Биография. Битва за дворец Дворец - это не склад графских вещей

Анна Ивановна Зеленова - легендарная женщина, за плечами которой - настоящие подвиги. Нет, она не была зенитчицей, «ночной ведьмой» или санитаркой. Она «просто» возродила Павловский дворцово-парковый ансамбль тогда, когда многие не верили, что это возможно. И сделала это так, что и поныне Павловск считается образцом научной реставрации, а сама Зеленова - ярчайшим примером человека, самоотверженно преданного своему делу и своему городу.

Двадцативосьмилетний директор

Анна Ивановна Зеленова родилась в 1913-м году в семье рабочих. Закончив школу (бывшую Петришуле), она одновременно учится на эскурсионно-переводческом отделении университета и литературном факультете института имени Герцена. Став дипломированным искусствоведом и литературоведом, трудится экскурсоводом в Эрмитаже, Русском музее и пригородах. С 1936-го года Зеленова всецело посвящает себя Павловску. Перед самой войной, в 1939-1940-х годах она стоит во главе кропотливейших (и как оказалось позднее, таких своевременных) работ по генеральной инвентаризации богатейших коллекций Павловска.
21-го августа 1941-го года Зеленову назначили директором Павловского дворца-музея и ответственной за эвакуацию его экспонатов. Это трудная задача даже для опытного музейщика-мужчины, но новая директор справилась с ней настолько блестяще, насколько это было возможно.

«Мы вернемся и найдем тебя»

Ещё до войны «на всякий пожарный» был разработан план эвакуации экспонатов из пригородных дворцов, однако в него вошла лишь малая толика ценнейших предметов. Летом 1941-го Зеленова с немногими оставшимися сотрудниками на свой страх и риск решили спасти столько, сколько будет в их силах. Музейные предметы заколачивали в ящики, отправляли в тыл и в специальное хранилище в подвалах Исаакиевского собора, закапывали прямо в парке. В дневниках директора дворца есть такая чудесная запись: «Среди мраморных итальянских статуй у дворца на “Больших кругах” есть статуя «Мир». Перед тем как ее закопали, сделали карандашную надпись “Мы вернемся и найдем тебя”». Зеленова будто предчувствовала, что произойдет с её горячо любимыми местами, и в последний ящик, отправленный в тыл, положила непредусмотренные никакими планами и предписаниями бумаги с инвентаризацией шедевров ландшафтного дизайна волшебника павловского парка Пьетро Гонзаго. Закончив с делами, директор дворца ушла 16-го сентября 1941-го года, за день до захвата Павловска гитлеровцами, в Ленинград, где и проработала в музейной и библиотечной сферах всю блокаду.

Бои после битвы

Отступая, враг заминировал вырубленный почти до основания парк и поджёг дворец. Потери были колоссальными, и власти сочли восстановление Павловска бессмысленным. За рубежом придерживались такого же мнения: на Всемирном конгрессе архитекторов 1944-го года в Лондоне было сказано: «До нас дошла весть, что архитектурные ансамбли Пушкина и Павловска больше не существуют».
Зеленова были категорически с этим не согласна и приступила к решительным действиям: 17 февраля того же года она пишет летчикам, охранявшим Ленинград: «Разве мы можем допустить, чтобы вместо Павловского дворца, который мы хорошо знали и любили до войны, любили из-за его красоты, навечно теперь остались эти руины как памятник арийского кретинизма, гитлеризма и фашистского мракобесия? Нет! <…> И мы не имеем права опускать Павловск в небытие, когда его можно и нужно восстановить на прежнем уровне, только нельзя медлить. Нет такого права ни у вас, ни тем более у меня. Это ведь тоже бой, и здесь тоже нужна оперативность».
Главные бои, предстоявшие Зеленовой, вновь занявшей свой пост в музее, состояли в том, чтобы убедить чиновников в возможности и необходимости восстановления Павловска. И ей это удалось. Знавшие Зеленову пишут о её необычайных силе духа и даре убеждения, возникавших в хрупкой на первый взгляд женщине, когда это касалось её любимого дела. Первые залы возрождённого из руин дворца были открыты после реставрации в 1957-м году, всего через двенадцать лет после окончания войны.

