Должностная инструкция художественного руководителя. Ексд - художественный руководитель Художественный руководитель спектакля как называется

УТВЕРЖДАЮ:

[Наименование должности]

_______________________________

_______________________________

[Наименование организации]

_______________________________

_______________________/[Ф.И.О.]/

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Художественного руководителя театра

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность художественного руководителя театра [Наименование организации в родительном падеже] (далее-Организация).

1.2. На должность художественного руководителя театра назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж творческой работы не менее пяти лет.

  • 18 разряд -в театрах оперы и балета (в том числе имеющих звание «Академический»), во всех остальных академических театрах.
  • 16-17 разряды -в театрах музыкальной комедии (оперетты), музыкально-драматических, драматических театрах, ТЮЗах, театрах кукол, в филармониях, самостоятельных музыкальных и танцевальных коллективах, симфонических, камерных, духовых оркестрах и оркестрах народных инструментов в составе филармоний, в концертных залах с правами юридического лица, цирках.
  • 15 разряд -в других театрах и художественных коллективах.

1.3. Художественный руководитель театра назначается и освобождается от должности руководителем организации (театра).

1.4. Художественный руководитель театра относится к категории руководителей, подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Организации.

1.5. В своей деятельности художественный руководитель театра руководствуется:

  • нормативными актами по вопросам культуры и искусства;
  • методическими материалами, касающимися соответствующих вопросов;
  • уставом Организации;
  • правилами трудового распорядка;
  • приказами и распоряжениями руководителя организации (театра), непосредственного руководителя;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.6. Художественный руководитель театра должен знать:

  • законы Российской Федерации и решения Правительства Российской Федерации по вопросам культуры и искусства;
  • приказы, распоряжения и другие нормативные документы, утверждаемые Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации и руководителем Организации (театра);
  • организацию театрального (музыкального) производства;
  • психологию управления и творческого труда;
  • современную и классическую отечественную и зарубежную драматургию и музыкальную литературу;
  • классический и современный репертуар музыкальных театров и концертных организаций;
  • историю и современные проблемы отечественного и мирового театрального, музыкального искусства;
  • основы организации труда, трудового законодательства и авторского права;
  • правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
  • положения настоящей должностной инструкции.

1.7. В период временного отсутствия художественного руководителя театра его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Художественный руководитель театра осуществляет следующие трудовые функции:

2.1. Осуществляет организацию всего комплекса творческой и производственной деятельности театра.

2.2. Обеспечивает художественное качество репертуара, способствующего формированию и удовлетворению потребностей населения в сценическом и музыкальном искусстве.

2.3. Определяет готовность спектаклей и принимает решения об их публичном исполнении.

2.5. Обеспечивает разработку и выполнение обязательств по заключенным договорам.

2.6. Организует работу по развитию творческих связей с коллективами предприятий, учреждений, организаций, предпринимателями с целью пропаганды театрального, музыкального искусства и привлечения внебюджетных средств на его развитие.

2.7. Принимает меры по обеспечению театра квалифицированными кадрами, их правильной расстановке и рациональному использованию.

2.8. Создает необходимые условия для творческого роста художественного персонала.

2.9. Обеспечивает органическое сочетание экономических и административных методов руководства, моральных и материальных стимулов для развития активности работников в творческо-производственной деятельности.

2.10. Способствует формированию и сохранению в коллективе благоприятного морально-психологического климата.

2.11. Поручает решение отдельных вопросов, входящих в его компетенцию, другим работникам театра.

В случае служебной необходимости художественный руководитель театра может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном законодательством.

3. Права

Художественный руководитель театра имеет право:

3.1. Знакомиться с проектами решений руководителя Организации (театра), касающимися его деятельности.

3.2. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.

3.3. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.

3.4. Повышать свою квалификацию.

3.5. Получать от руководителей структурных подразделений, специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

4. Ответственность

Художественный руководитель театра несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

4.1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией,-в соответствии с действующим трудовым законодательством.

4.2. Правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности,-в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством.

4.3. Причинение материального ущерба-в соответствии с действующим законодательством.

4.4. Нарушение Правил внутреннего трудового распорядка, правил противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных в организации.

5. Условия работы

5.1. Режим работы художественного руководителя театра определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Организации (театре).

С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ «__» _______ 20__ г.

Кто в театре «хозяин» – худрук или директор?

