене целых 13 лет (425 представлений). Пользовались успехом и «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, «Женитьба» Н. Гоголя, «Мещане» М. Горького. Азербайджанскую классику представляли «Гаджи Гамбер» Везирова (прошёл около 500 раз), «Молла Ибрагим Халил кимяряг», «Хырс гулдур басан», «Мосье Жордан и дервиш Местали шах» М. Ф. Ахундова. Среди произведений мировых классиков: «Разбойники» и «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Слуга двух господ» и «Забавный случай» К. Гольдони, «Лекарь поневоле» и «Проделки Скапена» Ж.-Б. Мольера.

Театр в наши дни

Премьеры стали неотъемлемой составляющей современного репертуара театра. Каждый год ТЮЗ представляет публике в среднем 10-11 новых спектаклей. В 2013 г. в театре были поставлены спектакли по произведениям Дильсуза, Алексея Толстого, Астрид Линдгрен, К. Агабалаева. В 2013 г. открылась малая сцена театра, рассчитанная на 45 зрителей. А ещё современный бакинский ТЮЗ выступает активным участником международных фестивалей, всевозможных семинаров и тренингов.

Азербайджанский государственный театр юного зрителя, как и многие бакинские театры, появился ещё в начале 20 века. Всё началось со спектакля «Фортуна», поставленного пионерским кружком художественной самодеятельности. Удачная постановка нашла отклик у зрителей, среди которых присутствовал и народный артист СССР Сидги Рухулла. Позднее именно он поддержал юных талантов с идеей создания полноценного детского театра. В октябре 1928 г. на базе государственного театра для детей появилось русское отделение, а в следующем году учредили азербайджанское отделение. С 1936 г. бывший детский театр становится Азербайджанским государственным театром юного зрителя. В репертуаре тех лет преимущественно спектакли по пьесам азербайджанских авторов: «На улице» Дж. Джафарова и Ш. Меликеганова, «Скорость» А. Атаева и другие.

Азербайджанский государственный театр юного зрителя, как и многие бакинские театры, появился ещё в начале 20 века.

Немало внимания уделялось инсценировкам классических сказок и детских повестей, например, «Маугли» и «Конек-Горбунок». В 1940 г. театр представил спектакль-сказку «Сейран» и пьесу «Партизан Мамед» на Всесоюзном смотре ТЮЗов в Москве.

Великая Отечественная война не остановила деятельность бакинского ТЮЗа. В период с 1941 г. по 1945 г. театр представил более 3 тыс. спектаклей, которые проходили и на домашней сцене, и в разных регионах страны.

После окончания войны ТЮЗ переезжает в другое здание на ул. Низами и на новой сцене представляет обновлённый репертуар. На послевоенных афишах - «Снежок» В. Любимовой, «Хусуси тапшырыг» С. Михалкова, «Её друзья» В. Розова, «Как закалялась сталь» Н. Островского, «У лесного озера» Ц. Солодаря и другие постановки.

О репертуаре театра

В стенах бакинского ТЮЗа с успехом ставили произведения русской классики: в течение 8 сезонов полные залы собирал «Ревизор» Гоголя, а спектакль «Не было ни гроша, да вдруг алтын» продержался на сцене целых 13 лет (425 представлений). Пользовались успехом и «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, «Женитьба» Н. Гоголя, «Мещане» М. Горького. Азербайджанскую классику представляли «Гаджи Гамбер» Везирова (прошёл около 500 раз), «Молла Ибрагим Халил кимяряг», «Хырс гулдур басан», «Мосье Жордан и дервиш Местали шах» М. Ф. Ахундова. Среди произведений мировых классиков: «Разбойники» и «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Слуга двух господ» и «Забавный случай» К. Гольдони, «Лекарь поневоле» и «Проделки Скапена» Ж.-Б. Мольера.

Театр в наши дни

Премьеры стали неотъемлемой составляющей современного репертуара театра. Каждый год ТЮЗ представляет публике в среднем 10-11 новых спектаклей. В 2013 г. в театре были поставлены спектакли по произведениям Дильсуза, Алексея Толстого, Астрид Линдгрен, К. Агабалаева. В 2013 г. открылась малая сцена театра, рассчитанная на 45 зрителей. А ещё современный бакинский ТЮЗ выступает активным участником международных фестивалей, всевозможных семинаров и тренингов.