Семейный музей

Мария Фёдоровна, супруга Павла I и основательница резиденции, мыслила Павловск именно как тихий семейный уголок на фоне поэтичных природных красот. Зеленова остро чувствовала это и, например, отправила в эвакуацию семейный архив Павла Петровича и его жены, что, конечно, было вне всяких предписаний. Кроме того, по воспоминаниям музейщиков, атмосфера, царящая в коллективе сотрудников Павловска при Зеленовой, была особенно тёплой и практически семейной. Директор писала своим сотрудникам поздравления в стихах на их личные праздники, принимала на работу идеологически «неблагонадёжных». Она говорила: «Вытащить человека из беды можно всегда: надо ничего и никого не бояться» .

Дворец - это не склад графских вещей

Об Анне Ивановне Зеленовой ходили легенды ещё при её жизни. Рассказывают, в частности, такой эпизод: как-то в Павловский дворец приехал граф Алексей Николаевич Толстой с целью присмотреть для своей квартиры кое-что из музейной мебели. Зеленова вышла к нему с такой речью: «Алексей Николаевич! Вы ошиблись дверью. Это не склад ваших вещей, а государственный музей, и он - неприкосновенен. Я вас очень прошу вернуться в наш дворец только тогда, когда вы сердцем поймете разницу между этими двумя формами собственности». С тех пор Толстого во дворце больше не видели.

Боец до конца

В 1979-м году место директора Павловского дворца-музея оказалось лакомым для одной предпенсионной дамы из КПСС. И Зеленову перевели на должность методиста по культмассовой работе - место, с которого обычно начинают первые шаги в музее. Но и здесь она продолжала трудиться изо всех сил. Анна Ивановна Зеленова скончалась через год после этого, выступая на партийном собрании: до последней минуты своей жизни она радела за свой любимый Павловск. Время воздало Анне Ивановне: в 2005-м году ей было присуждено звание почётного гражданина Павловска, а её именем названа одна из улиц в городе, который обязан ей очень многим.
Аделаида Сергеевна Ёлкина, ученица и приёмная дочь Зеленовой, написала о ней книгу «Сделайте это для меня». Название неслучайно. В феврале 1944-го года Зеленова встретила в приемной Управления культуры незнакомую женщину, как оказалось, балерину, которая сказала ей: «Сделайте это для меня, восстановите Павловск» . И Анна Ивановна Зеленова «просто» сделала это.

Разрушенный Павловский дворец после освобождения. 1944

Анна Ивановна Зеленова (28 февраля (1913-02-28 ) , Санкт-Петербург - 16 января , Павловск) - искусствовед , литературовед , директор Павловского дворца-музея с по 1979 год .

Биография

Родилась в Санкт-Петербурге в семье заводских рабочих. Училась в 41 ФЗД (фабрично-заводский девятилетке; бывшей Петришуле) с по 1930 год . В окончила чертежно-конструкторские курсы, на которых училась с 1929 года , одновременно посещая занятия в школе. В -1933 годы преподавала черчение в Гипроспецмете и заведовала чертежными курсами. В -1934 годах работала библиотекарем в своей родной школе - 41 ФЗД.

Павловский дворец перед войной и в годы блокады

В Павловске была создана настоящая школа отечественной музейной реставрации. В 1957 году были открыты для посетителей первые залы восстановленного Павловского дворца. В 1978 году Павловск стал первым возрождённым из руин дворцово-музейным комплексом пригородов Ленинграда.

В 2005 году А. И. Зеленовой было посмертно присвоено звание Почетного гражданина города Павловска . ..

Произведения

  • «Павловский дворец-музей и парк в г. Слуцке», Л., 1939 (в соавт. с С. В. Трончинским и Ф. Н. Выходцевым);
  • «Павловский парк: Справочник-путеводитель», Л., 1954;
  • «Павловск: Виды парка», М., 1956;
  • «Снаряды рвутся в Павловске: Из восп. // Подвиг века: Художники, скульпторы, архитекторы, искусствоведы в годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда», Л., 1969;
  • «Дворец в Павловске», Л., 1978 (2 е изд., испр. и доп. 1986);
  • «Павловский дворец. История и судьбы. Статьи. Воспоминания. Письма», Арт-Палас, Санкт-Петербург, 2006.

Сотрудники РНБ - деятели науки и культуры

Биографический словарь, т. 1-4

(28.02.1913, Петербург - 16.01.1980, Павловск), искусствовед, литературовед, в ПБ 1943-44.