То, что Владимир Путин любит спорт, всем известно, поскольку занимается им давно, подтверждая тем самым известную истину: «В здоровом теле здоровый дух». Но вряд ли кто-то знал, что премьер стал неравнодушен и к теа

Ни одна страна в мире не может похвастаться таким количеством стационарных коллективов, существующих за счет бюджета и требующих с каждым годом все больше и больше средств на свое содержание. Здесь есть о чем задуматься. Скажем, нужны ли они в каком-нибудь заштатном городишке с населением 5 тысяч человек? Или на Крайнем Севере, где полярная ночь длится 7-8 месяцев, а мороз доходит до 40 градусов? Не говоря уже о том, что в этих театрах трудятся в основном альтруисты, а проклятая бедность проглядывает сквозь все щели, как их ни затыкают. А меценаты, на которых так уповали в начале перестройки, все не идут и не идут.

Так вот. Накануне выборов в Государственную думу и новогодних елок, когда все театры «стоят на ушах», давая по три спектакля в день для детворы, Владимир Путин снова собрал художественных руководителей известных московских и питерских театров и сообщил им радостную весть: теперь они могут тратить без проведения торгов от 100 до 400 тысяч рублей. Казалось бы, цифра немаленькая и можно понять Валерия Фокина – худрука Александринки, благодарившего Путина за столь щедрый подарок… Но ведь прежний любимец экс-мэра Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко не раз получал гранты на свои спектакли, в том числе от правительства Северной столицы. Как, впрочем, и присутствующие на этом заседании Олег Табаков со своим МХТ от московского правительства, и Галина Волчек с «Современником», и Марк Захаров, в театре которого и проходила эта знаменательная встреча, а актеры были освобождены от репетиций. Именно Захаров в период объявленной гласности предложил закрывать нерентабельные театры, чем вызвал праведный гнев провинции. После чего Марку Анатольевичу пришлось долго оправдываться и объяснять, что он имел в виду не только театры за пределами Садового кольца, но и столичные.

Что правда, то правда. Так, расположенный в самом центре Москвы на Тверской Театр имени Станиславского не первый год трясет от смены худруков и завышенных оценок собственного творчества, не имеющих ничего общего с реальным положением вещей, сопровождающимся скандалами с пришлыми «назначенцами». Не случайно Владимир Путин поднял вопрос: кто главный в театре – худрук или директор, контролирующий расходы и доходы театра?

Поднаторевшая в конфликтах Галина Волчек попыталась сгладить этот обоюдоострый вопрос, поскольку у нее с директором полный альянс, но, по-видимому, слухи о «бархатных революциях» в том же Театре Станиславского, на Таганке, связанные с уходом легенды русской сцены Юрия Любимова, свержением Сергея Арцибашева в Маяковке, не прошли мимо ушей премьер-министра. Да и встреча с председателем Союза театральных деятелей России Александром Калягиным накануне перевыборов дала богатую пищу для раздумий. В первую очередь касающуюся реформации репертуарного театра, которая должна начаться с контрактной системы для всех работников театра: от актерского цеха до бутафорского. По всему было видно, что эта идея нравится Путину, и как это ни будет горько институту директоров, но главным в театре, по мнению премьера, должен оставаться художественный руководитель. Так что Лев Додин, возглавляющий Малый драматический театр в Петербурге, мог вздохнуть с облегчением, его трон не пошатнется.

Но это в Москве и в городе на Неве, где худруки (за редким исключением) подмяли под себя строптивых директоров и своим многолетним авторитетом держат театры на плаву, что бы ни писала о них критика. Ну а ежели взять провинцию, то там совсем другой коленкор и другая жизнь, где все зависит от губернаторов, которые могут перекрыть кислород, а могут и устраивать за свой счет международные фестивали, как в Саранске или Белгороде. Кстати, в этом пограничном с Украиной городе недавно объявилась так называемая «полиция нравов», и к показу в студенческом театре Института культуры были запрещены пьесы Евгения Гришковца, Ивана Вырыпаева, Ярославы Пулинович, якобы развращающие молодежь. Вот вам и первые признаки цензуры, о которой так пекутся некоторые представители партии КПРФ. А может быть, это своеобразное проявление засевшего в генах страха, который продолжает жить в нас, несмотря на все демократические преобразования и свободу слова? Этот же страх – остаться не удел – заставляет директоров провинциальных театров полагаться только на себя, а не на приезжих худруков, которые подобно Хлестакову наобещают с три короба, а потом поминай как звали. Значит, здесь тоже надо учредить отдельную графу, связанную с обязательствами приглашенного главного режиссера.

Не случайно Владимир Путин поддержал идею инвентаризации творческих кадров. Ведь на виду только федеральные театры, а что творится в глубинке – тайна за семью печатями. Надо отдать должное художественному руководителю Малого театра Юрию Соломину – он всегда грудью защищал театральную периферию: и когда был министром культуры, и сейчас, что и продемонстрировал на встрече с Владимиром Путиным.