Отец и мать - рабочие. В 1931 окончила сред. школу и одновременно - чертежно-конструкт. курсы, на к-рых училась с 1929.

В 1931-33 преподавала черчение в Гипроспецмете и заведовала чертеж. курсами. В 1933-34 работала б-рем в 222-й сред. школе.

В 1933-38 совмещала работу с получением высшего образования: в эти годы она окончила эскурсион.-пер. отд-ние ЛГУ и лит. фак. ЛГПИ, получив специальности искусствоведа и литературоведа. Наиболее активно в продолжение всей послед. жизни З. использовала первую специальность, стала высококвалифицир. музееведом и историком искусства.

В 1934-36 работала экскурсоводом: водила экскурсии по Эрмитажу, Рус. музею и пригород. дворцам-музеям. Особенно интересен для нее стал Павловск с его уникальным дворцово-парковым комплексом. В 1936 перешла работать в Павловский дворец-музей, вначале в кач-ве ст. науч. сотр., затем - зам. дир. по науч. части, а с 21 авг. 1941 - дир.

В нач. Великой Отеч. войны занималась эвакуацией наиб. ценной части музейных фондов в глубь страны, а перед взятием Павловска фашист. войсками ушла пешком в Ленинград и работала там все блокад. годы. В февр. 1942 назначена начальником Музейного отд. Упр. дворцов и парков Ленинграда. В этот период З. возглавляла работу по учету и хранению музейных ценностей, организовывала лекции и выст., сама читала лекции для фронтовиков на переднем крае, в госпиталях, на кораблях Балт. флота.

2 июля 1943 начала работать в Массовом отд. ПБ по совместит., занималась орг-цией выст., гл. обр., на оборон. темы. Осн.- в Доме всевобуча, клубе НКВД, в самой Б-ке (б. 50). 1 июля 1944, когда начал функционировать Павловский музей, уволилась из Б-ки по собств. желанию из-за невозможности совмещать работу здесь с основной.

5 февр. 1944 З. вновь стала дир. Павловского дворца-музея и парка. С этого времени активно занималась реставрацией Павловского музейного комплекса, разрабатывала методику н. и. работы к реставрации архит. памятников. Эта методика была принята за основу во всех пригород. дворцах-музея Ленинграда, пострадавших во время войны.

В одной из данных ей характеристик (1963) говорилось: "Работая в Павловске с 1934 г., она прошла все этапы научно-музейной работы: водила экскурсии, составляла научные описания музейных ценностей, делала архитектурные обмеры, читала лекции по искусству и готовила кадры молодых экскурсоводов".

Награждена орденом Окт. Революции, медалями "За оборону Ленинграда", "За доблестный труд в Великой Отеч. войне 1941-1945", ей было присвоено звание заслуж. работника культуры.

Похоронена на Павловском кладб. под Петербургом.

Соч.: Павловский дворец-музей и парк в г. Слуцке. Л., 1939 (в соавт. с С. В. Трончинским и Ф. Н. Выходцевым); Павловский парк: Справ.-путеводитель. Л., 1954; Павловск: Виды парка. М., 1956; Снаряды рвутся в Павловске: Из восп. // Подвиг века: Художники, скульпторы, архитекторы, искусствоведы в годы Великой Отеч. войны и блокады Ленинграда. Л., 1969; Дворец в Павловске. Л., 1978 (2 е изд., испр. и доп. 1986).

Лит.: Вейс З. А., Вейс Н. В. В Павловском парке. Л., 1967; Друян Н. А. Хранители // Пути в незнаемое: Писатели рассказывают о науке. М., 1969. Сб. 7; Тихомирова М. А. Памятники, люди, события: Из зап. музейного работника. Л., 1970; Борщев С. Н. От Невы до Эльбы. Л., 1970.

Хроника войны.

Арх.: Арх. РНБ. Ф. 10/1; Объедин. междуведомств. арх. культуры. Ф. 4, оп. 2, д. 1172; Лич. арх. В. А. Беланиной.

Анна Ивановна родилась в Санкт-Петербурге в семье заводских рабочих. Училась в 41 ФЗД (фабрично-заводский девятилетке; бывшей Петришуле) с 1921 по 1930 год. В 1931 окончила чертежно-конструкторские курсы, на которых училась с 1929 года, одновременно посещая занятия в школе. В 1931-1933 годы преподавала черчение в Гипроспецмете и заведовала чертежными курсами. В 1933-1934 годах работала библиотекарем в своей родной школе - 41 ФЗД.

В 1933-1938 годах училась на эскурсионно-переводческом отделении ЛГУ и литературного факультета ЛГПИ, получив специальности искусствоведа и литературоведа. Одновременно продолжала практические занятия историей искусств и музееведением, работая экскурсоводом в Эрмитаже.

В 1934-1936 годах А. Зеленова продолжала работать экскурсоводом в Эрмитаже, Русском музее и в пригородных дворцах-музеях. Особенный интерес вызывал у неё Павловский музейный комплекс с его уникальным парком. В 1936 году А. Зеленова начала постоянно работать в Павловском дворце-музее в качестве научного сотрудника. Через некоторое время она стала заместителем директора музея по научной части, а с 21 августа 1941 года была назначена директором музея и ответственным лицом за эвакуацию музейных экспонатов.

Незамедлительно взявшись за дело, она организовала эвакуацию и тайное захоронение наиболее ценной части музейных фондов. За день до занятия немецкими войсками города Павловска - 17 сентября 1941 года, она, погрузив последнюю машину с музейными экспонатами, ушла пешком в Ленинград.

В блокадном Ленинграде А. Зеленова продолжала работу по сохранению и систематизации музейных ценностей. В феврале 1942 года она приняла должность начальника Музейного отделения Управления дворцов и парков Ленинграда. В этот период она организовывала лекции и выставки для жителей блокадного города и для фронтовиков на переднем крае обороны, в госпиталях и на кораблях Балтийского флота.

С июля 1943 она начала работать в Массовом отделе Публичной библитотеки, одновременно занимаясь организацией выставок на оборонные темы в Доме Всевобуча, в клубе НКВД и в самой РНБ. С 1 июля 1944 года она уволилась из РНБ, чтобы занять прежний пост директора Павловского дворца-музея.

Через неделю после освобождения Павловска от немецких войск, 5 февраля 1944 года А. Зеленова вернулась в Павловский дворец, чтобы начать работы по восстановлению музейного комплекса. К этому моменту музей представлял собой груду обугленных развалин.

За 28 месяцев оккупации и боев было разрушено и разграблено всё, что сотрудники музея не смогли вывезти или спрятать. Немецкие войска разрушили все павильоны, взорвали мосты и вырубили более 70 тысяч деревьев в парке. Отступая, они сожгли дворец и заминировали его руины. Казалось, что восстановить дворец будет невозможно.

Однако, через несколько дней после вступления А. Зеленовой в должность, минеры начали работы по разминированию дворца, а А. Зеленова приступила к составлению методики для его реставрации. Впоследствии этот 3-томный труд был принят за основу при восстановлении всех пригородных дворцов-музеев Ленинграда, пострадавших во время войны.

С весны 1944 года по 1978 год над восстановлением Павловского музейного комплекса работали многочисленные группы реставраторов. Под руководством А. Зеленовой и А. Трескина была проделана гигантская и беспрецедентная работа по восстановлению Павловского дворца и парка. В Павловске была создана настоящая школа отечественной музейной реставрации. В 1957 году были открыты для посетителей первые залы восстановленного Павловского дворца. В 1978 году Павловск стал первым возрождённым из руин дворцово-музейным комплексом пригородов Ленинграда.

Через несколько месяцев, 20 января 1979 года Анна Ивановна Зеленова была вынуждена уволиться c должности директора музея из-за разногласий с «партийной верхушкой» Ленинграда (в частности с Ю. Ф. Соловьевым, первым секретарем Ленинградского горкома КПСС).

Через год, в январе 1980 года она умерла от инфаркта в возрасте 66 лет и была похоронена на Павловском кладбище.

В 2005 году А. И. Зеленовой было посмертно присвоено звание Почетного гражданина города Павловска.

29 февраля в 16.00 в Концертно-выставочном зале Павловского дворца состоится вечер памяти Анны Ивановны Зеленовой, легендарного директора музея, отдавшего служению Павловску более 40 лет.

Ежегодно на протяжении уже почти 30 лет в последний день февраля в Павловский дворец приезжают люди, которые знали и любили Анну Ивановну, работали с ней. Приезжают все, кто искренне любит Павловск, чтобы почтить память уникального человека, внесшего неоценимый вклад в спасение, сохранение и воссоздание музея после Великой Отечественной войны.