Олег Табаков – главный строитель общедоступного художественного театра с коммерческой жилкой и проданными на месяц вперед билетами – давно завел в МХТ контрактную систему и выиграл немало судов с уволенными актерами, так как всегда руководствовался принципом «под лежачий камень вода не течет». Любой театр – это как велосипед, который либо едет вперед, либо падает, если не крутят педали. Несмотря на свой солидный возраст, Олег Павлович продолжает крутить педали менеджмента, прекрасно понимая, что ничто так не обеспечивает успех спектаклю и наполнению кассы, как ансамбль вышколенных актеров, которые впоследствии становятся звездами.

Напоследок Владимир Путин еще раз напомнил собравшимся мэтрам, что подготовлена Концепция долгосрочного развития театрального дела до 2020 года, то есть в течение ближайших восьми лет будет идти реорганизация стационарных театров, в результате которой, как заверил Путин, провинциальные театры должны повысить свою художественную планку. Ну а те, кому предстоит это делать, пока пытаются выжить…

Кто такой художественный руководитель? Каковы его должностные обязанности? За что он отвечает и каковы требования к должности худрука, вы узнаете их этой статьи. Сразу пропишем мнение администратора сайта Донковье - худрук для учреждения культуры, это отец, мать, хозяин и тиран для творческого коллектива, человек, от которого зависит- всё.

Кто такой х удожественный руководитель

Художественный руководитель отвечает за творческие идеи, разработку плана мероприятий, реализацию художественного видения и направление учреждения искусства и творчества. Такая должность, как художественный руководитель, ил сокращенно - худрук, существует в штате всех театров, с различными направлениями: музыкальный театр, театр комедии, драматический и все остальные, имеют своего худрука. В других учреждениях культуры тоже часто можно встретить худрука, это дома и дворцы культуры, клубы, культурные центры, филармонии, цирки, везде имеется в штате художественный руководитель.

Работа художественного руководителя

Художественный руководитель, как правило, подчиняется главному административному должностному лицу, хотя, в некоторых случаях, эти две штатные единицы объединены в одну, особенно, если это театральное заведение.

В учреждении культуры, художественный руководитель отвечает за творческий процесс, а также принимает решения о развитии эстетических ценностей и духовно-нравственную деятельность творческого коллектива. Осуществляет онсультации с главным административным должностным лицом стратегию и развитие учреждения культуры.Худрук пишет сценарии и составляет концертные программы, если это Дом культуры , или филармония.

Художественный руководитель: должностные обязанности

  • Худрук нанимает, контролирует и оценивает художественные кадры, включая исполнителей, художников и режиссеров.
  • Нанимает, контролирует и оценивает ключевой технический персонал, в том числе руководителя вспомогательного производства.
  • Разрабатывает, внедряет и оценивает годовые и месячные программы.
  • С главным административным должностным лицом, разрабатывает годовой бюджет учреждения.
  • Выступает в качестве пресс-секретаря для художественной оценки творческого коллектива в СМИ.
  • Ведет переговоры со спонсорами по сбору средств на реализацию творческих проектов.
  • Выстраивает отношения с другими культурными организациями и партнерами.
  • Худрук отчитывается за работу творческого коллектива, создает доклады для конференций и отчета перед вышестоящими организациями.

Художественный руководитель контролирует содержание письменных процедур по учреждению, проверяет и контролирует работу собственных СМИ: сайт, газета, журнал, канал видео, и другие варианты позиционирования учреждения культуры.

1. Общие положения

1.1. Художественный руководитель относится к категории руководителей.

1.2. Требования к квалификации:
Высшее профессиональное оборудование и стаж работы по специальности не менее 1 года либо среднее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет.

1.3. Художественный руководитель должен знать:
- основные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность предприятия;
- теорию и практику художественной и сценической работы;
- основы межличностного общения и этикета;
- профессиональную терминологию;
- правила и требования пожарной безопасности;
- формы и правила оформления отчетности и внутренней документации;
- режим работы предприятия;
- внутренние стандарты одежды (униформы);
- основы законодательства о труде;
- правила и нормы охраны труда.

1.4. Назначение на должность художественного руководителя и освобождение от должности производятся приказом генерального директора по представлению арт-директора.

1.5. Художественный руководитель подчиняется непосредственно арт-директору.

1.6. Художественному руководителю для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, входящим в его функциональные обязанности.

1.7. На время отсутствия художественного руководителя (командировка, отпуск, болезнь, пр.) его обязанности выполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

2. Должностные обязанности

Художественный руководитель:

2.1. Набирает и готовит к выступлению кадры.