Власть света
Тень моя — на стенах твоих.

Анна Ахматова

Анна Ивановна Зеленова — директор Павловского дворца-музея и парка с 1941 по 1979 г. Ее жизнь — подвиг во имя дела и людей. Среди спасенных ею — ее предшественник директор Павловского дворца-музея и парка Иван Кондратьевич Микрюков, которого она не дала упрятать в сталинский застенок, хотя знала его всего два месяца. Я прочитала об этом в письме Микрюкова. Архитектор Александр Александрович Кедринский сказал однажды: суть жизни Анны Ивановны поймет каждый, увидев дату, когда она стала директором — 1941 г.

А. И. Зеленова верой и правдой служила святому музейному делу все 900 дней блокады. В последние дни безнадежной обороны Павловска она продолжала спасать музейные ценности дворца, последней ушла из Павловска вместе с главным хранителем Н.В. Вейсом, когда немцы показались на окраине парка. Первой пришла к разрушенному дворцу — сразу после снятия блокады. И начала в заснеженном Павловске среди мин и руин организовывать восстановительно-реставрационные работы, которые довела до конца.

Чтобы понять, почему она поступала в своей жизни именно так, а не иначе, необходимо прочитать хотя бы одно ее письмо блокадного периода. Она четко уяснила для себя истинный характер войны с гитлеровской Германией. В частном письме к своим друзьям на Большую землю она писала из блокадного Ленинграда 5 марта 1943 года: «...Борьба за сохранение памятников нашей культуры является составной частью той великой битвы, которую мы ведем сейчас... Мы, музейщики, также должны считать себя мобилизованными для борьбы и победы над фашистским нашествием, ибо сохраняя вверенные нам музейные национальные ценности нашей страны, мы тем самым помогаем противостоять тому целеустремленному вандализму, с которым фашисты набрасываются на все то, что говорит о национальной гордости великороссов».

Она считала себя мобилизованной на борьбу с разрушениями дворцов и парков, оставшимися после ухода оккупантов. Поэтому главная цель для нее — не просто возродить Павловский дворец, но так восстановить дворцово-парковый ансамбль, чтобы он продолжал быть нашей национальной гордостью. Путь к достижению этой цели начался в том числе и с разработки ею специальной методики возрождения. «Она сама, научный сотрудник, много лет работает в Павловске и буквально жертвует своей жизнью во имя этого дворца», — отмечал в 1947 г. начальник ГИОП, архитектор Николай Николаевич Белехов.

Когда правительство решило передать дворцы военно-морским училищам, Анна Ивановна сделала все возможное, чтобы отстоять Павловский дворец. И отстояла. И тогда же она сделала все, чтобы не допустить распыления музейных коллекций пригородных дворцов, сосредоточенных в Александровском дворце, в который уже въезжали моряки. Зеленова сумела перевести под свое крыло центральное хранилище музейных фондов из дворцов Царского Села и Гатчины. Анна Ивановна была из числа тех редких натур, которые действовали по принципу: «Я отвечаю за все».

Как только Павловский дворец начал возрождаться к жизни, она уже не могла смириться с тем, что вместо ожерелья пригородных дворцов-музеев появится лишь одна жемчужина — Павловск. Прекрасная, любимая жемчужина, но одна. Она была уверена, что любовь ленинградцев к фонтанам Петергофа заставит власти провести комплексную реставрацию петергофских дворцов. А вот Царское Село и Гатчина ее тревожили основательно. В приватной беседе со своим надежным консультантом и другом Грибковым, работавшим в Финансовом управлении Ленгорисполкома, она спросила, потянут ли городские финансы такую ношу, как реставрация залов Екатерининского дворца. Грибков, удивившись, напомнил, что там военные. Анна Ивановна ответила, не скрывая горькой досады: «Но мы же с вами не можем допустить, чтобы Екатерининский дворец города Пушкина — ЕКАТЕРИНИНСКИЙ! — был казармой пожизненно!.. Предположим — моряки уйдут. Во дворец придет Вера Лемус с научными сотрудниками с единственной целью — жизнь положить во имя дворца, но без единого гроша в кармане. Это приведет к бездействию. И через какое-то время ее под белы руки выведут из дворца и снова передадут его богатому министерству. Музей должен войти в этот дворец как Дед Мороз под Новый год — с мешком денег на банковском счете! Ну, хотя бы на первых порах — на кровлю, на содержание здания, на консервацию, на исследования, и на комплексные проектно-сметные работы...»

И так же заблаговременно она продумывала финансовые проблемы Гатчинского дворца: кто будет оплачивать реставрационные работы? Управление культуры твердо заявляло, что денег на Гатчинский дворец нет и не будет. Еще до моего перехода в Гатчину, сделав осмотр дворца с плаца, Анна Ивановна поняла, что одномоментного выезда военных учреждений из него не получится. В данном случае разумнее и проще всего поступить по другим законам. Министерство, которому принадлежало здание Гатчинского дворца, было достаточно богато. Поэтому освобождая дворец, оно обязано будет внести деньги на оплату реставрации музейных залов. Это предложение Зеленовой позднее получило поддержку. Договор на реставрацию музейных залов заключал и оплачивал процентовки за выполненные работы с 1976 по 1991 г. институт «Электронстандарт» Министерства электронной промышленности СССР.

И для нее был личный праздник, когда открывались для экскурсантов залы Екатерининского дворца и Петергофа. Этот праздник она несла и в Гатчину. Я храню альбом, оформленный в один из вечеров Анной Ивановной. Открывается он планом дворцового парка Гатчины, а на нем разноцветной тушью она отметила все проведенные нами в 1971 г. работы в парке — вскрытые исторические планировки в регулярных садах, найденные на дне озера статуи и фрагменты колоннады павильона Орла, отреставрированный Липовый сад, отремонтированные парковые дороги. И далее ее рукой вычерчена конструкция берега Восьмигранного пруда с размерами, подклеены вырезки из газет с сообщениями о реставрационных работах в Гатчине.

В январе 1980 г. за несколько дней до своей кончины, еще не оправившись после операции, Анна Ивановна, которую не остановил даже мороз, приехала рейсовым автобусом в Гатчину. Потом мы медленно шли к дворцу по неудобным скользким подъемам и спускам. Я показала ей на садовом фасаде дворца окна залов, где ведется реставрация, и рассказала, кто из реставраторов Павловска у нас работает. Показала, какие залы еще не освобождены, и отчита-
лась — какие меры я принимаю, чтобы процесс освобождения ускорить.

Глядя на искристый заснеженный балкон Тронной Павла в свете зимнего солнца, она дала ряд ценных советов, которые я постаралась неукоснительно выполнить. И это обеспечило успешное открытие дворца как музея. Один из них — подготовить коллегию Главного управления культуры на тему «О реставрации и музеефикации Гатчинского дворца» с указанием в решении коллегии даты открытия музея во дворце. Анну Ивановну предупреждали, что она готовит разорение убранства своего дворца, и она отвечала, что в Павловске всегда будут специалисты, которые не позволят дворцу померкнуть и найдут действенные способы, как его защитить.

Когда же дело дойдет до убранства других дворцов-музеев — это будет другое время, другой уровень культуры, другой уровень финансирования. Гатчина — императорский дворец и исторически существовал во многом за счет Эрмитажа. Это один из путей для одного из дворцов. Еще один путь для открывающихся дворцов — собирательская работа должна быть развернута более масштабно, более оперативно, систематически и целеустремленно. Надо добиться, чтобы из городских учреждений во дворцы-музеи передавались художественные предметы прошлых веков: фарфор, стекло, мебель, осветительные приборы, художественная бронза, скульптура — все, что осталось в этих зданиях от царского времени; необходимо завязать тесные контакты с коллекционерами. Одним словом, пути для решения проблемы есть. Но под тем или иным предлогом ставить крест на самой идее возрождения дворцов как музеев непозволительно. Наша культура слишком обеднела — особенно во время войны. И жить спокойно при этом, словно так и должно быть — невозможно. И она работала над тем, чтобы не только начать возрождение пригородных ансамблей, но и сделать этот процесс необратимым.

Дворцовые залы Павловска — это была ее среда, выстраданная, органичная, гармоничная. Когда она приходила в музей, ее лицо становилось просветленным и сосредоточенным. Она так и осталась душой дворца, нашим национальным достоянием. Но она неотделима и от дворцовых стен Царского Села и Гатчины.

Аделаида ЕЛКИНА