2.2. Проводит репетиции и генеральные прогоны по установленному графику.

2.3. Занимается подготовкой, организацией и реализацией тематических шоу - программ в соответствии с планом работы клуба.

2.4. Разрабатывает сценарии и режиссуру тематических вечеринок и шоу - программ.

2.5. Приглашает артистов для участия в вечеринках и шоу -программах в соответствии с бюджетом и тематической направленностью шоу.

2.6. Дает задание ди-джею по подборке и подготовке к работе аудио и видеоматериалов.

2.7. Отвечает за выпуск программ и организацию вечеринок.

2.8. Отвечает за внутреннюю дисциплину в коллективе. Ведет табель рабочего времени. Обучает подчиненный персонал определенному этикету поведения.

2.9. Продумывает оформление шоу костюмами и аксессуарами.

2.10. Несет ответственность за предоставленные клубом для профессиональной деятельности костюмы, реквизит, аксессуары.

2.11. В своей профессиональной деятельности выполняет инструкции, правила и разовые требования комплекса.

2.12. Присутствует на организационных совещаниях арт-отдела. Участвует в работе художественного совета.

2.13. Соблюдает производственную дисциплину, график работы, технику безопасности, правила пожарной безопасности.

3. Права

Художественный руководитель имеет право:

3.1. Запрашивать и получать от структурных подразделений сведения, справочные и другие материалы, необходимые для выполнения обязанностей, предусмотренных настоящей Должностной инструкцией.

3.2. Давать подчиненным ему сотрудникам обязательные для исполнения указания.

3.3. Принимать меры при обнаружении дисциплинарных нарушений подчиненных работников и докладывать об этих нарушениях руководителю предприятия для привлечения виновных к ответственности.

3.4. По согласованию с руководителем предприятия привлекать экспертов и специалистов для консультаций, подготовки заключений, рекомендаций и предложений.

3.5. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

3.6. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей Инструкцией обязанностями.

3.7. Требовать от руководства предприятия обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

4. Ответственность

Художественный руководитель несет ответственность:

4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей Должностной инструкцией, в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, - в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба предприятию - в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Приобрести книги по кадровому делопроизводству

Настольная книга кадровика (книга + дискM)

В настоящем издании приведены практические рекомендации по организации работы кадровой службы и кадровому делопроизводству. Материал четко систематизирован и содержит большое количество конкретных примеров и образцов документов.
К книге прилагается диск с формами документов и нормативными актам в системе Гарант, регулирующими различные вопросы трудовых отношений и кадровой работы.
Книга будет полезна широкому кругу читателей, работникам кадровой службы, руководителям предприятий и организаций всех форм собственности.

Автор подробно разъясняет, что собой представляет трудовая инспекция и каковы пределы ее полномочий, как проводятся проверки соблюдения трудового законодательства и чем они могут закончиться, какие нарушения могут привести к наложению штрафа, а какие повлекут за собой дисквалификацию руководителя организации. В книге приведены практические рекомендации для работодателей-организаций и индивидуальных предпринимателей, которые помогут избежать претензий трудовых инспекторов. При подготовке книги учтены все последние изменения законодательства.
Автор: Елена Карсетская
Книга адресована руководителям организаций всех форм собственности, работникам кадровых служб, бухгалтерам, индивидуальным предпринимателям, а также всем, кто интересуется вопросами соблюдения трудового законодательства.

В сборник включены должностные инструкции, составленные в соответствии с квалификационными характеристиками, содержащимися в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37, а также в соответствии с другими нормативными актами по тарифно-квалификационным характеристикам (требованиям).
Сборник состоит из двух разделов: в первый включены общеотраслевые должностные инструкции руководителей, специалистов, технических исполнителей, во второй - должностные инструкции по отраслям (редакционно-издательская деятельность, транспорт, банковская деятельность, торговля, научно-исследовательская деятельность, образование, здравоохранение).
Для руководителей организаций, работников кадровых и юридических служб.

art director - «руководитель по искусству»), худо́жественный руководи́тель , тво́рческий руководи́тель , арт-ме́неджер , гла́вный худо́жник - начальник художественного, либо иного творческого отдела или медиа-проекта: «воплотитель проекта»; общее название для целого ряда аналогичных управленческих должностей в различных областях деятельности, таких как: реклама , издательский бизнес , кино , дизайн, ресторанный бизнес, телевидение , Интернет , видеоигры , индустрия развлечений .

История в России

Профессия арт-директор являлась относительно новой для Российской Федерации , по утверждению специалиста крупного кадрового агентства Светланы Головатюк, в середине 90-х о существовании арт-директоров не подозревали в отечественных рекрутинговых агентствах , так известный кадровик Анатолий Купчин был удивлен не только существованием подобных работников, но и их высокой зарплатой в рекламных агентствах, к примеру, в московском Leo Burnett Worldwide . В России 2000-х годов мнения о том, что за профессия арт-директор сильно разнились , в тот период основная тема спора была «арт-директор обязан иметь художественное образование» или может обойтись без него , в этом отношении любопытно, что, к примеру, в ПОК (производственно-оформительском комбинате) ВДНХ СССР нежелание профессиональных советских художников брать на себя малодоходную хлопотную административную нагрузку приводило к тому, что в творческие бригады сложно было найти даже бригадиров, не говоря про мастеров творческих цехов, т.е, по сути, мало кто добровольно хотел быть «арт-директором», в результате подобного рода управленцами, зачастую, назначались рядовые сотрудники, а порой и уборщицы комбината, однако, конечную работу принимала государственная комиссия из заслуженных художников , членов Союза художников СССР , и руководителей ВДНХ .

Издательский бизнес

В издательском бизнесе, в котором этот термин и возник, арт-директор отвечает за дизайн журнала или газеты и, в сотрудничестве с редактором, выбирает или участвует в создании необходимых изображений и фотографий. В крупных издательствах и журналах у арт-директора есть ассистенты. Арт-директор контролирует работу всей творческой команды и несет за неё ответственность.

Реклама

Арт-директор или креативный директор в рекламном агентстве является начальником художественного отдела как и в издательском бизнесе. В современной рекламной практике, арт-директор работает над концепцией рекламы (телевизионной, печатной, наружной и любой другой). Обычно, арт-директор отвечает за отслеживание современных тенденций, анализ рынка, внесение руководству предложений, подготовка технического задания, выбор команды, анализ результатов завершения рекламных проектов, отчетность. Арт-директор отвечает за качество представляемых идей, он может предложить визуальное решение, интересный слоган, концепцию в рамках которой должен работать творческий коллектив. Копирайтер и дизайнер как правило находятся в подчинении у креативного директора . Арт-директор может также курировать работу копирайтеров, дизайнеров, иллюстраторов (это зависит от структуры агентства). В маленьких агентствах арт-директор порой выполняет роль дизайнера и иллюстратора в одном лице. В больших рекламных агентствах иерархия может включать в себя: креативного директора или арт-директора, начальника творческой группы (начальника отдела дизайна), старшего дизайнера и остальной творческий коллектив.

Кино

Должность арт-директора в киноиндустрии (при производстве художественных фильмов) аналогична художнику-постановщику, хотя иногда он выступает в роли художественного руководителя, работает вместе с художником по костюмам, художником-декоратором, художником-гримером, специалистами по спецэффектам и т. д. Большая часть его обязанностей связана с административными аспектами художественного производства. Он ставит задачи перед персоналом и следит за их выполнением, а также за бюджетом и графиком работ, следит за качеством. По сути в его обязанности входит контроль всех визуальных аспектов фильма (начиная от костюмов и заканчивая грандиозными декорациями) - то есть выполняет непосредственно объём художника-постановщика.

Индустрия развлечений

Арт-директор в индустрии развлечений, например, арт-директор ночного клуба, выполняет в основном административные функции: занимается организацией концертов, подбором репертуара, организацией вечеринок, а также участвует в процессе продвижения заведения. В обязанности арт-директора в индустрии развлечений входит позиционирование заведения, привлечение новых клиентов в заведение, организация развлекательных мероприятий в заведении, разработка концепций мероприятий, работа с партнерами заведения.

Изобразительное искусство

Арт-директор (арт-менеджер) в изобразительном искусстве занимается целенаправленной маркетинговой коммуникацией при художникe, скульпторe, графикe, фотохудожникe или представителе декоративно-прикладного искусства с целью продвижения eгo на рынок.

  • Создание «имени» (сделать его известным и узнаваемым).
  • Продажа и продвижение (реклама) работ художника.
  • Повышение ценности художественных работ конкретного художника.

Арт-менеджер должен хорошо разбираться в искусстве (художественное образование - необязательно), владеть PR-технологиями и техниками продаж (маркетинговое образование - желательно).

В основные обязанности арт-менеджера входит:

  • Написание всех текстов (статей) для периодических изданий и интернет ресурсов.
  • Обработка фотоматериалов для онлайн галереи.
  • Создание персональных страниц в интернете и персонального сайта художника.
  • Создание каталога работ и других рекламно-информационных материалов.
  • Примечания